Военный поход внука Чингисхана Батыя на Запад начался в 1235 году. Тогда прошёл курултай, военный совет, давший начало выступлению на Восточную Европу. Довольно быстро монголы смогли покорить раздробленную Русь. Европу могла ждать та же участь.

Пройдясь по Руси, опустошив крупнейшие центры, монголы не долго праздно радовались. Они скрупулёзно собирали сведения о Западной Европе. Монголы знали всё, что физически можно было узнать: экономическое, политическое, социальное положение Европы того времени. До европейцев же доходили лишь слухи о монголах, рассказываемые беженцами.

Расстановка сил перед нашествием

Прославленный монгольский полководец Субудай, командовавший армией монголов, для контроля над Русью оставил лишь 30 тысяч воинов, 120-тысячное войско же готовилось для вторжения в Центральную Европу. Он осознавал, что совместно Венгрия, Польша, Богемия и Силезия могу выставить армию, намного превосходящую по численности монгольское войско.

Более того, вторжение в Центральную Европу вполне могло привести к конфликту со Священной Римской империей. Но сведения, добытые монгольскими шпионами, обнадёжили Субудайя и Батыя — в Европе того времени были слишком сильные противоречия между центрами силы: Папой и императором, Англией и Францией. Да и Балканы с восточной границей Центральной Европы не были бесконфликтным пространством. Монголы рассчитывали разобраться со всеми по очереди.

До нашествия монголов восток Центральной Европы и север Балкан постоянно воевал. Сербия еле сдерживала агрессию Венгрию, Болгарии и того, что до четвёртого крестового похода называлось Византией. Экспансия Болгарии же была остановлена только из-за нашествия монголов.

Разгром у Легницы

Читая подробные сводки боевых действий поражаешься стремительности монголов. В считанные недели с января по март 1241 года пали десятки городов Польши. Сея ужас и панику монгольские тумены (отряды по 10 тысяч воинов) дошли до Силезии. Европейцы посчитали, что монгольское войско насчитывает больше 200 тысяч человек.

В северо-восточной Европе верили в жуткие рассказы о монголах, но всё же были готовы сражаться до последнего. Силезский князь Генрих Благочестивый собрал 40 тысяч немцев, поляков и тевтонских рыцарей. Они заняли позиции у Легницы. Богемский король Вацлав I спешил соединиться с Генрихом и также направил к Легницу 50 тысяч воинов.


Вацлав I не успел к решающей атаке монголов. Не хватило всего двух дней. Король Польши был убит, войско Генриха было разбито, а его остатки бежали на запад, монголы их не преследовали. Северные отряды монголов, действовавшие на Балтийском побережье, одержали там победу и повернули на юг, чтобы соединиться в Венгрии с основным войском. По пути они опустошили Моравию.

Поражение венгров

Армия Вацлава двинулась на северо-запад, чтобы там соединиться с поспешно набиравшими отрядами немецких рыцарей. В то же время на юге монголы действовали не менее эффективно. После трех решительных сражений к середине апреля 1241 года всякое сопротивление европейцев в Трансильвании было сломлено.


Битва на реке Шайо. Миниатюра XIII век

Венгрия в то время была однйо из главный военно-политических сил в Восточной Европе. 12 марта основные войска монголов прорвались через венгерские заслоны в Карпатах. Узнав об этом король Бела IV созвал 15 марта военный совет в городе Буде, чтобы разработать план по отражению набега. Пока совет заседал, монгольский авангард уже прибыл на противоположном берег реки. Не поддаваясь панике и учитывая, что продвижение монголов сдерживали широкий Дунай и укрепления города Пешт, король ценой неимоверных усилий собрал почти 100 тысяч воинов.


Венгерский король Бела IV бежит от монгольского войска

В начале апреля Бела IV вышел с войском на восток от Пешта, уверенный, что сумеет прогнать захватчиков. Монголы притворно отступали. После нескольких дней осторожного преследования Бела столкнулся с ними возле реки Шайо, почти в 100 милях к северо-востоку от современного Будапешта. Венгерское войско неожиданно быстро отбило мост через Шайо у малочисленного и слабого монгольского отряда. Соорудив укрепления, венгры укрылись на западном берегу. От преданных людей Бела IV получил точную информацию о силах врага и знал, что его войско намного больше монгольского. Незадолго до рассвета венгры оказались под градом камней и стрел. После оглушительной «артподготовки» монголы устремились вперед. Им удалось окружить оборонявшихся. И через короткое время венграм показалось, что на западе появилась брешь, куда они под натиском атаки начали отступать. Но эта брешь была ловушкой. Со всех сторон неслись на свежих лошадях монголы, вырезая измученных солдат, загоняя их в болота и нападая на деревни, где те пытались укрыться. Буквально через несколько часов венгерская армия была практически полностью уничтожена.

Переход через Альпы

Поражение венгров позволило монголам закрепиться во всей Восточной Европе от Днепра до Одера и от Балтийского моря до Дуная. Всего за 4 месяца они разбили христианские армии, превышавшие по численности их собственную в 5 раз. Потерпев сокрушительное поражение от монголов, король Бела IV вынужден был скрываться, найдя убежище на прибрежных островах Далмации. Позднее ему удалось восстановить центральную власть и даже увеличить могущество страны. Правда, ненадолго — вскоре он потерпел поражение от австрийского маркграфа Фридриха Бабенберга Сварливого и так и не добился успехов в длительной войне с Богемским королем Оттокартом II. Затем монголы вторглись в земли Буковины, Молдавии и Румынии. Серьезно пострадала Словакия, находившаяся тогда под властью Венгрии. Помимо этого, Батый еще продвинулся и на запад до Адриатического моря, вторгся в Силезию, где разбил войско герцога Силезского. Казалось, что путь в Германию и Западную Европу открыт…

Летом 1241 года Субудай укреплял власть над Венгрией и разрабатывал планы вторжения в Италию, Австрию и Германию. Отчаянные усилия европейцев по сопротивлению были плохо скоординированы, а их оборона оказалась крайне неэффективной.


В конце декабря монголы выступили через замерзший Дунай на запад. Их передовые отряды перешли Юлийские Альпы и направились в Северную Италию, а разведчики подошли по Дунайской равнине к Вене. Все было готово к решающему штурму. И тут случилось непредвиденное… Из столицы Великой Монгольской Империи Каракорума пришло известие о том, что умер сын и преемник Чингисхана Угедей. Закон Чингисхана недвусмысленно гласил, что после смерти правителя все потомки рода, где бы они ни находились, пусть даже за 6 тысяч миль, должны вернуться в Монголию и принять участие в выборах нового хана. Так, в окрестностях насмерть перепуганных Венеции и Вены монгольские тумены вынуждены были развернуться и двинуться обратно в Каракорум. По дороге в пределы Монголии их волна прокатилась по Далмации и Сербии, затем на восток через северную Болгарию. Смерть Угедея спасла Европу.

December 3rd, 2016 , 08:00 pm

Пока одни пытаются доказать, что завоевания Чингисхана не было, а Батый - это переодетый Александр Невский, другие пишут исследования об этом, исходя из исторических источников.

Вот, например, текст, описывающий поход Батыя в Венгрию.
Вторжение армий Батыя в Венгрию началось в марте 1241 года. Татары легко преодолели так называемые Русские ворота - Верецкий перевал в Карпатах, разделявший Венгрию и Русь. «У них было сорок тысяч воинов, вооружённых секирами, которые шли впереди войска, валя лес, прокладывая дороги и устраняя с пути все препятствия, - рассказывает архидиакон Фома Сплитский. - Поэтому они преодолели завалы, сооружённые по приказу короля, с такой лёгкостью, как если бы они были возведены не из груды мощных елей и дубов, а сложены из тонких соломинок; в короткое время они были раскиданы и сожжены, так что пройти их не представляло никакого труда. Когда же они встретились с первыми жителями страны, то поначалу не выказали всей своей свирепой жестокости и, разъезжая по деревням и забирая добычу, не устраивали больших избиений».

