Эта статья посвящена делителям и кратным. Здесь мы объясним данные понятия, сформулируем определения, приведем примеры делителей и различных кратных чисел (рассмотрим пока только целые числа). Отдельно остановимся на делителях 1 и - 1 , а также делителях и кратных 0 .

Основные определения

Для начала сформулируем определения для целого числа.

Определение 1

Делитель целого числа a есть такое число b , на которое можно разделить a без остатка.

Если вспомнить такое понятие, как делимость, то данную формулировку можно слегка изменить.

Определение 2

Делитель целого числа a – это такое число b , которое в сочетании с некоторым числом q делает справедливым равенство a = b · q .

Когда мы говорим о числе b , являющимся делителем целого числа a , это значит, что b делит a , что можно записать кратко как b | a или b \ a .

Согласно определению целых чисел, а также свойствам умножения целых чисел, любое целое число можно разделить на единицу и на себя, то есть a = a · 1 и a = 1 · a . Зная свойства умножения, мы можем также вывести равенства a = (− a) · (− 1) и a = (− 1) · (− a) . Из них следует, что у a будет еще два делителя, равных − a и − 1 . Следовательно, целое число a мы всегда можем разделить на a , − a , 1 и − 1 . К примеру, число 12 делится на 12 , - 12 , 1 и - 1 .

Остановимся на делителях таких чисел, как нуль, единица и минус единица. Поскольку нам знакомы свойства делимости, то мы можем заключить, что делителем 0 может стать любое целое число (включая сам 0), а единица и минус единица имеют только делители, равные 1 и − 1 соответственно.

Таким образом, 0 всегда будет иметь бесконечно большое число делителей в виде целых чисел (сюда входит и нуль), а у 1 и − 1 будут только 2 делителя – единица и минус единица. Минимальное количество делителей для любого целого числа a равно четырем. В их число входят a , − a , 1 и − 1 .

Какие еще можно привести примеры делителей в случае с целыми числами?

Пример 1

Так, 8 можно разделить на - 2 , поскольку равенство 8 = (− 2) · (− 4) верное (если нужно, повторите материал об умножении целых чисел). Восьмерку мы также можем разделить на − 8 , − 4 , − 1 , 1 , 2 , 4 , 8 , а вот - 3 не входит в состав делителей, поскольку числа q , при котором равенство 8 = (− 3) · q было бы верным, не существует. То есть разделить 8 на - 3 мы можем только с остатком. Кроме указанных делителей, мы не можем разделить восьмерку ни на какие целые числа без остатка.

Рассмотренные выше примеры говорят нам о том, что в качестве делителей целого числа могут выступать не только положительные, но и отрицательные целые числа. Эта возможность обоснована одним из свойств делимости: если b – делитель целого числа a , то и противоположное число - b тоже будет его делителем. Следовательно, можно разбирать только случаи с положительными делителями и просто распространять полученные результаты на отрицательные.

Вспомним также и другое свойство делимости, которое гласит, что если целое число b будет делителем a , то a можно разделить и на - b , следовательно, множества делителей для положительного и отрицательного a будут совпадать. Это правило опять же подтверждает возможность работы только с положительными числами для простоты и краткости вычислений.

У единицы есть только один положительный делитель – сама единица. Этим 1 отличается от остальных натуральных чисел, поскольку другие имеют не меньше 2 делителей: кроме единицы их можно разделить на числа, равные им самим. В зависимости от того, имеются ли делители, отличные от самого числа и единицы, различают числа простые и составные.

Наименьший положительный делитель числа a – это единица (если само число a не равно 1),
а число a – наибольший положительный делитель самого себя (подробнее о сравнении трех и более натуральных чисел мы писали в отдельной статье). Таким образом, для любого натурального a положительный делитель b будет соответствовать условию 1 ≤ b ≤ a . Важную роль здесь также играет наибольший общий делитель (НОД), о котором мы поговорим отдельно.

Понятие кратных чисел

Начнем, как всегда, с определения.

Определение 3

Число a называется кратным b , если его можно разделить на b без остатка.

