Думаю, каждый человек, хотя бы раз в жизни открывал какой-нибудь словарь. Выясним, какими они бывают?

Словарь — это сборник слов с пояснениями, толкованиями. Слова, которые приводятся в сборнике, располагаются в алфавитном порядке , поэтому знающим алфавит пользоваться словарем гораздо проще.

Многие знают, что словарей много. Имеются словари для специалистов, для широкого круга читателей, для школьников. В зависимости от задач словаря разным будет состав слов, по-разному они будут располагаться и объясняться.

  • Если вас интересует, что означает то или иное слово, в каких случаях его уместно употреблять, обращайтесь к толковому словарю . Можно догадаться, что раз он назван ТОЛКОВЫМ, значит, растолкует все о слове, которое интересует, в том числе сведения об ударении в слове, о его правописании, наиболее типичных словосочетаниях.

Самый известный «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова.

  • Если у вас возникли трудности с ударением и произношением, обращайтесь к орфоэпическому словарю .

Самый известный орфоэпический словарь «Русское литературное произношение и ударение» под ред. Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова.

Самый известный «Школьный фразеологический словарь русского языка» В. П. Жукова в соавторстве с А. В. Жуковым (под ред. Г. В. Карпюка).

Известные словари:

1)В. П. Жуков. «Словарь русских пословиц и поговорок».

2)С. Н. Зигуненко, А. Ф. Истомин. «Уникальный иллюстрированный толковый словарь афоризмов и крылатых слов для детей» .

Самый известный «Словарь синонимов русского языка» 3. Е. Александровой.

  • Узнать о том, как правильно пишутся слова можно из орфографического словаря .

Самый известный «Орфографический словарь русского языка» Д. Н. Ушакова, С. Е. Крючкова.

Думаю, каждый человек, хотя бы раз в жизни открывал какой-нибудь словарь. Выясним, какими они бывают?

Словарь — это сборник слов с пояснениями, толкованиями. Слова, которые приводятся в сборнике, располагаются в алфавитном порядке , поэтому знающим алфавит пользоваться словарем гораздо проще.

Многие знают, что словарей много. Имеются словари для специалистов, для широкого круга читателей, для школьников. В зависимости от задач словаря разным будет состав слов, по-разному они будут располагаться и объясняться.

  • Если вас интересует, что означает то или иное слово, в каких случаях его уместно употреблять, обращайтесь к толковому словарю . Можно догадаться, что раз он назван ТОЛКОВЫМ, значит, растолкует все о слове, которое интересует, в том числе сведения об ударении в слове, о его правописании, наиболее типичных словосочетаниях.

Самый известный «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова.

  • Если у вас возникли трудности с ударением и произношением, обращайтесь к орфоэпическому словарю .

Самый известный орфоэпический словарь «Русское литературное произношение и ударение» под ред. Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова.

  • Понять значение того или иного фразеологического выражения поможет фразеологический словарь .

Самый известный «Школьный фразеологический словарь русского языка» В. П. Жукова в соавторстве с А. В. Жуковым (под ред. Г. В. Карпюка).

  • Объяснение пословиц и поговорок, крылатых слов и образных выражений дадут словари пословиц, поговорок и крылатых слов.

Известные словари:

1)В. П. Жуков. «Словарь русских пословиц и поговорок».

2)С. Н. Зигуненко, А. Ф. Истомин. «Уникальный иллюстрированный толковый словарь афоризмов и крылатых слов для детей» .

  • Выбор подходящего синонима из синонимического ряда подскажет словарь синонимов .

Самый известный «Словарь синонимов русского языка» 3. Е. Александровой.

  • Узнать о том, как правильно пишутся слова можно из орфографического словаря .

Самый известный «Орфографический словарь русского языка» Д. Н. Ушакова, С. Е. Крючкова.

Гласные звуки – это звуки речи, при образовании которых выходящая струя воздуха не встречает препятствий в полости рта, и поэтому в акустическом плане характеризуются преобладанием музыкального тона, или голоса.

