17 декабря в России отмечается День сотрудников Государственной фельдъегерской службы. О существовании этой службы знают далеко не все наши сограждане, и еще меньшее количество людей имеет хотя бы приблизительное представление о том, чем занимаются фельдъегеря и как происходило становление этой важной государственной структуры.

В этом году Государственной фельдъегерской службе России исполняется ровно 220 лет. 17 декабря 1796 года император России Павел I издал указ об учреждении Фельдъегерского корпуса. Этому решению предшествовало осознание глубокой потребности и российской власти, и военного командования в существовании особой системы связи. По замыслу императора, фельдъегеря должны были обеспечивать курьерскую связь между императором и гражданскими и военными чиновниками. Был утвержден штат фельдъегерской службы в составе 13 фельдъегерей и начальника – офицера. Начальником группы фельдъегерей был назначен унтер-офицер Преображенского полка Шелганин, произведенный по этому поводу в армейские капитаны.


Однако, уже через год император понял, что численность Фельдъегерского корпуса слишком мала для обслуживания растущих потребностей империи в оперативной связи. Поэтому в 1797 году было принято решение увеличить численность корпуса до 2 офицеров и 30 фельдъегерей. Отбирали на службу лучших – владеющих иностранными языками, хорошо подготовленных. Как правило, в Фельдъегерский корпус набирали военнослужащих из Кавалергардского полка, а оставшиеся места заполняли унтер-офицерами лейб-гвардии Измайловского, Преображенского и Семеновского полков. Таким образом, изначально подчеркивался привилегированный статус фельдъегерской службы. В 1800 году численность корпуса была увеличена до 4 обер-офицеров и 80 фельдъегерей.

Дальнейшее развитие Фельдъегерского корпуса характеризовалось только ростом его численности и упорядочением службы. Это было связано с развитием системы государственного и военного управления в Российской империи. В середине XIX века Фельдъегерский корпус состоял из 3 рот. В обязанности фельдъегерей входили доставка сверхважной корреспонденции – как по Российской империи, так и за границу, сопровождение членов императорской фамилии, иностранных монархов и принцев. Примечательно, что чины Фельдъегерского корпуса в это время обладали также полномочиями сопровождать к месту отбывания наказания особо опасных государственных преступников.

Шесть лет службы в корпусе позволяли уволиться в отставку с чином 14-го класса и получить должность в почтовом ведомстве. Спустя 9 лет службы фельдъегерь мог рассчитывать уже на увольнение с чином 12-го класса. В 1858 году император запретил принимать на службу в корпус дворян. Одновременно было принято решение об организационном переустройстве корпуса. В частности, были ликвидированы роты, а над корпусом поставлен заведующий, находившийся в непосредственном подчинении начальника Главного штаба.

Свои коррективы в развитие фельдъегерской связи внесли появившиеся железные дороги и телеграф. Потребность в конных курьерах значительно снизилась, поскольку сообщения стало возможно отправлять или железной дорогой, или по телеграфу. Тем не менее, некоторые особо важные документы все равно требовалось передавать из рук в руки. В 1891 году был утвержден штат Фельдъегерского корпуса в составе 40 офицеров и 20 фельдъегерей. На службу в корпус принимали всех желающих из числа почетных граждан и купцов, окончивших курс учебного заведения 3 разряда. Устанавливались жесткие возрастные рамки – кандидат на службу в Фельдъегерский корпус должен был находиться в возрасте от 18 до 25 лет. От кандидата требовалось знание иностранного языка. После шестимесячного испытательного срока кандидата зачисляли на службу в должности младшего фельдъегеря. В старшие фельдъегеря производили через год службы, после чего предоставлялись права кандидатов на классную должность. Офицером корпуса мог стать фельдъегерь, прослуживший не менее четырех лет. Действовало и еще одно очень важное правило – офицер Фельдъегерского корпуса не мог быть переведен в армию на должность армейского офицера.

