Роберто Ассаджиоли или Ассаджоли (итал. Roberto Assagioli; 27 февраля 1888, Венеция - 23 августа 1974, Каполона, Ареццо) - итальянский психолог, психиатр, гуманист. Основатель психосинтеза - теоретико-методологической концепции психотерапии и саморазвития человека.

Биография

Роберто Ассаджиоли родился 27 февраля 1888 года в Венеции, Италия. Был родом из среднего класса еврейского происхождения. При рождении ему было дано имя Роберто Марко Греко. Его отец Леоне Греко умер, когда ему было всего два года, и впоследствии его мать Элена Каула вышла замуж за Алессандро Эмануэле Ассаджоли.

К 18 годам Р. Ассаджиоли владел восемью языками: итальянским, английский, французским, русским, греческим, латинским, немецким и санскритом. В этом же возрасте он начал путешествовать, в основном в Россию. В 1910 году он окончил Флорентийский университет, получив степень доктора по неврологии и психиатрии. В том же году на Международном конгрессе по философии в Болонье Ассаджиоли представил свой взгляд на бессознательное, указывая на ограниченность психоанализа, и приступил к разработке собственного метода психотерапии и саморазвития под названием психосинтез.

В 1922 году женился на Нелле Чапетти (Nella Ciapetti). У них родился сын Иларио (Ilario Assagioli).

В 1926 году Ассаджиоли организовал во Флоренции Институт психосинтеза. В 1927 году на английском языке вышла его работа: «Новый метод лечения: психосинтез».

В 1938 году Асаджоли был арестован фашистским правительством Бенито Муссолини за свою национальную принадлежность и гуманистические произведения.

После окончания Второй мировой войны возобновил свою работу Институт психосинтеза, были основаны центры психосинтеза в США и Франции, Ассаджиоли продолжил читать лекции в Италии, Швейцарии, Англии и Америке. В настоящее время в мире насчитывается более пятидесяти институтов и центров психосинтеза.

Психосинтез

Психосинтез - метод психотерапии, саморазвития и интегрального обучения, основанный на теории, разработанной Роберто Ассаджиоли. Концепция Ассаджиоли может быть представлена в виде модели, в которую входят: нижнее бессознательное, среднее бессознательное, высшее бессознательное, поле сознания, сознательное «я», Высшее «Я», коллективное бессознательное. Цель психосинтеза - достижение гармоничной внутренней интеграции, органического единства, для чего Ассаджиоли предложил следующий подход: глубокое познание своей личности, контроль над её составными частями, постижение своего «Высшего Я» и психосинтез, то есть формирование или перестройка личности вокруг нового центра.

Духовная сфера

Ассаджоли интересовался исследованиями в области сознания и трансперсональной психологии, изучал теософию и восточную философию, был сподвижником Алисы Бейли, писательницы-эзотерика, автора книг о т. н. «Вневременной Мудрости» (Ageless Wisdom).

Избранная библиография

  • Psychosynthesis. A Manual of Principles and Techniques, Hobbs, Dormann & Company, New York 1965.
  • Psicosintesi. Per l’armonia della vita, Mediterranee, Roma 1966.
  • The Act of Will, Viking Press, New York 1973.
  • Psychosynthesis: A Collection of Basic Writings, ISBN 0-9678570-0-7.
  • Духовное развитие и нервные расстройства // Журнал «Урания», М., 1991, No 2.
  • Психосинтез. Часть первая: Принципы
  • Символы надличностных переживаний

Роберто Ассаджиоли широко известен в Европе как врач-философ, создатель техники реконструкции личности, которую он назвал "психосинтезом" . Исходным началом для Ассаджиоли является стремление проникнуть в духовный центр человека, в ту область, которая религиозными и восточными философскими доктринами обозначена как высшее Я человеческой индивидуальности, как Надсознание.

В 1910 году он окончил Флорентийский университет, получив степень доктора по неврологии и психиатрии. В том же году на Международном конгрессе по философии в Болонье Ассаджиоли представил свой взгляд на бессознательное, указывая на ограниченность психоанализа, и приступил к разработке собственного метода психотерапии и саморазвития под названием психосинтез .

