Орден Славы для награждения рядового и сержантского состава был учрежден 8 ноября 1943 года в один день с орденом «Победа» – высшим из «полководческих» орденов в СССР. Орденом «Победа» дважды были награждены И.В. Сталин, Г.К. Жуков, А.М. Василевский. В 1978 году в нарушение статута ордена им был награжден генсек ЦК КПСС Л.И. Брежнев. Орден Славы имел несколько особенностей, которых не было ни у какой другой отечественной награды: это единственное боевое отличие, предназначенное для награждения исключительно солдат и сержантов (в авиации также и младших лейтенантов); это единственный орден СССР, выдававшийся только за личные заслуги и никогда не выдававшийся ни воинским частям, ни предприятиям, ни организациям. Статут ордена предусматривал повышение кавалеров всех трех степеней в звании, что являлось исключением для советской наградной системы. Орден был учрежден по инициативе И.В. Сталина. Он создавался как «солдатский орден», но в одном ряду с «полководческими». Первое достоверно установленное награждение орденом Славы состоялось 13 ноября 1943 года, когда было подписано награждение орденом III степени сапера В.С. Малышева. Приказ о награждении орденом Славы II степени впервые был подписан 10 декабря 1943 года; кавалерами стали саперы 10-й армии Первого Белорусского фронта рядовые С.И. Баранов и А.Г. Власов, к концу войны получившие и I степень ордена. Первый указ о награждении орденом Славы I степени был подписан 22 июля 1944 года. Им удостоили сапера–ефрейтора М.Т. Питеника и помощника командира взвода старшего сержанта К.К. Шевченко. Награждение орденом Славы продолжалось с ноября 1943 до лета 1945 года. В 1967 и 1975 годах были введены дополнительные льготы полным кавалерам ордена Славы, уравнявшие их в правах с Героями Советского Союза. В частности, предоставлялось право назначения им персональных пенсий союзного значения, крупные жилищные льготы, право бесплатного проезда и прочее. Нынешнее законодательство Российской Федерации подтверждает все эти права кавалерам ордена Славы трех степеней.

8 ноября 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР одновременно были учреждены Орден Победы и Орден Славы.

Показательно – солдат и полководец получили новые награды одновременно. Своеобразный символ участия того и другого в одной совместной войне против общего врага.

Орден Победы являлся высшим военным орденом и предназначался для награждения высшего командного состава Советской Армии за успешное проведение силами одного или нескольких фронтов масштабных боевых операций, в результате которых обстановка коренным образом менялась в пользу Советской Армии. Кроме того, имена кавалеров ордена, в знак особого отличия, заносились на специально учреждённую мемориальную доску. Награждение орденом Победы производилось только на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР. Орден № 1 получил Маршал Советского Союза Г. К. Жуков , № 2 - Маршал Советского Союза А. М. Василевский.

Всего кавалерами ордена Победы стали 11 советских военачальников (Г. К. Жуков, А. М. Василевский и И. В. Сталин - дважды) и 5 иностранных граждан, проявивших себя в ходе Второй мировой войны. 20 февраля 1978 г. в число награждённых попал Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, носивший звание маршала Советского Союза, но после его смерти это награждение было аннулировано как неправомерное.

В отличие от ордена Победы, орден Славы считался «солдатским», поскольку был учреждён для награждения рядового состава, проявившего храбрость, мужество и бесстрашие в боях за Родину. Этот орден состоял из трёх степеней и имел ряд особенностей, отличавших его от всех остальных отечественных наград советского времени, поскольку изначально предполагалось, что он должен стать своеобразным продолжением царского Ордена Святого Георгия.

Орденом Славы награждались исключительно рядовые и сержанты Красной Армии, а в авиации также младшие лейтенанты. Награждение этим орденом осуществлялось только в восходящем порядке, начиная с младшей - III степени. До 1974 г. орден Славы был единственным советским орденом, выдававшимся только за личные заслуги (ни воинские части, ни предприятия, ни организации получить его не могли). Статут ордена предусматривал повышение в воинском звании кавалеров всех трёх степеней, что являлось исключением для советской наградной системы. Цвета лент ордена - перемежавшиеся чёрные и оранжевые полосы - повторяли расцветку ленты Ордена Святого Георгия, а цвет и рисунок ленты являлись одинаковыми для всех трёх степеней, что было характерно только для дореволюционной наградной системы, но никогда не использовалось в наградной системе СССР.

Солдаты очень высоко ценили орден Славы. Его появление позволяло отмечать массовый героизм наших солдат, стимулировать их на новые подвиги.

