» ПОЛОЖЕНИЕ о премиальных выплатах преподавателям муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 15»

ПОЛОЖЕНИЕ о премиальных выплатах преподавателям муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 15»

Согласовано Утверждено
приказ от № 33 от 27.10.2015
председатель профкома директор __________________
_________________ Л.А. Масленникова Н.А.Русанова

ПОЛОЖЕНИЕ
о премиальных выплатах преподавателям
муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 15»

1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии со статьями 135, 144 и 145 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 5 областного закона от 10 ноября 2004 года № 260-33-ОЗ «Об оплате труда работников государственных учреждений Архангельской области, гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в государственных учреждениях Архангельской области, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и постановлением администрации муниципального образования «Мезенский район» от 24 сентября 2010 года № 600 « О переходе на новые системы оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений», а также Положением «Об оплате труда в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 15», утвержденном приказом № 33 от 27.10.2015 года.
1.2. Настоящее Положение определяет порядок, условия и размеры премиальных выплат за интенсивность и высокие результаты работы преподавателям муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 15» (далее - учреждения):
1.3. Данные премиальные выплаты предназначены для увеличения материальной заинтересованности учителей учреждения в повышении результативности своей профессиональной деятельности, в успешном и современном выполнении ими своих должностных обязанностей, развития творческой активности и инициативы при выполнении поставленных задач в целях поощрения их за выполненную надлежащим образом работу.
1.4. Премиальные выплаты за интенсивность и высокие результаты работы производятся в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также за счет средств от приносящей доход деятельности.
1.5. Размер премиальных выплат может устанавливаться как в абсолютном значении, так и в процентном отношении к ставке заработной платы.
1.6. Установление условий премирования, не связанных с результативностью труда, не допускается.

2. Условия премирования.
2.1. Премиальные выплаты преподавателям школы за интенсивность и высокие результаты работы устанавливаются комиссией по установлению стимулирующих выплат на основании анализа качества и эффективности их труда по критериям, отражающим основные приоритетные направления функционирования и развития учреждения:
К 1. Достижение учащимися высоких показателей качества обучения
К 2. Подготовка участников и призеров олимпиад, конференций, конкурсов, выставок, спортивных соревнований
К 3. Участие педагога в методической работе, обобщение передового педагогического опыта
К 4. Участие в инновационной деятельности, ведение экспериментальной работы, разработка и внедрение авторских программ
К 5. Подготовка и проведение внеклассных мероприятий
2.2. Для измерения результативности труда преподавателей по каждому критерию вводятся показатели и шкала показателей. Деятельность педагога по каждому из показателей оценивается в баллах в зависимости от степени достижения результатов.
(Приложение №1)
2.3. В течение всего учебного года по утверждённым критериям и показателям
ведётся мониторинг профессиональной деятельности каждого педагога.
2.4. Установление ежемесячных премиальных выплат за интенсивность и высокие результаты работы педагогам школы производится два раза в год, что позволяет учитывать динамику достижений, в том числе образовательных.
Для установления указанных в настоящем пункте выплат первое полугодие устанавливается с 01 сентября по 31 декабря, второе - с 01 января по 31 августа.
На первое полугодие учебного года ежемесячные премиальные выплаты по итогам работы за полугодие педагогам должны быть установлены в период с 01 по 14 сентября, на второе - с 01 по 14 января.

