«Я»-высказывания и «Ты»- высказывания « Ты все время меня перебиваешь!» « Мне сложно говорить, когда кто - то еще разговаривает одновременно со мной. Мне обидно и кажется, что тебе неинтересно разговаривать со мной. Если у тебя есть вопрос - задай его. Возможно, если послушаешь меня до конца, то у тебя возникнет меньше вопросов ».


«Я»-высказывания и «Ты»- высказывания « Вечно ты хамишь!» « Когда я слышу твои слова, я раздражаюсь и не хочу больше общаться. Я знаю, что ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. Мне это было бы так приятно. В свою очередь, я постараюсь быть более терпимой ».






Схема построения «Я»- высказывания O Фраза начинается с фактов: описания поведения другого человека, которое вас не удовлетворяет, или описание ситуации, которая вызвала напряжение (« Когда я вижу, что ты …»; « Когда это происходит …»; « Когда я сталкиваюсь с тем, что …»); O Затем следует описание ваших рациональных или эмоциональных реакций на это поведение (« Я чувствую …»; « Я не знаю, как реагировать …»; « У меня возникла проблема …»);


Схема построения «Я»- высказывания O Далее объясняется, почему данное поведение затруднительно для вас, называются причины этого чувства (мысли по поводу двух предыдущих пунктов (« Мне кажется …», « Я думаю …» и пр.); O Заканчивается сообщение пожеланием того, чего бы вы хотели и что намереваетесь делать.


Схема построения «Я»- высказывания Компоновка заявлений от « Я » состоит из: o события; o реакций индивида; o предпочитаемого исхода для личности. В « Я »- высказываниях очень эффективно работают самокритика и подстройка. « Я »- высказывание предполагает способность к самораскрытию.


Упражнение «Я- высказывания» Цель: научиться формулировать « Я »- сообщения в повседневном общении. Замените « Ты »- сообщения (левая колонка) на « Я »- высказывания (правая колонка). Далее группа делится на пары. Первым номерам предлагается составлять « Ты »- высказывания, а вторые номера должны как можно быстрее заменить их на « Я »- сообщения. Потом пары меняются местами.


Упражнение «Я- высказывания» « Ты »- высказывания « Я »- высказывания Это просто твой эгоизм! Я последнее время не чувствую от тебя прежней заботы. С чем это связано? Ты не в состоянии понять другого человека! Тебе все равно, что я думаю! Ты больше меня не любишь! Ты ни во что меня не ставишь и все делаешь по своему! Ты всегда делаешь только так, как хочешь!


Упражнение «Я- высказывания» Упражнение 2: Сначала продумать « Ты »- высказывание, которое до сих пор вас ранит. Рассказать об этом группе. Тройка пытается понять, какая потребность двигала произнесшим « Ты »- высказывание, и переформулировать его в « Я »- высказывание. Упражнение 3: прописать 10 « Я »- высказываний. ПРИЛОЖЕНИЕ Схема построения « Я »- высказывания O Фраза начинается с фактов: описания поведения другого человека, которое вас не удовлетворяет, или описание ситуации, которая вызвала напряжение (« Когда я вижу, что ты …»; « Когда это происходит …»; « Когда я сталкиваюсь с тем, что …»); O Затем следует описание ваших рациональных или эмоциональных реакций на это поведение (« Я чувствую …»; « Я не знаю, как реагировать …»; « У меня возникла проблема …»); O Далее объясняется, почему данное поведение затруднительно для вас, называются причины этого чувства (мысли по поводу двух предыдущих пунктов (« Мне кажется …», « Я думаю …» и пр.); O Заканчивается сообщение пожеланием того, чего бы вы хотели и что намереваетесь делать.

"Я-высказывание" — способ, при котором рассказчик, обращаясь к слушателям, высказывается от первого лица. Примеры "я-высказываний": «Когда мне не уделяют внимания близкие люди, я начинаю грустить и мечтать» или «Когда я чувствую, что обо мне заботятся, мне становится радостнее».

Противоположность "я-высказываний" — "ты-высказывания" ("тыканья"). Примеры "ты-высказываний": «Когда тебе не уделяют внимания близкие люди, ты начинаешь грустить и мечтать» или « Когда ты чувствуешь, что о тебе заботятся, становится радостнее».