Другими словами, кратное b число является некоторым числом a , для которого будет верным равенство a = b · q (здесь q – некоторое целое число). Если у нас есть a , которое по отношению к b является кратным, мы говорим, что a кратно b . Записать это можно так: a ⋮ b .

Между кратным и делимым существует вполне определенная связь. На самом деле, если a является кратным b , то b будет делителем данного числа, и наоборот.

Возьмем несколько примеров кратных чисел.

Пример 2

Так, - 12 будет кратно трем, поскольку − 12 = 3 · (− 4) . У тройки есть много других кратных, например, 0 , 3 , − 3 , 6 , − 6 , 9 , − 9 и др. А 5 не будет кратным 3 , поскольку нет такого q , при котором было бы верным равенство 7 = 3 · q .

Согласно определению кратных чисел, 0 будет кратным по отношению к любому b , в том числе и нулевому. Доказательством является равенство 0 = b · 0 , ведь умножение любого числа на нуль дает в итоге нуль.

Также уточним, что для любого целого числа b существует бесконечно много кратных, и любое целое число, соответствующее произведению b · q , где q – любое целое число, будет кратным b .

Наименьшее положительное кратное положительного числа есть само это число. Обратите внимание, что наименьшее кратное в этом случае не нужно путать с наименьшим общим кратным для нескольких чисел (НОК).

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

В Древней Греции к VI в. до н.э. сложилось множество независимых государств (полисов). Греки были высокоразвитым народом. Они были хорошими воинами, умелыми торговцами, искусными ремесленниками. Кроме того, греки были отличными мореплавателями. Их жизнь во многом была связана с морем. Потому что Греция была со всех сторон окружена морями (см. карту). Земля Греции покрыта горами, часто по морю было добираться быстрее, чем по суше. Греки хорошо изучили окружающие их моря.

События

VIII-VI вв. до н. э. - Великая греческая колонизация.

Колонизацией греки называли основание новых поселений - независимых полисов в дальних землях.

Метрополией (дословно переводится как «город-мать») назвалось то государство, которое основало колонию. Колония не становилась зависимой от метрополии, это было самостоятельное государство.

Зачем греки основывали колонии?

  • Греция - небольшая страна. Когда увеличивалось население, сложно было его прокормить. Не хватало хлеба, к тому же в гористых районах его было очень сложно выращивать.
  • В Греции нередки были столкновения знати и демоса. Проигравшая группировка часто изгонялась из полиса и вынуждена была искать новое место жительства.

Где греки основывали колонии?

  • Все колонии Древней Греции были приморскими.
  • Греки основывали новые полисы на берегах Средиземного и Чёрного морей, по берегам Европы, Азии и Африки.

Известные греческие колонии (см. карту):

Запад - Сиракузы, Неаполь, Массилия.

Восток - Ольвия, Херсонес, Пантикапей. Соседями греков в этих краях были скифы.

Юг - Кирена.

Из колоний греки везли:

  • зерно,
  • металлы,
  • рабов.

Из Греции в колонии ввозилось:

  • оливковое масло,
  • вино.

Как повлияла колонизация на жизнь древних греков?

  • Развивались ремёсла,
  • повысился уровень жизни,
  • новый приток рабов,
  • расширился кругозор греков.

Участники

Рис. 1. Колонии Греции ()

Греки научились строить прочные деревянные корабли. Купцы везли на них изделия ремесленников и другие греческие товары в заморские страны. Шерстяными тканями славился Милет - греческий город в Малой Азии. Лучшее оружие производили в городе Коринфе, а лучшие гончарные изделия - в Афинах.

Сначала купцы лишь на короткое время приставали к чужим берегам для обмена товарами с местными жителями. Затем греческие торговые города стали основывать свои постоянные колонии на побережьях Средиземного и Черного морей (рис. 1).

В Греции было много желающих переселиться в колонии: ремесленников, надеявшихся найти там хороший сбыт своим изделиям, крестьян, потерявших землю, людей, вынужденных бежать со своей родины. Борьба демоса и знати в греческих полисах заставляла многих греков покидать родину. Гесиод писал, что бедняки уезжали, «чтобы от долгов освободиться и голода злого избегнуть». При победе знати ее противники вынуждены были бежать, спасаясь от мести победителей. Демос, добившись власти, изгонял враждебных ему аристократов. «Я на корабль беглеца пышный мой дом променял», - писал изгнанный аристократ.

