Архимандрит Филипп (тогда еще – до принятия монашества – иерей Сергий Жигулин), будучи заведующим Сектором по связям с нехристианскими религиями, посещал Чечню неоднократно. Он в составе православных, а также совместных христиано — мусульманских делегаций участвовал в различных встречах с руководством боевиков. Он попал в плен к чеченским боевикам, вместе с настоятелем Михаило-Архангельского храма города Грозного священником Анатолием Чистоусовым, который принял мучеенический венец.

- Отец Филипп, насколько я помню, вы неоднократно бывали в Чечне до трагической поездки туда в январе 1996 года…
- Будучи зав. сектором по взаимодействию с нехристианскими религиями Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, я впервые был командирован в Чечню летом 1995 года. Тогда представители нашей Церкви вместе с посланцами Всемирного Совета Церквей организовывали миссию «Церкви в беде» - для помощи беженцам и перемещенным лицам. В тот раз я и познакомился с настоятелем грозненского Михаило-Архангельского храма и благочинным церквей Чечни священником Анатолием Чистоусовым. К тому времени прошло всего год с небольшим, как он, недавний майор ВВС, был рукоположен в иерея митрополитом Ставропольским и Владикавказским Гедеоном. В дальнейшем я еще до десятка раз выезжал в Чечню.

Последняя поездка, ставшая роковой, имела особый характер. В начале января 1996 года к Святейшему Патриарху Алексию II обратился старейший прихожанин одного из московских храмов с просьбой содействовать вызволению из плена своего внука, солдата-срочника. Поскольку по характеру своей службы я контактировал с мусульманским духовенством, мне и поручили попытаться решить эту сугубо конкретную задачу.

Направляясь в Грозный, я уже знал, что ранее, в январе, в Чечне произошли первые массовые захваты заложников боевиками: их «добычей» стали 26 Волгодонских и 25 саратовских строителей. Это не могло не беспокоить, и все же как священник я был уверен в личной безопасности. На месте выяснилось, что переговоры об освобождении пленного солдата, придется вести с полевым командиром Ахмедом Закаевым в Урус-Мартане.

- И чем они завершились?
- Нашим с отцом Анатолием пленением… Признаться, я не хотел брать его с собой, но он настоял, сказав, что имеет благословение от правящего архиерея на работу по освобождению заложников и пленных. Вечером 28 января, уже стемнело, на красной приходской «Ниве» мы вдвоем отправились в Урус-Мартан. За руль сел отец Анатолий.

Люди в доме Закаева были довольно серьезного вида, в папахах. Но разговор как-то сразу пошел не по теме. Они затеяли дискуссию о том, что в шариатской Чечне не будет места Православию… Правда, в какой-то момент Закаев мельком заметил, что ему еще не удалось связаться с теми, кто удерживает солдата-москвича, но что мы тем не менее должны быть готовы к его обмену на пленных боевиков или других задержанных федералами лиц. На том и расстались.

Заночевали с отцом Анатолием в доме уважаемого человека, жившего на соседней улице, а наутро, позавтракав, в половине десятого выехали в Грозный. Едва оставили Урус-Мартан, как нас настиг подававший «милицейскую» сирену «уазик» и прижал «Ниву» к обочине. Из «уазика» выскочили вооруженные люди в масках и заставили нас выйти из машины.

Нападавшие завязали нам глаза, затолкали в свою машину и вскоре привезли в какой-то частный дом. Мусоля наши документы, они сделали приведшее их в бешеный восторг «открытие», которое, я думаю, по большому счету и стоило в скором времени жизни отцу Анатолию: в его водительских правах была старая фотография - на ней он запечатлен в офицерской форме.

Первые сутки после пленения мы провели в огромном, похожем на спортзал, ледяном помещении без окон. Утром нас вывезли в Старый Ачхой, где в здании школы мы были избиты и брошены в подвал. Еще через несколько дней нас с отцом Анатолием разлучили. Лишь много времени спустя я узнал (сначала от двух пленных, а затем и от самих боевиков), что отец Анатолий был расстрелян 13 февраля…

- Что представляли собой узилища, в которых вас содержали?
- В первом случае это был упомянутый школьный подвал - беспросветный, с двумя смежными отделениями, битком набитыми Волгодонскими строителями. Когда нас с отцом Анатолием разлучили, меня перевезли в другой подвал (по косвенным фактам я решил, что мой собрат по несчастью находился где-то рядом). Это было мрачное подземелье, имевшее разветвленную сеть ходов. Постепенно узнал, что здесь в дневное время отлеживались ба-саевцы после своих ночных диверсионных операций. Меня держали в камере-одиночке. Я предположил, что весь этот огромный схрон устроен на кладбищенской территории - при тусклом свете коптилки в стенках камеры были видны человеческие кости.

- Долго пришлось вам находиться в том «могильнике»?
- Примерно до середины февраля. День за днем шли допросы, сопровождавшиеся избиениями. Мучители требовали от меня все того же - признаться, что я нахожусь в Чечне со шпионской миссией и что отец Анатолий - «резидент российской разведки». Во время этих допросов мне сломали руку, помяли ребра, мое тело представляло собой сплошное кровавое месиво…

В середине февраля меня вернули на прежнее место, в подвал школы в Старом Ачхое, где уже был развернут целый лагерь для пленных. В общей сложности в нем теперь находилось около 150 страдальцев: саратовские и Волгодонские строители, федералы - от рядовых до полковников, 25 контрактников. Обычная кормежка - раз в сутки маленькая чашка риса или старой кукурузы (ее варили по 5-6 часов). Бывало, что по нескольку дней нас вообще держали впроголодь. Это был не просто лагерь какого-то командира, а конкретно дудаевский: его комендантом являлся Ахмед Дудаев, племянник президента Ичкерии (которому оставалось уже недолго жить и править), а кураторствовал над лагерем так называемый «департамент шариатской безопасности». Атмосфера узилища была пронизана духом шпиономании: начальство постоянно вынюхивало, кто среди рабочих - «агент российских спецслужб», кто среди военных -«агент…».

