Автор упустил из внимания снаряжение, без которого ранешние людишки в длительные путешествия и не пускались. Сейчас эти технологии утеряны и об изделиях на их основах мы можем что-то узнать разве что из сказок.
Но, оказывается, при внимательном прочтении, кое-что можно выудить из рассказов о славных временах 17-го века. Отряд Василия Пояркова был снабжен инвентарём по последнему старинному слову техномагии. Одно из новшеств былых устройств отчётливо прочитывается в походном быту. Это - Ясачный мешок .

Для Ясака при путешествии по Сибири и иным весям. Весьма прожорлив - берет до 1024 объёмов от номинала. Внутренний антиграв обнуляет вес Ясака. Обратная выдача товара - в обмен на свиную кровь.

Оригинал взят у seaface2 в Поход Василия Пояркова на Амур

Если верить историкам, то получается при Михаиле Фёдоровиче Романове (1596-1645) как такового государственного управления не было. Каждый воевода, что хотел, то и творил. Вздумалось якутскому воеводе, вооружённый отряд в чужое государство заслать с целью поживы, и он, воевода ничтоже сумняшеся отправляет отряд вооружённых головорезов в соседнюю страну, ни мало не заботясь о возможных последствиях своих действий для государства и никак эти действия с царём не согласовывая. Вот карта империи Цин:

15 июля 1643 г. хорошо вооруженный отряд, состоявший из 132 казаков, охочих людей и промышленников, выступил в поход. «Для угрозы немирных землиц» Поярков взял, как он писал в своем отчете о походе, «пушку железную ядром полфунта да на 100 выстрелов и на запас и служилым людям для службы 8 пуд и 16 гривенок зелья, а свинцу тож». Воевода дал Пояркову «наказную память», в которой перечислил цели и задачи похода: «...велено ему - Василию на те реки идти, и государевым делом радеть, и серебряной и медной и свинцовой руды проведывать и в тех местах острожки2 поставить и совсем укрепить».

Охочие люди это ваще-то добровольцы. А промышленников (охотников на пушнину) нельзя к охочим людям причислить или их невольно в поход тащили? А ядра им зачем? Они много вреда жилищу данных народов причинят (чум, яранга, юрта)?

Многочисленные струги Пояркова поплыли вниз по широкой и привольной Лене до устья ее могучего притока - Алдана. Этот путь занял двое суток. Значительно труднее было подниматься вверх по Алдану. В течение целого месяца на веслах, а то и бечевой, струги медленно продвигались по живописной реке среди вплотную подступивших к воде нетронутых, диких таежных лесов. Плыть стало еще труднее, когда свернули на правый приток Алдана - р. Учур. Русло реки теснили подступавшие с берегов скалы и горы. Еще через 10 дней дошли до бурной и порожистой реки Гонам. Плавание по этой реке было поистине героическим. Кончилось короткое сибирское лето. Приближалась суровая, беспощадная зима. Когда грянули сильные морозы и река замерзла, флотилия, скованная льдом, вынуждена была остановиться. Пришлось рубить лес и ставить зимовье. С высоких прибрежных скал вдали вырисовывались контуры угрюмого Станового хребта.

По установившемуся санному пути на нартах и лыжах Поярков отправился дальше, взяв с собой 90 человек. Оставшимся на зимовье казакам он наказал весной перевалить через Становой хребет и, построив новые суда, спускаться в них по р. Зее; там намечалась встреча с основным отрядом Пояркова.

На нартах вверх по замерзшему руслу горной реки, через замерзшие пороги? Чо тут скажешь - просто красавец. А нарты кто тянул? Сами казаки? Про оленей то ничего не сказано, про свинец с мелкими подробностями, а за оленей ни слова. И задача просто офигенно выполнимая. За три месяца весны, нужно преодолеть путь по горам протяженностью около 150 км (высота Станового хребта до 2412 м), построить новые суда (как блеать?) и спуститься по речке Зея (а откуда они вообще знали, что там речка такая есть?). Как они вообще ориентировались там? Там же речных рукавов до задницы. Как они не заблудились?

По руслам замерзших рек Поярков добрался до Станового хребта и, перевалив через него, благополучно вышел на берега Зеи. Здесь землепроходцам стали попадаться первые даурские селения. Дауры дружелюбно встретили Пояркова и, не оказывая сопротивления, заплатили ему требуемый ясак. Жители этих мест занимались скотоводством и земледелием: сеяли хлеб, разводили овощи. Поярков подробно расспрашивал их о богатствах Даурской земли, особенно интересуясь ее рудными месторождениями. Но, по уверениям дауров, все изделия из серебра, меди и золота они получали у китайцев в обмен на пушнину.

А на каком языке Поярков подробно расспрашивал дауров? На эсперанто? Или все казаки с детства свободно владеют даурским языком , который принадлежит к киданьской группе монгольской ветви языков и имеет ряд особенностей? А может все дауры свободно русским владели?


(Оранжевым обозначена река Зея, до впадения в Зейское водохранилище).

Наконец, наступила весна 1644 г. Вскоре пришел оставленный за Становым хребтом отряд казаков, который привез с собой провиант. Но запасов было мало, и Поярков поспешил отправиться дальше.
Струги отважных землепроходцев поплыли вниз по Зее. Могучая река несла свои воды среди пологих холмов, сплошь покрытых густым лесом. Вскоре стали попадаться даурские селения - улусы, вокруг которых чернели пашни. На ярко зеленеющих, пышных лугах бродили тучные стада.

