В качестве эпиграфа – случай из жизни. Восьмилетняя Варя, дочь моей коллеги – девочка с пытливым умом, очень музыкальная – вернулась из школы потрясенная. Дети на занятиях слушали “Детский альбом” Чайковского и постигали историю создания сборника. Не поужинав, Варя бросилась скачивать все 24 пьесы.

Весь вечер их слушала, а потом пришла делиться впечатлениями: “Мама, как ты думаешь, “Болезнь куклы” – это веселая или грустная музыка?” – “Наверное, грустная”. – “Ха! Это ты еще “Похороны куклы” не слышала!”

Со временем музыка была усовершенствована. Люди научились сочетать лучшие ритмы, мелодии, гармонию, нюансы и тембры, чтобы произвести самые разнообразные эффекты как в своей аудитории, так и в себе. Оливер Волк Сакс, английский невролог, автор многочисленных книг о своих пациентах. Музыка обладает большей способностью вызывать более сильные эмоции, чем живопись. Это один из выводов исследования, в котором принял участие Мадридский университет Комплутенсе.

В первом из тестов участники созерцали и слушали 52 живописных произведения и 52 музыкальных фрагмента отдельно и случайным образом, чтобы указать степень счастья, которая пробудила их, и уровень волнения или спокойствия. Избранные произведения представляли разные эпохи и культуры Востока и Запада.

Ровно восемьдесят лет назад молодой американский композитор Сэмюэл Барбер принялся за написание квартета для струнных. Вторая часть этого произведения была признана нашими современниками (аудиторией BBC) “самым печальным произведением классической музыки”.

Мы создали свой душераздирающий плейлист, от которого захочется свернуться калачиком на кухонном полу и плакать в полотенце. Итак, представьте жизнь в оттенках сепии.

Что касается живописных работ, то наиболее ценными были Трамсито де ла Вирген, художник-барокко Хосе Антолинес и Росас Ван Гогом. Картина, которая вызывала наибольшее недовольство, заключалась в том, что Сатурн пожирал своего сына, Гойю, но к моменту убийства присоединился к большому волнению, как саундтрек к фильму «Психо», Хичкок.

Во втором тесте музыка и живопись были объединены с учетом их аффективной ценности и оценки того, как оба влияют друг на друга, а также на аффективные изменения, которые произошли. В команде было 32 видеоролика, в которых 32 произведения искусства были объединены с 32 фрагментами звука. «Самое поразительное, что взаимодействие между музыкой и живописью - это не тот же тип», - говорит автор.

Сэмюэл Барбер: Адажио

Летом 1936 года 26-летний Сэмюэл Барбер, проводя каникулы в Европе, задумал струнный квартет. Molto allegro e appassionato – первая часть, Molto adagio – вторая, Molto allegro – Presto – третья часть. Молодой человек рассчитывал на исполнение в кругу друзей. История распорядилась иначе, и Adagio, оркестрованное композитором и отосланное Артуро Тосканини, принесло своему автору оглушительную славу, правда у признания была и обратная сторона – тяжелейшая депрессия.

По результатам, приятная музыка не влияет на неприятную картину таким же образом. Например, музыка увеличивала приятную ценность картины, но при оценке влияния живописи на музыку этот эффект не возникал. «Неприятная картина теряет эту ценность в сочетании с очень приятной музыкой», - говорит Кампос-Буэно.

Исследование, опубликованное в «Испанском журнале психологии», показывает, что музыка возбуждает нас больше, чем живопись, несмотря на то, что значительная часть наших мозговых ресурсов для обработки стимулов посвящена присутствию на визуальном, а не в других сенсорных модальностях, - говорит эксперт.

Впервые Адажио прозвучало в 1938 году на радио силами Симфонического оркестра NBC под управлением Тосканини. Критика была неоднозначной.

“Аутентичная, скучная, серьезная музыка – совершенный анахронизм, вышедший из-под пера человека 28 лет от роду в 1938 году нашей эры!”

– цитирует американский журналист Алекс Росс бескомпромиссную Эшли Петтис из Федерального музыкального проекта.

Команда, созданная нейробиологами и музыкантом, исходит из Мадридского университета Комплутенсе, Профессиональной консерватории музыки Аликанте, Университета Ильса Балерса, Университета Тюбингена и больницы Сан-Камило. Для этого будут применены инструменты, способствующие музыкальной риторике и традиционным музыкальным формам.

