Дорога М20 «Санкт-Петербург - Псков - Пустошка - Невель - граница с Белоруссией» строилась с 1838 по 1888 год и изначально связывала столицу Российской империи с Дуагавпилсом. После революции ее перенаправили на Киев.

Современный вид - двухслойное асфальтовое покрытие - дорога приобрела после Великой Отечественной войны: в 1959 году завершился капремонт этой трассы. А 24 года спустя построили обход Гатчины, протяженностью 12,74 км. В дальнейшем, начиная с 54 км автодороги, ее расширили, используя усовершенствованное покрытие на съездах с искусственных сооружений. Сам же обход Гатчины до последнего времени оставался двухполосным. Между тем, петербургская часть трассы от г. Пушкина до поселка Дони была реконструирована и расширена до 6 полос. Переход с 6 полос на 2 доставлял немало неудобств автомобилистам и служил причиной частых ДТП и пробок в этом месте.

Как передает корреспондент «Конкретно.ру», наконец, в прошлом году ФКУ «Севзапуправтодор» приступило к реконструкции первого участка гатчинского обхода, включающей в себя строительство новой трассы от 31км по 42 км и далее до 54 км (второй этап). Строительство и реконструкцию обхода включили в ФЦП «Развитие транспортной системы РФ» (2010-2020 гг.). На сегодняшний момент готовность основной трассы (первый этап) превышает 90% и может быть сдана уже в следующем году при соответствующем финансировании. По плану строительство первой очереди должно было завершиться в 2018 году.

Двенадцатикилометровый отрезок автомагистрали включает в себя 4 путепровода, в том числе один - над железнодорожными путями в районе станции Верево, мост через реку Ижора и 2 надземных пешеходных перехода. Если основное полотно дороги выполнено на 90%, то с искусственными сооружениями все сложнее, их готовность составляет от 50 до 97 процентов.

К примеру, путепровод над железной дорогой строится только во время окон в расписании электропоездов. Строительство ведется с двух сторон, 14 августа левую часть пролета перекинули над рельсами. Для этого пришлось остановить движение поездов на 6 часов. Целиком левое направление путепровода в монолите обещают завершить к середине октября, правое - к концу марта. Еще пара месяцев понадобится на укладку дорожного покрытия и установку ограждений.

Второй путепровод - четырехпролетное балочное сооружение - практически готов. Движение по нему откроют завтра, 18 августа. Речь о региональной дороге Верево-Романовка, которая раньше пролегала по земле, а теперь ее подняли над основным полотном строящейся М-20. Полностью развязка со спусками к М-20 будет завершена в 2016.

Как рассказал представитель генерального подрядчика ЗАО «ВАД» Константин Белов, трасса строится с соблюдением экологического законодательства: устанавливаются специальные лотки, направляющие воду с трассы к очистным сооружениям, сохраняются мелиоративная и дренажная системы сельхозугодий, пролегающих вдоль нее.

Новая трасса, по мнению представителя ФКУ «Севзауправтодор» Виктора Васильева, призвана значительно повысить качество транспортной инфраструктуры Ленинградской области. «Это современный объект с допустимой скоростью движения 120 км/час, который позволит автомобилистам передвигаться с комфортом в нужном им направлении», - отметил он. Впрочем, как обычно в нашей стране, не обходится без «но». На границе двух регионов участок дороги в 150 м длиной пока остается двухполосным. Петербург и Ленинградская область никак не могут договориться о его принадлежности, а, следовательно - о том, кто должен вложиться в его расширение. Поэтому комфортное передвижение пока остается под вопросом.

Имеет и другие названия: официальное - трасса «Псков» (Р-23) или обывательское - «Киевское шоссе». Иногда наименование сокращают до несколько некорректного «трасса Питер - Псков». М20 обладает статусом значения и является частью международной трассы Е95, которая начинается в Санкт-Петербурге, проходит через белорусские Витебск и Гомель, украинские Чернигов, Киев, Одессу и через 3770 километров заканчивается в турецком городе Мерзифоне.

Маршрут по РФ

В пределах России трасса М20 пересекает Ленинградскую и имеет протяженность 533 километра и проходит по следующему маршруту: Санкт- Петербург (0 км) - Гатчина (38 км) - Луга (132 км) - Псков (258 км) - Остров (336 км) - Опочка (410 км) — Пустошка (472 км) - Невель (521 км) - граница с Белоруссией, пограничный переход «Лобок» (533 км). Следует отметить, что дорога оборудована современными объездами вокруг Пскова, Острова и Гатчины, поэтому автомобилистам нет нужды ехать через эти населенные пункты.