Да охереть!!! Они струги за зиму построили, вот так прямо в лесу, в сугробах, без электрорубанка и дрелей. Вот это да, вот это молодцы. А как оставленный за хребтом отряд их нашёл? Не иначе как по GPS, при этом созваниваясь по мобиле. Других вариантов у меня тупо нет.

Река Зея впадала в какую-то еще более широкую и полноводную реку. Поярков решил, что он, наконец, достиг Шилки, которая, по рассказам, впадает в море. Но он ошибся. Это был Амур. Так русские впервые появились на берегах красавца Амура летом 1644 г. Амурская земля показалась казакам сказочно богатой. Рыбы в реке было еще больше, чем в Зее. В плавании по Амуру прошло все лето. Глубокой осенью сильно поредевший отряд Пояркова добрался до устья Амура. У Пояркова оставалось только 60 человек - меньше половины всего отряда. Возвращаться обратно тем же путем было невозможно. Казаки решили остановиться на зимовку. На одном из многочисленных амурских островов соорудили укрепленное зимовье - первое русское поселение на берегах Амура.

Зимой казаки, вышедшие на берег Тихого океана, заготовляли лес для новых больших дощаников. Поярков решил возвращаться в Якутск новой дорогой. Весной 1645 г. казаки построили на берегу Амура большое, крепко слаженное судно. Но при первом же испытании выявились его плохие мореходные качества: судно плохо слушалось руля и было очень тихоходным. Но, несмотря на это, Поярков смело вывел свой отряд из устья Амура на просторы бурного Охотского моря. Все лето дружина Пояркова провела в море, стараясь держаться как можно ближе к берегу, так как плоскодонное судно ежеминутно могло перевернуться. Лишь поздней осенью, когда в море появились первые льдины, а жестокие штормы чуть не погубили судно, Поярков добрался до устья небольшой таежной реки Ульи. Высадившись на берег, он нашел старое, полуразрушенное строение, поставленное побывавшим здесь отрядом Москвитина (см. стр. 315). Тут и порешили зазимовать.

Зимой Поярков собрал с местных жителей - ламутов - ясак, а весной оставил «для ясашного сбору на Улье реке служилых и промышленных людей двадцать человек; и с Ульи реки вешним последним путем нартами через волок до вершины Май реки две недели, а по Мае реке плыл на судне до Алдана реки шестеры сутки, а по Алдану плыл до Лены четверы сутки, а по Лене шёл вверх до Якутского острогу шестеры сутки».
12 июня 1646 г. Поярков с отрядом в 20 человек служилых, промышленных и охочих людей вернулся в Якутск. Так закончилось это замечательное путешествие. Люди совершили этот беспримерный подвиг, не имея ни компаса, ни карт.

Честно говоря, сказки про бабу ягу со ступой и избушку на курьих ножках, кажутся мне более правдоподобными, чем данная героическая эпопея. Ну да это токмо по скудоумию моему, а посему прошу строго не судить. :)

Теперь нам предстояло пройти по западному отрогу. Для этого пришлось спускаться в Безымянку, переходить речку и набирать высоту. С западного отрога виден восточный:

А это вид на хребет Безводный:


Еще одно место нашего учетного участка, куда мы не добрались. Переходить на этот хребет надо с вершины Тыбги. На фотографии видно, что хребет представляет из себя пилу.

Животных было много. Несколько стад серн:


Медведи:



Стоит отметить, что хоть цель учета туры и серны, все равно считаются все животные. Данные заносятся в специальный журнал, указывается во сколько и где были замечены те или иные животные, какое у них было поведение.

По отрогу дошли до крутого подъема в сторону вершины. Путь к вершине по западному отрогу намного более безопасный, надо просто подняться по осыпи. Но задачи достичь вершину перед нами не стояло, поэтому начали спуск в долину Безымянки, то есть в проход между двумя отрогами горы.

Спуск довольно крутой, река образует каскады водопадов, каньоны и часто уходит под снежники:

Метров в 300 от нас на снежнике обнаружили медведя:


Он тоже нас заметил и пошел к нам. Подошел почти вплотную к Безымянки, а мы сидели на другом берегу. От нас до медведя оставалось метров 15. Тут медведь остановился, задумался, покрутился и начал уходить по склону с рододендроном:


Стоило ему перейти реку, и он бы столкнулся с нами нос к носу. На всякий случай держал в кармане заряженный сигнал охотника - штука, стреляющая сигнальными ракетами, но издающая при выстреле звук, сопоставимый со звуком выстрела из ружья. В крайнем случае пришлось бы стрелять в воздух.

Продолжили спуск по долине. Оглянувшись назад, открывается такой замечательный вид:


По пути видели еще много животный: и серн, и медведицу с медвежонком. Река Безымянка периодически образует каньоны:

В районе леса возле тропы нашел крупный подосиновик. Было решено на ужин готовить грибной суп. Одного этого гриба хватило на целый котелок для четырех человек.

Перед походом изучили прогноз погоды на всю неделю. На пятый день предсказывали плохую погоду и прогноз сбылся. Уже с утра пошел дождь и сел туман:


Но к обеду дождь прекратился, хотя и гремело. У нас в планах был небольшой участок - тыбгинские поляны. Специально оставили его на плохую погоду, поскольку это самый простой участок. И после обеда, надев дождевики, выдвинулись по мокрой траве в сторону полян.

