Повесть А. С. Пушкина «Барышня - крестьянка» завершает цикл произведений, именуемых «повестями И. П. Белкина» . Главные герои повести – барин Иван Петрович, его сын Алексей, барин Муромский, его дочь Лиза (Бетси) , гувернантка мадам Жаклин и служанка Настя. Действие разворачивается в «одной из отдаленных наших губерний» . Барин Берестов, живущий в деревне, утешается хозяйственными делами. Его любят, уважают, хотя и считают гордым. Не ладит он только с Григорием Муромским, своим ближайшим соседом. Муромский жил когда-то в Москве, но потом, промотав большую часть имения, уехал в деревню. Здесь он развел английский сад, конюхов одевал «английскими жокеями» , поля обрабатывал «по английской методе» , а дочь свою называл не Лиза, а Бетси. Именно эта «англомания» и претила больше всего Берестову, и он нелестно отзывался о Муромском. Муромский, узнав об этом, назвал Берестова медведем, и стал его заклятым врагом. Вскоре сын Берестова приехал в деревню. Он недавно окончил университет и намеревался «вступить в военную службу» , но так как его отец был против, то молодой человек решил «жить покамест барином» . Алексей – именно так звали молодого человека, был собою весьма красив, и вскоре в губернии барышни «сходили по нему с ума» . Дочь англомана Муромского бала наслышана об Алексее, и ей очень захотелось познакомиться с ним поближе. У Лизы была служанка Настя, молодая девушка, «столь же ветрена, как ее барышня» , но Лиза очень ее любила и «открывала ей все свои затеи» . Однажды Настя поведала своей барышне, что в ближайшее время пойдет в гости в Тугилово, к Берестовым, потому как «поварова жена - именинница и звала отобедать» . Услышав это, Лиза попросила Настю посмотреть на Алексея Берестова, «дабы рассказать потом, что он за человек» . Целый день она с нетерпением ждала Настю. Вернувшись, Настя долго и подробно рассказывала о именинах, и лишь потом – о Алексее. По ее словам, он был очень «хорош собою» , одна беда, «за девушками слишком любит гоняться… » Послушав Настю, Лиза с грустью говорит ей, что «очень хотелось бы его видеть» . В ответ служанка предлагает барышне прогуляться как–нибудь утром в том лесу, где часто Алексей «ходит с ружьем на охоту» . Но Лиза, будучи девушкой неглупой, понимает, что простому знакомству мешают две причины – ссора их отцов, и то, что Алексей может подумать, что Лиза «за ним гоняется» . Тогда Лиза решает переодеться крестьянкою. На следующий день вся девичья кроит для нее обнову. К вечеру Лиза примерила обнову, а потом некоторое время училась у Насти говорить на крестьянском наречии. … Прошла ночь. На заре Лиза, уже одетая крестьянкою, не бежала, а почти летела к роще. С собой она взяла кузовок, якобы для грибов. Ближе к лесу она сменила бег на тихий шаг, а потом вовсе впала в задумчивость. Из страны грез ее вернул лай собаки. Лиза испугалась и закричала, но ее успокоил подошедший Алексей. Она разговорились. Лиза назвалась Акулиной, дочерью кузнеца Василия. Молодому барину очень приглянулась молодая крестьянка, и они договорились встретиться на следующий день. Всю ночь думал Алексей о «своей смуглой знакомке» , и едва наступило утро, как побежал к месту свидания. Вскоре свидания их стали повторяться почти каждый день. В это время произошло примирение между Иваном Берестовым и Григорием Муромским. А дело было вот в чем: лошадь Муромского, испугавшись оврага, сбросила своего седока.

Гипер, который рассказывает эту историю, говорит, что он был там только дважды. Итак, у Ноханта не было священника, и нужно было ехать в Сен-Шартье на два километра. Самые богатые, которые путешествуют верхом, имеют более широкий спектр действий, вплоть до крупных городов Берри для своего бизнеса, как мельницы, пересекающие окружающие районы, такие как Гранд-Луис, который несет муку в свои практики.

