Всемирно известный музей Лувр ежегодно привлекает миллионы туристов. Произведения Лувра - это великолепно составленная коллекция, которая позволяет проследить всю историю искусств. Здесь есть неоспоримые шедевры, которые должен знать и видеть хотя бы раз в жизни каждый человек, претендующий на звание образованного.

Основание Лувра

10 августа 1793 года впервые распахнул свои двери один из главнейших музеев мира - Лувр. Идея создания публичного музея с показом возникла после французской революции, когда было решено выставить королевские ценности на всеобщее обозрение. Со дня революции национальное правительство начало конфисковывать предметы искусства у аристократии, так было положено начало коллекции музея. За несколько лет было собрано большое количество ценностей, для их экспозиции нужно было просторное здание, которым и стал

Здание Лувра

Произведения Лувра требовали много места, и взоры устроителей музея обратились к большому пустующему дворцу посреди Парижа. Это здание имеет давнюю историю. Сердцем Лувра является Большая башня, построенная еще в 1190 году. Ее предназначение было чисто утилитарным - с высоты велось наблюдение за приближающимися викингами. В 1317 году Карл Пятый делает замок своей резиденцией, сюда же перемещается казна Парижа. За годы эксплуатации старая башня обветшала и была снесена, тем более, что замок потерял свою оборонительную функцию и стал королевским жилищем. Франциск Первый в 1546 году поручил эту работу Пьеру Леско. Перед ним была задача перестроить крепость, сделав из нее настоящий дворец. Проектировщик предлагает построить квадратный двор, три стороны которого оформлены роскошными покоями, а четвертая - открытый выход в центр города. При жизни архитектора удалось закончить строительство только западное крыло, которое сегодня носит его имя. Его проект воплотился в жизнь к 1555 году и стал роскошным образцом ренессансной архитектуры. в 1594 году Генрих Четвертый решил, что нужно соединить Лувр с В 1655-1670 годах Луи Прево расширяет дворец и увеличивает его в четыре раза. При Людовике Четырнадцатом восточный фасад оформляется колоннадой, он привлекает немало известных европейских зодчих, но в 1682 году охладевает к проекту и переносит резиденцию в Версаль. Почти сто лет Лувр пустует, ветшает, и даже появляются идеи его сноса. Людовик Пятнадцатый задумался над тем, чтобы создать во дворце музей, его идея была реализована после революции.

При Наполеоне Первом отстраивается северный фасад, и в 1853 году в целом комплекс Лувра был завершен. В 1891 году и сложился тот облик дворца, который мы видим и сегодня. Последняя значительная архитектурная перестройка случилась в 1989 году, когда во дворе американским архитектором Йо Минг Пеем была построена стеклянная пирамида - главный вход в музей.

Коллекции Лувра: история и принципы создания

Первые произведения Лувра начали собираться еще при Людовике Четырнадцатом, который в духе своего времени начал создавать художественную коллекцию. Основу собрания составили картины купленных Франциском Первым. Людовик Четырнадцатый покупает большую коллекцию картин (200 полотен) у банкира Жабаха. Король постоянно ищет возможность пополнить свое собрание. Он увеличил фонд будущего музея до 2500 полотен, приобрел различные предметы искусства. После революции музейное собрание начинает пополняться за счет конфискованных ценностей. В Лувр передается фонд Музея скульптуры. Во времена наполеоновских завоевательных походов фонды Лувра активно пополняются за счет трофеев, за счет археологических раскопок в Египте и на Востоке. Также руководство музея, располагая собственными фондами, ведет работу по отбору и покупке предметов искусства. Коллекция не формируется стихийно, выбор произведений определяется художественной ценностью, в Лувр попадают только шедевры. Многие значительные коллекционеры завещают свои собрания Лувру. Так, в 1936 году музей принял в дар собрание графики барона Эдмонда Ротшильда в количестве более 45 тысяч экспонатов. Также большое внимание уделяется формированию собрания французского национального искусства. Сегодня в Лувре насчитывается около 400 экспонатов, и коллекция продолжает формироваться. В связи с разрастанием фондов в конце 20 века начинается активное перераспределение произведений искусства между музеями Франции. Лувр ограничил сове собрание датой 1848 года, а все более поздние полотна разошлись по другим коллекциям.

Сегодня собрание музея условно делят на группы: искусство Древнего Востока, Древнего Египта, античного мира, исламское искусство, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство.

Искусство Древнего мира

Большую часть фондов музея составляют предметы древнего искусства. Произведения Лувра в отделе Древнего искусства представлены несколькими регионами. Огромную часть коллекции составляют предметы, найденные при раскопках в Египте, это и знаменитая фигура Рамзеса Второго, скульптуры "Сидящая кошка", сфинксы, саркофаги, керамика, украшения и многое другое, включая настенные росписи, барельефы, элементы интерьеров. Искусство Древнего Востока представлено коллекциями предметов искусства культур Междуречья, Ирана, Средиземноморья.

Шедевры античной скульптуры

Основу собрания скульптуры составили приобретения Людовика Четырнадцатого. Сегодня в музейной коллекции есть истинные шедевры, такие как "Венера Милосская" - скульптура, которая привлекает массу посетителей. Нередко именно для того, чтобы увидеть этот шедевр, туристы приходят в Лувр. Еще одной значительной работой времен античности является скульптура "Ника Самофракийская", которую нашел и привез в Париж французский археолог Шампуазо. Римский период представлен огромным количеством статуй, барельефов, постаментов. Двор античной скульптуры в Лувре, залитый солнцем через стеклянную крышу, позволяет погрузиться в мир гармонии и совершенства.

Наследие Леонардо да Винчи

Особую привлекательность для туристов и любителей искусства представляет картина "Мона Лиза". В музей многие приходят исключительно для того, чтобы увидеть ее таинственную улыбку. Но кроме этого, Лувр может гордиться еще четырьмя работами великого мастера. Не менее значительной, но чуть менее известной является работа «Мадонна в скалах». Эта работа, созданная в 80-х годах 15 века, с 1625 года находится в королевской коллекции. Ее отличает превосходно прописанный пейзаж за спиной персонажей, здесь автор пробует те приемы, которые позже в полной мере применит при написании «Джоконды». «Мадонна в скалах» - это первая версия работы на данный сюжет, вторая версия находится в Лондонском музее. Также Лувр по праву гордится такими работами, как «Портрет молодой женщины», «Мадонна с младенцем и св. Анной» и «Иоанн Креститель».

Шедевры мировой классики

Лувр - один из и его славу, конечно, составляют шедевры планетарного масштаба. К ним относится, в первую очередь, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, но также здесь можно увидеть эпохальную работу Теодора Жерико «Плот Медузы», несколько работ Жака Давида, в частности, «Коронация Наполеона». Редкая работа И. Босха «Корабль дураков» также является жемчужиной музейного собрания. Лувр является счастливым владельцем полотен С. Боттичелли, Рафаэля Санти, Х. Мемлинга, А. Дюрера и многих других авторов. В отделе скульптуры несомненными хитами являются две работы Микеланджело: «Умирающий раб» и «Восставший раб».

