1917 год. «Революцией мобилизованный и призванный»

В конце 1917 года в Петрограде в Исполнительном комитете по делам искусств начали работать представители самых различных отраслей искусства: Максим Горький, Александр Блок, Александр Бенуа, Александр Головин. Входил туда и Бродский. Председательское место обычно занимал Луначарский. Именно совместная работа в комитете позволила Бродскому теснее познакомиться с наркомом, а позднее обратиться к нему за рекомендательным письмом к В.И. Ленину, личность которого, по словам художника, представлялась ему «исключительной и крайне интересной для изображения».

Не то чтобы Бродский был человеком глубоко политизированным, хотя памятны его переживания по поводу политических событий 1905 года. Но после ощущения тоски и душевной неустроенности события октября 1917 года его чрезвычайно взволновали. «Великая Октябрьская социалистическая революция с первых же дней захватила меня. Мне сразу сделалось ясно, что позорно современнику, а тем более художнику, пройти безучастно мимо тех великих событий, которые не по дням, а по часам развивались перед нашими глазами. Я понял, что отобразить революционную эпоху и ее великих людей - долг каждого художника». Так возникли многочисленные портретные зарисовки Ленина, а потом и огромная картина Торжественное открытие II конгресса Коминтерна во дворце Урицкого в Ленинграде (1920-1924).


Страницы Каталога-путеводителя по картине И.И. Бродского «Торжественное открытие II Конгресса Коминтерна во дворце Урицкого в Ленинграде». 1924


Выступление Владимира Ильича Ленина на митинге рабочих Пулковского завода в мае 1917 года. 1929


Четыре года работал Бродский над картиной - колоссальным групповым портретом. Уже тогда, в работе над этим огромным полотном, возникла потребность воспользоваться помощью других художников, делавших вместе с ним наброски портретов делегатов. К совместной работе Бродский привлек художников Леонида Пастернака, Бориса Кустодиева, Мстислава Добужинского, Сергея Чехонина, Георгия Верейского, Георгия Савицкого и скульптора Николая Андреева. Бродскому удалось передать приподнятую атмосферу заседания. По окончании работы «картина приобрела большую популярность. Она была показана во многих городах - Москве, Ленинграде, Перми, Свердловске - и всюду пользовалась успехом».

Проблема, которая требует особого разъяснения: почему власть рабочих и крестьян так стремилась увековечить себя в грандиозных и масштабных произведениях? Откуда появилась эта любовь к парадности, величию? Или конкретное действие, запечатленное на полотне, переставало быть повседневностью, пусть даже праздничной, и превращалось в Эпоху?

Климент Ефимович Ворошилов на линкоре «Марат». 1929

Михаил Васильевич Фрунзе на маневрах. 1929

Центральный музей Вооруженных сил, Москва

Портрет Иосифа Виссарионовича Сталина. 1937

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Выступление Владимира Ильича Ленина на проводах частей Красной Армии, отправляющихся на Западный фронт, 5 мая 1920 года. 1933

Центральный музей В.И. Ленина, Москва

Портрет Григория Константиновича Орджоникидзе. 1929

Центральный музей Вооруженных сил, Москва


В том, как Бродский решает свое огромное творение, какие выбирает размеры, видится, возможно неосознанное, утверждение имперского парадного стиля, который позднее разовьется в многочисленных произведениях советского искусства. Что касается цветового решения этого масштабного полотна, то праздничным был только сам Мариинский дворец, а члены конгресса, естественно, смотрелись достаточно однородной по цвету серо-коричневой массой. Успех среди широких зрительских масс подчеркивал Луначарский, непроизвольно констатируя невзыскательность этих масс: «Надо прямо сказать, что картина эта вызывает настоящий взрыв восторга со стороны неискушенных зрителей». А сегодняшний зритель может увидеть в картине саму Историю: равнодушную и жестокую.

Сохранился удивительный документ: каталог-путеводитель по картине. Это изделие, не будучи шедевром полиграфии, в библиотеке Третьяковской галереи хранилось не в отделе редких книг, а в спецхранении. Это понятно: из перечисленных поименно 226 участников конгресса почти половина позднее была расстреляна.


Народный комиссар обороны Климент Ефремович Ворошилов на лыжной прогулке. 1937

Центральный музей Вооруженных сил, Москва


Владимир Ильич Ленин в Смольном. 1930

Центральный музей В.И. Ленина, Москва


Все дальнейшее творчество Бродского в 1920 годы - создание больших монументальных произведений. Картины-эпопеи, показывающие выступления В.И. Ленина перед многочисленными собравшимися, воспринимаются сегодня не так, как во время их написания. Взгляд из XXI века позволяет явственно усмотреть сходство и даже банальность их композиций, скромность колорита, да и неинтересность мотива. Злободневные когда-то, они сегодня воспринимаются обычными историческими картинами. Впрочем, историческими они и были: на Путиловском заводе Ленин выступал в мае 1917 года, картину об этом событии Бродский создал в 1929-м, части Красной Армии уходили на фронт в 1920 году, а написано об этом - в 1933-м.