В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [э], [и], [ы], [у]. Они наиболее отчетливо слышатся под ударением .

При произношении гласных форма и объем полости рта могут изменяться. Эти изменения зависят от участия или неучастия губ и движения языка по вертикали (степень подъема спинки языка) и горизонтали (место подъема спинки языка).

По участию губ все гласные звуки делятся на две группы: гласные огубленные, или лабиализованные (от лат. labium – губа), – [о], [у] и гласные неогубленные, или нелабиализованные , – [и], [э], [ы], [а].

При образовании звуков [о], [у] губы округляются и вытягиваются вперед. В образовании же звуков [а], [э], [и], [ы] губы активного участия не принимают. Звук [о] отличается от [у] меньшей степенью вытягивания и округления губ. Это легко можно заметить по мышечным ощущениям, произнося подряд, например, звуки [а] – [о] – [у].

По степени подъема верхнего, среднего и нижнего подъема.

При образовании гласных верхнего подъема , к которым относятся звуки [и], [ы], [у], язык поднят в наибольшей степени.

Образование гласного нижнего подъема , каким в русском языке является звук [а], характеризуется минимальным подъемом языка.

Гласные среднего подъема , в состав которых входят звуки [э], [о], по степени подъема языка занимают промежуточное положение между гласными верхнего и нижнего подъема.

Разную степень подъема языка нетрудно заменить, произнося подряд, например, звуки [у] – [о] – [а].

Классификация гласных (вместе с редуцированными) по артикуляции (треугольник Щербы)

По месту подъема спинки языка различают гласные переднего, среднего и заднего ряда .

При образовании гласных переднего ряда, к которым относятся звуки [и], [э], передняя часть спинки языка движется к твердому небу.

Образование гласных заднего ряда – это звуки [у], [о] – происходит при движении задней части спинки языка к мягкому небу.

Гласные среднего ряда [ы], [а] по месту подъема языка занимают промежуточное положение между гласными переднего и заднего ряда.

Чтобы убедиться в том, что при образовании гласных переднего, среднего и заднего ряда язык артикулирует разными частями, можно произнести подряд, например, звуки [и] – [ы] – [у].

Итак, в зависимости от артикуляции в русском языке отчетливо воспринимаются на слух шесть различных звуков: [и], [ы], [у], [э], [о], [а].

Долгота. В ряде языков (анг., нем., лат., древнегреческий, чешский, венгерский, финский) при одинаковой или близкой артикуляции гласные образуют пары, члены которых противопоставляются по длительности произнесения, т.е. различаются, напр., краткие гласные: [а], [i], [u] и долгие гласные: [а:], [ i:], .

Дифтонгизация. Во многих языках гласные делятся на монофтонги и дифтонги.

Монофтонг - это артикуляционно и акустически однородный гласный.

Дифтонг - сложный гласный звук, состоящий из двух звуков, произносимых в один слог. Это особый звук речи, у которого артикуляция начинается иначе, чем заканчивается. Один элемент дифтонга всегда сильнее другого элемента. Дифтонги бывают двух видов - нисходящие и восходящие.

У нисходящего дифтонга первый элемент сильный, а второй слабее. Такие дифтонги характерны для анг. и нем. яз.: time , Zeit .

У восходящего дифтонга первый элемент слабее второго. Такие дифтонги типичны для французского, испанского и итальянского языков: pied , bueno , chiaro . Напр., в таких именах собственных, как Пьер, Пуэрто-Рико, Бьянка.

В русском языке дифтонгов нет . Нельзя считать дифтонгами сочетание «гласный + й» в словах «рай», «трамвай», так как при склонении этот квазидифтонг разрывается на два слога, что невозможно для дифтонга: «трамва-ем, ра-ю». Но в русском языке встречаются дифтонгоиды.

Дифтонгоид - это ударный неоднородный гласный, имеющий в начале или конце призвук другого гласного, артикуляционно-близкого к основному, ударному. Дифтонгоиды имеются в русском языке: дом произносится «ДуоОоМ».

