Очень понравился спектакль. Актеры играли великолепно, как и всегда! Всем рекомендую посмотреть)

Пьеса А.К. Толстого "Царь Фёдор Иоаннович" - трагедия личности, ставшая драмой общегосударственного масштаба и предметом споров драматургов и историков, обрела свое сценическое воплощение в стенах "Ведогонь-Театра" 11 лет назад. За это время сильнейший по глубине переживаний спектакль был удостоен множества наград, каждый показ ожидаем зрителями и держит в напряжении зал от момента знакомства с правителем, чья душа слишком чиста и нежна для жестоких реалий мира, до закрытия деревянных ворот, теперь уже напоминающих место плача и молитв о прощении, подкрепленных огнями церковных свечей Обратившись к историческим эпизодам, в летописях можно найти фразу Ивана Грозного о своем сыне, точно обозначившую характер будущего наследника престола: "постник и молчальник, более для кельи, нежели для власти державной рождённый". В противовес демонической фигуре отца Фёдор Иоаннович (Павел Викторович Курочкин) напоминает большого ребенка, смотрящего на окружающих влюбленными глазами, живущего по заповедям и выбирающего роль миротворца при любом раскладе противоборствующих сил. Если человек непорочен, он до последнего не может поверить в обман и подлость, наивно готов не только заботиться о всех страждущих, но и пригреть на груди, простить даже собственного врага, посягнувшего на репутацию семьи. За что добрейшему мученику, томящемуся не на своем месте, движимому желанием все уладить и не раз подставляющему для удара вторую щеку, предназначен престол? Ирония судьбы или роковая ошибка природы, последствия которой катастрофичны.. Непрекращающиеся политические игры на выживание, в которых на нарисованную карту поставлено реальное будущее, а степенью готовности предать и уничтожить ближнего в борьбе за власть определяется успех мероприятий. Каллиграфическим почерком выведены на свитке буквы, сутью которых является ставшая нарицательной фраза "казнить нельзя помиловать". Если рука дрогнет в судьбоносный миг под влиянием заинтересованных лиц, нашептывающих выгодное решение, то неверно выбранное место для запятой станет точкой в чьей-то жизни и росчерк пера оставит тяжелый след в истории. Одной из ключевых является сильная и до конца неразгаданная фигура Бориса Годунова (Алексей Ермаков), действующего манипулятивно, оперирующего фактами и безапелляционно выдающего заключения, уложенные в жесткую схему. Автор произведения в 1874г. подтвердил, что пьеса на самом деле посвящена именно этому действующему лицу, расчищающему свою линию в гигантской шахматной партии, где первоначальная расстановка образно выражена силуэтами на символичных воротах, открывающих дорогу на игровое поле Московского государства. Можно ли в сложившихся обстоятельствах доверять кому-либо из сторон, ведущих поединок, не окажутся ли шаги к дружбе и примирению попыткой разместить Троянского коня ближе к трону на давно уже незащищенной территории? И есть ли свой Иуда в собрании за столом, напоминающем сцену картины "Тайная вечеря"? "Но для чего вся благость и вся святость, коль нет на них опоры никакой" - припечатывающая фраза, произнесенная Борисом Годуновым, особенно актуальна при руководстве народом, привыкшим к железной хватке предыдущего правителя. Отсутствие субординации, полностью размытые личностные границы, постоянный конформизм, работающий не во благо, бездействие и попустительство становятся основной причиной драмы. В переломный момент пробуждается темная сторона личности царя Фёдора, таящая в себе силу Грозного отца, но механизм защиты семейной чести и благополучия страны срабатывает слишком поздно. Завершение взаиморасчетов с жизнью, на которые подталкивает мучительный голос совести, монастырь для девушки, чьи щеки еще недавно заливались румянцем при виде жениха, вопрос о том, успел ли получить царевич Дмитрий игрушки в подарок - все жесточайшие события в жизни неповинных людей вызывают безмолвный крик от сочувствия и бессилия что-либо изменить. Раздираемый на части от противоречивой информации, переживающий немыслимое количество боли, свалившейся единовременно, стремящийся сохранить помутненный от запредельности потрясений рассудок, Фёдор Иоаннович, при поддержке единственного родного человека и святой женщины - царицы Ирины Федоровны (Наталья Тимонина), находит путь к спасению в отстранении от дел. Душа, жаждущая нести добро и свет, пришла не в то материальное тело, теперь дальнейшая дорога заключается в служении Богу с полной самоотдачей. Финальная сцена порождает шок и неподдельный страх, одновременно являясь кульминационной. "Моей виной случилось все! А я - Хотел добра, Арина! Я хотел Всех согласить, все сгладить, - боже, боже! За что меня поставил ты царем!" Большую степень уважения вызывают люди, чьими силами создан спектакль, донесена так проникновенно и убедительно вся мощь исторической драмы. Трагические события воспринимаются как часть реальности без деления на сцену и зрительный зал, который публика не покидает некоторое время, находясь под сильным впечатлением от увиденного и услышанного. Аплодисменты стоя как высшая оценка мастерства актеров и естественное желание погрузиться в сумеречную тишину и молчание, чтобы пережить личный катарсис, становятся главными приметами этого эпохального вечера.

