Имя: Борис Пастернак (Boris Pasternak)

Возраст: 70 лет

Место рождения: Москва

Место смерти: Переделкино

Деятельность: поэт, писатель, прозаик, переводчик

Семейное положение: был женат

Борис Пастернак - биография

Фамилия Пастернак хорошо известна в литературных кругах, он не только поэт, прозаик, но и переводчик. Развитию его таланта и началу творческой биографии во многом дал его отец. Чтобы раскрыть писательский дар, нужно начать рассказ с детских лет Бориса Леонидовича.

Детство, семья поэта

Заложили любовь к искусству Борису, безусловно, его родители. Мать прекрасно играла на пианино, отец был знаменитым художником, он дружил со Львом Николаевичем Толстым, делал иллюстрации к его произведениям. Леонид научился у своего отца запечатлевать мгновения, а у матери беззаветно любить своё дело. Творческая атмосфера царила в семье с самого детства. Домашние концерты проводились на высоком уровне с приглашением настоящих профессионалов, музыкантов.


Композитор Александр Скрябин принимал участие в таких творческих мероприятиях. Маленькому Боре, по мнению родителей, суждено было стать музыкантом, он занимался в консерватории. Неожиданное увлечение философией послужило поводом прекратить занятия музыкой.

Борис Пастернак - учёба

Философия настолько захватила Бориса, что он принимает решение обучаться на философском отделении Московского университета. Для этого мать отправляет его в Германию в город, который занимался обучением с философским уклоном. Всё получалось у Бориса прекрасно, но, видимо, философия была тоже не для него, и биографией ему было уготовано совсем другое.


Борис Пастернак - стихи, поэзия

Впервые полюбив, испытав сильную страсть, будущий поэт увлекается написанием стихов. Это оказалось сильнее его, любимая философия помогла ему определить новое состояние – искусство поэзии. Вернувшись в Москву, он сближается с другими начинающими поэтами. Они создают свою узкую группу «Центрифуга», Пастернак знакомится с Владимиром Маяковским, который помог Борису найти свой взгляд на поэтический мир.

Началась война, шёл 1914 год, но начинающего поэта не взяли на фронт из-за серьёзной травмы ноги, полученной в детские годы. Тогда он устроился на военный завод, подрабатывал в библиотеке. Семья из-за эмиграции родителей в Германию разделилась, Борис с братом остались жить в Москве. В 1922 году у поэта вышла в свет книга, самая разнообразная по тематике вошедших в неё стихотворений: природа, любовь, революция. Всё, о чём пишет поэт, обретает человеческий живой облик.

Пастернак - особенность поэзии

Творчество Пастернака, так или иначе, изучали все его поэты-современники. попала под влияние его поэтических сновидений. Но революционному времени было недосуг разбираться в чьих-то снах. Его поэзии никак не удаётся стать нужной тревожной эпохе России, синтаксические конструкции становятся скупыми, формулировки просты. Произведения поэта не печатают, а чтобы выжить, он занимается переводами.

Его перо коснулось творчества Гёте, Шиллера, Байрона. Война всколыхнула патриотические чувства Пастернака, он пишет стихи о войне. Но автора привлекает проза. Это его не только затягивает в свои сети, но и прекрасно получается. Критикам нравится, они дают замечательную оценку первой повести Бориса Леонидовича. Затем рождается его во многом автобиографический роман «Доктор Живаго». В 1958 году Пастернаку присуждают Нобелевскую премию.

Борис Пастернак - биография личной жизни

Чтобы понять прозу Пастернака, нужно знать всё о его жизни, о музе, которая давала ему вдохновение для творчества. 1922 год – женитьба Бориса. Он взял в жёны художницу Евгению Лурье , в ней была нежность и женственность, стремление к цели и независимость. Это не только покорило поэта, как мужчину, но и давало возможность творить. Через год на свет появился сын Евгений.


Нищенское существование и стремление жены сделать карьеру художника, подточили семейную людку изнутри. Подлила масла в огонь переписка поэта с Мариной Цветаевой. Жена устраивает сцены ревности, и, прожив в браке 10 лет, Пастернак разрывает свои первые отношения и женится на другой женщине.


