13 НОЯБРЯ С.Г. СЛУЖБЕ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ Вооруженных Сил РФ исполняется 90 лет. О малоизвестных страницах истории этой специальной службы рассказывает генерал-лейтенант Евгений МАРУСИН, с 2007 года возглавляющий это важное звено в системе управления войсками.

– Товарищ генерал-лейтенант! Ввиду специфики задач, возложенных на руководимую вами Службу, не только ее деятельность, но и история практически неизвестна военной, а тем более – гражданской читательской аудитории нашего журнала. Приоткройте, пожалуйста, некоторые страницы летописи управления.

– За девять десятилетий произошло много интересных и поучительных, трагических и героических событий в жизнедеятельности нашей специальной службы.

Официальной датой ее создания считается 13 ноября 1918 г., когда в ходе реорганизации Всероссийского Главного штаба приказом № 217 Реввоенсовета Республики (РВСР) было сформировано Общее и специальное отделение со штатом в 14 сотрудников.

Этот день отмечается как дата создания специальной службы в Вооруженных Силах нашего государства.

В это же время в составе Полевого штаба РВСР была образована специальная часть. Затем специальные органы были созданы в Главном артиллерийском управлении, Центральном управлении военных сообщений, Управлении связи, Управлении снабжения и ряде других управлений.

К 1920 году создание штатных спецорганов в штабах фронтов, военных округов, армий и дивизий было в основном завершено, что на деле означало создание в Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) основ системы скрытого управления войсками (силами).

Следует особо отметить, что в этот период были разработаны и начали применяться первые советские военные спецдокументы, накапливался опыт организации и осуществления скрытой связи, создавались первые руководящие документы по спецслужбе, росли на практической работе кадры специалистов. Другими словами, были заложены основы службы защиты государственной тайны в Красной Армии и на Флоте.

В дальнейшем проходила оптимизация структуры, состава и численности Центрального шифротдела, который с 1926 года был преобразован во 2-й отдел Управления делами Народного комиссариата по военным и морским делам (НКВМД). В сентябре 1930 года этот отдел был преобразован в 7-й отдел штаба РККА, а 13 октября 1930 г. – в 8-й отдел штаба РККА, ставший центральным шифровальным органом РККА.

Его работа в основном велась по следующим направлениям:

  • изучение теоретического и практического наследия прошлого по криптографии;
  • совершенствование издаваемых документов скрытой связи;
  • разработка и ввод в действие единых руководящих документов;
  • подбор и подготовка кадров;
  • совершенствование организационной структуры;
  • внедрение средств механизации специальной связи;
  • обобщение опыта работы спецорганов в боевых условиях.

– Где и как готовились тогда кадры специалистов?

– Как известно, таких специалистов у молодой Красной Армии не было. На первых порах их подготовка осуществлялась на рабочих местах в ходе практической работы. С 15 ноября 1929 г. в Москве при 2-м отделе Управления делами НКВМД начали функционировать специальные курсы усовершенствования среднего и старшего начальствующего состава со штатной численностью слушателей общевойскового отделения 70 чел. и морского – 25 чел. Курсы были сформированы в сокращенном варианте без аппарата управления и командно-преподавательского состава и прикомандировывались к Военной академии имени М.В. Фрунзе.

Эта дата стала датой образования нынешнего основного военного учебного заведения по подготовке специалистов службы защиты государственной тайны – Краснодарского высшего военного училища (военного института) имени генерала армии С.М. Штеменко.

Выпускники курсов принимали активное участие в боевых действиях у оз. Хасан, р. Халхин-Гол, в войне с Финляндией, в Испании и Китае.

К началу Великой Отечественной войны курсы подготовили и направили в войска около 2000 офицеров. Именно они возглавили большинство спецорганов штабов фронтов, округов, армий и дивизий к началу войны, а также обеспечили мобилизационное развертывание спецорганов.

– Что еще интересного было в 1930-е годы?

– Прежде всего, приказ Народного комиссара обороны (НКО) от 19 июля 1939 г., которым 8-й отдел Генерального штаба РККА был переименован в Отдел специальной службы и включен на правах самостоятельного структурного подразделения в состав Оперативного управления ГШ РККА.

Руководство спецорганами от Генштаба до корпуса возлагалось на соответствующие оперативные управления и отделы, а в дивизиях, им равных и ниже, спецорганы оставались в непосредственном подчинении начальников штабов.

Необходимо также отметить, что в предвоенные годы были расширены и конкретизированы задачи и функции службы. На спецорганы были возложены задачи по руководству и контролю за состоянием работы специальных секторов (делопроизводств). В сентябре 1937 года спецорганам были окончательно возвращены функции по организации скрытого управления войсками (силами).

– Итак, мы пролистали летопись управления до начала Великой Отечественной войны. Насколько были готовы спецорганы к такому суровому испытанию?

– В целом структура, состав и численность спецорганов, организация их работы в предвоенный период соответствовали задачам и требованиям, предъявляемым к системе управления войсками (силами).

Вместе с тем, уже первые дни войны показали, что с довоенной численностью они не могут справиться с работой. Поэтому приказом Народного комиссара обороны от 18 августа 1941 г. было создано Управление специальной службы Генерального штаба РККА общей численностью 197 военнослужащих и 50 служащих.

Приказом НКО от 7 октября 1941 г. это Управление было преобразовано в 8-е управление, а все спецорганы переименовывались в самостоятельные номерные отделы (отделения): в штабах фронтов и армий - в 8-е отделы, в штабах корпусов (дивизий) - в 6-е отделы (отделения), с непосредственным подчинением начальникам соответствующих штабов.

