Б арсуков Иван Петрович - начальник десантно-штурмовой маневренной группы 35-го пограничного отряда Краснознамённого Восточного пограничного округа, майор.

Родился 22 января 1948 года в селе Казгулак Петровского района Ставропольского края в крестьянской семье. Русский. Образование среднее. Работал в колхозе имени 1-го Мая.

В 1967 году призван в Пограничные войска СССР. Служил в Закавказье. По окончании школы сержантского состава был назначен командиром отделения одной из застав 43-го Пришибского Краснознамённого пограничного отряда. В 1969 году окончил курсы младших лейтенантов при Московском высшем пограничном командном училище имени Моссовета и был направлен для дальнейшего прохождения службы в один из пограничных отрядов Краснознамённого Восточного пограничного округа. Член КПСС в 1972-1991 годах.

С 1981 года в течение двух лет участвовал в боевых действиях в Афганистане в составе ограниченного контингента советских войск.

У казом Президиума Верховного Совета от 11 августа 1983 года за мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан майору Барсукову Ивану Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

С 1984 года служил в штабе Восточного пограничного округа. В 1987 году окончил Военную академию имени М.В.Фрунзе, назначен начальником штаба Брестского пограничного отряда.

После распада СССР, с декабря 1991 года полковник Барсуков И.П. служил в пограничных войсках Республики Беларусь, был начальником Брестского Краснознамённого пограничного отряда имени Ф.Э.Дзержинского. С ноября 1993 года - в запасе.

Полковник (1991). Награждён орденом Ленина, орденом Красной Звезды, медалями, орденом «За службу Родине» 3-й степени (Республика Беларусь, 15.04.1999), иностранной наградой - орденом «Звезда» 3-й степени (Афганистан).

В родном селе Казгулак установлен бюст Героя, его именем названа одна из улиц села.

Указом Президента Республики Беларусь № 712 от 4 декабря 2001 года имя Героя Советского Союза полковника Барсукова И.П. присвоено 5-й пограничной заставе Брестской Краснознамённой пограничной группы имени Ф.Э. Дзержинского. На этой заставе установлен памятник Герои, он навечно зачислен в списки её личного состава.

РЯДОВОЙ ПОЛКОВНИК

Когда рядовой закрывает телом командира, этот поступок говорит не только о мужестве рядового.

Зная о таком факте в боевой биографии полковника Ивана Барсукова, честно говоря, теряешь желание искать в его характеристиках слова об авторитете у личного состава, об умении находить контакт с подчиненными. Правильные эти слова кажутся лишними.

Лучше послушать, как Барсуков рассказывает о своем спасителе - рядовом Калькове, с которым, можно сказать, «породнился» той миновавшей, к счастью, обоих пулей; об отчаянном храбреце, кавалере ордена Красного Знамени сержанте Овчинникове; о старшем лейтенанте Поджарове, прапорщике Карасёве, ефрейторе Горбачёве, рядовых Иусе, Кузнецове, Яльмурзине... Зачем такой длинный перечень? Так об этом попросил сам герой очерка: ребятам будет приятно. И это опять же сделало ненужными правильные слова о том, что Звезду Героя полковник готов поровну разделить со всеми своими подчинёнными.

Кстати, и рассказывает он о них не как о подчинённых. Ведь друзья есть друзья - независимо от разницы в возрасте и числа звездочёк на погонах. Принципиально тут, пожалуй, лишь то, что командир обязан защищать своих солдат от пуль не по одному, а всех сразу. Тут не хватит и самого богатырского тела. Расчёт нужен, знания, опыт.

Командирствовать Иван Петрович начал в 69-м, с самого низшего офицерского звания: закончил курсы младших лейтенантов в Москве. Девизом своим сделал нехитрое правило, усвоенное ещё на курсах: командир во всём должен быть примером, вместе с солдатами, а лучше - раньше, подниматься по тревоге, занимать огневой рубеж, штурмовать высоту. С такой установкой делал свою «мирную» карьеру. Не изменил этой установке и в Афганистане. На учениях ему, человеку с прекрасной физической подготовкой, было не тяжелее, чем подчинённым. А в бою - не легче. Во всяком случае, возглавлять небольшие десантно-штурмовые группы Барсуков считал своей непосредственной обязанностью. Зная преданность личного состава, готовность на самый дерзкий поступок во имя победы, взял за правило никогда не злоупотреблять этой готовностью. Искал, как говорится, пути наименьшего сопротивления. Если они были, эти пути.

Бандиты шли бодро, не таясь. Многочисленные, прекрасно вооружённые, они подошли к горной дороге, где намеревались без особых трудностей разгромить советскую колонну грузовиков. Маленькую группу Барсукова заметить было нелегко. Он же довольно спокойно выжидал. До появления колонны время вроде бы ещё есть: можно подпустить противника поближе. Чтобы наверняка...

Тут-то и появились из-за поворота первые машины. План рухнул. Надо без промедления вызывать огонь на себя.

Уже через несколько минут душманам пришлось махнуть рукой на колонну и сосредоточить огонь на неожиданной «помехе». Ещё через несколько мгновений бандиты поняли, что многократное преимущество в живой силе и вооружении обманчиво. Шурави не давали им ни рассредоточиться, ни занять выгодные позиции. А вдобавок ко всему из укрытия поднялся офицер и с криком: «Вперёд! На перехват бандитов!» - ринулся в атаку. Душманские же атаки в этом восьмичасовом бою горстка советских солдат отбивала двенадцать раз. И почти без потерь. Как, впрочем, и во многих других операциях, которыми руководил Иван Петрович Барсуков. Так стоит ли удивляться, что ко многим спасённым в этих боях жизням бойцы приплюсовали ещё одну - своего командира.

