Воспитание детей на Руси издревле шло в духе христианских православных традиций. Семья, особенно простая крестьянская семья, была «малой церковью», главном смыслом существования которой было рождение, воспитание и обучение детей. Дети рождались в православных семьях и их воспитывали в лоне православия. Семья была носителем глубоких духовных традиций, детей стремились вырастить и воспитать трудолюбивыми, вежливыми, добрыми и честными. Большое внимание уделялось тому, чтобы воспитать уважение к старшим и послушание перед отцом и матерью. Отец всегда был главой семьи, его слушались беспрекословно, его слово было законом для всей семьи. Отец - добытчик, хозяин. В этом же духе воспитывали и мальчиков.
Девочка - это будущая хранительница очага, хозяйка и мать. Уже с 7-8 лет девочки выполняли посильную работу по дому, ухаживали за младшими братьями и сёстрами. С самого раннего детства девочек учили шить, вязать, рукодельничать, ткать, вести хозяйство и приглядывать за скотом. Взросление девочек шло вкупе с традициями и соблюдалось множество обычаев. Так девочки готовили приданое для будущего замужества. Часть приданого девочка сама шила и вышивала. С 12 лет девочка могла уже быть крёстной матерью для младенца, которого решили крестить. И если к ней обращались с такой просьбой, она не могла отказать. Как известно, крёстная мать готовила крестильный наряд в качестве подарка будущему крестнику. Вот и приходилось ей вышивать крестильную рубаху для мальчика или крестильное платье для девочки, а также готовить другие элементы крестильного набора: чепчик, носочки, полотенчико.
Важным этапом во взрослении девочки был обряд вскакивания в понёву. Понёва - это прообраз современной юбки. До 15-16 лет девочки носили длинные рубахи, и лишь по достижении этого возраста наступал момент, когда в присутствии многочисленных родственников и соседей, проводился специальный ритуальный обряд. Девочка ходила по лавке туда-сюда, а следом ходила её мать с раскрытой понёвой и упрашивала ей вскочить в понёву. Девушка отнекивалась, а потом вскакивала и в того момента считалось, что она становится невестой, и к ней можно засылать сватов.
Каждая девушка боялась остаться одинокой, ведь это сулило несчастье как ей, так и её семье. Такая девушка становилась изгоем и посмешищем в деревне, над ней шутили и издевались. Поэтому девушки обязательно страстно желали выйти замуж. Они молились Пресвятой Богородице, особенно почитаем и любим - праздник Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября), во время которого каждая молодая девушка обязательно просила у Богоматери хорошего жениха. Вскоре после Покрова отмечались праздники покровительниц женского очага, брака и семьи - День Параскевы Пятницы (27 октября) и День Святой Екатерина (7 декабря). А после них наступали Святки, во время которых девушки обязательно гадали, загадывали и верили в то, что в наступающем году они обязательно выйдут замуж за хорошего человека, с которым будут жить долго и счастливо.

Редакция ProDetki любит исторические факты. Нам стало интересно, как раньше относились к на Руси.

Традиции на Руси

Древняя Русь / Фото взято из открытых источников

Воспитанию детей на Руси уделяли особое внимание. Традиции и порядки того времени кардинально отличались от наших. Считалось, что детство является истоком всех качеств взрослого человека и только правильное воспитание определяет то, кем вырастет человек. Большое значение придавалось , обрядам. Взгляд на вопросы воспитания у наших предков был особый: дети росли в строгости и в страхе перед старшими.

Считалось, что детство является истоком всех качеств взрослого человека и только правильное воспитание определяет то, кем вырастет человек.

Семья и дети

Семья на Руси / Фото взято из открытых источников

Как правило, семьи на Руси были большие: в каждой было несколько детей, жили даже целыми родами. В семье была строгая иерархия отношений. Отец являлся главой семейства, авторитетом. Он был главным воспитателем в семье. Из методов воспитания частенько применялась порка и, считалось, что это делается во благо, и, если не бить ребёнка с ранних лет, то он вырастет нехорошим человеком. Если отец не порет ребёнка, он вызывает осуждение, значит он не выполняет свои обязанности. Дети должны были беспрекословно его слушаться, подчиняться его воле. У детей не было права голоса, с их мнением не считались. Пожелания сына принимались в расчёт отцом, пока у него вырастала борода. От матери дети получали образование. Она учила их грамоте, письму, домашнему хозяйству, правилам этикета, добру и уважению. Поэтому образованные невесты имели большую ценность .