Всего за годы Великой Отечественной войны кавалерами ордена Славы стали более 200 тыс. человек, причём полными кавалерами, получившими орден всех трёх степеней, - около 2,5 тыс. человек. По состоянию на 1989 г. орденом Славы I степени было награждено 2 тыс. 620 человек, орденом Славы II степени - 46 тыс. 473, орденом Славы III степени - 997 тыс. 815.

Учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 ноября 1943 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1944 года утверждены образец и описание ленты ордена "Победа", а также порядок ношения планки с лентой ордена.

Орден "Победа" — высший военный орден СССР, которым награждались лица высшего командного состава Красной Армии за успешное проведение таких боевых операций в масштабе одного или нескольких фронтов, в результате которых в корне менялась обстановка в пользу Красной Армии.

Был создан по эскизам художника Александра Кузнецова.

Орден Славы

Учрежден Указом Президиума Верховного Совета от 8 ноября 1943 года. В последующем Статут ордена был частично изменен Указами Президиума Верховного Совета от 26 февраля и 16 декабря 1947 года и от 8 августа 1957 года.

Орден Славы — военный орден СССР. Им награждались лица рядового и сержантского состава Красной Армии, а в авиации и лица, имеющие звание младшего лейтенанта, проявившие в боях за Советскую Родину славные подвиги храбрости, мужества и бесстрашия.

В статуте ордена Славы были указаны подвиги, за которые мог присуждаться этот знак отличия. Его мог получить, например, тот, кто первым ворвался в расположение противника, кто в бою спас знамя своей части или захватил вражеское, кто, рискуя жизнью, спас в сражении командира, кто сбил из личного оружия (винтовки или автомата) фашистский самолет либо уничтожил до 50 вражеских солдат и т. д.

Орден Славы имел три степени: I, II и III. Высшей степенью ордена являлась I степень. Награждение производилось последовательно: сначала третьей, затем второй и, наконец, первой степенью.

Знак ордена был создан по эскизам главного художника ЦДКА Николая Москалева. Он представляет собой пятиконечную звезду с рельефным изображением Кремля со Спасской башней в центре. Орден Славы носится на левой стороне груди, при наличии других орденов СССР располагается после ордена "Знак Почета" в порядке старшинства степеней.

Знак ордена I степени изготовлен из золота, знак ордена II степени — из серебра, с позолотой, знак ордена III степени полностью серебряный, без золочения.

Орден носится на пятиугольной колодке, обтянутой георгиевской лентой (оранжевой с тремя черными продольными полосами).

Право награждения орденом Славы III степени было представлено командирам дивизий и корпусов, II степени — командующим армиями и фронтами, I степень вручалась только Указом Президиума Верховного Совета СССР.

Первыми полными кавалерами ордена Славы Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года стали воины 3 Белорусского фронта — сапёр ефрейтор Митрофан Питенин и разведчик старший сержант Константин Шевченко. Ордена Славы I степени за №1 и №2 были вручены воинам Ленинградского фронта пехотинцу гвардии старшему сержанту Николаю Залетову и разведчику гвардии старшине Виктору Иванову.

В январе 1945 года единственный раз за историю существования награды орденами Славы был награжден весь рядовой и сержантский состав воинского подразделения. Этой чести за героизм при прорыве вражеской обороны на реке Висла удостоился первый стрелковый батальон 215-го Краснознаменного полка 77-й гвардейской Черниговской стрелковой дивизии.

Всего орденом Славы III степени были награждены около 980 тысяч человек, около 46 тысяч стали кавалерами ордена II степени, 2656 воинов отмечены орденами Славы трех степеней (с учетом перенагражденных).

Полными кавалерами ордена Славы стали четыре женщины: стрелок-радист гвардии старшина Надежда Журкина-Киек, пулеметчица сержант Дануте Станилиене-Маркаускене, санинструктор старшина Матрена Нечепорчукова-Наздрачева и снайпер 86-й Тартуской стрелковой дивизии старшина Нина Петрова.

За последующие особые подвиги четыре кавалера трех орденов Славы были удостоены и высшего отличия Родины — звания Героя Советского Союза: летчик гвардии младший лейтенант Иван Драченко, пехотинец старшина Павел Дубинда, артиллеристы старший сержант Николай Кузнецов и гвардии старший сержант Андрей Алешин.

15 января 1993 года был принят закон "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалерах ордена Славы", согласно которому были уравнены права награжденных этими наградами. Лица, удостоенные этих наград, а также члены их семей получили право на определенные льготы в жилищных условиях, при лечении ран и болезней, при использовании транспорта и т.п.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Орден Славы для награждения рядового и сержантского состава был учрежден 8 ноября 1943 года в один день с орденом «Победа» – высшим из «полководческих» орденов.