Французское искусство

Коллекция национального искусства в Лувре представляет все периоды и виды творчества. В собрании немало шедевров, к ним относится, например, картина Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ». Она точно передает то настроение, которое царило в стране во времена Революции. Она стала символом и Республики. Пластическое искусство страны представлено, в том числе, фигурой греческого атлета из мрамора. «Милон Кротонский со львом» - значительная работа французского скульптора Пьера Пюже в стилистике античных мастеров. Работа потрясает выразительностью и мощью эмоций. «Милон Кротонский со львом» показывает сцену невероятных человеческих страданий, силу атлета и его духа.

Графика

В графической коллекции Лувра имеется боле 130 тысяч экспонатов. До этих залов в основном не доходят туристы, сюда идут истинные ценители прекрасного. Ведь в коллекции Лувра немало книг, рисунков, эстампов лучших авторов мира. В том числе рисунки Х. Рембранта, Ж. Шардена, Э. Делакруа.

Декоративно-прикладное искусство

Особую гордость музея составляет собрание декоративно-прикладного искусства. Предметы убранства, украшения, костюмы, утварь разных эпох представлена в нескольких залах Лувра. В первую очередь привлекают внимание апартаменты Наполеона Третьего. Здесь представлена полная меблировка и убранство парадного зала в стиле Людовиков Четырнадцатого и Пятнадцатого. Здесь можно увидеть роскошную мебель, посуду, предметы интерьера. Но также музей владеет превосходными образцами оружия и украшений времен Реставрации и правления Наполеона Первого. Большой интерес представляет коллекция утвари, предметов декора и украшений времен готики, барокко, итальянского и французского Возрождения. Коллекция мебели в Лувре является одной из лучших в мире.

Что посмотреть

Чтобы посмотреть все экспонаты Лувра, не хватит и нескольких месяцев, а если осматривать тщательно, то и нескольких лет. Но, когда нет возможности уделить музею столько времени, то нужно продумать маршрут и ответить на вопрос: что нельзя пропустить? Существует разработанная экскурсия по Лувру, которая позволит увидеть самое главное. Для спешащих туристов в музее главные шедевры размещены в первых залах при входе, и есть специальные указатели, чтобы не заблудиться. Но некоторые произведения, достойные внимания, размещены в соответствующих разделах, так, картина Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ», находится в коллекции французского искусства. Поэтому нужно сориентироваться по схеме музея и найти нужный зал. Схемы выдают при входе бесплатно на нескольких языках, в том числе на русском.

Чтобы не растеряться в огромном пространстве и увидеть самое главное, можно воспользоваться специальным списком главных шедевров, к которым относятся: статуя "Венера Милосская", скульптура античности - "Ника Самофракийская", картины «Большая одалиска» Ж. Энгра и «Кружевница» Я. Вермеера, работы Леонардо да Винчи, статуя Рамзеса Второго.

Побывать в Париже и не заглянуть в Лувр - просто преступление. Это вам любой турист скажет. Но если вы заранее не подготовились, то рискуете затеряться среди толпы людей с камерами, планшетами и смартфонами и упустить то самое главное, ради чего весь мир стремится в крупнейший парижский музей. Лувр огромен и прекрасен. Насладиться всеми его экспонатами даже за один день не получится - их более 300 000. Чтобы не получить эстетический шок от перенасыщения прекрасным, приходится делать выбор…
«Мона Лиза» Леонардо да Винчи

«Джоконда» кисти Леонардо да Винчи - главный экспонат Лувра. Все указатели музея ведут именно к этой картине. Огромное количество людей ежедневно приходит в Лувр, чтобы своими глазами взглянуть на завораживающую улыбку «Моны Лизы». Нигде, кроме Лувра, увидеть ее нельзя. Из-за плохого состояния картины, руководство музея объявило, что больше не будет отдавать ее на выставки.


Степень охраны картины беспрецедентная.

«Мона Лиза», возможно, не была бы так популярна и всемирно известна, если бы в 1911 году ее не похитил работник Лувра. Картину нашли только спустя 2 года, когда вор пытался ее продать в Италии. Все это время, пока шло следствие, «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, став объектом копирования и поклонения.

Сегодня «Мона Лиза» спрятана за пуленепробиваемым стеклом, толпу туристов сдерживают заграждения. Интерес к одному из самых известных и загадочных произведений живописи в мире не угасает.

2


Оборотная сторона картины. Увидеть ее невозможно, и именно поэтому в СМИ постоянно циркулируют сплетни о каком-то тайном послании художника миру и человечеству, якобы, написаннном на обороте «Моны Лизы».

Наверное, это все знают, но на всякий случай. Эту картину называют и «Мона Лиза», и «Джоконда». Почему? Мона Лиза - сокращение от Мадонна Лиза. Джоконда - потому, что фамилия женщины была Джиокондо. Эта двадцатичетырехлетняя женщина была третьей женой флорентийского богача по имени Франческо ди Бартоломее дель Джиокондо.

Венера Милосская

Вторая звезда Лувра - статуя богини любви Афродиты из белого мрамора. Знаменитый античный идеал красоты, созданный за 120 лет до н. э. Рост богини - 164 см, пропорции - 86x69x93.

3

По одной из версий, руки богини были утрачены в момент конфликта между французами, которые хотели отвезти ее в свою страну, и турками - владельцами острова, где она была обнаружена. Эксперты уверяют, что руки статуи были отбиты задолго до ее обнаружения. Однако местные жители островов Эгейского моря верят в другую красивую легенду.

Один знаменитый скульптор искал модель для создания статуи богини Венеры. До него дошел слух о женщине необычайной красоты с острова Милос. Художник помчался туда, отыскал красавицу и без памяти влюбился в нее. Получив согласие, он принялся за работу.

4

В день, когда шедевр был почти готов, не в силах больше сдерживать страсть, скульптор и модель бросились в объятия друг к другу. Девушка так сильно прижимала к груди скульптора, что тот задохнулся и умер. А скульптура так и осталась без обеих рук.

«Плот «Медузы» Теодор Жерико

Сегодня картина Теодора Жерико является одной из жемчужин музея. Хотя после смерти художника в 1824 году представители Лувра не готовы были заплатить за нее достойную сумму, и картину приобрел на аукционе близкий друг художника.

При жизни автора полотно вызывало возмущение и негодование: как посмел художник использовать столь большой формат не для принятого в те времена героического или религиозного сюжета, а для изображения реального события.

5

В основе сюжета картины лежит происшествие, случившееся 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Фрегат «Медуза» потерпел крушение, и 140 человек попытались спастись на плоту. Лишь 15 из них остались в живых и спустя 12 дней были подобраны бригом «Аргус». Подробности плавания выживших - убийства, людоедство - потрясли общество и обернулись скандалом.

Жерико соединил в одной картине надежду и отчаяние, живых и мертвых. Прежде чем изобразить последних, художник делал многочисленные этюды умирающих в больницах и трупов казненных. «Плот „Медузы“» стал последним из законченных произведений Жерико.

Ника Самофракийская

Еще одна гордость музея - мраморная скульптура богини победы. Исследователи считают, что неизвестный скульптор создал Нику во II веке до н.э в знак греческих морских побед.

6

У скульптуры отсутствуют голова и руки, а правое крыло является реконструкцией, гипсовой копией левого крыла. Неоднократно пытались восстановить и руки статуи, но безуспешно - все они портили шедевр. Статуя теряла ощущение полета и стремительности, неудержимого стремления вперед.