Основная надежда - встретить зубров. Так оно и получилось. В общей сложности насчитали 9 зубров. Два зубра сквозь туман наблюдали на поляне на противоположном склоне, видны были только силуэты. И еще 7 штук на самих тыбгинских полянах:


Кто не знает, Кавказский заповедник изначально создавался для восстановления популяции зубров. Даже эмблема заповедника содержит в себе изображение зубра. Зубры на Кавказе были полностью истреблены в районе начала 1920-х годов, а в 1924 году был основан заповедник и начались работы по воссозданию вида. Именно по воссозданию, потому как от кавказских зубров остался только один самец, который жил в зоопарке. От одного самца была воссоздана целая популяция путем скрещивания его с североамериканскими бизонами. В итоге коренной вид кавказского зубра считается полностью вымершим, а на Кавказе обитает зубробизон.

С погодой нам повезло, успели вернуться в лагерь, как пошел сильный дождь с градом.

Ночью был заморозок. Вся трава, мокрая от вчерашнего дождя, покрылась льдом. В то время, как люди в городе мучились от жары за 30 градусов, у нас свирепствовали морозы.

На шестой день решили попытаться добраться до Тыбгинского озера. Оно тоже входит в наш учетный участок. Однако до этого озера мало кто вообще доходил. Ну не дойдем до самого озера, так подсчитаем зверей по пути к нему. Начали подъем на восточный отрог, погода отличная, ни единого облачка. Вот вид на Джемарук:


Для того, чтобы попасть к озеру, надо спуститься с отрога на противоположную сторону, затем подняться на хребет, по которому пройти в сторону вершины Тыбги. И уже с этого хребта спуститься в само озеро. Ну мы и пошли вниз по хребту, по звериным тропам. Спугнули медведицу и двух медвежат:


Встретили серн и оленей, которые и протаптывают тропы:


Но в итоге уперлись в непроходимые кучери. Поняв, что по низу не пройти, пришлось вылезать вверх на отрог почти до самого гребня и продолжать движение траверсом. А впереди вершина Тыбги:


И медведи:


Сзади тоже неплохие виды:


Спускаться с отрога вниз нам все равно было необходимо, медленно начали сползать. Склон травянистый, но очень крутой. Ощущение, что если не держаться, то полетишь вниз. Сброс высоты составил 500 м. Вот вид на отрог Джемарука:


Внизу неплохая речка, возле которой гулял медведь, мы его сильно испугали. Речку вполне можно перейти, есть даже ровное место, куда теоретически можно было бы поставить палатку. Для движения к озеру надо было взобраться на хребет по очень крутому склону. Времени на это у нас уже не оставалось. Полюбовались каньоном, водопадами и окрестными видами и начали движение обратно - вверх по склону. На озеро мы не попали, но маршрут разведали. Возможно, в будущем, покорим это озеро, только надо брать с собой палатку. За один день от Турового лагеря до озера физически не дойти, ведь надо еще вернуться обратно.

Вот, кстати, отличная смотровая площадка, на которую ведет звериная тропа:

Последний день похода предполагал спуск в поселок Гузерипль. Помните, путь вперед мы разбили на два этапа? А назад нам надо было пройти это расстояние до 15 часов, к этому времени в Гузерипль должна была прибыть машина, которая нас заберет. Но путь обратно проще, основную часть маршрута идешь вниз, существенная потеря высоты, что даже уши закладывает на спуске. Хотя ноги от продолжительного спуска все-таки сбил.

Вот от сюда виден Фишь и Оштен:


На этом наш поход и учет успешно завершились. Уже дома подвели итоги учета по данным из журнала, после чего сдали журнал администрации Кавказского заповедника.