В понедельник, 22 января, на Брестском гарнизонном кладбище прошел митинг в память о Герое Советского Союза и бывшем командире Брестского пограничного отряда Иване Барсукове. Поводом для митинга стало 70-летие со дня рождения Ивана Петровича. В мероприятии участвовали военнослужащие Брестской пограничной группы и Института пограничной службы, учащиеся военно-патриотических классов средней школы № 31 г. Бреста, ветераны-пограничники и сослуживцы полковника Барсукова.

«На примере Героя Советского Союза Ивана Барсукова воспитано уже не одно поколение брестских пограничников» , - отметил заместитель начальника Брестской пограничной группы по идеологической работе и кадровому обеспечению подполковник Виталий Лисовенко .

Иван Петрович Барсуков родился 22 января 1948 года в селе Казгулак Петровского района Ставропольского края в семье колхозников. Его отец был фронтовиком, поэтому Ваня часто слышал рассказы отца о войне.

Весной 1967 года Иван был призван на службу в пограничные войска. Законом на все годы службы для Ивана Петровича Барсукова стали отцовские слова, сказанные им при прощании: "Главное для солдата - дисциплина и мастерство. Без них не научишься одолевать врага".

Срочную службу Иван Барсуков проходил в Закавказье. Как лучшего пограничника его направили в школу сержантского состава.

Возвратившись на заставу командиром отделения, Барсуков продолжал совершенствовать свое мастерство и одновременно учил своих подчиненных. Его решение остаться служить на границе отец одобрил.

В 1969 году Барсуков окончил курсы младших лейтенантов при Московском пограничном командном училище. Затем служил в Краснознаменном Восточном пограничном округе.

В 1982 году в составе ограниченного контингента советских войск Барсуков попал в Афганистан. О том, что пограничные мотоманевренные, десантно-штурмовые и боевые группы Пограничных войск КГБ СССР выполняли боевые задачи в ДРА с 1980 года, официально не сообщалось до 1992 года.

12 декабря 1979 года на заседании Политбюро было принято решение о вводе советских войск в Афганистан. А чуть позже в Афганистане появились и советские пограничники.

В январе 1982 года по решению Политбюро и советского правительства пограничники получили 100-километровую зону ответственности на афганской территории для того, чтобы обезопасить на дальних подступах советские границы.

Протяжённость границы с Афганистаном - 2800 км, из них 400км - горы, а остальное - пустыня и полупустыня. Температура в тени достигает 50 градусов, на солнце - около 70 и больше. В таких условиях 10-12 дней боевых действий по уничтожению очага сопротивления или горной базы выдержать было очень сложно.

Зелёные фуражки располагали отличными кадрами и подразделениями, обученными для поисковых и рейдовых мероприятий - мотоманевренными группами, имевшимися в каждом пограничном отряде. В погранотрядах СССР ММГ выполняли роль боевого резерва и изначально предназначались для борьбы с диверсионными группами и вражескими бандами. В Афганистане эти подразделения, усиленные вертолётными эскадрильями (тоже пограничными) пришлись как нельзя кстати.

Пограничники получили зону ответственности вдоль советско-афганской границы глубиной 35 - 65 км. В ней находилось 34 уезда и около 3000 населённых пунктов. С первых же дней мотоманевренные группы вступили в схватки с «духами».

Вскоре было решено создать в погранвойсках штатные десантно-штурмовые маневренные группы (ДШМГ). Командуя одной из таких групп Иван Барсуков участвовал в боевых действиях в 1982-1983 годах. Как командир, майор Барсуков бережно относился к своим подчиненным и берег их жизни.

21 октября 1982 года, когда на одном из перевалов десантно-штурмовая группа, возглавляемая Барсуковым, попала в засаду моджахедов и вела непрерывный бой с 14 часов дня до самого вечера. Барсуков с группой пограничников сумел прорваться через кольцо окружения и внезапным огневым ударом с тыла обеспечил успех боя. Крупный отряд душманов был полностью разгромлен. Пограничник уничтожили более 100 человек и захватили большое количество вражеского оружия.

Афганистан. Герой Советского Союза Иван Барсуков (слева).

3 апреля 1983 года 23 бойца десантно-штурмовой маневренной группы Барсукова высадились на место намечавшегося прорыва группы душманов. Барсукову поручили обеспечить безопасность продвижения колонны советских грузовиков с продовольствием по одной из горных дорог Афганистана.

Барсуков неожиданно увидел приближающихся к горной дороге моджахедов. Многочисленные, хорошо вооруженные, уверенные в своей безнаказанности, они бодро шли, не таясь, в предвкушении легкой победы.

Небольшую группу Барсукова заметить было сложно. Поэтому он спокойно выжидал, стараясь, как можно ближе подпустить "духов" к занятым пограничниками позициям. И вдруг послышался равномерный натужный рокот многих моторов, и из-за поворота появились первые грузовики автоколонны. План рухнул. Надо было без промедления вызывать огонь на себя.

Уже через несколько минут душманам пришлось махнуть рукой на колонну и сосредоточить огонь на группе Барсукова. Застучали крупнокалиберные пулеметы. Их трассирующие очереди с визгом и яркими вспышками рикошетили от скал. Бандиты рассчитывали быстро уничтожить шурави, полагаясь на свое многократное превосходство в численности людей и вооружения. Но не тут-то было. Вскоре они поняли, что здорово ошиблись.

Барсуков умело организовал бой. Пограничники метко разили бандитов, не давая им ни рассредоточиться, ни занять выгодные позиции. Душманские же атаки в 8-часовом бою горстка советских воинов успешно отбивала 12 раз. В конце боя Барсуков поднялся из укрытия и повел пограничников в атаку.

Стремительная рукопашная схватка закончилась полным разгромом банды. Боевая задача была выполнена. И почти без потерь. Как, впрочем, и многие другие операции, которыми руководил майор Барсуков.

В Афганистане Иван Барсуков участвовал в разработке и осуществлении 40 боевых операций. В результате было уничтожено более 1,5 тысяч бандитов, около 3 тысяч - взято в плен, захвачено более 3 тысяч единиц различного вооружения, он лично уничтожил 57 бандитов.