«Царь Фёдор Иоаннович» в Ведогонь-театре. Очень сильно!!Величественно.. Зал аплодировал стоя. Аншлаг. Браво, Павел Викторович!! Браво! Царь Фёдор вошёл в сердце зрителя. Царь человечный, царь - святой, как говорит пораженный князь Шуйский. Его сила в чистоте мысли. И в мудрости ему отказать нельзя, глубокой человеческой мудрости, которая в основе всего. Понимание собственной слабости и отсутствие желания ее спрятать, открытость, цельность.. Притягивает динамика. Добрый и смирный нравом царь не скучен в своей доброте. Любовь зрителя к нему безоговорочна и прощает ошибки. Красота души в светящимся взгляде, детской улыбке и горячее желание мира между людьми.. Этот образ забыть нельзя. Спасибо!! Трагедия А.К. Толстого современна, актуальна, интересна. Невероятно притягательный характер создал Александр Бавтриков! Иван Петрович Шуйский от непримиримости ярого врага приходит к искреннему уважению к нему, восхищению.. Мятежный дух покорён не силой, не хитростью, а любовью того, кого считал недругом. Очень убедителен и в ярости, и в прозрении. Как следствие, в противостоянии Шуйский - Годунов мои переживания на стороне героя Александра Бавтрикова. Годунов (Алексая Ермакова) силён духом, целеустремлён, холоден, хитер. Жесткий, закрытый, не сентиментальный.. Его трагедия за рамками пьесы и по времени будет позже, а сегодня он победитель, но.. горько от необходимости выбора либо власть, либо душа.. Василий Шуйский.. (Антон Васильев) Не броско, но точно просчитанная стратегия поведения будущего царя.. Терпением и хитростью, когда все средства приемлемы. Узнаваемая, живучая порода успешных людей. Князь Шаховской (Илья Роговин). Пылкость, горячность.. Отчаянный герой, яркий характер.. Прогибаться и торговать чувствами не горазд, но способен на поступок. Внутренний жар и огонь, искры которого любы и желанны делают спектакль эмоционально богаче и ещё пронзительнее. Андрей Петрович Луп-Клешнин.. нетерпимый, безжалостный, бескомпромиссный, волевой. Запоминающаяся, сильная роль Виталия Стужева. Женщины спектакля.. Красавицы, мудрые, понимающие, опора, тыл.. Разные краски женских характеров. Своя трагедия у каждой, но светлые лица.. Даже продажная Василиса Волохова (Елена Шкурпело) вызывает желание пусть не оправдать, но объяснить мотивы, т.е. зритель увидел человека и захотел понять. Это актерский успех. Очень точная работа. Царица Ирина.. За внешним смирением характер виден независимый, и сила ее в умении владеть им. Царственная доброжелательность идущая от сердца и лицо действительно как с фрески. Наталья Тимонина! Мастерство в каждой роли. Гармоничный дуэт, очень нежный. Наталья Третьяк в роли княжны Мстиславской необычайно хороша! Потрясающе красивый костюм, пластика, темперамент.. Зритель сочувствует и любуется. Спектакль многолюдный, палитра характеров интересна и точна. В каждом герое узнаваемый русский национальный характер. Буйный, горячий Андрей Шуйский (Вячеслав Семеин) и Иван Красильников (Сергей Никитин). Вся сила народная и может быть доверчивость в Голубе (Павел Грудцов). Бесхитростность и говорливость в Богдане Курюкове (Ильдар Аллабирдин). Молчаливая печаль в митрополите Дионисии (Дмитрий Лямочкин). Да, и обмануть мы себя даём и неправы бываем, как князь Мстиславский (Михаил Калашников). Но достоинство живо в каждом персонаже и зал это чувствует. С каким достоинством вышла на поклон боярыня царицы (Анастасия Хуснутдинова) я любовалась. Спектакль стильный! Музыка Сергея Рахманинова.. Натуральный цвет льна и пастельные тона чудо-костюмов работают на атмосферу спектакля и настроение. Тяжелый по сути финал пьесы не оставляет мрачного осадка. Жива надежда. За уважение, с которым прикоснулся театр к нашей истории, за грандиозную работу всего коллектива огромная зрительская благодарность и признательность. Вы молодцы! Браво!! Спектакль позовёт к себе ещё, я уверена.

Смотрела этот спектакль в 2009-м году на фестивале "Молодые театры России", во время гастролей театра в Омске. Брала интервью у Павла Викторович, которое затем было напечатано в газете "Омский вестник". Меня очень впечатлил этот спектакль, я несказанно рада тому, что смогла его увидеть.

Совместимы ли верховная власть и порядочность или это как гений и злодейство? Может ли жить по совести тот, кто призван решать судьбу страны или всякий, кто у руля, непременно будет замаран? Довольно ли желания не делать зла, чтобы не стать его орудием? Это всё убийственные вопросы, и отвечать на них – страшно. Сказать «нет», значит, признать заведомую вину и порченность всякого, кто окажется во главе государства, равно как и обреченность всех нас жить под властью такого человека. Сказать «да», боюсь, погрешить против истины… Ибо даже последний перед Смутой – кроткий царь Фёдор Иоаннович, прозванный блаженным отнюдь не в церковном смысле, этот неудавшийся сын Грозного, презентованный английским дипломатом Флетчером как «слабоумный, милостивый и не склонный к войне» – сделался причиной неисчислимых бедствий Отечества, всей душой желая лишь примирить враждующих вокруг него бояр. Я бываю в театре гораздо чаще, чем берусь рассказывать об увиденном, но об этом спектакле мне труднее молчать, чем говорить. В ноябрьской афишке он был выделен особо: «Царь Фёдор Иоаннович» – 10 лет на сцене театра. Если не посмотрим сейчас, можем и вообще не увидеть, испугалась я, и купила билеты – все же 10 лет для спектакля в театре, который моложе моей дочери – это срок. Одноименную трагедию Алексея Толстого я когда-то читала. Сюжет взят из Карамзинской «Истории государства Российского»: за влияние на слабонравного царя схлестнулись две партии: Шуйские – апологеты старины, и реформатор Годунов, царский шурин. Набычились и прут друг на друга, готовы сокрушить. А между ними этот… Иоанныч: «мальчики, не ссорьтесь» – остановить их пытается, помирить. Не государственной пользы ради – нет, о политике он и не помышляет. Он их просто любит обоих – Шуйского и Бориса, и не видит за ними всех противоречий, смертной вражды. Не может видеть, не дано. И уж конечно он не в силах ни подчинить их себе, ни дать перевес одной из сторон, и через эту слабость делается причиной восстания и насильственной смерти Шуйского, убиения брата своего – царевича Дмитрия, пресечения рода, Смуты. Душа царя – чиста, в мыслях одно лишь благо, но стране от того не легче… В том и трагедия: голубем ворковать – не царством править. Он и не правит – так царствует. Годунову говорит: «Ты ведай там, как знаешь, государство, ты в том горазд…» Спектакль собственно не о том, что делает история с такими «голубями» – известно что, паштет. А о том, что делают законы управления государством с теми, кто править хочет и может – с деятельным и умным Годуновым, ради «блага страны» умерщвляющим оппонентов и конкурентов, с Шуйским, который «страдая за Русь» идет на подлость, и сам это понимает: «…нет выбора иного Неправдою неправда сражена!» И в самом деле, какой выбор у них – по-разному это «благо страны» мыслящих? Ведь и Годунов и Шуйский, на минуточку», не бессовестные властолюбцы, отиравшиеся у трона – на них долг, они еще Грозным призваны непутевому сыну помогать. И оба «радетеля» всех, кто им мешает, в крови утопить готовы…. Не они первые, не они последние. Самое мощное в спектакле – да простят меня режиссер и художник, чьи творческие решения стоят отдельных похвал, сам Федор Иоаннович. Его играет артист, худрук и основатель театра Павел Курочкин – и отныне у меня здесь есть любимый актер. За все три часа я даже ни разу не вспомнила, что спектакль смотрю, что это – пос-та-нов-ка! Что этот, прости господи, самодержец с его глупостью на грани святости, возбуждающий вместе и жалость и преклонение – игра, ловко сидящая личина. Этим глазам ребенка на постаревшем лице веришь сразу. Лавров, полученных им за эту роль, хватило б на целую рощу. Мало! В мрачном сценическом пространстве, скупо освещенном пятью свечками, он как будто все время в круге света. Бог весть, каким был подлинный Федор Иоаннович – Толстой в пьесе наврал много, пренебрегая исторической правдой ради художественной. Я же видела перед собой венценосца-«дитятю», который силится помирить взрослых – соединить их, удержать, чтоб перестали браниться, ссориться потому, что для него это мука. Как ему понять, отчего один хороший человек, и другой тоже хороший – он их обоих любит – отчего они не перестанут враждовать, не могут обняться, быть вместе: «ну вот я вас помирил, а теперь поцелуйтесь». Ему очень хочется, чтобы у него получилось… зло изгнать, мир изменить. А не выходит. И он надрывается в этом неподъемном деле. Мечется в ужасе: «Моей виной случилось все! А я хотел добра… Всех согласить, все сгладить». И да, это его вина и трагедия – исполнять власть при полном нравственном бессилии. Так что же, может ли жить «по правде» тот, кто в ответе за всех и перед всеми? Федор в конце, оставляя правленье Борису, говорит: «Не вмешаюсь боле я ни во что!» По совести – мог бы, а так – увольте. И в монастырь, куда всей душой стремится – ему нельзя, и царем быть – немыслимо. И тогда на сцене деловито, как эшафот, сооружают жуткий деревянный саркофаг в виде царского облачения – и вколачивают его туда, пригвождают к трону, как к кресту: хочешь добра – будь готов жертвовать собой.

