Из Милана - в итальянскую часть Швейцарии, до города Лугано, на машине час езды. Потом еще восемь километров наверх, до деревеньки Роверэдо. А дальше – только пешком, по крутому горному склону, мимо одиноких домиков и через лес. Так православные паломники добираются в скит к монаху-отшельнику Гавриилу Бунге, который живет здесь уединенно и почти неотлучно уже больше тридцати лет. Я никогда не встречала человека, который до такой бы меры вместил в себя Христа. Вот это действительно так. В нём живёт Христос, в нём уже нет того человеческого нутра, к которому мы все привыкли, которое мы встречаем в других людях, в нём живёт Христос. И общаясь с ним, ты это чувствуешь, Этот дух, который в нём живёт. Когда я его первый раз увидела, у меня была мысль: что этот русский православный старец делает здесь, даже если он был в другой одежде, неважно. Этот дух меня удивил: что он здесь делает в этих горах Частые гости из Милана здесь не только паломники, но и помощники. Недалеко от скита упало дерево и перегородило дорогу – они его распилят и уберут. Раньше отец Гавриил все делал сам, но теперь ему уже 75 лет, и самую тяжелую работу он поручает молодым и сильным. Когда я был моложе, я все это делал сам: пилил деревья, рубил дрова, а теперь могу только ухаживать за садом и огородом. Раньше я и хлеб сам выпекал, но теперь я мало хлеба ем и поэтому больше не пеку. Три десятилетия в скиту отец Гавриил провел в молитве и изучении трудов святых отцов древней Церкви в оригинале. Несколько лет назад, окончательно убедившись в том, что его родная, Католическая, церковь от святоотеческих и даже апостольских традиций отдалилась, отец Гавриил Бунге принял православие. И теперь с каждым годом паломников к нему приходит все больше – как к человеку огромного духовного опыта, автору толкований святых отцов, монаху-подвижнику и мудрому старцу. Эти домики кажутся довольно большими, но внутри они совсем маленькие - здесь стены очень толстые, из камня. Горный скит – всего четыре домика и церковь. Для уроженца Кельна, Габриэля Бунге, раз и навсегда установленный порядок жизни – это закон. Утром – келейная молитва, чтение книг и писательские труды, днем – обед: единственная горячая еда за весь день, вечером – работа: и физическая, и духовная. Старец принимает паломников - исповедует и на немецком, и на французском, и на итальянском, и на английском. В этой комнате я принимаю людей, они приходят на исповедь или для "духовная беседа" (по-русски). Люди здесь открывают всю свою жизнь – как книгу, и нужно много времени, чтобы вникнуть и осознать, какие духовные проблемы у человека и объяснить ему что-то. Все, кто хоть раз побывал в этом скиту, ощущают здесь ни с чем не сравнимую безмятежность и покой: сюда не долетает ни единого постороннего звука. Абсолютная тишина. Спокойно, мирно. Тут, конечно, и природа играет свою роль – горы, Швейцария, тишина. Людей очень мало. Ночью очень тяжело было привыкнуть к тишине, к абсолютной тишине. То есть, здесь в Милане, это не Москва или какой ещё крупный город, но и в Милане ночью, когда спишь, шумы, а там тишина. Абсолютная. Там настолько спокойно, что... Я когда первый раз лег, лежал и слушал себя. Этого и искал отец Гавриил в Швейцарских Альпах – полного уединения: чтобы ничто не отвлекало от молитвы. В монастыре шум никогда не прекращается – это похоже на механизм, который постоянно работает. Мой друг, монах одного большого монастыря в России, говорит: у меня работа 24 часа в сутки, как я могу сохранять молитвенный дух, когда моя жизнь – сплошная работа? Он хотел стать монахом с самых юных лет. Старец любит вспоминать, как студентом Боннского университета он приехал на два месяца в Грецию, где познакомился с православными верующими. Тогда, в 21 год, он впервые всерьез задумался о том, какая церковь полнее сохранила традицию Я сказал тогда грекам: "Мне очень нравится у вас в Церкви, но жаль, что вы в расколе с нами". И тогда Янис Галанис, который потом стал известным богословом, сказал: "Ты не прав, это вы в расколе с нами!" Представьте, какой это был шок для меня! С этого для меня и начался поиск Истины. В 22 года Габриель Бунге ушел из мира и долгих 18 лет провел в бенедектинском монастыре Шеветонь в Бельгии. Но ему показалось мало быть только монахом – он стремился к подвигу отшельничества. И в 1980-м году, по благословению духовенства, он поселился здесь, на высоте 800 метров. В то время это был заброшенный участок земли, на котором стояло несколько полуразрушенных построек для скота. Он рассказывал, что первую зиму, когда он жил там в Швейцарии, в горах, в его домике, где он жил, не было изоляции. Ему было холодно, голодал. Были, конечно, друзья, которые ему помогли. Но там была очень суровая погода, холодно, снег и т.д. Брата Габриэля вдохновлял подвиг первых отшельников, отцов древней церкви. Моя идея была вернуться к образу жизни первых монахов во всем – в том, как молиться, как пребывать в своей келье. Это очень сконцентрированный образ жизни. Ты монах и днем, и ночью, круглые сутки, и ты сосредоточен на сущности этой жизни. Первые несколько лет он провел в совершенном одиночестве. Читал и переводил святых отцов и стремился только к одному - к постоянному общению с Богом. Невозможно по-настоящему рассказать о монашеской внутренней жизни. Монах и не должен об этом говорить. Это все равно что держать дверь бани открытой: очень скоро станет холодно. Баня должна быть закрыта. Однажды скит начал посещать молодой человек, который вскоре принял монашество и остался здесь навсегда. Его звали отец Рафаил. Для него как для единственного ученика отец Габриэль и