Орденом «Победа» дважды были награждены И.В.Сталин, Г.К.Жуков, А.М.Василевский. В 1978 году в нарушение статута ордена им был награжден генсек ЦК КПСС Л.И.Брежнев.

Орден Славы имел несколько особенностей, которых не было ни у какой другой отечественной награды: это единственное боевое отличие, предназначенное для награждения исключительно солдат и сержантов (в авиации также и младших лейтенантов); это единственный орден СССР, выдававшийся только за личные заслуги и никогда не выдававшийся ни воинским частям, ни предприятиям, ни организациям. Статут ордена предусматривал повышение кавалеров всех трех степеней в звании, что являлось исключением для советской наградной системы.

Орден был учрежден по инициативе И.В.Сталина. Он создавался как «солдатский орден», но в одном ряду с «полководческими».

Первое достоверно установленное награждение орденом Славы состоялось 13 ноября 1943 года, когда было подписано награждение орденом III степени сапера В.С.Малышева. Приказ о награждении орденом Славы II степени впервые был подписан 10 декабря 1943 года; кавалерами стали саперы 10-й армии Первого Белорусского фронта рядовые С.И.Баранов и А.Г.Власов, к концу войны получившие и I степень ордена.

Первый указ о награждении орденом Славы I степени был подписан 22 июля 1944 года. Им удостоили сапера – ефрейтора М.Т.Питеника и помощника командира взвода старшего сержанта К.К.Шевченко. Награждение орденом Славы продолжалось с ноября 1943 до лета 1945 года.

В 1967 и 1975 годах были введены дополнительные льготы полным кавалерам ордена Славы, уравнявшие их в правах с Героями Советского Союза. В частности, предоставлялось право назначения им персональных пенсий союзного значения, крупные жилищные льготы, право бесплатного проезда и прочее. Нынешнее законодательство Российской Федерации подтверждает все эти права кавалерам ордена Славы трех степеней.


Календарь воина
1586 - родился Михаил Васильевич Скопин-Шуйский, князь, полководец.
- 1772 г. Во время русско-турецкой войны 1768- 1774 гг. состоялось Патрасское морское сражение. Отряд русских кораблей (2 линейных, 2 фрегата и 3 мелких судна) под командованием капитана 1 ранга М. Т. Коняева в ходе трехчасового боя с турецкой флотилией (8 фрегатов и 14 шебек), стоявшей в Патрасском заливе под защитой крепостей Лепанто и Патрас, уничтожил 7 фрегатов и 6 шебек. Коняев был награжден орденом Св. Георгия 3-й ст.

1875 г. Родился Е. В. Тарле, историк, академик АН СССР, лауреат Государственных премий (1942 г., 1943 г., 1946 г.). Его перу принадлежит большое число трудов по всеобщей русской и военной истории, для которых характерно обилие фактического материала и блестящий литературный стиль. К числу основных работ принадлежат «Крымская война», «Нашествие Наполеона на Россию». В 1942-1945 гг. входил в состав Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков на территории СССР. Умер 05.01.1955 г.

1887 г. Родился Ю. А. Шапорин, композитор и педагог, народный артист СССР. Профессор Московской консерватории, лауреат Государственной премии. Высоким патриотическим пафосом проникнуты его произведения на военно-исторические темы: симфония-кантата «На поле Куликовом» (1939 г.), оратория «Сказание о битве за русскую землю» (1944 г.). Автор музыки к фильмам «Суворов», «Кутузов», «Минин и Пожарский», «Победа». Умер в 1966 г.

1899 г. Родился М. С. Громадин, генерал-полковник (1943 г.). В Красной Армии с 1918 г. В Гражданской войне участвовал в боях на Южном и Юго-Западном фронтах. С 1938 г. на штабных и командных должностях в противовоздушных войсках. В 1941 г. возглавил войска ПВО страны, руководил отражением первых налетов вражеской авиации на Москву. С 1943 г. командовал войсками ряда фронтов ПВО. В 1946-1948 гг. командующий войсками противовоздушной обороны страны. Умер 03 06.1962 г.

1919 г. На базе электротехнической офицерской школы создана Высшая военная электротехническая школа комсостава РККА (первый начальник - А. В. Бабинский). В 1932 г. на ее базе создана электротехническая академия РККА, которой в следующем году было присвоено имя С. М. Буденного. С 1946 г. Военная академия связи им. С. М. Буденного. В настоящее время - Военный университет связи.

