May 12th, 2011 , 06:52 pm

Тевтонский Орден Guy Stair Sainty
Перевод с английского и добавления Ю.Веремеев
Краткий исторический очерк От переводчика. Для нас в России Тевтонский Орден однозначно ассоциируется с немецкими рыцарями, крестоносцами, Германией, германской экспансией на восток, битвой князя Александра Невского на Чудском озере с псами-рыцарями, агрессивными устремлениями пруссаков против России. Тевтонский Орден для нас своего рода синоним Германии. Однако это не вполне так. Орден и Германия - это далеко не одно и то же. В предлагаемом читателю историческом очерке Гая Штайра Санти в переводе с английского с добавлениями, сделанными переводчиком, отслеживается история Тевтонского Ордена с момента его возникновения по наши дни. Да-да! Орден существует и сегодня.
Переводчик в некоторых местах дает пояснения о моментах мало известных русскому читателю, снабдил текст иллюстрациями, добавлениями и исправлениями из других исторических источников.

Некоторые пояснения и справки даются до начала текста очерка. Кроме того, переводчик встретил определенные трудности в переводе имен собственных, названий ряда местностей и населенных пунктов, замков. Дело в том, что эти названия весьма разнятся на языках английском, немецком, русском, польском. Поэтому имена и названия по возможности даются в переводе и на языке оригинала (английском) или немецком, польском языках.
Прежде всего о названии этой организации.
Официальное название на латинском языке (т.к. эта организация была создана как католическая религиозная, а латинский является официальным языком католической церкви) Fratrum Theutonicorum ecclesiae S. Mariae Hiersolymitanae.
Второе официальное название на латинском языке Ordo domus Sanctae Mariae Teutonicorum in Jerusalem
На русском - Тевтонский Орден
На немецком полное название - Bruder und Schwestern vom Deutschen Haus Sankt Mariens in Jerusalem
-первый вариант сокращенного названия на немецком -Der Teutschen Orden
- распространенный в немецком вариант -Der Deutsche Orden.
На английском языке -The Teutonuc Order of Holy Mary in Jerusalem.
На французском -de L"Ordre Teutonique our de Sainte Marie de Jerusalem.
На чешском и польском языках -Ordo Teutonicus.
Высшие руководители в Ордене в различных обстоятельствах и в различные времена носили следующие наименования (титулы):
Meister. На русский язык переводится как "мастер", "руководитель", "глава". В русской исторической литературе обычно употребляется термин "магистр".
Gross Meister. На русский язык переводится как "великий мастер", "большой мастер", "высший руководитель", "верховный вождь". В русской исторической литературе обычно употребляется само немецкое слово в русской транскрипции "Гроссмейстер" или же "Великий магистр".
Administratoren des Hochmeisteramptes in Preussen, Meister teutschen Ordens in teutschen und walschen Landen. Этот длинный титул можно перевести как "Администратор Главномагистрата в Пруссии, магистр тевтонского Ордена в тевтонских и подконтрольных Землях (Областях)".
Hoch- und Deutschmeister. Можно перевести как "Верховный магистр и магистр Германии"
Hochmeister. Можно перевести на русский как "Великий магистр", но чаще употребляется в транскрипции как "Хохмейстер"
Другие старшие руководители в Ордене:
Kommandeur. В русском языке используется термин "командор", хотя суть этого слова значит "командующий", "командир".
Capitularies. На русский язык не переводится, транскрипируется как "капитульер". Суть титула - руководитель капитула (собрания, совещания, комиссии).
Rathsgebietiger. Можно перевести как "член Совета".
Deutschherrenmeister. На русский не переводится. Означает примерно "Главный магистр Германии".
Balleimeister. На русский можно перевести как " магистр имения (владения)".
Иные титулы на немецком языке:
Fuerst. Переводится на русский как "князь", но для обозначения иностранных титулов подобного ранга часто используется слово "герцог".
Kurfuerst. Переводится на руссский язык как "великий князь", но также в русской ист.литературе используются слова "эрцгерцог", "курфюрст".
Koenig. Король.
Herzog. Герцог
Erzherzog. Эрцгерцог
Девиз Тевтонского Ордена: "Helfen - Wehren - Heilen" (Помогать-Защищать-Лечить)
Высшие руководители Ордена (известные автору очерка и переводчику):
1. 19.2.1191-1200г. Heinrich von Walpot (Rhineland)
2. 1200- 1208 Otto von Kerpen (Bremen)
3. 1208- 1209г. Herman Bart (Holstein)
4. 1209-1239 Herman von Salza (Meissen)
5. 1239- 9.4.1241 Conrad Landgraf von Thuringen
6. 1241 -1244 Герхард фон Мальберг
7. 1244-1249 Heinrich von Hohenlohe
8. 1249-1253 Гюнтер фон Вюллерслебен
9. 1253-1257 Popon von Osterna
10. 1257-1274 Annon von Sangershausen
11. 1274-1283 Hartman von Heldrungen
12.1283-1290 Бурхард фон Шванден
13. 1291 -1297 Conrad von Feuchtwangen
14. 1297 - 1303 Godfrey von Hohenlohe
15. 1303-1311 Зигфрид фон Фойхтванген
16. 1311-1324 Кард фон Триер
17. 1324-1331 Вернер фон Орслен
18. 1331-1335 Лютер фон Брауншвейг
19. 1335-1341 Дитрих фон Альтенбург
20. 1341-1345 Людольф Кёниг
21. 1345 -1351 Генрих Дуземер
22. 1351-1382 Винрих фон Книпроде
23. 1382-1390 Конрад Цолльнер фон Ротенштайн.
24. 1391-1393 Conrad von Wallenrod
25. 1393-1407 Conrad von Jungingen
26. 1407 -15.7.1410 Ulrich von Jungingen
27. 1410 - 1413 Heinrich (Reuss) von Plauen
28. 1413-1422 Михель Кюхмайстер
29. 1422- 1441 Пауль фон Руссдорф
30. 1441- 1449 Конрад фон Эрлихсхаузегн
31. 1450-1467 Людвиг фон Эрлихсхаузен
32. 1469-1470 генрих Ройс фон Плауэн
33. 1470-1477 Heinrich von Richtenberg (Генрих фон Рихтенберг)
34. 1477-1489 Мартин Трухсез фон Ветцхаузен
35. 1489- 1497 Иоганн фон Тифен
36. 1498 -1510 Furst Friedrich Sachsisch (принц Фридрих Саксонский)
37. 13.2.1511- 1525 Markgraf Albrecht von Hohenzollern (Brandenburg)
38. 1525 -16.12.1526 Walther von Plettenberg
39. 16.12.1526 -? Walther von Cronberg
40. ? - 1559 von Furstenberg
41. 1559 -5.3.1562 Gothard Kettler
42. 1572-1589 Heinrich von Bobenhausen
43. 1589- 1619 Ezherzog Maximilian Habsburg (эрцгерцог Максимилиан)
44. 1619- ? Erzherzog Karl Habsburg (эрцгерцог Карл Габсбург)
?. ?-? ?
?. 1802 - 1804 Erzherzog Carl-Ludwig Habsburg (эрцгерцог Карл-Людвиг)
?. 30.6.1804 -3.4.1835 Erzgerzog Anton Habsburg (эрцгерцог Антон Габсбург)
?. 1835-1863 Erzрerzog Maximilian Austria-Este (Habsburg)
?. 1863-1894 Erzherzog Wilhelm (Habsburg)
?. ? -1923 Erzherzog Eugen (Habsburg)
?. 1923 - ? monsignor Norbert Klein
? ?- 1985 Ildefons Pauler
? 1985 - Arnold Wieland
Часть I Предтечей Ордена была больница, основанная немецкими паломниками и рыцарями крестоносцами между 1120 и 1128 годами, но разрушенная после падения Иерусалима в 1187 году во время второго Крестового похода.
С прибытием двумя годами позже рыцарей третьего Крестового похода (1190-1193 гг.), многие их которых были немцы, новая больница была сформирована возле сирийской крепости Сен Жан д"Акр (Acre) для воинов которых ранили во время осады (прим.переводчика - крепость в русской ист.литературе именуется Акр, Акра, на английском языке Acre. Была взята рыцарями в 1191 году). Больница была построена на земле Святого Николаса из досок и парусов судов, которые транспортировали участников похода к Святой Земле. (Создатели больницы капеллан Conrad и каноник Вурхард. Прим. переводчика). Хотя эта больница не имела никакой связи с более ранней больницей, ее пример, возможно, вдохновил их восстановить христианское правление в Иерусалиме. Они восприняли имя города как часть своего названия, наряду с богоматерью Марией, которую считали главной покровительницей Ордена. Рыцари позже провозгласили покровительницей также Святую Элизабет из Венгрии после ее канонизации в 1235 году, и по обычаям многих рыцарей также провозгласили своим патроном Святого Иоанна, как патрона благородства и рыцарства.
Новое учреждение со статусом духовного ордена было утверждено одним из немецких рыцарских руководителей князем Фридрихом из Швабии (Furst Frederick von Swabia) 19 ноября 1190 года , и после взятия крепости Акра основатели больницы нашли ей постоянное место в городе.
По другой версии - во время 3-го крестового похода, когда рыцарями осаждалась Акра, купцы из Любека и Бремена основали полевой госпиталь. Герцог Фридрих Швабский преобразовал госпиталь в духовный Орден, во главе которого встал капеллан Конрад. Орден подчинялся местному епископу и был отделением ордена Иоаннитов.
Римский папа Клемент III утвердил Орден как "fratrum Theutonicorum ecclesiae S. Mariae Hiersolymitanae" своей папской буллой от 6 февраля 1191 года.
5 марта 1196 в храме Акры состоялась церемония реорганизации Ордена в духовно-рыцарский Орден.
На церемонии присутствовали магистры госпитальеров и тамплиеров, а также светские и духовные лица Иерусалима. Папа Римский Иннокентий III подтвердил это событие буллой, датированной 19 февраля 1199, и определил задачи Ордена: защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами каталической церкви. Орден был подвластен Папе Римскому и императору Священной Римской империи.
