(нем. Johann Sebastian Bach; 21 (31) марта 1685 (16850331), Айзенах — 28 июля 1750, Лейпциг) — немецкий композитор, органист и скрипач, представитель стиля барокко, один из создателей мировой музыкальной классики, считается одним из самых выдающихся композиторов мира.

Его работы давали вдохновение почти каждому композитору Европейской традиции, от Моцарта до Шенберг. Он обобщил достижения музыкального искусства переходного периода от барокко к классицизму, а в мастерстве полифонии и контрапункта не имел себе равных среди современников.

Павел Когоут - один из самых успешных чешских и европейских органов молодого поколения. Он начал учебу в Пражской консерватории. В интенсивных исследованиях он продолжил работу на музыкальном факультете Академии исполнительских искусств в Праге под руководством Дока.

Павел Кохоут - лауреат многих национальных и международных конкурсов. Утонченный музыкальный спектакль был удостоен несколько раз специальными призами, такими как «Танцующий ангел» из «Европейского союза музыкальных конкурсов». Помимо сольных концертов, он является востребованным исполнителем концертов с оркестром, в том числе дебютным выступлением с оркестром Виктории перед распроданной мэрией Мельбурна. Маркета в Бржевновском монастыре в Праге в год.

биография

Иоганн Себастьян Бах родился в маленьком городке Айзенах и был шестым ребенком скрипача Иоганна Амвросия Баха. Все Бахи жили в горной Тюрингии. С начала XVI века в семье Баха были флейтисты, трубачи, органисты, скрипачи, капельмейстер. Их музыкальное дарование передавалось из поколения в поколение. Когда Иоганну Себастьяну исполнилось пять, отец подарил ему скрипку. Иоганн быстро научился на ней играть, и музыка стала неотъемлемой частью и его жизни.

История его семьи в Германии восходит к шестнадцатому столетию, когда венгерский пекарь Вейт Бах приехал в Тюрингию, чтобы поселиться навсегда. Музыкальные традиции семьи Баха были расширены на протяжении нескольких поколений. Прекрасным примером являются родственники жителя города Иоганна Себастьяна Баха. Город представляет собой интенсивно построенную область, где живут несельскохозяйственные профессии. Подробнее Географический словарь Эрфурта, где на протяжении поколений они занимали позиции городских «пищки» и «отрубей».

Их присутствие на этих постах было настолько очевидным для жителей города, что даже когда Баха не было там, он постоянно повторял: «Слушай, как играют Бахи?». У членов семьи Баха обычно было много потомков. Большинство членов клана Бачан были музыкантами. Кроме того, у них была привычка организовывать ежегодные конвенции, в которых музыку нельзя было упустить. Каждая такая встреча в одном из городов Тюрингии начиналась с пения хора, позже пение превратилось в веселую игру и импровизацию, когда каждый из исполнителей имел задачу петь еще одну народную песню, и вся трудность заключалась в том, что все одновременно исполняли гармоничное целое.

Малый скрипач, обладая очень хорошим голосом, пел в хоре городской школы, но счастливое детство кончилось рано — когда будущему композитору только исполнилось 9 лет, умерла его мать, а через год — отец. Себастьяна и его брата — Иоганна Якоба, взял к себе их старший брат — Иоганн Христоф, который был органистом в городе Ордруф. Себастьян и Якоб вступили в гимназию, и параллельно брат учил их игре на органе и клавире. Но только исполнительства Себастьяну было мало — он хотел сам творить музыку. То ему удалось получить с замкнутой шкафы нотную тетрадь, где у брата были записаны произведения знаменитых в то время композиторов: Фроберґера, Керлля, Пахельбеля и других. По ночам тайком он переписывал эти ноты. Когда полугодовая работа уже близилась к завершению, брат застал его за этим занятием и отобрал все, что было сделано. Те бессонные часы при лунном свете в дальнейшем пагубно скажутся на заре Баха.

Этот обычай красноречиво соответствует тому, что представил Ян Себастьян Бах в своих «вариациях Голдберга». Эта композиция создает мелодию арии и две темы, взятые из народных песен. Сеисица Матч на тёрне, главный герой; старше мальчика мада, влюбленного в нее. Внешний вид: Красивый, высокий, хорошо построенный, обращает внимание на ваш внешний вид. Подробнее Глоссарий литературных героев - средняя школа Лютера, где память о нем была еще жива. Бах был самым молодым из его братьев и сестер. Его мать, Элизабет, умерла, когда Джону было девять лет.

В том же году умер отец Баха Ян-Амброуз. Он также был первым учителем своего сына, которому он передал базовые знания в области музыки. Детство Баха прошло в прекрасном месте - в скромном и красивом доме, окруженном прекрасной природой, в городе, который он описал и полюбовался Гете через сто лет после смерти великого композитора.

В 1700 году, когда семья Иоганна Кристофа существенно увеличивается, Себастьян отделяется и переезжает в Люнебург, где в 1700-1703 годах учится в школе церковных певчих при монастыре. После потери голоса (в связи с мутацией) Бах имеет возможность играть в оркестре на скрипке. Во время учебы Бах посещает Гамбург, чтобы познакомиться с музыкой органиста Райнкена и посетить оперный театр. Кроме того, он был в Целле, где имел возможность слышать новую французскую музыку в исполнении самих же французов, которые там служили при дворе. К этим годам относятся и первые композиторские опыты Баха — произведения для органа и клавира.

Детство - проведенное в кругу немецкой культуры, а ранняя потеря родителей сжимала глубокую стигму в психике Баха. Эти первые годы были временем беззаботного и большого счастья. Со смертью родителей начался период блуждания и одиночества. Сначала Джон взял на себя старшего брата Кристиана из Ордурфа. В этом городе он был органистом. Это было не так много для тех времен. Кристиан учил младшего брата музыки, но он, вероятно, не был идеальным педагогом, и его отношение вместо поощрения вызвало разочарование и неприязнь к сотрудничеству.

Он также запретил Джону Себастьяну видеть композиции великих немецких органистов - Иоганна Каспера Кериле, Иоганна Пачелбеля, Иоганна Фробергера и других. Последствием запрета было изучение тайно отобранных произведений великих художников - ночью, в уединении их комнаты. Возможно, именно здесь начинается серьезный недостаток взгляда композитора, который в конце жизни вызвал слепоту.

По окончании обучения мечта Баха о поступлении в университет не осуществилась, поскольку нужно было зарабатывать деньги на жизнь. С 1703 по 1708 он некоторое время служит в Веймаре в капелле Эрнста Веймарской, однако через несколько месяцев переехал в Арнштадта, где ему предложили должность органиста в новой церкви, где только было реконструировано орган. Несмотря на, казалось бы, благоприятные для жизни и творчества условия, в Баха возникают различные конфликты с его арнштадтським окружением. На этот период приходится известное событие в биографии композитора: в 1705 году Бах шел пешком около 400 км с Арнштадте в Любек, чтобы послушать игру выдающегося органиста Дитриха Букстегуде. В Любеке Бах пробыл больше, чем ему было разрешено (вместо 4 недель отпуска Бах оставался в Любеке почти 2 месяца), из-за чего напряжение между ним и властями города, и так к тому времени уже существовала, еще больше усилилась. В начале 1707 Бах переезжает в Мюльгаузене, где 15 июля он официально утвердили на посту органиста церкви св. Власия.