Ключевые слова: музыкальная группа - хор - музыка - кино - ретурика. В фильме подчеркивается Жан-Батист Маунир, которому во время съемок было всего 12 лет, солист с необычайной интерпретационной красотой в белом голосе. То, что будет обсуждаться в этом письме, - это развитие, которое музыка берет на протяжении всего фильма, поскольку весь фрагмент основан только на трех песнях.

Композитор из крошечного местечка Вест-Честер, штат Пенсильвания, создал икону всеобъемлющей скорби. Оно заняло прочное место в галерее самых значительных ее воплощений. При этом не отрицалось и прагматическое применение барберовского шедевра: он многократно исполнял функцию реквиема – по монаршим особам, политикам, голливудским светилам.

Объясняется обмен темами, их оркестровые вариации, темп и полифоническая плотность и их вклад в музыкальные сцены. Функции и положения музыки в фильме. Если во всех фильмах, говорит Мишель Чион, звук звучит как «суперкадр» кадра, который является образом, мы должны учитывать тогда, что в музыкальном фильме эта пропорция иерархизирована. В этом фильме мы находим столько оркестровой музыки, сколько хоровой и симфонической хоровой музыки. Оркестровые темы берутся из кораллов и появляются сначала, как музыка сопровождения.

Кораллы, уже представленные оркестром с самого начала фильма, будут представлены позже, как экранная музыка. Когда музыка сопровождается, говорят, что она выключена или яма. Напротив, для хора деноминация будет в оппозиции к нему. Чион называет это визуализированным прослушиванием, поскольку он сопровождается видением источника звука. В случае с хорами мы также находим тему, которая ссылается на временный диахронизм. Кусок слышен в первый раз, и когда началась первая музыка в 3'36 '' действия. В этой сцене один из первых, двух из бывших детей, теперь взрослых, из реформаторов, где будет проходить акция, они встречаются и начинают вспоминать это время.

В 1945 году, в день смерти 32-го президента США Франклина Рузвельта звучало именно Адажио Барбера.

Не трудно догадаться, что композитор настрого запретил исполнять Адажио на собственных похоронах, желая хотя бы в смерти отбросить довлеющий ком, как ему казалось, необоснованной славы.

Один из виднейших американских музыкантов XX века, композитор яркого мелодичного дара под атакой эмоций в 1964 году уничтожил партитуру своей Второй симфонии, посвященной Американской авиации – войскам, в которых он служил во время Второй мировой войны. Произведение было восстановлено по сохранившимся отдельным голосам. Ощущение, что пик композиторской карьеры случился слишком рано, и последующие произведения останутся в тени Адажио, разъедало Барбера.

В этом случае они помнят это как нечто, что в итоге дало хорошие результаты, поэтому появляется этот лейтмотив желаний. Позднее мы объясним, что это за лейтмотив. Музыка будет услышана полностью, так как сцена продолжается ночью, когда учитель читает сочинения и удивляется студентам, которые являются его учениками. Вот намек на будущее. Согласно Чиону, музыка в выключенном состоянии не зависит от времени и пространства, но в то же время общается со всеми моментами и всеми пространствами фильма, но позволяет им существовать отдельно и отчетливо.

Новое поколение открыло Адажио в оскароносной киноленте “Взвод” Оливера Стоуна, где свою первую серьезную роль сыграл Чарли Шин.

Киноиндустрия поспособствовала тому, что в один прекрасный момент Адажио, точнее его замиксованная ди-джеями версия, зазвучала в ночных клубах. Пионеры клубной музыки сочли гипнотические гармонии Барбера привлекательными.

Есть также проблемы, которые начинаются как музыка ямы, а затем становятся экранной музыкой или, наоборот, темами, которые начинаются как экранная музыка, а затем следуют за действием, когда музыка выключена. Примером этого отрывка является момент, когда хор детей интерпретирует первый коралловый ласка океана. Но через несколько секунд сцена движется во внутренний двор реформатора, где дети теперь играют индейцев или бросают парашютных марионеток.