1923 г. Приказом Реввоенсовета для разработки «...широкого круга вопросов и предложений применительно к теории и практике военно-морского дела и техники» создан Научно-технический комитет Управления Военно-Морских Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

1923 г. Родился Д. Т. Язов, Маршал Советского Союза (1990 г.). В Красной Армии с 1941 г. Участник Великой Отечественной войны. С 1979 г. командующий Центральной группой войск, затем войсками ряда военных округов. С января 1987 г. зам. министра обороны СССР по кадрам - начальник Главного управления кадров МО СССР. С мая 1987 г. по август 1991 г. министр обороны СССР.

1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР учрежден высший военный орден - орден «Победа» (автор-художник А. И. Кузнецов), Орден «Победа» за № 1 был вручен Маршалу Советского Союза Г. К. Жукову. Три человека - И. В. Сталин, Г. К. Жуков и А. М. Василевский - были награждены орденом дважды.

В этот же день еще одним Указом учрежден орден Славы (автор - художник Н. И. Москалев) трех степеней, для награждения лиц рядового и сержантского состава Красной Армии, совершивших в боях за Советскую Родину славные подвиги храбрости, мужества и бесстрашия.

Первым награжденным орденом Славы стал ефрейтор М. Т. Питенин. За годы Великой Отечественной войны кавалерами всех степеней ордена стали около двух с половиной тысяч человек. Среди них четыре женщины: воздушный стрелок-радист Н. А. Журкина, пулеметчица Д. Ю. Станиелене, санинструктор М. С. Ноздрачева, снайпер Н. П. Петрова. Первым полным кавалером стал старший сержант Н. А. Залетов.

1947 г. Родился М. И. Барсуков, государственный деятель, генерал армии (1995 г.). Окончил Московское высшее военное командное училище им. Верховного Совета РСФСР (1970 г.), Военную академию им. М. В. Фрунзе (1979 г.). С декабря 1991 г. комендант Кремля, с июня 1992 г. начальник ГУ охраны. С 24.07.1995 г. по 20.06.1996 г. директор ФСБ РФ.

Евангельское чтение:
Лк. 18:10-14

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сёстры, мы с вами, вступая в период подготовки к Великому посту, поднимаемся на вторую ступень этого удивительного времени. Первая неделя была неделей о Закхее, а вторая, нынешняя – о мытаре и фарисее. Мы читали небольшой отрывок из Евангелия, который полагается читать в этот день.

Знакомая для многих история о том, как два человека пришли в храм помолиться. Фарисеи, или «особенные», как переводится это слово, появились в период Вавилонского пленения, когда царь Навуходоносор забрал с собой еврейского царя Иоахима и часть израильского народа в Халдею и там, в персидском царстве, евреи и жили, сохраняя свои традиции. Нравственное падение всё же стало основанием для завоевания территорий их некогда могучего государства, а оскудение в вере привело к тому, что увлечение халдейской мудростью, оккультными знаниями, различными веяниями, не имевшими связи с традицией почитания Бога, пленили верхушку этого народа, людей, отвечавших за знание Божественных истин. Именно в тот период появляется течение, именуемое фарисейством. Это течение постепенно выхолащивало понимание Божественного Закона, сохраняло формальное, но утрачивало духовное.

И вот один из таких людей, фарисей, пришёл в храм помолиться, чтобы, войдя в Божий дом, явить, согласно нынешнему чтению, то состояние, которое сюда приносит каждый из нас. Как вошёл в Божий храм тот человек? Он вошёл основательно, серьёзно, с чувством собственного достоинства и ощущением того, что Бог ему должен. Он настолько был в этом убеждён, что сомнений у него не было. Поэтому и молитва его была соответствующей: он благодарил Бога за то, что он – особенный. Более того, Господь, ведая чувства того человека, в Священном Писании привёл даже текст молитвы, которую совершал тот человек. Кто записал те слова? Господь. Так и молился тот несчастный: «Спасибо Тебе, Господи, что я не такой, как прочие, не такой, как мытарь, я отличаюсь от него».

Порой проводишь параллели между тем, что встречается в Писании, и тем, что наблюдаешь в жизни. Я не могу судить, не имею права на это, но, просматривая некоторые свои состояния, понимаю, что с подобной фразой я встречался. Это было десять лет назад, когда в составе протокольной службы Святейшего Патриарха Кирилла, только восшедшего на Патриарший Престол, мне довелось побывать на Украине. Я был неприятно удивлён отношением к собратьям-христианам, которое наблюдалось среди духовенства. И ещё для меня было неожиданным увидеть в дорогом мне городе Киеве (я там служил в армии, защищая территорию большой страны) надписи, мелькавшие на многих местах: «Дякую Тобі, Боже, що я не москаль». У Фёдора Михайловича Достоевского есть замечательное высказывание. О нём рассуждают люди в том числе и святой жизни, среди которых – выдающийся богослов Сербской Церкви преподобный Иустин (Попович), утверждавший, что большего знатока души среди русских писателей он не знает. Фёдор Михайлович говорил: «Русский – значит православный». Независимо от понятия крови, ибо у Господа нет ни эллина, ни иудея, ни русского, ни украинца, ни белоруса. Различные веяния, имеющие отношение к особенностям, к обособлению и утрате единства, во все времена актуальны.