Не очень хорошие отношения с братом и многочисленные недоразумения привели к тому, что Ян Себастьян начал работать в возрасте пятнадцати лет и хотел стать независимым. В то время он пел сопрано, поэтому в Люнебурге он мог присоединиться к церковному церковному хору. В Охридфе он получил неплохое образование - в своей гимназии он очень хорошо выучил латынь. После переезда он продолжил свое образование в Люксембурге - в частной школе в церкви Св. Вскоре хор исключил его из мутации. Затем он начал работать в оркестре.

Он играл на скрипке, альте и клавикорде. Он быстро овладел скрипкой и начал писать свои первые композиции. Это были прежде всего вариации - органы хоровых органов. В этот период он также отправился в Гамбург и Целле. Затем у него была возможность послушать других музыкантов.

В октябре того же года Бах женится на своей троюродной сестрой Марией Барбарой Бах. Его творческие интересы были сосредоточены тогда, главным образом, на музыке для органа и клавира. К этому периоду относится, в частности, «Каприччио на отъезд возлюбленного брата».

Веймар (1708-1717)

После многих должностей в провинциальных городах Тюрингии (Арнштадт, Мюльхаузен), композитор получает место придворного музыканта у герцога Веймарского 1708. Бах обосновывается в Веймаре, где проводит 9 лет. Параллельно работает также городским органистом.

Люнебург делает бродячую позицию в Бахе. Вот его привычка бежать от скуки - и этот способ диверсификации жизни уже в Бачу остается. Его страсть становится длинными прогулками по полям, где он восхищался красотой природы и мог свободно размышлять. Есть также идеи для новых музыкальных произведений. Он бродил из города в город, из деревни в деревню, спал в придорожных гостиницах, встречался с друзьями и заводил новых знакомых. Кроме того, у него была возможность углубить свои знания народной музыки, что повторяет его более поздние работы.

В Гамбурге Бах имел возможность послушать выдающихся органистов своей эпохи - Рейнкена - представителя северной школы, дебриха Букстехуде - датчанина, работающего в Любеке. Многие ранние работы Баха основаны на игре обоих импровизаторов - поглощают ряд технических проблем, осложнений, требующих технической виртуозности от их исполнителей. Однако работы этих композиторов не продемонстрировали архитектурной ясности, но только мастерство вариаций.

Виртуоз-исполнитель на органе Бах создал для этого инструмента произведения, достигших вершин органной музыки. Становление неповторимого органного стиля Баха сильно зависело от хоральных прелюдий, расценены композитором как своеобразный интимный, романтический дневник художника. В этих лирических поэмах зарождалась яркая многогранна музыкальный язык, что опережала свое время. В свободных фантазиях сплетались воедино народные и высокопрофессиональные течения. Хоральных фантазии отмечены художественной смелостью, широким диапазоном средств для выражения и форм.

Отсутствие прозрачности здания нашло Баха в работах французских композиторов. Он также встретил ее во время ее похода. Во время одного из них он добрался до Целле. Шульц Магазины корицы, Эпизодическая героиня; В истории почти отсутствует. Рассказчик не обращает на нее внимания, не заботится о ней.

Подробнее Словарь литературных героев - средняя школа «Эсмери д» Олбрейз. Принцессе любили окружать французских художников, поэтому у Баха была возможность послушать игру Куперена, которую он ценил и восхищался. Как восемнадцатилетний мальчик стал скрипачом в ансамбле герцога Веймарана. Он работал там всего несколько месяцев, позже стал органистом церкви в Арнштадте. Эта работа была относительно легкой и не слишком трудоемкой, что позволило Баху научить технике играть на органе. Будучи органистом, он был вынужден работать три раза в неделю.

В жанрах прелюдии и фуги, токкаты, фантазии Бах выступает как потомок немецкой органной школы, и особенно своих предшественников — Райнкена и Букстегуде. От Букстегуде, к которому Бах ездил в годы юношества, он перенял свободный поэтический характер органных импровизаций, ораторский пафос, блестящую концертную декоративность. Для органных произведений Баха характерные эмоциональное богатство, глубокое внутреннее сосредоточение, драматический размах при великолепии звучания и свободы формы. Бах объединял в двухчастные циклы полярные по своей выразительности части: импровизационную токкату, фантазию, или прелюдию и полифоническую фугу. Органные фуги отмечаются большим размахом, и вольностью выражения, для них, по сравнению с клавирные, были характерны мощные драматическим развитием и грандиозные кульминации.

Оттуда он ушел как великий виртуоз - ценился и восхищался его современниками. Для Баха Бах был, прежде всего, выдающимся инструменталистом, но его композиции были менее благоприятными. Страсть к походам была счастливой и трудной для Баха. Подробнее Словарь литературных недель отпуска оставляет Любека пешком, чтобы услышать игру Букстехуда. Однако четырехнедельный отпуск увеличился на три месяца - и продолжался четыре месяца. По возвращении в Арнштадт, Бах был в беде со своими начальниками, которые впоследствии фактически препятствовали его жизни в Лейпциге.

Эти произведения в полной мере используют динамические и тембральные ресурсы инструмента. Масштабные фантазии, вариации и фуги построены на ярких колористических и динамических контрастах.

К произведениям веймарского периода относятся большинство зрелых органных прелюдий и фуг (c-moll, D-dur, e-moll, g-moll, G-dur, f-moll и др.), Фантазия (C-dur), фуга (g -moll), фантазия и фуга (d-moll, C-dur), Пассакалия до минор и другие. Также здесь родились его два сына, будущие известные композиторы — Вильгельм Фридеман (* 1710- † 1784) и Карл Филипп Эммануэль (* 1714- † 1788).

Одно проступок влечет за собой ряд жалоб со стороны начальства, которые обвиняют заявителей в том, что они присоединяются к хору своих крайне нелепых удовольствий, которые только делают его счастливым, а верующие раздражают и «путают». Все обвинения, направленные на его адрес, имели привычку игнорировать молчание и избавляться от него - и так случилось на этот раз. Полное безразличие и игнорирование членов консорциума привело к дальнейшему недоразумениям. Есть утверждения о ненужном продлении службы, когда восторг Баха импровизирует и играет слишком долго.

Творчество Баха ознаменовала вершину килькастолитнього развития органной музыки еще от эпохи Возрождения. Влияние органной творчества ощутимый также в других произведениях композитора (кантаты, сольные скрипичные сонаты, прелюдии и фуги).

Кётен (1717-1723)

В 1717 Бах принял приглашение на службу герцога Ангальт-Кетенского Леопольда. Жизнь в Кётене сначала было счастливым периодом композитора: князь, просвещенный для своего времени человек и неплохой музыкант, ценил Баха и не мешал его творчества, приглашал его в свои поездки.

Его обвиняют в невозможности сотрудничества с хором, который просто игнорирует своего девятнадцатилетнего менеджера. Однако самым высоким показателем правонарушения является введение женского хора, даже если совместные испытания состоялись в пустой церкви. Вероятно, это была двоюродная сестра Баха Мария Мария Малчевски Мария, главный герой и титульный персонаж; дочь меч-рыбы. Она рано потеряла мать, очень любит своего отца. В любви к взаимности в Ваславе он - верная и терпеливая жена. Подробнее Словарь литературных героев - средняя школа Барбара Бах, песня которого сопровождает композитор.

В Кётене Бах писал, в основном, клавирные и оркестровую музыку.