Миссия национального романа перед лицом социального вопроса

Хотя для поездки в мул требуется всего один день, Тиеннет и Брюлет находятся на неизвестной территории с каким-то опасением. «Я смотрел на все с большим изумлением» и «страна казалась мне все более уродливой». Следствие этой ограниченной вселенной для большинства людей, восприятие незнакомца в деревне. Ли филантропы, гигиенисты или сен-симонян, интеллектуалы размышляют о состоянии людей. Это, по сути, люди городов, которые озабочены тем, чье несчастье является самым ярким и самым опасным для буржуазии.

Повесть "Барышня-крестьянка" является одним из самых известных произведений в прозе .

"Барышня-крестьянка" - это одна из пяти .

Критика о повести "Барышня-крестьянка" Пушкина

В. Вацуро:

"В концовке «Барышни-крестьянки» «комическое» и «серьезное» нераздельно сплелись в крошечной сцене, где парадокс доведен до головокружительного эффекта. Вся традиционная ситуация взорвана, все социальные барьеры рухнули: молодой помещик пишет своей возлюбленной-крестьянке письмо «самым четким почерком и самым бешеным слогом», объявляя «о грозящей им погибели» и предлагая немедленно свою руку, — и едет к предполагаемой невесте – дочери помещика-соседа для решительного объяснения.

Традиционное условие счастливого разрешения ситуации — чтобы крестьянка оказалась дворянкой; в пушкинской ситуации как раз это условие безразлично, но когда видит на месте свою возлюбленную Акулину, его охватывает радостное смятение. ... Алексей ведет себя с Акулиной как с «барышней», а она отвечает ему французской фразой. Все это почти пародийно, — и вместе с тем серьезно, потому что здесь говорит социально привычный язык подлинных чувств."

Сами художники чувствуют себя уполномоченными людьми. Он затрагивает социальный вопрос в сельской местности, вырисовывая очень ясную оппозицию между бедными, лишенными малейшей опасности существования, и богатых, эгоистичных держателей капитала и земли, воплощенных Бриколином, «мужиком вверх», среднебуржуазной. Решение, предложенное в конце романа, - это обстановка в сообществе, которая устраняет различия в судьбе и бедности. Мы будем работать вместе, и мы будем сотрудничать с прибылью. Видение на будущее, разделяемое г-жой де Бланхемтон и ее любовником.

(В. Вацуро, статья "Повести покойного Ивана Петровича Белкина")

С. М. Петров:

"В «Повестях Белкина» Пушкин выступает и против романтического шаблона в повествовательной прозе конца 20-х гг. В и необычные приключения и эффективные романтические ситуации и коллизии разрешаются просто и счастливо, в реальной обстановке, не оставляя места никаким загадкам, без мелодраматических концовок, которые были так популярны в произведениях романтизма.

Все должны быть счастливы, чтобы счастье некоторых не было преступным и проклято Богом. Для достижения этой цели она обсуждает пути. Мы не хотим отказывать художникам в праве исследовать раны общества и разоблачать их на наших глазах; но нет ли теперь ничего другого, кроме картины ужаса и угрозы? В этой литературе тайн беззакония, талант и воображение которых модно, мы предпочитаем сладкие и упрямые фигуры как злодеи с драматическим эффектом. Они могут совершать и совершать преобразования, другие пугают, а страх не излечивает эгоизм, он его увеличивает.

В «Барышне-крестьянке» казавшийся романтическим герой, носивший даже перстень с изображением черепа, оказывается простым и добрым малым, находящим свое счастье с милой, но обыкновенной девушкой, а ссора их отцов, не породив ничего трагического, разрешается добрым миром."

(С. М. Петров, статья "Художественная проза Пушкина", "Собрание Сочинений А. С. Пушкина в 10 томах", том V, 1959 г.)

Замечательно, что Франсуа Ле Шампи, а затем Ла Петит Фадетт занимают важное место в образовании. Консерваторы опасаются, что обучение чтению забирает детей из фермерских хозяйств и заставляет их думать, что они мудры и отправляются в город. Другие надеются, что через школу, чтобы вдохновить детей на любовь к сельскому хозяйству, чтобы дать им довольно высокое представление о достоинстве этой профессии. Каждый раз изучение чтения и религия тесно связаны между собой. Фрэнсис учится читать в Евангелиях, затем Мадлен «помогает воспитывать его в катехизисе».