Отношение к детям

Воспитание на Руси / Фото взято из открытых источников

На Руси дети рассматривались несколько иначе, нежели сейчас. К ребенку не относились как к самостоятельной личности, считалось, что он всего лишь фундамент для построения человека. Таким образом, с малых лет детей готовили к взрослой жизни. До 3-4 лет вся забота о детях лежала исключительно на матери. Она знакомила их с миром и бытом и уже с раннего возраста мать привлекала дитя к мелкой домашней работе. В последующие годы воспитание мальчиков и девочек значительно отличалось. Из одних воспитывали будущих воинов, кормильцев семьи, из вторых — будущих матерей . С 5 лет девочки активно помогали матери, занимались домашним хозяйством, огородом, приготовлениям пищи, рукоделием. Им прививались истинно женские ценности, верность, уважение. Воспитанием мальчиков занимался отец. Он привлекал их к физическому труду и мелкой работе по своему профилю. А с 12 лет мальчики уже жили отдельно от матери и обучались воинскому делу. После 15 лет дети становились полноправными членами общины. После замужества девушка освобождалась от власти отца. Существовал даже необычный ритуал, когда отец передавал зятю свою плеть, чтобы тот сам воспитывал свою жену. Мальчики продолжали заниматься теми же делами, что и отец, наследовали их ремесло. Девочки, если не выходили замуж, оставались рядом с матерью, занимались хозяйством, рукоделием, помогали растить младших братьев и сестер.

Воспитатели в Древней Руси

Семейные традиции на Руси / Фото взято из открытых источников

Кроме описанных стандартов воспитания в Древней Руси существовали ещё другие формы, где главным воспитателем выступал не родитель, а другой человек. В IX-XI веках процветала такая форма как «кормильство». Применялась среди детей из княжеских семей. В 5-7 лет ребёнка отдавали воспитываться в другую семью, которая подбиралась среди знати. Кормилец становился ребёнку наставником, в его обязанности входило образование ребенка и его воинская подготовка.

Ещё одна, наиболее распространённая форма, существовавшая на Руси — «кумовство», когда детям назначался духовный наставник .

Но такие формы были распространены только среди знати. Дети из простых семей чаще всего воспитывались родителями или иногда «дядьками» . Детей передавали на воспитание дяде, брату матери, в то время как отец занимался воспитанием детей сестры. Если родного дядьки у ребенка не было, его воспитывали соседи.

Основной посыл к воспитанию детей на Руси был призыв к патриотизму, защите ее от врагов, храбрости, отваге, трудолюбию, почтению старших, быть отзывчивыми и добрыми к людям. Именно добро и было основой воспитания, несмотря на то, что методы наших предков нам непривычны и кажутся суровыми.

Воспитание девочек на Руси ══════ஜ۩۞۩ஜ═══════ Воспитание девочек на Руси проходило очень серьёзно. Ведь девушка – это хранительница Рода, хорошая дочь, жена, мать. Хранительница очага, муза и символ, ради которого мужчины защищают Родину, совершают подвиги..

Наш народ издавна говорил: «маленькое дело лучше большого безделья». Этого принципа строго придерживались и в воспитании детей. К десяти годам и мальчишки, и девчонки в крестьянских семьях уже становились самостоятельной «хозяйственной единицей» и имели много обязанностей. Девочек очень рано приучали к посильному труду, даже раньше, чем мальчиков. Так, с 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной. К 10 годам, благодаря «науке» мам, бабушек и других старших женщин в семье, они переходили на новый уровень ответственности. Десятилетняя дочь считалась уже вполне взрослой девушкой со всеми вытекающими отсюда требованиями к ней. Если знакомые и соседи давали девочке-подростку уничижительное определение «непряха», это было очень плохой характеристикой, и на хорошего жениха впоследствии ей можно было даже не рассчитывать.