Конспект туристического похода «Войти в природу другом»
Цель: дать детям представление о том, что река – это сообщество водных обитателей: растений и животных, приспособившихся к жизни в воде.
Задачи:
- формировать у детей представление о реке, как о сообществе водных и наземных растений и животных.
-рассказать о типичных представителях фауны реки.
- развивать связную речь, активизировать словарный запас
- пробуждение познавательной активности детей – состояния их внутренней готовности к познавательной деятельности, проявления поисковых действий, их желания получить новое впечатление об окружающем мире.
-воспитывать доброжелательное отношение к природе, учить видеть красоту природы.
Билингвальный компонент: балык- рыба
Оборудование: рюкзаки,фото рыб, бумажные кораблики, баночка для воды
Предварительная работа: Используя технические средства, видео показывается фильм о важности воды в природе (5-7 минут) .
Составить с детьми карту маршрута.
Беседа:
Воспитатель: Какая река протекает в нашем городе?
Дети: Иртыш
-Кто из вас бывал летом на реке?
Дети называют, кто был.
- Как она тогда выглядела?
Дети: она была тёплая,все купались.
- Как водоём может выглядеть сейчас? Почему?
Дети: сейчас вода холодная, никто не купается
Воспитатель: А теперь вспомните правила поведения в походе. Как надо вести себя на водоёме?
Дети: не шуметь, не толкаться, не рвать растения, не ловить насекомых, не подходить близко к воде и т.д.
Воспитатель: Вспомните наш туристический поход к Дню туризма, сегодня мы тоже с вами отправимся в поход к реке.
Дети строятся парами и вместе с воспитателем и родителями отправляются к реке.
Ход:
По дороге к реке воспитатель обращает внимание детей на состояние деревьев, кустарников; просит их назвать знакомые растения.
Подходя к водоёму, педагог говорит:
Смотришь на воду, кажется в ней
Нет ни малявок, ни окуней.
Вода ведь не просто течет и течет,
Она интересною жизнью живёт!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как здесь красиво, интересно. Давайте полюбуемся, как блестит вода.(Возле реки дети в течение 10-12 минут осматриваются самостоятельно.)
Сейчас каждый из вас походит по берегу, рассмотрит растения и всё, что находится на берегу. Когда вы услышите сигнал бубна – вернётесь ко мне.
(Дети исследуют берег реки под присмотром родителей, по сигналу возвращаются к педагогу)
Воспитатель: Расскажите, что интересного вы увидели?
Рассказы детей
Настя:« Когда я шла вдоль берега, я увидела рыбаков, у них в руках удочки, они ловили рыбу. »
Гоша: «Я нашёл интересные камни, один похож на голову собаки, другой на облако»
Даша: « А я увидела у самого берега маленьких- маленьких рыбок, это –мальки (мама сказала)»
Исследовательская деятельность:
«Камни бывают разные»
Дается детям задание исследовать камни по форме, по цвету, по размеру.
(Ожидаемые ответы: камни разные по форме, по цвету, по размеру).
« Тонет, не тонет»
Проведение опыта с речной галькой с целью подведения детей к выводу, что “камень тонет в воде”.
Первым кладем в воду кусочек дерева, потом берем камушек и опускаем в воду.
Вывод. Легкий предмет не тонет, а тяжелый тонет.
«Бумажные кораблики».
Воспитатель делает бумажные кораблики, дает потрогать детям, спрашивает, какие они (твердые, бумажные). Дети пускают кораблики в реку и наблюдают, как они намокают.
Воспитатель: Почему кораблики намокают?
Дети: потому что кораблики бумажные,а бумага в воде намокает.
Воспитатель: Ребята, а давайте зачерпнем немного воды, чтобы потом сравнить ее с водопроводной. (зачерпывает воду в баночку и закрывает крышкой)

Воспитатель перечисляет рыб, обитающих в Иртыше: В нашей реке водится очень много разных рыб, таких как лещ, стерлядь и осётр, ряпушка, нельма, муксун, лещ, плотва, елец, язь, и семейство карасей, и еще можно выловить щуку, налима и в большом наличии окуни, судаки, ерши.
(воспитатель показывает фото рыб)
Воспитатель: А вы знаете, как звучит рыба на казахском языке?
Рыба – балык.
Рассказ ребёнка совместно с родителями о щуке:
Щука - хищная рыба. Ее расцветка является отличным примером природного камуфляжа, потому что делает рыбу практически незаметной в камышовых зарослях и среди водорослей, где щука часами может сидеть в засаде, подстерегая добычу. В зависимости от места обитания крапчатая расцветка спины щуки варьируется от темно-оливкового цвета до сложных оттенков серого, зеленого и желтого цветов, вплоть до мраморного. Спинной плавник у щуки расположен на теле сзади, напротив анального плавника, и вместе с сильным хвостом образует мощный двигатель,позволяющий этой рыбе уже при старте развивать невероятную скорость.
Голову щуки невозможно перепутать с чьей-либо другой. Ее голова длинная, плоская, с хищной зубастой пастью.
В верхней челюсти у рыбы помещается несколько рядов мелких, острых как иголки зубов, в нижней челюсти с каждой стороны имеется по пять-шесть больших зубов, и между ними - ряды мелких. Мелкие зубы расположены у щуки даже на языке и небе, поэтому эта рыба способна схватить и удержать в своей пасти добычу, составляющую 10-25% от ее собственного веса.
Воспитатель: вспомните, какие рыбы занесены в Красную книгу?
Дети:осётр, нельма
Воспитатель:Чем отличается река летом и зимой?
Дети: зимой река покрыта льдом, и нет людей, летом вода тёплая и люди купаются
Воспитатель:Предлагаю поиграть в игру «Цапли и лягушки».
Выбрать 2 цапли, начертить большой пруд. Цапли занимают места на противоположных сторонах пруда (передвигаются, высоко поднимая ноги). Остальные дети – лягушки. Они прыгают на двух ногах и говорят:
Мы зелёные лягушки. Веселимся на опушке,
Здесь у нас рядом пруд – цапли в нём нас не найдут.
После этих слов лягушки прыгают в пруд, а цапли стараются их запятнать. Пойманные лягушки остаются на берегу. Молодцы, а сейчас предлагаю отдохнуть.
Конструктивная деятельность: выкладывание из природного материала силуэтов на песке.
Воспитатель: А сейчас я загадаю вам загадки. Будьте внимательны!
Глаза на рогах,
А домик на спине
Дети: улитка
Плещет в пруду чистом
Спинкой серебристой
Дети: рыбка
Вопросы:
Воспитатель: А кто ещё живет в воде и на берегу?
Дети перечисляют насекомых и животных
Воспитатель: Кто живёт в воде и на суше, но своё потомство выращивает в воде? Дети:лягушка.
Воспитатель: Река для человека - это очень хорошо. Почему?
Дети: эта вода поступает к нам в дома, очищенная, мы поливаем ею огород, ловим рыбу
Воспитатель: Река для человека – это плохо. Почему?
Дети: можно утонуть
Воспитатель: Должен ли человек заботиться о чистоте водоёмов? Как?
Дети: не бросать ничего в реку
Воспитатель: Вы и ваши родители должны быть настоящими защитниками природы и относиться к ней бережно.
Воспитатель: Ребята, запомните всё, что вы здесь увидели, а когда придёте домой и расскажите родителям, как много интересного и необычного вы увидели сегодня на водоёме и вместе с ними нарисуете рисунок.
По возвращении в детский сад проводим опыт:
Воспитатель: Я в воронку положу кусочек ватки, затем перелью через нее воду из «речки». Посмотрите, что стало с ваткой?
Дети: Она стала грязной, на ней остался речной песок.
Воспитатель: А теперь тоже самое сделаем с водопроводной водой. Какая ватка, посмотрите?
Дети: Вата осталась чистой
Воспитатель:Какой можно сделать вывод?
Дети: Вода из реки грязная, ее пить нельзя.