В марте 83 года на перевале Шеркоталь личный состав ДШМГ, вступив в бой сразу после десантирования с вертолетов в центр опорного пункта басмачей, уничтожил около 150 бандитов, захватил оборонительные сооружения, склады, госпиталь, более 400 единиц оружия и обеспечил успех всей операции.

Действия Барсукова и возглавляемой им группы в Афганистане были расценены как подвиг. За мужество, отвагу и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан указом Президиума Верховного Совета от 11 августа 1983 года майору Барсукову Ивану Петровичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11495). Среди наград Барсукова - также орден Красной Звезды и афганский орден «Звезда» III степени.

В 1987 году после окончания Военной академии имени М. В. Фрунзе Барсуков был направлен для прохождения службы в 86-й , где проходил службу начальником штаба отряда, а через год стал начальником отряда.

Однако прежний опыт (в том числе и боевой) мог лишь отчасти помочь его становлению в новой должности. Брестский пограничный отряд всегда занимал особое место в пограничных войсках. Примерно такое же, как московская бригада охраны Кремля в силовых структурах. Поэтому многому приходилось учиться заново. И

В 1988 и в 1989 годах Брестский пограничный отряд занял первое место в системе погранвойск, и подтвердил прежнее звание "отличного".

За умелую организацию пограничной службы Барсуков был награжден медалью «За отличие в охране Государственной границы СССР».

В 1991 году Барсукову было присвоено звание полковника.

В 1993-м году Барсукову исполнилось 45 лет, и он был уволен в запас. Несмотря на тяжелую болезнь, до самой своей кончины в 2001 году, Барсуков проводил большую военно-патриотическую работу с военнослужащими 86-го пограничного отряда, а затем и 86-й пограничной группы.

Умер пограничник, Герой Советского Союза Иван Петрович Барсуков 18 мая 2001 года. Похоронили его на гарнизонном кладбище Бреста, расположенном рядом с пограничной группой и границей, которой он отдал лучшие годы своей жизни.

Указом Президента Республики Беларусь № 712 от 4 декабря 2001 года имя Героя Советского Союза Ивана Петровича Барсукова было присвоено 5-й пограничной заставе 86-й пограничной группы. Барсуков навечно зачислен в личный состав заставы.

Фото Брестской погрангруппы.

Патриарх Иоаким 9 й Патриарх Московски … Википедия

Сахаров, Иван Петрович - знаменитый этнограф собиратель, археолог и палеограф 1830 50 х годов; родился 29 августа 1807 г. в Туле. Отец его Петр Андреевич, тульский священник, поместил сына в местную духовную семинарию, которую тот и окончил 21 августа 1830 г. Из… …

Липранди, Иван Петрович - военный историк; родился 17 июля 1790 г. Род Липранди принадлежал к старинному испанскому роду, но уже отец И. П. занимал ответственный пост в одном из министерств в России. И. П. начал свою карьеру в военной службе и в качестве полковника… … Большая биографическая энциклопедия

Бороздна, Иван Петрович - поэт; брат Василия Петровича Бороздны, род. в селе Медведове, Стародубского уезда, 27 го ноября 1804 г., ум. 7 декабря 1858 г. Образование свое получил в московском университетском благородном пансионе, курс которого окончил в 1823 г. Уже в это… … Большая биографическая энциклопедия

Зиновьев, Иван Петрович - В 1627 г. был воеводой на Мезени; в 1634 г. находился при городовых дворянах в Можайске с князьями Черкасским и Пожарским; в 1636 38 гг. он значится дворянином Московским, а в 1647 48 гг. воеводой в Муроме. 18 февраля 1648 г. из Разряда была… … Большая биографическая энциклопедия

Ромодановский, князь Иван Петрович - дворянин Московский, посол в Персию; младший брат боярина князя Григория Петровича (см.), сын князя Петра Борисовича Меньшого, внук князя Бориса Васильевича и правнук князя Василия Федоровича Стародубского Ромодановского. Первые известия о князе… … Большая биографическая энциклопедия

Гагарин, князь Иван Петрович - стольник, внук князя Афанасия Федоровича. В 1668 76 гг. он был стряпчим, а с 1676 г. стольником. В этом году он сопровождал царя Алексея Михайловича в его походе в село Покровское. С 1679 года кн. Г. находился на воеводстве в Сибири дважды: в… … Большая биографическая энциклопедия

Пронский-Рыбин, князь Иван Петрович - боярин; сын князя Петра Ивановича. В 1625 г. был в числе поезжан на первой свадьбе царя Михаила Феодоровича с кн. Марьей Влад. Долгоруковой. В 1632 33 г. он рында в белом платье при приемах послов Голштинского, Английского и Турецкого. В 1634 35… … Большая биографическая энциклопедия

Барсуков - Барсуков русская фамилия. Известные носители Барсуков, Александр Платонович (1839 1914) русский историк, младший брат Николая и Ивана Барсуковых. Барсуков, Александр Яковлевич Герой Советского Союза. Барсуков, Алексей… … Википедия

Ромодановский, князь Григорий Петрович - боярин, известный деятель Смутного времени; он был старшим сыном Петра Меньшого Борисовича Ромодановского, внуком князя Бориса Васильевича, правнуком князя Василия Феодоровича Стародубского Ромодановского (родоначальника князей Ромодановских) и… … Большая биографическая энциклопедия



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока: обобщить знания детей по данному разделу; развивать навыки выразительного чтения, любовь и интерес к поэзии, учить видеть и замечать прекрасное в природе, формировать умение работать в группе.

Подготовка к уроку: класс делится на четыре команды. На доске – иллюстрации, которые дети принесли в качестве выполненного домашнего задания.

Оборудование: мультимедийный проектор, жетоны.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и постановка цели

Как называется раздел, над произведениями которого мы работали?

С творчеством каких писателей мы познакомились? Вспомним годы их жизни. Какие произведения прочитали?

