«Осеннее утро» Александр Пушкин

Поднялся шум; свирелью полевой
Оглашено моё уединенье,
И с образом любовницы драгой
Последнее слетело сновиденье.
С небес уже скатилась ночи тень.
Взошла заря, блистает бледный день -
А вкруг меня глухое запустенье…
Уж нет её… я был у берегов,
Где милая ходила в вечер ясный;
На берегу, на зелени лугов
Я не нашёл чуть видимых следов,
Оставленных ногой её прекрасной.
Задумчиво бродя в глуши лесов,
Произносил я имя несравненной;
Я звал её - и глас уединенный
Пустых долин позвал её в дали.
К ручью пришёл, мечтами привлечённый;
Его струи медлительно текли,
Не трепетал в них образ незабвенный.
Уж нет её!.. До сладостной весны
Простился я с блаженством и с душою.
Уж осени холодною рукою
Главы берёз и лип обнажены,
Она шумит в дубравах опустелых;
Там день и ночь кружится жёлтый лист,
Стоит туман на волнах охладелых,
И слышится мгновенный ветра свист.
Поля, холмы, знакомые дубравы!
Хранители священной тишины!
Свидетели моей тоски, забавы!
Забыты вы… до сладостной весны!

Анализ стихотворения Пушкина «Осеннее утро»

Элегические мотивы, возникающие в пушкинском творчестве последних лицейских лет, обусловлены автобиографическими причинами. Юный автор был неравнодушен к Екатерине Бакуниной, сестре одного из товарищей по учебе, семья которого недолгое время проживала в Царском Селе. Произведение, датированное 1816 г., отражает чувства влюбленного юноши, пережившего отъезд Бакуниных в столицу, пришедшийся на осень того же года. Это событие вдохновило поэта и на создание «Разлуки» («Когда пробил последний счастью час…»), герой которой не может избавиться от уныния и «губительной скуки».

Пейзажные картины, которыми изобилует анализируемое стихотворение, наделены психологическим подтекстом: следуя законам жанра, они неотделимы от внутреннего состояния субъекта речи. Поля и деревья, опустошенные «холодной рукою» властной осени, поредевшие леса, усыпанные «мертвым» листом, туманные нивы, порывистый ветер - природная зарисовка оставляет печальное впечатление.

Важное значение отведено мотиву тщетных поисков возлюбленной. Герой с уверенностью сообщает о безрезультатности мероприятия: следов «прекрасной» нет на берегу, на звук ее имени откликается лишь лесное эхо, метафорически отождествленное с «гласом уединенным», «несравненный» лик не отражается в струях ручья.

Утренние грусть и апатия лирического «я» объясняются отрицательными результатами розысков, к которым покинутый влюбленный пришел накануне. Интересно, что в зачине настроение субъекта речи противопоставлено оживлению природного мира, связанному с восходом солнца. Бледное сияние дня контрастирует с «глухим запустеньем», царящим в душе, беспощадная реальность - с целительным воздействием сна-мечты.

Осмысливая личные переживания, герой моделирует еще одну антитезу: горестная осень, символизирующая депрессивное настоящее, противопоставлена многообещающему будущему, связанному с образом «сладостной весны». Безотрадную атмосферу элегической печали разбавляют оптимистичные ноты надежды на грядущие перемены.

Стихотворный текст завершается эмоциональным обращением к полям, лесам и холмам. Подвергнувшись персонификации, перечисленные природные образы приобретают важный статус хранителей тишины и свидетелей минувшего счастья. Прощаясь с ними, герой рассчитывает на радостную встречу весной, после долгожданного возвращения любимой.

На вопрос помогите с анализом стихотворения Блока - Сытые заданный автором Teti лучший ответ это В стихотворении “Сытые” из цикла “Город” Блок выражает искреннюю ненависть к миру “сытых”, которые “скучали и не жили”.
Поэт рисует их мертвыми красками: “желтые” круги на лицах, “пергаментные речи”. Автор показывает антидуховность, мещанство, внутреннее убожество мира “сытых”.
Блок увидел, что внешний мир - это мир социального неравенства, социальной несправедливости, социального разъ единения, и поэтому - мир зла. В стихотворении “На железной дороге” читаем:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена - все больно.
Это стихотворение заканчивается смертью героини, которой раньше поклонялся Блок. Разрушены все надежды. Душевное состояние лирического героя выражено словом “больно”. Для поэта внешний мир - это еще мир боли и скорби. Нет здесь.радости и любви.
В стихотворении поэт с сарказмом говорит о том, что богатые - "сытые" - "скучали и не жили", в то время как кругом слышались "мольбы о хлебе". Но вот началась революция, слышен "красный смех... знамен, и
Так - негодует все, что сыто,
Тоскует сырость важных чрев:
Ведь опрокинуто корыто,
Встревожен их прогнивший хлев! "
Однако - и на это очень важно обратить внимание - Блок не призывает к расправе:


Принимая в революции свержение старого и отжившего, он не хочет, чтобы она была жесткой и кровавой. Ведь известно, что самосуды времен революции 1917 года потрясали Блока, хотя, видимо, он находил им оправдание.
“Сытые” - образец социальной сатиры, в котором автор рисует мир “важных чрев”. Их жизнь скудна и скучна. Блок сравнивает ее с прогнившим хлевом, обреченным на разрушение. Знаменательно, что герой не ратует за революционное насилие, предлагая иной, “естественный” выход:
Пусть доживут свой век привычно -
Нам жаль их сытость разрушать.
Лишь чистым детям - неприлично
Их старой скуке подражать.

/ / / Анализ стихотворения Блока «Сытые»

После событий первой революции в России, А. Блок издает стихотворение «Сытые». Оно было своеобразным ответом поэта на ту ситуацию, которая создалась на его родине. Кровавые события революции должны были изменить устрой России, внести новые веяния в политическое управление государства. Сам Блок считал революцию положительным явлением, ведь она была криком всех обиженных и ущемленных.

В своем стихотворение автор называет «Сытыми» богатых людей, которые жили, как сыр в масле, благодаря всем угнетенным. Блока возмущало такое положение вещей. Ведь в стране столько несчастья и горя, страна в разрухе, а ее «Сытые» жители радуются жизни, как ни в чем не бывало.

Лирический герой стихотворных строк возмущен и тем, что богачи давно уже потеряли всякую возможность жить по-настоящему. Блок использует метафору «мяли белые цветы». Она идеально подчеркивает никчемность жизней богачей, их пустоту. Автор сравнивает белые цветы с человеческими душами, которые опустели и завяли.

В своей творческой работе, поэт не один раз использует слово «скука». По его мнению, оно созвучно с образом жизни «сытых». Они впустую тратили драгоценное время за скучными обедами, за ломящимися от еды столами, за общением с прекрасным полом. И вдруг, такой «масляной» жизни приходит конец. Блок говорит о том, что «свет электрический потух». Богачи ищут свечи, просят зажечь свет, но это не помогает их темному положению. Жизни их давно уже погасли.

Лирический герой возмущен приземленными потребностями сытых. Они волнуются о том, что не откуда будет брать им легкий хлеб, не откуда будет кормиться. Блок не сдерживает своих эмоций и сравнивает богачей со свиньями. Теперь, после происшедших событий, «сытые» увидят истинное положение, которое творится вокруг них.

В последних строках стихотворения, А. Блок делает достаточно неожиданный вывод. Он говорит о том, чтобы просто оставить «сытых» в покое. Они достаточно наказаны судьбой и своей бессмысленной жизнью. Поэт призывает новое поколение не брать пример с «сытых».

Стихотворная работа полна эпитетов и метафор. Автор использует восклицательные знаки для того, чтобы подчеркнуть какие-то фразы, сделать на них акцент. В стихотворение «Сытые», автор выражает свои чувства и эмоции после событий революции, он высказывает свое личное мнение и пытается донести его до общественности.

Стихотворение «Сытые» поднимает проблему неравенства в стране. Само название стихотворения передаёт авторское отношение к богатому обществу: Блок презирает его. Люди, утонувшие в «груде рюмок, дом, старух», скучали и не жили, они пресытились богатством. Их мир внезапно пошатнулся: «свет электрический потух». Люди оказались беспомощными: «С трудом шевелятся мозги», автор сравнивает их со свиньями, чьё корыто опрокинули и встревожили прогнивший хлев.

Эпитет «прогнивший хлев» создаёт образ прогнившего общества, бездуховного и передаёт презрение лирического героя. Восклицательные предложения подчёркивают неравнодушность лирического героя к происходящему, но он понимает, что невозможно разрушить привычную сытость этого общества. Решение проблемы лирический герой находит в новом поколении, которому, «неприлично их старой скуке подражать».

