Тема: Условное наклонение глагола
Цели урока:
Формирование умения образовывать формы условного наклонения,
грамотного использования форм в устной и письменной речи; воспитание
сотрудничества.
Типу урока: урок – путешествие
Оборудование: презентация, раздаточный материал, иллюстрации, карточки.
Формы организации урока:
парная,
индивидуальная.
фронтальная,
групповая,
1. Орг. Момент
2. Приветствие
­Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я
улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы
сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие
от работы друг с другом и стали немножко добрее.
Я знаю: каждый в классе гений
Но без труда – талант не впрок,
Скрепите шпаги ваших мнений­
Мы вместе сотворим урок.
Психологический настрой
­Ребята, я приглашаю вас на урок русского языка, но он сегодня необычный.
Мы с вами отправляемся в далёкое путешествие по морю к загадочному
острову. Но как он называется, мы узнаем после того, как преодолеем
препятствия, которые встретятся на пути. Но одолеет этот трудный только
тот, кто будет активно работать на уроке и покажет свои знания по
правописанию глаголов, по их образованию и изменению. Кто правильно будет
находить глаголы в тексте.
2.Актуализация опорных знаний
­Итак, в путь, ребята! Но чтобы нам выйти в море, надо быстро проверить
ваши знания о глаголе.
1. Блиц­опрос по теории «Закончи фразу»
­Глаголы обозначают…
­Глаголы отвечают на вопросы…
­Ко 2 спряжению относятся глаголы…
­Глаголы имеют сколько наклонений…
­Глаголы, которые называют реальные действия, называются…
­Суффикс­л показатель какого?...времени
­Молодцы!
2.Работа по карточке
(Учащиеся задание выполняют самостоятельно)

Самопроверка, взаимопроверка.
­Молодцы! Смотрите, море утихает, выглянуло солнышко, и мы снова
качаемся на волнах. Но посмотрите, что­то чернеет впереди. Ребята, это
скалы. Чтобы спасти наш корабль, мы должны поработать с текстом.
3.Работа с текстом (текст распечатан для каждого учащегося)
Суровый край
Есть на свете суровый, холодный край, называемый Дальним Севером.
Море, которое омывает этот студёный край, называется Баренцевым. Это
холодное море. Но в нём проходит теплое течение Гольфстрим, и от этого
море не замерзает. Я бы хотел совершить путешествие к этому морю.
Задание:
А)Назовите все глаголы во 2­ом абзаце текста.
Б)Чем отличается глагол проходит от остальных глаголов? (2 спр.)
В)Какого наклонения глаголы в тексте? (изъявительного)
Г) А у какого глагола вы не можете определить наклонение глагола?
(условного)
­Хорошо! Вы справились с этим заданием. Смотрите, на горизонте появился
какой­то небольшой остров. А называется он «Условное наклонение глагола».
Нам нужно посмотреть, кто там живёт, и выполнить их условия.
3. Изучение нового материала
1.Образование глаголов условного наклонения
­Сейчас нашим помощником станет учебник. Чтобы отправиться дальше, нам
надо прочитать статью об условном наклонении. Подумайте, на что надо
обратить внимание при чтении?
Составьте таблицу
2.Чтение п.86 и приготовиться ответить на вопросы.
Вывод: Глаголы в условном наклонении образуются от основы
неопределённой формы при помощи суффикса­л­и частицы бы (б).
­Молодцы! Вы справились с этим заданием. Итак, отправляемся
путешествовать дальше по нашему острову. Нам нужно выполнить ещё
несколько заданий, чтобы вернуться обратно.
4. Физминутка
5.Первичное закрепление
1.Работа по учебнику. Упр.638. Самооценка. Взаимопроверка.
Каждый правильный ответ­1б.
Стратегя «Большой палец». Выразить своё эмоциональное состояние.
3.Творческое задание
Работа с иллюстрациями.
1.Для сильных учащихся:
А) При каком условии могло бы произойти действие, о котором рассказывает
рисунок?

