Фигура Рюрика является одной из самых ключевых и загадочных в российской истории. Именно он положил начало государственности восточных славян. Достоверных фактов об этом князе известно немного. Исследователи до сих пор спорят о том, откуда он был родом.

Призвание варягов в Новгород

В IX веке многочисленные племенные союзы славян и финнов находились в зависимости от варягов - германских язычников, живших на Скандинавском полуострове. На короткий период им удалось изгнать интервентов и прекратить выплачивать дань. Однако местные племена тут же начали воевать между собой. Мир мог начаться только при появлении легитимной власти.

Важнейшим источником по эпохе Рюрика является Именно она содержит сведения о том, что союз ильменских словен, мери и кривичей предложил ему княжить в Новгороде. Случилось это в 862 году.

Устраивала всех. Этот человек был компромиссной фигурой. Князь из-за моря не был ставленником или сторонником какой-то группировки. Некоторые источники свидетельствуют о том, что новгородцы и их соседи рассматривали самые разные кандидатуры: от хазар до полян. Тем не менее выбор пал именно на варяга (то есть викинга).

Рюрик и его братья

Делегация славян отправилась за море. Рюрик также взял с собой двух своих братьев: Синеуса (правил на Белоозере) и Трувора (отправился в Изборск). Когда они умерли, их наделы вновь перешли к новгородскому князю. Биография Рюрика до его появления на Руси практически неизвестна и по большей части основана на догадках. Тем не менее есть точные сведения о том, что у него была своя собственная дружина. Именно она стала опорой новой власти и обеспечивала порядок в новгородской земле. В обмен на защиту населения князь получил право собирать налоги.

Интересно, что некоторые источники противоречат друг другу в том, где же на самом деле правил Рюрик. Например, говорит о том, что его первой резиденцией была Ладога. В Новгороде князь появился только после смерти двух своих младших братьев. Кроме того, под его властью оказались земли кривичей, главным городом которых был Полоцк. На востоке этого государства оказались финские племена. Они жили в Ростове, Муроме и соседних землях.

Правление

Биография Рюрика в качестве князя Новгорода не отличалась яркими событиями. Единственным исключением можно считать волнения в столице, когда жители, недовольные правлением варяга, восстали против него в 864 году. Их предводителем был Он и его главные соратники были убиты Рюриком. Из-за обрывочности и неполноты сведений об этих волнениях некоторые историки или считают их вымыслом, или связывают с более поздними событиями. повествующая о восстаниях новгородцев против власти варягов, была составлена в XVI веке и, конечно, могла быть недостоверной. Этот эпизод является ярким примером того, насколько биография Рюрика туманна и мало изучена.

Он скончался в 879 году, оставив единственного сына Игоря. Власть в Новгороде перешла к Олегу - или родственнику, или соратнику Рюрика. Новый князь был регентом при подрастающем наследнике. Уже через три года Олег захватил Киев, куда перенес свою столицу. Позже там правил Игорь и его потомки. Так возникло древнерусское государство, князьями которого были представители Последний ее представитель - Федор - скончался в 1598 году, будучи московским царем.

Происхождение

Князь Рюрик, краткая биография которого вызывается ожесточенные споры, не был зафиксирован в летописях и других документах до его призвания славянами. Исследователи часто ассоциируют его с викингами. Чаще всего в научной литературе упоминаются датчане или шведы, к которым мог принадлежать новгородский князь Рюрик (862-879). Биография этого конунга туманна, что плодит многочисленные гипотезы о его происхождении.

Норманнская теория

В древнерусских источниках в описании Рюрика используется слово «варяг», что указывает на его скандинавское или нормандское происхождение. В IX веке жители этих регионов будоражили всю христианскую Европу своими беспощадными набегами. Некоторые из них захватывали земли на континенте и встраивались в общую феодальную систему, попутно принимая христианство.

Многие историки считают, что Рюрик - это Рёрик Ютландский. Это был известный датский конунг. Он воевал с Каролингами за Фризию. Возможно, он также некоторое время был вассалом франкского государя, так как при нем чеканились монеты с изображением Лотаря. В конце 50-х годов он пытался завладеть Ютландией, но неудачно. Чуть позже воевал с западными славянами-вендами, проживавшими на южном побережье Балтийского моря. Сторонники идеи о том что Рюрик - это Рёрик, в качестве аргумента своей правоты приводят тот факт, что в западных летописях упоминания об этом конунге пропадают примерно с той даты, когда варяг стал править в Новгороде. Эта гипотеза остается недоказанной и часто становится предметом споров. Рюрик, краткая биография которого почти неизвестна, даже не имеет документально подтвержденной могилы.

