ПРОБЛЕМА СЧАСТЬЯ И ДОЛГА В РОМАНЕ "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН"

Роман в стихах "Евгений Онегин" ставит много проблем. Одна из них - проблема счастья и долга, которая коснулась родителей Татьяны, самой Татьяны Лариной и Евгения Онегина.
Мать Татьяны любила одного человека, а должна была выйти замуж за другого, за Дмитрия Ларина. Сначала она очень горевала, плакала и даже "с супругом чуть не развелась", но со временем смирилась и привыкла к такой жизни. Неужели действительно "привычка свыше нам дана: замена счастию она"?
Татьяну постигла та же участь, что и мать. Выйдя замуж за нелюбимого, она со временем обрела покой ("...она сидит покойна и вольна"), но не обрела счастья: чувство к Онегину не прошло. Евгений тоже раньше думал, что "вольность и покой замена счастью", но впоследствии сам понимает, что это заблуждение.
Почему же не соединяются Татьяна и Онегин, наконец-то взаимно любящие друг друга? Почему Татьяна не оставляет мужа, не изменяет ему? Потому что Татьяна выше собственного счастья ставит долг перед мужем, боится опозорить его, сделать ему больно:
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Татьяна не эгоистична, она высокоморальна. Она говорит Онегину, что раньше она "лучше, кажется, была". Но это не так. Духовная красота Татьяны не исказилась, когда она стала богатой, знатной и признанной в обществе дамой, потому что только нравственный человек может предпочесть исполнение долга долгожданному счастью.

А счастье было так возможно,

Так близко!..

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

А. Пушкин

Роман в стихах “Евгений Онегин” ставит много проблем. Одна из них - проблема счастья и долга, которая коснулась родителей Татьяны Лариной, самой Татьяны и Евгения Онегина.

Мать Татьяны любила одного человека, а должна была выйти замуж за другого, за Дмитрия Ларина.

В то время был еще жених

Ее супруг, но по неволе;

Она вздыхала о другом,

Который сердцем и умом

Ей нравился гораздо боле:

Сей Грандисон был славный франт, Игрок и гвардии сержант.

Сначала она очень горевала, плакала и даже “с супругом чуть не развелась”, но со временем смирилась и привыкла к такой жизни.

Рвалась и плакала сначала,

С супругом чуть не развелась;

Потом хозяйством занялась,

Привыкла и довольно стала.

Неужели действительно:

Привычка свыше нам дана:

Замена счастию она?

Татьяну постигла та же участь, что и мать. Выйдя замуж за нелюбимого, она со временем обрела покой.

Он с трепетом к княгине входит;

Татьяну он одну находит,

И вместе несколько минут

Они сидят. Слова нейдут

Из уст Онегина. Угрюмый,

Неловкий, он едва-едва

Ей отвечает. Голова

Его полна упрямой думой.

Упрямо смотрит он: она

Сидит покойна и вольна.

Но, обретя покой, Татьяна не обрела счастья: чувство к Онегину не прошло.

“А счастье было так возможно,

Так близко!.. Но судьба моя

Уж решена. Неосторожно,

Быть может, поступила я:

Меня с слезами заклинаний

Молила мать; для бедной Тани

Все были жребии равны...

Я вышла замуж. Вы должны,

Я вас прошу, меня оставить;

Я знаю: в вашем сердце есть

И гордость и прямая честь.

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна”.

Евгений тоже раньше думал, что “вольность и покой замена счастью”, но впоследствии сам понимает, что это заблуждение.

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан!

Почему же не соединяются Татьяна и Онегин, в конце концов обретшие взаимную любовь? Почему Татьяна не оставляет мужа, не изменяет ему? Потому, что Татьяна выше собственного счастья ставит долг перед мужем, боится опозорить его, сделать ему больно.

Татьяна не эгоистична, она высокоморальна. Она говорит Онегину:

“Онегин, я тогда моложе,

Я лучше, кажется, была,

И я любила вас; и что же?

Что в сердце вашем я нашла?"

Духовная красота Татьяны не исказилась, когда она стала богатой, знатной и признанной в обществе дамой.

“А мне, Онегин, пышность эта,

Постылой жизни мишура,

Мои успехи в вихре света,

Мой модный дом и вечера,

Что в них? Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище,

За те места, где в первый раз,

Онегин, видела я вас,

Да за смиренное кладбище,

Где нынче крест и тень ветвей

Над бедной нянею моей...”