В 1926 году Ассаджиоли организовал во Флоренции Институт психосинтеза. В настоящее время в мире насчитывается более пятидесяти институтов и центров психосинтеза.

В 1927 году на английском языке вышла его работа: "Новый метод лечения: психосинтез".

После войны Ассаджиоли возобновил работу в Институте, а так же занялся решением давно уже стоявшей перед ним задачи — изложение концепции психосинтеза.

Вот как сам он характеризовал основные тенденции своего особого подхода: "Диагноз недуга, влияющего в данный момент на психологию, вполне определённо указывает на то, какое необходимо лечение и каким образом мы можем инициировать новую, более творческую фазу её развития".

Психосинтез — метод психотерапии, саморазвития и интегрального обучения, основанный на теории, разработанной Роберто Ассаджиоли. Концепция Ассаджиоли может быть представлена в виде модели, в которую входят: низшее бессознательное, среднее бессознательное, высшее бессознательное, поле сознания, сознательное "я", Высшее "Я", коллективное бессознательное. Цель психосинтеза — достижение гармоничной внутренней интеграции, органического единства, для чего Ассаджиоли предложил следующий подход: глубокое познание своей личности, контроль над её составными частями, постижение своего "Высшего Я" и психосинтез, то есть формирование или перестройка личности вокруг нового центра.

Разработанная Р. Ассаджиоли абстрактная модель психики

  • Низшее бессознательное — подавленные желания, комплексы, инстинкты, давно забытые воспоминания.
  • Среднее бессознательное — это область, где пребывают все наши психологические навыки и состояния, которые могут быть произвольно перенесены в поле сознания.
  • Высшее бессознательное, или сверхсознание, — эволюционное будущее человека, все то, чего он может достичь в процессе развития. Высшие парапсихологические способности, интуиция, творческое вдохновение, экстаз, духовность, влечения к любви, справедливости, красоте, состраданию, гармонии.
  • Поле сознания — непрерывный поток ощущений, образов, мыслей, чувств, желаний, доступных сознательному анализу.
  • Сознательное личное Я — центр сознания, личности, но он исчезает, когда человек засыпает, находится под наркозом.
  • Высшее надличное истинное Я (или Своё), которое пребывает над потоком мысли и состояниями тела и не подвержено их влиянию. Высшее Я — совокупность возможностей человеческого развития, связующее звено между индивидуальными и всеобщими процессами, единое со Вселенной, в то время как личное, сознательное Я — лишь частичное отражение высшего, его проекция на поле личности.
  • Коллективное бессознательное (по Юнгу, "коллективное бессознательное — предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому как море есть предпосылка каждой отдельной волны"). Между человеком и другими людьми всё время протекают процессы "психического проникновения".
  • Воля, с помощью которой Я может управлять своими психическими функциями.
  • Ощущения.
  • Эмоции-чувства.
  • Импульсы-желания.
  • Воображение.
  • Мышление.
  • Интуиция.
  • Субличности (психологические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве личности). Каждая субличность ведёт собственный стиль жизни, имеет собственные движущие желания, мотивы, мысли, чувства, поступки, модель мира.

В процессе создания психосинтеза Р. Ассаджиоли руководствовался стремлением найти не только лучший способ лечения психических и психосоматических расстройств. Он стремился создать не только метод психического развития и самопознания, развития способностей, освобождения от внутренних противоречий, но и метод, помогающий человеку обнаружить и осознать свою истинную духовную природу. Можно по праву считать, что Р. Ассаджиоли внёс важнейший вклад в изменение представлений о человеке.

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»

Наткнулся я сегодня на работу Роберто Ассаджиоли "Психологические болезни при духовном росте". О самой работе чуть позже, а пока пару слов об авторе и методе раз-отождествлении.

Роберто Ассаджиоли (1888 - 1974) широко известен в Европе как врач-философ, создатель техники реконструкции личности, которую он назвал "психосинтезом". Исходным началом для Ассаджиоли является стремление проникнуть в духовный центр человека, в ту область, которая религиозными и восточными философскими доктринами обозначена как высшее Я человеческой индивидуальности, как Надсознание.