Светлана Воронюк
Туристический поход «По Сосыке по реке»

. Программные задачи :-Расширить знания детей о родной реке Сосыке . Научить детей видеть, слышать,

наблюдать и понимать красоту родной реки, бережно относиться к ней, любить и сохранять.

Сформировать понимание того, что заботиться о природе – значит помогать Родине.

Развивать фантазию детей, речь, эмоциональную сферу, учить ориентироваться на местности.

Побуждать использовать в своих ответах доказательства. Воспитывать любознательность.

Оздоровлять дошкольников в процессе пребывания на свежем воздухе.

Предварительная работа.

Прогулки к реке .

Беседы с детьми о водной среде.

Чтение познавательной литературы о жизни рек. Рассмотрение фотографий с видами

нашей реки Сосыки .

Оборудование :-. Карта – схема, компас, синий фломастер, мяч для игры.

Накануне воспитатель объявляет детям, что завтра они отправятся в туристический

поход . Воспитатель объясняет, что необходимо взять с собой в поход (рюкзак, питьевую воду, еду, какая должна быть форма одежды.

Воспитатель предлагает вниманию детей загадку –

Я и туча, и туман

И ручей, и океан

Я летаю, и бегу

И стеклянной быть могу!

Правильно это вода. А где мы можем встретить воду?

А у нас в станице?

Сегодня мы отправляемся в поход , чтобы познакомиться поближе с нашей рекой

Дети вспоминают правила «Юных туристят » :

Никто не говорит «не могу» , «не хочу» , «не буду» (правило трех «не» );

В гости к реке идем без палки и камня;

Никого не обижаем : ни муравья, ни лягушку, ни цветок;

В походе семеро одного не ждут (идем по силам слабейшего) ;

Учимся слушать тишину и музыку природы, плеск воды у реки;

Помогаем природе (собираем мусор и уносим в контейнеры, складываем в кучи сухие ветки, собираем для поделок камешки, листья, ветки);

Место привала после нас должно быть чище, чем было до нас;

«Ты – настоящий знаток» - скажем мы тому, кто увидел и запомнил много интересного и рассказал об этом.

Карта – схема маршрута.

Воспитатель. Дети, сегодня мы отправляемся в туристический поход вдоль нашей реки .

Мы должны разделиться на две подгруппы, у каждой из которой будет свое особое задание :

«Штурманы» будут определять, и вычерчивать наш маршрут на схеме, а «Знатоки»

определять направление течения нашей реки, берега левый и правый, растения на воде и у воды.

Дети штурманы рассматривают, определяют направление движения, определяют курс по компасу, отмечают на кате- схеме пройденный путь.

Воспитатель предлагает полюбоваться красотой окружающей природы :

Посмотри, какая даль

Без конца и края,

Речка тихая журчит

В камышах, вздыхая.

Вопросы к детям :

Где мы с вами находимся?

На берегу какой реки расположена наша станица?

Откуда течет река?

Воспитатель. Что вы знаете о нашей реке ?

Воспитатель рассказывает :- Сосыка - степная река , левый и крупнейший приток реки Еи. Длина 159 км На реке расположено три крупных станицы : Павловская, Ленинградская и Староминская.

Наиболее значительные притоки река принимает справа : Попова, Бичевая, Добренькая

Ширина Сосыки разная от 8 до 400 м. На реке есть мелководья и глубины до 6 м.

Название реки происходит от тюркского сасыкъ - «вонючий» . Связано это с наличием в грунтовых водах, питающих реку,сероводорода, имеющего неприятный запах. Сосыка имеет самую большую минерализацию воды среди всех рек края. Вода в реке горько-соленоватая . Раньше наша река была судоходной и по ней корабли перевозили грузы в Азовские и Чёрное моря. Но сейчас состояние реки Сосыки вызывает беспокойство. Река заросла водорослями, которые преграждают доступ кислорода. В результате может погибнуть рыба.

Дно реки забито отложениями ила и гнилых водорослей. Причина тому - русло реки на всем протяжении перегорожено многочисленными дамбами, плотинами. Толщина донных отложений достигает более 5 метров. Река загрязнена. По берегам зарастает тростником.

Следующим нашим пунктом будет такая дамба, которая расположена неподалёку, вниз по течению.

«Знатокам» воспитатель предлагает рассказать, как река выбирает путь для себя, а

«Штурманы» определяют направление течения реки и нашего маршрута, показывают куда нам идти (Туда, куда река течет)

1. остановка «Мост»

Воспитатель обращает внимание детей на мост.

