Читайте текст, стараясь экономно распределять выдох. Дыхание добирайте только в конце сточки.

Твердо запомни, что, прежде чем слово начать в упражненьи, Следует клетку грудную расширить слегка и при этом Низ живота подобрать для опоры дыханью и звуку. Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны. Каждую строчку стихов говори на одном выдыханьи. И последи, чтобы грудь не сжималась в течение речи, Так как при выдохе движется только одна диафрагма. Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей: Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи. Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было: Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных; Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен; Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком - Голос и в тихом звучаньи должен хранить металличность. Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и на громкость, Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука: Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался, Выдох веди экономно - с расчетом на целую строчку. Собранность, звонкость, полётность, устойчивость, плавность - Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненьи.

По классическому определению Гарсиа, под регистром подразумевается ряд последовательных и однородных звуков, производимых действием одного и того же механизма. Существует два однородных способа звукообразования: грудной и фальцетный (фистула): грудной – полное замыкание голосовой щели, связки вибрируют всей своей массой, гортань занимает относительно низкое положение. С акустической стороны наблюдается большое богатство звука обертонами, их сила; фальцет – замыкание голосовой щели неполное, вибрируют лишь края связок. С акустической стороны звук гораздо беднее обертонами, чем грудной. Чистый фальцет как регистр профессионального оперного пения в расчет не принимается. Грудной регистр подразделяется на три подрегистра: грудной, медиум (микст), головной. У мужчин их два: грудной, головной. У женщин – три: грудной, микст, головной. Микст – это плавный переход от грудного звучания к головному и фальцетному (смыкание связок занимает серединное положение). При миксте работают и грудной, и головной резонаторы. В этой работе (над микстом) очень важен слуховой контроль и поиск удобства в ощущениях. Певец должен избежать переломных нот, выравнивая голос посредством хорошо контролируемого дыхания и еле заметного изменения гласного звука в смысле более темной его окраски, называемого “прикрытием” гласного, поэтому есть термины “открытые” и “прикрытые” звуки. Прикрытый звук – это звук более округленный по тембру с максимальным использованием верхних и нижних резонаторов и одновременным сохранением чувства опоры. Прикрытые звуки легче воспроизводятся, если глотка в меру расширяется, а гортань опускается ниже её нормального положения, то есть сохранением при пении вокального зевка. Сглаживание, выравнивание звуков делается заблаговременно с более высоких или низких нот. Злоупотребление открытым (белым) тембром, являющееся следствием неправильного формирования звуков в начальном периоде обучения, – есть одна из главных причин преждевременной гибели многих голосов. Особенно вредно пение открытым тембром для мужских высоких голосов. Певицы, злоупотребляющие открытым звуком, скоро обнаруживают склонность к детонированию, тремолированию звука и быстрому изнашиванию голоса. Из брошюры Фучито и Бейера мы знаем, какую большую ежедневную работу проделывал Карузо (!) для выравнивания регистров и придания округлости звукам, в особенности на трудном переходном регистре. О чем должен помнить начинающий, чтобы осилить эту задачу? 1. Следить за тембром голоса на средних (примарных) тонах. Окраска его должна быть приятная, округленная, не перекрытая, но и не открытая (белая). 2. Следить за правильностью, ровностью переходных тонов среднего регистра, не разрешать себе, своему голосу ломаться, изменяться – это обеспечивается смешиванием головного и грудного звучания. 3. Следить за тем, чтобы окраска звука была светлая и звонкая. Темная и блеклая делает звук глухим и тусклым. Гарсиа говорит, что при правильном звуке должна быть: a) низкая гортань, b) ложечкообразная форма языка, c) высокое мягкое небо. А теперь суммируем все сказанное. Какие требования должен выполнять, Какие навыки должен вырабатывать начинающий? 1. Стойте во время пения удобно на двух ногах. Обязательно держите корпус прямо, а плечи развернутыми, голова должна быть в нормальном, свободном состоянии. Эти условия необходимы для того, чтобы на все мышцы и мускулы тела поющего была равномерная нагрузка, что достигается естественностью и активной свободой тела. 2. Никогда не пойте на полный желудок, так как он лишает диафрагму свободы и подвижности, “подпирает” ее снизу. Надо, чтобы между плотной едой и занятиями пением была пауза не меньше часа. Педагог И.П. Прянишников считает, что пение с полным желудком может дать эффект “качания звука”. 3. Дыхание не должно быть шумным, призвуки при взятии дыхания недопустимы. 4. Для начинающих дыхание лучше брать одновременно носом и ртом или через нос с открытым ртом, это дает лучшее раскрытие гортани (. И, кроме того, этот вид дыхания (рот + нос) менее шумный. В паузах, по возможности, дышать носом, чтобы дать слизистым, которые сохнут при дыхании ртом, увлажниться. 5. Брать полный объем воздуха (нижние ребра, диафрагма), но не перебирать, так как перебор дыхания может дать зажатие. Все должно быть естественно, без чрезмерностей. 6. Не вдыхайте до конца весь воздух, так как это тоже нарушает свободу и естественность. От умения расходовать дыхание зависит красота звука, полноценность художественного воплощения, долговечность голоса. Следует с самого начала обучения усвоить два правила: не перебирать при вдохе, не “выжимать” при выдохе. 7. Оканчивая звук, ученик не должен выпускать остаток воздуха быстрым опусканием груди или расслаблять диафрагму, то есть должен сохранять “вокальную форму” тела в паузах между выдохом и новым вдохом, что гарантирует ровность и опорность звука. 8. Следите, чтобы пауза между вдохом и началом звука (выдохом) была мгновенной, но помните, что это мгновенная “задержка” дыхания чрезвычайно важна: а) она организует выдох; б) способствует тому, чтобы не было придыхания, которое сушит горло и мешает точному интонированию и точной атаке звука; в) препятствует тому, чтобы не вырывался воздух г) с призвуком “Х”; д) устраняет потерю дыхания в начале фразы; е) мгновенная задержка перед выдохом – это момент готовности, скоординированности всех органов, объемов звукообразования. 9. Никогда не тренируйте певческий выдох без начала звука, хотя бы скажите слово, спойте один звук. 10. Вдох производить не в последний момент, а чуть-чуть раньше. 11. Вдыхать по возможности незаметно для глаза и слуха слушателей. 12. Стараться выработать длительное дыхание (певческий выдох), чтобы сделать фразировку красивой, а не разрывать ее частыми дыханиями. Частое возобновление дыхания приводит к потере кантилены, разбивает целостность. 13. Дыхание берется в паузах или в тех местах, где оно не противоречит музыкальному или литературному тексту. 14. Не надо забывать, что дыхание – это еще и средство выразительности: а) веселая музыка – легкое, быстрое дыхание; б) драматическая музыка – тяжелое, медленное дыхание; в) страстная музыка, передающая страдания – дыхание прерывистое, шумное. Но в любом случае исполнитель не должен забывать, что дыхание – это фундамент пения и не надо увлекаться сценической изобразительностью во вред певческому дыханию, его объему, его рабочей активности. 15. Запрещается утомление при дыхательных упражнениях, так как утомленное дыхание вызывает дрожание звука (барашек в голосе). 16. Уметь пользоваться любой паузой, чтобы передохнуть, снять утомление, возобновить активное полноценное дыхание. В результате такой кропотливой работы над построением своего “музыкального инструмента” – тела, над сложной координацией многочисленных мышечных и психических процессов при звукообразовании серьезный, умный, терпеливый, талантливый музыкант бывает вознагражден успехами, дающими радость и ему, и слушателям. Казалось бы, теперь надо переходить к главе “постановка голоса”, но я считаю, что вам, дорогой читатель, сначала надо подробнее рассмотреть свой артикуляционный аппарат, что поможет лучше понять требования дальнейшей работы.