Что касается «эпохального» полотна Ленин в Смольном (1930), то тут необходимо говорить о стремлении художника придать исторической личности лирический облик, о поэтизации образа вождя и созданном именно Бродским живописном стиле, стиле «советского салона». Это объясняется тем, что его картины, обращенные к широким зрительским массам, требовали полной ясности и доходчивости художественного языка. Именно этим определялось стремление досказать, сделать максимально убедительной форму произведения.

Известный искусствовед и художественный критик, человек острого, парадоксального ума и не менее острого пера, Абрам Эфрос еще в 1940 году писал: «Фигурально выражаясь, я определил, что Бродский стал жить в двух этажах... В одном этаже у Бродского была живопись обычного склада - пейзажная, портретная, жанровая: она канонически повторяла то, что художник делал до революции... Как о символе такого положения дела упомяну о капитальном пейзаже (Опавшие листья. - В.Б.), на котором сам Бродский поставил две даты: 1915-1929. ...В другом этаже у Бродского - новая тематика, живопись на общественно-революционные сюжеты, его популярные большие полотна... Этот второй Бродский и является основоположником академического натурализма в советской живописи. Его вещи этой группы очень доходчивы и широко известны».

Осуществление всех этих социальных заказов было невозможно не только без одобрения партийного руководства страны, но и без дружеских отношений со многими партийными лидерами. Личные симпатии связывали художника с Сергеем Кировым и Климентом Ворошиловым. Были ли искренними «дружбы» художника и наркомов? Вероятно, да. Во все времена власти нужна была поддержка творческих людей, и она, власть, активно шла на сотрудничество с деятелями культуры. Что касается художника, то ему было интересно общение с новыми людьми: это было расширением мировоззрения, стремлением лучше понять и узнать тех, кто за недолгий срок из безвестных личностей превратился в кумиров страны. Именно поэтому и интересна картина Народный комиссар обороны К.Е. Ворошилов на лыжной прогулке (1937).


Зима. 1919-1922


Ударник Днепростроя. 1932

Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург

Днепрострой. 1932

Челябинская картинная галерея


«Как-то, будучи в Москве, я поехал с художником В. Сварогом к своим друзьям на дачу. По дороге мы встретили Климента Ефремовича Ворошилова, который возвращался с лыжной прогулки. Эта встреча зародила во мне мысль написать картину. Я долго вынашивал эту тему, но потом, приступив к картине, быстро написал ее. В образе наркома обороны мне хотелось передать здоровье, бодрость, жизнерадостность, свойственные всем бойцам нашей армии». По воспоминаниям сына Бродского, Евгения, который в лыжной амуниции Ворошилова позировал в мастерской отца, художник был чрезвычайно серьезен и молчалив, пока писал фигуру наркома. Когда дело дошло до пейзажного фона, который писался по памяти без натуры, мастер изменился: он шутил, балагурил,рассказывал истории о каждом нарисованном на фоне персонаже. Женя надеялся, что в соответствующих службах забудут о лыжах и одежде Ворошилова, и он станет обладателем раритетов. Увы. Как только работа была закончена, приехал нарочный из Москвы и все увез. Это полотно стало последней крупной работой тяжело больного художника.

Необычна для Бродского картина Ударник Днепростроя (1932). Ее фрагментарность, сложный ракурс, даже сам выбор темы говорят о том, что он пребывал явно в приподнятом настроении, когда наблюдал гигантскую стройку: «Впечатления были так сильны, что хотелось писать музыку», - именно так выразил художник свои впечатления о Днепрострое.

Одиннадцатого октября 1932 года ВЦИК и СНК РСФСР вынесли постановление «О создании Академии художеств», которой предстояло укрепить в искусстве традиции старой дореволюционной художественной школы. Тогда же для преподавания в нее был приглашен Бродский. «Когда я пришел в Академию, против меня велась скрытая агитация и никто не хотел идти ко мне в ученики. В мою индивидуальную мастерскую записались всего лишь два студента. Решением партийного бюро ко мне были прикреплены еще пять студентов. Я знал, что пройдет год-другой и моя мастерская будет полна, так как верил, что молодежь поймет, кто ей враг и кто доброжелатель. И я не ошибся, вскоре моя мастерская стала самой многочисленной в Академии».

Не только как преподаватель, но и как директор Академии художеств (с 1934 года), он много выступал на собраниях перед студентами и профессорско-преподавательским составом.

Аллея парка. 1930

Государственная Третьяковская галерея, Москва


Некоторые положения из речей Бродского сегодня кажутся не просто спорными, а трагически-ошибочными, другие - вполне справедливыми.

Кажется странным, что мастер, написавший когда-то такие картины, как Италия, Сказка и множество пейзажей, теперь требует от студентов: «Художник должен в своем творчестве отразить революцию, ее людей, а не писать пейзажи и цветы... Только тот художник, который полноценно сумеет выразить в своем искусстве великие идеи пролетарской революции, будет художником-стахановцем».

