Родилась 7 октября 1934 года в Царском Селе (ныне - город Пушкин) Ленинградской области. Отец, Матвеев-Бодрый Николай Николаевич, был историком-краеведом Дальнего Востока, действительным членом Всесоюзного географического общества, по мировоззрению романтик (отсюда имена детей - Новелла и Роальд). Мать - Матвеева-Орленева Надежда Тимофеевна, поэтесса.

Дед, Николай Петрович Матвеев-Амурский, также был писателем и автором первой «Истории города Владивостока», долгие годы жил в Японии. Двоюродный брат - Иван Елагин, поэт русского зарубежья. Супруг - Киуру Иван Семёнович (1934-1992), поэт.

С 1950 по 1957 год Новелла Матвеева работала в детском доме в Щёлковском районе Московской области.

Писать она стала под влиянием матери. Надежда Тимофеевна была личностью незаурядной во многих отношениях, человеком большой культуры и большого артистизма. Она очень любила поэзию, прекрасно читала стихи. Именно из её уст, в её удивительной декламации впервые Новелла услышала стихи Пушкина . В доме Матвеевых не всегда было радио, тем не менее благодаря матери музыка звучала постоянно. У неё был романсовый звонкий голос. Она пела цыганские, русские и итальянские песни.

Вообще Новелла Матвеева происходит из знаменитой литературной семьи русского Дальнего Востока: её дед Николай Петрович Матвеев-Амурский был поэтом и автором первой «Истории города Владивостока». Её мать, младший брат Роальд Николаевич, её дядя Венедикт Николаевич, супруг - тоже поэты…

Свои первые стихотворения Новелла Матвеева сочинила ещё ребенком, во время войны. Это было в Монинском госпитале, где она лечилась от острого авитаминоза, подействовавшего ей на глаза. Она показала стихи отцу, который работал там же, в госпитале, политруком. В детстве же пыталась сочинять музыку на свои стихи, а также на стихи А. Гладкова, В. Агнивцева , У. Шекспира, М. Лермонтова , А. Фета

Первой её публикацией в 1957 году стала пародия на песенку «Пять минут» из кинофильма «Карнавальная ночь». Вскоре последовали публикации стихов в газете «Советская Чукотка» (1958) и журнале «Енисей». С 1959 года её стихи стали регулярно печататься в центральных газетах и журналах. В продвижении первых больших подборок стихов Новелле Матвеевой помогли поэты Игорь Грудев и Давид Кугультинов, а также работники ЦК комсомола Виктор Бушин и Лен Карпинский. Далее в судьбе поэтессы принимали участие С. Маршак , К. Чуковский , М. Атабекян, В. Чивилихин, Н. Старшинов , Б. Слуцкий , Ю. Воронов . Корней Иванович, когда ему прочитали «Солнечного зайчика», даже прыгал от радости через стул.

У Новеллы Матвеевой - счастливая творческая судьба. Её вовремя заметили и сразу полюбили. Девушка из провинции с необычным завораживающим голосом и гитарой в руках завоевала в начале 1960-х годов столицу, а затем и всю страну. Её песни, зазвучавшие на любительских магнитофонах, довольно быстро воплотились в пластинку «Песни» (М.: Мелодия, 1966). То была первая бардовская пластинка в Советском Союзе, впоследствии неоднократно выпускавшаяся, но так и оставшаяся раритетом.

С 1972 года Новелла Матвеева стала сочинять песни также и на стихи поэта Ивана Киуру. Наиболее известными и популярными песнями Новеллы Матвеевой стали: («Ах, как долго, долго едем…»), «Ветер» («Какой большой ветер…»), («Дождь, дождь вечерний…»), («Любви моей ты боялся зря…»), «Окраина» Летняя ночь была…»), «Капитаны без усов» («Вот передо мною море голубое…»), «Страна Дельфиния» («Набегают волны синие…»), («Ах ты, фокусник…»), «Цыганка» («Развесёлые цыгане по Молдавии гуляли…»), «Шарманщик» («На землю падал снег…») и др.

В 1962 году Новелла Матвеева окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А. М. Горького. Она стала профессиональным литератором. В 1961 году её приняли в Союз писателей СССР.

В поэзии Новеллы Матвеевой преобладает лирико-романтическое начало. Она отражает высокие гуманистические чувства человека, его мечты и фантазии, окружающий его красочный мир природы. Много пишет она и для детей. Кроме того, Новелла Матвеева занимается переводами, пишет пародии и эпиграммы, выступает со статьями по вопросам литературы и искусства.