3. Порядок установления размера премиальных выплат.
3.1. Оценку результативности профессиональной деятельности педагогов
на основе утвержденных показателей и критериев осуществляет рабочая комиссия, созданная приказом по учреждению. В состав комиссии включаются представители профсоюзного комитета, педагогического и методического совета школы.
3.2. Председателем комиссии по распределению преимиальных выплат является директор школы. Заседание комиссии правомочно, если на нем присутствует не менее 2/3 членов комиссии. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании.
3.3. Каждый педагог школы, в том числе и совместитель, дважды в год: в срок до 10 сентября и до 10 января представляет в комиссию аналитическую информацию о работе по выполнению критериев и показателей на основе самоанализа результатов прошедшего полугодия за своей подписью.
3.4. Комиссия по критериальным листам (Приложение № 2), представленным в комиссию, устанавливает каждому педагогу размер премиальных выплат в баллах.
3.5. Стоимость одного балла определяется путём деления доли стимулирующей части, предназначенной для премирования педагогов, на максимальное количество баллов, которое набрали педагоги школы в сумме за отчетный период.
3.6. По итогам отчётного периода (полугодия) определяется размер премиальных выплат каждому преподавателю, путём умножения стоимости одного балла на количество полученных им баллов.
3.7. Произведенный комиссией расчет с обоснованием оформляется протоколом, который подписывается всеми членами комиссии. На основании протокола директор школы издает приказ о премиальных выплатах педагогам школы и передает его в бухгалтерию для начисления надбавок.
3.8. Премиальные выплаты, размер которых определяется в сентябре, устанавливаются на период с сентября по декабрь (включительно). Выплаты, установленные в январе, выплачиваются с января по август. Отпуск оплачивается исходя из средней заработной платы преподавателя, в которой учтены все премиальные выплаты за год.
4. Заключительные положения.
4.1. Премиальные выплаты выплачиваются в сроки, установленные для выплаты заработной платы, учитываются во всех случаях исчисления средней заработной платы. На данные выплаты производится начисление районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера.
4.3. В случае грубого нарушения учителем своих должностных обязанностей, трудовой дисциплины в соответствии с п. 35 Положения «Об оплате труда в ДШИ № 15, утвержденного приказом № 33 от 27.10.2015, премиальные выплаты по решению комиссии могут быть снижены или сняты.
4.4. Перечень критериев может изменяться не чаще одного раза в год. О таких изменениях коллектив ставится в известность не менее, чем за три месяца до момента их использования.
4.5. Доля стимулирующей части фонда оплаты труда, предназначенная для премирования преподавателей школы, должна составлять не менее 20000 рублей в месяц.
4.6. В случае неполного израсходования стимулирующей части её остаток распределяется между учителями прямо пропорционально количеству набранных баллов.

Рассмотрим тему — объективность оценки, выставленной в музыкальной школе на экзамене и академическом концерте.

Есть два взгляда на процесс обучения в музыкальной школе.

Кто-то считает музыкальную школу дополнительным обучением к общеобразовательной школе: это важное, но необязательное занятие. Дети загружены, их нужно поощрять, не отбить желание учиться. И поэтому появляются завышенные оценки.

Другие утверждают: музыкальная школа – государственное учебное заведение с определенными задачами: общее музыкальное образование и отбор одаренных детей с целью подготовки к профессиональному обучению музыке.

Наличие учащихся с различными способностями влечет за собой разные требования к выполнению учебной программы.

При первом подходе завышенные оценки на контрольных прослушиваниях появляются уже с младших классов. Преподаватели хотят стимулировать ученика и делают скидку на возраст ребенка. Такой подход стал уже традицией в музыкальной школе. Оценка выступает в роли аванса за будущую работу.

Ученики не могут реально оценить свое выступление, и считают, что это
объективная оценка, и что они заслужили и заработали эту оценку.

Требования к исполнительскому мастерству для старшеклассников возрастают, и происходит несоответствие оценки реальной и представлением ученика об оценке. И на этом этапе уже сложно привести их в соответствие.

Так как в музыкальной школе обучаются дети с разными способностями, к ним выдвигаются разные требования. В этом и заключается метод дифференцированного подхода к ученикам.

Оценка и учебная программа

Подбирая учебную программу, нужно учитывать способности учеников. Программа может состоять из произведений, соответствующих классу обучения, а может быть на класс завышена или занижена.

Учебная программа может изменяться в пределах трех ступеней обучения. Нужно помнить: учебная программа не является категоричной и окончательной. Программа – это ориентир, в который заложены черты рекомендательного характера. И поэтому нет необходимости ставить вопрос о строгом соблюдении учебной программы.

Требования к выполнению учебного плана в музыкальной школе относительны и зависят от способностей ученика и мастерства преподавателя. Завышение и особенно занижение программы обсуждается преподавателями на заседаниях отдела, выносится решение и записывается в книге протоколов заседаний отдела.

Ученик, не способный заниматься по программе своего класса, но имеющий большое желание, может обучаться и закончить музыкальную школу по заниженной программе. Это позволит сократить отсев учащихся из школы.

Если оценка в музыкальной школе выставляется ученику за его способности, а не за достижения, то это тормозит развитие учащегося.

Подход к оцениванию успеха ученика должен быть единым для всех, потому что в индивидуальном подходе к выбору произведений преподаватель уже учел степень музыкальных способности детей. Ученик получает посильное задание, с которым к должен справиться. На прослушиваниях необходимо предъявлять высокие требования ко всем учащимся в одинаковой мере.