Б) Составьте сложные предложения с союзом если, употребив глаголы в
условном наклонении?
3.Индивидуальные задания для слабых по уровням:
Уровень А
Задание: Преобразуй глаголы изъявительного наклонения в глаголы в
условном наклонении. Запиши второе слово. С одним словом составь
предложение.
Хотеть­
Мечтать­
Радоваться­
Есть­
Летать­
Уровень В
Задание: Вставь глаголы условного наклонения нужные по смыслу. Подчеркни
грамматическую основу предложения. Укажите в глаголах суффикс
прошедшего времени.
Если …садовник…чудеса, он…такой чудесный цветок.
Слова­помощники: уметь, творить, вырастить.
6. Подведение итогов
­О чём мы сегодня говорили?
­Было ли вам интересно?
Рефлексия. Стратегия «Слово дня»
Задание: письменно написать о своих впечатлениях по уроку.
7.Задание на дом:
1.п.86, упр.639
2.Написать мини­сочинение «Если бы я был (а) волшебником…»

И.Л. СТАРИКОВА,гимназия № 1505, г. Москва

Условное наклонение глагола.Использование глаголов условного наклонения в различных стилях речи
Конспект урока
6-й класс
Изучение в школе морфологии связано с изучением функционирования частей речи в тексте, с их коммуникативной ролью. В настоящее время обращение к тексту особенно актуально, поскольку одной из ведущих задач в изучении русского языка является повышение речевой и языковой компетентности учащихся. При работе над грамматикой необходимо научить учеников сознательно подходить к анализу текстообразующих средств первичного (писательского) текста и к выбору тех или иных грамматических форм для создания содержательного и выразительного собственного текста. Как этого достичь? На наш взгляд, следует связать учебную грамматическую тему не с конкретным, единичным текстом, а с моделями текстов, текстами-типами, с тем чтобы использовать текстообразующие и выразительные возможности той или иной части речи, а формирование коммуникативных умений связать с созданием новых и репродуктивных текстов.Приведем пример урока, на котором рассматриваются и закрепляются не только языковые (в том числе орфографические) особенности глаголов условного наклонения, но и проводится работа с текстами различных стилей.
Цели урока:
продолжить знакомство с особенностями значения глаголов условного наклонения;
работать над правописанием глаголов условного наклонения;
повторить изученное, продолжить разговор о стилях речи в русском языке, дать представление о научно-популярном подстиле как разновидности научного стиля;
показать стилистические возможности использования глаголов условного наклонения в разных стилях речи.
1. Мотивация урока
дается учителем исходя из запланированных целей урока.
2. Повторение темы «Условное наклонение глагола».
1) Какое действие обозначают глаголы в условном наклонении? Приведите примеры.2) Как образуются глаголы в условном наклонении? Приведите примеры.
На этом этапе урока отрабатывается умение построить связное высказывание, отталкиваясь от поставленного вопроса.
3. Повторение темы «Стили речи»
(с опорой на «Таблицу стилей», записанную на уроках развития речи в тетради для правил, или таблица стилей заранее готовится учителем на доске или на раздаточных карточках)*.
Стиль речи Кто с кем общается? Задачи общения
Разговорный 1 – 1 Общение (непринужденное, дружеское)
Научный 1 – много Информация, передача точных сведений
Публицистический 1 – много Воздействие, призыв к дальнейшему действию
Художественный – Воздействие на чувства, эмоции человека
Беседа по содержанию «Таблицы стилей»:
1) Какие стили речи вам известны? Перечислите их.2) В зависимости от чего различают стили речи?3) Расшифруйте понятие речевой ситуации.4) Какие стили речи существуют в русском языке?5) Что такое разговорный стиль? Когда он уместен?6) Какие книжные стили вы можете назвать? Расскажите об их использовании. (Ученики рассказывают о научном и художественном стилях.)
Умения: составление связного высказывания с опорой на таблицу-конспект.
4. Комментируемое письмо и объяснительный диктант (объяснительный диктант дается и как образец связного текста).
Комментируемое письмо (комментирование указанных орфограмм и пунктограмм, синтаксический разбор предложения).
В НЕДРАХ ЗЕМЛИ
Богаты водой кл_довые земли. Если(бы) (не)было воды под землей_ (не)журчали(бы) р_дники на дне лесных оврагов_ (не)бежали(бы) ручейки из ра_щелин горных скал_ (не)р_сли(бы) на земле деревья_ (не)колосились(бы) хлеба. Н_кто (не)увид_л(бы) сказочных пещер_ подземных озер_ г_рячих и холодных источников4.
Объяснительный диктант (продолжение текста)
(Осложненное списывание для слабых учащихся)
После написания диктанта один ученик комментирует написанное, другие самостоятельно проверяют тексты. Часть работ проверяется учителем.
Людям пр_шлось(бы) с_лит_ся по берегам рек_ что(бы) п_льзоват_ся водой. Но вскоре реки начали(бы) усыхать_ а зимой и совсем перестали(бы) теч_ _ потому(что) в это время (не)идут дожди_ (не)тают снега и льды.Если(бы) (не)прои_ходило вечное дв_жение воды под землей_ на земле и над землей_ и_чезла(бы) жизнь на Земле.
Умения: закрепление орфографических и пунктуационных знаний по теме урока и изученному ранее материалу.
5. Фронтальная беседа с классом по записанному тексту.
1) О чем рассказывается в записанном тексте? Какова его тема?2) Сообщает ли этот текст точные сведения о важности воды для всего живого на земле?3) К какому стилю принадлежит этот текст? Можно ли сказать, что язык текста сух, строго научен? Какие языковые средства не позволяют отнести этот текст к разряду текстов научного стиля?4) Глаголы какого наклонения делают этот текст более доступным, образным? Обоснуйте свою точку зрения.
Вывод (делает учитель). Текст сообщает точные сведения о важности воды для жизни нашей планеты, но в доступной и образной форме. Это разновидность научного стиля – научно-популярный стиль.
Умения: анализ предложенного текста с точки зрения речевого и языкового содержания.
6. Устная работа по моделированию речевой ситуации и составление собственного текста с учетом заданной речевой ситуации.
(Возможна как индивидуальная, так и групповая работа.)
Задание. Перестройте текст «В недрах земли» так, чтобы он стал относиться к научному стилю (составьте научную справку, статью для энциклопедического словаря).
После составления текстов обсуждаются следующие вопросы:
1) Какие языковые средства вы убрали?2) Всегда ли уместно использование в научном стиле условного наклонения? Почему, с вашей точки зрения, текст научного стиля не может изобиловать глаголами в условном наклонении?
Умения: моделирование речевой ситуации, отбор языковых средств с учетом поставленной речетворческой задачи, составление собственных мини-текстов с учетом функциональной речевой ситуации.
7. Устная работа со стихотворением «Если бы я был...» Шела Сильверстейна (раздаточный материал).
ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ...
Если я был бы маленький-маленький гном,Я б умывался каплей одной дождя,Я бы на божьей коровке ездил верхом,Удочку прятал бы в дырочку от гвоздя.
Я под дверями бы запросто проходил,Мне бы комар казался огромным орлом,Блюдце – широким озером, если б я был...Если б я был маленький-маленький гном.
Я бы ни папу, ни маму обнять не мог,Разве мизинчик, и то – не наверняка.Я бы в испуге шарахался из-под ногДаже полуторамесячного щенка.
Если бы мне подарила конфету «Полет»Тетя, которая очень любит меня,Я бы эту конфету ел целый год,Фантик один разворачивал бы полдня.
Чтоб написать короткое слово «привет»,Я бы с неделю ворочал бы вечным пером...(Эти стихи я писал четырнадцать лет,Я ведь и есть маленький-маленький гном.)
Задания к прочитанному стихотворению:
1. Выразительно прочитайте стихотворение вслух.2. Определите тему и основную мысль стихотворения.3. Определите речевую ситуацию и стиль текста, докажите свою точку зрения.4. Как глаголы в условном наклонении помогают создать образ маленького забавного гнома? Можно ли было обойтись без них? Почему?5. Какие другие средства языка, характерные для художественного стиля и используемые автором, вы можете назвать? (Анализ лексики стихотворения – предельная конкретность, образность, юмор.)
Умения: разграничение текстов разных стилей, выделение особенностей художественного стиля в тексте.
8. Обобщение в конце урока
по основным этапам урока (можно провести обобщение по записям в тетради): «Чему я научился на этом уроке, что нового я узнал?»
Умение: находить глаголы в условном наклонении, правильное их написание, оценка роли глаголов в условном наклонении в текстах разных стилей, составление мотивированных связных высказываний в качестве ответа на поставленный вопрос.
9. Домашнее задание.
Подберите стихотворные произведения с глаголами в повелительном наклонении иди напишите мини-сочинение в художественном стиле на тему «Если б я был...» (с использованием глаголов в условном наклонении).