Коралл продолжает звучать, но из-за границы истории, сопровождающей его. От музыки сцены к музыке ямы. Контекстуализация музыкальной группы фильма «Лос-хорутас». Начнем с короткого упоминания аргументации фильма о размещении музыки в контексте. История происходит в реформаторстве во французском городе в 40-х годах. Существует очевидный дисциплинарный закон, который соответствует реакции со стороны властей на любые действия, предпринимаемые детьми. Что это значит? Если в случае ненадлежащего действия, совершенного одним из детей, автоматически произойдет соответствующее наказание.

Несколько лет назад американский журналист Томас Ларсон посвятил Адажио целую книгу – “Самая грустная в мире музыка”. Автор говорит о ней как об “интимной истории одного музыкального произведения”.

Томазо Альбинони: Адажио соль-минор для струнных, органа и скрипки соло

Мастер эпохи барокко, создатель десятков опер (большая часть утеряна во время бомбардировки государственной библиотеки в Дрездене), венецианский специалист в области инструментальной музыки не имеет отношения к Адажио. В биографии Альбинони множество лакун. Однако известно, что одной из самых удачных мистификаций в музыкальной культуре XX века мир обязан Ремо Джадзотто, автору ряда композиторских биографий и книг по истории музыки.

Этот закон не приводит к высшей инстанции, это чисто конъюнкция противоположностей. Вот как дела решаются в реформаторстве до тех пор, пока приход нового преподавателя не приведет к изменению. Новый префект, непрофессиональный музыкант, решает добавить общинное предприятие к деятельности группы студентов: создание хора из его основ. Эта деятельность станет общей целью всей группы, которая позволит детям забыть на мгновение сами по себе, как отдельные лица, не связанные друг с другом в стремлении к общей, общительной цели.

Общественность может думать, что только искусство способно производить это состояние. Итак, давайте посмотрим, что происходит во время строительства здания, а не из-за чего-то великого мастера современной музыки - Кармело Сайты - использовали аналогии между контрапункт и размещение кирпичей при строительстве стены. Этот новый контекст будет охватывать предыдущее предложение реакции действий, которое было предложено, как правило. Теперь целью является хор, и все делается по его словам, его построению, продвигать его вперед, улучшать его, обновлять.

По одной из версий, у него в руках оказались крошечные фрагменты рукописи из второй, медленной части неизвестной сонаты, принадлежащей Альбинони. По басовому голосу и нескольким фрагментам мелодии итальянец восстановил всю середину произведения и опубликовал нотный материал в 1958 году, приписывая авторство своему знаменитому соотечественнику. Однако в 1965 году Джадзотто объявил, что Адажио написал он сам.

До тех пор у заключенных не было ничего подобного: зачем вставать каждый день и каждый раз делать что-то новое, что-то лучше для каждого, а не только для одного. Если вы одиноки, ветка легко ломается руками. Многие ветви вместе в группе невозможно сломать. Из этого нового контекста вся окружающая среда будет проникнута, обращаясь к старым мастерам и сотрудникам реформатора, включая режиссера, который предстает перед плохим парнем фильма. Студенты все больше и больше становятся готовить в своих интерпретациях, расширяя хоральный репертуар, удивляя учителя.

Во всей этой эпопее слишком много неизвестных. Джадзотто никогда не предъявлял общественности свою находку. Записи о его контактах с Дрезденской библиотекой отсутствуют – утверждают одни. Критик не мог не работать систематически с саксонскими каталогами в Дрездене, так как занимался написанием монографии, посвященной Альбинони – возражают другие.

Конечно, в середине сюжета будут конфликты, которые приведут к увольнению наставника. Но ваш вклад в жизнь этих детей будет несмываемым. Мы рекомендуем смотреть фильм для получения более подробной информации о его аргументе, если это интерес читателя. Мы считаем, что для того, чтобы описать, как была создана музыкальная группа фильма, нет необходимости углублять повествование, достаточно сказать, что музыка будет выделять и отражать два противоположных климата, первый - страх, а второй - надежда Сострадание - это путь от одного к другому.

Оттуда выйдут три самые важные музыкальные темы работы. Для Декарта связь между внешним миром и физиологическими процессами носит механистический характер. Таким образом, музыка передает свои количественные пропорции воздуху, затем воздух участвует в музыкальных свойствах аналогично; Эти пропорции входят в организм через ухо, они вступают в контакт с животными животными, которые, в свою очередь, возбуждают соответствующее настроение.