- Много ли узников погибло в этом лагере? По каким причинам?
- Некоторых пленных боевики увозили якобы в госпиталь Красного Креста, а потом к нам просачивались слухи, что наших соузников казнили. Пленные были страшно истощены, страдали от непонятных болезней и побоев, от непосильного рабского труда - их гоняли на рытье окопов, на заготовку дров и воды. По моим подсчетам, всего в этом лагере погибло порядка 40 человек; всех мы хоронили, всех отпевали. Я был очевидцем, когда довольно здоровые на вид люди умирали от паники, от страха, от отчаяния -- все это буквально раздавливало их: вечером они засыпали, а утром мы находили их мертвыми. Помню молодого офицера, которого просто-таки колотило от страха. Ночью он оказался рядом со мной. Я взял его за руку и шепотом стал увещевать: «Успокойся, не бойся. Подумаешь - побили… Меня уже вон сколько раз били - и ничего, жив». Начальству донесли об этой нашей ночной беседе (как же в лагере без холуев?) - и нас обоих, конечно, измолотили охранники. Но - чудо: после этого офицер совершенно перестал бояться мучителей. (Видите, иногда достаточно взять человека за руку и сказать ему несколько слов утешения. Как говорил Христос: «и приходи, и следуй за Мною». Разумеется, я далек от мысли сравнивать себя с Христом, но в плену действительно было очень много ситуаций евангельского характера. Я подробно исследую их в книге, над которой понемногу работаю.

- Скажите, находясь 159 дней - это свыше 5 месяцев - в узилищах, вы ощущали Божие заступничество?
- Убежден, мои молитвы были услышаны на небесах. Это подлинно Божие чудо, что я, пройдя через ад плена, остался жив. Во время одной из бомбежек, проводимых федеральной авиацией, мне осколком пробило ногу. Образовалось отверстие, в которое можно было засунуть палец и достать им до кости стопы. Шло воспаление, рана гноилась, но гангрены не случилось. Вокруг свирепствовала дизентерия, многие пленники исходили кровавым поносом и кровавой рвотой, но меня и сия «чаша» миновала, хотя антисанитария была ужасающая. Не говорю уже о том, что не было не только антибиотиков, но и обычной зеленки, перевязочных средств.

- Когда и каким образом произошло ваше освобождение из плена?
- Это случилось 5 июля 1996 года. К тому времени в московском Лефортовском СИЗО содержался захваченный российскими спецслужбами Муса Идигов - бывший начальник охраны Джохара Дудаева. Предложение об обмене меня на Идигова исходило, как мне после сказали, от Зелимхана Яндарбиева. Я глубоко признателен всем, кто с российской стороны был причастен к совершению этого обмена.

- Как сложилось ваше церковное служение после плена и выздоровления?
- Больше года я продолжал работать в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата, куда в начале 90-х был командирован одним из моих духовных наставников - митрополитом Винницким и Могилев-Подольским Макарием, возглавляющим аналогичную структуру в Украинской православной церкви. Приняв постриг; я решил вернуться в Винницу, завершив тем самым свою длительную командировку в Москву, вобравшую в себя, образно говоря, и «командировку в ад плена». Сейчас я - помощник Высокопреосвященного Макария и настоятель домового храма в резиденции нашего владыки. За минувшие годы я стал кандидатом богословия и кандидатом юридических наук. Сейчас работаю над докторской богословской диссертацией и упомянутой книгой.

- И последний вопрос, отец Филипп. Сказано в Священном Писании: «…и свет во тьме светит». Это действительно так?
- Здесь я должен низко поклониться памяти священника Анатолия Чистоусова. Помните, я говорил, что первые сутки после нашего захвата мы провели в огромном, похожем на спортзал, помещении без окон. В нем было страшно холодно, поставленная там охранниками «буржуйка» лишь нещадно дымила, не давая тепла. У нас был хлеб, принесенный нам вечером. И вот отец Анатолий предложил совершить братский евхаристический чин над этим хлебом, преобразуя его нашими молитвами на тело Христово. Совершив это священнодействие, мы разделили хлеб поровну, и стой минуты каждый хранил его у себя как святыню. Последний крошкой я имел возможность фактически причаститься, наверное, на четвертом или даже на пятом месяце заточения.

Помню, отец Анатолий сказал тогда: «Вот увидишь - ты освободишься, а я - нет». Я взглянул на соузника - и замер: его лицо преобразилось, стало таким светлым, его глаза невыразимо сияли. Затем он произнес: «Какое счастье умереть за Христа». Осознавая, что в эти минуты происходит нечто сверхъестественное, я тем не менее попытался «приземлить» ситуацию, заметив: «Время ли сейчас об этом говорить?..» Но сразу же осекся: как христианам первых веков и как жертвам послереволюционных гонений на Церковь в России, нам действительно выпало счастье пострадать за нашу веру Христову…

Во все черное время плена как зримое воплощение евангельской истины со мною рядом пребывал преображенный надмирным светом образ отца Анатолия.

11 марта 2013 г. произошло событие, о котором умалчивает вся российская пресса, в первую очередь, разнообразные органы печати и массовых коммуникаций Московской Патриархии. Настоятель храма святителя Николая - подворья Русской Православной Церкви в Софии архимандрит Филипп (Васильцев), представитель РПЦ при болгарском Патриархе, вынужден был покинуть Болгарию после целой серии скандалов. По информации сайта Двери.бг, месяц назад МИДом Болгарии был предъявлен архимандриту Филиппу список с его грубейшими нарушениями правил пребывания и предписание незамедлительно выехать из страны в 30-дневный срок.

Как сообщают болгарские СМИ, еще летом Министерство иностранных дел Болгарии вручило Чрезвычайному и Полномочному послу России Ю.Н. Исакову ноту протеста по поводу действий настоятеля патриаршего подворья в Софии. Тогда же выяснилось, что у архимандрита Филиппа (Васильцева) не оказалось документов на пребывание в Болгарии.

В редакционном комментарии к этой сенсационной новости сайт Двери.бг приводит чудовищные подробности, что за два года управления игуменом Филиппом посольской церковью святителя Николая она полностью утратила свой облик и потеряла значительную часть прихожан.

До приезда в Болгарию игумена Филиппа, переведенного решением Священного Синода РПЦ от 30 мая 2011 г. из Рима в Софию, количество прихожан «русской церкви» в болгарской столице составляло около 200 человек, в том числе россияне, украинцы, болгары, сербы, молдаване и др., объединенные в единую церковную общину. В храме служило два болгарских священника - отец Симеон Минчев, который проработал на Никольском приходе почти четверть века, и отец Николай Нешеков, отдавший храму 15 лет. Приход гордился также своим молодым дьяконом Савой Кокудевым, который вырос на глазах прихожан. В церкви был свой замечательный хор из 15 человек, а его регент закончила Софийскую консерваторию и Богословский факультет Софийского университета.