Признаюсь, что впервые оказалась в вашем маленьком, но очень симпатичном театре. Уютный зал, удобные сиденья и, наверняка, с любого места хорошо видно. А уж со 2 ряда все как на ладони. Спектакль очень интересный, эмоционально насыщенный и держит во внимании зрителя на протяжении всего действия. На мой взгляд это прежде всего актерский, нежели режиссерский спектакль. Великолепный актерский ансамбль без исключения. Потрясающе тонкий и очень трогательный Павел Курочкин в образе Федора, удивительно собранная, мудрая и умная Царица Ирина - Тимонина, прекрасно сыгранный молодым актером Годунов и все остальные. На мой взгляд, это очень сложная пьеса для постановки, но все получилось! Отсутствует ложный пафос, который очень часто бывает в спектаклях с историческим сюжетом. Наоборот - очень естественная подача материала, все очень гармонично, искренно, без нажима и потому, веришь и начинаешь сопереживать, особенно во втором акте. Декорации и костюмы очень удачные. Может только деревянные колокола меня несколько озадачили. Поздравляю!!! Здорово!!! СПАСИБО!!!

Очень динамичный спектакль. Завлекает в действие так, что приходишь в себя только от звонка мобильника в зрительном зале. Вырвало из действия очень болезненно и было обидно. *в порицание нерадивому зрителю* Снисходит такое странное ощущение после просмотра: «а ведь тогда тоже люди ЖИЛИ. Еще как». Несмотря на то, что с самим произведением я знакома, именно спектакль оживил для меня это время и этих людей. Прекрасное решение для быстрой смены «локаций» повествования, круговое действо для вовлечения зрителя. Огромное спасибо актерам массовки и боярам - играл каждый, никто не стоял просто так. Я очень люблю следить за «фонами» - взгляды, эмоции, действия актеров поддержки очень сильно помогали в общей атмосфере. Тема несчастной любви Шаховского и Мстиславской была отличным вплетением в общую канву, показав конфликт с другого ракурса. Отдельные слова хочу сказать об игре А.Бавтрикова. Он раскрылся для меня с совершенно другой стороны. Потрясающее исполнение, катарсис от сочувствия и сопереживания его герою. Годунов в исполнении А.Ермакова – это очень интересная трактовка персонажа. Пойду еще раз обязательно, чтобы последить за ним отдельно, еще раз внимательно постараться уловить все смыслы, которые актер вложил в роль. К сожалению, от меня ускользнул самый главный момент – взгляд был не на Годунове, когда пришло известие о гибели царевича. Очень об этом пожалела. Отдельное спасибо актеру Стужеву за сильное и уверенное (что конечно относится ко всем актерам труппы тоже) исполнение ключевого персонажа. Ключевого Серого Кардинала, теневого такого паука, который под пятой у Великих устроил весь этот кошмар. Ведь по большому счету именно он виноват в произошедшем. Филигранное обыгрывание интриги. Просто филигранное. И вишенкой на торте – трогательная пара Царя и Царицы. Свободное ощущение себя на сцене П.Курочкина и Н.Тимониной заставляет реальность просто растворяться. Прекрасный тандем, сложная линия, чудесные интересные характеры. Спектакль оставил непередаваемые ощущения.

7 июня устроили с мужем себе выходные с "Рюриковичами". Составили экскурсионную программу, побывали в усадьбе Коломенское и в Кремле, но больше всего проникнуться духом того времени нам помог спектакль "Царь Федор Иоаннович" в зеленоградском Ведогонь-театре. Первый акт прошел под лозунгом "О, Боже, как я плохо помню историю, что здесь происходит?", но уже во втором акте паника прошла, все вспомнилось, встало на свои места и начали сопереживать героям. Актерский состав очень сильный, они не играют, а живут, даже выделить кого-то невозможно, т.к. играют все на одинаково высоком уровне. В финале хотелось только громко аплодировать всем, кто принял участие в создание этого шедевра. БРАВО!