Воспитатель. Для чего люди строят мосты? Какие они бывают?

В этом месте русло реки сужено людьми, это и есть дамба. Она заканчивается узким горлышком через которое проложен мост. Под ним с шумом и грохотом вырывается на свободу задержанная дамбой река.

Проходим на мост и с него осматриваем берега Сосыки , отмечаем, что течение реки тихое и спокойное,а в узком месте становится быстрым и бурным, что река в некоторых местах широкая, а в некоторых не очень. Далее определяем левый и правый берега реки.

Воспитатель. На каком берегу находится наша станица? (На левом)

берегу реки.

2 остановка «Низинка»

Спускаемся с моста вниз и по левому берегу мимо садов и продолжаем свой путь.

Воспитатель обращает внимание на размытые берега. Даже корни у деревьев все оказались наружу, и в скором времени эти деревья могут упасть.

Вопрос для «Знатоков» : -Когда же, в какое время года вода свершила эту свою коварную работу? (Ответы детей.)

Штурманы отмечают на карте крутой берег, и помечают маршрут.

3. остановка.. Рассматриваем растения на реке , передвижение

водомерок по глади воды, деревья растущие рядом с водой и в дали от неё.

Воспитатель. Почему деревья так растут?

4. остановка.

Воспитатель. Стоп! Препятствие! Небольшая канавка преградило путь. Можно обойти, можно перепрыгнуть через неё, можно по бревну перейти

Проведем тренировку – и перепрыгнем, и по стволу пройдем.

«Знатоки» обследуют положенное через канавку дерево и определяют его.

«Штурманы» на карте отмечают препятствие.

5. остановка «Лужайка»

Воспитатель. Привал! Можно расположиться на отдых и перекусить.

Во время привала проводятся наблюдения за растениями луга, обитателями. Рассказ воспитателя о Сосыке . После отдыха дети со взрослыми обследуют место привала, не оставили ли после себя мусор.

Переходим через мост и отправляемся в обратный путь

Воспитатель предлагает детям дома зарисовать самые интересные моменты похода и

принести рисунки в садик, чтобы показать младшим детям и рассказать им об увлекательном походе .

Памятка для родителей по воспитанию любви к природе родной станицы.

1. Совершайте всей семьей прогулки по станице и её окрестностях, знакомя детей с достопримечательностями и природой родного края.

2. Рассказывайте о своем районе, посетите с ребенком музей.

3. Гуляя по улицам родной станицы и бывая на природе, фотографируйте ребенка. Совместное рассматривание альбома и ранее пережитые впечатления сближают всех членов семьи.

4. Помните, все начинается с малого. Воспитывайте в ребенке любовь, доброту, внимание и заботу ко всему живому.

5. Предоставляйте детям возможность отражать свои впечатления об увиденном в рисунке, лепке, аппликации.

6. Поощряйте любознательность ребенка.

Каждый поход, будь то воскресный выход или многодневное путешествие, должен иметь цель. Причем не подразумеваемую, а словесно сформулированную и доведенную до сведения каждого участника похода.

Перед походом могут ставиться экскурсионные цели (посетить места, связанные с жизнью и деятельностью В. И. Ленина; осмотреть дом-музей П. И. Чайковского; познакомиться с работой колхоза-миллионера); агитационные и военно-патриотические (пройти по местам боев Великой Отечественной войны; посетить подшефный колхоз в период избирательной кампании; дать концерт самодеятельности); цели, связанные с выполнением общественных заданий (собрать гербарий, провести простейшие гидрологические измерения), и т. д.

Цель похода может состоять и в том, чтобы пройтись по осеннему лесу, подышать свежим воздухом, испытать на себе воспетое поэтами очарование этого времени года. Цель может заключаться в том, чтобы посетить какие-то места, славящиеся своей красотой.

Многие люди находят, что занятия туризмом улучшают самочувствие, снимают напряжение после трудовой недели. Отправляясь в поход, эти люди ставят перед собой в первую очередь оздоровительные цели.

Можно устроить поход для того, чтобы научить ребят разводить костер, ставить палатку, ориентироваться на местности н т. д. Это будет поход с учебными целями. Иногда идут в поход, чтобы двигаться по компасу, преодолевать препятствия, взять верх над бурными порогами или снежными перевалами. Это поход со спортивными целями. Можно отправиться в поход ради того, чтобы повидать какие-то края, например Кавказские горы или сибирскую тайгу, познакомиться с бытом и нравами людей, населяющих их.

Такое желание часто возникает под действием прочитанных книг, просмотренных кино- или телефильмов, рассказов бывалых путешественников. Это поход с познавательными целями.

Вряд ли удастся перечислить все цели туристского похода. Возникает вопрос: зачем же тогда настаивать на том, что цель похода должна быть непременно сформулирована и доведена до сведения каждого участника?

