Сельское хозяйство в Российской Империи - тема политизированная.

До революции это была важная часть революционной агитации, а после переворота упоительные истории про нищету деревни использовались, чтобы загнать крестьян в колхозы. Поскольку тема вывернута пропагандистами, она нуждается в тщательном разборе. Посмотрим на самые популярные мифы.

Если говорить об общем положении, то здесь всё очевидно: Россия на 1913 год занимала 1-е место в мире по экспорту яиц, 2-е место по экспорту пшеницы (в 1910–1912 годах - первое), 2-е место по экспорту масла, 4-е место по экспорту кукурузы.

А теперь разберём каждый миф в отдельности.

Миф первый: сельское хозяйство было отсталым и неэффективным

Эффективность земледелия можно оценить по валовому сбору продукции. Имеющиеся у нас данные из отчетов Центрального статистического комитета за 1883–1915 годы наглядно демонстрируют увеличение урожайности, например, зерновых хлебов. Так, в 80-е годы XIX века средняя урожайность составляла 2,2 млн пудов, в 90-е годы уже 2,9 млн пудов, а в ХХ веке и до начала Первой мировой - 3,3 млн пудов. Проще говоря, в первое десятилетие правления Николая II урожайность выросла на 32% по сравнению с правлением его отца Александра III, а во второе десятилетие николаевского правления урожайность была выше уже на 50%.

Урожайность отдельных культур увеличилась ещё сильнее. Например, к 90-м годам гречки стали собирать больше на 27%, в начале века - на 62%.

Выросла и урожайность с отдельно взятой десятины. Если в начале правления Александра с десятины собирали 29,7 пудов ржи, то к 1914 году уже 42,4 пуда. Аналогичная ситуация была и с остальными культурами: например, гречки с одной десятины собирали 10,5 пудов, а к 1914 году - 27 пудов.

Значительный рост нельзя объяснить случайными факторами вроде благоприятной погоды - речь идет о стабильном и поступательном росте на протяжении 30 лет.

Если сравнивать среднюю урожайность пшеницы с десятины с другими державами, то Россия, несомненно, уступала ведущим странам. В России в среднем собирали с десятины 70 пудов пшеницы, в Австрии 89 пудов, в Британии 147, Германии 157. С другой стороны, во многих странах с гораздо более благоприятным климатом ситуация была значительно хуже. Так, в Испании собирали около 60 пудов, в Греции 52 пуда, в Италии цифры по годам колебались от 60 до 80, в Америке - 70–75 пудов. Таким образом, Россия не лидер в этой сфере, но и не аутсайдер, она занимает место где-то посередине.

К тому же нужно помнить, что в России много регионов, неидеальных для сельского хозяйства - если учитывать только хорошие черноземные земли, то урожайность окажется еще выше.

Миф второй: животноводство было таким же отсталым

А вот это прямая ложь: Россия была одним из европейских лидеров по обеспечению сельскохозяйственными животными. Вот данные из «Сводной таблицы по статистике скотоводства».

Количество лошадей на 100 жителей: Россия - 19,7, Британия - 3,7, Австро-Венгрия - 7,5, Германия - 4,9. Франция - 5,8, Италия - 2,8. Единственная европейская страна, соперничающая с Россией - Дания. Там на 100 человек приходилось 20,5 лошадей. В целом обеспеченность лошадьми была на уровне Америки, но уступала Аргентине, Канаде и Австралии.

По крупному рогатому скоту Россия не была лидером - скорее, крепким середняком. В среднем на 100 жителей Российской Империи приходилось 29,3 голов крупного рогатого скота. В Австро-Венгрии - 30, в Британии - 26,1, в Германии - 30, в Италии - 18, во Франции - 32,1, в США - 62,2. То есть дореволюционная Россия была вполне достойно обеспечена крупным рогатым скотом - фактически каждый третий имел корову.

По овцам Россия тоже крепкий середняк: показатели не лучшие, но далеко и не худшие. В среднем - 44,9 овец и баранов на 100 человек. В Австро-Венгрии это число составляло менее 30, в Британии - 60,7, в Германии - 7,5, в Италии - 32,3, во Франции - 30,5, в Америке - 40,8 овец на сто человек.

Единственная отрасль, в которой Россия уступала некоторым ведущим державам - свиноводство, оно было не очень распространено. В среднем на 100 человек приходилось 9,5 свиней. В Австро-Венгрии - около 30, в Британии - 8,1, в Германии - 25,5, в Италии - 7,3, во Франции - 11,2. Впрочем, и здесь средний уровень не уступает французскому или британскому.

Миф третий: новой техники не было, а пахали вообще на крестьянках

Механизацию труда в сельском хозяйстве можно оценить по импорту сельскохозяйственной техники. Только за последнее десятилетие перед войной он вырос по некоторым инструментам даже не в разы, а в сотни и тысячи раз. Если в 1905 году было завезено всего 97 паровых плугов, то в 1913-м уже 42,3 тысячи (а годом ранее - более 73 тысяч). В 1905 году завозилось 30,5 тысячи сеялок, а накануне войны уже более 500 тысяч в год. Локомобилей в 1905 году завезли 489,6 тысячи, а в 1913 году - более миллиона.

Насчет примитивных методов земледелия вопрос тоже спорный. Крестьяне были прекрасно осведомлены о необходимости удобрений, и удобрения пользовались огромным спросом на рынке. В 1905 году в Россию завозилось 2,6 млн пудов томасовых шлаков, а в 1913-м - 11,2 млн. Фосфоритов в 1905 году завозили 770 тысяч пудов, а в 1913-м уже 3,2 млн; cуперфосфатов 1,7 млн пудов, а в 1913 году - 12 миллионов.

Это не значит, что каждое хозяйство было образцовым, однако трудно не заметить очевидную тенденцию: в деревне активно внедрялись новейшие методы и современная техника.

Что касается советского мифа о крестьянах, впрягавших в плуг жену - если такое и было, то проходило по разряду БДСМ-практик, а не реальной потребности. Лошадей хватало с избытком; инструментов и знаний о новейших агрометодиках - тоже.