В течение войны организационная структура, состав и численность спецорганов неоднократно подвергались изменениям, обусловленным возросшим значением службы и роли спецорганов в общей системе управления войсками (силами), изменением задач и увеличением объемов проводимых работ.

В ходе войны очень большим был рост численности личного состава. За годы войны было сформировано и переформировано 5530 спецорганов, на укомплектование которых было направлено 15634 специалиста. Боевые потери в годы Великой Отечественной войны составили 2163 чел.

Какова была главная задача спецорганов в военные годы?

Если коротко, то обеспечение командования всех уровней специальной связью.

В первые месяцы войны поток информации в несколько раз превосходил физические возможности личного состава спецорганов. Офицеры сутками напряженно работали, отлучаясь только для приема пищи, отдыхали по два-три часа в сутки.

Большие сложности возникали при осуществлении специальной связи со штабами соединений и частей, попавших в окружение, а также при ведении беспрерывных боев.

Но в любых условиях боевой обстановки спецорганы стремились обеспечить командование бесперебойной спецсвязью, применяя различные методы ускоренной обработки информации.

Следует особо отметить, что личный состав службы во время войны проявил исключительное мужество и высокое мастерство, работая в неимоверно сложных и трудных условиях под бомбежками и артиллерийско-минометным огнем, в землянках и блиндажах.

Высокую оценку работе спецорганов во время Великой Отечественной войны дали видные наши полководцы и военачальники.

Какие задачи решали спецорганы в послевоенный период?

Прежде всего, освоение и обобщение опыта организации и осуществления специальной связи в боевых условиях и внедрение его в практику работы спецорганов и специальную подготовку личного состава.

Эта работа проводилась по следующим основным направлениям:

  • подготовка и издание обобщенных материалов, сборников, конспектов с изложением опыта работы спецорганов в боевых условиях;
  • внедрение опыта работы в годы войны в боевую и специальную подготовку личного состава;
  • разработка новых руководящих документов по спецработе с учетом опыта войны и т.д.

Следует отметить, что этот опыт позволил на многие годы определить основные направления развития службы, являющейся важнейшим звеном в системе управления войсками (силами), без которого немыслимо скрытое управление, сохранение в тайне передаваемой информации.

Поэтому основной задачей деятельности спецорганов в мирное послевоенное время явилось постоянное поддержание их в высокой степени боевой готовности.

– А что сегодня, Евгений Николаевич, главное в вашей работе?

– Прежде всего, идти в ногу со временем, уточнять задачи и функции Службы в соответствии с проводимыми и планируемыми мероприятиями по совершенствованию структуры, состава и численности Вооруженных Сил, в тесной связи с изменениями социально-экономической ситуации в стране, процессами демократизации и открытости общества.

В целом же наше Управление, как и прежде, решает специальные задачи по обеспечению Генерального штаба Вооруженных Сил РФ и Министерства обороны Российской Федерации необходимой информацией для выполнения текущих задач по управлению Вооруженными Силами Российской Федерации.

В числе наших главных задач:

  • организация мероприятий по соблюдению режима секретности в органах военного управления, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил;
  • организация скрытого управления войсками и оружием;
  • организация защиты информации от несанкционированного доступа;
  • обеспечение информационной безопасности Минобороны России в сфере массовой информации;
  • организация работы систем сертификации средств защиты информации Министерства обороны по установленным требованиям безопасности информации и лицензирования деятельности органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций по допуску к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • координация деятельности органов военного управления Вооруженных Сил, связанной с защитой сведений, составляющих государственную тайну.

Конечная цель этой работы – установление и соблюдение в Вооруженных Силах такого порядка, который бы исключил передачу сведений, составляющих государственную тайну и иных сведений, признаваемых органами военного управления не подлежащими оглашению.

– Какие технические средства используются специалистами Службы при выполнении перечисленных задач?

– В настоящее время на снабжении органов Службы защиты государственной тайны Вооруженных Сил находится несколько десятков типов современной специальной техники, вспомогательного оборудования и специальных аппаратных.

При непосредственном участии специалистов Управления ГШ ВС РФ продолжаются работы по созданию новых перспективных образцов техники специальной связи.

– В заключение, Евгений Николаевич, что бы вы хотели передать через наш журнал своим коллегам, ветеранам Службы в связи с ее 90-летием?

– Прежде всего, хочу отметить, что работники специальных органов были и являются сейчас образцом бдительности, преданности долгу, показывают пример беззаветного служения нашей Отчизне. Среди них есть немало тех, кто с честью выполнял свой долг в «горячих точках», участвовал в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, в ходе проведения контртеррористических операций на Северном Кавказе, операции по принуждению Грузии к миру в августе с.г. Желаю всему личному составу Службы, уважаемым ветеранам крепкого здоровья, оптимизма, веры в будущее и семейного благополучия!

фото из архива Управления ГШ ВС РФ

МАРУСИН Евгений Николаевич родился 21 октября 1954 г. в станице Мелиховской Ростовской области. В 1972-1973 гг. проходил военную службу по призыву в Туркестанском военном округе.
В 1977 году окончил Ташкентское высшее общевойсковое командное училище и проходил службу в Группе советских войск в Германии командиром разведывательного взвода, разведывательной роты полка, начальником разведки полка. После окончания в 1986 году Военной академии имени М.В. Фрунзе служил на командных и штабных должностях в мотострелковой дивизии, штабах Закавказского военного округа и Группы российских войск в Закавказье.
Окончив в 1997 году Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, занимал ответственные должности в штабе Северо-Кавказского военного округа. С декабря 2001 года начальник разведки – заместитель начальника Главного штаба Сухопутных войск.
Указом Президента РФ от 29 мая 2007 г. назначен начальником Управления Генерального штаба Вооруженных Сил РФ. Кандидат технических наук. Награжден орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, «За личное мужество», Мужества, «За военные заслуги» и десятью медалями.

