Тема поэта и поэзии была ведущей в творчестве А.С.Пушкина на протяжении всей его жизни. В то время, как менялись идеалы свободы, творчества, вдохновения и счастья поэта, тема поэтического назначения поэта и поэзии в общественной жизни оставалась постоянной.

Уже в период раннего творчества Пушкин с немалой долей иронии выражает свое мнение о поэтах-современниках. Показательно стихотворение «Лицинию», которое отражает отношение поэта к российской действительности, предвосхищает политческий цикл петербургского периода. Здесь возникает образ поэта, стоящего выше греховной земной власти, послушного лишь правде:
В сатире праведной порок изображу
И нравы их веков потомству обнажу.

Так, в момент наивысшего раздражения несправедливостью, мелочностью взглядов и придирчивостью большинства своих критиков, не понимавших истинных задач литературы, Пушкин со всей ясностью поэтической мысли оттачивает в своем творчестве тему предназначения поэта и поэзии. Поэт, не в силах следовать отсталым эстетическим воззрениям своего времени, не пожелал также идти навстречу требованиям света, видевшего в литературе средство для нравоучений в духе верноподданнической морали.

В стихотворениях «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту» Пушкин провозглашает идею свободы и независимости поэта от толпы, черни, понимая под этими словами светскую чернь, людей, глубоко равнодушных к истинной поэзии. Призыв к поэту «идти дорогою свободной» вовсе не означал, что Пушкин выступал проповедником «искусства для искусства». Дело было в другом: поэт презирал авторов, пишущих бесцельно. Провозглашение А.С.Пушкиным идеи свободы поэта и его искусства было вызвано не тем, что поэт действительно лишал поэзию общественной роли, отрывал искусство от общественной жизни, а тем, что он хотел сохранить независимость своего таланта от посягательств со стороны правящих кругов и общественного мнения. Вся деятельность великого поэта, его взгляды на задачи поэзии говорят о защите Пушкиным идеи служения искусству, поэзии, жизни, обществу. Поэт призван, подобно пророку, «глаголом жечь сердца людей». Еще в оде «Вольность» Пушкин сформулировал одну из основных задач поэта:
Хочу воспеть Свободу миру,
… На тронах поразить порок.

Реалистическая нота звучит впоследствии в стихотворении «Эхо». В нем поэт развивает мысль о том, что подобно эху, поэт в своем творчестве должен отражать все происходящее в реальности, особенно на родине.

Безусловно, наиболее ярким лирическим произведением, отражающем тему предназначения поэзии, является стихотворение «Пророк». Перед нами поэт, томимый жаждой, который неожиданно превращается в пророка. Волшебные метаморфозы, происходящие с поэтом, превращают его в носителя великой поэтической идеи. Приобретенный вновь жар сердца заставляет его проповедовать истины, известные только ему. Оживляя героя, бог дает ему указание:
И, обходя моря и земли,
… Глаголом жги сердца людей.

Таким образом, Пушкин говорит читателю о богоизбранности поэта, его особом даре видеть и замечать явления жизни намного более чутко, чем окружающие, осмысляя происходящее вокруг глубже и мудрее. При этом перед пророком стоит задача – нести правду в народ, воплотив ее в поэзию.

Неоднократно задумывается поэт над вопросом: а нужны ли народу эти истины? Неожиданно к поэту приходит понимание того, что семена провидения падают на бесплодную почву. Так поэт оказывается один на один с враждебной толпой, не понимающей его поэтического творчества. Получается, что народу не нужна свобода («Свободы сеятель пустынный»), ведь у него в крови только одно наследие:

Ярмо с гремушками да бич.

Та же мысль звучит и в стихотворении «Поэт и толпа». По мысли Пушкина, непризнанный «толпой холодной» поэт не должен дорожить народной любовью, напротив, творчество его еще более возводится в статус избранности:
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
… Иди, куда влечет тебя свободный ум.

В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» А.С.Пушкин подводит своеобразный итог своему творчеству, обосновывает свои жизненные и творческие принципы. Только искусство, по мнению великого поэта, может «прах пережить и тленья убежать», и прямое его предназначение в том, чтобы пробуждать «чувства добрые», в «жестокий век восславлять свободу». Именно этим принципам и следовал Пушкин в течение всей своей жизни.

Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина.

А.С. Пушкин - великий поэт и писатель первой половины 19 века. В его стихах есть то, что должен осмыслить каждый человек. Основной род его творчества - это лирика, главными темами которой являются свободолюбие, любовь и дружба, тема Родины, природы и назначения поэта и поэзии.

Пушкин много думал о роли поэта в поэзии, о назначении слова в литературе, он посвящал этой теме множество стихотворений. Наиболее яркое стихотворение - «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», которое стало поэтическим завещанием поэта. В нем автор подводит итог творчества и считает своей заслугой то, что в «жестокий век восславил» свободу, то есть боролся против крепостного права и самодержавия за освобождение народа. С одной стороны, можно подумать что поэт много на себя берет, он говорит, что воздвиг себе памятник, но знакомясь с его творчеством, читая его превосходные поэтические шедевры, мы убеждаемся в том, что он имеет на это полное право. Александр Сергеевич не боялся высказывать свои передовые взгляды, мнения, которые были обращены к русскому народу. Поэт считал, что: «не зарастет народная тропа» к его памятнику, что люди будут помнить его замечательные стихи долго, передавая свое восхищение новому поколению. В 1826 году Пушкин создает стихотворение «Пророк» - свой манифест, где провозглашает божественную суть искусства, пророческое предназначение творца. Это стихотворение о превращении человека в пророка. Начинается оно не с самого появления «шестикрылого серафима», а с двух строк, которые объясняют к кому явился серафим:

Духовной жаждою томим

В пустыне мрачной я влачился.

В своей лирике А.С. Пушкин обращался ко всем сторонам жизни. Искренний, правдивый, глубокий человек, он заложил основы русской литературы, определив ее жанрово-идейное своеобразие на много лет вперед, явив при этом в образе лирического героя человека, близкого к идеалу, для которого судьба его страны, народа была определяющей чертой его личности.


Билет № 4 В. 1

Образ поэта и тема творчества в лирике А.С. Пушкина (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого)

Стихи о назначении поэта и поэзии занимают в творчестве Пушкина значительное место. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина тесно связана с темой свободы в аспекте свободы творчества. Вслед за Ломоносовым, Державиным и Радищевым Пушкин продолжает искать ответ на вопрос о предназначении поэта и о высокой роли творчества. Этой теме посвящены стихотворения: «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), «Памятник» (1836).

В «Разговоре книгопродавца с поэтом» поэт-романтик вступает в диалог с книгопродавцем. Диалогическая форма стихотворения передает конфликтность точек зрения на вопросы искусства. Книго­продавец становится носителем идеологии «века-торгаша», «века железного», в котором «без денег и свободы нет». Поэт пытается, в свою очередь, сохранить бескорыстность, свободу творчества. Но чтобы быть свободным, надо продавать свой труд:

Не продается вдохновенье,

Но можно рукопись продать...

Таким образом, становится совершенно очевидным факт зависимости свободы творчества поэта от публики.

В поисках защиты творческой свободы искусства от людской жестокости и пошлости А. С. Пушкин обращается к библейским мотивам, а его стихотворения приобретают философское содержание.

Стихотворение «Пророк» А. С. Пушкин пишет в 1826 году. В основу стихотворения автором положена библейская легенда. Но содержание легенды Пушкин переосмысляет и излагает по-своему.

Стихотворение начинается с чуда оживления одинокого усталого путника:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился...

И если путник опустошен и лишен определенной цели (он «на перепутье»), он бессилен («влачился»), то серафим в своем желании преобразовательной деятельности стремителен и энергичен («явил­ся»). Явление шестикрылого серафима на перепутье можно рассматривать как спасение путника от незнания, куда идти. Действия серафима поначалу носят осторожный бережный характер:

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он...

Моих ушей коснулся он...