А.М. Анфимов, А.П. Корелин

Данные о состоянии сельскохозяйственного производства России в начале XX в. содержатся в различных комплексах источников. Важнейшим и наиболее обширным из них является текущая аграрная статистика, собиравшаяся и издававшаяся с начала 80-х годов XIX в. различными ведомствами: Центральным Статистическим Комитетом при Министерстве внутренних дел, Департаментом земледелия и сельской промышленности (с 1894 г. - Отдел сельской экономии и сельскохозяйственной статистики) Министерства земледелия и государственных имуществ (с 1905 г. - Главное управление землеустройства и земледелия), Ветеринарным управлением МВД, земско-статистическими органами, различными научными и общественными организациями. Как правило, это погодные сведения, характеризующие основные стороны сельскохозяйственного производства (посевные площади, сборы и урожайность основных земледельческих культур, поголовье различных видов скота и т.д.) на губернском, реже - на уездном и общинном уровне. Погубернские и поуездные сводки этих данных, охватывавших с начала XX в. всю территорию империи, публиковались в периодических изданиях «Урожай 18... года» в составе многотомной «Статистики Российской империи» «18... год в сельскохозяйственном отношении по материалам, полученным от хозяев», а также в общих публикациях по аграрной статистике России конца XIX начала XX в.: «Сборник статистико-экономических сведений по сельскому хозяйству России и иностранных государств» (СПб., 1907-1913 ; Пг., 1914-1917); «Сельское хозяйство России в XX веке. Сборник статистико-экономических сведений за 1901-1922 гг. (М., 1923); «Свод урожайных сведений за 1883-1915 гг.» (М., 1928 и др.).

Другой комплекс аграрной статистики составляют данные обследований и переписей, фиксировавших состояние землевладения и землепользования, скотоводства, всего сельскохозяйственного производства Европейской России или всей Российской империи за определенные годы. Это данные земельных переписей 1877, 1887, 1905 гг., сельскохозяйственных переписей 1916 и 1917 гг., военно-конских переписей, обследования сельскохозяйственных машин и орудий, проведенного ЦСК в 1910 г. Большой интерес для изучения эволюции землевладения представляют «Материалы по статистике движения землевладения» (СПб., 1896-1917 гг.), издававшиеся Министерством финансов и содержащие данные о мобилизации землевладения за 1895-1911 гг., полученные путем обработки и систематизации сведений о купле-продаже земли из объявлений нотариальных контор, публиковавшихся в приложениях к «Сенатским ведомостям». Подсчет данных за 1911-1915 гг. произведен А.М.Анфимовым.

Данные различных по своему происхождению комплексов аграрной статистики различаются между собой, порой весьма существенно. Проблема достоверности и сопоставимости этих данных стала предметом специального анализа в исследованиях М.Н.Добровольского «Опыт истории и методологии статистики животноводства» (СПб., 1909); Д.И. Иванцова «К критике русской урожайной статистики» (М., 1911); Е.З.Волкова «Аграрно-экономическая статистика России» (М.,Л.,1924); «Массовые источники по социально-экономической истории России периода империализма» (М., 1979) и др. В данном разделе предпочтение отдано изданиям ЦСК МВД ввиду их большей универсальности и сопоставимости.

Применение улучшенных приемов обработки земли, сельскохозяйственных орудий и машин, потребление минеральных удобрений, введение культуры кормовых трав, усиленный спрос на плодовый посадочный материал, пробуждение интереса к улучшению различных отраслей животноводства и другие подобные явления приобретают уже во многих местностях России значительное распространение.

Общая характеристика Сельского хозяйства Российской империи

Из «Объяснительной
записки к отчету государственного контроля по

смет за 1910 год» (СПб., 1911. С. 120-121).

Наше сельское хозяйство вообще, а в особенности на крестьянских землях, занимающих в одной Европейской России до 75% всех сельскохозяйственных угодий, ведется несовершенно. Плохая обработка земли, незначительное распространение усовершенствованных сельскохозяйственных орудий, недостаточное удобрение почвы, исключительно зерновое, большей частью по трехпольной системе, хозяйство являются до сих пор характерными признаками земледельческого промысла не только у крестьян, но и у многих частных земледельцев. В зависимости от сего состоящая под культурой площадь используется у нас слабо, урожайность полевых растений низка, непостоянна, скотоводство поставлено плохо, а переработка продуктов сельского хозяйства развита недостаточно. При том урожайность на крестьянских землях даже по сравнению с невысокими урожаями на владельческих экономиях менее в среднем почти на 20%*. В отношении производительности и культурности сельского хозяйства Россия, несмотря на свои природные богатства, далеко отстала от других стран, достигших в этом отношении значительных успехов, благодаря затрате на обработку сельскохозяйственных угодий большого количества труда и капитала и применения усовершенствованных орудий и систем хозяйства. По данным одного из французских статистических сборников (Statistique Agricole de la France), в среднем урожайность главных хлебов, исчисленная для 8 государств (Германии, Франции, Великобритании, Бельгии, Соединенных Штатов, Канады и Австралии), выше урожайности в России: для пшеницы - на 48,5%, ржи - на 57,1%, ячменя - на 34,3%, овса - на 50,3% и картофеля - на 69%. Сравнение это окажется для России еще невыгоднее, если взять некоторые специальные культуры и промышленные растения и, в особенности, животноводство.

Меры правительства по подъему сельского хозяйства - землеустройство, содействие переходу от общинных порядков к подворному и хуторскому землевладению, распространение сельскохозяйственного образования, подъем технического уровня, мелиорация, льготный кредит и поощрение кустарной промышленности.

* Урожайность хлебов была выше на тех помещичьих землях, которые обрабатывались за свой счет (примерно 10% общей посевной площади). Более половины пашни помещики сдавали в аренду. Урожаи на этих землях были ниже, чем на надельных крестьянских.

Из «Объяснительной
записки к отчету государственного контроля по
исполнению государственной росписи и финансовых
смет за 1913 г.» (Пг., 1914. С.234-247).

Общие мероприятия по сельскому хозяйству

На сельскохозяйственном промысле искони зиждилось и зиждется благосостояние русского народа. Сельскохозяйственный труд в России не только дает необходимые стране пищевые продукты, но и составляет коренное занятие более чем 75% всего ее населения. Ежегодная производительность этого труда превышает ныне 9 миллиардов рублей, сельскохозяйственные продукты являются главным предметом нашего заграничного вывоза.

За последние годы заметно наблюдается развитие и улучшение у нас сельского хозяйства.

Применение улучшенных приемов обработки земли, сельскохозяйственных орудий и машин, потребление минеральных удобрений, введение культуры кормовых трав, усиленный спрос на плодовый посадочный материал, пробуждение интереса к улучшению различных отраслей животноводства и другие подобные явления приобретают уже во многих местностях России значительное распространение.