составил те практические руководства для духовной жизни, которые позже станут книгами и выйдут в свет на многих языках. Отец Гавриил сказал, что в монастыре можно бывать в службах, все молятся, даже если ты не молишься, служба всё равно происходит. Если ты отшельник, если ты сам не молишься, ничего не происходит. И это действительно так. И очень быстро тогда ты падаешь в уныние. Это не случайно, что первая книга, одна из первых книг, которые Отец Гавриил написал, это именно об этом, по трудам Евагрия Понтийского. Потому что это была для него не теоретическая проблема. Это действительно для каждого отшельника, я думаю, жизненный, такой момент. И все остальные книги, которые он потом написал, это именно проблемы духовой жизни, с которыми он сам боролся. О гневе. Я думаю потому что действительно эти духовные проблемы всех христиан. Отшельник, он это чувствует в одиночестве, может быть, сильнее. Вдвоем монахи жили в скиту целых 18 лет, абсолютно автономно: сами рубили деревья и кололи дрова, сами мололи муку и выпекали хлеб, сами выращивали виноград и овощи. Долгая болезнь и кончина единственного собрата стала для отца Габриэля тяжелым испытанием. Это было очень трудно. Отец Рафаил шесть лет тяжело болел, и сколько раз мне приходилось бежать в больницу, вызывать врачей… Я и не представлял, что монашеский образ жизни подразумевает и это тоже. С тех пор он живет один. Помощники надолго не задерживаются: кто-то приезжает на несколько часов, кто-то - на несколько дней. Юрий Софоклов, юрист из Германии, специально взял отпуск, чтобы провести две недели в скиту у старца Гавриила. Человек этот, действительно, стоит на основах православия, стоит на фундаменте святых отцов. Причём, самых древних святых отцов, которых он изучал в оригинале. Он знает эти языки, он знает греческий, он знает латынь, конечно. Но, мало того, он знает, я даже не смогу всё перечислить, арабский, курдский, сирийский. И все эти творенья святых отцов, он изучал их. И ими он щедро со мной делился. И за это я, конечно, безмерно благодарен. Потому что ничто не заменит живого общения с таким человеком. Я так думаю, что простота жизни – это то, зачем сюда люди и едут. То есть, именно для того, чтобы отрешиться от мирских своих проблем, именно для того, чтобы, может быть, не столько времени тратить на раздумья о еде, о том, что сегодня будет на столе, о всяких своих других делах, а вот именно для тог, чтобы вот эти дни, похожие один на другой, чтобы они как раз и дали возможность вот именно жить. То есть, не думать, а жить этой вечностью, которая собственно такая она и есть - размеренная, спокойная как прямая линия. И вот по ней ты в этой вечности ты идёшь. Здесь нет ни Интернета, ни телевидения, ни радио. Телефон с автоответчиком стоит в трапезной, и отец Гавриил изредка его прослушивает. За почтой в ближайшую деревню просит сходить помощника. Во время постов двери скита и вовсе закрыты для всех. Даже газет у меня здесь нет. Долгое время я выписывал еженедельные издания, но я был так расстроен систематической дезинформацией, это так утомительно! И теперь я читаю только книги. Живя в изоляции, вдали от новостей, отшельник все надеялся на воссоединение церквей – Православной и Католической. Но несколько лет назад понял, что ему этого не дождаться. И решил сам сделать шаг навстречу. Если сегодня Иоанн Златоуст оказался бы на Литургии своего имени, он не был бы сильно шокирован, потому что изменения произошли незначительные. Но думаю, что если бы Григорий Великий попал бы на мессу, носящую его имя, он бы ничего совершенно не узнал, потому что в ней ничего не осталось от того чинопоследования, которое он установил. Очень скоро я вынужден был признаться самому себе, что воссоединение Католической и Православной церкви невозможно. Это две разных системы - как Майкрософт и Эппл – которые очень трудно совместить. И я подумал: то, что невозможно для Церкви, возможно для человека. Я сделал этот шаг лично для себя, я стал православным. Но я не поменял веру, а просто вернулся в древнюю Церковь, которая всегда была моей матерью. Чин присоединения отца Габриэля к православию совершил митрополит Иларион Алфеев. Владыка Иларион как бы не сразу согласился на это, поскольку для нас это было достаточно неожиданно, всё-таки Отец Гавриил не мальчик, и всю свою жизнь сознательную, и священническую и монашескую, он провёл в лоне Католической церкви. И его все знают как известного духовника, известного богослова. Поэтому, конечно, это было такое событие достаточно громкое как бы в межхристианском мире. И для православных, и для католиков. Владыка Иларион несколько раз вопрошал отца Гавриила, действительно ли это его какое-то осознанное решение. И не провоцировано ли оно просто какими-то эмоциями. Или чьими-то поступками. 