Именно в это время впервые прозвучало название нового художественного метода - социалистический реализм. Бродский стал апологетом этого метода: «В Академии преподают художники различных творческих установок. Я уверен, что направление в школе может быть только одно - это направление социалистического реализма... Правильно увиденная и понятая жизнь, изображенная со всей правдивостью, - вот подлинный путь к социалистическому реализму». Но это утверждение не мешало ему декларировать, что он «за академическую, за идеальную и четкую форму в искусстве». Рассматривая состояние Академии при Бродском, отчетливо понимаем, что его поступками двигала не просто симпатия или антипатия к тому или иному педагогу, а непримиримая уверенность в том, что социалистический реализм - единственно верный метод в искусстве: «Из Академии я убрал многих бездарных художников, которые числились профессорами, но кроме очковтирательства и грязной мазни ничему научить не могли». В ту пору все искусство нереалистического толка называли формализмом. Для Бродского - это был враг номер один, его личный враг и враг социалистического искусства. Не случайно тогда в разговоре об искусстве присутствовали «стратегические» термины: борьба с формализмом, атака на инакомыслящих, непримиримая война с врагами реализма. Обвиняя некоторых художников в том, что они несут «влияние индивидуалистического пессимизма, пропагандирующего крайний субъективизм, уводящий... из материального мира борьбы и социалистического строительства в мир страшных фантомов и бесплотных цветовых абстракций», апологеты реализма требовали «со всей непримиримостью и бдительностью вскрывать идеологические корни этих концепций и этим парализовать их демобилизующее влияние». А противоположная сторона тоже не скупилась на образные выражения, из которых наиболее типичное: «Скинем Пушкина с парохода современности». Странным фактом оказалась выставка в Русском музее в конце 1920-х годов, когда произведения самого Бродского, обвиняемого критиками-«формалистами» в пристрастии к революционной тематике, представили на черных стенах (имеется в виду не дизайн выставочных помещений, а стилистическое разграничение).

В архиве Бродского есть любопытное письмо, направленное в Федерацию художников Ленинграда. Оно связано с картиной, посвященной выступлению В.И. Ленина на Красной площади перед отправкой войск на Польский фронт, которая должна была быть написана во исполнение заказа РВС СССР к 15-й годовщине Красной Армии. «Ввиду того, что представителями той же Федерации... на выставке советского искусства, устраиваемой в Русском музее к партсовещанию по вопросам ИЗО, я как художник отнесен не к союзникам и не к попутчикам и даже не к правым попутчикам, а просто к группе художников, названных “чуждым элементом”, делающих вредные картины, я снимаю свою кандидатуру из списка, составленного Федерацией, до окончания работы партсовещания, которое, вероятно, определит мое настоящее место в советском искусстве».


Алупка. Этюд. 1937

Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург

Алупка. Этюд. 1937

Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург

Алупка. Этюд. 1937

Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург


Приведенная цитата только частично касается той борьбы, которая существовала в мире искусства. При этом следует помнить, что противоречия носили не только клановый характер. Это была борьба за идеологическое главенство в обществе, за зрителя и... за заказы, то есть материальную выгоду. Жалко, что художник не мог смирить свои эмоции, руководствуясь мудрыми словами Леонардо да Винчи: «Противник, ищущий наших ошибок, полезнее для нас, чем друг, желающий их скрыть».

Прошли годы... Слово «формализм» перестало быть бранным. Имена Марка Шагала, Казимира Малевича, Василия Кандинского, Павла Филонова и их последователей заняли достойное место в истории мирового искусства.

Аллея Летнего сада осенью. 1928

Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург


И ярлык «формализм» уже не опорочит того или иного художника в глазах общественности.

В пылу борьбы Бродский осознавал, что руководство Академией отнимает у него все силы и время, которые он хотел бы тратить на единственно любимое занятие - живопись. Искренне звучат слова его письма, написанного в феврале 1938 года в комиссию Ленсовета по ознакомлению с работой Академии художеств: «Мне очень трудно ощущать себя оторванным от мольберта, от своего любимого дела и быть обремененным той работой, которая мне никак не свойственна и для меня непосильна... Очень хочется много творчески работать».

Исаак Бродский умер от тяжелой болезни в 1939 году, на 54 году жизни. Незадолго до смерти художник заметил, что только теперь ему стало ясно, как нужно работать в искусстве: «Как хорошо понимаешь Хокусаи, который считал все сделанное им до пятидесяти лет только поисками самого себя. Ах, если бы можно было поработать еще пять лет...»

Кроме непосредственно творческой деятельности, Бродский много сил отдал административной и общественной работе. Список этих постов и деяний весом, как и перечень наград, коими художник был удостоен.

Рассматривая жизнь и творчество этого талантливого художника, по-новому прочитывая его статьи и воспоминания, приходишь к выводу о том, что каждый мастер в своей жизни, должен выбрать путь между Сциллой и Харибдой, между уверенным творческим «Я» бескомпромиссного творца и пониманием и принятием того времени, в котором он жил. Крылатую фразу о том, что «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», сказал еще в середине XIX века Виссарион Белинский.

