Стихотворение Н. Заболоцкого «Гроза идет»

И мы должны понять, что есть значок,
Который посылает нам природа...
Н. Заболоцкий

Поэт мысли, философских раздумий, тонкий лирик - таким вошел в русскую поэзию XX века Николай Заболоцкий. В его жизни было многое: учеба на историко-филологическом факультете Московского университета, переписка с К. Циолковским, арест и ссылка, но главное, в его жизни всегда была поэзия. Поэзия, в которой Заболоцкий отстаивал красоту человека и природы.
Стихотворение “Гроза идет”, написанное в 1957 году, относится к последнему периоду творчества поэта, который исследователи называли “классическим”. В стихах, созданных в это время, весьма ощутима традиция А. Пушкина, Е. Баратынского и особенно Ф. Тютчева.
Однако Заболоцкий не повторяет готовые поэтические системы великих предшественников, а раскрывает в них новые возможности:

Движется нахмуренная туча,
Обложив полнеба вдалеке,
Движется, огромна и тягуча,
С фонарем в приподнятой руке.

Конечно же, для Тютчева был невозможен образ тучи с фонарем в руке. Чтобы создать его, надо было пройти через метафорические поиски поэзии XX века.
В стихотворении сохранен тютчевский параллелизм проходящих через все стихотворение описаний природы и душевной жизни, мыслей лирического героя. Говоря о молчании, поэт признается:

Сколько раз она меня ловила,
Сколько раз, сверкая серебром,
Сломанными молниями била,
Каменный выкатывала гром.

Лирический герой не только эмоционально воспринимает природное явление, в данном случае грозу, не только соотносит его со своими душевными переживаниями, он по-тютчевски разрушает грань между человеком и природой. И это приводит к таким смелым и неожиданным ассоциациям:

Сколько раз, ее увидев в поле,
Замедлял я робкие шаги
И стоял, сливаясь поневоле
С белым блеском вольтовой дуги.

И сразу же поэт переносит наше внимание на дерево, расщепленное молнией. Для классической поэзии этот образ достаточно традиционен, но Заболоцкий и здесь находит свое осмысление. Сожженное дерево становится опорой небосклону:

Вот он - кедр у нашего балкона,
Надвое громами расщеплен,
Он стоит, и мертвая корона
Подпирает темный небосклон.

Эта стойкость “мертвого” дерева сродни судьбе лирического героя, страдавшего, познавшего горе и радость, любовь и ненависть, но не сломившегося.
Перед нами три стадии сопоставления чувств лирического героя с расколотым деревом.
Вначале дерево, поддерживая человека, сообщает ему жизнь:

Иглы почерневшие с вершины
Осыпают звездами меня.

Затем оказывается, что судьба лирического героя тяжелее “раны от огня”, нанесенной кедру:

Пой мне песню, дерево печали!
Я, как ты, ворвался в высоту,
Но меня лишь молнии встречали
И огнем сжигали на лету.

А в финале стихотворения уже утверждается величие человека, его неукротимая жажда жить, любить, творить:

Почему же, надвое расколот,
Я, как ты, не умер у крыльца,
И в душе все тот же лютый голод,
И любовь, и песни до конца!

Таким образом, стихотворение “Гроза идет” - не просто пейзажная зарисовка. Мне кажется, что перед нами яркий образец лирики философской. Заболоцкий обращается к темам жизни и смерти, смысла бытия человека.
В стихотворении даны реальные детали пейзажа: обложенное тучами небо, расщепленное молнией дерево. Но философичность этого произведения неизбежно приводит к усилению его метафоричности: “сверкая серебром”, “нахмуренная туча”. Здесь природа не противостоит человеку, как это было в ранней лирике Заболоцкого. Она выступает заодно с ним, оттеняет его душевное состояние, его веру в победу жизни над смертью.
Многочисленные олицетворения, встречающиеся в этом стихотворении, свидетельствуют не только об уподоблении природы человеку. В них заложен более глубокий символический смысл: вслед за Тютчевым Заболоцкий увидел в природе настоящую жизнь. Поэтому туча способна “ловить”, “бить”, а “живое сердце” дерева “осыпать звездами”. Барьеры между миром человека и миром природы разрушены: природа страдает и живет подобно человеку, а человек, подобно явлению природы, испытывает такие же чувства.
Однако в стихотворении “Гроза идет” существует и иной мотив: человек может вынести гораздо больше испытаний, но не согнуться и не умереть.
Пейзажная лирика Заболоцкого никогда не была просто описательной. Его лирический герой не только эмоционально воспринимает природу, но и стремится осмыслить ее жизнь, тесно связанную с жизнью человека.
Пройдя сложный жизненный и поэтический путь, Николай Заболоцкий пришел к классической ясности философской лирики. Это и является свидетельством неувядаемой силы его поэзии.