27 августа 2010-го года монах-бенедиктинец Габриэль был наречен иеромонахом Гавриилом, еще через год он принял великую схиму. В Православной церкви отец Гавриил чувствует себя так, как будто вернулся домой. Время от времени он бывает в Москве, встречается со своими новыми братьями во Христе и служит вместе с ними у престола. Сейчас единственная причина, которая может заставить меня покинуть мой скит, – это поездка в Россию. Для меня это важно - сохранять живой контакт с моей Церковью и с русским монашеством. Отец Гавриил предполагал, что после его перехода в православие он останется совсем один в своем скиту, и его духовные чада-католики от него отвернутся. Но этого не произошло. Они продолжают приходить, а некоторые, вслед за пастырем, даже сменили конфессию. Я был католиком, но, к сожалению, все больше замечал, что наша церковь удалилась от основ. Меня это разочаровало, и я даже хотел стать мусульманином, ходил в мечеть, но имам сказал, что я не готов, и не принял меня. Потом я узнал про монаха-отшельника, чудом его разыскал, не зная ни адреса, ничего. Так больше двадцати лет назад отец Габриэль стал моим духовником. Вскоре после этого у меня обнаружили рак кожи, меланому, я был очень испуган. Жена была беременна вторым ребенком, и мы уже приняли, было, решение, что ребенок не должен родиться в такой неподходящий момент. Но отец Гавриил очень помог мне тогда преодолеть страх смерти и вселил в нас мужество и решимость сохранить этого ребенка. Родился мальчик, теперь он уже взрослый, а сам я полностью исцелился. Когда мой духовник стал православным, я тоже решил перейти в православие. Паломников и духовных чад у старца Гавриила теперь, наоборот, стало гораздо больше. Православные быстро протоптали дорожку в горный скит, и иногда их приезжает даже слишком много. Я не ожидал такого наплыва людей. Этот скит даже трудно найти, случайно попасть сюда невозможно, но кого Бог посылает – тот находит. И теперь, в свои 75 лет, я работаю гораздо больше, чем 10-15 лет назад. Но на все воля Божия! Однажды ко мне приехали двести украинцев! Сто человек с утра и сто - вечером. Для них это был прекрасный опыт, а для меня это было ужасно, я тогда очень сильно заболел. Верующие, которые живут в благополучных европейских странах – Швейцарии и Италии – говорят, что здесь особенно не хватает таких людей, как отец Гавриил. Людей, которые напоминают об истинных ценностях, - и не столько словами, сколько своей жизнью. Швейцария, вообще, такая страна, духовная пустыня, здесь мало духовности. Страна благополучная, и, соответственно, все цели и устроения человеческое, оно, такое, очень материальное. А душа-то должна питаться. Душу невозможно напитать ни магазинами, ни тряпками, ни деньгами. Душа питается особой пищей, духовной. И её здесь очень-очень мало. И Отец Гавриил вот это та духовная пища, которая… Почему мы наверное все стремимся туда. Потому что душа голодает наша. И попав к нему, она питается. Европа живет совершенно другой жизнью - комфорта, - и этот подвиг отца Гавриила сияет над всей этой жизнью, которая привязана к земле, к удобствам жизни... Он всегда искал аскезы и жил, действительно, как ангел во плоти; и это очень ценно. А мне кажется, это не удивительно, это нормально, то есть, это закономерно. Потому что чем больше мир будет жить вот так, как он сейчас живёт и бежать к тому, к чему он сейчас бежит, тем больше будет становиться таких вот, если можно так сказать, Отцов Гавриилов, потому что чем больше таких вот старцев, которые живут в уединении, живут в горах, которые молятся. То же, что я слышал от других людей, то что эти старцы, они молятся за весь мир, за всю землю. И вот чем больше мир будет бежать, за чем он сейчас бежит, тем больше людей будут вынуждены или скажем так, будет так нужно, чтобы они молились вот так в уединении. Церкви в Европе пустуют и закрываются. А православный приход города Лугано недавно, наоборот, открыл новый храм – в бывшей немецкой кирхе. Одна прихожанка наша увидела объявление в газете, что продаётся евангелисткая церковь. Мы сразу поехали посмотреть, она была закрыта, мы вокруг неё походили. Наша! Позвонили батюшке Гавриилу: батюшка, вот, есть такое предложение – продаётся церковь. Благословите! Он благословил. И вот по этому благословению наш настоятель, отец Святослав, и мы все объединились в ассоциацию, чтобы могли купить этот храм. И за год мы собрали все деньги и её выкупили. Она теперь наша. В декабре 2014-го года схиархимандрит Гавриил Бунге в очередной раз надолго – на несколько дней – покидал свой горный скит. В Москве он представлял читателям свои книги, которые впервые вышли в свет на русском языке в издательстве Сретенского монастыря. Они посвящены борьбе со страстями и называются "Объядение, лакомство, чревоугодие", "Тоска, печаль, депрессия" и "Гнев, злоба, раздражение". В них отец Гавриил разъясняет труды Евагрия Понтийского - богослова четвертого века, ученика святителя Григория Богослова. Я переводил и комментировал эти труды, чтобы сделать их доступными людям, которые живут сегодня, в современном мире. Ведь нас разделяют 1700 лет и, разумеется, многое непонятно. Эти книги - инструкции по духовной жизни. Их нельзя прочитать как какой-то роман, за один раз, - они построены, как учебник. За больше чем полвека монашества отец Гавриил приобрел полезное умение: даже прерывая уединение и окунаясь в суету большого мира, он, словно, остается внутри своей кельи – где бы он ни находился. Вокруг меня всегда как будто такая невидимая келья, и я ее переношу с собой везде. Так что мне не так важно, где я нахожусь. Но я счастлив, когда я здесь, потому что здесь тишина и ничто не отвлекает от молитвы. Именно здесь, в безмолвии и первозданности Швейцарских Альп, архимандрит Гавриил Бунге смог приблизиться к тому идеалу, к которому стремился с юности и шел всю свою монашескую жизнь – непрерывному и безраздельному общению с Богом. Цель монашеской жизни – сохранять свой ум в постоянной молитве, все древние отцы говорили так. Это не означает, что ты все время повторяешь какую-то формулу - длинную или короткую – нет, но твой ум обретает состояние молитвы. И ты постоянно пребываешь перед лицом Бога, как ангелы и архангелы. Это происходит понемногу, и ты этого вроде не замечаешь. Но внезапно, вдруг осознаешь, что ты никогда, ни на минуту не можешь забыть Бога, твой ум постоянно перед Ним, что бы ты ни делал. И это именно то, чего я искал здесь, в своем горном скиту.