Всего её перу принадлежит более 30 книг стихов, прозы и переводов. Среди них: «Лирика» (1961), «Кораблик» (1963), «Душа вещей» (1966), «Солнечный зайчик» (1966), «Ласточкина школа» (1973), «Река» (1978), «Закон песен» (1983), «Страна прибоя» (1983), «Кроличья деревня» (1984), «Избранное» (1986), «Хвала работе» (1987), «Нерасторжимый круг» (1991), «Мелодия для гитары» (1998), «Кассета снов» (1998), «Сонеты» (1998), «Караван» (2000), «Жасмин» (2001).

Как автор-исполнитель Н. Матвеева записала пластинки: «Песни» (Мелодия, 1967), «Стихи и песни» (Мелодия, 1966), «Дорога - мой дом» (Мелодия, 1982), «Музыка света» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1984), «Баллады» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1985), «Мой воронёнок» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1986), «Рыжая девочка» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1986) и компакт-диски «Какой большой ветер» (ASP, 1997), «Девушка из харчевни» (ASP, 1997), «Новелла Матвеева» (Moroz Records, 1999), «Лучшие песни» (Московские окна, 2000), «Отчаянная Мэри», «Трактир «Четвереньки».

В 1984 году в Центральном детском театре в Москве была поставлена пьеса Н. Матвеевой «Предсказание Эгля» - свободная фантазия по мотивам А. Грина, содержащая 33 её авторские песни.

Перу Новеллы Матвеевой принадлежат сотни публикаций в периодической печати. Её творчеству посвящено более сотни статей известных поэтов, литераторов, критиков и литературоведов. Среди их авторов Е. Евтушенко , Л. Аннинский, Е. Винокуров , В. Огнев, З. Паперный, В. Лакшин, С. Маршак , С. Чупринин, Г. Красников, Б. Окуджава , Е. Камбурова, Д. Гранин, Я. Смеляков , В. Цыбин, Б. Слуцкий , В. Берестов , А. Урбан, Ю. Смелков и др.

Личные невзгоды, встречавшееся подчас непонимание некоторых критиков, искусствоведов, редакторов и издателей не сломили волю Новеллы Николаевны. Она продолжает активно работать на радость многочисленных поклонников её творчества.

В 1998 году Н. Н. Матвеева удостоена звания лауреата Пушкинской премии в области поэзии.

Скончалась 4 сентября 2016 года на своей даче недалеко от г. Химки. 13 сентября состоялось отпевание в Храме Космы и Дамиана в Шубине, затем - прощание в малом зале ЦДЛ. Похоронена на Троекуровском кладбище (участок 25).

Родилась 7 октября 1934 года в городе Пушкин Ленинградской области. С детских лет пишет стихи. Печатается с 1958. Первый сборник вышел в свет в 1961; затем последовал второй сборник - «Кораблик» (1963).

Матвеева сразу стала необыкновенно популярной - она была одним из первых поэтов-бардов, клавших свои стихи на музыку и исполнявших их под гитару. Песни Матвеевой в 1960-х пела буквально вся студенческая молодёжь страны, нередко не зная их автора.

В 1966 выходит её сборник стихов «Душа вещей», пользовавшийся большим спросом.

В 1970-е выходят книги «Ласточкина школа», «Река» и др. В 1980-е - «Закон песен», «Страна прибоя» и др. Новелла Матвеева заочно окончила Литературный институт им. М. Горького.

В последние годы были опубликованы стихотворения «Волны и скалы» , «Множимый сводами вздох» , «Ночные фиалки» , «Открытие» , «Рисунки для чайного сервиза» , проникнутые тонким лиризмом и изяществом.

В 1996 вышла книга воспоминаний - «Мяч, оставшийся в небе».

Н. Матвеева живёт и работает в Москве.

Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000

МАТВЕЕВА, Новелла Николаевна (р. 7.X.1934, г. Пушкин Ленинградской области) - русская советская поэтесса. Стихи начала писать в детстве. Печатается с 1958. В 1961 вышел первый сборник «Лирика», в 1963 - сборник «Кораблик». Матвеева - поэтесса с активным романтическим темпераментом и смелой фантазией. Прославление подвига, жажда полноты и яркости бытия, неприятие всякой инертности - таково настроение, окрашивающее её философскую лирику («Гимн перцу» , «Мумия» , «Краски» , «Дирижабль» , «Древесина» , «Всё сказано на свете…» ). Матвеева - тонкий лирик-пейзажист («Зима» , «Дубрава» , «Лес» , «Медленная весна» ). Яркая метафоричность языка сочетается в стихах Матвеевой со строгостью стихотворной формы, с волевой, иногда патетической интонацией. Матвеева - автор поэм на антиколониальную и антиимпериалистическую темы: «Мера за меру» и «Выселение из вселенной» , а также слов и мелодий оригинальных лирических песен.