Кратко о Царе и не только или отзыв о спектакле Ведогоня «Царь Федор Иоаннович». Впечатления. Сразу оговорюсь, что на спектакль я шла с самыми мрачными представлениями о нем. Те из друзей, кто видел его раньше (и, если не путаю, и его режиссер в том числе), говорили, что это очень тяжелая картина и после нее нужно будет долгое время приходить в себя. Готовилась к ужасной трагедии, депрессии и горю без края. Но ничего этого не было. Нет, конечно, это отнюдь не комедия (хотя и ее элементы присутствовали). Но выбирая, куда отнести этот спектакль – к эмоциональной картине или к историческому эпосу, я бы выбрала второе. И с точки зрения историчности здесь можно сказать много хорошего. Не о костюмах или ярком вживании в конкретную эпоху. А о том, что после просмотра спектакля я заинтересовалась – хмм, а что там дальше то было? А как там было вообще? Мне кажется, если 3-х часовой просмотр спектакля вызывает желания закопаться в архивах – это воистину здорово! По поводу игры актеров. В перерыве слышала краем уха обсуждение зрителей и фразу из серии «играет только 2-3 человека». Сложный вопрос. Порой мне казалось, что герои переигрывают, порой наоборот… В конце концов, каждый видит своего персонажа по-своему, и зритель не всегда согласен с актером. Итого: спектакль хороший, бояться не надо, любителям театров посетить стоит. О сюжете о том, что было на сцене… Возникает резонный вопрос: а пытаться ли сделать лучше? Примирить огонь и воду? Или это настолько глупо и наивно, что видно и по событиям почти пятисотлетней давности? После спектакля мне задали вопрос: а на чьей я стороне? Кто прав? Чью позицию я бы выбрала? Оказалось, не так-то просто ответить. Царь пусть и не царь, но явно хочет только лучшего и делает все, что в его силах… но только это не работает, совершенно; это тот пример, коим современные деловые люди доказывают, что святоши мир не спасут, надо действовать; и даже если видя доброту блаженных кто-то проникнется и переменит свои взгляды на жизнь – в глобальной массе это ничего не изменит, масса (и людей, и обстоятельств) растопчет, задавит…. Годунов? Я не увидела по спектаклю в нем положительных сторон, не увидела того, как он реально правил бы землей и рационально руководил; я увидела жестокого диктатора, и, если не убийцу врагов, то что-то очень близкое по низости и безжалостности. Главный Шуйский? Он настолько часто меняет свое мнение и стратегию поведения, что невольно задаешься вопросом: как он умудрился дожить до этих лет и не потерять влияние (ведь мало кто из верящих в него будут рады постоянным переменам стратегии). В итоге да, Годунов кажется наиболее эффективной фигурой…. Или, нам просто хотели показать, что хорошего выхода из ситуации не было, были только более и менее отрицательные варианты решений? Философский подтекст «а кто же прав?» остался неопределенным.

Мы учим историю Древнего Рима, изучаем правление Александра Македонского и знаем дату независимости Америки. Но, однако, как же мы плохо знаем свою историю, своих героев, да даже правителей нашего государства. Честно, я особо и не помню, чтобы преподавали Историю нашего государства вот так, чтобы было интересно, чтобы это закреплялось в памяти. Ведь не помня прошлого, не будет и будущего.

) . В комментарии к своей трагедии («Проект постановки на сцену трагедии Царь Федор Иоаннович») Алексей Толстой писал: «Две партии в государстве борются за власть: представитель старины, князь Шуйский, и представитель реформы, Борис Годунов. Обе партии стараются завладеть слабонравным царём Фёдором как орудием для своих целей. Фёдор, вместо того чтобы дать перевес той или другой стороне или же подчинить себе ту и другую, колеблется между обеими и чрез свою нерешительность делается причиной: 1) восстания Шуйского и его насильственной смерти, 2) убиения своего наследника, царевича Димитрия, и пресечения своего рода. Из такого чистого источника, какова любящая душа Фёдора, истекает страшное событие, разразившееся над Россией долгим рядом бедствий и зол. Трагическая вина Иоанна было попрание им всех человеческих прав в пользу государственной власти; трагическая вина Фёдора - это исполнение власти при совершенном нравственном бессилии» .

Сценическая история трагедии показала, что сочинение Алексея Толстого оставляет возможность иных толкований его содержания, и в частности образа главного героя. Тяжба Годунова с Шуйскими нередко толковалась как борьба между зарождающимся самодержавием и той «стариной», когда Боярская дума обладала большим влиянием и широкими полномочиями, - такое толкование, в частности, было актуально на рубеже веков. Позднейшие интерпретаторы «Царя Фёдора» не были склонны искать в случившемся вину Фёдора, он представал скорее жертвой жестокого времени, его личная трагедия толковалась как трагедия бессилия добра ; таким, в частности, был Фёдор Ивана Москвина в знаменитой постановке Художественного театра .

Действующие лица

Царь Федор Иоаннович, сын Иоанна Грозного Царица Ирина Федоровна, жена его, сестра Годунова Борис Федорович Годунов, правитель царства Князь Иван Петрович Шуйский, верховный воевода Дионисий, митрополит всей Руси Варлаам, архиепископ Крутицкий Иов, архиепископ Ростовский Благовещенский протопоп Чудовский архимандрит Духовник царя Федора Князь Василий Иванович Шуйский, племянник князя Ивана Петровича Князь Андрей, Князь Дмитрий, Князь Иван - Шуйские, родственники Ивана Петровича Князь Мстиславский, Князь Хворостинин - ближние воеводы (сторонники Шуйских) Князь Шаховской, Михайло Головин - сторонники Шуйских Андрей Петрович Луп-Клешнин (бывший дядька царя Федора ), Князь Туренин - сторонники Годунова Княжна Мстиславская, племянница кн. Ивана Петровича и невеста Шаховского Василиса Волохова, сваха Богдан Курюков, Иван Красильников, Голубь-отец, Голубь-сын - московские гости, сторонники Шуйских Федюк Старков, дворецкий кн. Ивана Петровича Гусляр Царский стремянный Слуга Бориса Годунова Гонец из села Тешлова Гонец из Углича Ратник Бояре, боярыни, сенные девушки, стольники, дьяки, попы, монахи, торговые люди, посадские, стрельцы, слуги, нищие и народ.