А вот зачем. У взрослых туристов нередко получается такое. В каком-нибудь цехе, отделе или лаборатории кто-то предлагает сходить в воскресенье в поход. Все радостно поддерживают это предложение, всю неделю с нетерпением ожидают этого дня, тщательно готовятся. И вот долгожданный день приходит. Все в самом радужном настроении выступают в поход. Но проходит час-полтора, и вот уже раздается чей-то недовольный голос: «Ну, куда нам еще идти? Поляна тут хорошая, вон речка - искупаться можно». Организуется бивак, но не успеют любители отдыха на поляне как следует устроиться, чтобы позагорать, как кто-то заявляет: «Ну, чего хорошего - сидеть на месте? Искупались - и хватит. Пойдем лучшее лес, нарвем цветов, ягод и грибов поищем, в конце концов, просто пройдемся, то на месте скучно». Бивак сворачивается. Группа вступает в лес. И тут опять находятся недовольные: «Что это мы еще тянемся? Давайте-ка в темпе, а? А то мы так за день никуда не придем». Группа пытается некоторое время «идти в темпе», но скоро выясняется, что кто-то запыхался, и идти так быстро не может, кто-то недоволен, что не удается на ходу искать ягоды и рвать цветы. Начинается спор; что делать дальше? Любители пассивного отдыха заявляют, что не надо было уходить с поляны, где был бивак, и предлагают вернуться. Кто-то согласен с ними, что незачем много ходить, но считает, что назад идти нецелесообразно, а надо идти дальше и поискать нового места для бивака. Спор разгорается, начинает назревать ссора. Некоторые просто не знают, что делать.

Так общее радостное вначале настроение окажется безвозвратно испорченным. Скорее всего, будет принято какое-то промежуточное решение, которое, в сущности, ни одну из сторон не устраивает. Красивые мечты не сбылись, воскресный отдых не удался. Пожалуй, больше в этом цехе или лаборатории собрать людей на туристский поход не удастся;

Где причины такой неудачи? Люди не договорились заранее о цели похода. Одни видели ее в пассивном отдыхе на свежем воздухе - искупаться, полежать, позагорать; другие - в прогулке по лесу, связанной с собиранием грибов и ягод, лесных цветов. Наконец, третьи хотели как следует пройтись, почувствовать к концу дня приятное утомление, вернуться в город, как обычно говорят, усталыми, но довольными. Ничего подобного не произошло бы, если тот, кто предложил устроить поход, заранее сформулировал цель похода. Совсем необязательно излагать ее в казенных фразах: «Цель похода заключается в пассивном отдыхе» или «Цель похода заключается в овладении активными способами передвижения». Не обязательно употреблять и само слово «цель». Можно было сказать совсем просто: «Мы особенно спешить не будем, нарвем по дороге цветов, пособираем грибы и ягоды. Если устанем, отдохнем. Пройденные километры нас не интересуют, главное - провести выходной день в лесу». Или так: «Мы пройдем за день километров 25 - 30, чтобы как следует размяться». Вероятно, что при такой постановке вопроса кто-то отказался бы от участия в походе и провел бы воскресный день так, как ему привычно. Но зато все участники похода одинаково понимали бы его цель, и между ними не возникало бы никаких недоразумений.

Все сказанное, вполне применимо и к походам юных туристов. Правда, столь ожесточенных споров у них обычно не бывает - дети привыкли подчиняться решению взрослого руководители. Разочарование тоже чаще всего проявляется не очень сильно - пусть поход прошел не так, как хотелось, но все равно это лучше, чем сидеть дома. Но некоторое чувство досады все равно остается. А кто-нибудь скажет так: «Все было хорошо. Вот только я думал научиться костер разводить, а у нас сразу поручили это Яше. Только он костром и занимался». Или: «Поход прошел очень удачно. Жаль только, что в музей Тютчева не поспели. Надо было, чтобы нас Саша вел, он хорошо ходит по компасу». А Саша говорит: «Другим тоже надо учиться». Ну, и учились. В результате в музей опоздали».

Вот почему цель повода надо обязательно формулировать и сообщать всем участникам похода. Пусть каждый из них, подумав, решит, идти ли ему в этот поход или нет. Это следует делать, чтобы ребята не ожидали от похода того, чего в нем наверняка не будет, и не испытывали потом разочарования. Кроме того, от целей зависит организация похода. Если цель исхода спортивная, то обязанности в группе нужно распределить так; пусть каждый делает то, что у него лучше всего выходит. Если же группа отправляется в поход с учебной целью, то распределение обязанностей будет другим: пусть каждый делает то, что у него плохо получается, пусть учится, приобретает навыки. Если руководитель предполагает использовать поход для того, чтобы научить ребят разводить костер, он попросит каждого взять с собой топор, спички и предусмотрит длительный привал, чтобы каждый смог поработать с огнем. Значит, маршрут не должен быть слишком продолжительным. Если же руководитель хочет научить ребят ориентироваться на местности - значит, каждый должен взять с собой компас, а дневной привал делается по возможности короче, чтобы осталось больше времени на переходы и каждый смог побывать в роли ведущего. Маршрут в этом случае может быть достаточно протяженным, но допускающим выход с него раньше достижения конечной точки: всегда может случиться, что кто-то из ребят запутается, группа потеряет много времени и нужно будет, в конце концов, кратчайшим путем выходить на станцию. Для такого похода лучше всего избрать кольцевой или полукольцевой маршрут с выходом на одну и ту же или близкие друг к другу железнодорожные станции. А вот линейный маршрут (с одной дороги на другую) для этого похода выбирать не рекомендуется.

Вот еще совет, касающийся цели похода. Не следует намечать слишком много целей. Они предъявляют к походу плохо согласующиеся, а часто и вообще несовместимые требования.

Лучше, если перед походом будет поставлена только одна цель. Если все же намеченных целей две или больше, то надо совершенно четко выделить среди них главную. Все остальные цели рассматриваются как необязательные, которые выполняются лишь постольку, поскольку остается время и возможности.

