Верона, в которой бушевали страсти, давно стала местом паломничества для влюбленных. А крепкая любовь персонажей юного возраста - эталоном верности. Пьесу Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» хочется читать снова и снова, переживая с героями их короткую, но полную любви жизнь.

«Ромео и Джульетта»

Трагедия английского драматурга Уильяма Шекспира повествует о любви двух юных героев. Предполагают, что события знаменитой книги являются вымышленными. Однако мотивы и исторические факты, взятые за основу сюжета, указывают на правдоподобие рассказа.

Уильям Шекспир не первый, кто написал «Ромео и Джульетта» . Автор использовал сюжет поэмы Артура Брука «Трагическая история Ромеуса и Джульетты» и разделил действия по актам. Но еще в античной поэзии встречалось подобное повествование о печальных влюбленных Пираме и Фисбе - описание древнеримского поэта Овидия в «Метаморфозах».

Тема с успехом развивалась в европейской литературе XVI века. И развернутый пересказ итальянского литератора Маттео Банделло, и новелла Луиджи Да Порто в сокращении, и пьеса испанского драматурга Лопе де Вега освещают трагическую историю о любви.

Но ошеломительную популярность получила пьеса Уильяма Шекспира «Превосходнейшая и печальнейшая трагедия о Ромео и Джульетте». В Лондоне 1599 года был издан официальный полноценный текст автора. В разные времена сюжет «Ромео и Джульетты» и жанр произведения продолжают брать за основу не только в литературе, но и следующих направлениях творчества:

Русские версии перевода и аннотации рассказа начали появляться еще в XIX веке. Список драматургов немаленький, вот некоторые из них:

  • Т.Л. Щепкина-Куперник.
  • Екатерина Савич.
  • И. Расковшенко и другие.

Особую известность в мировом искусстве получила премьера балета С. Прокофьева в Ленинграде, в 1940 году. Одноименный балет в 3 актах с прологом, эпилогом и либретто стал одной из самых популярных постановок двадцатого столетия.

Почему же так полюбилась повесть, где герои решают погибнуть в юном возрасте, если им не дано жить вместе?

Сюжет пьесы

Сюжет пьесы «Ромео и Джульетта» в кратце рассказать трудно, но вполне возможно. Главными героями Шекспира стали очень юные отпрыски двух знатных веронских семейств. Но между двух старинных родов Монтекки и Капулетти уже много веков длится вражда.

Действующие лица в пьесе:

Ромео - сын синьора и синьоры Монтекки, знатного рода Вероны.

  • Бенволио - племянник Монтекки и друг Ромео.
  • Абрам, Балтазар - слуги Монтекки.

Джульетта - дочь синьора и синьоры Капулетти, знатного рода Вероны .

  • Тибальт - двоюродный брат Джульетты.
  • Кормилица - няня Джульетты.
  • Пьетро, Самсон, Григорио - слуги Капулетти.

Ситуация между главами знатных родов усложнилась, когда слуги Капулетти затеяли ссору на площади Вероны. Так начинается акт 1 пьесы Уильяма Шекспира. Бенволио, племянник господина Монтекки, стараясь примирить враждующих вызвал гнев родственника синьоры Капулетти, Тибальта.

Остановить схватку попытался герцог Веронский Эскал. Но перемирия между знатными семействами не происходит. Тогда герцог Эскал заявляет, что отныне затеявший кровопролитие поплатится своей жизнью.

В жестоких разборках не участвовал сын господина Монтекки, Ромео. Он был страстно влюблен в красавицу Розалину из рода Капулетти и очень по ней тосковал. Только его двоюродный брат Бенволио и друг Меркуцио отвлекали его от грустных мыслей.

Глава семейства Капулетти устраивает праздник для веронской знати. Он занимается подготовкой бала и отправляет слугу для приглашения гостей. Синьора Капулетти напоминает единственной тринадцатилетней дочери Джульетте о предстоящей встрече с женихом графом Парисом. Здесь автор дает понять читателю, сколько было лет Ромео и Джульетте.

Дальнейшие события в пьесе стремительно развиваются, и в каждом акте происходят волнующие действия. Бенволио и Меркуцио уговорили Ромео тайно пробраться с ними на бал, чтобы встретиться с Розалиной, кузиной Джульетты. В разгар веселого праздника Тибальт узнает Ромео и хочет наказать незваного гостя из враждебной семьи. Но господин Капулетти не дает ему испортить прекрасный вечер.

Ромео, увидев на балу ослепительной красоты девушку, забыл про Розалину и уже не замечал разъяренного Тибальта. Джульетта тоже не может оторваться от прекрасного незнакомца. Так происходит первая встреча двух главных героев истории. Ромео целует Джульетту. И они узнают, что никогда не смогут быть вместе.

Влюбленная Джульетта вслух вспоминала о Ромео, когда тот прогуливался под окном. Случайно услышав сладкие речи, он признается ей в страстной любви. Той ночью они поклялись друг другу в вечной любви. Красавица соглашается тайно выйти замуж за Ромео.

Окрыленный любовью, Ромео бежит прямо к монаху Лоренцо и рассказывает о Джульетте. Просьба юнца быстрее обвенчать их пугает священника. Но подумав, что после их свадьбы может закончиться вражда семейств, Лоренцо соглашается. Вместе с кормилицей девушки они планируют провести тайную церемонию венчания юных героев. Но их счастливый роман был не очень долгим.

В это же время происходит ссора Тибальта с Меркуцио. Вспыльчивые герои хватаются за шпаги. Сцена драки двух заклятых врагов заканчивается смертельным ранением Меркуцио. Разгневанный Ромео бросается на Тибальта и в жестоком сражении убивает его. Узнав о произошедшем, Герцог решает изгнать Ромео из Вероны, но Лоренцо отправляет юного героя скрываться в соседнем городе Монтуе.