Бах первый написал концертные произведения для клавира (по образцу скрипичных), тем самым утвердив самостоятельность этого инструмента. Несмотря на несовершенство современных ему инструментов (клавесина, клавикорда и др.) И их ограниченные выразительные возможности, Бах создал для них ряд очень ярких произведений.

Все это приводит к усиленному конфликту, и Бах в конце концов уходит из Арнштадта и переезжает в Мюльхаузен. В то же время старшая тетя Регина, которая вышла замуж за семейного друга Баха Дорнхина, уже вышла замуж. Свадьба Яна Себастьяна и Марии Барбары проводится у нее.

В Мюльхаузене рождается одна из первых зрелых работ Баха. Работа была не очень хорошо оплачиваемой, но атмосфера была гораздо приятнее, чем в Арнштадте. В Мюльхаузене Бах также обновляет местные органы и совершенствует их. Другой преемник был передан Баху принцем Вильгельмом Эрнстом, чей суд стал органистом. В Веймаре Бах набирает национальную известность как отличный специалист по телу и лучший органист в Германии. Однако репутация не улучшает финансовое положение. Затем он рассчитывал на должность капеллана герцога.

В жанре клавирной музыки Бах открыл новые пути. Расцвет его клавирной творчества приходится на период работы при дворе в Кётене, где был создан первый том «Хорошо темперированного клавира», «Хроматическая фантазия и фуга», блестящий виртуозный стиль, драматизм и пафос которой свидетельствуют о переносе в сферу клавирной музыки выразительных приемов, характерных для органных Стамбул и фантазий.

Оказалось, однако, что, выбирая кандидата на эту должность, принц полностью проигнорировал Баха, а капеллан стал композитором, чьи работы были очень успешными в то время - Телеманом. Бах расстроился и оскорбил сразу, ища другую работу. Ему удалось поселиться в суде в Кетчене, с принцем Леопольдом Ангальт. Там Баху было обещано положение капеллана.

Как только есть уверенность, что эта позиция ждет его, и глухой к аргументам Баха, который перечислил его квалификацию в качестве принца, не веймаранер не хочет, чтобы он был доверен капелланом в жестокой манере, требуя отставки. Пребывание Баха в Веймаре привело к появлению около двадцати кантат, многих хоровых произведений, прелюдий, фуг, фантазий, вариаций, скрипки и органных концертов.

Особенно интересна сборник «Хорошо темперированный клавир» — 24 прелюдии и фуги, написанные во всех тональностях и на практике доказывают преимущества темперированного музыкального строя, вокруг утверждения которого шли горячие споры. Впоследствии Бах создал второй том «Хорошо темперированного клавира», также из 24 прелюдий и фуг во всех тональностях.

Там он становится капитаном и вскоре подружится с молодыми, образованными - также музыкально-принцем Леопольдом фон Ангальт-Котчен. Работа здесь не оказывается слишком трудоемкой, и у Баха снова есть время для создания новых работ. Шестилетнее пребывание в Кетене оказывается чрезвычайно креативным.

Сам Кетчен был небольшим городом и не обеспечивал слишком много достопримечательностей. Семья Баха выросла - родились новые дети. Праздновали все рожденные. Суд Кетчен также встретил Баха одним из величайших в его беде жизни. Во время своего пребывания в княжеской часовне в Карлсбаде Мария Барбара умерла. Сервантес Дон Кихот, героиня эпизодической; красивый крестьянин, замаскированный под пастух после того, как Дон Фернанд оставил ее. Он все еще любит его и надеется, что он вернет свою возлюбленную.

В этот период были написаны Маленькие прелюдии, Английские и Французские сюиты, токкаты (fis-moll, c-moll) для клавира, а также известные Бранденбургские концерты, принадлежащие к жанру concerto grosso и продолжили традиции Вивальди. Быстрые части отмечены энергичным движением, часто танцевального характера, пластической уравновешенностью формы, использованием высокоразвитой зарубежной техники. Концерты характерные масштабностью, полифонизация фактуры, симфонической единством в соответствии сольных и акомпонувальних инструментов, яркой индивидуальностью, глубиной образов.

В каждом концерте играют соло инструменты и ансамбли. (Обычный состав оркестра Баха: струнные, гобое, блокфлейты, фаготы, валторны, трубы, ударные инструменты, иногда гобое-д’амур, гобой да качья и корн ода качья). Хотя Бах стремился (что было характерно для его эпохи) не столько к индивидуализации тембро-колоритных эффектов, как к выявлению и подчеркивания полифонической логики, его партитуры обозначены непрерывным поиском новых инструментальных композиций.

Произведения для скрипки соло (3 сонаты и 3 партиты) отличаются сложной многоголосной структурой, вольностью выражение, несмотря на рамки жанровых ограничений. Свободные прелюдии, фуги, вариации меняются в них изящными танцами. В сонатах для скрипки ярко выразилась сила воображения композитора, способного возвеличиться на всеми ограничениями традиционной формы, материалом и техническими возможностями инструмента.

Тогда же создано шесть сюит для виолончели соло.

Однако в Кётене Баха случилось несчастье. Во время, когда Баха с князем не было в городе (князь принимал музыкантов с собой, когда выезжал из города), умерла его жена Мария Барбара. Ее похоронили 7 июля 1720

В 1721 Бах женится второй раз — на Анне Магдалене Вилькен. А в 1723 состоялось исполнение его «пансионатов по Иоанну» в церкви св. Тома в Лейпциге и Бах получил должность кантора этой церкви — руководителя хора певческой школы — с одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви (латынь и пение).

Лейпциг (1723-1750)

В Лейпциге Бах живет до конца своей жизни. Он становится «музыкальным директором» всех церквей города, следя за личным составом музыкантов и певцов, наблюдая за их обучением, назначая необходимые для выполнения произведения и выполняя много обязанностей.

Не умея хитрить и маневрировать, композитор неоднократно попадал в конфликтные ситуации, омрачавшие его жизни и отвлекали от творчества.

До нашего времени дошли до пассионы Баха «пансионатов по Иоанну» (1723) и «пансионатов по Матфею» (1729), что связано со старинными традициями народных представлений о последних днях жизни Христа. Благодаря иронии сюжета, конкретным действующим лицам, пассионы тяготеют к операм больше других произведения Баха. В «пансионатов по Матфею» достигнуто исключительного единения многоплановой структуры. Речитативный изложение Евангельского текста, по тонкости передачи выразительных деталей не имеет себе равных в итальянской опере, лирические арии и хоры, протестантские хоры а капелла и в сопровождении органа формируют три различные планы в раскрытии трагических идей оратории.

«Пансионатов за Иоанном» характерны меньшим размахом, они более близки к драме. Музыка обоих пансионатов относится к вершине Бахов музыки.

Композитор создал около 30 советских кантат (среди них — комические «Кофейная» и «Крестьянская»), что, как правило, мало отличаются от духовных по стилю. В «Крестьянской» введены номера народно-бытового, песенно-танцевального характера. Сатирическая кантата «Соревнования Феба и Пана» ставит проблему соотношения народной и профессиональной музыки.

Также написано произведения для органа, оркестра, клавесина (среди последних выделяют цикл «Ария с 30 вариациями», так называемые «Ґольдберґ-вариации», 1742). В 1747 году Бах создал цикл пьес «Музыкальные подарки», посвященный прусскому королю Фридриху II. Последней работой композитора стало произведение под названием «Искусство фуги» (1749-50) — с 14 фуг и 4 канонов на одну тему.