При подготовке материала использовалась книга Кацудзо Ниши «Энергетическое дыхание».

Что такое резонаторы?

Звуки, рожденные на уровне голосовых складок от их взаимодействия с дыханием, распространяются по воздухоносным полостям и тканям, лежащим как над голосовыми складками, так и под ними. Приблизительно до 80% энергии певческого звука гасится при прохождении через окружающие ткани, растрачивается на их сотрясание (вибрацию). В воздухоносных полостях (в надскладочном и подскладочном пространстве) звуки претерпевают акустические изменения, усиливаются. Поэтому эти полости называются резонаторами. Различают верхние и грудные резонаторы. Верхние резонаторы – все полости, лежащие выше голосовых складок: верхний отдел гортани, глотка, ротовая и носовая полости и придаточные пазухи (головные резонаторы). Глотка и ротовая полость формируют звуки речи, повышают силу голоса, влияют на его тембр. В результате головного резонирования голос обретает “полетность”, собранность, “металл”. Эти резонаторы являются индикаторами (указателями) правильного голосообразования. Грудное резонирование сообщает звуку полноту и объемность звучания. Злоупотребление грудным резонированием отяжеляет звучание и может привести к “качанию” звука и понижению интонации.

Задание - придумать свои интерпретации по дыхательным упражнениям

Подготовить небольшое сообщение о видах дыхания в общем

Зачем настоящие йоги используют пранаямы, замедляющие дыхание? Тут схема очень проста. Страх вызывает кислородное голодание; в гневе оно учащается – это приводит к спазмам. Если ты в состоянии стресса – дыхание сбивается, легкие недополучают кислород, и, как следствие, появляются темные круги под глазами, бледность и проблемы с сердечной деятельностью. Одним словом, два простых действия – вдох-выдох – играют очень важную роль. Осталось научиться правильно дышать. Правильное, оздоровляющее человека дыхание состоит (как и работа сердечной мышцы!) из трех фаз: 1) непроизвольного бесшумного вдоха (обязательно через нос); 2) выдоха; 3) краткой паузы - передышки. Все три фазы одинаково важны, одинаково целесообразны. Во сне здоровый человек дышит рационально, оптимально естественно. Во сне происходит эффективный газообмен, причем дыхание сознательно не контролируется, а управление этим процессом целиком передается дыхательному центру. Обратите внимание, что и в спокойном состоянии человек дышит трехфазно. Выдох занимает около одной секунды, затем следует пауза - около полутора секунд - и возврат дыхания (вдох) - около секунды. Проследите за своим дыханием. Для этого сядьте удобно, расслабьтесь и осознавайте то, как вы дышите. Но не пытайтесь сознательно вмешиваться в процесс дыхания. Эти три фазы представляют собой дыхательный цикл, повторяющийся у нетренированного человека в среднем 16 раз в минуту, а у тренированного – примерно 8-10 раз в минуту. Все три фазы всегда присутствуют в акте дыхания, но их временное соотношение изменяется в зависимости от вида и интенсивности нагрузок. Таким образом, правильное дыхание естественно, во-первых, потому, что здоровые люди во сне и в спокойном состоянии дышат именно так. Во-вторых, потому что только натренированное трехфазное дыхание в максимально возможной степени обеспечивает работоспособность организма практически в любых условиях (это и физические нагрузки, и удушливая атмосфера комнаты для проведения совещаний, и непроветриваемое школьное помещение, это и пение, и речь). В-третьих, это дыхание комплексное, оно укрепляет сразу все органы человеческого тела, связанные с дыханием (голосовой аппарат, легкие и диафрагму). И, наконец, в-четвертых, после овладения навыками "правильного" дыхания (последнее достигается достаточно просто и быстро), человек уже не может дышать "неправильно", новый стереотип дыхания становится для него и потребностью, и привычкой. Заниматься дыхательной гимнастикой нужно регулярно, как минимум 10-15 минут два-три раза в день. Эффективность зависит от сосредоточенности на процессе. Делать упражнения на автомате бессмысленно. Требуется полная концентрация. Думать разрешается только о теле, собственных ощущениях и непосредственно о технике. А о работе, любви и вообще о жизни предлагается забыть. Совсем! Поэтому закрывай глаза, чтобы ничто не отвлекало, и развивай воображение. На вдохе представляй, как энергия устремляется в легкие. После вдоха – как она распределяется по всему телу. А на выдохе расслабляйся, медленно выводя из организма шлаки и плохое настроение.Теперь – практическое пособие - комплекс упражнений для отработки навыков правильного дыхания. 1. Сесть на пол, выпрямив спину и скрестив ноги. Руки вытянуть перед собой и сомкнуть. Затем поглубже вдохнуть, отводя при этом плечи назад и касаясь руками груди. Возвращаясь в исходное положение, плавно выдохнуть. Выполнить 10 раз. 2. Сесть на пол, скрестив ноги, а руки сомкнув на голове ладонями вверх. Глубоко вдохнуть, медленно поднимая руки над головой. Опуская руки, произвести плавный выдох. Выполнить 10 раз. 3. Лечь на живот, вытянув руки вдоль туловища. Прогнуться, приподнимая руки, ноги, голову и грудь, осуществляя при этом глубокий вдох. Возвращаясь в исходное положение, плавно выдохнуть. Выполнить 10 раз. 4. Лечь на спину, положив руки вдоль туловища ладонями на пол, а ноги сомкнув. Затем сесть, помогая себе руками. Прогнуться назад, выполняя при этом глубокий вдох. Возвращаясь в исходное положение, плавно выдохнуть. Выполнить 10 раз. 5. Лечь на спину, как в предыдущем упражнении, но немного согнув ноги. Приподнять живот, помогая себе плечами и не отрывая ступней от пола, осуществляя при этом глубокий вдох. Возвращаясь в исходное положение, плавно выдохнуть. Выполнить 10 раз. 6. Встать, установив ноги на ширину плеч и вытянув руки перед собой. Приступить к осуществлению глубокого вдоха. Затем, не останавливая вдох, поднять руки над головой в стороны. Опуская руки, начать выдох и продолжать его до времени достижения руками уровня плеч. После чего задержать выдох, но продолжить опускание рук, лишь затем завершив выдох. Выполнить 10-15 раз. 7. Встать, раздвинув ноги шире плеч. Сначала вдохнуть, а приступая к упражнению, начать осуществление плавного выдоха. Завершив выдох, установить руки на бедра, делая медленный и глубокий вдох через нос, стараясь как можно больше выпятить грудную клетку. Затем медленно выдохнуть. Выполнить 10-15 раз. Большинство из нас дышит неправильно, используя лишь незначительную часть объема своих легких. Наше дыхание поверхностно, в результате чего тело и мозг испытывают кислородное голодание, хотя этому нет никаких причин, поскольку в окружающем нас воздухе имеются неисчерпаемые запасы кислорода. Результатом поверхностного дыхания является скопление застоявшегося воздуха в нижних отделах легких. Это приводит к различным заболеваниям, в частности к туберкулезу. Поэтому давайте научимся дышать правильно и приобретем хорошее здоровье.

