Видоизменения побегов

Удивительно, насколько многообразны побеги. Иногда этот орган даже невозможно узнать. Трудно увидеть побег в колючке боярышника или усике винограда . Почему с ним происходят такие «превращения»?

Видоизменения надземных побегов. Видоизменёнными называются такие побеги, которые выполняют некоторые дополнительные функции: защита, лазание, запасание питательных веществ и др. К видоизменённым побегам относят колючки, усики, клубни, сочные побеги, столоны, побеги насекомоядных растений .


Колючки – иглоподобные образования, защищающие растение от поедания животными. Колючки могут образовываться из листа (барбарис ), прилистников (жёлтая акация ), побега (облепиха, боярышник ).


Усики – нитевидные пазушные побеги (виноград, огурец ), которые выполняют опорную функцию. У гороха в усики превращается часть листа.


Клубень – утолщённый побег, выполняющий функцию запаса питательных веществ (капуста кольраби ).


Столоны (бытовое название – «усы») – горизонтальные ползучие побеги, способствующие размножению растения. На каждом столоне расположены розетки с придаточными корнями. После укоренения розетки, горизонтальный побег отмирает (земляника, живучка ползучая ).


Сочные побеги – приспособление растений к жаркому и сухому климату. Их функция – запасать влагу. Вода может накапливаться в листьях (очиток, молодило, алоэ ) или в стебле (молочай, кактус ).


Мексиканские кактусы имеют мясистые стебли самой разнообразной формы: ребристые шары, колонны, цилиндры, даже канделябры и лепёшки. У кактусов нет зелёных листьев: они превратились в пучки колючек. Функцию фотосинтеза выполняют стебли.


Подземные видоизменённые побеги. Столоны и клубни могут быть как надземными, так и подземными. Кроме них к подземным побегам относится корневище и луковица.


Столоны подземные выполняют те же функции, что и надземные – расселение и размножение растения. Этим объясняется сходство в их строении.

Клубень. У этого побега стебель короткий и толстый. Листья-чешуйки быстро отмирают и на их месте остаются рубцы (у картофеля в народе их называют «бровки»). В их пазухах находятся почки «глазки». Клубень выполняет функцию запаса питательных веществ (например, крахмала), переживания неблагоприятного времени года и размножения. Клубни есть не только у картофеля, но и у топинамбура, хохлатки . Появляются они на подземных столонах.


Корневище внешне часто похоже на корень, но у корневища есть и чешуйчатые листья, а в их пазухах – боковые почки, на верхушке – верхушечные почки. На корневище образуются придаточные корни. В отличие от столона, корневище – многолетний побег, который позволяет растению пережить неблагоприятные условия. Этот подземный побег свойственен многим растениям и может выполнять самые разные функции. В толстых коротких корневищах ириса, купены запасаются питательные вещества. У пырея ползучего, горошка мышиного, ландыша майского корневища длинные и тонкие. Они способны не только запасать питательные вещества, но и захватывать новые территории.


Корневище не только быстро растёт в длину (у белокопытника за годна 1,5 метра, у мать-и-мачехи – на метр), но и ветвится. В результате материнское растение может распасться на несколько дочерних. Сельским жителям известно, как трудно бороться с длиннокорневищными сорняками: пыреем, снытью, мать-и-мачехой . Быстро разрастаются облепиха, шиповник, малина .

Сделайте подписи к рисунку "Строение корневища ландыша". (Интерактивное задание)



Луковица – сильно укороченный видоизменённый побег с плоским стеблем – «донцем», с листьями в виде чешуй. Чешуи могут быть сочными (запасающими) или сухими кроющими), могут быть узкими и лишь слегка прикрывать друг друга (лилия ) или обхватывать друг друга почти полностью (гиацинт, тюльпан, лук ). Луковица позволяет растению пережить неблагоприятный период года. Пазушные почки могут превращаться в луковицы – детки. Следовательно, луковица – это и побег размножения.


Когда мы говорим о неблагоприятных условиях, это не значит, что речь идёт обязательно о зиме. Многие дикорастущие луковичные растения (рябчик, лук, тюльпан ) растут в степях, полупустынях, горах. Другие – пролеска, гусиный лук, а также клубневидные (цикламен ) – в широколиственных лесах. Как правило, цветут эти растения весной. Затем, после того как в начале жаркого лета вся надземная часть растения отмирает, сочные чешуи луковицы сохраняют влагу и в засушливый период, что даёт возможность возобновления роста в следующий сезон.

Видоизменения подземных побегов
Корневище –
многолетний подземный побег, имеет чешуйчатые листья и растёт горизонтально под землёй, образует придаточные корни и почки (ландыш, мята, пырей, ирис, манжетка ).

Столон –
стебель, который отрастает горизонтально у основания некоторых растений, недолговечен. Столон образует придаточные корни в узлах и из этих узлов растут новые растения (майник, седмичник, картофель ).

Клубень –
короткий, разросшийся подземный побег, который содержит запасённые питательные вещества. На нём образуются почки, из которых вырастет новое растение (картофель, хохлатка, цикламен ).

Луковица –
короткий толстый стебель, окружённый чешуевидными листьями. Они содержат питательные вещества (лилии, тюльпаны, нарциссы, гиацинты, амариллисы ).






Распространенными видоизменениями побегов покрытосеменных растений являются корневища, луковицы и клубни. Обычно они образуются у многолетних травянистых растений как органы, в которых откладываются запасные питательные вещества. У таких растений на зиму отмирают зеленые надземные части, однако в почве остаются видоизмененные побеги. Весной за счет содержащихся в них питательных веществ у растений вновь развиваются обычные надземные побеги.

Кроме запасания питательных веществ, видоизмененные побеги выполняют и другую функцию. С их помощью растения могут вегетативно размножаться.

Корневище

Видоизмененный побег корневище встречается у многих многолетних растений (крапивы, ландыша, пырея и др.). Корневище находится в верхних слоях почвы, напоминает корень, но стелится горизонтально.

Корневище - это побег, так как оно имеет верхушечную и пазушные почки, а также листья, которые видоизменены в чешуйки. Сходство с корнем корневищу придают придаточные корни, которые отрастают от него по всей длине.

За вегетационный период растением в корневище откладываются запасные питательные вещества. За их счет на следующий год из почек корневища вырастают новые молодые побеги.

С помощью частей корневища, содержащих почки и корни, возможно вегетативное размножение растений.

Луковица

Видоизмененный побег луковица характерен для лука, тюльпана, лилии и других растений. На дне луковицы имеется уплощенный стебель, который называется донцем . От донца отрастают видоизмененные в чешуи листья двух типов. Наружные листья изменены в сухие чешуи, которые выполняют защитную функцию. Внутренние толстые и сочные чешуи содержат запасные питательные вещества (в луковицах среди прочих веществ содержится много различных сахаров) и воду. У луковиц от донца также растут почки.

В благоприятных условиях снизу от донца луковицы отрастают придаточные корни, в результате чего формируется мочковатая корневая система. Из почек может вырасти побег, но они также могут развиться в так называемые луковички-детки. Каждая такая луковичка может дать начало отдельному новому растению. Таким образом, осуществляется вегетативное размножение с помощью луковиц.

Клубень

Видоизмененный побег клубень можно наблюдать у таких растений как картофель и топинамбур, а также некоторых других.

Клубень формируется на верхушке другого видоизмененного побега - столона . Столоны отрастают от нижних частей надземных побегов и уходят в почву. Органические вещества, синтезируемые зелеными частями растения в процессе фотосинтеза, перемещаются по столонам в их верхушки, и таким образом здесь образуются клубни. В клубнях накапливается много крахмала.

Клубень - это хоть видоизмененный, но побег. Он имеет короткие, но разросшиеся в толщину междоузлия и множество почек, которые называются глазками . Листья у клубней редуцированы. Глазки находятся в углублениях клубня, причем в каждом таком углублении может быть несколько глазков-почек.

Та часть клубня, которая соединена со столоном, называется основанием клубня. С противоположной стороны от основания находится верхушка клубня. Глазков больше ближе к верхушке. Чаще всего верхушечный глазок-почка развивается в молодой зеленый побег.

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря.

У Черного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;
На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.

И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».

«На что мне тебя? — отвечает младая чинара,-
Ты пылен и желт — и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море».

Анализ стихотворения «Листок» Лермонтова

Последние произведения Лермонтова чаще всего автобиграфичны и посвящены его непростой судьбе. Таким же стало стихотворение «Листок», написанное поэтом за несколько месяцев до гибели. Образ листка, оторванного бурей, был очень популярен в европейской и русской поэзии начала XIX века. Непосредственным источником для Лермонтова стало одноименное стихотворение французского поэта Арно. Существенным отличием было добавление к сюжету просьбы листка о пристанище и полученный на это отказ. Благодаря этому произведение Лермонтова приобретает гражданское значение, а листок символизирует изгнанника по политическим мотивам.

В образе листка отчетливо прослеживается судьба самого Лермонтова, в частности, его две кавказские ссылки. Поэт отправлялся на Кавказ не по собственной воле. Его принуждала к тому царская власть («жестокою бурей гонимый»). В самой России автор также не находил понимания, поэтому вся его жизнь представляла собой сочетание «холода, зноя и горя». Устав от длительных странствий и скитаний в поисках покоя, автор находит временное пристанище у «Черного моря».

Во время первой ссылки Лермонтов был очарован своеобразной красотой Кавказа. «Неведомая страна» влекла к себе творческую душу поэта, в ней он хотел найти успокоение и новый источник вдохновения. Лермонтов восхищался богатым культурным наследием Востока, которое еще было малоизвестно для европейцев.

Лермонтов считался в обществе замкнутым и нелюдимым человеком. Эта репутация была вполне заслуженной. Богатый внутренний мир поэта никого не интересовал, а его произведения не пользовались популярностью. Такое отношение обостряло одиночество поэта. Он сам невольно подстраивался под сложившееся мнение и уже не мог себя изменить. Во время первой ссылки он пытался войти в местное общество. Но там действовали свои законы. Русское общество в окружении кавказцев смогло приспособиться к восточной культуре, а поэту уже было слишком поздно менять свой характер. Он воспринимался в качестве странного чужака.

Гордый и независимый характер Лермонтова привел к тому, что он уже нигде не мог чувствовать себя как дома. Поэтический образ оторванного бурей листка удивительно точно подходил для описания трагического положения поэта.

Поздний этап литературного творчества великого русского поэта Михаила Лермонтова, предшествовавший его смерти на дуэли, характеризуется полным переосмыслением его жизненных ценностей, размышлениями над мотивами своих поступков, и общему подведению итогов земного существования. Именно к этому периоду и относится созданное Лермонтовым в 1841 году стихотворение «Листок», которое он написал при возращении на Кавказе под впечатлением двухмесячного пребывания в Петербурге во время отпуска. Оно было напечатано уже после смерти поэта в литературном журнале «Отечественные записки» в 1843 году.

Главная тема стихотворения

В центре поэтического повествования оказывается непростая судьба человека, вынужденного скитаться на чужбине в поисках счастья, образ которого автор искусно передает с помощью описания желтого и увядшего дубового листочка, гонимого ветром, опаленного солнцем и стужей. В эпоху романтизма у писателей и поэтов того времени очень часто оторванный от дерева листок выступал символом бесприютной, скитальческой жизни, обездоленности и изгнания

По роду литературы данное произведение относится к философской лирике, его основной темой является желание одинокой и несчастной души наконец-то обрести покой и получить хоть немного человеческой любви и понимания. По жанру это автобиографическая элегия, здесь четко прослеживаются эмоциональные переживания лирического героя, его боль, тоска и острое чувство одиночества. Отсылкой к биографии самого автора служит упоминание, что листок докатился до Черного моря, т.е. на юг (Лермонтов был отправлен служить на Кавказ) и скитается он, потому что не таково его желание, а «жестокою бурей гонимый» (поэта на Кавказ сослали за стихотворение «На смерть поэта»).

В основе развития сюжетной линии произведения лежит композиция, состоящая из противопоставления двух центральных аллегорических персонажей: бездомного-скитальца дубового листочка, вянущего и желтеющего от жестокости и безразличия окружающего его враждебного мира, и молодой и красивой чинары, которая живет в полной гармонии с ветром и солнцем, является их любимицей, и поэтому полна силы и энергии. На просьбу о приюте бедного и гонимого странника чинара отвечает гордым отказом, она живет в своем собственном мирке, вдали от чуждых ей проблем и ничего не хочет менять в своей жизни.

В своих ранних произведениях, например, таких как стихотворение «Парус», герои Лермонтова отрицали покой и беспечное времяпровождение, они жаждали бури и тревог, теперь на этапе позднего творчества листок-скиталец мечтает избавиться от тоски и одиночества, найти спокойный приют, где он сможет отдохнуть от тягот своей непростой жизни. Однако, попросив о помощи, он был отвергнут жестокой и эгоистичной чинарой, являющейся яркой представительницей мира, в котором нет места жалости и состраданию, где царят забота о собственной выгоде, эгоизм и пресыщение земными благами. Финал стихотворения остается открытым, хотя все равно становится понятно, что дубовый листок обречен либо на смерть, либо на бесконечные скитания, полные мучений и гонений.

Структурный анализ стихотворения

Стихотворение написано довольно редким для русской поэзии размером, пятистопным амфибрахием с использованием двух способов рифмовки: смежной и перекрестной. Особая напевность и ритмичность поэтического повествования достигается путем включения парной женской рифмы. Образ дубового листка передается в первых трех строфах с помощью бессоюзных сложных предложений, образ чинары передается в двух последних строфах, состоящих из пяти предложений в восклицательной и вопросительной форме для передачи её гнева и возмущения.

Произведение насыщают такие средства художественной выразительности как эпитеты (холодное море, суровая отчизна, младая чинара), метафоры (сынам моим свежим, увял я без сна, усох я без тени), олицетворение (докатился до Черного моря, молил о приюте, шепчется ветер, изумрудные листья лаская). Применение ассонанса (периодического чередования гласных букв «о» и «а») придает стихотворению печальный, минорный лад и приятную мелодичность.

Судьба бедного скитальца дубового листка, гонимого и не принятого ни кем, во многом созвучна судьбе Михаила Лермонтова, которого считали в обществе человеком замкнутым и нелюдимым. Его богатый внутренний мир был никому не интересен, произведения тоже не пользовались при жизни особой популярностью. Обладая гордым и независимым характером, обостренным чувством одиночества, Лермонтов так и не смог обрести место, которое он бы смог назвать своим домом, где бы его приняли и полюбили таким как он есть. Свое трагическое положение во враждебном ему мире он смог с удивительной точностью и поэтическим мастерством передать в своем бессмертном шедевре русской поэзии, стихотворении «Листок».