Соч.: Душа вещей. Книга стихов, М., 1966.

Лит.: Лавлинский Л., Этим и интересны…, «Мол. гвардия», 1961, № 11; Камов Б., «Лирика». [Рец.], «Звезда», 1962, № 3; Воронкова О., На пороге новой книги, «Комс. правда», 1963, 24 авг.; Рунин Б., Далёкое и близкое, «Новый мир», 1964, № 5; Бабёнышева С., Кораблик поднимай паруса, «Знамя», 1964, № 5; Обертынский А., Сколько счастья в деревьях!.., «Москва», 1964, № 8; Паперный З., Сказка на окраине города. (О стихах Н. Матвеевой), «Лит-pa в школе», 1965, № 1; Медынский Г., Песенная поэзия Новеллы Матвеевой, «Юность», 1966, № 7; Дудинцев В., Презрев случайные дары, «Комс. правда». 1967, 3 марта.

И. Б. Роднянская

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 4. - М.: Советская энциклопедия, 1967

Моему издавна любимому поэту, Новелле Матвеевой, исполнилось 80 лет. Я с детства знаю наизусть ее песни, те, что мы бесконечно крутили на чудом вышедшей пластинке. И совершенно не мешало, что вокальных данных у автора было меньше, чем у любого ее поклонника. Это была та высокая и светлая романтика, которой требовало наше юное нутро, вопреки тусклому болоту реальности, утяжеленному долгим брежневским царствованием.

Потом, случаем и чудом, мне достался тоненький сборничек стихов Новеллы Матвеевой, и я осознала, что она не бард, каких тысячи, а большой поэт.

Я не знала тогда о ней ничего. Что у нее есть муж, Иван Киуру (Хейно Йоханнес). Что он из семьи финнов, пострадавшей от репрессий. Что он - тоже прекрасный и невостребованный при жизни поэт. Часть песен Новелла пела на стихи мужа.

Это трагедия, если подумать. Два поэта, дьявольски, незаурядно талантливых, прожили жизнь в неизвестности, в почти полном забвении современников. В нищете. Значит, всё, что они в себе несли и готовы были отдать людям, оказалось «идеологически неподходящим». Их не печатали, а в ту, доинтернетовскую эпоху, это означало вакуум, забвение.

Которое оборачивалось для носителей невостребованного знания и таланта – запоями, отчаяньем, депрессией, иногда самоубийством.

Ведь мощный дар, если он дан и не востребован, плющит своего носителя, который есть человек. Просто человек, со всеми его слабостями и болячками. Но на него свалился дар, который мучит и требует выхода. И если этого выхода нет, он начинает ломать человека. Потому что невозможно жить с ним один на один. Потому что это надчеловеческое. Оно сильнее, оно рвется себя осуществить. Как Иаков боролся с Богом на равных. А реальность ставит бетонную стену.

И тогда начинается гибель носителя. Того, на которого это свалилось. Пьянство, отчаяние, бессмысленность своей жизни, смерть.

Сколько таких имен мы знаем! А скольких еще не знаем…

Новелла Матвеева

ВЫ ДУМАЛИ...
Вы думали, что я не знала,
Как вы мне чужды,
Когда, склоняясь, подбирала
Обломки дружбы.

Когда глядела не с упреком,
А только с грустью,
Вы думали - я рвусь к истокам,
А я-то - к устью.

Разлукой больше не стращала.
Не обольщалась.
Вы думали, что я прощала,
А я - прощалась.

Иван Киуру

От северной половины земного шара
Солнце отворачиваться стало –
Устало.
Океан рассердился,
Ветер дохнул,
К небу взметнул облака!..

С корзинкой пустою
Брожу по лесов опустелым базарам,
И ливни косые
Пляшут, как бесы босые,
Ручьями взрывая тропу,
А мне, как снопу,
Обивая бока...

В посвистах ветра,
в дождей несмолкаемых гулах
Ни птиц, ни зверьков не видать,
и не слышно людей...
Я нашёл на пеньке
три опёнка сутулых,
два ореха на ветке,
да с пяток желудей.