Славянская и прибалтийская теории

Существуют теории о том, что варягами, призванными на Русь, были названы представители западнославянского племени вагров. Если это так, то князь Рюрик, биография которого не опровергает и не доказывает эту версию, возможно, был далеким соплеменником жителей Новгорода.

Еще одно близкое предположение к этой теории сделал великий русский ученый Михаил Ломоносов. Он считал Рюрика выходцем из пруссов - балтского народа, жившего на территориях нынешних Польши и Литвы. В преданиях онемеченных славян из тех же земель остались сказания о трех братьях, призванных в далекий Новгород. Это были ободриты, представителем которых мог являться князь Рюрик. Краткая биография этого человека не позволяет в точности определить его этническую принадлежность. Кроме того, сложно вычислить год его рождения.

Древнерусский летописный свод XII века «Повесть временных лет» гласит, что ровно 1153 года назад такие племена, как чудь, ильменские словене, кривичи и весь призвали княжить в Новгород варяга Рюрика.

Призвание варягов – событие, с которого традиционно принято отсчитывать начало правления династии Рюриковичей, объединившей Новогородскую и Киевскую Руси.

Варяги у власти

Летописец «Повести» называет причиной приглашения Рюрика междоусобицу, которая охватила жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Родоначальник княжеской династии пришел со своим народом, называемым русь. Историки и по сей день спорят, кем был Рюрик и откуда конкретно родом. Многие связывают его происхождение с Данией и Швецией. Михаил Ломоносов выводил его с варягами из пруссов. Он опирался на топонимы и поздние летописи. Русский ученый также принимал славянское происхождение Рюрика как непреложный факт. Так или иначе, он стал первыми летописно достоверным русским князем.

Рюрик (Миниатюра из «Царского титулярника». 17 век) Фото: Commons.wikimedia.org

В 862 году, если верить летописи, три родных брата из варягов – Рюрик, Синеус и Трувор - пришли править тремя городовыми областями. Синеус сел в Белоозере, Трувор – в Изборске, а вот Рюрик, по некоторым данным, поселился в Ладоге, по другим – в Новгороде.

При этом предание о призвании варягов может быть ничем иным, как юридическим обоснованием новой формы правления. Законная власть всегда должна быть одобрена общественностью, а согласно некоторым данным, старейшины на общем сходе приняли решение отказаться от народного правления и поставить над собой единого правителя, который смог бы справедливо вершить суд и защищать славян от набегов.

Вероятно, в действительности всё было несколько иначе. Варягов, предположительно, пригласили с целью защиты от варварских набегов и для прекращения междоусобицы. Приглашенные же военачальники могли понять, как богата земля, куда они пришли служить, и им захотелось больше. Не исключено, что против воли славян они и остались у власти.

Казнь Храброго

Позднее в летописях появляются свидетельства о том, что против варяжских правителей восстали новгородцы. Предводителем восстания стал некий Вадим Храбрый. Рюрик с братьями сумел подавить мятеж, а Храброго казнил. Синеус и Трувор, по всей видимости, погибли в этих сражениях. После этого Рюрик присоединил к Новгородской области их земли.


Двое варягов из дружины Рюрика, Дир и Аскольд, отправились в Константинополь. По пути на юг они попали в Киев, где их наняли для защиты от внешних врагов. Там наемные варяги быстро превратились из защитников в правителей. Они смогли полностью захватить Киевскую городовую область.

Купеческое путешествие в Константинополь Аскольда и Дира состоялось позже, но превратилось в завоевательское. Варяги собрали большое войско и в 866 году на 200 ладьях они двинулись к византийской столице. Её они взять не смогли, поскольку, если верить свидетельствам летописца, греческий патриарх Фотий опустил в воду ризу Божьей Матери, что вызвало бурю. Она потопила часть лодок захватичков, которые были напуганы случившимся. Они приняли решение обратиться в митрополию Константинополя с прошением о святом крещении.