Вместе с тем увеличивается и производительность сельскохозяйственных угодий. Так, общий сбор зерновых хлебов, составлявший в 1908-1912 гг., в среднем, 4555 млн. пудов в год, в 1913 г. достиг 5637 млн. пудов, превысив, в частности, сбор 1912 г. на 565 млн. пудов... Превышение это представляется тем более благоприятным, что площадь под посевом хлебов увеличилась в 1913 г. лишь на 4,7% по сравнению с 1912 г.

Попудный сбор с десятины за указанные годы составлял *:

1908-1912 гг.

Озимая пшеница
Яровая пшеница
Озимая рожь
Яровая рожь
Овес
Яровой ячмень

* Следует иметь в виду, что 1913 г. выделялся особо высоким урожаем, а в пятилетие 1908-1912 гг. 1908 и 1911 гг. были отмечены крупными недородами. - А.К.

Растет и вывоз сельскохозяйственных продуктов за границу. Заграничный сбыт, например, главных хлебов достиг в 1913 г. 647,8 млн. пуд. против 548,4 млн. пудов в 1912 г.

В связи с расширением и улучшением сельского хозяйства возрастают и размеры содействия ему со стороны как Правительства, так и местных общественных организаций.

Среди мероприятий, направленных к развитию сельского промысла и улучшению общих условий его, первое место по своему значению занимают меры по оказанию агрономической помощи населению и распространению сельскохозяйственного образования.

Ассигнования из казны на это дело возросли за 1908-1912 гг. с 5702 тыс. руб. до 21880 тыс. руб. В 1913 г. они достигли уже 29055 тыс. руб. .. Такое увеличение кредитов на 1913 г. дало возможность значительно развить в этом году главнейшие из помянутых мер, как можно видеть из следующей таблицы:

Произведено расходов в тыс. руб.

по сравнению с 1912 г. больше

Сельскохозяйственное образование
Опытные и показательные сельскохозяйственные учреждения
Техника по сельскохозяйственной части
Общие меры по развитию и улучшению различных отраслей сельского хозяйства
Меры непосредственно агрономической помощи в заселяемых районах
Агрономическая помощь в районах землеустройства

Мероприятия на счет указанных расходов осуществлялись как правительственными учреждениями, так и общественными организациями, главным образом земствами, которым сельскохозяйственным ведомством отпускались на это средства в виде пособий. В отдельных случаях выдачи таких пособий превышали 50% общего расхода... Со своей стороны земства и другие местные организации затрачивают значительные собственные средства на развитие агрономических мероприятий. Расходы земств на этот предмет, ежегодно возрастая, достигли в отчетном году 18072 тыс. руб., превысив ассигнования 1912 г. (15043 тыс. руб.) на 3029 тыс. руб., а 1911 г. (11399 тыс. руб.) на 6673 тыс. руб.

Совместная деятельность Правительства и общественных организаций по воспособлению сельскому хозяйству уже успела дать заметные результаты. (Открыто свыше 300 новых сельскохозяйственных учебных заведений, более 1000 курсов; проводятся чтение лекций, беседы по разным вопросам сельского хозяйства - в 20 тыс. пунктов, во всех губерниях Европейской России организуется система опытных станций, полей, участков; на Кавказе и за Уралом их более 290; земства ввели институт участковых агрономов; предприняты меры по поддержанию и улучшению животноводства, по распространению усовершенствованных машин и орудий, семян, посадочных материалов и удобрений; осуществляются меры по осушению и орошению земель, по борьбе с оврагами и песками, по землеустройству хозяйств и т.д. Наиболее крупные расходы в 1913 г. произведены в Туркестане - по орошению Голодной степи, 3099 тыс. руб., и на Кавказе - по орошению Муганской степи, а также в Томской губ. - по ирригации Барабинской степи).

Мероприятия по содействию животноводству. По количеству сельскохозяйственного скота России принадлежит одно из первых мест в ряду государств Европы и Америки... Однако, положение отечественного животноводства представляется не вполне удовлетворительным. Общее количество скота за трехлетие 1911-1913 гг. уменьшилось с 188,6 млн. голов до 173,4 млн. голов. Обеспеченность сельского населения скотом понижается. Так, на 100 жителей сельского населения приходилось:

Лошадей
Крупного рогатого скота
Овец коз
Свиней

Неблагоприятное положение животноводства отражается и на внешней торговле. Ввоз из-за границы живого скота и продуктов животноводства - сала и шерсти - достиг значительных размеров и преобладает над вывозом.

Домашнего скота

вывезено

вывезено

вывезено

тыс. голов / на сумму в тыс. руб.

тыс. пудов / на сумму в тыс. руб.

1911
1912
1913

Значительное внимание обращается на развитие молочного хозяйства и в особенности маслоделия. В этой области сельского хозяйства достигнуты крупные успехи, как о том свидетельствуют нижеследующие данные о вывозной торговле маслом:

Вывезено масла

в 1902-1907 гг.

в 1907-1911 гг.

в среднем за год

тыс. пудов
на сумму (тыс. руб.)

В видах дальнейшего развития этого дела и подготовки опытных руководителей открыт особый молочно-хозяйственный институт в г. Вологде.

Засим, останавливает на себе внимание поддержка местных птицеводов посредством содействия упорядочению и организации сбыта продуктов птицеводства. Заграничный вывоз этих продуктов, главным образом яиц, составляет крупную статью в нашей внешней торговле:

Вывезено яиц

в 1902-1907 гг.

в 1907-1911 гг.

в среднем за год

млн. штук
на сумму (тыс. руб.)

Итоги реформы

Поскольку реформа 1861 была результатом компромисса трёх сторон – государства, помещиков и крестьян – многие её положения были обречены на критику и даже на явное неприятие. Проведённая дворянством, но буржуазная по своему содержанию крестьянская реформа открыла широкие возможности для развития капитализма в России. От крепостной зависимости было освобождено более 10 млн душ помещичьих крестьян. Но получили они 34 млн десятин земли – 3,4 десятины на душу, тогда как для простого воспроизводства крестьянского хозяйства требовалось 6 десятин. Отмена крепостного права не разрешила полностью социально-экономических противоречий, что привело к усилению революционной деятельности в стране.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие причины побуждали крестьян участвовать в восстании под предводительством Е.И. Пугачёва?

2. В чём проявился кризис феодально-крепостнических отношений в сельском хозяйстве России в конце XVIII–XIX вв.?

3. Мероприятия Александра I в крестьянском вопросе?

4. Причины отмены крепостного права в России?