В конце 1740-х годов здоровье Баха ухудшилось, особенно беспокоила резкая потеря зрения. Две неудачные операции по удалению катаракты вызвали полную слепоту, но и тогда он продолжал творить, диктуя ноты для записи.

За десять дней до смерти Бах якобы прозрел, однако за несколько часов с ним случился удар. Несмотря на старания врачей, Бах отошел 28 июля 1750. Возможной причиной смерти композитора называют осложнения после операции.

Торжественное захоронение Иоганна Себастьяна Баха вызвало огромный наплыв народа из разных уголков немецких земель. Композитора похоронили возле церкви св. Тома (Thomaskirche), в которой он прослужил 27 лет. Однако по территории кладбища впоследствии проложили дорогу и могила затерялась. Только в 1894 остатки его тела случайно нашли во время строительных работ, тогда и состоялось перезахоронение.

творчество

Творческое наследие Иоганна Себастьяна Баха чрезвычайно велика, охватывает более 1000 композиций, из них 320 светских и духовных кантат, много мес, «Рождественская» и «Пасхальная» оратории, многочисленные хоралы, мотеты, инструментальные произведения и другие.

Сейчас произведения Баха принято обозначать номером BWV (сокращение от Bach Werke Verzeichnis — каталог произведений Баха). Эта классификация была предложена немецким музыковедом В. Шмидер в 1950 году, в ее основе лежит тематический принцип: номера BWV 1-224 ассоциируются с кантатами, BWV 225-249 — с ораториальных произведениями, BWV 250-524 — это хоралы и духовные песнопения, BWV 525-748 — органные произведения, BWV 772-994 — клавирные произведения, BWV 995-1000 — произведения для лютни, BWV 1001-1040 — камерная музыка, BWV 1041-1071 — оркестровые произведения и BWV 1072-1126 — каноны и фуги.

Большинство вокальных произведений Баха написаны на религиозные тексты (например, «пансионатов по Иоанну», 1723, «пансионатов по Матфею», 1729, «Месса си минор» 1733-1738). Музыка их проникнута глубоким религиозным чувством и, вместе с тем, философской погруженностью. С советских вокальных произведений композитора особенно выделяют кантаты «Феб и Пан», «Крестьянская», «Кофейная», непосредственно связанные с тогдашним бытом.

Инструментальная музыка Баха написана для органа (прелюдии, токкаты, фантазии, фуги и т.д.), для клавесина («Хорошо темперированный клавир» — 48 прелюдий и фуг, «Искусство фуги», 6 партит, 6 французских сюит, 6 английских сюит и т.д.). Также он создал сонату для скрипки соло, сюиты для виолончели соло, а также музыку для оркестра (6 «Бранденбургских концертов», 4 сюиты), концерты для скрипки с оркестром, для клавесина с оркестром и другие.

Инструментальные произведения Баха стали источником транскрипций многих композиторов, в частности Ференца Листа, Феруччо Бузони, Сергея Рахманинова. Фортепианные транскрипции некоторых органных произведений Баха сделали и украинские композиторы — Левко Ревуцкий, Григорий Беклемишев. Своеобразным творческим экспериментом стал «ричеркары» Баха в пуантилистичному инструментовке Антона Веберна для октета.

органное творчество

Органная музыка в Германии до времени Баха уже имела давние традиции, сложившиеся благодаря предшественникам Баха — Пахельбеля, Бему, Букстехуде и другим композиторам, каждый из которых по-своему влиял на него. Со многими из них Бах был знаком лично.

В течение жизни Бах был больше известен как первоклассный органист, преподаватель и композитор органной музыки. Он работал как в традиционных для того времени «свободных» жанрах, таких как прелюдия, фантазия, токката, пассакалья, так и в более строгих формах — хоральной прелюдии и фуги. В своих произведениях для органа Бах умело сочетал черты разных музыкальных стилей, с которыми он знакомился в течение жизни. На композитора повлияла как музыка северонемецких композиторов (Георг Бём, с которым Бах встретился в Люнебурге, и Дитрих Букстегуде в Любеке), так и музыка южных композиторов: Бах переписывал себе произведения многих французских и итальянских композиторов, чтобы понять их музыкальный язык; позже он даже перевел несколько скрипичных концертов Вивальди для органа. В течение наиболее плодотворного для органной музыки периода (1708-1714) Иоганн Себастьян не только написал много пар прелюдий и фуг и Стамбул и фуг, но и придумал незаконченное Органную книжечку — сборник из 46 коротких хоральных прелюдий, в которой демонстрировались различные техники и подходы к созданию произведений на хоральных темы. После отъезда из Веймара Бах стал меньше писать для органа; тем не менее, после Веймара были написаны многие известные произведения (6 трио-сонат, сборник «Clavier-Übung» и 18 Лейпцигская хоралов). Всю жизнь Бах не только сочинял музыку для органа, но и занимался консультированием при строительстве инструментов, проверкой и настройкой новых органов.

Другая клавирные творчество

Бах также написал ряд произведений для клавесина, многие из которых можно было выполнять и на клавикорде. Многие из этих творений является энциклопедическими сборниками, демонстрирующие различные приемы и методы создания полифонических произведений. Большинство клавирных произведений Баха, выданных при его жизни, содержались в сборниках под названием «Clavier-Übung» («клавирные упражнения»).

  • «Хорошо темперированный клавир» в двух томах, написанных в 1722 и 1744 годах, — сборник, в каждом томе которого содержится по 24 прелюдии и фуги, по одной на каждую б тональность. Этот цикл был очень важное значение в связи с переходом на системы настройки инструментов, позволяющих одинаково легко исполнять музыку в любой тональности — прежде всего, к современному равномерно темперированного строя.
  • 15 двухголосый и 15 триголосих инвенций — небольшие произведения, расположены в порядке увеличения количества знаков в тональности. Предназначались (и используются до сих пор) для обучения игре на клавишных инструментах.
  • Три сборника сюит: Английские сюиты, Французские сюиты и партиты для клавира. Каждый цикл содержал по 6 сюит, построенных по стандартной схеме (Аллеманда, куранта, сарабанда, жига и необязательная часть между последними двумя). В английских сюитах Аллеманда предшествует прелюдия, а между сарабандой и жиго присутствует ровно одна часть; во французских сюитах количество необязательных частей увеличивается, а прелюдии отсутствуют. В партит стандартная схема расширяется: помимо изысканных вступительных частей, присутствуют дополнительные, причем не только между сарабандой и жиго.
  • Гольдберг-вариации (около 1741) — мелодия из 30 вариациями. Цикл имеет достаточно сложную и необычную структуру. Вариации строятся скорее на тональном плане темы, чем на самой мелодии.
  • Различные пьесы вроде «Увертюры во французском стиле», BWV 831, «хроматические фантазии и фуги», BWV 903, или «Итальянского концерта», BWV 971.

Оркестровая и камерная музыка

Бах писал музыку как для отдельных инструментов, так и для ансамблей. Его произведения для инструментов соло — 6 сонат и партии для скрипки соло, BWV 1001-1006, 6 сюит для виолончели, BWV 1007-1012, и партиты для флейты соло, BWV 1013, — многие считают одними из самых глубоких творений композитора. Кроме того, Бах написал несколько произведений для лютни соло. Писал он также трио-сонаты, сонаты для солирующих флейты и виолы да гамба, которые сопровождаются лишь генерал-басом, а также много канонов и ричеркар, без указания инструментов для исполнения. Наиболее значимые примеры таких произведений — циклы «Искусство фуги» и «Музыкальное приношение».