Ставить хорошую оценку лишь за труд, если ученик не достиг успехов, неправильно. Поурочная оценка может носить поощрительный характер, выступать в роли морального стимула, может быть цифровой или словесной.

Экзаменационная оценка

Экзаменационная оценка должна выставляться за реальные творческие достижения.
Из сказанного выше следует: ученикам необходимо предъявлять строгие требования и объективно оценивать выступления на контрольных прослушиваниях. В таких случаях у учеников вырабатывается ответственность к учебному процессу и понимание, что в оценке за академический концерт заложен итог текущей работы.

Оценка за академический концерт больше основана на музыкальном восприятии исполнения учащегося. Из-за этого и возникают спорные моменты и сопоставление игры разных учеников. Чтобы избежать таких ситуаций, нужно систематизировать требования к выступлению, объединив субъективное восприятие и объективность показателей. Оценка – это показатель творческих достижений и творческого отношения учащегося к труду.

Сгруппируем требования к экзаменационным выступлениям

1. Организационные вопросы выступления:

— сценическая культура (выход, уход со сцены, поклон),
— сценическая свобода и артистичность
— умение мобилизоваться (сосредоточенность, волевые качества, целостное исполнение произведения)
— демонстрация завершенности в работе над программой

2. Качество исполнения:

— текст, соответствующий указаниям автора
— исполнение преподавательских требований
— непрерывное и завершенное исполнение
— музыкальность: динамика, чувство ритма, эмоциональное исполнение, восприятие и преподнесение слушателям произведения, владение таким понятием, как «слушание себя», звуковедение и так далее)

Ошибки, чаще всего допускаемые исполнителями на концертах:

— текстовые неточности

— ученик недостаточно профессионально владеет инструментом: использование педали, неточность в аппликатуре, для баянистов — работа мехом, у вокалистов и духовиков — проблемы с дыханием
— слабое владение штрихами
— неверная организация и владение игровым аппаратом (руки, корпус)
— неверная интерпретация произведения, искажающая смысл исполняемой пьесы

Проанализировав выступление ученика по этим требованиям, можно определиться с реальной оценкой.

Отличная оценка выставляется за безукоризненное исполнение и выполнение всех требований.

Если не выполнено одно-два из требований или произведение исполнено формально правильно, но не музыкально, оценку следует снизить на балл.

Если нарушены три-четыре пункта этих групп, и если нарушения характерны для игры ученика, происходит снижение на два балла.

В практике музыкальных школ встречается желание преподавателя поставить своему ученику более высокую оценку за то, что он хорошо работал на уроках и исполняет программу повышенной сложности, а не за качество исполнения.

Однако, на академконцерте необходимо исполнять посильные произведения, основанные на приобретенных ранее игровых навыках ученика, чтобы можно было продемонстрировать законченность работы над произведением. А более сложную программу можно играть на уроке и на контрольном уроке.

Практика показывает, что на контрольных прослушиваниях учащиеся играют хуже, нежели на уроках. Причин этому много, одна из них – отсутствие технического резерва и волевых возможностей ученика.

Для устранения этого недостатка необходимо не только правильно подобрать программу академического концерта, но и довести работу над этой программой до состояния завершенности.

В данной публикации я, преподаватель музыкальной школы по классу аккордеона в г. Юрьев-Польский Владимирской области, поделюсь своим педагогическим опытом и постараюсь дать рекомендации, как сохранить и приумножить интерес ученика музыкальной школы в процессе обучения. Опубликованные здесь методики и практические рекомендации рассчитаны преимущественно на учеников-аккордеонистов, однако могут быть адаптированы и под нужды учеников-инструменталистов других классов. Публикация носит обзорный характер: методы повышения мотивации ученика указаны здесь в порядке перечисления с краткими авторскими пояснениями.

Эпоха передовых технологий, в которую мы живём, неизбежно трансформирует особенности мировосприятия современного человека. В частности, сегодня высокая скорость обмена информацией и быстрый темп жизни вошли в привычку. Возможно, потому-то дети, рождённые в век скоростей, как правило, ожидают мгновенного результата от своей деятельности в любом начинании, в том числе и в обучении игре на музыкальном инструменте.

Столкнувшись с трудностями в овладении инструментом, ребёнок нередко теряет интерес к занятиям, а потому одна из важнейших задач учителя – сделать обучение как можно более увлекательным, чтобы сохранить мотивацию к занятиям.