Водяной Дмитрий

Данная работа посвящена лингвистическому анализу стихотворения Н.А.Заболоцкого «Гроза». Автор поставил перед собой цель – выяснить, как с помощью синтаксических, морфологических, лексических и фонетических средств можно понять идейно – тематическое содержание произведения. В

работе выдвинуты гипотезы о содержании. Основное внимание уделяется анализу четырёх строф на различных уровнях: синтаксическом, морфологическом, лексическом и фонетическом. Автором исследовательской работы изучены источники литературы по данному вопросу. Анализ текста убедителен. Обучающийся доказал свою точку зрения.

Данная работа была представлена на научно – практической конференции «Первые шаги в науку» муниципального уровня.

Лингвистический анализ произведения может быть интересен обучающимся а также использован в качестве методического пособия на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ЭМР Саратовской области

Лингвистический анализ произведения Н.А.Заболоцкого

«Гроза»

Выполнил: Водяной Дмитрий,

обучающийся 8 класса

МБОУ «Кадетская школа «Патриот»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

Руководитель: Широкова

Наталия Павловна,

учитель русского языка и литературы

2015 год

  1. Введение – стр. 1
  2. Основная часть – стр. 3-8
  1. Анализ первой строфы – стр. 4-5
  2. Анализ второй строфы – стр. 6
  3. Анализ третьей строфы – стр. 7
  4. Анализ четвертой строфы – стр. 8
  1. Вывод – стр. 9
  2. Источники, литература – стр. 10

ВВЕДЕНИЕ

Цель исследования: выяснить, как с помощью синтаксических, морфологических, лексических и фонетических средств можно понять идейно – тематическое содержание произведения.

Задачи исследования:

1) учиться лингвистическому анализу текста;

2)сделать анализ текста убедительным и целостным;

3)доказать свою точку зрения;

4)убедить в приемлемости своего толкования содержания текста.

Объект исследования: произведение Н.А.Заболоцкого «Гроза» .

Актуальность исследования: лингвистический анализ поможет при выполнении олимпиадных заданий, сдаче ГИА и ЕГЭ, расширит языковой кругозор.

«Гроза» - яркое произведение талантливого поэта Николая Алексеевича Заболоцкого. 1946 год – тяжёлое послевоенное время. Закончился лагерный период поэта. Именно в это время Н.Заболоцкий пишет стихотворение «Гроза» . Оно поражает глубиной философского смысла и красотой выразительных средств. Именно поэтому мне захотелось провести лингвистическое исследование текста в целостности с различных уровней: синтаксического, морфологического, лексического и фонетического .

Гипотеза о содержании стихотворения

3 строфа: развернутое сравнение «светлоокой девы» и рождение долгожданной грозы, первого грома.

3 и 4 строфы: рождённое (живое слово) совмещается с олицетворённой природой, просветляет её.

Первая строфа

Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница,
Тень от тучи легла, и слилась, и смешалась с травой.
Все труднее дышать, в небе облачный вал шевелится,
Низко стелется птица, пролетев над моей головой.

Синтаксический уровень

Автор использует сложные предложения с небольшим количеством однородных членов, а также предложения с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. Все эти средства помогают точно описать предгрозовой пейзаж, чтобы мы смогли понять глубокий смысл. В первой строфе мы видим пять простых предложений. Они объединены в состав двух сложных. Простые предложения произносятся с перечислительной интонацией. Автор рисует нам предгрозовой пейзаж. Описываемые явления являются подлежащими, а олицетворяющие их глаголы - сказуемыми. На мой взгляд, Н.А.Заболоцкому важна равновеликость каждого явления.

В первом и пятом простых предложениях используются обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом. Они обозначают действия, протекающие параллельно с остальными, дополняют их. Во втором простом предложении мы видим целый ряд однородных сказуемых, которые уточняют и дополняют картину предгрозового пейзажа. Стоит отметить, что во всех простых предложениях отсутствуют дополнения, мало определений, но в каждом предложении есть обстоятельства. Одинаковый тип построения соседних предложений (параллелизм) усиливает ощущение их значимости, как для писателя, так и для нас, читателей.