Как строился процесс обучения? Исключительно на личном примере: обычно мать в процессе домашних либо полевых хлопот показывала и объясняла дочери, как и что она делает, затем доверяла ей выполнять более простую часть работы. По мере усвоения нужных навыков функционал, выполняемый девочкой, усложнялся. Если в 5-6 лет маленькая хозяйка должна была присматривать за цыплятами, то в 10-12 – уже выгонять корову на пастбище и доить ее. Эта поступательность и непрерывность процесса гарантировала высокие результаты обучения. Не бунтовали ли подростки против такого уклада? Разумеется, нет. С одной стороны, трудовые навыки, привитые с самого раннего детства, позволяли им выжить в довольно непростых социальных реалиях, не зря же в народе сложилась поговорка «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь». Детям сызмальства прививали такие понятия как сыновний/дочерний долг, уважение к старости, и осознание того, что семья – это самое главное в жизни, а любой труд на ее благо был уважаем. Что же конкретно должна была уметь деревенская девочка к своему десятилетию? Ее задачи были весьма многообразны, несмотря на кажущуюся простоту крестьянского быта. «Бабий кут». Это «женское царство» у печи. Обычно отделялась от остальной избы занавеской, и сильный пол без крайней надобности старался туда не заходить. Более того, появление постороннего мужчины в «бабьем углу» приравнивалось к оскорблению. Здесь хозяйка проводила большую часть своего времени: готовила еду, поддерживала порядок в «посуднике» (шкафу, где хранилась кухонная утварь), на полках вдоль стен, где стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки, чугунки, в деревянных поставцах с крышками и в берестяных туесах, где хранились сыпучие продукты. Десятилетняя девочка активно помогала матери во всех этих хлопотах: мыла посуду, убиралась, могла сама приготовить несложную, но здоровую крестьянскую пищу. Уборка в доме. В обязанности девочки-подростка вменялось также поддерживать чистоту в доме. Она должна была подметать пол, мыть и чистить лавки, прибитые к стенам и/или переносные скамьи; вытрясать и чистить половики; убирать постель, перетрясать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы. Нередко десятилетние девочки сами справлялись и еще с одной обязанностью – стирали и полоскали белье на речке, а затем развешивали его на просушку. И если в теплое время года это было скорее развлечением, то стирка в проруби зимой превращалась в довольно суровое испытание.

Пестунство. В многодетных семьях «догляд» старших детей за младшими был суровой необходимостью, ведь родители много и тяжело работали в поле. Поэтому девочку-подростка нередко можно было увидеть еще и у люльки, которая крепилась за кольцо к центральной балке потолка («матице»). Старшая сестра, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама занималась рукоделием. Помимо укачивания младенца, к 10 годам маленькая нянька могла сама перепеленать его, сделать соску из нажеванного хлеба, покормить из рожка. И, конечно же, успокоить плачущего малыша, развлечь его песнями, «пестушками» и прибаутками. Если была такая необходимость, то в 10-12 лет девочку могли отдать в няньки – «пестуньи». За летний период она зарабатывала от трех до пяти рублей – сумма, немалая для подростка. Иногда, по уговору с родителями, с няней расплачивались «натурпродуктами»: мукой, картошкой, яблоками, другими овощами и фруктами, отрезами ткани.

Ткачество. Очень важный элемент крестьянской культуры. Ведь всю ткань для одежды, полотенец, скатертей и других предметов обихода крестьяне делали сами, поэтому ее и называли домотканой. Сначала девочку учили наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки-катушки), затем – трепать лен, и прясть из него кудели (нитки). В южных губерниях они еще и чесали шерсть. Обычно всем этим занимались долгой зимой в большой «бабьей» компании. Уже в 5-7 лет девочка овладевала первичными навыками, и отец делал ей личную прялку или веретено – поменьше, чем у взрослых. Кстати, считалось, что собственный инструмент – это очень важно. Свою прялку нельзя было давать подружкам – «спортят», и чужими прялками пользоваться тоже было нельзя, ведь «хороший мастер работает только своим инструментом». Потом девушку обучали работе на ткацком стане, и к 10 годам многие могли уже сами создать пояс или рушник. Первый «хенд-мейд» обязательно оставляли маленькой мастерице, а на следующем этапе она начинала готовить свое приданое.