Трифтонги - это сочетание трёх гласных (слабый + сильный + слабый), произносимых как один слог, например, в испанском языке: cambiáis -меняетесь.

13.. Классификация согласных звуков.

Способ образования согласных звуков (шумные: взрывные, фрикативные, аффрикаты; сонорные). Место образования (губные, язычные: переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные; заязычные). Дополнительная артикуляция согласных звуков (палатализация, назализация).

Согласные – это звуки речи, состоящие только из шума, или из голоса и шума, которые образуются в полости рта, где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды, называются

В составе согласных звуков русского языка имеется 37 звуковых единиц, каждая из которых в определенной позиции способна выполнять смыслоразличительную функцию:

1) [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [з], [з"], [п], [п"], [ф], [ф"], [к], [к"], [т], [т"], [с], [с"];

2) [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"];

3) [х], [х"], [ж], [ш], [ц];

4) [ч"], [ j ];

5) [ш̅"], [ж̅"].

Классификация согласных строится на противопоставлении одних признаков другим. В современном русском языке согласные звуки делятся по нескольким классификационным признакам (акустическим и артикуляционным):

2) по месту образования;

3) по способу образования;

4) по наличию или отсутствию палатализации ("смягчения", от лат. palatum – небо).

По акустическим признакам согласные различаются по степени участия голоса и шума . Все согласные русского языка делятся на сонорные (от латинского sonorus – звучные) и шумные .

Сонорные характеризуются тем, что в составе этих звуков голос преобладает над шумом . В современном русском языке к ним относятся: [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"], [ j ].

Шумные согласные характеризуются тем, что их акустической основой является шум, однако есть шумные согласные, которые образуются не только с помощью шума, но при некотором участии голоса. Среди шумных различаются глухие и звонкие .

Звонкие образуются с помощью шума, сопровождаемого голосом. В современном русском языке к ним относятся: [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [з], [з"], [ж], [ ж̅" ].

Глухие образуются с помощью шума, без участия голоса. При произношении их голосовые связки не напряжены и не колеблются. В современном русском языке к ним относятся: [к], [к"], [п], [п"], [с], [с"], [т], [т"], [ф], [ф"], [х], [х], [ц], [ч"], [ш], [ ш̅" ].

Большинство шумных согласных русского языка противопоставляются по глухости – звонкости : [б] – [п], [б"] – [п"], [в] – [ф], [в"] – [ф"], [д] – [т], [д"] – [т"], [з] – [с], [з"] – [с"], [ж] – [ш], [г] – [к], [г"] – [к"]; не имеют парных звонких глухие согласные [ ш̅" ], [ц], [х], [х"], [ч"].

Звуки [ж], [ш], [ч], [щ] – шипящие , [з], [с], [ц] – свистящие .

По артикуляционным признакам исходными являются способ образования и место образования.

По месту образования шума, по тому, какие органы речи принимают участие в произношении, звуки делятся на губные и язычные .

а) Губные согласные, при которых преграда образуется при помощи губ или нижней губы и верхних зубов . В русском языке губные делятся на губно-губные ([б], [п], [м], [б"], [п"], [м"]) и губно-зубные ([в], [в"], [ф], [ф"]).

При образовании губных звуков активным органом является нижняя губа, а пассивным – или верхняя губа (губно-губные звуки), или верхние зубы (губно-зубные звуки).

б) В зависимости от того, какая часть языка создает преграду, язычные согласные делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные . Язычные звуки составляют большинство всех согласных звуков: переднеязычные образуются при участии передней части спинки языка; среднеязычный – при участии средней части спинки языка; заднеязычные – при участии задней части спинки языка.

В русском языке к переднеязычным относятся [д], [т], [н], [з], [с], [л] и соответствующие им мягкие звуки [д"], [т"], [н"], [з"], [с"], [л"], а также [ц], [ч"], [ш], [ ш̅" ], [ ж̅" ].

В составе переднеязычных выделяются:

1) зубные : [т], [т"], [д], [д"], [с], [с"], [з], [з"], [ц], [н], [н"], [л], [л"];

2) небно-зубные : [ш], [ ш̅" ], [ж], [ ж̅" ], [р], [р"], [ч"].