Более распространены "ты-высказывания", однако "я-высказывания", как правило, говорят о большей психологической культуре их автора.

"Я-высказывание" как средство профилактики конфликтов

"Я-высказывание" позволяет сообщить партнеру о своих переживаниях, не разрушая атмосферу доверия и дух партнерства. Позволяет передать суть и при этом не задевать самооценку собеседника, и, более того: тот, кто высказывается, принимает ответственность за свои эмоции и на себя. Важно уметь различать «мне плохо» и «ты плохой». Высказываясь о своих чувствах, вкусах и мнениях, говори именно об этом, о своей субъективности, а не о чем-то объективно присущем людям и вещам. Не «фильм классный», а «мне такие фильмы нравятся». Это твое отношение, веди разговор от себя и о себе.

"Ты-высказывание", "я-высказывание"

  • Неверно: Ты никогда меня не слушаешь! Верно: Когда я вижу, что собеседник меня не слушает, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.
  • Неверно: Что ты все время разговариваешь параллельно со мной? Верно: Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос — задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов.
  • Неверно: Вечно ты хамишь! Верно: Когда ко мне некорректно обращаются, я раздражаюсь и не хочу больше общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь, постараюсь быть более терпимой.
  • Неверно: Ты всегда ужасно себя ведешь! Верно: В данной ситуации меня расстроило такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.
  • Неверно: Ты всегда без спросу берешь журнал со стола! Верно: Когда с моего стола без спросу берут вещи, в частности журнал, мне неприятно. Возможно, я хочу с ним поработать в ближайшее время. Поэтому я не против, чтобы ты брал журнал, но предварительно спроси меня, можно ли это сделать.

Выгоды от использования техники "я-высказываний"

Тот, кто освоил технику "я-высказываний", получает следующие возможности:

  • Прямо заявлять о собственных интересах как в деловых отношениях, так и в личных.
  • Понижать уровень своего эмоционального напряжения.
  • Вести себя более уверенно, естественно, задавать нужный характер общения.
  • Противостоять давлению и манипуляциям. Сохранять чувство собственного достоинства.
  • Ставить партнера в ситуацию ответственного выбора.
  • Конструктивно разрешать противоречия и конфликты.

Схема "я-высказывания"

  1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение: Когда я вижу, что ты…; Когда это происходит…; Когда я сталкиваюсь с тем, что…
  2. Точное называние своего чувства: Я чувствую… (раздражение, беспомощность, горечь, боль, недоумение и т.д.); Я не знаю, как реагировать…; У меня возникает проблема…
  3. Называние причин: Потому что… ; в связи с тем, что…

Технология "я-высказывания" (по 5 шагам)

  • 1 шаг. Факты. Называются только факты, произошедшие в реальности, т.е. то, что произошло по факту. Например: «Когда ты сказал мне, что я плохо выгляжу, я заплакала".
  • 2 шаг. Чувства. Выражение чувств, касающихся этого факта. "Я чувствую..." Например: «При этом я почувствовала обиду. Я обиделась». Телесные ощущения. (Можно рассказать и о них — смотрите по ситуации) Выражение телесных ощущений, касающихся этих чувств. "Я ощущаю..." Например: «У меня защипало в носу и захотелось расплакаться».
  • 3 шаг. Мысли. Здесь высказываются мысли, предположения, гипотезы, фантазии, интерпретации, идеи. "Я думаю", "Я предполагаю", "Мне кажется" и др.. Например: «Я думаю, что ты меня не любишь, и что тебе нет до меня дела». Если на этом шаге замечаете, что захлестывают чувства, то возвращайтесь ко 2-у шагу.
  • 4 шаг. Желания. Здесь высказываются любые желания, возможно мечты. То есть то, о чём бы Вы хотели попросить этого человека. Например: «И я хочу тебя попросить, чтобы ты больше обращал на меня внимание и говорил мне, когда я выгляжу хорошо». Этот шаг помогает в улаживании конфликтов, в установлении отношений. Здесь также возможно возвращение ко 2-у шагу, то есть к чувствам, которые Вы испытываете.
  • 5 шаг. Намерения. Высказывание того, что собираешься делать и как, в связи с произошедшим фактом. "Я собираюсь", "Я буду", "Я не буду". Например: "А я буду стараться не говорить тебе постоянно о том, что ты меня не любишь". 5-й шаг применяется не всегда, а в зависимости от ситуации. Иногда достаточно лишь 4-х шагов. Тем не менее, нельзя пропускать никакой из 4-х шагов или менять их местами.