Существенные изменения в организационной структуре фельдъегерской службы произошли после Октябрьской революции. Несмотря на желание «весь старый мир разрушить до основанья, а затем…», большевики вскоре столкнулись с необходимостью обеспечения связи между правительством, руководством партии, красноармейскими соединениями. Поскольку структура, такую связь осуществлявшая, уже существовала прежде, оставалось лишь воссоздать ее в новом виде. 2 мая 1918 года была создана Служба внешней связи при Управлении по командному составу Всероссийского Главного штаба. Должности фельдъегерей появились в Красной Армии – при штабах фронтов и армий. Поручения советского руководства выполняла специальная Военная команда самокатчиков при Управлении делами Совета народных комиссаров, существовавшая с ноября 1917 по декабрь 1920 гг. Самокатчики перемещались на велосипедах и доставляли важные поручения, осуществляя связь между различными советскими учреждениями.

6 августа 1921 года специальная Фельдъегерская часть была создана при ВЧК РСФСР. Она подчинялась Управлению делами ВЧК РСФСР. В 1922 году Фельдъегерская часть была реорганизована в Фельдъегерский корпус при Управлении делами ВЧК. Перед советскими фельдъегерями, как и перед их предшественниками из Фельдъегерского корпуса Российской империи, ставились задачи по доставке важных документов и грузов советских руководящих органов – СНК, ЦК ВКП (б), ВЦИК, ВЦСПС, НКВД, НКПС, НКИД, Народного комиссариата обороны. В сентябре 1924 года все службы, выполняющие доставку секретной корреспонденции и ценных грузов, были слиты в составе Фельдъегерского корпуса, который входил в состав ГПУ, ОГПУ, НКВД СССР.

Кстати, именно в 1920-е – 1930-е гг. численность сотрудников фельдъегерской службы достигла максимума – в тот период в Советском Союзе служили около 20-30 тысяч фельдъегерей и других сотрудников службы. Это объяснялось сложной политической обстановкой в мире и потребностью советской страны в серьезной защите перевозимых секретных документов от попыток захвата агентами вражеских разведок и другими антисоветскими элементами.

Однако, в 1939 году последовала новая реорганизация. Советское руководство пришло к выводу, что необходимо разделить фельдъегерскую и специальную связь. В компетенции отдела фельдъегерской связи НКВД СССР осталась доставка корреспонденции советского и партийного руководства в республиканские и областные центры. Доставка корреспонденции менее важного характера, а также ценных грузов, была передана в ведение специальной связи, которая была переподчинена Народному комиссариату связи СССР. Что касается транспортировки денежных средств и ценностей, то она была переведена в ведение специальной службы инкассации Государственного банка СССР. Так произошло окончательное формирование фельдъегерской службы примерно в том виде, в каком она и сохранилась вплоть до настоящего времени.

Фельдъегерская служба доблестно выполняла свои обязанности в годы Великой Отечественной войны. Сотрудники службы доставляли корреспонденцию на передовую, рискуя своими жизнями. Ряд сотрудников в годы ВОВ погиб при исполнении служебных обязанностей.

После того, как в 1947 году было образовано Министерство внутренних дел СССР, фельдъегерская служба осталась в его составе. Однако в 1968 году фельдъегерская служба была вновь переподчинена – на этот раз Управление фельдъегерской связи было включено в состав Министерства связи СССР. Тем не менее, офицеры и сержанты фельдъегерской связи числились в кадрах органов внутренних дел, только были прикомандированы к Министерству связи. Поэтому они носили специальные звания внутренней службы – как и сотрудники ряда подразделений внутренних дел. На службу по-прежнему были возложены обязанности по доставке важнейшей корреспонденции советского государственного и партийного руководства – как в пределах страны, так и в социалистические страны.

25 ноября 1991 года Управление фельдъегерской службы при Министерстве связи СССР было реорганизовано и переименовано в Государственную фельдъегерскую службу РСФСР при Министерстве связи РСФСР. После провозглашения независимости Российской Федерации служба была преобразована в Федеральное управление фельдъегерской связи при Министерстве связи Российской Федерации, затем, 24 января 1995 года, в Государственную фельдъегерскую службу Российской Федерации. В 1996 году ГФС включили в состав Министерства связи Российской Федерации, однако уже в следующем 1997 году дали ей статус службы при Правительстве Российской Федерации. 17 мая 2000 года Государственная фельдъегерская служба при Правительстве Российской Федерации была преобразована в Государственную фельдъегерскую службу Российской Федерации. Ее директор находится в непосредственном подчинении Президента Российской Федерации.

В Государственной фельдъегерской службе РФ работает три категории сотрудников. Во-первых, это собственно «фельдъегеря» - начальствующий состав, состоящий в кадрах органов внутренних дел и имеющий специальные звания внутренней службы. Они составляют основное ядро сотрудников Государственной фельдъегерской службы. К начальствующему составу предъявляются соответствующие требования относительно уровня образования, здоровья, физической подготовки, морально-психологических качеств. Именно эта категория сотрудников занимается доставкой корреспонденции. Во-вторых, это гражданские служащие, в-третьих – рабочие. Последние две категории не носят специальные звания внутренней службы и требования к ним значительно менее жесткие, чем к первой категории сотрудников.

Последние два руководителя Государственной фельдъегерской службы – выходцы из органов Федеральной службы охраны. Это и не удивительно, поскольку ГФС также близка к высшему руководству страны, как и ФСО. С 2001 по 2012 гг., одиннадцать лет, российскими фельдъегерями руководил генерал-полковник Геннадий Александрович Корниенко (на фото), служивший в КГБ СССР и ФСБ РФ, а в 2001-2002 гг. занимавший должность заместителя директора Федеральной службы охраны РФ. В 2012 г. Геннадия Корниенко, ушедшего работать на должность директора Федеральной службы исполнения наказаний РФ, сменил генерал-полковник Валерий Владимирович Тихонов – также выходец из органов безопасности, с 2001 по 2004 гг. работавший в должности первого заместителя директора Федеральной службы охраны РФ, а затем, до 2012 года, занимавший пост вице-губернатора Санкт-Петербурга.

Российские фельдъегеря набираются практически исключительно из людей, прежде проходивших службу в Вооруженных силах РФ, в органах МВД и ФСБ, в других силовых структурах. Опыт службы в армии или в другой силовой структуреобязательное требование к будущим сотрудникам. Кандидаты в фельдъегеря проходят серьезную проверку, поскольку им предстоит работать с документами, составляющими государственную тайну. Принятые на службу сотрудники проходят по линии кадров МВД России, но считаются прикомандированными к Государственной фельдъегерской службе. К физической и боевой подготовке аттестованных сотрудников Государственной фельдъегерской службы предъявляются серьезные требования – ведь фельдъегерям приходится иметь дело со сверхсекретной корреспонденцией, которую они должны быть в состоянии защитить всеми возможными способами. Сотрудники службы регулярно тренируются, совершенствуя свою физическую подготовку, стреляют в тире, оттачивают приемы борьбы. Кстати, у фельдъегерей техника самообороны без имеет свою специфику – фельдъегерь должен не допустить выпадения из рук портфеля с документами, поэтому делается упор на технику работы ногами, одной рукой. От специфики задания зависит и то, каким составом его исполняют фельдъегеря. В некоторых случаях для доставки корреспонденции достаточно одного фельдъегеря, в других работает двое сотрудников или даже целая группа.

Сотрудников фельдъегерской связи не готовит ни одно учебное заведение в стране, учитывая малочисленность этой службы. Поэтому профессиональную подготовку российские фельдъегеря проходят в специальных учебных центрах самой службы. Несмотря на то, что начальной должностью в службе является должность офицера фельдъегерской связи, на ней может находиться и сотрудник, имеющий звание сержанта внутренней службы. Но потом он, скорее всего, все равно вырастет в звании до офицера. В последние годы личный состав фельдъегерской службы значительно помолодел, теперь средний возраст сотрудников составляет, по данным публикаций в открытых источниках, 25-30 лет.

Фельдъегеря, перевозящие ценную информацию, вооружены и обязаны оказывать вооруженное сопротивление при попытках захвата корреспонденции. Поэтому они должны хорошо владеть оружием, сохранять хладнокровие и самообладание в любой критической ситуации. Однако, история современной фельдъегерской службы, по крайней мере, в ее открытой части, знает мало случаев, когда фельдъегерям действительно приходилось применять оружие.

Один из наиболее известных случаев применения оружия фельдъегерями произошел еще в Советском Союзе – в 1983 году. По инструкции, фельдъегеря не имеют права вмешиваться в какие-то сторонние конфликты и разборки – их цель доставить корреспонденцию в целости и сохранности, а не, скажем, предотвращать преступления. Но 5 июля 1983 года два фельдъегеря, летевших в самолете из Москвы в Таллин, все же пренебрегли этим правилом. Младшие лейтенанты Александр Расчесов и Владимир Зубович обезвредили двух преступников, пытавшихся захватить самолет и его пассажиров и угнать его за границу.

«Военное обозрение» поздравляет всех сотрудников и ветеранов Государственной фельдъегерской службы России с профессиональным праздником. Желает здоровья, спокойной и успешной службы и, конечно же, отсутствия потерь.

Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для зблужденья не отдам;
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам,
И так я слишком долго видел
В тебе надежду юных дней
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней.
Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
А чем ты заменила их?
Быть может, мыслею небесной
И силой духа убежден,
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то бессмертье он?
Зачем так нежно обещала
Ты заменить его венец,
Зачем ты не была сначала,
Какою стала наконец!
Я горд!- прости! люби другого,
Мечтай любовь найти в другом;
Чего б то ни было земного
Я не соделаюсь рабом.
К чужим горам, под небо юга
Я удалюся, может быть;
Но слишком знаем мы друг друга,
Чтобы друг друга позабыть.
Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем;
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил,-
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
Я был готов на смерть и муку
И целый мир на битву звать,
Чтобы твою младую руку —
Безумец!- лишний раз пожать!
Не знав коварную измену,
Тебе я душу отдавал;
Такой души ты знала ль цену?
Ты знала — я тебя не знал!

Анализ стихотворения «К* (Я не унижусь пред тобою)» Лермонтова

Стихотворение «К* (Я не унижусь пред тобою…)» посвящено одному из первых любовных разочарований Лермонтова. Современники не догадывались, кому оно было в действительности посвящено. Лишь значительно позднее исследователи установили, что таинственная возлюбленная – Н. Иванова. Молодой поэт познакомился с ней в 1830 г. и быстро влюбился. Неизвестно, как девушка ответила на его чувства, но Лермонтов, вероятно, считал, что может надеяться на взаимность. Встречаясь с Ивановой только на балах, поэт постепенно понял, что был одним из многочисленных поклонников ветреной красавицы. Между молодыми людьми произошел решительный разговор, после чего всякие отношения прекратились. В 1832 г. Лермонтов сумел беспристрастно взглянуть на неудавшийся роман. Свои впечатления он выразил в стихотворении «К* (Я не унижусь пред тобою…)».

Произведение очень эмоционально. Заметно, что автор искренне любил девушку и глубоко переживал эту душевную травму. Ему нелегко далось утверждение: «мы чужие с этих пор». Лермонтов с раннего возраста считал главным идеалом свободу, но преступил через нее ради любви. Поддавшись внезапной страсти, он совершил большую ошибку в жизни. Девушка стала в его глазах новым божеством, для которого он ничего не жалел. Конечно, в заявлениях юного романтика еще много преувеличений. Недолгие отношения он считает пожертвованными годами, когда он «целый мир возненавидел», отдав все чувства любимой.

С другой стороны, Лермонтов достаточно здраво судит о потраченном зря времени, которое он мог использовать для развития своего поэтического дара. В более зрелом возрасте поэт вообще почувствует презрение к балам и маскарадам. Возможно, истоки этого презрения лежат в неудавшейся любви.

Судя по стихотворению, девушка давала поэту какие-то обещания. С ее стороны это была просто кокетливая игра. Но возвышенная душа Лермонтова воспринимала эти слова за чистую монету. Поэт слишком поздно понял, что был для Ивановой очередной забавой.

Только теперь автор прозрел, он заявляет: «я горд!». Совершенная ошибка стала огромным уроком на будущее. Поэт утверждает, что больше никогда не станет унижаться перед кем-либо. Намек на удаление «под небо юга» — традиционная для XIX века угроза уехать на Кавказ. Лермонтов заявляет, что отныне будет тверд душой и сердцем. Коварная измена девушки, которую он считал ангелом, заставила его навсегда потерять уважение к женщинам. С этого времени он сам будет приносить ложные клятвы и разбивать сердца.

Торжественность и пафос произведения постепенно нарастают. В финале автор заявляет, что возлюбленная понимала, на что он был способен ради нее. Но сам он находился в любовном тумане и не знал, что в действительности представляет собой мнимая «богиня».

В юности Лермонтов был достаточно сильно увлечен дочерью известного писателя, Н.Ф. Ивановой. Их отношения продлились недолго. Узнать о том, что думал юный поэт о разрыве можно, если вдумчиво читать стих “Я не унижусь пред тобою” Лермонтова Михаила Юрьевича.

Стихотворение было создано в 1832 г. Период с 1830 по 1832 гг. был вершиной юношеского творчества поэта. Пытаясь найти себя в литературе, Лермонтов писал во многих жанрах. Большое влияние на его раннее творчество оказал Байрон. Пытаясь идти в ногу со временем, Лермонтов создал немало фаталистических произведений, пронизанных мрачной романтикой. Текст стихотворения Лермонтова “Я не унижусь пред тобою”, которое проходят на уроке литературы в 8 классе, пропитан юношеским максимализмом. “Мы чужие с этих пор” – восклицает поэт, узнав о том, что ветреная возлюбленная предпочла ему другого. Строки о том, что юный Лермонтов посветил “улыбке и глазам” любимой годы, вызывают улыбку. На самом деле, их отношения длились несколько месяцев, и назвать их романтическими нельзя. Н.Иванова, скорее, была “прекрасной дамой” юного поэта, который долгое время видел в ней свой идеал.

Изначально Лермонтов неверно истолковал симпатию и внимание Н.Ивановой. Поэтому ее холодность, которой она встретила влюбленный порыв поэта, причинила ему боль. Она была настолько сильной, что Лермонтов готов был разочароваться во всех женщинах. Оскорбленный отказом “ангела”, он горько упрекает девушку в том, что она дала ему ложную надежду. “Зачем ты не была сначала, какою стала наконец?” – сетует он. Боль от этой раны осталась на всю жизнь. Лермонтов, назвав Н.Иванову “бесчувственным, холодным божеством”, посветил ей целый цикл произведений. Он состоял из сорока стихотворений. Скачать это произведение полностью или учить его в режиме онлайн можно на нашем сайте.

Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для зблужденья не отдам;
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам,
И так я слишком долго видел
В тебе надежду юных дней
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней.
Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
А чем ты заменила их?
Быть может, мыслею небесной
И силой духа убежден,
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то бессмертье он?
Зачем так нежно обещала
Ты заменить его венец,
Зачем ты не была сначала,
Какою стала наконец!
Я горд!- прости! люби другого,
Мечтай любовь найти в другом;
Чего б то ни было земного
Я не соделаюсь рабом.
К чужим горам, под небо юга
Я удалюся, может быть;
Но слишком знаем мы друг друга,
Чтобы друг друга позабыть.
Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем;
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил,-
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
Я был готов на смерть и муку
И целый мир на битву звать,
Чтобы твою младую руку –
Безумец!- лишний раз пожать!
Не знав коварную измену,
Тебе я душу отдавал;
Такой души ты знала ль цену?
Ты знала – я тебя не знал!

«К* (Я не унижусь пред тобою…)» Михаил Лермонтов

Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для зблужденья не отдам;
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам,
И так я слишком долго видел
В тебе надежду юных дней
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней.
Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
А чем ты заменила их?
Быть может, мыслею небесной
И силой духа убежден,
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то бессмертье он?
Зачем так нежно обещала
Ты заменить его венец,
Зачем ты не была сначала,
Какою стала наконец!
Я горд!- прости! люби другого,
Мечтай любовь найти в другом;
Чего б то ни было земного
Я не соделаюсь рабом.
К чужим горам, под небо юга
Я удалюся, может быть;
Но слишком знаем мы друг друга,
Чтобы друг друга позабыть.
Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем;
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил,-
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
Я был готов на смерть и муку
И целый мир на битву звать,
Чтобы твою младую руку —
Безумец!- лишний раз пожать!
Не знав коварную измену,
Тебе я душу отдавал;
Такой души ты знала ль цену?
Ты знала — я тебя не знал!

Анализ стихотворения Лермонтова «К* (Я не унижусь пред тобою…)»

Летом 1830 года 16-летний Михаил Лермонтов во время отдыха в загородном имении знакомится с Натальей Ивановой – дочерью известного в то время русского писателя. Девушка пленяет его не только своей красотой, но и отвечает юному поэту взаимностью. После неудачного романа с Екатериной Сушковой, которая нещадно высмеивала своего юного поклонника, Лермонтов вновь чувствует вкус жизни. Он очарован своей возлюбленной и посвящает ей первые робкие стихи, в которых намекает на свои чувства. Сейчас уже трудно доподлинно установить, произошло ли у молодых людей любовное объяснение, и давали ли они друг другу клятву верности, но в Москву Лермонтов возвращается окрыленным и полностью излечившимся от уныния.

Известно, что поэт и его избранница в течение 1830 года несколько раз встречались на балах, что стало причиной глубокого разочарования Лермонтова. Он убедился, что был для Натальи Ивановой всего лишь мимолетным увлечением, и на званых приемах она предпочитала проводить время в компании более удачливых кавалеров, с которые открыто флиртовала. Однако окончательный разрыв между влюбленным произошел летом 1831 года. Что именно произошло между Лермонтовым и Ивановой, доподлинно установить уже невозможно. Однако после возвращения в Москву 17-летний поэт неожиданно для себя пишет пьесу под названием «Странны человек», прототипом главной героини в которой является его избранница. Согласно сюжету, девушка, давшая клятву верности своему любимому, впоследствии берет свои слова обратно и отдает предпочтение другому. Вполне вероятно, что в реальной жизни произошло то же самое, и Наталья Иванова попросту увлеклась другим молодым человеком.

Так или иначе, зимой 1832 года, спустя 5 месяцев после роковых событий, Михаил Лермонтов создает стихотворение «К* (Я не унижусь пред тобою…)», рукописный вариант которого отправляет той, которую любил. В этом произведении автор словно бы подводит черту под этим коротким романом, подчеркивая: «мы чужие с этих пор». Объясняя свое решение окончательно разорвать отношения с возлюбленной, поэт отмечает, что слишком большую жертву он принес во имя высоких чувств к той, которая этого не заслуживает. «И целый мир возненавидел, чтобы тебя любить сильней», — отмечает поэт. При этом те полтора года, что длился этот роман, Лермонтов считает безвозвратно потерянными для поэзии, так как он предавался несбыточным мечтам вместо того, чтобы оттачивать свой литературный слог.

Поэт считает себя обманутым и оскорбленным. Но винит в этом не только возлюбленную, которая была совсем не той, которой хотела казаться. В первую очередь автор самого себя именует «безумцем», так как пошел на поводу у собственных чувств, которые затмили голос разума . Однако прозрение наступило достаточно быстро, и своей избраннице Лермонтов желает лишь одного – «мечтай любовь найти в другом».

Как и в пьесе, поэт прямо указывает на то, что причиной разрыва отношений стало то, что Наталья Иванова предпочла ему другого молодого человека. И это настолько обескуражило Лермонтова, что он окончательно разочаровался в представительницах слабого пола, вопрошая: «Иль женщин уважать возможно, когда мне ангел изменил?». Однако отныне поэт больше не намерен тешить себя иллюзиями и пребывать в заблуждениях, считая, что лучше поставить точку в этой любовной истории, чем жертвовать свободой ради иллюзии счастья.

О романе Лермонтова и Ивановой в окружении поэта никто не догадывался, поэтому долгое время стихи, помеченные инициалами Натальи Ивановой, который за полтора года в общей сложности набралось более 30 штук, оставались посмертной тайной поэта. Расшифровать имя таинственной незнакомки, в которую был влюблен Лермонтов, лишь в середине прошлого века удалось литературоведу Ираклию Андронникову, который и пролил свет на трагическую историю любви юного поэта.

Любовь занимает важное место в творчестве многих поэтов. Большое внимание этой теме уделял и Михаил Юрьевич Лермонтов.
Стихотворение «К***» («Я не унижусь пред тобою…»), написанное в 1832 году, посвящено Наталье Федоровне Ивановой, в которую тогда был влюблён молодой поэт. В произведении речь идёт о разочаровании, о неразделенной любви, об измене девушки, не оценившей возвышенные чувства лирического героя, то есть самого автора. Оскорблённый в своих чувствах, поэт упрекает любимую в том, что она была не честна с ним, не оправдала его надежд, а лишь кокетничала, отнимая то время, которое он мог потратить на творчество. Эта ситуация изменила отношение Лермонтова к женщинам. Его разочарование в любви объяснимо и не может не вызывать сочувствия. Героиня не оценила по достоинству искренность и силу чувств поэта, он с горечью осознал это и теперь, наверное, уже никогда не сможет быть в любви счастливым и беззаботным.

Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам;
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам,
И так я слишком долго видел
В тебе надежду юных дней,
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней.
Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
А чем ты заменила их?
Быть может, мыслию небесной
И силой духа убежден
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то бессмертье он?
Зачем так нежно обещала
Ты заменить его венец?
Зачем ты не была сначала,
Какою стала наконец?
Я горд! - прости - люби другого,
Мечтай любовь найти в другом:
Чего б то ни было земного
Я не соделаюсь рабом.
К чужим горам, под небо юга
Я удалюся, может быть;
Но слишком знаем мы друг друга,
Чтобы друг друга позабыть.
Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем;
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
Я был готов на смерть и муку
И целый мир на битву звать,
Чтобы твою младую руку
Безумец! - лишний раз пожать!
Не знав коварную измену,
Тебе я душу отдавал;
Такой души ты знала ль цену?
Ты знала: - я тебя не знал!

Исполнитель: Народный артист СССР Леонид Марков

В 1966 году Леонид Марков переходит работать в Театр имени Моссовета. Здесь он переиграл почти весь классический репертуар: Лермонтова, Тургенева, Чехова, Достоевского, Толстого. Юрий Завадский взял его в расчете на то, что он заменит Николая Мордвинова в «Маскараде». И если Николай Мордвинов играл дворянина - блестящая речь, прямая спина, в общем, барин, аристократ, то у Леонида Маркова - Арбенин был разночинцем, который выбился в люди, и за это его ненавидят в свете.
Леонид Марков умел сосредоточиться на личной, а не на социальной драме героя, создавал характер, а не тип. Он много играл классических ролей, но персонажи его, возможно, не отдавая себе в том отчета, страдали депрессией вполне современной - тяжелым стыдом сильного человека, измученного серостью совкового «застоя».
В 1990 году ему предложили роль Сатаны в картине «Отель «Эдем», и он согласился. Съемки завершились в конце февраля 1991 года. Однако 1 марта к Маркову прибежал технический директор и сообщил, что при озвучивании одна фраза, сказанная его героем, то бишь Сатаной, не получилась. Фраза была такая: «Безобразие на земле начинается тогда, когда появляется на ней чистая, светлая душа». Пришлось Маркову отправляться в тон-студию и переозвучивать фразу заново. Сразу после этого ему внезапно стало плохо, и его отвезли в больницу. Там он через два дня скончался.