/ / / Анализ стихотворения Толстого «Когда природа вся трепещет и сияет»

Стихотворение «Когда природа вся трепещет и сияет» было написано А.К. Толстым в 1858 г. Алексея Константиновича уже знали в литературных кругах как поэта, который работает в разных жанрах и отстаивает «чистое искусство». Этим термином обозначали искусство без наслоения политических мотивов, идей, лозунгов. Именно этот принцип прослеживается и в указанном произведении.

Тема стихотворения «Когда природа вся трепещет и сияет» – очарование природы, ее влияние на чувства, эмоции, переживания человека. Во второй строфе ярко прорисовывается мотив поэтического творчества. Автор показывает, что природа не может оставить равнодушным того, кто умеет видеть, слышать и понимать ее, растворяться в ней. Таким людям окружающий мир дарит вдохновение, придает сил для новых свершений.

В произведении два центральных образа – лирический герой и природа. Начинается стихотворение пейзажной зарисовкой и лишь после этого читатель знакомится с лирическим героем, понимая, что именно его глазами видит прекрасную картинку. Пейзаж, изображенный в стихотворении, контрастный. Сначала природа залита яркими красками, трепещет и сияет, пронизана солнечными лучами. Далее К. Симонов описывает тихий осенний день, окутанный серым воздухом. Именно такие деньки не развлекают лирического героя «смиренною природой», поэтому он придается размышлениям о своих мечтах.

Хмурая осенняя погода зовет лирического героя на охоту. Он берет винтовку и идет полевой дорогой в лес. По пути он замечает всё: скирды, сломанный забор, пруд и мельниц, ручеек. Ближний лес встречает мужчину зеленью дуба, желтизной березки и слезами-росинками, падающими с деревьев. Лесная атмосфера погружает лирического героя в раздумья, дарит его душе сладостное ощущение легкости. В его голове сами по себе слагаются созвучья. Заканчивается стихотворение описанием мягкого шума мокрых листьев под ногами. Такое описание оставляет читателю приятное «послевкусие».

И формально, и по смыслу стихотворение К. Симонова «Когда природа вся трепещет и сияет» делится на две части. Оно состоит из двух строф. Первая посвящена описанию общих впечатлений от природы, вторая – впечатлениям, навеянным прогулкой по осеннему лесу. В первой строфе строго сохраняется перекрестная рифмовка, во второй представлены все ее виды, причем без четкой организации. В тексте есть и женские и мужские рифмы. Для передачи осеннего меланхоличного настроения К. Симонов использовал шестистопный ямб.

Контрастные пейзажные зарисовки и внутреннее состояния лирического героя воспроизводятся посредством тропов. В тексте преобладают эпитеты: «цвета ярки и горячи», «скромный, тихий день», «смиренная погода», «трезвый ум», «дикий косогор», «мягко... шумит». Также важную роль играют метафоры: «душа бездейственно в пространстве утопает», «сжатая мечта зовёт толпы видений», «на меня свои стряхают слёзы» (о деревьях). Сравнение в тексте всего одно – «как зажигательным рождая их стеклом».

Зубрицкий Павел10 «А» класс

Отзыв о стихотворении А.К.Толстого

«Когда природа вся трепещет и сияет»

Алексей Константинович Толстой - российский поэт и драматург середины XIX столетия. Он внес значительный вклад в развитие русской литературы. Стихи поэта читают с раннего детства до глубокой старости. Песни, написанные на его произведения, стали народными, а пейзажи Родины, воспетые в его стихах, завораживают душу и развивают чувство прекрасного.

Стихотворение «Когда природа вся трепещет и сияет…» с уверенностью можно отнести к одним из лучших.

Произведение строится как бы на сравнении двух пор года: весны и осени. В начале стихотворения автор показывает нам, как легко восхищаться природой, когда она «трепещет и сияет», вдохновляться ею, когда вокруг столько ярких цветов и красок. И действительно, не зря А.К.Толстой проводит в начале произведения параллель между лучами солнца и чувствами человека. Ведь, согласитесь, настроение становится гораздо лучше, когда на улице стоит хорошая погода и светит яркое весеннее солнце.

Однако в то же время тяжело радоваться жизни осенней порой, когда «и воздух сер, и тесен кругозор». Действительно, большинство людей видят в осени только плохое. Эти же чувства прослеживаются и в творчестве большинства поэтов. Взять то же стихотворение А.Фета «Осень», где поэт называет «дни беззвучной осени и хладной» сумрачными и грустными...

