За 5 лет своего существования III Дума проделала огромную работу: было рассмотрено более 2,5 тысяч правительственных законопроектов, разработано 205 собственных законодательных предположений, составлено и обсуждено 157 запросов правительству и т.д. Правда, подавляющую часть рассмотренных законопроектов составляли мелкие, несущественные запросы ведомств, касавшиеся главным образом штатов и бюджетов отдельных учреждений. Но вместе с тем Дума приняла и ряд важных законов, существенным образом повлиявших на весь ход социально-экономического и политического развития страны.
Важным достижением Думы третьего созыва стала нормализация бюджетного процесса. Россия получила утверждаемую по закону роспись доходов и расходов. Бюджетные права Думы были утверждены Николаем II 6 марта 1906 года. Право это было не безусловное, так как значительная часть государственного бюджета была "забронирована" от обсуждения народным представительством. Все попытки депутатов добиться пересмотра правил 6 марта 1906 года, ограничивавших бюджетные права Думы, оказались безуспешными.
Одним из важнейших итогов работы III Думы стало принятие закона о местном суде, для принятия которого в трех чтениях потребовалось 22 заседания.
Сфера социального законодательства III Думы была достаточно узка. Однако принятые ею законы имели весьма существенные последствия. Прежде всего, следует отметить законодательство о крестьянском землевладении и землепользовании (законы 14 июня 1910 года и 29 мая 1911 года). Правительство решительно отвергло любые попытки покушения на частновладельческие земли и предложило решение аграрного вопроса на путях интенсификации сельскохозяйственного производства и, прежде всего, - крестьянского хозяйства. Проекты, внесенные П.А.Столыпиным и А.В.Кривошеиным, главноуправляющим ведомством землеустройства и земледелия, предусматривали создание частного крестьянского землевладения и насаждение индивидуальных крестьянских хозяйств (отрубов и хуторов) путем поощрения выхода крестьян из общины и даже некоторого административного давления на них в этом плане.
И, наконец, важным итогом деятельности III Думы в социальной сфере стали страховые законы по обеспечению рабочих в случаях травматизма и болезней, изданные 23 июля 1912 года. Представляя на обсуждение законопроект о страховании рабочих от несчастных случаев, в ходе которого затронут был фактически весь круг необходимого рабочего законодательства, председатель комиссии барон Е.Е.Тизенгаузен отметил "первостепенное экономическое, общественное и государственное значение" решения рабочего вопроса.

Среди вопросов, вызвавших ожесточенные споры, оказался вопрос о сущности государственного строя России после издания Манифеста 17 октября и принятия новой редакции Основных законов. Почву для различных толкований сущности государственного устройства России давала противоречивость и нечеткость формулировок ряда важных статей Основных законов, которые должны были определять характер взаимоотношений верховной, распорядительной и законодательной властей.
Из серии законопроектов в области осуществления гражданских и политических свобод, провозглашенных Манифестом 17 октября, - свободы слова, совести, печати, союзов и собраний, неприкосновенности личности, - именно последний породил наиболее острые прения. Проект этот был внесен правительством еще во II Думу, и для его обсуждения была создана специальная комиссия, которой руководили правые. Обсуждение проекта показало, каково было состояние прав человека в России, какое важное значение имеет оно для всех сфер жизни страны, в том числе для развития экономики, но законопроект так и не вышел из стадии обсуждения.
Еще один важнейший пакет законопроектов - вероисповедальных, призванных реализовать принципы свободы совести, обещанных Манифестом 17 октября 1905 года, так и не вышел за пределы народного представительства. Законопроект, касающийся тех, кто добровольно сложил с себя сан, не стал законом, т.к. Николай II отказался его подписать (единственный случай за время работы III Думы).
Внесенный Министерством внутренних дел законопроект о волостном управлении обсуждался депутатами долго и тщательно. Однако принятый Думой законопроект так и не прошел через Государственный Совет за время существования Думы третьего созыва.
Государственная Дума третьего созыва приняла ряд законопроектов, которые не стали законами, но показали нацеленность народного представительства на реформы: об изменении и дополнении некоторых статей Уставов об акцизных сборах, о введении всеобщего начального образования в России.
Некоторые законодательные инициативы самой Думы были явными политическими жестами отдельных партий. Несмотря на броские названия и радикальное содержание, эти законопроекты не имели шансов стать законами.
Третья Дума завершила долгий процесс разработки и принятия важнейших актов, регламентирующих ее деятельность. Прежде всего, это Наказ Государственной Думы, который начал действовать с 9 октября 1909 года. Кроме Наказа Дума приняла положение о собственной канцелярии.