Город, основывающий новую колонию, отправлял туда целую флотилию военных и торговых кораблей (рис. 2).

Рис. 2. Греческий торговый корабль ()

В чужой стране греки захватывали земли возле удобной бухты или в устье реки. Здесь они строили город и окружали его крепостной стеной. Переселенцы устраивали ремесленные мастерские, обрабатывали около города землю, разводили скот, торговали с племенами, жившими в глубине страны. У местных племен греки приобретали рабов. Часть рабов оставляли работать в колониях, а часть отправляли для продажи в Грецию.

Многие колонии не уступали по величине большим городам Греции. Греки не удалялись далеко от моря. Один древний писатель сказал, что они сидели на берегу моря, как лягушки сидят вокруг пруда.

В Греции благодаря торговле с колониями увеличился спрос на ремесленные изделия, а это способствовало дальнейшему развитию в ней ремесел и торговли. Стали быстро расти греческие города, расположенные возле удобных гаваней. Привоз рабов из колоний вел к развитию в Греции рабовладения.

Хотя греки расселились на огромной территории, они продолжали говорить на родном языке. Себя они называли эллинами, а свою родину - Элладой. В странах же, где возникли колонии, распространялась греческая культура - эллинизм.

На берегах Черного и Азовского морей сохранились развалины древних греческих городов - остатки крепостных стен, домов, храмов. Археологи находят среди развалин и в гробницах монеты, изделия ремесленников, надписи на греческом языке. Часть изделий изготовлена здесь, а часть привезена из Греции. На берегу Керченского пролива стоял один из наиболее древних и крупных греческих городов на юге нашей страны - Пантикапей (рис. 3).

Рис. 3. Пантикапей (Реконструкция) ()

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. W-st.ru ()
  2. Xtour.org ()
  3. Historic.ru ()

Домашнее задание

  1. Найдите на карте и опишите местоположение крупнейших греческих колоний: Массилия, Тарент, Сиракузы, Кирена, Милет.
  2. Назовите основные причины основания греческих колоний.
  3. Какой образ жизни вели греки на чужбине?
  4. Как повлияло распространение греческой культуры на местное население?

Конспект урока

по истории

Агафонова Юлия Борисовна

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока : комбинированный.

Цели урока: сформировать представление об эпохе Великой греческой колонизации.

Задачи урока:

Обучающие : дать представление о греческой колонизации, продолжить формирование представления о Древнем мире.

Развивающие : продолжить развитие умения анализировать историческую ситуацию, выявить:

Воспитывающие: дать оценку причин процесса миграции древних греков и характера отношений греков и варваров.

Вводимые понятия : колония, колонизация, Эллада, эллины, метрополия.

Оборудование: Вигасин А.А и др. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.; Просвещение. Карта «Образование греческих колоний в VIII-VI веках до н.э.

План урока

    Причины греческой колонизации.

    Основание колоний.

    Жизнь в колониях.

    Северное Причерноморье.

Ход урока.

I .Вступительная часть.

Представьте себе ситуацию, некий путешественник рассказывает вам о дальних землях, которые он когда-то видел. И вы услышите примерно следующее «А ещё есть на севере земли, где в непроходимых лесах обитают рыжеволосые будины, поедающие шишки. А в предгорьях неприступных Рифейских гор (Урала) - аргипеи, питающиеся только молоком и черешней. В самих горах обитают люди с козьими ногами. А ещё есть земли, где живут громадные муравьи величиною с собаку. Живут они в песчаной местности, роют себе жилище под землёй и выносят на поверхность золотой песок». Представьте себе, какой странный рассказ. Первое, что вам придёт в голову, что этот путешественник никаких далёких стран не видел и скорее всего не покидал пределы собственного дома, поэтому и рассказывает вам небылицы. Но ведь именно такие небылицы передавали друг другу в качестве правдивых рассказов древние греки, так что же получается, греки никогда не покидали пределов своих полисов. Нет, греки были очень смелыми путешественниками, просто далеко не все земли они видели сами, поэтому верили слухам, но уж те государства, с которыми они торговали и воевали, греки изучили досконально. А ближайшие территории греки не только изучали, но и активно заселяли.