Муниципальное образовательное учреждение

«Саринская средняя общеобразовательная школа»

Система тренировочных упражнений

по формированию навыка чтения целыми словами

Мухаметшина Флюра Сагитовна

учитель начальных классов

2006 г.

Введение

I. Обучение динамическому чтению.

II. Система тренировочных упражнений по формированию чтения целыми словами.

    Чтение блоков.

    Отработка дикции.

    Развитие оперативной памяти.

    Интонационная разминка.

а) интонации,

г) громкость,

д) логическое ударение,

е) жесты и мимика.

III. Совершенствование техники чтения про себя.

IV. Нетрадиционные приемы развития устной речи.

V. Упражнения для развития сознательного чтения.

VI. Разработки уроков по чтению.

      Звуки [ф], [ф`], буквы Ф, ф. 1 класс.

      Знакомство с произведениями Л.Н.Толстого для детей. 1класс.

      В.Ю. Драгунский. Заколдованная буква. 3 класс.

      С.В. Михалков. А что у вас. 2 класс.

      В.В. Голявкин. Никакой я горчицы не ел. 4 класс.

Введение.

Перед нами, учителями начальных классов, стоит задача - научить детей читать в темпе разговорной речи (от 120 до 170 слов в минуту) к концу IV класса. Плохое чтение, заниженная, по отношению к оптимальной скорость влекут за собой почти все беды школьной системы, то есть скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость, поддержание интереса на уроках, усидчивость, удовольствие от чтения книг.

Многолетний опыт показывает, что дети продолжают хорошо учиться (на 4 и 5) в старших классах, если IV класс они закончили, имея навык чтения от 100 до 170 слов в минуту.

В данной работе приведен набор практических действий по развитию техники чтения, которые, по мнению автора, дают наиболее эффективные результаты в данном направлении. Эта работа проводится в МОУ «Саринская средняя общеобразовательная школа» с первых дней обучения учащихся в школе.

I . Обучение динамическому чтению.

Динамическое чтение – это чтение только глазами. Поэтому начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти, внимания, этому способствует так называемое «фотографирование» различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся за одну секунду должны запомнить всё, что изображено на картинке – «сфотографировать». Одну секунду можно отмерить, произнося число двадцать один про себя.

Если учитель начинает работу в 1 классе, то по мере того, как дети будут знакомиться с буквами и учиться читать, можно предлагать следующие задания:

    Найди лишнюю букву (сфотографируем)

а, о, в, у, и.

    Найди лишний слог:

бо, но, ро, мы, со, ко.

3.Найди лишнее слово:

река слон мала

речка лев моль

ручей мак мела

ручка тигр мила

4.Раздели слова на 2 группы:

корова заяц ленивый

соловей горох смелый

коза ёжик честный

ворона медведь жадный

овца капуста добрый

сорока волк трусливый

5. Из какой сказки слова?

Я – мышка – норушка …

Бежит молочко по вымечку…

Постепенно задание усложняется. Очень хорошо развивает поле зрения таблицы Шульте.

По такому же принципу изготавливаются карточки с алфавитом. Ученики считают (читают) про себя, указывая карандашом цифры (буквы).

II. Система тренировочных упражнений по формированию

чтения целыми словами.

Задачи: Отработка навыка чтения целыми словами, сведения к минимуму ошибок при чтении, осознанность чтения, выразительность чтения.

Упражнения занимают 10 – 15 минут уроков чтения.

Виды упражнений:

    Чтение блоков.

    Отработка дикции.

    Развитие оперативной памяти.

    Интонационная разминка.

1. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

(Задача – умение ровно и глубоко дышать – владеть дыханием и умение говорить звонко, громко, но без крика).

1. Задуйте свечи.

    Сделайте глубокий вздох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

    Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

    Представьте, что перед вами именинный пирог(торт). На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

2. Побрызгайте бельё водой (в один приём, три, пять)

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

3. В цветочном магазине.

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений.

Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2 – 3 раза).

4. Выдох со счетом.

Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

Использование скороговорки (хором):

Как на горке, на пригорке

Стоят 33 Егорки.

(глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка…

(и т.д. до полного выдоха)

5. Медвежата.

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, четко произнося [м].

Мам, меду б нам,

Мам, молока бы нам.

6. В лифте.

Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этаж. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.

7. Лисичка – сестричка.

Представьте, что вы хитрые лисички и хотите у вороны стащить сыр. Слова нужно произносить тоненьким голосом.

2. Чтение блоков.

Тренировка речевого аппарата, раннее выявление дефектов речи, отработка навыка чтения целыми словами.

Буквосочетания или блоки записываю на доске в столбик или ряд. Материал для блоков – это наиболее часто встречающееся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями.

1) Слитное прочтение двух рядом стоящих букв .

(Первая группа блоков)

а) Ай уа ау иа ея ия ао яя яю ее ею

еу ад аж ай ам ан ар ах! ей ел ем

ед еж ек иж из ик ил им иф их ой!