За короткий срок своего настоятельства игумен Филипп выгнал регента хора, а сам хор сократил до 4 человек, переместил дьякона Саву в другую церковь, закрыл воскресную школу при храме и сослал отца Николая в дом престарелых. А все последние месяцы помыслы настоятеля были направлены исключительно на изгнание всех болгарских священников и создания «чисто российского» храма.
В конце концов Никольский приход в Софии прекратил своё существование, зато при храме появилась «Софийская станица Войска Донского», которой было поручено заниматься охраной «русской церкви» от непрошенных гостей.

Кроме всего прочего, настоятель храма святителя Николая - подворья Русской Православной Церкви в Софии игумен Филипп (Васильцев) не раз вызывал бурную реакцию прихожан своими проповедями, в которых он настаивал, что храм - это не центр церковной общины, а … официальное учреждение, церковное посольство, посольский храм, и все служители в нем - церковные «послы». Он внёс раздор и разделение между верующими по этническому признаку, которые достигли такого масштаба, что при входе в храм (см. фото ) рядом с расписанием богослужений стали появлялись оскорбительные для болгар статьи на русском и болгарском языках, в которых прихожан называли гостями на чужой территории («байганьовцы») и т.д. http://enoriata.blogspot.ru/2012/10/blog-post_13.html

По сообщениям болгарских СМИ, срочный отъезд представителя РПЦ при болгарском Патриархе архимандрита Филиппа (Васильцева) - это целиком и полностью заслуга светских властей Болгарии, которые отказали ему в продлении и выдаче всех необходимых документов.

Духовенство Болгарской Православной Церкви (БПЦ) в большинстве своём радостно восприняли известие об изгнании скомпрометировавшего себя молодого настоятеля «русской церкви»: http://dveri.bg/xxyfk Немало болгарских священников питают надежду, что в их Церкви наступит период выздоровления после интронизации нового Патриарха Неофита: http://rublev-museum.livejournal.com/398740.html

См. «Раскол в Болгарской Церкви после кончины патриарха Максима »: http://echo.msk.ru/blog/expertmus/950977-echo/

Надо сказать, что Блог экспертов Музея имени Андрея Рублева стал первым СМИ в России, который передал новость об избрании нового Болгарского Патриарха задолго до всех информ-агентств, включая многочисленных высокооплачиваемых сотрудников РПЦ:-) Избрание третьего Болгарского Патриарха Нового времени и подсчет голосов были проведены с беспрецедентной прозрачностью перед телекамерами БНТ. Как раз накануне в Болгарии состоялась крупномасштабная люстрация церковной агентуры БПЦ, выявившая сотрудничество со спецслужбой «Държавна сигурност» почти всего Св. Синода в полном составе, за исключением 97-летнего патриарха Максима и 3 митрополитов, в т.ч. владыку Неофита, который был избран церковно-народным собранием 24.02.2013 г. новым Болгарским Патриархом: http://expertmus.livejournal.com/93905.html

См. «Люстрация церковной агентуры в Болгарии, следующая - Россия? »: http://rublev-museum.livejournal.com/281771.html

При новом Болгарском Патриархе Неофите представители духовенства БПЦ стали в открытую выражать опасения, чтобы в их Церковь не проник тот дух апостасии и пресмыкания перед светской властью, который царит в РПЦ. В этой связи особую настороженность у болгарских пастырей вызывает деятельность председателя Отдела внешних церковных связей МП митрополита Илариона (Алфеева) ,зарекомендовавшего себя далеко не с лучшей стороны: http://echo.msk.ru/blog/expertmus/883888-echo/

Даже среди православных верующих Болгарии не утихают разговоры о драматических событиях в Сурожской епархии РПЦ, когда уважаемый во всём мире митрополит Антоний Сурожский) публично (!) обвинил вл. Илариона (Алфеева) в том, что он ведет «подрывную деятельность» под руководством митрополита Кирилла (Гундяева): http://expertmus.livejournal.com/39415.html

На слуху у многих и тот «раздрай», который устроили «ставленники Москвы» в посольской церкви святителя Николая в Риме после того, как её настоятель митрофорный протоиерей Михаил Осоргин перешел в лоно РПЦ. Кстати, та оголтелая кампания в Риме во многом перекликается по своим заранее спланированным акциям и грязным методам с трагической ситуацией в Софии…

Тем не менее, верующие Болгарии возлагали большие надежды, что их голос будет услышан в Москве, и неоднократные обращения к священноначалию РПЦ о трагедии прихода храма святителя Николая - подворья Русской Православной Церкви в Софии - возымеют своё действие. Еще в феврале 2012 г., у нового настоятеля из России, которым стал игумен Филипп (Васильцев), возник острый конфликт с болгарскими прихожанами, о чем они написали патриарху Кириллу (Гундяеву) с просьбой отозвать своего представителя , который ввел диктат у них на приходе, внеся разделение по этническому признаку. 29 апреля 2012 г. патриарх Кирилл посетил Никольский храм в Софии, и каково же было удивление его прихожан, когда в храм на патриаршее богослужение не пустили именно тех, кто решился поведать патриарху Кириллу о бедах прихожан русского подворья в Софии. Перед ними были внезапно закрыты двери их храма сотрудниками болгарской спецслужбы «Държавна сигурност», действовавших рука об руку с личной охраной патриарха Кирилла. См. видео : http://youtu.be/pgsBPw61OWs

Надо сказать, что обо всех ужасающих подробностях разрушения их церковной общины мне неоднократно писали давние прихожане Никольской церкви со ссылкой на мои многочисленные публикации в блоге на «Эхо Москвы», например:

«Dear Dimitry Abramov,

We take the liberty to turn to you having seen your bold attitude as a journalist, with a request for help and advice.

We would like to tell you about the recent developments of astory which you published in April this year.

Дата рождения: 26 декабря 1969 г. Страна: Ливан Биография:

Родился 26 декабря 1969 г. в Саратове в семье потомственного священника протоиерея Всеволода Степановича Васильцева (впоследствии — архиепископ Кировоградский и Александрийский Василий).

В 1987 г. закончил среднюю общеобразовательную школу № 10 г. Саратова.

В 1987-1992 гг. учился на филологическом факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (специальность «Русский язык и литература»).

С 1 июля 1992 г. по 8 октября 1999 г. — насельник в Москве. 18 марта 1993 г. пострижен в мантию наместником Даниловской обители .

26 апреля 1993 г. в Троицком соборе Данилова монастыря рукоположен в сан иеродиакона, а 9 июня 1994 г. ― в сан иеромонаха в Никольском соборе Перервинского монастыря (Москва).