Характеристики шоссе

Практически по всей длине трасса М20 Санкт-Петербург - Псков имеет ширину 7 метров и две полосы движения. Лишь несколько десятков километров при выезде из Санкт - Петербурга и до Гатчинского объезда идет шестиполосное движение, по три в обе стороны. Но даже этот современный участок дороги иногда не справляется с потоком машин в воскресение и пятницу, когда трафик повышается в несколько раз за счет туристов и горожан, отдыхающих от изнуряющей суеты мегаполиса.

Трасса М20 находится в поясе с мягким умеренно-континентальным климатом, в котором редки резкие температурные перепады и экстремальные температуры. По отзывам водителей, на пути от Луги до Питера встречаются участки в весьма неудовлетворительном состоянии. Автомобилистов подстерегают выбоины, неровности, бугры. После Луги и до самой белорусской границы покрытие лучше, но появляется все больше дальнобойщиков, которые загромождают шоссе и усложняют обгоны.

Трасса М20 реконструкция

Схемы и планы прошедших и будущих работ по развитию и улучшению дороги найти не составит труда. На данный момент были проведены две масштабные реконструкции, которые прежде всего направлены на уменьшение транспортной нагрузки на Северную Пальмиру.

В период с 2007 по 2011 года трассу расширили с двух до шести полос на участке от поворота на Пушкин и до населенного пункта Дони. Помимо расширения и нового покрытия, дорога на этом участке была оборудована дорогой на поселок Лесное, дополнительными развязками с Рехколовским и Волхонским шоссе, надземными и Все эти новшества придали европейский вид федеральной трассе М20.

Реконструкция 2014-2017 годов коснулась участка Дони - объезд Гатчины. Она пустила трассу в обход населенных пунктов Вайя, Ижора и Зайцево, также были проведено расширение дороги и постройка трех развязок, двух надземных переходов и виадука над железнодорожными путями.

Достоинства и недостатки

Достоинства трассы М20 Санкт-Петербург:

. Стоимость . Водителю придется платить лишь за топливо, на трассе нет платных участков.

. Удобство и скорость. Это самый близкий путь из Санкт-Петербурга в Белоруссию и Украину. Если избежать пробок на выезде из Питера и высокого трафика дальнобойщика, то до белорусской границы можно без особой спешки добраться за 7-8 часов.

. Красивые виды и достопримечательности. За окном пробегает настоящая среднерусская природа, с ее сменяющими друг друга лесами, полями, озерами и реками. Рядом с трассой несколько интересных городов с уникальными памятниками, поэтому можно совместить приятную поездку с познавательным и полезным туризмом.

. Достаточно много АЗС, стоянок, кафе, эстакад и придорожных отелей .

Недостатки М20:

. Трасса пересекает много населенных пунктов , постоянно приходится сбрасывать скорость.

. Качество . Есть несколько участков с откровенно плохим покрытием.

. Узость . Семиметровой ширины и двух полос порой недостаточно для комфортной езды, особенно рядом с городами и при приближении к границе, где появляется много большегрузных машин. Порой весьма затруднены обгоны, водителю приходится постоянно быть внимательным, с наступлением снежной зимы ситуация еще более усложняется.

Достопримечательности

На протяжении всего маршрута трассы М20 у путешественников есть возможность разнообразить монотонную дорогу посещением интересных мест. Некоторые из них являются жемчужинами исторического наследия России, в некоторые вряд ли поедешь специально, но зато очень кстати посмотреть их, проезжая мимо.

38-й километр - Гатчина. Здесь обязателен к посещению Большой дворец и расположенный рядом огромный дворцовый парк с прудами, дворцами, скульптурами. В городе находится крупнейший в области храм - собор Богородицы.

132-й километр - Луга. Католический собор Св. Николая и Мемориал Партизанам, который расположен на 135-м километре М20.

154-й километр - Городец. Храм Успения; святой источник; часовня с целительными мощами Св. Трифана.

193-й километр — Полуразрушенная Фиофилова Пустынь, но ее посещают христиане-паломники.

258-й километр - Псков. Символ города - древний Кремль с находящимся в нем Троицким Собором. Снетогорский и Мирожский действующие монастыри. Храм А. Невского. Монумент, посвященный Ледовому побоищу, но он находится чуть в стороне от М20.