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет_:_Русский язык__
Класс: 6-в__________
Учитель: Згодько Л. А.
Образовательное учреждение: г.о.Феодосия МБУ СОШ №17
Урок №________________________
Тема урока:__Условное наклонение___
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательные цели:
-закрепить знания о наклонении глагола,
-распознавать глаголы в условном наклонении,
-образовывать формы условного наклонения,
- отличать глаголы в формах условного и изъявительного наклонения.
Формирование УУД:
Личностные действия:
воспитание интереса и любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как основному средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности.
Регулятивные действия:
- высказывать предположения на основе наблюдений,
- формулировать вопрос (проблему) урока,
- искать пути решения проблемы,

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию,

Соотносить цели и результаты своей деятельности,

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Познавательные действия:

Анализировать, классифицировать, обобщать,

Задавать вопросы на основе извлеченной из текста информации.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу).
- анализировать, определять понятия, строить логические рассуждения.
- классифицировать, сравнивать, делать выводы, обобщать.
- владеть приемами отбора и систематизации материала.
- анализировать, сравнивать, устанавливать сходство и различие, группировать.
- представлять информацию в разных формах (ключевые слова, схема).
Коммуникативные действия:
-овладение всеми видами речевой деятельности,
- слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения,
- оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
Оборудование:
ИКТ(презентация), сигнальные карточки.
Учебник: Русский язык 6 класс для общеобразовательных организаций.
Авторы: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская, А.Г.Нарушевич.