В 1992-1998 гг. обучался на заочном секторе . В 1998-2004 гг. обучался на экстернате в .

С октября 1999 г. по октябрь 2001 г. — клирик Трехсвятительского подворья в Париже. Одновременно с этим с 10 июня 2000 г. по 7 октября 2001 г. ― настоятель прихода Святой Троицы и Новомучеников и исповедников Российских в г. Ванве (предместье Парижа).

С 7 октября 2001 г. по 21 августа 2007 г. — клирик Никольского ставропигиального прихода г. Рима.

С мая 2004 г. — президент Фонда святой великомученицы Екатерины в Риме, ответственный за строительство храма святой великомученицы Екатерины на российской вилле Абамелек в Риме.

Член Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 г.

Решением Священного Синода от 30 мая 2011 г. () освобожден от должности клирика храма великомученицы Екатерины в Риме и назначен настоятелем Патриаршего подворья в Софии (Болгария).

4 июля 2011 г. в должность представителя Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском.

Решением Священного Синода от 7 марта 2018 г. () назначен настоятелем подворья Русской Православной Церкви в Бейруте, Ливан, с освобождением от должности настоятеля подворья Русской Православной Церкви в Софии, Болгария.

Образование:

1992 г. ― МГУ им. М.В. Ломоносова.

1998 г. ― Московская духовная семинария (заочный сектор).

2004 г. ― Киевская духовная академия (экстернат).

Научные труды, публикации:

История русской православной общины в Риме // «Журнал Московской Патриархии», № 6, 2006.

Вечная память. Памяти Святейшего Патриарха Болгарского Максима // «Журнал Московской Патриархии», № 12, 2012.

Доклад на конференции «Россия ― Болгария: образы духовного единства», посвященной 100-летию подворья Русской Православной Церкви в Софии.

Чудесная помощь архиепископа Серафима (Соболева). Интервью порталу «Православие и мир».

Интервью Болгарскому национальному радио ко Дню славянской письменности и культуры.

Архимандрит Филипп (Васильцев): Мое первое воспоминание связано с Церковью. порталу «Приходы».

Награды:

Церковные

  • 2001 г. — Патриаршая грамота;
  • 2008 г. — орден в честь 1020-летия Крещения Руси (УПЦ);
  • 2009 г. — орден Почаевской иконы Божией Матери (УПЦ);
  • 2010 г. — архиерейская грамота управляющего Корсунской епархией;
  • 2014 г. — орден св. равноапп. Кирилла и Мефодия II ст. (Болгарская Православная Церковь);
  • 2015 г. — медаль в честь «130-летия Екатеринбургской епархии»;
  • 2015 г. — [Интервью]
03.09.2015

О том, как происхождение помешало сыну священнослужителя окончить школу с золотой медалью, как в детском альбоме появились марки от владыки, в чем особенность жизни русских приходов за рубежом и чем похоже церковное Подворье на посольство в иностранной державе, читателям портала «Приходы» рассказывает архимандрит Филипп (Васильцев), представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском, настоятель Никольского храма-подворья в Софии.

Вы родились в семье священника. Каково было «поповскому сыну» в советское время? Приходилось ли переживать психологическое давление со стороны сверстников, учителей?

– Я родился в Саратове в позднее советское время; эта эпоха, и не только в провинции, имела свои особые характеристики. С одной стороны, продолжалась, уже во многом формальная, политика атеистической пропаганды, но государство уже редко прибегало к прямым репрессиям. Оно перешло к политике медленного удушения Церкви. В целом идеологические установки в обществе, казалось бы, оставались прежними, однако чувствовалось, что проснулся глубинный интерес к Церкви и ее духовному наследию.

Еще были живы представители первого революционного поколения с психологией воинствующего безбожия. Достаточно вспомнить уполномоченного по делам религий по Саратовской области товарища Бельского. Много бед он принес Церкви, много издевался над духовенством. Но это уже были реликты. Живы были и представители старого дореволюционного духовенства, помнившие страшные гонения. Я застал последних монахинь закрытого саратовского монастыря.


Семья Бычковских и Васильцевых. В центре – прадед, протоиерей Наркисс Бычковский. 1937 г.

И вот этот новый глубинный интерес к Церкви, проснувшийся в обществе, конечно, отражался на уровне повседневного общения. Мой покойный отец крестил нескольких моих одноклассников, ходил на родительские собрания, общался с учителями. Да, несколько раз меня били старшеклассники за то, что я сын священника. Но эти эпизоды случались со мной только в начальных классах. Также мне сложно было всерьез воспринимать несколько попыток со стороны каких-то инструкторов побеседовать со мной на идеологические темы. Скорее всего, это было «для галочки».

Правда, я не получил «золотой» медали, потому что председатель районной комиссии по математике, видимо, активно неверующий человек, заставил членов комиссии поставить «4». Впоследствии мне передавали его слова: «Это сын попа. Он не должен получить "5". Ищите ошибку!» Ошибки не нашли, но бал понизили. И вместо «золотой» я получил «серебряную» медаль. Но для меня гораздо важнее было то, как за меня переживали все учителя и одноклассники. Вообще, у нас был очень дружный класс. Мы не давали друг друга в обиду.


Дед, протоиерей Стефан Васильцев. 1958 г.

Отношение к Церкви у всего общества было уже совсем другое. В доме у нас всегда были представители местной саратовской интеллигенции – как старой, которые предпочитали общаться с дедом, так и новой, которые общались с отцом. Среди собеседников моего деда протоиерея Стефана были известный в 20-30 гг. врач Маврин, профессор Саратовского университета Н.Г. Чудаков. Можно сказать, что я воспитывался в очень творческой и внутренне духовно свободной среде.

С детства Вы были при храме. Какими были Ваши первые воспоминания о жизни в Церкви? что особенно врезалось в память? В чем, на Ваш взгляд, основные отличия приходской жизни в то время и сейчас?

– Вы знаете, собственно, самое первое мое воспоминание связано с Церковью. Это отпевание моей мамы 5 августа 1971 года в Духосошественском соборе Саратова. Во время отпевания отец держал меня на руках, стоя у гроба. Видимо, в этот момент проснулось сознание.

Наш дом стоял совсем рядом с Духосошественским собором, и я часто сопровождал дедушку протоиерея Стефана на богослужение. И вот однажды по дороге в храм нас остановил офицер. Обращаясь к странно одетому, по его мнению, человеку, он спросил:

– А Вы кто такой?

– Да поп я несчастный, горемычный.

– А почему несчастный?