Следует ли сегодня об этом говорить и писать, хотя все это правда? Нужна ли нам она? Готовы ли мы ее принять?

Рассказ о Бродском можно было бы ограничить портретами, пейзажами, композициями, выполненными в Италии, рассказать, как его любил Репин и ценил Горький. Не лишним будет напомнить, что «к Октябрьским празднествам 1933 года я сделал подарок своим односельчанам, - оборудовал на свои средства небольшую электростанцию». Но это будет неполная правда о художнике. Сегодня, когда стараются умолчать о понятиях «советская эпоха», «советское искусство», «советский человек», именно сегодня на примере жизни и творчества Исаака Бродского видно, как развивалась советская идеология, как лепилась мифологизированная история страны и фигура вождя пролетариата и гения революции - В.И. Ленина. Как в форме приятного для глаза, светского, академического по стилистике изображения портрета, появлялись под его правдивой, документальной кистью жертвы и палачи той эпохи: Ленин, Сталин, Киров, Фрунзе, Орджоникидзе, Ворошилов, Буденный. Не желание реанимировать зловещее прошлое, а стремление показать через произведения искусства, как они быстро перестают быть таковыми и превращаются в «икону», предмет вдохновенного поклонения, зовет нас еще и еще раз вспомнить искусство Исаака Бродского, яркого художника, на творчестве которого прожитые им десятилетия оставили столь определенный, драматический след.


Хроника жизни Исаака Бродского
1883 25 декабря родился в селе Софиевка близ города Бердянска Таврической губернии.
1886-1902 Учился в Одесском художественном училище.
1902-1908 Учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге.
1909-1911 Пенсионер Академии художеств в странах Западной Европы (Германия, Франция, Италия, Испания, Франция, Австрия).
1910 Становится членом Союза русских художников и Товарищества южнорусских художников.
1911 Принимает участие в выставках объединения «Мир искусства». Картины Италия, Сказка.
1920-1924 Картина Торжественное открытие II Конгресса Коминтерна.
1924 Член Ассоциации художников революционной России (АХРР). Член Общества имени А.И. Куинджи (с 1930 - председатель).
1932 Присвоение звания Заслуженного деятеля искусств.
1932-1939 Профессор (с 1934 - директор) Всероссийской Академии художеств.
1934 Награжден орденом Ленина в связи с тридцатилетием творческой деятельности.
1939 14 августа Исаак Израилевич Бродский скончался в Ленинграде.