Уже ближе к 870 году на русских землях был Северный союз – с центром в Новгороде, а также Южный – со столицей в Киеве. Первым правил Рюрик, а во второй власть принадлежала Диру и Аскольду.

Первый из династии

Варяга, положившего начало отсчету династии Рюриковичей, не стало в 879 году. Новгородским князем после себя он оставил близкого родственника и друга Олега.

Рюрик в ходе своего правления сумел присоединить к русским территориями финские земли, а также территории, которые занимали разрозненные племена восточных славян.

Большинство славян отныне объединяли общие обычаи, язык и вера. Это способствовало образованию новой политической формации, когда во главе государства находится единовластный правитель. Рюрик не стал им, но был основоположником династии, правившей до конца XVI века. Последним из Рюриковичей на престоле стал царь Федор Иванович.

В сентябре 2015 года на центральной площади Старой Ладоги, на берегу Волхова, был установлен памятник Рюрику и Вещему Олегу. Многие исследователи склоняются к тому, что именно отсюда пошло объединение славянских племен и началась история России.

Рюрик на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде. Фото: Commons.wikimedia.org

Этот монумент стал первой скульптурой, которая увековечила основателя российской государственности. Ранее Рюрик в числе иных государственных деятелей был изображен только на памятнике «Тысячелетие России».

20.01.2015 0 16277


Историки утверждают, что наши пращуры в стародавние времена пребывали в дикости по лесам, по полям. Грустно это слышать, но что делать, если Нестор-летописец сказал, а Карамзин донес это до широкой публики? Видно, не могли наши пращуры организоваться без руководящей помощи Запада...

Варяжская, или норманнская теория, которой придерживались такие крупные историки XIX века, как Николай Карамзин и Сергей Соловьев, возникла на основе летописных источников. Она всегда была популярна на Западе и с радостью подхватывалась многими «норманиста-ми от политики», в том числе Гитлером и Гиммлером. В Советском Союзе к концу 1980-х годов она большинством историков была признана полностью несостоятельной.

Летописи лгут?

Так почему же спустя 30 лет все интереснейшие исследования забыты, и нам снова перетолковывают Карамзина? Вероятно, западникам в принципе неприятна сама мысль, что наши пращуры создали свое государство задолго до Рюрика и имели своеобразную культуру. У тех же скандинавов наша страна называлась Гардарика - «страна городов».

Согласитесь, странное название для дикой земли, где туземцы сидят по деревьям. Варяжская теория устраивала и дом Романовых, которые ко времени появления трудов Карамзина были чистокровными немцами. Последней русской на троне была императрица Елизавета -дочь Петра I.

Попробую изложить то, что давно известно, но почему-то забыто многими западниками.

Итак, в 862 году случилась в Новгородской земле очередная усобица, и чтобы навести у себя порядок, новгородцы вздумали пригласить себе князя из варягов. Поехали за море и по какой-то странности притащили с собой сразу трех князей: Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора. В 864 году братья Рюрика почему-то умирают, а сам Рюрик с трудом подавляет восстание новгородцев под руководством Вадима Храброго.

Неувязки летописи чувствуются с самого начала. История знает массу примеров приглашения иностранных принцев на престол, но звали властителей, родовитость которых не вызывала сомнений. О родовитости же Рюрика, о его заморских владениях или хотя бы о его славном отце летопись умалчивает. Одно из объяснений несуразностям дал академик Б.Д. Греков в книге «Киевская Русь».

Он говорит, что Рюрика пригласили не княжить, а в качестве наемника. О том, что лихой искатель удачи со своей ватагой быстро оценит обстановку и захватит власть, перебив обе враждующие партии, недалекие новгородцы не подумали.

Восхищают и летописные братья Рюрика, которых до сих пор многие воспринимают всерьез. Они имеют занятные имена, составленные из скандинавских слов «сине хюс», что означает «свой дом» или «свой род», и «тру варинг» - «верная дружина». Очевидно, что братья у Рюрика в нашей летописи появились в результате ошибки перевода какого-то скандинавского источника. На самом деле Рюрик пришел в Новгород со своей родней и верной дружиной.

Существуют гипотезы, не связанные с летописью, о происхождении Рюрика от прибалтийских славян. Но при желании и такую гипотезу можно использовать в качестве обоснования влияния Запада. Многие знаменитые прусские дворяне, например Мольтке, Бюлов и другие, не скрывали свое славянское происхождение.