ом он ос от ох ош уж ум ус ух! эй!

эх! юг юз юм юн яд як ял ям ян яр

б). ба бы бэ-э-э во! вы га да до же за

ка ли лю ля ми му-у-у мы мэ-э-э на

не ни но ну по ра ре си су та те

то ту ты тю! фа фу! ха! хе! че шу ша!

щи бр-р-р кшш…тшш… тсс

в). ай-ай ей-ей ек-ек ой-ой! во- во!

га-га-га! да-да-да! эй-эй!

ну-ну! то-то хе-хе-хе ха-ха-ха!

ба-ба дя-дя па-па ма-ма.

При прочтении этих блоков начинается обучение понятию ударения, ударного слога и отработка различных вариантов звучания слова при изменении ударного слога. Также при чтении всех блоков обычно берутся разные интонации чтения, т.е. один и тот же блок мы с ребятами читаем, например, интонацией перечисления, вопросительной, удивления и т.д.

2) Чтение трехбуквенных сочетаний и слов.

(Вторая группа слов)

а). Ага бай сам шар пах

аут баз бык бэр вон

выя дар дом бей ели

ему зея сею уже зал

ива тик хил зим лиф

тих бия кар лих люк

лят миф мул мыс мэр

нас нет нищ нот гну

бой лом сон ост лот

мох бош пол Юра рек

оси суп эта тел тот

эту тыл тюз ума муж

кум рус дух Уфа Уфу

уха уже чек чуб шаг

щит эхо юга тюз юму

дюн яды яку мял яма

б). Аа – ага – яга – яма – ява – Яна

ад – сад – суд – сед – дед – бед

ай – бай – рай – лай – лей – лес

ам – сам – эам – там – нам – наш

ар – шар – кар – кур – рук – рак

ах – пах – пат – мат – мад – май

ау – ату – туш – уши – шин – шит

ау – аут – шут – шуб – шум – ума

ба – баз – бал – бел – бег – бес

в). бэ – бэр – бор – бур – бут – бус

во – вон – вот – воз – вол – эол

вы – выя – выл – вил – вал – дал

га – газ – гаи – уаз – азы – азу

да – дар – дыр – рыб – раб – рыл

до – дом – дон – док – око – мод

ей – бей – пей – пел – пил – пир

ел – ели – дел – мел – сев – тел

ем – ему – тем – там – том – сом

ей – Зея – шея – шеи – шею – шеф

ею – сею – сою – пою – пой – поп

же – уже – ежу – еду – ежи – жив

за – зал – зав – зам – зад – зуд

иа – ива – Ира – Раф – риф – рис

ик – тик – так – мак – лак –Тит

ил – хил – вил – жил – зил – бил

им – зим – ими – иди – или – ила

иф – лиф – мек – лук – луч – луб

их – тих – тис – тип – туп – топ

Ия – бия – яик – яки – яги – гид

ка – кар – жар – жир – жор – гор

ли – лих – тих – тех – мех – мох

г). лю – люк – кки – Луи – луц – лиц

ля – ляп – лэп – лип – лис – сил

ми – миф – мир – мор – мур – муз

му – мул – нул – луг – луч – куч

мы – мыс – мыт – мот – мое – мой

мэ – мэр – рем – ром – рос – рощ

на – нас – сан – сап – нес – сел

не – нет – нее – ней – нем – ним

ни – нищ – нив – нов – ног – Ной

но – нот – тон – той – тор – тощ

ну – гну – гни – ген – вен – век

ой – бой – бои – мой – мог – мол

ом – сом – лом – том – ком – пом

он – сон – кон – тон – оно – они

ос – ост – сто – дос – дом – ома

от – лот – пот – мот – тот – рот

ох – мох – мух – охи – ахи – мах

ош – бош – бот – бог – бок – док

по – пол – пал – мал – дал – жал

ра – Юра – эра –рак – рок – роз

ре – рек – век – вак – ваз – воз

си – оси – сив – сиг – миг – маг

су – суп – сук – сок – ток – так

су – сук – суп – щуп – щук – щек

та – эта – эра – раб – рад – род

те – тел – тол – вол – дол – дел

то – тот – тут – аут – кут – кум

ту – эту – туя – туф – тур – бур

ты – тыл – пыл – пол – гол – год

тю – тюз – тоз – туз – узы – зуб

уа – ума – ура – мак – рак – так

уж – муж – луж – лыж – пыж – паж

ум – кум – ком – кот – кол – кал

ус – рус – усы – сыр – сер – сет

ух – дух – худ – уха – ура – ума

фа – Уфа – фат – фар – фил – Фил

фу – Уфу – фут – Фет – фен – фон

ха – уха – рам – Рим – ран

хе – ухе – ухо – хор – ход – вод

че – чуб – чур – Чук – чик – чин

3). Чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных в конце слова.

(Третья группа блоков)

а). Бокс борт борщ верх волк

гонг диск Ейск зюйд Иезд

Лувр люфт лязг матч мозг

нерп порт корт пунш Рижт

факт финт фунт

шурф щедр

б). Акт акр барс болт Вахш винт

герб горд горн ГОСТ гурт дерн

зонд зонт корт лифт лярд морж

пуст путч ринг ромб рост сорт

фонд форт цинк шарф шест шелк

Фразы для чтения.

Морж мерз, но полз.

Майкл ел борщ и торт.

На борт жал болт.

4). Чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова.

(Четвертая группа блоков)

Для успешного прочтения слов данной группы важно объяснить детям, что все согласные в начале слова необходимо прочитывать в один прием.

Блок блях барк взор ВГИК вжик!

влип враз врач вред все втуз

Где глуп граф грач грех гриф

Джаз дни дней дроф друг ждал

Жрец звон злой знак зной клев

Клич клуб клюв ключ кляк КМА

Фразы для чтения.

Её плащ был плох.

Класс встал у парт.

Мой друг щедр.

5).Чтение наиболее трудных однослоговых слов .

(Пятая группа блоков)

Вверх взмах взнос взмыл вклад

гвалт тракт Днепр Днестр дрозд

монстр перст пёстр пункт склад

смысл спорт столб страж треск

хвост Холмс штамп штурм

Значение слов, доступных пониманию, учитель объясняет сам в ходе чтения. Значения отдельных слов предлагает выяснить в словаре дома и сообщить на следующем уроке. Объясняя значения слов, ребята пополняют свой активный словарный запас.

6).Чтение двуслоговых слов.

(Шестая группа блоков).

