Джеймисон, Фредрик

Место рождения: Кливленд, Огайо, США

Школа/традиция: Марксизм

Период: Философия XX века/Философия XXI века

Направление: Западная философия

Основные интересы: Постмодернизм, Модернизм, Утопия, Культурные исследования, Диалектика, Структурализм

Оказавшие влияние: Лакан, Маркс, Ленин, Гегель, Делёз, Сартр, Адорно, Лукач, Беньямин, Ауэрбах, Уильямс, Блох, Альтюссер, Леви-Стросс, Греймас

Последователи: Жижек, Перри Андерсон

Гражданство: США

Фредрик Дже́ймисон (Дже́ймсон) (англ. Fredric Jameson, родился 14 апреля 1934 года) - американский литературный критик и теоретик марксизма. Профессор сравнительной литературы (англ.) и романских исследований в Университете Дьюка.

Наиболее известен своим анализом современных культурных течений - постмодернизм он описывает как процесс спациализации (англ.) культуры под давлением глобально организованного капитализма. Среди наиболее известных работ Джеймисона - его книги Постмодернизм или логика культуры позднего капитализма, Политическое бессознательное и Марксизм и форма.

Значительное влияние на Джеймисона оказали неомарксизм (Теодор Адорно, Луи Альтюссер) и структурализм (Клод Леви-Стросс, Альгирдас Греймас

Биография

Родился в Кливленде, штат Огайо. В 1954 году, По окончании Гаверфордского Колледжа, учился во Франции и Германии, где изучал современные направления континентальной философии, в том числе только возникавший тогда структурализм. На следующий год вернулся в США, где защитил докторскую диссертацию в Йельском университете под руководством Эриха Ауэрбаха.

Основные работы

«Сартр: источники стиля» (1961)

«Марксизм и форма; диалектические теории литературы 20 в.» (1971)

«Тюрьма языка: критическая оценка структурализма и русского формализма» (1972)

«Мифы агрессии: Уиндхэм Левис, модернист как фашист» (1979)

«Политическое бессознательное: нарратив как социально-символический акт» (1981)

«Идеологии теории: эссе 1971-1986» (1988)

«Поздний марксизм: Адорно, или Жизнеспособность диалектики» (1990)

«Меты очевидного» (1990)

«Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма» (1991)

«Геополитическая эстетика: кино и пространство в системе мира» (1992)

«Источники времени» (1994)

«Брехт и метод» (1998)

«Культурный поворот: Избранные труды по постмодернизму, 1983-1998» (1998)

Зигмунд Бауман (польск. Zygmunt Bauman; 19 ноября 1925, Познань, Польша) - польский английский социолог. Профессор Университета Лидса; известен благодаря своим исследованиям Холокоста и постмодернистского консумеризма. В его сферу научных интересов входят глобализация, антиглобализм/альтерглобализм, модерн, постмодерн, модернити.Содержание


Биография

Родился в семье польских евреев. В самом начале Второй мировой войны (1939), спасаясь от оккупировавших Польшу немецких нацистов, семья Бауманов уехала в СССР. Молодой Зигмунд, тогда убеждённый коммунист, ушёл добровольцем в просоветскую Свободной Польской Армии Polish First Army. Принимал участие в сражении при Кольберге (ныне Колобжег) и Берлинской операции, за что был награждён Военным крестом за доблесть в мае 1945. Дослужившись до чина капитана, в качестве политического комиссара продолжил под псевдонимом «товарищ Степан» службу в органах государственной безопасности (KBW) Польской народной республики.

Параллельно со службой Бауман изучал социологию в Варшавской Академии социальных наук - польском аналоге Высшей партийной школы. Поскольку социология как специальность была на время исключена из учебных планов за свою «буржуазность», в дальнейшем он продолжил свою учёбу на философском факультете Варшавского университета. Среди его учителей были ведущие социальные философы Польши Станислав Оссовский и Юлиан Хохфёльд.