Морфологический уровень

В первой строфе много существительных и глаголов, употребляемых как в прямом, так и в переносном смысле. Часть этих существительных являются подлежащими, а другая – дополнениями. Например, «зарница», «птица», «тень» - это подлежащие, а «над головой», «от тучи», «с травой» - дополнения. Глаголы по отношению к существительным своеобразны: «легла», «стелется», «слилась», «смешалась» . Они обозначают конкретные действия - передвижения в пространстве. Само же действие не направлено на какой - либо объект. Все вышесказанное не относится к предложению «все труднее дышать» . В нем нет глагола движения. Действие совершается неподвижно стоящим, созерцающим происходящее, человеком.

Лексический уровень

Существительные первой строфы употреблены в своих прямых, необразных значениях. Только слово «вал» подразумевает «множество густых облаков». Развивается тема тьмы и света. Глаголы же употребляются в переносных значениях. Они олицетворяют природу: «тень легла», «пробежала зарница» .

Фонетический уровень

Произведение написано шестистопным анапестом . Ударение стоит на каждом третьем слоге. Этот стихотворный размер выбран поэтом для неторопливого прочтения текста. Благодаря этому мы читаем смысл «между строк». По моему мнению, при быстром чтении это сделать труднее. Стоит отметить мастерство автора. Оно состоит в том, как он располагает звукописные ряды. Они переплетаются между собой, изображая звуки, которые действительно бывают в грозу. Сонорные звуки (р- л- м- н) сочетаются со свистящими и шипящими: «дрог» - «проб» - «…д мир» - «зари», «лила» - «ала».

Подводя итог уровневого анализа первой строфы, делаю вывод: автор видит эту картину образно и олицетворяет природу, в которой все значимо.

Вторая строфа

Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья,
Человеческий шорох травы, вещий холод на темной руке,
Эту молнию мысли и медлительное появленье
Первых дальних громов - первых слов на родном языке.

Синтаксический уровень

Вся вторая строфа является простым предложением. Оно осложнено однородными дополнениями. У меня возникает мысльо равнозначности объектов. Действие с глаголом «люблю» распространяет дополнения. Оно осложняет это предложение.

На мой взгляд, мы имеем возможность следить за мыслью поэта. Это очень важно. Мне кажется, что я стоюрядом с автороми наблюдаю предгрозовой пейзаж. Охватывает восторг, хочется творить, жить, радоваться и говорить: « Я люблю…», испытывать муки творчества.

Отличие первой и второй строфы очевидно: в первой много действий,а во второй одно. Различны и второстепенные члены предложения.

Морфологический уровень

Единственный глагол «люблю» указывает на эмоциональное состояние, а не на движение, как это было в первой строфе. Речь идет только о поэте. Но его чувств хватает на любовь ко всему происходящему.

Лексический уровень

Приведу примеры. Слова «сумрак», «холод», «ночь», «молния» имеют метафорическое значение. Продолжает развиваться тема тьмы и света.Тема света, на мой взгляд, соотносится с темой творческого озарения. Выражения «молния мысли» и «появление громов – первых слов на родном языке» являются метафорой. В роли метафоричных эпитетов выступают согласованные определения «человеческий шорох» и «вещий холод» .

Фонетический уровень

С точки зрения фонетики можно заметить множество сонорных звуков в словах. Этим первая и вторая строфы схожи между собой. Подобные звуки я нахожу в словах: «сумрак» - «восторг» - «краткую». Автор использует звукопись. Примером её является сочетание слов «медлительное появление первыхдальних громов»: сочетание звуков «э» и «и».В словосочетании «молнию мысли»нахожу аллитерацию «млн - мсл».

Третья строфа

Так из темной воды появляется в мир светлоокая дева,
И стекает по телу, замирая в восторге, вода,
Травы падают в обморок, и направо бегут и налево
Увидавшие небо стада.

Синтаксический уровень

Третья строфа состоит из четырех простых предложений, заключенных в состав двух сложных. В первом сложном предложении выделяется обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. А во втором - необособленное определение, выраженное причастным оборотом. На мой взгляд, автор четвёртую строку как бы недописал. Наверное, он хотел передать данными предложениями охватившее его волнение.