С гривой пенистой, белой –
Вихрь мчит одурелый,
Мечет листья в поток...
Ураганы созрели,
И циклоны созрели,
Бессмысленные караваны оркестров запели,
И проклюнулся хаоса серый цветок.

Лист желтеет набрякший
у меня под ногами.
В жёлтой пряже потока румянец осин
Да с лицом обомшелым задумчивый камень
Созерцают уныло
клокотанье трясин...

Бог Ты мой!
Над потопом светило взлетело,
Словно твердь свои реки
исчерпала до дна...
Тишина охватила и душу и тело,
И опять передышка человеку дана!

Кто поверит,
Что в холоде, в слякоти этой,
Под скалою, чей дух
и дремуч и тяжёл,
Я – улыбку давно убиенного лета –
Одинокую дикую розу нашёл?

Поэт, прозаик, переводчик, бард, драматург, литературовед.

Александр Балтин

На смерть Новеллы Матвеевой

На этом свете света не найдёшь:

Он пеплом наших действий припорошен.

Услышит песню из окна прохожий:

Волна тепла, которую не ждёшь,

Омоет душу…

Славная волна.

Бездомный домовой найдёт жилище

В укромной песне - оной глубина

Согреет нежных слушателей тыщи.

Нам остаётся к песням и стихам

Сознаньями и душами прижаться.

Кораблик устремится к берегам,

И сказки ожидающим приснятся.

Вселенная Шекспира восстаёт

Из крепко сделанных сонетов мощно.

А творчества так долго зревший плод

Остался всем - красивый, дивный, сочный.

Мечтанья о кораллах и морях,

Когда сильны, уводят в запредельность.

Для всех потусторонний дан очаг:

Подчёркивает мирозданья цельность.

«45»: Публикация в нашем альманахе от 1 августа 2016-го - пожалуй, последняя прижизненная публикация Новеллы Николаевны…

Только реалистом чувств и можно быть в этом мире,

где, по-видимому, никак невозможно быть

реалистом всего остального.

К акому ребёнку не нравится лепить? Какому взрослому? Комкаешь в пальцах податливую мягкую субстанцию, думаешь о разных мелочах, очень серьёзных на тот момент, и пластилин начинает принимать форму… «Я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина. Я леплю из пластилина кукол, клоунов, собак…» (Н. Матвеева).

А стихи? Слова тоже бывают родом из детства - корабли и капитаны из далёкой «Дельфинии», неосязаемые солнечные зайчики, крылья с колокольчиками, болтливые водосточные трубы, ироничные водопады. В одно мгновение меняется восприятие окружающего мира: краски становятся ярче, мысли - светлее, а неудачи и переживания больших детей блекнут. Слово пластично тогда, когда говорит душа.

И счастье, и печаль звучали в песне той;

Был тих её напев старинный и простой...

Чтение стихов Новеллы Матвеевой можно сравнить с увлекательным путешествием. Корабль покачивается на волнах, поскрипывает мачта, у кораблика своя мелодия:

Набегают волны синие.

Зелёные? Нет, синие.

Как хамелеонов миллионы,

Цвет меняя на ветру.

Ласково цветёт глициния -

Она нежнее инея...

А где-то есть земля Дельфиния

И город Кенгуру.

Путешественник рано или поздно находит жемчуг - строки, которые близки его чувствам. Такова потребность читателя.

Какова же роль кораблей? В интервью «Литературной газете» Новелла Матвеева заметила, что поэты, если они настоящие поэты, они где-то близки к священникам. Они торопят нас к добру.

Когда потеряют значение слова и предметы,

На землю, для их обновленья, приходят поэты.

Капитаны, как и путешественники боятся не найти дорогу, не вернуться в страну детства, но и не могут остаться там навсегда, поэтому выходят в открытое море снова и снова.

Витает, как дух, сухой тополиный пух,

Боится упасть: земля сыра, холодна...

Боится душа с собой побеседовать вслух,

Боится признать, что потеряна та страна.

Р одилась Новелла Николаевна Матвеева 7 октября 1934 года в Царском Селе (г. Пушкин) в творческой семье. Отец - географ, историк-краевед Дальнего Востока, мама - преподаватель литературы, поэтесса, печатавшаяся под псевдонимом Матвеева-Орленева.

В книге воспоминаний «Мяч, оставшийся в небе», опубликованной в 1996 году Новелла Матвеева с теплом говорит о своём детстве, несмотря на лишения военных и послевоенных годов.