Особое значение имеет навык определения ударного слога в любом слове по слуховому восприятию. Поэтому в словах, значение которых ещё не выяснено, указывать ударение и делить на слоги вертикальной линией.

Аббат бедных браво велю

абсурд без фар брикет венки

Аган белый бронза верни

ажур бизон бронхит верхи

Акбар броню броню весна

Фразы для чтения.

Я вверх вез хлеб.

Жнец ждал.

Плох дом.

На наш дом грач сел.

7).Чтение слов с твердыми и мягкими согласными.

(Седьмая группа блоков)

При чтении слов данной группы необходимо ещё раз напомнить функциональное значение твердого знака.

Мы взгрустнули, видя с ели

Как внизу другие сели

сели – съели

Семка – съемка

приезд – съезд

прием – объем

веду – въеду

взял – изъял

Фразы для чтения.

Он вел коня, потом въехал во дворец.

Наша съемка объекта была изъята.

Слова с мягким знаком на конце.

Быт – быть ест – есть вонь – вон

гость – ГОСТ мел – мель даль - дал

ел – ель пусть – пуст кровь – кров

плот – плоть тронь – трон рис – рысь

Фразы для чтения.

Не лезь вглубь – там грязь.

Шли сквозь огонь, сквозь пыль.

На следующем занятии предлагаются для чтения пары слов с разделительным мягким знаком.

Бабе – бабье семя – семья

Коля – колья чего – чьего

дарю - Дарью браня – враньё

8). Чтение слов и словосочетаний до трех слогов.

(Восьмая группа блоков).

Адская датская домашний

акция деньжата артистка

амплуа дибазол ассорти

знание водная вольница

горячка заморозь епископ

изморось качели лошади

коробка корзина машина

Программа: «По тропе знаний» Цель программы: создание системы обучения и воспитания для формирования интеллектуальной инициативы... качеств. Осваивать навыки по самостоятельному выполнению упражнений дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз. Ноябрь...

  • Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования 2 17

    Программа

    Ду обучения предполагает формирование целостных (синтетиче­ских) приёмов чтения слов (чтение целыми словами ), интонаци­онное объединение слов в... осанки, плоскостопия, зрения; выполнять упражнения дыхательной гимнастики , психо­регуляции; составлять при...

  • Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися ооп система оценки достижения планируемых результатов ооп содержательный раздел

    Пояснительная записка

    ... слов . Чтение Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами ... навыки по са мостоятельному выполнению упражнений дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз...

  • Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии серия «Практикум по психологии»

    Документ

    Темп чтения и овладеть приемами более продуктивного чтения . Цель занятия. Обучение некоторым тренировочным упражнениям в целях повышения скорости чтения . Оснащение...


  • Дыхательная гимнастика.
    При выполнении дыхательных упражнений следует обратить внимание на то, что ребёнок в силу анатомических особенностей почти не может увеличить объём каждого отдельного вдоха, поэтому усиление газообмена обеспечивается значительным учащением дыхания. Физические упражнения, подвижные игры, дыхательные упражнения способствуют углублению дыхания, развитию и регуляции газообмена на более высоком уровне. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизиро-вать детей на уроке. Все упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке, окне, фрамуге.
    Чудо – нос.
    После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание.
    Носиком дышу, дышу свободно, глубоко и тихо,
    Как угодно.
    Выполню задание,
    Задержу дыхание…
    Раз, два, три, четыре –
    Снова дышим: глубже, шире.
    Охота.
    Дети закрывают глаза. Охотники по запаху должны определить, что за предмет перед ними (апельсин, духи и т.д.)
    Ныряние.
    Нужно два раза глубоко вдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не ды-шать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребёнок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», выныривает.
    Упражнение рекомендуется выполнять между различными дыхательными комплексами, чтобы избежать головокружения.
    Шарик.
    Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счёт -1, 2, 3, 4 – дети делают 4 глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают.
    Скороговорки.
    -музыкальные.
    После глубокого вдоха поётся любой слог. Важно стараться петь на одном дыхании и делать вдох лишь тогда, когда воздух полностью заканчивается.
    -речитатив.
    Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании. Когда воздух заканчивается, ребёнок должен запомнить сколько Егорок он назвал.
    « На Егорке возле горки жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…»
    Каша кипит.
    Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово «пых». Повторить 8 раз.
    Ветерок.
    Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох (подул тихий ветерок).
    Можно взять полоску бумаги и дуть на неё легонько.

    Введение в структуру урока физминуток является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей. При этом не следует пренебрегать проведением утренней гимнастики до занятий и организацией подвижных перемен. И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей. Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в работе не только врачей, но и педагогов.

    Гритчина Ирина Михайловна-учитель начальных классов МОУ "Яйская средняя общеобразовательная школа №2"Кемеровской области, п.г.т. Яя.


    Полный текст материала Дыхательная гимнастика смотрите в скачиваемом файле .
    На странице приведен фрагмент.

    Дыхательные упражнения используются для восстановления и совершенствования навыков дыхания. Статические дыхательные упражнения выполняются без движения конечностей и туловища, а динамические - сопровождаются движениями.

    Правила дыхания при выполнении упражнений

    Подняли руки вверх и в стороны; отвели руки назад - делаем вдох.

    Свели руки перед грудью и опустили вниз - выдох.

    Наклонили туловище вперед, влево, вправо - делаем выдох.

    Выпрямляем или прогибаем туловище назад - вдох.

    Подняли ногу вперед или в сторону, присели или согнули ногу к груди - выдох.

    Опустили ногу, отвели ее назад, выпрямили из приседа делаем вдох.

    Если при выполнении упражнения сложно определить начало вдоха и выдоха дышим равномерно, не задерживая дыхание.

    Ветер сверху набежал, Ветку дерева сломал: «В-в-в-в!»

    Дул он долго, зло ворчал И деревья все качал: «ф-ф-ф-ф» (Вдох. Выдох. Вдох. Выдох.)

    Гудок паровоза

    Через нос с шумом вдох, задержав дыхание на 1 -2 с, с шумом вьщох через рот, губы сложены трубочкой, со звуком «у» (вьщох удлинен). Учимся дышать в темпе 3-6. Вдохкороче 1-3 счета. Задержка дыхания, вьщох длинный (1-6 счетов).

    Гуляем на полянке

    В ходьбе с активными махами руками; глубокие вдохи-выдохи через нос. Чередовать разновидности ходьбы (на носках, высоко поднимая колени, «с кочки на кочку», перешагивание через ).

    Дыхательная гимнастика

    Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м», одновременно постукивать пальцами по крыльям носа. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

    Дыхательная медитация

    Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка... Нежный аромат цветка... Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Вьщох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.