Морфологический уровень

В этой строфе мы видим несколько глаголов, большинство которых стоят в форме третьего лицаединственного и множественного числа: «бегут», «стекает», «падают». А существительное «травы» употреблено в собирательном значении. Для поэта здесь также важно каждое слово.

Лексический уровень

В третьей строфе мотив света становится иным. Появляется «светлоокая дева» . Это уже не краткие светлые мгновения, а длительные. Выражение «замирая в восторге» - это олицетворение воды. Тьма представленаметафорично: «травы падают в обморок». Стоит отметить слова-антонимы: «светлоокая» и «темная», которые открывают третью строфу и указывают на противопоставление тьмы и света.

Фонетический уровень

В этой строфе много сонорных звуков «л», «м». Преобладают открытые и ударные слоги. На мой взгляд, тревожность и энергичность, выраженная в звонких звуках, уступает место мягким и спокойным фонемам.

Четвёртая строфа

А она над водой, над просторами круга земного,
Удивленная, смотрит в дивном блеске своей наготы,
И, играя громами, в белом облаке катится слово,
И сияющий дождь на счастливые рвется цветы.

Синтаксический уровень

Четвертая строфа состоит из двух предложений. Первое предложение простое, осложненное, а второе - сложносочиненное. Видно, что равновеликость наблюдаемых событий очень важна для автора. В этой строфе есть определения, одно из которых обособленное. Первое предложение осложнено однородными обстоятельствами, выраженными существительными. Второе - деепричастным оборотом, дополняющим основное действие.

Морфологический уровень

В данной строфе много существительных. Они употреблены в своих конкретных значениях. Это такие существительные, как «облако», «дождь». Лишь два из них употребляются в абстрактных значениях. Это существительные «блеск» и «нагота». Глаголы называют конкретные действия и имеют форму настоящего времени. Глаголы четвертой строфы непереходные. Например: «катится», «рвется». По сравнению с предыдущей строфой здесь больше прилагательных и причастий. Они, на мой взгляд, приобретают яркий качественный оттенок: «удивлённая», «сияющий», «счастливые» .

Лексический уровень

Большинство слов в данной строфе употребляется в своих конкретных значениях. Развитие идеи мы видим в противопоставлении света и тьмы . Никаким тёмным силам места нет: «блеск наготы», « белое облако», «сияющий дождь», «счастливые цветы» - всё это воплощение света и ассоциация с рождением божественного слова.

Фонетический уровень

Для четвертой строфы, так же как и для всех предыдущих, характерны открытые слоги и большое количество сонорных согласных, таких как «р», «н», «м». Звуковая палитра в четвертой строфе ярче, чем во всех предыдущих. Автор играет, на мой взгляд, со звуками.

Вывод

Данное исследование помогло мне сопоставить реальную картину грозы (каждый из нас наблюдал её в природе) с предгрозовым пейзажем, данным в тексте. Анализ позволил мне сделать выводы об одухотворённости природы, её образности. Через всё произведение проходит тема тьмы и света (завершается победой света). Наблюдаем сопоставление божественного и земного. Поэт размышляет над соотношением человеческогои природного. А во второй половине стихотворения видим аллегорическую картину торжества божественного слова. Анализируя произведения, мы следили за работой мысли поэта. Родилось слово, и дождь на «счастливые рвётся цветы» . Очень необычен поэтический текст. Тяжёлый, весомый, но в то же время, торжественный и величественный.

Список использованной литературы:

  1. Архарова Д.И., Лярская, Л.Я. Лингвистический анализ текста. - Екатеринбург, 2003.
  2. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. - М.: Дрофа, 2005.
  3. Галаева О.А. Русский язык. Справочник школьника. - М.: Слово, 1994.
  4. Гиматутдинова И.Л. В мастерской художника слова // Русская словесность. – 2001, № 4.- с.29
  5. Заболоцкий Н.А. В этой роще берёзовой: Стихотворения и поэмы. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 352 с., ил.
  6. Кац Л.В. Азбука лингвистического исследования, М.: Омега, 1997.
  7. Манышева Н.Ю. Формирование понятия «поэтический мир»//Русская словесность.-2000, № 6.- с.29

Матвеев Б.И. Изобразительные и выразительные возможности антонимов // Русская словесность. -2000, № 6. - с. 69