Стихи мамы, поразившие Новеллу, она впервые услышала в голосе мамы:

Трудной дорога была… Как почернели орбиты!

Но не ржавеет перо на беспокойном столе.

Я неподкупным стихом коню подковала копыто.

Выпусти повод, поэт! Вымой лицо в хрустале!

Усталость, передышка, очищение и вечный поиск знания, силы и точности слова.

«Как Саксон бредила стихами своей матери, я бредила стихами - своей» - писала Новелла.

Сорок первый год. Отец, Николай Николаевич по состоянию здоровья был определён в Народное ополчение, работал в Монинском военном госпитале. Как вспоминала Новелла Матвеева о военном периоде жизни их семьи: «…Нашей семье между тем делалось всё труднее, всё хуже. На нас начинала наваливаться постоянная слабость от недоедания, вечные простуды зимой из-за плохой одежды и обуви. От острого авитаминоза я начала слепнуть. И тогда Николай Николаевич пошёл на первое и последнее в его жизни, великое, как он сам считал, «злоупотребление». На целый месяц устроил меня для излечения в тот свой Монинский военный госпиталь. В монинский свой период я могла, конечно, только читать, но никак не писать прозу. Что же до поэзии, то каких мне ещё стихов, если стихи моей матери были всегда в памяти!».

C 1950 по 1957 год Новелла Матвеева работала в детдоме Щёлковского района разнорабочей. «Да, нелегко бывало» - признается в своём очерке Новелла Матвеева. «Но ведь было не только плохое…

…Была молодость! Были наброски стихов и прозы, рассованные по карманам. Была пленительная цветущая местность Молодой Колонии! И, наконец, великие планы! Я собиралась, например, поступить в мастерскую вывески или сделаться надомницей - разрисовывать рожицы куклам для игрушечной фабрики. Мечты, мечты! Этим непомерным притязаниям не суждено было сбыться».

Мелодии своих первых песен Матвеева сочинила ещё в конце войны. Новый виток в жизни Новеллы начался с 1959 г. во время активного сотрудничества с «Комсомолкой», а с 1961 года Матвеева становится Членом Союза писателей СССР.

В 1962 году Новелла Матвеева окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М. Горького, где и познакомилась с выпускником того же института Иваном Киуру. Поженились они в 1963 году.

В 1966 году появилась первая пластинка Новеллы Матвеевой с записью авторских песен.

О песнях Новеллы Матвеевой сказано немало. Прежде всего, это феноменальное действие на человека - очищающее, умиротворяющее, иногда в них слышится лёгкая печаль, как понимание сиюминутности, скоротечности счастливого мгновения.

Песня! Все на свете дышит песней;

Ветер, гомон гонга, говор Ганга, мерный шаг слона...

Да не спеть нам ни единой, ни единой - лебединой,

Ибо в песню вся планета впряжена.

К ак заметил Дмитрий Быков в своём эссе «Чистейший образец»: «Самое чистое вещество искусства, которое мне в жизни случалось видеть, - это песни Новеллы Матвеевой в авторском исполнении, просто так, на концерте или у неё дома, в Москве или на Сходне, за чайным столом или на крыльце». По его же мнению Матвеева - природный и потомственный демократ, защитница угнетённых и нищих, само понятие элитарности ей всегда было враждебно.

Новелла Матвеева всегда была верна себе в стремлении повлиять словом на несправедливость, неправильность, существовавшие в диссонансе с её восприятием мира.

Но мне, в утешенье, сказали вчера,

Что нет на земле совершенства. И что же?

Мне надо бы радостно крикнуть: «Ура!»,

А я сокрушённо подумала: «Боже!»

60-70-е годы. Переживания Новеллы Николаевны Матвеевой и Ивана Семёновича Киуру в описании Геннадия Красникова: «…какая разительная непохожесть в общении с миром, которое из-за вынужденного или добровольного одиночества чаще всего сводилось к общению с природой, органической частью которой всегда чувствовали себя Новелла Матвеева и Иван Киуру. Не раз приходилось мне наблюдать, как они во время прогулки приостанавливались внезапно на дороге, уступая путь бегущему муравью или неторопливому жуку. «Пусть парень пройдёт», - говорили они едва ли не в один голос...».

Безусловно, поэту тяжело ужиться с правилами и штампами эпохи.

Их любит мир. Весна без них не может.

Их не берут ни войны, ни века.

И все ж они зачахли. От чего же?

От шума штамповального станка.