На берегу озера. 1908. Частное собрание, Санкт-Петербург



| |

Грядущие люди!
Кто вы?
Вот – я,
весь
боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
моей великой души!
В. Маяковский
Мое первое знакомство с поэтом В. Маяковским состоялось уже давно и произвело на меня сильное впечатление, заставило о
многом задуматься и многое переосмыслить. Хо-телось читать стихи, письма, статьи, выписывать его мысли и высказывания,
заучивать целые строфы, как меткие, глубокие афоризмы, делиться своими впечатлениями с кем-нибудь. И сам поэт
представлялся мне то грубым скандалистом, то смиренным христиа-нином, то циником, то энергичным, зовущим на борьбу за
переустройство жизни, не же-лающим “вымаливать милостей судьбы”. Порой его стихи кажутся заумными, чуждыми, ненужными. И
только погрузившись в удивительный мир поэта, можно увидеть, что за внешней привычной оболочкой, заклеймившей
Маяковского как “агитатора”, “горлана-главаря”, скрывается нежнейшее сердце гуманиста, человека с открытой душой, всю
жизнь проведшего на “несгораемом костре немыслимой любви”, страстно отстаивающего добро, справедливость, честь,
творчество, любовь. Да, до одних стихов Маяковского мы выросли!
, а до некоторых еще не доросли, и “… порой кажется, что вовсе не из прошлого, а из туманного будущего доносится его
голос…” Поэзия Маяковского заставляет сегодня нас спорить, размышлять, она поднимает глубокие нравственные проблемы, в
которых перемешаны добро и зло, прекрасное и безобразное, земное и возвышенное, сиюминутное и вечное. А осветить эти
проблемы с помощью своего божьего дара может лишь поэт и гражданин.
Не сразу и не скоро определил В. Маяковский место своей поэзии в жизни современ-ного ему общества. Задумываясь о
кажущейся бесполезности поэта среди будничных за-бот людей, он задает вопрос:
Ведь, если звезды зажигают –
Значит это кому-нибудь нужно?
А поэт – это тоже звезда, которая зажигается, и ее свет служит нравственным ориенти-ром людям.
Миссия поэта, по убеждению Маяковского, заключается в том, чтобы вобрать в себя боль миллионов и рассказать о ней миру.
Поэт заявляет, обращаясь к грядущим поколени-ям:
Вот – я,
весь
боль и ушиб.
Поэт готов отдать людям “бабочку поэтического сердца”, разделить с ними их страда-ния и горе, и это он подтверждает
следующими словами:
Поэт
всегда
должник вселенной,
платящий
на горе
проценты
и пени
Стихи, по мнению В. Маяковского, должны согревать душу каждого человека, поэзия необходима людям, как солнце. Поэтому в
стихотворении “Необычайное приключение” не случайно сравнение настоящей поэзии со светилом. Поэт и Солнце действуют
сообща, сменяя друг друга. Перед этой силой “… та да я, нас, товарищ, двое!..” падает ниц “стена теней, ночей тюрьма”.
Поэт заявляет, что когда “устанет” и захочет “прилечь” Солнце, то он “во всю светает мочь – и снова день трезвоннится”.
Своим стихотворением Маяков-ский утверждает, что стихи, как и светило, наполняют душу каждого вечным огнем жиз-ни.
Сила стихов велика, потому что поэзия – это такой же нелегкий труд, нуждающийся в шлифовке и отделке каждого
стихотворения, как драгоценного камня, чтобы он “сверкал всеми гранями”. Об этом стихотворение “Разговор с
фининспектором о поэзии”, в кото-ром В. Маяковский спорит, убеждает в том, что поэт недаром ест хлеб:
Поэзия –
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн
словесной руды.
Поэт, в понимании Маяковского, выполняет большое и ответственное дело: управляет умами и сердцами людей. И он так пишет
об “испепеляющем слов жжении”:
А что,
если я
народа водитель
и одновременно –
народный слуга?
Маяковский определяет место поэта в рабочем строю – водитель народных масс и од-новременно слуга народа.
Поэтому Маяковский писал обо всем, что видел вокруг себя, о том, что волнует и му-чает всех, поэт желал идти в ногу со
временем, участвовать в создании новой жизни, но-вых идеалов. И революцию Маяковский принял от жажды чего-то нового,
неведомого, принял всем сердцем, считая необходимым наставить ей на службу свое перо. Он полно-стью подчинил свое
творчество задаче переустройства общества. В стихотворении “Сергею Есенину” (1926) поэт писал:
Надо жизнь
сначала переделать,
переделав –
можно воспевать.
Во имя Отечества, “которое будет”, поэт “себя смирял, становясь на горло собствен-ной песне”, превращаясь в
производителя штампов. Служа одному классу - “планеты про-летарию”, выполняя социальный заказ, Маяковский ломал свою
лирическую природу.
В 1930 г. он пишет поэму “Во весь голос”, в которой определились душевная борьба, его мучительные раздумья. В этом
произведении мы видим истинное лицо и настоящие чувства поэта, который через головы современников обращается к грядущим
поколениям. Себя поэт называет “ассенизатором и водовозом, революцией мобилизованный и при-званный…” Он боролся с грязью
и мразью жизни – поэтому ассенизатор. Водовоз - пото-му что его стихи, как и вода, необходимы людям. “Водовоз”
противопоставляется тем, кто “строчит романсы”, кто “мандолинят из-под стен”, создавая литературные побрякушки.
Мой стих
трудом
громаду лет прорвет
и явится весомо,
грубо,
зримо,
как в наши дни
вошел водопровод,
сработанный еще рабами Рима,-
утверждается Маяковским с полным сознанием того, что его стихи будут известны по-томкам. По мнению поэта,
устремленность в будущее – вообще отличительная черта ис-тинного поэта.
Многое недоговорил векам, истории и мирозданию поэт Владимир Маяковский, “… свое земное, не дожил, на земле свое
не долюбил, но главное, думается, успел ска-зать”.
Он успел оставить людям свой дар поэта, “истратил жизнь, чтобы сделать созданную им поэзию сокровищем народа…” Он был
мастером большой, всеобщей жизни и побра-тил свое сердце на ее устройство. “Звонкая сила поэта” напоминает нам, что
Маяковский “до самого последнего литка” достоин носить имя Первого поэта и Гражданина Грядущего.