Г. П. Макогоненко:

"В... «Барышне-крестьянке» действие развертывается в помещичьей усадьбе. Главные герои — богатые дворяне, господа того крепостного строя, который поддерживается мощью самодержавия. Крепостное право даровало им возможность жить обеспеченно, счастливо. Но счастье это предстает в повестях примитивным и убогим. Оно сводилось к сытому благополучию и безделью. Такая жизнь, лишенная высоких порывов, обедняет и обесчеловечивает человека, стирает его личность. <...>

Что касается Фадетт, она построила красивый дом, чтобы собрать всех несчастных детей города четыре часа каждый день недели, и она сама взяла на себя труд, со своим братом Жанной научить их, научить их истинной религии и даже помочь самым нуждающимся в их страданиях.

Образование является важным средством решения социального вопроса, и его распространение идет рука об руку с религией. Послушание Богу и духовенству всегда присутствует, с надеждой, что учение Христа, равенства и братства торжествует. И Джордж Санд, горький, должен забыть о социальной миссии поэта, которому она так верила.

В «Барышне-крестьянке» рассказано о другой и подлинно поэтической любви Алексея Берестова и Лизы Муромской. Алексей и Лиза как бы созданы друг для друга, но... уродливые обстоятельства жизни встают на пути к счастью непреодолимой преградой: их родители — люди самовлюбленные, спесивые — в ссоре. Из-за ссоры родителей молодые люди не могут встречаться, но самобытная натура Лизы «бунтует». Она хочет увидеть Алексея и познакомиться с ним вопреки воле родителей.

Поэтому она вынуждена сводить свои замечания к теме борьбы с социальными предрассудками. Эти романы - совсем другое дело, они являются выражением воинствующего идеала, где писатель должен был действовать с целью обучения крестьян, чтобы способствовать решению социального вопроса в сельской местности. Это больше, чем история любви, это стремление к нравственной красоте, идеал, основанный на реальных возможностях, демонстрирующий, что это не утопия, даже если Джордж Санд украшает мало реальности, поскольку «искусство - это не исследование положительной реальности; это поиск идеальной истины».

Для этого она затевает маскарад — переодевается крестьянкой. Встреча переодетой Лизы с Алексеем, неожиданно для молодых, создает благоприятные условия для их сближения — они вдруг оказываются каждый самим собой: Лиза сбрасывает с себя личину чопорной барышни, Алексей забывает о своей разочарованности.

Автор ироничен, он создает забавную ситуацию, но она подсказывает читателю нешуточные выводы: каковы же нелепость, абсурдность, уродство устоев этой среды, где единственная возможность искреннего самораскрытия личности — маскарад!

В отличие от реалистических романов, которые изображают исключительно плохих, порочных или криминальных людей, в довольно банальной, предвзятой структуре, его пастырские романы оживляют исключительно хороших героев, но в хорошо наблюдаемых и аутентичный, заполненный всеми персонажами. Текст Эрика Ансо. . Эти романы были классифицированы по деревенским и регионалистским романам, литературе второго сорта, и их цель служила лишь моральным уроком. Она не столкнулась со Второй Империей, хуже того, что у нее были хорошие отношения с принцем Джеромом Наполеоном, надеясь, что он будет действовать, чтобы решить социальный вопрос.

«Барышня-крестьянка» кончается счастливо. Но ошибаются те, кто объявляет повесть идиллией, — идиллия взрывается иронией. Счастливую развязку — Пушкин идет навстречу вкусам читателя — принес случай! Но случай этот выбирает Пушкин: , выехав на «куцой кобылке» осматривать имение, неожиданно сталкивается со своим недругом Берестовым. Поздоровавшись друг с другом, они готовы были разъехаться в разные стороны, да случилась беда — выскочил заяц. Берестов, по натуре охотник, спустил собак и поскакал за ними сам. Лошадь же Муромского, испугавшись, пошла вскачь и сбросила седока. Берестов вынужден был оказать помощь пострадавшему и пригласить его к себе. <...> Своим счастьем молодые Берестовы оказались обязанными «куцой кобылке».