К сожалению, это далеко не всегда понимают руководители детских походов. Часто они намечают для 8 - 10-дневного похода длинный список самых разнообразных целей. Тут и посещение памятных мест, связанных с историей образования и развития нашего государства, краеведческих, художественных и литературных музеев и памятников, сбор материалов о героях гражданской и Великой Отечественной войн, о первых комсомольцах или передовиках производства; экскурсии на заводы, фабрики, колхозы, совхозы или научно-исследовательские учреждения; выполнение заданий научных организаций или музеев; оказание помощи в работе колхозов, совхозов, лесничеств; сбор коллекций и гербариев; обучение ребят, впервые участвующих в походе, основам туризма.

Пытаясь реализовать все перечисленные цели, руководители и участники походов оказываются в большом затруднении. Как ни планируй, а множество целей, поставленных перед походом, всегда приводит к хронической нехватке времени, спешке, постоянной необходимости отдать предпочтение одному из двух одинаково важных дел. Долгие часы, проходящие в томительном ожидании, сменяются лихорадочными марш-бросками. Постоянная нервотрепка приводит к тому, что все становятся раздражительными, ссоры возникают по пустякам. Ребята измучены. Руководитель и того больше. Да, кроме всего, пытаясь выполнить несколько взятых на себя заданий, туристы обычно не могут как следует выполнить ни одного. Надо также иметь в виду, что подготовить по-настоящему задание за 3-4 дня до выхода в поход невозможно. Например, реальную помощь колхозам, совхозам или лесничествам можно оказать только в том случае, если кто-то заранее съездит на место и договорится, в какой день, на какой срок и сколько человек приедет работать. Иначе председатель колхоза или бригадир попросту не сумеют занять работой всех ребят, и организация работы займет слишком много времени.

С выполнением заданий научных учреждений дело обстоит тоже далеко не так просто. Дело в том, что эти учреждения довольно неохотно дают задания юным туристам, полагая, что собранные ими сведения никакой научной ценности представлять не будут, так как они собраны не специалистами. Какая-то доля правды в этом есть; поэтому нужно потратить немало времени для того, чтобы добиться от представителей научного учреждения такого задания, которое было бы посильно юным туристам.

Конечно, все сказанное вовсе не означает, что ребятам вообще лучше не заниматься выполнением общественно полезных заданий, посещением памятных историко-революционных мест, сбором сведений о героях войны, не знакомиться с передовыми предприятиями - короче говоря, не заниматься всем тем комплексом дел, которые нередко рекомендуют проводить в походах. Однако надо учитывать, что по своему характеру эти дела часто таковы, что могут быть интересны для очень многих пионеров и школьников, а не только для тех, кто увлекается туризмом.

Разве, например, знакомство с архитектурными памятниками или посещение мест, связанных с историко-революционными событиями в стране, представляет интерес только для юных туристов? Разве не захотели бы принять участие в таком мероприятии все ребята? В транспортном отношении такие памятные места, как правило, хорошо доступны, посетить их можно не только походным порядком. Так пусть там побывают все желающие, а не только небольшая группа участников похода.

Некоторые подобные мероприятия лучше включать в план работы не туристского, а каких-то других кружков. Например, сбор сведений о героях войны, об участниках революционного - движения следует поручить скорее юным историкам, а туристам подключаться к этим делам периодически.

Наконец, надо всегда учитывать, что можно сделать в течение одного похода, а что требует систематической работы секции. Частая ошибка неопытного руководителя заключается в том, что все дела, которые уместны в годовом плане работы туристской секции, он включает в план 7 - 8-дневного похода.

И еще один практический совет относительно целей, намечаемых для походов. Как правило, перед походами новичков не следует ставить никаких специальных целей, кроме того, как успешно пройти данный маршрут и чему-то научиться. Слишком многим должен еще овладеть новичок, слишком, занято его внимание выполнением элементарных с точки зрения опытного туриста вещей. Передвижение по маршруту, ориентирование, разбивка бивака, разведение костра, приготовление пищи - все это представляет самостоятельные задачи для новичка, и овладение каждым из этих умений может быть для него целью похода. Только после того, как юный турист овладел всеми этими навыками, он может применить свои знания и навыки для достижения каких-то других целей.

Когда, например, ребята одной из московских школ проводили исследование верховьев речек бассейна реки Клязьмы, то в эти исследовательские походы ходили только достаточно опытные туристы. И если вдруг речка начинала ветвиться (а это почти всегда бывает при приближении к истокам), необходимость делиться на группы никого не ставила в тупик. Ребята спокойно расходились парами, и в назначенный час всегда собирались в условленном месте. Новички же, при всем своем желании, были бы не в состоянии этого сделать. Для них в школе устраивались туристские лагеря и походы без исследовательских целей.

Итак, азбучные истины, касающиесяцелей похода, сводятся к следующему:

1.Во всяком походе должна быть намечена цель, которую надо словесно сформулировать и довести до сведения всех участников похода.

2.Для похода нельзя намечать много различных целей. Лучший вариант - это одна цель. Если целей намечено больше одной, среди них должна быть совершенно четко определена главная.

3.Организация похода зависит от целей похода, при этом в первую очередь учитывается главная цель.

4.В походах новичков, как правило, не должно быть специальных заданий. Цель такого похода заключается в успешном прохождении маршрута и овладении элементарными туристскими навыками.