Но то было лишь начало. Татарские войска наступали на Венгрию с нескольких направлений. Сын Угедея Кадан (особо проявивший себя в ходе этой кампании) и внук Чагадая Бури двигались из Галиции, южнее основных сил Батыя. Пройдя в течение трёх дней лесами «между Русью и Куманией», они захватили королевскую резиденцию Родну, населённую главным образом немцами-рудокопами, добывавшими здесь серебро, причём 600 немцев во главе с графом Аристальдом, «более искусные, нежели другие воины», присоединились к их войску (впоследствии они будут переселены Бури в город Талас [См. поправку в комментариях по поводу названия города], ныне Джамбул, в Казахстане). Двигаясь дальше через ущелья и стремнины, татары неожиданно подступили к крупному епископскому городу Вараду (ныне Орадя, в Румынии). Диаконом здесь служил итальянец Рогерий, впоследствии епископ Сплитский и Салонский, автор «Жалобной песни» о разорении Венгерской земли - одного из основных наших источников по истории венгерской войны. «Татары… быстро овладев городом и спалив большую его часть, в конце концов ничего не оставили вне стен крепости и, захватив добычу, убивали молодых и старых мужчин и женщин на площадях, в домах и в полях, - писал Рогерий (сам он тогда спрятался от татар в лесу, но впоследствии всё-таки попал к ним в плен). - …Совершив всё это, татары неожиданно отошли, забрав с собой всю добычу». Другой монгольский полководец, Бахату, переправился через реку Серет ещё южнее, в Молдавии; «одолев людей, собравшихся для битвы, татары начали полностью занимать эту землю». Что же касается самого Батыя, то он, как уже было сказано, действовал на центральном направлении. «Главный господин Бату, после того как он перешёл ворота (Верецкий перевал. - А. К.), начал сжигать деревни, и меч его не щадил ни пола, ни возраста».

Как всегда, в составе татарских армий действовали отряды из покорённых ранее земель. Современники, с ужасом описывая происходящее, называли прежде всего куманов - половцев, а также другие соседние народы. Татары, «объединившись с кровожадным народом команов, со страшной жестокостью разорили страну», - сообщал автор Кёльнской хроники; «бóльшая часть этого гнусного народа с войском, состоящим из всех, к нему примкнувших, опустошают Венгрию с неслыханной жестокостью», - писал своему тестю, герцогу Брабантскому, граф Генрих Тюрингский. Особой свирепостью отличались отряды мордвы, действовавшие (как и в Польше) в авангарде монгольских войск. «Впереди них идут некие племена, именуемые морданами, и они уничтожают всех людей без разбора, - доносил некий венгерский епископ парижскому епископу Вильгельму (Гильому) III. - Ни один из них не осмеливается надеть обувь на ноги свои, пока не убьёт человека… Без колебания они разорили все земли и разрушили всё, что ни попадалось…» «…Численность их день ото дня возрастает, - сообщал о татарах некий брат-францисканец из Кёльна, - …мирных людей, которых побеждают и подчиняют себе как союзников, а именно великое множество язычников, еретиков и лжехристиан, [они] превращают в своих воинов». Под «еретиками» и «лжехристианами» латинские авторы-монахи могли иметь в виду и христиан греческого обряда, то есть православных, прежде всего, вероятно, алан и русских. Впрочем, об участии русских отрядов в войне в Венгрии мы можем говорить вполне определённо. Собственно, и Галицко-Волынская летопись недвусмысленно даёт понять, что поход в эту страну состоялся не без участия русских воевод (вспомним киевского тысяцкого Дмитра). «Рутенов» (русских) упоминает в составе монгольского войска и хорватский хронист Фома Сплитский, современник и очевидец нашествия татар: один из этих «рутенов» перебежал к венграм накануне решающей битвы.

Уже в начале апреля силы монголов были готовы соединиться. Их передовые отряды, как это случалось во всех кампаниях, действовали против главных сил противника, сосредоточенных в то время у города Пешта (части нынешнего Будапешта, столицы Венгрии). Татары «выслали вперёд конный отряд, который, приблизившись к лагерю венгров и дразня их частыми вылазками, подстрекал к бою, желая испытать, хватит ли у венгров духа драться с ними», - писал Фома Сплитский. Король Бела, считая, что численно его войска превосходят врага, отдал приказ выдвинуться вперёд. Как и следовало ожидать, татары немедленно отступили; венгры начали преследование и вскоре достигли реки Шайо (или Соло; русские летописцы называли её рекой Солоной), правого притока Тисы, где встретились с основными силами татар. Те расположились на противоположном берегу реки, но так, что «венграм они были видны не полностью, а только частью». Венгры всё же сильно опасались их. «Видя, что вражеские отряды ушли за реку, - продолжает Фома, - [они] встали лагерем перед рекой… Король распорядился поставить палатки не далеко друг от друга, но как можно теснее. Расставив таким образом повозки и щиты по кругу наподобие лагерных укреплений, все они разместились словно в очень тесном загоне, как бы прикрывая себя со всех сторон повозками и щитами. И палатки оказались нагромождены, а их верёвки были настолько переплетены и перевиты, что совершенно опутали всю дорогу, так что передвигаться по лагерю стало невозможно, и все они были как будто связаны. Венгры полагали, что находятся в укреплённом месте, однако оно явилось главной причиной их поражения».

Здесь, на берегу Шайо, у местечка Мохи, и произошла битва, решившая судьбу Венгрии. Состоялась она 11 апреля 1241 года - всего через два дня после столь же судьбоносной битвы при Легнице, в которой были разбиты силы польского князя Генриха. Согласованность действий отдельных монгольских отрядов поражает! Всего за три дня они разбили армии сильнейших правителей Центральной Европы и покорили два могучих и прежде процветавших государства!

Битва при Шайо отличалась крайней ожесточённостью, и успех отнюдь не сразу пришёл на сторону монголов. В битве принимали участие все главные предводители монгольского войска, находившиеся тогда в Венгрии, - сам Батый, его первые полководцы Субедей и Буралдай, царевичи Кадан, Шибан и другие. Для нас же сражение при Шайо представляет особый интерес, поскольку именно тогда - единственный раз за время всего Западного похода! - в источниках нашли отражение и личное участие Батыя в военных действиях, и его роль в достижении победы. Исследователям, восстанавливающим ход сражения, вообще повезло. Подробный рассказ о нём сохранился в различных и совершенно не связанных между собой источниках - как западных, латинских, так и восточных - персидских и китайских. Рассказы эти хорошо дополняют друг друга, позволяя увидеть ключевые моменты битвы глазами как самих венгров, так и их противников татар. (Это тоже единственный в своём роде случай в истории Западного похода.) Причём в описании многих деталей источники единодушны: все они сходятся в том, что первоначально перевес сил оказался на стороне короля Белы; что ключевым моментом битвы стало сражение за мост через реку; что, наконец, личное вмешательство в события Батыя существенно повлияло на их ход. Однако общая картина происходившего восстанавливается с трудом - и только благодаря скрупулёзному сличению источников, их «наложению» друг на друга. Особенно трудно поддаются истолкованию действия Батыя. Поговорим о них более подробно, тем более что возможность взглянуть на него непосредственно в боевой обстановке предоставляется нам в первый и последний раз.

