Задание №1

Найди значение выражения 64 — 28.

Ответ:

Задание №2

Найди значение выражения (16 + 17) * 3 + 8.

(16 + 17) * 3 + 8 = 33 * 3 + 8 = 99 + 8 = 107

Ответ:

Задание №3

На афише представлено расписание сеансов кинотеатра на сегодня. После каждого сеанса в зале проводится уборка. Уборку нужно закончить за 10 минут до начала следующего сеанса. Известно, что мультфильм «Три толстяка» состоит из двух частей, которые показывают без перерыва, а каждая часть длится 30 минут. Рассмотри расписание и ответь на вопрос: сколько времени будет у сотрудников на уборку зала после показа мультфильма «Три толстяка»?

00:30 + 00:30 = 01:00 (ч.) — продолжительность сеанса

11:55 + 01:00 = 12:55 (ч.) — время, во сколько заканчивается мультфильм

13:30 — 12:55 = 00:35 (ч.) — продолжительность перерыва до следующего сеанса

00:35 — 00:10 = 00:25 (ч.) — время отведенное на уборку, с учетом того, что закончить ее должны за 10 минут до окончания перерыва

Ответ:

У сотрудников будет 25 минут на уборку зала после показа мультфильма «Три толстяка».

Задание №4

Позавчера был четверг. Какой день недели будет завтра?

среда, четверг , пятница, суббота , воскресенье

Ответ:

Воскресенье.

Задание №5

Лист бумаги расчерчен на клетки со стороной 1 см. Нарисуй по клеткам прямоугольник, который содержит все отмеченные клетки и имеет периметр 16 см.

  1. Найди площадь этого прямоугольника.

4 * 4 = 16 (см 2)

Ответ:

Задание №6

В таблице приведены данные о количестве девочек и мальчиков в пяти четвёртых классах школы. Используя эти данные, ответь на вопросы.

  1. В каком классе наибольшая разница между числом мальчиков и девочек?

4 «А» = 15 — 13 = 2

4 «Б» = 14 — 10 = 4

4 «В» =15 — 14 = 1

4 «Г» =16 — 12 = 4

4 «Д» =17 — 9 = 8 — наибольшая разница между числом мальчиков и девочек

Ответ:

  1. В каком классе больше всего учеников?

4 «А» = 15 + 13 = 28

4 «Б» = 14 + 10 = 24

4 «В» = 15 + 14 = 29 — больше всего учеников

4 «Г» = 16 + 12 = 28

4 «Д» = 17 + 9 = 26

Ответ:

Задание №7

Найди значение выражения 14014: 7 + 150 * 5.

14014: 7 + 150 * 5 = 2002 + 750 = 2752

Ответ:

Задание №8

Оля хочет купить как можно больше ручек на 40 рублей. Одна ручка стоит 5 рублей 50 копеек. Сколько ручек сможет купить Оля?

40: 5.5 = 7.27 (л.) — ручек сможет купить Оля

Ответ:

Оля сможет купить 7 ручек.

Задание №9

Чтобы поступить в 5 класс лицея, нужно с понедельника по пятницу пройти три вступительных испытания: по математике, по русскому языку и по английскому языку. В один и тот же день проходить два испытания не разрешается. В лицее повесили расписание: математику можно сдать в понедельник и в пятницу, русский язык — в понедельник, среду и пятницу, английский язык — только в среду. При этом математику обязательно нужно сдать до русского и английского языка. Вася успешно справился со всеми испытаниями.

  1. В какой день Вася сдавал русский язык?
  1. В какой день Вася сдавал математику?
ВПР. Русский язык. 7 класс.

Проверочная работа

по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Пояснение к образцу проверочной работы

На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 60 минут. Работа

Включает в себя 14 заданий.

Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими

тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями,иными

справочными материалами.

Временипропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите

к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможетевернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

Желаем успеха!

Вариант 2

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо,

пропущенные буквыи знаки препинания.

Текст 1.