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Лингвистический анализ произведения Н.А. Заболоцкого «Гроза» Подготовил ученик 8 «а» класса МБОУ«Кадетская школа «Патриот» Водяной Дмитрий Руководитель: Н.П. Широкова

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Выяснить, как с помощью синтаксических, морфологических, лексических и фонетических средств можно понять идейно – тематическое содержание произведения. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: Учиться лингвистическому анализу текста. Сделать анализ текста убедительным и целостным Доказать свою точку зрения Убедиться в приемлемости своего толкования содержания текста.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИСССЛЕДОВАНИЯ Лингвистический анализ поможет мне расширить языковой кругозор, будет полезен при выполнении олимпиадных заданий, сдачи ГИА и ЕГЭ.

ВВЕДЕНИЕ «ГРОЗА» - интересное произведение талантливого поэта Николая Алексеевича Заболоцкого. Оно поражает глубиной философского смысла и красотой выразительных средств. Именно поэтому мне захотелось провести лингвистическое исследование текста в целостности различных уровях: синтаксическом, морфологическом, лексическом и фонетическом.

Гипотезы о содержании стихотворения: 1 строфа: описание пейзажа, автор олицетворяет явления, происходящие вокруг, предшествующие самой грозе. 2 строфа: мнение автора о происходящем, а также сравнение грома и « первых слов на родном языке » . 3 строфа: развернутое сравнение « светлоокой девы » и рождение долгожданной грозы, первого грома. 3 и 4 строфы: рождённое (живое слово) совмещается с олицетворённой природой, просветляет её.

Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница, Тень от тучи легла, и слилась, и смешалась с травой. Все труднее дышать, в небе облачный вал шевелится. Низко стелется птица, пролетев над моей головой. Первая строфа

Вторая строфа Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья, Человеческий шорох травы, вещий холод на темной руке, Эту молнию мысли и медлительное появленье Первых дальних громов - первых слов на родном языке.

Третья строфа Так из темной воды появляется в мир светлоокая дева, И стекает по телу, замирая в восторге, вода, Травы падают в обморок, и направо бегут и налево Увидавшие небо стада.

Четвертая строфа А она над водой, над просторами круга земного, Удивленная, смотрит в дивном блеске своей наготы, И, играя громами, в белом облаке катится слово, И сияющий дождь на счастливые рвется цветы.

Вывод Данное исследование помогло мне сопоставить реальную картину грозы с предгрозовым пейзажем, данным в тексте. Анализ позволил мне сделать выводы об одухотворённости природы, её образности. Через всё произведение проходит тема тьмы и света (завершается победой света). Наблюдаем сопоставление божественного и земного. Поэт размышляет над соотношением человеческого и природного. А во второй половине стихотворения видим аллегорическую картину торжества божественного слова. Анализируя произведения, мы следили за работой мысли поэта. Родилось слово, и дождь на «счастливые рвётся цветы». Очень необычен поэтический текст. Тяжёлый, весомый, но в то же время, торжественный и величественный.

Список использованной литературы Архарова Д.И., Лярская Л.Я. Лингвистический анализ текста, г.Екатеринбург, 2003 Кац Л.В. Азбука лингвистического исследования, М., Омега, 1997 Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов М., Дрофа, 2005 Галаева О.А. Русский язык. Справочник школьника М., Слово, 1994 Матвеев Б.И. Изобразительные и выразительные возможности антонимов //Русская словесность.-2000.-№6.-с.-69 Манышева Н.Ю. Формирование понятия «поэтический мир»//Русская словесность.-2000.-№6.-с.-29 Гиматутдинова И.Л. В мастерской художника слова// Русская словесность.-2001.-№4.-с.-29

Н. Заболоцкий "Гроза"

Главной темой этого стихотворения является тема грозы. По одному только описанию мы можем почувствовать все состояние природы: содрогающаяся от мук зарница; трава, смешавшаяся с тенью от тучи. Все в мире чего-то ждёт, все находится в явном напряжении. Но чего именно? Мы, как и природа, в нашем случае – главная героиня, знаем, что будет гроза. Но для нас это явление, которое чаще всего сравнимо с бедствием. А для природы – это часть её сущность. Мы можем не понять насколько это важно и необходимо, что это часть жизни и так будет всегда.

Желание автора показать важность этого явления – стало главной идеей стихотворения. Грозу он сравнивает с рождением слов и, в конце концов, соединяет их в единое целое: мысли наши расходятся молниями, а слова звучат громом. Всё содрогается, трепещет, всё ждет и, наконец, ликует, ведь «слова на родном языке» есть ничто иное как отражение души.