7

Первоначально Ника стояла на отвесной скале над морем, а ее пьедестал изображал нос боевого корабля. Сегодня статуя расположилась на втором этаже Лувра на лестнице Дару галереи Денон и видна издалека.

«Коронация Наполеона» Жак Луи Давид

Ценители искусства едут в Лувр, чтобы вживую увидеть монументальные картины французского художника Жака Луи Давида «Клятва Горациев», «Смерть Марата» и грандиозное полотно, запечатлевшее коронацию Наполеона.

8

Полное название картины - «Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года». Давид выбрал момент, когда Наполеон коронует Жозефину, а папа Пий VII дает ему свое благословение.

Картина была создана по заказу самого Наполеона I, который хотел, чтобы на ней все выглядело лучше, чем было на самом деле. Поэтому он попросил Давида изобразить в самом центре картины свою мать, которой не было на коронации, себя сделать чуть выше, а Жозефину - чуть моложе.

«Амур и Психея» Антонио Канова

9

Существует две версии скульптуры. В Лувре хранится первая версия, подаренная музею в 1800 году мужем сестры Наполеона Иоахимом Мюратом. Вторая, более поздняя версия, находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Ее подарил музею князь Юсупов, который приобрел шедевр в Риме в 1796 году.

10

Скульптура изображает бога Купидона в момент пробуждения Психеи от его поцелуя. В каталоге Лувра скульптурная группа названа «Психея, разбуженная поцелуем Амура». На создание шедевра итальянского скульптора Антонио Канова вдохновили древнегреческие мифы о боге любви Амуре и Психее, которую греки считали олицетворением человеческой души.

11

Этот шедевр воплощения чувственности в мраморе несомненно стоит оценить вживую.

«Большая одалиска» Жана Энгра

Энгр писал «Большую одалиску» для сестры Наполеона Каролины Мюрат. Но картина так и не была принята заказчицей.

12

Сегодня она является одним из ценнейших экспонатов Лувра, несмотря на очевидные анатомические погрешности. У одалиски три лишних позвонка, правая рука неправдоподобно длинная, а левая нога вывернута под невозможным углом. Когда картина появилась в салоне в 1819 году, один из критиков писал, что в «Одалиске» нет «ни костей, ни мускулов, ни крови, ни жизни, ни рельефа».

13

Энгр всегда без колебаний и сожалений утрировал черты своих моделей, чтобы подчеркнуть выразительность и художественную ценность картины. И сегодня это никого не смущает. «Большая одалиска» считается самым известным и значительным произведением мастера.

«Рабы» Микеланджело

В числе самых ценных экспонатов Лувра две скульптуры Микеланджело: знаменитые «Восставший раб» и «Умирающий раб». Они были созданы в период с 1513 по 1519 г. для надгробия папы Юлия II, но так и не вошли в окончательный вариант гробницы.

14

По задумке скульптора, всего статуй должно было быть шесть. Но работу над четырьмя из них Микеланджело не закончил. Сегодня они находятся в Галерее Академии во Флоренции.

Две законченные луврские статуи - это противопоставление сильного юноши, пытающегося разорвать путы, другому юноше, бессильно повисающему в них. Побежденные, связанные, умирающие люди у Микеланджело, тем не менее, как всегда удивительно прекрасны и сильны.

Статуя сидящего Рамзеса II

Лувр обладает одной из богатейших в мире коллекций египетских древностей. Шедевр древнеегипетской культуры, который нужно непременно увидеть своими глазами - это статуя знаменитого фараона Рамзеза II.

15

Оказавшись в зале египетских древностей, не пропустите также статую сидящего писца с удивительно живым выражением лица.

«Кружевница» Яна Вермеера

Картины Вермеера интересны тем, что в них исследователи находят доказательства того, что великие художники, начиная с эпохи Возрождения, пользовались оптикой для написания своих реалистичных картин.

16

В частности при создании «Кружевницы» Вермеер, предположительно, использовал камеру-обскуру. На картине можно увидеть много оптических эффектов, применяемых в фотографии, например: размытый передний план.

17


В Лувре также можно посмотреть картину Вермеера «Астроном». На ней изображен друг и посмертный распорядитель художника Антони ван Левенгук, ученый и микробиолог, уникальный мастер, создававший собственные микроскопы и линзы. По всей видимости, он и снабжал Вермеера оптикой, с помощью которой художник писал свои шедевры.

220 лет назад, 10 августа 1793 года, Лувр открылся для посетителей. Само здание за почти десять веков пережило множество трансформаций от темной крепости XII века до дворца Короля-Солнце и самого популярного и известного музея мира. Сегодняшний Лувр - это несколько сотен тысяч экспонатов, четыре этажа с экспозициями общей площадью 60 600 квадратных метров (Эрмитаж - 62 324 кв.м.). Для сравнения: это почти две с половиной Красных площади (23 100 кв. м.) и больше восьми футбольных полей стадиона "Лужники" (площадь поля - 7140 кв.м).

"В Лувре есть что посмотреть", это каждый знает. И, пожалуй, почти каждый назовет главные экспонаты музея: "Мона Лиза" Леонардо да Винчи, Ника Самофракийская и Венера Милосская, стелла с законами Хамураппи и прочее, прочее… В прошлом году, согласно официальным данным, музей посетили более девяти с половиной миллионов человек, о толпах, осаждающих "Мону Лизу", как и о карманниках в Лувре, ходят легенды, а туристические сайты советуют готовиться к его посещению почти как к походу: захватить с собой еду, выбрать удобную одежду и обувь.

Отбросив формальный подход, проект Weekend выбрал десять экспонатов Лувра, не менее известных и прекрасных, чем вышеперечисленные, которые запросто может упустить из виду не самый внимательный или осведомленный турист.

Мифологический демон ("Меченный").
Бактрия.
Конец II - начало III тысячелетия до н.э.

Крыло Ришелье, цокольный этаж (-1). Искусство Древнего Востока (Иран и Бактрия). Зал №9.

Древние артефакты традиционно привлекают к себе меньше внимания, чем творения великих художников и скульпторов. Рассматривать множество маленьких экспонатов, а часто и вовсе фрагментов чего-либо, считается уделом "фанатов. А уж заметить в витринах крыла Ришелье площадью 22 тысячи квадратных метров маленькую, высотой чуть меньше 12 сантиментов, статуэтку на бегу просто невозможно. Этот "железный человечек" родом из Бактрии и ему более 5-ти тысяч лет (датирован концом II - началом III тысячелетия до н.э.). Бактрия — государство, основанное греками после завоевательных походов Александра Македонского в районе Северного Афганистана в конце III - начале IV тысячелетий до нашей эры. На сегодняшний день найдено всего четыре полностью сохранившихся таких статуэтки, одну из них Лувр приобрел в 1961 году. Предполагается, что найдены они в Иране, неподалеку от города Шираз. Кого изображает скульптура, доподлинно неизвестно, ученые окрестили этот загадочный персонаж "Меченным": его лицо изуродовано длинным шрамом. По мнению исследователей, шрам символизировал какое-то ритуальное, деструктивное действие. Прикрытое короткой набедренной повязкой туловище покрыто змеиной чешуей и подчеркивает змееподобный характер персонажа. Это позволяет предполагать, что так изображали антропоморфного демона-дракона, которому поклонялись в Азии. Кто такие эти "меченные", остается только гадать, видимо они олицетворяли духов, возможно добрых, возможно злых.