P.S. Это очень хорошая техника, которая помогает справиться с чувствами, не дает их загонять внутрь и учит выражать чувства словами. Практикуйте ее пока наедине, если Вам трудно на данный момент делать это с партнером, а затем применяйте непосредственно в конфликтных ситуациях.

Виктимное поведение - это поступки или действия человека, так или иначе провоцирующие причинить ему какой-либо вред. Как правило, такое использует для того, чтобы:

Спровоцировать преступника на совершение определенных действий;

Создать обстановку выгодную для нападения;

Привлечь внимание.

Виктимное поведение в определенных ситуациях. Человек начинает вести себя вызывающе, даже не подозревая о том, что сам провоцирует опасность. Характер опасности является понятием абстрактным. Суть в том, что разные люди воспринимают ее по-разному: одни начинают бояться при появлении даже незначительной опасности, другие - остаются спокойными, даже тогда, когда ситуация становится чрезвычайно напряженной и серьезной. Также стоит отметить, что кто-то сам ищет опасности, а кто-то всячески ее избегает. Стандартное поведение одних лиц может показаться виктимным другим людям.

Понятие виктимологии используется не только в психологии, но и в криминалистике. Статистика уверяет, что многие преступления на сексуальной почве происходят именно потому, что женщины ведут себя неподобающим образом.

Женщины - нежные и милые существа, но иногда их поведение похоже на провокацию. Правильный и спокойный ребенок может моментально стать агрессивным, злобным, нежелающим следовать общественным правилам. Виктимное поведение у девушек-подростков можно наблюдать очень часто.

Основы виктимного поведения лежат в сознании. Так или иначе люди осознают, что их модель поведения противоречит каким-то нормам. Также многие отчетливо понимают и то, что рано или поздно может случиться большая беда.

При принятии решения о виктимном поведении человек руководствуется отнюдь не здравым смыслом и логикой, а мимолетными позывами и эмоциональными вспышками.

Люди могут осознанно или неосознанно провоцировать преступника (потенциального преступника) на совершение противоправного деяния. Спровоцировать можно:

Словами либо интонацией высказываний;

Жестами, действиями, манерами поведения;

Применением силы

Виктимное поведение, которое основано на интонации, жестах, действиях делится на три вида:

Действия жертв показывают ее неуверенность, испуг, страх и так далее. Преступник в такой ситуации видит перед собой легкую добычу. От этого он чувствует себя решительным и властным;

Действия, которые привлекают внимание и провоцируют;

Действия, усиливающие эмоциональное напряжение, вызывающие ярость, злость, агрессию. Жертва сыплет оскорблениями, угрозами.

Виктимное поведение, связанное с применением силы чаще присуще мужчинам, чем женщинам. Представители сильного пола часто начинают драки, победить в которых у них нет никаких шансов. Конечно же, применение силы провоцирует противоположную сторону и побуждает ее к действиям.

Женщина, прибегающая к физической силе, поступает очень рискованно. Дело в том, что после нанесения удара она перестает представляться в сознании мужчины именно представительницей противоположного пола, которую нельзя бить. После применения силы она будет восприниматься как противник.

Важно понять, что:

Значительное количество жертв до самого последнего момента не понимают то, что действительно находятся в большой опасности.