Новелла Матвеева много своих стихов посвятила мужу, записала песни на его стихи, они выпустили совместную пластинку.«Мне ещё многое нужно сделать: подготовить к изданию книгу Ивана Семёновича - его прозу, стихи. Пишу воспоминания о нём.

В этом нахожу силы, в этом вижу свой долг перед его памятью» (Ф. А. Нодель. «Кому сам Хронос не указ»).

Н еоценимы радость, отвага и житейская мудрость, подаренные стихами и песнями Новеллы Матвеевой. И пусть все сказано на свете, важно - как сказано. Искренне, просто и одновременно глубоко.

Можно подняться - в конце концов - на Парнас,

Якорь на Кипре кинуть, заплыть за Крит,

Но как вернуться туда, где стоишь сейчас?

Где одуванчик долгим дождём закрыт?

Библиография Новеллы Матвеевой:

Новелле Матвеевой принадлежит более 30 книг стихов, прозы и переводов: «Лирика» (1961), «Кораблик» (1963), «Душа вещей» (1966), «Солнечный зайчик» (1966), «Ласточкина школа» (1973), «Река» (1978), «Закон песен» (1983), «Страна прибоя» (1983), «Кроличья деревня» (1984), «Избранное» (1986), «Хвала работе» (1987), «Нерасторжимый круг» (1991), «Мелодия для гитары» (1998), «Кассета снов» (1998), «Сонеты» (1998), «Караван» (2000), «Жасмин» (2001).

В 1984 году в Центральном детском театре в Москве была поставлена пьеса Матвеевой «Предсказание Эгля» - фантазия по мотивам произведений Александра Грина, содержащая 33 песни Новеллы Николаевны.

Как автор-исполнитель Н. Матвеева записала пластинки: «Песни» (Мелодия, 1967), «Стихи и песни» (Мелодия, 1966), «Дорога - мой дом» (Мелодия, 1982), «Музыка света» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1984), «Баллады» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1985), «Мой воронёнок» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1986), «Рыжая девочка» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1986) и компакт-диски «Какой большой ветер» (ASP, 1997), «Девушка из харчевни» (ASP, 1997), «Новелла Матвеева» (Moroz Records, 1999), «Лучшие песни» (Московские окна, 2000), «Отчаянная Мэри», «Трактир "Четвереньки"».

Альбом из 14 песен Новеллы Матвеевой в исполнении группы «Сегодня в мире» вышел в 2009 году и получил высокую оценку поэта.

Награды Н. Матвеевой: Пушкинская премия - в 1998-м, Государственная премия - в 2003 году.

Литература:

    Матвеева Н. Мяч, оставшийся в небе. - М: Молодая гвардия, 2006. - 132 с.

    Медынский Г. Песенная поэзия Новеллы Матвеевой // Юность. — 1966. — № 7.

    Красников Г. И. Одна в поле воин...

Матвеева Новелла Николаевна - прекрасная советская и русская поэтесса. Она одной из первых начала класть стихи на музыку и исполнять их под гитару, положив начало целому поколению поэтов-бардов. О жизни и творчестве этой удивительной женщины мы и поговорим в этой статье.

Новелла Матвеева: биография. Семья

Родилась Новелла Николаевна 7 октября 1934 года в городе Пушкине (в то время он назывался Царским Селом), расположенном в Ленинградской области. Ее отец Николай Николаевич Матвеев-Бодрый по образованию был географ и имел профессорскую степень в этой области, работал историком-краеведом Дальнего востока, входил в состав Всесоюзного географического общества. По натуре был романтиком, отсюда и имена детей - Роальд и Новелла. Мать будущей поэтессы Надежда Тимофеевна преподавала в школе литературу, увлекалась сочинением стихов и даже публиковала свои творения в различных газетах и журналах под псевдонимом Матвеева-Орленева.

Как видно, не первой писательницей в семье стала Новелла Матвеева. Биография поэтессы также указывает на то, что не только мать занималась литераторством. Ее дедушка Матвеев-Амурский Николай Петрович, проживший в Японии много лет, был писателем, и именно ему принадлежит авторство «Истории города Владивостока». И в довершение, двоюродный брат Новеллы Николаевны и ее супруг также были писателями.

После окончания школы поэтесса работала с 1950 года по 1957 в детском доме Щелковского района (Московская область). После этого заочно поступила на высшие литературные курсы, проходившие при Литературном институте им. Горького, которые окончила в 1962 году.

А в 1961 поэтессу приняли в ряды членов Союза писателей СССР.