Заметьте, фарисей этот ушёл из храма не неоправданным, Бог его любит и оправдание своё – определённое – он получил. Но он был менее оправдан, чем тот мытарь, который осознавал своё недостоинство. Слова, которые мы с вами слышали за Всенощным бдением, звучат в начале Постной Триоди на Полиелее: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче» – двери покаяния как условие вхождения в Небесное Царство. Каждый из нас в своей жизни от чего-то обособляется, но самое худшее и опасное – обособление от Бога и Его Божественного Слова. Оно может происходить в сознании одного человека, в семье, в государстве, в социуме и вообще в мировом сообществе, потому что, утрачивая понимание того, что все мы – дети одного Бога и часть одного целого, вообще одна большая семья, человек обособляется. Гордясь своими талантами, данными Богом, нередко молится так же, как этот несчастный фарисей. Заметьте, это ведь человек достойный по своим проявлениям, человек, который достиг немалого: он воздержан, он десятую часть своего дохода ежемесячно отдаёт на благие дела, действуя в согласии с Божьим Законом, понимая, что это значимо и важно.

Эти удивительные понятия тоже требуют небольшого объяснения. Человек совершает в этой жизни различные вклады. Есть организации, помогающие нам приумножить свои сбережения. К сожалению, часто, вставая на этот путь, человек теряет свои накопления, но вот совершая благое дело, непременно приумножает то, что отдаёт. Я знаю семьи, которые сознательно пришли к готовности десятую часть своего дохода жертвовать на Божий храм. Я знаю поразительные случаи приумножения. У нас есть семьи, взявшие на себя попечение о ладане – душистой смоле, используемой за Богослужением и символизирующей приятность нашей молитвы к Богу. Есть семьи, решившие обеспечивать храм просфорами – особым хлебом, используемым для совершения Литургии. У нас осталась ещё одна «вакантная опция» – это вино. Возможно, кто-то захочет взять это на себя. Так было издавна. Так вот, один случай с семьей, первой откликнувшейся на призыв и проявившей самую большую активность. Я был под впечатлением от того, что совершилось в их жизни: вечером глава семьи принёс мне коробку ладана, а затем написал сообщение: «Батюшка, мы под впечатлением: я неожиданно получил большую премию». Когда на следующий день я пришёл в нашу Воскресную школу и встретился с его супругой, она сказала: «Батюшка, у нас продолжение: мы получили ещё средства». Это всё работает.

Видя сердце фарисея, Господь его оправдывает, и тот уходит из храма с благословением продолжать свои труды. Господь, как пчела, собирает нектар в любом месте и ищет в сердце человека то, что тот готов принести к алтарю Божьему.

А что же мытарь? Сборщик податей, сотрудничавший с оккупантами-римлянами, презираемый в народе. Он делает эту работу сознательно и, принимая различные денежные суммы, он ворует, и это всем известно. Эти люди трудились таким образом во все времена – взимая налоги, запускали свои руки в то, что им не принадлежит. Почему же этот человек уходит более оправданным? Потому что, осознавая свои грехи, он понимает, что он и стоять-то в храме недостоин. Ему стыдно, и в момент раскаяния и готовности больше так не поступать на него нисходит Божественная благодать.

Рассказ об этом событии всякий раз орошает наше сердце в преддверии Великого поста той незримой Божественной силой, которая сподобляет каждого из нас задуматься и осознать важность предстоящего пути. Важно осмыслить и постараться воспринять то лучшее, что есть в жизни и деятельности фарисея, и вместе с тем – глубину покаяния, явленную в поступке мытаря. Есть в Священном Писании такие слова, обращённые к каждому из нас: «Могий вместить да вместит». Ибо степень вмещения Божьего слова и расширение его в нашем сердце и уме напрямую зависит от нашей готовности к тому, чтобы Господь зашёл в наше сердце, уврачевал наши недуги и даровал нам и покаяние, и вразумление, и умиление. Чтобы и здесь открыть двери общения с Ним, и иметь чаяния и надежду войти в Царстве Небесное, чтобы пребывать там с Ним вместе. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев