второй репарационный план для Германии, принятый в 1929 и служивший тем же целям, что и План Дауэса (см.). По мере восстановления и дальнейшего развития германской индустрии (в особенности тяжелой), чему в решающей степени содействовали крупные американские капиталовложения, германские империалисты предъявляли все большие требования к странам-победительницам, учитывая, что сочувствие правящих кругов этих стран на их стороне. Очередным шагом правительства Германии было предъявление требования о досрочном очищении Рейнской области от оккупационных войск держав-победительниц. Представители германского правительства связали это требование с вопросом о пересмотре репарационного плана Дауэса. Требования Германии были энергично поддержаны США. Правительства Англии и Франции также не возражали против удовлетворения германских требований, т. к. и они помышляли об использовании германского империализма против СССР. Образованная Лигой наций комиссия шести держав (из представителей Германии, Англии, Франции, Италии, Японии и Бельгии) согласилась с тем, что размер репараций должен быть пересмотрен, и признала целесообразным "изучить" требование Германии об очищении Рейнской области. Решено было также, что репарационная проблема будет передана в специальный комитет экспертов. Комитет экспертов был окончательно сформирован в конце 1928 и приступил к работе в начале февраля 1929. В его состав вошли 14 экспертов - по два от каждой страны. США были представлены Оуэном Юнгом (президентом электротехнического треста Моргана) и Джоном Пирпонтом Морганом (крупнейшим монополистом США). Их заместителями были: компаньон Моргана-Томас Ламонт и Томас Нельсон Перкинс, тесно связанный с моргановским семейством. Таким образом, репарационную проблему непосредственно взял в свои руки дом Моргана. Председателем комитета экспертов был назначен Юнг. Дискуссия в комитете затянулась на полгода. Германские представители, поддерживаемые американскими экспертами, настаивали на значительном уменьшении размеров репарационных платежей, в то время как заинтересованные в получении репараций державы(Франция, Бельгия, Италия) возражали против их снижения. Выработанные комитетом экспертов предложения и получили название П. Ю. Этот план обсуждался также на двух конференциях, заседавших в Гааге в августе 1929 и затем в январе 1930. Вторая Гаагская конференция 20. I 1930 утвердила П. Ю. Его принципиальное содержание мало отличалось от плана Дауэса. По-прежнему империалисты западных держав делали ставку на возрождение военно-промышленного потенциала Германии и стремились этому всячески содействовать. Германию продолжали готовить к агрессии против СССР. Новый репарационный план в отличие от плана Дауэса определил общую сумму репараций, подлежащих взысканию с Германии, в размере 113,9 млрд. марок. Размер ежегодных платежей был снижен в сравнении с платежами по плану Дауэса на 20% и определен на ближайшие 37 лет в 2 млрд. марок ежегодно. Серьезным изменениям подвергся порядок взимания репараций. Облигации на промышленные предприятия Германии, выданные в соответствии с планом Дауэса, подлежали аннулированию, т. е. германские промышленники избавлялись от платежей, снижавших их прибыли. Источником покрытия репарационных платежей оставались прибыли железных дорог и государственный бюджет. Иначе говоря, теперь уже вся тяжесть репараций безраздельно перекладывалась на плечи трудящихся масс страны. Согласно П. Ю. все формы и виды контроля над Германией, ее народным хозяйством и финансами окончательно ликвидировались. Отныне германский империализм получал возможность еще шире развернуть свои поенные приготовления. Банк международных расчетов был призван широко финансировать германскую тяжелую промышленность и военное производство, что и стало его главной функцией. Формальной же задачей Банка международных расчетов было получение репараций с Германии и их распределение среди держав, а также осуществление расчетов по межсоюзническим долгам и кредитование экономики европейских стран. В соответствии с П. Ю. банк должен был укрепить позиции американского капитала в Европе, в частности в Германии. Германская дипломатия настаивала на том, чтобы одновременно с принятием П. Ю. был решен вопрос о досрочном освобождении Рейнской области от оккупационных войск. Решение о выводе союзных войск из Рейнской области было принято одновременно с П. Ю. Первая зона оккупации была очищена еще в 1925. Вторая зона оккупации очищалась к декабрю 1929, т. е. на 1 месяц ранее обусловленного Версальским договором срока. На 5 лет раньше срока выводились союзные войска из части третьей зоны. Остальная часть третьей зоны освобождалась к июню 1933, т. е. на 1,5 года ранее срока. Мероприятия по дальнейшему кредитованию германского хозяйства, прежде всего военного, осуществлялись в полном объеме. От дальнейших платежей по репарациям Германия вскоре отказалась, ссылаясь на затруднения, вызванные мировым экономическим кризисом. В действительности же вопрос об отказе Германии от репарационных платежей был согласован с американскими правящими кругами, которые не желали более, чтобы вооружения Германии тормозились существованием репарационных платежей. К тому же американский капитал был заинтересован прежде всего в поступлении прибылей от вложенных им инвестиций. Правительство США оказало прямую поддержку Германии. Президент США Гувер выступил с предложением приостановить на один год все платежи по международным правительственным долгам, репарациям и займам. Предложение Гувера было первоначально холодно встречено во Франции и Италии. Правительство США прибегло тогда к мерам экономического давления и вынудило эти державы согласиться с годичной отсрочкой платежей. Предложенный Гувером мораторий вступил в силу с 15. VII 1931, и П. Ю. перестал функционировать, хотя формально он был отменен лишь на Лозаннской конференции 1932. Однако Германия продолжала получать новые крупные займы, в частности и через Банк международных расчетов. Американские монополисты продолжали вкладывать свои капиталы в промышленность Германии и после прихода к власти Гитлера (1933). Именно этот "золотой дождь американских долларов оплодотворил тяжелую промышленность гитлеровской Германии и. в частности, военную промышленность. Это миллиарды американских долларов, вложенных заокеанскими монополиями в военную экономику гитлеровской Германии, воссоздали германский военный потенциал и вложили в руки гитлеровского режима оружие, необходимое для осуществления его агрессии" ("Фальсификаторы истории. Историческая справка").