Учитель предлагает учащимся вспомнить, что такое колония, и какой народ Древнего мира основывал свои колонии.

Выслушав ответы, учитель сообщает: « В период с VIII-VI века до н.э. греки организовали великое множество поселений на территории других государств. Поселения эти назывались колонии. И сегодня мы поговорим об этом процессе»

II . Изучение нового материала.

Запишите, пожалуйста, в тетрадь тему урока.

Постановка проблемы.

Казалась, что большая часть населения Греции стремилась уехать за пределы Родины. Некоторые исследователи называют цифру 1,5-2 миллиона человек за всю эпоху. Люди уезжали за море, чтобы навсегда поселиться в чужих краях.

Но почему греки в таком количестве покидали свои полисы? Почему происходило это переселение, и к каким результатам привело?

III . Получение нового знания.

Посмотрите, в названии темы и пункта плана у нас встречается слово «колонизация». Как вы думаете, что это слово обозначает? Определение необходимо записать в тетрадь.

Давайте вспомним, какие группы населения проживали в греческих полисах? (ответыучеников). Вы назвали группы, занимавшие разное положение . Но покидали Грецию представители всех групп. Как вы думаете, почему?

После того как будут высказаны предположения, учитель предлагает учащимся проверить вышеназванные гипотезы.

Представьте себе, что вы оказались в Коринфе-богатом торговом городе. Здесь собрались несколько сотен отъезжающих. Они знакомятся друг с другом, расспрашивают о причинах, по которым каждый покидает Родину.

Я – Бедный крестьянин. В нашей долине лучше меня никто не умеет пахать землю. Но что толку! Участок мой высоко в горах. Каменистая малоплодородная почва. Сколько не работай, а из нужды не выберешься. Быть может, на чужбине я найду своё счастье.

У меня дела похуже твоих. Как поставили мне на участке долговой камень, лишился я покоя, проснусь ночью и думаю не стать бы рабом должником. Решил я бросить заложенный участок и родную деревню.

Тут к разговаривающим крестьянам подходят два хорошо одетых грека.

Мы торговцы. Верные люди рассказали нам, что в заморских странах охотно меняют пшеницу на греческие товары. Морская торговля полна опасностей, но, может быть, она обогатит нас.

В разговор вмешивается ткач-ремесленник.

Я навсегда покинул родной город, так как я поднял демос на борьбу против знати. Началось восстание, но аристократы одержали вверх, и мне пришлось бежать.

Почему греки покидали свои полисы?

Ученики должны назвать следующие причины:

1). Нехватка земли.

2). Угроза голода.

3). Угроза долгового рабства.

4). Стремление разбогатеть.

5). Борьба демоса и знати.

Названные причины необходимо записать в тетрадь.

И сейчас мы попытаемся представить себя в Древней Греции и попробовать основать колонию. По разным причинам вы вынуждены покинуть родину. Решение принято, но что надо сделать, чтобы уехать? Задача учителя – помочь выстроить план действий по выводу колоний.

Посмотрите внимательно на карту (учебник стр.151).

Афинский мыслитель Сократ, шутливо утверждал, что греки расселились вокруг моря, как лягушки вокруг болота? Подумайте, что он имел ввиду?

Действительно, греческих колоний было много, но можно выделить основные направления, куда греки отправлялись чаще всего.

Определите эти направления по карте. Ученики должны назвать направления западное, южное и северо-восточное.

Как вы думаете, какое место могли выбрать переселенцы для своего города? Рассмотрите иллюстрацию (учебник Вигасина А.А и др.) и опишите место расположения будущего города. Почему колония строилась на берегу моря? (для удобства торговли). Что продавали и покупали греческие купцы?

Когда мы говорили о территории, выбранной для нового поселения, то не сказали о людях, живших здесь до прихода греков.

Как вы думаете, грекам нужны были соседи? Почему? Ученики должны объяснить, как греки могли относиться к местным племенам и как местные племена относились к грекам. Данный вопрос можно рассмотреть на основе чтения текста учебника (стр. 152-154).