Только такой нравственный человек, как Татьяна Ларина, может предпочесть исполнение долга долгожданному счастью.

ПРОБЛЕМАСЧАСТЬЯ И ДОЛГА В РОМАНЕ ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН Роман в стихах Евгений Онегин ставит много проблем.Одна из них проблема счастья и долга, которая коснулась родителей Татьяны,самой Татьяны Лариной и Евгения Онегина.Мать Татьяны любила одного человека, а должна былавыйти замуж за другого, за Дмитрия Ларина. Сначала она очень горевала, плакалаи даже с супругом чуть не развелась, но со временем смирилась и привыкла ктакой жизни.Неужели действительно привычка свыше нам дана замена счастиюона?Татьяну постигла та же участь, что и мать. Выйдя замужза не любимого, она со временем обрела покой она сидит покойна и вольна,но не обрела счастья чувство к Онегину не прошло.

Евге ний тоже раньше думал,что вольность и покой замена счастью, но впоследствии сам понимает, что этозаблуждение.Почему же не соединяются Татьяна и Онегин, наконец-товза имно любящие друг друга? Почему Татьяна не оставляет мужа, не изменяет ему?Потому что Татьяна выше собственного счастья ста вит долг перед мужем, боитсяопозорить его, сделать ему больно Но я другому отдана Я буду век ему верна.Татьяна не эгоистична, она высокоморальна.

Она говоритОне гину, что раньше она лучше, кажется, была. Но это не так. Ду ховнаякрасота Татьяны не исказилась, когда она стала богатой, знатной и признанной вобществе дамой, потому что только нравст венный человек может предпочестьисполнение долга долгожданно му счастью.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Проблема счастья и долга в романе Евгений Онегин
Именно поэтому личностное переосмысление этих извечных человеческих ценностей является для меня интересным и актуальным.Особенно важен анализ.. Вероятно поэтому это художественное произведение оказало наиболее сильное.. Это были годы развития русского общества времени правления царя Александра I. В романе переплетены история и..

Онегин и Ленский в романе “Евгений Онегин “
Оченьскоро он начинает понимать, что эта жизнь пуста, что за внешнеймишурой не стоит ничего, в свете царят скука, клевета, зависть, людитратят.. Пушкин, делая зарисовки, как бы вспоминаетсвою молодость Мы все учились.. Резкий, охлажденный ум и пресыщение удовольствиями света привели ктому, что Онегин теряет интерес к жизни, он впадает..

Особенности переводов романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (на примере Письма Татьяны к Онегину)
Изучение произведений Пушкина важно как в плане выявления особенностей национального языка, так и в плане развития переводческой мысли на Западе во.. В открытом обществе, в эпоху развития гласности и демократии, внимание к.. Наиболее значимые работы по данным темам принадлежат М.П. Алексееву, Ю.М. Лотману и другим современным исследователям..

Изображение дворянства в романе "Евгений Онегин"
Это нетолько самое крупное по размерам произведение, но и самое широкое по охвату тем, характеров, картин, мест. Оно оказало огромное влияние на.. Писатель работал над ним более восьми лет. За широтуизображения русской жизни.. Толькопо мятущейся натуре Онегина, его неудовлетворенности жизнью можно увидеть в романе эти явления я не говорю о..

Белинский о романе Пушкина "Евгений Онегин"
Тайнанациональности каждого народа заключается не в его одежде и кухне, а в его, таксказать, манере понимать вещи. Глубокое знание обиходной.. Онегина можноназвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени.. Вместе с Онегиным Пушкина Горе от ума положили основание последующей литературе, были школою, изкоторой вышли..

Роман "Евгений Онегин"
Разбирался он и в экономике зато читал, АдамаСмита. Знал он и французский язык. Но учеба шла и в другом направлении Кольрано мог он лицемерить.. Как же несчастливо его воспитали. Он только может казаться, являться.. Наверное, мы непрочь были бы пожить такой жизнью немножко. Немножко, но всю жизнь Представимсебе каждый день то же..