336-й километр - Остров. Построенные в середине 18 века цепные мосты; собор Троицы; храм Николая Чудотворца.

Полезная информация

На трассе М20 есть несколько участков, которые требуют от водителей сосредоточенного внимания в любое время суток: 49-й, 177-й, 480-й километры — ограниченная видимость; 177-й километр — одновременно крутой поворот и крутой спуск; 120-й километр — крутой поворот; 138-й километр - стационарный пост ГИБДД.

На трассе много кафе и АЗС, расстояние между ними редко превышает 20 километров, поэтому водитель вряд ли останется голодным или без топлива. Желающие остановиться на ночь найдут отели в Гатчине, Луге, Пскове, Острове, а также на 53-м, 77-м, 235-м и 286-м километрах трассы. Проблем с въездом в Белоруссию нет, обычно водители проходят его без очередей и досмотров. Но автовладельцам следует психологически перестроиться при въезде в другую страну, ведь поведение и требования белорусских гаишников отличается от требований их российских коллег, также есть различия в ПДД.

Журналистам первым продемонстрировали новый участок 6-полосной трассы М-20 от деревни Дони до существующей объездной вокруг Гатчины. Дорожники разрешили прокатиться по новому покрытию с 5-летней гарантией от колейности. Все остальные смогут это сделать через месяц.

Участок Киевского шоссе в районе Дони – «бутылочное горлышко», где шестиполоска сужается до двух полос, автомобилисты поминают недобрым словом уже более трех лет. Сегодня в пиковые дни по участку проезжает 60-80 тысяч машин в сутки. Сужение дороги в три раза при такой интенсивности движения приводит к образованию заторов и ДТП.

В пятницу, 15 сентября, когда журналистам устроили презентацию, трасса на границе Петербурга и области тоже стояла. Зато по еще не открытой суперсовременной дороге можно было прокатиться с ветерком, обозревая местные красоты. От Дони новая дорога уходит в сторону от ныне существующей и поднимается над бывшими совхозными полями. Трасса построена параллельно Киевскому шоссе: ответвляется в районе Дони, пересекает Варшавскую железнодорожную линию и в обход Зайцево, Большое и Малое Верево, Вайи соединяется с объездной дорогой вокруг Гатчины в районе Промзоны-1 (напротив «Кировских дач»).

Напомним, что конкурс на реконструкцию участка автодороги М-20 от Дони до южной границы Гатчины был объявлен еще в ноябре 2013 года. Генподрядчик АО «ВАД» начал работы в 2014 году. На новом участке (1 этап) подрядчиком возводится путепровод, три развязки, два пешеходных перехода, 20 км линий наружного освещения, предусмотрены барьерные ограждения, в том числе разделяющие встреченные потоки. Самое главное – пропускная способность увеличится до 170 тысяч автомобилей в сутки, а расчетная скорость движения составит 120 км/ч.

Первый этап мы планируем завершить досрочно – на год раньше. Сокращение сроков связано с тем, что подрядчик ЗАО «ВАД» идет с опережением графика, - отметил начальник ФКУ Упрдор «Северо-Запад» Вадим Ермилов.

Дорожники уже вышли на финишную прямую. Первый этап реконструкции трассы длиной в 12,5 км почти завершен. Остались мелочи: благоустройство и озеленение, где-то - откосы, барьерные ограждения и шумозащитные экраны.

Во время журналистского десанта на последнем отрезке дороги шла укладка верхнего слоя асфальта. Одновременно работало около 20 единиц техники. Как положено на федеральных трассах покрытие выполняется из щебеночно-мастичного асфальтобетона, который отличается улучшенными сцепными качествами, позволяет уменьшить коррозию покрытия и продлить сроки службы дороги.

Как подчеркнули подрядчики, никакого ноу-хау здесь нет, просто выполняется все строго по технологии и материалы более качественные.

В дорожном строительстве нет космоса в современных технологиях. И в ближайшее десятилетие никаких революций не предвидится. Все, что есть новое, нами давно используется, - пояснил заместитель генерального директора компании-подрядчика АО «ВАД» Виктор Перевалов.

И все же удивиться было чему. Впервые при строительстве автомобильных дорог применили складные опоры освещения. Конструкция проста, как все гениальное. При складывании верхняя часть столба, за счет сбалансированности, легко и быстро опускается до земли (как рычаг-балансир деревенского колодца-журавля). Если раньше для замены ламп освещения и текущего ремонта необходимо было перекрывать полосы движения, то теперь, стоя на разделительной полосе, один рабочий без специальной техники решает проблему за пару минут.