5. Какие гражданские права получили крестьяне после отмены крепостного права?

6. Каким образом был решён земельный вопрос по реформе 1861 г.?

7. Кто такие временнообязанные крестьяне?

8. В чём заключалась выкупная операция?

9. Что такое отрезки, издольщина?

10. Произошла ли ликвидация феодальных отношений в России после реформы 1861 г.?

В КОНЦЕ XIX–НАЧАЛЕ XX ВВ.

Реформа 1861 г., отменив крепостное право, за 20 лет исчерпала свой положительный заряд. В связи с этим правительство Александра III (1881–1894) приняло ряд мер, облегчивших положение крестьян. В 1882 г. начал действовать крестьянский банк, выдававший ссуды на покупку земли. С 1 января 1883 г. все крестьяне, ещё не заключившие с помещиками выкупных сделок, были переведены на обязательный выкуп. Сумма выкупных платежей была понижена.

На рубеже XIX–XX вв., несмотря на бурные темпы промышленного производства, общий облик страны в значительной мере определяло сельское хозяйство, которое давало почти половину национального дохода и охватывало 78% всего населения (по данным переписи 1897 г.). Однако капитализация сельского хозяйства, основного производителя хлеба, протекала медленно, что было обусловлено сохранявшимися пережитками крепостничества (помещичье землевладение, крестьянская община, выкупные платежи, сословное неполноправие крестьянства). Главным тормозом являлось крестьянское малоземелье. Размер душевого крестьянского надела сокращался вследствие естественного прироста населения и дробления хозяйств, в 1905 г. он составил уже 2,6 десятины.



В России пореформенного периода существовали два пути развития капитализма в сельском хозяйстве: прусский и американский . В Сибири, Заволжье, Степном Предкавказье, Новороссии помещичье землевладение в массовом масштабе не сложилось – здесь преобладал американский путь; в Центральной же России, где помещичье землевладение охватывало более 100 млн десятин земли, преобладал прусский путь.

Революция 1905–1907 гг., одной из главных причин которой было недовольство крестьян своим положением, вынудила правительство Николая II (1894–1917) создать Государственную думу и начать новую аграрную реформу, руководителем которой выступил глава кабинета министров П.А. Столыпин.

Главная экономическая цель новой аграрной политики заключалась в том, чтобы как можно более широко распространить принцип частной собственности на землю. Курс Столыпина объективно способствовал развитию производительных сил в российском сельском хозяйстве. Политическая цель состояла в том, чтобы предотвратить новую революцию. Премьер-министр утверждал: через 20 лет проведения аграрных реформ в России революция станет невозможной. Даже большевики вынуждены были признать, что эти слова Столыпина – не пустые слова.

Преобразования в сфере аграрного производства в 1906–1911 гг. проводились П.А. Столыпиным по трём направлениям:

1) по линии указа от ноября 1906 г., давшего каждому домохозяину право выхода из общины с предоставлением в личную собственность земельного надела;

2) по линии Крестьянского банка, который приобретал землю у помещиков для продажи крестьянам, выдавал ссуды, регулировал крестьянские платежи, предоставлял значительные льготы хуторам и тем самым ускорял образование буржуазной собственности на землю;

3) по линии активной переселенческой политики, имевшей как экономические цели – уменьшение аграрного перенаселения в центре, освоение окраин, так и политические – ослабление остроты социальных конфликтов в деревне.

Главным в этой политике было первое направление. Указ о выходе из общины не предполагал её насильственное разрушение, но лишь давал возможность покинуть её тем, кто этого желал. Этот указ предоставлял крестьянам, вышедшим из общины, условия для создания своего индивидуального хозяйства на хуторах и отрубах . К 1916 г. из общины выделилось более 2,5 млн крестьян или 26% всех крестьянских хозяйств. Правда, из общины выделялись не только крепкие хозяева, но и бедняки, которые желали продать полученную в собственность землю. Таким образом, наряду с созданием крепких индивидуальных хозяйств, столыпинская реформа ускорила процесс раскрестьянивания .

На переселенческую политику правительством были ассигнованы немалые средства, расходовавшиеся на обустройство переселенцев на новых местах, на их медицинское обслуживание и общественные нужды, на прокладку дорог. Переселенцы освобождались на длительное время от налогов, получали в собственность участок земли (в среднем 15 десятин на главу семьи и 45 десятин на остальных её членов), денежное пособие; мужчины освобождались от воинской повинности. Переселение способствовало созданию за Уралом большой армии наёмной рабочей силы, что позитивно сказалось на развитии крепких капиталистических хозяйств, привело к включению в хозяйственный оборот и освоению новых земель.

История не дала Столыпину тех 20 лет, на которые была рассчитана реформа. После его убийства (1911 г.) и особенно после начала Первой мировой войны реформа фактически не проводилась. Поэтому некорректно говорить о том, что столыпинские преобразования не достигли цели. Действительно, крестьянское (фермерское ) хозяйство, через которое осуществлялась тенденция американского варианта развития в сельском хозяйстве, ещё не стало явлением массовым. Наряду с зажиточными хуторскими хозяйствами, крепко стоящими на ногах, существовало большое количество малоэффективных и слабых хозяйств. Социальные конфликты в деревне не только не были смягчены, но, наоборот, обострились, расширив объективные предпосылки для грядущей революции.

В то же время экономический эффект новой аграрной политики выразился в расширении внутреннего рынка, в увеличении посевных площадей, в росте урожайности и усилении технической вооружённости сельского хозяйства. Например, в сибирском регионе в предвоенные годы значительно развились производство зерновых, животноводство, маслоделие, что позволило создать внушительный производственный потенциал. В 1909 и 1913 гг. в России были получены самые высокие за всю её предшествующую историю урожаи, страна стала главным экспортёром хлеба на мировом рынке.

Вопросы для самоконтроля

1. Суть прусского и американского пути развития в сельском хозяйстве?

2. Какой путь развития преобладал в России и почему?

3. Какие меры предпринимались в правление Александра III для облегчения положения крестьян?

4. Главные задачи, стоявшие перед П.А. Столыпиным в области сельскохозяйственного развития?

5. Назовите основные мероприятия, проводившиеся в ходе аграрной реформы П.А. Столыпина?

6. Почему община являлась тормозом в развитии сельского хозяйства?

7. Итоги столыпинской аграрной реформы?

8. Кто такие «кулаки»?

9. Объясните понятия: отруб, хутор, раскрестьянивание.

10. Какая политическая партия начала XX в. видела свою социальную опору в крестьянстве?