Греки, расселившиеся по всей территории Средиземноморья, по-прежнему продолжали считать себя единым народом. Самих себя, свой народ греки называли эллинами, а Грецию - Элладой.

Как вы думаете, что позволяло грекам считать себя единым народом? (Ученики могут назвать единый язык, традиции, религию).

Греческие колонии становились независимыми городами-государствами-полисами. В каждом полисе были свои законы, отряды воинов, чеканилась собственная монета. Живя в колониях, греки не порывали связи со своим родным городом и сохраняли с ним дружественные отношения. Родной город они называли метрополией, что означает «мать-город».

Учитель задаёт вопросы: «Что дала колонизация грекам? Колонизация разобщила или объединила греков?»

В ходе ответов учащихся учитель корректирует и дополняет их. (Колонизация расширила знания греков о других народах, заставила самих осознать себя единым народом, в результате развития колоний успешно развиваются торговля и ремесло).

Подведение итогов урока.

Почему происходило переселение, каковы были результаты?

Домашнее задание: 32, вопросы и задания к параграфу устно, задания в рабочей тетради.

Литература .

    А.А. Вигасин. История Древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2003.

    Хачатурян В.М. Древняя Греция: История, быт, нравы. – М.: СЛОВО/SLOVO, 2002.

    Школьная энциклопедия. История Древнего мира. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.