Одним из очень подходящих для работы методов Р. Ассаджиоли считал метод ДЕ-ИДЕНТИФИКАЦИИ (РАЗОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ). Метод разрабатывался исходя из принципа: "Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем". Иными словами, мы можем контролировать лишь то, с чем мы себя де - идентифицируем, то есть то, с чем мы себя не отождествляем.

Каждый раз, когда мы идентифицируем себя со слабостью, виной, страхом и другими эмоциями - мы ограничиваем себя. Мы говорим: "Я в унынии или "Я раздражен", и тогда очень легко нами может овладеть депрессия. Если при тех же обстоятельствах мы скажем примерно следующее: "Меня пытается поглотить волна уныния" - бдительное "Я" не потерпит вторжения этого состояния. Оно может критично и беспристрастно рассмотреть импульсы уныния, не будучи поглощенным ими. Часто даже этого бывает достаточно, чтобы выиграть битву с нежелательной эмоцией.

Вот одно из многочисленных упражнений по разотождествлению:

Сядьте удобно и расслабьтесь; медленно сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов (перед этим можно выполнить упражнения по расслаблению). После этого медленно и осмысленно скажите себе следующее.

1. Я обладаю телом, но я не тело. Мое тело может быть здоровым и больным, усталым или отдохнувшим, но все это никак не затрагивает меня самого, моего подлинного "Я". Я ценю свое тело как инструмент познания и деятельности в окружающем меня мире, но оно не более, чем мой инструмент. Я берегу его и стремлюсь поддерживать в добром здравии, но сам я - не оно, обладаю телом, но я не тело. Теперь закройте глаза и повторите про себя вкратце общий смысл этого утверждения, а затем постепенно сконцентрируйте свое внимание на основной идее: "я обладаю телом, но я не тело ". Попытайтесь по мере возможности осознать это как факт личного опыта. Затем откройте глаза и переходите к следующим двум частям упражнения.

2.Я обладаю чувствами, но я не чувства. Мои чувства многообразны, подчас противоречивы. Они могут переходить от любви к ненависти, от спокойствия к гневу, от радости к горю, тогда как сущность моя, истинная моя природа не меняется. "Я" остается неизменным Иногда меня может захлестнуть волна гнева, но я знаю, что со временем это пройдет, и поэтому я - не гнев. Совершенно очевидно, что чувства - не я. Поскольку я могу наблюдать и понимать свои чувства, постепенно учиться управлять ими, пользоваться ими и гармонично их интегрировать, совершенно очевидно, что сам я - не чувства. Я обладаю чувствами, но я не чувства.

3.Я обладаю умом, но я не ум. Мой ум - это ценный инструмент исследования и самовыражения, но он не представляет собой моей сути. Его содержание постоянно меняется, обогащаясь новыми идеями, знаниями и опытом. Иногда он меня не слушается. Следовательно, он не может быть назван мною. Это не я, а мой орган познания внешнего и внутреннего мира. Я обладаю умом, но я не ум. Далее следует этап отождествления. Говорите себе медленно:

4. После разотождествления себя с ощущениями, чувствами и мыслями я сознаю, что я - центр чистого самосознания. Я - волевой центр, способный наблюдать все свои психические функции и физическое пело, а также управлять ими и применять их. Сосредоточьтесь на основной идее: "Я - центр чистого самосознания и воли ". Цель настоящего упражнения - войти в особое состояние сознания; как только эта цель будет достигнута, большинство процедурных деталей упражнения может быть опущено. Таким образом, далее можно будет видоизменить упражнение, сосредоточиваясь на его опытном постижении и быстро проходить этапы разотождествления:

Я обладаю телом, но я не тело;

Я обладаю чувствами, но я не чувства;

Я обладаю умом, но я не ум.