После всех произошедших событий родители Джульетты сообщают, что они решили выдать дочь за графа Париса. Отчаявшаяся девушка решает сохранить верность Ромео, покончив жизнь самоубийством. Но Лоренцо уговаривает ее выпить не настоящий яд, а снотворное, которое усыпит ее крепким сном, чтобы все сочли ее умершей. Джульетта принимает снадобье и вскоре вся Верона скорбит о несчастной девушке.

Ромео должен был узнать о планах монаха через гонца. Но посланник не успел доставить письмо до того, как до него дошла весть о смерти возлюбленной. Растерянный и обезумевший от потери Джульетты, он мчится в фамильный склеп Капулетти. Здесь сталкивается с Парисом и в отчаянной драке убивает его.

Не зная о ложной смерти Джульетты, несчастный герой выпивает яд и умирает рядом с любимой. В это время просыпается девушка. Увидев бездыханное тело Ромео, Джульетта решает умереть вместе с любимым и убивает себя.

Над телами молодых влюбленных склонились их родители в глубокой скорби. Последним актом пьесы становится сцена перемирия враждующих семейств Монтекки и Капулетти. Какой же высокой ценой была забыта эта ссора.

Читать:

Переводы:

Действующие лица:

  • Эскал, герцог Веронский
  • Парис, молодой дворянин, родственник герцога
  • Монтекки } главы двух
  • Капулетти } враждебных домов
  • Старик, родственник Капулетти
  • Ромео, сын Монтекки
  • Меркуцио, родственник герцога и друг Ромео
  • Бенволио, племянник Монтекки и друг Ромео
  • Тибальт, племянник синьоры Капулетти

  • Брат Лоренцо } францисканские
  • Брат Джованни } монахи

  • Бальтазар, слуга Ромео

  • Самсон }
  • Грегори } Слуги Капулетти

  • Пьетро, слуга кормилицы Джульетты
  • Абрам, слуга Монтекки
  • Аптекарь
  • Три музыканта
  • Паж Меркуцио
  • Паж Париса
  • Пристав
  • Синьора Монтекки, жена Монтекки
  • Синьора Капулетти, жена Капулетти
  • Джульетта, дочь Капулетти
  • Кормилица Джульетты

  • Горожане Вероны, родственники обоих домов, мужчины и женщины, маски, стража, часовые и слуги, Хор.

    Место действия:

    Верона и Мантуя

    Примечание:

    Диалог Ромео и Джульетты - Акт II, сцена 2
    Клуб Ромео и Джульетты - все о наших главных героях
    Фраза "Самая печальная повесть на свете, которую написал Шекспир" относится к цитате из самого произведения, а не к общему отношению к пьесе.

    Хор повествует о двух веронских враждующих семействах, которые помирились после того как покончили с собой их влюбленные дети.

    Действие пьесы начинается с потасовки слуг, которые принадлежат к двум враждующим семьям - Монтекки и Капулетти. Причина давней вражды неясна. К потасовке слуг присоединяются представители обоих семей, включая самих глав семейств. Бой удается разнять. Прибывает верховный правитель Вероны и приказывает прекратить столкновение под страхом смерти. Почти все расходятся.

    На площади появляется Ромео, сын Монтекки. Он слышал о стычке, но мысли его заняты другим - он влюблен в неприступную красавицу Розалину. Бенволио, друг Ромео, предлагает забыть о ней и обратить взор на других девушек.

    В это время Капулетти беседует с Парисом, родственником Эскала. Капулетти не хочет отдавать замуж свою дочь, которой еще нет четырнадцати лет, и предлагает подождать еще два года. Парис пытается переубедить его. Тогда Капулетти оставляет право выбора за дочерью и приглашает Париса на торжество в свой дом.

    От слуги Капулетти Ромео узнает, что на торжестве будет Розалина. Бенволио предлагает сходить на торжество и Ромео соглашается.

    В доме Капулетти Леди Капулетти предлагает Джульетте выйти замуж за Париса, которого всячески расхваливает. Джульетта покорно соглашается.

    На улице перед домом Капулетти собрались несколько молодых людей, в том числе Бенволио, Меркуцио и Ромео. Ромео не намерен танцевать, он охвачен странной тревогой, предчувствуя, что ночное торжество будет началом бед, которые могут привести к его преждевременной смерти.

    На балу Ромео увидел Джульетту. Это любовь с первого взгляда, и он осознает, что до этого по-настоящему не любил. Тибальт, двоюродный брат Джульетты, по голосу узнал Ромео и просит пажа немедленно принести шпагу. Капулетти успокаивает разгоряченного Тибальта, т.к. Ромео известен благородством и ни в коем случае не допустит, чтобы в его доме Ромео нанесли обиду. Уязвленный Тибальт затаивает обиду.

    Ромео общается с Джульеттой. Он считает ее святыней и дважды ее целует. Джульетта уходит на зов матери. От кормилицы Ромео узнает, что это была дочь Капулетти. Джульетта просит узнать у кормилицы, с кем она только что разговаривала и молится, чтобы она был не женат. Кормилица выясняет, что это был Ромео - сын их заклятого врага!

    Хор повествует о том, что былое увлеченье закончилось, и Ромео теперь «любит и любим». Им не просто встретиться – они дети враждующих семей, но любовь находит дорогу.

    Ромео перелезает через стену и прячется в саду Капулетти. Бенволио видел, как Ромео перелез через стену и пытается вместе с Меркуцио докричаться до него, но бесполезно.

