I. Организационный момент.

(Играет классическая музыка, вызывающая ощущение переживания, трепет души. На слайдах меняются репродукции картин русских художников с изображением грозы, туч, бури на море и т.д.)

Ребята, сейчас мы с вами побывали на мгновение на небольшой выставке картин русских замечательных художников-пейзажистов. Как вы думаете, почему организаторы выставки объединили именно эти картины?

(Организаторы выставки объединили эти картины, потому что на них изображён похожий пейзаж: перед грозой, тучи, дождь и т.д.)

Какое чувство возникло в ваших сердцах, когда вы путешествовали по этой картинной галерее?

(Чувство тревоги, переживания, ожидания чего-то, тоски, может быть даже страха).

Ребята, несмотря на не совсем радостные ощущения от посещения выставки, согласитесь, что пейзажи, изображённые на репродукциях картин великолепны. А великолепие их состоит в том, что это наша родная русская природа, которая является неисчерпаемым бесконечным источником вдохновения не только для художников, но и для поэтов.

II. Работа по теме урока.

1) А мы с вами продолжаем наше путешествие по пейзажной галерее, но только уже словесных картин, созданных Яковом Петровичем Полонским. Открываем тетради, записываем тему урока: «Выражение переживаний и мироощущения человека в стихотворениях о родной природе Я. П. Полонского («По горам две хмурых тучи...»,«Посмотри - какая мгла...»)

(на слайде 6 тема урока и изображение портрета поэта)

Чтобы глубже понять произведение поэты, мы должны познакомиться с ним, как с личностью и как с поэтом-творцом.

2) Сообщение ученика

Я.П. Полонский прожил долгую и не очень счастливую жизнь. Родился 6 декабря 1819 года, умер 18 октября 1898 года.

Писательская деятельностью занимался шесть десятилетий.

Родился и вырос в Рязани, в небогатой дворянской семье. Двадцати лет без гроша в кармане, но с заветной тетрадью стихов, в ямщицкой телеге Полонский приезжает в Москву. Поступает в университет на юридический факультет, чтобы стать чиновником и зарабатывать себе на хлеб. Но в душе он поэт. Его друг – Афанасий Фет. Среди товарищей Полонского считали малообразованным провинциалом, «недалеким малым». Среди чиновников и богачей – человеком с незавидной судьбой неимущего студента.

Полонский вёл изнурительную жизнь литературного труженика, журнального поденщика, добывал средства к жизни в качестве домашнего учителя, служил секретарем Комитета иностранной цензуры. Его стихия – стихия чистого лиризма.

Стихи Полонского мелодичны, напевны, не случайно многие из них положены на музыку: «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светит»), «Вечерний звон», «Мгновения».

Свой долгий век Полонский прожил нелегко. Хотя его по достоинству оценили такие писатели, как Тургенев и Некрасов, Достоевский и Тютчев, Фет и Чехов, хотя у него учились поэтическому мастерству Иван Бунин и молодой Александр Блок, он не знал настоящего большого успеха. С горечью поэт говорил: «Не велика моя нива, не весела моя жатва».

Но через всю жизнь пронес он веру в чудесную силу поэзии и высокое назначение поэта. В лучшем, что им написано, он остается прекрасным лирическим поэтом – искренним, музыкальным, со своим собственным, пусть не очень громким, но берущим за душу голосом.

На его личности и творчестве лежал последний отблеск пушкинской и лермонтовской эпохи.

Особенности лучших стихов Полонского заключаются

а) в глубине и искренности чувства, в проникновенном лиризме;

б) в его стихах присутствует неуловимая грань реального и фантастического, будничных подробностей и волшебных видений.

Типичный для него пейзаж – ночь, глухая осень, беззвездное небо, пасмурный призрак луны, костер в ночи.

Слабый свет в ночи – основной мотив поэзии Полонского, мотив неясного смятения, панической растерянности, тревоги.

Светлая часть суток, весна, светлые стороны жизни не интересуют поэта. Лирический герой Полонского – печальный, унылый, он замирает перед величием природы, ее тайнами.

Во многих стихотворениях поэта звучит мотив неясной надежды, и это сближает образ природы с человеческими переживаниями, с состоянием души человека.

3) Работа с тетрадью.