МОУ «Ивановская СОШ» Разработка урока по истории в 5 классе на тему: «Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей». Подготовила: Жертунова Е. Н., учитель истории. Тема: «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей». Цель: освоение учащимися комплекса знаний о греческой колонизации. Задачи: познакомить учащихся с причинами, основными направлениями греческой колонизации, устройством жизни в колониях, отношениями между жителями колоний и их соседями; развивать навыки работы с исторической картой, анализировать содержание рисунков, извлекать знания из различных исторических источников; развивать творческие способности учащихся, формировать интерес к самостоятельной поисковой деятельности; воспитывать культуру общения, способствовать повышению у учащихся интереса и уважения к истории. Оборудование: схемы – «Причины греческой колонизации», «Что дала колонизация грекам»; учебник «История древнего мира» для 5 кл. А.А.Вигасин, Г.И.Годер; карта «Древняя Греция»; рабочая тетрадь на печатной основе, Г.И.Годер, выпуск 2; карточки с заданиями. План: 1. 2. 3. 4. Причины греческой колонизации. Местоположение греческих колоний. Греки в северном Причерноморье. Значение греческой колонизации Ход урока I. Организационный момент. Эмоциональный настрой детей. ― Прежде, чем начать урок, я хочу вам рассказать одну историю. На фронтоне одного древнегреческого храма был начертан девиз: «Познай самого себя». Авторами этих строк были 7 мудрецов древности. Что же они хотели сказать? В то время знание о себе считалось вершиной, к которой нужно стремиться, подняться, чтобы узнать свои возможности. Вот вы, ребята, знаете, что умеете, какими знаниями обладаете. Приходя каждый день на урок, вы узнаете что-то новое, неизведанное. А, узнав, становитесь на ступеньку выше, чем были до этого. И так изо дня в день поднимаетесь все выше и выше к той вершине, о которой писали древние мудрецы. Я желаю, чтобы к концу нашего урока вы смогли подняться еще на одну ступеньку выше той, на которой вы сейчас стоите. Что ж в добрый путь! II. Вводная часть урока. – Значительное место в воссоздании жизни людей в далеком прошлом принадлежит ареологии. Проводя раскопки на берегах Черного и Средиземного морей, археологи обнаружили здесь остатки крепостных стен, храмов, кварталов жилых домов, изделия греческих ремесленников, надписи на камнях, высеченные на греческом языке, афинские монеты. Вопрос: Как предметы греческого цикла могли попасть на берега Черного и Средиземного морей? На этот вопрос мы с вами постараемся ответить в течение урока. ― Для этого, я предлагаю совершить путешествие на машине времени в Древний мир. Итак, отправляемся в Древнюю Грецию. - Где расположена Древняя Греция? Назвать и показать моря, которые её омывают. Работа с контурной картой - рабочая тетрадь на печатной основе, задание № 26. (учащиеся подписывают названия полуострова, морей). ― Машина времени, на которой мы собираемся совершить путешествие, не может отправиться в путь до тех пор, пока в нее не будут вложены знания. Фронтальный опрос. Вопросы классу: - Кому принадлежала власть в Афинах в VII веке до н.э.? - Что такое долговое рабство? - Какие реформы были проведены Солоном? - В каком городе существовал «детский способ» голосования и что это значит? - Что означают слова: «Иль со щитом, иль на щите». В это время 5 учащихся выполняют задания в рабочей тетради на печатной основе - № 24 (1,4,5) и на карточках: 1. Карточка с понятиями: демос, илот, полис, демократия, лаконичная речь. 2. Текст. Найдите ошибки в тексте: За соблюдением всех правил в Спарте следили цари, которых выбирали на Народном собрании. Голосование происходило путём поднятия рук. Царям подчинялся Совет старейшин, в который входили мужчины не моложе 50 лет, выбиравшиеся на 10 лет. В Совет старейшин могли входить и женщины – матери самых храбрых воинов. 3. № 24 – 1. 4. № 24 – 4. 5. № 24 – 5. Проверка заданий. III. Изучение нового материала. 1) Причины греческой колонизации. ― Молодцы! Машина времени заработала, и все отправляются на ней в Древнюю Грецию VIII-VI вв. до н.э. - В это время в Греции возникали города - государства. Население быстро росло. Именно в это же время тысячи греков уезжали за море, переселяясь в другие страны. Проблемное задание: что толкало людей на переселение, заставляло бросать родные дома и переселяться в неведомые страны. Перед учащимися «проходят четверо греков», выслушав которых дети делают вывод о причинах их переселения. Сценка (4 ученика). 1. Я, бедный крестьянин. В нашей долине лучше меня никто не умеет пахать землю. Но что толку! Мой маленький участок земли находится высоко в горах, ведь земли в долине захватила знать. А в горах почва каменистая. Сколько не работай, а урожай маленький. Часто приходится голодать. Может, на чужбине мне посчастливиться найти участок плодородной земли и зажить обеспеченно. - А с тобой что произошло? Что-то вид у тебя неважный. 2. Я, бедняк. В своём городе я участвовал в восстании против знати. Но силы были неравные, знать одолела простой народ. Чтобы спасти свою жизнь мне пришлось спасаться бегством, покинуть свой дом и искать лучшую долю на чужбине. - А ты кто такой? Не похоже, чтобы голод и долги гнали тебя из дома. 3. А я - торговец. У меня много разного товара: расписные вазы, виноградное вино, оливковое масло. Мне рассказали, что в заморских странах их охотно меняют на пшеницу, мёд, шкуры животных. Я поплыву с вами. Морская торговля полна опасностей, но, может она обогатит меня. - Кто ты? По твоему виду и одежде - ты принадлежишь к знати. Что заставляет тебя покинуть Родину? 