Для создания особого эффекта слышимости и прикосновения к этому тайному миру, Заболоцкий использует парные согласные д-т, г-к, б-п. Их звучание даёт реальное ощущение присутствия грома, кажется, что вся эта картина происходит вокруг тебя. Звук «о» растягивает время, замедляет ход событий, это даёт возможность подумать, влиться в происходящее еще при чтении, чтобы тебя накрыло волной и унесло в тот необыкновенный, созданный автором мир. Время идёт медленно еще и потому, что зарождение чего-либо, в данном случае слов, всегда происходит не сразу, а постепенно. Длинные строки также дают этот эффект.

У нас не остается сомнения в том, что природа имеет душу. В миг, когда гремят первые раскаты грома, вся природа пробуждается. Неземная чистая красота и непосредственность соединились в облике светлоокой девы, появившейся в этот чудесный миг. Вся природа трепещет, раскрывает свои объятья навстречу новому рождению и светлому будущему. После темных туч собравшихся над землей, после долгого напряжения наступает просветление.

Это стихотворение о рождении нового и чистого. О вечном соединении с природой. Здесь раскрывается душа природы, которая способна чувствовать и сопереживать, как и человек. Все травы и цветы трепещут перед чудом, а их шорох сравним с человеческим шептанием.

В конце 1957 года Н. А. Заболоцкий написал стихотворение под названием «Гроза идёт». Он очень любил красоту российских лесов и полей и часто восхвалял её в своих работах. Данный стих относится к философскому стилю написания.

Читателю с первых строк становится понятно, что в произведение идёт речь, о таком природном явление, как гроза. Вначале поэт часто повторяет слово «движется», поэтому при чтении, кажется, что всё это происходит в настоящем времени. Природа описана очень естественно и натурально. Чувствуется скорое приближение грозы и это вызывает чувство тревоги и опасности. В первой строке очень выразительно представлен образ тучки. Писатель ассоциирует её с живым существом. Тучка как будто, как живая ходит по не объятому небу с фонариком. Жизнь природы писатель сравнивает с человеческой судьбой.

Олицетворения:

  • Туча - « Она меня ловила», « Молниями била»
  • Молнии - «Сжигали огнём»
  • Кедр сравнивается с человеком - «не умер у крыльца»
  • « сквозь живое сердце древесины» у дерева кедр
  • «пролегает рана от огня» - как дорожка через сердце дерева

Самый главный образ (дерево кедр) в элегии описан в четвёртом четверостишии. Кедр, грозой раненый и расколотый на несколько частей, сумел устоять и не поддаться бушующей стихии. Его огромная неживая корона стала невидимой опорой для небосвода. Образ кедра напоминает нам, сильное духом и бесстрашное живое существо. Ему не видан страх. Дерево не сломалось под натиском стихии и выдержало все испытания. Показав этим, что ему нестрашна ни какая непогода. Небо после всего этого, осыпает его звёздами в знак благодарности.

Метафоры стихотворения:

  • «Движется туча с фонарём»
  • «Мёртвая корона»
  • «Осыпают звёздами меня»
  • В начале произведения – это слово «движется»
  • В середине - это словосочетание «сколько раз»
  • В последних строках – это словосочетание «я, как ты»

В элегии «Гроза идёт», чтобы выразить свой восторг и одновременно чувство тревоги, и боязни перед стихией, писатель использует восклицательные предложения. Это произведение напоминает нам судьбу самого писателя. Который, так же как «Кедр», преодолел все трудности и испытания судьбы. Сумел пронести через всю свою жизнь желание творить. В конце стихотворения поэт, не даёт, ни каких ответов, давая читателю возможность самому отыскать их.

Анализ стихотворения Гроза идет по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Есенина Не жалею, не зову, не плачу...

    Поэт, в своих работах, не любил поднимать философские темы, утверждая, что жизнь и смерть – это не главное, что должно быть в литературе. Но, все-таки и он прибегнул однажды к этому вопросу, создав достаточно тонкое и неземное стихотворение

  • Анализ стихотворения Надрывается сердце от муки Некрасова

    Николай Некрасов в 1862 году переживает трудное расставание с Авдотьей Панаевой, она была его единственной возлюбленной, которая оставалась в его сердце прямо до самой смерти

  • Анализ стихотворения Вечер нежный. Сумрак важный Мандельштама

    «Вечер нежный. Сумрак влажный…» так начинается поэтическое произведение известного поэта XX века Осипа Мандельштама, написанное в 1910 году, когда автор проходил обучение в Сорбонне.