Начало творческого пути

Впервые под влиянием матери взялась за написание стихов Новелла Матвеева. Биография нашей героини вообще свидетельствует о том, что мать играла в ее жизни большую роль. Надежда Трофимовна была очень незаурядной личностью, интересовалась культурой и обладала огромным артистизмом. Женщина питала особую страсть к поэзии и любила читать стихи, в чем была настоящим мастером. Именно мать впервые познакомила Новеллу с Пушкиным, произведения которого часто декламировала. У Матвеевых всегда в доме была музыка, несмотря на отсутствие радио и магнитофона. Надежда Трофимовна кроме поэзии, обожала музыку и часто пела романсы, цыганские, итальянские и русские песни.

Поэтому совсем не удивительно, что первые стихи Новелла сочинила, будучи еще ребенком, в военные годы. Произошло это в Монинском госпитале, куда девочка попала из-за авитаминоза, давшего осложнение на глаза. В эти же годы в том госпитале работал политруком ее отец. Именно он первым увидел творение дочери. Также в детские годы Новелла пробовала сочинять музыку и класть на нее стихи различных поэтов, среди которых Фет, Лермонтов, Шекспир, Агнивцев, Гладков и пр.

Первая публикация

Впервые опубликовала свои стихи в 1957 году Новелла Матвеева. Песни - самая большая страсть поэтессы, поэтому не удивительно, что в газете появилось произведение именно этого жанра. Необычно то, что это была пародия на песню «Пять минут» из кинокартины «Карнавальная ночь». После этого писательницу стали публиковать постоянно. Ее стихи появлялись на страницах газет и журналов, среди которых «Енисей», «Советская Чукотка» и пр. Позднее на поэтессу обратили внимание и более крупные литературные издания.

Напечатать первые сборники стихов Матвеевой было довольно сложно, и ей пришли на помощь поэты Давид Кугультинов и Игорь Грудев.

Много обрела знакомых среди литераторов Новелла Матвеева. Биография поэтессы свидетельствует о том, что ей не раз помогали на творческом пути такие известные личности, как С. Маршак, М. Атабекян, К. Чуковский, В. Чивилихин, Н. Старшинов, Ю. Воронов и пр. Особо восхищался стихами Матвеевой Чуковский. Писатель, услышав ее «Солнечного зайчика» даже запрыгал от восторга.

Популярность

Творческая судьба Матвеевой сложилась очень хорошо - ее очень быстро заметили и сразу же полюбили. В начале 60-х годов 20 века простая девушка из провинции с прекрасным голосом и старенькой гитарой смогла завоевать столицу, а затем покорила и страну. Ее песни быстро полюбились и стали звучать из магнитофонов по всей стране. Произведения Матвеевой вошли в первый бардовский сборник Советского Союза - это была пластинка, носившая названия «Песни» и выпущенная в 1966 году. Позднее она еще не раз была издана, но так и осталась редким изданием.

Творчество Новеллы Матвеевой всегда отличалось невероятной энергией и жизнелюбием, что, несомненно, является отражением личностных качеств поэтессы. В 1972 году Матвеева начинает писать музыку для стихов Ивана Киуру. Самые известные произведения этого периода: «Песня погонщика мула», «Водосточные трубы», «Страна Дельфиния», «Шарманщик».

Особенности поэзии

Чаще всего обращалась в своих произведениях к лирико-романтической тематике Новелла Матвеева. Стихи поэтессы отражают возвышенные гуманистические порывы человеческой души. Ее лирический герой - мечтатель и фантазер, окруженный красочным и чудесным миром природы. Можно сказать, что писательница в полной мере унаследовала романтические пристрастия своего отца. Ее поэзия очень светла и жизнерадостна. В ней нет жестокости, грязи, низменных чувств.

Уверенность в жизни и невероятный оптимизм передает своим произведениям Новелла Матвеева. Песни, однако, не единственное, что писала поэтесса. Много она сочиняла и для детей, а также занималась переводами, писала эпиграммы, пародии, статьи, посвященные литературе и искусству. Она опубликовала более тридцати книг, среди которых стихи, проза и переводы. А как автор-исполнитель Матвеева записала немалое количество пластинок, последняя вышла в 2000 году - это был сборник «Лучшие песни», выпущенный «Московскими окнами».

Последние годы и смерть

Очень легко нашла путь к сердцу слушателя Новелла Матвеева. Стихи и песни поэтессы до сих пор пользуются популярностью и многим знакомы.

Среди творческих работ писательницы также есть детская пьеса «Предсказание Эгля», которая впервые была поставлена на сцене московского Центрального детского театра. Произведение, кроме всего прочего, включало 33 авторские песни поэтессы.