Чем больше человек способен откликаться на историческое и общечеловеческое, тем шире его природа, тем богаче его жизнь и тем способнее такой человек к прогрессу и развитию.

Ф. М. Достоевский

Аграрная реформа Столыпина, начавшаяся в 1906 году, была обусловлена теми реалиями, которые происходили в Российской Империи. Страна столкнулась с массовыми народными волнениями, в ходе которых стало абсолютно очевидно, что народ не желает жить по-прежнему. Более того само государство не могло управлять страной, опираясь на прежние принципы. Экономическая составляющая развития империи находилась в упадке. Особенно это было актуально в аграрном комплексе, где наблюдался явный упадок. В результате, политические события, а также события экономические побудили Петра Аркадьевича Столыпина начать проводить реформы.

Предпосылки и причины

Одна из основных причин, которые побудили Российскую Империю начать массовое изменение в государственном устройстве были основаны на том, что большое количество простых людей высказывали свое недовольство властью. Если до этого времени высказывание недовольства сводилось к разовым мирным акциям, то к 1906 году эти акции стали намного масштабнее, а также кровавые. В результате стало очевидно, что Россия борется не только с очевидными экономическими проблемами, но и с очевидным революционным подъемом.

Очевидно, что любая Победа государства над революцией основывается не на физической силе, а на силе духовной. Сильное духом государство само должно встать во главе реформ.

Петр Аркадьевич Столыпин

Одно из знаковых событий, которые побудили правительство России начать скорейшее реформы, случилось 12 августа 1906 года. В этот день в Петербурге на Аптекарском острове произошел теракт. В этом месте столицы жил Столыпин, который к этому времени занимал пост председателя правительства. В результате прогремевшего взрыва погибло 27 человек и 32 человека были ранены. Среди раненых были дочь и сын Столыпина. Сам Председатель правительства чудом не пострадал. В результате в стране был принят закон о военно-полевых судах, где все дела, касающиеся терактов, рассматривались в ускоренном порядке, в течение 48 часов.

Случившийся взрыв лишний раз указал Столыпину, что народ желает коренных перемен внутри страны. Эти перемены нужно было давать людям в кратчайшие сроки. Именно поэтому было ускорена аграрная реформа Столыпина, проект который стал продвигаться гигантскими шагами.

Суть реформы

  • Первый блок призвал граждан страны успокоиться, а также информировал о чрезвычайном положении во многих районах страны. Из-за терактов в ряде регионов России были вынуждены ввести чрезвычайное положение и военно-полевые суды.
  • Второй блок объявлял о созывы Государственной Думы, в ходе работы который планировалось создать и реализовать комплекс аграрных реформ внутри страны.

Столыпин отчетливо понимал, что реализация одних только аграрных реформ не позволит успокоить население и не позволит Российской Империи сделать качественный скачок в своем развитии. Поэтому Наряду с изменениями в сельском хозяйстве Председатель правительства говорил о необходимости принятия законов о вероисповедании, равноправии среди граждан, реформировании системы местного самоуправления, о правах и быте рабочих, необходимости введения обязательного начального образования, введение подоходного налога, увеличение жалование учителей и так далее. Одним словом все то, что в дальнейшем реализована Советская власть, было одним из этапов столыпинской реформы.

Безусловно, начать изменения такого масштаба в стране крайне тяжело. Именно поэтому Столыпин решил начать с аграрной реформы. Это было связано с рядом факторов:

  • Основная движущая сила эволюции это крестьянин. Так было всегда и во всех странах, так было и в те времена в российской империи. Поэтому для того, чтобы снять революционный накал было необходимо обратиться к основной массе недовольных, предложив им качественные изменения в стране.
  • Крестьяне активно выказывали свою позицию о том, что помещичьи земли необходимо перераспределить. Зачастую помещики оставляли себе лучшие земли, выделяя крестьянам не плодородные участки.

Первый этап реформы

Аграрная реформа Столыпина началась с попытки разрушение общины. До этого момента крестьяне в деревнях жили общинами. Это были специальные территориальные образования, где люди жили единым коллективом, выполняя единые коллективные задачи. Если пытаться дать более простое определение, то общины очень похожи на колхозы, которые в дальнейшем реализовала Советская власть. Проблема же общин заключалась в том, что крестьяне жили сплоченной группы. Они работали для единой цели для помещиков. У крестьян, как правило, не было своих крупных наделов, и они не особо переживали за итоговый результат своей работы.

9 ноября 1906 года Правительство Российской империи издало указ, который позволял крестьянам свободно выходить из общины. Выход из общины был бесплатным. При этом крестьянин сохранял за собой все свое имущество, а также земли, которые были ему выделены. При этом, если земли выделялись на различных участках, то крестьянин мог требовать, чтобы земли были объединены в единый надел. Выходя из общины, крестьянин получал землю в виде отруба или хутора.

Карта аграрной реформы столыпина.

Отруб это участок земли, который выделялся крестьянину, выходящему из общины, с сохранением за этим крестьянином его двора в деревне.

Хутор это земельный участок, который выделялся крестьянину, выходящему из общины, с переселением этого крестьянина из деревни на собственный участок.

С одной стороны такой подход позволял реализовать внутри страны реформы направленные на изменение внутри крестьянского хозяйства. Однако с другой стороны помещичье хозяйство оставалось нетронутым.

Суть аграрной реформы Столыпина, по замыслу самого создателя сводилась к следующим преимуществам, которые страна получала:

  • Крестьяне, жившие общиной, были массово подвержены влиянию революционеров. Крестьяне, которые живут отдельными хозяйствами, гораздо менее доступны для революционеров.
  • Человек, который получил в свое распоряжение землю, и который зависит от этой земли, напрямую заинтересован в конечном результате. В результате человек будет думать не о революции, а о том, как увеличить свои урожай и свою прибыль.
  • Отвлечь внимание от желания простых людей разделить помещичью землю. Столыпин выступал за неприкосновенность частной собственности, поэтому с помощью своих реформ он старался не только сохранить помещичьи земли, но и предоставить крестьянам то, что действительно было нужно.

В какой-то степени аграрная реформа Столыпина была похожа на создание передовых фермерских хозяйств. В стране должны были появиться в огромном количестве мелкие и средние землевладельцы, который бы не зависели напрямую от государства, а самостоятельно стремились развивать свой сектор. Этот подход находил выражение и в словах самого Столыпина, который часто подтверждал, что страна в своем развитии делает упор на «крепких» и «сильных» землевладельцев.