Итак, Рюрик захватил власть, а летопись говорит о приглашении. Причем летопись замалчивает существование законных князей, как будто имелся вакуум власти. А историки говорят об огромных пустых просторах, где всем хватало места, и нечего было завоевывать.

На самом же деле была война. В русских летописях X века упоминается 22 города, реально их было гораздо больше. Существовало несколько княжеских династий. И русская земля, возможно, временами напоминала федерацию греческих городов-государств. Для отражения вражеских нашествий со стороны степи совместными усилиями строились серьезные оборонительные сооружения.

Они получили название Змиевых валов. По легенде, сказочный богатырь запряг змея и пропахал на нем гигантскую борозду. Остатки этих сооружений можно обнаружить и в наше время. Изучением Змиевых валов много лет занимался киевский историк Аркадий Сильвестрович Бугай.

Остатки Змиевых валов (Украина)


Он определял возраст валов при помощи радиокарбонного анализа и выяснил, что Вито-Бобрицкая линия длиной более 8 километров была построена в 370 году! Даже сейчас высота вала составляет 8-9 метров, а перед ним располагался глубокий ров. Южнее пролегает Стуг-нинская линия валов, она надстраивалась в VII веке против аваров (по летописи - обров).

Против кого строился вал в IV веке? Против гуннов. Предводитель гуннов Аттила облагал данью Царьград и Рим, покорил многие германские племена, разбил Боспорское царство в Крыму, громил готов. А вот наши пращуры отгородились от напасти мощными фортификационными сооружениями.

Отцы и дети

Однако вернемся к Рюрику и его сыну Ингвару Хрёрексону - князю Игорю. Имя Ингвар переводится как «посвященный богу Инги». В 882 году Олег - родич Рюрика и регент при малолетнем князе Игоре - отправился с дружиной на юг, где захватил Киев и убил якобы самозваных князей-варягов Аскольда и Дира, покорил силой соседние земли, и провозгласил Киев столицей образовавшейся державы.

Главная ложь этой летописной сказки в том, что князья Аскольд и Дир - варяги. На самом деле они законные Киевичи - потомки князя Кия Полянского, основателя Киева. Об этом писал академик Рыбаков. Так варяги уничтожили еще одну (в Новгороде свои князья были) русскую княжескую династию.

И наступило на Руси время князей-волков. Они не задумываясь вступали в сговор с печенегами и хазарами. Рекой лили русскую кровь. Олег и Игорь ходили в кровопролитные походы на Византию, к чему их подвигали хазары, которым нужно было нанести ущерб своим торговым конкурентам - грекам. Так хазарам платилась своеобразная дань кровью.

Норманнов жертвы не волновали, их варяжская гвардия - рутсь (в славянском произношении русь) - оберегалась ими. Кстати, западники из многочисленных версий возникновения названия этноса Русь, естественно, выбирают летописно-варяжский, отбрасывая названия реки Рось и названия племен. Они утверждают, что Рюрик привел с собой русь (рутсь), в смысле ватагу, и это якобы дало название нашему народу.

Единственной силой, способной противостоять варягам на Руси, оставались древляне с их столицей в городе Искоростень. Их княжеская династия имела крепкие связи с Чехией. Есть большая вероятность того, что первой женой Мала Древлянского была чешская принцесса.

Неприступный Искоростень

Во второй поход Игоря на Византию в 944 году древляне отказались дать ему войска. В 945 году Игорь отправился в поход уже на древлян. По летописи, здесь его погубили жадность дружинников и собственная глупость. Но тот, кто видел Коростень (современное название) на гранитных холмах (а город и сейчас существует), не поверит в такое легкомыслие.

Коростень был совершенно неприступной крепостью. Игорь пришел к древлянам со всем войском, чтобы уничтожить своих последних соперников, а древляне заранее вынесли ему приговор как князю-волку. Конец битвы известен: варяжская гвардия - рутсь - полегла, а Игорь был подвергнут позорной казни - привязан к двум деревьям, разорвавшим его на части.

По летописи, жена Игоря - княгиня Ольга (Хельга) - страшно отомстила древлянам. Еще в учебнике истории для 7-го класса мы читали, что Ольга взяла с древлян дань голубями и воробьями, а потом велела привязать к ним горящие труты, и так сожгла враждебный город.