5.После этого полезно будет глубже поразмыслить над этапом самоотождествления в следующем ключе:

Кто же я в таком случае? Что остается после того как я разотождествился со своим телом, ощущениями, чувствами, желаниями, умом, действиями? Сущность моего "Я" - это центр чистого самосознания. Это то, что остается неизменным в вечно изменчивом потоке моей жизни; то, что дает мне чувство бытия, постоянства, внутреннего равновесия. Я утверждаю свое тождество с этим центром, сознаю его устойчивость и силу.

Конечная цель совершенствования в данном упражнении состоит в том, чтобы, быстро пройдя все фазы разотождествления, пребывать в "Я" столько, сколько нужно. Когда это достигнуто, то при желании можно занимать позицию стороннего наблюдателя, которая позволяет яснее увидеть значение ситуации, ее причины и наилучшую линию поведения в ней.

Роберто Ассаджиоли (Assagioli Roberto, 1888 - 1974) широко известен в Европе как врач-философ, создатель техники реконструкции личности, которую он назвал «психосинтезом».

Свои идеи психосинтеза Роберто Ассаджиоли почерпнул не только из текстов Веданты. В 1940 году, арестованный фашистскими властями Италии, он около месяца провел в камере-одиночке и впоследствии рассказывал друзьям, что это был интересный и ценный опыт, который дал ему возможность провести ряд специальных психодуховных упражнений. Столь же эффективно использовал Ассаджиоли вынужденное затворничество в 1943 году, когда скрывался от режима Муссолини в отдаленных горных деревушках.

Книги (4)

«Психосинтез: теория и практика. От душевного кризиса к высшему "Я"» - это всестороннее изложение учения, сделавшего смелую попытку не только соединить все лучшее, что было в предыдущих психологических практиках у Фрейда, Юнга, Жане и др., но и придать самому понятию «синтез» принципиально новое значение.

Если ранее шла речь в основном лишь о «восстановлении состояния, предшествовавшего расщеплению», то психосинтез Ассаджоли идет дальше - к развитию целостной и гармоничной личности.

Техники Развития Воли

В мире преобладают два очень односторонних представления о воле. Первое видит в ней механизм подавления и обуздания, целью которого является нечто, подобное укрощению диких зверей. Второе связывает волю с насильственным продвижением вперед, сравнимым с тем, что происходит, когда человек толкает сзади застрявший автомобиль. Нам кажется это сравнение настолько удачным, что и дальше при объяснении некоторых положений, капающихся воли, мы будем к нему обращаться.

Анализ воли показывает, что она имеет несколько фаз или стадий, о которых пойдет речь ниже. Однако, имея в виду практические цели развития и воспитания воли, мы будем в основном рассматривать завершенный, эффективный и успешный акт воли и ее использование, т. е., волю в действии.

Комментарии читателей

Николай / 23.12.2018 первые две книги названия разные, текст один и тот же

Андрей / 18.09.2015 Он не был ни мастером не сверхчеловеком, он просто великий человек, на равне с Фрейдом, Юнгом и Адлером, но он сделал еще один шаг вперед.

Александр Воскресший / 28.08.2015 Оказалось, что дальше - нету, т.к. СУЩЕСТВУЕТ ТОЛЬКО СЕЙЧАС!))))))))

/ 9.09.2014 Впечатлило, поищу биографию или мемуары, интересен путь как он к этому пришел

See / 23.05.2014 Психосинтез: теория и практика

Сотник / 9.05.2014 ""Александр Воскресший Волю смог развить по книгам Ассаджиоли, из "тёмной ночи"тоже вышел... Что дальше? ""
Рекомендую начать с Ковалева С.В..Далее - Деркс, Лили "Центр циклона", Минделл, Шутценбергер, всех не перечислишь... Успехов!!!

Сотник / 9.05.2014 Как сказал Ньютон:"Я видел дальше всех, потому-что стоял на плечах титанов!" Ассаджиоли - это один из них! Психосинтез - это... Психосинтез! Что сказать - МАСТЕР!

Александр Воскресший / 26.04.2014 Волю смог развить по книгам Ассаджиоли, из "тёмной ночи"тоже вышел... Что дальше?