III. Конкурсы

1. Разминка (Вопросы задаются по очереди каждой команде.За правильный ответ – жетон.)

В 12 лет этот поэт свободно переводил оды Горация. (Ф. И. Тютчев)

Однажды он решил оставить литературу и заняться сельским хозяйством. (А. А. Фет)

Пушкин сказал о нём: “...оригинален – ибо мыслит” (Е. А. Баратынский)

Современники вспоминали его как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь. (А. Н. Плещеев)

Он открыл в Воронеже книжный магазин и при нем дешевую библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города. (И. С. Никитин)

От своего отца он унаследовал силу характера, твердость духа, завидное упрямство в достижении цели. (Н. А. Некрасов)

Последние годы он провел в бедности, работая над книгой о своем литературном учителе А. П. Чехове. (И. А. Бунин)

Талантливая сказительница познакомила этого писателя с народной поэзией, на основе которой он создал свои сказки. (А. С. Пушкин)

2. Литературные исследователи

(Учитель готовит 4 задания на карточках.Дается время на подготовку.)

1-я команда

Олицетворение – наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека.

Задание: найдите в прочитанных стихотворениях олицетворение (И. А. Бунин “Листопад”, И. С. Никитин “В синем небе...”). Что помогает олицетворение почувствовать и понять?

2-я команда

Строфы – части стихотворения, отличающиеся одинаковым количеством строк в каждой из них, одинаковым расположением рифм и относительной законченностью.

Задание: найдите примеры таких стихотворений (Н.А. Некрасов “В зимние сумерки...”, А. А. Фет “Весенний дождь”, Ф. И. Тютчев “Как неожиданно и ярко...”). Для чего поэт делит стихотворения на строфы?

3-я команда

Рифма–созвучие концов стихотворных строк.

Задание: приведите примеры из стихотворений (Н. А. Некрасов “В зимние сумерки...”, А. А. Фет “Весенний дождь”, Ф. И. Тютчев “Как неожиданно и ярко...”).

4-я команда

Ритм – равномерное чередование каких-нибудь элементов (в звучании, в движении).

Задание: перечитайте стихотворения А. А. Фета “Бабочка”, “Весенний дождь”, Н. А. Некрасова “В зимние сумерки...”. Что напоминает вам ритм этих стихотворений? Какими должны быть темп, интонация, настроение, учитывая ритмический рисунок произведения?

3. Времена года

  • Ежегодно приходят к нам в гости:
    Один седой, другой молодой,
    Третий скачет, а четвертый плачет.
    (Времена года)
  • - Кто знает, когда это бывает? (пословицы)
  • Идет Варюха – береги нос да ухо (зимой)
  • Черемуха расцвела – холода позвала (весной)
  • День прозевал - урожай потерял (осенью)
  • Роса да туман живут по утрам (летом)

Три команды выполняют задание 4 на странице155 .

1-я команда-весна (Ф. И. Тютчев “Ещё земли печален вид...”, Е. А. Баратынский “Весна, весна!..”)

2-я команда-осень (И. С. Никитин “В синем небе плывут...”, И. А. Бунин “Листопад”)

3-я команда-зима (Н. А. Некрасов “В зимние сумерки...”, Е. А. Баратынский “Где сладкий шепот...”

4-я команда

1. Перечитайте стихотворение Ф. И. Тютчева “Как неожиданно и ярко...”. Объясните, почему в стихотворении дважды повторяется слово лови и три восклицательных предложения?

2. Перечитайте стихотворение И. А. Бунина “Листопад”. Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово сегодня ?

3. Что хотели сказать Ф. И. Тютчев и И. А. Бунин своим читателям? Соотнесите свой вывод с последним четверостишием из стихотворения Н. А. Некрасова “Школьник”

4. Конкурс чтецов

Проверка домашнего задания: сделать рисунок к произведению, которое тебе особенно понравилось, приготовить выразительное чтение или чтение наизусть.

(Участвуют по три человека от команды.Иллюстрации, которые приготовили ребята,на доске.)

IV. Подведение итогов

Как иначе можно назвать данный раздел? (Стихотворения поэтов XIX века о природе)

V. Домашнее задание

Стр. 154 задание 3, стр. 156 задание 10.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Керчи Республики Крым «Школа №10»

«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Протокол заседания МО зам. директора по УВР Директор МБОУ «Школа №10»

учителей начальных классов «___»__________2016г.

МБОУ «Школа №10» ________ К.В.Павловский

от «___»_____2016г. _______И.В. Курилова приказ № от «____»____2016г.

Руководитель МО

Н.Н.Остапенко

КОМПЛЕКТ

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по литературному чтению

для 4 класса

уровень изучения предмета базовый

Срок реализации 1 год

Разработчик:

Учитель начальных классов Ю.Г. Чуприна

(занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Общие положения

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу предмета русский язык. КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации.

Учебно-методическое обеспечение:

1. Литературное чтение.

2. Литературное чтение: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 4 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / М.В. Бойкина, Н.И. Роговцева. – М.; СПб.: Просвещение, 2014. – 247 с.

3. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение. 4 класс / Сост. С.В. Кутявина. – 4-е изд. перераб. – М.: ВАКО, 2014.- 80 с. – (Контрольно-измерительные материалы)

4. Литературное чтение: 4 класс: Контрольно-измерительные материалы / Г.В. Шубина.- М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 80 с. (Серия «Контрольно-измерительные материалы»).

Общие положения

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает ряд требований к освоению основных образовательных программ начального общего образования в части планируемых результатов обучения младших школьников по предмету.

Предметными результатами обучения являются формирование необходимого уровня читательской компетентности, овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанногои прослушанного произведения, умение анализировать произведение, составлять небольшие собственные высказывания, устно передавать содержание текста по плану,характеризовать героев и давать оценку их поступкам, уметь читать наизусть стихотворения, выступать с небольшими творческими сообщениями.