За несколько лет Орден развился как Религиозные Вооруженные силы, сопоставимые с Орденом Госпитальеров и Орденом Тамплиеров (прим.переводчика -последний известен также под названием Ордена св.Храма или храмовников), хотя первоначально подчинялся магистру больницы (Der Meister des Lazarettes). Это подчинение было подтверждено буллой Римского папы Григория IX от 12 января 1240 года под названием "fratres hospitalis S. Mariae Theutonicorum in Accon". Германский характер этого нового госпитального Ордена и защита его германским императором и германскими герцогами давал ему возможность постепенно утверждать фактическую независимость от Ордена Иоаннитов (прим. переводчика - известного также под названием госпитальеров). Первое имперское постановление исходило от германского короля Otto IV, который взял Орден под свою защиту 10 мая 1213 года, и это сопровождалось почти немедленно дальнейшим подтверждением королем Иерусалима Фридрихом II 5 сентября, 1214 года. Эти имперские подтверждения усиливали независимость Тевтонских рыцарей от Госпитальеров. В середине четырнадцатого столетия эта независимость была подтверждена Папским престолом.
Приблизительно сорок рыцарей были приняты в новый Орден при его основании королем Иерусалима Фридрихом из Швабии (Frederick von Swabia), который выбрал их первого магистра от имени Римского папы и императора.(От переводчика. На рисунке герб магистра Ордена). Рыцари нового братства были должны быть немецкой крови (хотя это правило не всегда соблюдалось), что было необычным для Орденов крестоносцев основанных в Святой Земле. Они были выбраны из людей благородного класса, хотя это последнее обязательство формально не было включено первоначально в правило. Их униформой была синяя мантия (плащ), с черным латинским крестом, носимая поверх белой туники, признанная патриархом Иерусалима и подтвержденная Римским папой в 1211 году. (От переводчика.- На рисунке латинский крест, носимый рыцарями Тевтонского Ордена на плащах)
Волны Немецких рыцарей и паломников, которые участвовали в третьем Крестовом походе, принесли значительное богатство новой Немецкой Больнице как новичкам. Это давало возможность рыцарям приобрести поместье Joscelin и вскоре построить крепость Монфорт (Montfort) (потерянную в 1271 году), конкурент большой крепости Krak des Chevaliers. Не столь многочисленные в Святой Земле по сравнению с Тамплиерами Тевтонские рыцари, тем не менее, обладали огромной властью.
Первый магистр Ордена Генрих фон Валпот (Heinrich von Walpot) (умер в 1200 году), был родом из Рейнской области (Rhineland). Он составил первые уставы Ордена в 1199 году, которые были утверждены папой Инокентием III в булле "Sacrosancta romana" от 19 февраля 1199 года. Они разделили членов на два класса: рыцарей и священников, которые были обязаны принять три монашеских обета - бедности, безбрачия и повиновения, а также обещать помогать больным и бороться с неверующими. В отличие от рыцарей, которые с начала тринадцатого столетия были должны доказать "древнее благородство", священники были освобождены от этого обязательства. Их функция состояла в отправлении святой мессы и других религиозных служб, причащать рыцарей и больных в больницах и следовать за ними как медики на войну. Священники Ордена не могли стать магистрами, командорами или вице-командорами в Литве или Пруссии (т.е. там, где велись боевые действия. Прим.переводчика), но могли стать командорами в Германии. Позже к этим двум рангам был добавлен третий класс - обслуживающий персонал (Сержанты, или Graumantler), которые носили подобную одежду, но более серого оттенка, чем чисто синий и имели на одежде только три части креста, чтобы указать, что они не были действительные члены братства.
Рыцари жили вместе в спальнях на простых ложах, ели вместе в столовой, имели денег в количестве не более, чем достаточно. Их одежда и броня были аналогично просты, но практичны, они ежедневно трудились, обучаясь для сражения, следили за своим снаряжением и работали с лошадьми. Магистр - титул гроссмейстера появился позже - был избираем, как в Ордене Иоаннитов, и как в других Орденах его права были ограничены рыцарями. Представитель магистра, (главный) командор, которому были подчинены священники, управлял Орденом в его отсутствие. Маршал (главный) также подчиненный магистру, был начальником в команде рыцарей и обычных войск, и был ответствен за обеспечение их, с тем чтобы они были должным образом экипированы. Госпитальер (главный) отвечал за больных и раненых, драпиер был ответствен за строительство и одежду, казначей управлял имуществом и финансами. Каждый из этих последних руководителей избирался на короткий срок, сменяясь ежегодно, Поскольку Орден распространялся по Европе, стало необходимо назначить провинциальных магистров для Германии, Пруссии и позже Ливонии с соответствующими главными руководителями.
Валпота сменил Otto von Kerpen из Бремена и третьим был Herman Bart из Гольштейна, что говорит о том, что рыцари Ордена происходили из всех уголков Германии. Наиболее выдающимся ранним магистром был четвертый, Herman von Salza (1209-1239) из под Мейсена который своими дипломатическими мерами значительно укрепил престиж Ордена. Его посредничество в конфликтах между Римским папой и императором Священной Римской империи обеспечивали Ордену покровительство обоих, увеличивая число рыцарей, давая ему богатство и имущество. В течение его управления Орден получил не меньше чем тридцать два Папских подтверждения или предоставления привилегий и не менее тринадцати имперских подтверждений. Влияние магистра Сальца простирались от Словении (тогда Штирия), через Саксонию (Тюрингию), Гессен, Франконию, Баварию и Тироль, с замками в Праге и Вене. Имелись также владения у границ Византийской Империи, в Греции и в теперешней Румынии. Ко времени его смерти влияние Ордена простиралось от Нидерландов на севере к западу от Священной Римской империи, на юго-запад к Франции, Швейцарии, дальше на юг к Испании и Сицилии, и на востоке до Пруссии. Сальц получил золотой крест от короля Иерусалима как знак своего главенства, после выдающегося поведения рыцарей в осаде Damietta в 1219 году.
Имперским распоряжением от 23 января 1214 года гроссмейстеру и его представителям были даны права Имперского Суда; как владельцы непосредственных феодальных владений они пользовались местом в Имперском Совете в княжеском ранге с 1226/27 года. Княжеский ранг впоследствии присуждали магистру Германии и, после потери Пруссии, магистру Ливонии.
Присутствие Ордена в средневековой Европе давало возможность ему играть существенную роль в местных политических событиях. Несмотря на ограничение принадлежности к Немецкой аристократии, немецкое правление распространилось в Италию, и особенно в Сицилию при германских королях Генрихе VI и Фридрихе II Барбаросса, который учреждал женские монастыри Ордена в местах, отдаленных от Германии. Сицилия управлялась сарацинами до ее завоевания норманской династией Hauteville, но с крахом этой династии она попала под власть германских герцогов.
Первая Тевтонская больница Святого Томаса на Сицилии была подтверждена германским императором Генрихом VI в 1197 году, и в том же самом году император и императрица удовлетворили просьбу рыцарей о владении церковью Santa Trinita в Палермо.
Тевтонские рыцари первоначально утвердились в Восточной Европе в 1211 году после того, как Король Венгрии Andrew пригласил рыцарей разместиться на границе Трансильвании. Воинственные гунны (печенеги), которые также досаждали Византийской империи на юге, были постоянной угрозой, и венгры надеялись, что рыцари обеспечат поддержку против них. Король Andrew предоставил им значительную автономию в землях для христианской миссионерской деятельности, но их чрезмерные запросы на большую независимость счел недопустимыми, и в 1225 году потребовал от рыцарей покинуть его земли.
В 1217 году Римский папа Honorius III (Хонориус III) объявил крестовый поход против прусских язычников. Земли польского князя Конрада из Мазовии были захвачены этими варварами и в 1225 году он, отчаянно нуждаясь в помощи, попросил, чтобы Тевтонские рыцари прибыли ему на помощь. Он обещал магистру во владение города Culm (Кульм) и Dobrzin (Добрин) который магистр Salza, принял с условием, чтобы рыцари могли сохранить за собой любые территории пруссов, захваченные Орденом.
Предоставленный императором священной Римской империи магистрам ордена Королевский ранг в 1226/27 годах в " Золотой Булле " давал рыцарям суверенитет над любыми землями, которые они захватывали и фиксировали как непосредственные феодальные владения империи.