Воплощение вечных проблем и проблем современности в романе Чингиза Айтматова «Плаха»
III. Заключение 1. Судьба народов в ХХ веке. 2. Вечная драма мировой истории. 3. Пророческий голос Айтматова. Воплощение вечных проблем и проблем.. В. С. Высоцкий Жизнь человека это постоянный выбор. Судьба его выбирать свой жизненный путь, добро или зло, те принципы, которыми потом он будет руководствоваться.Очень..

Идейное значение картин русского пейзажа в романе "Евгений Онегин"
Из юноши он превратился в окончательно сложившегосязрелого человека и мощного художника. В талантливом и искреннемромане современники Пушкина.. Нашироком фоне русских картин жизни показана драматическая судьбалучших людей.. Уже в первых главах - Евгения Онегина дана зарисовкастолицы и отношение к ней самого автора. Онегин, добрый..

Тема дружбы и любви в романе "Евгений Онегин"
Бездействие, ничегонеделание ему наскучило (как впрочем и балы, и светское общество), но и делать он ничего не хочет. И с Ленским Онегин подружился вначале просто потому, что больше в деревне.. Онегин, естественно, был намного опытнее, научен жизнью он был своему приятелю наставником, покровителем. Любовь..

Личность главного героя в романе в стихах "Евгений Онегин"
Вот почему я всегда, каждый раз с трепетом открываю ее страницы. Кто главный герой романа Евгений Онегин Ответ на этот вопрос кажется вполне.. Эпиграф к этой главе И жить торопится и чувствовать спешит Князь Вяземскийтоже про Онегина, это он жить торопится..

0.057



Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

Роман в стихах "Евгений Онегин" ставит много проблем. Одна из них - проблема счастья и долга, которая коснулась родителей Татьяны, самой Татьяны Лариной и Евгения Онегина.
Мать Татьяны любила одного человека, а должна была выйти замуж за другого, за Дмитрия Ларина. Сначала она очень горевала, плакала и даже "с супругом чуть не развелась", но со временем смирилась и привыкла к такой жизни. Неужели действительно "привычка свыше нам дана: замена счастию она"?
Татьяну постигла та же участь, что и мать. Выйдя замуж за нелюбимого, она со временем обрела покой ("...она сидит покойна и вольна"), но не обрела счастья: чувство к Онегину не прошло. Евгений тоже раньше думал, что "вольность и покой замена счастью", но впоследствии сам понимает, что это заблуждение.
Почему же не соединяются Татьяна и Онегин, наконец-то взаимно любящие друг друга? Почему Татьяна не оставляет мужа, не изменяет ему? Потому что Татьяна выше собственного счастья ставит долг перед мужем, боится опозорить его, сделать ему больно:
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Татьяна не эгоистична, она высокоморальна. Она говорит Онегину, что раньше она "лучше, кажется, была". Но это не так. Духовная красота Татьяны не исказилась, когда она стала богатой, знатной и признанной в обществе дамой, потому что только нравственный человек может предпочесть исполнение долга долгожданному счастью.


После отъезда Онегина происходит переворот в судьбе Татьяны. Она убедилась в своем «оптическом» обмане. Восстанавливая облик Онегина по «следам», оставшимся в его усадьбе, она поняла, что её возлюбленный – человек донельзя загадочный, странный, но вовсе не тот, за кого она принимала.

Новый этап внутренней жизни Татьяны наступает, когда она осознаёт, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви. Этим новым шагом в своем внутреннем развитии Татьяна обязана Онегину. Теперь она ещё больше понимает его и ещё больше любит.

Через дневниковые записи Онегина героиня узнала его боль, раздумья о судьбе современного человека и была поражена остротой «озлобленного» ума, вынужденного жить в бездействии, в противоречивом сочетании добра и зла. Ей открывалась душа человека, живущего напряженной жизнью, ищущего правды, истины. Глубокое одиночество Татьяны. Её безразличие к интересам мелкопоместного дворянства помогли сохранить любовь к Онегину, как самое дороге чувство. Главным итогом «исследования» Татьяны стала любовь уже не к литературной химере, а к подлинному Онегину. Она полностью освободилась и от книжных представлений о жизни.

Не надеясь на взаимность возлюбленного, Татьяна делает решающий нравственный выбор: соглашается поехать в Москву и выйти замуж. Это свободный выбор героини, для которой были «все жребии равны». Она любит Онегина и подчиняется своему долгу перед семьей.