Путник приобретает новые ощущения, у него рождается новое мировосприятие. Его зрение становится зорким, а слух сверхчувствительным. Герой стихотворения начинает испытывать страдания, так как «принимает» в себя весь мир, многозвучный и многогранный:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

Процесс превращения человека в поэта-пророка продолжается. Но теперь действия серафима становятся более решительными и беспощадными:

И он к устам моим приник

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный, и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

С какой же целью производит все эти болезненные превращения серафим? Какими качествами он хочет наделить будущего поэта? Миссия пророка прекрасна и страшна одновременно: «Глаголом жечь сердца людей...». Но за получение способности осуществлять столь важную миссию путнику придется отрешиться от трепетного чувства:

И он мне грудь рассек мечом

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Все эти преобразования должны привести к достижению цели: поэт становится пророком. Назначение

пророка - не быть равнодушным, учить других быть неравнодушными. Строки стихотворения «глаголом жги сердца людей» можно истолковать именно так: очищать мир " от скверны, лжи, предательства, низменных желаний. Слово поэта должно служить добру, пробуждать лучшие чувства в душах людей.

Стихотворение «Эхо» написано А. С. Пушкиным в 1831 году и занимает особое место.

В основу этого стихотворения положен миф о гневной богине Гере, которая велела нимфе Эхо молчать и отзываться на вопросы лишь повторением последних слов.

Поэт переосмыслил содержание мифа. Стихотворение построено как развернутое сравнение: поэт - эхо. Поэту и эху доступна связь с миром: легкость отклика, влюбленность во все голоса жизни. Нет предметов презираемых, отброшенных, все - поэзия. Способность поэта к восприятию многоликости мира объясняется любовью к миру, отзывчивостью. Поэт готов принять мир во всех его проявлениях:

Ревет ли зверь в лесу глухом,

Трубит ли рог, гремит ли гром,

Поет ли дева за холмом…

……………………………

Ты внемлешь грохоту громов,

И гласу бури и валов,

И крику сельских петухов...

Сочетания звуков контрастны, но все они открыты и доступны поэту и обнаруживают его могущество, всеведение. Но связь с миром оказывается односторонней, так как мир не шлет отзыва на по­этическое эхо:

Тебе ж нет отзыва... Таков

И ты, поэт!

Трагедия поэта состоит в том, что поэт влюблен в мир, открыт каждому его движению, но мир к нему равнодушен.

Пушкин приходит к выводу, что поэзия - трудное и ответственное дело, поэт отличается от простых людей тем, что ему дано видеть, слышать, понимать, предчувствовать и предвидеть то, что не может простой смертный. Своим даром поэт воздействует на простых людей, поэтому велика его ответственность перед обществом за то, о чем он будет писать и как будет воздействовать на умы и души своих читателей.

В сонете «Поэт» (1827) Пушкин высказал парадоксальное мнение о природе поэта: душа поэта не чужда ничему человеческому, он может быть погружен в суету мира. Но могучая сила вдохновения, действию которой подчиняется поэт, переводит его жизнь в другое русло, отрывает поэта от суеты. Само начало творческого процесса вдохновлено божеством, сопровождается пробуждением спавшей души поэта:

Но лишь божественный глагол

До слуха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел....

Еще одно условие для творчества - одиночество. В своем стремлении к одиночеству поэт не случайно выбирает «берега пустынных волн» - там легче претворять в стихи звуки и чувства, которые переполняют поэта.

В стихотворении «Поэт, и толпа» А. С. Пушкин поднимает проблему взаимоотношений: поэт - толпа. Поэтому для этого стихотворения выбрана диалогическая форма. В стихотворении вновь звучит тема творческой свободы. «Толпа» в стихотворении названа поэтом «чернью». Но это не «простонародье», не «черный народ», это светская чернь - петербургское окружение поэта в 1827-1837 годах. Именно они пытаются диктовать свою волю поэту, пытаются его заставить «петь» под их диктовку. «Чернь» ждет от поэта «смелых уроков»:

Мы малодушны, мы коварны,

Бесстыдны, злы, неблагодарны,

Мы сердцем хладные скопцы,

Клеветники, рабы, глупцы;

Гнездятся клубом в нас пороки.

Ты можешь, ближнего любя,

Давать нам смелые уроки...

Но толпа готова принимать «смелые уроки» не с целью меняться:

А мы послушаем тебя...

Поэт не берет на себя миссию исправления. К концу стихотворения цель поэзии, назначение поэта становятся очевидными:

Не для житейского волненья

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Утверждение красоты, божественного смысла, своего служения - так определяет свою позицию по вопросу о назначении поэта и поэзии А. С. Пушкин в 1828 году.