Mirbek / 28.02.2010 Супер

Сергей / 9.01.2009 Отличная статья для всех тех, кто испытывает какие-либо проблемы,конфликты,кризисы на пути внутреннего духовного развития!!!

Для тех, кто знаком с психологией и, в частности, с понятием психосинтез, фамилия Ассаджиоли говорит о многом. Этот человек является основателем методики реконструкции личности, получившей название «психосинтез».

В совершеннолетнем возрасте Роберто Ассаджиоли проходил обучение во Флорентийском университете и активно путешествовал по всему миру. Интересно, что среди стран, которые посетил юный полиглот, была и Россия. Успешно окончив обучение со степенью доктора наук, специализирующегося на неврологии и психиатрии, Ассаджиоли представил широкой публике свою теорию о (1910 год, г. Болонья, Международный конгресс).

Указав на узкий взгляд Фрейда в рамках его теории о психоанализе, Роберто предложил авторский метод изучения саморазвития человека, представив его под названием «психосинтез».

Дальнейшую биографию знаменитого врача-психолога, ученого и философа из Венеции изложим весьма кратко. Известно, что в 1922 году Роберто вступил в брак с Нелле Чапетти и вскоре в их семье появился на свет наследник, получивший имя Иларио Ассаджиоли.

Жизнь и работа ученого в период войны

В то же время ученый продолжал трудиться, совершенствуя собственные идеи и разрабатывая новые психотерапевтические приемы. Результатом его усердной работы стала вышедшая в 1927 году книга «Psychosynthesis. A new method of healing» («Новый метод лечения: Психосинтез» Р. Ассаджиоли). Стоит заметить, что данная работа была опубликована на английском языке, а к моменту ее публикации автором уже был основан Институт психосинтеза в городе Флоренция (1926 г.).

Однако спустя 12 лет в деятельность Роберто вмешалось правительство — ученый был арестован по указу Бенито Муссолини. Причиной ареста врача-психолога в 1938 году стали его собственные гуманистические произведения. Кроме того, фашистскому правительству пришлась не по нраву национальная принадлежность Ассаджиоли (далекими предками ученого были евреи, которых тщательно пытался искоренить Гитлер путем давления на Муссолини). В результате ученый оказался за решеткой, но пробыл там совсем недолго, и это время он смог провести с пользой, практикуя свои психодуховные упражнения и методы.

Некоторое время спустя Роберто был выпущен из-под стражи, но гонения на него не прекратились. В таком режиме он пережил Первую и Вторую мировые войны. К слову, во время Второй мировой ему пришлось куда более тяжело. Так, уже 50-летнему ученому пришлось скрываться от регулярных нападок и преследований со стороны фашистов, чтобы не оказаться заключенным снова. Перейдя на «нелегальное положение», Роберто некоторое время был затворником, бродившим от деревни к деревне на просторах альпийского высокогорья.

С окончанием военного режима и освобождением от преследования Муссолини врач-психолог снова стал активно развивать свои теории психосинтеза.

Вернувшись во Флоренцию, Роберто Ассаджиоли возрождает Институт психосинтеза. Примерно с этого времени начинается пора рассвета нового направления психологии. Получив международное признание, концепция Ассаджиоли распространяется по всему миру. Многие ученые вплотную занимаются изучением теории Роберто, а его публикации издаются на разных языках. Постепенно начинают появляться центры психосинтеза на территории Европы, которые действуют и в настоящее время.

Знакомство с идеями и работами ученого

В отличие от своих коллег-психологов, Роберто предпочитал писательству живую практику, работу преподавателя и психотерапевтическую деятельность. Именно поэтому его библиография очень скудна. И это книги, посвящающие читателя в основы теории саморазвития по версии Роберто Ассаджиоли: «Психосинтез. Принципы и техники», «Психосинтез (теория и практика)», а также работы, в которых изложены результаты исследований ученого в области психики, воли человека и самопознания: «Акт воли», «О духовном кризисе».