Этап урока
Действия учителя и учеников

Организационный момент (1-2 минуты)

Орфографическая пятиминутка.

Актуализация знаний с элементами проверки домашнего задания.

(4-5 минут)

Постановка учебной задачи (4-5 минут)

«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
(7-8 минут)

Первичное закрепление
(4-5 минут)

ФФизкультминутка.

Включение нового
знания в систему знаний и повторение.
(7-8 минут)

Рефлексия деятельности.
(Итог урока 2-3 минуты)

Домашнее задание

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Самодиктант (стр.114)
– Перед вами слова, вставьте пропущенные буквы, объясните графически орфограммы, над глаголами надпишите спряжение. Работа по цепочке.
1)наклнение,из(?)явительное,пов..лительное, условне, услышшь, спуташь, стан..шь, –
иван(да)марья, мож..шь, рыцрь, скажшь, начнает(?)ся, хочеш(?).

Блиц­опрос.

– Если утверждение правильное, поставьте знак «+», если неправильное – «–».

1) Наклонение – это постоянный морфологический признак глагола.
2) С помощью наклонения выражается, как соотносятся действие и действительность.
3) Глаголы имеют два наклонения.
4) Глаголы в повелительном наклонении обозначают не реальные, а возможные, желательные действия.
5) Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам.
6) Глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальные действия, которые происходили, происходят или произойдут.

2. Самодиктант по домашней работе.
Запишите 5–6 глаголов в изъявительном наклонении из домашнего упр.535 укажите рядом их признаки. Проверьте по тетрадям.

Материал для наблюдений и формулировки проблемного вопроса представляется с помощью презентации или работы со схемой.

– Дополните схему, выявите новую информацию и сформулируйте тему урока.

Наклонение

Действие реальное действие
нереальное

Наклонение наклонение

Повелительное

1. Упр. 537 – наблюдение над значением глаголов в условном наклонении.
Важно, чтобы учащиеся при поиске глаголов, называющих действия, которые не происходили на самом деле, называли их вместе с частицей бы (б): было бы, были бы

– В чём особенность глаголов, которые называют действия желаемые, возможные при каких­то условиях? (Употребляются с частицей бы.)

2. Чтение определения в рамке после упр. 537
– Почему условное наклонение так называется?

– Можно ли определить время в условном наклонении?
– Как изменяются глаголы в условном наклонении? (По родам и числам.)
– Какие ещё глаголы так изменяются? (Глаголы в прошедшем времени.)

3. Составление таблицы «Изменение глаголов в условном наклонении».

Дополните таблицу формами условного наклонения.
Проверьте себя.

Наклонение
Время
Лицо
Число
Род

изъявительное
настоящее
будущее
прошедшее

1, 2, 3
1, 2, 3

ед., мн.
ед., мн.
ед., мн.

м.р.,ж.р., ср.р.
(в ед.ч.)

условное

ед.,мн.
м.р.,ж.р., ср.р.
(в ед.ч.)

4 Наблюдение над образованием форм условного наклонения (работа с презентацией).

Основа неопределенной формы
суффикс
частица
Условное наклонение

Бежа-ть
Повея-ть
Улыба-ть-ся
Надея-ть-ся

Бы(б)
Бежал бы
Повеял бы
Улыбался бы
Надеялся бы

Представьте информацию об образовании форм условного наклонения в виде схемы

УСЛОВНОЕ НАКЛОНЕНИЕ

Н.ф. + Л А/О/И + БЫ

Задания:
1 Образуйте глаголы условного наклонения, разберите их по составу(1 ученик у доски):
Сказать, рисовать, разрешить, пытаться.

2 «Третий лишний»
-Побывали, пропололи бы, разрешили.
-Появились бы, умылись бы, готовили бы.

Внимательно прослушайте предложения. Если обнаружите в них ошибку, вам необходимо встать и прокомментировать предложение. Если все правильно, сидите.
-Если бы прошел теплый дождь, то в лесу появились грибы.
-Я бы в плотники пошел, пусть меня научат.
-Что бы вы увидели бы на Марсе, если бы побывали бы там?
-Я хотел бы показать вам новые страны.
- Если бы я был волшебником, я ничего не делал.