Хотя в KBW Бауман дошёл до майора, но его достижения были внезапно поставлены под угрозу в 1953. Его отец, придерживавшийся сионистских взглядов, связался с израильским посольством по поводу возможности эмиграции в Израиль. Несмотря на то, что Зигмунд был последовательным противником сионизма, он был уволен из госбезопасности, что, впрочем, не помешало ему закончить учёбу в университете. С 1954 по 1968 он постоянно работает в Варшавском университете.

Во время своего выезда в Лондонскую школу экономики Бауман под научным руководством Роберта Макензи закончил работу над подробным исследованием истории британского социалистического движения, вышедшим отдельной книгой в 1959 на польском языке (в 1972 дополненное и переработанное издание было опубликовано на английском). Это была первая книга Баумана; за ней последовали «Социология на каждый день» («Socjologia na co dzień», 1964; впоследствии она стала основой для выпущенного в 1990 англоязычного труда «Мысля по-социологически») и ряд других книг, рассчитанных как на специалистов, так и на широкую аудиторию. В них автор выступает с марксистских позиций, но не в русле официальной идеологии стран восточного блока, а на основании марксизма Антонио Грамши с примесью «философии жизни» в интерпретации Георга Зиммеля. В силу своей близости к критической теории западного марксизма он так и не получил профессорское звание, несмотря на то, что Бауман де-факто исполнял обязанности Юлиана Хохфёльда после назначения последнего заместителем директора парижского Департамента социальных наук ЮНЕСКО в 1962.

В условиях усилившегося политического давления в результате антисемитской кампании министра-популиста Мечислава Мочара Бауман отказался от членства в правящей Польской объединённой рабочей партии в январе 1968. В конечном итоге, курс Мочара вылился в антисемитскую чистку марта 1968, когда большинство критически мыслящих интеллектуалов еврейской национальности были выдворены из страны. Бауман, уволенный из университета, был вынужден отказаться от польского гражданства, чтобы выехать из Польши. Первоначально он эмигрировал в Израиль и некоторое время преподавал в Университете Тель-Авива. С 1971 по 1990 профессор социологии в Университете Лидса. Работая в Великобритании, Зигмунд Бауман, уже в качестве мыслителя-постмодерниста, обрёл мировое признание, оказывая значительное влияние на разнообразных авторов от новых левых до либералов. С конца 1990-ых он является одним из признанных теоретиков альтерглобалистского движения.

Бауман женат на писательнице Янине Бауман и имеет трёх дочерей, включая художницу Лидию Бауман и архитектора Ирену Бауман.

Библиография:

Бауман З. Мыслить социологически / Пер. с англ. под ред. А. Ф. Филиппова. - Москва: Аспект-пресс, 1996.

Бауман З. Индивидуализированное общество / Пер. с англ. под ред В. Л. Иноземцева; Центр исслед. постиндустр. о-ва, журн. «Свободная мысль». - Москва: Логос, 2002.

Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества / Пер. с англ. Коробочкина М. Л. - Москва: Весь Мир, 2004.

Бауман З. Свобода / Пер. с англ. Г. Дашевского, предисл. Ю. Левады. - Москва: Новое издательство, 2006. - 132 с. - (Библиотека Фонда «Либеральная миссия».)

Бауман З. О постмодерне

Бауман З. Текучая современность - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 240 с.

В фильме «Ноль » рассказывается история водителя троллейбуса, в одночасье ставшего миллионером, но абсолютно не понимающего, что теперь ему делать с неожиданно свалившимся богатством.

Главные роли в телефильме «Ноль» сыграли Федор Лавров и Лукерья Ильяшенко .