Цель данной работы – основываясь на личном преподавательском опыте, осветить основные направления деятельности учителя, которые способствуют сохранению и приумножению интереса ученика к занятиям на музыкальном инструменте.

СПОСОБЫ ПРАКТИКОВАТЬСЯ В ИГРЕ НА ИНСТРУМЕНТЕ С УДОВОЛЬСТВИЕМ

Одним из условий свободного владения инструментом является постоянная практика игры. Сформировать желание ученика практиковаться в игре на инструменте возможно несколькими способами.

Личный опыт показывает, что детям нравится подбирать на слух любимые песни, петь их и аккомпанировать самим себе. Таким образом, весьма важным видится совместное стремление преподавателя и ученика выйти за рамки традиционной программы обучения и расширить репертуар ученика песнями, которые интересны ребёнку, а также его друзьям и знакомым.

В России обучению игре на слух только начинают уделять должное внимание. Данный вопрос освещается в дидактической литературе, однако часов, предусматриваемых учебным планом на занятия подбором, недостаточно. Тем не менее, опыт показывает, что недостаток практики подбора на слух можно восполнить, выделив время из отведенных учебным планом часов для проведения еженедельных классных часов.

На таких занятиях присутствуют все учащиеся класса. Под руководством учителя дети разучивают и поют хором песни, подобранные ими на слух. В роли аккомпаниаторов хору по очереди выступают сами же учащиеся.

Также полезно проводить «музыкальные салоны», во время которых учащиеся музицируют сольно, ансамблем, поют романсы, делают доклады, делятся интересными музыкальными фактами. Новые, необычные формы организации урока привлекают детей: занятия перестают быть скучными.

Большинству учеников нравится чувствовать себя артистами: показывать свои умения зрителям и получать одобрение публики.

Выступления и участие в концертах открывают перед учеником дополнительную возможность практиковаться в игре: так, я предоставляю ученикам возможность выступать перед другими учениками своего класса и перед родителями на родительских собраниях. Во время собраний родители принимают участие в пении и танцах под аккомпанемент детей.

Кроме того, учитель может пригласить учащегося на какие-либо мероприятия в общеобразовательные школы и детские сады для совместного аккомпанемента с учителем, а также предложить принять участие в городских и областных мероприятиях в качестве музыканта.

Привлечь ребят к аккомпанементу также возможно, организуя мероприятия «поздравительная открытка» накануне праздников. Суть мероприятия состоит в том, что учащиеся посещают кабинеты других преподавателей и исполняют песни, посвященные тому или иному празднику, для ребят, находящихся в кабинете.

Помимо этого, важно устраивать и классные мероприятия (утренники, «голубые огоньки», новогодние ёлки, встречи зимы, КВНы, викторины), где дети также играют на музыкальном инструменте. Личный опыт показывает, что для ребенка стимулом к занятиям является умение играть массовые танцы, которые танцуют на детских праздниках. В частности, в школах Юрьев-Польского района особой популярностью пользуется придуманный автором танец «Пять снеговиков». Работа над таким репертуаром интересна самому учащемуся ещё и потому, что вызывает одобрение и уважение окружающих.

Используя личное время, учитель в состоянии организовать учащимся старших классов музыкальную практику в детских садах, общеобразовательных школах, дворцах культуры, летних лагерях. Так, некоторые ученики автора этих строк уже до окончания музыкальной школы работали музыкальными руководителями в детских садах и летних лагерях, а также принимали участие в музыкальном оформлении выпускного для младших классов общеобразовательной школы.

Таким образом, выступления на публике тоже дают стимул для дальнейшего обучения.

РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ УРОКА

Дополнительная возможность практики появляется, если рациональнее использовать время урока. Так, чтобы на уроке как можно больше времени уделять непосредственно обучению, а не тратить его на запись домашнего задания, не нужно несколько раз записывать задание, повторяющееся из урока в урок. Такое задание достаточно обвести в красную рамку и объяснить ученику, что то, что выделено рамкой, может быть спрошено в любой момент, а потому требует от ученика особого внимания.

Например, для закрепления пройденного материала можно обвести рамкой такое задание: «Старый репертуар проигрывать ежедневно перед началом домашней работы».

ВОВЛЕЧЕНИЕ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧЕНИКА

Для более эффективной работы весьма желательно поддерживать заинтересованность родителей в обучении ребёнка и по возможности создать прочные партнерские отношения в команде «учитель-родитель-ученик».