«Цветик семицветик» (ученикам каждого ряда предлагается записать на лепестке заветное желание, сформировать свой цветок и оценить правильность построения предложений с глаголами условного наклонения)
1 ряд: Если бы я был директором школы
2 ряд: Если бы у меня было много денег
3 ряд: Если бы я завтра проснулся взрослым

Выполнение упражнения по учебнику:
упр 538
Выполняется под руководством учителя на доске (два­три примера), затем самостоятельно с последующей проверкой вслух.
Развивается умение различать глаголы в формах изъявительного и условного наклонения, правильно писать слова с изученными орфограммами.

Метод «Карусель» Составить вопросы по новой теме и ответить на них. Например:
– Как отличить глаголы в прошедшем времени изъявительного наклонения от глаголов в условном наклонении? (В условном наклонении есть частица бы.)
– Как пишется частица бы с глаголами?
– Какое место она может занимать?

Подведение итога урока.
- С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?
- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
- Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).
- По каким критериям будете оценивать себя?

Карта самоконтроля

Вид деятельности на уроке
самооценка

1
Орфографическая работа

2
Проверка домашнего задания

3
Работа по новой теме

4
Выполнение упражнения

5
Творческая работа

1. Параграф75 Правила (тексты в рамках об условном наклонении) представить в виде схем.
2. Упр. 540 (подготовить сообщение по истории образования формы сослагательного наклонения).

Урок русского языка в 6 классе

Условное наклонение.

Тип урока : Урок «открытия» нового знания Урок первичного предъявления новых знаний

Деятельностная цель : формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательные цели:

Закрепить знания о наклонении глагола,

Распознавать глаголы в условном наклонении,

Образовывать формы условного наклонения,

Отличать глаголы в формах условного и изъявительного наклонения.

Формирование УУД:

Личностные действия:

воспитание интереса и любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как основному средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности, нравственных качеств

Регулятивные действия:

Высказывать предположения на основе наблюдений,

Формулировать вопрос (проблему) урока,

Искать пути решения проблемы,

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию,

Соотносить цели и результаты своей деятельности,

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Познавательные действия:

Анализировать, классифицировать, обобщать,

Задавать вопросы на основе извлеченной из текста информации.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу).

Анализировать, определять понятия, строить логические рассуждения.

Классифицировать, сравнивать, делать выводы, обобщать.

Владеть приемами отбора и систематизации материала.

Анализировать, сравнивать, устанавливать сходство и различие, группировать.

Представлять информацию в разных формах (ключевые слова, схема).

Коммуникативные действия:

Овладение всеми видами речевой деятельности,

Осуществлять нормативное употребление форм слов различных частей речи

Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения,

Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Оборудование:

ИКТ(презентация), рабочий лист ученика, лист самоконтроля и самоанализа ученика.

Учебник : Русский язык 6 класс. Учебн. для общеобразовательных организаций в 2ч. Ч 2. [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова]. - М.: Просвещение, 2016.

Ход урока

    Орг. момент.

« Ладошки». (СЛАЙД 1)

- покажите ладошки

- что можно ими сказать

- поприветствуйте гостей

- пожелайте удачи друг другу

Запишите дату, классная работа и оставьте строчку для темы урока. Мы её запишем позже.

    Мотивация. (СЛАЙД 2)

Не бойся, что не знаешь, бойся, что не учишься. (Китайская пословица)

Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете? К чему призывает эта пословица? И мы сегодня на уроке будем познавать новое, будем добывать новое знание.

Актуализация знаний. Фронтальная беседа. (ЛИСТ САМООЦЕНКИ)

Какую часть речи мы изучаем? Дайте определение.

Какие постоянные признаки имеет глагол?

Как изменяется глагол?

С каким наклонением мы познакомились? Расскажите о нём.

(Оценивание своей работы во время беседы)

    Пробное действие.

Перед вами рабочий лист ученика . Найдите задание №1. Выразительно прочитайте текст. Озвучьте, что нужно сделать.

Работаем индивидуально в рабочих листах! (ЛИСТ САМООЦЕНКИ) (оценивание своей работы над заданием№1)

4. Фиксация затруднения. Причина затруднения.

Возникли ли у вас затруднения?

Поднимите руку, если вы определили наклонение у всех глаголов.

А у кого возникли затруднения? Давайте определим причину затруднения.

Какую интересную закономерность вы увидели?

(в 1 абзаце все глаголы изъявительного наклонения)

- какое действие обозначают глаголы изъявительного наклонения?