По свидетельству архидиакона Фомы Сплитского, накануне сражения Батый, «старший предводитель татарского войска», «взобравшись на холм, внимательно осмотрел расположение войска венгров». Эта рекогносцировка и предопределила исход сражения. Вернувшись к войску, Батый произнёс вдохновлённую речь, причём коснулся в ней численного превосходства венгров, очевидно, смущавшего его воинов.

Друзья мои, - так передаёт речь Батыя сплитский хронист, - мы не должны терять бодрости духа: пусть этих людей великое множество, но они не смогут вырваться из наших рук, поскольку ими управляют беспечно и бестолково. Я ведь видел, что они, как стадо без пастыря, заперты словно в тесном загоне.

Сказав это, Батый «приказал всем своим отрядам, построенным в их обычном порядке, в ту же ночь атаковать мост, соединявший берега реки и находившийся недалеко от лагеря венгров».

Насколько достоверно это свидетельство? Отвечая на данный вопрос, надо учесть, что тема «беспечности» и «бестолковости» правителей Венгерской земли - ключевая в сочинении архидиакона Фомы, не устающего обличать в бездеятельности и разобщённости венгерских баронов и самого короля Белу. А потому и речь, вложенная им в уста предводителю татарского войска, очевидно, принадлежит самому сплитскому хронисту; во всяком случае, её содержание полностью соответствует его взгляду на происходящее. Однако о речи Батыя перед сражением (или даже во время сражения) сообщает и другой современник событий - монах-францисканец Джиованни дель Плано Карпини. Последний полагал, что если бы венгры не дрогнули в решающий момент и «мужественно воспротивились» татарам, те «вышли бы из их пределов, так как татары возымели такой страх, что все пытались сбежать». Остановил их Бату, который, «обнажив меч пред лицом их, воспротивился им». Речь Бату Плано Карпини передаёт в таких весьма выспренних и не вполне ясных выражениях:

Не бегите, так как если вы побежите, то никто не ускользнёт, и если мы должны умереть, то лучше умрём все, так как сбудется то, что предсказал Чингисхан, что мы должны быть убиты; и если теперь пришло время для этого, то лучше потерпим.

«И таким образом они воодушевились, остались и разорили Венгрию».

Других подробностей битвы Плано Карпини не приводит. А вот его спутник, участник того же посольства Бенедикт Поляк, напротив, сообщает о сражении при Шайо много любопытного, причём такого, что находит соответствие в источниках, происходящих из лагеря самих татар. Ссылаясь на их рассказы, Бенедикт тоже пишет, что Бату, уже после того как татары побежали от венгров, «обнажил меч и принудил их вернуться к битве». Правда, ни о какой речи Батыя здесь нет ни слова.

Версия Плано Карпини вызывает ещё большее недоумение, нежели расссказ Фомы Сплитского. Слова, приписанные им Батыю, кажутся совершенно немыслимыми. В самом деле, говорить о неизбежной гибели монголов (и сильно надеяться на это!) могли европейцы, но никак не предводитель монгольского войска. Упомянутое мнимое предсказание Чингисхана, суть которого Плано Карпини раскрывает чуть выше («…они (монголы. - А. К.) должны подчинить себе всю землю… пока не настанет время их умерщвления: именно, они сражались сорок два года и предварительно должны царствовать восемнадцать лет. После этого, как говорят, они должны быть побеждены другим народом, каким, однако, не знают, как им было предсказано»), основано на расчётах предполагаемого времени царствования Антихриста и тех апокалиптических народов, чьё нашествие должно предвещать его появление; расчёты же эти извлекались христианскими писателями из трудов Отцов Церкви - как подлинных, так и апокрифических, написанных от их имени позднее. Ясно, что основанные на подобных расчётах мифические предсказания гибели монгольского царства у самих монголов возникнуть никак не могли. Да и вообще, вся эта сцена, выписанная в традициях рыцарской саги, с пламенными речами (отечественный читатель наверняка вспомнил знаменитое: «Мёртвые сраму не имут…» русского князя Святослава), совершенно не вяжется с обычаями монголов, для которых отступление - военный приём, заслуживающий одобрения, а отнюдь не порицания. Полное непонимание противника, логики его действий заставляло европейских хронистов зачастую описывать то, чего не было на самом деле. Так и здесь: действия Батыя получили истолкование, совершенно не соответствующее реальности. Но что-то всё-таки стояло за его «речами», обращёнными к воинам? И на самом ли деле в какой-то момент исход сражения мог показаться неясным и у монголов возникла мысль об отступлении или даже бегстве?

Картину отчасти проясняют персидские авторы, состоявшие на службе у монголов, в частности Джувейни и Рашид ад-Дин. Они сообщают следующее. Вознамерившись истребить «келаров и башгирдов», то есть венгров-христиан, Бату собрал значительное войско. Но и войско противника было чрезвычайно велико (Джувейни, а вслед за ним и другие авторы называют совершенно фантастические цифры в 400 или даже 450 тысяч всадников). В авангарде своего войска, «для разведки и дозора», Бату отправил младшего брата Шибана (по версии Джувейни, с 10-тысячным отрядом). Спустя неделю Шибан возвратился и сообщил брату о том, что врагов вдвое больше, чем монголов, «и все народ храбрый и воинственный». Вот тогда-то, вероятно, и произошла сцена, описанная, но не понятая европейскими хронистами. После того как «войска близко подошли друг к другу», продолжает Джувейни, Бату «взобрался на холм и целые сутки ни с кем не говорил ни слова, а горячо молился и громко плакал. Мусульманам (напомню, что это пишет мусульманский автор. - А. К.) он также приказал всем собраться и помолиться. На другой день приготовились к битве. Между ними находилась большая река…» Рашид ад-Дин, повторивший рассказ Джувейни, добавляет, что Бату поступал так «по обычаю Чингисхана». Несколько расцвечивает картину младший современник Рашид ад-Дина Вассаф, но ничего нового по существу он не сообщает; более того, в его изложении язычник Бату выглядит чуть ли не правоверным мусульманином: «взошедши на вершину холма», он «смиренно и немощно молился Всевышнему, единственному подателю благ, бодрствовал всю ночь с сердцем, пламеневшим, как светильник, и с душою, веявшею, как утренняя прохлада, провёл ночь до наступления дня».

Итак, дело было не в разработке плана предстоящего сражения и даже не в банальном подбадривании своих воинов накануне или во время схватки. Действия Бату носили отчётливо выраженный ритуальный характер. Но и мусульманские авторы не вполне верно истолковали их. Очевидно, священнодействуя на вершине холма, Бату стремился добиться благосклонности небесных сил - того самого «Вечного Неба», силою и благословением которого монголы объясняли все свои победы. При этом надо учесть, что Бату возносил свои молитвы в одну из особо тёмных ночей, почти в новолуние (в тот месяц оно пришлось на следующую ночь, 12 апреля), - а это время особо отмечалось монголами. Важные дела «они начинают в начале луны или в полнолуние», писал Плано Карпини, а потому они «именуют [луну] великим императором, преклоняют перед ней колена и молятся».