В 1830 году А. С. Пушкин вновь обращается к теме поэта и поэзии. Он пишет сонет «Поэту». Поэт становится «царем», он должен жить один и ни от кого не зависеть:

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

«Свободный ум» - гарантия верности пути поэта, он не должен обращать внимание на оценку его творчества.

В 1836 году А. С. Пушкин пишет стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», который принято называть «Памятником».

В конце жизни А. С. Пушкин осознает себя народным поэтом. Его «Памятник» в некоторой степени продолжает традиции Горация «Exigi monumentum» (то есть «Я воздвиг памятник»), Ломоносова и Державина.

Пушкин начинает свое стихотворение со сравнения: поэзия, нерукотворный памятник - и памятник, воздвигнутый в честь Александра I - Александровская колонна на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Различие не только в том, что созданное поэтом является нерукотворным творением в отличие от созданного монумента, но и в том, что поэзия является «непокорной» чьей-либо воле, она обладает независимостью, свободолюбием:

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит...

В то же время Пушкин дает конкретные характеристики настоящему творчеству, свою поэзию он называет «заветная лира», придавая ей тем самым любовь и задушевность. Не менее важным стано­вится и мотив бессмертия поэтического наследия. Главную причину своей долгой жизни в памяти народа Пушкин видит в добре «…чувства добрые я лирой пробуждал». Другим источником посмертной славы поэта становится прославление свободы: «восславил я свободу». И совершенно особое место занимает тема милосердия. Это милосердие к согрешившим, оступившимся, падшим.

Последняя строфа стихотворения подводит итог раскрытию темы поэта и поэзии во всем творчестве А. С. Пушкина. В конце стихотворения есть призыв поэта к его музе. Он просит ее быть послушной «веленью Божию», научиться не реагировать ни на обиды, ни на десть, ни на несправедливый суд. Таким образом, в конце своего творческого пути поэту удалось сформулировать основные требования к подлинной поэзии: свобода, независимость от мнения толпы, исполнение воли Бога.

Все творчество А. С. Пушкина можно назвать солнечным, светлым. Все темы и мотивы, нашедшие отражение в творчестве Пушкина, существуют в гармоничном единстве, создавая богатый ху­дожественный мир его лирики. И если после прочтения стихотворений А.С. Пушкина хоть кто-то станет лучше, чище, достойнее, это значит, что «чувства добрые» возобладают над злыми, а душа читателя, как и душа самого поэта, «встрепенется, как пробудившийся орел».

Ссылка в Михайловском (1824- 1826) В Михайловское Пушкин прибыл 9 августа 1824 года, но приезд домой был печальным, так как отец поэта взял на себя обязанности надзора за сыном; всё это вызвало ссору и отъезд из Михайловского отца, матери, брата и сестры поэта. Пушкин остался в одиночестве. После жизни на юге Михайловское стало прямо противоположным миром: вместо толпы знакомцев -- одиночество, вместо «кочевого» образа жизни -- устоявшийся быт:

… я от милых южных дам,

От жирных устриц черноморских

От оперы, от тёмных лож,

И, слава богу, от вельмож

Уехал в тень лесов Тригорских

В далёкий северный уезд,

И был печален мой приезд.

Основная сфера деятельности поэта в этот период -- литературное творчество. Деятельность переносится внутрь души. В этой концентрации поэта на себе самом сошлись воедино внешние и вынужденные обстоятельства биографии с внутренними и органическими потребностями творчества, и всё это окрасилось новым настроением благодаря смене впечатлений от окружающей природы (уехал из жаркого одесского лета в осенние северорусские леса). Атмосфера тихих провинциальных «дворянских гнёзд» создала особый тон его жизни в Михайловском и, конечно, перемены совершились в творчестве поэта.