Оценивание навыка чтения младшего школьника:

    способ чтения;

    правильность чтения, чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

    скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

    выразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Оценивание навыка чтения

Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). При проверке учащиеся читают вслух не менее 2-х мин, чтобы получить результат чтения за минуту число слов необходимо разделить на затраченное время.

Литературное чтение

Виды чтения

Количество слов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Вслух

25-30 слов – I-е полугодие, 35-40 слов II-е полугодие

45-50 слов

65-70 слов

85-90 слов

Про себя

50-60 слов

85-90 слов

115-120 слов

Наизусть *

8-10 стихотворений

10-12 стихотворений

Не менее 15 стихотворений

*на усмотрение педагога

4 класс

Требования к чтению

На момент завершения начального образования у детей должно быть сформировано осознанное, правильное, выразительное чтение, с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Посредством пауз, интонаций, ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию; самостоятельно готовится к выразительному чтению, осознанно читает про себя любой по объему и жанру текст.

В ходе фронтального опроса проверяются умения определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора, различать жанры художественной литературы, определенные программой; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; работать с различными источниками информации.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

    искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

    неправильная постановка ударений (более двух);

    чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

    неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

    неумение выделить основную мысль прочитанного;

    неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

    нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

    монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

    не более двух неправильных ударений;

    отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

    осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

    неточности при формулировке основной мысли произведения;

    нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Чтение наизусть

Оценка «5» – твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.

Оценка «4» – знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка «3» читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка «2» – нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

    правильная постановка логического ударения;

    соблюдение пауз;

    правильный выбор темпа;

    соблюдение нужной интонации;

    безошибочное чтение.

Оценка «5» – выполнены правильно все требования.

Оценка «4» не соблюдены 1 2 требования.

Оценка «3»

Оценка «2» допущены ошибки более чем по 3 требованиям.

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

    своевременно начинать читать свои слова;

    подбирать правильную интонацию;

Оценка «5» – выполнены все требования.

Оценка «4» допущены ошибки по 1 какому-то требованию.

Оценка «3» – допущены ошибки по 2 требованиям.

Оценка «2» допущены ошибки по 3 требованиям.

Пересказ

Оценка «5» – пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно, кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка «4» допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.

Оценка «3» – пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка «2» не может передать содержание прочитанного.

Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению в 4 классе

Проверочная работа № 1. Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития».

1. «Летописи. Былины. Жития».

1. Какое прозвище получил князь Олег?

А) Гордый

Б) Славный

2. С кем воевал Олег?

А) с греками

Б) с турками

В) с немцами

3. От чего принять смерть предсказали кудесники Олегу?

А) от любимого коня

Б) от укуса змеи

В) от отравленного вина

4. В какую сторону досталось ехать Илье Муромцу?

А) в восточную

Б) в западную

В) в северную

5. В какое дерево попала стрела Ильи?

6. За что «люди чёрные» обещали Илье горы золота?

А) за женитьбу

Б) за освобождение от врагов

В) за принятие из закона

7. Где Илья нашёл сокровища?

А) под крестом

Б) в пещере

В) в лесу под деревом

8. Какое имя дали родители Сергию Радонежскому?

А) Кирилл

Б) Сергий

В) Варфоломей

9. Сколько детей было у родителей С. Радонежского?

10. Как звали мать преподобного Сергия?

11* Объясни, что такое летопись.

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». Тест

«Сказка о мёртвой царевне…» П.П.Ершов

«Конёк – Горбунок» М.Ю.Лермонтов

«Ашик – Кериб» А.С.Пушкин

«Мальчики» Л.Н.Толстой

«Детство» А.П.Чехов

    Соедини имя отчество и фамилию автора.

Чехов Александр Сергеевич

Ершов Антон Павлович

Пушкин Михаил Юрьевич

Лермонтов Пётр Павлович

    По опорным словам определи название сказки.

Королевич кобылица музыкант

Царевна царь невеста

Царица братья мать

Богатыри сестра

«Мальчики»

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

«Конек – горбунок»

    Какого цвета была кобылица, которую поймал Иван?

А) белого Б) чёрного В) серого

    Какой волшебный предмет был у царицы в «Сказке о мёртвой царевне…»?

А) кольцо Б) зеркало В) венец

    Как звали собаку семи богатырей?

А) Сокол Б) Соколко В) Соколик

    На каком музыкальном инструменте играл Ашик – Кериб?

А) балалайка Б) гармонь В) гусли

    В какую страну собирались сбежать мальчики?

А) в Африку Б) в Индию В) в Америку

    Кто смог убрать камень с дороги в басне Л.Н.Толстого?

А) инженер Б) мужик В) мэр города

Проверочная работа № 2 по теме: «Чудесный мир классики»

a) М.Ю. Лермонтов

b) А.С. Пушкин

c) С.А. Есенин

d) П.П. Ершов

    Укажи рассказ Л.Н. Толстого.

a) «Мальчики»

b) «Телефон»

c) «Как мужик камень убрал»

    Отметь чудо, которого не было в сказке П.П. Ершова «Конёк – Горбунок».

a) Разговор с месяцем

b) Купание Ивана в кипятке

c) Жар – птица

d) Кони с золотыми хвостами и алмазными копытами

    Отметь правильное значение слова седмица.

a) Пятница

5. Отметь произведение, к которому подходит данная пословица.

Сметлив и хитер – пятерым нос утёр.

a) «Мальчики»

b) «Детство»

c) «Как мужик камень убрал»

d) «Ашик – Кериб»

6. Отметь произведение, которое не принадлежит перу Л.Н. Толстого

a) «Детство»

b) «Как мужик камень убрал»

c) «Дары Терека»

d) «Акула»

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Тест.

1.Узнай поэта.