Нормальный с виду человек может оказаться опасным преступником. Внешность и поведение человека часто не раскрывают его истинных намерений;

от лат. victima - жертва] - достаточно устойчивое личностное качество, характеризующее объектную характеристику индивида становиться жертвой внешних обстоятельств и активности социального окружения, своего рода личностная предрасположенность оказываться жертвой в тех условиях взаимодействия с другими и воздействия этих других, которые в этом плане оказываются нейтральными, «не опасными» для других личностей. В рамках современной психологической науки, по сути дела, на «проблемном» перекрестке юридической и социальной психологии сформировалась область знания, которая определяется как виктимология, то есть наука о поведении жертвы. В логике социальной психологии такое личностное свойство, как виктимность, достаточно жестко коррелирует с неадекватно заниженной самооценкой, с неспособностью, а порой и нежеланием отстаивать собственную позицию и брать на себя ответственность за принятие решения в проблемных ситуациях, с избыточной готовностью принимать позицию другого как несомненно верную, с неадекватной, а иногда патологической тягой к подчинению, с неоправданным чувством вины и т. п. Одним из наиболее известных и ярких примеров проявления личностной виктимности является, так называемый, «стокгольмский синдром», который выражается в том, что жертвы на определенном этапе эмоционально начинают переходить на сторону тех, кто заставил их страдать, начинают сочувствовать им, выступать на их стороне, иногда даже против своих спасителей (например, в ситуации захвата заложников и попыток их освободить). Личностная виктимность достаточно часто актуализируется в форме откровенно провокационного поведения потенциальных жертв, при этом часто ни в коей мере не осознающих того факта, что их поведенческая активность, по существу, практически впрямую подталкивает партнера или партнеров по взаимодействию к насилию. Подобное поведение особенно в экстремальных или попросту неординарных ситуациях является стимулом агрессии прежде всего со стороны авторитарных личностей.

Несмотря на то, что виктимность проявляется в самых разных сферах жизненной активности людей и сферах их межличностного взаимодействия, наиболее углубленно эта проблематика исследована в области внутрисемейных контактов. Так, например, показано, что одной из наиболее значимых причин формирования устойчивой личностной виктимности является семейное насилие в самом широком смысле этого понятия. Так, С. В. Ильина выделила два наиболее опасных в данном отношении периода развития. Проведенное ею «сравнительное изучение статистических данных по внутри- и внесемейному насилию показало, что средний возраст жертв инцеста составляет 6-7 лет, тогда как средний возраст пострадавших от изнасилования значительно выше - 13-14 лет. Дошкольный и подростковый возрастные периоды являются «возрастами риска» в отношении насилия. Жестокое обращение или сексуальная травматизация в этот период вероятнее всего окажут куда более разрушительное воздействие, чем в период относительной эмоционально-личностной стабильности. В период возрастных кризов происходит целый ряд изменений, которые усиливают виктимность ребенка: изменение телесного облика, личности. С. В. Ильина утверждает, что имеются «сензитивные к насилию» периоды в жизни ребенка, когда анатомо-физиологические, гормональные, эмоционально-личностные и психосексуальные изменения делают жертву более травматизируемой. Эти периоды являются опасными в отношении как сексуального насилия, так и жестокого обращения с ребенком, телесных наказаний, психологического насилия. Изменившийся физический облик и поведение ребенка становятся провоцирующими не только для потенциального насильника, но и у родителей вызывают стремление немедленно исправить непослушное чадо, актуализируя те или иные воспитательные установки. Другие возрастные периоды по статистике являются менее опасными для непосредственного насилия. Однако проявления, так называемого, «токсичного» родительского отношения возможны в любом возрасте. Основные типы искаженного родительского отношения возможны в любом возрасте. Основные типы искаженного родительского отношения - депривация и симбиоз - ложатся в основу формирования виктимной личностной организации, которая вынуждает ее обладателя всю последующую жизнь вызывать на себя то или иное насильственное воздействие»1.

Последнее замечание С. В. Ильиной представляется особенно важным в связи с тем, что травматическое родительское воздействие в раннем возрасте, влекущее формирование виктимности, часто не носит внешних признаков насилия и является неосознанным. Довольно типичным житейским примером такого рода может служить ситуация, когда мужчина, страстно желавший стать отцом мальчика, начинает воспитывать дочь по мужскому образцу - вовлекать ее в типичные мужские игры, побуждать заниматься экстремальными видами спорта, «мужественно» терпя при этом боль от неизбежных физических травм, и т. п. Подобный тип взаимоотношений, внешне нередко носящий характер товарищеского партнерства и порождающий сильную привязанность дочери к отцу, по сути дела, представляет собой типичный симбиоз с отчетливо выраженной садо-мазохистской направленностью. Девочка, растущая в подобных условиях, усваивает на подсознательном уровне, что для того, чтобы привлечь внимание значимого мужчины и заслужить его одобрение, она должна быть готовой пожертвовать своими интересами, терпеть страдания и унижения.