13 ноября 2018 года Служба защиты государственной тайны Вооружённых Сил Российской Федерации отметила 100-летний юбилей.

Уважаемые товарищи!
Поздравляю вас со столетием образования Службы защиты государственной тайны Вооружённых Сил Российской Федерации!
За свою вековую историю служба достойно прошла непростой путь развития и стала эффективным звеном в системе военного управления государства.
Личный состав специальных органов вписал немало славных страниц в летопись Вооружённых Сил, при выполнении сложных и важных задач всегда проявлял мужество, самоотверженность, высокий профессионализм и верность присяге.
Специалисты службы во все времена являлись образцом бдительности и компетентности. И сегодня, в условиях интенсивного развития информационных технологий, надёжно обеспечивают сохранение государственных и военных секретов.
Уверен, что вы и впредь будете с честью выполнять свой долг, а ваш ответственный подход к порученному делу позволит успешно решать задачи по укреплению обороноспособности России.
Желаю сотрудникам и ветеранам службы крепкого здоровья, благополучия и дальнейших успехов на благо нашей великой Родины.

Министр обороны
Российской Федерации
генерал армии С. ШОЙГУ

За годы своей славной истории служба прошла сложный путь становления вместе с развитием наших Вооружённых Сил и в настоящее время является эффективным звеном в системе военного управления государства.
Современные реалии формирования информационного общества, устойчивая тенденция к расширению противоборства в информационной сфере в условиях осложнившейся обстановки в мире и вызовов международного терроризма возлагают на службу важнейшие задачи по обеспечению безопасности Вооружённых Сил и нашего Отечества.
О героическом прошлом, современном состоянии, в том числе порядке поступления в профильный военный вуз, и перспективах развития службы «Красной звезде» рассказывает начальник Службы защиты государственной тайны Вооружённых Сил Российской Федерации генерал-лейтенант Юрий КУЗНЕЦОВ.

Начальник Службы защиты государственной тайны ВС РФ генерал-лейтенант
Юрий КУЗНЕЦОВ.

– Юрий Васильевич, возглавляемую вами службу вот уже на протяжении века окружает ореол секретности. Так что же представляет собой сегодня Служба защиты государственной тайны Вооружённых Сил Российской Федерации?
– Служба защиты государственной тайны (для краткости – Служба ЗГТ) – это специальные подразделения в составе органов военного управления, воинских частей и организаций Вооружённых Сил России, обеспечивающие защиту государственной тайны при ведении всех видов деятельности Вооружённых Сил Российской Федерации. Служба укомплектована высококвалифицированными специалистами и имеет на снабжении новейшую специальную технику и средства защиты информации.
Центральным органом Службы ЗГТ является Восьмое управление Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации.
– В свете задач, поставленных руководством страны по развитию информационных технологий в России, развитие Восьмого управления наверняка идёт в ускоренном темпе?
– Несомненно. Ранее на Службу ЗГТ возлагались в основном задачи по защите государственной тайны в Вооружённых Силах, обеспечению режима секретности и обеспечению командиров и начальников специальной связью.
В настоящее время одним из основных негативных факторов, влияющих на состояние информационной безопасности, является наращивание рядом зарубежных стран возможностей информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру в военных целях.
Для достижения максимального уровня защищённости информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Вооружённых Сил, с учётом новых угроз информационной безопасности, в настоящее время Службой ЗГТ проводится целенаправленная работа по обеспечению безопасности информации в автоматизированных системах Минобороны России, обнаружению, предупреждению и ликвидации последствий компьютерных атак на критически важные объекты Вооружённых Сил, технической защите информации на объектах, обрабатывающих информацию ограниченного доступа, обеспечению целостности и подлинности электронных документов, сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации, проведению контрольно-технических мероприятий по обеспечению информационной безопасности, подготовке специалистов по защите информации.
Таким образом, как видите, в настоящее время формирование новых угроз в области безопасности информации привело к расширению задач, решаемых Службой ЗГТ. Но благодаря этому Восьмым управлением Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации создана и динамично развивается комплексная система защиты информации.


Альма-матер специалистов Службы защиты государственной тайны.

– Наверное, в былые времена трудно было даже предположить столь внушительный перечень таких высокотехнологичных задач, которые нынче решает ваша служба. Кстати, а с какого времени в России началась её история?
– Первые официальные упоминания о необходимости выполнения задач по защите государственной тайны встречаются в архивных документах времён правления Петра I. Однако до начала XX века развитие системы защиты государственной тайны так и не получило своего продолжения в виде создания структурных подразделений военного министерства. Канцелярии и комитеты Главного штаба Военного министерства занимались специальной работой по своим направлениям деятельности самостоятельно, центрального руководящего органа не существовало.
После Октябрьской революции 1917 года и начала Гражданской войны вопрос защиты государственной тайны встал со всей остротой. Старые методы не обеспечивали должного уровня защиты информации. Переписка между штабами и подразделениями Красной Армии вскрывалась противником в течение часа с момента перехвата шифровок. Решение проблемы было найдено в создании специального подразделения, основной задачей которого стояла защита государственной тайны.
13 ноября 1918 года приказом Революционного Военного Совета Республики № 217/33 такое подразделение было создано – Общее и специальное отделение Отчётно-организационного отдела Организационного управления Всероссийского Главного штаба. Параллельно начали создаваться подчинённые специальные отделения в воинских частях.
В дальнейшем отделение преобразовалось в Восьмое управление Генерального штаба Красной Армии, которое существует и по сегодняшний день, – Восьмое управление Генштаба Вооружённых Сил Российской Федерации.

