Диагноз общее недоразвитие речи (ОНР) врачи ставят ребенку с хорошими мыслительными способностями и слухом, но с языково-речевой аномалией.

Общее недоразвитие речи замечается у детей 3-8 лет, изучение и выявление причин расстройства речевых функций необходимо для наилучшего выбора приемов коррекции и/или отбора детей в логопедические заведения.

Общая характеристика ОНР

Если ребенку уже 5 лет, но он плохо понимает речь, произносит слова слогами родителям стоит обратить внимание на этот случай. Иногда патология фонетики наблюдается в серьезных формах, таких как , гнусавость, полная или частичная утрата речи. Симптомы могут говорить о наличие каких-либо заболеваний. Диагноз поставить может только профильный специалист. От родителей зависит своевременное обращение за помощью.

Чаще всего у ребенка патология речи происходит системным образом, затрагивая разные стороны развития речевого аппарата:

  • лексико-грамматическую;
  • слоговую;
  • интонационно-мелодическую;
  • звуковую;
  • темпоритмическую;
  • семантическую.

Если вовремя не начать лечение и пустить на самотек, то у малыша в дальнейшем может появиться частичное нарушение процесса письма.

Патология речи в том или ином виде встречается почти у 35-40% малышей. Речевое расстройство и его коррекция определяется целым рядом факторов. Тяжелые последствия вызывает мозговая аномалия, которая развивается при внутриутробном развитии. Если были неподходящие условия для нормального развития в течение всего этого времени, то может развиться патология всего мозгового отдела.

У детей с ранее сформировавшейся речью иногда наблюдается частичная или тотальная потеря речи. Детский мозг имеет тенденцию к росту, поэтому вовремя начатые коррекционные занятия способны восстановить речевые функции.

Происхождение и развитие дефекта многообразно, но с клинической точки зрения особое внимание нужно обратить на группу причин, связанную с нарушением структуры головного мозга и центральной нервной системы.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР

Недоразвитость в языково-речевой структуре значительно отображается на развитие сенсорных и интеллектуальных возможностей. Проведенные эксперименты показали, что дети с такой патологией по уровню организации логических операций заметно отстают от сверстников без отклонений.

Детей с ОНР можно отличить по их поведению и отсталому развитию в сфере обучения языку:

  • стараются обойтись обиходно-разговорной речью;
  • эмоционально избирательны по отношению к играм;
  • отстают в красноречивой речи;
  • малопонятно разговаривают;
  • неполно владеют морфемной структурой слов и их формой;
  • имеют маленький словарный запас.

Ребенок мало играет со сверстниками, редко задает вопросы, редко является инициатором общения, неактивен. К тому же есть проблемы с запоминанием текстов, формированием мелкой моторики.

Психическое развитие таких малышей опережает их развитие речи. Они более критично относятся к своему недостатку. По мере исправления их дефекта выравнивается интеллектуальный процесс.

Классификация ОНР — 4 уровня нарушения

Типичное состояние детей с патологией в языково-речевом развитии разделяется на четыре уровня. Степень тяжести расстройства напрямую зависит от этиологии болезни.

Современная логопедия разделяет классификацию дефекта на клиническое и педагогическое направление. Они активно дополняют друг друга. А главное у них одна цель: определить логопедическое заключение, направленное на комплектование детских групп с речевыми дефектами. Это необходимо для того, чтобы осуществить системное дифференцированное воздействие на исправление речи, учитывая симптомы и механизм патологий.

Клиническая и педагогическая классификация ОНР по уровням нарушения в таблице:

Уровень нарушения Клинические проявления Психолого-педагогическая классификация
ОНР 1 уровня (отсутствие общеупотребительной речи).
  • значительно беден словарный запас;
  • широкое использование мимики, жестов;
  • понимания больше, чем ребенок может сказать;
  • сокращение сложных слов;
  • отсутствие связной речи.
Фонетические нарушения произношения одного звука или целой группы.
ОНР 2 уровня (с зачатками фразовой речи).
  • появление искаженных, но общеупотребительных слов;
  • замена звуков;
  • неправильное употребление падежей и согласование слов;
  • неточное именование предметов;
  • отсутствует возможность объединения предметов в группы;
  • плохое произношение многих звуков;
  • нарушение слоговой структуры многосложных слов.
Фонетико-фонематическое расстройство процессов -фонематического слуха и восприятия.
ОНР 3 уровня (развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматической и фонетико-фонематической патологии).
  • путаница с шипящими звуками;
  • затруднена фиксация языковой конструкции;
  • допущение ошибок в трудных словах;
  • использование только простых предложений;
  • ошибки в ударениях, падежах.
Системное недоразвитие речи с нарушением всех компонентов речевой системы.
ОНР 4 уровня (отдельные сложности и ошибки).
  • непонимание оборотов речи;
  • неправильное звукопроизношение;
  • нечеткая дикция;
  • нарушение слоговой структуры слова;
  • затрудненное образование новых слов;
  • недостаточная внятность;
  • вялая артикуляция.
Расстроена коммуникативная функция речи. Возможно сочетание нескольких уровней.

Логопеды, опираясь на клинический и педагогический уровень, проводят диагностику, чтобы выявить общее расстройство речи у ребенка и провести своевременную коррекцию.

Причины расстройства

К фонетико-фонематическому поражению мозга могут привести разные причины. Это может произойти в первые годы жизни малыша, в плацентарном периоде развития или во время родов.

Расстройство речи может возникнуть под влиянием разных причин внутренних и внешних:

  • интоксикация;
  • родовая травма;
  • наследственное расстройство центральной нервной системы.

Речь – это важная социальная функция. Чтобы ребенок полноценно рос, ему нужно общение с эмоционально близкими для него взрослыми. Неблагоприятные условия в воспитании малыша в период формирования речи могут привести к отставанию его развития.

Внешние факторы, влияющие на общее недоразвитие речи:

  • неблагополучные домашние условия;
  • дефицит общения из-за проблем слуха и речи родных.