Так или иначе Адажио получило широчайшую популярность. Итальянский дирижер Ино Савини (1904-1995) оркестровал Адажио и сам впервые исполнил его в чешском городе Острава в 1967 году с Филармоническим оркестром Яначека. Аккордовое шествие, поддерживаемое органом, скорбные струнные, безысходная тема у сольной скрипки, трагическая нота произведения с идеей прощания, моментом необратимости – все это оценили по достоинству рокеры, поп-звезды разной величины. Тонны ремиксов штурмом брали вершины всевозможных хит-парадов.

Каждый режим, каждая тональность, каждый мелодический интервал, каждый ритмический мотив, темп, кристаллизованные музыкальные формы, инструментальные тембры, все будут пересекаться с идеей, что они могут генерировать в человеке какую-то страсть. Не только музыка, которая служила тексту, могла перемещать чувства, но также и таким же образом инструментальная музыка могла бы ее достичь. Следует уточнить, что речь идет не о представлении страстей от музыки, а о телесных действиях, которые они породили в теле.

То есть, если то, что лечилось, было грустью, поза по традиции была воспоминанием, с затененным лицом и т.д. эти эффекты на организм были тем, что нужно было перевести на музыку. В качестве примеров кодирования, в которых музыка была объектом, мы упомянем о некоторых последствиях, которые применяли старые моды в плане привязанностей. Напротив, фригийский режим, сформулированный в масштабе того, что мы могли бы назвать естественным, перемещался в ядро. Что касается тональности, то они также были каталогизированы несколькими авторами.

При этом Адажио Альбинони на тех же основаниях, что и Адажио Барбера, прочно обосновалось в плейлисте траурных церемоний.

Lacrimosa из Реквиема Моцарта

На этот раз мы имеем дело непосредственно с ритуальной музыкой – заупокойной мессой на канонический текст.

Хуан Якобо Руссо добавит величие этому списку страстей. Что касается мелодических интервалов, то было сделано несколько каталогов. В рассматриваемом вопросе причина, которая настроена, увеличивается и медленно падает, предположительно, оба эффекта в аудиторе. В барокко эти идеи были выполнены многими многочисленными композиторами, Хуаном Себастианом Бахом, Джорджем Телеманом, Доманико Скарлатти. Следуйте спорам о том, имели ли они успех в этих методах или были только теориями. Вопрос останется открытым, что мы можем подтвердить, так это то, что влияние этих правил достигло наших дней, изменяя себя через каждый исторический период.

“Плачевен тот день, когда восстанет из праха для суда грешный человек. Так пощади его, Боже, милосердный Господи Иисусе! Даруй ему покой. Аминь,”

– поется в части Lacrimosa. Как и в случае с Адажио Альбинони-Джадзотто, здесь встает вопрос авторства. Как известно, венценосный Моцарт не успел дописать реквием. По мистическому совпадению, это оказалось его последнее творение. Вольфганг Амадей скоропостижно скончался и был похоронен на кладбище Святого Марка в Вене в общей могиле вместе с бродягами и нищими.

В Lacrimosa Моцарту принадлежат только восемь тактов, и никаких сенсаций в этом факте нет. Даже учащийся музыкальной школы в подробностях может рассказать об ученике австрийского гения – Франце Зюсмайере, благодаря таланту которого одно из самых часто исполняемых произведений Моцарта получило свое завершение.

Тема соавторства очень щекотлива для сферы классической музыки в целом. Существует множество примеров неоконченных сочинений, к которым подступались как современники композиторов, их ближайшие единомышленники, так и исследователи из других эпох – фрагменты партитур попадали к ним в руки столетия спустя. Каждый подобный опыт рассматривается сугубо индивидуально.

Реквием, дописанный Зюсмайером, не мог не избежать полемики. Краеугольный камень в таких дискуссиях неизменен: обсуждается в первую очередь соотношение масштабов дарования автора и личности, предлагающей свою законченную версию изначального замысла.

Условно их можно разделить на две группы антагонистов. Первые воспринимали Зюсмайера как музыканта, который если и не поднялся на одну ступень со своим великим учителем, то остановился в двух шагах. Другие, напротив, критиковали Зюсмайера за легковесность и эпигонство.