Фёдор Лавров о фильме «Ноль»: «Здесь каждая история уникальна: достаточно неожиданные повороты, особенно личные, когда человек внутри себя сам с собой борется, и делает выбор, от которого он уже не может отказаться: он должен идти по дороге, на которую свернул. Меня привлёк этот поворот в судьбе героя. Ещё было интересно тем, что мы сами строим своё будущее и каждую минуту есть какой-то выбор».

Сюжет фильма Ноль

Главный герой фильма – самый обычный Валера (Фёдор Лавров ) водитель троллейбуса, в одиночку воспитывающий дочь и живущий скромной, спокойной и размеренной жизнью. Каждый день он садится за руль троллейбуса под номером «0» и отправляется возить пассажиров по маршруту «Шоссе Энтузиастов – Леоновское кладбище». Но однажды в салоне происходит ЧП.

Во время поездки в троллейбусе происходит стрельба. Валера только чудом остается жив. Когда всё улеглось, он осматривает салон и под пассажирским сиденьем находит рюкзак, набитый долларами. Валера, увидев деньги, не удерживается от соблазна и забирает рюкзак с деньгами себе. Таким образом Валера становится богат, только вот вместе с деньгами на него сваливаются и неприятности. Бежать ему некуда, а охоту на него объявили как преступники, так и полицейские.

К тому же в жизни Валеры появляется таинственная девушка Лиля (Лукерья Ильяшенко ), которая втягивает Валеру в свою аферу. И теперь совершенно непонятно, куда приведет богатство простого работягу.

Лукерья Ильяшенко о своей героине: «Моя героиня работает секретаршей. Она решает не ждать от жизни подачек и быстро придумывает схему, чтобы забрать все деньги себе. Вот такая меркантильная особа. Актерская задача была довольно непростая – все-таки формат в две серии обязывает в сжатые сроки найти эффектные приемы, чтобы зрители поняли и приняли твоего персонажа».

Съемки фильма Ноль

Съемки фильма «Ноль» проходили в Ярославле и были завершены в конце февраля 2018 года. Кинематографисты работали в том числе и в действующем троллейбусном депо. Исполнитель главной роли в картине Федор Лавров, чтобы достоверно сыграть своего героя, научился управлять троллейбусом.

Немотря на всю серьезность подхода исполнителя главной роли к созданию достоверного образа, на съемочной площадке Лаврова все же подстраховывал профессиональный водитель.

Исполнитель роли Валеры в фильме «Ноль» актер Федор Лавров рассказывал по окончании съемок о работе над проектом: «Оказалось, что управление троллейбусом не сильно отличается от вождения автомобиля с коробкой автомат, но подготовить его к поездке – сложно. Нужно включить тумблеры, нажать все кнопки в нужном порядке, и только тогда можно начинать поездку на этом огромном транспорте. Я рад, что появилась возможность научиться чему-то новому, да ещё и в прекрасной команде».

Съемочная группа фильма Ноль

  • Режиссер : Руслан Паушу
  • Сценарист : Алексей Илюшкин
  • Оператор : Дмитрий Коробкин
  • Композитор : Андрей Климинов
  • Художник : Вадим Улановский
  • Продюсеры : Наталья Шишкина (иcп.), Станислав Чепаев (иcп.), Сергей Багиров, Александр Бондарев, Юрий Ваксман, Джаник Файзиев (ген.), Рафаел Минасбекян (ген.)
  • Актеры :

Ноль и нуль сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? ноля и нуля, чему? нолю и нулю, (вижу) что? ноль и нуль, чем? нолём и нулём, о чём? о ноле, нуле; мн. что? ноли и нули, (нет) чего? нолей и нулей, чему? нолям и нулям, (вижу)… … Толковый словарь Дмитриева

НОЛЬ, НУЛЬ, я; м. [от лат. nullus никакой] 1. Число, от прибавления (или вычитания) которого к любому числу последнее не меняется. Умножение на н. даёт в произведении н. // Цифровой знак 0. Напиши цифру н. 2. Условная величина, с которой… … Энциклопедический словарь