Сюжет

Действие происходит в Москве, в конце XVI века. Недовольные растущим влиянием Годунова, которому царь Фёдор «передоверил» власть, князья Шуйские и сочувствующие им бояре пытаются составить заговор с целью отстранения Годунова от власти; полагая источником влияния Бориса на царя его родство с царицей Ириной Федоровной (в девичестве Годуновой), бояре задумывают развести Фёдора с женой, как с неплодной . Бояре, вдохновляемые Иваном Петровичем Шуйским , составляют челобитную, в которой просят царя вступить в новый брак; они ставят свои подписи под челобитной, но подача её царю откладывается из-за нерешённости вопроса о невесте.

Соперничество Годунова и Шуйского тревожит царя Фёдора ; не понимая причин этой вражды, Фёдор, в трагедии Толстого скорее святой, нежели скудоумный, пытается помирить соперников; недобровольно, под давлением царя и царицы, соперники протягивают друг другу руки, однако борьба продолжается.

Ирина передает Фёдору просьбу вдовствующей царицы, Марии Нагой , о возвращении в Москву из Углича , куда Нагие вместе с царевичем Дмитрием были отправлен сразу после воцарения Фёдора. Годунов, который у Толстого считает незаконнорожденного царевича реальным соперником, решительно противится этому. Сторонник Годунова Андрей Клешнин , бывший дядька царя Фёдора, доставляет перехваченное письмо близкого к Шуйским Головина в Углич; письмо свидетельствует о наличии заговора, и Борис трбует взятия Ивана Шуйского под стражу, в противном случае грозит удалиться от дел. Фёдор, не желая верить верить в недобрые намерения Шуйского, в конце концов принимает «отставку» Годунова.

Тем временем, в отсутствие Ивана Шуйского, бояре вписывают в челобитную имя княжны Мстиславской, уже просватанной молодому князю Шаховскому. Возмущённый Шаховской выхватыват челобитную и исчезает с ней. Иван Шуйский, прежде отклонявший предложение сместить Фёдора и возвести на престол царевича Дмитрия, теперь склоняется именно к такому способу избавления от Годунова. Отрешённый от дел Борис просит своего приближённого Клешнина отправить в Углич в качестве новой мамки царевича сваху Василису Волохову, при этом несколько раз повторяет: «чтобы она царевича блюла». Клешнин, в свою очередь, передавая Волоховой указания Годунова, даёт ей понять, что, если страдающий падучей царевич сам погубит себя, с нее не спросят.

Фёдор, вынужденный лично заниматься государственными делами, тяготится ими и готов помириться с шурином, тем более что Шуйский на его призывы не откликается, сказываясь больным; однако для Годунова условием примирения по-прежнему остаётся арест Шуйского. Клешнин, осведомленный обо всём, что происходит в среде заговорщиков, сообщает царю о намерении Шуйских возвести на престол царевича Димитрия. Фёдор отказывается верить, но призванный к нему Иван Петрович сознается в мятеже. Дабы спасти Шуйского, Фёдор заявляет, что он сам велел поставить царевича на престол, но теперь раздумал. В царские покои врывается Шаховской с боярской челобитной и просит вернуть ему невесту; подпись Ивана Петровича под челобитной обескураживает Фёдора. Он готов простить Шуйскому заговоры и мятежи, но не может простить обиду, нанесённую Ирине. В гневе Фёдор подписывает давно заготовленный Борисом указ об аресте Шуйского.

В заключительной картине трагедии действие разворачивается на площади перед Архангельским собором , в котором Фёдор отслужил панихиду по своему отцу, Ивану Грозному . «От нынешнего дня, - решает Фёдор, - Я буду царь». Ирина и княжна Мстиславская умоляют его простить Шуйского. Фёдор, чей гнев был лишь недолгой вспышкой, посылает за Шуйским князя Туренина, но тот сообщает, что Шуйский ночью удавился; недосмотрел же Туренин потому, что вынужден был отбивать толпу, приведенную к тюрьме князем Шаховским, и отбил её, лишь застрелив Шаховского. Фёдор обвиняет Туренина в убийстве Шуйского; он сожалеет о том, что слишком долго мирволил боярам: «Не вдруг отец покойный/ Стал грозным государем! Чрез окольных/ Он грозен стал…» В это время гонец приносит из Углича весть о гибели царевича. Фёдор подозревает, что и Дмитрий был убит; Годунов предлагает послать в Углич для дознания Клешнина и Василия Шуйского и тем самым убеждает Фёдора в своей невиновности. Тут же приходит и сообщение о приближении татар к Москве и скорой, «чрез несколько часов», осаде столицы. Чувствуя себя не в силах справиться с навалившимися проблемами, Фёдор соглашается с Ириной в том, что править царством может только Борис. Трагедия заканчивается горестным монологом Фёдора:

Моей виной случилось все! А я - Хотел добра, Арина! Я хотел Всех согласить, все сгладить, - боже, боже! За что меня поставил ты царем!

Сценическая судьба

Иван Москвин в роли царя Фёдора, 1898 год

Написанная в 1868 году, трагедия Толстого надолго оказалась под цензурным запретом, поскаольку в ней, по словам М. Строевой , дебатировалась проблема вырождения царской власти . Первую постановку «Царя Фёдора» осуществила любительская труппа в Петербурге в 1890 году .

«Царь Фёдор» в Художественном театре

Новым, ещё не виданным на русской сцене было и оформление спектакля, предложенное художником В. А. Симовым : «Перед зрителями, - пишет М. Строева, - распахнулась жизнь древней Руси во всей своей доподлинности - с низкими сводчатыми потолками, тусклыми слюдяными оконцами, с мигающими свечами и лампадами у темных икон, с высокими шапками и длинными рукавами облачений, с точными музейными вышивками и уникальной утварью» . Здесь чувствовалось влияние Мейнингенского театра Л. Кронека ; однако для создателей спектакля это был не просто достоверный исторический фон: «Глубокий историзм спектакля, - пишет критик, - подчинялся теме остросовременной, придавал ей эпическую широту. Своды царских хором придавливали людей. Каждый из яркой разнохарактерной толпы обязан был согнуть голову. Не избегал общей участи и царь Фёдор. Власть, свыше данная ему, его же и губила. Маленький человек беспомощно метался в тесных палатах» .