На начальном этапе развитие реформы правом выйти из общины пользовались немногие. Фактически из общины выходили только зажиточные крестьяне и беднота. Зажиточные крестьяне выходили потому, что у них было все для самостоятельной работы, и они могли теперь работать не на общину, а на себя. Беднота же выходила для того, чтобы получить отступные деньги, тем самым поднять свое материальное положение. Беднота, как правило, прожив какое-то время вдали от общины и лишившись своих денег, возвращались назад в общину. Именно поэтому на начальном этапе развития очень мало людей выходило из общины в передовые аграрные хозяйства.

Официальная статистика говорит о том, что только 10% всех образовавшихся аграрных хозяйств могли претендовать на звание успешного фермерского хозяйства. Только эти 10% хозяйств использовали современную технику, удобрение, современные способы работы на земле и так далее. В конечном итоге только эти 10% хозяйств работали выгодно с экономической точки зрения. Все остальные хозяйства, которые были образованы в ходе аграрной реформы столыпина, оказались убыточными. Связано это с тем, что подавляющее большинство выходящих из общины людей были бедниками, которые не были заинтересованы в развитии аграрного комплекса. Эти цифры характеризуют первые месяцы работы столыпинских замыслов.

Политика переселения как важный этап реформы

Одна из существенных проблем Российской империи того времени заключалась в, так называемом, земельном голоде. Под этим понятием подразумевается то, что восточная часть России была крайне мало освоена. В результате подавляющее большинство земель в этих регионах были неосвоенными. Поэтому аграрная реформа Столыпина ставила одной из задач переселять крестьян из западных губерний в восточные. В частности, говорилось о том, что крестьяне должны переселяться за Урал. Прежде всего, эти изменения должны были коснуться тех крестьян, которые не имели своей земли в собственности.


Так называемые, безземельные должны были переселиться за Урал, где должны были основать свое фермерское хозяйство. Данный процесс был абсолютно добровольным и никого из крестьян правительство не заставляло переселяться в восточные регионы насильственного. Более того, политика переселения основывалась на том, чтобы предоставить крестьянам, которые решатся переехать за Урал, максимальные льготы и хорошие условия для проживания. В результате, человек, который соглашался на такое переселение, получал следующие послабления со стороны правительства:

  • Фермерское хозяйство крестьянина на 5 лет освобождались от любых налогов.
  • Крестьянин получал в свою собственность землю. Земля предоставлялась из расчета: 15 га на фермерское хозяйство, а также по 45 га на каждого из членов семьи.
  • Каждый переселенец получал денежную ссуду на льготных началах. Величина этой суды зависела от региона переселения, и в некоторых регионах достигала до 400 рублей. Это огромные деньги для Российской Империи. В любом регионе 200 рублей выдавались безвозмездно, а остальные деньги в виде ссуды.
  • Все мужчины, образовавшегося фермерского хозяйства, освобождались от воинской повинности.

Существенные преимущества, которые гарантировало государство крестьянам, привели к тому, что в первые годы реализации аграрной реформы большое количество людей переселилась из западных губерний в восточные. Однако несмотря на такой интерес населения к данной программе с каждым годом количество переселенцев все уменьшалось. Более того, с каждым годом увеличивался процент людей, которые возвращались назад в южные и западные губернии. Наиболее ярким примером является показатели переселения людей в Сибирь. В период с 1906 года по 1914 года в Сибирь переселилось более 3 миллионов человек. Однако проблема заключалась в том, что правительство оказалась не готово к такому массовому переселению и не успевало подготовить нормальные условия для проживания людей в конкретном регионе. В результате люди приезжали на новое место жительства, не имея никаких удобства и никаких устройств для комфортного проживания. В результате только из Сибири на прежнее место проживание вернулась порядка 17% людей.


Несмотря на это аграрная реформа Столыпина в плане переселения людей дала положительные результаты. Здесь положительные результаты нужно рассматривать не с точки зрения количества людей, которые переселились и вернулись обратно. Основной показатель эффективности данной реформы заключается в освоении новых земель. Если говорить о той же Сибири, переселение людей привело к тому, что в данном регионе было освоено 30 миллионов десятин земли, которая до этого пустовала. Еще более важным преимуществом было то, что новые хозяйства были абсолютно оторваны от общин. Человек самостоятельно приезжал со своей семьей и самостоятельно поднимал свое фермерское хозяйство. У него не было никаких общественных интересов, никаких соседних интересов. Он знал, что есть конкретный земельный участок, который ему принадлежит, и который должен его кормить. Именно поэтому показатели эффективности аграрной реформы в восточных регионах России несколько выше чем в западных регионах. И это несмотря на то, что западные регионы и западные губернии традиционно более финансируемые и традиционно более плодородные с обработанной землей. Именно на востоке удалось добиться создания крепких фермерских хозяйств.

Главные результаты реформы

Аграрная реформа Столыпина имела огромное значение для Российской Империи. Впервые страна начала реализовывать такого масштаба изменения внутри страны. Были очевидны положительные сдвиги, но для того, чтобы исторический процесс мог дать положительную динамику, ему нужно время. Неслучайно сам Столыпин говорил:

Дайте стране 20 лет покоя внутреннего и внешнего и Вы не узнаете Россию.

Столыпин Пётр Аркадьевич

Это действительно было так, но, к сожалению, у России не было 20 лет тишины.


Если же говорить о результатах аграрной реформы, то ее основные результаты, которые были достигнуты государством за 7 лет, можно свести к следующим положениям:

  • На 10% были увеличены посевные площади по всей стране.
  • В отдельных регионах, где крестьяне массово выходили из общины, посевные площади удалось увеличить до 150%.
  • Экспорт зерна был увеличен, составляя 25% от всего мирового экспорта зерна. В урожайные годы этот показатель увеличивался до 35 - 40%.
  • Закупка сельскохозяйственного оборудования за годы проведения реформ увеличилась в 3,5 раза.
  • В 2,5 раза увеличился объем используемых удобрений.
  • Рост промышленности в стране шел колоссальными шагами +8,8% в год, Российская Империя в этом плане вышла на первое место в мире.

Это далеко не полный показатели проведения реформы в Российской Империи в плане сельского хозяйства, но даже эти цифры показывают, что реформа имела однозначную положительную динамику и однозначный положительный результат для страны. Вместе с этим добиться полной реализации тех задач, которые ставил перед страной Столыпин, не удалось. В стране не удалось в полном объеме реализовать фермерские хозяйства. Это было связано с тем, что традиции ведения коллективного хозяйства у крестьян были очень сильны. И крестьяне нашли выход для себя в создании кооперативов. Кроме того повсеместно создавались артели. Первый артель был создан в 1907 году.