    Сад Капулетти. Знаменитая сцена на балконе. Ромео в окне видит Джульетту. Джульетта вслух произносит имя Ромео. Не выдержав, юноша отзывается. Разговор заканчивается клятвой в любви и решением немедля соединить свои судьбы.

    Утром, в кельи монаха Лоренцо, Ромео просит обвенчать их с Джульеттой, причем сегодня же. Лоренцо соглашается, надеясь, что наконец-то прекратится давняя вражда.

    На улице Ромео встречается с кормилицей. Через нее он передает Джульетте, чтобы она пришла днем исповедаться в келью монаха Лоренцо. Кормилицу просит взять веревочную лестницу у его слуги, чтобы он ночью смог подняться к Джульетте.

    Сад Капулетти. Джульетта ждет кормилицу. Наконец-то она появляется. Джульетта допытывается у кормилицы, что сказал Ромео. Та все время уходит от вопроса, но в итоге передает сообщение.

    Келья монаха Лоренцо. Встречаются монах Лоренцо, Ромео и Джульетта. Предстоит венчание.

    Действие трагедии охватывает пять дней одной недели, в течение которых происходит роковая череда событий.

    Первый акт начинается с потасовки слуг, которые принадлежат к двум враждующим семьям – Монтекки и Капулетти. Неясно, что послужило причиной вражды, очевидно лишь, что она давняя и непримиримая, втягивающая в водоворот страстей и молодых, и старых. К слугам быстро присоединяются знатные представители двух домов, а затем и сами их главы. На залитой июльским солнцем площади закипает настоящий бой. Горожанам, уставшим от розни, с трудом удается разнять дерущихся. Наконец прибывает верховный правитель Вероны – князь, который приказывает прекратить столкновение под страхом смерти, и сердито удаляется.

    На площади появляется Ромео, сын Монтекки. Он уже знает о недавней стачке, но мысли его заняты другим. Как и положено в его возрасте, он влюблен и страдает. Предмет его неразделенной страсти – некая неприступная красавица Розалина. В разговоре с приятелем Бенволио он делится своими переживаниями. Бенволио добродушно советует обратить взор на прочих девушек и посмеивается над возражениями друга.

    В это время Капулетти наносит визит родственник князя граф Парис, который просит руки единственной дочери хозяев. Джульетте еще не исполнилось и четырнадцати, но отец соглашается на предложение. Парис знатен, богат, красив, и о лучшем женихе нельзя мечтать. Капулетти приглашает Париса на ежегодный бал, который они дают в этот вечер. Хозяйка отправляется в покои дочери, чтобы предупредить Джульетту о сватовстве. Втроем – Джульетта, мать и кормилица, вырастившая девочку, – они живо обсуждают новость. Джульетта пока безмятежна и послушна родительской воле.

    На пышный бал-карнавал в доме Капулетти под масками проникают несколько молодых людей из вражеского лагеря – в том числе Бенволио, Меркуцио и Ромео. Все они горячи, остры на язык и ищут приключений. Особенно насмешлив и речист Меркуцио – ближайший друг Ромео. Сам Ромео охвачен на пороге дома Капулетти странной тревогой.

    Добра не жду. Неведомое что-то,
    Что спрятано пока еще во тьме,
    Но зародится с нынешнего бала,
    Безвременно укоротит мне жизнь
    Виной каких-то странных обстоятельств.
    Но тот, кто направляет мой корабль,
    Уж поднял парус…

    В толчее бала, среди случайных фраз, которыми обмениваются хозяева, гости и слуги, взгляды Ромео и Джульетты впервые пересекаются, и, подобно ослепительной молнии, их поражает любовь.

    Мир для обоих моментально преображается. Для Ромео с этого мгновенья не существует прошлых привязанностей:

    Любил ли я хоть раз до этих пор?
    О нет, то были ложные богини.
    Я истинной красы не знал отныне…

    Когда он произносит эти слова, его по голосу узнает двоюродный брат Джульетты Тибальт, немедленно хватающийся за шпагу. Хозяева упрашивают его не поднимать шум на празднике. Они замечают, что Ромео известен благородством и нет беды, даже если он побывал на балу. Уязвленный Тибальт затаивает обиду.

    Ромео тем временем удается обменяться с Джульеттой несколькими репликами. Он в костюме монаха, и за капюшоном она не видит его лица. Когда девушка выскальзывает из зала на зов матери, Ромео от кормилицы узнает, что она – дочь хозяев. Через несколько минут Джульетта делает такое же открытие – через ту же кормилицу она выясняет, что Ромео – сын их заклятого врага!

    Я воплощенье ненавистной силы
    Некстати по незнанью полюбила.

    Бенволио и Меркуцио уходят с бала, не дождавшись друга. Ромео в это время неслышно перелезает через стену и прячется в густом саду Капулетти. Чутье приводит его к балкону Джульетты, и он, замирая, слышит, как она произносит его имя. Не выдержав, юноша отзывается. Разговор двух влюбленных начинается с робких восклицаний и вопросов, а заканчивается клятвой в любви и решением немедля соединить свои судьбы.

    Мне не подвластно то, чем я владею.
    Моя любовь без дна, а доброта – как ширь морская.
    Чем я больше трачу, тем становлюсь безбрежней и богаче

    Так говорит Джульетта о поразившем ее чувстве. “Святая ночь, святая ночь… Так непомерно счастье…” – вторит ей Ромео. С этого момента Ромео и Джульетта действуют с необычайной твердостью, отвагой и вместе с тем осторожностью, полностью подчиняясь поглотившей их любви. Из их поступков непроизвольно уходит детскость, они вдруг преображаются в умудренных высшим опытом людей.