В 1230 Орден построил на Кульмской земле замок Нешаву, где разместились 100 рыцарей, которые начали нападать на племена пруссов. В 1231 - 1242 было построено 40 каменных замков. Около замков (Эльбинга, Кёнигсберга, Кульма, Торна) образовывались немецкие города - члены Ганзы. До 1283 Орден при помощи немецких, польских и др. феодалов захватил земли пруссов, йотвингов, западных литовцев и занял территории до Немана. Война за то, чтобы вытеснить языческие племена только из Пруссии продолжалась, пятьдесят лет. Войну начал отряд крестоносцев, во главе которого стоял ландмейстер Германн фон Балк. В 1230 отряд обосновался в мазурском замке Нешава и его окрестностях. В 1231 рыцари перешли на правый берег Вислы и сломили сопротивление прусского племени пемеденов, построили замки Торн (Торунь) (1231) и Кульм (Хелмень, Холм, Хелмно) (1232) и до 1234 укрепились на Кульмской земле. Оттуда Орден стал нападать на соседние прусские земли. Крестоносцы летом старались разорить захватываемую область, разбить пруссов в открытом поле, занять и разгромить их замки, а также в стратегически важных местах построить свои. Когда приближалась зима, рыцари возвращались домой, а в построенных замках оставляли свои гарнизоны. Прусские племена защищались поодиночке, иногда объединялись (во время восстаний 1242 - 1249 и 1260 - 1274), но освободиться из-под власти Ордена им так и не удалось. В 1233 - 1237 крестоносцы завоевали земли памеденов, в 1237 - пагуденов. В 1238 заняли опорный пункт пруссов Хонеду и на её месте построили замок Балгу (Бальга). Около неё в 1240 была разбита объединённая армия вармских, нотангских и бартских пруссов. В 1241 пруссы этих земель признали власть Тевтонского ордена.
Новый поход рыцарей был вызван восстанием пруссов 1242 - 1249. Восстание произошло из-за нарушений Орденом договора, по которому представители пруссов имели право принимать участие в управлении делами земель. Восставшие заключили союз с восточнопоморским князем Свентопелком. Союзники освободили часть Бартии, Нотангии, Пагудии, опустошили Кульмскую землю, но не смогли взять замки Торн, Кульм, Реден. Несколько раз потерпев поражение, Свентопелк заключал с Орденом перемирия. 15 июня 1243 восставшие разбили крестоносцев у Осы (притока Вислы). Погибло около 400 воинов, в том числе и маршал. На соборе 1245 в Лионе представители восставших потребовали у католической церкви, чтобы она перестала поддерживать Орден. Однако церковь их не послушала, и уже в 1247 огромное войско из рыцарей разных Орденов прибыло в Пруссию. По требованию папы Свентопелк заключил 24 ноября 1248 мир с Орденом.
7 февраля 1249 Oрден (его представлял помощник гроссмейстера Генрих фон Виде) и прусские повстанцы в замке Христбург заключили договор. Посредником выступил с одобрения папы Римского архидьякон лежский Яков. Договор гласил, что принявшим христианство пруссам папа Римский дарует свободу и право быть священниками. Крещённые прусские феодалы могли стать рыцарями. Крещённым пруссам давалось право наследовать, приобретать, менять и завещать своё движимое и недвижимое имущество. Продавать недвижимое имущество можно было только себе равным - пруссам, немцам, поморянам, только надо было оставить Ордену залог, чтобы продающий не сбежал к язычникам или другим врагам Ордена. Если у кого-то прусса не находилось наследников, его земля переходила в собственность Ордена или феодала, на земле которого он жил. Пруссы получили право подавать в суд и быть ответчиками. Законным браком считался только церковный брак, и только рождённый от этого брака мог стать наследником. Памедены обещали в 1249 построить 13 католических кирх, вармы - 6, нотанги - 3. Они также обязались каждую церковь обеспечить 8 убами земли, платить десятину, в течении месяца крестить своих соотечественников. У родителей, не крестивших ребёнка, должно было конфисковываться имущества, некрещённых взрослых следовало выгонять из мест, где живут христиане. Пруссы обещали не заключать договоров против Ордена и учавствовать во всех его походах. Права и свободы пруссов должны были действовать до тех пор, пока пруссы не нарушат свои обязательства.
После подавления восстания крестоносцы и дальше нападали на пруссов. Прусское восстание 1260 - 1274 было также подавлено. Хоть 30 ноября у Крюкай пруссы разгромили крестоносцев (погибло 54 рыцаря), до 1252 - 1253 сопротивление вармских, нотангских и бартских пруссов было сломлено. В 1252 - 1253 крестоносцы начали нападать на сембов.
Крупнейший поход на них под командованием Пржемысла II Отакара произошёл в 1255. Во время похода на месте сембского городка Тванксте (Твангесте) рыцари построили крепость Кёнигсберг, вокруг которой вскоре вырос город.
До 1257 были захвачены все земли сембов, а спустя десять лет - и вся Пруссия. Вскоре вспыхнуло Великое прусское восстание, продолжались войны с западными литовцами. Укрепление власти Ордена в северо-восточной Европе продолжалась сто шестьдесят лет до начала польско-литовского вмешательства. Этот крестовый поход стоил очень дорого народам и отнял жизни тысяч рыцарей и солдат.
Слияние Тевтонского Ордена с рыцарями Меча (или рыцарями Христа, как они иногда назывались) в 1237 году имело большое значение. Рыцари Меча были меньше количественно, но они были в большей степени военным братством, основанным в Ливонии в 1202 году. Основатель Ордена меченосцев - епископ рижский Альберт фон Аппельдерн. Официальное название Ордена - "братья Христова рыцарства" (Fratres militiae Christi). Орден руководствовался законами Ордена Тамплиеров. Члены Ордена разделялись на рыцарей, священников и служащих. Рыцари чаще всего происходили из семей мелких феодалов (больше всего было их из Саксонии). Их форма - белый плащ с красными крестом и мечом. Служащие (оруженосцы, ремесленники, слуги, посыльные) были родом из свободных людей и горожан. Главой ордена был магистр, важнейшие дела ордена решал капитул. Первым магистром ордена был Винно фон Рорбах (1202 - 1208), вторым и последним - Фолквин фон Винтерштаттен (1208 - 1236). На захваченных территориях меченосцы строили замки. Замок был центром административного деления - кастелатуры. По договорённости 1207 2/3 захваченных земель оставалось под властью Ордена, остальная часть передавалась епископам рижскому, эзельскому, дерптскому и курляндскому.
Они первоначально были подчинены архиепископу Риги, но, с объединением Ливонии и Эстонии, которыми они управляли как суверенными государствами, они стали достаточно независимы. Бедственное поражение, которое они понесли в битве под Sauler (Сауле) 22 сентября 1236 года, когда они потеряли приблизительно треть своих рыцарей, включая своего магистра, поставило их в неуверенное положение.
Остатки меченосцев в 1237 были присоединены к Тевтонскому Ордену, и его отделение в Ливонии было названо Ливонским Орденом. Официальное название - Орден святой Марии немецкого дома в Ливонии (Ordo domus sanctae Mariae Teutonicorum in Livonia). Иногда рыцарей Ливонского Ордена называют ливонскими крестоносцами. Сначала Ливонский Орден был тесно связан с центром в Пруссии. Объединение с Тевтонским Орденом обеспечило их выживание, и, впредь они имели статус полуавтономной области. Новый магистр Ливонии теперь стал провинциальным магистром Тевтонского Ордена, и объединенные рыцари приняли Тевтонские знаки отличия.
Самые ранние Ливонские рыцари прибывали главным образом с юга Германии. Но, после соединения с Тевтонским Орденом Ливонские рыцари все более и более прибывали из областей, в которых Тевтонские рыцари имели существенное присутствие, преимущественно из Вестфалии. Фактически не было рыцарей из местных семейств, и большинство рыцарей служило на Востоке, провело несколько лет там перед возвращением в Орденские замки в Германии, Пруссии или до потери Акра в Палестине. Только с середины четырнадцатого столетия, стало общепринято назначать магистра Ливонии когда правление Тевтонского Ордена, было больше улажено и служба там стала менее обременительной. Однако к середине 15 века внутри Ливонского Ордена началась борьба между сторонниками Тевтонского Ордена (т.н. Рейнская партия) и сторонниками независимости (Вестфальская партия). Когда Вестфальская партия победила, Ливонский Орден практически стал независим от Тевтонского Ордена.
Магистр Salza умер после этих кампаний и был захоронен в Barletta, в Apulia; и его недолгий преемник Conrad Landgraf von Thuringen командовал рыцарями в Пруссии и умер тремя месяцами спустя после получения ужасных ран в сражении при Whalstadt (9 апреля 1241 года) после только одного года исполнения обязанностей магистра.
Cм. Часть II
Источники 1.Guy Stair Sainty. THE TEUTONIC ORDER OF HOLY MARY IN JERUSALEM (Сайт www.chivalricorders.org/vatican/teutonic.h tm)
2. Геральдический сборник ФПС России. Москва. Граница. 1998г.
3. В.Бирюков. Янтарная комната. Мифы и реальность. Москва. Изд."Планета". 1992г.
4. Справочник - Калининград. Калининградское книжное издательство. 1983г.
5. Сайт "Боруссия" (members.tripod.com/teutonic/krestonoscy.h tm)