Брак длится долго, рождается ещё один сын поэта, но, к сожалению, супруга умерла от раковой опухоли. Именно Зинаида Нейгауз сумела показать, как выглядит настоящее семейное счастье. У женщины уже было двое детей, но это не остановило влюблённого поэта. Всё было хорошо, но Пастернак охладел к своей страстно любимой когда-то жене. Уже после Великой Отечественной войны Борис Леонидович знакомится с той, которая вдохновляла поэта, ей посвящено много поэтических произведений.

) - поэт, писатель (10.2 1890, Москва – 30.5.1960, Переделкино под Москвой). Отец художник импрессионистского направления, мать – пианистка. Пастернак в детстве занимался музыкой. С 1909 изучал философию в Московском университете, в 1912 – в германском Марбурге. Завершил университетское образование в 1913 в Москве.

Первые стихи Пастернака появились в печати в 1913. Он вошел в литературную группу «Центрифуга», находившуюся в русле футуризма . Его первый сборник стихов Близнец в тучах (1914) издали Асеев и Бобров, большую часть стихотворений первого сборника Пастернак включил во второй – Поверх барьеров (1917). Наибольшее признание принес Пастернаку третий сборник стихов Сестра моя жизнь (1922), возникший летом 1917, но вдохновленный не политическими событиями, а переживаниями природы и любви. Следующий сборник его стихов – Темы и вариации (1923), после которого критики признали в нем «самого значительного из молодых поэтов послереволюционной России».

Гении и злодеи. Борис Пастернак

В небольших по объему эпических поэмах Девятьсот пятый год (1925-26), Лейтенант Шмидт (1926-27) и Спекторский (1931) Пастернак отчасти говорит и о революционных событиях.

С 1922 Пастернак публикует также прозу. Первый прозаический сборник Рассказы (1925) включает Детство Люверс , II tratto di apelle , Письма из Тулы и Воздушные пути . За ним с 1929 появляется первая автобиографическая повесть Пастернака, посвященная памяти Рильке, Охранная грамота (1931); высказываемое в ней понимание искусства находится в резком противоречии с представлениями влиятельных тогда функционеров РАПП .

После сборника новых стихов Второе рождение (1932) до 1937 вышло еще несколько сборников, включающих прежде написанные стихи Пастернака.

В 1934 он был приглашен в правление нового Союза писателей . С 1936 Пастернак ему приходится уйти в переводческую работу, особенно много он переводит трагедии Шекспира . «Его переводы из грузинских поэтов снискали благоволение Сталина , а возможно, и уберегли поэта от преследований».

Краткая биография Бориса Пастернака

Борис Леонидович Пастернак – один из наиболее известных поэтов XX века, выдающийся русский писатель и лауреат Нобелевской премии по литературе. Писатель родился 29 января (10 февраля) 1890 года в Москве в творческой еврейской семье. Отец писателя был художником, а мать – пианисткой. Семья Пастернак водила дружбу с такими известными художниками, как И. Левитан, С. Иванов, Н. Ге. В их доме также бывали музыканты и писатели, среди них Л. Толстой, С. Рахманинов, А. Скрябин и другие.

Образование Борис Пастернак получал в 5-ой московской гимназии, а затем, окончив её с золотой медалью, поступил в юридический факультет Московского университета. Изучая философию, он ездил на лекции в европейские университеты. Помимо философии, его сильно увлекала музыка. Под влиянием композитора Скрябина он несколько лет занимался ею. Первые стихи Пастернака опубликованы в 1913 году в сборнике «Лирика». Затем появился его первый сборник «Близнец в тучах». Широкая известность к писателю пришла лишь после революции, когда вышла в свет книга «Сестра моя жизнь».

В 1920-е годы писатель входил в литературный кружок «ЛЕФ», в котором участвовали Маяковский, Брик, Асеев. В эти годы он опубликовал сборник «Темы и вариации», а также создал поэмы «905-й год» и «Лейтенант Шмидт». В 1931 году поэт отправился в Грузию. Его впечатления от Кавказа были выражены в стихах цикла «Волны». Много внимания в 1930-е годы писатель уделял переводам работ Шекспира, Гёте, Рильке и других выдающихся писателей. Накануне войны он написал­ цикл стихов «Переделкино». В военные годы поэт писал в основном патриотическую лирику.