В этом контексте особенно интересен тот факт, что страдающие от виктимности индивиды в определенных условиях сами склонны к насилию и жестокости. По мнению некоторых исследователей, в частности, А. А. Гурьевой, «дети, пострадавшие от жестокости, ... составляют особую виктимологическую группу, когда жертва в конечном итоге превращается в жестокого мстителя»2. Данный, видимый парадокс становится совершенно понятным, если обратиться к интерпретации сущности садо-мазохистского симбиоза, предложенной Э. Фроммом. По его мнению, «взаимосвязь садизма и мазохизма очевидна, но с точки зрения бихевиоризма они являются противоположностями. В действительности же это два различных аспекта одной и той же основной ситуации: ощущение экзистенциальной и витальной импотенции. Как садист, так и мазохист нуждаются в другом существе, которое может, так сказать, их “дополнить”. Садист дополняет сам себя при помощи другого существа, мазохист сам себя делает дополнением другого существа. Оба ищут символических связей, так как каждый из них не имеет стержня внутри себя. Хотя садист вроде бы не зависит от своей жертвы, на самом деле она ему необходима; он в ней нуждается, но ощущает эту потребность в извращенной форме.

Из-за тесной связи между садизмом и мазохизмом будет правильнее говорить о садо-мазохистском характере, хотя ясно, что у каждого конкретного лица преобладающим является либо один, либо другой аспект. Садо-мазохистский характер можно еще назвать авторитарным, если перейти от психологической характеристики к политической, ибо, как правило авторитарные лидеры демонстрируют черты садо-мазохистского характера: притеснение подчиненных и подобострастие по отношению к вышестоящим»3.

Понятно, что в характере и поведении индивидов с сформированной виктимностью доминирует именно мазохистский аспект рассматриваемого Э. Фромом континуума «садизм - мазохизм» (именно этим, в частности, и объясняется «стокгольмский синдром» и другие формы идентификации с насильником). Однако в определенной ситуации может проявиться и противоположный, садистический аспект. Как правило, такого рода «месть» за пережитые унижения и страдания направляется не на реального мучителя, а на того, кто воспринимается как «удобный» объект, то есть еще более слабый и беззащитный, чем сама виктимная личность. Нередко в такой роли выступают животные, а в более зрелом возрасте и собственные дети. Таким образом, виктимность может «передаваться по наследству». Социально-психологическая и психотерапевтическая практика показывают, что родители и более отдаленные предки жертв насилия также подвергались насилию. Совершенно очевидно, что подобный семейный синдром является одним из наиболее опасных проявлений виктимности в обществе.

Не менее важным обстоятельством в контексте рассматриваемой проблематики представляется то, что по справедливому замечанию А. В. Глаголевой, «насилие в семье является огромной травмой не только для тех, кто его переживает, но и для свидетелей этого насилия, младших по возрасту детей. Происходит “вторичная виктимизация”, заключающаяся в переживании свидетелями насилия тех же психологических последствий, что испытывает жертва»1. Таким образом, происходит внутрисемейное «заражение виктимностью» не только «по вертикали» - из поколения в поколение, но и «по горизонтали». При этом нельзя не отметить, что виктимизация в результате семейного насилия может иметь не только отложенные по времени, но и непосредственные трагические последствия. В частности, как показано в целом ряде исследований, «повторяющееся насилие ведет к значительным психологическим страданиям, непроходимому чувству страха, депрессии, посттравматическому стрессу, а иногда и к более серьезным последствиям, таким как попытки самоубийства. Применяющееся в семье физическое наказание почти всегда сопровождается психическим насилием - словесными оскорблениями. Диапазон физического насилия не ограничивается только телесными наказаниями различной степени тяжести, сюда относят ограничение детей в еде, сне, привлечение их к употреблению алкоголя и наркотиков, лекарственных и химических веществ для изменения их психического состояния. Последствиями семейного физического насилия являются не только различные нарушения физического (до инвалидизации) и психического (до различного уровня умственной отсталости и психических нарушений), здоровья, но и нравственная деградация личности»2.