Большое спасибо за хорошее сообщение о поэте. А сейчас запишем в тетради особенности творчества поэта. Если вы внимательно слушали нашего «биографа», то многое вам будет знакомо. (слайд 7)

Особенности творчества Я.П. Полонского:

    Стихи мелодичны и напевны;

    глубина и искренность чувств, проникновенный лиризм;

    в стихах есть грань реального и фантастического, будничных подробностей и волшебных видений;

    типичный пейзаж – ночь, глухая осень, беззвездное небо, пасмурный призрак луны.

    мотив неясной надежды, смятения, панической растерянности, тревоги;

    лирический герой – печальный, унылый, замирает перед величием природы, ее тайнами.

Ну что ж, познакомившись с поэтом поближе, перейдём к изучению его стихотворений.

4) Анализ стихотворения «По горам две хмурых тучи...» (на слайде 8 название стихотворения)

(Сначала стихотворение читаю сама. К чтению интерпретации, предлагаемой авторами учебника, обратимся после беседы. Важно приучить детей проводить литературные параллели, искать аналогии)

Какие из изученных в этом году стихотворений вспоминаются вам, кажутся вам связанными с прочитанным только что стихотворением Я.П. Полонского?

(«Утес» М.Ю. Лермонтова и «Неохотно и несмело...» Ф.И. Тютчева).

Что вы увидели общего со стихотворениями этих поэтов?

(С лермонтовским стихотворением общими будут образы скалы-утеса и туч, с тютчевским – образ грозы).

Только ли эти образы мы можем выделить в стихотворении? Прочитаем стихотворение ещё раз, проникнем в картину, которую рисует поэт.

(читает сильный ученик)

Какую картину вы увидели, когда слушали стихотворение?

(Перед глазами предстает романтическая картина: высокие горы, поросшие лесом («дебри влажные»), среди них скала, к которой прижимаются хмурые тучи. Тучи спорят, ударяются друг о друга, гремит гром, сверкает молния, и скала стонет в ответ.)

(на слайде 8, второй щелчок)

Какой художественный прием позволяет зримо представить эту картину?

(Олицетворение помогает картину представить как живую. Всё в природе ведёт себя словно человек: «тучи блуждали, сползали, спорили», «улеглись и обомлели» «эхо…засмеялось», скала стонала.)

Выделите и произнесите глаголы в этом стихотворении. Какую, по-вашему, роль они играют?

(Глаголы в основном обозначают движение туч: тучи блуждали, сползали, сошлись, не уступили, огласили, не смели повторить, улеглись, обомлели. Эхо в стихотворении засмеялось, скала вздохнула.)

С помощью таких глаголов явлениям природы приписываются действия, которые может совершать человек. Глаголы помогают нам представить за образами скалы и туч переживания людей. А чьи именно переживания мы можем представить за образами скалы туч?

(Это могут быть образы скалы – матери и туч – детей. Дети, не поделив места возле матери-скалы, поссорились и их спор породил молнию и грянул гром. А ссора детей отозвалась в сердце матери-скалы стоном, и дети, поняв, что ссора их была глупа, улеглись у подножия вдвоём.)

(дети самостоятельно разбивают, высказывают свои предположения, затем на слайде 9 стихотворение, разбитое на четверостишия)

По горам две хмурых тучи
Знойным вечером блуждали
И на грудь скалы горючей
К ночи медленно сползали.

Но сошлись – не уступили
Той скалы друг другу даром,
И пустыню огласили
Яркой молнии ударом.

Грянул гром – по дебрям влажным
Эхо резко засмеялось,
А скала таким протяжным
Стоном жалобно сказалась,

Так вздохнула, что не смели
Повторить удара тучи
И у ног скалы горючей
Улеглись и обомлели...

Почему мы именно так разделили стихотворение? Что послужило основанием для такого деления?

(Стихотворение поделено на строфы на основании рифмовки.)

Определите вид рифмовки в каждом четверостишии. (по строфам определяем, в это время на слайде 11 появляется схема рифмовки:

1 строфа: …тучи А
... блуждали Б
… горючей А
… сползали Б

2 строфа: … уступили А
… даром Б
… огласили А
… ударом Б
Рифмуется 1-3, 2-4 – перекрёстная.
3 строфа: … влажным А
… засмеялось Б
… протяжным А
… сказалось Б
Рифмуется 1-3, 2-4 – перекрёстная.
4 строфа: … не смели А
… тучи Б
… горючей Б
… обомлели А
Рифмуется 1-2, 3-4 – кольцевая (опоясывающая).