Но в этом и заключается главная особенность творчества А.К.Толстого: в умении показать всю прелесть природы в любой период. Осень заставляет поэта задуматься о вдохновении, погрузиться в процесс творческого поиска («мой трезвый ум открыт для сильных вдохновений, сосредоточен я живу в себе самом…»).

Лирический герой произведения выходит из дома, направляясь в лес. По дороге он замечает «и пруд, и мельницу, и дикий косогор, и кучу скирд, и сломанный забор». Он входит в лес и видит «покрасневший клен, еще зеленый дуб и желтые березы». Казалось бы, все это навевает тоску, печаль и грусть. Но, вопреки ожиданиям, герой, наоборот, чувствует легкость, а на душе у него «так сладостно и странно». Тишина осеннего леса завораживает героя, приводит его мысли в порядок, успокаивает («свободные слова теснятся в мерный строй»). И не зря при написании этого произведения А.К.Толстой использовал ямб. Ведь он позволяет так точно и тонко передать все чувства и эмоции лирического героя. Также активно используются сравнения, метафоры, многосоюзие. Активно употребляются слова в переносном значении. Однако среди такого многообразия художественных средств выделяются эпитеты, которые играют большую роль в описании состояния природы и лирического героя («скромный, тихий день», и «чернеющая дорога», и «покрасневший клен», и «полунагие сучья», и «дикий косогор»).

Любовь Алексея Константиновича к родной природе безгранична, чиста и бескорыстна. Он отдавал ей свою душу, не требуя ничего взамен. Она же в свою очередь давала ему бесценное вдохновение и бесконечную красоту слова. Я считаю, что в этом отношении нам нужно брать пример с великого поэта, ведь от любви к своей природе начинается любовь к свой Родине. Проблема патриотического воспитания всегда являлась одной из важнейших в стране, а в наше время она стоит особенно остро. Поэтому я считаю необходимым включение произведений А.К.Толстого в список школьной программы.

Алексей Константинович Толстой — талантливый Поэт и драматург середины XIX столетия. Он внес незабываемый и значительный вклад в русскую литературу. На его стихотворениях воспитаны множество поколений, их читают с раннего детства до глубокой старости. Песни, написанные на его стихи, стали народными, пейзажи Родины, воспетые в его стихах, завораживают душу и развивают чувство прекрасного.

Алексей Константинович с раннего детства рос в имении матери, в окружении чарующей, богатой природы Брянского края, что позднее отразилось на его творчестве.

Творчество А. К. Толстого многожанрово. На первом этапе это была проза, которая плавно и...
очень успешно перешла в лирику.

Все лирические произведения написаны легким, ясным языком, понятным даже детям. Любовь Алексея Константиновича к родной природе безгранична, чиста и бескорыстна. Он отдавал ей свою душу, не требуя ничего взамен. Она же, в свою очередь, давала ему бесценное вдохновение и бесконечную красоту слова.

Когда природа вся трепещет и сияет,
Когда ее цвета ярки и горячи,
Душа бездейственно в пространстве утопает
И в неге врозь ее расходятся лучи.

«Чего в мой дремлющий тогда не входит ум?», вспоминаются мне строки Державина, когда я читаю стихотворение Алексея Константиновича Толстого «Когда природа вся трепещет и сияет…». Это стихотворение было написано в 1858 году, когда талант поэта достиг расцвета. В нем отражена одна из «вечных» тем – тема природы. Обычные для нас, на первый взгляд, строки говорят нам об очень сильной любви поэта ко «всему живому». С детских лет он горячо любил природу и воспринимал её всем сердцем. Многие русские поэты писали о природе, но особенность изображения природы А.К. Толстым, я думаю, в том, что он, рисуя природу, передаёт чувства и настроения своей души. В этом произведении поэт показывает, как тонко он ощущает красоту родных мест, как лирический герой стихотворения реагирует на настроение природы, как внутренний мир лирического героя и окружающего мира отражены друг в друге:

Когда природа вся трепещет и сияет,

Когда цвета её ярки и горячи,

Душа бездейственно в пространстве утопает,

И в неге врозь её расходятся лучи.