Свои первые стихи он сочинил в девять лет. Им создано 35 поэтических сборников, написано 20 книг. В историю русской литературы он вошёл и как переводчик, так как переводил на русский язык художественные произведения с английского, немецкого и других языков. Он писал стихи для своей дочери Нины, сочинил для неё «Фейные сказки».

а) Н. А. Некрасов;

б) К. Д. Бальмонт;

в) И. А. Бунин.

2. В стихотворении «Славная осень!..» Некрасов сравнивает листья:

а) с ковриком;

б ) ковром ;

в) паласом.

а ) « Полевые цветы » ;

б) «Дедушка Мазай и зайцы»;

в) «Золотое слово».

4. Узнай поэта.

Он был не только поэтом, но и издателем. В его поэзии живёт всё богатство русского языка. Многие его стихи стали народными песнями (например, «Коробейники», «Меж высоких хлебов»). Их поют и в наше время. Тема сострадания к народу – одна из главных в его поэзии. Он призывал каждого быть гражданином, быть борцом за свободу и счастье народа.

а) И. А. Бунин;

б) К. Д. Бальмонт;

в) Н. А. Некрасов.

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

а) К. Д. Бальмонт;

б) Н. А. Некрасов ;

в) И. А. Бунин.

6. Как зовут Некрасова?

а) Николай Александрович;

б) Никита Александрович;

в) Николай Алексеевич.

7. Как зовут Бунина?

А) Илья Алексеевич;

Б) Иван Алексеевич;

Старый Мазай разболтался в сарае:

«В нашем болотистом, низменном крае

Впятеро больше бы дичи велось,

Кабы сетями её не ловили…

а) К. Д. Бальмонт;

б) Н. А. Некрасов;

в) И. А. Бунин.

10. Какое стихотворение написал К. Д. Бальмонт?

а) «Золотое слово»;

б) «Полевые цветы»;

в) «Детство».

Проверочная работа № 3 по теме: «Поэтическая тетрадь»

1. Какое стихотворение написал Н.А. Некрасов?

□1) «Школьник»

□ 2) «Листопад»

□3) «Ещё земли печален вид...»

□4) «Бабочка»

2. Кто написал стихотворение «В зимние сумерки нянины сказки...»?

□ 1) И.А. Бунин □ 3) А.Н. Плещеев

□ 2) Е.А. Баратынский □ 4) Н.А. Некрасов

3. Узнай произведение по рифме.

Шёпот - ропот, лесов - лугов, голы - долы, зимы - холмы.

1) «В синем небе плывут над полями…»

□ 2) «Весенний дождь»

3) «Ещё земли печален вид...»

□ 4) «Где сладкий шёпот...»

4. Подбери синоним к слову шумный.

□1) грохочущий □ 3) скромный

□ 2) тихий □4) неслышный

5. О ком из поэтов эти строки?

От своего отца он унаследовал силу характера, твёрдость духа, завидное упрямство в достижении цели.

□ 1) об А.А. Фете □ 3) о Н.А. Некрасове

□ 2) о Ф.И. Тютчеве □4) об И.А. Бунине

6. Какое стихотворение написал А.А. Фет?

□ 1) «Листопад»

2) «Дети и птичка»

□ 3) «Бабочка»

□4) «Где сладкий шёпот...»

7. Кто написал стихотворение «Где сладкий шёпот...»?

□1) Ф.И. Тютчев □ 3) И.А. Бунин

2) А.А.Фет □ 4) Е.А. Баратынский

Проверочная работа № 4. Обобщение по разделу: «Литературные сказки».

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

1.Из чего была сделана табакерка?
а) из черепахи б) из золота в) из слоновой кости

2. Главного героя звали:
а) Володя б) Миша в) Алёша

3.Что было изображено на крышке табакерки?
а) лес б) чудесный сад в) город

4.Как назывался городок в табакерке?

А) Динь-динь Б) Дон- дон В) Дзынь – дзынь

5. Кто был надзирателем в городке?

А) Винтик Б) Валик В) Болтик

6. Кем была Пружинка?

А) царевна Б) королева В) принцесса

7. Перечисли жителей табакерки
а)_____________________ в)_____________________
б)_____________________ г)_____________________

8. Что почти понял Миша из своего сна?
а) отчего музыка в табакерке играет б) как приобретать новых друзей
в) что нужно много учиться и работать г) что делу время, а потехе час

9. Какая наука поможет разобраться в устройстве табакерки?
а) химия б) литература в) механика

«Сказка о жабе и розе»

    Произведение «Сказка о жабе и розе» написал:

а) В.Ф. Одоевский б) В.М. Гаршин в) П.П. Бажов г) С.Т. Аксаков

2. Почему мальчик весной не выходил в сад? А) был болен б) переехал в) не хотел

3. Символом света, добра, красоты в сказке является:
а). роза б) жаба

4. Что хотела сделать жаба с розой? а) сорвать б) понюхать в) съесть

5. Прочитайте слова: корни, куст, земля, брюхо, ночь. Они относятся к … а) жабе Б) розе В) бабочке
6. Что в жабе самое омерзительное?
А. грязно-серые бородавчатые бока.
Б. скверные липкие лапы.
В
. Бесчувственность и равнодушие.

7. Роза не жалеет о преждевременной гибели, потому что
А. она не досталась жабе.
Б. ее гибель была неизбежна
В.
Она украсила последние минуты жизни мальчика.

«Серебряное копытце»

1. Произведение «Серебряное копытце» написал: а) В.Ф. Одоевский б) В.М. Гаршин в) П.П. Бажов г) С.Т. Аксаков 2. Сколько лет было Дарёнке?
а) 5, б) 8, в) 6
3. Как звали отца Дарёнки?
а) Григорий, б) Василий, в) Иван
4. Чем занимался Кокованя летом ?
а) охотился; б) добывал золото; в) лежал на печи
5. Как звали кошку Дарёнки? а) Мурка; б) Муська; в) Мурёнка
6. Кошка Мурёнка была… А) серой Б) белой В) бурой
7. С каким музыкальным инструментом сравнил Кокованя кошку?
а) с баяном; б) с балалайкой; в) с барабаном

8 . Сколько веточек было на рогах Серебряного копытца?
а) 2; б) 4; в) 5

9. Какого роста козлик? А) ростом с человека б) не выше стола в) намного выше стола
10. На какой ножке у козла было серебряное копытце?
а) на правой задней; б) на левой передней; в) на правой передней

11. Сколько раз Серебряное копытце показывалось Дарёнке? А) 1 Б) 2 В) 3

12. Там где стояла избушка Коковани люди давно находили камни. А большинство камней какого цвета? А) голубого Б) розового В) зелёного.