Матрас Гермафродита

Спящий Гермафродит.
Римская копия с оригинала II века н. э. (матрас добавлен Бернини в XVII веке)

Крыло Сюлли, нулевой этаж (1). Зал №17 Зал Кариатид.

Если находящуюся в том же зале Венеру Милосскую вы не пропустите точно, окружающая ее толпа туристов - хороший ориентир, то расположенного неподалеку "Спящего Гермафродита" можно запросто пропустить, если свернуть не туда. Согласно легенде, сын Гермеса и Афродиты был очень красивым юношей, и влюбленная в него нимфа Салмакида попросила богов соединить их в едином теле. Эта скульптура, считающаяся римской копией с греческого оригинала II века н. э., попала в музей в начале XIX века из коллекции семейства Боргезе. В 1807 году Наполеон попросил князя Камилло Боргезе, приходившемуся ему зятем, продать некоторые экспонаты коллекции. Отказаться от предложения императора была по понятным причинам нельзя. Мраморные матрас и подушка, на которых возлежит Гермафродит, были добавлены в 1620 году Джованни Лоренцо Бернини, скульптором эпохи барокко, чьим покровителем был кардинал Боргезе. Впрочем, эта деталь подчеркивает скорее анекдотичную сторону композиции, что вряд ли входило в задумку греческого автора. Со скульптурой связано и поверье, о котором иногда рассказывают экскурсоводы музея: якобы, мужчины, прикоснувшиеся к спящему, тем самым увеличивают свою мужскую силу.

"Тазик" Святого Людовика

Чаша — "Купель Святого Людовика". (на фото фрагмент — один из медальонов)
Сирия или Египет, около 1320-1340 гг.

Баптистерий (или крестильная купель) Святого Людовика отмечена среди важнейших экспонатов цокольного этажа, однако мало у кого хватает сил спуститься сюда после осмотра главных достопримечательностей музея. Выполненная из латуни и отделанная серебром и золотом чаша считается шедевром искусства времен мамлюков, ранее она принадлежала к числу сокровищ часовни Сент-Шапель, а в 1832 году перешла в коллекцию музея. Этот большой таз был частью французской королевской коллекции, внутри можно увидеть приделанный герб Франции. Он действительно служил купелью при крещении Людовика XIII и сына Наполеона III, но не Людовика IX Святого, несмотря на "приклеившееся" к нему название. Создан этот предмет был гораздо позже: он датируется 1320-1340 годами, а Людовик IX умер в 1270 году.

Шах Аббас и его паж


Мухамад Казим.
Портрет шаха Аббаса I и его пажа (Шах Аббас, обнимающий пажа).
Иран, Исфаган, 12 марта 1627 года

Крыло Денон, цокольный этаж. Зал Искусства Ислама.

В том же зале стоит обратить внимание на довольно известный рисунок, изображающий шаха Аббаса и его пажа-виночерпия, похожего больше на девушку. Аббас I (1587-1629) — самый значительный представитель династии Сефивидов, считающихся основателями современного Ирана. Во время его правления изобразительное искусство достигает пика своего развития, изображения становятся более реалистичными и динамичными. На этом рисунке шах Аббас изображен в шляпе с коническим верхом и широкими полями, которую он ввел в моду, рядом юноша-паж, протягивающий ему чашу с вином. Под кроной дерева, справа, значится имя художника - Мухаммад Казим (один из известнейших мастеров того времени и, по всей видимости, придворный художник Аббаса) - и короткое стихотворение: "Пусть жизнь вам даст то, чего вы желаете от трех уст: вашего любовника, реки и кубка". На переднем плане изображен ручей, вода которого когда-то была посеребрённой. Стихотворение можно интерпретировать и символически, в персидской традиции было множество стихов, обращенных к виночерпию. Рисунок был приобретен музеем в 1975 году.

Портрет доброго короля


Неизвестный художник парижской школы.
Портрет Иоанна II Доброго, короля Франции.
Около 1350 года

Крыло Ришелье, второй этаж. Французская живопись. Зал №1.

Эта картина неизвестного художника середины XIV века считается самым старым индивидуальным портретом в европейском искусстве. Ранних мастеров французской живописи начали изучать сравнительно недавно, во второй половине XIX века, да и большинство их произведений было утрачено в ходе войн и революций. Правление Иоанна Доброго, пришедшееся на годы Столетней войны, было не из легких: разбитый англичанами в битве при Пуатье, он попал в плен и находился в заточении в Лондоне, где подписал договор о своем отречении. Согласно легенде портрет был написан именно в лондонском Тауэре, а авторство приписывается Жирару Орлеанскому. Интересный факт: он стал последним французским монархом носившим имя Иоанн.

Мадонна в "коридоре"


Леонардо да Винчи.
Мадонна в скалах.
1483-1486 годы.

Крыло Денон, Большая галерея, первый этаж. Итальянская живопись. Зал №5.

Большая галерея крыла Денон, помимо знаменитой сцены из фильма Жана-Люка Годара "Банда аутсайдеров" с бегущими по Лувру героями, известна тем, что здесь висит "никем не замеченная" прекрасная Мадонна Леонардо и множество других работ итальянских живописцев, включая Караваджо. "Никем не замеченные", это, конечно, громко сказано, та же "Мадонна в скалах" — одна из самых знаменитых картин в мире, и, тем не менее, начав свой забег с финишем у "Моны Лизы", туристы, к сожалению, часто проходят мимо этой прекрасной работы, у которой стоит постоять лишнюю пару минут. Существует две версии этой картины. Та, что хранится в Лувре, написана в период между 1483-86 годами, и первое упоминание о ней (в описи французской королевской коллекции) датируется 1627 годом. Вторая, которая принадлежит Лондонской Национальной галерее, была написана позже в 1508-м. Картина представляла собой центральную часть триптиха, предназначавшегося для миланской церкви Сан Франческо Гранде, но так и не была отдана заказчику, для которого художник написал вторую, лондонскую версию. Исполненная нежности и покоя сцена контрастирует со странным пейзажем из отвесных скал, геометрия композиции, мягкие полутона, а также знаменитая "дымка" сфумато создает необычную глубину в пространстве этой картины. Ну и нельзя не упомянуть еще одну "версию" содержания этой картины, несколько лет назад мучавшую умы поклонников Дэна Брауна, перевернувшего содержание картины прямо таки с ног на голову.

В поисках блох


Джузеппе Мария Креспи.
Женщина ищущая блох.
Около 1720-1725 гг.

Крыло Денон, первый этаж. Итальянская живопись. Зал №19 (залы в конце Большой галереи).

Картина болонца Джузеппе Марии Креспи - одно из недавних приобретений музея, полученное в дар от Общества Друзей Лувра. Креспи был большим поклонником голландской живописи, и жанровых сценок в частности. Существующая в нескольких версиях "Женщина, ищущая блох", видимо, входила в серию картин (ныне утраченных), повествующих о жизни одной певицы от начала ее карьеры до последних лет, когда она стала набожной. Подобные работы отнюдь не являются центральными в творчестве художника, но дают современному человеку яркое представление о реалиях того времени, когда без блохоловки не мог обойтись ни один приличный человек.