Значение АНТОКОЛЬСКИЙ МАРК МАТВЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

АНТОКОЛЬСКИЙ МАРК МАТВЕЕВИЧ

Антокольский, Марк Матвеевич (1842 - 1902), известный русский скульптор. Сын бедного трактирщика-еврея; родился в Вильно. Еще мальчиком А. самоучкой рисовал на столе и на стенах. Его отдавали в ученье к разным ремесленникам и, наконец, к резчику по дереву. В 1862 году ему удалось поступить вольноприходящим в Академию Художеств, к профессору Н.С. Пименову, после смерти которого А. перешел под руководство профессора Реймерса. К этому же времени относится сближение А. с Репиным, оказавшим большое влияние на него. В 1864 году А. вырезал из дерева "Еврея портного", за что получил 2-ю серебряную медаль, в 1865 году - из слоновой кости "Скупого" (1 серебряная медаль и стипендия) и "Мальчика, крадущего яблоки"; в 1868 году из воска и дерева А. сделал эскиз "Спор о Талмуде" и, наконец, в продолжение 6 лет (1863 - 1869) лепил из воска композицию "Нападение инквизиции на евреев" и к ней этюд-голову, под названием "Натан-Мудрый". Эта работа, выставленная А. на экзамене, вызвала неудовольствие академических профессоров, и А. уехал в 1868 году в Берлин, где оставался недолго. По возвращении в СПб., А. продолжал работать над "Инквизицией", которая и была выставлена в академии в 1871 году. Отлитая потом из цинка, "Инквизиция" испортилась до такой степени, что А. более никому ее не показывал. В 1870 году А. исполнил "Иоанна Грозного" (один экземпляр в музее Александра III , другой - в Третьяковской галерее). Это произведение вызвало бурю восторгов современников; статьи Тургенева и Стасова в "С.-Петербургских Ведомостях" (1871 год, ¦ 44 и 50) сделали имя А. популярным в России. Статуя была приобретена императором Александром II , и художник получил за нее звание академика (гипсовая копия с "Ивана Грозного" приобретена Кенсингтонским музеем в Лондоне). Будучи уже давно болен, А. в 1872 году был вынужден, для поправления здоровья, поехать сперва в Неаполь, а потом в Рим и Париж. В Риме он исполнил статую "Петра Великого" (1872; находится в Петергофском саду, перед "Монплезиром"), конную фигуру Иоанна III (1872) и "Иисуса перед народом" (1874; находится в музее Александра III). В 1875 году составил проект не приведенного в исполнение памятника Пушкину. В 1878 году А. выставил на Парижской Всемирной выставке значительную часть исполненных им произведений и получил за них высшую награду. В 1880 году в С.-Петербурге была устроена отдельная выставка произведений А., и он получил звание профессора. В том же году он переехал в Париж, где прожил почти безвыездно до конца своей жизни. Здесь он исполнил: "Спинозу" (1881; находится в музее Академии Художеств), "Мефистофеля" (1884), "Ярослава Мудрого" (1889), "Нестора Летописца" (1889) и "Ермака Тимофеевича" (1891; все четыре находятся в музее Александра III). Из этих статуй особенной известностью пользовался в свое время "Мефистофель", которому была посвящена горячая статья К.Д. Кавелина в "Вестнике Европы" (июль, 1889). Вследствие все усиливающейся болезни А. был вынужден с 1897 года часть времени проводить в Италии на Лаго-Маджоре, но все же, главным образом, работал в Париже. Умер в Гамбурге в 1902 году. Кроме вышеупомянутых работ А., из произведений его наиболее известны: "Умирающий Сократ" (1875), "Голова Иоанна Крестителя" (1877; оба в музее Александра III), "Голова Христа" и "Христианская мученица" (оба в Третьяковской галерее). Литература об А. чрезвычайно велика. Самое подробное исследование принадлежит В.В. Стасову ("Марк Матвеевич Антокольский", СПб., 1905). К этой книге приложены перепечатки главнейших статей об А. и его автобиография. Подробные сведения (с указанием библиографии) в I томе "Словаря русских художников" Н.П. Собко и в статье И.Я. Гинцбурга во II томе "Еврейской Энциклопедии" Брокгауза-Ефрона.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АНТОКОЛЬСКИЙ МАРК МАТВЕЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • АНТОКОЛЬСКИЙ МАРК МАТВЕЕВИЧ
    Марк Матвеевич , русский скульптор. Родился в небогатой еврейской семье. Учился в …