ПЛАН ЮНГА - второй репарационный план для Германии, принятый в 1929 году и служивший тем же целям, что и План Дауэса (...). По мере восстановления и дальнейшего развития германской индустрии (в особенности тяжёлой), чему в решающей степени содействовали крупные американские капиталовложения, германские империалисты предъявляли всё большие требования к странам-победительницам, учитывая, что сочувствие правящих кругов этих стран на их стороне. Очередным шагом правительства Германии было предъявление требования о досрочном очищении Рейнской области от оккупационных войск держав-победительниц. Представители германского правительства связали это требование с вопросом о пересмотре репарационного плана Дауэса.

Требования Германии были энергично поддержаны США. Правительства Англии и Франции также не возражали против удовлетворения германских требований, так как и они помышляли об использовании германского империализма против СССР.

Образованная Лигой наций комиссия шести держав (из представителей Германии, Англии, Франции, Италии, Японии и Бельгии) согласилась с тем, что размер репараций должен быть пересмотрен, и признала целесообразным "изучить" требование Германии об очищении Рейнской области. Решено было также, что репарационная проблема будет передана в специальный комитет экспертов.

Комитет экспертов был окончательно сформирован в конце 1928 году и приступил к работе в начале февраля 1929 года. В его состав вошли 14 экспертов - по два от каждой страны. США были представлены Оуэном Юнгом (президентом электротехнического треста Моргана) и Джоном Пирпонтом Морганом (крупнейшим монополистом США). Их заместителями были: компаньон Моргана-Томас Ламонт и Томас Нельсон Перкинс, тесно связанный с моргановским семейством. Таким образом, репарационную проблему непосредственно взял в свои руки дом Моргана. Председателем комитета экспертов был назначен Юнг.

Дискуссия в комитете затянулась на полгода. Германские представители, поддерживаемые американскими экспертами, настаивали на значительном уменьшении размеров репарационных платежей, в то время как заинтересованные в получении репараций державы (Франция, Бельгия, Италия) возражали против их снижения. Выработанные комитетом экспертов предложения и получили название План Юнга. Этот план обсуждался также на двух конференциях, заседавших в Гааге в августе 1929 года и затем в январе 1930 года. Вторая Гаагская конференция 20. I 1930 года утвердила План Юнга. Его принципиальное содержание мало отличалось от плана Дауэса. По-прежнему империалисты западных держав делали ставку на возрождение военно-промышленного потенциала Германии и стремились этому всячески содействовать. Германию продолжали готовить к агрессии против СССР.