Вариант 1

1. Вспомни имя Шварца.

А) Евгений Львович

Б) Лев Евгеньевич

В) Евгений Леонидович

Г) Леонид Евгеньевич

2. Кто написал произведение «Никакой я горчицы не ел»?

А) В.В.Голявкин

Б) Н.Н.Носов

В) В.Ю.Драгунский

Г) Е.Л.Шварц

И в ус не дует. Терять время понапрасну.

А) «Главные реки»

Б) «Что любит Мишка»

В) «Сказка о потерянном времени»

Г) «Никакой я горчицы не ел»

4. Произведение какого композитора играл Борис Сергеевич (герой произведения «Что любит Мишка»)?

Б) Прокофьева

В) Шопена

Так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек.

А) В.В.Голявкин

Б) Н.Н.Носов

В) В.Ю.Драгунский

Г) Е.Л.Шварц

6. Укажи героев «Сказки о потерянном времени».

А) Петя Зубов

Б) Ольга Капитоновна

В) Наденька

Г) Кораблёв

Проверочная работа № 5 по теме: «Делу – время, потехе – час»

Вариант 2

1. Как зовут Голявкина?

А) Виктор Владимирович

Б) Владимир Викторович

В) Виктор Валентинович

Г) Валентин Викторович

2. Кто написал «Сказку о потерянном времени»?

А) Е.Л.Шварц

Б) В.В.Голявкин

В) В.Ю.Драгунский

Г) Н.Н.Носов

3. Из какого произведения эти выражения?

Держать ухо востро. Как сквозь землю провалился.

А) «Никакой я горчицы не ел»

Б) «Сказка о потерянном времени»

В) «Что любит Мишка»

Г) «Главные реки»

4. Что больше всего на свете любил Борис Сергеевич (герой произведения «Что любит Мишка»)?

А) Песенки

Б) Музыку

А) у Е.Л.Шварца

Б) у Н.Н.Носова

В) у В.В.Голявкина

Г) у В.Ю.Драгунского

6. Укажи героев произведения «Главные реки».

А) Раиса Ивановна

Б) Петя Зубов

Г) Кораблёв

Проверочная работа № 6 по разделу «Страна детства»

1.Соедини стрелками:

Б. С. Житков «Ёлка»

М. М. Зощенко «Корзина с еловыми шишками»

К. Г. Паустовский «Как я ловил человечков»

2.Как ты знаешь произведения?

    Эти брат и сестра испортили многим встречу Нового года.

а) Дима и Таня; б) Минька и Леля; в) Митька и Лиля

    Эта девочка вдохновила великого композитора.

а) Таня; б) Дагни; в) Лиля

    Обиженная тётя предсказала Миньке будущее, что он будет…

а) разбойником; б) писателем; в) художником

    Мальчик положил кусок от него на пароходик, около будочки.

а) сыра; б) хлеба; в) леденец

    Этот инструмент мог петь обо всём.

а) пианино; б) рояль; в) гитара

3.Где это было?

    Где проводил осень Эдвард Григ?

а) в Париже; б) около Бергена; в) в Москве

    В каком городе родился К. Г. Паустовский?

    Где провёл детство Б. Житков?

а) в Париже; б) в Одессе; в) в Москве

4.Объясни значение слов:

КОРМА - ……………………………………………………………………………

БОТФОРТЫ - ………………………………………………………………………

ПОЛИРОВАТЬ - …………………………………………………………………...

5. Подберите синонимы к словам:

СМОТРЕТЬ - ……………………………………………………………………….

ШВЫРНУТЬ - ……………………………………………………………………...

ДЛИННОВЯЗАЯ - …………………………………………………………………

6. Подберите антонимы к словам:

ТОРОПЛИВО - …………………………………………………………………….

ЩЕДРОСТЬ - ………………………………………………………………………

ДОБРОДУШНЫЙ - ………………………………………………………………..

7. Изменив всего лишь одно или два слова, верните современным пословицам и поговоркам их прежнее звучание.

Скучен день до вечера, коли делать уроки.

Не стыдно не знать, стыдно не подсказывать.

……………………………………………………………………………………….……………..…………………………..………………………………………………………………….

Испокон века телевизор растит человека.

……………………………………………………………………………………………………...…………………………………………………………………………………………….

Вариант 1.

А1. Как зовут Брюсова?

    Яков Валерьевич 3) Владимир Александрович

    Валерий Яковлевич 4) Яков Яковлевич

А2. Какое стихотворение написал С.А. Есенин?

    «Бабушкины сказки» 2) «Опять сон»

    «Детская» 4) «Наши царства»

А3. Кто написал стихотворение «Наши царства»?

    С.А. Есенин 3) М.И. Цветаева

    В.Я. Брюсов 4) А.С. Пушкин

Что под нами, под цветами,

За железными столбами?

    «Детская» 4) «Бежит тропинка с бугорка»

А5. Найди слово, которое обозначает место, заросшее непроходимым лесом.

    чаща 3) дебри

    бурелом 4) бор

В1. Подберите синонимы к слову «притворяться»

    изображать 3) симулировать

    разыгрывать 4) быть естественным

В2. Подберите антоним к слову «замолчать».

    примолкнуть 3) сидеть тихо

    прикинуться 4) загалдеть

В3. Из какого стихотворения эти олицетворения?