Калеки, не отчаивайтесь


Питер Брейгель Старший.
Калеки.
1568 год.

Крыло Ришелье, второй этаж. Живопись Нидерландов. Зал №12.

Эта маленькая работа старшего из Брейгелей (всего 18,5 на 21,5 см.) единственная на весь Лувр. Не заметить же ее проще простого и не только из-за размера, эффект узнавания — "если на картине много маленьких людишек, значит это Брейгель" — здесь может не сразу сработать. Работа была подарена музею в 1892 году, и за это время родилось множество интерпретаций сюжета картины. Одни усматривали в ней размышление о врожденной слабости человеческой природы, другие - социальную сатиру (карнавальные головные уборы персонажей могут символизировать короля, епископа, бюргера, солдата и крестьянина), либо критику политики, проводившейся во Фландрии Филиппом II. Впрочем, до сих пор никто не берется объяснить персонажа с миской в руках (на заднем плане), а также лисьи хвосты на одежде героев, хотя некоторые видят тут намек на ежегодный праздник нищих Koppermaandag. Добавляет загадочности картине надпись на обороте, которую зрители не видят: "Калеки, не отчаивайтесь, и ваши дела могут процветать".

Одну из наиболее известных картин Иеронима Босха не то, чтобы не знают "в лицо". Возможно, тут не в пользу работы играет ее расположение: недалеко от входа в маленький зал, да еще и с такими соседями как "Автопортрет" Альбрехта Дюрера и "Мадонна канцлера Ролена" ван Эйка, да и до сестер д`Эстрэ тут недалеко, необычная композиция этой работы неизвестного французского художника - сидящие в ванной обнаженные дамы, одна из которых щиплет другую за сосок - сделала картину не менее популярным экспонатом, чем сама "Джоконда". Но вернемся к Босху, те, кто внимательно смотрит по сторонам, ни за что его не пропустят. "Корабль дураков" — часть несохранившегося триптиха, нижним фрагментом которой ныне считается "Аллегория обжорства и сладострастия" из Художественной галереи Йельского университета. Предполагается, что "Корабль дураков" — первая из композиций художника на тему пороков общества. Развращенное общество и духовенство Босх уподобляет безумцам, которые набились в неуправляемую лодку и несутся навстречу своей гибели. Картина была передана в дар Лувру композитором и искусствоведом Камиллем Бенуа в 1918 году.

Обязательными пунктами посещения Лувра являются две "голландские жемчужины его коллекции" — картины Яна Вермеера "Кружевница" и "Астроном". А вот его предшественника Питера де Хоха, чья "Любительница выпить" висит в том же зале, часто минует внимание среднестатистического туриста. И все же эта работа стоит того, чтобы обратить на нее внимание и не только из-за продуманной перспективы и живой композиции, художнику удалось передать тонкие оттенки отношений персонажей картины. Каждому участнику этой галантной сценки отведена определенная роль: солдат наливает выпить молодой женщине, которая и без того уже не трезва, его товарищ, сидящий у окна, простой наблюдатель, а вот вторая женщина - явно сводня, которая, кажется, в этот момент торгуется. Намекает на смысл сценки и картина на заднем плане, изображающая Христа и грешницу.

Подготовила Наталья Попова

Номера этажей даны в европейской традиции, т.е. нулевой этаж — российский первый.

Лувр – уникальный музейный комплекс, один из крупнейших в мире. Экспозиции занимают 58 470 квадратных метров, а общая площадь музея – 160 106 м². История Лувра богата событиями, насчитывает примерно 700 лет. Изначально это была крепость, которую потом преобразовали в королевский дворец.

Лувр был основан в XII веке Филиппом-Августом (королем Франции). С момента основания Лувр подвергался многочисленным перестройкам и реконструкциям. Все французские короли, которые даже и не жили постоянно в Лувре, пытались внести что-то новое в облик здания.

Для короля Филиппа-Августа Лувр был крепостью, главная задача которой состояла в защите западных подступов к Парижу, поэтому Лувр представлял собой мощное сооружение с центральной башней.

При правлении Карла Пятого крепость превратили в королевскую резиденцию. Именно этот король стал инициатором перестройки крепости в здание, которое было бы пригодным для пребывания короля. Воплощением задумки занялся архитектор Реймон де Тамплю, который также позаботился о надёжной защите короля, окружив здание мощными крепостными стенами.

Примерно к концу XVIII века все работы по строительству Лувра были успешно закончены.

Музей принял своих первых посетителей в ноябре 1793 года. Первое время главным источником пополнения фондов Лувра были королевские коллекции, собранные Франциском I, Людовиком XIV. На момент основания музея коллекция уже насчитывала 2500 полотен.

На сегодняшний день в Лувре насчитывается 350 000 экспонатов, часть из которых содержится в хранилищах.

График работы:
Понедельник - 9:00-17:30
Вторник - Закрыто
Среда - 9:00-21:30
Четверг - 9:00-17:30
Пятница - 9:00-21:30
Суббота - 9:00-17:30
Воскресенье - 9:00-17:30

Официальный сайт музея: louvre.fr

Большинство парижан считает, что Лувр - их самая главная достопримечательность. Но стеклянная пирамида работы американского архитектора китайского происхождения Йео Минг Пео, по мнению горожан, не очень сочетается с дворцом в стиле Ренессанса. Это сооружение имеет такие же параметры, как и египетская пирамида Хеопса. Создает ощущение пространства и света, а также играет роль главного входа в музей.

История

Исторически так сложилось, что в архитектуре Лувра всегда было совмещено множество стилей. Начало этому положил король Филипп-Август, который построил в 12 веке на западной приграничной стороне Парижа оборонительную крепость. За одно, она выполняла функции хранилища королевских архивов и казны.

Далее, при короле Карле Пятом она преобразилась в королевские аппартаменты. Архитекторы периода Возрождения перестраивали дворцовый ансамбль, стремясь исполнить фактически неосуществимую цель – удовлетворить вкусы двух королей: Франциска Первого и Генриха Четвертого, статуя которого нынче стоит на Новом мосту. Была разрушена основная часть крепостной стены и построена огромная галерея, которая соединяла Лувр с дворцом Тюильри, тогда ещё существовавшим.

В начале 17 века Генрих Четвёртый, испытывавший огромную симпатию к искусству, предложил художникам жить во дворце. Он пообещал им просторные залы под мастерские, жилища и чин дворцовых живописцев.

Людовик Четырнадцатый практически положил конец престижности Лувра как резиденции королей. Он переехал в Версаль, вместе со всем двором, а в Лувре поселились художники, скульпторы и архитекторы. Среди их числа были Жан-Оноре Фрагонар, Жан-Батист-Симеон Шарден, Гийом Кусту. Вот тогда Лувр и пришёл в такой упадок, что начали составлять планы относительно его сноса.