Это больше оснований, чем забыть о милитаризме Меньере Ангибо, извинения за коммунизм, идею, неприемлемую для республиканцев конца века, которые защищают мелкую собственность. Эта школа для всех, о которой мечтал Джордж Санд и чьи республиканцы завершили ее реализацию, также является этой школой, которая сделала обедненную фильтрацию своей концепции образования и, в более общем плане, ее пастырских романов, используя проходы, которые Они иллюстрировали чистоту нравов сельской местности, чтобы можно было сохранить только идеализацию крестьянской жизни.

Счастливая развязка явилась и концом естественных, подлинно человеческих отношений (Алексей полюбил понравившуюся ему простую крестьянку). Маскарад кончился — началась реальная жизнь с деспотическими законами среды. На смену старикам помещикам Берестову и Муромскому приходит новая помещичья семья молодого Берестова. Круговорот жизни продолжается.

Спасибо всем участникам дебатов: они помогли созреть идеи, представленные здесь. Вернуас П. деревенский роман Джорджа Санда в Рамузе, его тенденции и эволюция, Париж. Предисловие к «Миллер ангибо». На примере «Свадьбы» Станислава Выпьяньского «Хлопи» Станислава Владислава Реймона и сонетов Яна Каспровича.

Их интересовали обычаи, образ жизни и условия, сложившиеся в сельской местности. Период Молодежной Польши является доминированием натуралистических тенденций в искусстве. Сельские темы были пригодны для признания в этих эстетических категориях. Сельская жизнь, полная прежнего безобразия и жестокость.

Таковы взаимоотношения человека и обстоятельств в среде господствующего сословия. Господа положения в стране, они сами создают условия своей жизни и, не замечая того, оказываются жертвами и рабами этих условий. Чувство социального самодовольства мешает им понять абсурдность своей жизни.

Но Пушкин не обличает их, он смеется над ними. Они не ведают, что творят, — и пусть пребывают в своем неведении! Возмездие уже началось — оно в необратимом процессе духовного обнищания героев повестей. Пушкинская ирония помогает рождению оптимистического взгляда на ход истории. <...>

Отношения в деревне коренным образом изменились после отмены крепостного права. С одной стороны, это было очевидно выгодно для землевладельцев, у которых были свои плохие стороны. Приобретенные крестьяне были только сами. Раньше у них была защита в сквайре, и, хотя крепостное право страдало от скорби, вам было важно сохранить крестьяне здоровыми и большими. Кроме того, франшиза вызвала фрагментацию собственности. Крестьянских семей было много, иногда разделение собственности на дюжину людей было невозможно.

В период молодой Польши сельское общество уже создано в своих новых структурах. Сельское население было разделено внутри страны из-за состояния государства во время феодального периода, это была закрытая социальная группа с таким же правовым статусом в государстве. Подробнее Исторический словарь свойств. Помимо зажиточных землевладельцев, мелкие фермеры жили, те, у кого вообще не было земли или в небольших количествах, использовались как фермерские хозяйства, были также те, кто не имел ничего общего и не мог работать, поэтому судьба нищего осталась.

Образы («Метель») и Лизы Муромской («Барышня-крестьянка»). Обе юные, семнадцатилетние девушки пребывают в деревне, на свободе; семейно-дворянское воспитание еще не лишило их индивидуальности. По обычаям времени и среды, они живут ожиданием женихов. Чувства и страсти у них подогреты романтическими книгами.

В судьбах Марьи Гавриловны и Лизы много общего — они влюбляются, и обе попадают в трудное положение — родители против их избранников. Перед каждой возникает ситуация выбора — покориться воле родителей или взбунтоваться против их произвола. Обе избирают «бунт» ... . Лиза тайно встречается (прибегнув к маскараду) с молодым Берестовым.

В литературе есть разные тенденции, в реалистической тенденции преобладают представления о жизненных условиях в сельской местности и происходящие там социальные перемены. Прогресс в образовании также важен в этом процессе. Крестьяне начинают видеть преимущества образования и жизни в городе. У сельских жителей растет национальная осведомленность, расширяются их горизонты, они заинтересованы в национальных делах. Эти культурные изменения заставляют нас видеть важную силу в крестьянской общине, которая может играть важную роль в борьбе за свободу.