Артель это объединение группы лиц, которые характеризуют одну профессию, для совместной работы этих лиц с достижением общих результатов, с достижением общих доходов и с общей ответственностью за конечный результат.

В результате можем говорить о том, что аграрная реформа Столыпина была одним из этапов массового реформирования России. Это реформирование должно было в корне изменить страну, переведя ее в разряд одной из ведущих мировых держав не только в военном смысле, но и в смысле экономическом. Главная же задача данных реформы заключалась в том, чтобы разрушить общины крестьян, создав мощные фермерские хозяйства. Правительство хотело увидеть сильных собственников земли, в которых бы выражались не только помещики, но и частные хозяйства.

Введение

Сегодня крестьянско-фермерские хозяйства вносят значительный вклад в поддержку уровня самообеспеченности страны продуктами мясного и молочного подкомплексов. В 2016 году, согласно данным Росстата, ими произведено более 12% сельскохозяйственной продукции. В 2013 году этот показатель составил 9,8% .

Несмотря на активную государственную поддержку малых форм хозяйствования, все еще не решен ряд проблем, препятствующих развитию КФХ, они, как правило, тесно переплетены с историческими событиями, происходящими в нашей стране (политического и экономического характера) .

Целью данного исследования является проведение сравнительного анализа развития крестьянских фермерских хозяйств страны и мира, выявление особенностей функционирования фермерства в РФ. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: изучение нормативных документов и научных публикаций, относящихся к проблеме исследования, а так же истории развития крестьянского (фермерского) хозяйства в стране и мире, выявление проблем, сдерживающих развитие данных форм хозяйствования на современном этапе.

Объектом исследования выступают крестьянские-фермерские хозяйства РФ.

Материал и методы исследования

В процессе исследования использовались методы системного и монографического анализа. Исходной информацией для оценки развития изучаемого объекта выступили публикации и труды отечественных экономистов-аграрников, научных сотрудников и ученых, совокупность статистических данных о развитии КФХ в РФ.

Результаты и обсуждение

Большинство авторов выделяют шесть этапов развития КФХ. Первый этап – отмена крепостного права в 1861 году. Крестьяне получали личную свободу и право на выкуп земли. Но большинство из них были не способны выкупить свои наделы и собственность на землю оставалась за помещиком .

Второй этап – принятие аграрной реформы, инициатором которой являлся П.А. Столыпин. Он выступал за разрушение общины, а также за переход земли в частную собственность крестьянам .

Третий этап – период коллективизации. На XV съезде ВКП(б) в декабре 1927 года было принято решение о коллективизации, цель которой объединение мелкотоварных хозяйств в более крупные высокопроизводительные общественные кооперативы .

Четвертый этап развития сельскохозяйственной деятельности в России был отмечен проведением кодификацией земельного законодательства, цель которой «создать стройный, доступный пониманию каждого земледельца свод законов о земле».

Пятый этап — в середине 50-х годов прошлого столетия – построение коммунизма поспособствовало резкому сокращению личного подсобного хозяйства, что принесло стране огромный экономический ущерб, лишив ее около 40% продукции сельскохозяйственного производства, в социальной сфере изменения отразились на воспитании в молодом поколении неприязни к ведению сельского хозяйства .

Шестой этап был ознаменован принятием Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 22 ноября 1990 года, где впервые отразилась сущность КФХ как организационно-правовой формы .

В настоящее время вся деятельность фермерских хозяйств, права и обязанности регулируются Федеральным законом от 11.06 2003 г. № 74- ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» .

Изучив историю сельского хозяйства России, мы приходим к выводу, что крестьянские (фермерские) хозяйства как отдельная организационно-правовая форма появились сравнительно недавно. Однако политические проблемы, возникшие в это время на территории государства более чем на 10 лет «отодвинули на задний план» проблемы аграрного сектора, в связи с чем К(Ф)Х нашей страны в своем развитии все еще значительно отстают от аналогичных форм хозяйствования развитых стран.

Наиболее сельскохозяйственно развитыми странами, где преобладающей формой производства выступает фермерское хозяйство, являются Федеративная Республика Германия и Соединенные Штаты Америки.

Революционные события, начавшиеся в 1847 году в Германии, послужили началом для развития капиталистических и аграрных отношений, однако процесс выкупа земель из-за высокой их стоимости затянулся до 80-х гг. XIX века. Данная ситуация была характерна для восточных районов страны, в то время на севере и юго-западе развивались крестьянские и фермерские хозяйства.

Аграрный кризис 1876-1895 гг. спровоцировал переход сельского хозяйства на интенсивный путь развития. Большую роль в этом сыграло правительство страны, чья политика была направлена на поддержание доходов фермеров . В 1880 году был принят закон о поддержке крестьянского хозяйства, Фермерские хозяйства разделились в соответствии со специализацией: свиноводство, картофель, сахарная свекла, животноводство. В это же время стали импортировать пшеницу, шерсть, хлопок, создавались сельскохозяйственные общества для взаимного кредитования и использования дорогостоящей сельскохозяйственной техники на полях .

Процесс индустриализации сельского хозяйства протекал достаточно медленно, что объяснялось наличием небольших земельных угодий у крестьян или вообще их отсутствием, низкой покупательской способностью, высокими рентными платежами, задолженностями. Ситуация изменилась в послевоенный период, началось развитие аграрного сектора за счет внедрения и использования новейших технологий и техники, благодаря которым был достигнут резкий рост объемов выпуска продукции и повышение производительности труда. Животноводческий сектор занимал лидирующую позицию по сравнению с растениеводством, а инвестиционная политика поспособствовала тому, чтобы сельское хозяйство перешло в разряд капиталоемких отраслей экономики.

В настоящее время в Германии большая часть сельского хозяйства представлена ведением небольших семейных ферм, которые расположены в Центральной и Южной Германии . Крупные же предприятия расположены в Шлезвиг – Гольштейне и на востоке Нижней Саксонии. С целью обеспечения местных жителей фруктами, овощами и мясомолочными продуктами, вокруг мегаполисов были сформированы соответствующие производственные предприятия. Районы страны, где в достатке имеются хорошо увлажненные пастбища и луга в основном заняты молочно-мясным скотоводством. В свою очередь территории близ портов, по которым импортируются относительно недорогие корма, заняты по большей части свиноводством, в этих же зонах выращивают картофель и свеклу. Такое распределение по зонам отраслей животноводства позволяет с наименьшими затратами производить необходимую продукцию, что в свою очередь, обеспечивает ее более низкую себестоимость. Здесь особое внимание заслуживает механизм распределения субсидий, связанный с территориальным расположением их получателя: фермеры севера получают денежных средств на один гектар в 2 раза больше, чем фермеры, чье производство расположено на Юге страны, это связано в основном с плодородием почв данных территорий .