Если первичная виктимизация личности, как правило, происходит в семье, то ее развитие зависит от целого ряда как собственно социально-психологических, так и социальных, социально-экономических и иных факторов. В частности, усилению личностной виктимности и дополнительной травматизации могут способствовать жестокое отношение к ребенку в школе со стороны учителей и (или) сверстников, вовлечение его в асоциальные неформальные группировки, уличное насилие и т. п.

Практический социальный психолог, работающий с реально функционирующей группой, в силу своих профессиональных обязанностей должен, с одной стороны, выявить в логике виктимности наличие возможных потенциальных «жертв», а с другой - четко отслеживать формы и направленность взаимодействия с ними тех членов сообщества, которые могут быть отнесены к авторитарным или склонным к авторитарности личностям.

Виктимность – это предрасположенность человека быть жертвой. При этом различается социальная предрасположенность, где вероятность стать жертвой зависит от криминогенной обстановки региона, а также психологическая виктимность, когда характерологические и личностные черты, приобретенные вследствие воспитания или полученных психологических травм, способствуют провоцирующему поведению.

Виктимность жертвы по психологическому фактору подвергается серьезной критике со стороны многих авторов и практически дискредитирована в юриспруденции, где ответственность за совершенное преступление несёт исключительно одна сторона. В доказательство этого приводятся факты, что поведение жертвы воспринимается, как провокация исключительно преступником и не является объективным. Именно поэтому данное понятие не употребляется в судебных делах об убийствах и изнасилования, но имеет место в практической психологии. Имеет смысл говорить о виктимности, когда у человека повышена вероятность попасть в неприятности, что вызывается различными внутренними причинами.

Что такое виктимность поведения

Понятие виктимности было введено в науке виктимологии, изучающей поведение жертв и преступников. Особое поведение, на вербальном и невербальном уровне заставляет преступников практически безошибочно выбирать для своих жертв определенных личностей. К примеру, если насильник проявляет в отношении нескольких женщин, то продолжать свои действия он будет только с той, которая сожмется от , промолчит, стерпит недостойное поведение, постарается не привлекать внимание, при этом будет выглядеть испуганной. К тем, кто сразу дает отпор, вовлекает во взаимодействие общественность и дает недвусмысленно понять недопустимость подобных действий, с большой вероятностью оставляют в покое.

На данный момент понятие виктимности подразумевает не только большую вероятность нападения другого человека, но также вербальные оскорбления, унижения и частоту попадания в неприятные и травматичные ситуации, такие как аварии, несчастные случаи, захлебнувшиеся двери или часто ломающиеся приборы. Сюда подходят страдания от военных действий и природных катаклизмов, человек выглядит как магнит, притягивающий неудачи.

Как любое понятие, виктимность имеет свои отличительные особенности и признаки. Таким людям свойственны неустойчивые эмоциональные реакции, искаженное восприятие собственных чувств, что в итоге приводит к формированию внешнего .

Виктимный человек в своих решениях будет занимать пассивную позицию и во многом искать руководства, занимая подчиняющуюся позицию. Покорность в сочетании с внушаемостью и низкой самооценкой создают благоприятную почву для постепенного становления хронической жертвой в будущем, даже если до этого подобные эпизоды в жизни человека не случались.

Особенности воспитания, которые не предполагают развитие осторожности, формируют легкомысленный стиль поведения, неумение отличать опасные ситуации, а соответственно, и умения постоять за себя или вовремя покинуть сферу неблагоприятного развития событий.

Социально-одобряемые качества исполнительности и добросовестности в своем крайнем проявлении, формируют позицию всегда готовую к подчинению. Причем, чем больше человеку приходится в жизни подчиняться окружающим, тем сложнее ему отказать и противостоять при реальной необходимости, благодаря выработанной стратегии поведения. Такие люди рассуждают, что проще подчиниться насильнику и избежать побоев, выдержать побои от мужа и этим дать ему успокоиться, выполнить недельную норму работы за два дня в ущерб здоровью, но сохранить благосклонность коллег. Рационализаций много, а результат один – человек страдает и продолжает терпеть.