(во 2 абзаце все глаголы условного наклонения)

Темой прошлого урока было «Глаголы изъявительного наклонения», а сформулируйте тему сегодняшнего урока (СЛАЙД 4).

Запишите ее в тетрадь.

Давайте сформулируем цели нашей деятельности.

5.Формулировка цели деятельности (СЛАЙД 5)

6. Открытие нового знания.

1) Работа с диалогом (стр. 117)

- Откройте учебник на странице 117, найдите диалог, прочитайте задание

Представьте себе, что и в ваши руки попала волшебная палочка. А что сделали бы вы?

Ребята, а когда (при каком условии) эти желания могли бы осуществиться?

Сделайте вывод о том, какие действия обозначают глаголы условного наклонения.

(глаголы, обозначающие действия, которые могут произойти только при определённых условиях, и есть глаголы в условном наклонении).

Вновь обратимся к диалогу.

Обратите внимание на подчёркнутые глаголы.

Чем похожи, на ваш взгляд, эти глаголы с точки зрения их строения?

Можете ли вы сделать вывод об образовании формы условного наклонения?

2) Работа со стихотворением Юлии Друниной (СЛАЙД 6)

Разбираем задание.

Как понимаете смысл этого стихотворения?

Какой вариант частицы бы вы встретили?

Проверка по эталону (слайд 7)

(оценивание своей работы)

Понаблюдайте, где стоит частица, сделайте вывод.

Как пишется частица бы с глаголом? Сделайте вывод.

Теперь наша задача выяснить, как изменяются глаголы в условном наклонении. Опираясь на материал стихотворения, сделайте вывод.

Давайте заглянем в учебник на стр 118, прочитаем, что нам говорит учебник и посмотрим, мы верно делали выводы или нет.

7.Фиксация нового знания.

Попробуйте теперь свои выводы изобразить графически (в виде схемы). Схему внесите в тетрадь.

(Работа в парах).

Условное наклонение=

глагол в форме прошедшего времени + частица бы (б)

(Он увидел бы тебя. Он бы сильно ударился). (СЛАЙД 8)

(Оценивание своей работы)

8. Закрепление. (СЛАЙД 9)

Задание 1.

Образуйте форму условного наклонения данных глаголов.

(Индивидуальная работа -по вариантам).

1 вариант – сеять, зависеть, клеить

2 вариант – реять, ненавидеть, обидеть

Проверка по эталону. (СЛАЙД 10) (ЛИСТ САМООЦЕНКИ)

(оценивание своей работы)

ФИЗМИНУТКА

Задание 2.

Стр 118, упр 543

Разбираем задание

Выпишите глаголы в условном наклонении, укажите, как они образованы, в скобках запишите н.ф. число и род определять не нужно

(Индивидуальная работа)

Проверка по эталону. (СЛАЙД 11) (ЛИСТ САМООЦЕНКИ)

ценивание своей работы)

Задание 3. Самостоятельная работа (в рабочих листах найдите задание №4 стихотворение Юрия Энтина) (СЛАЙД 12)

Разбор задания

Выполнение

Проверка по эталону (СЛАЙД 13)

ценивание своей работы) (Лист самооценки)

Задание 4 . «Солнышко в ладошках»

У нас на доске солнышко. Вы его, конечно, уже видели и обратили внимание на то, что у него не хватает …ЛУЧИКОВ. Перед вами лежат лучики-ладошки. На них вы можете записать желание, касающееся всех людей на планете.

На лучике есть фраза: Я БЫ ХОТЕЛ, ЧТОБЫ …

Я раздам вам ладошки-лучики на парту, а вы запишите это самое желание, что бы вы сделали для всех людей планеты, используя при этом глаголы условного наклонения (Мы бы…).

Возвращаем лучик солнышку, озвучив пожелание (назовите глаголы условного наклонения)

Хочется верить, что рано или поздно эти желания осуществятся, и мир вокруг нас станет теплее, светлее и лучше.

(РАБОТА В ПАРАХ)

10. Рефлексия.

Что мы сегодня узнали нового?

Что обозначает глагол в условном наклонении?

Как образуются глаголы условного наклонения?

Как изменяются глаголы в условном наклонении?

Достигли ли цели?

11. Домашнее задание. (СЛАЙД 14)

На выбор:

    Упр.547(творч.)

Теперь я задаю вопросы, а вы отвечаете и показываете ладошками:

Можете ли вы найти в предложении глаголы в условном наклонении?

Можете ли вы сами образовать повелительное наклонение?

Знаете ли вы, как образуются глаголы повелительного наклонения?

Спасибо за урок!

Рабочий лист ученика

Ф.И.____________________________________________________________________

Задание №1.