    Их поверенными становятся монах брат Лоренцо, духовник Ромео, и кормилица, наперсница Джульетты. Лоренцо соглашается тайно обвенчать их – он надеется, что союз юных Монтекки и Капулетти послужит миру между двумя семьями. В келье брата Лоренцо совершается обряд бракосочетания. Влюбленные переполнены счастьем.

    Но в Вероне по-прежнему жаркое лето, и “в жилах закипает кровь от зноя”. Особенно у тех, кто и без того вспыльчив как порох и ищет повода показать свою храбрость. Меркуцио коротает время на площади и спорит с Бенволио, кто из них больше любит ссоры. Когда появляется задира Тибальт с приятелями, становится ясно, что без стычки не обойтись. Обмен едкими колкостями прерван приходом Ромео. “Отстаньте! Вот мне нужный человек, – заявляет Тибальт и продолжает: – Ромео, сущность чувств моих к тебе вся выразима в слове: ты мерзавец”. Однако гордец Ромео не хватается в ответ за шпагу, он лишь говорит Тибальту, что тот заблуждается. Ведь после венчанья с Джульеттой он считает Тибальта своим родственником, почти братом! Но никто этого еще не знает. А Тибальт продолжает издевательства, пока не вмешивается взбешенный Меркуцио: “Трусливая, презренная покорность! Я кровью должен смыть ее позор!” Они дерутся на шпагах. Ромео в ужасе от происходящего бросается между ними, и в эту минуту Тибальт из-под его руки ловко наносит удар Меркуцио, а затем быстро скрывается со своими сообщниками. Меркуцио умирает на руках у Ромео. Последние слова, которые он шепчет: “Чума возьми семейства ваши оба!”

    Ромео потрясен. Он потерял лучшего друга. Мало того, он понимает, что тот погиб из-за него, что Меркуцио был предан им, Ромео, когда защищал его честь… “Благодаря тебе, Джульетта, становлюсь я слишком мягок…” – бормочет Ромео в порыве раскаянья, горечи и ярости. В этот миг на площади вновь появляется Тибальт. Обнажив шпагу, Ромео налетает на него в “огненнооком гневе”. Они бьются молча и исступленно. Через несколько секунд Тибальт падает мертвым. Бенволио в страхе велит Ромео срочно бежать. Он говорит, что смерть Тибальта на поединке будет расценена как убийство и Ромео грозит казнь. Ромео уходит, подавленный всем происшедшим, а площадь заполняют возмущенные горожане. После объяснений Бенволио князь выносит приговор: отныне Ромео осужден на изгнанье – в противном случае его ждет смерть.

    Джульетта узнает о страшной новости от кормилицы. Сердце ее сжимается от смертной тоски. Скорбя о гибели брата, она тем не менее непреклонна в оправдании Ромео.

    Супруга ль осуждать мне?
    Бедный муж, где доброе тебе услышать слово,
    Когда его не скажет и жена на третьем часе брака…

    Ромео в этот миг мрачно выслушивает советы брата Лоренцо. Тот убеждает юношу скрыться, подчинившись закону, пока ему не будет даровано прощение. Он обещает регулярно посылать Ромео письма. Ромео в отчаянье, изгнанье для него – та же смерть. Он изнывает от тоски по Джульетте. Лишь несколько часов удается провести им вместе, когда ночью он тайком пробирается в ее комнату. Трели жаворонка на рассвете извещают влюбленных, что им пора расставаться. Они никак не могут оторваться друг от друга, бледные, терзаемые предстоящей разлукой и тревожными предчувствиями. Наконец Джульетта сама уговаривает Ромео уйти, страшась за его жизнь.

    Вошедшая в спальню дочери леди Капулетти застает Джульетту в слезах и объясняет это горем из-за смерти Тибальта. Известие, которое сообщает мать, заставляет Джульетту похолодеть: граф Парис торопит со свадьбой, и отец уже принял решение о венчанье на следующий день. Девушка молит родителей обождать, но те непреклонны. Или немедленная свадьба с Парисом – или “тебе тогда я больше не отец”. Кормилица после ухода родителей уговаривает Джульетту не переживать: “Твой новый брак затмит своими выгодами первый…” “Аминь!” – замечает в ответ Джульетта. С этой минуты в кормилице она видит уже не друга, а врага. Остается единственный человек, кому еще может она доверять, – брат Лоренцо.

    И если не поможет мне монах,
    Есть средство умереть в моих руках.

    “Всему конец! Надежды больше нет!” – безжизненно говорит Джульетта, когда остается наедине с монахом. В отличие от кормилицы Лоренцо не утешает ее – он понимает отчаянное положение девушки. Всем сердцем сочувствуя ей и Ромео, он предлагает единственный путь к спасению. Ей надо притвориться покорной воле отца, готовиться к свадьбе, а вечером принять чудодейственный раствор. После этого она должна погрузиться в состояние, напоминающее смерть, которое продлится ровно сорок два часа. За этот срок Джульетту погребут в фамильном склепе. Лоренцо же даст знать обо всем Ромео, тот прибудет к моменту ее пробуждения, и они смогут исчезнуть до лучшей поры… “Вот выход, если ты не оробеешь Или не спутаешь чего-нибудь”, – заключает монах, не утаивая опасности этого тайного плана. “Дай склянку мне! Не говори о страхе”, – обрывает его Джульетта. Окрыленная новой надеждой, она уходит с флаконом раствора.