Виктимность бывает различной направленности и степени выраженности. Вообще подобная чета присуща любому человеку, и в здоровом варианте она отвечает за возможность поступиться своим интересами, ради дальнейшей выгоды. Однако, являясь личностной характеристикой, виктимность считается патологической чертой и требует психологической, а иногда и психиатрической коррекции.

Причины виктимности

Виктимность жертвы проявляется в совершении действий, приводящих к опасным или негативным последствиям. Инстинкты самосохранения, предназначенные для обратной функции, в данный момент не срабатывают или проявляются условно, например, только на вербальном уровне, а на поведенческом отсутствуют. Приводят к подобным деформациям несколько основных причин.

Изначально это тип личности, обрисовывающий пассивно-подчиняемую позицию. Именно таких большинство среди жертв, а поведение выглядит как выполнение требований агрессора. Возможно, они будут выполняться не полностью или медленно, но, тем не менее, человек подчиняется.

Второй тип личности – это провоцирующий. Такие люди неосознанно стремятся привлекать к себе внимание или не осознают последствия своих действий. Яркие примеры провоцирующего поведения это пересчет крупных денежных сумм в неблагоприятном общественном месте (на вокзале или в криминогенном районе вечером), сексуализированное поведение, переходящее границы флирта и прочее.

Воспитание и пережитые детские психотравмы являются для появления комплекса жертвы. Наиболее высок риск развития виктимного поведения у жертв насилия, которым никто не оказал помощь и поддержку, не была проведена психотерапия или же все близкие приняли сторону насильника и обвинили в случившемся жертву.

У детей виктимных или неблагополучных родителей (различные виды зависимости, низкий уровень социальной культуры, высокий уровень агрессивности и прочее) не формируется адекватная оценка ситуации, и отношения с миром они строят подобно родительской семье. Такой ребенок может быть крайне удивлен, что в других семьях никого никогда не бьют, кроме этого, концепция наказания становится настолько необходимой, что повзрослев, человек начинает провоцировать на насилие тех, кому это было не свойственно, из-за собственного повышенного уровня тревожности.

Причастность к различным антисоциальным группировкам, как ни странно также формирует поведение жертвы. Стоит отметить, что не только яркие группы, нарушающие общий порядок влияют на формирование позиции жертвы, а и любой социум. Учителя с не учат детей противостоять агрессии, а выливают негатив на детей, группа сверстников может быть низкого социального уровня и издеваться над теми, кто отличается. Чем больше актов насилия воспринимает ближайшее окружение, как норму, тем большая терпимость формируется у личности.

Виды виктимности

Являясь многоаспектным понятием, виктимность разделяется на виды.

Чаще всего в криминологии и психологии говорят об индивидуальной виктимности, которая подразумевает высокую вероятность конкретной личности стать жертвой, при том, что объективно такого можно было избежать.

Именно данный вид наиболее связан с личностно-психологическими чертами, полученными травмами и особенностями воспитания, формирующими неадекватную реакцию индивида. Такая личностная виктимность активизируется при соответствующих обстоятельствах, однако вместо выбора безопасного поведения, будущая жертва неосознанно выбирает провокационную линию поведения. У девушек это может проявляться пристальным взглядом в глаза незнакомцам или попытками поймать машину ночью на трассе. Мужчины хвастаются своими материальными сбережениями в компании уголовников или пытаются выяснять отношения путем физического решения конфликта с соперником, явно более сильным.

Любовь к экстремальным видам спорта, неоправданное стремление к героизму, возвращение на поле боя после ранения – действия, сознательно выбираемые человеком, однако они изначально несут угрозу жизни. Некоторые объясняют это повышенной потребностью в адреналине или жаждой повысить свою самооценку, и действительно такая мотивация существует, но и шкала жертвенности у данного типа людей повышена.

Массовая виктимность касается групп людей и имеет собственную градацию, в зависимости от характеристик лиц и условий. Групповая виктимность объединяет определенные категории населения, обладающие одинаковыми признаками или параметрами виктимности (например, дети или инвалиды). Объектная виктимность предполагает совершение определенных видов преступлений (краж, убийств или изнасилований). Чаще всего, человек подвержен какому-то одному виду, то есть тот, кого обворовывают, вряд ли будет изнасилован. Субъектная виктимность привлекает различных преступников.