Новый репарационный план в отличие от плана Дауэса определил общую сумму репараций, подлежащих взысканию с Германии, в размере 113,9 млрд. марок. Размер ежегодных платежей был снижен в сравнении с платежами по плану Дауэса на 20% и определён на ближайшие 37 лет в 2 млрд. марок ежегодно. Серьёзным изменениям подвергся порядок взимания репараций. Облигации на промышленные предприятия Германии, выданные в соответствии с планом Дауэса, подлежали аннулированию, т. е. германские промышленники избавлялись от платежей, снижавших их прибыли. Источником покрытия репарационных платежей оставались прибыли железных дорог и государственный бюджет. Иначе говоря, теперь уже вся тяжесть репараций безраздельно перекладывалась на плечи трудящихся масс страны.

Согласно Плану Юнга все формы и виды контроля над Германией, её народным хозяйством и финансами окончательно ликвидировались. Отныне германский империализм получал возможность ещё шире развернуть свои военные приготовления. Банк международных расчётов был призван широко финансировать германскую тяжёлую промышленность и военное производство, что и стало его главной функцией.

Формальной же задачей Банка международных расчётов было получение репараций с Германии и их распределение среди держав, а также осуществление расчётов по межсоюзническим долгам и кредитование экономики европейских стран. В соответствии с Планом Юнга банк должен был укрепить позиции американского капитала в Европе, в частности в Германии.

Германская дипломатия настаивала на том, чтобы одновременно с принятием Плана Юнга был решён вопрос о досрочном освобождении Рейнской области от оккупационных войск.

Решение о выводе союзных войск из Рейнской области было принято одновременно с Планом Юнга. Первая зона оккупации была очищена ещё в 1925 году. Вторая зона оккупации очищалась к декабрю 1929 года, т. е. на 1 месяц ранее обусловленного Версальским договором срока. На 5 лет раньше срока выводились союзные войска из части третьей зоны. Остальная часть третьей зоны освобождалась к июню 1933 года, т. е. на 1,5 года ранее срока.

Мероприятия по дальнейшему кредитованию германского хозяйства, прежде всего военного, осуществлялись в полном объёме. От дальнейших платежей по репарациям Германия вскоре отказалась, ссылаясь на затруднения, вызванные мировым экономическим кризисом. В действительности же вопрос об отказе Германии от репарационных платежей был согласован с американскими правящими кругами, которые не желали более, чтобы вооружения Германии тормозились существованием репарационных платежей. К тому же американский капитал был заинтересован прежде всего в поступлении прибылей от вложенных им инвестиций.

Правительство США оказало прямую поддержку Германии. Президент США Гувер выступил с предложением приостановить на один год все платежи по международным правительственным долгам, репарациям и займам. Предложение Гувера было первоначально холодно встречено во Франции и Италии. Правительство США прибегло тогда к мерам экономического давления и вынудило эти державы согласиться с годичной отсрочкой платежей. Предложенный Гувером мораторий вступил в силу с 15. VII 1931, и План Юнга перестал функционировать, хотя формально он был отменён лишь на Лозаннской конференции 1932 года. Однако Германия продолжала получать новые крупные займы, в частности и через Банк международных расчётов.

Американские монополисты продолжали вкладывать свои капиталы в промышленность Германии и после прихода к власти Гитлера (1933). Именно этот "золотой дождь американских долларов оплодотворил тяжёлую промышленность гитлеровской Германии и. в частности, военную промышленность. Это миллиарды американских долларов, вложенных заокеанскими монополиями в военную экономику гитлеровской Германии, воссоздали германский военный потенциал и вложили в руки гитлеровского режима оружие, необходимое для осуществления его агрессии" ("Фальсификаторы истории. Историческая справка").