Бах написал множество произведений для оркестра и инструментов, выполняющих соло вместе с ним. Одни из самых известных — «Бранденбургские концерты». Они были так названы, поскольку Бах, послав их маркграфу Христиану Людвигу Бранденбург-Шведтскому 1721 года, думал получить при его дворе; эта попытка оказалась неудачной. Эти шесть концертов написаны в жанре кончерто гроссо. Другие оркестровые шедевры Баха, дошедших до нас, включают два скрипичных концерта (BWV 1041 и 1042), концерт для 2 скрипок ре минор BWV 1043, так называемый «тройной» ля-минорный концерт (для флейты, скрипки, клавесина, струнных и непрерывного (цифрованого) баса) BWV 1044 и концерты для клавира и камерного оркестра: семь для одного клавира (BWV 1052-1058), три — для двоих (BWV 1060-1062), два — для трех (BWV 1063 и 1064) и один — ля минорный BWV 1065 — для четырех клавесинов. В наше время эти концерты с оркестром часто выполняются на фортепиано, поэтому их можно назвать фортепианными концертами Баха, но не стоит забывать, что во времена Баха фортепиано не было. Кроме концертов, Бах написал 4 оркестровые сюиты (BWV 1066-1069), некоторые отдельные части из которых в наше время особенно широко популярны и имеют популярные переложения, а именно: так называемый «шутка Баха» — последняя часть, badinerie второй сюиты и вторая часть третьей сюиты — ария.

вокальные произведения

  • Кантаты. В течение долгого периода своей жизни каждое воскресенье Бах в церкви Св. Фомы руководил исполнением кантаты, тема которой выбиралась согласно лютеранским церковному календарю. Хотя Бах исполнял и кантаты других композиторов, в Лейпциге он составил как минимум три полных годовых цикла кантат, по одной на каждое воскресенье года и каждый церковный праздник. Кроме того, он придумал некоторое количество кантат в Веймаре и Мюльхаузене. Всего Бахом было написано более 300 кантат на духовную тематику, из которых только 200 дошли до наших дней (последняя — в виде единого фрагмента). Кантаты Баха сильно различаются по форме и инструментовки. Некоторые из них написаны для одного голоса, некоторые — для хора; некоторые требуют для выполнения большого оркестра, а некоторые — всего несколько инструментов. Однако чаще всего используется следующая модель: кантата открывается торжественным хоровым вступлением, затем чередуются речитативы и арии для солистов или дуэтов, а завершается все хоралом. В качестве речитатива обычно берутся те же слова из Библии, что читаются на этой неделе по лютеранским канонам. Завершающий хорал часто предусматривает хоральная прелюдию в одной из средних частей, а также иногда входит во вступительную часть в виде cantus firmus. Самыми известными из духовных кантат Баха являются «Christ lag in Todesbanden» (номер 4), «Ein ‘feste Burg» (номер 80), «Wachet auf, ruft uns die Stimme» (номер 140) и «Herz und Mund und Tat und Leben »(номер 147). Кроме того, Бах составил также некоторое количество светских кантат, конечно приуроченных к каким-либо событиям, например, к свадьбе. Среди самых известных светских кантат Баха — две Свадебных кантаты и шуточная Кофейная кантата и Крестьянская кантата.
  • Страсти (пассионы). Страсти по Иоанну (1724) и Страсти по Матфею (около 1727) — произведения для хора и оркестра на евангельскую тему страданий Христа, предназначенные для исполнения на вечерних в страстную пятницу в церквях Св. Фомы и Св. Николая. Страсти являются одними из самых масштабных вокальных произведений Баха. Известно, что Бах написал 4 или 5 пансионатов, но только эти два полностью дошли до наших дней.
  • Оратории и Магнификат. Самая известная Рождественская оратория (1734) — цикл из 6 кантат для исполнения во время рождественского периода литургического года. Пасхальная оратория (1734-1736) и Магнификат представляют собой скорее большие и тщательно проработанные кантаты и имеют меньший размах, чем Рождественская оратория или пассионы. Магнификат существует в двух версиях: изначальной (ми-бемоль мажор, 1723) и более поздней и известной (ре мажор, 1730).
  • Мессы. Самая известная и значимая месса Баха — месса си минор (закончена 1749), которая представляет собой полный цикл ординария. В эту мессу, как и во многие другие произведениях композитора, вошли переработанные ранние произведения. Месса никогда не исполнялась целиком при жизни Баха — впервые это произошло только в XIX веке. Кроме того, эта музыка не исполнялась по назначению из-за несоответствия лютеранским канонам (в него входили только Кирие и Глория), а также из-за длительности звучания (около 2:00). Кроме мессы си минор, до настоящего времени дошло 4 коротких двухчастотных мес Баха (Кирие и Глория), а также отдельные части, как Sanctus и Kyrie.

Остальные вокальных произведений Баха включают несколько мотетов, около 180 хоралов, песни и арии.

Судьба творческого наследия Баха

Сложной оказалась и судьба его наследия. При жизни Баха знали, однако после смерти композитора его имя и музыку начали забывать. Настоящий интерес к его творчеству возник лишь в 1820-е годы. А начался он с исполнения 11 мая 1829 в Берлине «Страстей по Матфею», организованного Феликсом Мендельсононом-Бартольди (* 1809- † 1847). Именно Феликсу принадлежит честь «Возвращение к жизни» (Wiederbelebung) музыки Баха, почти через 80 лет после смерти композитора и его полного забвения. Это дало мощный импульс к публикации произведений Баха и их выполнения.

Генерация композиторов-романтиков, родилась в 1810-е годы, приняла Баховские композиции как поэтическую музыку и взяла их себе за образец. Феликс Мендельсон-Бартольди, Роберт Шуман (* 1810- † 1856), Фредерик Шопен (* 1810- † 1849) и даже сам Ференц Лист (* 1811- † 1886) считали произведения Баха стимулом и примером для собственного творчества. Выдающиеся к тому времени музыканты-исполнители (кроме Мендельсона-Бартольди, Шопена и Листа также Клара Шуман, Сигизмунд Тальберг и многие другие) внесли произведения Баха в свои концертные программы.

В 1850 был создан «баховский сообщество», которая стремилась выявить и опубликовать все рукописи композитора (за полвека было издано 46 томов).

И. С. Бах и Украины

По мнению А. Калиниченко, в отдельных произведениях чувствуется влияние украинской музыкальной культуры, в частности тема фуги си-бемоль минор с 1-го тома «Хорошо темперированного клавира» (1722) интонационно приближается к нижнему голоса мелодии украинской народной песни «Ой на горе, на крутой ». Правда, здесь нельзя исключать родство мелоса фольклора украинском и народных песен немцев (част. Их древнейшего, теперь полузабытого слоя) или полабских славян, живших тогда в Саксонии (их мог слышать И. С. Бах). Опосредованные связи Баха с Украиной могли существовать брату, который выехал в Стокгольм. Туда, после поражения под Полтавой в 1709 вместе с войском шведского короля Карла XII, где служил брат Баха, отступила часть украинских казаков во главе с будущим гетманом Филиппом Орликом. Украинские песни, они пели, могли брату дойти и до Баха. Более поздние «украинизмы» музыки Баха могли появиться в результате его знакомства (некоторые исследователи считают это свершившимся фактом) с украинским бандуристом, лютнист и певцом Т. Белоградский, который жил в Дрездене. Там работал орґанистом также один из сыновей композитора — Вильгельм Фридеман. Нельзя исключать, что И. С. Бах (возможно, с сыном) слышал игру и пение Т. Белоградский. Исследователь М. Степаненко предполагает, что заказ и написание И. С. Баху февральских партит могли также быть связанными с Т. Белоградский.