    В доме Капулетти готовятся к свадьбе. Родители счастливы, что дочь больше не упрямится. Кормилица и мать нежно прощаются с ней перед сном. Джульетта остается одна. Перед решающим поступком ее охватывает страх. Что, если монах обманул ее? Или эликсир не подействует? Или действие будет иным, чем он обещал? Что, если она проснется раньше времени? Или еще хуже – останется жива, но потеряет рассудок от страха? И все-таки, не колеблясь, она выпивает флакон до дна.

    Утром дом оглашает истошный вопль кормилицы: “Джульетта померла! Она скончалась!” Дом охватывает смятение и ужас. Сомнений быть не может – Джульетта мертва. Она лежит в постели в свадебном наряде, окоченевшая, без кровинки в лице. Парис, как все прочие, подавлен страшной вестью. Музыканты, приглашенные играть на свадьбе, еще неловко топчутся, ожидая приказов, но несчастная семья уже погружается в безутешный траур. Пришедший Лоренцо произносит слова сочувствия близким и напоминает, что покойницу пора нести на кладбище.

    …”Я видел сон: ко мне жена явилась. А я был мертв и, мертвый, наблюдал. И вдруг от жарких губ ее я ожил…” – Ромео, который скрывается в Мантуе, еще не подозревает, каким пророческим окажется это видение. Пока он ничего не ведает о случившемся в Вероне, а лишь, сжигаемый нетерпением, ждет вестей от монаха. Вместо посыльного появляется слуга Ромео Балтазар. Юноша кидается к нему с расспросами и – о горе! – узнает ужасную весть о смерти Джульетты. Он отдает команду запрягать лошадей и обещает: “Джульетта, мы сегодня будем вместе”. У местного аптекаря он требует самого страшного и скорого яда и за пятьдесят дукатов получает порошок – “в любую жидкость всыпьте, И будь в вас силы за двадцатерых, Один глоток уложит вас мгновенно”.

    В это самое время брат Лоренцо переживает не меньший ужас. К нему возвращается монах, которого Лоренцо посылал в Мантую с тайным письмом. Оказывается, роковая случайность не позволила выполнить поручение: монах был заперт в доме по случаю чумного карантина, так как его товарищ перед тем ухаживал за больными.

    Последняя сцена происходит в гробнице семьи Капулетти. Здесь, рядом с Тибальтом, только что положили в усыпальнице мертвую Джульетту. Задержавшийся у гроба невесты Парис забрасывает Джульетту цветами. Услышав шорох, он прячется. Появляется Ромео со слугой. Он отдает Балтазару письмо к отцу и отсылает его, а сам ломом открывает склеп. В этот момент Парис выступает из укрытия. Он преграждает Ромео путь, грозит ему арестом и казнью. Ромео просит его уйти добром и “не искушать безумного”. Парис настаивает на аресте. Начинается поединок. Паж Париса в страхе бросается за помощью. Парис гибнет от шпаги Ромео и перед смертью просит внести его в склеп к Джульетте. Ромео наконец остается один перед гробом Джульетты, Он поражен, что в гробу она выглядит как живая и так же прекрасна. Проклиная злые силы, унесшие это совершеннейшее из земных созданий, он целует Джульетту в последний раз и со словами “Пью за тебя, любовь!” выпивает яд.

    Лоренцо опаздывает на какой-то миг, но он уже не в силах оживить юношу. Он поспевает как раз к пробуждению Джульетты. Увидев монаха, она немедленно спрашивает, где ее супруг, и заверяет, что все отлично помнит и чувствует себя бодрой и здоровой. Лоренцо, боясь сказать ей страшную правду, торопит ее покинуть склеп. Джульетта не слышит его слов. Увидев мертвого Ромео, она думает лишь о том, как скорее умереть самой. Она досадует, что Ромео один выпил весь яд. Зато рядом с ним лежит кинжал. Пора. Тем более что снаружи уже слышны голоса сторожей. И девушка вонзает себе в грудь кинжал.

    Вошедшие в усыпальницу нашли мертвых Париса и Ромео, а рядом с ними еще теплую Джульетту. Давший волю слезам Лоренцо поведал трагическую историю влюбленных. Монтекки и Капулетти, забыв о старых распрях, протянули руки друг другу, безутешно оплакивая мертвых детей. Решено было поставить на их могилах по золотой статуе.

    Но, как верно заметил князь, все равно повесть о Ромео и Джульетте останется печальнейшей на свете…

    Вариант 2

    Все началось с вражды двух семей – Капулетти и Монтекки, причина которой не известна. На площади города сходятся представители этих семей их главами, и наступает драка. Горожане с трудом рассоединяют дерущихся, но тут появляется князь Вероны и приказывает все прекратить немедленно, сердито удалившись. К Монтекки приходит сын Ромео, отец рассказывает ему о происшедшей стычке, но парень не слушает, ведь он молод и влюблен в одну неприступную красавицу Розалину.