Разделение переднеязычных звуков на зубные и небно-зубные производится с учетом пассивного органа. Таким пассивным органом служат в данном случае или верхние зубы, или основание верхних зубов.

К среднеязычному звуку относится только [j].

Заднеязычные звуки – это [г], [к], [х], [г"], [к"], [х"].

В некоторых языках встречаются заязычные , которые делятся на три группы: язычковые , например, французское [r]; глоточные - украинское (г), немецкое [h]; гортанные : как отдельные звуки они имеются в арабском языке.

По способу образования шума согласные делятся на:

А) Взрывные (смычные) , при произношении которых возникает полное смыкание органов речи, с силой преодолеваемой воздушной струёй. Это [б], [п], [д], [т], [г], [к] и соответствующие им мягкие варианты [б"], [п"], [д"], [т"], [г"], [к"].

Б) Щелевые (фрикативные) , при произношении которых органы речи смыкаются не полностью, в результате чего образуется щель, через которую проходит воздух. Щелевые согласные иначе называют спирантами (от латинского spiro – дышу). В русском языке это – [в], [в"], [ф], [ф"], [з], [з"], [с], [с"], [ж], [ ж̅" ], [ш], [ ш̅" ], [х].

В) Аффрикаты , при произношении этих согласных органы речи смыкаются, образуя преграду, которая затем разрывается воздухом, в результате чего образуется щель. При этом смыкание и разрыв мгновенные. Это звуки [ч"] и [ц]. При произношении звуков [ч"] и [ц] необходимо строгое сохранение двух моментов артикуляции: смычки и щели. Сначала происходит смыкание кончика языка с зубами (при звуке [ц]) или с передней частью нёба (при звуке [ч"]), затем воздух с легким взрывам размыкает органы речи, отчего образуется щель, через которую воздух с шумом выходит наружу, поэтому звук [ц] состоит как бы из слитых вместе звуков [т] и [с], а звук [ч"] – из слитых вместе мягких звуков [т"] и [ ш̅" ].

Г) Дрожащие согласные, или вибрирующие , при образовании которых активные органы речи вибрируют. В русском языке это звуки [р] и [р"].

Д) Смычно-проходные согласные, при произношении которых органы речи полностью смыкаются, но не прерываются воздухом, так как воздух проходит через нос или рот. Это звуки [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"]. Так, при образовании звуков [л] и [л"] передняя часть языка смыкается с верхними зубами, но между боковыми краями языка и боковыми зубами образуются щели, через которые выходит воздух. Поэтому звуки [л] и [л"] называют боковыми. При образовании звуков [м] и [м"] плотно смыкаются губы, а при образовании звуков [н] и [н"] язык плотно примыкает к верхним зубам; но взрыва не образуется, так как воздух, не разрывая сомкнутых органов речи, выходит через нос. Поэтому звуки [м], [м"], [н], [н"] называются носовыми.

Большинство согласных звуков русского языка противопоставлены друг другу по признаку твёрдости-мягкости : [б] – [б"], [п] – [п"], [в] – [в"], [ф] – [ф"], [д] – [д"], [т] – [т"], [л] - [л"], [м] – [м"], [н] – [н"], [р] – [р"], [с] – [с"], [г] – [г"], [х] – [х"], [к] – [к"]: [но́с] – [н"о́с] – нос – нёс; [во́с] – [в"о́с] – воз – вёз; [ра́т] – [р"ат] – рад – ряд; [ста́л] – [ста́л"] – стал – сталь; [да́л] – [да́л"] – дал – даль; [бра́т] – [бра́т"] – брат – брать.

При образовании мягких согласных к основному звукообразующему движению прибавляется сопутствующее ему дополнительное движение органов речи: средняя часть спинки языка поднимается вверх к твердому нёбу, как при звуке [j], вследствие чего согласный приобретает особое звучание, которое мы условно называем мягкостью, а в транскрипции характеризуем звук как палатализованный. Не имеют пар и являются только твердыми : [ж], [ш], [ц], только мягкими : [ ж̅" ], [ ш̅" ], [ч"], [j].