Одним из первых шагов к установлению таких отношений может считаться помощь в поиске и выборе приобретаемого инструмента, которую способен оказать учитель родителям ученика.

Родителям учащихся 6-8-летнего возраста, а иногда и родителям более взрослых детей, целесообразно предлагать присутствовать на уроках. Взрослый человек запоминает материал урока лучше ребёнка и в случае необходимости может помочь учащемуся при выполнении домашних заданий. Видя результат и относясь с пониманием к процессу становления музыканта, родители, как правило, больше заинтересовываются обучением ребёнка и побуждают юного музыканта заниматься усерднее.

Родителям важно объяснить, что необходимо искать все возможности музыкальной практики для ребёнка (например, на семейных праздниках или классных мероприятиях в общеобразовательной школе).

На родительских собраниях следует освещать вопросы, касающиеся того, как повысить эффективность и ускорить процесс обучения (например, объяснить родителям, насколько необходимо чтение с листа).

Среди родителей возможно распространить распечатанные материалы, представляющие собой советы, направленные на оптимизацию процесса обучения.

Помимо этого, важно привить как ученикам, так и их родителям любовь к инструменту, убедить их в красоте его звучания, а также в его востребованности.

КАК ДАТЬ УЧЕНИКУ ВОЗМОЖНОСТЬ ВИДЕТЬ БЫСТРЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок сам как можно скорее видел результаты обучения, иными словами – научился играть, на первых порах – даже простые вещи.

Так, учитель может подготовить список песен для подбора на слух. При этом песни следует выстроить в порядке усложнения: в скрипичном ключе начиная от поступенного движения до сложных мелодических построений, а в басовом – от песен с тремя аккордами до песен с современной гармонией. Такой подбор – увлекательное занятие, а постепенное усложнение заданий способствует тому, что нарастание сложности остаётся незамеченным для ученика и помогает сохранить интерес.

Давно доказана целесообразность преподнесения теоретического материала в игровой форме: в этом случае ребёнок слушает теорию с интересом, быстро усваивает и лучше запоминает её.

Безусловно, полезно разработать несколько вариантов объяснения одного и того же материала – соответствующих разному уровню сложности.

РАБОТА НАД АТМОСФЕРОЙ В КЛАССЕ И СОЗДАНИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С УЧИТЕЛЕМ

Немаловажный фактор поддержания интереса ребёнка к учебе – создание доверительных отношений ученика и учителя.

В случае неблагоприятной семейной обстановки, если ученики не могут продуктивно заниматься дома, детям нужно предоставить возможность выполнять домашнее задание в музыкальной школе в неучебное время. Например, эти меры имеют смысл, когда ребёнок воспитывается в многодетной семье или один из родителей против обучения ребёнка в музыкальной школе.

Важно создать у ученика уверенность в том, что учитель всегда готов помочь ему даже в неучебное время. В случае, если что-то непонятно, ученик не должен стесняться позвонить преподавателю домой (в том числе, в выходные или в каникулы) и получить разъяснения по телефону.

Добиться того, чтобы ученик был раскрепощён, спокоен и с удовольствием работал на уроке, можно, создав в классе атмосферу праздника. Хорошие результаты даёт практика проведения зачётов в праздничной форме.

Подготовка к классным мероприятиям: оформление кабинета, создание декораций, придумывание и проведение игр - также может проходить при тесном сотрудничестве учителя с учениками и их родителями.

Чтобы детям было интересно приходить в класс даже тогда, когда у них нет урока, можно принести в кабинет игрушки и книжки со сказками. Некоторые дети с удовольствием берут на себя заботу за одним из комнатных цветов, находящихся в классе: приходя на урок, ученик поливает цветок и смотрит, как вырос его подопечный.

Внеклассная работа также может включать в себя посещение с классом концертов.

Применение всего вышеизложенного на практике действительно помогает сохранить и приумножить интерес учащегося к занятиям, а это, в свою очередь, позволяет добиться больших успехов в образовательном процессе: выпускники становятся играющими музыкантами, работают музыкальными руководителями в детских садах, лагерях, являются участниками самодеятельных музыкальных коллективов. Закончив обучение в музыкальной школе, выпускники свободно владеют навыками подбора на слух и аккомпанемента, что позволяет им сохранить отношения с музыкой и находиться в центре культурной жизни.