    В семью Капулетти приезжает граф Парис, родственник князя, с целью просить руки их дочери Джульетты, которая еще не совершеннолетняя, но отец дает свое согласие. Мать сообщает дочери, что приезжали ее сватать – она будет женой графа. В честь такого события, Капулетти устраивают карнавал, на который, в масках, проникают Меркуцио, Бенволио и Ромео, который охвачен странным чувством тревоги. В разгаре веселья Ромео пересекается с Джульеттой, и, мол стрелы Купийдона, их пронизывает молниеносная любовь. Но тут появляется двоюродный брат девушки Тибальт, рассоединяет парочку с сразу хватается за шпагу. Хозяева упрашивают его не подымать шумихи, и Тибальт, затаив обиду, уходит. Молодые расходятся, но от одной и той же кормилицы узнают, что он – сын Монтекки, а она – дочь Капулетти, и это означает, что они – враги. Меркуцио и Бенволио покидают бал, не найдя Ромео, который перелез через забор и спрятался в саду Капулетти. По воле случая он подходит именно к балкону Джульетты, слышит, как она говорит его имя, и отзывается. Между ними завязывается разговор, в котором они клятвой скрепляют свои чувства любви. В поверенные они выбирают брата Лоренца и кормилицу. Монах соглашается с тайным венчанием пары с надеждой, что это станет первым шагом примирения двух давно воюющих семей. Совершается обряд, Ромео и Джульетта стаю супругами, и молодых переполняет счастье. Тем временем на площади сидят Меркуцио и Бенволио, коротая время о чем то спорят. Появляется Тибальт и начинает глумиться над ними, но видит, что к друзьям присоединился Ромео, и тут же переключается на него. Но Ромео ничего не говорит ему в ответ, ибо Тибальт стал уже для него родственником, хотя он сам об этом еще не знает. Его слова взбесили Меркуцио, и они хватаются за шпаги. Тибальт смертельно его роняет, и Меркуцио умирает на руках Ромео. За смерть друга Ромео схлестывает шпагу с Тибальтом, и тот умирает. Ромео признают виновным за такой поступок и изгоняют, а если тот вернется – его казнят. Изнывающий от тоски по супруге, Ромео, ночью, пробирается к любимой в комнату, и на рассвете он уходит. Когда мама Джульетты вошла в комнату дочери и увидела, как та плачет, девушка объяснила, что из-за смерти брата. Но мать обрадовала дочь, что граф торопится со свадьбой, и церемония будет завтра. От такой новости сердце девушки в ужасе, и она просит родителей отменить свадьбу. Она берет у брата Лоренцо чудодейственный раствор, который усыпляет ее, выпивает, и к утру ее находят без признаков жизни. Ее тело относят в усыпальницу, куда, после церемонии, приходит Ромео, которого не предупредили о плане Джульетты. Видя мертвую супругу, он выпивает с горя яд, и падает замертво. Лоуренцо на миг опаздывает, и уже не может спасти Ромео. Очнувшись, Джульетта увидела мертвого возлюбленного, и, не вынося утраты, убила себя его кинжалом. Вошедшие в усыпальницу содрогнулись от увиденного, и, будучи в слезах от горя, брат Лоуренц поведал им всю историю. Тут князь сказал, что: не будет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте.

    Краткое содержание Ромео и Джульетта Шекспир

    Капулетти и Монтекки – две аристократических фамилии из итальянской Вероны – находятся в давней распре, которая доводит их до побоищ на улицах. Однако Ромео, юный наследник главы семейства Монтекки, обращает на это междоусобие мало внимания. У него другая забота – неразделённая любовь к некоей красавице, которая холодна, как лёд.

    Двоюродный брат, Бенволио, советует Ромео побороть в себе безнадёжную страсть, обратив внимание на других девушек. В доме Капулетти как раз готовится шумный праздник с участием многих местных молодых особ. Бенволио предлагает Ромео сходить туда вместе с ним. Капулетти никогда не пустят к себе никого из своих заклятых врагов Монтекки, но на многолюдное сборище можно будет проникнуть переодетыми.

    Скрывшись под масками и презрев немалую опасность быть узнанными, Ромео, Бенволио и их задорный друг Меркуцио идут на праздник к Капулетти. В этой семье растёт 14-летняя красавица Джульетта, к которой уже сватается уважаемый родственник местного герцога – Парис. Однако сама Джульетта пока ещё не хочет замуж.

    Из всех присутствующих на балу дам Ромео сразу выделяет Джульетту. Он ещё не знает, кто она. Очарованный девушкой, Ромео подходит к ней и просит позволения поцеловать руку. На Джульетту изысканный незнакомец тоже производит большое впечатление. Через кормилицу Джульетты оба они узнают имена друг друга и понимают: смертельная вражда их родов будет почти непреодолимым препятствием для возникающей любви.

    Фрагменты из художественного фильма «Ромео и Джульетта». Музыка Нино Роты

    Акт второй

    Потеряв голову от страсти, Ромео поздно вечером перелезает через стену сада Капулетти и прячется у балкона Джульетты. Вскоре та выходит на него, рассуждая вслух про своё неудержимое влечение к юному Монтекки. Ромео выходит из тени и делает Джульетте горячее любовное признание. Девушку охватывает смятение чувств. Она помнит про неукротимую семейную распрю, боится коварного обмана, но в конце концов соглашается обвенчаться с Ромео. Завтра утром посланник Джульетты должен будет узнать у Ромео время и место церемонии.

    Ромео просит совершить венчание своего духовника монаха-францисканца Лоренцо. Мудрый Лоренцо журит юношу за излишнюю горячность и напоминает: необузданные страсти могут привести к гибельному концу. Однако монах всё же соглашается обвенчать Ромео и Джульетту – в уповании на то, что их брак примирит кровавый фамильный раздор.

    Джульетта присылает к Ромео свою кормилицу. Тот передаёт: пусть его возлюбленная сегодня в полдень придёт к Лоренцо будто бы для исповеди, а на самом деле для венчания. Джульетта приходит, и монах тайно совершает обряд. Ромео даёт кормилице верёвочную лестницу. После заката она должна спустить её с балкона Джульетты, чтобы Ромео мог взобраться туда и провести с женой первую брачную ночь.

    Акт третий

    В тот же день, вскоре после венчания двоюродный брат Джульетты, задира Тибальт, заводит на городской площади ссору с другом Ромео, Меркуцио. Стычка переходит в бой на шпагах. Появившийся на площади Ромео пытается разнять дуэлянтов, но Тибальт из-под его руки предательски наносит Меркуцио смертельную рану.