В стихотворении «Фабрика» звучит тема расслоения общества, лирический герой так же, как и в «Сытых» не хочет мириться с неравенством, он обличает богатых, которые смеются над нищими. Блок в этих двух стихотворениях высказывает свой протест богатым, «сытым» людям, не замечающим ничего вокруг кроме себя.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-09-06

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Александр Блок прошел долгий путь становления в литературе, как выдающийся поэт-лирик. В начале творческого процесса читателям открывались мистические стихи о Прекрасной Даме, полностью сменившиеся на оценку мира и всему в нем происходящему. Жизнь и творчество Александра припали на рубеж двух миров, буквально на глазах поэта был разрушен старый мир, надвигалась эпоха больших социальных потрясений. Можно даже отметить, что Блок стал единственным поэтом "старой" дореволюционной России.

Александр лирик, которого нельзя назвать революционером, будучи далеким от народа и пролетариата, после октябрьской революции не смог оставаться в стороне. Он даже брал участие в нескольких революционных демонстрациях. Изменения в стране, да и в жизни тоже, заставили поэта пересмотреть свои собственные взгляды, не только в литературном плане, но и в обычной жизни. Блок, наконец, осознает все ужасы катастрофы, которая надвигается на всех. У поэта появляются необъяснимое чувство страха за обреченный старый мир, но еще больше он не знает чего ожидать в новом мире. Какой же будет та новая культура, что станет с искусством, как изменится мир.

Революция 1905 года вызывает большое неприятие буржуазной деятельности. В этот самый момент образующееся освободительное движение оказывает на Блока большое влияние. Писатель начинает больше интересоваться жизненными темами. В этот самый период Александр приступает к работе по написанию стихотворения "Сытые". Мастер некогда ранее лирических стихов, меняет свои творческие мотивы совсем в другое русло. На первый план постепенно выходит ненависть и злоба, ведь тот, кто может сильно любить, так же может не менее яростно ненавидеть.

Стихотворение "Сытые" насквозь пропитано негодованием и презрением в адрес власти. "Сытые" передает отношение автора к обществу богатых, к социальному неравенству людей. Сам же Блок презирает это общество, где богатые до такой степени пересытились своей жизнью, что стали похожи буквально на свиней. Общество прогнило насквозь, казалось бы, такой крепкий мир, внезапно пошатнулся и все богатые, в один миг, становятся беспомощными. Этот прогнивший мир становится обречен.

Главной идеей в стихотворении является сатира над буржуа, верх над которой берет гнев, в тоже время не малую роль играют сочувствия к забастовщикам. Главный герой стихотворения очень четко понимает, что мир нельзя изменить, сытость привычного общества останется неизменной. Герой стихотворения не приемлет революционное насилие, напротив, он старается показать другие способы решения проблем. Наверное, только новое поколение, которое полностью откажется от старых взглядов на мир сможет решить возникшие проблемы.

Мир очень трудно взять и изменить, особенно тот, в котором наступили катаклизмы. Сытость одних людей достигается в полной мере только за счет страдания и нищеты других.

Картинка к стихотворению Сытые

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Маяковского На даче

    В стихотворении описывается возмутительное обращение к солнцу. Автор посчитал, что оно слишком просто и беззаботно живет. Каждый день выкатывается на небо и светит своими лучами, порождая жару, больше ничего не делает. Вечером медленно

  • Анализ стихотворения Северянина Интродукция

    Игорь Северянин был одним из самых известных и скандальных поэтов XX века. Будучи основоположником эгофутуризма, он считается одним из самых новаторских авторов того времени. Свои стихотворения поэт публиковал с 1904 года, однако

  • Анализ стихотворения Майкова Осень 3 класс

    Это стихотворение Майкова посвящено описанию осеннего леса. Поэт любил прогулки на природе – это звучит еще в первом и втором четверостишиях. Однако дальнейшее описание пронизано грустью. Тоска вызвана увяданием природы.

  • Анализ стихотворения Цветаевой Родина

    Марина Цветаева является русской поэтессой 20 столетия и относится к писателям, творившим в эпоху серебряного века. Родилась она в 1892 году, в Москве, в семье основателя Музея изящных искусств и пианистки. Возможно именно эта семейная

  • Анализ стихотворения Фета Буря

    Стихотворение Фета «Буря» - это пример его пейзажной лирики. В нем, как и во многих других своих произведениях, посвящает он строки красотам природы и явлений, происходящих в ней. В данном стихотворении это – буря, разыгравшаяся на море.