Знаменитый роман «Доктор Живаго» Пастернак писал на протяжении многих лет и завершил в конце 1950-х. За эту работу в 1958 году он был удостоен Нобелевской премии. На родине роман вызвал резкую критику и был запрещен к печати, а самого автора исключили из Союза писателей. В России роман был опубликован лишь в 1988 году в журнале «Новый мир». Последняя книга стихов Пастернака была выпущена в конце 1950-х и называлась «Когда разгуляется». Писатель умер от тяжелого заболевания 30 мая 1960 года в Подмосковье.

Борис Леонидович Пастернак родился 19 января (10 февраля) 1890 года в Москве. Б. Пастернак – сын академика живописи Л.О. Пастернака и талантливой пианистки Р.И. Кауфман.

Воспитываясь в профессионально-артистической семье, Пастернак рано обнаружил художественные пристрастия. В детстве хорошо рисовал; под влиянием А.Н. Скрябина занимался музыкальной композицией. В 1909 году отказался от профессии музыканта и в том же году поступил на историко-философский факультет Московского университета; весной 1912 едет в Германию, летний семестр учится в университете Марбурга, занимается у профессора Германа Когена – главы марбургской неокантианской школы. Однако и с философией как предметом профессиональных занятий Пастернак порывает так же круто, хотя философская проблематика оставалась в центре внимания Пастернака – от ранней работы «Символизм и бессмертие» вплоть до романа и писем последних лет. В альманахе «Лирика» (1913 ) впервые опубликованы стихи Пастернака. Летом 1913 года , после сдачи университетских экзаменов в Москве, он завершает первую книгу стихов «Близнец в тучах» (1914 ). В предреволюционные годы Пастернак участник футуристической группы «Центрифуга» (И. Асеев, С. Бобров и др.). Его ранние опыты отмечены влиянием А. Блока. Но Пастернак органически не приемлет символисткой надмирности и сверхчувственности. Более прочные связи соединяют его с футуризмом. В. Маяковский – близкая ему фигура и в ощущении родства, и в остром непрекращающемся споре. В то же время Пастернаку чужды футуристические лозунги о разрыве с прошлым, со «старьем» культуры. Поэзия молодого Пастернака уже обнаруживает связь с традициями русской философской лирики 19 века (М. Лермонтовым, Ф. Тютчевым) и немецкой (Р.М. Рильке).

Летом 1917 года написана «Сестра моя жизнь» (опубл. 1922 ), в которой открылась едва ли не самая важная черта поэзии Пастернака – ее нераздельная слитность с миром природы, с жизнью в целом. Атмосфера революционных перемен входила в поэзию Пастернака опосредственно, выражаясь в повышении поэтического тонуса, в вихреобразной сшибке образов. Пастернак рвет с описательностью, с внешней живописностью, пейзажем, отказывается от традиционных форм поэтического повествования, ломает привычные синтаксические связи. Поэт стремится найти особую форму, где «лица» смещены и смешаны, а субъективность исходит не только от повествователя, но как бы от самого мира. Уже в предреволюционных стихах («Поверх барьеров», «Сестра моя жизнь», «Темы и вариации») наметились первые выходы в эпос (стихи «Дурной сон», «Десятилетие Пресни», «Распад»).

В 1921 году семья Пастернака покинула Россию. Он активно переписывается с ними, а также с другими русскими эмигрантами, среди которых была и Марина Цветаева.

В 1922 Б. Пастернак женится на художнице Евгении Лурье, с которой гостит у родителей в Германии в 1922-1923 годы . А 23 сентября 1923 года у них рождается сын Евгений (умер в 2012 году).

Разорвав первый брак, в 1932 году Пастернак женится на Зинаиде Николаевне Нейгауз. С ней и ее сыном в 1931 году Пастернак ездил в Грузию. В 1938 году у них рождается общий сын Леонид (1938-1976). Зинаида умерла в 1966 году от рака.