    Закипев гневом, Ромео сам бросается со шпагой на Тибальта и убивает его. Вокруг собирается толпа. Пришедший князь Веронский, Эскал, присуждает Ромео за убийство к изгнанию из города.

    Кормилица сообщает Джульетте об этих скорбных вестях. Любовь к Ромео затмевает в девушке тоску по гибели двоюродного брата, и она не собирается отказываться от ночного свидания с возлюбленным.

    Молодые супруги проводят незабываемую ночь вместе, и с трудом расстаются утром. И Ромео, и Джульетту при этом расставании мучит недоброе предчувствие.

    Прощание Ромео и Джульетты на балконе. Иллюстрация к пьесе У. Шекспира. Художник Ф. Б. Дикси, 1884

    Сразу после ухода Ромео родители-Капулетти сообщают Джульетте: они просватали её за Париса, и брак состоится через три дня. Девушка в слезах отказывается от этого замужества, но родители остаются непреклонными и грозят за упрямство выгнать дочь из дому.

    Акт четвёртый

    По совету монаха Лоренцо Ромео уезжает из Вероны в соседнюю Мантую – с надеждой, что друзья вскоре упросят князя помиловать его. Тем временем отчаявшаяся Джульетта прибегает к Лоренцо и рассказывает: родители выдают её за Париса. Девушка просит монаха найти какой-нибудь выход из положения, угрожая в противном случае покончить с собой.

    Священник находит лишь одно – очень опасное – решение. Будучи знатоком трав, он умеет готовить настойку, которая погружает человека в такой крепкий сон на 42 часа, что он выглядит, как мёртвый. Если Джульетта не побоится выпить это снадобье, родители подумают, что она умерла, и похоронят её в фамильном склепе. Лоренцо же пошлёт гонца к Ромео. Тот ночью приедет из Мантуи, тайком заберёт проснувшуюся жену прямо из гробницы и увезёт с собой.

    В беззаветной решимости Джульетта соглашается на этот рискованный план. Обрадовав родителей притворным согласием на брак с Парисом, она накануне свадьбы выпивает полученную от Лоренцо склянку. Утром отец с матерью обнаруживают её бездыханной и переносят в склеп прямо в подвенечном платье.

    Акт пятый

    Лоренцо посылает гонца в Мантую, но того не выпускают из Вероны по причине эпидемии. Между тем до изгнанного Ромео доходит весть о смерти Джульетты. Он покупает яд и решает поехать на родину, чтобы покончить с собой у тела жены.

    Ромео приезжает ночью на кладбище и начинает вскрывать склеп Капулетти. Туда же приходит безутешный жених Джульетты, Парис. Увидев Ромео, он решает, что член рода Монтекки задумал осквернить останки своих давних врагов, и вступает с ним в поединок на шпагах. Ромео убивает Париса, потом входит в склеп и, с нежностью разглядев напоследок черты ещё не очнувшейся супруги, выпивает яд.

    К гробнице приходит и Лоренцо, решивший приютить Джульетту в своём доме до момента, когда можно будет вызвать Ромео из Мантуи. Слуга Ромео рассказывает монаху о событиях, которые только что здесь произошли. В это время просыпается Джульетта и видит рядом с собой мёртвые тела мужа и жениха. Не в силах пережить смерти Ромео, она закалывается его же кинжалом.

    К могиле сбегается стража. Приходит князь Эскал и главы фамилий Монтекки и Капулетти. Лоренцо рассказывает всем о тайном браке Ромео и Джульетты и о трагическом финале их любви. Посреди горьких стенаний над безвинно погибшими семьи Монтекки и Капулетти решают прекратить свою роковую вражду.

    Финал трагедии Шекспира. Примирение глав фамилий Капулетти и Монтекки над мёртвыми телами детей. Художник Ф. Лейтон, ок. 1850-х гг.

    ПРОЛОГ

    Каждый человек имеет в жизни свой лучик. Лучики ищут друг-друга, иногда они встречаются, иногда расстаются. В их свечении возникают герои спектакля: Джульетта, Тибальд, Меркуцио, Ромео.

    I АКТ

    Ромео один. Юноша мечтает о романтичной любви.

    Площадь Вероны.
    Жители города (среди них - акробатки, цветочница, слуги и служанки, торговцы) радостно соединяются в общем танце. Но в то же время, в городе, где уже десятилетиями враждуют два богатых рода Капулетти и Монтекки, легко может вспыхнуть ссора. И вот она уже перешла в настоящий бой, который приносит потерю близких, боль утрат. Мольбы жен и матерей не в силе остановить дерущихся мужчин. В разгар драки появляется Тибальд - любимый племянник Капулетти, гордость семьи, большой любитель уличных дуэлей и боев. К счастью, на этот раз никто не пострадал. Вовремя подоспевший Эскал – правитель Вероны, останавливает враждующих.