Эту сказку всерьез не воспринимал даже Карамзин. Тем не менее Ольге руками ее воеводы Свенельда удалось победить древлян через год после сокрушительного поражения Игоря.

Но Искоростень не был взят. И это позволило князю Малу Древлянскому выторговать у Ольги достаточно мягкие условия капитуляции для своей семьи и древлян в целом. Сам князь потом долгие годы провел узником в бывшем древлянском городе Любеч. А его дети - сын Добрыня и дочь Мала (в рабстве Малуша) -10 лет провели в рабстве. Это открытие было сделано Д.И. Прозоровским еще в 1864 году и сегодня благополучно забыто.

С трудом победив древлян, Ольга поняла, что если решительно не изменить политику, то варяжский дом будет окончательно сметен ненавидящими пришельцев-русичами. Возможно, поэтому еще до восстания древлян хитроумная Ольга дала престолонаследнику славянское имя Святослав. А после гибели Игоря начала проводить славянскую политику.

Малуша становится второй женой Святослава ориентировочно в 958-959 годах, хотя по летописи, естественно, только наложницей. И сын ее, будущий князь Владимир, родившийся около 960 года, якобы считается бастардом, «робичичем» (сыном рабыни).

На самом же деле все было с точностью до наоборот. Женив своего сына Святослава на попавшей к ней в плен дочери древлянского князя, Ольга придала безродным морским разбойникам - Рюриковичам - легитимность в глазах всей Руси. В 965 году Святослав нанес смертельный удар главному врагу Руси на тот момент - Хазарскому каганату.

Война против древлян

В 970 году Добрыня получает невиданную для бывшего раба власть - отправляется править в Новгород от имени своего малолетнего племянника - князя Владимира, который также едет с ним. То, что князь Святослав, раздавая уделы, отдает Владимиру Новгородскую землю - владения своего деда Рюрика, - говорит о многом. Очевидно, что ни он, и никто другой на Руси в тот момент не считал Владимира бастардом. Все эти фальшивки появились в последующих летописях.

Гибель Святослава в 972 году приводит к новой гражданской войне на Руси. По летописи, Святослава убили печенеги на острове Хортица, по Гумилеву, это сделали сами киевляне. В любом случае, гибель Святослава - результат предательства воеводы Свенельда.

Кстати, Свенельд - единственный из варягов, который попал в русские былины в образе зловещего Сантала, с которым борется Вольга-богатырь. Реальному Вольге -Олегу Святославичу, новому князю древлянскому - повезло гораздо меньше. Он погиб, защищая город Овруч в 977 году.

Соответствие былинных персонажей реальным историческим деятелям X-XI веков установлено академиком Б.А. Рыбаковым. Не вызывает сомнений, что как былинный Добрыня Никитич (Нискинич), так и реальный Добрыня Малович имел высочайший авторитет на Руси того времени. Князь Нискиня был отцом князя Мала и дедом Добрыни, следовательно, Добрыню тоже можно назвать Нискиничем.

Летопись изображает гражданскую войну, продлившуюся почти десятилетие, как семейную разборку между сыновьями Святослава. На самом деле это все та же борьба варягов с древлянами. Причем формально на первом этапе война выглядела как усобица между двумя единокровными братьями Яро-полком и Олегом.

Ярополк, руководимый Свенельдом и поддержанный Полянским боярством, стал знаменем варяжской партии. Свенельд в походах Святослава сохранил свою варяжскую дружину и собрал войска на других землях. У древлянской партии в распоряжении было только древлянское и новгородское ополчение. Профессиональные войска полегли в походах Святослава.

По византийским источникам, Русь потеряла в болгарских войнах около 60 тысяч воинов. К концу 977 года победа варяжской партии казалась полной. Князь Олег погиб. Захвачены Древлянское княжество и Новгород. Добрыня с князем Владимиром и дружиной бегут в Скандинавию, где живут три года. При этом флот Добрыни с помощью скандинавов громит пиратское гнездо викингов на Балтике и таким образом лишает Свенельда варяжского пополнения.

«Добрыня Никитич с младшей сестрой Малушей». Андрей Рябушкин. 1895 год

Но вскоре все меняется: в 980 году Добрыня высаживается в Новгороде, быстро захватывает Полоцк и Киев. Ярополк бежит к печенегам, но на границе его захватывают и казнят. Князь Владимир становится главой Киевской Руси, и наступают былинные времена - эпоха Владимира Красное Солнышко.