За время южной ссылки Пушкин прочно овладел романтическим стилем, который предполагает самонаблюдение; создавая вымышленные ситуации и героев, поэт какие-то моменты живёт их жизнью и постепенно срастается с литературной маской («пленник», «беглец», «разочарованный», «мечтатель»). Однако романтическое поведение Пушкина отличалось своеобразием -- он менял такие «маски» (то «беглец», то «изгнанник», то «узник»). Эта его особенность привела к двум важным результатам. Во-первых, он получил возможность взглянуть на романтическую психологию извне, как на снятую маску и понять романтический характер. Во-вторых, оформился отказ от романтического эгоцентризма и появилась возможность учитывать чужую точку зрения. «Выработка игры стилями в жизни и игры стилистическими контрастами в поэзии имела общий психологический корень и общую цель -- путь к простоте»

Пушкин учится смотреть на мир глазами другого человека, менять точку зрения на окружающих и меняться самому. Такой взгляд на жизнь позволял находить красоту, истину, радость там, где романтик видит заурядность, рутину, пошлость. Пушкин заново увидел мир -- трезво, правдиво, безбоязненно.

Такое мироощущение вывело на первое место в творчестве Пушкина не столько лирику с её вынужденно индивидуалистичным лирическим «я», а эпические и драматические формы, где сталкиваются исторические силы. Литературные формы соответствуют пушкинскому ощущению себя не на границе мировых непостижимых стихий (как у романтиков), а в движении более реальных, но столь же мощных и неуклонных исторических сил.

Пушкин занимается изданием своих «Стихотворений Александра Пушкина», которые вышли в свет в январе 1826 г. (с эпиграфом из Проперция: «Юность поёт о любви -- муж воспевает тревоги», цензура разрешила книгу 8 октября 1825 г., но после 14 декабря эпиграф приобрёл опасное звучание). Через месяц книгу раскупили. Пушкин-лицеист превратился в большого русского поэта, автора поэм, трагедии, сборника лирических стихотворений. Сами поясняющие эпитета Пушкин-лицеист, Пушкин-младший, Пушкин-племянник теперь исчезли, остался просто Пушкин (а В.Л.Пушкин теперь стал называться дядя Пушкина). Он стал признанным первым русским поэтом. А.Дельвиг в письме от 28 сентября 1824 года пишет Пушкину, называя его великим: «Никто из писателей русских не поворачивал так каменными сердцами нашими, как ты». В.А.Жуковский в ноябре 1824 г.: «Ты рожден быть великим поэтом <…> По данному мне полномочию предлагаю тебе первое место на русском Парнасе».

Пушкин понимал, что его новое положение в литературе накладывает на него новые обязанности, прежде всего организатора литературного процесса. Он задумывает издавать толстый журнал. Но возможности такой, находясь в Михайловском, не имеет. Много читает, пишет, формулирует, подводит итоги.

Одной из главных тем лирики этого периода становится тема поэта и поэзии: «К Языкову», 1824, «Разговор книгопродавца с поэтом», 1824, «Подражание Корану», 1824, «Клеопатра», 1825, «Храни меня, мой талисман…», 1825, «Люблю ваш сумрак неизвестный», 1826, «Пророк», 1826. Поэзия понимается как особый дар человеку, явный как талисман и столь же загадочный. Смыл поэзии Пушкин понимает как пророчество.

Тема дружбы: «19 октября», 1825, «Анре Шенье», 1825. Дружба понимается в романтическом стиле как таинственный союз («он как душа неразделим и вечен»).

Тема любви: «Я помню чудное мгновенье…» 1825, «Анне Н. Вульф» 1825, «Ненастный день потух» 1824, «Сожженное письмо» 1825, «Желание славы»1825,«Признание»1826. Тема еще не утратила романтической тональности («гений чистой красоты»).Наиболее ярко выделяется послание «К К***» 1825. Это стихотворение -- гимн мощи и красоте чувства любви, непременного элемента полноценного человеческого бытия. Любовь не только обогащает, но и обновляет, преображает человека. Пожалуй, впервые в русской поэзии Пушкин так прямо связывает глубоко интимные переживания со всем духовным обликом человека.

Пушкин ещё продолжает использовать прежние романтические формулы, но уже рождается и новая поэзия -- философская лирика с внежанровыми лирическими стихотворениями: «Зимний вечер», 1825, «Зимняя дорога», 1826, «Няне».

Период романтизма завершился у Пушкина в Михайловском. Герои уже не являются рупором авторского голоса, если в «Кавказском пленнике» «уши» автора были видны в Пленнике, в «Цыганах» -- в Алеко, в «Борисе Годунове» почти не видны, так как герои отделились от автора. Далее наше внимание к биографии поэта станет значительно слабее, но сильнее внимание к героям, к поэтическим формам. В Михайловском к Пушкину приходит зрелость и ощущение своей высшей свободы и высшего могущества -- свободы и могущества творчества. «Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития, я могу творить»,-- писал он к Н. Н. Раевскому в июле 1825 года.