– Да гонит меня советская власть. Сколько же мест я поменял...

Офицер опешил и поспешно ретировался. Тогда я не понимал, что это были опасные слова – деда могли обвинить в антисоветской пропаганде. Но для меня они имели воспитательное значение.


Протоиерей Стефан Васильцев, матушка Надежда с сыном Всеволодом. 1931 г.

Одно из моих первых воспоминаний – Родительская суббота в Духосошественском соборе. Столы в пономарке завалены просфорами и поминальными записками. Я пробегаю имена глазами, хотя не умею читать, и молюсь, чтобы Господь их помянул.

С детства мне запомнилось замечательное пение хора Духосошественского собора под управлением выдающегося регента Б.С. Додонова, вечерние спевки хора у нас дома, которые проводил мой покойный отец. Я любил прийти и слушать, как разучивают новые произведения. Мой покойный отец был дружен с Додоновым, у них были одинаковые взгляды на эстетику церковно-хорового пения. Кстати сказать, знаменитое величание Б.С. Додонова практически вошло в обиход многих хоров Русской Православной Церкви.


Духовенство Троицкого кафедрального собора Саратова. В центре – протоиерей Всеволод Васильцев. 1985 г.

На всю жизнь осталось в памяти замечательное саратовское духовенство: протоиерей Георгий Лысенко – исповедник Церкви, много пострадавший от властей в 60-70-е годы; протоиерей Василий Байчик, настоятель Троицкого кафедрального собора; протоиерей Лазарь Новокрещенных, уроженец Харбина; протоиерей Николай Архангельский, прошедший всю Великую Отечественную войну, мой крестный отец; протодиакон Василий Султанов, который был, по моему мнению, одним из лучших диаконов России. Все, кроме отца Лазаря, уже отошли в вечную жизнь. Я за них молюсь за каждой литургией.

Несмотря на внешнее давление, мы умели жить внутренне свободной жизнью и можно сказать, что составляли единую духовную семью.

Одни из первых моих воспоминаний связаны с владыкой Пименом. Он составил целую эпоху в жизни Саратовской епархии. Мудрый архипастырь, мужественный человек, для всех нас он был любящим отцом. Зная, что я коллекционирую почтовые марки, он дарил их мне на протяжении долгого времени. Это были замечательные и очень редкие марки из его корреспонденции, ведь он получал письма со всего мира.

Что касается отличий в приходской жизни тогда и сейчас, то мне сложно проводить сравнение, так как почти шестнадцать лет я служу в зарубежных приходах Русской Православной Церкви. И там есть своя специфика.

Были ли на Вашем пути люди, которые оказали влияние на жизненный выбор?

С самого детства я был связан с Церковью. Большое влияние на меня оказали дед и отец. Дед, протоиерей Стефан, закончил Кременецкую семинарию и был рукоположен в сан священника в 1925 году. Вскоре после рукоположения он был назначен миссионером в Закарпатье и перевел приход одного из сел из унии в Православие.

Отец, протоиерей Всеволод (впоследствии архиепископ Кировоградский и Александрийский †1998), закончил в 1949 году Волынскую семинарию и в 1953-м ― Московскую духовную академию. Кстати, учился он вместе с иеромонахом Пименом (Хмелевским), его будущим епархиальным архиереем. Это было первое послевоенное поколение студентов духовных школ.


Выпуск Московской духовной академии в 1953 г. В верхнем ряду в центре – Всеволод Васильцев

Священником он прослужил в Саратове 25 лет, до 1989 года. В 1971 году умирает мама. Ее звали Агафьей Даниловной. После принятия монашеского пострига в 1989 году отец был рукоположен во епископа Кировоградского и Николаевского. Его отличал особый стиль служения, внимание к церковному пению и проповеди. Архиепископ Пимен в своем дневнике называл его лучшим проповедником Саратовской епархии.


Епископ Кировоградский и Николаевский Василий. 1992 г.

Безусловно, оказал на меня влияние и сам архиепископ Пимен. Он был святителем Церкви Христовой в жестокое время и стяжал любовь и уважение многих, даже неверующих людей. Это был совершенно необычный человек: бесстрашно защищавший Церковь от вмешательства безбожных властей; серьезный, вдумчивый богослов; знаток и ценитель классической музыки – его часто можно было встретить в местной филармонии; большой библиофил – его библиотека содержала редчайшие издания XIX-XX веков. Дружеские отношения связывали архиепископа Пимена со многими современными богословами. Известна его переписка с епископом Вениамином (Миловым) о Троическом богословии. В его личной переписке можно было встретить автографы протоиерея Александра Шмемана, протопресвитера Иоанна Мейендорфа. Дружил он также с видными представителями русской культуры, например, с Мстиславом Ростроповичем, которого он венчал с Галиной Вишневской.


В 1987 году я поступил в МГУ имени Ломоносова и уехал из Саратова, но каждый раз, возвращаясь в родной город, старался посещать владыку Пимена.

В 1989-м, в дни работы Архиерейского Собора, мой покойный отец познакомил меня с митрополитом Антонием (Блюмом). Могу сказать, что личность владыки Антония, его проповедь определили многие мои жизненные решения.

Для моего поколения много значили также книги архимандрита Софрония (Сахарова) – «Старец Силуан», «Видеть Бога, как Он есть» и другие. Его духовное влияние во многом определило мое решение принять монашеский постриг.

Не могу не вспомнить также годы учебы на филологическом факультете МГУ. Мне довелось слушать лекции и общаться с такими выдающимися учеными, как академик Н.И. Толстой, профессор Б.А. Успенский, А.А. Зализняк, В.М. Живов, Н.И. Либан, Н.Н. Запольская. Дипломную работу я защищал в семинаре покойного проф. В.В. Кускова, которого я считаю своим научным наставником.

Вам довелось много лет служить в зарубежных приходах Русской Церкви – во Франции, затем Италии, а теперь Вы являетесь представителем Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском. Сильно ли различаются приходские обычаи и традиции в зависимости от страны? С чем это связано?

– Два года я служил в Париже, затем десять лет – в Риме. Вот уже более четырех лет несу послушание настоятеля Никольского храма и представителя Патриарха Московского и всей Руси при Патриархе Болгарском.

Понятно, что каждая из этих стран имеет глубокую историю, различный этнокультурный, социальный и экономический облик. Важно, что все наши приходы за рубежом объединяет единство с Матерью Церковью, единая русская литургическая традиция, единая преданность идеалам Святой Руси. А традиции и обычаи могут быть различными даже на соседних приходах в пределах нашего Отечества.