«Законодательница зал», «равнодушная княгиня» осталась в глубине души прежней - сердечной, искренней и простой Татьяной. Её угнетает обстановка пышной роскоши, среди которой она теперь живет. Недавнее, но теперь уже безвозвратно далекое прошлое по-прежнему дорого и близко ей. Онегин и няня всегда были в её памяти. Няня умерла, и Онегин остался единственным дорогим для неё человеком.

Монолог Татьяны «А счастье было так возможно,// Так близко!// Но судьба моя // Уж решена.» свидетельствует о том, что она сохранила прежние душевные качества, верность любви к Онегину и своему супружескому долгу.

Татьяна не понимает чувств Онегина, видя в его любви лишь светскую интригу, желание уронить её честь в глазах обществах, обвиняя его в корысти. Любовь Онегина для Татьяны «малость», «чувство мелкое», а в нём самом она видит только раба этого чувства. Вновь, как когда-то в деревне, Татьяна видит и «не узнает» подлинного Онегина.

Монолог Татьяны отражает её внутреннюю драму. Смысл её не в выборе между любовью к Онегину и верностью мужу, но в новых, сформированных под влиянием общества чувствах. Болезнь, от которой так мучительно избавился Онегин, поразила теперь Татьяну. Татьяна – живой человек, и поэтому «милый идеал» Автора. В народных представлениях о счастье нашла Татьяна идеал нравственного долга, нерушимость супружеской верности, так ярко обрисованной в народных сказания и песнях. Татьяна Ларина - не любовная героиня, это героиня совести. Появившись на страницах романа семнадцатилетней провинциальной девушкой мечтающей о счастье с возлюбленным, она на наших глазах вырастает в удивительно цельную героиню, для которой понятия чести и долга - превыше всего. Обостренное чувство долга - доминанта образа Татьяны. Счастье с Онегиным для нее невозможно: нет счастья построенного на бесчестии, на несчастье другого человека. Выбор Татьяны - глубоко нравственный выбор смысл жизни для нее - в соответствии высшим моральным критериям. Об этом писал Ф.М. Достоевский в очерке «Пушкин»: «…Татьяна - это тип твердый стоящий твердо на своей почве. Она глубже Онегина и конечно умнее его. Она уже одним благородным инстинктом своим предчувствует, где и в чем правда, что и выразилось в финале поэмы. Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы».

Пушкин, закончив работу над основными главами «Евгения Онегина», бил в ладоши и кричал, хваля самого себя: «Ай да Пушкин!..» Поэт, которого даже холодный Николай II признал «одним из самых умнейших мужей России», понял, что создал шедевр. Роман «Евгений Онегин» - легкий, изящный, искрящийся своей многогранностью и бездонной глубиной содержания. Этот «магический кристалл», отразивший в себе всю поэтическую и горькую русскую действительность «золотого века», - до сих пор не имеет себе равных не только в русской, но и во всей мировой литературе. Пушкин работал над романом не один год, это было самое любимое его произведение. Ведь автору «Онегина» пришлось пережить и изгнание, и одиночество, и потерю друзей, и горечь гибели лучших людей России. Наверное, поэтому роман был так дорог Пушкину. И не случайно создается впечатление, что главный герой романа все же не Онегин, а сам Пушкин. Он присутствует везде: и на балу, и в театре - иронически наблюдая за своим героем, и в деревне, и в убогих гостиных мелкопоместных дворян, и в саду у скамейки, на которой так и осталась сидеть Татьяна после отповеди, данной ей любимым человеком... И везде из-за спин видна улыбка самого Александра Пушкина. Роман был для поэта, по его словам, плодом «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».
Образ автора создают лирические отступления, их в романе двадцать семь значительных по объему и около пятидесяти малых. Кто же главный герой романа «Евгений Онегин»? Многие считают, что главный герой романа - это все-таки сам Пушкин. Но в нем не один главный герой, а два: Онегин и Пушкин. Об авторе мы узнаем почти столько же, сколько и о Евгении Онегине. Они во многом похожи, недаром Пушкин сразу же сказал о Евгении, что это «добрый мой приятель». Пушкин о себе и об Онегине пишет:

Страстей игру мы знали оба:
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердцах жар угас...