Помимо перечисленного, девочка в 10 лет помогала взрослым в поле: вязала снопы, собирала колоски, ворошила сено. Еще она занималась огородом, могла пасти корову, козу, гусей, уток; убирала навоз и чистила скотину. В общем, подростковый кризис пролетал незаметно, ведь у взрослеющей девочки просто не было на это времени. Зато трудолюбивая помощница всегда получала поддержку и похвалу от старших, которые жили по принципу «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна». Что умела девочка в 10 лет (без помощи взрослых), живущая в селе век назад? - нянчиться с младшими братьями и сёстрами (кормить их, поить, пеленать, развлекать - с утра до вечера); - принести дрова, очистить печь, топить её; - принести воды из колодца; - варить каши, печь блины, готовить овощи, стряпать пироги и другую выпечку, варить кисели; - сбивать масло; - накрывать на стол, мыть посуду; - подметать пол, мыть и чистить лавки и пол; - вытрясать и чистить половики; - прясть, ткать, вышивать, вязать; - стирать и полоскать бельё на речке, развешивать его; - прибирать постель (в т.ч. вытрясать); - менять лучину, свечи, чистить керосиновую лампу; - кормить и поить всех домашних животных и их детёнышей; - собирать куриные яйца; - доить корову; - сажать, полоть и поливать огород; - собирать в лесу ягоды, грибы, травы и сухие ветки; - убирать урожай на огороде и в поле; - пасти корову, козу, гусей, уток; - возить на коне копны на сенокосе; - удить рыбу.... И это ещё не всё! Некоторые детские обязанности непросто описать, потому что мы этого никогда не делали и даже не видели. Однако не стоит думать, что крестьянские дети на Руси были полностью лишены обычных детских радостей. Младшие девочки играли в «дочки-матери» тряпичными куклами, сами плели для них косы, шили наряды и придумывали украшения. Кстати, считалось, что если девочка охотно играет в куклы, то она будет отличной хозяйкой и матерью. Девочки постарше собирались на посиделки, где болтали, пели, вязали, вышивали и шили. Всех детей – от мала до велика – нередко отправляли в лес собирать ягоды, грибы, травы, хворост, или на речку – удить рыбу. И это тоже было веселым приключением, которое, в то же время, адаптировало их ко взрослым обязанностям.

Так уж вышло, что в моих некоторых моих текстах по разным причинам присутствовали апелляции к тем временам, когда еще существовал Союз Советских Социалистических Республик. Я сознательно старался писать про СССР в относительно нейтральных выражениях, ибо, зная а) активность аудитории журнала UPgrade и б) полярность воззрений этой самой аудитории, не хотел вызывать к жизни полемику, выходящую за рамки эдиториалов о космической гонке и образовании. Так вот, ничего из этой затеи не вышло.

Почему-то изменился качественный состав корреспонденции, которая мне поступает: заметно меньше стало коротеньких сообщений (таких как “рэмо, ты казел! Бесуважения, evilRipper” или “Римо, вы молодец! Я читаю ваши статьи своим внукам!” – оба письма приведены as is), зато теперь не редкость послания и в пятнадцать тысяч знаков.

Тема СССР вызвала бурную реакцию не только людей старшего поколения, которые еще успели пожить в этой стране, но и детей и подростков в возрасте от 12 и старше. В массе своей эта часть наших читателей, безусловно, прекрасно разбирается в компьютерах и всем, что с ними связано, но в то же время несколько смутно представляет себе, как вообще устроен мир и уж тем более как он был устроен тридцать лет назад – еще до их рождения.