Конечно, поступки юных девушек во многом подсказаны романтическими книгами. Но в основе их поведения все же лежало непосредственное, естественное чувство. Любовь делала их отважными. В дерзких поступках и проявлялась сполна самобытность их характеров, с прелестной наивной верой в возможность, достижимость счастья, которого они так трепетно ждали... <...>

Эта особенность сельского населения подчеркивается Станиславом Выпьяньским в «Везеле». Подробнее Глоссарий литературных терминов сельских проблем. Итак, мы видим, что было принято старое славянское имя собрания, конференция, на которой были решены самые важные вопросы всего племени, например о войне и мире или о выборе правителя.

Важной фигурой в этой драме является Хозяин. Его прототипом был Влодзимерц Тетмайер, молодой польский художник, который женился на крестьянке. Вместе они жили в загородном коттедже в Броновице. Его дом - это сцена событий, изображенных в драме. Таким образом, хозяин является связующим звеном между двумя мирами - интеллигенцией и крестьянством. Он умный человек, который сознательно решил жить в сельской местности. Его мнение о крестьянах ценно, потому что он знает окружающую среду изнутри, это не просто мгновенное увлечение народничеством.

Повествование в «Барышне-крестьянке» оборвано в момент счастливого разрешения конфликта родителей, разлучавшего влюбленных. Пушкин оставил на догадку читателя последующую судьбу своих героев. Предметом изображения он сделал именно тот счастливый момент в жизни молодых людей, когда, бунтуя, они оказались способными быть самими собой. Оттого так светла, поэтична (а не идиллична, как обычно пишут!), исполнена очарования эта повесть..."

По его мнению, крестьяне заслуживают доверия, ценят их смысл и простую мораль, основанную на благочестии. Но он не является односторонним наблюдателем, он уже убежден в том, что крестьяне также имеют много недостатков, у него даже есть некоторые опасения, что трагические события сорок шестого могут быть повторены. Хозяин замечает власть, которая лежит в сельском населении.

И все же драма заканчивается отсутствием согласия, и хозяин несет большую ответственность за ошибку. Он, как самый подходящий человек, был избран Вернихором, чтобы вместе присоединиться к нации, он получил золотой рог и золотую подкову. Рог переходит к молодой ферме, которая не понимает серьезности ситуации, команда встречается с небрежностью и теряет ценный угол. И подкова прячет жену фермера в сундук. Ценный остаток явления не приносит пользы никому, кто скрыт среди других устройств.

(Г. П. Макогоненко, "Творчество А. С. Пушкина в 1830-е годы (1830—1833)", 1974 г.)

А. Искоз:

"Нам представляется, что однажды Пушкин встал в очень веселом настроении, посмотрел на милый его сердцу деревенский пейзаж, на желтеющий с золотым отливом невдалеке лес...вспомнил про веселую, живую, в естественном кокетстве способную выкидывать различные штуки, уездную барышню - пришел от всего этого в шаловливое состояние, которое было так свойственно его не угасавшему с годами темпераменту, и написал дивную грациозную шутку - повесть "Барышню-крестьянку"...

Но уважение, которое хозяин имеет к крестьянам, редко. Читайте на свадьбе для развлечения, для них это было интересное приключение, событие, достойное присутствия, но это не имело значения в более широком измерении. Это был случайный жест, ведь интеллигенция не собиралась приближаться к крестьянам, не добивалась согласия, скорее убежища и отсрочки от городской жизни. Итак, мы видим советника, который понятия не имеет о реалиях жизни в сельской местности и задает смешной вопрос о посеве в середине ноября.

Мы видим журналиста, который пренебрегает попытками политической дискуссии со стороны крестьянина, который не является интересным собеседником по таким вопросам. Чепец, хотя он раскрывает свой энтузиазм и пытается реализовать План плана, изображение небольшой площади Земли, сделанной на самолете с использованием картографических символов. Подробнее Географический словарь Вернигори постоянно блокируется представителями интеллигенции. Второй ведущий крестьянский кусок Молодой Польши - это сами крестьяне, т.е. роман Станислава Владислава Реймона.

Если в других повестях Белкина сквозь шутку пробивается серьезная нотка; если в них преобладающие светлые тона порою сочетаются с тонами вовсе не веселыми, то "Барышня-крестьянка" сплошная шутка, сплошная шалость гения, может быть на момент только избавившегося от серьезных дум, от жгучих вопросов жизни.