Тевтонский орден был утвержден в 1198 году римским папой Иннокентием III. Его первым Великим Магистром, впоследствии гофмейстером, стал Генрих Вальпот. Орден имеет два названия: Немецкий орден и Орден дома Святой Марии Тевтонской. Возникло братство на базе странноприемного дома в Иерусалиме для немецких паломников. Первоначально тевтонцы явились представителями немецкой национальности в состав Ордена ионитов. Но папа Иннокентий III, желая укрепить взаимоотношения с германским императором Генрихом VI, готовившем новый крестовый поход, утверждает в 1198 году Тевтонский орден.

Но в энциклопедии Брокгауза и Ефрона, дается другая история этого духовно-рыцарского ордена. «Тевтонский орден был основан в 1128 году в Иерусалиме небольшим кружком богатых немцев, с целью оказывать материальную помощь больным и бедным паломникам германского происхождения. Небольшой кружок быстро разросся в целое общество, члены которого стали именоваться братьями Святой Марии Тевтонской. Около 1189 года сын Фридриха Барбароссы сообщил новому Ордену военный характер, дал ему устав тамплиеров и форму одежды: белый плащ с черным крестом и назвал Тевтонский орден домом святой Девы Иерусалимской. В 1191 году папа Климент III утвердил устав Ордена…»