    Дышим глубже

    Носом - вдох, (Поднимание рук - на вдохе.)

    А вьщох -ртом, (Свободное опускание рук - на выдохе.)

    Дышим глубже,

    (Вдох.) (Выдох.) (Вдох.) (Выдох.)

    (Вдох.) (Выдох.)

    А потом - Марш на месте, Не спеша, Коль погода хороша!

    Завели машину

    Завели машину,

    Накачали шину,

    Улыбнулись веселей И поехали быстрей,

    Ш-ш-ш-ш-ш-ш.

    Комплекс дыхательных упражнений «Кто и как?»

    1. Как пыхтит тесто? «Пых-пых-пых...»

    2. Как паровоз выпускает пар? «Из-из-из...»

    3. Как шипит гусь? «Ш-ш-ш...»

    4. Как мы смеемся? «Ха-ха-ха...»

    5. Как воздух выходит из шарика? «С-С-С...»

    6. Подули на одуванчик. Дуем на раскрытые ладони. «Ф-ф-ф...»

    Нужно два раза глубоко вдохнуть и выдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребенок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», выныривает.

    Дети закрывают глаза. Охотники по запаху должны определить, что за предмет перед ними (апельсин, духи, варенье и т. д.).

    Вариант 1. Учитель предлагает сначала переводить дыхание после каждой стпрочки, затем через строчку и постепенно научиться говорить на выдохе.

    Паровоз кричит: «Ду-ду-у-у!

    Я иду, иду, иду!»

    А колеса стучат,

    А колеса говорят:

    «Так-так, так-так.

    Чуф-чуф, чуф-чуф.

    Ш-ш-ш, у-у-у!

    Приехали!» 2. Ускорять речитатив до максимального темпа, сопровождая его ходьбой на месте, переходящей в бег. Затем перейти на медленный темп, а в конце остановиться со звуком «пых» и расслабить все тело.

    Я могу дышать, как паровоз, чух, чух, чух.

    Я пыхчу, пыхчу под стук колес, чух, чух, чух.

    Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, пыхчу, чух, чух, чух.

    Развивать дыхание хочу, чух, чух, чух.

    Птичка крылышками замахала И тихонько пропищала: «Пи-пи-пи». (Вдох. Выдох.)

    Руки к солнцу поднимаю

    Руки к солнцу поднимаю, И вздыхаю, и вздыхаю, Опускаю руки вниз, Выдох - паровоза свист. На четыре - вдох глубокий, Раз, два, три, четыре. Раз, два, три, четыре. ( на дыхание в положении стоя или сидя (требуют дозировки). На четыре счета - вдох, на четыре счета - выдох.)

    Скороговорки

    Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании. Когда воздух закончится, ребенок должен запомнить, сколько Егорок он назвал.

    На пригорке возле горки

    Жили тридцать три Егорки:

    Раз Егорка, два Егорка, три Егорка...

    Сядем смирно, без движенья

    Сядем смирно, без движенья,

    Начинаем упражненье, (Выпрямиться, подбородок поднять, лопатки соединить.)

    Руки поднимем, (Руки дугами внутрь вверх - вдох.)

    Потом разведем (Руки в стороны - выдох.)

    И очень глубоко

    Всей грудью вздохнем. (Руки вниз, потом за голову.)

    Дышим раз и дышим два, (Руки за голову, прогнуться, ноги разогнуть вперед - вдох, согнуться вперед, расслабиться - выдох.)

    За работу нам пора.

    Сидит филин на суку И кричит: «Бу-бу-бу-бу». (Вдох. Выдох со звуком.)

    Чайник на плите стоял, (Вдох.)

    Через носик пар пускал: (Выдох.)

    «Паф-паф-паф-паф».

    Что за праздничный парад

    Что за праздничный парад, (Вдох.)

    Здесь кругом шары летят, (Выдох.)

    Флаги развеваются, (Вдох.)

    Люди улыбаются. (Выдох.)

    Воздух мягко набираем, (Вдох.)

    Шарик красный надуваем. (Выдох.)

    Пусть летит он к облакам, (Вдох.)

    Помогу ему я сам!

    Носиком дышу, Дышу свободно, Глубоко и тихо, Как угодно. Выполню , Задержу дыхание... Раз, два, три, четыре - Снова дышим: Глубже, шире.

    Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счет: один, два, три, четыре, - дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет 1-8 медленно выдыхают.

    Шарик красный

    Воздух мягко набираем, Шарик красный надуваем, Шарик тужился, пыхтел, Лопнул он и засвистел: «Т-с-с-с-с!» (Вдох. Выдох. Вдох. Выдох со звуком.)

    И. п. - стоя, руки на поясе.

    1 - отвести локти назад, вдох через нос, прогнуться.

    2-3 - задержать дыхание.

    4 - И. п., выдох через нос.

    Беседа инопланетян

    И. п. - сидя.

    Вдох через нос; на выдохе произносить носовой звук «м-м-м», слегка постукивая пальцами по крыльям носа. Постепенно удлинять выдох.

    И. п. - ноги шире плеч, руки на поясе.

    1 - наклон к правой ноге, левая рука вверх, выдох.

    2 -И. п., вдох.

    3 - то же к другой ноге, выдох.

    4 -И. п., вдох.

    Ветер качает деревья

    И. п. - стоя, руки вверху.

    Поочередные наклоны в стороны с плавными движениями рук (как веточки); дыхание через нос.

    “Разминка”.

    вдох носом, выдох через рот;

    вдох, задержка дыхания, выдох;

    вдох, выдох по порциям

    "Футбол". Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.

    "Ветряная мельница". Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

    "Снегопад". Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

    "Листопад". Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

    Положите листочки на ладошку. Сделали вдох носиком, выдох ротиком.

    (дети начинают дуть на листики спокойно, продолжительно под музыку)

    "Бабочка". Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

    "Кораблик".

    Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.

    "Одуванчик". Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха)."Шторм в стакане". Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

    «Задуйте свечу»

    Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

    Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.

    Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

    Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять).

    Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Упражнения для развития речевого дыхания:

    “Разминка”.

    вдох носом, выдох через рот;

    Вдох, задержка дыхания, выдох;

    Вдох, выдох по порциям

    "Футбол". Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.

    "Ветряная мельница". Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

    "Снегопад". Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

    "Листопад". Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

    Положите листочки на ладошку. Сделали вдох носиком, выдох ротиком.

    (дети начинают дуть на листики спокойно, продолжительно под музыку)

    "Бабочка". Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

    "Кораблик".

    Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.

    "Одуванчик". Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха). "Шторм в стакане". Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

    «Задуйте свечу»

    Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

    Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.

    Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

    Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять).

    Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

    Артикуляционная гимнастика

    Упражнения для развития мышц речевого аппарата.

    ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА

    (тренировка артикуляционного аппарата)

    Учитель стоит напротив детей, произносит соответствующие слова, дети выполняют описанные действия. Ученики сначала смотрят, затем повторяют.

    Погулять язык собрался: (открыть рот)

    Он умылся, (кончиком языка быстро провести по верхним зубам)

    Причесался, (несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)

    На прохожих оглянулся, (провести языкам по губам – “облизнуться”)

    Вправо, влево повернулся, (повернуть язык в указанную сторону)

    Вниз упал, наверх полез, (опустить язык вниз и поднять вверх)

    Раз - и в ротике исчез. (спрятать язык во рту)

    Артикуляционная гимнастика (для формирования движения губ) можно перед индивидуальными зеркалами:

    Лягушка. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.

    Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.

    Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.

    Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.

    Потянули - перестали. И нисколько не устали!

    Слон . Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.

    Подражаю я слону -

    Губы хоботом тяну.

    А теперь их отпускаю

    И на место возвращаю.

    Лягушка-слон. Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

    Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.

    А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.

    Рыбка. Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

    Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!

    На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.

    И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.

    Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!

    Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.

    Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

    Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.

    И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять...

    Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.

    Язычок вперёд тяну, подойдёшь и уколю.

    Лопаточка-иголочка. Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

    Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.

    Язык иголочкой потом и потянем остриём.

    Горка. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.

    Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас.

    Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз.

    Скатываются зубки с горочки.

    Пальчиковая зарядка.

    Массаж пальцев: Дети растирают каждый палец левой руки указательным и средним пальцами правой, сопровождая манипуляции словами:

    Без пальто гулял глупышка,

    И замерз он как ледышка.

    Чтобы пальчик отогреть,

    Будем мы его тереть.

    Затем тоже самое проделывают с пальцами правой руки со словами:

    Жил на свете Аладдин,

    У него был в лампе джинн.

    Чтоб позвать наружу джинна,

    Трем мы лампу Аладдина.

    Гимнастика для пальцев с использованием карандашей.

    Дети перекатывают между двух ладоней два карандаша, сопровождая действия словами:

    Карандаш в руке катаю,

    Между пальчиков верчу.

    Непременно каждый пальчик

    Быть послушным научу.

    Кинезиологические упражнения (на развитие межполушарного взаимодействия).

    “Ладонь – кулак”

    Руки положить на стол:

    а) ладони прижаты к столу;

    Б) одновременно сжать оба кулачка (позиция “кулак – кулак”);

    В) разжать пальцы одной руки и прижать ее к столу (позиция “ладонь – кулак”).

    Хочешь? Тоже делай так: То ладонь, то кулак.

    “Колечко”

    Большой палец правой руки поочередно соединяются в кольцо с каждым пальцем. Затем то же левой рукой. Затем одновременно обеими руками.

    Выйду на крылечко,

    Вынесу колечко.

    Я его вместо игрушки

    Подарить хочу Валюшке.

    Для работы по укреплению и развитию голоса можно рекомендовать произнесение гласных звуков в различных сочетаниях:

    1) и, э, а, о, у, ы, е, я, ё, ю

    2) и-э, и-а, и-о, и-у, э-о, э-у, э-а, э-и,

    3) иэаоуы (под ударением первый звук)

    Иэаоуы (под ударением второй звук)

    Иэаоуы (под ударением третий звук) и т.д. до шестого звука

    Следует произносить эти сочетания в различном темпе, усиливая и ослабляя, повышая и понижая голос в процессе упражнения.

    То же самое можно проделывать, упражняя голос и дыхание на сонорных согласных звуках, м, н, л, в сочетании с гласными и, э, а, о, у, ы:

    Ми, мэ, мА, мо, му, мы

    Ни, нэ, на,но, ну, ны,

    Ли, лэ, ла,ло,Лу,лы

    Мммимм, мммэмм, мммамм, мммомм,мммумм, мммымм

    Нннинн, нннэнн, нннанн, нннонн, нннунн, нннынн и т.д.

    Для выработки чёткой и ясной дикции большую пользу могут принести упражнения в активном и отчётливом произнесении следующих таблиц:

    Пи, пэ, па, по,пу,пы Ип, эп, ап, оп, уп, ып

    Би, бэ, ба, бо, бу, бы Иб, Эб, оа, об, уб, ыб и т. д.

    Развитие мелкой моторики

    А) медленное и плавное сжимание пальцев в кулак с одновременным неторопливым проговариванием скороговорок и чистоговорок (темп выполнения упражнения постепенно увеличивается до максимального, потом вновь снижается);

    Б) постукивание согнутыми пальцами обеих рук вначале медленное, потом быстрое и вновь медленное, сопровождаемое проговариванием скороговорки и чистоговорки;

    В) поочерёдное быстрое загибание пальцев на левой и правой руке с помощью указательных пальцев другой руки, сопровождаемое проговариванием скороговорки и чистоговорки.

    Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук

    Пальчиковая гимнастика выполняется ребенком как повторение того, что делает взрослый, поэтому следует предварительно освоить данные упражнения без ребенка.

    1. Ладони поочередно ударяют о край стола.

    2. Руки вытягивают вперед, сжимают и разжимают кулачки.

    3. Поочередно пальцы загибаются сначала на левой, а потом на правой руке. В конце упражнения пальцы должны быть сжаты в кулачки.

    4. Обе ладони лежат на столе. Одна из ладоней сжимается в кулак, а другая остается лежать неподвижно. Далее та ладонь, что осталась лежать на столе, сжимается в кулак. Одновременно с этим ладонь, что была сжата в кулак, распрямляется. После этого задание воспроизводится подряд 5–6 раз в быстром темпе. Следите, чтобы при выполнении этого упражнения пальцы не растопыривались, а оставались плотно прижатыми друг к другу.

    5. Ладони повернуты вниз. Обеими кистями рук одновременно имитируется волнообразное движение в гору (вверх) и с горы (вниз).

    6. Обе ладони сжаты в кулачок, большие пальцы подняты вверх, выполняются круговые движения большими пальцами.

    7. Пальцы сплетены в замок. Концы пальцев левой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони правой руки, прогибая ее так, что пальцы правой руки встают как петушиный гребень. Затем на тыльную сторону левой руки нажимают пальцы правой, и в петушиный гребешок превращаются пальцы левой руки.

    8. Руки вытягиваются вперед, пальцы растопыриваются, как можно сильнее напрягаются, а затем расслабляются, руки опускают и слегка трясут ими.