Среди прочих читательских мнений недавно я получил гневное письмо, полное мата и орфографических ошибок. Его автор, честно признавшись, что во времена СССР пожить не успел и что “ничего об этой проклятой стране не знает и знать не хочет”, начал мне рассказывать всякие странные, на мой взгляд, вещи. Пересказывать их все смысла нет, письмо это публиковать целиком тоже нельзя, так как если оттуда вынуть мат, то письма не останется, но одна вещь меня особенно зацепила. Автор радостно сообщил, что ждет не дождется, когда, наконец, эту богом проклятую землю (читай – Россию) оккупируют войска какой-нибудь продвинутой страны и наведут здесь закон, порядок и демократию (впрочем, эту чудную идею я уже где-то слышал не раз). Ну и по ходу дела он обильно полил грязью всю научную школу Союза (дескать, вот тупые бараны, фундаментальными исследованиями занимались, а нормальных игровых автоматов у населения не было), но это уже так, семечки.

Никто не спорит с тем, что СССР был другой страной. Принципы жизни в нем отличались от теперешних, мерила успеха были иные, и системное лицемерие тоже проявляло себя по иным поводам. В СССР было все: коррупция, преступность, несправедливость, глупость, алчность – никто не говорит, что в Союзе был сплошной шоколад. Но. Какой бы ни была эта умершая страна, нельзя забывать про две вещи: во-первых, это действительно была великая держава (какой бы ценой этот статус ни был завоеван), а во-вторых, это была наша страна. Российская Федерация продолжает историю СССР в той же мере, в какой СССР являлся продолжателем истории Российской Империи. И возраст в пятнадцать лет не повод, чтобы называть уродами граждан старшего поколения своей страны просто потому, что iPhone сделали в Соединенных Штатах.

Территория Российской Федерации очень интересует всех. У нас есть ресурсы – какие угодно, у нас есть пресная вода – довольно много, у нас пока есть люди. Все это можно использовать, и уверяю вас, о юные максималисты, никто ваши интересы в процессе этого использования учитывать не будет. Скорее всего, вас просто растопчут вместе с вашими мечтами о большой тачке и телке с крутыми буферами.

Хочется тебе, родной, оккупацию РФ продвинутой страной? Нужен порядок, который поддерживается профилактическими бомбежками? Или, как вариант, какой-нибудь полицией нравов с ножиками длиной в руку? Из-за таких, как ты, у нас в теории есть шансы получить и то, и другое.

Чтобы ситуация пошла в гору, нужно делать очень простые вещи, но их нужно делать, причем в первую очередь тем, кто молод и у кого есть силы. Старшие поколения и так в загоне, мое поколение разные люди называли “потерянным”, и я с ними согласен, ибо таким падежом сверстников в мирное время похвастаться, наверное, ни один другой возраст не может. Поэтому вся надежда на вменяемую молодежь.

Чтобы не было противно ходить по улицам, на улицах не надо гадить. Чтобы в подъездах было светло, чисто и не воняло мочевиной, достаточно перестать писать в шахты лифтов и разбивать из молодецкой удали лампочки. Кто-то третьего дня безо всякой причины оторвал зеркало у моей машины. Ну вот скажите мне, какой образ мыслей должен быть у человека, чтобы не полениться, подойти к мирно стоящему в сторонке автомобилю и оторвать выступающую деталь? Ее же даже продать нельзя, она отломанная.

Советы профессора Преображенского (“Собачье сердце”, Михаил Афанасьевич Булгаков) никто не отменял. Разруха в головах! И если есть сейчас дети, которым искренне кажется, что решение их личных проблем на территории России возможно исключительно силами оккупационных войск, то надо что-то срочно делать.

СССР – это не хорошо и не плохо. Это данность. Но помимо данности это еще и наше прошлое, наша история, наши предки и в какой-то степени наше будущее. Ибо история – это процесс непрерывный, и многие из тех вещей, которым, как кажется, еще только предстоит случиться, на самом деле произошли давно – еще тогда, когда Россия называлась Союзом Советских Социалистических Республик.

Р. S. Все вышесказанное, безусловно, не относится к подавляющему большинству наших юных читателей, которые, как показывает многолетний опыт, несмотря на разницу во мнениях, абсолютно адекватны и, что тоже немаловажно, быстро учатся правильному.