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

31 августа 1929 года Международная конференция по репарациям, которая проходила в Гааге (с 6 по 31 августа 1929 и с 3 по 20 января 1930) приняла новый репарационный план, который назвали планом Юнга по имени американского банкира О. Юнга, бывшего главой комитета финансовых экспертов, которые разрабатывали этот план. Само появление этого плана во многом было продиктовано интересами частных, прежде всего американских кредиторов Германии, платежеспособность которой была подорвана огромнейшими репарациями. План предусматривал сокращение общего объема репараций (до 114 млрд. золотых марок),снижал размер годовых платежей (в среднем до 2 млрд. марок), отменял репарационный налог на промышленность, а также сокращал обложения транспорта и ликвидировал иностранные контрольные органы. Выплата репараций планировалось завершить к 1988 году.

31 августа 1929 был подписан протокол о принципиальном одобрении странами участницами конференции (Бельгией, Великобританией, Германией,Грецией,Италией,Польшей,Португалией,Румынией,Францией, Чехословакией, Югославией и Японией) плана Юнга. Окончательное утверждение этого плана и принятие постановления о применении санкций в случае отказа Германии от уплаты репараций состоялись на 2-й сессии конференции (3-20 января 1930), где, кроме государств - участников первой сессии, были представлены Австрия, Болгария и Венгрия. США официально не участвовали в работе конференции; однако, являлись инициатором плана, а так же оказывали давление на участников конференции, пытаясь добиться его принятия.

Важнейших из решений конференции явился договор о досрочном выводе (на 5 лет раньше срока, установленного Версальским мирным договором 1919) всех оккупационных войск из Рейнской области (не позже 30 июня 1930).

На практике "план Юнга" выполнялся только до июля 1931 (официально он был отменен в 1932).

Таким образом, промышленность освобождали от выплат репарационных платежей, что дало ей дополнительные средства для дальнейшего развития. Фактически, все ограничения в развитии промышленности были сняты.

Однако теперь даже такой вариант был невозможен в связи с началом мирового экономического кризиса. Поэтому в 1932 году план Юнга, а вместе с ним и репарации были отменены.

В общем Германия выплатила по репарациям около 20 миллиардов марок. Основная часть выплат пришлась на первые годы, когда промышленность Германии была на половину разрушена, капиталов не было, а победители упорно продолжали добиваться выплат. Поначалу из Германии уплыло последнее золото, а затем в счет репараций стали вывозиться уголь, коровы, паровозы. Это привело к падению марки. В стране наступила невиданная прежде инфляция. Стоит отметить, что вывозились товары, которые противостояли бумажно-денежной массе, марка не была обеспечена золотом.

Инфляция разорила массу мелкой буржуазии, рантье, людей, у которых за годы войны и в результате спекуляции скопились денежные средства. В этом плане буржуазия пострадала куда больше рабочих, у которых и накоплений не было. Правда, рост заработной платы отставал от роста цен, поэтому на время инфляции материальное положение рабочих в любом случае ухудшилось.

Тем не менее, промышленная буржуазия и корпорации только выиграли от инфляции. Зарплату они выплачивали практически ничего не стоящими бумажками, ими же платили налоги и возвращали долги банкам. После расплаты с банками корпорации становились практически независимы от них, и финансовые группы распадались. По этой причине стоит не считать, что от инфляции выиграла вся буржуазия, - банки тоже пострадали. А вот собственный капитал промышленных корпораций не пострадал, потому что он заключался не в деньгах, а в реальных ценностях - оборудовании, корпусах фабрик, запасах сырья и продукции. Пользуясь инфляцией, можно было продавать продукцию за границей по низким ценам, но за валюту, и получать высокую прибыль.

Принятие Плана Дауэса привело к последущему укреплению монополий. Методом слияний появляются новейшие концерны и тресты. В 1926 году возникает «Стальной трест». Это была огромная промышленная держава со своими шахтами, электростанциями, машиностроительными и судостроительными заводами. В этом плане «Стальной трест» - крупнейшая металлургич. монополия, возникшая в Германии в 1926 в результате слияния металлургич. и горнодобывающих фирм Тиссена, О. Вольфа и обанкротившегося концерна Стиннеса.

Советская историческая энциклопедия. -- М.: Советская энциклопедия. Под ред. Е. М. Жукова. 1973--1982был схож с «Концерном Круппа» - военно-металлургич. концерн в ФРГ. Из небольшого сталелитейного завода Ф. Круппа (осн. в 1811 в Эссене) к концу 19 в. фирма Круппа превратилась в крупную монополию. После войны "К." с помощью правительств. субсидий и иностр. займов сохранил и расширил свой воен. потенциал.