Почему, по вашему мнению, после трех строф с перекрестной рифмовкой следует одна строфа с кольцевой (опоясывающей) рифмовкой?

первых трёх четверостишиях переживания напряжённые, драматические, а в последней трофее переживания ссоры улеглись, драматизма уже нет. Изменение рифмовки помогает автору изменить интонацию и завершить стихотворение.)

Ребята, обратим внимание (на слайде 12) на репродукцию картины Максима Никифоровича Воробьёва «Дуб, раздробленный молнией. Аллегория на смерть жены художника» (1842г.). Чем эта картина близка стихотворению Я.П. Полонского «По горам две хмурых тучи…»?

(Сюжет картины совершенно иной, чем в стихотворении. А вот настроение, возникающее при созерцании этой картины и чтении стихотворения одинаковое – тревоги, переживания.)

Итак, ребята, верно вы сказали, что произведения разного вида искусства могут быть близки по драматическому переживанию, возникающему при их созерцании.

А теперь обратимся к произведениям одного вида искусства. Вернёмся к началу нашего урока и вспомним сопоставление стихотворения Я.П. Полонского со стихотворением «Утес» М.Ю. Лермонтова. Мы сказали, что они схожи образами природы.

Исходя их этого, что мы видим в стихотворении Я.П. Полонского – реальную природу или аллегорическое изображение человеческих переживаний и отношений?

(на слайде 13 определение «аллегория»

Аллегория (от греч. allos – иной и agoreuo – говорю) – изображение отвлечённого

понятия или явления через конкретный образ (сердце – аллегория любви).

Читаем стихотворение ещё раз и его интерпретацию в учебнике на стр.305-306, ч.1).

Мы знаем, что в поэтическом произведении каждый человек видит свои образы и единого восприятия одного и того же произведения не существует. Близко ли вам видение стихотворения Я.П. Полонского к интерпретации, с которой вы познакомились?

(ответы учеников).

5) Физкультминутка.

6) Групповая работа над стихотворением Я.П. Полонского «Посмотри – какая мгла…»

(Первый раз стихотворение читаю я, на слайде картины с изображением месяца, луны, туч)

Ребята, в этом стихотворении тоже рождается лирический сюжет. А какой сюжет и с помощью каких средств, вы определите, работая в группах. Почувствуем себя творцами. Разделимся на 4 группы. Каждая группа будет выполнять своё задание, работая над стихотворением. Представители групп выберите себе перо любого цвета (на слайде 14):

    «красное перо» – определяем настроение лирического героя и картины, которые рисует автор;

    «зелёное перо» – выявляем художественные приёмы и их роль в стихотворении;

    «синее перо» – определяем размеры, строфы и способы рифмовки;

    «белое перо» – делаем вывод о стихотворении в целом.

Итак, успехов вам в совместной работе! Обратите внимание на слайд, где дано толкование некоторых слов.

(Во время работы на слайде 15

тесном сóнме сизых туч – туч на небе много, они сизого цвета и теснят одна другую.

Фосфорúческий свой луч – луч месяца освещает все таким светом, каким светится в темноте фосфор: чуть зеленоватым, неярким, загадочным.)

«Красное перо» – ощущение покоя, умиротворения от общей картины и чувство печали, тоски возникает при появлении образа месяца. Поэт изображает ночной пейзаж. В первой строфе мы видим озеро в долине, прикрытое прозрачной дымкой в густой тёмной ночи, которая ощущается в словах «мгла», «глубина», сумрак». Во второй строфе мы видим героя месяца – «невидимку» в сизых тучах, он ищет приюта, но не может его найти, наводя свой фосфорический луч на всё.

«Зелёное перо» – поэт создаёт зримо картину ночного пейзажа с помощью эпитетов, олицетворения, аллитерации. Эпитеты создают ощущение прозрачности, невесомости, окрашивают стихотворение в тревожные, мистические тона: «прозрачная», «сонный», «бледный», «сизые», «фосфорический». Эпитеты «тускло» и «тесный» созвучны слову «тоскливый», определяющему настроение стихотворения. Эпитеты в этом стихотворении помогают передать восприятие автором природы как живого существа и ощущение автора от общения с этим существом.