Заглавную роль в спектакле сыграл Иван Москвин ; Ивана Шуйского играл Василий Лужский , Ирину - Ольга Книппер , Василия Шуйского - Всеволод Мейерхольд .

Успех спектакля был так велик, что уже 26 января 1901 года состоялось юбилейное, сотое, его представление, а роль царя Фёдора в дальнейшем стала коронной для актёров трагического амплуа и в то же время пробным камнем, наряду с трагическими образами Шекспира .

Спектакль не сходил со сцены театра на протяжении полувека, став такой же «визитной карточкой» МХАТа, как чеховская «Чайка»; после Москвина, с 1935 года, царя Фёдора играл Николай Хмелёв , а с 1940 года - Борис Добронравов , умерший в 1949 году на сцене во время исполнения этой роли, не доиграв финальную сцену .

На фоне выдающейся постановки Художественного театра и образов, созданных великими актёрами МХАТа, многие театры долгое время не отваживались обращаться к этой трагедии, большинство трупп не располагало актёрами, способными в заглавной роли бросить вызов корифеям Художественного театра. После смерти Добронравова спекталь исчез и из репертуара МХАТа .

В конце 60-х годов актёр МХАТа Владлен Давыдов , давно мечтавший о возвращении трагедии Толстого в репертуар, нашёл на главную роль достойного исполнителя в лице Иннокентия Смоктуновского , уже имевшего в своём активе роль князя Мышкина в легендарном «Идиоте» Ленинградского БДТ . Пока во МХАТе решался вопрос о новой постановке «Царя Фёдора», осложнённый сменой художественного руководства, Смоктуновского перехватил Малый театр .

«Царь Фёдор» в Малом театре

Премьера спектакля состоялась в мае 1973 года; в постановке было занято целое созвездие корифеев театра: Евгений Самойлов в роли Ивана Шуйского, Виктор Хохряков (и Евгений Весник) в роли Клешнина; Василису Волохову играла Елена Шатрова , Бориса Годунова - Виктор Коршунов , царицу Ирину - Галина Кирюшина .

В Фёдоре Смоктуновского не было того «жалкого скудоумия», о котором писал Толстой, не было ничего от «блаженного», и даже слова о подаренных цесарем шести обезьянах, обычно служившие подтверждением его слабоумия, у Смоктуновского неожиданно наполнялись иронически-драматическим смыслом . Одним из главных достоинств этого спектакля стала музыка Георгия Свиридова , в которой наряду со специально написанными хоровыми (a capella) фрагментами были использованы темы из Маленького триптиха. «И. Смоктуновский, - писал в то время критик, - играет… со всей проникновенностью, с пугающей почти достоверностью постижения самого естества „последнего в роде“, обреченного царя. Иначе говоря, трагедию личности, но столь глубокой и необыденной, что перед душевным сокровищем его героя мелкими кажутся и проницательный ум Годунова, и недальновидная, хотя и искренняя прямота Ивана Шуйского… Музыкальные образы „Царя Федора“ сосредотачивают в себе высокое художественное общение… Дух Древней Руси оживает в этой музыке» .

Хотя изначально зрители совершали паломничество в первую очередь на Иннокентия Смоктуновского, спектакль пережил и уход актёра во МХАТ (в 1976 году); царя Фёдора в дальнейшем играли Юрий Соломин и Эдуард Марцевич .

«Царь Фёдор» в Театре им. Комиссаржевской

Одновременно с Малым театром, даже чуть раньше, в 1972 году трагедию Толстого поставил Рубен Агамирзян на сцене Ленинградского театра им. В. Ф. Комиссаржевской . Позже Агамирзян поставил и другие части трилогии и вместе с исполнителями главных ролей был за эту работу в 1984 году удостоен Государственной премии СССР , но начал с «Царя Фёдора». В спектакле, оформленном Эдуардом Кочергиным , заглавную роль сыграл молодой, но в то время уже хорошо известный театралам актёр Владимир Особик ; Бориса Годунова во всех частях трилогии играл Станислав Ландграф .

В не меньшей степени, чем спектакль Малого театра, ленинградский «Царь Фёдор» стал событием театральной жизни. «В своих белых одеждах, - писала Нина Аловерт тридцать лет спустя, - Царь Особика временами не ходил, а как будто летал, особенно в сцене, где хотел всех примирить. Вскидывал руки, как крылья, и летел от Ирины - к Годунову, от Годунова - к Шуйскому, от Шуйского - к Ирине. Неожиданно останавливался и вслушивался в каждую фразу, всматривался в лица собеседников, затем зажмуривал глаза, чтобы эти лица не видеть и только сердцем постичь сплетение лжи и предательства. Новое испытание обрушивается на Царя, он узнаёт, что его хотят развести с женой… Царь-Особик больше не „видел“ сердцем, не способен был понимать, где правда, где ложь. Полет прекращался, начиналось метание по сцене. Как безумный бросался он с печатью в руке к столу и падал сверху на стол, припечатывая приказ об аресте Шуйского, одним движением решая участь Шуйского и свою, потому что с этой минуты начиналась гибель Царя. …Я и сейчас в любое мгновение могу „услышать“ страшный, из глубины сердца исторгнутый вопль Царя: прижавшись спиной к стене, вытянув вперед руки, как бы отталкивая Годунова, Особик кричал: „Я правду от неправды не отличу! Аринушка!“» .

Спектакль с неизменным успехом шёл 18 лет, пока Владимир Особик не покинул театр.

Другие известные постановки

Малый театр («Суворинский») в Петербурге.

Московский Театр Русской Драмы п/р М. Щепенко. Постановка Михаила Щепенко . В главной роли - Михаил Щепенко. Спектакль является лауреатом премии Москвы в области литературы и искусства. 5 июля 2010 года был показан, в частности, на открытии Храмового комплекса Спаса Нерукотворного в селе Усово на Рублево-Успенском шоссе.