памяти

  • Памятник в Лейпциге, построенный 23 апреля 1843 Германом Кнауром по инициативе Мендельсона и по чертежам Эдуарда Бендемана, Эрнста Ритшель и Юлиуса Гюбнера.
  • Бронзовая статуя на площади Frauenplan в Эйзенахе, спроектированная Адольфом фон Донндорфом, поставлена ​​28 сентября 1884. Сначала стояла на Рыночной площади у церкви Св. Георгия, 4 апреля 1938 года была перенесена на Frauenplan с укороченным пьедесталом.
  • Памятник Генриха Польмана на площади Баха в Кётене, построенный 21 марта 1885.
  • Бронзовая статуя Карла Сеффнер с южной стороны церкви Св. Фомы в Лейпциге — 17 мая 1908.
  • Бюст работы Фрица Бена в монументе «Вальхалла» под Регенсбургом, 1916 год.
  • Статуя Пауля Биррен при входе в церковь Св. Георгия в Эйзенахе, установлена ​​6 апреля 1939.
  • Памятник Бруно Ейермана в Веймаре, впервые установленный в 1950 году, затем на два года убран и вновь открыт в 1995 году на площади Демократии.
  • Рельеф Роберта Пропфа в Кётене, 1952 год.
  • Памятник Бернда Гебель около рынка Арнштадта, построенный 21 марта 1985.
  • Деревянная стела Эда Гарисона на площади Иоганна Себастьяна Баха перед церковью Св. Власия в Мюльхаузене — 17 августа 2001 года.
  • Памятник в Ансбахе, спроектированный Юргеном Гертца, установленный в июле 2003 года.
  • С 1950 года в Лейпциге проводится Международный конкурс имени Иоганна Себастьяна Баха.

сыновья Баха

Иоганн Себастьян Бах стал отцом четырех композиторов, чьи произведения до сих пор звучат в концертных залах и записываются на компакт-диски. это:

  • Карл Филипп Эмануэль Бах (Carl Philipp Emanuel Bach, * 1714- † 1788),
  • Иоганн Кристиан Бах (Johann Christian Bach * 1735- † 1782)
  • Иоганн Кристоф Фридрих (Johann Christoph Friedrich Bach * 1732- † 1795)

Аудиоприклады

  • Прелюдия и фуга № 20 ля минор
    • From the Well-Tempered Clavier (Book 1)
  • Концерт для клавира с оркестром №1 ре минор, BWV 1052, first
  • Концерт для клавира с оркестром №1 ре минор, BWV 1052, second
  • Концерт для клавира с оркестром №1 ре минор, BWV 1052, third
  • Кантата 140, первая
  • Кантата 140, вторая
  • Кантата 140, пятый
  • Кантата 140, шестой
  • Кантата 140, седьмой
  • Partita, BWV 1013
  • Маленькая сюита № 1 — BWV 996, E Minor — I Präludium; Presto
  • Маленькая сюита № 1 — BWV 996, E Minor — II Allemande
  • Маленькая сюита № 1 — BWV 996, ми минор — III Courante
  • Маленькая сюита № 1 — BWV 996, ми минор — IV (Sarabande)
  • Маленькая сюита № 1 — BWV 996, ми минор — V Bourrée
  • Маленькая сюита № 1 — BWV 996, ми минор — VI (Gigue)
  • BWV 997 — Маленькая сюита № 2 до минор — I Prelude
  • BWV 997 — Маленькая сюита № 2 до минор — II Fuge
  • BWV 997 — Маленькая сюита № 2 до минор — III Sarabande
  • BWV 997 — Маленькая сюита № 2 до минор — IV Gigue — Double
  • BWV 998 — I Prelude
  • BWV 998 — II Fuge
  • BWV 998 — III Allegro
  • Capriccio Departure of Brother
  • Chaconne for violin alone
  • English Suite No. 1 in A major — prelude
  • English Suite No. 1 in A major — Allemande
  • English Suite No. 1 in A major — Courante I
  • English Suite No. 1 in A major — Courante II
  • English Suite No. 3 in G minor — Sarabande
  • English Suite No. 3 in G minor — Gavotte I and II
  • English Suite No. 3 in G minor — Gigue
  • Fantasy — C minor
  • Fugue in G minor
  • Italian Concerto — F Major — Первая
  • Italian Concerto — F Major — Andante
  • Italian Concerto — F Major — Presto
  • Praeludium A minor
  • Prelude in C-sharp minor
  • Sonata in E minor — Adagio-ma-non-tanto
  • Хорошо-темперированный клавир — Тетрадь 1 — Прелюдия до мажор
  • Хорошо-темперированный клавир — Тетрадь 1 — Фуга ми мажор
  • Хорошо-темперированный клавир — Тетрадь 1 — Прелюдия до минор
  • Хорошо-темперированный клавир — Тетрадь 1 — Фуга до минор
  • Хорошо-темперированный клавир — Тетрадь 1 — Прелюдия ре
  • Хорошо-темперированный клавир — Тетрадь 1 — Прелюдия ре минор
  • Хорошо-темперированный клавир — Тетрадь 1 — Фуга ре минор
  • Хорошо-темперированный клавир — Тетрадь 1 — 10Epre Bb
  • Хорошо-темперированный клавир — Тетрадь 1 — 11Efuge Bbmaj

Дата рождения: 21 марта 1685
Место рождения: Эйзенах
Страна: Германия
Дата смерти: 28 июля 1750

Иоганн Себастьян Бах (нем. Johann Sebastian Bach) — немецкий композитор и органист, представитель эпохи барокко. Один из величайших композиторов в истории музыки.

За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Бах — мастер полифонии. После смерти Баха его музыка была малопопулярна, но в XIX веке её открыли вновь. Его творчество оказало сильное влияние на музыку последующих композиторов, в том числе и в XX веке. Педагогические произведения Баха используются по назначению до сих пор.

Иоганн Себастьян Бах был шестым ребёнком в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха и Элизабет Леммерхирт. Род Бахов известен своей музыкальностью с начала XVI века: многие предки Иоганна Себастьяна были профессиональными музыкантами.Отец Баха жил и работал в Эйзенахе. Работа Иоганна Амброзиуса включала организацию светских концертов и исполнение церковной музыки.

Когда Иоганну Себастьяну было 9 лет, умерла его мать, а через год — отец. Мальчика взял к себе старший брат Иоганн Кристоф, служивший органистом в соседнем Ордруфе. Иоганн Себастьян поступил в гимназию, брат обучал его игре на органе и клавире. Иоганн Себастьян очень любил музыку и не упускал случая заниматься ею или изучать новые произведения.

Обучаясь в Ордруфе под руководством брата, Бах познакомился с творчеством современных ему южнонемецких композиторов — Пахельбеля, Фробергера и других. Возможно также, что он познакомился с работами композиторов Северной Германии и Франции. Иоганн Себастьян наблюдал, как осуществлялся уход за органом, и, возможно, сам принимал в нём участие.