Олицетворение оживляет месяц, который «без приюта в небе ходит». Создаётся настроение возвышенное и тоскливое одновременно. Использование этого приёма даёт возможность почувствовать одиночество месяца – человека. Настроение тоски и тишины выражается и в звукописи – аллитерации на глухие согласные – «с», «т», «ч», «х», «ф».

«Синее перо»

Размер: четырёхстопный хорей

Посмотри – какая мгла
1 2 3 4 56 7
В глубине долин легла!
1 2 3 4 5 6 7

_ _ /_ _ /_ _ /_
_ _ /_ _ /_ _ /_

Строфа: в строфе по 5 строк – пятистишие.

Рифмовка:

… мгла А
… легла А
… дымкой Б
… ракит В
… блестит В

… невидимкой Б
… туч Г
… ходит Д
… наводит Д
…луч Г

Так как в строфе по пять строк, то способ рифмовки в 1 строфе – опоясывающий, во второй строфе – опоясывающий, а 1 строка второй строфы рифмуется с 3 строкой из 1 строфы опоясывающей рифмой.

Почему именно 5 строк и такая рифма?

(В 1 строфе же по рифме видна картина сна, ощущается чувство сонного покоя, восхищения тишиной. Во второй строфе виден месяц – «невидимка», который ходит по небу и луч наводит, возникает чувство лёгкой грусти.)

«Белое перо». В этом стихотворении рождается лирический сюжет о «бледном месяце», который одиноко «в небе ходит», не зная приюта и освещая всё вокруг своим «фосфорическим лучом». Чувство сонного покоя, восхищения тишиной и лёгкой грусти возникает благодаря использованию поэтом эпитетов, олицетворения. В образе месяца легко угадать поэта Якова Петровича Полонского, бесприютного и печального в своём одиночестве, но проникающего всюду своим поэтически воображением.

III. Подведение итогов.

В душе стихах любого поэта, как в водах светлого озера, отражается жизнь и время, поэтому и стихи то дышат светлой грустью, то исполнены покоя и мудрости. Сегодня мы с вами увидели прекрасную душу поэта XIX века Я.П. Полонского – душу ранимую, незащищённую, как у ребёнка, душу, ищущую приют и покоя.

IV. Домашнее задание:

    Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений Я.П. Полонского «По горам две хмурых тучи...» или «Посмотри – какая мгла...» – по желанию учеников.

    Подготовить иллюстрации (нарисовать самостоятельно или найти подходящие репродукции) к прочитанным стихотворениям Я. П. Полонского.

(играет «лёгкая» классическая музыка, на слайдах меняются изображения природы.)

Пейзажи и пейзажная лирика передают настроения, чувства человека, созвучны его душе. Мир души человека и мир природы находятся в гармонии, всё сливается в общий хор жизни. Читайте стихотворения, которые хочется перечитывать, которыми хочется наслаждаться.

Произведение Полонского «По горам две хмурых тучи» написано в 1859 г. Оно является образцом творческого таланта поэта.

Жанр

Жанр произведения - пейзажная лирика.

Тема

Основная тема стихотворения - динамическая картина борьбы природных стихий. В нем изображается вечернее блуждание двух туч, которые нашли свой приют на ночь на одинокой скале. Возникшее соперничество закончилось громом и молнией. Умоляющий стон скалы заставил тучи прекратить вражду.
Полонский наделяет тучи и скалу человеческими чувствами и страстями. Эти образы не раскрывают какого-то конкретного источника. Можно представить себе соперничество двух мужчин из-за любимой. Поэт показывает, что вражда не может породить ответную любовь. Напротив, мольба возлюбленной способна смирить агрессию и достигнуть примирения.

Композиция

Произведение является цельным, не делящимся на обособленные части. Оно имеет четко выраженную завязку (блуждание туч), кульминацию (удар грома) и развязку (умиротворение).

Размер произведения - хорей с перекрестной рифмой.


Выразительные средства

Главным приемом автора является олицетворение. Оно выражено глаголами, относящимися к природным явлениям («блуждали», «не уступили», «засмеялось»). Широко применяются выразительные эпитеты: «знойным», «яркой», «жалобно».

Основная мысль стихотворения - вечное противостояние природных стихий и их связь с человеческими взаимоотношениями.

План анализ стихотворения Горам две хмурых тучи


  • История создания.
  • Жанр произведения
  • Основная тема произведения
  • Композиция.
  • Размер произведения
  • Основная мысль стихотворения

История создания

Произведение Полонского «По горам две хмурых тучи» написано в 1859 г. Оно является образцом творческого таланта поэта.