(Не)смотря на начало сент…бря было (по)летнему 2 жарко. Чай накрыли в гости(нн, н)ой. В помещении (в)доль стен стояла стари(нн, н)ая мебель обитая б…рдовым плюшем. Благод…ря ажурным н…кидкам и белоснежной скатерти комната выгл…дела (по)праз(?)н…чному. Посуда была начище(нн, н)а до блеска а посредине стола возвышался 3 кувшин (в)виде цветка. Вокруг него были ра(сс, с)тавле(нн, н)ы (не)высокие но изящные б…калы из гранё(нн, н)ого хрусталя. 4 (В)течени… (полу)часа разговор (не)смолкал. Говорили в основном (на)счёт поездки которая, вопреки опасениям, закончилась бл…гополучно. (В)заключени… ча…пития кто(то) из пр…сутствующих предложил осмотреть живописное озеро разл…вш…..ся (в)следстви… (не)давно проше…ших дождей .

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполнитеобозначен н ые цифрами в текс те 1 языковые разборы:

(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(3) – морфологический разбор слова;

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(4) – синтаксический разбор предложения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В выделенной части предложения найдите слово, в кото р ом не со в падает ко л ичество б у кв и з в у ков, выпишите это слово. Объясните причинудан н ого несовпадения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Поставьте знак ударения в следующих словах:

Каталог, включишь, красивейший, квартал

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

И из-за этого сон мой был пр...рывистый.

Найдитеиисправьтеошиб к у (ошибки)вобразованииформыслова.Запишитеправильный вариант формы сло в а (слов).

1)ложися в больницу

2) с детьми

3)полощет бельё

4)более интересный

5) подскользнуться на льду

_________________________________________________________________________

Выпишите предложение, в котором н у жн о поставить тире . (Знаки препинания вн у три предложе н ий не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали св о й выбор.

1) Хороши большие глазастые ромашки.

2) Небо высокое и чистое.

3) Амур самая длинная река на востоке России.

4) В вышине несутся лебединые стаи

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выпишитепредложе н ие,вкоторомнеобходимопоставитьдвезапяты е .

(Знакипрепинания вн у три предложений не расста в лен ы .) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Рано появилась огромная луна и нарушила мир совы и других ночных птиц.

2) В лугах печально кричали ночные птицы и белая звезда переливалась над рекой.

3) Что ты рано осень в гости к нам пришла?.

4) Близко к морю подходят парки сады и рощи.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть 2

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9- 14.

Текст 2

Л егенда

1)Рассказывают, жил в древние времена в Москве мастер – иконописец. 2)Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. 3)Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

4) Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. 5) Мечтал о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нем красота родной земли. 6) Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. 7) Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. 8) Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. 9) Многие рубили здесь избы и селились рядом.

10) Наконец дошла слава мастера и до государя. 11) И повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. 12) Но быстрее стрелецких ног летела людская молва.

13)Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. 14)А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо- художника.15) Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. 16)Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя жар и чернь пепелища.

17)Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. 18)Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.

Определите и запишите основную мысль текста. Ответ.____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составьте и запишите план текста из 4 пунктов.

_________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

любил он вольную жизнь ?

Ответ. ___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определите и запишите лексическое значение слова « срубил» из предложения

4.Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово

употреблялосьбы в другом значении.

Ответ. Срубил

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определите стилистическую принадлежность слова « художник » из предложения

14, запишите.Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Ответ. Художник –_________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Объясните значение фразеологизма вешать нос, запишите. Используя не менее

двухпредложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление

этогофразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Ответ. Вешать нос, –_______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Всероссийская проверочная работа для 7 класса. Вариант 1. Выполнила Горбачёва Марина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №154 г. Екатеринбурга Прочитайте текст и выполните задания 1–5. (1)Для оформления документов в государственной, общественной жизни страны используется <...> стиль. (2)Пример этого стиля – Конституция РФ. (3)Но не только на государственном уровне создаются тексты такого стиля, любому человеку на протяжении всей его жизни приходится составлять договоры, писать заявления, заполнять анкеты, получать справки. 1. Какое сл ово (сочетание слов) должно быть на месте пропуска в первом предложении текста? Ответ: _______________________ 2. Выпишите грамматическую основу из второго (2) предложения текста. Ответ: _______________________ 3. На месте пропуска вставьте слово, указав верную характеристику первого (1) предложения текста. Предложение простое (по количеству грамматических основ), <…> (по наличию второстепенных членов предложения). 4. Укажите, какой частью речи является слово ТАКОГО из третьего (3) предложения текста. Ответ: _______________________ 5. Выпишите из текста слово со значением «основной закон страны». Ответ: _______________________ Прочитайте текст и выполните задания 6–20 (1)Старинные книги писали на пергаменте – особым способом обработанной телячьей коже. (2)Историки утверждают, что на одну книгу в зависимости от размера и количества листов требовалось от 10 до 30 шкур животных, вот почему книга стоила недёшево. (3)Для сохранности её «одевали» в переплёт из кожи и дерева, украшали металлом – своего рода суперобложкой. (4)Рукописные книги старались украсить чудесными рисунками. (5)Перед текстом делали небольшую орнаментальную рамку – заставку. (6)Первую, заглавную букву – инициал – писали крупнее и красивее остальных, иногда придавая ей вид человечка или животного. (7)Обычно инициал был красного цвета – с тех пор говорят «писать с красной строки». (8)3авершался раздел текста концовкой – небольшим рисунком, чаще изображением двух птиц. (По Ю.С. Рябцеву) 6. Какова цель автора данного текста? Запишите свой ответ 1–2 предложениями. Ответ: _______________________ 7. В каком предложении текста есть объяснение, почему древние книги сохранялись на протяжении долгого времени? Запишите номер этого предложения. Ответ: _______________________ 8. Среди предложений текста найдите такие, в которых содержится информация, необходимая для ответа на вопрос: «Почему возникло выражение писать с красной строки?» Напишите номера этих предложений. Ответ: _______________________ 9. Продолжите фразу так, чтобы в ней содержалось правильное объяснение написания НН в слове СТАРИННЫЕ (предложение 1). Ответ: В слове СТАРИННЫЕ пишется -НН-, потому что … 10. Найдите ряд слов, в котором оба слова содержат безударную проверяемую гласную корня. Продолжите этот ряд одним словом из текста, также содержащим безударную проверяемую гласную корня. Запишите получившийся ряд слов (три слова). орнаментальный, украшать, <…> количество, старинный, <…> рисунок, изображение, <…> концовка, инициал, <…> Ответ: _______________________ 11. В каком слове текста правописание приставки зависит от её значения? Запишите это слово. обработанной сохранности придавая завершался небольшую Ответ: _______________________ 12. К какому слову текста применимо правило «Правописание безударного личного окончания глагола зависит от спряжения»? Запишите это слово. писали требовалось утверждают делали говорят Ответ: _______________________ 13. Продолжите фразу так, чтобы в ней содержалось правильное объяснение слитного написания НЕ в слове НЕБОЛЬШИМ (предложение 8). Ответ: НЕ в слове НЕБОЛЬШИМ пишется слитно, потому что … 14. Какие формы прилагательного КРАСНЫЙ образованы неверно? Укажите номера ответов. 1) краснее 2) более красный 3) более краснее 4) самый краснейший Ответ: _______________________ 15. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. требуют (за) двумя (из) букв (с) ею Ответ: _______________________ 16. Из предложений 1–3 выпишите возвратный глагол. Ответ: _______________________ 17. В каком примере выделенное слово является эпитетом? Выпишите этот эпитет. ТЕЛЯЧЬЕЙ коже (предложение 1) РУКОПИСНЫЕ книги (предложение 4) ЧУДЕСНЫМИ рисунками (предложение 4) КРАСНОГО цвета (предложение 7) НЕБОЛЬШИМ рисунком (предложение 8) Ответ: _______________________ 18. Из предложений 7–8 выпишите синоним слова РИСУНОК. Ответ: _______________________ 19. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованызнаки препинания. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) знак(-и) препинания, разделяющий(-ие) части сложного предложения. Историки утверждают,(1) что на одну книгу в зависимости от размера и количества листов требовалось от 10 до 30 шкур животных,(2) вот почему книга стоила недёшево. Для сохранности её «одевали» в переплёт из кожи и дерева,(3) украшали металлом – своего рода суперобложкой… Завершался раздел текста концовкой – небольшим рисунком,(4) чаще изображением двух птиц. Ответ: _______________________ 20. Среди предложений 2–4 найдите предложения с однородными членами. Запишите номера этих предложений. Ответ: _______________________ Ответы: 1. официально-деловой <или> деловой 2. пример – Конституция <или> пример – Конституция РФ 3. распространённое 4. местоимение <или> указательное местоимение 5. Конституция 6. Сообщить познавательные сведения о рукописных книгах. 7. 3 8. 6, 7 Ответы: 9. В слове СТАРИННЫЕ пишется -НН-, потому что это имя прилагательное образовано с помощью суффикса -Н- от основы имени существительного, оканчивающейся на -Н-. 10. старинные <или> любое другое слово из текста с проверяемой безударной гласной корня. Ответы: 11. придавая 12. утверждают 13. НЕ в слове НЕБОЛЬШИМ пишется слитно, потому что это имя прилагательное можно заменить синонимом без НЕ, например словом «маленьким». 14. 3, 4 Ответы: 15. (с) нею <или> (с) ней 16. требовалось 17. чудесными (рисунками) 18. изображением 19. 1, 2 20. 2, 3 Использованная литература:

  • Сайт ФИПИ.Открытый банк оценочных средств по русскому языку. Контрольные измерительные материалы по русскому языку в 7 классе- http://www.fipi.ru/newrubank
  • Фон презентации - http://www.xsjjys.com/old-paper-wallpapers.html

Проверочная работа включает в себя 17 заданий. На выполнение работы по географии отводится 1 час 30 минут (90 минут).

Количество суммарной солнечной радиации во многом зависит от продолжительности светового дня. Запишите названия перечисленных субъектов Федерации в порядке уменьшения продолжительности светового дня 23 июля, начиная с субъекта с наибольшей продолжительностью светового дня.

Республика Карелия

Орловская область

Краснодарский край

Показать ответ

Республика Карелия, Орловская область, Краснодарский край

Единственным незамерзающим портом России на побережье Северного Ледовитого океана является Мурманск. Его работа круглогодично обеспечивает бесперебойное транспортное сообщение со многими регионами России и странами мира. Карту какого географического района необходимо выбрать, чтобы найти информацию о хозяйственной специализации Мурманска?

Показать ответ

Европейский Север

Для каких трех из перечисленных регионов России характерна наибольшая густота железных дорог? Запишите цифры, под которыми указаны эти регионы.

1) Тульская область

2) Краснодарский край

3) Архангельская область

4) Камчатский край

5) Магаданская область

6) Брянская область

Показать ответ

На одном из сайтов в Интернете были размещены карта погоды на 14 марта 2013 г. и выдержки из прогноза погоды на этот день. Какие выводы о погоде в России подтверждаются сведениями карты? Запишите номера предложений, в которых указаны верные сведения.

1) На юге Восточной Сибири возможны осадки в виде дождя.

2) Большая часть Европейской России располагается в области антициклона.

3) На Улан-Удэ надвигается теплый фронт, и на следующий день там ожидается потепление.

4) В Архангельске ночью температура опустится ниже О °С.

5) На юге Западной Сибири ожидается погода без осадков, так как территория будет во власти антициклона.

Показать ответ

Оренбург, Екатеринбург, Тюмень, Ямбург

Запишите названия рек России в порядке увеличения объема их годового стока.

Северная Двина

Показать ответ

Ока, Северная Двина, Енисей

Каждый регион России по-своему уникален. Каждый имеет рекреационные ресурсы, способные привлечь тысячи туристов из России и зарубежных стран. Определите субъект Российской Федерации по описанию его рекреационного потенциала:

Редкое сочетание ветров, течений, рельефа и водных масс создало климатическую аномалию, позволившую прижиться на одной территории растениям и животным северного и южного мира и создать край живых чудес. Здесь таежные ели и пихты обвивают дикий виноград и целебный лимонник. Сибирская лиственница растет рядом с корейским кедром, дубы и клены соседствуют с маньчжурским орехом и пробковым деревом, а под пологом леса можно встретить «корень жизни» - женьшень. Странен здесь и мир животных. Здесь живут и жители сибирской тайги (бурый медведь, росомаха, волк, лось, кабан, косуля, белка, соболь, бурундуки) и обитатели юга (тигр, леопард, енотовидная собака, гималайский черный медведь, пятнистый олень, маньчжурский дикий кот и антилопа горал - уроженка Индии). Помимо живых чудес, край славится сокровищами своих недр: горный хрусталь, аметист, морион, гранаты, турмалины и единственные в мире тетюхинские скарны. Заповедник Кедровая Падь позволяет охранять и изучать этот необыкновенный уголок Земли.

Показать ответ

Приморский край

С антициклонами обычно связана ясная солнечная погода без осадков. Назовите один (любой) город из числа показанных на карте, погоду в котором 15 марта будет определять антициклон.

Показать ответ

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на места пропусков, обозначенных буквами. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Запишите в текст номера выбранных слов (словосочетаний).