  • АНТОКОЛЬСКИЙ МАРК МАТВЕЕВИЧ
    (1843-1902) российский скульптор. Был близок к передвижникам. Глубокой историко-психологической достоверностью отмечены созданные им образы русских исторических деятелей ("Иван Грозный", 1871, …
  • АНТОКОЛЬСКИЙ МАРК МАТВЕЕВИЧ
    I профессор скульптуры (с 1880 г.), род. в Вильне 1842 года, был резчиком и на 21 году от роду поступил …
  • АНТОКОЛЬСКИЙ МАРК МАТВЕЕВИЧ
  • АНТОКОЛЬСКИЙ МАРК МАТВЕЕВИЧ
    (1843 - 1902), скульптор. Автор памятников, произведений на исторические темы, в которых отразились гражданственные устремления, тяга к психологизации образов, к …
  • АНТОКОЛЬСКИЙ МАРК МАТВЕЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? профессор скульптуры (с 1880 г.), род. в Вильне 1842 года, был резчиком и на 21 году от роду поступил …
  • МАРК в Библейском словаре:
    (Деян.12:12,25; Деян.15:39; 1Пет.5:13; Кол.4:10; 2Тим.4:11; Флм.1:23) — первоначальное имя Иоанна (см. Иоанн,г), сына Марии из Иерусалима (см. …
  • МАРК в Энциклопедии кельтской мифологии:
    В легендах Артуровского цикла - король Корнуолла, законный супруг Изольды и дядя …
  • АНТОКОЛЬСКИЙ в Литературной энциклопедии:
    Павел Григорьевич — современный поэт и драматург, по творчеству своему — неоклассик (см.). Стихотворения А. печатались в журн. «Красная …
  • МАРК в Большом энциклопедическом словаре:
    (Marc) Франц (1880-1916) немецкий живописец. Один из организаторов объединения "Синий всадник". Динамичные, напряженные по колориту мистико-символические картины выражают неприятие действительности, …
  • МАРК СТАРЕЦ САРОВСКОЙ ПУСТЫНИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    схимонах и пустынник (1739—1817); происходил из курского купечества; постригся в 1778 г., при чем наречен Мефодием, а в 1811 г. …
  • МАРК ПАПА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (от 18 янв. до 7 окт. 336 г.). Ему приписывают построение двух церквей, введение в литургию никейского символа и издание …
  • МАРК НИДЕРЛАНД. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (van der Mark) — нидерландские дворяне: 1) Граф Вильгельм фан дер М. (1446—83); изгнанный из Люттиха, за насильственные действия над …
  • МАРК МИТРОПОЛИТ ЭФЕССКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (ум. в 1450 г.), известный защитник православия на флорентийском соборе (1439) и после него. Папа Евгений IV, не видя подписи …
  • МАРК ИМЯ НЕСК. СВ. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    имя нескольких святых: 1) мученик, пострадал в начале IV века в царствование Диоклетиана, в Антиохии Писидийской: память 28 сент.; —2) …
  • МАРК ГРАФСТВО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Mark) — графство в нынешней прусск. пров. Вестфалии; 2200 кв. км. С конца XII в. принадлежало графам М.; в XIV …
  • МАРК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Марк св. - один из четырех евангелистов, по происхождению Иудей, ноеще юношей примкнул к общине христиан, так как его мать …
  • МАРК в Современном энциклопедическом словаре:
  • МАРК в Энциклопедическом словарике:
    автор 2-го Евангелия в Новом Завете (Евангелие от Марка), спутник апостола Павла. Евангелие от Марка считается самым ранним из сохранившихся …
  • МАРК
    ЭФ́ЕССКИЙ (?-1450), визант. митрополит, защитник православия и противник унии на Ферраро-Флорентийском соборе (1438-39) и после …
  • МАРК в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНТ́ОНИЙ, см. Антоний …
  • МАРК в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АВР́ЕЛИЙ, см. Аврелий …
  • МАРК в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (Маrc) Франц (1880-1916), нем. живописец. Один из организаторов объединения "Синий всадник" . Динамичные, напряжённые по колориту мистико-символич. картины отмечены экстатической …
  • МАРК в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (Mark) Герман Фрэнсис (1895-1992), химик, ин. ч. РАН (1966). Род. в Австрии, с 1940 в США. Осн. тр. по методам …
  • МАРК в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (Иоанн-Марк), автор 2-го Евангелия (Евангелие от Марка), считающегося самым ранним (согласно Папию, записано со слов апостола Петра) и предназначенного для …
  • АНТОКОЛЬСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНТОЌОЛЬСКИЙ Пав. Григ. (1896-1978), рус. поэт. Поэмы "Коммуна 71 года" (1933), "Сын" (1943; Гос. пр. СССР, 1946), "В переулке за …
  • АНТОКОЛЬСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНТОЌОЛЬСКИЙ Марк Матв. (1843-1902), рос. скульптор. Был близок к передвижникам. Глубокой историко-психол. достоверностью отмечены созданные им образы рус. ист. деятелей …
  • МАРК в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • МАРК в словаре Синонимов русского языка:
    апостол, евангелист, …
  • МАРК в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Марк, (Маркович, …
  • МАРК
    (Иоанн-Марк) , автор второго Евангелия (Евангелие от Марка), считающегося самым ранним (согласно Папию Иерапольскому, записанным со слов апостола Петра) и …
  • АНТОКОЛЬСКИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Марк Матвеевич (1843-1902) , российский скульптор. Был близок к передвижникам. Глубокой историко-психологической достоверностью отмечены созданные им образы русских исторических деятелей …
  • ДЕБУ ИППОЛИТ МАТВЕЕВИЧ И КОНСТАНТИН МАТВЕЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    братья Ипполит Матвеевич и Константин Матвеевич (1810, Петербургская губерния, …
  • МАРК МАТВЕЕВИЧ АНТОКОЛЬСКИЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-01-05 Time: 18:04:01 * Великие люди близки к сумасшествию. Только из натянутой струны мы можем извлекать чудные, гармоничные звуки, …
  • СИДОРОВ АФАНАСИЙ МАТВЕЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сидоров Афанасий Матвеевич (1912 - 1937), учитель. Родился 1 декабря 1912 года в деревне …
  • МАРК, АПОСТОЛ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Марк или Иоанн-Марк (+ 63), апостол от 70, евангелист. Память 4 января (70 …
  • МАРК ЕФЕССКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Марк Евгеник (+ 1457), архиепископ Ефесский, святитель. Память 19 января В миру Мануил …
  • МАРК АФИНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Марк Афинский, Фраческий (+ 400), преподобный. Память 5 апреля. Родился в Афинах. …
  • МАРК (АРНДТ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Марк (Арндт) (род. 1941), архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский, первый заместитель председателя Архиерейского Синода Русской …
  • МАРК АВРЕЛИЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Анний Вер Антонин Римский император из династии Антонинов, правивший в 161-180 гг. Род. 26 апр 121 г. Умер 17 марта …
  • МАРК АВРЕЛИЙ, АННИЙ ВЕР АНТОНИН в биографиях Монархов:
    Римский император из династии Антонинов, правивший в 161—180 гг. Род. 26 апр 121 г. Умер 17 марта 180 г. Марк …
  • ЧИХАЧЕВ НИКОЛАЙ МАТВЕЕВИЧ
    Чихачев (Николай Матвеевич) - генерал-адъютант, адмирал. Родился в 1830 г., образование получил в морском кадетском корпусе; в 1853 - 1859 …
  • ЧЕРНЯЕВ ВАСИЛИЙ МАТВЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Черняев (Василий Матвеевич, 1796 - 1871) - исследователь флоры Украины и вообще Южной России. Окончил курс на медицинском факультете Харьковского …
  • ЦЕХАНОВЕЦКИЙ ГРИГОРИЙ МАТВЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Цехановецкий (Григорий Матвеевич) - экономист (1833 - 1898); был профессором политической экономии и статистики сначала в Киевском, затем в Харьковском …
  • ЦАЛАБАН ТИМОФЕЙ МАТВЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Цалабан (Тимофей Матвеевич, 1774 - 1824) - переводчик. По окончании курса в академической гимназии, служил в Преображенском полку; в 1795 …
  • ХИТРОВО БОГДАН [ИОВ] МАТВЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Хитрово (Богдан [Иов] Матвеевич, родился около 1615 г., умер в 1680 г.) - ближний боярин и дворецкий. В 1648 г., …
  • ХЕРАСКОВ МИХАИЛ МАТВЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Херасков (Михаил Матвеевич) - писатель. Происходил из валахской семьи, выселившейся в Россию при Петре I ; родился 25 октября 1733 …