Жанр

Жанр произведения – пейзажная лирика.

Тема

Основная тема стихотворения – динамическая картина борьбы природных стихий. В нем изображается вечернее блуждание двух туч, которые нашли свой приют на ночь на одинокой скале. Возникшее соперничество закончилось громом и молнией. Умоляющий стон скалы заставил тучи прекратить вражду.
Полонский наделяет тучи и скалу человеческими чувствами и страстями. Эти образы не раскрывают какого-то конкретного источника. Можно представить себе соперничество двух мужчин из-за любимой. Поэт показывает, что вражда не может породить ответную любовь. Напротив, мольба возлюбленной способна смирить агрессию и достигнуть примирения.

Композиция

Произведение является цельным, не делящимся на обособленные части. Оно имеет четко выраженную завязку (блуждание туч), кульминацию (удар грома) и развязку (умиротворение).

Размер произведения – хорей с перекрестной рифмой.


Выразительные средства

Основная мысль стихотворения – вечное противостояние природных стихий и их связь с человеческими взаимоотношениями.

План анализ стихотворения Горам две хмурых тучи


История создания.Жанр произведенияОсновная тема произведенияКомпозиция.Размер произведенияОсновная мысль стихотворения

Творчество Якова Петровича Полонского неразрывно связано с природой родного края, которая служила источником вдохновения для поэта. Одним из ярких образцов его пейзажной лирики является стихотворение «По горам две хмурых тучи», в котором во всей красе описана природная стихия. При помощи краткого анализа «По горам две хмурых тучи» по плану ученики 6 класса смогут подготовиться к уроку по литературе.

Краткий анализ

История создания – Стихотворение написано в 1859 году.

Тема стихотворения – Динамическое противостояние природных стихий, которое находит свое отражение во взаимоотношениях между людьми.

Композиция – Произведение имеет ярко выраженную завязку (блуждание по небу туч), кульминацию (ожесточенное противостояние туч и удар грома) и развязку (успокоение).

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Хорей с применением перекрестной рифмовки.

Эпитеты – «знойным», «жалобно», «яркой».

Олицетворения – «эхо засмеялось», «скала вздохнула», «тучи ссорятся».

История создания

Будучи выходцем из обедневшего дворянского семейства, Яков Петрович с юных лет был вынужден самостоятельно зарабатывать себе на хлеб. Он поступил в московский университет на юридический факультет, чтобы в будущем стать чиновником. Однако в душе он всегда был поэтом.

Стихией Полонского был чистый лиризм, навеянный произведениями Пушкина и Лермонтова. Неудивительно, что многие стихи Якова Петровича впоследствии были положены на музыку - настолько лирично и мелодично они были написаны.

К таким произведениям относится и стихотворение «По горам две хмурых тучи», написанное поэтом в 1859 году и ставшее достойным образцом его пейзажной лирики. Стихотворение, в котором описано противостояние двух грозовых туч, часто сравнивают с другим лирическим произведением - знаменитым «Утесом» Михаила Юрьевича Лермонтова.

Тема

Главная тема - ожесточенное соперничество разыгравшихся природных стихий. Блуждавшие по вечернему небу две грозовые тучи находят приют на одинокой скале. Однако ни одна из них не собирается уступать место другой, и между ними разгорается противостояние с молнией и громом. И лишь умоляющий стон скалы заставляет тучи прекратить вражду и успокоиться.

Эти яркие образы не указывают на конкретный источник, и за противостоянием туч можно разглядеть конфликтные ситуации, столь распространенные в любом обществе. Можно с легкостью представить себе двух братьев, которые отчаянно соперничают друг с другом за внимание любящей матери. Или же взрослых мужчин, которые пытаются завоевать благосклонность прекрасной дамы.

Когда же виновница конфликта устает от соперничества, она просит враждующие стороны умерить свой пыл и примириться друг с другом. Таким образом, Якову Петровичу удалось в аллегорической форме ярко и красочно передать картину человеческого непонимания.

Своим произведением он хотел донести главную мысль, согласно которой вражда и агрессия не способна зажечь ответную любовь, лишь усмирение собственной гордыни и амбиций помогут обрести взаимопонимание.