Основой для внутренней организации и основой для устава тевтонцев действительно послужил Орден тамплиеров, а также Орден госпитальеров. Только к 1221 году Тевтонский орден получил почти такие же привилегии, которые имели храмовники и иоанниты.

Отличительной особенностью тевтонцев можно назвать, что он, в основном, состоял из немецкий рыцарей, тогда как в других монашеских орденах наблюдалось многоязычие. Символом Ордена являлись белый плащ и простой черный крест.

Но тевтонские рыцари очень быстро оставили свои обязанности в Палестине. В первые же месяцы своего существования они подхватывают папский клич: «Drand nach Often» Но только к середине XIII века тевтонцы окончательно перебираются в Восточную Европу.

Тевтонцы не отличались хорошей дисциплиной и военной подготовкой, как тамплиеры или иоанниты. В святой Земле Тевтонский орден зарекомендовал себя в искусстве боя не с лучшей стороны. Впрочем, можно говорить о какой-либо репутации, если в том же 1198 году основные силы тевтонцев были перебазированы в Германию и приняли активное участие в насаждении католичества в Восточной Европе.

В 1184 году в Прибалтику прибывает августинский монах Мейнард, только получивший титул Ливонского епископа. В его задачу входило чтение Ливонских проповедей и обращение в католическую веру язычников, а также разведка позиций Руси на побережье Балтийского моря. Папа Целестин III объявляет крестовый поход против ливов, латгалов и прочих туземцев.

Зимой 1188 года первые «рыцари церкви» прибывали в Европу и начинают завоевании Ливонии. В том же году римским папой становится Иннокентий III, который проводил политику своего предшественника, и при котором папская власть достигла наивысшего могущества.

Тевтонский орден стремился найти земли, где он получил бы возможность организовать что-то вроде государственного устройства, во главе которого стоял он сам. Взоры братьев рыцарей привлекли земли князя Мазовецкого, который в 1226 году призвал тевтонцев для защиты от пруссов. Тевтонский орден во главе с Германом фон Зальца, подписал с Конрадом договор на получение Хеллеиньской земли. Герман фон Зальца выхлопотал у Фридриха II и папы Гонория III грамоту на владение Куимской и Прусской Землями.

Но тевтонцам пришлось мечом завоевывать полученные на бумаге земли. С одной стороны, приходу тевтонцев противились туземцы, с другой - пришедшие до крестоносцев и считавшие эту территорию своей католические священники. Так в 1215 году епископом и владетелем Пруссии был назначен Христиан. Но так как мирным путем невозможно было обратить в католическую веру пруссов, то Христиан начинает собирать крестовый поход против них. Поход не удался. В помощь Христиану был призван Тевтонский орден, которому были даны грамоты на временное владение землей. Епископ вынужден был уступить.

В 1231 году после многочисленных столкновений Тевтонский орден заключил с Христианом договор, по которому признал себя его вассалом, обязался платить десятину и отдать значительную часть Пруссии, если удастся ее завоевать. В 1231 году начинается освоение Пруссии. Большинство местного населения было перебито. Воспользовавшись тем, что епископ Христиан попал в плен, Тевтонский орден получил в 1234 году от римского папы Григория IX кульмскую землю и Пруссию в вечное владение, с условием выплаты дани в пользу папы. К 1280 году Тевтонский орден завоевал практически все земли пруссов, часть Польши. Тевтонцы совершали постоянные набеги на литовские и северо-западные земли. Благодаря более или менее жестокой дисциплине и достаточно хорошей военной подготовке немецкие рыцари были сильнее разрозненных туземных племен. Но в Прибалтике их ждало жестокое сопротивление.

Отряды «псов-рыцарей» были разбиты объединенными силами литовского государства в 1236 году. А в 1237 году произошло объединение Тевтонского и Ливонского орденов (Ливонский орден сохранил за собой все привилегии и фактически остался самостоятельным, только магистра ордена теперь называл гофмейстер тевтонцев, а не римский папа). Тогда же была объявлена подготовка к новому крестовому походу в Прибалтику. Тевтонцы, заручившись поддержкой новой римской курии, привлекают на свою сторону шведских феодалов.

Тевтонскому ордену пришлось в своих завоевательных стремлениях столкнуться с Русью; в 1242 году Александр Невский разбил его войска на льду Чудского озера. Из-за поднявшегося восстания положение Тевтонского ордена было шатким.

Но в 1249 году спор ордена с архиепископской властью был полностью решен в пользу Ордена папой Иннокентием IV. Архиепископская кафедра была перенесена в Ригу; кульмские и прусские епископы стали самостоятельными и назначались из членов Тевтонского ордена. Папа ревностно поддерживал Орден, склоняя рыцарей поступить в братство «Храбрых Маккавеев». Завоевание шло успешно. В 1254 году был предпринят богемским королем Оттокаром крестовый поход против пруссов, окончившийся расширением владением ордена и основанием Кенигсберга. Население смирилось и стало принимать христианство, но ужасы завоевания и управление вызвали общее восстание в 1260-1261 годах под руководством литовского князя Миндовга. Положение вновь стало критическим.

Тщетно папы Климент IV и Урбан IV взывали о помощи Ордену: в Германии царила анархия. Правда, Оттокар, по настоянию папы, двинулся крестовым походом, чтобы одолеть воскресшее в Пруссии «чудовище прежнего идолослужения».

Но поход его был неудачен. Избрание Рудольфа Гасбурского спасло Тевтонский орден от окончательного падения. Из Германии при содействии Рудольфа двинулся целый поток германцев, и восстание было подавлено: в Помезании все жители были перебиты, в Замландии население частью истреблено, частью скрывалось в лесах; Судавия обращена в пустыню; Курляндия и Земгалия покорены и опустошены. Таким образом, Тевтонский орден с помощью Германии и Ливонского ордена, удалось завладеть обширной площадью от низовья Вислы до границы Литвы на востоке и до Мазовии на юге. Было основано много замков и городов – Эльбинг, Мариенвердер, Мариенбург, Гольдинген, Виндва, Митава и т.д.

Было вызвано множество немцев-колонистов, которые осели частью на земли, частью в городах; города получили право самоуправления. Также прибыло большое количество германских дворян. Местное население было обращено в крепостное состояние, обращение с ним было очень жестоким и его поставили вне закона. Война продолжалась, собственно говоря, около 55 лет – с 1230 по 1285 годы. К началу XIV века Пруссия представляла собой настоящую германскую провинцию, даже левый берег Вислы был в руках Тевтонского ордена.

XIV век был временем наибольшего процветания ордена, завоевания были упрочены, торговля и промышленность росли, города богатели. В 1309 году гофмейстер Зихфрид Фейхтванген перенес свою резиденцию из Венеции в Мариенбург. С этого времени Тевтонский орден оказался от своего религиозного призвания и стал государственным учреждением. Сделавшись государством Fahto, Тевтонский орден не отказался от монашеской окраски. Рыцари по-прежнему давали обеты целомудрия, послушания и бедности, но это было пустой формальностью: они утопали в роскоши, пировали и развратничали. Тевтонский орден не оказался от своей политики захватов за счет Литвы и Польши, но и соседи ордена, в свою очередь, объединяли свои силы. Началась многолетняя опустошающая война, между Тевтонским орденом и Литвой, а затем Польшей. В XIV веке устройство Тевтонского ордена закончилось. Во главе его стоял гофмейстер, избираемый старшими рыцарями. При нем в качестве совещательного и в тоже время контролирующего его действия учреждения был орденский капитул. Последний судил гофмейстера, мог даже лишить его сана. Гофмейстер был верховным повелителем, он утверждал и магистра Ливонского ордена. Его помощники были своего рода министры. Все земли Тевтонского ордена были разделены на области, которыми обладали комтуры. Все должности замещались исключительно рыцарями Ордена.

В начале XVI века Тевтонский орден прекратил свое существование в качестве самостоятельного государства, придерживающегося около пяти столетий. После секуляризации Тевтонского ордена (его гофмейстер Альбрехт, воспользовавшись распространением в Пруссии Реформации, в 1525 году секуляризовал Орден и получил его от польского короля во в ленное владение в качестве герезогства). Многие рыцари, оставшиеся верными католицизму, уехали в Германию, составили новый устав Ордена и осели в городе Мерингейме, который и оставался их главной квартирой до окончательного уничтожения Ордена. Политические значения Тевтонский орден приобрести больше не мог. В таком виде Тевтонский орден существовал до начала XIX века, когда окончательно был уничтожен декретом императора Наполеона Бонапарта.



Во время 3-го крестового похода, когда рыцарями осаждалась Акра, купцы из Любека и Бремена основали полевой госпиталь. Герцог Фридрих Швабский преобразовал госпиталь в духовный орден, во главе которого встал капеллан Конрад. Орден подчинялся местному епископу и был отделением ордена Иоаннитов. 6 февраля 1191 Папа Римский Климент III одобрил основание Ордена. 21 декабря 1196 Орден попал под покровительство Папы Целестина III под названием "Госпиталь св. Марии немцев в Иерусалиме".

5 марта 1196 в храме Акры состоялась церемония реорганизации Ордена в духовно-рыцарский Орден. На церемонии присутствовали магистры госпитальеров и тамплиеров, а также светские и духовные лица Иерусалима. Папа Римский Иннокентий III подтвердил это событие буллой, датированной 19 февраля 1199, и определил задачи Ордена: защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами католической церкви. Орден был подвластен Папе Римскому и императору Священной Римской империи. Официальное название ордена - "Орден братьев госпиталя святой Марии Немецкого дома в Иерусалиме" (Ordo domus Sanctae Mariae Teutonicorum in Jerusalem).

В 13 в. Тевтонский орден воевал с мусульманами в Палестине. При поддержке папы Римского и императора "Священной Римской империи" Орден приобрeл ряд земель в Малой Азии, Южной Европе и особенно много в Германии. В 1211 Орден был приглашeн в Венгрию защищать Трансильванию от половцев. В 1224 - 1225 из-за стремления создать своe отдельное государство на территории Венгрии Орден был выгнан венгерским королeм Эндре II. По соглашениям 1226-1230 с мазовским князем Конрадом Орден получил в своe владение Кульмскую (Хелменьскую) и Добжинскую (Добрыньскую) земли и право расширять своe: влияние на соседние земли. Право управлять захваченными литовскими и прусскими землями подтвердили в 1234 папа Римский Григорий IX и в 1226, 1245, 1337 императоры Фридрих II и Людвиг IV. В 1230 первые части Ордена, 100 рыцарей под командыванием магистра Германна фон Балка, построили на Кульмской земле замок Нешаву и начали нападать на пруссов. С 4-го десятилетия 13 в. Орден был главным организатором и исполнителем Крестовых походов в Восточную Прибалтику, объявленных папой Римским. В 1237 после битвы при Сауле к ордену был присоеденeн орден Меченосцев, реорганизованный в Ливонский орден. До 1283 Орден при помощи немецких, польских и др. феодалов захватил земли пруссов, йотвингов, западных литовцев и занял территории до Немана. Прусские восстания 1242 - 1249, 1260 - 1274 были подавлены. На захваченных территориях в 13 в. образовалось немецкое теократическое феодальное государство. Столицей Ордена была Акра, пока еe в 1291 не перенесли в Венецию. Столицей и резиденцией гроссмейстера в 1309 - 1466 являлся город Мариенбург. 2/3 земель были разбиты на комтурии, 1/3 находились под властью епископов кульмского, памедского, сембского и вармского. В 1231 - 1242 было построено 40 каменных замков. Около замков (Эльбинга, Кeнигсберга, Кульма, Торна) образовывались немецкие города - члены Ганзы.

С 1283 под предлогом распространения христианства Орден стал нападать на Литву. Он стремился захватить Жемайтию и земли у Немана, чтобы соединить Пруссию и Ливонию. Опорными пунктами агрессии Ордена были расположенные у Немана замки Рагнит, Христмемель, Байербург, Мариенбург и Юргенбург. Велeна, Каунас и Гродно были центрами литовской защиты. До начала 14 в. обе стороны организовывали небольшие нападения друг на друга. Крупнейшими битвами были Медининкская битва (1320) и оборона Пиленай (1336). Опустошeнные литовские земли становились т.н. дикрой. Орден также нападал на Польшу. В 1308 - 1309 было захвачено Восточное Поморье с Данцигом, 1329 - Добжинские земли, 1332 - Куявия. В 1328 Ливонский орден передал Тевтонскому Мемель и его окрестности. В 1343 по Калишскому договору орден вернул Польше захваченные земли (кроме Поморья) и сосредоточил все свои силы на борьбе с Литвой. В 1346 Орден приобрeл у Дании Северную Эстонию и передал еe Ливонскому ордену.

Наибольшей силы Орден достиг в середине 14 в. во время правления Винриха фон Книпроде (1351 - 1382). Орден совершил около 70 крупных походов в Литву из Пруссии и около 30 из Ливонии. В 1362 его войско разрушило Каунасский замок, а в 1365 впервые напало на столицу Литвы Вильнюс. В 1348 состоялась большая битва у Стревы. В 1360 - 1380 крупные походы на Литву совершались каждый год. Литовское войско совершило в 1345 - 1377 около 40 ответных походов, один из них закончился битвой у Рудавы (1370). После смерти Альгирдаса (1377) Орден разжигал войну между его наследником Йогайлой и Кестутисом с его сыном Витаутасом (Витовт) за княжеский трон. Поддерживая то Витаутаса, то Йогайлу, особенно сильно нападал Орден на Литву в 1383 - 1394, в 1390 вторгся в Вильнюс. За мир с Орденом в 1382 Йогайла и в 1384 Витаутас отказались от Западной Литвы и Занеманья. Орден ещe больше усилился, заняв в 1398 остров Готланд (до 1411) и в 1402 - 1455 Новую Марку. Против агрессии Ордена Литва и Польша в 1385 заключили Кревский договор, который менял соотношение сил в регионе не в пользу Ордена. После крещения в 1387 Литвы (Аукштайтии) Орден потерял формальную основу для нападения на Литву. По Салинскому договору 1398 Витаутас отдал Ордену земли до Невежиса. В 1401 восставшие жемайтийцы выгнали со своих земель немецких рыцарей, и Орден снова начал нападать на Литву. В 1403 папа Римский Банифаций IX запретил Ордену воевать с Литвой. C 1404 по Рационжскому договору Орден вместе с Польшей и Литвой управлял Жемайтией. В 1409 жемайтийцы восстали. Восстание послужило поводом для новой решающей войны (1409 - 1410) с Литвой и Польшей. Орден проиграл т.н. Великую войну в Грюнвальдской битве; Торуньский мир и Мельнский мир обязали Орден вернуть Литве Жемайтию и часть земель йотвингов (Занеманье).

Неудачные войны (с Литвой и Польшей в 1414, 1422, с Польшей и Чехией в 1431 - 1433) спровоцировали политический и экономический кризис, обострились противоречия между членами Ордена с одной стороны, светскими феодалами и горожанами, недовольными возроставшими налогами и хотевшими учавствовать в управлении государством, с другой. В 1440 был образован Прусский союз - организация светских рыцарей и горожан, боровшаяся против власти Ордена. В феврале 1454 союз организовал восстание и объявил, что все прусские земли будут находится отныне под покровительством польского короля Казимира. Из-за этого началась Тринадцатилетняя война Ордена с Польшей. В итоге Орден лишился Восточного Поморья с Данцигом, Кульмской земели, Мириенбурга, Эльбинга, Вармии - они отошли к Польше. В 1466 столица была перенесена в Кeнигсберг. В этой войне Литва объявила нейтралитет и упустила шанс освободить остальные литовские и прусские земли. В 1470 гроссмейстер Генрих фон Рихтенберг признал себя вассалом польского короля. Стремление Ордена освободиться от польского сюзеренитета потерпели поражение (из-за этого произошла война 1521 - 1522).

В 20-30-х 16 в. во время начавшеяся реформации в Германии гроссмейстер Альбрехт Гогенцоллерн со множеством братьев перешe:л из католичества в лютеранство. Он секуляризовал Тевтонский орден, объявив его территорию своим наследственным княжеством, которое получило название Пруссия. 10 апреля 1525 Альбрехт признал своим вассалом польского короля Сигизмунда Старого. Тевтонский орден прекратил своe существование как самостоятельное государство. В ходе Ливонской войны прекратил существование и Ливонский орден.

Валерия Уэрд (Valerya Werd)

ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН (полное название «Орден тевтонских рыцарей госпиталя св. Марии в Иерусалиме»), известен также как Орден крестоносцев, немецкий духовно-рыцарский орден, учрежденный в 1190 в Акке, где паломники из Любека и Бремена создали госпиталь, вскоре перешедший под патронаж немецкой церкви св. Марии в Иерусалиме. В 1198 крестоносцы императора Генриха VI преобразовали госпитальное братство в рыцарский орден, открытый только для немцев. До 1291 резиденция ордена находилась в Акке, а после падения города – в Венеции. Тем временем разгорелась вражда между тевтонцами и двумя другими орденами крестоносцев: тамплиерами и госпитальерами (иоаннитами). В начале 13 в. тевтонские рыцари перенесли свою деятельность в Восточную Европу и первоначально осели в Трансильвании – служа здесь барьером на пути набегов кумыков. Затем император Фридрих II реорганизовал орден, пожаловав великому магистру Герману фон Зальцу княжеский титул, и направил рыцарей на покорение и христианизацию восточных приграничных земель.