Расстройство устной речи и темпа могут вызвать следующие заболевания:

  • расстройство голосового аппарата – ;
  • частое повторение или пролонгация звуков – ;
  • нарушение звукопроизношения – дислалия;
  • гнусавость – ринолалия;
  • полная или частичная утрата речи – ;
  • трудность издавать расчлененные звуки – ;
  • толчкообразные остановки для дыхания – баттаризм;
  • неспособность овладеть письмом — ;
  • ускоренная речь с запинками, спотыканием, необоснованными паузами.

Часто можно выделить сочетание разных причин. Поэтому очень важно установить истинные факторы, чтобы помочь ребенку справиться с его проблемой. Тяжелые нарушения требуют немедленного лечения и специальной коррекционной работы.

Как ставится диагноз

У малышей темпы развития речи отличаются. Чтобы установить логопедическое заключение, ребенок должен накопить пассивный и активный словарь, уметь составлять связные небольшие предложения, образовывать множественное число. Именно к 3-м годам начинают формироваться основные компоненты речи. Поэтому диагноз начинают устанавливать с этого возраста.

В начале учебного года для малышей логопеды проводят занятия для выявления речевых нарушений. Дифференциальная диагностика строится на общих дидактических принципах доступности, восприятия, постепенного усложнения. Детям предлагают рисовать, работать с буквенными заданиями, решать противоречивые задачи. Это может быть написание небольшого сочинения о ярких впечатлениях или нахождение спрятанной буквы на рисунке.

Чтобы обследовать фонематическое восприятие педагог просит ребенка нарисовать слово, найти ошибки.

Для обследования узнавания букв малышу даются печатные и письменные варианты букв. Он должен либо дорисовать недостающую часть, либо найти отличия, либо печатный шрифт перевести в рукописный.

Полученные результаты могут помочь выбрать группу детей, с кем следует заниматься логопедам, а с кем потребуется дальнейшее углубленное обследование.

Главным условием для диагностирования патологии является многокомпонентность. Клиническая диагностика рассматривает нарушение устной и письменной речи.

Хорошее упражнение для коррекции речи — «узнай буквы»

Коррекционная работа с детьми с ОНР

Специальная логопедическая помощь нужна на любом уровне речевого расстройства. В основу диагностики заложена характеристика дефектов речи согласно психологической и клинической классификации. Они раскрывают механизмы, формы и виды речевых патологий.

В терапии большую роль отводят логопедическим занятиям и психотерапии. Главными задачами таких мероприятий являются:

  • устранить патологические факторы;
  • восстановить здоровье ребенка.

Коррекционная работа проводится с помощью следующих методик:

Психотерапия:

Логопедические упражнения:

Артикуляционная гимнастика:

Сенсорные игры:

Динамическая электронейростимуляция:

Развивающие игры:

Дидактические игры:

В некоторых сложных случаях требуется медикаментозное лечение и .

Комплексный подход

К развитию речи в логопедической работе нужно подходить комплексно, в сочетании традиционных и инновационных приемов.

Так в основу лечения в Московском Центре патологии речи и нейрореабилитации Департамента здравоохранения города положено научное исследование В. М. Шкловского. На курсах проводят комплексные логопедические и психологические занятия в группах и индивидуально с каждым. Психолог присутствует при работе логопеда и оперативно проводит психокоррекционное вмешательство, если замечает внутренний конфликт ребенка.

По методу А.В. Ястребовой, занимающейся больше 40 лет исследовательской и научно-методической работой в лаборатории логопедии НИИ и дефектологии АПН, проводятся коррекционные занятия ОНР. В эту программу входит:

  • коррекция произношения звуков по 15 минут;
  • формирование лексического и грамматического строя речи по 15 минут;
  • формирование звукового анализа и синтеза по 10 минут;
  • развитие моторики кистей и пальцев рук по 5 минут.

Занятия проходят в групповой команде 1-2 раз в неделю.

Кандидат наук по профилю психологии Ю.Ю. Лапшина в своей диссертации провела исследование на тему системного направления в понимании логического и грамматического строения языка, провела сравнительное изучение результатов экспериментов, составила обучающую программу для дошкольников.

Информационно-коммуникационные системы

Развитие новой информационно-коммуникационной осведомленности педагогов-логопедов – это одна из главных целей системы образования в области логопедии.

Со специалистами можно работать через скайп. Логопед-дефектолог Денисова Ирина Петровна занимается не только с ребенком, но и с его родителями, что ускоряет процесс коррекционной работы. Для каждого диагноза требуется определенное время:

  • позднее овладение речью – 3 месяца;
  • ОНР – 2 года;
  • ребенок говорил, потом резко перестал (афазия) – до 2-х лет;
  • полное отсутствие речи (алалия) – до 2-х лет;
  • нарушение образования речевых звуков (дислалия, дизартрия) – 2 месяца;
  • путает звуки (ФФН) – 6 месяцев;
  • гнусавость (ринолалия) – 6-12 месяцев.

Большое значение в логопедическом обследовании имеет определение уровня патологии и выбора подхода в лечении, определение ведущего специалиста.

Массаж швейцарского детского психолога Ауглин

Все органы в системе человека взаимосвязаны. Поэтому дефект речи не может рассматриваться как локальная проблема. Устранить его можно с помощью специальных методов коррекции. Одним из таких способов является массаж швейцарского детского психолога Ауглин.

Он разработал самомассаж для повышения активности мозга. Была собрана группа детей в возрасте 5-7 лет для опробования данного метода лечения. Массаж имеет игровую форму, поэтому дети выполняют его сами себе с удовольствием.

Наблюдение специалистов показало, что у детей повысилась активность мозга, начали появляться разносторонние интересы. Помимо улучшения речи, у них стали проявляться лидерские навыки, повысилась успеваемость в школе.

Современные методы коррекции недоразвития речи – инновации

Система образования значительно повышает требования к методике коррекции патологии речевого развития. Педагоги и логопеды направляют внимание на инновационные технологии, которые эффективно улучшают образовательный процесс.

Современные инновации дополняют проверенную методику взаимодействия педагога и ребенка, создают благоприятный эмоциональный фон.

Если ребенок пассивно выполняет специальные упражнения, без интереса, то это не упрочит его знания. Новые инновационные технологии направлены на то, чтобы заинтересовать малыша с помощью нестандартных подходов, сделать обучение осознанным.

К таким методам относятся:

  • современные способы сенсорного воспитания;
  • пальцевый массаж;
  • Су-Джок комплекс для развития мелкой моторики;
  • информационная техника.

Работа должна вестись в тесном контакте с родителями. Новые способы превратят скучные занятия в живое и творческое обучение.

Новые логопедические исследования доказали эффективность психологического подхода понимания логических и грамматических конструкций языка у детей дошкольного возраста:

  • разработаны компьютерные методы нейропсихологической диагностики;
  • получены данные о том, что дефицитарность закономерно приводит к нарушениям и искажениям процессов мозгового центра;
  • изучены возрастные особенности в понимании логических и грамматических конструкций.

Обычный домашний пальчиковый театр является дидактической игрой, позволяющей влиять не только на творческие способности, но и развивать речь и мелкую моторику. Такая практика поможет:

  • развить интонацию, выразительность голоса;
  • пополнить словарь новыми словами;
  • развить воображение;
  • научиться связывать слова в предложения.

Театральные фигуры сказочных персонажей можно приобрести готовыми, а можно сделать вместе с ребенком своими руками.

В различных исследованиях ученые отметили, что пальцевая моторика отвечает за развитие интеллекта и речи. В последних диссертациях Н.С. Жуковой, Т.Б. Филичевой и других специалистов отмечена эффективная методика развития пальчиковой моторики у детей с нарушенной речью. Авторы выделяют связь речевой и моторной функции, которую стимулирует тренировка пальцами. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

Полезные и интересные факты

Впервые упоминания о дефектах речи, связанных с получением физической травмы, находились в древнеегипетском папирусе Эдвина Смита. В религиозных эпосах, таких как Библия, Коран, встречаются описания чудесного исцеления речевых расстройств. Факту трудной речи жрецы придавали божественную окраску.

О роли головного мозга первым писал в своих сочинениях Гиппократ, где излагал свой взгляд на то, как происходит образование голоса и речи человека.

Коррекционный процесс речи проходит довольно длительно и трудоемко. Накопленный опыт профильных специалистов показывает, что именно родителям нужно уделять особое внимание окружающей среде, в которой обитает малыш. А также нужно с самого раннего возраста заниматься развитием речи.

Характеристика речевого развития ребенка с первым уровнем ОНР.



Первый уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения. Словарь состоит из звукоподражаний и звуковых комплексов. Эти звуковые комплексы, сопровождаемые жестами образованы самими детьми и не понятны для окружающих. По своему звучанию лепетная речь состоит из сходных со словами элементов, так и не похожих звуковых сочетаний. Могут пользоваться общеупотребительными словами, однако применительно только к одной ситуации. Дифференцированное обозначение предметов почти отсутствует. Один и тот же предмет дети в разных ситуациях называют по-разному. Названия действий заменяются названиями предметов. Фразой почти не владеют. Лишь у некоторых есть лепетные предложения. Рассказ состоит из отдельных слов. В речи только конкретные существительные. Пассивный словарь шире активного. Однако понимание речи в основном ситуативно. Слова – корни без окончаний. Почти не понимают грамматических изменений слова. Не понимают предлоги. Для понимания речи играет роль лишь лексическое значение, грамматические формы не учитываются. Смешение значений слов, имеющих сходное звучание (деревня-деревья). Непостоянный характер звукового оформления одних и тех же слов. Произношение отдельных звуков лишено постоянной артикуляции. Преобладают слова односложные или двусложные.

Характеристика речевого развития ребенка со вторым уровнем ОНР.

ОНР – такая форма речевой аномалии у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи.
При ОНР отмечается позднее ее начало, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.
Общение на втором уровне осуществляется с помощью достаточно постоянных, хотя и очень искаженных грамматически и фонетически слов.
Запас общеупотребительных слов выше, чем на первом. Есть слова, обозначающие предметы, действия, а иногда и качества. Дети пользуются личными местоимениями, изредка простыми предлогами и союзами. Есть возможность не развернуто рассказать о знакомых событиях, о себе, о семье. Однако выявляется незнание многих слов, неправильное произношение звуков, нарушение структуры слова, аграмматизм, хотя смысл рассказанного понять можно даже вне наглядной ситуации. Иногда дети прибегают к объяснению слов жестами. Название некоторых действий заменяется названиями предметов, на которые направлено действие. Нередко слова заменяются названиями сходных предметов с добавлением частицы не. Существительные употребляются в именительном падеже, глаголы в инфинитиве, при этом они не согласовываются. Существительные в косвенных падежах не встречаются, хотя иногда случайно бывает, что дети стремятся изменить существительное, но делают это не верно. Аграмматичным является изменение существительных по числам. Глаголы прошедшего и настоящего времени путаются. Встречаются взаимозамены единственного и множественного числа. Смешение глаголов прошедшего времени мужского и женского родов. Средний род не употребляется. Прилагательные употребляются очень редко, не согласовываются. Союзы и частицы почти не используют. Предлоги чаще опускаются или употребляются не верно. Дети понимают различение некоторых грамматических форм. Понимают ед-мн. Число, муж-жен.род прошедшего времени. Понимание форм прилагательного не сформировано. Способами словообразования не пользуются. Количество верно произносимых звуков 16-20. Нарушены – все переднеязычные, б,д,г. Замены твердых мягкими и наоборот. Трудности в воспроизведении слоговой структуры двусложных слов со стечением, с обратным слогом. В трехсложных словах – перестановки.

Характеристика речевого развития ребенка с третьим уровнем ОНР.

ОНР – такая форма речевой аномалии у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи.
При ОНР отмечается позднее ее начало, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.
Обиходная речь оказывается более или менее развернутой, имеются лишь отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики, грамматики. При необходимости построить сложные предложения, выражающие цепь событий дети испытывают большие затруднения. Не сформированы пространственно-временные и причинно-следственные связи в предложениях. Незнание и неточное употребление некоторых слов, неумение изменять и образовывать слова. Иногда слова заменяются близкими по звуковому составу. Дети не зная слова заменяют его сходным по значению (диван – кресло). То же самое происходит с названиями действий (строгать-чистить). Иногда дети прибегают к объяснением слов. В измененной ситуации происходит неточный отбор слов. Прилагательные употребляются качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки. Относительные и притяжательные прилагательные используются только для хорошо знакомых отношений (мамина сумка). Часто пользуются простыми предлогами для выражения пространственных значений. Один и тот же предлог в разных предложениях может произноситься и опускаться. Временные и причинные отношения предлогами не выражают. Отмечается большое количество словоизменений, вследствие чего нарушается синтаксическая связь. Смешение окончаний существительных мужского и женского рода, замена среднего рода женским. Ошибочные ударения в словах, неразличение вида глаголов (сели, пока не перестал дождь), ошибки в беспредложном и предложном управлении, неправильное согласование существительных и прилагательных. Лишь изредка возникают ошибки в понимании форм числа, рода, времени, падежей. Чаще страдает понимание оттенков значений слов, выражений, которые отражают причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи. значительные затруднения в различении фонем, принадлежащих лишь к родственным группам. Все еще отмечаются перестановки слогов, пропуски в сложных и незнакомых словах.

Характеристика речевого развития детей с 4 уровнем ОНР.

4 уровень ОНР – нерезковыраженное ОНР (есть в книге «Теория и практика …» Левиной). У детей этого уровня нарушение звукопроизношения в какой-то одной группе. У детей 4 уровня замены сходных по звучанию звуков.
Слоговая структура не имеет грубых нарушений как при 3 уровне. Нет персевераций. Есть только в редких случаях (например, в сложных длинных словах)
Словарь. Если специально не изучать, то нарушений не видно. Ребенок хорошо строит фразу, но не понимает до конца значение слов. Проблемы словоизменения и словообразования (особенно притяжательных прилагательных). В построении фразы ошибки.

З адачи и содержание логопедической работы с детьми, имеющими 1 уровень ОНР.

Левина. Две основные задачи:
- развитие конкретных представлений об окружающем мире, о предметах и являениях, с которыми ребенок постоянно сталкивается в быту.
- развитие понимания тех слов и выражений, которые отражают знакомую детям действительность, их деятельность в семье.
Для ознакомления с окружающим миром используются рисование, лепка, экскурсии. Эти занятия способствуют формированию связей между предметом и образом. Речевые упражнения сочетаются с музыкально-ритмическими занятиями, изобразительной деятельностью. В процессе деятельности с предметами у детей уточняется и накапливается словарь, развивается понимание различных форм и оборотов разговорной речи, формируются первичные словесные обобщения. Задания, которые требуют от ребенка что-то показать должны быть направлены на предметы, которые ребенок видит. Постепенно задание усложняется и ребенку даются задания о предметах, которые он не видит. Детей учат различать слова, схожие по звучанию, но разные по смыслу (кукла Вова и Вава, собачка Авва). Такая же работа проводится с глаголами: несет, везет, копает, катает. Детям попарно в процессе деятельности объясняются разноприставочные глаголы (застегни-расстегни). Необходимо возбуждать потребность в активной речи. Необходимо обучать детей словам, типичных для обращения: дайте, спасибо, пожалуйста. Дети для понимания значений глаголов выполняют это действие в разных ситуациях. Детям демонстрируется различие винитильного и иминительного падежей. Для развития словаря прилагательных: детям демонстрируют аналогичные предметы, отличающиеся одним признаком, а затем используются разные предметы для сравнения их по тем или иным признакам. Детей стимулируют к фразе: предмет и его действие. Большое место отводится дифференциации понимания вопросительных слов. При обучении детей задавать вопросы создаются специальные условия. (кто-то просит: отдай, а ребенок должен спросить: кому). Постепенно переходят к диалогической речью.
Трауготт считает, что неговорящих детей нужно научить слушать и понимать сказки, также она считает, что на этом этапе необходимо развить элементарную бытовую речь и поставить недостающие звуки. Для развития понимания речи автор предлагает два приема работы: исполнение детьми детализованных поручений педагога, рассказывание и чтение детям сказок и рассказов. Автор считает, что для развития самостоятельной речи полезно применение игр, включающих восклицания и отдельные слова. Речь в игре доступна ребенку.
Гриншпун предлагает на этом этапе дифференцировать понимание глаголов в повелительном наклонении и в первом лице: иду, иди. Особое внимание автор уделяет развитию связной речи.

Задачи и содержание логопедической работы с детьми, имеющими второй уровень ОНР.