Помимо этого, проведя собственный анализ , опираясь на основные представления о данной характеристике человека, врач из Венеции Роберто Ассаджиоли смог написать еще одну книгу — «Техники развития воли». В ней он продемонстрировал структуру воли, а также описал акты ее проявления. Благодаря этому в настоящее время ученые имеют уникальную возможность применять теорию врача-психолога на практике, изучая развитие воли и ее воспитание. Также итальянским ученым было написано еще множество других работ – коротких научных статей и эссе.

Свою активную деятельность врач-психолог из Венеции продолжал вести вплоть до самой смерти. 23 августа 1974 года Ассаджиоли скончался. Получив посмертно прозвище «мастер психосинтеза», он вошел в историю как величайший человек, который сделал огромный вклад в развитии науки.

Как уже стало понятно многим, Роберто Ассаджиоли является основоположником направления психосинтез в психологии. По его мнению, данное направление преследует сразу несколько задач:

  • Постижение внутреннего «Я».
  • Обретение гармонии на фоне познания своего внутреннего «Я».
  • Выстраивание адекватных взаимоотношений с окружением.

Фундаментальной основой теории саморазвития личности, созданной Ассаджиоли, стали работы Зигмунда Фрейда по психоанализу. Не сомневаясь в верности его идей, Роберто сделал предположение о существовании противоположной данному направлению концепции. У него появились идеи относительно уникальной структуры личности, которая состоит из нескольких областей бессознательного.

По Ассаджиоли, «карта внутреннего мира» личности имеет следующий вид:

Поля, обозначенные номерами, соответствуют следующим областям:

1, 2 и 3 – низшее, среднее и высшее бессознательное (соответственно).

4 — сознательное.

5 — поле сознательного «Я».

6 — поле высшего «Я».

7 — коллективное бессознательное.

Основные положения теории

Согласно мнению итальянского ученого-философа, низшее бессознательное представлено самыми простейшими инстинктами, которые обусловлены природой происхождения человека. Это в свою очередь подтверждает учение Фрейда. К этой области бессознательного относится мощный энергетический потенциал, который является местом локализации парапсихических реакций и фантазий, проявляющихся неконтролируемо и являющихся источником кошмаров или творческих проявлений.

Поле среднего бессознательного Ассаджиоли считает промежуточной зоной между сознанием и бессознательным. В ней преимущественно сосредоточены впечатления человека, его ощущения, эмоции и восприятие окружающего, из которых впоследствии формируются осознанные навыки, а также разные контролируемые психические состояния.

Следующая область – высшего бессознательного, обозначенная ученым как «супербессознательное», является источником высших чувств человека. По мнению автора, в данной сфере начинают свое формирование парапсихические функции человека, а также зарождается духовная энергия.

Основная область – поле сознания, как считал Ассаджиоли, является частью человеческой личности, полностью осознаваемой ею. Она представлена нашими осознанными инстинктами, мыслями и переживаниями, которые мы можем исследовать и анализировать.

Область сознательного «Я» Роберто Ассаджиоли представил как центр человеческого сознания, элемент личности «Эго». Однако в отличие от предыдущей данная область не является осознанной.

Высшее «Я» — поле, которое является истинной сущностью личности. Роберто Ассаджиоли называет его «постоянным элементом», так как в любых психологических и физических состояниях человека это поле остается неизменным.

Индивидуальное бессознательное мастер психосинтеза рассматривает в составе личности, как неизолированный от окружения элемент, тесно взаимодействующий с коллективным бессознательным. При этом такая связь является не только пространственной, но и временной (связь с предыдущими поколениями, с опытом и воспоминаниями предшественников).

И, как заявляет Роберто, познавая собственное «Я» (высшее, истинное «Я»), человек имеет возможность обрести полноценное психическое здоровье. Это, собственно говоря, и является обязательным условием практики психосинтеза по Ассаджиоли.

Терапевт, используя приемы знаменитого врача-философа, способен помочь человеку обрести гармонию посредством познания истинного «Я». И сущность практической деятельности в психосинтезе заключается в умении гармонично взаимодействовать не только с самим собой, но и с окружающим миром и людьми в нем. Автор: Елена Суворова