Со С вятейшим Патриархом Алексием перед отъездом во Францию. Декабрь 1999 г.

Франция и Италия являются странами по преимуществу католическими. И мне представляется, что традиции наших общин различаются, скорее, в зависимости от истории и современного их состава, в том числе этнического. Скажем, если на приходе присутствует сербская община, то обязательно будет совершаться чин «Славы», то есть богослужение, посвященное небесному покровителю семьи.

Во Франции в послереволюционное время сформировалась огромная русская православная община, к великому сожалению, на протяжении XX века разделенная на три юрисдикции. Божией Милостью, разделение с Русской Православной Церковью Заграницей преодолено в 2007 году. В Париже действует около пятнадцати (может быть, уже и больше) русских православных церквей.

Париж всегда был и остается духовным центром Русской Православной Церкви в Западной Европе и как историческим, так и современным центром русской эмиграции.

В жизни парижских и вообще французских приходов, как мне это видится, чрезвычайно важным является вопрос сохранения традиции. При многих храмах существуют музеи русской эмиграции, как, например, при храме Знамения Божией Матери на улице Экзельманс. Когда в 2000 году я был назначен настоятелем прихода Святой Троицы и новомучеников и исповедников Российских в Ванве (предместье Парижа), то после первых же богослужений прихожане (а это в подавляющем своем большинстве были французы) попросили меня не произносить ектении на французском языке, потому что так они были воспитаны их духовным отцом архимандритом Сергием (Шевичем). Отец Сергий, состоявший в переписке с преподобным Силуаном Афонским, был настоятелем этого прихода в течение почти 40 лет.


С профессором Б.А. Успенским и Т.Ф. Владышевской, Никольский приход в Риме. 21 мая 2001 г.

В отличие от Парижа, римская община в своей основе была сформирована новой волной эмиграции в 90-е и нулевые годы. Хотя в ее составе были представители и первой русской эмиграции. Я застал на приходе княжну Е.В. Волконскую, последнюю из живых внучку П.А. Столыпина и праправнучку декабриста князя С. Волконского, княжну И. Голицыну, графиню М.А. Ферзен, старосту прихода, и ее сестру С.А. Ферзен, М.Ф. Шаляпину, последнюю дочку Ф.И. Шаляпина, А. Симанского, внучатого племянника Патриарха Алексия I.


С княжной Е.В. Волконской в еe имении в Четона (Тоскана). 2005 г.

Во многом именно благодаря им 26 октября 2000 года на заседании Еnte morale Русской церкви в Риме было принято историческое решение о возвращении в Лоно Матери Церкви. Это судьбоносное для жизни Никольского прихода и, в широком смысле, для всей Русской Православной Церкви в рассеянии решение стало возможным также благодаря убеждению протоиерея Михаила Осоргина, настоятеля храма в Риме, что будущее Православия в Западной Европе зависит от объединения всех его ветвей под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.


Молебен на вилле Абамелек на месте строительства храма великомученицы Екатерины. В центре – протоиерей Михаил Осоргин

Продолжая тему о новой эмиграции, нужно сказать, что подавляющее число общин Русской Православной Церкви в Италии – новые. Приведу лишь следующие данные: в 2000 году в Италии существовало пять приходов Руской Православной Церкви: в Бари, в Риме, в Турине, в Модене и в Болонье. Ныне их более шестидесяти. Среди них существует целый ряд моноэтнических общин, например, молдавских. Естественно, что в этих приходах бытует много национальных молдавских традиций, там служат на молдавском языке. Есть приходы с преобладающим составом украинских прихожан. Моноэтнических итальянских общин Русской Православной Церкви в Италии несколько. Богослужения в них совершаются преимущественно на итальянском языке. Если говорить о местных традициях, то в Риме после окончания воскресных богослужений общины обоих храмов, Никольского и Екатерининского, собираются на обед. Эта традиция возникла в настоятельство протоиерея Михаила Осоргина и была связана с тем, что большинство прихожан храма в течение всей недели трудились в итальянских семьях, не имея возможности покинуть работу. Воскресные богослужения и трапеза были для них единственной возможностью почувствовать свое единство с Родиной и пообщаться с соотечественниками.

В отличие от Франции и Италии, Болгария – это древняя православная страна, сохранившая духовное наследие святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В Болгарии сохранилась древняя литургическая и народно-церковная традиция.

Никольский храм в Софии – это единственная Русская церковь в Болгарии (правда, есть еще приписной к Подворью храм святого великомученика Пантелеимона в Княжево). Никольский храм-Подворье – это также Представительство Русской Православной Церкви при Болгарском Патриаршем престоле. Безусловно, Никольский храм как представительство Русской Православной Церкви призван являться образцом русской литургической традиции. Этот храм очень любим православными болгарами. Многие с гордостью говорят: «Я крестился в Русском храме в Софии». Во время богослужений с участием Святейшего Патриарха Болгарского Неофита, митрополитов Болгарской Церкви мы можем совершать богослужения по болгарскому чину, который незначительно отличается от русского. Мы должны помнить, что находимся в пределах Поместной Болгарской Православной Церкви.


Прихожане Никольского храма-Подворья в Софии. 2015 г.

Что касается местных традиций, существует один очень интересный чин – открытие храма утром. У человека могут сложиться непростые жизненные обстоятельства, и он дает обет первым прийти в храм и открыть в нем двери, зажечь лампады как символ того, что у него открывается новый этап в жизни. Эта традиция принята во многих болгарских храмах, в том числе и в нашем.

Особо нужно сказать о традиции наречения имен. В Болгарской Церкви нарекаемые при Крещении имена не обязательно соответствуют тем или иным святым. Это могут быть старинные славянские имена или производные от двунадесятых и великих праздников, которые не носили святые Православной Церкви. Это местная старинная традиция, и мы ее уважаем.

Не так давно праздновали 100-летие Русского Подворья – Никольского храма в Софии. Каким была его история?

– В минувшем 2014 году торжественно отмечалось 100-летие Великого освящения нашего храма-Подворья.

Решение о строительстве храма при российском посольстве в Софии было принято в 1907 году. Существовала традиция: посольские церкви освящались в честь небесного покровителя императора. Наш храм, заложенный при императоре Николае II, был посвящен святителю Николаю Чудотворцу. Закладка его стала праздником, на торжествах присутствовали представители царствующих домов России и Болгарии, члены Синода Болгарской Церкви. Храм был построен по проекту замечательного архитектора М.Т. Преображенского, который был автором проектов православных храмов как в России, так и за границей – в Ницце, Флоренции, Бухаресте и других городах.