Советская историческая энциклопедия. -- М.: Советская энциклопедия. Под ред. Е. М. Жукова. 1973--1982.. В 1925 году в результате слияния химических компаний рождается знаменитый химический трест «Фарбениндустри» крупнейший германский военно-химический концерн. Создан в 1925 в результате объединения предприятий, часть из которых ещё в 1904 заключила соглашение об «общности интересов» (Interessengemeinschaft, сокращённо -- I. G.). Принимал непосредственное участие в создании военной машины германского империализма.

Большая советская энциклопедия. -- М.: Советская энциклопедия. 1969--1978..

Таким образом, в 20-х годах промышленность Германии восстанавливается и продолжает свое развитие. Но к 1929 году промышленное производство Германии возросло только на 8% по сравнению с довоенным уровнем. Рост производства здесь поддерживался узостью внутреннего рынка: ведь население Германии нищало в период инфляции, продолжая при этом платить репарации. Потенциальные покупатели потеряли свои накопления. А следствием узости внутреннего рынка стала особенно большая недогрузка производственных мощностей и безработица. Производственные мощности в период подъема были загружены только на 70%, а безработных было около 4 миллионов.

15. Германия в период относительной стабилизации 1924-1929 гг. и в годы мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. Создание нацистской партии и приход её к власти.

15.5. План Юнга.

А теперь расскажем кратко о так называемом плане Юнга – втором репарационном плане для Германии. Этот план стал продолжением .

В 1928 году германская дипломатия в очередной раз подняла вопрос об освобождении Рейнской области от оккупационных войск и одновременно о пересмотре плана Дауэса. В конце 1928 года по решению Лиги наций был создан международный комитет экспертов, который возглавил американец Оуэн Юнг, президент одного из трестов Моргана. Выработанные комитетом экспертов предложения и назвали планом Юнга .

Германия настаивала на значительном снижении размера репарационных платежей. Германию активно поддерживали США, но Англия, Франция, Бельгия и Италия, как заинтересованные стороны, возражали против уменьшения платежей. После достаточно долгого обсуждения план Юнга был принят на второй Гаагской конференции в январе 1930 года. Страны-победительницы пошли на значительные уступки Германии в её упорном стремлении ускорить возрождение своего военно-промышленного потенциала. В первоначальном варианте предполагалось растянуть выплату репараций на немыслимый срок – на 60 лет (!). С таким сроком и соответственно с мизерными ежегодными взносами не могли согласиться Франция, Англия, Италия и Бельгия. В окончательном варианте плана Юнга общая сумма репараций, подлежащих уплате Германией, была определена в размере 114 миллиардов марок. Планировалось, что в ближайшие 37 лет Германия будет выплачивать в качестве репараций по 2 миллиарда марок ежегодно. Это было бы на 20% меньше, чем по плану Дауэса. Наряду со значительным снижение общей суммы репараций, (в 1921 г. эта сумма определялась в размере 132 млрд. марок) с принятием плана Юнга отменялись облигации на промышленные предприятия Германии, выданные им согласно плану Дауэса и снижавшие их прибыли. Но самым важным было то, что все виды контроля над экономикой Германии и её финансами ликвидировались. Вместо репарационной комиссии был создан Банк международных расчётов для учета репарационных отчислений странам-получателям репараций. На деле главной функцией этого банка стало финансирование германского военно-промышленного комплекса (на льготных условиях). Теперь ничто не мешало немецким промышленникам ускорить темп воссоздания и расширения военно-промышленного потенциала.

Однако напрасно авторы плана Юнга заглядывали в столь далекую 37-летнюю перспективу репарационных платежей. Не прошло и года с момента принятия плана Юнга, как Германия отказалась от дальнейших платежей по репарациям, ссылаясь на финансовые трудности, вызванные мировым экономическим кризисом. Американское правительство незамедлительно поддержало Германию. Президент США республиканец Герберт Гувер предложил приостановить на один год все платежи по международным правительственным долгам, репарациям и займам. Франция и Италия сначала не согласились с таким невыгодным для них предложением, но предпринятое США экономическое давление заставило их согласиться на такую отсрочку платежей. Действия президента США Гувера вызывались в данном случае отнюдь не заботой о благосостоянии германского народа. Американские монополии были заинтересованы в скорейшем восстановлении германской промышленности, чтобы быстрее получить прибыли от вложенных ими инвестиций.