Вопрос об ответственности поэта перед своим народом волновал всех художников слова: Пушкина, Лермонтова и, конечно, Маяковского.

У Маяковского тема поэта и поэзии также занимает важное место. Он наряду с Пушкиным и Лермонтовым показывает образ поэта пророка, но также мы видим, что данный образ претерпевает изменения и становится больше похож на декабристский.

Думаю, что всем известно, что многие критики называют творчество Маяковского лишь пародией – пародией на творчество таких классиков, как Пушкин, Лермонтов. Но также имеются сторонники версии, что Маяковский является важным звеном в развитии русской литературы и слова. И в эту линию входят Пушкин – Некрасов – Маяковский.

Вопрос о роли поэта и поэзии находит отражение во многих стихотворениях Маяковского. При этом стоит отметить, что восприятие и принятие данной темы автором весьма статично и переменчиво. Маяковский раскрывает ее с разных ракурсов и сторон, показывая ее многогранность.

Свою роль в становлении поэтического наследия Маяковский поднимает в . Он приравнивает свои поэтические достижения к поэзии Пушкина:

«У меня,/ да и у вас, / в запасе вечность».

Поэт понимает, что при жизни к нему не придет народное признание, но потом они все поймут и прочувствуют его труд. Он утверждает, что его поэзия равна поэзии Пушкина и Некрасова. Говорит, что в его время страна стала «поэтами нища », потому что «надо, /чтобы поэт / и в жизни был мастак ».

«Только вот / поэтов, / к сожалению, нету –
Впрочем, может, / это и не нужно».

По подобию Пушкина, Маяковский затрагивает тему поэзии, как памятника и наследия. При этом требует себе памятник при жизни, а не после смерти, потому что «ненавидит /всякую мертвечину! // Обожает/ всяческую жизнь! »

Стихотворение «Разговор с фининспектором» продолжает раскрытие темы поэта и поэзии, при этом в нем Маяковский рассматривает ее с точки зрения не творчества, а великого труда. «Труд мой любому труду родственен » - этими словами автор ставит поэтический труд на одну ступень с физическим трудом. Он пытается показать, что создавать поэзию, это не просто складывание слов в рифму, а великий труд, требующий большой отдачи. Поэтому быть поэтом - отнюдь не легкая работа. Она сопоставима одновременно и с прыжком в неизвестность, и сложностью рабочий, добывающих радий:

Поэзия - /та же добыча радия.
В грамм добыча, / в год труды.
Изводишь / единого слова ради
Тысячи тонн / словесной руды.

А все потому, что слово требует взвешенного и бережного отношения. При этом каждое произведение должно быть по-своему новым и необычным. А это значит, что каждый раз поэт должен открывать в себе новые грани, затрагивая при этом еще не познанные темы: «Поэзия – вся – езда в незнакомое », «А что если я народа водитель и одновременно народный слуга? »

Главным долгом поэта, а значит и целью всей поэзии, Маяковский видел борьбу с мещанством, как негативным проявлением существующего мира:

Эти слова / приводят в движение
тысячи лет / миллионов сердца.
Долг наш - / реветь / медногорлой сиреной
в тумане мещанья, / у бурь в кипенье.
Поэт / всегда /должник вселенной, /
платящий / на го´ре / проценты / и пени.

Маяковский в стихотворении «Разговор с фининспектором» ставит тему поэта и поэзии на новый уровень, показывая умение стихосложения с точки зрения сложного, но имеющего огромное значение для народа и страны труда: «Нет! И сегодня рифма поэта – ласка и лозунг и штык и кнут ». Стихотворение является отражением размышлений Маяковского о месте поэта в рабочем строю:

У меня к вам / дело / деликатного свойства:
О месте / поэта / в рабочем строю.