Далее перейдем к рассмотрению особенностей ведения сельского хозяйства в Соединенных Штатах Америки. Становление фермерских хозяйств в США связано с устранением рабовладельческих поместий и развитием капитализма. В конце XVIII – начале XIX вв. после введения закона о «Гомстедах» от 20 мая 1862 года, фермеры получили около полутора миллиона участков, что составило в среднем 90 млн. га. земли. В то время фермерские хозяйства вне зависимости от площади земельного участка как форма организации сельскохозяйственного производства проявили жизнестойкость, что и повлияло на их дальнейшее развитие . Экономическую эффективность малых форм хозяйствования определили следующие факторы: личная заинтересованность фермеров в результате ведения хозяйства и интенсификация производства, осуществляемая за счет использования новых видов сельскохозяйственного оборудования, позволяющих в разы ускорить процесс производства и обработки продукции .

Так в середине XIX века на замену ручному труду, Сайрусом Маккормиком была изобретена жатка, позволяющая ускорить процесс скашивания сельхоз культур в несколько раз. А к началу XX года заводы Чикаго уже производили данную машину на экспорт. После на фермах начали появляться механические сеялки, косилки, картофелекопалки, тракторы с двигателем внутреннего сгорания, зерноуборочные комбайны и другое не менее обходимое сельскохозяйственное оборудование, а вместе с тем и усовершенствовалась технология хранения и переработки продукции.

Важное место занимали опытно-селекционные станции, лаборатории, совершенствующие технологии производства продукции сельского хозяйства. А в специализированных сельскохозяйственных колледжах не только обучали студентов, но еще и проводили различные исследования аграрного направления .

Большой объем инвестирования в сельскохозяйственные исследования уже к началу 20-го века предопределил его переход с экстенсивного пути развития к интенсивному и наукоемкому.

Здесь можно выделить следующие направления. Механизация – создавались все более сложные механизированные сельскохозяйственные оборудования, начиная с железного плуга и заканчивая целым комплексом машин для всех видов агротехнических работ. Селекция – создание гибридных семян в растениеводстве и племенная работа в животноводческом секторе послужила созданию специализированных отраслей. Химизация решила проблемы, связанные с сохранением и повышением плодородия почвы, что гарантировало получение хорошего урожая без угрозы вредителей. Биотехнологии повлекли за собой создание более качественной и урожайной продукции, но более дешевой, чье производство оказывает минимум негативного воздействия на окружающую среду. Развитие информационных технологий обеспечили производителей сельхозпродукции необходимыми знаниями, а также открыли новые возможности повышения производительности и качества выполнения работ .

Большую часть (97%) фермерских хозяйств Америки занимают «семейные фермы», так называемый «золотой запас», который способствует пополнению аграрного «воинства» на случай продовольственной угрозы, как в пределах территории страны, так и со стороны зарубежных стран .

Взаимодействие государства, способного обеспечить необходимую поддержку — с одной стороны, и фермеров, с практическими знаниями проблем в аграрной сфере- с другой стороны, — позволило построить слаженную систему производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, посредством определения приоритетных направлений в животноводстве и растениеводстве, разумной ценовой политики, контроля над качеством выпускаемого продукта и самое главное, путем разработки, внедрения и активного применения результатов научно-технического прогресса .

Таблица 1. Сравнительная характеристика крестьянских (фермерских) хозяйств США, Германии и России

Показатель

Германия

Характеристика фермерского хозяйства

фермерским хозяйством считается предприятие, ежегодно дающее товарной продукции на сумму свыше одной тысячи долларов, в стране преобладают семейные фермерские хозяйства .

фермерское хозяйство представлено семейными фермами, передаваемыми по наследству тем, кто владеет навыками, которые необходимы, для самостоятельного ведения сельского хозяйства или руководства сельскохозяйственным бизнесом .

КФХ – это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии

Наличие дополнительной рабочей силы

на 4 хозяйства приходится один наёмный работник.

до 95% фермерских хозяйств не имеют постоянных наёмных рабочих.

до 4 наемных работников на хозяйство.

Роль государства в развитии сельского хозяйства

государственное регулирование аграрной сферы всегда охватывает широчайший спектр направлений и функций — от поддержки потребления американского продовольствия внутри страны и за рубежом до развития электрификации в сельской местности.

государственная помощь в аграрном секторе представлена в виде государственных выплат, которые предоставляются в связи с производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции .

программой развития сельского хозяйства предусмотрена государственная поддержка растениеводческой и животноводческой отрасли. Вместе с тем осуществляется субсидирование малых форм хозяйствования, внедрение инновационных технологий и разработок, модернизация производственных процессов и устойчивое развитие сельских территорий .

Пути достижения экономического роста

интенсивный путь развития .

интенсивный путь развития .

преобладает экстенсивный путь развития.

Размер фермерского хозяйства

от 10 до 50 га. .

около 80 га. .

Таким образом, изучив историю становления фермерства в США и Германии, мы пришли к следующим выводам: государство обеих стран, начиная от истоков образования фермерской деятельности, принимало активное участие, и было заинтересовано в развитии аграрного сектора. Затраты в сфере производства новой техники, а также вложения в науку послужили фундаментом для успешного развития фермерства изучаемых стран. В то же время, в России, данные стимулы на протяжении всего исторического пути его развития отсутствовали. Кроме того, до середины XX века ведение сельскохозяйственного производства осуществлялось в общине, что только тормозило его развитие. По прежнему преобладающей формой развития в сельском хозяйстве является экстенсивный путь, предполагающий увеличение объемов производства за счет количественных факторов экономического роста: дополнительное привлечение рабочей силы, расширение посевных площадей, увеличение добычи сырья и др. (Таблица 1).

Выводы

На наш взгляд, дальнейшее развитие КФХ страны должно происходить по интенсивному пути, учитывая передовой опыт зарубежных стран, используя новейшие достижения науки и техники в производстве для получения прироста продукции за счет более эффективного использования обрабатываемых земель, техники и удобрений.