Я думаю, в этом ему помогают очень умело подобранные эпитеты и олицетворения, которые одушевляют природу. Она «трепещет» от восторга, как и душа лирического героя, который ощущает себя частью окружающего мира. Преобладание гласных [о], создаёт ощущение свободы и лёгкости: кгд, вс, c и[йа]e т, цвет, [йа]рки, гp чи и др.

Толстой передаёт читателю личные эмоции, то, как его настроение, вдохновение зависимы от природы:

Но в скромный, тихий день, осеннею погодой,

Когда и воздух сер и тесен кругозор,

Не развлекаюсь я смиренною природой,

…………….

Сосредоточен я живу в себе самом.

«Скромный день», как описывает его автор, ничем больше не завлекает лирического героя. Но ведь и в тихом осеннем дне есть что-то прекрасное! Его «трезвый ум» и сердце полны вдохновения, «зажигательное» стекло окна «рождает толпы видений», он сосредоточен и погружён в себя. Несмотря на простоту использованных эпитетов (скромный день, трезвый ум), поэту очень точно удаётся передать чувства лирического героя и особенность обычного осеннего дня. И, как мне кажется, эту особенность способен заметить только человек, который по-настоящему любит свою родину и её природу.

А. К. Толстой, помимо сочинительства, испытывал ещё и страсть к охоте. Этим, видимо, и объясняется употребление слова «винтовка» в начале второй строфы.

Лирический герой, полный вдохновения, отправляется на «свидание» с природой родных мест, дабы, на мой взгляд, дать волю мечте и видениям:

Винтовку сняв с гвоздя, я оставляю дом…

Иду меж озимей, чернеющей дорогой;

Смотрю на кучу скирд, на сломанный забор,

На пруд, на мельницу, на дикий косогор,

На берег ручейка болотисто-отлогий…

Серое небо, характерное для этой поры года, чернеющая вдали дорога, куча скирд, сломанный забор… Вся эта картина кажется нам холодной, безжизненной и тусклой. Но за каждой простой деталью скрывается яркая картинка, живой звук, запахи осени. И тогда эпитеты рождаются в моём воображении сами собой: свежие зеленые озимые поля, терпкий запах скирд, студёный пруд и живой ручеёк.

Минуя поля, дома, мельницу и крутые холма, он входит в ближний лес:

Там покрасневший клён,

Ещё зелёный дуб и жёлтые берёзы

Печально на меня свои стряхают слёзы…

Метафора «слёзы», я думаю, символизирует грусть, тоску природы об уходящем тепле и завершении жизненного цикла в природе. И здесь прослеживается автобиографичность лирического героя и автора, так как любимой порой года Толстого была весна. Но такое место – рай для полёта мысли и мечтательности. И, как сказал А.С. Пушкин: «Дни поздней осени бранят обыкновенно,// Но мне она мила, читатель дорогой,// Красою тихою, блистающей смиренно». И лирический герой понимает, что в этой картине есть что-то дивное и умиротворённое, где « мысли между тем слагаются в созвучья, свободные слова теснятся в мерный строй, и на душе легко, и сладостно, и странно». И снова этот приём преобладания гласных и в использованных эпитетах, создаёт ощущение лёгкости души и свободы мысли.

Благодаря умелому использованию таких тропов, как метафоры, эпитеты, олицетворения, поэту удаётся очень точно передать все краски и звуки природы, а также состояние лирического героя:

А мысли между тем слагаются в созвучья,

Свободные слова теснятся в мерный строй,

И на душе легко, и сладостно, и странно…

Эти последние строки очень похожи между собой со строками из стихотворения А.С. Пушкина «Осень»:

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться наконец свободным проявленьем…

И кажется, что для Толстого, как и для Пушкина, осень – это неисчерпаемая тема для творчества и вдохновения. Ведь увидеть тонкую красоту поздней, колеблющейся между жизнью и смертью, осени, способны лишь настоящие поэты-романтики.

Я люблю поэзию А. К. Толстого. И это произведение мне очень понравилось и вызвало во мне массу чувств и эмоций. От внутреннего ликования и до лёгкой грусти.

Многие стихи А.К. Толстого были положены на музыку. Прочитав стихотворение «Когда природа вся трепещет и сияет…», я понимаю, что это вполне оправдано. И мне остаётся только согласиться с Чайковским, который считал, что А.К. Толстой – неисчерпаемый источник для текстов под музыку. Это один из самых любимых для меня поэтов.