При этом как в случае с реквиемом, так и с другими неоконченными произведениями, не исключено появление и других редакций и в наше время. Например, для одного из фестивалей современного искусства “Территория” деятельный Теодор Курентзис поручил ныне живущим композиторам написать свою, авторскую версию финала Реквиема Моцарта.

Генри Перселл: “Дидона и Эней”, финал

Опера английского композитора Генри Перселла занимает одну из первых строчек в категории самых популярных барочных опер. В основе либретто – пьеса “Брут из Альбы, или Очарованные любовники” поэта Наума Тейта и эпическая поэма Вергилия “Энеида” (цитата “Бойся данайцев, дары приносящих” как раз оттуда).

Главный герой – странствующий троянец Эней, потомок царей, любимец богов – Афродиты и Аполлона. Отважного воина, потерпевшего у берегов Карфагена кораблекрушение, радушно встречает царица Дидона. Перселл лишает свою героиню переживаний счастливой любви, оставляя ей только мрачные минорные арии: в первой тревожной Ah Belinda I am Pressed with Torment – предощущение неминуемой беды, скорого фатального свершения. Функции рока берут на себя ведьмы, разрушающие кажущееся благополучие влюбленных.

Подосланный дух в облике Меркурия заверяет Энея в необходимости продолжить путь в Италию. Повинуясь, герой велит своей команде собираться в дорогу и покидает Дидону. Гордая царица решает покончить с собой.

Dido’s Lament (When I am Laid in Earth) или “Плач Дидоны” – трагическая кульминация оперы. Дидона прощается с жизнью. “Лебединую песнь” интерпретируют очень по-разному. К примеру, чернокожая дива Джесси Норман в партии Дидоны – глыба, настоящая амазонка, способная сокрушить любые враждебные силы, будь то сам дьявол во плоти. Ее образ царицы Карфагена создан в сумрачных тонах, в нем ощущается связь с потусторонним миром.

Трудно поверить, что обладающая такой мощью духа женщина может проявить слабость.

Густав Малер: симфония №10

Шел 1910 год. Неизлечимо больной, предчувовавший близость своего ухода, Густав Малер работал над Десятой симфонией. В ней – прощание с жизнью. Смерть дышала ему в затылок. 18 мая 1911 года Малера не стало. 22 мая его похоронили на кладбище под Веной – в местечке Гринцинг.

Общественность узнала о существовании рукописи Десятой симфонии много лет спустя после кончины ее автора. Малер представлял себе пятичастную структуру с говорящим названием Purgatorio (“Чистилище”) в середине. Однако в достаточной степени проработано только Adagio, открывающее симфонию.

Дирижер Леонард Бернстайн, с которого в XX веке началась эпоха Ренессанса для музыки Малера, придерживался мнения, что невозможно принять любую из созданных позднее реконструкций Десятой (а такие попытки предпринимались). Многие современные музыканты разделяют эту точку зрения, при этом подчеркивая, что Adagio свидетельствует о новом для композитора творческом этапе, о новых стилистических решениях.

Это только крошечная часть плейлиста. Мы предлагаем в него включить также:

Клаудио Монтеверди – Lamento della Ninfa, Lasciate mi morire
Джакомо Пуччини – “Тоска”, романс Каварадосси E lucevan le stele из третьего акта, финал оперы
Вольфганг Амадей Моцарт – Концерт №23 для фортепиано с оркестром, вторая часть
Эдвард Григ – “Пер Гюнт”, “Смерть Озе”
Франц Шуберт – вокальный цикл “Зимний путь”
Густав Малер – Адажио из Девятой симфонии, Адажио из Третьей симфонии, Адажиетто из Пятой симфонии, “Песнь об умерших детях”
Георг Фридрих Гендель – Сарабанда ре-минор
Дмитрий Шостакович – Симфония №5, Largo
Петр Чайковский – Симфония №6 (“Патетическая”) Adagio lamentoso
Филип Гласс – The poets Act
Сергей Прокофьев – Смерть Джульетты из балета “Ромео и Джульетта”
Витольд Лютославский – Lacrimosa
Иоганн Себастьян Бах – Komm susser Tod
Арво Пярт – Cantus памяти Бриттена для струнного оркестра и колокола
Арво Пярт – Da Pacem Domine
Эдуард Элгар – Sospiri
Эдуард Элгар – Серенада для струнных, вторая часть
Рихард Штраус – “Метаморфозы”
Валентин Сильвестров – Симфония №6