13 ноября 1918 года приказом Революционного Военного Совета Республики № 217/33 было создано Общее и специальное отделение Отчётно-организационного отдела Организационного управления Всероссийского Главного штаба


Личный состав Краснодарского высшего военного училища
имени генерала армии С.М. Штеменко проходит торжественным маршем.

– Не так давно были рассекречены архивы Минобороны России о Великой Отечественной войне, но в них практически не отражена деятельность специальных органов…
– О деятельности специальных органов в то время не принято было не только писать, но и говорить, так как основной задачей спецорганов в годы войны являлось обеспечение командования всех уровней особо важной информацией о планировании операций и ведении боевых действий. Личный состав спецорганов проявлял исключительное мужество и высокое мастерство, работая в неимоверно сложных условиях под бомбёжками и артиллерийско-миномётным огнём, в землянках и блиндажах.
Практически каждый шестой шифрработник действующей армии в годы войны погиб. Вот, так сказать, показатель «спокойной» штабной работы.
Высокое качество работы спецорганов во время Великой Отечественной войны неоднократно отмечали наши видные полководцы и военачальники.
В составе сводного полка Наркомата обороны 24 июня 1945 года в парадном строю прошли и шифровальщики Генерального штаба. Шифровальная служба Красной Армии свою войну выиграла.
– А получили ли своё развитие вооружение и специальная техника Службы защиты гостайны?
– Учитывая специфику и важность выполняемых задач, Восьмым управлением проводится плановая работа по переоснащению войск (сил) на современные образцы вооружения и военной техники закреплённой номенклатуры. В ходе участия в стратегических учениях, например в недавно прошедших манёврах «Восток-2018», проверена и подтверждена эффективность применяемых образцов вооружения и военной техники.
Ежегодно совершенствуется техническая основа системы защиты информации, которая позволяет выстраивать современную вертикально-интегрированную структуру контроля и управления защитой информации в автоматизированных и информационных системах Вооружённых Сил.
– Каким образом в Службе ЗГТ определяются перспективы и направления дальнейшего развития с учётом научно-технического прогресса вообще и в области информационных технологий в особенности?
– За последние годы для решения этих вопросов в Службе ЗГТ создан военно-научный комплекс.
В рамках становления военно-научного комплекса сформирован Научно-технический комитет (Службы защиты государственной тайны Вооружённых Сил Российской Федерации), который является органом управления научной деятельностью Службы ЗГТ. Он предназначен для осуществления организационно-методического руководства научной работой Службы ЗГТ, координации деятельности и контроля реализации результатов научной работы, обоснования проведения научных исследований в целях решения задач ЗГТ, развития и применения вооружения, военной и специальной техники номенклатуры Восьмого управления, её военно-научного сопровождения на всех стадиях жизненного цикла, участия в формировании и реализации единой военно-технической политики в интересах Вооружённых Сил России.
Крупным шагом в развитии военно-научного комплекса службы явилось создание Научно-исследовательского центра при Краснодарском высшем военном училище имени генерала армии С.М. Штеменко, который предназначен для осуществления научной деятельности, направленной на развитие и совершенствование системы ЗГТ в Вооружённых Силах России, выполнения задачи научно-исследовательской деятельности в интересах Службы ЗГТ Вооружённых Сил Российской Федерации.
В целях реализации комплекса научно-прикладных задач по защите информации в Вооружённых Силах на базе КВВУ сформирована научная рота Восьмого управления Генерального штаба.
Ведётся строительство военного инновационного технополиса «Эра», в котором будет организована работа лабораторий по направлению «Информационная безопасность».
Основными целями создаваемого инновационного кластера являются содействие научно-техническому творчеству молодых исследователей, ускорение разработки и внедрения прорывных разработок и технологий.
– Юрий Васильевич, вы упомянули Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С.М. Штеменко. Сейчас уже ни для кого не секрет, что оно многие годы ведёт подготовку специалистов Службы ЗГТ. В настоящее время Краснодарское училище по-прежнему является ведущим военно-учебным заведением по подготовке ваших специалистов?
– В подразделениях ЗГТ проходят службу выпускники различных инженерно-технических вузов России, но профильной военной образовательной организацией высшего образования Министерства обороны Российской Федерации, конечно, является КВВУ. Одновременно большую роль в подготовке офицеров Службы ЗГТ и повышении их квалификации играют Военная академия РВСН имени Петра Великого (Балашиха) и Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского (Санкт-Петербург).
КВВУ является одним из старейших вузов, единственным по профилю подготовки высшим учебным заведением Министерства обороны России и ведёт свою историю с 1929 года, то есть в следующем году оно отметит юбилей – 90-летие своего создания. В настоящее время в КВВУ функционирует многоуровневая система подготовки от солдата (специалиста) до офицера, в которой объединены и комплексно функционируют научный кластер, о котором я уже говорил, учебный кластер, включающий подготовку по программам высшего образования, среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования, а также кластер подготовки военнослужащих по призыву и по контракту.
В КВВУ создана современная учебно-материальная база, осуществляется оснащение высокотехнологичными перспективными системами и комплексами защиты информации для обучения специалистов всех уровней Службы ЗГТ, широко развивается электронная образовательная среда. Особо отмечу, что КВВУ является площадкой государственных испытаний перспективных образцов техники специальной связи.
Кроме того, в целях реализации комплексного подхода в подготовке специалистов по защите информации Министром обороны России утверждена Программа развития КВВУ, в соответствии с которой с 2014 года осуществляется строительство новых объектов КВВУ в городе Краснодаре на новой территории с самой современной инфраструктурой. В настоящее время строительные работы подходят к завершению. В ближайшее время мы планируем ввести в эксплуатацию и торжественно открыть подготовку на новой территории.
Таким образом, по окончании строительства КВВУ выйдет на новый уровень развития и качественной подготовки высококвалифицированных специалистов Службы ЗГТ.
– Юрий Васильевич, в виду определённой закрытости КВВУ бытует мнение, что поступить в него сложно. Если не секрет, расскажите, как стать курсантом КВВУ.
– Да, действительно, иногда можно услышать мнение о сложности поступления в КВВУ, но, думаю, это относится только к выпускникам школ, имеющим средний балл ниже четырёх, соответственно невысокие баллы по предметам единого государственного экзамена (ЕГЭ) и низкую физическую подготовленность. У таких кандидатов нет шансов пройти по конкурсу, который в этом году составил три человека на место.
Если молодой человек действительно поставил перед собой цель стать офицером, а тем более Службы ЗГТ, то должен понимать всю важность и ответственность такого выбора. Поэтому троечники могут не надеяться пройти конкурс, тем более освоить в дальнейшем интенсивную программу обучения.