Композиция

Данное стихотворение представляет собой цельное стихотворение, которое не делится на условные составляющие. Композиция имеет четко выраженную завязку, кульминацию и развязку.

Однако тучи не желают уступить друг другу место, и между ними завязывается серьезное противостояние, которое завершается кульминационным моментом - громом и «яркой молнии ударом».

Вот только скала не выдерживает этих баталий и «стоном жалобно» усмиряет разбушевавшиеся тучи, которые уже не смеют возобновить свой конфликт. Они успокаиваются и мирно располагаются у подножия приютившей их скалы. Так поэт показывает развязку своего произведения.

Жанр

Произведение написано в жанре пейзажной лирики. Стихотворный размер - хорей с перекрестной рифмовкой. Каждая строфа состоит из пяти строк, благодаря чему автору удалось добиться максимально точной передачи сонного покоя в начале стиха, и чувства легкой грусти - в его концовке.

Средства выразительности

Для того, чтобы читатель смог в полной мере представить себе картину, описанную в произведении, поэт использовал широкий спектр средств художественной выразительности.

Насладиться динамикой пейзажа, услышать звуки яростной грозы помогают многочисленные глаголы движения («сошлись», «блуждали», «не уступили», «огласились» и пр.). Раскаты грома как нельзя лучше передаются при помощи аллитерации - использовании определенных звуков, в данном случае это ра, ро, ру, ры, ре, ри.

Также поэт использует красочные эпитеты (« знойным», «жалобно», «яркой ») и олицетворения (« эхо засмеялось», «скала вздохнула», «тучи ссорятся »).

Яков Петрович Полонский

По горам две хмурых тучи
Знойным вечером блуждали
И на грудь скалы горючей
К ночи медленно сползали.

Но сошлись — не уступили
Той скалы друг другу даром,
И пустыню огласили
Яркой молнии ударом.
Грянул гром — по дебрям влажным
Эхо резко засмеялось,
А скала таким протяжным
Стоном жалобно сказалась,
Так вздохнула, что не смели
Повторить удара тучи
И у ног скалы горючей
Улеглись и обомлели…

Полонский считается одной из ключевых фигур русской поэзии послепушкинского времени. К сожалению, сейчас его творчество не так известно широкому кругу читателей, как стихотворения некоторых современников — Тютчева, Фета, Майкова. В Якове Петровиче всегда боролись два начала. Многие стихотворения поэта слишком прозаичны. Нередко в них встречаются выражения грубые и низменные. По мнению литературного критика Юлия Исаевича Айхенвальда, часто Полонский облекал в стихотворную форму сюжеты этого недостойные. Яков Петрович не был жрецом, творцом из каких-то высших сфер. Он больше похож на старого знакомого — остроумного, искреннего, занимательного. Впрочем, иногда истинное вдохновение побеждало внутри Полонского излишнюю прозаичность. В таких случаях на свет появлялись настоящие поэтические жемчужины.

Произведение «По горам две хмурых тучи…» — прекрасный образец пейзажной лирики Якова Петровича. Как правило, стихотворение сравнивают со знаменитым сочинением Лермонтова «Утес». Полонский показывает картину природы в динамике. Благодаря этому перед читателями разворачивается целая история с незамысловатым сюжетом. Хмурые тучи, проблуждавшие весь вечер, к ночи оказались около скалы. Поделить ее им не удалось. Спор двух туч завершился молнией и громом. Застонала скала протяжно и жалобно, вздохнула. После этого тучи успокоились. Главное средство художественной выразительности в стихотворении — олицетворение. Оно здесь явно преобладает. Произведение «По горам две хмурых тучи…» представляет собой аллегорическое изображение чувств и взаимоотношений людей посредством описания пейзажа. На месте грозных туч можно вообразить двух братьев, не поделивших внимание любящей матери. Или мужчин, борющихся за право быть рядом с понравившейся представительницей прекрасного пола.

Творчество Полонского в начале двадцатого столетия привлекло внимание русского композитора и пианиста Сергея Танеева. В 1909 году он создал хоровой цикл на стихи Якова Петровича. В него вошли двенадцать музыкальных произведений, разделенных на три тетради. Цикл композитор адресовал хору Пречистенских курсов для рабочих под руководством Вячеслава Булычева. В третью тетрадь — самую сложную в исполнительском плане — Танеев включил сочинение «По горам две хмурых тучи…», по масштабу близкое к симфонической фреске.