Как известно, Чингисхан и его потомки по мужской линии вели своё происхождение непосредственно от самого Неба (ибо один из предков Чингисхана, Бодончар, был рождён матерью, Алан-Гоа, когда та была безмужней, - по её собственным словам, от некоего небесного света, проникшего в её лоно; история эта была канонизирована монголами и включена в их священную хронику - «Сокровенное сказание») (2). Как и правители других кочевых сообществ, Чингисиды воспринимали себя посредниками между божественным Небом и собственными подданными, верили в свою способность обеспечивать небесное покровительство и благоденствие народу (современные исследователи переводят средневековый монгольский термин «suu jali», которым обозначали такую сверхъестественную способность, словом «харизма»). Эти качества Батый, очевидно, и демонстрировал в ночь перед битвой, вдохновляя воинов на победу. При этом он следовал обычаю своего деда Чингисхана, который нередко накануне важных битв поступал так же, - свидетельство на сей счёт Рашид ад-Дина представляется ключевым для понимания сути происходящего. Уместно отметить, что эпизод при Шайо - кажется, единственное описание подобного ритуала в истории монгольских завоеваний. И то, что он связан именно с Бату, наверное, не случайно. Предводитель Западного похода сумел проявить себя не просто как полководец, но как носитель сакральных свойств, той самой харизмы власти, которая способна была обеспечить победу его войску. А это качество, в глазах самих монголов, было куда более значимым, нежели простое умение верно руководить войсками, тем более что в талантливых и энергичных военачальниках Бату не испытывал недостатка. Современные исследователи полагают даже, что обладание подобными сакральными качествами, подобной харизмой изначально способствовало выдвижению Бату из числа прочих царевичей, и в частности его первенству среди Джучидов.

Любопытно, что ещё один современник, западноевропейский писатель середины XIII века монах-доминиканец Винсент из Бове, автор «Исторического зерцала», также сообщал о каких-то молитвенных действиях Батыя во время его вторжения в Венгрию, но истолковывал их, естественно, в совершенно ином, эсхатологическом ключе. Батый, по его словам, «принёс жертву демонам, спрашивая их о том, хватит ли у него смелости пройти по этой земле. И демон, живущий внутри идола, дал такой ответ: “Иди беззаботно, ибо посылаю трёх духов впереди деяний твоих, благодаря действиям которых противники твои противостоять тебе будут не в силах”, - что и произошло. Духи же эти суть: дух раздора, дух недоверия и дух страха - это три нечистых духа, подобных жабам, о которых сказано в Апокалипсисе». (Ср. в описании «последних времён» в Откровении Иоанна Богослова: «И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трёх духов нечистых, подобных жабам: это - бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя»; Откр. 16: 13-14.)

Но это лишь одна сторона дела. Роль Батыя нельзя сводить только к ритуальным действиям накануне битвы. Судя по свидетельствам источников, он непосредственно руководил (или по крайней мере пытался руководить) своими войсками - и это, повторюсь ещё раз, единственный случай такого рода во всей его биографии, как она представлена в дошедших до нас письменных источниках. Но вот действия Батыя как полководца получили в источниках далеко не однозначную оценку. Как выясняется, именно в них кроятся причины тех неудач, которые едва не привели к поражению монголов в битве при Шайо.

По сообщению Фомы Сплитского, о планах татар венгров предупредил некий перебежчик из русских. Узнав о предстоящем нападении, брат короля Белы Коломан и епископ Калочский Хугрин со своими отрядами подступили к мосту через Шайо. Оказалось, что часть татар уже начала переправу через реку; завязалась схватка. Венгры стремительным ударом опрокинули противника, «очень многих положили, а других, прорывавшихся назад к мосту, сбросили в реку». Важную подробность сообщает монах-францисканец Бенедикт Поляк: Коломан «в первой же схватке собственноручно сбросил главного вождя тартар с моста над этой рекой вместе с лошадью и оружием в бездну смерти». Факт этот подтверждается восточными источниками, из которых мы узнаём имя погибшего монгольского вождя, - им был воевода Батыя Бахату, возглавлявший одну из колонн монгольского войска при вторжении в Венгрию (подробнее об обстоятельствах его гибели речь пойдёт далее). Коломан «выдержал их второй и третий натиск, - продолжает Бенедикт, - и сражался до тех пор, пока тартары не обратились в бегство».

Успех на первом этапе сражения остался за венграми - это подтверждают все источники. Но что же случилось дальше? Фома Сплитский даёт такую версию событий. После того, как отряд Коломана и Хугрина отошёл от моста, татары подтянули сюда семь осадных орудий и, бросая огромные камни и пуская стрелы, отогнали оставленную венграми стражу. Так им удалось беспрепятственно переправиться через реку, после чего они устремились к лагерю венгров, которые не ожидали нападения и в большинстве своём вели себя весьма беспечно (это, напомню, излюбленная тема сплитского хрониста). Иначе излагает дело поляк Бенедикт: по его сведениям, исход сражения решил обходной манёвр, который предпринял Батый. Предводитель монголов «послал войско через реку в верхнем её течении на расстояние одного или двух дней пути, чтобы они неожиданно с тыла напали на сражающихся на мосту противников… Вследствие этого исход дела принял неожиданный оборот. И после того как венгры пренебрегли предупреждением короля Коломана, тартары перешли через мост». Об обходном манёвре монгольских войск сообщают и источники восточного происхождения; правда, не вполне ясно, ниже или выше по течению реки он имел место.

В дальнейшем сражение развернулось у самого лагеря венгров. Это имело для них роковые последствия. «Многочисленное татарское полчище словно в хороводе окружило весь лагерь венгров, - рассказывает Фома Сплитский. - Одни, натянув луки, стали со всех сторон пускать стрелы, другие спешили поджечь лагерь по кругу. А венгры, видя, что они отовсюду окружены вражескими отрядами, лишились рассудка и благоразумия и уже совершенно не понимали ни как развернуть свои порядки, ни как поднять всех на сражение, но, оглушённые столь великим несчастьем, метались по кругу, как овцы в загоне, ищущие спасения от волчьих зубов». Объятые ужасом, они устремились к бегству - но тут натолкнулись «на другое зло, ими же устроенное и близко им знакомое. Так как подступы к лагерю из-за перепутавшихся верёвок и нагромождённых палаток оказались весьма рискованно перекрыты, то при поспешном бегстве одни напирали на других, и потери от давки, устроенной своими же руками, казалось, были не меньше тех, которые учинили враги своими стрелами». В этой ситуации татары прибегли к ещё одному приёму, который часто использовали: они «как бы открыли им некий проход и позволили выйти. Но не нападали на них, а следовали за ними с обеих сторон, не давая сворачивать ни туда, ни сюда». И когда татары увидели, что отступающие в беспорядке венгры «уже измучены трудной дорогой, их руки не могут держать оружия, а их ослабевшие ноги не в состоянии бежать дальше, тогда они начали со всех сторон поражать их копьями, рубить мечами, не щадя никого, но зверски уничтожая всех…» Жалкие остатки венгерского войска были прижаты к какому-то болоту, и те, кто избежал меча татар, утонули в трясине. В этом страшном побоище погибли епископы Хугрин Калочский, Матвей Эстергомский, Григорий Дьёрский, многие другие магнаты и без числа простых воинов. Отважный брат короля Коломан, тяжело раненый ещё в начале сражения, бежал к Пешту, а затем ушёл за реку Драву, в Хорватию (спустя немного времени он умер от полученных ран). Что же касается короля Белы IV, то он, с трудом избежав гибели или плена, нашёл убежище во владениях австрийского герцога Фридриха II Бабенберга, но тот попросту ограбил его, выманив сумму в 10 тысяч марок, а затем, в залог этой суммы, отняв у него области на западе Венгрии. Из австрийских владений король перебрался в Загреб, где оставался в течение всего лета и осени, а к зиме, опасаясь татар, бежал с семьёй на побережье Далмации и укрылся на одном из островов Адриатического моря.