Главным богом варягов и полян был Перун. Перун (Перкунас) был известен и на Балтике. Принесли его варяги с собой на Киевскую землю или он был там и до них, неизвестно. Но не вызывает сомнения, что это было самое кровожадное божество. Человеческие жертвоприношения, которые практиковали варяги, приносились именно ему.

Свержение варяжского ига знаменуется установлением шестибожия. Рядом с Перуном в Киеве устанавливаются статуи богов земель-победительниц: Хорса Новгородского, Даждьбога Древлянского, Стрибога Полоцкого, Симаргла Дреговичского, Мокоши Смоленской. В 985 году Перун как бог варягов, бог-изменник и предатель, был осужден и низвергнут в Днепр.

Владимиром была отряжена специальная команда, которая не позволяла злобному идолу причалить к берегу до самых Днепровских порогов. В Киеве устанавливается пятибожие как символ федерации русских земель и русских богов.

Остается понять: почему же русские летописи дают столь превратную картину? А потому, что во второй половине XI века в Киеве вновь приходит к власти варяжская партия во главе с князем Из-яславом. Она занимается систематическим уничтожением и переделкой летописей. Какое-то время сторонники варягов хозяйничают и в Новгороде, и также уничтожают или правят новгородские летописи.

В итоге можно сказать, что информационную войну варяги выиграли. Интересно, что Изяслав был внуком Владимира, но изменил делу деда, поскольку мировоззрение князя в значительной степени формирует его окружение.

Василий КОЛВИН

Древнерусский летописный свод XII века «Повесть временных лет» гласит, что ровно 1153 года назад такие племена, как чудь, ильменские словене, кривичи и весь призвали княжить в Новгород варяга Рюрика.

Призвание варягов - событие, с которого традиционно принято отсчитывать начало правления династии Рюриковичей, объединившей Новогородскую и Киевскую Руси.

Варяги у власти

Летописец «Повести» называет причиной приглашения Рюрика междоусобицу, которая охватила жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Родоначальник княжеской династии пришел со своим народом, называемым русь. Историки и по сей день спорят, кем был Рюрик и откуда конкретно родом. Многие связывают его происхождение с Данией и Швецией. Михаил Ломоносов выводил его с варягами из пруссов. Он опирался на топонимы и поздние летописи. Русский ученый также принимал славянское происхождение Рюрика как непреложный факт. Так или иначе, он стал первыми летописно достоверным русским князем.

Рюрик (Миниатюра из «Царского титулярника». 17 век) Фото: Commons.wikimedia.org

В 862 году, если верить летописи, три родных брата из варягов - Рюрик, Синеус и Трувор - пришли править тремя городовыми областями. Синеус сел в Белоозере, Трувор - в Изборске, а вот Рюрик, по некоторым данным, поселился в Ладоге, по другим - в Новгороде.

При этом предание о призвании варягов может быть ничем иным, как юридическим обоснованием новой формы правления. Законная власть всегда должна быть одобрена общественностью, а согласно некоторым данным, старейшины на общем сходе приняли решение отказаться от народного правления и поставить над собой единого правителя, который смог бы справедливо вершить суд и защищать славян от набегов.

Вероятно, в действительности всё было несколько иначе. Варягов, предположительно, пригласили с целью защиты от варварских набегов и для прекращения междоусобицы. Приглашенные же военачальники могли понять, как богата земля, куда они пришли служить, и им захотелось больше. Не исключено, что против воли славян они и остались у власти.

Казнь Храброго

Позднее в летописях появляются свидетельства о том, что против варяжских правителей восстали новгородцы. Предводителем восстания стал некий Вадим Храбрый. Рюрик с братьями сумел подавить мятеж, а Храброго казнил. Синеус и Трувор, по всей видимости, погибли в этих сражениях. После этого Рюрик присоединил к Новгородской области их земли.

Двое варягов из дружины Рюрика, Дир и Аскольд, отправились в Константинополь. По пути на юг они попали в Киев, где их наняли для защиты от внешних врагов. Там наемные варяги быстро превратились из защитников в правителей. Они смогли полностью захватить Киевскую городовую область.