Таким образом, в середине 1930 года Германия прекратила выплату репараций и уже больше не возобновляла её. С середины 1931 года план Юнга перестал функционировать, а формально был отменен только в июле 1932 года на международной конференции в Лозанне.

Другим итогом второй Гаагской конференции, принявшей план Юнга, было решение о досрочном выводе из Рейнской области союзных войск: к июню 1933 года вместо декабря 1934 года по Версальскому договору. И здесь поспешность стран-победительниц оказалась ненужной, ибо Гитлер, придя к власти в конце января 1933 года, вряд ли стал бы ждать вывода оккупационных войск до декабря 1934 года.

План Юнга, несмотря на его сравнительно небольшую нагрузку для экономики Германии, был использован националистическими кругами страны для разжигания шовинистических настроений. В процессе обсуждения проекта этого плана националисты Гугенберга подготовили так называемый закон «против порабощения немецкого народа», принятие которого означало бы отказ от плана Юнга. Гитлер и Гугенберг добились проведения референдума с целью принятия этого закона. Но референдум провалился, несмотря на то, что он проводился на основании решения президента фон Гинденбурга, причем сам президент предложил Гитлеру участвовать в кампании по проведению этого плебисцита.

И ещё несколько слов о президенте Соединенных Штатов Герберте Гувере. Как-никак, он в какой-то мере поучаствовал в судьбе Германии. Он был 31-м президентом США и пребывал в этой должности с 4 марта 1929 г. по 4 марта 1933 г. В администрации Гувер был министром торговли. Организованные им поставки продовольствия в страны Европы, население которых испытывало голод во время и сразу после первой мировой войны, воспринимались голодавшими как благотворительная помощь. «Благотворительная» деятельность Гувера была оценена: он удостоился чести сопровождать президента Вильсона в его поездке в Париж на мирные переговоры. В 1928 году Гувер был почетным гражданином Бельгии, Польши, Финляндии, Эстонии. К 45 годам он был уже миллионером. Главной задачей в качестве президента Гувер считал не допускать вмешательства государства в дела крупного бизнеса. По образованию он был горным инженером и до прихода в политику принимал активное участие в создании и эксплуатации предприятий горнодобывающей промышленности в Австралии, Азии и Европе. На посту президента США его сменил Франклин Делано Рузвельт.

© А.И. Каланов, В.А. Каланов,
"Знания-сила"

План предусматривал некоторое снижение размера годовых платежей (в среднем до 2 млрд марок), отмену репарационного налога на промышленность и сокращение обложения транспорта, ликвидацию иностранных контрольных органов. Одним из важнейших следствий принятия плана Юнга был досрочный (по Версальскому договору эвакуация должна была закончиться только в 1935 году) вывод оккупационных войск из Рейнской области .

План был принят на Гаагской конференции по репарациям 1929-1930 годов, в которой принимали участие Бельгия , Великобритания , Германия , Греция , Италия , Польша , Португалия , Румыния , Франция , Чехословакия , Югославия и Япония . США официально не участвовали в работе конференции; однако, являясь инициатором плана Юнга, оказывали давление на участников конференции, добиваясь принятия этого плана. План был разработан группой из 14 финансовых экспертов (по два от Франции, Великобритании, Италии, Японии, Бельгии, США и Германии) во главе с американцем Оуэном Юнгом и отражал интересы частных, прежде всего американских, кредиторов Германии. При этом представлявший Веймарскую республику Шахт Ялмар настаивал на снижении размеров и изменении сроков репарационных платежей. Однако бывшие члены Антанты , в первую очередь Франция и Великобритания, выступили против такого пересмотра плана, настаивая на том, чтобы регулярно выплачиваемая Германией сумма покрывала их долговые платежи США. Юнг, выступая в качестве арбитра, предложил компромиссный вариант. Согласно плану Юнга, в течение первых 37 лет Германия должна была постепенно увеличивать свои ежегодные взносы с 1700 млн. до 2100 млн. марок. Последующие 22 года (с 1966 года) Германия должна была бы ежегодно выплачивать суммы, равные союзническим долгам европейских стран США .