Более того, Восьмым управлением обращается особое внимание на прохождение обучения курсантов. По окончании КВВУ каждый курсант, который оканчивает его со средним баллом выше 4,5 и при этом проявляет себя в научной деятельности, в дальнейшей служебной деятельности берётся на отдельный контроль для поступления в адъюнктуру КВВУ. Потому что подготовка научных кадров для Вооружённых Сил – важная задача, обеспечивающая их перспективное и опережающее развитие.
Для тех же, кто поставил перед собой цель стать офицером Службы ЗГТ, необходимо пользоваться только достоверной информацией о поступлении в КВВУ. К сожалению, иногда ссылаются на правила поступления, опубликованные на различных сайтах и в недостоверных источниках. Кстати, это одна из проблем современной информатизации общества.
Поэтому необходимо пользоваться только официальными источниками – официальным сайтом Минобороны России (на странице kvvu.mil.ru) или же материалами, которые КВВУ рассылает в военные комиссариаты.
Коротко расскажу о порядке поступления в КВВУ, чтобы не складывалось впечатление о его чрезмерной сложности.
Итак, первым делом необходимо обратиться в военный комиссариат, к которому приписан юноша, и уточнить порядок поступления и формирования документов для этого.
До 1 февраля подать заявление для сдачи ЕГЭ по следующим предметам: русскому языку, физике, информатике и математике (профильная). Обращаю внимание, что обязательно наличие ЕГЭ по всем четырём предметам.
В установленные сроки кандидат сдаёт ЕГЭ, при этом минимальное значение баллов по предметам должно составлять: русский язык – 46, физика – 41, информатика – 40, математика – 32. С баллами ниже кандидату будет отказано в сдаче вступительных испытаний.
До 1 апреля в военный комиссариат необходимо подать заявление о желании поступать в КВВУ, собрать необходимый комплект документов, далее пройти медицинскую комиссию – и до 1 мая военный комиссариат должен оформить допуск на кандидата к сведениям, составляющим государственную тайну, по первой форме. Это обусловлено спецификой работы будущих офицеров Службы ЗГТ. Без допуска поступление невозможно. До 20 мая военный комиссариат должен личное дело кандидата представить в КВВУ, где приёмная комиссия его рассматривает и принимает решение о вызове кандидата для сдачи вступительных испытаний.
– Действительно, порядок вполне стандартный для военных вузов. Но наверняка такая закрытая организация не ограничится только баллами ЕГЭ. Каким проверкам вы подвергнете абитуриента на вступительных испытаниях в училище?
– Вы правы, успешная сдача ЕГЭ ещё не является абсолютным гарантом поступления. По прибытии в КВВУ абитуриенту предстоит пройти три вида профессионального отбора.
Во-первых, определение годности по состоянию здоровья. Во-вторых, определение категории профессиональной пригодности на основе психодиагностических методик и тестов с учётом требований к военному специалисту ЗГТ (обработка тестов проводится в автоматизированном режиме).
И, наконец, вступительные испытания для оценки уровня физической подготовленности (подтягивание на перекладине, бег на 100 м и на 3 км).
Обращаю внимание, что определение категории профессиональной пригодности и оценка уровня физической подготовленности осуществляются с видеорегистрацией всех процедур. Как видите, несмотря на свою закрытость, приём курсантов в КВВУ является открытым и общедоступным.
Кандидаты, успешно прошедшие профессиональный отбор, заносятся в конкурсный список, при этом первыми – кандидаты, зачисляемые вне конкурса (данная категория граждан определена законодательством Российской Федерации). Остальные кандидаты располагаются в зависимости от суммы баллов ЕГЭ и уровня физической подготовленности. Из конкурсного списка зачисляется установленное количество кандидатов.
В первых числах сентября все первокурсники принимают военную присягу. По сложившейся традиции, в этот праздничный день училище открывает свои двери всем желающим стать свидетелями такого воинского ритуала.
Я уверен, что востребованность наших специалистов с каждым годом будет только расти. Подготовке специалистов по защите государственной тайны всегда уделялось особое внимание, а в настоящее время она очень динамично развивается для своевременного реагирования на новые угрозы в сфере безопасности информации.
– И в завершение ставший уже традиционным вопрос о перспективах. Юрий Васильевич, как, по вашему мнению, будет выглядеть Служба ЗГТ, например, через 5 лет?
– Вопрос очень интересный.
К слову сказать, пять лет назад мы, конечно, прекрасно понимали, к чему нужно стремиться и в каком направлении двигаться, чтобы Служба ЗГТ не отставала от научно-технического прогресса и могла эффективно решать поставленные задачи. Но в течение этого времени мы постоянно корректировали свой курс, подстраиваясь под быстроменяющуюся реальность.
Судите сами: ещё совсем недавно технологии, например, построения квантовых вычислительных систем были лишь теорией, подкреплённой несколькими примитивными образцами. И никто тогда не мог предположить, что уже сегодня появятся квантовые процессоры, способные решать реальные практические задачи, недоступные для классических вычислительных систем.
Сейчас в таком же состоянии зарождения находятся искусственный интеллект, машинное обучение и другие, а потенциал развития уже используемых технологий, например, нейронных сетей, блокчейна, «интернета вещей» и создания автоматических роботизированных комплексов практически безграничен. Их повсеместное внедрение открывает новые, ещё до конца не исследованные угрозы информационной безопасности.
Учитывая современные темпы развития инновационных технологий, их стремительного воплощения во многих сферах деятельности общества и государства, а также стремительный рост объёмов хранимой и обрабатываемой информации, практическое внедрение указанных технологий, в том числе в сфере обороны государства, – дело как раз ближайших лет.
И здесь наша главная задача не просто «не упустить волну» научно-технического прогресса, нам необходимо всегда быть на шаг впереди, чтобы к моменту практической реализации той или иной инновационной технологии уже иметь в своём арсенале апробированные методы и средства противодействия новым угрозам информационной безопасности.
Именно поэтому основные усилия мы направляем в первую очередь на научные исследования в области перспективных разработок, поиск путей решения задач в области защиты информации по приоритетным направлениям деятельности Вооружённых Сил и подготовку молодых высококвалифицированных специалистов, способных эти задачи успешно решать.
Такой мне видится ближайшая перспектива развития Службы ЗГТ.
В завершение от всей души поздравляю военнослужащих, гражданский персонал и ветеранов Службы защиты государственной тайны Вооружённых Сил Российской Федерации со 100-летним юбилеем!
Хочется заверить всех от имени коллектива Службы защиты государственной тайны Вооружённых Сил Российской Федерации, что все поставленные перед нами задачи будут выполнены с достоинством и честью.
Я благодарен всему коллективу службы за высокий профес­сионализм, разумную инициативу и готовность служить и работать во имя России.
Особые слова благодарности выражаю нашим ветеранам, создававшим историю службы и укрепляющим лучшие её традиции. От всего сердца желаю всем доброго здоровья, успехов в службе и труде на благо нашей Родины!