    Комната Джульетты.
    Кормилица готовит платье для своей воспитанницы, сегодня она впервые едет на бал. Неожиданно молодой няне приходит в голову мысль самой примерить платье: она представляет себя важной дамой. За ней подглядывает спрятавшаяся за занавеской Джульетта.
    А в это время четверо молодых людей тоже готовятся к балу. Парис в волнении: сегодня на балу он будет представлен юной Капулетти. Меркуцио и Бенволио тормошат романтика Ромео. Меркуцио рассказывает ему о фее Маб, которая приносит сны. Друзья уговаривают Ромео пробраться на бал Капулетти в масках.
    Неожиданно Меркуцио приходит видение феи Маб.*

    Бал в замке Капулетти.
    Чета Капулетти и Тибальд приветствуют гостей. Среди них – Парис. Сегодня он будет представлен юной Джульетте.
    Появляется Джульетта. Необычная обстановка бала завораживает ее. Подруги предлагают девушке присоединиться к ним в игру в рукава** и передать свой рукав Парису. Джульетта случайно сталкивается с Ромео, их взгляды встречаются. Молодые люди застывают от пронзившего их чувства. Это видит Тибальд. Он узнал Ромео. «Молодой Монтекки – враг дома Капулетти, пробрался в их дом!» Вспыльчивый Тибальд готов сразиться с Ромео, но Меркуцио выхватывает из рук Джульетты рукав, и приглашает девушек обменять свои рукава на маскарадные маски.
    Вновь Меркуцио является видение феи Маб.
    Джульетта покидает бал, но Ромео настигает ее. Тибальд же ищет Джульетту, чтобы передать ей рукав, который он отнял у Меркуцио. Увидив молодых людей вместе, Тибальд приходит в ярость и затевает ссору с Ромео. Джульетта пытается их разнять. На помощь ей приходит сеньор Капулетти и останавливает драку.
    Бал заканчивается. Гости покидают дом Капулетти.
    Терзаясь любовью, Ромео проникает в сад дома Капулетти. На балконе он видит юную Джульетту, погруженную в мечту о возлюбленном. Их сердца соединяются в порыве любви.

    II АКТ

    Площадь Вероны.
    Жители Вероны, собравшись на площади, веселятся и танцуют. Появляются Меркуцио, Бенволио и Ромео. Друзья пытаются растормошить влюбленного Ромео, но он вырывается и убегает. На площади появляется кормилица Джульетты, она тайно послана сюда молодой хозяйкой, чтобы передать Ромео рукав ее платья. Кормилица одета в платье Джульетты. Увидив это молодые люди подшучивают над ней. Кормилица вручает Ромео долгожданный рукав.

    Келья патера Лоренцо.
    Ромео в смятении пытается объяснить духовному наставнику как он любит Джульетту и просит помочь им обвенчаться. Появившаяся Джульетта присоединяется к его просьбе. Патер Лоренцо сомневается, но, видя искренность их чувств, соглашается. Может быть, эта любовь положит конец родовой вражде.

    Площадь Вероны.
    Город продолжает жить беззаботной жизнью. Среди танцующих – Меркуцио и Бенволио. В разгар веселья девушка, заигрывая с Меркуцио, брызгает на него водой из фонтана. Меркуцио уворачивается, и вода попадает на новое платье Тибальда, появившегося на площади.
    Все смеются над его видом. Конечно, Меркуцио не упустит такой воозможности, чтобы отпустить пару шуток в адрес ненавистного Тибальда. Тибальд вскипает. И вот он уже готов к дуэли. Не может остановить возникший конфликт и прибежавший Ромео. Желание успокоить Тибальда и объяснить, что он любит его как близкого человека, лишь усиливают гнев последнего.
    Меркуцио не выдерживает и вступает в бой с Тибальдом. Ромео пытается их разнять, вклиниваясь между сражающимися, но это лишь приводит к печальному концу: Тибальд наносит смертельный удар ненавидящему его Меркуцио.
    Меркуцио умирает. Видение феи Маб неожиданно становится реальностью: это его мечта. Он может дотянуться до нее и присоединиться к ее миру.
    Бой разгорелся не на шутку. Теперь Ромео из миротворца становится мстителем: он побеждает Тибальда.
    Плач наполняет площадь Вероны. Снова в город пришло горе. Сколько еще погибнет молодых людей. Сколько жен останутся вдовами, а детей – сиротами...

    Спальня Джульетты.
    Ромео и Джульетта вместе. Но Ромео не может оставаться в городе, после того, как убил Тибальда. На рассвете влюбленные прощаются.
    Родители Джульетты представляют ей юного Париса. Он влюблен и просит ее руки. Джульетта отказывается выходить за него замуж, так как не может открыть родителям свою тайну. Отец не может понять причину отказа, и принимает решение о свадьбе. Теперь только патер Лоренцо может ей помочь.

    Келья патера Лоренцо.
    Слушая рассказ Джульетты, Лоренцо предлагает девушке склянку со снадобьем, выпив которое, она погрузится в глубокий сон, похожий на смерть. Один лишь Ромео будет знать правду. Патер Лоренцо предупредит его.

    Замок Капулетти.
    Родители Джульетты испытывают разные чувства. Синьор Капулетти зол, он не может понять упрямства дочери. Его жена, напротив, вспоминает свою молодость. Она тоже не любила своего жениха, но сколько лет они вместе. Джульетта... Что ждет ее в браке? Но дочь должна подчиниться воле отца.
    Джульетта, вернувшись домой, решительно выпивает данное ей Лоренцо снадобье.

    Родовой склеп Капулетти.
    Ромео не знает причины смерти Джульетты, Лоренцо не успел предупредить юношу. Охваченный горем, он приходит в склеп, припадает к гробнице Джульетты и выпивает яд, не желая жить без нее.
    Джульетта, пробудившись от вынужденного сна, бросается к Ромео. Но видя, что он мертв, она в отчаянии находит его кинжал и закалывает себя. Теперь они вместе.

    ЭПИЛОГ

    * Фея Маб – героиня старинных кельтских поверий. Согласно им она «навевает людям сны». Поэтому, не случайно ее имя возникает в поэтическом монологе Меркуцио.
    ** В средневековые времена рукава были частью разных игр молодежи. В те времена рукава на платьях были привязные и легко снимались. Так, к примеру, отвязанный рукав девушка передавала своему возлюбленному или просто молодому человеку, чтобы он пригласил ее на танец.