Взгляд на происходящее с другой стороны представляют Джувейни и Рашид ад-Дин. По их версии, решающую роль в победе монголов сыграли, во-первых, настойчивость и решительность действовавших в авангарде отрядов Шибана и Буралдая, а во-вторых, всё тот же обходной манёвр Батыя, о котором мы уже говорили.

Той же ночью Бату «отправил одну часть войска в обход, - рассказывает Джувейни, - а войско самого Бату с этой стороны переправилось через реку. Шибакан, брат Бату, лично двинулся в самую середину боя и произвёл несколько атак сряду. Неприятельские войска, будучи сильными, не трогались с места, но то войско (отправленное в обход) обошло их сзади. Тогда Шибакан со всем своим войском разом ударил на них, бросился на ограды царских палаток, и они мечами разрубили канаты палаток (деталь, известная нам из рассказа Фомы Сплитского. - А. К.) (3). Когда они опрокинули ограды царских шатров, войско келаров (венгров. - А. К.) смутилось и обратилось в бегство; из этого войска никто не спасся… Это было одно из множества великих дел и ужасных побоищ». Рашид ад-Дин добавляет, что Бату вместе с эмиром Буралдаем (имя которого Джувейни не упоминает) сам переправился ночью через реку; Буралдай же предпринял «нападение всеми войсками сразу». Монголы «устремились на шатёр келара (короля. - А. К.), который был их царём, и мечами перерубили верёвки. Вследствие падения шатра войско их (венгров. - А. К.) пало духом и обратилось в бегство. Как отважный лев, который кидается на добычу, монголы гнались за ними, нападали и убивали, так что уничтожили бóльшую часть того войска». (Впоследствии богато украшенный шатёр венгерского короля служил самому Батыю.) Ещё одна подробность, впрочем едва ли достоверная, содержится в «Книге побед» персидского писателя XV века Шереф ад-Дина Али Йезди. Последний сообщает, что Бату «лично вступил в самое сражение и произвёл несколько нападений сряду». Однако едва ли Йезди обладал какими-то уникальными источниками по истории венгерской войны, откуда мог извлечь эти сведения. Он пользовался сочинениями известных нам авторов (прежде всего, «Сборником летописей» Рашид ад-Дина), а известие о личном участии Бату в схватке скорее всего домыслено им.

Что ж, картина получается впечатляющей и, на первый взгляд, вполне объективной. Мы могли бы ограничиться ею - если бы в нашем распоряжении не оказался ещё один источник, проливающий свет на сокрытые от посторонних глаз обстоятельства разгрома венгров. Оказывается, между главными полководцами монголов произошёл некий спор, даже конфликт, а действия Бату едва не привели к катастрофе. К счастью для монголов и к несчастью для их противников, в битве, наряду с Батыем, участвовал полководец, обладавший исключительным пониманием ситуации и подлинным военным гением.

О том, что осталось вне ведения латинских хронистов и персидских историков, рассказывается в «Жизнеописании Субедея», которое читается в китайской хронике «Юань-ши». По сведениям этого источника, Субедей находился в авангарде армии, воевавшей в Венгрии, «вместе с чжуванами (здесь: членами «Золотого рода». - А. К.) Бату, Хулагу (имя которого в связи с Западным походом в других источниках не упоминается. - А. К.), Шибаном и Каданом». Все эти полководцы продвигались «по отдельным пяти дорогам». Столкновение с основными силами короля Белы действительно вызвало замешательство среди предводителей монголов. «Войско короля исполнено силы, не сможем легко продвигаться», - говорили они. Тогда Субедей «выдвинул отличный план», суть которого сводилась к тому, чтобы заманить венгерское войско к реке (её название передано в китайском источнике как Хо-нин, но по смыслу речь, несомненно, идёт о реке Шайо). Именно Субедею, а не Бату, принадлежала идея обходного манёвра; он и командовал войсками, которые были двинуты в тыл противника. «Войска всех князей находились в верхнем течении, где мелководье и лошади могут перейти вброд, кроме того посередине имелся мост, - разъясняет замысел Субедея автор его биографии в «Юань-ши». - В нижнем течении вода глубокая. Субедей хотел связать плоты для скрытной, подводной (? - А. К.) переправы, выводящей в обхват врага сзади». Непременным условием успеха, как всегда у монголов, должна была стать синхронность действий отдельных монгольских отрядов - и того, который наступал в лоб оборонявшим мост венгерским частям, и того, который заходил сзади и должен был переправляться через реку ниже по течению, там, где его меньше всего ожидали венгры. Однако на этот раз согласованных действий не получилось. Бату поспешил - может быть, переоценив собственные силы, а может, не желая делить лавры победителя со своим престарелым, но по-прежнему не знающим поражений наставником. Китайский источник прямо винит «чжувана» Бату в поспешных и непродуманных действиях, приведших к чрезмерным потерям среди наступавших, причём не только среди «покорённых народов», но и среди собственно монголов: «Не дождавшись переправы, чжуван первым перешёл вброд реку для сражения. Войско Бату стало бороться за мост, но вместо того, чтобы воспользоваться им, утонул каждый тридцатый из числа воинов; вместе с ними погиб его подчинённый полководец Бахату. Сразу после переправы чжуван, ввиду увеличивающегося войска врага, захотел потребовать возвращения Субедея, с запозданием рассчитывая на него. Субедей сказал так: “Ван желает вернуться - пусть сам возвращается. Пока я не дойду до города Пешт на реке Дунай (оба названия приведены в транскрипции, соответствующей венгерскому оригиналу. - А. К.) - не вернусь!” и помчался к городу. (Здесь китайский источник несколько опережает события: город Пешт был взят монголами уже после разгрома венгерских сил при Шайо. - А. К.) Все князья тоже пошли к городу, вследствие чего вместе атаковали, захватили его и вернулись назад». Когда победа была наконец одержана и отряды соединились, Бату предъявил претензии Субедею:

Во время сражения у реки Хо-нин Субедей опоздал помочь, был убит мой Бахату.

Но Субедей отвёл выдвинутые против него обвинения, по существу уличив Бату в непонимании азбучных истин военной тактики монголов:

Чжуван хотя знал, что в верхнем течении мелководье, всё равно завладел мостом, чтобы переправиться и сразиться, не узнав, что я в нижнем течении ещё не завершил связывание плотов. А сегодня знай себе говорит - я опоздал, и думает, что именно в этом причина.

Надо отдать должное Батыю: он сумел признать собственную неправоту. («Тогда Бату тоже уяснил, как было дело», - сообщает источник.) Позднее, на традиционном сборе царевичей и эмиров, когда все «пили кобылье молоко и виноградное вино», Батый подтвердил это: «Говоря про события во время похода на короля, Бату сказал так: “Всё, что захватили в то время, - это заслуга Субедея!”».

Стоит отметить, что впоследствии Батый всегда отдавал должное как самому Субедею, так и его сыну Урянхатаю, - и, в свою очередь, мог рассчитывать на их поддержку, в том числе и в весьма важных для себя деликатных делах, касавшихся его взаимоотношений с родственниками. Если он и отличался злопамятностью, то в той же степени обладал и способностью ценить людей за истинные заслуги. Эта черта характера - присущая только по-настоящему выдающимся политикам - неизменно приносила ему дивиденды.

Примечания

1. Статья представляет собой сокращённый фрагмент из книги: Карпов А. Ю. Батый. М., 2011 (серия «ЖЗЛ»). Там же можно найти сноски на источники и литературу.