Храм был освящен в ноябре 1914 года. По просьбе Святейшего Синода Российской Церкви освящение возглавил митрополит Доростольский Василий в сослужении российского и болгарского духовенства.

После вступления Болгарии в Первую мировую войну в 1915 году храм был закрыт и вновь начал действовать с 1920 года. После революции 1917 году через Болгарию прошли десятки тысяч русских беженцев. Некоторые остались здесь навсегда, некоторые перебирались в другие страны. Никольский храм в Софии был спасительным островком на этом пути, центром духовной жизни первой русской эмиграции. В 1921 году его настоятелем был назначен епископ Богучарский Серафим (Соболев).


С приснопамятным Патриархом Болгарским Максимом. Июль 2011 г.

В 1934 году Болгария установила дипломатические отношения с СССР, и в связи с этим встал вопрос о статусе Никольского храма. Болгарские власти попытались учесть пожелания русской церковной общины. Советские дипломаты заявили, что церковь им вообще не нужна, и сначала высказали идею либо закрыть ее, либо превратить в большевистский музей. В этой ситуации болгарская сторона предложила передать русскую церковь болгарским церковным властям.

Софийский митрополит Стефан предоставил русской православной общине храм святителя Николая на улице Царя Калояна, приход которого перешел в Никольский храм на бульваре Царя-освободителя.

С 1921 по 1952 г. в Болгарии действовало благочиние русских церквей. Сначала – в юрисдикции Зарубежного Синода, а с 1946 года – под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В 1952 г. все русские храмы в Болгарии (кроме Никольского в Софии) перешли под окормление Болгарской Православной Церкви. Никольский храм становится Подворьем Русской Православной Церкви в Болгарии.

Кто-то сравнивает Подворья в братских Поместных Церквах с посольствами в иностранных государствах. Но Подворье – также и приходской храм. Как сочетаются эти «функции»? Кто составляет основную часть прихожан, и на каком языке совершаются богослужения?

– Сравнение Подворья с посольством верно до известной степени. Представитель другой Поместной Православной Церкви – это прежде всего священник, а не чиновник. Основной смысл его служения – укреплять богозаповеданное единство между братскими Православными Церквами.

В нашей деятельности нет политики как ее понимает классическая дипломатия, т.е. нет поиска выгоды и отстаивания отдельных национальных интересов.

Православная Церковь – это единая семья, так что радости и беды одной Поместной Церкви переживаются и разделяются всей Церковной Полнотой.


Мирный визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Болгарию. 27-29 апреля 2012 г.

Действительно, служение представителя Церкви начинается, если говорить светским языком, с вручения «верительных грамот» Престоятелю Поместной Церкви: представитель должен представить ему указ своего Предстоятеля о своем назначении.

Служение представителя предполагает всемерное содействие духовному и культурному, информационному, студенческому обмену между нашими братскими Поместными Церквами, а также участие в богослужениях Болгарской Православной Церкви, посещение отдельных епархий по приглашению правящих митрополитов – проще сказать, Никольский храм-Подворье призван быть духовным «мостом» между нашими братскими Поместными Церквами.


Вручение награды Болгарской Православной Церкви – ордена святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Декабрь 2014 г.

Но вместе с тем при Никольском храме-Подворье существует большая многоэтническая община с преобладающим присутствием русских и болгар, которая требует постоянного пастырского попечения. В храме также служат секретарь Представительства иеромонах Зотик (Гаевский) и клирики Софийской митрополии ставрофорный священноэконом Симеон Минчев и иерей Димитрий Тухчиев.

Богослужения у нас совершаются каждый день. Основной язык богослужения – церковно-славянский. Отдельные апостольские, паремийные чтения и проповеди произносятся на болгарском языке.

На протяжении многих лет настоятелем этого храма был владыка Серафим (Соболев). Как сохраняется о нем память на Подворье? Помнят ли о нем в Болгарии?

– Сказать, что об архиепископе Серафиме помнят в Болгарии, значит не сказать ничего. Здесь перед нами не просто память, а искреннее всенародное почитание. Не будет преувеличением сказать, что он является одним из наиболее почитаемых болгарским народом подвижников.

Владыка Серафим покинул Россию в годы гражданской войны и затем в течение 29 лет управлял русскими приходами в Болгарии. За это время он стал известен как защитник Православия, как подвижник веры и благочестия.

Случаи его молитвенной помощи были и при жизни, и после его блаженной кончины. Архиепископ был погребен в крипте нашего храма, и с тех пор каждый день с утра до вечера туда идет поток людей. Этот поток не прекращался даже в те годы, когда Православная Церковь подвергалась гонениям. Некоторые заходят на минутку попросить благословения владыки перед важным делом, некоторые стоят здесь часами, вымаливая у него помощь в трудной ситуации.

И эти молитвы не остаются без ответа. Помощь люди получают постоянно, мы такие случаи фиксируем, и только за последний год их набралось уже несколько десятков. Некоторые случаи исцелений подтверждаются и медицинскими свидетельствами.

Ежедневно в храме совершается заупокойная лития на месте упокоения архиепископа Серафима, каждый год мы молитвенно отмечаем день его кончины. Подворьем издано его жизнеописание на русском и болгарском языках, а также снят документальный фильм о владыке. Сейчас осталось немного тех, кто помнит его живым, еще меньше тех, кто с ним общался. Мы поставили задачу максимально опросить всех, кто помнит архиепископа, записать их воспоминания. И в целом нам это удалось.


В 2011 году на Подворье торжественно отмечалось 130-летие со дня рождения архиепископа Серафима. Свое приветственное послание в адрес Подворья направил Святейший Патриарх Болгарский Максим (†2012 г.). В ноябре 2014 года мы провели конференцию «Россия и Болгария: образы духовного единства». Одна из секций была посвящена архиепископу Серафиму. И это неслучайно: владыка действительно стал символом, образом глубокого духовного родства между нашими народами – русским и болгарским. Конференция прошла в рамках празднования 100-летия Великого освящения Никольского храма-Подворья.

В феврале нынешнего года мы отметили 65-летие со дня преставления владыки Серафима. Он почил о Господе 26 февраля 1950 г., в Неделю Торжества Православия.

Документы к его канонизации в прошлом году были переданы нами в Синодальную комиссию по канонизации святых Русской Православной Церкви.