На практике план Юнга выполнялся лишь до июля 1931 года , когда, по причине начавшегося мирового экономического кризиса , президент США Герберт Гувер ввел мораторий на выплату американских долгов по межсоюзническим обязательствам военного времени на период 1931-1932 годов. При этом одновременно приостанавливались выплаты всех других межгосударственных платежей, в том числе и репарационных. В связи продолжающейся рецессией план Юнга был официально отменен в 1932 году . Однако его тяготы были использованы националистическими политиками Германии для разжигания в народе шовинистических настроений.

План Юнга предусматривал сокращение общей суммы платежей Германии до 113,9 млрд золотых марок со сроком погашения 37 лет (с последующим возможным пересмотром) и создание особого Банка международных расчетов (БМР) вместо репарационной комиссии.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Юнга план // Элоквенция - Яя. - М. : Советская энциклопедия, 1957. - С. 397-398. - (Большая советская энциклопедия : [в 51 т.] / гл. ред. Б. А. Введенский ; 1949-1958, т. 49).
1929 год

1929 (тысяча девятьсот двадцать девятый) год по григорианскому календарю - невисокосный год, начинающийся во вторник. Это 1929 год нашей эры, 929 год 2 тысячелетия, 29 год XX века, 9 год 3-го десятилетия XX века, 10 год 1920-х годов.

Веймарская республика

Ве́ймарская республика (нем. Weimarer Republik, Weimarer Republik) - принятое в историографии наименование Германии в 1919-1933 годах - по созданной в Веймаре Национальным учредительным собранием федеральной республиканской системе государственного управления и принятой там же 31 июля 1919 года новой демократической конституции. Официально страна продолжала именоваться «Германское государство» (нем. Deutsches Reich), как и во времена Германской империи (среди переводов слова «рейх» (Reich) есть и «государство», и «империя»).

Версальско-Вашингтонская система международных отношений

Версальско-Вашингтонская система международных отношений - мировой порядок, основы которого были заложены по завершении Первой мировой войны 1914-1918 Версальским мирным договором, договорами с союзниками Германии, а также соглашениями, заключёнными на Вашингтонской конференции 1921-1922 годов. Сложилась в 1919-1922 и была призвана формально закрепить итоги Первой мировой войны.

Ерин, Михаил Егорович

Михаи́л Его́рович Е́рин (29 мая 1940 - 9 июня 2014) - советский и российский историк, заведующий кафедрой всеобщей истории ЯрГУ им. П. Г. Демидова. Доктор исторических наук, профессор. В 1990-е годы был деканом исторического факультета. Представитель старшего поколения отечественных германистов, лидер ярославской школы всеобщей истории.

Миронеску, Георге

Георге Миронеску (рум. Gheorghe Mironescu; 28 января 1874, Васлуй, Австро-Венгрия - 9 октября 1949, Бухарест) - румынский политический и государственный деятель, премьер-министр Румынии, дипломат, адвокат, педагог, профессор, доктор наук.

План Дауэса

План Дауэса (англ. Dawes Plan) от 16 августа 1924 года установил новый порядок репарационных выплат Германией после Первой мировой войны так, чтобы их размер соответствовал экономическим возможностям Веймарской республики. Чтобы помочь немецкой экономике, по плану Дауэса Германии одновременно предоставлялся международный заём.

Причины и предпосылки Второй мировой войны

Втора́я мирова́я война́ (1 сентября 1939 - 2 сентября 1945) - война двух мировых военно-политических коалиций, крупнейший вооружённый конфликт в истории человечества. В ней участвовало 62 государства из 73 существовавших на тот момент (80 % населения земного шара). Боевые действия велись на территории трёх континентов и в водах четырёх океанов. Это единственный конфликт, в котором было применено ядерное оружие.

К 1939 году в результате кризиса и краха Версальско-Вашингтонской системы международных отношений - мирового порядка, основы которого были заложены по завершении Первой мировой войны 1914-1918 годов, - произошло оформление двух военно-политических блоков великих держав, в которых Великобритания и Франция противостояли Германии и Италии, к которым тяготела Япония. СССР и США занимали выжидательную позицию, рассчитывая использовать войну между этими блоками в своих интересах.