Features of training for the protection of state secrets

DOI: 10.24411/2311-1763-2016-00034

Аннотация. В сообщении излагаются особенности подготовки кадров от солдата до офицера, осуществлявших защиту государственной тайны в армии и на флоте за 90 лет существования специальной службы.

Ключевые слова: защита государственной тайны (ЗГТ), Служба ЗГТ, спецорганы.

Summury. The report outlines the features of training of the soldier to the officer who carried out the protection of state secrets in the army and in the navy for 90 years of existence of the special service.

Keywords: Protection of State Secrets (PSS), PSS Service, spetsorgany.

«Каждое государство стремится тщательно хранить свои секреты. При этом в разряд секретных попадает и деятельность государственных служб, призванных тем или иным способом осуществлять эту охрану» . В Министерстве обороны Российской Федерации вопросами защиты государственной тайны занимается Служба защиты государственной тайны, во главе которой находится Восьмое управление Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации.

Как справедливо отметила Татьяна Соболева: «история криптографической службы является неотъемлемой частью истории Российского государства и уже с середины XIX века вызывала значительный интерес у исследователей. Одной из первых отечественных научных публикаций на эту тему явилась работа Г. Попова «Дипломатическая тайнопись эпохи царя Алексея Михайловича» (в «Записках Археологического общества». Т. V. СПб, 1853). В той или иной степени этого вопроса касались в своих работах такие крупные ученые, как академики А.И. Соболевский, М.Н. Сперанский и некоторые другие, однако, как правило, лишь в палеографическом аспекте. Становление отечественной криптографической службы происходило на протяжении многих десятилетий и даже веков. Принципы и основы этой работы, ее формы и методы, приемы и способы вырабатывались несколькими поколениями русских криптографов, их трудом, опытом, порой мучительными поисками истины. В этой истории, как и в истории любой науки, всякого вида человеческой деятельности, были свои победы и поражения, успехи и неудачи, великие и трагические страницы. Все они - наше национальное достояние, наша память, гордость и боль. И обязанность отечественной исторической науки - открыть эти страницы» .

Решению этой научной задачи, в части касающейся исследования деятельности отечественных криптографов в годы Первой мировой войны, посвящены работы современных российских историков М. А. Алексеева , М. Ю. Ежова , В. Г. Кикнадзе .

В меньшей степени решена задача по исследованию исторического опыта советской России и постсоветского периода развития шифровального дела.

Вместе с тем, еще на заре Советской власти при создании в мае 1918 г. Всероссийского главного штаба в его составе было сформировано Общее отделение военно-статистического отдела Оперативного управления, которому была поручена разработка первых документов скрытого управления. При реорганизации ВГШ приказом Реввоенсовета Республики № 217 от 13 ноября 1918 г. Общее отделение было преобразовано в Общее и шифровальное отделение организационного управления ВГШ. Этот день отмечается как дата создания Шифровальной службы, или Службы ЗГТ (далее – спецорганы. Авт.), в Вооруженных силах нашего государства, которая обеспечивала и продолжает обеспечивать сохранность государственной и служебной тайны и осуществляет разработку инструкций и правил, обеспечивающих порядок работы с секретными документами .