Вызов различных эмоциональных состояний возможен не только произвольно путем оживления в представлениях тех или иных эмоциогенных ситуаций, но и с помощью музыки. Еще в Древнем Вавило ¦ не жрецы-музыканты знали об облегчающем значении для скорби плачевных песен и исполняли их при траурных церемониях. Эмоциональное переживание как основное условие восприятия музыки также отмечалось философами и врачами Древней Греции (Аристотель, Платон, Гиппократ). Аристотель писал, что «...музыкальные лады существенно отличаются друг от друга, так что при слушании их у нас появляется различное настроение и мы далеко не одинаково относимся к каждому из них; так, например, слушая одни лады, мы испытываем более жалостное и подавленное настроение, слушая другие, менее строгие лады, мы в нашем настроении размягчаемся; иные лады вызывают в нас по преимуществу среднее, уравновешенное настроение; последним свойством обладает, по-видимому, только один из ладов, именно дорийский. Что касается фригийского лада, то он действует на нас возбуждающим образом». (1911, с. 367-368). Об этом же говорили и многие композиторы (Л. ван -Бетховен, Ф. Мендельсон, Д. Д. Шостакович). П. И. Чайковский (1878) отмечал, что музыка передает все то, «для чего нет слов, но что просится из души и хочет быть высказано».
Влияние музыки на эмоции человека отражено и А. С. Пушкиным, вот как он описал влияние церковной музыки на Сальери в раннем детстве:
Ребенком будучи, когда высоко Звучал орган в старинной церкви нашей, Я слушал и заслушивался, слезы Невольные и сладкие текли1.
В. М. Бехтерев считал музыку властительницей чувств и настроений человека. Поэтому в одном случае она способна ослабить излишнее возбуждение, в другом -перевести из грустного в хорошее настроение, в третьем - придать бодрость и снять усталость.
" Пушкин А. С. Моцарт и Сальери. Собр. соч. в 10-ти т. Т. 4. - М.: Художественная литература, 1960. -С. 323.
Библейский сюжет: Савл, от которого отступил дух Господень, повелел своим слугам найти и привести к нему человека, хорошо играющего на гуслях. Пришел к нему Давид, понравился ему и стал его оруженосцем. И когда Давид играл - отраднее и лучше становилось Савлу, и злой дух
отступал от него.
Правда, имелась и другая точка зрения, согласно которой музыка воспринимается не столько эмоционально, сколько интеллектуально. Один из представителей эстетики Э. Ганслик (1895) писал: «Больше всего чувствует при слушании музыки профан, меньше всего - образованный художник» (с. 144). По его мнению, музыка становится наслаждением тогда, когда слушатель находит удовлетворение в отгадывании намерений композитора, констатируя как ожидания оправдываются или приятно обманываясь в них. Очевидно, что речь идет о разных уровнях восприятия музыки, что вызывает и разный эмоциональный отклик. Как показал И. Глебов (1930), у профессиональных музыкантов восприятие музыки углубляется за счет интеллек-
туальных операций «осмысления звучания». Б. М. Теплов (1947) писал, что восприятие музыки идет через эмоцию, но эмоцией не кончается. Для него музыка - это эмоциональное познание. В свете сказанного развитие способности воспринимать музыку и переживать всю гамму человеческих эмоций является важной задачей музыкального воспитания детей.
Роль музыки в эмоциональном развитии человека и формировании черт характера рассматривалась еще древнегреческими философами. В средние века эта проблема изучалась в русле теории аффектов, устанавливающей связь между эмоциональными явлениями человека и способами их отражения в музыке.
Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки (ритма, тональности) показало их способность вызывать определенные эмоциональные состояния человека. Минорные тональности обнаруживают «депрессивный эффект», быстрые пульсирующие ритмы и консонансы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, «мягкие» ритмы и консонансы успокаивают. В нашей стране и за рубежом было проведено большое количество исследований по влиянию музыки на физиологические функции организма. Был сделан вывод, что сердечно-сосудистая система заметно реагирует на музыку, когда она доставляет удовольствие и создает приятное настроение: пульс замедляется, усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление. При раздражающем же характере музыки сердцебиение учащается и становится слабее. Стали говорить о кодировании эмоций в музыке, о музыкальной эмоции, которая может быть представлена в виде различных формул.
По мнению В. И. Петрушина (1988), кодирование музыкальных эмоций и отнесение различных произведений к выражению эмоций одной и той же модальности можно осуществить при помощи системы координат, изображенной на рис. 10.1.