Ведется интенсивная работа по развитию понимания речи, при этом ставится задача активизация словаря и практического овладения наиболее простыми формами словоизменения. Расширение пассивного словаря на основе знакомства с окружающим миром. Развитие элементарных форм устной речи, умения правильно называть предметы, действия и их признаков, высказать просьбу, кратко сообщить что-то о себе, задать простой вопрос. Материалом для развития речи служит окружающая действительность, изучение которой происходит в системе изучения определенных тем. Темы: детский сад, предметы деятельности, сезонные изменения в природе, дикие и домашние животные, птицами, правила личной гигиены, знакомство с улицей, беседы о семье, праздниках и т.п. по каждой из намеченных тем продолжается уточнение и накопление понятий, формируется предметная отнесенность слова. Дети учатся различать предметы по их назначению, цвету, форме, температуре. В связи с этим усваиваются прилагательные, наречия, выражающие пространственные значения (далеко, близко, высоко). Происходит усвоение некоторых простых предлогов (в, на, под). Одновременно усваиваются личные местоимения в единственном и множественном числе и притяжательные местоимения. Для накопления словаря и развития самостоятельной речи используются экскурсии, труд, тематические игры, игры с игрушками и картинками, рисование, лепка, выполнение поделок из бумаги. При этом воспитатель и логопед привлекают внимание к речи чтением стихотворений и сказок. Занятия должны быть посильными и эмоционально окрашенными. Используются игры в лото, когда логопед описывает предмет, а дети называют предмет и показывают картинку. По впечатлениям об экскурсии хорошо сделать рисунки, к которому затем логопед задает вопросы. Детей учат отвечать на вопросы в следующей последовательности: вопросы, выясняющие положение предметов в пространстве (куда, где); вопросы, требующие установления принадлежности лицу (у кого? Чей?); вопросы, требующие сравнения предметов (похожи? Одинаковые?) и количества (сколько? Много?); вопросы, требующие оценки действия и выяснения времени и сезона (как? Когда?). Привлекают внимание к грамматическим формам и обучают детей употреблять их. Различение мужского и женского рода (окончание мужского рода – нулевое, женского – окончание на а). употребление местоимений моя – мой, он – она, с числительными один - одна. Усваиваются глаголы первого и третьего лица единственного числа, повелительного наклонения (я пишу, он пишет, положи). Осваиваются окончания винительного и творительного падежей. Составление предложений с указанными падежами. Далее предложения распространяются прилагательными в именительном падеже. Усвоение уменьшительно-ласкательных форм существительных. Обучение употреблению разноприставочных глаголов.
В результате дети должны:
- называть свое имя, фамилию, своих друзей, имя и отчество логопеда
- уметь обращаться с просьбой, используя слова спасибо, пожалуйста
- сказать о своей деятельности (сделал, нарисовал)
- назвать знакомые предметы в ед. и мн.числе, глаголы в ед. и мн.числе, прошедшем и настоящем времени
- назвать характерные признаки предметов по цвету, форме, величине, назначению, вкусу, температуре.
- характеризовать действие, используя наречия
- уметь ответить на вопросы нераспространенными предложениями, с использованием творительного и винительного падежа, правильно согласовывать слова.
Гриншпун указывает, что на этом этапе нужно формировать предложный падеж (где?).

Задачи и содержание логопедической работы с детьми, имеющими третий уровень ОНР.

На этом этапе обучения в качестве основной задачи можно выдвинуть развитие связной речи на основе расширения словаря, практического овладения формами словоизменения и способами словообразования, различными типами словосочетаний и предложений. Основой для организации разговорных занятий служат постепенно расширяющиеся знания об окружающем мире в соответствии с тематикой. Дети наблюдают за явлениями природы, знакомство с трудом людей, с жизнью зверей и птиц, с некоторыми вида спорта и игр в разные времена года. Затем в связи с этими темами изучаются породы деревьев, кустарников, полевых цветов, грибов, ягод, некоторых овощей. Детей обучают группировке предметов по ситуации, по назначению, по признакам. Ведется интенсивная работа по развитию слухового восприятия и коррекции звукопроизношения. Составляются рассказы по сюжетным картинкам и их сериям. Объяснительное чтение рассказов и сказок. Работа с деформированным словом и текстом. Дополнение рассказа самостоятельно придуманным концом. Детей учат в каждом явлении выделять главное и второстепенное, понимать причину и логику явления. Словарь расширяется за счет слов, обозначающих временные понятия: вчера, сегодня, утро, год, месяц. Усвоение обобщающих слов. Усвоение наречий, характеризующих действия (быстро). Дети усваивают однокоренные слова.
Порядок словоизменения:
- образование существительных мужского рода с суффиксами ок, ик.
- образование разноприставочных глаголов
- образование существительных с суффиксом –к.
- образование существительных с суффиксами онок, енок.
- образование существительных женского рода с суффиксами очк, ечк.
- образование сравнительной степени прилагательных
- сравнительная степень наречий
- прилагательные с суффиксом ов (дубовый)
- прилагательные с суффиксом н – зимний, лесной, лимонный.
Усвоение предлогов в, на, под, за, около, с, со, из, через.
Сначала обучение описательному рассказу, затем по сюжетной картинке с нахождением логической связи. Обучение сложным предложениям.
изучаются части предметов.

Задачи и содержание логопедической работы с детьми, имеющими 1 уровень ОНР .

Задачи:
- сформировать умение соотносить первичные представления ребенка о предметах с определенными словами.
- стимуляция собственно речевой активности в эмоциональной ситуации игры
- развитие точных и направленных движений обеих рук.
- воспитание слухового внимания
- развитие понимания названий глаголов
- формирование умения соотносить конкретный предмет с изображением на картинке.
- развитие зрительного внимания
- воспитание умения «прятать»
- развитие умения выполнять действие по показу и инструкции.
- обучать выполнять разные действия с одним предметом.
- стимулировать употребление указательных слов в ответ на вопрос.
- закрепить умение различать в речи взрослых формы единственного и множественного числа;
- развитие речеслуховой памяти.

Литература:

Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2009.

Нарушение речи в настоящее время становится все более распространенным речевым отклонением среди детей дошкольного возраста. Особенно часто встречается ОНР 3 уровня, характеристики на которое часто составляют не только логопеды, но и психологи. Эта патология поддается коррекции при лечении у врача-логопеда.

Для максимально быстрого распознавания болезни важно знать, что может спровоцировать развитие данного состояния, чем характеризуется ОНР 3 типа, каким образом данное состояние лечат, возможно ли полностью скорректировать нарушение без последствий.

Под общим недоразвитием речи понимают искажение какой-либо речевой характеристики (грамматической, семантической или слуховой) при нормальном интеллектуальном формировании и достаточном уровне слуха ребенка. Данное отклонение классифицируется как речевое расстройство.

В зависимости от степени проявления нарушения выделяют 4 уровня общего недоразвития речи:

  • абсолютное отсутствие речи ();
  • скудность словарного запаса (ОНР 2 уровня);
  • присутствие речи с определенными смысловыми ошибками (ОНР 3 уровня);
  • следовые фрагменты лексико-грамматических ошибок (ОНР 4 уровня).

В логопедической практике наиболее распространен 3 уровень нарушения речи, при котором ребенок говорит с преобладанием просто выстроенных фраз без сложных оборотов.

Причины, первые признаки

Часто проблемы с речью, определяющие уровень речевого развития, предопределяются еще до рождения ребенка вследствие генетической предрасположенности или осложнений во время беременности. К наиболее распространенным причинам развития общей недоразвитости речи можно отнести:

  • резус-конфликт ребенка с матерью;
  • внутриутробное удушение плода, гипоксия;
  • травмы, возникшие при родах;
  • постоянные инфекционные заболевания в младенчестве;
  • черепно-мозговые травмы;
  • заболевания хронического характера.