К 1920 г. создание штатных спецорганов в штабах фронтов, военных округов, армий и дивизий было в основном завершено. В 1920-х гг., в ходе Гражданской войны в России в Полевом штабе было образовано Шифровальное отделение, затем Центральный шифровальный отдел штаба РККА и иные спецорганы РККА, определены их штаты до бригад включительно. С 1924 г. Центральный шифровальный отдел именовался Шифровальным отделом при РВС СССР, с 1926 г. преобразован во 2-й отдел Управления делами НКВМД, с сентября 1930 г. – в 7-й отдел штаба РККА, а с 13 октября 1930 г. – в 8-й отдел штаба РККА; в округах – в 8-е отделы, а на морях и флотах – в 10-е отделы.

Подготовка офицерских кадров для спецорганов РККА И РККФ в 1926 г. началась с выхода в свет приказа НКВМД при спецотделах штабов военных округов, где были созданы учебные команды одногодичников спецслужбы. Также подготовка шифровальщиков осуществлялась и на курсах при специальном отделе ВЧК.

Особенностью данного периода явилось то, что подготовка специалистов Службы велась непосредственно в ходе практической работы. С этой целью уже в начале 1919 г. для подготовки специалистов по защите государственных секретов при некоторых штабах фронтов и армий начали создаваться учебные команды численностью от 3 до 10 человек. Таким образом осуществлялся тщательный отбор и «штучная» подготовка специалистов.

С 15.11.1929 г. приказом РВС СССР № 283/58 при 2-м отделе НКВМД организуются специальные курсы подготовки офицеров среднего и старшего начальствующего состава со штатной численностью 60–70 слушателей общевойскового отделения и 20–25 - морского отделения. Данные курсы были сформированы и прикомандированы к Военной академии имени М.В. Фрунзе в Москве. Эта дата является точкой отсчета или днем рождения Краснодарского военного училища.

На курсах изначально срок обучения составлял 4 месяца. Учебные занятия на курсах начались 15 ноября 1929 г. С этого дня училище и ведет свою историю. За свою бытность курсы прошли ряд переорганизаций и мест дислокации. В ноябре 1930 г. курсы были реорганизованы в Специальное отделение специально-штабной службы при стрелково-тактических курсах усовершенствования командного состава РККА «Выстрел», а в мае 1932 г. - в специальный курс «С» Московских курсов усовершенствования командного состава механизированных войск РККА с дислокацией в Подмосковье.

В начале 1934 г. курсы были передислоцированы в г. Тамбов и прикомандированы к Тамбовской объединенной школе артиллерийских и оружейных техников. В 1935 г. их перевели на самостоятельный штат и получили наименование «Тамбовские курсы усовершенствования командного состава специально-штабной службы Красной Армии» со сроком обучения 12 месяцев. До начала Великой Отечественной войны на курсах было подготовлено около двух тысяч специалистов службы.

С началом войны в разы увеличился поток информации, требующей оперативности и достоверности, но при этом потребовалась и специальная защита от несанкционированного доступа к государственным и военным секретам. Уже 18 августа 1941 г. в Генеральном штабе создается Управление шифровальной службы Генерального штаба РККА. Возникла острая необходимость в специалистах. Курсы перешли на шестимесячную подготовку кадров.

Вместе с тем из-за того, что к концу 1941 г. Тамбов оказался в прифронтовой полосе, курсы передислоцировали в п. Сенгилей Ульяновской области, а в середине 1942 г. - в Ульяновск. В 1943 г. курсы получили наименование «Специальные курсы усовершенствования офицерского состава Красной Армии», и в декабре им было вручено Боевое Знамя. В конце 1944 г. курсы были передислоцированы в отдельный военный городок в п. Новобелица Гомельской области.

За весь период Великой Отечественной войны на курсах было подготовлено 2640 офицеров специальной службы. Всего же в ходе войны Восьмым управлением и восемью отделами штабов фронтов и округов проводилась постоянная кропотливая работа по отбору и оформлению личного состава спецорганов. Всего за годы войны было сформировано и переформировано 5 530 спецорганов общей численностью 15 634 специалиста. Общие потери в ходе войны составили 6 734 человека, из них боевые – 2 163 человека .

После войны, в 1948 г., курсы переводят в Воронеж, а в 1949 - в Ростов-на-Дону.

В последующем, вплоть до 1976 г., подобные учебные команды использовались для подготовки офицеров запаса.

Особенностью послевоенного периода явилось появление новой, более современной техники и возрастание объемов информации, а также усиление заботы государства о сохранении государственной тайны, произошли и серьезные изменения в перевооружении спецорганов, что в конечном итоге вылилось в существенном изменении подхода в подготовке специалистов, способных защитить государственные секреты в армии и на флоте.

29 декабря 1949 г. было принято решение о создании военного училища специальной связи, которое и было образовано на базе курсов в январе 1950 г., но уже с трехгодичным сроком обучения. В 1954 г. училище было переведено в Краснодар, где в 1964 г. переименовано в Краснодарское военное училище.

Техническая революция, объемы переписки, новые рода и виды вооруженных сил, появление ЭВМ и новых средств связи - все это в совокупности привело к необходимости поднять уровень образованности специалистов по защите государственных и военных секретов.

В 1969 г. училище было преобразовано в Краснодарское высшее военное Краснознаменное училище с четырехгодичным сроком обучения.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 1951-р училище было реорганизовано в филиал Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного, а в 2015 г. вновь в Краснодарское высшее военное училище.

В целом в ходе своего развития на базе училища была создана уникальная единая многоуровневая система подготовки военных специалистов от солдата до офицера.