), занявший в Думе ключевое центристское положение: блокируясь либо с правыми, либо с кадетами , октябристы могли обеспечить принятие любого законопроекта. В III Государственной думе было 44 священнослужителя. В число депутатов вновь был избран епископ Евлогий (Георгиевский) , а также Могилёвский епископ сщмч. Митрофан (Краснопольский) . Значительное большинство священнослужителей вошли в правую и умеренно правую фракции. Мусульманскую группу составили 8 депутатов.

Открытие Думы состоялось 1 ноября г. Председателем избрали октябриста Н.А. Хомякова, сына А.С. Хомякова . В г. его сменил лидер октябристов А.И. Гучков, старообрядец по вероисповеданию, а в г. - октябрист М.В. Родзянко . Среди 8 постоянных думских комиссий были комиссии по вероисповедным вопросам (председатель - октябрист П.В. Каменский) и по делам правосл. Церкви (председатель - октябрист В.Н. Львов), позже Комиссия по старообрядческим вопросам (председатель - кадет В.А. Караулов).

III Государственная дума была готова к конструктивному сотрудничеству с правительством, которое возглавлял Столыпин , а после его убийства в г. - В.Н. Коковцов .

Отношения между Государственной думой и Святейшим Синодом постепенно становились конфликтными, большинство депутатов критически относились к Синоду, что отражалось на обсуждении его финансовой сметы. В частности, депутаты отказывались повышать ассигнования на церковноприходские школы. В результате долгих обсуждений законопроекта «О введении всеобщего начального обучения» Дума в г. приняла его в редакции, утверждавшей передачу церковноприходских школ в ведение Министерства народного просвещения.

Все 7 законопроектов, связанных с правовым статусом православной Церкви и других религиозных общин, вынесенных на рассмотрение II Государственной думы , перешли 5 ноября г. в III Думу. Позже правительство представило новые законопроекты, в частности «Об издании правил относительно секты мариавитов». Особая важность придавалась проекту закона «О старообрядческих и сектантских общинах». Работа над законопроектами по религиозной тематике предварительно велась в соответствующих думских комиссиях. Первым на пленарное заседание Думы был вынесен проект закона «Об изменении постановлений закона, ограничивающего права духовных лиц православного исповедания, добровольно снявших с себя духовный сан или звание и лишенных духовного сана или звания судом». Доклад по нему был сделан Львовым 5 мая г. и вызвал возражения со стороны правых депутатов, которые находили, что законопроект в редакции комиссии решительно разошелся с его первоначальной правительственной формулировкой. Но большинством голосов он был принят Государственной думой в редакции комиссии.

Депутаты от духовенства активно участвовали также в обсуждении др. законопроектов. Епископ Митрофан (Краснопольский) возглавил Комиссию о мерах борьбы с пьянством. Среди вопросов, связанных с национальной политикой правительства, особенно важным оказался проект о создании Холмской губернии, инициированный епископом Евлогием (Георгиевским) . По этому вопросу было принято положительное решение, в г. из частей Люблинской и Седлецкой губерний была выделена новая губерния. Это вызвало негодование депутатов от Польского кола, назвавших данное событие «четвертым разделом Польши».

III Государственная дума действовала до истечения своих полномочий 9 июня г. Важнейшие законы, принятые ей, были связаны с землевладением. Большинство депутатов поддержали аграрные реформы Столыпина .

См. также

Использованные материалы

  • Статья из XII тома «Православной энциклопедии», М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2006. С. 191-197

Третья государственная дума (1907-1912): общая характеристика и особенности деятельности

Третья государственная дума стала первой, проработавшей весь положенный ей пятилетний срок. Она была созвана 1 ноября 1907 г., и её состав оказался несравненно более консервативным, чем у предшественников. Численность депутатского корпуса была законодательно сокращена. Из 442 мест 146 получили правые, 155 - октябристы и близкие им группы, 108 - кадеты и сочувствующие, 13 - трудовики и 20 социал-демократы. Думским центром оказалась партия «Союз 17 октября», а председателем был избран октябрист Н.А.Хомяков. В марте 1910 г. его сменил лидер партии А.И. Гучков, а через год главой парламента был избран октябрист М.В. Родзянко, ставший затем председателем и Четвертой думы (1912-1917). Боханов А.Н., Горинов М.М., Дмитренко В.П. История России. XX век. М.: АСТ, 2001г. С. 126 - 127.