По окончании Французской революции Лувр стал именоваться Центральным музеем искусств. В это же время Наполеон Третий воплотит в реальность то, о чем мечтал Генрих Четвёртый – было пристроено к Лувру крыло Ришелье. Оно стало зеркальным отображением галереи О-Бор-де-л’О. Но Лувр совсем не надолго стал симметричным – во времена Парижской коммуны дворец Тюильри сгорел, а вместе с ним и основательная часть Лувра.

Коллекция

Сегодня Лувр - это более 350 тысяч произведений искусства, и приблизительно 1600 сотрудников, которые организуют функционирование музея. Коллекция располагается в трёх крыльях здания: вдоль улицы Риволи расположено крыло Ришелье; параллельно Сене тянется крыло Денон и квадратный двор окружает крыло Сюлли.

Древний Восток и Ислам. В залах выставлены предметы древнего искусства областей от Персидского залива до Босфора, в частности Междуречья, стран Леванта и Персии.

Коллекция Лувра насчитывает более 55 000 экспонатов древнеегипетского искусства. Экспозиция демонстрирует результаты промыслов древних египтян – чучела животных, папирусы, скульптуры, талисманы, картины и мумии.

Искусство Древней Греции, этруссков и Древнего Рима. Это плоды творческих поисков в воссоздании человека и особого видения красоты. Собственно, именно эти залы презентуют главные скульптурные достояния Лувра – те, которые посетители музея обычно хотят посмотреть в первую очередь. Это статуи Аполлона и Венеры Милосской, датируемой сотым годом до нашей эры, а также изваяние Ники Самофракийской, которое было найдено в виде 300 фрагментов через тысячу лет после её создания.

Декоративно-прикладное искусство представлено на втором этаже. Вы увидите всезозможные предметы: трон Наполеона Первого и уникальные гобелены, миниатюры, фарфоровые и ювелирные изделия, мелкую бронзу и даже королевские короны.

Цокольный и первый этажи крыла Ришелье и крыла Денон занимает обширное собрание работ французских скульптуров, а также небольшое количество экспонатов из Италии, Голландии, Германии, и Испании. Среди их числа две работы великого Микеланджело, которые носят название «Раб».

В Лувре хранится одна из самых обширных мировых коллекций живописи, и естественно, французская школа, представлена в музее наиболее всеобъемлюще.

Джоконда

Главное произведение, которое в первую очередь хотят увидеть туристы, это «Мона Лиза» (« Джоконда») Леонардо да Винчи. Эта картина находится в крыле Денон, в отдельном маленьком зале - Саль дез Эта, в который можно попасть только из Большой галереи.

Эта комната была построена совсем недавно, специально для того, чтобы туристам было удобно рассматривать самую узнаваемую картину в мире не натыкаясь друг на друга, хотя она и хранится за двумя слоями стекол.

Картина была написана более 500 лет назад и была любимым произведением да Винчи. Бытует мнение, что Леонардо писал автопортрет в женской одежде, и она соединяет в себе два начала – инь и янь. Если посмотреть Моне Лизе в глаза, то подбородок оказывается в отдаленной зоне зрения, которая и оказывает впечатление неуловимой улыбки. А если посмотреть на губы, то улыбка исчезает в этом и заключается её таинственность.

Несмотря на своё величие, сама «Джоконда» по размеру даже меньше своих репродукций в сувенирных лавках Лувра.

Сталинградская битва- одно из крупнейших сражений Второй мировой и Великой Отечественной войн, положившая начало коренному перелому в ходе войны. Битва стала первым масштабным поражением вермахта, сопровождавшемся капитуляцией крупной войсковой группировки.

После контрнаступления советских войск под Москвой зимой 1941/42 гг. фронт стабилизировался. При разработке плана новой кампании А. Гитлер решил отказаться от нового наступления под Москвой, на чем настаивал Генштаб, и сосредоточить главный усилия на южном направлении. Перед вермахтом была поставлена задача нанести поражение советским войскам в Донбассе и на Дону, прорвать на Северный Кавказ и захватить нефтяные месторождения Северного Кавказа и Азербайджана. Гитлер настаивал, что лишившись источником нефти Красная Армия не сможет из-за отсутствия топлива вести активную борьбу, а со своей стороны вермахту для успешного наступления в центре необходимо дополнительное горючее, которой Гитлер рассчитывал получить с Кавказа.

Однако после неудачного для Красной Армии наступления под Харьковом и, как следствие, улучшения стратегической обстановки для вермахта, Гитлер в июле 1942 г. приказал разделить группу армий «Юг» на две части, поставив каждой из них самостоятельную задачу. Группа армий «А» генерал-фельдмаршала Вильгельма Листа (1-я танковая, 11-я и 17-я армии) продолжала развивать наступление на Северный Кавказ, а группа армий «Б» генерал-полковника барона Максимилиан фон Вейхса (2-я, 6-я армии, позже - 4-я танковая армии, а также 2-я венгерская и 8-я итальянская армии) получила приказ прорывать к Волге, взять Сталинград и перерезать пути коммуникации между южным флангом советского фронта и центром, тем самым изолировав его от основной группировки (в случае успеха, группа армий «Б» должна была нанести удар вдоль Волги на Астрахань). В результате с этого момента группы армий «А» и «Б» наступали по расходящимся направлениям, причем разрыв между ними постоянно увеличивался.

Задача непосредственного взятия Сталинграда была возложена на считавшуюся лучшей в вермахте 6-ю армию (командующий - генерал-лейтенант Ф. Паулюс), действия которой с воздуха поддерживал 4-й воздушный флот. Первоначально ей противостояли войска 62-й (командующие: генерал-майор В.Я. Колпакчи, с 3 августа - генерал-лейтенант А.И. Лопатин, с 9 сентября - генерал-лейтенант В.И. Чуйков) и 64-й (командующие: генерал-лейтенант В.И. Чуйков, с 23 июля - генерал-майор М.С. Шумилов) армий, которые вместе с 63-й, 21-й, 28-й, 38-й, 57-й и 8-й воздушной армиями 12 июля 1942 г. образовали новый Сталинградский фронт (командующий: маршал Советского Союза С.К. Тимошенко, с 23 июля - генерал-лейтенант В.Н. Гордов, с 10 августа - генерал-полковник А.И. Ерёменко).

Первым днем Сталинградской битвы считается 17 июля, когда выдвинутые на рубеж р. Чир передовые отряды советских войск вступили в соприкосновение с немецкими частями, которые, впрочем, особой активности не проявляли, поскольку в эти дни подготовка к наступлению только завершалась. (Первый боевой контакт состоялся 16 июля - на позициях 147-й стрелковой дивизии 62-й армии.) 18-19 июля на передовые рубежи вышли части 62-й и 64-й армий. В течение пяти дней шли бои местного значения, в хоте которых немецкие войска вышли непосредственно к главной линии обороны Сталинградского фронта.

Одновременно советское командование использовало затишье на фронте, чтобы форсировать подготовку Сталинграда к обороне: было мобилизовано местное население, отправленное на строительство полевых укреплений (были оборудованы четыре оборонительных рубежа), развернуто формирования отрядов народного ополчения.