Дорожниками были услышаны жалобы жителей садоводств. Из-за дорожных работ строители демонтировали остановки в районе деревни Дони. И чтобы сесть на автобус, людям приходилось идти более километра.

Как заявил Вадим Ермилов, «было найдено единственно правильное решение, которое позволит установить две новые остановки - по одну и по другую сторону дороги. Они будут выполнять те же функции, что и прежние. Работы уже ведутся».

Открыть новый участок трассы дорожники планируют в свой профессиональный праздник - 15 октября. Причем, учитывая высокий статус магистрали, церемонию могут посетить столь же высокие руководители.

Затем наступит очередь второго этапа. Его также планируют завершить с опережением графика в 2019 году. По государственному контракту планировалось - в 2020 году. Участок, протяженностью 14,195 км, от обхода Гатчины до Больших Колпан (пересечение с трассой А-120 «Санкт-Петербургское южное полукольцо») будет расширен до 3-х полос в каждом направлении. Общая стоимость работ по обоим этапам строительства составляет более 26 млрд рублей. Средства выделены из федерального бюджета.

Вместе с тем эксперты уже сейчас обращают внимание, что новая трасса сможет решить только транспортные проблемы города Гатчины. Для тех же, кто живет за Гатчиной или едет на дачу, трудности не закончатся. Пробка просто переместится сначала на Гатчинскую объездную, а затем в сторону Больших Колпан, где будет заканчиваться второй этап реконструкции.

Сейчас проигрываю ситуацию и ужасаюсь своему терпению: дорога от Пулковских высот до Мшинской заняла… более 3 час. Для сравнения: в обычные дни преодоление этого расстояния у меня занимает не более 1,5 час. Такое впечатление, будто на дворе не конец апреля, а самый разгар лета, когда горожане в массовом порядке везут с дачных участков урожай и всевозможные дары природы. Увидев на соседних полосах обилие машин, невольно подумалось, что на «киевскую» трассу рано утром выехали всем автопарком города. Широкополосный участок М-20 до «бутылочного горлышка» в д. Дони еще как-то пролетели. Пробка образовалась аккурат напротив монумента морским артиллеристам и виднеющегося вдали горнолыжного курорта «Туутари-Парк», со склонов которого, кстати, еще не полностью сошел снег. {{material_118826}} Выстроившись в «2-слойную ленту», с горем пополам «змея» доползла до развилки на Гатчину. Убедился, что ремонтные работы на этом участке еще не начались. Далее - «черепашье» преодоление парочки путепроводов и картина расширяемой М-20, прогресс на которой за минувшую зиму очевиден. Подумалось: если такими темпами строители будут возводить магистраль, то в следующем году, как и обещает заказчик работ, все мы точно по ней поедем. От Больших Колпанов до Выры поток худо-бедно ехал. Напротив домика Станционного смотрителя вновь затор. Честно говоря, сколько не напрягал память, так и не смог оживить картину пробок по данному адресу. Очень печальное откровение! Живописное Рождествено, с его красавцем Храмом Рождества Богородицы на одной стороне оврага и домом-музеем В.В. Набокова с другой, машины прокатили оперативно. Очередная неприятность ожидала путешественников в Парушино. Здесь все встали. Но хотя бы стала понятной причина - появились знаки-указатели, предупреждающие о том, что впереди ведутся дорожные работы. {{material_114498}} В Сорочкино мы увидели снятый верхний слой асфальта и технику на обочинах. Скорость движения тут лимитирована 40 км/ч, но поток ехал не более 10 км/ч. Таким вот «гуськом» - до развилки Луга-Мшинская. А затем еще приостановка движения на ближайшем после этого ремонтируемом путепроводе через ж/д пути. Обратно возвращался уже вечером. Ситуация чуть легче, но также с пробками почти на всем описанном протяжении. Серьезных аварий, не считая, потерянного колеса Chevrolet Lanos, к счастью, не замечено. Уже хорошо. К чему весь этот пост? Да к тому, что машин на загородных трассах становится все больше, а ремонт магистралей - по расписанию. Посему будем информированы о возможных трудностях, а значит, проявим сверхъестественные чудеса терпения друг к другу, деликатность и такт. Все же мы - петербуржцы. Звание это стоит многого... P.S. Есть прогнозы относительно того, как проведем на областных дорогах лето?...