Путем экспертных оценок автором была составлена таблица музыкальных произведений, выражающих сходное эмоциональное состояние (табл. 10.1).
Из представленных данных следует, что одна и та же мелодия, в зависимости от того, как она будет исполнена: в мажорном или минорном ладу, быстром или медленном темпе, будет передавать разные эмоции.
Объяснение этому, возможно, состоит в том, что правое полушарие, кроме того, что оно связано с отрицательными эмоциями, специализируется в анализе частотно-и амплитудно-модулированных стимулов, а левое, связанное с положительными эмоциями, в опознании ритмической структуры сложных звуковых сигналов. Отсюда музыка, в которой большая роль принадлежит частотно-амплитудной модуляции, в большей мере будет адресована к правому полушарию и связанным с ним эмоциям, а музыка, в которой значительное место отводится ритмическим звуковым сиг-
Таблица 10.Обобщенные характеристики музыкальных произведений, выражающие сходные
эмоциональные состояния

Основныепараметры музыки (темп и лад) Основное настроение Характеристика Названия произведений
Медленная мажорная Спокойствие Лирическая, мягкая, созерцательная, напевная, элегическая Бородин. Ноктюрн из струнного квартета; Шопен. Ноктюрн фа-мажор (крайние части); Его же. Этюд ми-мажор (крайние части); Шуберт. Аве Мария; Сен-Сане. Лебедь.
Медленная минорная Печаль Сумрачная, трагическая, тоскливая, гнетущая, унылая, скорбная Чайковский. V симфония, вступление; Его же. VI симфония, финал; Григ. Смерть; Шопен. Прелюдия до-минор; Его же. Марш из сонаты си-бемоль-минор.
Быстрая минорная Гнев Драматическая,взволнованная,тревожная,беспокойная,мятежная,гневная,отчаянная Шопен. Скерцо № 1 этюд № 12, соч. 10; Скрябин. Этюд № 12, соч. 8; Чайковский. VI симфония, 1-я ч., разработка; Бетховен. Финалы сонат № 14, 23; Шуман. Порыв.
Быстрая мажорная Радость Праздничная, торжественная, ликующая, бодрая, веселая, радостная Шостакович. Праздничная увертюра; Лист. Финалы рапсодий № 6,12; Моцарт. Маленькая ночная серенада, финал; Глинка. Руслан и Людмила, увертюра; Бетховен. Финалы симфоний №V, IX
евому полушарию и связанным с ним эмоциям.
Это предположение, высказанное Л. П. Новицкой (1984), нашло некоторое подтверждение в проведенном ею эксперименте. Так, классическая музыка, в которой выражена частотно-амплитудная модуляция, вызывала у слушателей приятную легкую грусть в сочетании с радостным оживлением, приливом сил, воодушевлением, оптимизмом. Рок и диско-музыка, характеризующиеся ритмичностью, вызывали либо сверхвеселое настроение, либо раздражение и тоску.
Ю. А. Цагарелли (1981) изучал, какая музыка - классическая или джазовая -эффективнее снимает послеэкзаменационное психо-эмоциональное напряжение. Оказалось, что первая имеет явное преимущество. После нее зафиксировано снижение психо-эмоционального напряжения у 91 % студентов. При этом у 71 % студентов уровень напряжения снизился до фонового и ниже.
Под влиянием джазовой музыки снижение эмоционального напряжения было зафиксировано только у 52 % студентов. При этом ниже фонового снижение было
10,3. Вызов Желательных эмоций лишь у 19 % студентов, а у 48 % было даже повышение эмоционального напряжения. В этом отношении отдых без прослушивания джазовой музыки оказался для студентов контрольной группы даже эффективнее: через 2,5 минуты эмоциональное напряжение понизилось у 75 % студентов, причем у 33 % до и ниже фонового уровня.
Ю. А. Цагарелли показал также, что незнакомая классическая музыка снижает эмоциональное напряжение больше, чем знакомая.
По данным Л. Я. Дорфмана (1981), влияние музыки на эмоциональное возбуждение человека зависит от силы-слабости нервной системы. У «сильных» активация возрастает по сравнению с фоном при любой музыке (медленной и быстрой минорной, медленной и быстрой мажорной), а у «слабых» - при быстрой музыке любого лада.