Тропинка бежит. Ока лениво движется.

    «Детская» 3) «Опять сон»

    «Бежит тропинка с бугорка» 4) «Наши царства»

Нам хорошо. Пока ещё в постели

Все старшие и воздух летний…,

Бежим к себе. Деревья нам…,

Беги, танцуй, сражайся, палки режь!..

    свеж, качели

    мил, качели,

    жгуч, качели

    свеж, карусели

Идут три человека: одних отца и матери дети, меж собой не братья.

    «Бежит тропинка с бугорка»

    «Детская»

    «Наши царства»

    «Бабушкины сказки»

С 2. Стихи отличаются от прозы тем, что в них:

    есть ритм 3) краткость

    есть рифма 4) точность

    о С.А.Есенине 3) о М. И. Цветаевой

    о В.Я. Брюсове 4) о Ф. И. Тютчеве

Проверочная работа № 7 по теме: «Поэтическая тетрадь»

Вариант 2.

А1. Как зовут Есенина?

1)Александр Сергеевич 3) Сергей Александрович

2)Сергей Алексеевич 4) Сергей Сергеевич

А2. Какое стихотворение написала М. И. Цветаева?

1) «Бабушкины сказки» 3) «Опять сон»

2) «Детская» 4) «Бежит тропинка с бугорка»

А3. Кто написал стихотворение «Бабушкины сказки»?

    С.А. Есенин 3) М.И. Цветаева

    В.Я. Брюсов 4) А.С. Пушкин

А4. Из какого произведения эти строки?

Деревья нам качели,

Беги, танцуй, сражайся, палки режь!..

    «Бабушкины сказки» 3) «Наши царства»

    «Опять сон» 4) «Бежит тропинка с бугорка»

А5. Найди значение слова «бегемот»

    животное 3) гиппопотам

    зверь 4) млекопитающее

В1. Что значит «опостылеть»

    замёрзнуть 3) голодать

    надоесть 4) стать стылым

В2. Подберите антоним к слову «сон».

1)бессонница 3) интересное видение

2) бодрствовать 4) явь

    «Детская» 3) «Опять сон»

    «Бабушкины сказки» 4) «Наши царства»

В4. Подберите рифму к строчкам:

Колокола звонят в тени,

Удары за …,

И всё поют о добром …,

О детском времени они.

    ударом, новом

    ударом, старом,

    пожаром, старом

    ударом, и весёлом

С1. Отгадайте загадку и определите, в каком стихотворении об этом говорится.

Слаще мёда, тяжелее железа, в магазине не продаётся и на базаре не покупается»

1)«Опять сон»

2)«Детская»

3)«Наши царства»

4)«Бабушкины сказки»

С 2. Определите жанр произведения по его признакам: есть ритм, рифма, отличается краткостью.

    сказка 3) стихотворение

    басня 4) поэма

С.3 О каком поэте идёт речь в этих строчках?

Он родился 3 октября 1895 года в селе Константиново в небогатой крестьянской семье. Писать стихи начал в 9 лет.

1)о С.А.Есенине 3) о М. И. Цветаевой

2) о В.Я. Брюсове 4) о Ф. И. Тютчеве

Проверочная работа № 8 по теме: «Природа и мы»

Д. Н. Мамин - Сибиряк «Выскочка»

А. И. Куприн «Кабан»

В. П. Астафьев «Приёмыш»

Е. И. Чарушин «Стрижонок Скрип»

М. М. Пришвин «Барбос и Жулька»

2. В этом произведении сорока лишилась хвоста

б) М. М. Пришвин «Выскочка»

в) Е. И. Чарушин «Кабан»

3. Опасность надвигалась гуськом, передний был в пяти шагах от героя

а) Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

б) М. М. Пришвин «Выскочка»

в) Е. И. Чарушин «Кабан»

4. Этому герою пришлось учиться жизни самому, без помощи родителей

а) В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

б) М. М. Пришвин «Выскочка»

в) Е. И. Чарушин «Кабан»

5.Они были разными, но дружба их – крепкой

а) Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

б) М. М. Пришвин «Выскочка»

в) А.И. Куприн «Барбос и Жулька»

6.Он был приёмным членом семьи, но очень любимым

а) Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

б) М. М. Пришвин «Выскочка»

в) Е. И. Чарушин «Кабан»

7.Соедините произведение и предмет:

Норка Е. И. Чарушин «Кабан»

Рога В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Хвост Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

Миска М.М.Пришвин «Выскочка»

Лодка А.И.Куприн «Барбос и Жулька»

8.Кто это? Узнай по описанию. Напиши героя, название и автора произведения.

    Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок – суета или драка, - он, не торопясь, пришагивает и ткнёт кого надо клювом. Начальник птица!...........................................................................................

    Она была маленькая, тонконогая с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди…………………………………

    Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начинает кричать. Да ведь так жалобно кричит………………………………

    Ей было очень тяжело прокормить детей. Но она была хорошая мать…………………………………………………………………

    Весёлая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок…………………………………………………

    Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал, унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом, высохнув, превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов………………………………………………………………………

9.Объясни значения слов:

СТАЛАКТИТ - ……………………………………………………………………………..................

ЯР - …………………………………………………………………………………………

САЙМА - …………………………………………………………………………………………

МАРАЛ - …………………………………………………………………………………………

ЗАПОЛОШНО - ………………………………………………………………………………………

КАРЬЕР - …………………………………………………………………………………………

10. Подбери антонимы к словам:

СТРОГИЙ - …………………………………………………………………………

ТРЕВОГА - ……………………………………………………………………………

НАЧАЛЬНИК - ………………………………………………………………………

СХОДСТВО - …………………………………………………………………………

11.Подберите синонимы к словам:

МУЧЕНИЕ - …………………………………………………………………………

УКРАДЕННЫЙ - ………………………………………………………………………

БАЛОВСТВО - …………………………………………………………………………

Проверочная работа № 9