Он укоряет фининспектора в том, что все считают «рифму – векселем», «строчку – распоряжением», и не видят в них душу и истинный смысл. При этом старается натолкнуть его на мысль, что народ, страну может спасти лишь поэзия:

Все меньше любится, /все меньше дерзается,
И лоб мой / время / с разбега крушит.
Приходит / страшнейшая из амортизаций –
амортизация / сердца и души.
Слово поэта - /ваше воскресение,
ваше бессмертие, гражданин канцелярист.

Безусловно Маяковский осознавал огромную важность собственной поэзии, но при этом видел, что его место «в ряду беднейших рабочих и крестьян»:

Нет! / И сегодня/ рифма поэта –
ласка, / и лозунг, / и штык, / и кнут.

Понимая назначение своей поэзии, Маяковский подчеркивал насколько она отличается от лирической. Особенно это противопоставление заметно в стихотворении «Сергею Есенину». Подчеркивая отличие поэзии Есенина от его испепеляющих стихов, Маяковский в то же время жалеет Сергея Александровича. Маяковский считал, что Есенин не мог жить и писать иначе под воздействием богем, поэтому не сумел раскрыть всего себя:

Заменить бы вам / богему / классом,
Класс влиял на вас, / и было бы не до драк.

По мнению Маяковского, одной из причин гибели Есенина послужила невозможность самовыражения:

Может, /окажись / чернила в «Англетере»,
вены / резать / не было б причины.

Также в стихотворении Маяковский отмечает личностное отношение к творчеству Есенина: ему дороже не нежность и красочность, ценимые поклонниками, а сила, крепость, способность не только «воспевать жизнь, но и участвовать в ее переделке». Он принимал лишь одну активную жизненную позицию, с целью разгона таких «друзей», как Собинов, Коган:

Надо / жизнь / сначала переделать,
переделав можно воспевать.

В произведении «Необычайное приключение бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» мы вновь видим новую грань раскрытия темы. При помощи эффекта гиперболизации Маяковский в стихотворении бросает вызов солнцу. Подчеркивая этим личное понимание поэзии, как выполнения социального заказа Роста:

Про то, \ про это говорю, / что де заела Роста.

И как не странно солнце понимает труд поэта потому, что и ему светить трудно. Они переходят на «ты», осознавая свою близость – оба, поэт и солнце, противостоят тьме. И если нет Солнца, то души озаряет поэзия:

Светить всегда, /светить везде,
до дней последних донца, светить –
и никаких гвоздей! / Вот лозунг мой \
и солнца!

Маяковский хотел быть понятым если не современниками, то хотя бы потомками. Это стремление он отразил в поэме «Во весь голос». Ее смело называют поэтическим завещанием творца:

Я к вам приду / в коммунистическое далеко
не так, / как песенно-есенинский провитязь.
Мой стих дойдет / через хребты веков
и через головы / поэтов и правительств.

Поэт пытается подвести свое творчество к итогу. Задается вопросом, что сделает его творчество бессмертным. Хочет объяснить, почему он намеренно выделялся из числа своих современников-поэтов, «поэтов чистого искусства». Причину он видит в своем стремлении отразить грубую действительность:

И мне / агитроп / в зубах навяз.
И мне бы / строчить / романсы на вас –
доходней оно / и прелестней.
Но я / себя / смирял, / становясь
На горло / собственной песне.

Маяковский указывает, что поэзия должна отражать и освещать насущные проблемы дня. Он следовал этой цели, поэтому верит, что рано или поздно истинная самобытность его творчества будет понята:

Мой стих/ трудом / громаду лет прорвет
и явится / весомо, / грубо, / зримо,
как в наши дни / вошел водопровод,
сработанный / еще рабами Рима.

Верил в признание, но и был готов к тому, что его забудут:

Стихи стоят / свинцово-тяжело,
готовые и к смерти / и к бессмертной славе.

Маяковский подчеркивает партийность и классовость своего творчества, его связь с народом:

Пускай нам / общим памятником будет
построенный / в боях / социализм.

Маяковский – поэт, необычайно чувствовавший время, поэт, ценящий верность высокому долгу творчества. После его смерти М. Цветаева написала: «Боюсь, что, несмотря на народные похороны… Россия до сих пор еще не поняла, кто ей был дан в лице Маяковского » Это является подтверждением слов Маяковского, что лишь после смерти спустя годы – его творчество обретет истинное признание, а современники ценность пока не осознают.