Как показала Л. Р. Фахрутдинова (1996), возникновение эмоции того или иного знака зависит от привычной (для данной культуры) или непривычной музыки. Привычная музыка вызывает в основном положительные эмоциональные переживания (удовольствие, радость, блаженство, счастье), либо печаль, грусть, непривычная музыка - эмоционально-отрицательно окрашенные состояния (апатию, усталость, вялость).
Учитывая влияние музыки на эмоциональную сферу человека, а влияние последней на его здоровье, в настоящее время все больше развивается такое направление, как музыкотерапия (Schwabe, 1972; Kohler et al, 1971, и др.).
Музыкальной терапией занимались врачи в Древней Греции, например Гиппократ. Пифагор тоже считал, что музыка способствует здоровью, влияя на настроение человека: одни мелодии действуют против уныния, другие против гнева, раздражения. Арабские врачи использовали музыку для улучшения настроения больного, что было важно для успешного лечения. Авиценна рекомендовал страдающим меланхолией развлекаться прослушиванием музыки и пения. Попытки использовать музыку в качестве терапевтического средства предпринимались и в последующие века.
В России по инициативе В. М. Бехтерева в 1913 году было основано «Общество для выяснения лечебно-воспитательного значения музыки и ее гигиены». Были составлены своеобразные «лечебные каталоги музыки», примером которых может служить табл. 10.1.
Снижение нейротизма и тревожности больше наблюдается при прослушивании печальной музыки. При этом больший эффект достигается, если тревожность ситуативная, а не личностная (Buller, Olson, Breen, 1974). В то же время использование веселой музыки для снятия тревожности, по данным Дж. Альтшулера (Altshuler, 1954) и ряда других авторов, может иметь обратный эффект, т. е. повышать тревогу и раздражительность.
То же выявлено и при попытке лечить музыкой депрессию. При патологической депрессии больные не воспринимают веселую музыку, она еще больше углубляет депрессию, актуализируя переживания больного и препятствуя таким образом восприятию веселого. Больные, находящиеся в глубокой депрессии, испытывают облегчение, когда слушают грустную, скорбную музыку. На больных, находящихся в легкой депрессии, особенно при циклотимии или циркулярном психозе, благотворно воздействуют элегии, ноктюрны, колыбельные песни (Слободяник, 1966). По мнению Г. П. Шипулина (1966), больным с депрессией целесообразнее сначала давать прослушивать минорную музыку, которая способствует установлению с ними «му-
Таблица 10.2 Пакеты музыкальных программ для регуляции эмоционального состояния (по Н. Н. Обозову, 1997).
1. Для уменьшения раздражительности, разочарования и для повышения чувства бренности жизни Бах «Кантата № 2» Бетховен «Лунная соната» Прокофьев «Соната «Ре» Франк «Симфония ре-минор»
2. Для уменьшения чувства тревоги, неуверенности в благополучном конце происходящего Шопен «Мазурка и прелюдии» Штраус «Вальсы» Рубинштейн «Мелодия»
3. Для общего успокоения, умиротворения и согласия с жизнью в том виде, какая она есть Бетховен «6-я симфония», ч. 2 Брамс «Колыбельная» Шуберт «Аве Мария» Шуберт «Анданте из квартета» Шопен «Ноктюрн соль минор» Дебюсси «Свет луны»
4. Для уменьшения злобливости, зависти к успехам других людей Бах «Итальянский концерт» Гайдн «Симфония» Сибелиус «Финляндия»
5. Для снятия эмоционального напряжения в отношениях с другими людьми Бах «Концер ре-минор для скрипки Барток «Соната для фортепьяно» Брукнер «Месса ми-минор» Бах «Кантата № 21» Барток «Квартет № 5»
6. Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным перенапряжением Бетховен «Фиделио»Моцарт «Дон Жуан»Лист «Венгерская рапсодия № 1»Хачатурян «Сюита «Маскарад»Гершвин «Американец в Париже»
7. Для улучшения настроения Шопен «Прелюдия»Лист «Венгерская рапсодия № 2»
скольких таких сеансов наблюдается адекватная реакция этих больных и на мажорную музыку.