    9. На раз – подушечки пальцев поджимаются к верхней части ладони, на два – пальцы быстро выпрямляются и растопыриваются.

    10. Предплечье вертикально, ладонь находится под прямым углом, все пальцы прижаты. Вращение кистями от себя и к себе.

    11. Руки сжимают в кулачки, вытягивают вверх большие пальцы, сгибают и разгибают их. Такое же упражнение делают со всеми остальными пальцами: указательным, средним, безымянным, мизинцем.

    12. Руки ставятся на край стола и превращаются в пятипалых зверьков. По сигналу зверьки устремляются к краю стола, передвигая пальцами как ножками.

    13. Обе ладони лежат на столе. Правая – вниз, левая – вверх. По команде ладони меняются местами: правая – вверх, левая – вниз.

    14. Руки сжимают в локтях, держа кисти рук перед лицом. Сгибают и разгибают пальцы одновременно, не сжимая их в кулачки.

    15. Пальцы сплетаются, ладони соединяются и стискиваются как можно сильнее. Потом руки опускают и слегка трясут ими.

    16. Ладони поставлены вертикально друг другу и сомкнуты. Затем ладони размыкаются.

    17. Поочередно пальчики прижимаются к большому пальцу, образуя с ним кольцо.

    18. Руки сжимают в кулачок, вытягивают большой палец вверх и начинают вращать им сначала в одну, затем в другую сторону. То же самое делают с другими пальцами: указательным, средним, безымянным, мизинцем.

    19. Пальцы обеих ладоней переплетены и прижаты в замок. Затем пальцы распрямляются и вновь сжимаются в замок.

    20. Руки сжимают в кулачки, вытягивают указательные и средние пальцы, как бы образуя две пары ножниц. Затем начинают резать ими воображаемую бумагу.

    21. Руки соединяют в замок и тянут в разные стороны.

    22. Сцепляют большие пальцы и тянут руки в разные стороны. То же делают для других пальцев: указательного, среднего, безымянного, мизинца.

    23. Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе. Хлопают кончиками больших пальцев. То же – для указательных, средних, безымянных, мизинцев.

    24. Левая ладонь – вертикально вверх, к ее нижней части приставляется кулачок. Затем положение рук меняется.

    25. Поочередно пригибают пальцы к ладошке, начиная с большого. Затем поочередно разгибают пальцы, начиная с большого.

    26. Пальцы сжаты в кулачок, выдвинуты указательный палец и мизинец. Продвигаясь вперед, следует медленно шевелить пальцами.

    Скороговорки для детей для улучшения дикции

    От топота копыт пыль по полю летит.

    На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

    Все cкороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь

    У осы не усы, и не усищ-ща, а у-у-сики.

    Ткёт ткач ткани на платки Тане.

    Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

    Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

    Забыл Панкрат Кондратьевич домкрат,

    А без домкрату ну не поднять на тракте трактор.

    Интервьюер интервента интервьюировал.

    Рапортовал, да не дорапортовал, потом дорапортовывал, да зарапортовался.

    Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.

    Ест Федька с водкой редьку

    Ехал Грека через реку, видит Грека - в реке рак.

    Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку - цап!

    Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

    Брит Клим брат, брит Игнат брат, а брат Панкрат - бородат.

    К Габсбургам из Страсбурга.

    Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.

    Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

    Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

    Упражнение дикции помогает развитию речи.

    У ёлки иголки колки.

    В один клин, Клим, колоти.

    Говорил командир при полковнике про подпоручицу,

    А при подполковнице про подпрапорщицу промолчал.

    Турка курит трубку, курка клюет крупку.

    Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.

    Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

    Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

    Водовоз вёз воду из-под водопровода.

    Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.

    Подал грабли крабу краб.

    Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

    Рододендроны из дендрария.

    Сорока со скоросоковыжималкой.

    На горе Арарат рвала Варвара виноград.

    Во дворе-подворье погода размокропогодилась.

    Два дровосека говорили про Ларьку да про Варьку

    Баркас приехал в порт Мадрас.

    Матрос принёс на борт матрас.

    В порту Мадрас матрас матроса

    Порвали в драке альбатросы.

    В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

    Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

    Еду я по выбоине, из выбоины не выеду я.

    Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.

    Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

    Когда-то галок поп пугая,

    В кустах заметил попугая,

    И говорит тут попугай:

    "Пугать ты галок, поп, пугай.

    Но только галок, поп, пугая,

    Не смей пугать ты попугая!"

    Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

    Королева кавалеру подарила каравеллу.

    Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

    Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.

    Сиреневенькая зубовыковыривательница.

    Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,

    Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,

    Но заскороговошившись, выскороговорил -

    что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговариваешь.

    И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

    Сняли с Надежды цветные одежды,

    Без одежд Надежда не манит как прежде.

    Сшит колпак, да не по-колпаковски,

    вылит колокол, да не по-колоколовски.

    Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.

    Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

    Ужа ужалила ужица.

    Ужу с ужицей не ужиться.

    Уж от ужаса стал уже -

    ужа ужица съест на ужин

    и скажет: (начинай сначала).

    Флюорографист флюорографировал флюорографистку.

    Я - вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.

    1. Вез корабль карамель,

    Наскочил корабль на мель.

    И матросы две недели

    Карамель на мели ели.

    2. Косарь Касьян

    Косой косит косо,

    Не скосит Касьян-косарь

    Покоса.

    3. В поле

    Полет

    Фрося

    Просо,

    Сорняки

    Выносит

    Фрося.

    4. Купила Марусе

    Бусы бабуся.

    На рынке споткнулась

    Бабуся о гуся...

    Не будет подарка

    У внучки Маруси:

    Все бусы склевали

    По бусинке гуси.

    5. Мама Милу

    С мылом мыла,

    В глаз попало

    Миле мыло...

    Мама Миле говорила:

    – Не сердись, дочурка Мила!

    – Не сержусь, – сказала Мила, -

    Я выплакиваю мыло!

    6. Краб крабу

    Сделал грабли,

    Подал грабли крабу краб:

    – Грабь граблями

    Гравий, краб!

    7. Встретил в чаще ёж ежа:

    – Как погода, ёж?

    – Свежа. -

    И пошли домой, дрожа,

    Сгорбясь, съёжась, два ежа.

    8. У пруда

    Растут

    Две ели,

    Мы ершей

    Под елью

    Ели.

    Мы их еле-еле съели,

    Съели – спать легли под ели.

    9.Кукушка

    Кукушонку

    Купила

    Капюшон.

    Надел

    Кукушонок

    Капюшон.

    Как в капюшоне

    Он смешон!