Грядущие люди! Кто вы?
Вот – я, весь боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
Моей великой души!
В. Маяковский
Мое первое знакомство с поэтом В. Маяковским состоялось уже давно и произвело на меня сильное впечатление, заставило о многом задуматься и многое переосмыслить. Хо-телось читать стихи, письма, статьи, выписывать его мысли и высказывания, заучивать целые строфы, как меткие, глубокие афоризмы, делиться своими впечатлениями с кем-нибудь. И сам поэт представлялся мне то грубым скандалистом, то смиренным христиа-нином, то циником, то энергичным, зовущим на борьбу за переустройство жизни, не же-лающим “вымаливать милостей судьбы”. Порой его стихи кажутся заумными, чуждыми, ненужными. И только погрузившись в удивительный мир поэта, можно увидеть, что за внешней привычной оболочкой, заклеймившей Маяковского как “агитатора”, “горлана-главаря”, скрывается нежнейшее сердце гуманиста, человека с открытой душой, всю жизнь проведшего на “несгораемом костре немыслимой любви”, страстно отстаивающего добро, справедливость, честь, творчество, любовь. Да, до одних стихов Маяковского мы выросли!
, а до некоторых еще не доросли, и “… порой кажется, что вовсе не из прошлого, а из туманного будущего доносится его голос…” Поэзия Маяковского заставляет сегодня нас спорить, размышлять, она поднимает глубокие нравственные проблемы, в которых перемешаны добро и зло, прекрасное и безобразное, земное и возвышенное, сиюминутное и вечное. А осветить эти проблемы с помощью своего божьего дара может лишь поэт и гражданин.
Не сразу и не скоро определил В. Маяковский место своей поэзии в жизни современного ему общества. Задумываясь о кажущейся бесполезности поэта среди будничных забот людей, он задает вопрос:
Ведь, если звезды зажигают –
Значит это кому-нибудь нужно?
А поэт – это тоже звезда, которая зажигается, и ее свет служит нравственным ориентиром людям.
Миссия поэта, по убеждению Маяковского, заключается в том, чтобы вобрать в себя боль миллионов и рассказать о ней миру.
Поэт заявляет, обращаясь к грядущим поколениям:
Вот – я, весь боль и ушиб.
Поэт готов отдать людям “бабочку поэтического сердца”, разделить с ними их страдания и горе, и это он подтверждает
Следующими словами:
Поэт всегда должник вселенной, платящий на горе проценты и пени
Стихи, по мнению В. Маяковского, должны согревать душу каждого человека, поэзия необходима людям, как солнце. Поэтому в стихотворении “Необычайное приключение” не случайно сравнение настоящей поэзии со светилом. Поэт и Солнце действуют сообща, сменяя друг друга. Перед этой силой “… та да я, нас, товарищ, двое! ” падает ниц “стена теней, ночей тюрьма”.
Поэт заявляет, что когда “устанет” и захочет “прилечь” Солнце, то он “во всю светает мочь – и снова день трезвоннится”.
Своим стихотворением Маяков-ский утверждает, что стихи, как и светило, наполняют душу каждого вечным огнем жизни.
Сила стихов велика, потому что поэзия – это такой же нелегкий труд, нуждающийся в шлифовке и отделке каждого
Стихотворения, как драгоценного камня, чтобы он “сверкал всеми гранями”. Об этом стихотворение “Разговор с
Фининспектором о поэзии”, в котором В. Маяковский спорит, убеждает в том, что поэт недаром ест хлеб:
Поэзия – та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды.
Поэт, в понимании Маяковского, выполняет большое и ответственное дело: управляет умами и сердцами людей. И он так пишет об “испепеляющем слов жжении”: А что, если я народа водитель и одновременно – народный слуга?
Маяковский определяет место поэта в рабочем строю – водитель народных масс и одновременно слуга народа.
Поэтому Маяковский писал обо всем, что видел вокруг себя, о том, что волнует и мучает всех, поэт желал идти в ногу со временем, участвовать в создании новой жизни, новых идеалов. И революцию Маяковский принял от жажды чего-то нового, неведомого, принял всем сердцем, считая необходимым наставить ей на службу свое перо. Он полностью подчинил свое творчество задаче переустройства общества. В стихотворении “Сергею Есенину” (1926) поэт писал:
Надо жизнь сначала переделать, переделав – можно воспевать.
Во имя Отечества, “которое будет”, поэт “себя смирял, становясь на горло собственной песне”, превращаясь в
Производителя штампов. Служа одному классу – “планеты пролетарию”, выполняя социальный заказ, Маяковский ломал свою лирическую природу.
В 1930 г. он пишет поэму “Во весь голос”, в которой определились душевная борьба, его мучительные раздумья. В этом произведении мы видим истинное лицо и настоящие чувства поэта, который через головы современников обращается к грядущим поколениям. Себя поэт называет “ассенизатором и водовозом, революцией мобилизованный и призванный…” Он боролся с грязью и мразью жизни – поэтому ассенизатор. Водовоз – потому что его стихи, как и вода, необходимы людям. “Водовоз” противопоставляется тем, кто “строчит романсы”, кто “мандолинят из-под стен”, создавая литературные побрякушки.
Мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима,- утверждается Маяковским с полным сознанием того, что его стихи будут известны потомкам. По мнению поэта, устремленность в будущее – вообще отличительная черта истинного поэта.
Многое недоговорил векам, истории и мирозданию поэт Владимир Маяковский, “… свое земное, не дожил, на земле свое не долюбил, но главное, думается, успел сказать”.
Он успел оставить людям свой дар поэта, “истратил жизнь, чтобы сделать созданную им поэзию сокровищем народа…” Он был мастером большой, всеобщей жизни и побратил свое сердце на ее устройство. “Звонкая сила поэта” напоминает нам, что Маяковский “до самого последнего литка” достоин носить имя Первого поэта и Гражданина Грядущего.