  • Анализ стихотворения Седое небо надо мной Бунина

    Наверное, человек начинает задумываться о смысле жизни лишь в том случае, когда ему остается жить совсем немного. А вот когда у него впереди еще очень много времени он просто живет для себя и ни о чем не задумывается.

  • Анализ стихотворения Весенние строчки Твардовского

    Стихотворение «Весенние строчки» незамысловатое произведение, написанное незатейливыми фразами, простыми словами, не избитыми, понятными каждому. Это своеобразная живопись словом. В нём автор рисует обыкновенное весеннее утро.

«Гроза идет» Николай Заболоцкий

Движется нахмуренная туча,
Обложив полнеба вдалеке,
Движется, огромна и тягуча,
С фонарем в приподнятой руке.

Сколько раз она меня ловила,
Сколько раз, сверкая серебром,
Сломанными молниями била,
Каменный выкатывала гром!

Сколько раз, ее увидев в поле,
Замедлял я робкие шаги
И стоял, сливаясь поневоле
С белым блеском вольтовой дуги!

Вот он — кедр у нашего балкона.
Надвое громами расщеплен,
Он стоит, и мертвая корона
Подпирает темный небосклон.

Сквозь живое сердце древесины
Пролегает рана от огня,
Иглы почерневшие с вершины
Осыпают звездами меня.

Пой мне песню, дерево печали!
Я, как ты, ворвался в высоту,
Но меня лишь молнии встречали
И огнем сжигали на лету.

Почему же, надвое расколот,
Я, как ты, не умер у крыльца,
И в душе все тот же лютый голод,
И любовь, и песни до конца!

Анализ стихотворения Заболоцкого «Гроза идет»

Стихотворение «Гроза идет», написанное в 1957 году, относится к последнему этапу творчества Заболоцкого, когда он стал ближе к классическим традициям русской поэзии. В его произведениях того периода ощущается влияние сразу нескольких авторов девятнадцатого столетия – Пушкина, Тютчева и Баратынского. Рассматриваемый текст относится к натурфилософской лирике. Первые строки произведения – описание пейзажа. Заболоцкий рассказывает читателям о наступлении грозы. Здесь важную роль играет движение – обратите внимание, в начальном четверостишии глагол «движется» повторяется дважды. За счет этого возникает ощущение, что нарисованную поэтом картину мы видим в настоящем времени. Получается даже несколько кинематографично. Самый яркий образ первой строфы – туча «с фонарем в приподнятой руке». Она напоминает персонажа старых историй – то ли стражника, то ли колдуна, то ли обычного крестьянина, пошедшего поздним вечером или даже ночью проверить скотину в хлеву.

В четвертой строфе появляется ключевой образ стихотворения – кедр, громами расщепленный на две части, раненый в сердце огнем. Его мертвая корона выступает в качестве опоры для небосклона. Соответственно, дерево это можно считать своеобразным связующим звеном между двумя мирами – земным и небесным, физическим и духовным. В последних двух четверостишиях лирический герой сравнивает себя с кедром – измученным, но сумевшим выстоять. В финальных строках явно просматриваются параллели с жизнью самого Заболоцкого. Как дерево из стихотворения, он «ворвался в высоту», но встретили его там лишь молнии. Советская власть откровенно не жаловала творчество Николая Алексеевича. Сборник «Столбцы», увидевший свет в 1929 году, получил издевательские отзывы от критиков. Следующая волна травли была вызвана публикацией поэмы «Торжество земледелия». В 1938 году Заболоцкого арестовали, абсолютно беспочвенно обвинив в антисоветской пропаганде. Несколько лет он провел в лагерях, на свободу выйдя только в 1944.

В последней строфе стихотворения «Гроза идет» лирический герой называет себя расколотым надвое. Он не понимает, почему дерево умерло после удара молнии, а ему удалось не просто пережить все жизненные бури, все невзгоды, но и остаться человеком, умеющим чувствовать, способным творить. Никаких ответов Заболоцкий в конце не дает, предоставляя читателям возможность самостоятельно попытаться отыскать их.