Примечания

  1. Скрынников Р. Г. Борис Годунов / А. М. Сахаров. - М .: Наука, 1983. - С. 67-84. - 192 с.
  2. Толстой А. К. Проект постановки на сцену трагедии «Царь Федор Иоаннович»
  3. Велехова Н. А. <О спектакле «Царь Федор Иоаннович» в Малом театре> // Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли. - Москва: АСТ-пресс книга, 2002. - С. 205-211. - ISBN 5-7805-1017-2
  4. Соловьёва И. Н. Московский Художественный академический театр СССР имени М. Горького // Театральная энциклопедия (под ред. С. С. Мокульского) . - М .: Советская энциклопедия, 1961-1965. - Т. 2.

Пьеса, созданная в 1868 году. Это часть драматической трилогии, в которой рассказывается о Смутном времени, о конфликте власти и добра. Эта пьеса является второй в трилогии. В течение 30 лет произведение, которое создал А. Толстой ("Царь Федор Иоаннович"), было под запретом цензуры. МХТ открылся именно этой драмой в 1898 году.

Тема трилогии и ее раскрытие в каждой из частей

Основная тема трилогии - то, как монархия ведет государство к смуте. Иван Грозный - деспотичный царь, объединяющий страну. Он беспощадно карает и убивает. Эта тема является центральной в первой части интересующей нас трилогии. Федор - его сын. Фамилия царя Федора Иоанновича - Рюрикович (портрет его представлен выше). Он является последним государем из этой династии. После того как Федор вступает на престол, он решает править в соответствии с христианскими установлениями, а не так, как его отец. Об этом говорится как раз в пьесе "Царь Федор Иоаннович". А в третьей рассказывается о том, как правил "безродный" Борис Годунов. После его восхождения на трон пресеклась, поскольку царевич Димитрий был убит. Годунов (на фото ниже) входит на престол для того, чтобы править разумно. Обо всем этом говорится в третьей части.

Мысль о том, что правители оказываются заложниками власти, проходит через всю трилогию. Независимо от того, разумные, добрые или жестокие они, государи не могут править добродетельно. Личность Федора представляется особенно трагичной. В начале царствования он хочет "все сгладить", "всех согласить". А в итоге правления становится ясно, что он не смог отличить "правду от неправды". Предлагаем вам поближе познакомиться с этим правителем.

"Царь Федор Иоаннович": краткое содержание

В доме Шуйского Ивана Петровича в присутствии некоторых бояр и множества духовных лиц идет речь о разводе Федора Иоанновича со своей супругой, сестрой Бориса Годунова. По мнению всех, именно благодаря ей и держится Борис. В бумаге указывают на малолетство Димитрия и неплодность царицы, просят Федора Иоанновича заключить новый брак.

Суровый отпор получает предложение Головина, который намекает царю на возможность поставить вместо Федора Димитрия. Княжна Мстиславская ухаживает за гостями. Все выпивают за здоровье Федора. Жениху Мстиславской, Шаховскому, сваха Волохова указывает место тайной встречи.

Челобитная митрополиту, сведения из Углича

Далее рассказывается о том, что Иван Петрович посылает челобитную митрополиту, при этом сокрушаясь о том, что он вынужден погубить царицу. Его дворецкий Федюк Старков доносит Годунову о том, что он видел. Тот, получив сведения из Углича, что Головин находится в заговоре с Нагими, и видя, что его власти угрожает опасность, объявляет своим сторонникам, князю Туренину и Луп-Клешнину, о намерении примириться с Шуйским.

Намерение Годунова помириться с Шуйским

Появляется Ирина, которой царь Федор Иоаннович говорит о том, что он видел в церкви Мстиславскую. Он уверяет царицу, что для него она все равно красивее всех. Годунов сообщает о своем намерении помириться с Шуйским. За это дело с радостью берется царь.

Федор просит помощи в деле примирения у митрополита Дионисия, а также у некоторых других священников. Дионисий говорит, что Годунов снисходителен к еретикам и притесняет церковь. Он также возобновил подати, от которых духовенство было освобождено. Годунов вручает Дионисию защитные грамоты и говорит о том, что еретики были подвержены гонениям. Царь Федор Иоаннович просит бояр и Ирину поддержать его.

Разговор Гоуднова с Шуйским

Приходит Шуйский Иван Петрович, которого сопровождают восторги народа. Федор упрекает его в том, что тот не посещает Думу. Иван Петрович отговаривается тем, что он не мог поддакивать Годунову. Вспомнив Писание, Федор призывает духовных лиц в свидетели. Он говорит, что примирение - благо. Годунов, покорный ему, предлагает согласие Шуйскому. Последний упрекает его в том, что он не захотел делиться управлением страной. А ведь Иоанн завещал государство пятерым боярам: насильно постриженному Мстиславскому, умершему Захарьину, сосланному Бельскому, Шуйскому и Годунову. Оправдываясь, Годунов говорит, что Шуйский спесив, что он стал единоличным правителем, чтобы принести пользу Руси. Годунов добавляет, что только Шуйские не хотят приводить в порядок расстроенную страну. Митрополит отмечает, что Годунов сделал многое для церкви, и склоняет к примирению Шуйского.

Народу сообщают о примирении, сцена с купцами

Показывая покров для святыни, вышиваемый ею, Ирина признается, что это ее обет за спасение Ивана Петровича, который некогда был осажден в Пскове литовцами. Шуйский готов забыть вражду, однако требует гарантий безопасности своим сподвижникам от Годунова. Тот клянется. Приглашают выборных от толпы, приведенной Иваном Петровичем. Шуйский говорит народу о примирении с Борисом Годуновым. Купцы недовольны тем, что мирятся их головами. Недоверие к человеку, который только что поклялся, раздражает Шуйского. Купцы просят царя защитить их от Годунова, однако тот отправляет их к Борису. Годунов просит записать их имена.

Встреча Мстиславской с Шаховским

Княжна Мстиславская вместе с Василисой Волоховой ночью в саду дожидаются Шаховского. Тот приходит, сообщает о своей любви и о том, с каким нетерпением он ждет свадьбы. Приходит Красильников. Шаховской, впустив его, скрывается. Он принимается звать Ивана Петровича и говорит, что все, кто был у царя, по приказанию Годунова схвачены. Шуйский потрясен. Он велит поднять на Годунова Москву.

Обсуждение челобитной

Бояре обсуждают челобитную, размышляя о том, кто будет новой царицей. В. Шуйский предлагает кандидатуру Мстиславской. Головин вписывает ее имя в челобитную. Входит Шаховской. Он говорит, что не отдаст невесты. Появляется и Волохова с княжной. Шаховской при взаимных упреках и угрозах выхватывает грамоту и уходит.