Матвеева Новелла Николаевна за свою долгую жизнь сталкивалась и с невзгодами, непониманием критиков и творческими неудачами, однако этому не удалось сломить ее волю. До последних дней она продолжала работать и выступать. Последние годы прожила в Москве. Скончалась 4 сентября 2016 года.

Книги

Многочисленные книги поэтессы можно и сегодня найти на прилавках книжных магазинов. Самые популярные - сборники стихов. Среди которых можно выделить следующие: «Кораблик», «Солнечный зайчик», «Кассета снов», «Караван», «Жасмин». Кроме того, издано также несколько прозаических произведений, а также книг для детей.

Довольно много произведений написала за свою жизнь Новелла Матвеева. Сколько лет она занималась поэтической деятельностью? На этот вопрос можно очень легко ответить - всю свою жизнь, с самого детства и до последнего вздоха. Поэтесса буквально жила своим творчеством.

Новелла Николаевна родилась 7 октября 1934 г. в городе Пушкин (Ленинград). Её отец, Николай Николаевич Матвеев-Бодрый - по профессии географ, историк-краевед Дальнего Востока, действительный член Всесоюзного географического общества, по мировоззрению - романтик (отсюда имена детей - Новелла и Роальд). Мать - Матвеева-Орленева Надежда Тимофеевна, преподаватель литературы, поэтесса. Дед, Николай Петрович Матвеев-Амурский, также был писателем и автором первой «Истории города Владивостока», долгие годы жил в Японии. Двоюродный брат, Иван Венедиктович Елагин (настоящая фамилия - Матвеев) - поэт русского зарубежья.

C 1950 по 1957 годы Матвеева работала в детдоме Щёлковского района Московской области. В 1962 г. окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А. М. Горького (заочно).

С детских лет пишет стихи, печатается с 1958 г. Первый сборник издан в 1961 году; второй («Кораблик») - в 1963 г. В 1961 г. Матвееву приняли в Союз писателей СССР. В 1970-х у нее выходят книги «Ласточкина школа», «Река» и др. В 1980-х - «Закон песен», «Страна прибоя» и др.

Творчество

С конца 1950-х Новелла Николаевна стала сочинять песни на собственные стихи и исполнять их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. С 1972 года Новелла Матвеева сочиняет песни также и на стихи своего мужа, поэта Ивана Киуру (1934-1992).

В 1984 году в Центральном детском театре в Москве была поставлена пьеса Матвеевой «Предсказание Эгля» - фантазия по мотивам произведений Александра Грина, содержащая 33 песни Новеллы Николаевны.

В 1996 года вышла книга воспоминаний «Мяч, оставшийся в небе». В 1998 г. Новелла Матвеева стала лауреатом Пушкинской премии в области поэзии.

В 2002 г. Новелла Матвеева стала лауреатом Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.

Новелла Николаевна живёт и работает в Москве.

Основные книги

  • «Лирика» (1961)
  • «Кораблик» (1963)
  • «Душа вещей» (1966)
  • «Солнечный зайчик» (1966)
  • «Ласточкина школа» (1973)
  • «Река» (1978)
  • «Закон песен» (1983)
  • «Страна прибоя» (1983)
  • «Кроличья деревня» (1984)
  • «Избранное» (1986)
  • «Хвала работе» (1987)
  • «Нерасторжимый круг» (1991)
  • «Мелодия для гитары» (1998)
  • «Кассета снов» (1998)
  • «Сонеты» (1999)
  • «Караван» (2000)
  • «Жасмин» (2011).

Дискография

  • «Песни» (Мелодия, 1967)
  • «Стихи и песни» (Мелодия, 1966)
  • «Дорога - мой дом» (Мелодия, 1982)
  • «Музыка света» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1984)
  • «Баллады» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1985)
  • «Мой воронёнок» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1986)
  • «Рыжая девочка» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1986)
  • «Какой большой ветер» (ASP, 1997) CD
  • «Девушка из харчевни» (ASP, 1997) CD
  • «Новелла Матвеева» (Moroz Records, 1999) CD
  • «Лучшие песни» (Московские окна, 2000) CD

Биографические материалы

  • Медынский Г. Песенная поэзия Новеллы Матвеевой, «Юность», 1966, № 7
  • Приходько В. Душа и плоть поэзии, «Дружба народов», 1967, № 2.
  • Рунин Б. Далёкое и близкое. «Новый мир», 1964, № 5