Автор, как и его герой, устав от суеты, не может в душе не презирать людей света, мучается воспоминаниями о юности, светлой и беспечной. Пушкину нравится «резкий, охлажденный» ум Онегина, его недовольство собой и злость мрачных эпиграмм. Когда Пушкин пишет о том, что Онегин «родился на брегах Невы», говорит о воспитании Онегина, о том, что он знал и умел, то невольно представляется сам Пушкин. Автор и его герой - это люди одного поколения и примерно одного типа воспитания: у обоих были французы-гувернеры, оба провели молодость в петербургском свете, у них общие знакомые и друзья. Даже родители их имеют сходство: отец Пушкина, как и отец Онегина, «жил долгами...» Обобщая, Пушкин пишет: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь, так воспитаньем, слава богу, у нас немудрено блеснуть». Поэт поневоле отмечает и свое отличие от Онегина. Об Онегине он пишет, что «не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить». Пушкин, в отличие от Онегина, занимается поэзией серьезно, называя ее «высокой страстью». Онегин не понимает природы, автор же мечтает о тихой, спокойной жизни в райском уголке, где он мог бы наслаждаться природой. Пушкин пишет: «Деревня, где скучал Онегин, была прелестный уголок». По-разному воспринимают Пушкин и Онегин, например, театр. Для Пушкина петербургский театр - волшебный край, о котором он мечтает в ссылке. Онегин же “входит, идет меж кресел по ногам, двойной лорнет, скосясь, наводит на ложи незнакомых дам”, а потом, едва взглянув на сцену, с рассеянным видом “отворотился и зевнул”. Пушкин умеет радоваться тому, что так наскучило, опостылело Онегину.
Для Онегина любовь - это «наука страсти нежной», у Пушкина отношение к женщинам другое, ему доступна настоящая страсть и любовь. Мир Онегина и Пушкина - это мир светских обедов, роскошных забав, гостиных, балов, это мир высокопоставленных особ, это мир высшего общества, в который попасть далеко не просто. Читая роман, мы постепенно понимаем отношение Пушкина к светскому обществу и дворянскому классу, к которому он сам принадлежит по рождению. Петербургский высший свет он подвергает резкой критике за фальшь, неестественность, отсутствие серьезных интересов. С насмешкой относится автор к поместному и московскому дворянству. Он пишет:

Несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд,
На жизнь смотреть как на обряд,
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей...

Пушкину нелегко жить, гораздо труднее, чем Онегину. Онегин разочарован в жизни, у него нет ни друзей, ни творчества, ни любви, ни радости, у Пушкина все это есть, но нет свободы - его высылают из Петербурга, он не принадлежит сам себе. Онегин свободен, но зачем ему свобода? Он томится и с ней, и без нее, он несчастлив, потому что не умеет жить той жизнью, какой живет Пушкин. Онегину ничего не надо, и в том его трагедия. Если Пушкин наслаждается природой, то Онегину этого не дано, потому что он ясно видит, что «и в деревне скука та же». Пушкин сочувствует Татьяне, которая живет среди «дикого барства» в деревне, а затем в высшем обществе Петербурга, о котором она говорит, что это «ветошь маскарада», и не просто сочувствует, он пишет: «Я так люблю Татьяну милую мою». Из-за нее он вступает в спор с общественным мнением. В одном из лирических отступлений автор раскрывает перед нами свой идеал женщины, которая “от небес одарена воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем, пламенным и нежным”. Пушкин признается, что письмо Татьяны он свято бережет и не может им начитаться.
Многие строки романа раскрывают перед нами биографию автора, начало его творческого пути, имена его кумиров, события литературной борьбы, отражение настроений общественных групп и литературных группировок. Многие лирические отступления поэта посвящены культурной жизни России начала девятнадцатого века. Из этих строк мы узнаем, что поэт был горячим театралом. Он пишет о театре: «Там, под сению кулис, младые дни мои неслись». Размышляя о смысле человеческого существования, о значении молодости в жизни каждого человека, Пушкин с горечью говорит:

Но грустно думать,
Что напрасно была нам молодость дана,
Что изменяли ей всечасно,
Что обманула нас она

Заканчивая роман, Пушкин снова обращает взор к тем, кого любил в юности, кому остался верен сердцем. Какими бы разными ни были Пушкин и Онегин, они из одного лагеря, их объединяет недовольство тем, как устроена российская действительность. Умный, насмешливый поэт был настоящим гражданином, человеком, который не был равнодушен к судьбе своей страны. Многие друзья Пушкина считали, что он передал свои черты Ленскому и изобразил себя в нем. Но в лирических отступлениях Пушкин показывает ироническое отношение к Ленскому. Он пишет о нем: «Во многом он бы изменился, расстался б с музами, женился, в деревне, счастлив и рогат, носил бы стеганый халат». Онегина же Пушкин мечтал сделать декабристом, и в этом сказалось все его уважение к своему герою.