НОЛЬ, я и НУЛЬ, я, муж. 1. В математике: действительное число, от прибавления к рого никакое число не меняется. Сводиться к нулю (перен.: терять значение, превращаться в ничто). 2. Цифровой знак «0», обозначающий такое число, а также, в составе… … Толковый словарь Ожегова

ноль - и нуль. о температуре воздуха: ноль и нуль. Ноль градусов. Ниже (выше) нуля. В устойчивых сочетаниях: ноль. Ноль внимания. Подъем в семь ноль ноль. Ноль без палочки. В устойчивых сочетаниях: нуль. Начинать с нуля. Свести к нулю. Абсолютный нульСловарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

См. нуль. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009. ноль ноля, нуль, нуля, м. (нем. Null … Словарь иностранных слов русского языка

Образовался в Ленинграде в 1985 году, хотя до этого двое основателей группы Федор Чистяков (баян, вокал) и Алексей Николаев (барабаны) играли вместе с 1982 года. Группа под названием Нулевая группа на студии у Андрея Тропилло приступила к записи… … Русский рок. Малая энциклопедия

Без палочки, козявка, шишка на ровном месте, мыльный пузырь, пустое место, отставной козы барабанщик, шушваль, прыщ на ровном месте, мелкая сошка, не велика птица, десятая спица, миздрюшка, последняя спица в колеснице, маленький человек,… … Словарь синонимов

И нуль, ноля, муж. 1. Цифровой знак: 0. || Отсутствие величины (мат.). 2. Самый низкий, дурной балл (дорев. школ.). 3. перен. Человек, не имеющий никакого значения (разг.). «Мы почитаем всех нулями, а единицами себя.» Пушкин. «Для вас, быть может … Толковый словарь Ушакова

НОЛЬ, нолевой и пр. см. нуль. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

НОЛЬ, в математике число, от прибавления (или вычитания) которого к любому числу х последнее не изменяется: х+0=х. Умножение любого числа на нуль дает нуль. Деление на нуль невозможно. Понятие нуля не было известно древним грекам; оно проникло на … Научно-технический энциклопедический словарь

Книги

  • Ноль К , Делилло Дон. В новом романе Дона Делилло затрагиваются темы, всегда интересовавшие автора: искушения, которые готовят новые технологии, власть денег, страх хаоса. Росс Локхард вложил крупную сумму денег в…

Решая математические задачи, читая литературу или просто общаясь с разными людьми, многие задаются вопросом, как правильно - «нуль» или «ноль»?

В нашем языке существуют слова, написание которых нужно просто запомнить. Например, мы знаем, что нужно писать -о- в первом слоге слова «молоко» и во втором слоге слова «город», хотя в обоих случаях произносим -а-. Никаких других в этих словах быть просто не может. Однако в этом статье мы обратимся к словам, которые имеют более сложную историю. Разберемся, как правильно - "нуль" или "ноль". Вопрос интересный.

Как в русском языке появились слова «нуль» и «ноль»?

Прежде чем начать разговор о том, как писать - «ноль» или «нуль», нужно немного познакомиться с историей этих слов.

Пожалуй, содействие в создании "окна в Европу" является самой известной, но далеко не самой важной заслугой Петра Первого. Император земли русской учредил в нашей стране кораблестроение, заложил Санкт-Петербург, провел реформу языка и… ввел в русский язык слово «ноль». Точно известно, что упомянутые лексемы существовали в русском языке в XVIII веке. А вот в древнерусском языке их, по всей видимости, не было. Счет в кириллической системе вычисления вели от единицы, а цифры записывали при помощи букв. Это, разумеется, не значит, что до Петра Первого не существовало понятия, которое обозначается словом "нуль", однако оно имело другое словесное обозначение. Древнерусские математики называли и использовали слово "оном" (потому что знак "0" напоминает букву "о") или "ничто".