Военно-политические блоки, сложившиеся в Европе, стремились к достижению собственных целей, что увеличило риск начала войны. Руководство СССР предпринимало усилия, чтобы отвести угрозу втягивания в возможную европейскую войну. Эта война должна была ослабить Германию, Великобританию и Францию, что, в свою очередь, позволило бы СССР максимально расширить своё влияние на континенте. Со своей стороны, Германия, осознавая невозможность одновременного военного конфликта с коалицией великих держав, рассчитывала ограничиться локальной операцией против Польши, что улучшило бы её стратегическое положение для дальнейшей борьбы за гегемонию в Европе с Великобританией, Францией и СССР. Италия стремилась получить новые уступки от Великобритании и Франции в результате их конфликта с Германией, но сама не торопилась вступать в войну. США была нужна война в Европе, чтобы исключить возможность англо-германского союза, окончательно занять место Англии в мире и ослабить СССР, что позволило бы им стать основной мировой силой. Япония, пользуясь занятостью остальных великих держав в Европе, намеревалась закончить на своих условиях войну в Китае, добиться от США согласия на усиление японского влияния на Дальнем Востоке и при благоприятных условиях поучаствовать в войне против СССР. Так, в результате действий всех основных участников предвоенный политический кризис перерос в войну, развязанную Германией.

Репарации

Репара́ции (от лат. reparatio - восстановление) - форма материальной ответственности субъекта международного права за ущерб, причиненный в результате совершенного им международного правонарушения другому субъекту международного права, в частности, возмещение государством, в силу мирного договора или иных международных актов, ущерба, причинённого им государствам, подвергшимся нападению. Объём и характер репараций должны определяться в соответствии с нанесённым материальным ущербом.

Референдум в Германии (1929)

Референдум в Германии 1929 года - (нем. Volksbegehren und Volksentscheid zum Young-Plan) - общенародное голосование в Германии, состоявшееся 22 декабря 1929 года по вопросу об отказе от принятия модифицированного плана выплаты репараций странам-победительницам в Первой мировой войне (плана Юнга) и уголовном преследовании германских государственных служащих, участвующих в сборе средств для уплаты репараций.

Фёглер, Альберт

Альберт Фёглер (нем. Albert Vögler; 8 февраля 1877, Борбек - 14 апреля 1945, Хердекке) - немецкий предприниматель и политик, генеральный директор крупнейшей горнометаллургической компании Vereinigte Stahlwerke. Активный политический деятель крайне правого направления. Близкий сотрудник и деловой партнёр Гуго Стиннеса. Финансист НСДАП, экономический функционер в Третьем рейхе. Покончил с собой в конце Второй мировой войны, чтобы избежать ареста.

Человек года (Time)

Традиционно журнал TIME называет в последнем декабрьском номере «человека года». Номинация «Человек года» присуждается с 1927 года, когда этого звания удостоился лётчик Чарльз Линдберг, впервые в истории в одиночку перелетевший Атлантику.

Экономика Третьего рейха

Эконо́мика Третьего рейха - этап экономической истории Германии в период 1933-1945 гг., при котором управление народным хозяйством страны и способом его включения в международное разделение труда осуществлялись в соответствии с национал-социалистическими доктринами Третьего рейха. В системе категорий экономической теории экономика нацистской Германии представляла собой государственно-монополистический капитализм, в соответствии с определением которого использовались элементы прогнозирования, экономического программирования и другие инструменты активного вмешательства государства в экономические процессы.

В период Второй мировой войны экономика Третьего рейха широко практиковала использование принудительного труда и разграбление оккупированных стран (изъятие их ресурсов), что играло существенную роль в поддержании стабильности параметров внутреннего рынка несмотря на гипертрофированные масштабы военного производства.

Юнг, Оуэн

Оуэн Д. Янг (Юнг, англ. Owen D. Young; 27 октября 1874 - 11 июля 1962) - американский промышленник, предприниматель, юрист и дипломат. Основал RCA в качестве дочерней компании General Electric в 1919 году и стал её первым председателем и оставался в этой должности до 1929 года.

В 1929 году разработал и выдвинул второй план репарационных выплат Германии после Первой мировой войны - План Юнга.