3 июня 1907 г. одновременно с указом о роспуске Думы Второго созыва было опубликовано новое Положение о выборах в Думу (новый избирательный закон), согласно которому была созвана новая Дума. Роспуск Второй Государственной думы и издание нового избирательного закона вошли в историю под названием «Третьеиюньского переворота».

Акт 3 июня был справедливо назван государственным переворотом: он был совершен в нарушение манифеста 17 октября 1905г. и Основных законов 1906г., согласно которым ни один новый закон не мог быть принят без санкции Государственной думы. За решением созвать новую Думу стояла сложная борьба и колебания в «верхах», обусловленные страхом перед народом. Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. - М.: Политиздат, 1991. С. 25.

Новый избирательный закон расширил права помещиков и крупной буржуазии, которые получили две трети общего числа выборщиков; рабочим и крестьянам было оставлено около четверти выборщиков. Было резко сокращено представительство народов некоторых национальных окраин: народы Средней Азии, Якутии и некоторых других национальных районов полностью отстранялись от выборов. Рабочие и крестьянские выборщики были лишены права самим избирать депутатов из своей среды. Это право было передано губернскому избирательному собранию в целом, где в большинстве случаев преобладали помещики и буржуазия. Городская курия разделялась на две: первую составляли крупные собственники, вторую -- мелкая буржуазия и городская интеллигенция. В Думе действовало около 30-ти комиссий, восемь из которых являлись постоянными: бюджетная, финансовая, по исполнению государственной политики в области доходов и расходов, редакционная, по запросам, библиотечная, личного состава, распорядительная. Выборы членов комиссий производились на общем собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях. В большинстве комиссий все фракции имели своих представителей.

дума государственный российский столыпин

Табл.1. Численность фракций в Третьей Гос.думе (1907-1912гг)

Сессии: 1-я - 1 ноября 1907 -- 18 июня 1908 года; 2-я -- 15 октября 1908 - 2 июня 1909 года; 3-я - 10 октября 1909 - 17 июня 1910 года; 4-я -- 15 октября 1910 -- 13 мая 1911 года; 5-я -- 15 октября 1911 -- 9 июня 1912 года.

Первая сессия Третьей Государственной думы прошла в атмосфере спокойной работы, взаимопонимания с правительством. Отдельные попытки левых и кадетов разжечь конфликты по некоторым малозначительным поводам окончились неудачей, так как большинство не хотело конфронтации с властью. Среди основных законопроектов, принятых Думой, были законы о крестьянской частной собственности на землю, о страховании рабочих, о введении местного самоуправления в западных регионах империи.

После гибели Столыпина в 1911 г. начались разногласия между депутатами Государственной Думы. Ряд законопроектов был приостановлен. Многие высказывались за то, чтобы распустить Думу. Начался парламентский кризис, который продолжался целый год. Осенью 1912 г. истек срок полномочий Третьей Государственной Думы. В целом, III Государственную Думу можно смело назвать "Столыпинской". Полностью зависимая от правительства, она конечно же не могла всецело отражать интересы народов России. Являясь "марионеткой" Столыпина она лишь создавала видимость демократического парламентаризма, действуя лишь в интересах императора, что естественно было выгодно царизму. Однако, продолжительность ее полномочий говорит, что Россия не могла обойтись без парламента.

П.А. Столыпин, бывший предводитель дворянства и губернатор, претендент в российские Бисмарки, «новый человек», как его окрестила помещичье-буржуазная контрреволюция, подготовил себя к этой роли все своей предшествующей деятельностью. А.Я. Аверх. Царизм и третьеиюньская система. _ М.: Наука, 1966. С. 27.

Третья Государственная дума провела пять парламентских сессий и была распущена по указу императора Николая II, в июне 1912 г.