23 июля началось немецкое наступление: первым атаковали части северного фланга, через два дня к ним присоединился южный фланг. Оборона 62-й армии была прорвана, несколько дивизий были окружены, армия и весь Сталинградский фронт оказались в крайне тяжелой ситуации. В этих условиях 28 июля был издан приказ наркома обороны № 227 - «Ни шагу назад!», запрещавший отход войск без приказа. В соответствии с этим приказом на фронте начато формирования штрафных рот и батальонов, а также заградительных отрядов. Одновременно советское командование всеми возможными средствами усиливало Сталинградскую группировки: за неделю боев сюда было отправлено 11 стрелковых дивизий, 4 танковых корпуса, 8 отдельных танковых бригад, а 31 июля Сталинградскому фронту передана дополнительно также 51-я армия генерал-майор Т.К. Коломийца. В тот же день немецкое командование также усилило свою группировку, развернув на Сталинград наступавшую южнее 4-ю танковую армию генерал-полковника Г. Гота. Уже начиная с этого момента германское командование объявило задачу взятия Сталинграда приоритетной и имеющую решающее значение для успеха всего наступления на южном участке советско-германского фронте.

Хотя успех в целом был на стороне вермахта и советские войска, неся большие потери, были вынуждены отступать, тем не менее благодаря из сопротивлению план прорваться к городу с ходу через Калач-на-Дону был сорван, также как и план окружения советской группировки в излучине Дона. Темпы наступления - к 10 августа немцы продвинулись лишь 60-80 км - не устраивали Гитлера, который 17 августа остановил наступление, приказав начать подготовку к новой операции. На направлениях главного удара были сосредоточены наиболее боеспособные немецкие части, прежде всего танковые и моторизованные соединения, фланги были ослаблены передачей их войсками союзников.

19 августа немецкие войска вновь перешли в наступление они возобновили наступление. 22-го они форсировали Дон, закрепившись на 45-км плацдарме. На следующий XIV танковый корпус ген. Г. фон Витерсгейма к Волге на участке Латошинка-Рынок, оказавшись всего в 3 км от Сталинградского тракторного завода, и отрезал части 62-й армии от главный сих Красной Армии. Одновременно в 16:18 был нанесен с воздуха массированный бомбовый удар по самому городу, бомбардировки продолжались 24, 25, 26 августа. Город был практически полностью разрушен.

Попытки немцев в следующие дня взять город с севера были остановлены благодаря упорному сопротивлению советских войск, которые, несмотря на превосходство противника в живой силе и технике, сумели нанести ряд контрударов и 28 августа остановить наступление. После этого, немецкое командование на следующий день нанесло удар по городу с юго-запада. Здесь наступле5ние развивалось успешно: немецкие войска прорвали оборонительный рубеж и начали заходить в тыл советской группировке. Чтобы избежать неминуемого окружения Еременко 2 сентября отвел войска на внутренний рубеж обороны. 12 сентября оборона Сталинграда была официально возложена на 62-ю (действовавшую в северной и центральной частях города) и 64-ю (в южной части Сталинграда) армии. Теперь бои шли уже непосредственно за Сталинград.

13 сентября 6-я немецкая армия нанесла новый удар - теперь перед войсками была поставлена задача прорваться в центральную часть города. К вечеру 14-го немцы захватили руины железнодорожного вокзала и на стыке 62-й и 64-й армий в районе Купоросного провались к Волге. К 26 сентября закрепившиеся на занятых плацдармах немецкие войска полностью простреливали Волгу, которая оставалась единственным путем доставки оборонявшимся в городе частям 62-й и 64-й армий подкреплений и боеприпасов.

Бои в городе перешли в затяжную фазу. Ожесточенная борьбы шла за Мамаев курган, завод «Красный Октябрь», тракторный завод, артиллерийский завод «Баррикады», отдельные дома и строения. Руины по нескольку раз переходили из рук в руки, в таких условиях использование стрелкового оружия было ограничено, часто солдаты вступали в рукопашную. Продвижение немецких войск, которым приходилось преодолевать героическое сопротивление советских солдат, развивалось чрезвычайно медленно: с 27 сентября по 8 октября несмотря на все усилия ударной немецкой группировке удалось продвинуться всего на 400-600 м. С целью переломить ситуация ген. Паулюс стянул на этот участок дополнительные силы, доведя численность своих войск на главном направлении до 90 тыс. чел., действия которых поддерживало до 2,3 тыс. орудий и минометов, около 300 танков и около тысяч самолетов. Немцы превосходили войска 62-й армии в личном составе и артиллерии 1:1,65, в танках - в 1:3,75, а авиации - 1:5,2.

Немецкие войска перешли в решительное наступление утром 14 октября. 6-я немецкая армия начала решающее наступление на советские плацдармы у Волги. 15 октября немцы захватили тракторный завод и прорвались к Волге, отрезав группировку 62-й армии, сражавшуюся севернее завода. Однако, советские бойцы не сложили оружие, а продолжили сопротивление, создав еще один очаг боев. Положение защитников города осложнялось нехваткой продовольствия и боеприпасов: с наступление холодов транспортировка через Волгу под постоянным огнем противника еще более усложнилась

Последняя решительная попытка взять под свой контроль правобережную часть Сталинграда была предпринята Паулюсом 11 ноября. Немцам удалось захватить южную часть завода «Баррикады» и взять 500-метровый участок волжского берега. После этого немецкие войска окончательно выдохлись и бои перешли в позиционную стадию. К этому моменту 62-я армия Чуйкова удерживала три плацдарма: в районе поселка Рынок; восточную часть завода «Красный Октябрь» (700 на 400 м), которую удерживала 138-я стрелковая дивизия полковника И.И. Людникова; 8 км вдоль берега Волги от завода «Красный Октябрь» до площади 9 Января, в т.ч. северный и восточный склоны Мамаева кургана. (Южная часть города продолжала контролироваться частями 64-й армии.)

Сталинградская стратегическая наступательная операция (19 ноября 1942 - 2 февраля 1943)

План окружения Сталинградской группировки противника - Операция «Уран» - был утвержден И.В. Сталиным 13 ноября 1942 г. Он предусматривал ударами с плацдармов севернее (на Дону) и южнее (район Сарпинских озер) Сталинграда, где значительную часть оборонявшихся сил составляли союзники Германии, прорвать оборону и осуществить охват противника по сходящимся направлениям на Калач-на-Дону - Советский. 2-й этап операции предусматривал последовательное сжимание кольца и уничтожение окруженной группировки. Операция должна была проводиться силами трех фронтов: Юго-Западного (генерал Н.Ф. Ватутин), Донского (генерал К.К. Рокоссовский) и Сталинградского (генерал А.И. Еременко) - 9 полевых, 1 танковая и 4 воздушных армии. Во фронтовые части были влиты свежие пополнения, а также дивизии, переданные из резерва Верховного главнокомандования, созданы большие запасы вооружения и боеприпасов (даже в ущерб снабжению оборонявшейся в Сталинграде группировки) перегруппировки и формирование ударные группировок на направлениях главного удара было проведено скрытно от противника.