К причинам психоэмоционального и психического характера можно отнести шок любой природы, место жительства или условия, неподходящие для развития коммуникативных навыков, недостаток речевого общения, внимания.

Обычно возникновение отклонения можно диагностировать в довольно позднем возрасте. На развитие ОНР может указывать длительное отсутствие речи у ребенка (в основном к 3 — 5 годам). При наличии речевой деятельности ее активность и разнообразие не являются высокими, часто произносимые слова бывают неразборчивыми и малограмотными.

Может быть снижена концентрация внимания, заторможены процессы восприятия, запоминания. В отдельных случаях наблюдается нарушение двигательной активности (особенно связанной с координацией движений) и скрытой моторики произношения.

Нередко общее недоразвитие речи 3 уровня ошибочно отождествляется с задержкой речевого развития. Это разные отклонения: в первом случае имеет место патология речевого отражения мыслей, во втором – несвоевременность появления речи с сохранением ее четкости и грамотности.

Характеристика отклонения

Для детей с ОНР 3 уровня характерно использование простых, незамысловатых слов без построения сложных предложений. Часто ребенок не формирует полноценные фразы, ограничиваясь отрывочными словосочетаниями. Тем не менее речь бывает распространенной и развернутой. Свободное общение достаточно затруднено.

При данном виде отклонения понимание текста не искажается, за исключением сложных причастных, деепричастных, дополнительных конструкций, которые встраиваются в предложения. Может быть нарушена трактовка логики повествования – дети с ОНР 3 уровня не проводят аналогий и логических цепочек между пространственными, временными, причинно-следственными отношениями речи.

В отличие от объем словарного запаса детей с ОНР 3 уровня обширен, так как включает слова практически всех частей речи и форм, каждая из которых находится в активном вокабуляре говорящего. Самыми употребляемыми словами у детей с таким отклонением являются существительные и глаголы ввиду общей упрощенности речи, наречия и прилагательные встречаются в устном повествовании реже.

Типичным для ОНР 3 вида является неточное, а иногда неправильное применение названий предметов и наименований имен. Происходит подмена понятий:

  • часть предмета называется именем целого объекта (стрелки – часы);
  • названия профессий подменяются описанием действий (пианист – «человек играет»);
  • названия вида заменяются общим родовым признаком (голубь – птица);
  • взаимное замещение нетождественных понятий (высокий – большой).

Допускаются ошибки в подборе служебных частей речи (предлогов, союзов), падежей к ним («в леса – в лесу», «из чашкой – из чашки»), вплоть до неоправданного их игнорирования. Может быть неправильным согласование слов разных частей речи между собой (обычно дети путают окончания и падежи). Часто наблюдается неправильная расстановка ударений в словах.

При не осложненных формах общего недоразвития речи 3 типа ошибки в звуковом восприятии слов и нарушение структуры слогов (за исключением повторения длинных слов из 3 или 4 слогов, где происходит такое их сокращение) практически не наблюдаются. В меньшей степени выражено искажение звуковой передачи речи, но при проявлении данного симптома в свободном разговоре может происходить искажение даже тех звуков, которые ребенок умеет произносить правильно.

Диагностика ОНР логопедом

Диагностика речевых отклонений при любом типе ОНР на начальных этапах не различается. До осмотра врач-логопед собирает анамнез болезни, в котором указываются все особенности течения состояния в конкретном случае:

  • длительность состояния;
  • момент возникновения;
  • основные симптомы;
  • речевая характеристика детей с ОНР;
  • степень выраженности;
  • возможные речевые патологии, связанные с деятельностью речевых центров мозга ( , и т. д.);
  • особенности проявления ОНР на ранних этапах;
  • перенесенные ребенком заболевания в прошлом.

Для точной диагностики состояния необходима предварительная консультация с врачом-педиатром и невропатологом, занимающимся нарушениями детской психической деятельности.

Непосредственное обследование речевой функции включает в себя проверку всех компонентов гармоничной, связной речи. Обычно исследуются:

  • способности формирования связных мыслей (при описании изображений, пересказе и рассказе);
  • степень развитости грамматической составляющей (грамотность согласования слов в предложении, способность к изменению и образованию словоформ);
  • степень правильности звуковой передачи мысли.

На изображениях для детей с ОНР 3 уровня предлагается разделить понятие предмета и его части (ручка – чашка), соотнести профессии и соответствующие атрибуты (певица – микрофон), животных с их детенышами (кошка — котенок). Таким образом выявляется соотношение активного и пассивного запаса и их обширность.

Обширность словарного запаса исследуется для определения способности ребенка проводить аналогии, определять понятие с обозначающим его объектом и соотносить несколько связанных между собой понятий.

При подтверждении диагноза ОНР проводится исследование способности к запоминанию посредством слуховой памяти. Анализируется степень правильности произношения слов, грамотность построения слогов, фонетическая составляющая речи и особенности моторики речевой деятельности ребенка. Оцениваются также навыки ребенка в сфере речевого этикета.

ОНР 3 типа предполагает:

  • незначительное изменение звукового произношения и слоговой передачи слов;
  • наличие негрубых грамматических ошибок при построении предложений;
  • избегание произношения сложных предложений;
  • упрощенность речевого отражения мыслей.

По результатам обследования врач-логопед делает заключение о наличии или отсутствии ОНР, при необходимости назначая ряд профилактических или лечебных мер для коррекции состояния. Составляется характеристика речи детей с ОНР.

Коррекция ОНР 3 уровня

Основной, общеупотребительной методики лечения не существует: при каждом конкретном случае тип лечения подбирается дифференциально ввиду различий в развитии речи у разных детей.

При постановке ОНР 3 степени назначаются коррекционные логопедические сеансы. В ходе лечения развиваются навыки формирования связной мысли, производится улучшение качества речи по лексико-грамматическим параметрам, совершенствуется звуковое произношение слов, их слуховое отражение.

При коррекции одновременно проводится подготовка детей с ОНР 3 уровня к изучению грамматических аспектов языка.