-Выразительно прочитайте текст.

-Найдите в нём глаголы, подчеркните их, определите наклонение.

В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором цвели прекрасные цветы, дарили прохладу тенистые деревья и радовали глаз зелёные газоны. С самого утра и до позднего вечера старичок в своём саду сажает, полет, поливает.

Если бы садовник умел творить чудеса, он непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных и сделал бы счастливыми тех, кто несчастен…

Задание №2.

(Юлия Друнина)

Прочитайте выразительно. Как понимаете смысл этого стихотворения? Спишите в тетрадь.

Найдите глаголы в условном наклонении, подчеркните их вместе с частицей.

Какой вариант частицы бы вы встретили?

Понаблюдайте, где стоит частица, сделайте вывод.

Как пишется частица бы с глаголом? Сделайте вывод .

Выясните, как изменяются глаголы в условном наклонении, сделайте вывод.

Задание №3.

Свои знания об условном наклонении отобразите в схеме. Начертите схему в тетрадь.

Условное наклонение = _______________________________________ +

_______________________________________

Работаем в парах!

Задание №4. Самостоятельная работа. (слайд 12)

Прочитайте стихотворение.

Найдите глаголы в условном наклонении, подчеркните их.

Укажите, как они образованы.

Если б не было школ,
До чего человек бы дошёл!
До того б человек докатился:
В дикаря бы опять превратился.
Если б не было школ,
До чего человек бы дошёл:
Ел руками бы мясо сырое
И на первое, и на второе!
Если б не было школ,
До чего человек бы дошёл:
Весь лохматый и в шкуре звериной,
Он являлся бы в гости... с дубиной!

(Юрий Энтин)

Карта самоконтроля и самооценки

Беседа о глаголе

Задание №1

Стихотворение Юлии Друниной

Работа со схемой

Образование формы условного наклонения глагола (по вариантам)

Работа со стихотворением Бориса Заходера «Петя мечтает».

Самостоятельная работа (стихотворение Юрия Энтина)

Оценка за урок:

Урок русского языка в 6-м классе по теме:
"Условное наклонение глагола "
Цели урока:
научить определять глаголы в условном наклонении;
способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания;
воспитывать интерес к русскому языку, чувство юмора.
I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
Сегодня мы продолжим разговор о наклонении глагола, повторим известные нам сведения об изъявительном наклонении и познакомимся с условным наклонением.
Закрепить пройденное и усвоить новый материал нам поможет лингвистическая сказка, в которой вы тоже примете участие. Итак, слушаем сказку.
II. ПОВТОРЕНИЕ
Слайд 1. В королевстве Всяческих действий правил многоликий и энергичный король Глагол. И было у него 3 сына с совершенно разными характерами.
Слайд 2. Старший был самый практичный, самый справедливый, верящий в то, что происходит на самом деле, происходило или будет происходить.
Слайд 3. Средний был мечтатель, романтик и фантазер.
Слайд 4. Третий – очень уверенный в себе и в своих силах, любящий приказывать и подчинять других. Поучать и побуждать к действию.
Когда они стали взрослыми, каждый получил свой город и начал править в нем в соответствии со своими взглядами и настроениями.
Слайд 5. Город, в котором градоначальником был старший брат, назывался Как? Помогите, ребята (Изъявительное наклонение). Девизом жизни всех горожан были слова: “Было! Есть! Будет!”
Слайд 6. – Как назывался город второго брата? (Условное наклонение). Здесь мечтательные жители существовали под девизом: “Если бы да кабы!”
Слайд 7. Обитатели третьего города (Повелительное наклонение) подчинялись девизу: “Так точно! Будет сделано!”.
Однажды король-отец Глагол решил проведать своих сыновей и посмотреть, как они правят своими городами.
Слайд 8. И мы с вами тоже отправимся вместе с королем по улицам города Изъявительное наклонение.
1. Индивидуальное задание у доски.
Один наш товарищ из самых любознательных, засмотревшись, заблудился. Чтобы нас догнать, он должен выполнить задание на карточке.
Синтаксический разбор предложения: Когда над Марсом поднимается ветер, начинаются страшные пылевые бури.
2. Работа на повторение изученного материала.
Слайд 9. Вот мы у светофора, но у этого светофора всего два цвета: зеленый и красный.
Зеленый пропускает глаголы I спряжения, красный – глаголы II спряжения. Вот такие у них правила. Скажите, а какие глаголы могут переходить дорогу на любой сигнал светофора? Как они называются? Назовите их. (Разноспрягаемые: хотеть, бежать, есть, дать). Слайд 10.
Слайд 11. Предлагаю вам помочь регулировать движение в городе. Но для этого вам необходимо вспомнить, какими двумя способами можно определить спряжение глагола. (По личному окончанию и по инфинитиву). Когда мы определяем спряжение глагола по инфинитиву? Как определить спряжение по личному окончанию?
Слайд 12, подключение интерактивного пера. Итак, если I спряжение – зеленый свет, II спряжение – красный.
Ездим на автобусе, автобус отправляется, держит курс, пересекает улицу, тянется колонна машин, скоро включится светофор.
Некоторые правила города мы усвоили. Вот и заблудившийся догнал нас. Посмотрим, все ли он сделал правильно. (Коллективная проверка работы у доски).
3. Повторение изученного на прошлом уроке.
Слайд 13. Нас окружили жители города. Их интересует, знаем ли мы что-нибудь о них.
– Что же вы знаете о глаголах изъявительного наклонения?
Слайд 14. И вот мы попрощались с довольными своей жизнью глаголами Изъявительного наклонения и вместе с Королем отправились в город среднего сына Условное Наклонение.
III. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ. Запись темы урока в тетрадь.
Слайд 15. Мы с любопытством разглядываем жителей этого города. Они всегда ходят парами. Рядом с глаголами всегда частица бы. Она либо бежит за глаголом, либо отстает, пропуская несколько слов, либо перегоняет его и стоит впереди. Слайд 16.
Значение глаголов в условном наклонении
Слайд 17. Вглядевшись в город, мы обнаружили, что здания здесь недостроены, Слайд 18 - одежда недошита, хотя и сделана из прекрасного материала, картины художников недописаны, больные недолечены, дети недоучены.
Король Глагол был встревожен. Он обратился к жителям с вопросом:
– Когда же вы, наконец, завершите свою работу?
– Мы сможем завершить свои дела только при определенных условиях.
Что же это за условия? Закончите предложения за некоторых жителей города.
Слайд 19. Архитектор ответил (I ряд): Я бы построил дворец, если бы
Садовник (II ряд) сказал: Я бы вырастил прекрасные цветы, если бы
Швея прошептала (III ряд): Я бы сшила новое платье, если бы
Проверяем: Назовите глаголы в условном наклонении. Какие действия обозначают глаголы в условном наклонении (слайд 20)? Какие предложения у вас получились? Какой союз мы использовали для связи простых предложений? Какой вопрос можно задать от главного предложения к зависимому?
Чтение учебника на стр. 203.
Слайд 21. – Как образуются глаголы в условном наклонении?
- В каких еще глагольных формах присутствует суффикс -л-?
Слайд 22. – Как изменяются глаголы в условном наклонении?
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Слайд 23. А сейчас давайте пригласим в город новых жителей. Мы будем помогать им адаптироваться, то есть приспосабливаться к новым условиям жизни.
Видеть, рисовать, посмотреть, познакомиться, узнать, достроить.
Слайд 24. А теперь мы попробуем разговаривать на языке жителей города Условное Наклонение. Помните, что их девиз «Если бы да кабы!» Нужно из двух предложений составить одно, употребив в нем глаголы в условном наклонении. Какой союз поможет вам в этом?
Пройдет теплый дождь. Появятся грибы в лесу.
Солнце перестанет светить. Жизнь на Земле вскоре угаснет.
Исследователи оказались на Марсе. Они увидели под собой почву красно-бурого цвета.
Равноправны простые предложения в их составе или нет? Какое предложение главное, а какое зависимое? Какой вопрос мы задаем от главного к зависимому? Какой союз помогает нам соединить два простых предложения в составе сложного? Вот какова обычно схема подобных предложений (см. слайд 25).
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Что мы узнали об условном наклонении глаголов? Слайды 26, 27, 28.
Слайд 29: Домашнее задание: опираясь на материалы п.84 на стр.203-204, выполнить упражнение 488 письменно.

Виды коллективной деятельности учащихся на различных этапах урока:
Запись числа.
Размещение по столбикам глаголов 1 и 2 спряжения.
Запись темы урока.
Запись предложений с продолжением по рядам.
Алгоритм образования глаголов в условном наклонении.
Образование глаголов в условном наклонении от инфинитивов.
Составление предложений с использованием глаголов в условном наклонении и союза если.
Запись схемы сложного предложения с глаголами в условном наклонении и союзом ЕСЛИ.

КАРТОЧКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ.
Спишите предложение, расставив знаки препинания и вставив пропущенные буквы. Произведите его синтаксический разбор:
Когда над Марсом подн..матся ветер начнаются страшные пылвые бури

§ђЗаголовок 1?1ђЗаголовок 315