Назализация - изменение звука, состоящее в приобретении звуком носового тембра и вызванное поднятием нёбной занавески и выходом голоса одновременно через рот и нос. Назализации в языке могут, напр., подвергаться звуки (гласные и согласные) в положении перед носовыми; при дальнейшем развитии назализации такие звуки могут переходить в носовые, ср. русск. диалектное мнук вместо внук. Носовые (назализованные) гласные, напр., [õ], [ã], произносятся с особым «носовым» тембром. Гласные в большинстве языков - неносовые (образуются при поднятой небной занавеске, закрывающей путь струе воздуха через нос), но в некоторых языках (фр., польский, португальский, старославянский) наряду с неносовыми широко используются носовые гласные.

Классификация согласных по артикуляционным признакам

14.Изменения звуков в потоке речи.

Комбинаторные изменения: ассимиляция, диссимиляция, аккомодация, диэреза, гаплология, эпентеза, метатеза. Позиционные изменения: редукция гласных, оглушение звонких согласных в конце слова, протеза.

Звуки не существуют изолированно друг от друга. Они находятся в постоянном взаимодействии и влияют друг на друга, вызывая различные звуковые изменения.

В потоке речи звуки сочетаются друг с другом, образуя слова, речевые такты, фразы. Способность звуков сочетаться друг с другом называется синтагматикой ,а сами сочетания
звуков – синтагмами .

Выступая в сочетании друг с другом, звуки в одних условиях сохраняют свои качества, в других – изменяют их. Способность звуковых единиц варьировать называется парадигматикой , а совокупность вариантов одного звука парадигмой : [с"н"э́гъ / c"н"э́к / с"н"иэга́ / с"н"иэг"и́р" / c"н"ьгΛв"и́к], где [г], [г"], [к] - это парадигма звука [г], т.е. вариант одного и того же звука [г]; [э], [иэ], [ь] – парадигма звука [э].

С учением о синтагматике и парадигматике связаны понятия позиции звуков.

Позиция – это положение звука в слове. Различают сильные и слабые позиции звуков.

Сильными позициями называются такие позиции звуков, в которых различаются наибольшее число звуков: [до́м – то́м / жа́р– ша́р // м"и́р / сы́р / са́т / му́ш / ро́м /л"э́с //].

В слабых позициях происходит неразличение одного из соотносительных звуков: [ту́т / са́т / сΛды́ / съдΛво́т//].

Тема: Гласные звуки и их классификации

Гласные – это музыкальные тоны, образующиеся в результате прохождения слабой воздушной струи без препятствия при общей разлитой напряжённости речевого аппарата.

К лассификации гласных

Основанием классификации гласных звуков служит

1) положение языка (т. е. место и степень подъёма языка);

2) участие или неучастие губ;

3) участие или неучастие нёбной занавески;

4) длительность звучания, или долгота;

5) полнота артикуляции и нек. др.

При образовании гласных наиболее активным органом речи является язык, который совершает движения в двух направлениях – горизонтальном , перемещаясь вперёд или назад, и вертикальном, поднимаясь или опускаясь.

Эти направления в движения языка взаимосвязаны: продвигаясь вперёд или отодвигаясь назад, язык одновременно в большей или меньшей степени поднимается к твёрдому нёбу. Однако для более чёткой характеристики гласных целесообразно учитывать каждое направление движения языка в отдельности.

1) По положению языка:

А) по месту подъёма языка (по ряду) выделяют гласные

а) переднего,

б) среднего и

в) заднего ряда.

При образовании гласных переднего ряда всё тело языка продвигается вперёд, кончик языка упирается в нижние зубы, а средняя часть спинки языка в той или иной степени поднимается к твёрдому нёбу. К таким гласным относятся русские [и] [э], немецкие [ ü ] [ ü ber ]; [ ö ][ ö ffnen ].