Грядущие люди! Кто вы? Вот – я, весь боль и ушиб. Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души! В. Маяковский Мое первое знакомство с поэтом В. Маяковским состоялось уже давно и произвело на меня сильное впечатление, заставило о многом задуматься и многое переосмыслить. Хо-телось читать стихи, письма, статьи, выписывать его мысли и высказывания, заучивать целые строфы, как меткие, глубокие афоризмы, делиться своими впечатлениями с кем-нибудь. И сам поэт представлялся мне то грубым скандалистом, то смиренным христиа-нином, то циником, то энергичным, зовущим на борьбу за переустройство жизни, не же-лающим “вымаливать милостей судьбы”. Порой его стихи кажутся заумными, чуждыми, ненужными. И только погрузившись в удивительный мир поэта, можно увидеть, что за внешней привычной оболочкой, заклеймившей Маяковского как “агитатора”, “горлана-главаря”, скрывается нежнейшее сердце гуманиста, человека с открытой душой, всю жизнь проведшего на “несгораемом костре немыслимой любви”, страстно отстаивающего добро, справедливость, честь, творчество, любовь. Да, до одних стихов Маяковского мы выросли! , а до некоторых еще не доросли, и “… порой кажется, что вовсе не из прошлого, а из туманного будущего доносится его голос…” Поэзия Маяковского заставляет сегодня нас спорить, размышлять, она поднимает глубокие нравственные проблемы, в которых перемешаны добро и зло, прекрасное и безобразное, земное и возвышенное, сиюминутное и вечное. А осветить эти проблемы с помощью своего божьего дара может лишь поэт и гражданин. Не сразу и не скоро определил В. Маяковский место своей поэзии в жизни современного ему общества. Задумываясь о кажущейся бесполезности поэта среди будничных забот людей, он задает вопрос: Ведь, если звезды зажигают – Значит это кому-нибудь нужно? А поэт – это тоже звезда, которая зажигается, и ее свет служит нравственным ориентиром людям. Миссия поэта, по убеждению Маяковского, заключается в том, чтобы вобрать в себя боль миллионов и рассказать о ней миру. Поэт заявляет, обращаясь к грядущим поколениям: Вот – я, весь боль и ушиб. Поэт готов отдать людям “бабочку поэтического сердца”, разделить с ними их страдания и горе, и это он подтверждает следующими словами: Поэт всегда должник вселенной, платящий на горе проценты и пени Стихи, по мнению В. Маяковского, должны согревать душу каждого человека, поэзия необходима людям, как солнце. Поэтому в стихотворении “Необычайное приключение” не случайно сравнение настоящей поэзии со светилом. Поэт и Солнце действуют сообща, сменяя друг друга. Перед этой силой “… та да я, нас, товарищ, двое!..” падает ниц “стена теней, ночей тюрьма”. Поэт заявляет, что когда “устанет” и захочет “прилечь” Солнце, то он “во всю светает мочь – и снова день трезвоннится”. Своим стихотворением Маяков-ский утверждает, что стихи, как и светило, наполняют душу каждого вечным огнем жизни. Сила стихов велика, потому что поэзия – это такой же нелегкий труд, нуждающийся в шлифовке и отделке каждого стихотворения, как драгоценного камня, чтобы он “сверкал всеми гранями”. Об этом стихотворение “Разговор с фининспектором о поэзии”, в котором В. Маяковский спорит, убеждает в том, что поэт недаром ест хлеб: Поэзия – та же добыча радия. В грамм добыча, в год труды. Изводишь единого слова ради Тысячи тонн словесной руды. Поэт, в понимании Маяковского, выполняет большое и ответственное дело: управляет умами и сердцами людей. И он так пишет об “испепеляющем слов жжении”: А что, если я народа водитель и одновременно – народный слуга? Маяковский определяет место поэта в рабочем строю – водитель народных масс и одновременно слуга народа. Поэтому Маяковский писал обо всем, что видел вокруг себя, о том, что волнует и мучает всех, поэт желал идти в ногу со временем, участвовать в создании новой жизни, новых идеалов. И революцию Маяковский принял от жажды чего-то нового, неведомого, принял всем сердцем, считая необходимым наставить ей на службу свое перо. Он полностью подчинил свое творчество задаче переустройства общества. В стихотворении “Сергею Есенину” (1926) поэт писал: Надо жизнь сначала переделать, переделав – можно воспевать. Во имя Отечества, “которое будет”, поэт “себя смирял, становясь на горло собственной песне”, превращаясь в производителя штампов. Служа одному классу - “планеты пролетарию”, выполняя социальный заказ, Маяковский ломал свою лирическую природу. В 1930 г. он пишет поэму “Во весь голос”, в которой определились душевная борьба, его мучительные раздумья. В этом произведении мы видим истинное лицо и настоящие чувства поэта, который через головы современников обращается к грядущим поколениям. Себя поэт называет “ассенизатором и водовозом, революцией мобилизованный и призванный…” Он боролся с грязью и мразью жизни – поэтому ассенизатор. Водовоз - потому что его стихи, как и вода, необходимы людям. “Водовоз” противопоставляется тем, кто “строчит романсы”, кто “мандолинят из-под стен”, создавая литературные побрякушки. Мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима,- утверждается Маяковским с полным сознанием того, что его стихи будут известны потомкам. По мнению поэта, устремленность в будущее – вообще отличительная черта истинного поэта. Многое недоговорил векам, истории и мирозданию поэт Владимир Маяковский, “… свое земное, не дожил, на земле свое не долюбил, но главное, думается, успел сказать”. Он успел оставить людям свой дар поэта, “истратил жизнь, чтобы сделать созданную им поэзию сокровищем народа…” Он был мастером большой, всеобщей жизни и побратил свое сердце на ее устройство. “Звонкая сила поэта” напоминает нам, что Маяковский “до самого последнего литка” достоин носить имя Первого поэта и Гражданина Грядущего.