2. Эта история со слов самих татар была известна и в других странах; см. рассказы Рашид ад-Дина и армянского историка, современника событий Киракоса Гандзакеци.

3. По всей вероятности, именно об этом сражении сохранилась память в хивинских преданиях, записанных в XVII веке хивинским ханом и историком Абу-л-Гази, потомком Шибана. В этих преданиях тоже рассказывалось о том, как брат Бату перерубал железные цепи и деревянные телеги, которыми был оцеплен неприятельский стан; правда, местом битвы названа столица России Москва (явный анахронизм). Персидский автор начала XIV века Вассаф, следующий в основном за Джувейни, называет вместо Шибана - явно по ошибке - сына Бату Сартака: последний «с одним туманом ринулся навстречу врагу; этот отряд спустился по склону горы в точности как горный поток. Подобно обрушивающейся на людей предопределённой судьбою беде, которую никто не в состоянии отразить, они устремились на лагерь врага и мечами разрубили канаты шатровых оград…».

План
Введение
1 Предыстория
2 Первый этап (1236-1237)
3 Второй этап (1237-1238)
4 Третий этап (1238-1239)
5 Четвёртый этап (1239-1240)
6 Пятый этап (1240-1242)
6.1 Действия северного корпуса
6.2 Действия южного корпуса
6.3 Возвращение на восток

9 Библиография
9.1 Источники

Введение

Западный поход монголов (Кипчакский поход ) - поход войск Монгольской империи в Восточную Европу в 1236-1242 гг. во главе с чингизидом Батыем и военачальником Субэдэем.

1. Предыстория

Впервые задача покорения кипчаков, а также задача дойти до города Киева, была поставлена Субэдэю ещё Чингиз-ханом в 1221 году:

После победы в битве на реке Калке (над Ми-чи-сы-лао, то есть Мстиславами) монголы отказались от плана похода на Киев и потерпели поражение от волжских булгар по пути на восток в 1224 году.

Чингисхан передал в управление своему сыну Джучи «страну кипчаков » (половцев) и поручил ему заботиться о расширении владений, в том числе за счёт русских земель. После смерти Джучи в 1227 году земли его улуса переходят к его сыну - Батыю. Великим ханом стал сын Чингисхана Угэдэй. Персидский историк Рашид ад-Дин пишет, что Угэдэй «во исполнение указа, данного Чингисханом на имя Джучи, поручил завоевание Северных стран членам его дома ».

В 1228-1229 годах, взойдя на престол, Угэдэй направляет два 30-тысячных корпуса на запад (одновременно монгольские войска действуют и на других фронтах). Один, во главе с Чормаганом, южнее Каспийского моря против последнего хорезм-шаха Джелал ад-Дина (потерпел поражение и погиб в 1231 году), в Хорасан и Ирак. Другой, во главе с Субэдэем и Кокошаем, севернее Каспийского моря против кипчаков и волжских булгар, которые терпят поражение в битве на реке Яик уже в 1229 году (а в 1232 году Придоша Татарове и зимоваша не дошедше Великого града Болгарьскаго ).

«Сокровенное сказание» применительно уже к периоду 1228-1229 сообщает о том, что Угэдэй

Однако, в 1231-1234 годах монголы вели вторую войну с Цзинь, и движение на запад соединённых сил всех улусов начинается непосредственно после решения курултая 1235 года.

Аналогично (30-40 тыс.чел.) оценивает численность монгольского войска Гумилёв Л. Н.. В современной исторической литературе господствующей является другая оценка общей численности монгольского войска в западном походе: 120-140 тыс.воинов, 150 тыс. воинов

Первоначально Угэдэй сам планировал возглавить кипчакский поход, но Мунке отговорил его. Кроме Батыя, в походе участвовали следующие чингизиды: сыновья Джучи Орда-Ежен, Шибан, Тангкут и Берке, внук Чагатая Бури и сын Чагатая Байдар, сыновья Угэдэя Гуюк и Кадан, сыновья Толуя Мункэ и Бучек, сын Чингисхана Кюльхан, внук брата Чингисхана Аргасун.

Первый этап (1236-1237)

Войска, посланные в помощь Джучидам, выступили в поход весной 1236 года и осенью в пределах Волжской Булгарии соединились с Батыем. Пеплом разлетелись города Булгар, Биляр, Кернек, Жукотин, Сувар.

Булгарские беженцы были приняты Юрием Всеволодовичем Владимирским и расселены по волжским городам. Рашид-Ад-Дин относит окружение и разгром лагеря «буларов» Батыем и Шибаном у большой реки к событиям в Волжской Булгарии, на этом основана версия о самостоятельном покорении Булгарии Джучидами и движении корпуса Мунке уже в 1236 году более южным маршрутом, по половецким степям. У Джувейни «келары и башгирды, многочисленный народ христианского исповедания, который, говорят, живет рядом с франками» противостояли монголам после монгольского нашествия на Русь, предположительно речь идёт о битве на реке Шайо в Венгрии весной 1241 года.

После разгрома Булгарии, весной и летом 1237 года, войска во главе с Батыем, Ордой, Берке, Гуюком, Каданом, Бури и Кульканом вторглись в земли буртасов и мордвы. Венгерский монах-миссионер, доминиканец Юлиан, проповедовавший в половецких степях, пишет об одном из князей «мордуканов » (мордвы), который, «выступив в тот же день…, со всем своим народом и семьёй… подчинился татарам ». В анналах Уэйверлейского монастыря под 1239 годом содержится «Послание венгерского епископа епископу парижскому о татарах», где говорится: «… На пути впереди них (татар) идут некие племена, именуемые морданами, которые без разбору уничтожают людей, которых повстречают» . О первом пополнении монгольского войска за счёт побеждённых половцев и поволжских народов перед походом на Северо-Восточную Русь также сообщает Фома Сплитский.

Мунке и Бучек двинулись из Булгарии на юг по половецким степям двумя берегами Волги. Половецкий хан Котян Сутоевич вместе с 40 тысячами своего народа ушёл в Венгрию. Рашид ад-Дин пишет о взятом в плен летом 1237 года (летом 1238 года, по версии Р. П. Храпачевского) руководителе половецкого сопротивления, захваченном на одном из волжских островов: «Бачман умолял, чтобы Менгу-каан [сам] своею благословенною рукою довел его дело до конца; он [Менгу-каан] дал указание, чтобы его брат Бучек разрубил Бачмана надвое» и говорит о первом столкновении с аланами - северокавказским народом.

Второй этап (1237-1238)

Юлиан сообщает о том, что осенью 1237 года всё монгольское войско было разделено на четыре части, три из которых готовились к вторжению на Русь зимой: «Ныне же, находясь на границах Руси, мы близко узнали действительную правду о том, что всё войско, идущее в страны Запада, разделено на четыре части. Одна часть у реки Этиль (Волги) на границах Руси с восточного края подступила к Суздалю. Другая же часть в южном направлении уже нападала на границы Рязани, другого русского княжества. Третья часть остановилась против реки Дона, близ замка Oveheruch , также княжества русских. Они, как передавали нам словесно сами русские, венгры и болгары, бежавшие перед ними, ждут того, чтобы земля, реки и болота с наступлением ближайшей зимы замёрзли, после чего всему множеству татар легко будет разграбить всю Русь, всю страну Русских».

По Рашид-Ад-Дину (и китайской «Истории монголов»), Мунке участвовал в походе на Северо-Восточную Русь. Он называет его более поздним «каан» и рассказывает о том, как он «лично совершал богатырские подвиги, пока не разбил их [русских]». О том, какое значение придавали чингизиды покорению русских, свидетельствует монолог Угэдэя в адрес Гуюка, недовольного Батыевым руководством.