4. Вы не ошиблись. Я происхожу из знатного и богатого рода. Я был правителем в своём городе. Но теперь вынужден бежать, бросить дом полный богатства. Преданный слуга сообщил мне, что в нашем городе вспыхнуло восстание демоса, многие знатные люди были убиты. Эта страшная весть застала меня врасплох, но мне удалось спастись. Как сказал поэт: «Я на корабль беглеца пышный мой дом променял». В ходе разбора созданных образов, учащиеся отвечают на вопрос: Кто и по каким причинам покидает Грецию. Работа со схемой «Причины греческой колонизации» (приложение № 1). ― Мы с вами уже знакомились с процессом образования поселений за пределами государства. - Поселение, основанное за пределами государства, называется … - Какое древнее государство основывало колонии? - Процесс образования колоний называется колонизацией. 2) Местоположение греческих колоний. ― Как у всех путешественников у вас есть карты. - Какую территорию заселяли греки до начала колонизации? ― Предположите куда и почему могли отправиться греки? Работа с картой «Образование греческих колоний в VIII-VI вв. до н.э.» (учебник, стр. 146): - Каким условным знаком обозначены греческие колонии на карте? - По каким основным направлениям проходила греческая колонизация? (указать направление колонизации и назвать колонии). (ответы учащихся) Вывод: Исследовав карту, выявили, что греки основали колонии на берегах Черного и Средиземного морей. Афинский философ Сократ шутливо утверждал: «Греки расселились вокруг моря, как лягушки вокруг болота». ― В основном переселение носило организованный характер. Власти полиса устраивали разведывательные экспедиции, назначали ответственных за организацию отъезда и основание колонии, т.е. управляли всем процессом колонизации.  Рассказ жителя Греции о путешествии - сообщение учащегося.  Рассказ переселенца об устройстве на новом месте - сообщение учащегося. Вопросы: 1. Какие условия обязательны при выборе места для колонии? 2. Предположите, как греки могли называть местных жителей, какие между ними складывались отношения? 3. Что привозили греческие купцы в колонии? 4. На что меняли свои товары греческие купцы? (ответить на последние два вопроса поможет с. 146 учебника) Рассмотреть иллюстрацию на стр. 145 - «Греческая колония на северных берегах Черного моря». Описать ее. 3) Греки в северном Причерноморье а) Греки и скифы. Одной из известных колоний северного Причерноморья была Ольвия, в степях по соседству с Ольвией обитали многочисленные племена скифов. Существует легенда о скифском царе Скиле, которая показывает, что в VIII-VI вв. до н. э. происходит начало проникновения греческой культуры в другие культуры. Греческая культура была более современной – у греков была хорошо развита архитектура, театр, литература, спорт, искусство. Здесь было то, что не было у скифов. Поэтому царь Скил был покорен красотой дворцов, мраморных статуй, музыкой. Он сумел оценить культуру греков, а его соплеменники сочли это за предательство. Рассмотреть рисунок учебника – с. 147 (одежда греков) Работа с историческим документом (задание 1 – приложение 2). Взаимоотношения Ольвии и Милета. Вопрос: Изменилась ли жизнь греков, переехавших в колонии? ― Греки осваивали морское побережье, не проникая далеко в глубь территории. Колония представляла собой город-государство - полис. В каждом полисе были свои правительства, законы, отряды воинов, чеканилась собственная монета. Но, несмотря на отъезд с Родины, колонисты поддерживали с греками постоянную связь. Родной город они называли метрополией – городом-матерью. Прибытие корабля из Греции считалось настоящим праздником. Сигнальный колокол извещал о прибытии корабля. Хотя греки расселились на огромной территории, они по-прежнему считали себя единым народом – эллинами, а родную страну Элладой. Их объединяла общая культура, язык, традиции, обычаи, религия. Задание: Найдите на карте греческую колонию, которая располагалась на территории современной России (Ростовская область). (Танаис – на берегу Азовского моря, недалеко от впадения в него реки Дон). Рисунок с. 148 учебника. - Кто изображён на рельефе? Ответ аргументируйте. ― Завершая свое путешествие, мы можем ответить на вопрос, поставленный в начале урока: Как греческие изделия могли попасть на берега Черного и Средиземного морей? (ответы учащихся) 4. Значение греческой колонизации. ― Что же дала колонизация грекам. Работа со схемой – приложение №3. IV. Закрепление. 1. Ответить «да» - «нет». 1. Колонии греков возникали на побережьях Балтийского и Белого морей. 2. Колонии греков возникли на побережьях Средиземного и Черного морей. 3. Греческие города ссылали в колонии людей для отбывания наказания за совершенные ими преступления. 4. Греки переселялись в колонии, спасаясь от голода и долгового рабства. 5. Греки-колонисты и местные жители всегда воевали. 6. Греки-колонисты и местные жители старались вести взаимовыгодную торговлю. 7. Колонии строились близ моря, в местах с чистой питьевой водой и плодородной почвой. 2. Исправьте фактические ошибки в тексте. В VIII – VI вв. до нашей эры греки основали десятки поселений на берегах Средиземного и Чёрного морей. Главной причиной, заставлявшей греков переселяться в чужие края, было стремление подчинить себе другие народы. Они всегда стремились занять удобные места для поселений, поэтому свои колонии греки создавали подальше от моря. С местными жителями греки только воевали. У поселений, как в Спарте, не было защитных стен. 3. Выполнить задание № 25 в рабочей тетради на печатной основе. V. Подведение итогов. VI . Домашнее задание: § 32, № 26 (р.т.), вопр. № 4 - с. 149 (для любознательных). Приложение № 1. Причины греческой колонизации Малоземелье, голод Развитие торговли Борьба демоса и знати Приложение №2. Колонизация Расширила знания древних греков. Они встретились со множеством новых для них народов, узнали об их обычаях, религии и культуре. Способствовала развитию хозяйства, торговли, мореплавания. Росли и богатели новые города. Заставила греков осознать себя единым народом. Греки стали называть себя эллинами, а свою страну Элладой. Другие народы они называли варварами.