Наиболее вероятно, что слово, обозначающее отсутствие какого-либо числа, пришло в русский язык через посредство немецкого и шведского. Причем если из немецкого к нам попал «нуль» (“null”), то из шведского на российскую почву перебрался «ноль» (“noll”). Оба варианта произошли от лат. “nullus” - «ничто».

Проникнув в русский язык, два варианта нового слова начали бороться за сферу влияния, но видимо, само значение лексемы «нуль» повлияло на то, что результатом этой борьбы оказалась досадная ничья.

Значения слов «ноль» и «нуль»

В современном русском языке рассматриваемые слова имеют не одно, а несколько значений, которые и отмечены в толковом словаре:

1. Число, которое при прибавлении не влияет на сумму: 2 + 0 = 2.

2. Знак, обозначающий это число, а также используемый в цифрах, которые кратны десяти: 10, 20, …, 1000 и т. д.

3. Перен. Человек, которые ничего не добился в жизни или в какой-то сфере деятельности: он в математике полный ноль .

При этом в толковом словаре не сказано, как нужно правильно писать - «ноль» или «нуль», потому что обе формы являются нормированными. Однако различия все же существуют, и касаются они сферы употребления этих слов.

Когда нужно говорить «ноль»

Нельзя употреблять «нуль» в составе таких выражений:

  • Ноль без палочки (разговорное выражение) - о человеке, который не имеет авторитета или влияния. В бизнес-среде он - ноль без палочки .
  • Ноль-ноль - в точное обозначение времени и счета. Команды закончили первый раунд со счетом ноль-ноль .
  • Ноль внимания (разговорное, шутливое) - о человеке, который ничего не слушает, не принимает ничьих советов и поступает по-своему. Мы тысячу раз говорили ему, как нужно правильно поступить, но он - ноль внимания .

В приведенных фразах в лексеме, обозначающей число, нужно всегда употреблять букву -о-.

Когда нужно говорить «нуль»

В следующих выражениях необходимо использовать только лексему «нуль»:

  • Быть равным нулю - о результатах математических расчетов.
  • Быть на нуле - о погоде, температуре воздуха, а также в разговорной речи - о периоде жизни, когда нет денег.
  • Начинать все с нуля - начинать заново, добиваться всего собственными силами.
  • Остричь (постричься) под нуль - очень коротко постричься.
  • Свести к нулю - сделать что-то совершенно неважным, не имеющим значения. Он долго писал книгу, но потом бросил и свел все свои старания к нулю .

Случаи, когда возможны оба варианта

Теперь, когда мы в целом разобрались, пишется «ноль» и «нуль», и поняли, что использование обоих слов не противоречит нормам русского языка, посмотрим, существуют ли случаи, когда оба варианта являются равноправными.

  • Прилагательное «нулевой » используется, если речь идет о характеристике каких-то действий или качеств: нулевой уровень, нулевой пациент (первый больной, у которого было выявлено заболевание), нулевой класс (подготовительный). Прилагательное «нолевой » чаще всего употребляется как термин: нолевой метод . Хотя в словаре русского языка эти два слова пока еще даются как стилистически равноправные.
  • Говоря об абсолютно неуспешном или неудачливом человеке, мы можем задуматься, как правильно - "нуль" или "ноль". Выражение «абсолютный ноль » употребляется, если речь идет о человеке: Как руководитель она - абсолютный ноль . Фраза «абсолютный нуль » используется в случаях, когда речь идет о точном показателе чего-либо: Абсолютный нуль по шкале Кельвина .
  • Уменьшительные формы «нолик » и «нулик » признаются равноправными, хотя чаще всего встречается первый вариант.

Подытожим. Слова "ноль" и "нуль" в современном русском языке являются нормированными. Узнать, как правильно - "нуль" или "ноль", можно, проанализировав контекст речи. Кроме того, лексема "нуль" начинает постепенно устаревать, но по-прежнему остается в устойчивых выражениях.