После поражения войск Рязанского княжества монголы взяли Рязань 21 декабря 1237 года, после битвы у Коломны с соединёнными силами Северо-Восточной Руси в первых числах января 1238 года, в котором погиб сын Чингисхана Кюльхан, пала Коломна. Затем монгольское войско было настигнуто отрядом вернувшегося из Чернигова Евпатия Коловрата. Наиболее упорное сопротивление монголам оказали Москва (взята 20 января), Владимир (7 февраля), Переславль-Залесский, Тверь, Торжок (5 марта), Козельск (начало мая 1238 года). В начале марта 1238 года второстепенные силы монголов благодаря фактору неожиданности смогли уничтожить на стоянке соединённое русское войско и убить великого князя Юрия Всеволодовича Владимирского в битве на Сити. Не был достигнут Великий Новгород, крупнейший город северной части Волжского торгового пути.

Третий этап (1238-1239)

Возможно, летом 1238 года (а не летом 1237 года) произошло подавление Мунке и Бучеком половецкого восстания и победа над аланами. Следующим действием южного корпуса Мунке (вместе с Каданом) была победа над черкесами (западными соседями аланов) и убийство их правителя в конце 1238 года.

На рубеже 1238-1239 годов в Поволжье началось восстание волжских булгар и мордвы. Рашид-Ад-Дин пишет о булгарах:

Произошло новое вторжение на земли Северо-Восточной Руси (разорены окрестности Нижнего Новгорода, Городец, Гороховец, Муром, вторично Рязань).

Берке, посланный на запад против половцев, пленил трёх половецких военачальников и 3 марта 1239 года взял Переяславль-Южный - владение владимирских князей, которое при поездке Даниила Галицкого к Батыю в 1245 году находилось под непосредственной властью Золотой Орды. Предположительно, в таком же положении оказалось до 1252 года Рязанское княжество, пока туда не был отпущен раненый и пленённый в декабре 1237 года единственный (см. Ингвар Ингваревич) выживший из рязанских князей во время нашествия, Олег Ингваревич Красный.

Четвёртый этап (1239-1240)

Осенью 1239 года монголы направили удар на владения Михаила Всеволодовича Черниговского и Киевского. Чернигов был осаждён монголами 18 октября 1239 года и взят с применением мощной осадной техники. Во время осады на помощь городу подошло войско во главе с Мстиславом Глебовичем, двоюродным братом Михаила, но потерпело поражение. После падения Чернигова монголы не пошли на север - археологические исследования показали, что Любеч (на севере) был не тронут, зато были разграблены и разорены земли и города вдоль Десны и Сейма, в том числе Путивль, Глухов, Вырь и Рыльск. По одной из версий, походом на Черниговское княжество руководил Мунке.

В конце 1239 года войска Гуюка, Мунке, Бури, и Кадана развернули наступление на город Минкас (М.к.с., Ме-це-сы). Согласно Рашида-ад-Дина осада города продолжалась один месяц 15 дней. По Джувейни, город был богатым и многонаселённым, его окрестности покрыты болотами и густым лесом, он был взят чингизидами сообща за несколько дней и стал крайней точкой продвижения войск монголов на Руси. Китайская «Юань-ши» называет Ме-це-сы аланским городом и уточняет, что осада началась в конце ноября-начале декабря 1239 года и продолжалась 3 месяца.

Отряды Шибана, Бучека и Бури (он упоминается при осаде Минкаса) 26 декабря 1239 года взяли Сурож в Крыму.

Мунке подходил к Днепру напротив Киева (Р. П. Храпачевский, сторонник версии об осаде Мунке Минкаса на Северном Кавказе, датирует это событие зимы 6748 г. не ранее чем февралём-мартом 1240 года и называет рекогносцировкой), направил в город посольство с требованием о сдаче, но посольство было уничтожено киевлянами. Михаил Всеволодович (вместе с Мстиславом Глебовичем) уехал в Венгрию, пытаясь сосватать дочь венгерского короля Белы IV Анну за своего сына Ростислава (неудачно), затем в Польшу к Конраду Мазовецкому.

Западная Европа виделась лакомым куском еще при Чингисхане, однако организован был поход только при его наследнике Угэдэе, который снарядил в дерзкое военное предприятие двух талантливых военачальников — внука Чингисхана, Батыя, и полководца Субэдэя. Последовательно подчинив своей власти сначала половцев, а потом и разрозненные княжества средневековой Руси, после разгрома Киева Батый со своим войском отправился в поход на запад, захватив по дороге крупные города Галич и Перемышль.

Поход в Европу осуществлял завоеватель Руси хан Батый

Дальнейшей задачей монголов должен был стать захват Венгрии, на территории которой было много пастбищ и припасов для многочисленной армии. Еще одной причиной выбора именно этого направления стал тот факт, что именно в Венгрию бежали остатки войска половецкого хана Котяна, чудом спасшегося после сражения на реке Калке в 1223 году. На захват Венгрии было брошено 30-тысячное войско, сумевшее беспрепятственно пройти территорию Польши, одержав в 1241 году стратегическую победу в битве у силезского городка Легница над объединенным польско-немецким войском князя Великой Польши Генриха II Благочестивого.

Источник: mirror7.ru

Уже спустя некоторое время Батый и Субэдэй, перейдя Карпаты, вторглись в Молдавию и Валахию. Грамотно экономя силы своего войска и создавая многочисленные резервные отряды, в конце весны монголам удалось одержать победу над войсками венгерского короля Белы IV, объединившегося со своим братом, принцем Хорватии Коломаном. После битвы на реке Шайо территория Венгрии фактически оказалась беззащитной перед многочисленным татаро-монгольским войском. Однако, король Бела IV сумел покинуть страну и обратился за помощью к австрийскому правителю Фридриху II Воителю, который согласился вступить в бой с монголами в обмен на распоряжение уцелевшей венгерской казной.

Причиной нашествия монголов в Европу могла быть месть половецкому хану

Расчетливый стратег Батый не решился вступить в открытое противоборство с объединенным войском Австрии и нескольких княжеств Священной Римской империи. Именно этим психологическим обстоятельством некоторые историки объясняют отступление татаро-монголов из Западной Европы. Существует также предположение, что европейские государства спасла от разорения внезапная кончина монгольского хана Угэдэя и предстоящий курултай для решения дальнейшей судьбы огромной империи. Так, в начале 1242 года армия Батыя пополнив запасы продовольствия вторглась в пределы Сербии и Болгарии, а оттуда возвратилась на юг степной Руси.


Источник: mirror7.ru

Историки до сих пор спорят о причинах такого внезапного отступления татаро-монгольского войска. Как уже говорилось выше, одной из причин могло стать желание Батыя участвовать в выборах великого хана. Однако, вернувшись на покоренные территории, Батый так и не добрался до монгольской столицы, оставшись в пределах своей независимой вотчины — улуса.

Резкое изменение климата стало причиной отступления монголов

Среди других причин оставления пределов Европы историки из архивных материалов назвали еще одно объяснение — резко поменявшиеся климатические условия. Во главе татаро-монгольского войска были мудрые и опытные полководцы, которые всегда учитывали погодный фактор. Возможно, именно благодаря этому первичное продвижение монголов по территории Польши и Венгрии было столь успешным. Начав свой стремительный поход весной 1241 года, многочисленное конное войско Батыя и Субэдэя быстро восстановило силы после переправки отрядов из разоренной Руси, сумев обеспечить себе обильное продовольствие. Однако, уже осенью 1242 года неожиданно наступила снежная зима, которая сильно затруднила дальнейшее продвижение войска. Если сначала по замерзшей реке Дунай армия смогла перебраться на другой берег и осадить крепости Белы IV, то уже ранней весной с оттепелью войско Батыя осеклось при взятии города Секешфехервара. Местность сильно заболотилась из-за быстро растаявшего льда, и тяжелое конное войско застряло в своем продвижении и было вынуждено отступить от города Трогира.