Первая колония, названная Питекуссы, была построена около 770 г. до н.э. на острове Искья, расположенном недалеко от западного побережья Италии. Затем в течение 300 лет были основаны колонии на Средиземноморском побережье Европы, Африки и Малой Азии, а так же на берегах Черного моря. Колонизация шла в трех направлениях:

1) западное – остров Сицилия, Южная Италия (называемая также Великой Грецией), Галлия и Испания;

2) северо-восточное – Фракия, Малая Азия, побережье Черного моря;

3) южное – северное побережье Африки.

В отличие от финикийских колоний, греческие поселения были мало связаны с метрополией, городом, из которого прибыли переселенцы. Это были самостоятельные государства, поддерживающие лишь экономические отношения с Грецией. Из метрополии доставлялись ремесленные изделия, вино и оливковое масло, которые колонисты использовали сами или обменивали у местных жителей на необходимые им товары. В обратный путь отправляли зерно, скот, рыбу, строительную древесину, слоновью кость и рабов.

Колонии располагались рядом с удобными бухтами или в устье рек, недалеко от моря. Как правило, эти территории уже были заселены местным населением, поэтому колонистам приходилось их задабривать, выменивая земельные участки на необходимые продукты. Жители колоний стремились наладить мирные отношения с местным населением, что удавалось не всегда. Неудивительно, что собираясь построить город, сначала выбранное место обносили стеной, а затем уже строили дома и храм.

§3. Греческие колонии на территории скифов
(северный берег Черного моря)

С наибольшими сложностями греки столкнулись в Северном Причерноморье. Здесь проживали племена воинственных скифов. Скифы были кочевниками, занимавшиеся скотоводством. Каждый мужчина с рождения приучался сидеть в седле, осваивал воинское искусство. Скифские женщины не уступали в воинском искусстве мужчинам, участвуя вместе с ними в битвах. Современные ученые предполагают, что легенды о женщинах-воительницах – амазонках – появились у греков после встречи со скифами.

В отличие от других племен, вожди которых с удовольствием приобщались к греческой культуре, скифы с неохотой перенимали греческие обычаи. Древнегреческий историк Геродот донес до нас историю скифского царя Скила. Матерь Скила была гречанка, научившая сына греческой грамоте. Царю неприятен был скифский образ жизни, он хотел жить как грек. Нередко он отправлялся в город Ольвия, где облачался в греческие одежды, ходил по городу, совершал жертвоприношения. Затем переодевался в скифскую одежду и покидал город. Такую процедуру царь проделывал несколько раз. Но со временем об этом увлечении Скила узнали скифы. Они подняли восстание и умертвили царя.

Ряд городов, основанных греками в Северном Причерноморье, находится на территории нашей страны. Это знаменитые города Феодосия, Херсонес и Пантикопей (ныне называемый Керчь). Теперь они являются знаменитыми курортами, куда люди приезжают не только отдохнуть, но и насладиться красотами древних построек.

Краткие итоги урока

Подведем итоги урока:

1) в VIII-VI вв. до н.э. проходила так называемая Великая греческая колонизация;

2) колонизация была вызвана: перенаселением Греции, развитием ремесла и торговли, а также политической борьбой демоса и аристократии;

3) в результате колонизации греки заселили значительную часть побережья Средиземного и Черного морей;

4) жителям колоний приходилось уживаться с местным населением, наиболее воинственными были скифы.