Специально для портала «Приходы»

Фото из личного архива архимандрита Филиппа
и с сайта Никольского храма-Подворья

8. НЕСПОСОБНОСТЬ ЛЮБИТЬ

Мало кто из нас, если таковые вообще существуют, счи­тает себя не способным любить. Как бы мы себя ни вели, мы считаем, что действуем из самых справедливых, благород­ных и любящих побуждений. Не все разделяют такое наше мнение о себе, но в этом случае мы считаем, что нас недо­оценивают и судят о нас несправедливо. А вот в других мы легко различаем и осуждаем неспособность любить. Непред­взятый взгляд на проблему показывает, что поведение, ли­шенное любви, в той или иной степени характерно для нас всех. Конечно, у некоторых оно проявляется сильней.

Согласно определению любви всего лишь как привя­занности, мы неизбежно развиваем множество видов любви. В предыдущих главах эти разновидности перечислялись. Но у некоторых привязанности глубже и больше направлены на людей. Ранний жизненный опыт делает многих неуверен­ными в себе, отчужденными и способными во взрослой жизни лишь на поверхностные отношения. Есть люди (таковыми были, например, первые пациенты Фрейда), которые пере­жили такой неприятный опыт в любви, что потеряли всякую способность влюбляться снова. И, разумеется, есть очень много таких, которые любят, скорее, вещи, чем людей, и эта их привязанность к статусу, богатству, достижениям отнимает энергию, которую они могли бы потратить на людей. Хуже всего то, что мы все в годы формирования характера обязательно и часто сталкиваемся с проявления­ми враждебности и учимся испытывать чувство нелюбви и вести себя без любви.

На первый взгляд может показаться, что жизнь младен­ца настолько невинна, что свободна от несовершенств люб­ви, которые преследуют нас позже. В конце концов, разве родители не любят своих детей? Конечно, любят и многое для них делают. Тогда откуда эти несовершенства? Как они возникают в детском опыте любви?

Из книги Настольная книга стервы автора Кронна Светлана

ОН ЖЕНАТ, ЛЮБИТЬ ИЛИ НЕ ЛЮБИТЬ? Если ты считаешь себя Женщиной… Более того, истинной Женщиной. И уж тем более, если хочешь слыть классной стервой, оставь его.Безумно любишь? И он тебя? Все равно оставь. Не смей тащить в свою судьбу чужого мужика. И в постель бы тоже не надо.

Из книги Синдром Мэрилин Монро автора Израэльсон Сьюзен

ГЛАВА 13 Любить себя у любить его, любить себя (вот этот Федот именно тот) «НАЙТИ И УДЕРЖАТЬ»Ну вот, какое-то время ты была предоставлена самой себе, ты успела привыкнуть к такому состоянию, тебе хорошо с самой собой, тебе нравится такая жизнь. Но в твоей голове все чаще и

Из книги Сердце разума. Практическое использование методов НЛП автора Андреас Коннира

Неспособность к усвоению знаний Плохо организованная, построенная наоборот или отсутствующая временная линия может иногда служить причиной неспособности усваивать знания. Например, Мишель, которой был поставлен диагноз дислексия, испытывала трудности в запоминании

Из книги Болезнь как путь. Значение и предназначение болезней автора Дальке Рудигер

Из книги Речь и мышление ребенка автора Пиаже Жан

§ 4. Неспособность к синтезу и соположение Узость поля детского внимания и характер его схематизма имеют еще и другие следствия: они объясняют ряд явлений, в том числе неспособность к синтезу, замечаемую в первых детских рисунках, трудность интерферировать логические

Из книги Воспитание без крика и истерик. Простые решения сложных проблем автора

5 Будем друг друга любить, или Как на самом деле любить своего ребенка Ведь детям кажется, что взрослые знают все и могут ответить на любой вопрос. А мы не знаем, мы на самом деле не знаем. Януш Корчак. Правила жизни Если вы читали книги по детской психологии и воспитанию,

Из книги Как вырастить Личность. Воспитание без крика и истерик автора Сурженко Леонид Анатольевич

Глава 5 Будем друг друга любить, или Как на самом деле любить своего ребенка Ведь детям кажется, что взрослые знают все и могут ответить на любой вопрос. А мы не знаем, мы на самом деле не знаем. Януш Корчак. Правила

Из книги Ментальные ловушки на работе автора Гоулстон Марк

Из книги Как быть счастливой женой? автора Дуплякина Оксана Викторовна

Глава 12 Любить жениха легко и просто, а вот любить мужа нужно учиться Когда приходит влюбленность, девушка думает, что это и есть та самая любовь, что будет длиться вечно.Потом она выходит замуж за возлюбленного, и… через год (у кого-то раньше, у кого-то позже) ее

Из книги Торговля на победу. Психология успеха на финансовых рынках автора Киев Ари

Из книги Устав идиота. Как не потерять мозги в мире шоу-бизнеса и не только автора Норд Николай Иванович

Неспособность к компромиссам и упертость Неспособность к компромиссам и упертость даже при незнании дела - это тоже давно известный признак идиота, особенно если он начальник. Как правило, они скоры на выводы, причем при наличии постоянной готовности пренебречь оценкой

Из книги Психология любви автора Ильин Евгений Павлович

9.3. Неспособность проявлять ласку Как видим, не все люди способны проявлять ласку. По данным проведенного мной опроса, ласка не проявляется в любовных отношениях между взрослыми в 6,4 % случаев (в 11,2 % - мужчинами и в 3,0 % - женщинами). Нередко встречаются и бесчувственные

Из книги ШИЗОИДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И САМОСТЬ автора Гантрип Гарри

III. РЕГРЕССИРОВАВШЕЕ ЭГО, УТРАТА СЕРДЦЕВИНЫ САМОСТИ И НЕСПОСОБНОСТЬ ЛЮБИТЬ Краткое изложение первой и второй глав В первых двух главах была предпринята попытка дать, исходя из внешних проявлений, и переходя далее к внутреннему миру личности, клиническое описание

Из книги На ты с аутизмом автора Гринспен Стенли

Неспособность любить? Вероятно, самый важный миф связан со способностью детей с расстройствами аутистического спектра к любви и формированию отношений, основанных на любви. Когда аутизм был впервые определен как нарушение развития в 1940-х годах, он характеризовался

Из книги Хорошие девочки не получают больших денег и лучших мужчин! автора Финерман Карен

Неспособность к абстрактному мышлению? Еще один миф состоит в том, что дети с расстройствами аутистического спектра неспособны к абстрактному мышлению и умозаключениям. Мы обнаружили, что и это неверно. Не все дети могут подняться до самого высокого уровня абстрактного