У этого крупного по площади и небольшого по населению государства нет сухопутных соседей. Столица страны город _________(А) возник как результат компромисса между двумя крупными городами, претендовавшими в свое время на столичные функции. Столица, название которой переводится с языка местного населения как «место встречи», - небольшой город.

Страна находится в списке лидеров по индексу развития человеческого потенциала и по всемирному качеству жизни.

Добывая и экспортируя уран (1/3 всех мировых запасов находится на ее территории), государство не имеет ни ядерного оружия, ни ядерных реакторов. Весь добытый в стране уран продается исключительно в целях выработки электроэнергии.

Страна - участник Договора о нераспространении ядерного оружия (в качестве государства, не обладающего атомным оружием).

Помимо урана государство экспортирует __________(Б), доля страны по этому показателю в мировом экспорте составляет около 30%. В животном мире множество эндемиков. К ним, например, относится __________(В).

Список слов (словосочетаний):

2) калийная соль

3) каменный уголь

4) Канберра

6) утконос

Показать ответ

А-4, Б-3, В-6

На уроке учащиеся анализировали приведенные в таблице данные о ВВП в двух странах. Был сделан вывод, что доля объема ВВП, созданного в сельском хозяйстве, в общем объеме ВВП в стране 1 ниже, чем в стране 2.

Социально-экономические показатели развития стран

Правильный ли вывод сделали учащиеся? Ответ обоснуйте.

Показать ответ

В ответе говорится о правильном выводе И приводятся данные: 5/80 меньше, чем 5/18, или 0,06 и 0,28, или 6% и 28%.

Каждому знакома картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Вот что говорит об истории ее создания энциклопедия: «Брюллов посетил Помпеи в 1828 году, сделав много набросков для будущей картины про известное извержение вулкана Везувий в 79 году н. э. и разрушение этого города. Полотно выставлялось в Риме, где получило восторженные отклики критиков, и переправлено в парижский Лувр. Эта работа стала первой картиной художника, вызвавшей такой интерес за рубежом. Вальтер Скотт назвал картину «необычной, эпической». В какой стране находятся Помпеи и Везувий?

Показать ответ

Каждая страна имеет свое административно-территориальное устройство, которое не менялось веками и прочно установилось в государстве. Но есть много примеров, когда оно изменялось под влиянием исторических событий. Установите соответствие между страной и ее административно-территориальным устройством: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

А) Франция

Б) Мексика

В) Швейцария

ФОРМА АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА

1) унитарное

2) федеративное

3) конфедеративное

Показать ответ

Черная металлургия является одной из старейших отраслей хозяйства. Назовите три страны, являющиеся лидерами по объемам выплавки стали.

Показать ответ

В ответе правильно указаны три любые страны в любом порядке: Китай, Япония, СТПА (или Индия).

Используя данные таблицы, объясните, почему доля лиц старше 65 лет в возрастной структуре населения Пуэрто-Рико больше, чем в Камеруне.

Демографические показатели Пуэрто-Рико и Камеруна, 2013 г.

Показать ответ

Меньше рождаемость в Пуэрто-Рико.

Больше продолжительность жизни в Пуэрто-Рико.

Задания 14, 15 и 16 выполняются с использованием приведенного ниже текста.

АРКТИКА - НАДЕЖДА РОССИИ

Активное освоение Арктики началось еще в XVI веке, когда русские поморы совершали первые плавания в Северном Ледовитом океане и вдоль его берегов к устьям великих сибирских рек. И с тех пор вплоть до начала XX века систематическое исследование Арктики не прекращалось.

Российский вклад в историю открытия и освоения северных земель достаточно велик: Великая Северная экспедиция, экспедиции Литке, построен первый мощный ледокол «Ермак», гидрографическая экспедиция по исследованию Северного Ледовитого океана, экспедиции Седова, Брусилова, Русанова. В советский период освоение Российской Арктики получило особенно бурное развитие - строились специальные станции для изучения географии, проведения метеорологических, гидрологических и других наблюдений, осваивался Северный морской путь, формировалась полярная авиация, арктический российский флот, организовывались дрейфующие станции. Вся страна следила за жизнью первой дрейфующей станции «СП-1» под руководством Ивана Папанина, перелетом Валерия Чкалова через Северный полюс и другими экспедициями в Арктике.