Заключение

В результате анализа проблемы счастья и долга в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин», я пришла к выводу, что счастье по «Онегину» это то, что не может быть построено на бесчестии и на несчастье другого человека. Прав Ф.М.Достоевский говоря, что там, где нет сознания правды и долга, там нет и представления о счастье.

Я рассмотрела проблему долга и счастья с философской точки зрения и поняла насколько разнятся взгляды философов и писателей на проблему «соотнесенности счастья и долга».

Также я рассмотрела проблему счастья и долга на примере образов романа «Евгений Онегин». А.С.Пушкин благодаря образу Татьяны мастерски раскрывает эту проблему в своём произведении, ведь «выбор Татьяны - глубоко нравственный выбор, смысл жизни для нее - в соответствии высшим моральным критериям». А сама Татьяна, несомненно, героиня совести.

На каждом этапе жизненного пути, вспоминая Онегина, я буду по-новому видеть смыслообразующие ценности счастья и долга, в этом и суть романа, впрочем, как и всего творчества А.С Пушкина.

Список используемой литературы

    Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья 8// Отечественные записки, 1844, № 12. т. XXXVII, отд. V, с. 45-72

    Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья 9// Отечественные записки, 1845, № 3. т. XXXIX, отд. V, с. 1-20

    Бельская А.А. Тургенев и Гончаров: Этико-философские взгляды писателей.

    Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина. - Москва, 1967.

    Бонди С. Вершины. Книга о выдающихся произведениях русской литературы. // Роман в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина Детская литература. – Москва, 1978.

    Долинина Н. Г. «Прочитаем «Онегина» вместе». // Эссе. ДетГИз-Лицей - СПб., 2005.

    Жуховицкий Л. А. Счастливыми не рождаются. // Политиздат - Москва, 1983.

    Кант И. Соч. в шести томах. // Том 4. Часть 2. - Москва, 1965.

    Климашевская И. В. Счастье и смысл жизни. - Москва: Народная асвета, 1986.

    Лотман Ю. М. «Роман А.С Пушкина «Евгений Онегин».// Комментарий: Пособие для учителя. «Просвещение» - Ленинград, 1983.

    Лотман Ю. М. «Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»// Спецкурс. Вводные лекции в изучение текста. – 1975.

    Макогоненко Г. Роман Пушкина “Евгений Онегин”. - Москва, 1963.

    Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах.// Теория. История. Словарь. – Москва, 2003.

    Набоков В.В. Комментарий к роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин". - СПб., 1998.

    Пушкин А.С. Лирика. Поэмы. Повести. Драматические произведения.// Евгений Онегин. - Астрель, АСТ, ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2003.

    Шопенгауэр А. Избранные произведения. - Москва, 1992.

« Евгений Онегин» ... Руси жить хорошо" - это проблема счастья . Поэма Некрасова "Кому на...

  • Ответы на экзаменационные вопросы по литературе 11 класс 2005г.

    Шпаргалка >> Литература и русский язык

    11. Лирические отступления в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» . (Билет 5) 12 ... (Билет 9) 16. Нравственные проблемы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего... далекой «звездой пленительного счастья» , а «прекрасной... красы И долго , долго слышать буду...

  • Слово о полку Игореве. Основные образы. Идея патриотизма

    Реферат >> Литература и русский язык

    ... долге . Одновременно писатель заставляет задуматься над проблемой ... Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» . Онегин и Ленский. Чтение наизусть отрывка из романа. Роман «Евгений Онегин» ... не знают»), о счастье («А что такое счастье ? Насыщенная гордость»). ...

  • Лекции по русской литературе 20 века в хронологическом порядке.

    Реферат >> Литература и русский язык

    О гармонии, о счастье , которые недостижимы. Земля... роман . «Евгений Онегин» оказал... : «Я в долгу у капитана Миронова» ... Евгения Онегина» . Лермонтов поднимает созревшие в России проблемы и оригинально их разрешает. Это проблемы «лишнего человека», проблема ...