В 1226 Герман фон Зальц отозвался на просьбу о помощи польского князя Конрада Мазовецкого и организовал крестовый поход против пруссов. По договору с Конрадом тевтонцы получили во владение Хельминскую землю в Польше в качестве плацдарма, а также все земли, какие завоюют в Пруссии. В 1234 тевтонцы формально признали свои владения папским леном, но чувствовали себя полноправными хозяевами, поскольку слабая папская власть не могла оказать на них хоть сколько-нибудь существенного влияния. В 1237 Тевтонский орден присоединил орден меченосцев (потерпевший перед этим поражения от русских, литовцев и земгалов) и значительно усилился. В последующие века он установил контроль над всем балтийским побережьем от границ Померании до Финского залива, преграждая Польше, Литве и России выход к Балтийскому морю. Тевтонцы выделяли земли немецким баронам в качестве ленов, селили на завоеванных землях немецких крестьян и вместе с Ганзейским союзом городов основали ряд новых торговых поселений. В 1309 орден перенес свою резиденцию в Мариенбург (совр. Мальборк, Польша). В начале 14 в. Тевтонский орден достиг пика своего могущества и процветания. Но из-за падения дисциплины среди рыцарей, окруживших себя роскошью, орден стал обнаруживать признаки слабости. Во второй половине 14 в. произошло усиление Польши, особенно после ее объединения с Литвой под властью династии Ягеллонов . В 1410 польский король Владислав II нанес сокрушительное поражение Тевтонскому ордену в Грюнвальдской битве. По Торуньскому миру 1466, завершившему Тринадцатилетнюю войну Польши с Тевтонским орденом (1454–1466), последний признал себя вассалом Польши и передал ей Западную Пруссию. В 1525 великий магистр Альбрехт Старший (Гогенцоллерн) принял лютеранство и произвел секуляризацию Восточной Пруссии, ставшей отныне наследным герцогством. Когда в 1618 эта династическая линия пресеклась, герцогство перешло во владение бранденбургских курфюрстов, также из Гогенцоллернов. В 1801 Франция присоединила земли ордена к западу от Рейна, а в 1809 Наполеон свои декретом закрыл орден и отдал его земли на правом берегу Рейна германским союзникам.

Тевтонский орден был восстановлен в Австрии в 1834 – в качестве католического дворянского союза. После 1918 существует лишь священническая ветвь ордена (преобразованная папой Пием XI в духовный орден) с резиденцией в Вене. Орден продолжает существовать также в рамках протестантизма в Утрехте.

Тевтонский орден являлся немецким, рыцарским сообществом с духовной идеологией, который был образован в конце XII века .
По одной из версий, основателем ордена был знатный герцог Фридрих Швабский 19 ноября 1190 года . В этом периоде, он захватил крепость Акра в Израиле , где постояльцы больницы нашли для него постоянное обитание. По другой из версий, в тот момент, когда тевтонцы захватывали Акру, был организован госпиталь. В конечном итоге, Фридрих преобразовал его в духовно-рыцарский орден во главе со священнослужителем Конрадом. В 1198 году сообщество рыцарей было окончательно утверждёно под названием духовно-рыцарского ордена. На торжественное событие прибыло множество духовных личностей тамплиеров и госпитальеров, а также священнослужителей из Иерусалима.
Главной целью Тевтонского ордена, состояло в защите местных рыцарей, исцеление больных и борьба с еретиками, которые своими действиями противоречили постулатам католической церкви. Cамыми главными руководителями немецкого сообщества, были Римский Папа и император Священной Римской империи .
В 1212-1220 гг . Тевтонский орден был перемещён из Израиля в Германию , в город Эшенбах , принадлежавшему землям Баварии. Такая инициатива пришла в голову графу Боппо фон Вертхайму и он воплотил свою идею в реальность с разрешения церкви. Теперь духовно-рыцарский орден, стал по праву считаться немецким.
К этому же времени успех рыцарского ордена, стал приносить большое обогащение и славу. Такая заслуга не могла обойтись без великого магистра Германа фон Зальца . В Западных государствах, начинают появляться множество поклонников тевтонцев, желающих воспользоваться услугой могучей силы и военной мощи немецких рыцарей. Так, венгерский король Андраш II обратился за помощью к тевтонскому ордену для поддержки в борьбе с половцами. Благодаря этому, немецкие воины получили автономию в землях Бурценланда, юго-восточной Трансильвании. Здесь же тевтонцами, были построены 5 знаменитых замков: Шварценбург, Мариенбург, Кройцбург, Кронштадт и Розенау . C такой защитной опорой и поддержкой, зачистка половцев велась ускоренными темпами. В 1225 году венгерская знать и их король проявили сильную зависть к Тевтонскому ордену. Это привело к многочисленному выселению из Венгрии, лишь небольшая часть немцев осталась, присоединившись к саксам.
Тевтонский орден был вовлечён в борьбу с прусскими язычниками в 1217 году , которые начали захватывать польские земли. Князь Польши, Конрад Мазовецкий , попросил помощи у Тевтонских рыцарей, взамен, пообещав захваченные земли, а также города Кульм и Добрынь. Cфера влияния началась в 1232 , когда у реки Висла, была сооружена первая крепость. Такое обоснование, положило начало постройки города Торн. Вслед за этим, начали воздвигаться многочисленные замки в северных краях Польши. К ним относились: Велюн, Кандау, Дурбен, Велау, Тильзит, Рагнит, Георгенбург, Мариенвердер, Барга и знаменитый Кёнигсберг . Прусское войско было больше тевтонского, но немцы хитро вступали в схватки с маленькими отрядами и многих переманивали на свою сторону. Таким образом Тевтонский орден сумел одерживать победы над ними, даже несмотря на помощь противнику со стороны литовцев и поморьев.
Тевтонцы вторгались и в русские земли, воспользовавшись моментом их ослабления от монгольских угнетателей. Cобрав объединённое войско Прибалтийских и Датских крестоносцев, а также воодушевившись указанием католического папы, немецкий орден напал на Псковские владения Руси и захватил деревню Изборск . Псков был долгое время в осаде, а позднее был окончательно захвачен. Причиной этому, стало предательство многих русских жителей этого региона. В Новгородских землях, крестоносцы соорудили крепость Копорье . Русский государь Александр Невский , в ходе боёв освободил эту крепость. И в конечном итоге, объединившись с Владимирским подкреплением, вернул Руси Псков в решающем Ледовом побоище 5 апреля 1242 года на Чудском озере . Войска тевтонцев были разбиты. Решающее поражение, заставило орден, оставить русские земли.
В конечном итоге Тевтонский орден, начал слабнуть и значительно терять своё могущество. Постоянное влияние немецких захватчиков, агрессивно настроили Литву и Польшу против ордена. Польская армия и Литовское княжество заставили тевтонцев терпеть поражение в Грюнвальдской битве 15 июля 1410 года. Половина армии Тевтонского ордена была уничтожена, взята в плен, а главные полководцы оказались убиты.