Р аботы Марка Антокольского - неоднозначные и новаторские для своего времени - критика принимала не всегда. Однако скульптор не сдавался: он участвовал в конкурсах и выставках, обращался к разным сюжетам и ездил за границу искать вдохновения и свободу самовыражения. Антокольский стал известен еще до 30 лет, когда скульптуру его авторства купил для Эрмитажа Александр II .

Слишком смелый для Академии художеств

Марк Антокольский родился 2 ноября 1843 года в Вильне (сегодня - Вильнюс) в многодетной еврейской семье. Его родители держали небольшой трактир на одной из центральных улиц города, но денег в семье все равно было недостаточно. Кроме Марка у Антокольских было еще шестеро детей - он был самым младшим.

Желание рисовать появилось у Марка Антокольского еще в детстве. За первый художественный опыт - мальчик разрисовал отцовскую, только что побеленную печь - его наказали, да и в целом родители не поощряли увлечение сына. В своей автобиографии скульптор писал: «Детство мое слишком мрачно, да так мрачно, что я с содроганием вспоминаю, а писать мне о нем тяжело. Я был нелюбимым ребенком, и мне доставалось от всех» .

Когда Антокольский подрос, его отдали подмастерьем к резчику по дереву. Однажды его работы увидела жена виленского генерал-губернатора Анастасия Назимова. Благодаря ее протекции, Марка Антокольского взяли в Академию художеств - в 1862 году он стал вольнослушателем в классах по скульптуре.

Во время учебы в Академии он сблизился с Иваном Крамским , Владимиром Стасовым, Модестом Мусоргским . Тогда же подружился и с Ильей Репиным , который оказал большое влияние на юного скульптора. В 1864 году Марк Антокольский получил вторую серебряную медаль за горельеф из дерева «Еврей-портной», а еще через год - за «Скупого» из слоновой кости. В 1868 году Антокольский закончил работу, над которой трудился в течение шести лет, - восковую композицию «Нападение инквизиции на евреев». Этим горельефом Антокольский показал, как можно перенести действие из открытого пространства в замкнутое - до него такое было возможно только в живописи.

Марк Антокольский. Горельеф «Еврей скупой». 1865. Фотография: beautifulrus.com

Марк Антокольский. Нападение инквизиции на евреев. 1863-1869. Фотография: museum.ru

Марк Антокольский. Горельеф «Еврей-портной». 1864. Фотография: artonline.ru

«Из всего созданного Антокольским не было у него задачи более великой, сильной и обширной: тут шла речь об угнетении, о несчастной участи целого племени, затоптанного и мучимого, и сверх того Антокольский пробовал здесь и со стороны чисто художественной нечто совершенно новое и небывалое».