19 ноября, как и было предусмотрено планом, после мощной артподготовки, в наступление перешли войска Юго-Западного и Донского фронтов, 20 ноября - войска Сталинградского фронта. Сражение развивалось стремительно: румынские войска, занимавшие участки, оказавшиеся на направлении главных ударов, не выдержали и бежали. Советское командование введя в прорыв заранее подготовленные мобильные группы развило наступление. Утром 23 ноября войска Сталинградского фронта взяли Калач-на-Дону, в тот же день части 4-го танкового корпуса Юго-Западного фронта и 4-го механизированного корпуса Сталинградского фронта встретились в районе хутора Советский. Кольцо окружения было замкнуто. Затем из стрелковых частей был сформирован внутренний фронт окружения, а танковые и мотострелковые части начали теснить немногочисленные немецкие части на флангах, формируя внешний фронт. В окружении оказалась немецкая группировка - части 6-й и 4-й танковой армий - под командованием генерала Ф. Паулюса: 7 корпусов, 22 дивизии, 284 тыс. человек.

24 ноября советская Ставка отдала приказ Юго-Западному, Донскому и Сталинградскому фронтам уничтожить Сталинградскую группировку немцев. В тот же день Паулюс обратился к Гитлеру с предложение начать прорыв из Сталинграда в юго-восточном направлении. Однако Гитлер категорически запретил прорыв, заявив что сражаясь в окружении 6-я армия оттягивает на себя крупные силы противника, и приказал продолжать обороны, ожидая, когда окруженная группировка будет деблокирована. Затем все немецкие войска в этом районе (как внутри, так и вне кольца) были объединены в новую группу армий «Дон», во главе которой был поставлен генерал-фельдмаршал Э. фон Манштейн.

Попытка советских войска быстро ликвидировать окруженную группировки, сдавив ее со всех сторон, потерпела неудачу, в связи с чем военные действия были приостановлены и Генштаб начал планомерную разработку новой операции, получившей кодовое название «Кольцо».

Со своей стороны немецкое командование форсировало проведение операции «Зимняя гроза» (Wintergewitter) по деблокаде 6-й армии. Для этого Манштейн сформирован в районе поселка Котельниковский сильную группировку под командованием генерала Г. Гота, главной ударной силой которой был LVII танковый корпус генерала танковых войск Ф. Кирхнера. Прорыв должен быть осуществлен на участке, занимаемой 51-й армией, войска которой были измотаны боями и имели большое некомплект. Перейдя 12 декабря в наступление группировка Гота провала советскую оборону и 13-го форсировала р. Аксай, однако затем завязла в боях под поселком Верхне-Кумский. Лишь 19 декабря немцам, подтянув подкрепления, удалось оттеснить советские войска к р. Мышкова. В связи с складывающейся угрожающей ситуацией советское командование перебросило часть сил из резерва, ослабив другие участки фронта, и было вынуждено пересмотреть планы операции «Сатурн» с стороны их ограничения. Однако к этому времени группировка Гота, потерявшая более половину бронетехники, выдохлась. Приказ о встречном прорыве Сталинградской группировки, до которой оставалось 35-40 км, Гитлер отдать отказался, продолжая требовать удерживать Сталинград до последнего солдата.

16 декабря советские войска силами Юго-Западного и Воронежского фронтов начали проведение операции «Малый Сатурн». Оборона противника была прорвана и в прорыв были введены мобильные соединения. Манштейн был вынужден в срочном порядке начать переброску войск на Средний Дон, ослабив в т.ч. и группировку Г. Гота, которая была 22 декабря окончательна остановлена. Вслед за этим войска Юго-Западного фронта расширили зону прорыва и отбросили противника на 150-200 км и вышли на рубеж Новая Калитва - Миллерово - Морозовск. В результате операции была полностью ликвидирована опасность деблокады окруженной Сталинградской группировки противника

Реализация плана операции «Кольцо» была поручена войскам Донского фронта. 8 января 1943 г. командующему 6-й армии генералу Паулюсу был предъявлен ультиматум: если немецкие войска не сложат оружие к 10 часам 9 января, то все находящиеся в окружении будут уничтожены. Паулюс ультиматум проигнорировал. 10 января после мощной артподготовки Донского фронта перешел в наступление, главный удар наносила 65-я армия генерал-лейтенанта П.И. Батова. Однако советское командование недооценило возможность сопротивления окруженной группировки: немцы, опираясь на глубоко эшелонированную обороны, оказали отчаянное сопротивление. В связи с новыми обстоятельствами 17 января советское наступление было приостановлено и начата перегруппировка войск и подготовка нового удара, которые последовал 22 января. В этот день был взят последний последний аэродром, через который осуществлялась связь 6-й армии с внешним миром. После этого ситуация со снабжением Сталинградской группировки, которая по приказу Гитлера осуществлялась по воздуху силами люфтваффе, еще больше осложнилось: если раньше оно также было совершенно недостаточным, то теперь ситуация стала критической. 26 января в районе Мамаева кургана соединились наступавшие навстречу друг другу войска 62-й и 65-й армий. Сталинградская группировка немцев была рассечена на две части, которые в соответствии с планом операции должны были быть уничтожены по частям. 31 января капитулировала южная группа, вместе с которой сдался и Паулюс, произведенный 30 января в генерал-фельдмаршалы. 2 февраля сложила оружия северная группы, которой командовал генерал К. Штрекер. На этом Сталинградская битва завершилась. В плен было взято 24 генерала, 2500 офицеров, более 91 тыс. солдат, захвачено более 7 тыс. орудий и минометов, 744 самолёта, 166 танков, 261 бронемашина, более 80 тыс. автомобилей и др.

Итоги

В результате победы Красной Армии в Сталинградской битве, ей удалось перехватить у противника стратегическую инициативу, что создано предпосылки для подготовки нового широкомасштабного наступления и в перспективе полного разгрома агрессора. Битва стала началом коренного перелома в войне, а также способствовала укреплению международного авторитета СССР. Кроме того, столь серьезное поражение подорвало авторитет Германии и ее вооруженных сил и способствовало усилению сопротивления со стороны порабощенных народов Европы.

Даты: 17.07.1942 - 2.02.1943

Место: СССР, Сталинградская область

Результаты: Победа СССР

Противники: СССР, Германия и ее союзники

Командующие: А.М. Василевский, Н.Ф. Ватутин, А.И. Еременко, К.К. Рокоссовский, В.И. Чуйков, Э. фон Манштейн, М. фон Вейхс, Ф. Паулюс, Г. Гот.

Красная Армия: 187 тыс. чел., 2,2 тыс. орудий и минометов, 230 танков, 454 самолета

Германия и союзники: 270 тыс. чел., ок. 3000 орудий и минометов, 250 танков и САУ, 1200 самолетов

Силы сторон (к началу контрнаступления):

Красная армия: 1 103 000 чел., 15 501 орудие и миномет, 1463 танка, 1350 самолетов

Германия и ее союзники: ок. 1 012 000 чел. (в т.ч. ок. 400 тыс. немцев, 143 тыс. румын, 220 итальянцев, 200 венгров, 52 тыс. Хиви), 10 290 орудий и минометов, 675 танков, 1216 самолета

Потери:

СССР: 1 129 619 чел. (в т.ч. 478 741 чел. безвозвратные, 650 878 - санитарные)), 15 728 орудий и минометов, 4341 танк и САУ, 2769 самолетов

Германия и ее союзники: 1 078 775 чел. (в т.ч. 841 тыс. чел. - безвозвратные и санитарные, 237 775 чел. - пленные)