Вся повесть искрится веселым юмором, радостным настроением, звонким, почти детским смехом, от которого не остается никакой горечи. <...>

В "Метели" смеялся один только художник, но не действующие лица, которые, наоборот, попадали из одного глупого положения... в другое.

Здесь же, в "Барышне-крестьянке", веселятся и шалят сами герои, два молодых существа, у которых сил избыток, кровь кипит и неудержимо хочется выкидывать какие-нибудь шутки. <...>

Пушкин был великий мастер находить самые разнообразные фабулы для своих повестей, рассказывать так, чтобы все выходило просто и естественно. И потому, что он сам, подобно Моцарту, был "гуляка праздный", способный на всякие остроумные шалости, рассказ кажется в высшей степени правдоподобным и блещет всеми прелестями реализма.

Родители молодых людей в ссоре; праздная жизнь, страстное желание, имеющееся у каждого человека, играть роль, обращать на себя внимание... Понятно, что молодые люди здесь не при чем... Здоровые, жизнерадостные, ищущие развлечений в деревенской глуши, они, не имея возможности встречаться явно, устраивают тайные свидания в лесу.

Естественно вполне и то, что молодая девушка, капризная и своевольная, как полевой ветерок, делая сохранить свою девичью гордость и отцовскую честь, переодевается в крестьянский костюм, дабы более свободно встречаться с молодым красавцем; естественно, что молодой Берестов скидывает в деревне Чайлд-Гарольдовский плащ - ведь тут пред кем рисоваться? - перестает писать таинственные письма с таинственными инициалами, делается простым парнем, волочится за дворовыми девушками, играет с ними в горелки, а иногда и целует, и увлекается тайными свиданиями с прекрасной Акулиной, влечение к которой растет с каждым днем, тем более, что инстинктивно чует в ней девушку своего круга.

И что тут неправдоподобного, если способная, неглупая и шаловливая девушка, выросшая рядом с крестьянами и потому великолепно знающая их быт, манеры и язык, отлично справляется со своей ролью?

Сбросили они оба модные костюмы, забыли про свои фантазии и превратились в очень милых простых людей, которым весело живется уже потому одному, что они молоды. И как Пушкин им покровительствует! Он от души за них рад, он и сам был бы не прочь пошалить. Он всегда делает так, чтобы заря сияла на востоке...Ни одно утро не омрачается в этой повести тучами и ни разу надоедливый дождь не помешал их свиданию. Пусть они радуются, детки! Пусть себе веселятся!...

Но этого еще мало: художнику хочется счастливого конца, безмятежной радости для себя и для других. Для этого он мирит их родителей, мирит вполне естественно, так что оба остаются весьма довольными: один оказал услугу, спас своего противника, зато и повел его к себе, как победный трофей, другой же чувствовал себя обязанным, не мог отказаться и последовал за ним. За завтраком соседи разговорились дружелюбно, а затем мирно расстались. Соседи стали видеться, мир крепчал. а потом превратился в дружбу.

Что может быть быть естественнее, если на досуге, от нечего делать, обоим старикам приходит в голову мысль поженить детей, тем более - партия выгодная для обеих сторон. Так устранены Пушкиным все препятствия для счастья двух тяготеющих друг к другу молодых душ - устранены вполне просто и естественно.

Те же, кажется, люди, что и в "Метели": "она" так же уездная барышня, начитавшаяся романов; и ей страсть как хочется, чтобы ее герой был бледным, печальным, задумчивым. И "он" тоже "явился" мрачным и разочарованным"; первый говорил об утраченных радостях и об увядшей своей юности. Но стоило им сделаться естественными, и он превратился в бешеного веселого юношу, а она пленилась именно тем, что он "стройный, высокий, румянец во всю щеку".

На жизнь надо смотреть проще, прямее, и она вовсе уже не так трагична. Во всяком случае молодая жизнь не должна знать никаких печалей, должна играть и веселиться.

Светло становится на душе от этой молодости, веселья и беззаботности, которой веет от «Барышни-крестьянки»."

(А. Искоз, статья о "Повестях Белкина", "Собрание сочинений А. С. Пушкина", 1910 г.)

Это была критика о повести "Барышня-крестьянка" Пушкина: отзывы известных критиков, анализ произведения.