Купеческое путешествие в Константинополь Аскольда и Дира состоялось позже, но превратилось в завоевательское. Варяги собрали большое войско и в 866 году на 200 ладьях они двинулись к византийской столице. Её они взять не смогли, поскольку, если верить свидетельствам летописца, греческий патриарх Фотий опустил в воду ризу Божьей Матери, что вызвало бурю. Она потопила часть лодок захватичков, которые были напуганы случившимся. Они приняли решение обратиться в митрополию Константинополя с прошением о святом крещении.

Уже ближе к 870 году на русских землях был Северный союз - с центром в Новгороде, а также Южный - со столицей в Киеве. Первым правил Рюрик, а во второй власть принадлежала Диру и Аскольду.

Первый из династии

Варяга, положившего начало отсчету династии Рюриковичей, не стало в 879 году. Новгородским князем после себя он оставил близкого родственника и друга Олега.

Рюрик в ходе своего правления сумел присоединить к русским территориями финские земли, а также территории, которые занимали разрозненные племена восточных славян.

Большинство славян отныне объединяли общие обычаи, язык и вера. Это способствовало образованию новой политической формации, когда во главе государства находится единовластный правитель. Рюрик не стал им, но был основоположником династии, правившей до конца XVI века. Последним из Рюриковичей на престоле стал царь Федор Иванович.

В сентябре 2015 года на центральной площади Старой Ладоги, на берегу Волхова, был установлен памятник Рюрику и Вещему Олегу. Многие исследователи склоняются к тому, что именно отсюда пошло объединение славянских племен и началась история России.

Рюрик на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде. Фото: Commons.wikimedia.org

Этот монумент стал первой скульптурой, которая увековечила основателя российской государственности. Ранее Рюрик в числе иных государственных деятелей был изображен только на памятнике «Тысячелетие России».

Что мы о нем знаем:

Поскольку вся информация о Рюрике, которой на сегодняшний день располагают историки, содержится в нескольких источниках - «Житии святого князя Владимира» (около 1070 г. ) и, наиболее подробно, в летописном своде XII века «Повести временных лет» , установить подлинную историю его бытия не представляется возможным.

Согласно «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению таких племён как: чудь, ильменские словене, кривичи и весь был призван княжить в Новгород. Это событие в исторической науке именуется " Призванием варягов ". Причиной приглашения "варягов" летописец называет междоусобицу, охватившую жившие на новгородских землях славянские племена. Рюрик пришел со всем своим родом, называемым русь, этническая принадлежность которого продолжает обсуждаться.

Повесть временных лет:

И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик 1 .

Древнерусские летописи начали составляться 150-200 лет спустя после смерти Рюрика на основе устных преданий, византийских хроник и немногих существующих документов. Поэтому в историографии сложились разные точки зрения на летописную версию призвания варягов. В XVIII - первой половине XIX века преобладало мнение о скандинавском или финском происхождении князя Рюрика, позднее предлагалась гипотеза о его поморянском происхождении.

Существуют несколько версий происхождения Рюрика, основними из которых являются норманская и западно-славянская.

Сторонники нормандской теории говорят о германо-скандинавском происхождении имени Рюрик, приводя в доказательство большое количество сходных в звучании имен.

Также по одной из версий, Рюриком являлся викинг Рорик Ютландский (или Фрисландский) из династии Скьёльдунгов, брат (или племянник) изгнанного датского короля Харальда Клака, который в 826 году или около 837 года получил от императора франков Людовика Благочестивого в лен владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде на который совершали набеги викинги.

Другая версия скандинавского происхождения Рюрика связывает его с Эйриком Эмундарсоном, конунгом шведской Уппсалы.

Западно-славянская версия происхождения Рюрика также имеет ряд предположений.

Так, некоторые исследователи говорили о том, что Рюрик вышел из среды западнославянских племен ободритов, руян и поморян. «Повесть временных лет» прямо говорит о том, что Рюрик, будучи варягом, не являлся при этом ни норманном, ни шведом, ни англом, ни готландцем.

Австриец Сигизмунд фон Герберштейн, будучи советником посла в Великом княжестве Московском в первой половине XVI века, одним ознакомился с русскими летописями и высказал своё мнение о происхождении варягов и Рюрика. Связывая название варягов со славянским прибалтийским племенем вагров, Герберштейн приходит к выводу, что: «русские вызвали своих князей скорее от вагров, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком» 2 .