Едва ли есть хоть один крупный русский поэт, который не задумывался бы о цели творчества, о своем месте в жизни страны, народа. Каждому серьезному русскому поэту было важно, чтобы его востребовало время.

С другой стороны – переломная эпоха в истории неизбежно должна была породить своего поэта. Этим поэтом и стал Владимир Маяковский.

Но не сразу и не скоро определил он место своей поэзии в жизни современного общества. Задумываясь о кажущейся бесполезности поэта среди повседневных забот людей, Маяковский приходит к выводу, что поэт – это звезда, которая зажигается, и ее свет служит нравственным ориентиром людям.

Внутренне убежденный в необходимости поэтического слова для человеческой души, Маяковский видит миссию поэта в том, чтобы впитать в себя всю боль миллионов страдающих и одиноких людей и рассказать о ней миру.

Как и для Н. Некрасова, поэт у В. Маяковского в первую очередь является гражданином, глубоко страдающим за свой народ. Но в то же время поэт находится в очень сложных отношениях с толпой, в ней есть и те, из кого вырастут будущие обыватели.

Первую часть этой толпы Маяковский постоянно дразнит. К ней обращены вызывающие названия стихотворений, как-то: “Нате!”, “Вам!”, “Ничего не понимают…”. Толпа и есть толпа, но нельзя это понятие путать с понятием народа, ради счастья которого В. Маяковский и ругает толпу.

В автобиографии “Я сам” Маяковский пишет, что вопрос принимать или не принимать революцию для него не стоял, так как революция – это воплощение мечты народа об обновлении мира. Новому миру нужно новое искусство, и Маяковский это понимает.

В. Маяковский уже не сомневается в том, что его искусство нужно народу, что оно необходимо стране. Поэт, по мнению Маяковского, выполняет большое и ответственное дело, то есть управляет сердцами и умами людей на одном большом корабле, называемом страной.

Стихи согревают душу, поэтому не случайно настоящую поэзию сравнивают со светилом, которое издавна считалось символом жизни на земле, без которого не было бы ни тепла, ни света.

Свои размышления о поэтическом труде Маяковский продолжает в стихотворении “Разговор с фининспектором о поэзии”. Это шутливый, но страстный монолог, где Маяковский яростно отстаивает свою точку зрения. Он показывает поэта тружеником, для которого поэзия – это нелегкий, кропотливый, требующий высочайшего мастерства и высочайший квалификации труд:

та же добыча радия.

единого слова ради

С другой стороны, дело поэта – работа на революцию. В. Маяковский убежден, что этот грандиозный момент истории необходимо увековечить. Но вместе с тем он считает, что он обязан писать обо всем, что видит вокруг себя, обо всем, что волнует и мучает его.

Потому его стихи, пройдя через призму времени, не обесценились, они дороги нам и сегодня. Всем своим творчеством В. Маяковский доказал, что высокое предназначение поэзии в том, чтобы делать мир светлым и праздничным.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. XX век – это век колоссальных общественных противоречий и потрясений. Каждый век нуждается в собственном поэте, который сделал бы боль...
  2. В. Маяковский – крупнейший поэт двадцатого столетия, был поэтом-горланом, намеренно выступал в ярко-желтой кофте, его выступления сопровожда­лись улюлюканьем и свистом....
  3. Владимир Маяковский неоднократно говорил о том, что считает себя гением, и пророчил собственным стихам бессмертие. Однако он готов был отдать...
  4. Маяковский убежден, что главное назначение поэта и поэзии в революционную эпоху – служить делу торжества нового, подлинно справедливого общественного строя....
  5. Стихотворение “Испания” было написано Владимиром Владимировичем Маяковским в 1925 году. Оно входит в цикл “Стихи об Америке”. В 1925 году...
  6. Свой первый поэтический сборник Владимир Маяковский издал в 1913 году, будучи студентом художественного училища. Это событие настолько изменило жизнь молодого...
  7. Восторженное отношение Владимира Маяковского к революции красной нитью проходит через все творчество поэта. Однако автор прекрасно осознает, что смена власти...