Наиболее ярким примером массовой виктимности служит стокгольмский синдром, когда жертвы переходят на сторону агрессоров. Это происходит не сразу, необходим достаточный непрерывный контакт и сильные пережитые травматические эмоции, после чего, даже находясь в заложниках и получив реальные физические травмы, жертвы начинают защищать обидчиков, сочувствовать и помогать им.

Как избавиться от виктимности

Повышенная склонность становиться жертвой не является врожденным качеством, а соответственно поддается коррекции. В ситуациях, когда частота и интенсивность потерь становится существенной, состояние стабилизируется транквилизаторами и антидепрессантами при одновременной психотерапевтической коррекции.

Если ситуация не настолько критична, то показана только психотерапия, направленная на восстановление адекватной самооценки и выработку новых стратегий поведения. Одной из основных задач является смещение регулирующей роли действий с внешнего источника на внутренний. Это значит, что прежде чем принять решение или последовать совету, просьбе или даже приказу кого-то необходимо соотнести происходящее со своими потребностями. В здоровом состоянии человек не станет выполнять действия, причиняющие ему вред, кто бы об этом не просил, даже прямой начальник. Это подразумевает большую долю ответственности за свою жизнь и ее течение. В таком ракурсе уже невозможно обвинять других в случившихся неудачах или искать оправдания, почему произошло несчастье. Находя опору в своих ощущениях и решения, человек сам начинает организовывать свою жизнь безопасным образом, просчитывая последствия наперед.

Отсутствие подверженности внешним необходимо, чтобы окружающие не смогли сыграть на чувстве вины, жалости или неполноценности. Девушка, знающая свои сильные и слабые стороны, вряд ли согласится на предложение «да кому ты кроме меня понадобишься, садись». Умение отказывать в любых сферах жизни – отличная тренировка против виктимности. Чем больше развивается умение тактичного противостояния, тем меньше шансов неосознанно стать жертвой.

Необходимо начать следить за собственными мыслями, поскольку, чем больше индивидуум себя жалеет, предстает в своих же глазах беспомощным и несчастным, тем больше подобное состояние транслируется окружающим. По сути это также провокации, ведь если кто-то жалуется первый раз – ему помогают, на второй – не обращают внимания, а на третий это может вызвать вполне конкретные агрессивные действия.

Профилактика виктимности

Виктимность поведения – явление, проявляющееся на всех уровнях общественного устройства, она не может замкнуться исключительно на диаде жертва-преступник, соответственно и профилактические меры производятся сразу на нескольких уровнях. Начинается все с государственных органов правопорядка, экономического, политического и культурного влияния. Это введение необходимых законов и составление здоровой позиции в отстаивании прав жертв и наказаний преступников. В местах, где поведение людей не регулируется законами, которые являются общими, объективными и понятными для всех растет уровень преступности, а вместе с ним и виктимности.

После общего уровня профилактики и регуляции общества, необходима специализированная коррекция виктимности, которая должна проводиться среди потенциально неблагополучных групп населения. Сюда можно отнести колонии, антиобщественные группировки, центры для наркоманов и бездомных, социально неблагополучных семей. В школах и даже садиках необходимо ввести занятия, где дети будут учиться отличать правомерные действия от насильственных, а также адекватно оценивать собственное поведение на предмет провокационных высказываний или поступков.

Наиболее предметная работа по профилактике должна проводиться индивидуально с лицами, подвергшимися насилию, физическим травмам, неподобающему отношению и прочим ситуациям, которые включат в себя понятие виктимности. После первой же случившейся психотравматической ситуации необходима психотерапевтическая работа по преодолению пережитого. Так же важно просветительство с точки зрения юриспруденции и поведенческой психологии, объясняющие моменты, когда человек может быть обвинен в провокационном поведении.

Различные тренинги и курсы, а также психотерапевтические группы являются отличными методами профилактики виктимности, поскольку развивают необходимые личностные качества (уверенность, самостоятельность, способность ориентироваться в окружающей обстановке и людях.