Покорив к началу 1240-х годов огромное пространство от Японского моря до Дуная, монголы вплотную подошли к центральной Европе. Они готовы были идти и дальше, но их продвижение неожиданно остановилось.

Сначала на Север

Первый западный поход монголов был осуществлен еще при жизни Чингисхана. Его венчает победа над объединенным русско-половецким войском в битве при Калке в 1223 году. Но последующее поражение ослабленной монгольской армии от Волжской Булгарии на некоторое время откладывает экспансию империи на Запад.

В 1227 году Великий хан умирает, но дело его продолжает жить. У персидского историка Рашид-ад-Дина мы встречаем такие слова: «во исполнение указа, данного Чингисханом на имя Джучи (старшего сына), поручил завоевание Северных стран членам его дома».

С 1234 года третий сын Чингисхана Угэдэй тщательно планирует новый поход, а в 1236 году на Запад выдвигается огромная армия по некоторым подсчетам достигающая 150 тысяч человек.

Во главе ее стоит Батый (Бату), но реальное командование поручается одному из лучших монгольских полководцев – Субэдею.
Как только реки оказываются скованными льдом, монгольская конница начинает свое движение в сторону русских городов. Один за другим капитулируют Рязань, Суздаль, Ростов, Москва, Ярославль. Дольше других держится Козельск, но и ему суждено пасть под натиском несметных азиатских полчищ.

В Европу через Киев

Чингисхан планировал взять один из богатейших и красивейших городов Руси еще в 1223 году. Что не удалось Великому хану, получилось у его сыновей. Киев осадили в сентябре 1240 года, но только в декабре защитники города дрогнули. После покорения Киевского княжества уже ничто не сдерживало монгольскую армию от нашествия на Европу.

Формальной целью похода в Европу была Венгрия, а задачей – уничтожение половецкого хана Котяна, скрывающегося там со своей ордой. Как утверждает летописец, Батый «в тридцатый раз» предлагал венгерскому королю Беле IV изгнать из своих земель разбитых монголами половцев, но всякий раз отчаянный монарх игнорировал это предложение.

По мнению некоторых современных историков, погоня за половецким ханом и подтолкнула Батыя и Субэдея к решению покорения Европы или, по крайней мере, некоторой ее части.

Впрочем, средневековый хронист Ивон Нарбоннский приписывал монголам гораздо более обширные планы:

«Они измышляют, что покидают родину то для того, чтобы перенести к себе царей-волхвов, чьими мощами славится Кёльн; то, чтобы положить предел жадности и гордыне римлян, которые в древности их угнетали; то, чтобы покорить только варварские и гиперборейские народы; то из страха перед тевтонами, дабы смирить их; то, чтобы научиться у галлов военному делу; то, чтобы захватить плодородные земли, которые могут прокормить их множество; то из-за паломничества к святому Якову, конечный пункт которого - Галисия».

«Дьяволы из преисподней»

Основные удары ордынских войск в Европе пришлись на Польшу и Венгрию. В дни Вербной недели 1241 года «дьяволы из преисподней» (так называли монголов европейцы) практически одновременно оказываются у стен Кракова и Будапешта.
Интересно, что победить сильные европейские армии монголам помогла тактика, успешно испробованная в битве при Калке.

Отступающие монгольские войска постепенно заманивали атакующую сторону глубоко в тыл, растягивая ее и разделяя на части. Как только наступал подходящий момент – основные монгольские силы уничтожали разрозненные отряды. Немаловажную роль в победах Орды сыграл «презренный лук», столь недооцениваемый европейскими армиями.

Так было практически полностью уничтожено 100-тысячное венгерско-хорватское войско, а также частично истреблен цвет польско-немецкого рыцарства. Теперь казалось, уже ничто не спасет Европу от монгольского завоевания.

Иссякающие силы

Попавший в плен к Батыю киевский тысячник Дмитра предупреждал хана о переходе через Галицко-Волынские земли: «не задерживайся в земле этой долго, время тебе на угров уже идти. Если же медлить будешь, земля сильная, соберутся на тебя и не пустят тебя в землю свою».

Карпаты войскам Батыя удалось пройти практически безболезненно, но прав был плененный воевода в другом. Действовать постепенно теряющим свои силы монголам в столь далеких и чуждых им землях нужно было крайне быстро.

По оценке российского историка С. Смирнова Русь во время западного похода Батыя могла выставить до 600 тысяч ополченцев и профессиональных воинов. Но решившее воевать в одиночку каждое из противостоящих нашествию княжеств пало.

То же самое касалось и европейских армий, которые многократно превосходя по численности войска Батыя, не смогли в нужный момент консолидироваться.

Но к лету 1241 года Европа начала просыпаться. Король Германии и император Священной Римской империи Фридрих II в своей энциклике воззвал «открыть глаза духовные и телесные» и «стать оплотом христианства против свирепого неприятеля».

Однако сами немцы противостоять монголам не спешили, так как в это время конфликтующий с папством Фридрих II повел свою армию на Рим.

Тем не менее, воззвание немецкого короля было услышано. К осени монголы неоднократно пытались преодолеть плацдарм на южном берегу Дуная и перенести военные действия на территорию Священной Римской империи, но все неудачно. В 8 милях от Вены, встретившись с объединенным чешско-австрийским войском, они были вынуждены отступить назад.

Суровые земли

По мнению большинства отечественных историков, монгольское войско основательно ослабило свои ресурсы при захвате русских земель: его ряды поредели примерно на треть, а поэтому к завоеванию Западной Европы оно оказалось не готово. Но были и другие факторы.

Еще в начале 1238 года при попытке захватить Великий Новгород войска Батыя были остановлены на подступах к городу отнюдь не сильным противником, а весенней распутицей – монгольская конница основательно вязла в заболоченной местности. Но природа спасла не только купеческую столицу Руси, но и многие города восточной Европы.

Непроходимые леса, широкие реки и горные хребты зачастую ставили монголов в сложное положение, вынуждая совершать утомительные многокилометровые обходные маневры. Куда подевалась небывалая скорость передвижения по степному бездорожью! Люди и кони серьезно уставали, и более того – голодали, не получая длительное время достаточного количества пищи.

Смерть за смертью

Несмотря на серьезные проблемы, с наступлением декабрьских морозов монгольская армия всерьез собиралась продвигаться вглубь Европы. Но случилось непредвиденное: 11 декабря 1241 года умер хан Угэдэй, что открывало прямой путь к ордынскому престолу Гуюку – непримиримому врагу Батыя. Военачальник повернул основные силы домой.

Между Батыем и Гуюком начинается борьба за власть, закончившаяся смертью (или гибелью) последнего в 1248 году. Недолго правил и Батый, почив в 1255 году, также быстро из жизни ушли (вероятно, отравленные) Сартак и Улагчи. Нового хана Берке в наступившее смутное время больше заботит стабильность власти и спокойствие внутри империи.

Накануне Европу захлестнула «черная смерть» – чума, которая по караванным путям добралась и до Золотой Орды. Монголам будет еще долго не до Европы. Их более поздние западные походы уже не будут иметь такого размаха, какой они приобрели при Батые.