Владимир Стасов, критик

Эскиз композиции, выставленный на очередном экзамене, руководство Академии не одобрило - слишком смело. Он стал опасаться провала на выпускном экзамене. Чтобы его не отчислили, Антокольский в 1868 году отправился в Берлин.

«...Заснул бедным, встал богатым»

«Даль всегда заманчива… Мое воображение сильно работало: мне казалось, что там все такие ученые, так хорошо понимают искусство... О, там не дадут мне упасть» , - писал Антокольский. В столице Германии он полгода занимался под руководством немецкого скульптора Рейнгольда Бегаса. Однако в берлинской Академии Марк Антокольский разочаровался: здесь так же, как и в Петербурге, царил академизм. Свободу самовыражения, которую он хотел найти за границей, сдерживали рамки негласных правил. В ноябре 1868 году Антокольский вернулся обратно в Россию.

Однако Марк Антокольский все-таки решил принять участие в конкурсе Академии. Он создал статую Иоанна Грозного . Автору предоставили скульптурные классы, но вскоре ему пришлось менять помещение: из канцелярии Академии пришел приказ немедленно освободить мастерскую. Антокольский переезжал на другой этаж, и, чтобы перенести глиняную фигуру, ее пришлось разрезать на части. На ноябрьскую выставку скульптор не попал: он успел закончить работу только в феврале 1871 года. Зато Антокольский пригласил в мастерскую великую княгиню Марию Николаевну - президента Академии. Фигура царя так понравилась ей, что по ее просьбе мастерскую посетил сам император Александр II. Он же и приобрел бронзовую статую для Эрмитажа за 8000 рублей - по тем временам это были очень большие деньги. Через четыре дня после визита императора Антокольскому присвоили звание академика.

«Я заснул бедным, встал богатым. Вчера был неизвестным, сегодня стал модным» , - вспоминал скульптор. В это время он познакомился с Иваном Тургеневым , Константином Кавелиным, Сергеем Боткиным и другими. Вскоре его имя стало известно и за границей: гипсовую копию «Иоанна Грозного» приобрел Кенсингтонский музей.

Антокольский - почетный член западноевропейских академий

В апреле 1872 года Антокольский отправился в Италию. В Риме он создал второе свое крупное произведение - статую «Петр Первый». Замысел родился еще в Петербурге, во время работы над скульптурой Грозного. Автор писал: «Мне хотелось олицетворить две совершенно противоположные черты русской истории. Мне казалось, что эти, столь чуждые один другому, образы в истории дополняют друг друга и составляют нечто цельное» .

Марк Антокольский. Статуя Иоанна Грозного. 1871. Фотография: toraart.com

Марк Антокольский. Статуя Петра Первого. 1872. Фотография: tg-m.ru

Марк Антокольский. Статуя Христос перед судом народа. 1874. Фотография: artchive.ru

Впервые готовую работу увидели посетители Всероссийской политехнической выставки в Москве. Критики не оценили статую, и ее вернули автору в Рим. А через пять лет после ее создания, в 1878 году, бронзовую версию «Петра Первого» показали на Всемирной выставке в Париже - и это был успех. По указу российского правительства скульптуру установили в Петергофе перед любимым дворцом Петра I Монплезир , а позже на ее основе были созданы памятники царю в Таганроге и Архангельске .

В 1874 году Антокольский приступил к работе над статуями «Христос перед судом народа» и «Смерть Сократа». В фигуре Христа Антокольский стремился показать его «восставшим за правду, за братство, за свободу» . Его образ Антокольский трактовал с позиции человека: бытовые детали - хитон, восточная шапочка, сандалии - разрушили традиционный облик Христа. К этому психологическому образу потом обратились художники Иван Крамской, Марк Антокольский. Нестор-летописец. 1890. Фотография: spbfoto.spb.ru

Марк Антокольский. Не от мира сего (христианская мученица). 1887. Фотография: artchive.ru

Парижская жизнь кипела. Антокольский вместе с Иваном Тургеневым и Алексеем Боголюбовым образовал «Художественный кружок». В этом же году он вылепил горельеф «Иоанн Креститель», а 1879 году приступил к статуе «Мефистофель».

В 80-е годы XIX века Марк Антокольский снова обратился к темам русской истории. В 1889 году он закончил скульптуру «Нестор-летописец», и почти одновременно с ней - бронзовую статую «Ермак» и горельеф «Ярослав Мудрый».

Под конец жизни Марк Антокольский из-за финансовой нужды был вынужден распродать на аукционе в Париже всю свою коллекцию антикварных вещей и часть собственных произведений. Умер он в Гамбурге в 1902 году (по другим версиям во Франкфурте-на-Майне). Похоронили скульптора на Преображенском еврейском кладбище в Петербурге.