Михаил Васильевич Ломоносов выводил Рюрика с варягами из пруссов, опираясь на топонимы и поздние летописи, которые заместили лексему «варяги» псевдоэтнонимом «немцы».

М.В. Ломоносов :

"…варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною… имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано… В наших летописцах упоминается, что Рурик с Родом своим пришёл из Немец, а инде пишется, что из Пруссии… Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывёт Руса. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе… И само название пруссы или поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов" 3 .

Существует и народное предание о Рюрике и его братьях, опубликованное в 30-х годах XIX века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Северные письма». Он записал его в Северной Германии, у мекленбургских крестьян, живших на бывших землях бодричей, к тому времени полностью онемеченных. В предании повествуется о том, что в VIII веке племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трёх юношей, первый из которых звался Рюриком Мирным, второй - Сиваром Победоносным, третий - Труваром Верным.

Историк XIX века Степан Александрович Гедеонов предположил, что Рюрик - это не собственное имя, а родовое прозвище Ререк, которое носили все представители правящей династии ободритов. В подтверждение Гедеонов ссылается на скандинавскую сагу Снорри Стурлусона о Хаконе Добром из цикла «Круг Земной», где, по его мнению, венды названы соколами.

Согласно Иоакимовской летописи, Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя в Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла. Летопись не говорит, какого племени был князь в Финляндии, сообщает только, что варяг. Перед смертью Гостомысл, княживший в «Великом граде» и потерявший всех сыновей, дал наказ призвать сыновей Умилы на княжение, в соответствии с советом вещунов.

Однако не станем углубляться в подробности различных гипотез происхождения Рюрика, выискивая подтверждения и нестыковки отдельных из них, оставив это занятие профессональным исследователям - историкам и археологам. Судить о Рюрике будем по делам его, запечатленным в летописях.

След в истории:

Как мы знаем, в 862 г. Рюрик прибыл в Новгород, Синеус на Белоозеро в область Финского народа Веси, а Трувор в Изборск, город Кривичей. Эти земли, объединенные под всластью Рюрика и братьев его, по мнению Николая Михайловича Карамзина , были впервые названы Русью. В 864 г. , по кончине Синеуса и Трувора, старший брат, присоединив области их к своему Княжеству, основал российскую монархию. Приняв единовластие, Рюрик отдал в управление знаменитым единоземцам своим Белаозеро, Полоцк, Ростов и Муром, им или братьями его завоеванные. Таким образом, вместе с верховною Княжескою властию в России утвердилась феодальная (удельная) система.

Согласно несторовой летописи, в это время двое из единоземцев Рюрика - Аскольд и Дир, возможно, недовольные князем, отправились с товарищами из Новгорода в Константинополь. По пути они увидели на высоком берегу Днепра маленький городок, коим был Киев. Аскольд и Дир завладели им, присоединили к себе многих Варягов из Новгорода, начали под именем Россиян властвовать в Киеве. Почувствовав свою силу, новые князья Киевские решили предпринять поход на Константинополь, который, впрочем, хоть и сильно потряс греков, однако, завершился неудачей.

Таким образом, Варяги основали две самодержавные области в России: Рюрик на Севере, Аскольд и Дир на Юге. О дальнейших действиях Рюрика в Новгороде, к сожалению, ничего неизвестно. Однако представляется маловероятным, что Рюрик провел остаток жизни в бездействии. Окруженный с Запада, Севера и Востока финнскими народами, мог ли он оставить их в покое? Вероятно, что окрестности Чудского и Ладожского озера были также свидетелями мужественных дел его, неописанных и забвенных. Он княжил единовластно, после смерти Синеуса и Трувора, 15 лет в Новгороде и скончался в 879 году, вручив правление и малолетнего сына, Игоря, родственнику своему Олегу.

Хотя, Рюрик и не был первым правителем восточно-славянских племен, память его, как первого правителя государства Российского, осталась бессмертной в нашей истории. Ныне от Рюрика начинаем мы отсчет славной истории нашего Отчества.

Примечания:

1. «Повесть временных лет» в переводе Лихачёва Д.С.;

2. Рыдзевская Е.А. К вопросу об устных преданиях в составе древнейшей русской летописи;

3. Ломоносов М.В. «Возражения на диссертацию Миллера».