При образовании гласных среднего ряда тело языка несколько отодвинуто назад, а вся его спинка высоко поднята к нёбу. При этом несколько приподнимается и кончик языка. Так образуются русские гласные ] и [а ]:в слове [сад ].

При произнесении гласных заднего ряда всё тело языка отодвигается назад, задняя часть спинки приподнимается к мягкому нёбу, а кончик языка опускается и несколько отходит от нижних зубов. Гласными заднего ряда являются русские [у ] и [о], немецкое [а:] в слове [ k а: m ] «пришёл».

и], [ы] [у ] и вы ощутите разницу между гласными переднего, среднего и заднего ряда.

Б) по степени подъёма языка, или по степени раскрытия рта (по подъёму) различают

а) гласные верхнего подъёма , или закрытые, узкие гласные: [и], [ы], [у ];

б) гласные среднего подъёма - [э], [о ];

в) гласные нижнего подъёма, или открытые, широкие гласные - ].

Произнесите последовательно звуки [и], [э], [а]. Обратите внимание на то, как рот постепенно раскрывается всё шире и шире, а нижняя челюсть опускается. Если мы произнесём звуки в обратной последовательности, то рот постепенно будет закрываться, а нижняя челюсть приблизится к верхней губе. Ощутите при этом, как язык в разной степени приподнимается той или иной своей частью к нёбу.

Таблица 1. Классификация русских гласных

Подъём

Передний

Средний

Задний

Верхний

Средний

Нижний

Примечание: Общие таблицы гласных по Свифту и по МФА (Международной фонетической ассоциации) см. на стр. 185 и 188-189 учебника по введению в языкознание (М., 2002).

3) По положению губ все гласные делятся на две группы:

а) лабиализованные, или огублённые . При образовании их губы вытягиваются вперёд и округляются: [о], [у ], немецкие: [ ü ], [ ö ];

б) нелабиализованные, или неогублённые . При образовании их губы не вытягиваются вперёд и не округляются: [и], [э], [а ].

4) По положению мягкого нёба, или нёбной занавески:

а) назализованные , или носовые , при образовании которых нёбная занавеска опущена, т. е. находится в нейтральном положении, и проход в носовую полость открыт. Носовые гласные встречаются в некоторых современных романских (например, во французском, португальском), и славянских (польском) языках; в древности все славянские языки имели носовые гласные. В современном русском языке носовые гласные возможны только при деформации носоглотки.

б) чистые (ротовые, неназализованные, или неносовые). При образовании чистых гласных нёбная занавеска поднята и прижата к задней стенке зева, проход в полость носа закрыт, и она не служит дополнительным резонатором. Большинство гласных в языках мира – чистые.

5) По длительности, или долготе гласные бывают:

а) долгие и

б) краткие .

В русском языке обычно ударные гласные более долгие. В немецком, английском, чешском долгота и краткость – очень важный дифференциальный признак гласных: англ.: it [ it ], eat [ i : t ]; нем.: im [ im ], ihm [ i : m ].

6) по сложности артикуляции (или по составу) гласные делятся на

а) монофтонги и

б) полифтонги ì дифтонги [ ai ], [ a u ]: [ nai t ] night ; [ da u n ] down

î трифтонги fire

Монофтонгам свойственна артикуляционная и акустическая однородность; при артикуляции гласного органы речи не меняют своего положения.

Дифтонг – это сложный звук, результат слияния двух, а иногда и трёх гласных в одном слоге. Дифтонг – это звук, произносимый единым артикуляторным движением; дифтонги обладают большей длительностью, чем монофтонги. Дифтонги имеются в английском, немецком, французском языках .

Трифтонг – слияние в пределах одного слога трёх гласных.

Дифтонги могут быть нисходящие и восходящие. У нисходящих дифтонгов слогообразующим является первый элемент; напряжённость произнесения сначала сильная, потом ослабевает; у восходящих дифтонгов слогообразующим является второй гласный; напряжённость произнесения сначала слабая, потом увеличивается.