В 15 лет Бах переехал в Люнебург, где в 1700—1703 гг. учился в певческой школе св. Михаила. Во время учёбы он посетил Гамбург — крупнейший город в Германии, а также Целле (где в почёте была французская музыка) и Любек, где он имел возможность познакомиться с творчеством знаменитых музыкантов своего времени. К этим же годам относятся и первые произведения Баха для органа и клавира.

В январе 1703 г. после окончания учёбы, он получил должность придворного музыканта у веймарского герцога Иоганна Эрнста. За семь месяцев службы в Веймаре распространилась слава о нём как об исполнителе. Бах был приглашён на должность смотрителя органа в церковь св. Бонифация в Арнштадте, находящемся в 180 км от Веймара. С этим старейшим немецким городом у семьи Бахов были давние связи. В августе Бах занял пост органиста церкви. Работать ему приходилось всего 3 дня в неделю, а жалование было относительно высоким. Кроме того, инструмент поддерживался в хорошем состоянии и был настроен по новой системе, расширявшей возможности композитора и исполнителя. В этот период Бах создал много органных произведений, в том числе знаменитую Токкату ре минор.

В 1706 г. Бах решает сменить место работы. Ему предложили более выгодную и высокую должность органиста в церкви св. Власия в Мюльхаузене, крупном городе на севере страны. 17 октября 1707 г. Иоганн Себастьян женился на своей кузине Марии Барбаре из Арнштадта. В этом браке родилось семеро детей, трое из которых умерли в детстве. Двое из выживших — Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил — стали известными композиторами.

Городские и церковные власти Мюльхаузена были довольны новым служащим. Они без раздумий одобрили его план реставрации церковного органа, требующий больших затрат, а за публикацию праздничной кантаты "Господь — мой царь" (это была единственная напечатанная при жизни Баха кантата), написанной к инаугурации нового консула, ему дали большое вознаграждение.

Проработав в Мюльхаузене около года, Бах вновь сменил место работы, на этот раз получая место придворного органиста и устроителя концертов в Веймаре. Вероятно, факторами, заставившими его сменить место работы, стали высокое жалованье и хорошо подобранный состав профессиональных музыкантов.

В Веймаре начался длительный период сочинения клавирных и оркестровых произведений, в которых талант Баха достиг расцвета. В этот период Бах впитывает музыкальные веяния из других стран. Произведения итальянцев Вивальди и Корелли научили Баха писать драматические вступления, из них Бах почерпнул искусство использования динамичных ритмов и решительных гармонических схем. Бах хорошо изучил работы итальянских композиторов, создавая переложения концертов Вивальди для органа или клавесина.

В Веймаре у Баха была возможность играть и сочинять органные произведения, а также пользоваться услугами герцогского оркестра. В Веймаре Бах написал большинство своих фуг (наиболее крупным и известным собранием фуг Баха является "Хорошо темперированный клавир"). Во время службы в Веймаре Бах начал работу над "Органной тетрадью" — сборником пьес для обучения Вильгельма Фридемана. Этот сборник состоит из обработок лютеранских хоралов.

К концу своей службы в Веймаре Бах был уже широко известным органистом и мастером клавесина.Через некоторое время Бах опять отправился на поиски более подходящей работы. Герцог Анхальт-Кётенский нанял Баха на должность капельмейстера. Герцог, сам будучи музыкантом, ценил талант Баха, хорошо ему платил и предоставлял большую свободу действий. Однако герцог был кальвинистом и не приветствовал использование утончённой музыки на богослужениях, поэтому большинство кётенских работ Баха были светскими. Среди прочего, в Кётене Бах сочинил сюиты для оркестра, шесть сюит для виолончели соло, Английские и Французские сюиты для клавира, а также три сонаты и три партиты для скрипки соло. В этот же период написаны и знаменитые Бранденбургские концерты.

7 июля 1720 г. в то время, когда Бах находился за границей с герцогом, случилась трагедия - внезапно умерла его жена Мария Барбара, оставив четырёх малолетних детей. В следующем году Бах познакомился с Анной Магдаленой Вильке, молодой одарённой певицей (сопрано), которая пела при герцогском дворе. Они поженились 3 декабря 1721 г. Несмотря на разницу в возрасте (она была младше Иоганна Себастьяна на 17 лет), их брак, по всей видимости, был счастливым. У них родилось 13 детей.

В 1723 г. состоялось исполнение его "Страстей по Иоанну" в церкви св. Фомы в Лейпциге, и 1 июня Бах получил должность кантора этой церкви с одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви, заменив на этом посту Иоганна Кунау. В обязанности Баха входило преподавание пения и еженедельное проведение концертов в двух главных церквях Лейпцига, св. Фомы и св. Николая.

Первые шесть лет жизни в Лейпциге оказались очень продуктивными: Бах сочинил до 5 годовых циклов кантат. Большинство этих произведений написаны на евангельские тексты, которые читались в лютеранской церкви каждое воскресенье и по праздникам в течение всего года; многие (такие как "Wachet auf! Ruft uns die Stimme" and "Nun komm, der Heiden Heiland") основываются на традиционных церковных песнопениях.

Сочиняя кантаты большую часть 1720-х годов, Бах собрал обширный репертуар для исполнения в главных церквях Лейпцига. Со временем ему захотелось сочинять и исполнять больше светской музыки. В марте 1729 г. Иоганн Себастьян стал руководителем Музыкальной коллегии (Collegium Musicum), светского ансамбля, существовавшего ещё с 1701 г., когда его основал старый друг Баха Георг Филипп Телеман. В то время во многих крупных немецких городах одарённые и активные студенты университетов создавали подобные ансамбли. Такие объединения играли всё большую роль в общественной музыкальной жизни, их часто возглавляли известные профессиональные музыканты. В течение почти всего года Музыкальная коллегия дважды в неделю устраивала двухчасовые концерты в кофейне Циммермана, располагавшейся недалеко от рыночной площади. Владелец кофейни предоставил музыкантам большой зал и приобрёл несколько инструментов. Многие из светских произведений Баха, датированных 1730-ми, 40-ми и 50-ми годами, были сочинены именно для исполнения в кофейне Циммермана. К числу таких произведений принадлежат, например, "Кофейная кантата" и клавирный сборник, а также многие концерты для виолончели и клавесина.

В этот же период Бах написал части Kyrie и Gloria знаменитой Мессы си минор, позже дописав остальные части, мелодии которых почти целиком заимствованы из лучших кантат композитора. Хотя месса целиком никогда не исполнялась при жизни композитора, сегодня многие считают её одним из лучших хоровых произведений всех времён.

В 1747 г. Бах посетил двор прусского короля Фридриха II, где король предложил ему музыкальную тему и попросил тут же что-нибудь на неё сочинить. Бах был мастером импровизации и сразу исполнил трёхголосную фугу. Позже Иоганн Себастьян сочинил целый цикл вариаций на эту тему и послал его в подарок королю. Цикл состоял из ричеркаров, канонов и трио, основанных на продиктованной Фридрихом теме. Этот цикл был назван "Музыкальным приношением".

Другой крупный цикл "Искусство фуги" не был завершён Бахом. При жизни он ни разу не издавался. Цикл состоит из 18 сложных фуг и канонов, основанных на одной простой теме. В этом цикле Бах использовал все инструменты и техники написания полифонических произведений.

Последним произведением Баха стала хоральная прелюдия для органа, которую он продиктовал своему зятю, практически находясь на смертном одре. Название прелюдии — "Vor deinen Thron tret ich hiermit" ("Вот я предстаю перед Твоим троном"), этим произведением часто заканчивают исполнение неоконченного "Искусства фуги".