Особенностью данного периода подготовки специальных кадров явилась необходимость осуществлять комплексную подготовку уникальных специалистов, включающую в себя:

  • подготовку офицеров с полной военно-специальной подготовкой;
  • подготовку военнослужащих по программам среднего профессионального образования;
  • подготовку офицеров в адъюнктуре и докторантуре;
  • переподготовку и повышение квалификации офицеров;
  • профессиональную переподготовку увольняемых военнослужащих;
  • подготовку военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;
  • подготовку офицеров и сержантов запаса из числа студентов образовательных организаций высшего профессионального образования;
  • подготовку младших специалистов - военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Еще одной специфической особенностью явился тот факт, что на определенном историческом этапе профильных специалистов для РВСН было доверено государством подготавливать и другим вузам ВС РФ, к примеру Военной академии РВСН имени Петра Великого. В Российской Федерации академическая кафедра «Защиты информации в системах и комплексах вооружения» для современной Службы ЗГТ сделала ряд выпусков офицерских кадров. Начиная с 1990 г. академия осуществила подготовку специалистов в интересах Восьмого управления по специальности «Защита космических радиолиний» (до 1996 г.) и «Защита информации в системах и комплексах вооружения. Контроль за режимом секретности» (до 2000 г.). С 2000 г. кафедрой осуществлялась подготовка офицеров по специальности «Управление защитой информации в Вооруженных силах Российской Федерации» (до 2010 г.). В 2012–2013 гг. было проведено 10-месячное обучение в системе ДПО по управлению защитой государственной тайны в Вооруженных силах Российской Федерации. С 2013/14 учебного года осуществляется двухгодичная подготовка офицеров Службы ЗГТ с высшим оперативно-тактическим образованием.

Список литературы и источников

  1. Соболева Т. История шифровального дела в России. 2002. URL: http://royallib.com/book/ soboleva_tatyana/istoriya_shifrovalnogo_dela_v_rossii.html (дата обращения: 16.02.16).
  2. Алексеев М. Военная разведка в России. В 3-х кн. М. Кн. 1, 2, 1998; Кн. 3, 2001.
  3. Ежов М.Ю. Один из мифов о крейсере "Магдебург". - Вопросы истории. 2007. № 2.
  4. Кикнадзе В.Г. Радиоразведка и криптография в Первой мировой войне. - Сб. статей международной конференции «Чтения по военной истории», 17–18 апреля 2009 г. / Под ред. Е.В. Ильина. СПб.: Изд. СПб. ун-та. 2009, с. 183–189.
  5. Кикнадзе В.Г. Радиоразведка Российского флота в Первой мировой войне. - Вопросы истории. 2004. № 11, с. 144-152.
  6. К икнадзе В.Г. Невидимый фронт войны на море. Морская радиоэлектронная разведка в первой половине ХХ века. Монография. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2011. 552 с.
  7. Служба защиты государственной тайны Вооруженных Сил Российской Федерации. Генеральный штаб Вооруженных сил Российской Федерации, 2013.
  8. Особая служба Генерального штаба // Сергей БОГДАНОВ, «Красная звезда». 14.11.2008. URL: http://old.redstar.ru/2008/11/14_11/2_01.html (дата обращения: 25.12.15).

Задачи и функции

отдела защиты государственной тайны и мобилизационной подготовки

Задачи отдела защиты государственной тайны и мобилизационной подготовки:

1. Обеспечение установленного в Управлении режима секретности и ведении секретного делопроизводства в соответствии с Инструкцией по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 г № 3-1 (далее – Инструкция № 3-1).

2. Организация мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации и осуществление контроля за их проведением в структурных подразделениях Управления.

3. Организация мероприятий по гражданской обороне , защите государственных гражданских служащих и персонала по охране и обслуживанию зданий Управления (далее – служащие) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Управлении и структурных подразделениях Управления.

4. Выполнение задач, возложенных на Управление в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации, гражданской обороны и защите служащих от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация секретного мобилизационного и несекретного делопроизводства.

Функции отдела защиты государственной тайны и мобилизационной подготовки:

1. Планирование, разработка и осуществление мероприятий по обеспечению режима секретности в Управлении при проведении секретных работ в соответствии с Инструкцией № 3-1;

2. Принятие мер по выявлению и закрытию возможных каналов утечки сведений, составляющих государственную тайну, и по предотвращению разглашения указанных сведений при проведении всех видов секретных работ;

3. Организация и ведение секретного делопроизводства в Управлении, контроль за соблюдением установленного порядка работы с секретными документами.

4. Координация деятельности структурных подразделений Управления по вопросам защиты государственной тайны и контроль выполнения законодательства Российской Федерации в области защиты государственной тайны;

5. Ведение учета нарушений режима секретности в аппарате Управления и структурных подразделениях Управления;

6. Участие в проведении служебных проверок в случае утраты либо хищении носителей сведений, составляющих государственную тайну, других нарушений режима секретности, а также по фактам разглашения сведений, составляющих государственную тайну;

7. Оформление допусков к государственной тайне работников Управления, руководителей структурных подразделений, руководителей саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, контроль сроков действия допусков;

8. Ведение учета осведомленности работников Управления в сведениях, составляющих государственную тайну, проведение инструктажа работников, осведомленных в сведениях, составляющих государственную тайну, при их командировании за границу;

9. Проведение инструктажа работников Управления, допущенных к государственной тайне, контроль знаний ими требований нормативных документов по режиму секретности;

27. Формирование установленной отчетности по предмету деятельности отдела.

28. Координация и контроль за деятельностью территориальных отделов Управления по вопросам деятельности Отдела.

29. Участие в проверках структурных подразделений Управления и подведомственных учреждений.