В 1946 году Пастернак познакомился с Ольгой Ивинской (1912-1995), которой поэт посвящал многие стихи и считал своей «музой».

Новые шаги Пастернака-лирика к эпосу сделаны в поэме «Высокая болезнь» (первая редакция 1923 , вторая - 1928 ), в поэмах «Девятьсот пятый год» (1925-1926 ) и «Лейтенант Шмидт» (1926-1927 ) Пастернак предпринимает смелую попытку заговорить новым, не освоенным еще языком.

В следующие годы Пастернак обращается к дилемме: пути поэзии и пути истории, их соотношение и спор – рассказ «Воздушные пути» (1924 ) и роман в стихах «Спекторский» (1931 ), рисующий человеческие судьбы эпохи войны и революции.

В 1930-1931 Пастернак создает книгу стихов «Второе рождение» (изд. 1932 ). Она открывается лирическим циклом «Волны», исполненным ощущением широты, внезапно открывающегося морского простора. Как и прежде, у Пастернака слиты дом и мир, быт и бытие. Поэт хочет взглянуть на жизнь «без пелен». Он слишком зорок, пристально проникновенен, чтобы довольствоваться романтической дымкой, расплывчатостью, интересом к исключительному вне повседневного.

В 20-е годы Пастернак занимался переводами Ганса Сакса, Клейста, Бен Джонсона. С начала 30-х гг . он часто бывал в Грузии, много переводил грузинских поэтов – Н. Бараташвили, А. Церетели, Г. Леонидзе, Т. Табидзе, С. Чиковани, П. Яшвили. На первом Всесоюзном съезде советских писателей (1934 ) обостряются споры вокруг поэзии Пастернака. Его положение в литературе постепенно осложняется, с чем в значительной мере связан его уход в область перевода. В предвоенные годы и в годы Великой Отечественной войны Пастернак много переводил западноевропейских поэтов. Превосходно владея английским, немецким, французским языками, он предпринимает большую серию переводов из Гёте, Шекспира, Шелли, Китса, Верлена, Петёфи.

Перед войной Пастернак создает цикл стихов «На ранних поездах», где намечается отход от прежней поэтики и устремление к классически ясному стилю. Отчетливее, чем прежде, проступает «новое» измерение, новая грань: народ – как сама жизнь, её основа (цикл «Художник», 1936 ). В августе 1943 года состоялась поездка Пастернака на фронт в составе бригады для подготовки книги о битве за Орёл. Поэт обращается к репортажу, очеркам, стихам, напоминающие дневниковые записи. В 1943 году выходит сборник «На ранних поездах», включивший стихи предвоенных и военных лет, в 1945 – сборник «Земной простор». Поэт последовательно и настойчиво стремится к «прояснению» языка, упрощению образной системы.

Почти всю свою творческую жизнь Пастернак пишет и прозу. В альманахе «Наши дни» (1922, № 1) напечатана повесть «Детство Люверс». Уже здесь раскрылось глубокое родство прозы и поэзии Пастернака.

После войны Пастернак решает вернутся к роману в прозе, задуманному давно. Поэт придавал ему большое значение. В центре романа «Доктор Живаго» - интеллигент, родственный Спекторскому, стоящий на трагическом распутье между личным миром и общественным бытием, связанным с активным действием. В романе выражено глубокое разочарование в идее революции, неверие в возможность социальной перестройки общества. Герой романа отвергает жестокость белогвардейского лагеря и не приемлет революционного насилия и жертвенного подчинения личности судьбам революции. С большой силой написаны страницы романа о жизни природы, любви героев.

Передача романа за границу, его опубликование за рубежом в 1957 году и присуждение Пастернаку Нобелевской премии в 1958 – всё это вызвало резкую критику в советской печати, что завершилось исключением Пастернака из Союза писателей и его отказом от Нобелевской премии.

В 1952 Пастернак пережил инфаркт, но, несмотря на это, он продолжал творить и развиваться. Борис Леонидович начал новый цикл своих стихотворений - «Когда разгуляется» (1956-1959 ) Это была последняя книга писателя. Неизлечимая болезнь – рак легкого, привела к смерти Бориса Пастернака 30 мая 1960 года в Переделкино.