Со временем зрение Баха становилось всё хуже. Тем не менее, он продолжал сочинять музыку, диктуя её своему зятю Альтникколю. В 1750 г. Бах перенес две операции, но обе они оказались неудачными. Бах остался слепым. 18 июля он неожиданно ненадолго прозрел, но уже вечером с ним случился удар. Бах умер 28 июля, возможно, причиной смерти стали осложнения после операций.

Композитора похоронили вблизи церкви св. Фомы, где он прослужил 27 лет. Однако вскоре могила затерялась, и лишь в 1894 г. останки Баха случайно были найдены во время строительных работ, тогда и состоялось перезахоронение.

Бах написал более 1000 музыкальных произведений. Сегодня каждому из известных произведений присвоен номер BWV (сокращение от Bach Werke Verzeichnis — каталог работ Баха). Бах писал музыку для разных инструментов, как духовную, так и светскую.
В течение жизни Бах был больше всего известен как первоклассный органист, преподаватель и сочинитель органной музыки. Он работал как в традиционных для того времени "свободных" жанрах, таких как прелюдия, фантазия, токката, так и в более строгих формах — хоральной прелюдии и фуги. В своих произведениях для органа Бах умело соединял черты разных музыкальных стилей, с которыми он знакомился в течение жизни. На композитора оказала влияние как музыка северонемецких композиторов (Георг Бём, Дитрих Букстехуде), так и музыка южных композиторов. Бах переписывал себе произведения многих французских и итальянских композиторов, чтобы понять их музыкальный язык, позже он даже переложил несколько скрипичных концертов Вивальди для органа. В течение наиболее плодотворного для органной музыки периода (1708—1714 гг.) Иоганн Себастьян не только написал много пар прелюдий и фуг и токкат и фуг, но и сочинил неоконченную "Органную книжечку" — сборник из 46 коротких хоральных прелюдий, в котором демонстрировались различные техники и подходы к сочинению произведений на хоральные темы. После отъезда из Веймара Бах стал меньше писать для органа, тем не менее, после Веймара были написаны многие известные произведения (6 трио-сонат, 18 Лейпцигских хоралов). Всю жизнь Бах не только сочинял музыку для органа, но и занимался консультированием при постройке инструментов, проверкой и настройкой новых органов.

Бах также написал ряд произведений для клавесина. Многие из этих творений представляют собой энциклопедические сборники, демонстрирующие различные приёмы и методы сочинения полифонических произведений. Большинство клавирных произведений Баха, изданных при его жизни, содержались в сборниках под названием "Клавирные упражнения".
"Хорошо темперированный клавир" в двух томах, написанных в 1722 и 1744 гг., — сборник, в каждом томе которого содержится по 24 прелюдии и фуги, по одной на каждую употребительную тональность. Этот цикл имел очень важное значение в связи с переходом на системы настройки инструментов, позволяющие одинаково легко исполнять музыку в любой тональности — прежде всего, к современному равномерно темперированному строю.
15 двухголосных и 15 трёхголосных инвенций — небольшие произведения, расположенные в порядке увеличения количества знаков в тональности. Предназначались (и используются по сей день) для обучения игре на клавишных инструментах.
Три сборника сюит: "Английские сюиты","Французские сюиты" и "Партиты для клавира."
"Гольдберг-вариации" — мелодия с 30 вариациями. Цикл имеет довольно сложное и необычное строение. Вариации строятся скорее на тональном плане темы, чем на самой мелодии.
Разнообразные пьесы вроде "Увертюры во французском стиле", "Хроматической фантазии и фуги", "Итальянского концерта".

Бах писал музыку как для отдельных инструментов, так и для ансамблей. Его произведения для инструментов соло — 6 сонат и партит для скрипки соло, 6 сюит для виолончели, партиту для флейты соло — многие считают одними из самых глубоких творений композитора. Кроме того, Бах сочинил несколько произведений для лютни соло. Писал он также трио-сонаты, сонаты для солирующих флейты и виолы да гамба, сопровождаемых лишь генерал-басом, а также большое количество канонов и ричеркаров, в основном без указания инструментов для исполнения. Наиболее значимые примеры таких произведений — циклы "Искусство фуги" и "Музыкальное приношение".

Наиболее известные произведения Баха для оркестра — "Бранденбургские концерты". Шесть концертов написаны в жанре кончерто гроссо. Другие дошедшие до нас произведения Баха для оркестра включают два скрипичных концерта, концерт для 2 скрипок ре минор, концерты для одного, двух, трёх и даже четырёх клавесинов.

В течение долгого периода своей жизни каждое воскресенье Бах в церкви св. Фомы руководил исполнением кантаты, тема которой выбиралась согласно лютеранскому церковному календарю. Хотя Бах исполнял и кантаты других композиторов, в Лейпциге он сочинил как минимум три полных годовых цикла кантат, по одной на каждое воскресенье года и каждый церковный праздник. Кроме того, он сочинил некоторое количество кантат в Веймаре и Мюльхаузене. Всего Бахом было написано более 300 кантат на духовную тематику, из которых только около 195 дошли до наших дней. Кантаты Баха сильно различаются по форме и инструментовке. Некоторые из них написаны для одного голоса, некоторые — для хора; некоторые требуют для исполнения большого оркестра, а некоторые — всего несколько инструментов. Наиболее известными из духовных кантат Баха являются "Christ lag in Todesbanden", "Ein" feste Burg", "Wachet auf, ruft uns die Stimme" и "Herz und Mund und Tat und Leben. Кроме того, Бах сочинил и некоторое количество светских кантат, обычно приуроченных к каким-либо событиям, например, к свадьбе. Среди самых известных светских кантат Баха — две "Свадебных кантаты" и шуточная "Кофейная кантата".

"Страсти по Иоанну" (1724 г.) и "Страсти по Матфею" (ок. 1727 г.) — произведения для хора и оркестра на евангельскую тему страданий Христа, предназначенные для исполнения на вечернях в страстную пятницу в церквях св. Фомы и св. Николая. Пассионы являются одними из наиболее масштабных вокальных произведений Баха. Известно, что Бах написал 4 или 5 пассионов, но только эти два полностью дошли до наших дней.

Наиболее известна "Рождественская оратория" (1734 г.) — цикл из 6 кантат для исполнения во время рождественского периода литургического года. "Пасхальная оратория" (1734—1736 гг.) и магнификат представляют собой скорее обширные и тщательно проработанные кантаты и имеют меньший размах, чем "Рождественская оратория" или пассионы. Магнификат существует в двух версиях: изначальной (ми-бемоль мажор, 1723 г.) и более поздней и известной (ре мажор, 1730 г.).

Наиболее известная и значимая месса Баха — месса си минор (закончена в 1749 г.), представляющая собой полный цикл ординария. В эту мессу, как и во многие другие произведения композитора, вошли переработанные ранние сочинения. Месса никогда не исполнялась целиком при жизни Баха — впервые это произошло только в XIX веке. Кроме того, эта музыка не исполнялась по назначению из-за длительности звучания (около 2 часов). Кроме мессы си минор, до нас дошло 4 коротких двухчастных мессы Баха, а также отдельные части, как "Sanctus" и "Kyrie".

Остальные вокальные произведения Баха включают несколько мотетов, около 180 хоралов, песни и арии.

Музыка Баха в числе лучших творений человечества записана на золотой диск Вояджера.