Дифтонги бывают истинные и ложные. У истинных дифтонгов - оба составных элемента равноправные, оба чётко произносятся, но не распадаются на два слога. У ложных дифтонгов только один элемент является слогообразующим: май

Характеристика гласных

[и] - гласный, ударный, переднего ряда, верхнего подъёма, нелабиализованный.

Гласные звуки современного русского языка классифицируются по трем признакам:

1. по степени подъема языка при образовании гласного звука;

2. по признаку ряда (по месту подъема языка), т.е. по движению языка по горизонтали в ротовой полости;

3. по отношению к лабиализации, т.е. участию/неучастию губ в образовании гласного звука.

Основные ударные гласные звуки

§3. Классификация согласных звуков

Все согласные современного русского языка классифицируются по четырем артикуляционным признакам:

2. по месту образования шума;

3. по способу образования шума;

4. по наличию/отсутствию палатализации (дополнительной йотовой артикуляции).

Сонорные являются самыми звучными из всех согласных звуков. В их образовании участвует голос при незначительном участии шума (примерно 75% - голос, 25 % - шум).

Шумными являются те согласные, при образовании которых шум преобладает над голосом либо голос полностью отсутствует. Шумные звонкие согласные состоят из шума с небольшим участием голоса (примерно 75% - шум, 25% голос). Шумные глухие образуются без участия голоса, полностью состоят из шума.

Многие шумные согласные объединяются в пары по участию голоса и шума. Парными являются шумные согласные, различающиеся только одним этим признаком (при общности других): [б] - [п]; [б’] - [п’] и др. Сонорные согласные не имеют пары по признаку «участие голоса и шума».



Примечание: Перечень согласных, парных и непарных по участию голоса и шума, см. в разделе «Фонология».

Место образования шума

Деление согласных на губные и язычные связано с тем, какие активные органы речи участвуют в их образовании: губы или язык. В образовании губных согласных активную роль выполняет нижняя губа, в образовании язычных согласных – язык. Активные (движущиеся) органы речи взаимодействуют с пассивными, к которым относятся верхняя губа, альвеолы, зубы, твердое небо. Так, при образовании губно-губных согласных нижняя губа смыкается с верхней губой, а при образовании губно-зубных согласных тот же активный орган – нижняя губа - сближается с верхними зубами. Язычные согласные делятся на три группы в зависимости от того, передняя, средняя или задняя часть языка выполняет активную роль при образовании звука. Группа переднеязычных согласных является неоднородной. В зависимости от того, с каким пассивным органом сближается передняя часть языка, выделяются переднеязычные зубные (язык движется по направлению к верхним зубам) и переднеязычные небно-зубные (язык сближается с альвеолами, поднимаясь в передней части к твердому небу).

Способ образования шума

По способу образования шума выделяется несколько групп согласных. При образовании смычных (взрывных) согласных активный орган, сближаясь с пассивным, образует смычку, при преодолении которой происходит взрыв, т.к. воздушная струя с силой разрывает преграду. Смычные согласные очень краткие, их часто называют мгновенными звуками. Щелевые (фрикативные) согласные образуются неполным сближением активного и пассивного органов, между которыми остается щель. Струя воздуха проходит через щель относительно свободно, однако трением воздуха о стенки щели создается шум. Отсутствие взрыва при преодолении преграды позволяет щелевым согласным приобретать долготу, что невозможно для смычных звуков. Аффрикаты являются сложными по образованию звуками: в начальной стадии артикуляции образуется смычка, однако ожидаемого взрыва не происходит, преграда размыкается, переходя из смычки в щель, через которую воздух выходит из ротовой полости. Аффрикаты, таким образом, совмещают в себе признаки смычных и щелевых согласных. Смычно-проходные согласные образуются путем полного смыкания активного органа с пассивным, воздух проходит одновременно через полость рта и полость носа. В зависимости от того, каким образом воздух проходит через преграду, выделяются смычно-проходные носовые и смычно-проходные боковые (ртовые) звуки. Согласные, при образовании которых кончик языка вибрирует, то смыкается, то размыкается с альвеолами при прохождении струи воздуха, называются дрожащими (вибрантами ).