Обычно для коррекции состояния достаточно регулярных занятий у логопеда, но для осложненных случаев нарушений речи предусматривается обучение в специализированных дошкольных и школьных учебных заведениях. Срок обучения для детей с ОНР 3 уровня составляет 2 года. Коррекция более эффективна в раннем возрасте (около 4 или 5 лет) — именно в этом возрасте происходит зачисление в такие учебные заведения.

В общем случае оснований для непременного зачисления ребенка с ОНР 3 уровня специализированную школу нет. Отличается такой ребенок повышенной рассеянностью внимания, а также концентрации.

Профилактические меры, прогноз коррекции ОНР

ОНР 3 уровня гораздо лучше поддается лечению чем ОНР 2 степени. При этом процесс улучшения навыков устной речи является длительным и сложным, так как связан с изменением речевых привычек, расширением словарного аппарата, формированием правильного произношения сложных слов.

Профилактические меры направлены на снижение влияния неблагоприятных факторов. Для гармоничного развития речи важно:

  • уделять достаточное внимание развитию навыков коммуникации;
  • снизить вероятность возникновения инфекционных заболеваний в детстве;
  • не допускать получения черепно-мозговых травм;
  • стимулировать речевую активность с младенчества.

Особенно важно придерживаться такого режима во время коррекции ОНР и после нее, потому что это необходимо для поддержания эффекта с формированием привычки.

ОНР 3 степени хорошо поддается терапии, так как данный вид отклонения не является критичным. Дети могут выражать свои мысли относительно свободно, несмотря на упрощенность речевого отражения и появление некоторых ошибок грамматического, лексического или звукового характера при повествовании.

Обязательное обучение в специализированной школе при таком нарушении не требуется – достаточно правильно организовать распорядок дня ребенка, придерживаться рекомендаций врача-логопеда, при необходимости регулярно посещать общие сеансы коррекции.

Марина Машкова
Логопедическое представление для ПМПК при ОНР IV уровня

Ребенок посещает подготовительную группу комбинированного вида в МБДОУ Зыковский детский сад. Воспитывается в полной семье. Речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют (отрицаются) . Родители интересуются проблемами ребенка, консультируются с педагогическим составом.

В общей моторике наблюдается нарушение координации движений, отмечается их общая заторможенность, неточность. Мелкая моторика развита недостаточно, движения выполняет с ошибками, замедленно. Ведущая рука правая.

Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий : строение лица не нарушено, строение губ нормальное. Губы малоподвижные, тонус снижен. Позу закрытого рта длительно не удерживает. У ребенка физиологическая смена зубов. Строение твердого и мягкого нёба не нарушено. Подъязычная связка нормальная. Прикус – прогения. Язык напряжен, имеет повышенный тонус, отклоняется по средней линии. При выполнении артикуляционных упражнений мышечное напряжение увеличивается, страдает объем и точность выполняемых движений, наблюдаются гиперкинезы. Повышена саливация.

Речь разборчивая, понятная окружающим. Темп и ритм в пределах нормы . Голос модулированный, громкий. Речевой выдох продолжительный.

Обращённую речь понимает, но иногда требуется повторное объяснение инструкций.

В звукопроизношении наблюдается межзубный сигматизм свистящих и ротацизм.

Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез сформированы недостаточно. Правильно придумывает слова на заданный звук. Определят наличие или отсутствие звука в слове. Допускает ошибки при выделении первого и последнего звука в слове. Отмечается недостаточная дифференциация звуков [к-г], [п-б], [т-д].

Слоговую структуру слов сложного звукового состава воспроизводит в основном верно, затруднения вызывают слова со стечением трех согласных (пингвин, экскурсовод) .

Объем словарного запаса соответствует возрасту. Ребенок знает и называет обобщающие понятия, времена года, части суток. В разговоре использует все части речи.

Грамматический строй сформирован недостаточно. Имеются ошибки в согласовании прилагательного и существительного в косвенных падежах (семь карандашов, три яблок) . Аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (волкин хвост) . Путает некоторые предлоги пространства .

Связная речь соответствует возрасту. В речи использует сложные синтаксические конструкции. Самостоятельно составляет связный развернутый рассказ (по серии картинок, по впечатлению, с опорой на реальный предмет ). В нем соблюдается последовательность и логичность. При пересказе воспроизводит все смысловые звенья.

Обследование показало, что речевые нарушения соответствуют общему недоразвитию речи IV уровня .

Обследование на ПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута.

30.10.2018 учитель-логопед Машкова М . В.

Публикации по теме:

Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ ОНР 3 уровня . рр., дизартрия Содержание I. Целевой раздел 3 1. 1. Пояснительная записка 3 1.1.1. Значимые для реализации адаптированной образовательной.

Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком ОНР 3 уровня речевого развития Коррекционно-образовательные: - уточнить артикуляцию и характеристику звука (л); - автоматизировать звук (л) в слогах, в словах; - расширять,.

Цель – автоматизация звука [Ш] в словах, коротких фразах. Задачи: Коррекционно-образовательные: - закреплять звук [Ш] в словах и коротких.

Изготовление демонстрационного пособия «Дерево «Времена года» для детей с ОНР 3 уровня Изготовления демонстрационного пособия «Дерево – Времена Года» для детей с ОНР 3 уровня развития речи. Выполнила: учитель логопед первой.

Тема занятия «Путешествие в космос» Коррекционно-образовательные задачи: - Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Космос».

Конспект открытого занятия «Дикие животные наших лесов» для детей с ОНР III уровня МУНИЦИПАЛЬНО ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ДЕТСТВА «ЖЕМЧУЖИНКА» Конспект НОД по логопедии в подготовительной к школе.

Конспект подгруппового занятия «Красная Шапочка идет в гости к бабушке» подготовительная группа для детей с ОНР 3 уровня Цель: преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словами. Задачи: Обучающие: - стимулировать.

Общее недоразвитие речи встречается в 40 % случаев от всего количества нарушений, связанных с речевой деятельностью. Чаще всего диагностируется у детей, поздно начавших говорить. Как правило, первые различимые слова ребенок произносит не ранее двух лет, а фразы – после трех.

Расстройства речи проявляются от полного неумения говорить () до незначительных пробелов в лексике и ошибок в грамматическом построении фраз и предложений (ОНР 4 уровня).

В дошкольных учреждениях логопеды проводят диагностику с целью выявить общее недоразвитие речи у детей, провести своевременное корректирование. Это необходимо, чтобы избежать в дальнейшем трудностей в учебе и общении, появления комплексов, психологических травм. Подробную характеристику ОНР 4 уровня дала в своей работе доктор педагогических наук, профессор Филичева Т.Б.

Речевое расстройство характеризуется незначительными отклонениями:

  • невнятная речь, нечеткое воспроизведение звуков (Л, Щ, Р, Ц, С);
  • элизия – пропуск звуков или слогов, чтобы облегчить произношение (молоток – моток);
  • парафазия – замена слогов и звуков (мотоциклист – мотокилист);
  • перестановка слогов (космонавт – комоснавт);
  • неправильное применение слов, обозначающих признак (короткий – низкий, длинный – высокий);
  • добавление звуков (пояс – пояст, груша – игруша);
  • трудности словообразования с использованием суффиксов (волчий – волковый);
  • аграмматизм – ошибки в построении предложений (в цирке видели собаков, медведев).

Общее недоразвитие речи 4 уровня встречается нечасто, прослеживается при сравнении с нормой. Проявляется своеобразной ограниченностью словарного запаса. Сложности возникают в подборе антонимических выражений к некоторым словам, использовании родительного и винительного падежа существительных. Но у детей присутствует критичность к речи, т. е. если предложить два варианта фразы, они выберут правильный.

Употребление простых предлогов не вызывает затруднений, в отличие от сложных. Ребенок часто допускает ошибки в согласовании числительных и существительных между собой. При пересказе небольших текстов, описании картинок или сюжетов нарушается логическая последовательность, отделение главных событий от второстепенных. Предложения малоинформативны, много повторений.

Причины появления

Факторы, которые приводят к , могут быть биологическими, социальными и сочетанными. Негрубые повреждения локальных областей головного мозга с остаточными явлениями происходят в перинатальном или послеродовом периоде.

Среди них:

  1. внутриутробные инфекции;
  2. тяжелые токсикозы;
  3. недоношенность;
  4. резус-конфликт;
  5. гипоксия;
  6. желтуха новорожденных;
  7. алкогольный синдром.

В послеродовом периоде и раннем младенчестве отделы ЦНС, отвечающие за речевое развитие, могут повреждаться в результате тяжелых болезней, травм головы, эпилептической энцефалопатии. Отмечено влияние наследственности на характер нарушения речевой деятельности.

Среда накладывает отпечаток на развитие речи, но органические повреждения мозга при этом могут присутствовать.

Важно. Нехватка общения, безнадзорность или, наоборот, гиперопека приводят к тому, что у ребенка нет возможности практиковаться в разговоре или высказывать мысли и желания. Отсутствие тренировки речи сказываются на ее развитии.

Признаки и симптомы

Дети с ОНР 4 уровня отличаются от сверстников общими признаками:

  • поздно начинают разговаривать, первые различимые слова произносят после 3-5 лет;
  • понимают речь, но с трудом высказываются;
  • мало разговаривают, особенно в присутствии посторонних;
  • плохо запоминают последовательности, сложные задания;
  • у них рассеянное внимание, слабое логическое мышление;
  • испытывают трудности при обобщении, анализе.


Диагностика

Перед диагностикой у логопеда детей с задержкой речевого развития ОНР 4 уровня осматривают педиатр и детский невролог.

Недоразвитие речи сопровождает алалию, дислалию, аутизм, дизартрию, ДЦП, олигофрению. Поэтому обследование ребенка 4-5 лет с ОНР проводят комплексно.

В ходе логопедического обследования беседуют с родителями о раннем развитии ребенка, особенностях его речи. Проводят диагностику специальными методиками, которые включают:

  1. изучение связной речи по пересказу услышанного, рассказу по картинке;
  2. оценка грамматической сформированности языка по образованию и изменению слов, согласованию их во фразах и предложениях;
  3. исследование словарного запаса;
  4. определение состояния речевого аппарата, особенностей звукопроизношения, звуконаполняемости слов.

Слухоречевую память оценивают по воспроизведению цепочки слов, запоминанию образов. Заключение логопеда содержит информацию об уровне ОНР, клиническую форму заболевания.

Лечение и коррекционная работа

Цель логопедических занятий – достижение нормального уровня устной речи для усваивания школьного материала и успешного обучения. Осуществляют системный подход.

Коррекционная работа с детьми при ОНР 4 уровня заключается:

  • в дифференцировании на слух, а затем в воспроизведении свистящих, шипящих, твердых и мягких звуков;
  • в отработке произношения слов со сложным сочетанием согласных;
  • в тренировке анализа и последующего синтеза звуков;
  • в и письму.

Навык чтения отрабатывается с помощью упражнений с разрезной азбукой – складывание слов, коротких предложений, преобразования с заменой букв. Дети играют в «Поле чудес», «Волшебное дерево», где нужно заполнить пустые поля. Решают ребусы и кроссворды.

Методики на расширение словарного запаса предполагают изучение противоположных свойств предметов, угадывание их по признакам. В лексику вводят слова, образованные с помощью разных приставок и уменьшительных суффиксов.

На занятиях ребенок объясняет значения слов, описывает понятия, учится правильно подбирать омонимы. Уделяют внимание изучению и практике грамматического строя речи.

Важно. У детей с ОНР 4 уровня нет грубых искажений фонематического процесса. Поэтому коррекционная работа направлена на отработку связной речи, осмысление закономерностей языка и тренировку речевых навыков.

Детям с ОНР 4 уровня, для последующего совершенствования речевого развития, требуется мотивация. Специфическими чертами их характера являются замкнутость, стеснительность, речевой негативизм.

Нужно вовлекать ребенка в общение , коммуникативных ситуаций. Занятия должны быть систематическими, с нарастающей сложностью, с учетом индивидуальной особенности личности.