Годунов дает царю бумаги. Тот не вдается в их содержание, а соглашается с тем, что решил Борис. Ирина говорит о том, что вдовствующая царица написала письмо из Углича, прося вернуться в Москву с Димитрием. Федор хотел было поручить это дело Борису, однако Ирина хочет, чтобы он сам занялся им.

Годунов сообщает о том, что покидает царя

Входит Шуйский, он начинает жаловаться на Годунова. Борис не отпирается. Он говорит, что купцы взяты за попытку разрушить мир между ним и Шуйским, а не за прошлое. Царь Федор Иоаннович соглашается простить Бориса, считая, что они не поняли друг друга. Однако государя сердит непреклонное требование Годунова оставить царевича в городе Угличе. Борис говорит, что уходит, уступая свое место Шуйскому. Царь умоляет не покидать его. Уязвленный поведением Федора, Шуйский уходит.

Клешнин приносит письмо Головина, переданное из Углича. Борис показывает его Федору, требуя заключить Шуйского под стражу. Он даже готов казнить его. В случае невыполнения приказа Борис грозит удалиться. Федор потрясен. После длительных колебаний он решает отказаться от советов и услуг Годунова.

Замысел Шуйского

Шуйский Иван Петрович утешает Мстиславскую. Он говорит ей о том, что не допустит ее свадьбы с царем. Иван Петрович выражает надежду, что Шаховской не выдаст их замысла. Отослав Мстиславскую, Шуйский принимает бояр, а также бежавших Голубя и Красильникова. Он думает, что в скором времени скудоумный Федор будет смещен, а Димитрия возведут на престол. Иван Петрович дает каждому задание.

Годунов поручает Волоховой беречь царевича

Сидя дома, отрешенный Борис узнает от Клешнина о жизни Волоховой и говорит, чтобы она "блюла царевича". Клешнин посылает Волохову в Углич, чтобы та стала новой мамкой. Он велит беречь царевича и намекает, что если он погубит себя (царевич страдает падучей), с нее спросят.

Шуйский признается в мятеже

Федор тем временем не может разобраться в бумагах, предоставленных ему. Входит Клешнин и говорит, что Борис занемог от расстройства. Требуется немедленно схватить и заключить в тюрьму Шуйского за то, что тот намеревался сделать Димитрия царевичем. Федор этому не верит. Появляется Шуйский. Царь сообщает ему о доносе и требует оправданий. Тот отказывается их предоставить. Федор настаивает, и Шуйский решает признаться в мятеже.

Испугавшись, что Борис накажет Ивана Петровича за измену, князь заявляет, что сам он решил посадить на престол царевича, а затем вытесняет из комнаты потрясенного Шуйского.

Федор подписывает указ Годунова

Шаховской врывается в покои государя. Он просит возвратить ему невесту. Увидев подпись Шуйского, Федор плачет и не внимает доводам Ирины о том, что составленная бумага нелепа. Ограждая от обид Ирину, Федор подписывает указ Годунова, повергая в ужас пришедших.

Агитация за Шуйского

Старик поднимает народ, агитируя за Шуйского. Гусляр складывает песни о доблестях Ивана Петровича. Прибывает гонец и сообщает о том, что татары наступают. Князь Туренин вместе со стрельцами отводит Ивана Петровича в тюрьму. Народ, подбиваемый стариком, хочет его освободить. Однако Шуйский говорит о том, что он виновен перед царем и что он заслужил свое наказание.

Клешнин рассказывает Годунову о том, что Шуйские, а также те, кто их поддерживал, находятся в тюрьме. Затем он вводит Шуйского Василия Ивановича. Тот говорит, что затеял челобитную якобы для блага Бориса Годунова. Борис, понимая, что тот в его руках, отпускает его. Входит царица Ирина, чтобы заступиться за Шуйского Ивана Петровича. Понимая, что он будет продолжать ему перечить, Годунов остается непреклонным.

Смерть Шуйского и Шаховского

Нищие, собравшиеся на площади возле собора, говорят о том, что неугодного Годунову митрополита сместили, а купцов, выступавших за Шуйского, казнили. Мстиславская приходит вместе с Ириной для того, чтобы просить за Ивана Петровича. Федор выходит из собора. Он отслужил панихиду по Ивану. Увидев его, княжна бросается Федору в ноги. Тот шлет Туренина за Шуйским. Однако Туренин говорит, что Иван Петрович удавился ночью. Он просит прощения за то, что недосмотрел, так как отбивал толпу, которую Шаховской привел к тюрьме. И отбил ее, застрелив только Шаховского. Федор обвиняет Туренина в убийстве Ивана Петровича. Он угрожает ему казнью.

Гибель царевича, Федор передает Борису управление государством

Прибывает гонец с вестью о гибели царевича. Царь потрясен. Он хочет сам выяснить, что случилось. Приходит весть о том, что хан приближается, а Москве угрожает осада. Годунов предлагает Федору послать Василия Шуйского и Клешнина. Тот убеждается в том, что Борис невиновен. Мстиславская сообщает, что хочет постричься. По совету супруги Федор собирается передать Борису всю тяжесть правления. Он оплакивает свой царский долг и свою участь, поминая собственное желание "все сгладить" и "всех согласить".

На этом заканчивается пьеса "Царь Федор Иоаннович". Краткое содержание ее мы постарались передать, не упустив ничего важного.

Сценическая судьба произведения

Сюжет этой трагедии насыщен событиями, поэтому изложить его в одной статье непросто. Чтобы лучше понять произведение, лучше посмотреть спектакль "Царь Федор Иоаннович". Отзывы о постановках этой драмы в московских театрах (Художественном, Малом, им. Комиссаржевской и др.) всегда были восторженными. Записи многих из них сохранились.

В мае 1973 года в одном из лучших театров столицы состоялась нашумевшая премьера трагедии "Царь Федор Иоаннович". Малый театр привлек к участию в ее постановке целое созвездие корифеев. Бориса Годунова сыграл Федора - в роли Ивана Шуйского выступил в роли Клешнина - и др. Пьеса была встречена восторженно.

Интересное произведение создал Алексей Толстой. "Царь Федор Иоаннович" и сегодня входит в репертуары множества театров.