С тех пор, как зародилось литературное искусство, писатели и поэты придумали множество вариантов для привлечения внимания читателя в своих произведениях. Так возник универсальный прием противопоставления явлений и предметов. Антитеза в художественной речи — это всегда игра на контрастах.

Чтобы узнать точное значение научного термина антитеза, стоит обратиться к энциклопедии или словарю. Антите́за (происходит от греческого «противопоставление») - стилистическая фигура, основанная на контрастном противопоставлении в речевой практике или художественной литературе .

Содержит резко противопоставленные предметы, явления и образы, которые имеют смысловую связь или объединены одной конструкцией.

Как объяснить простым языком, что такое антитеза и с какой целью она применяется в русском языке? Это прием в литературе, основанный на противопоставлении различающихся контрастных персонажей, понятий или событий. Такой прием встречается в качестве базы для построения целых больших романов или частей художественных текстов любого жанра.

В качестве антитезы могут быть противопоставлены в произведении:

  • Два образа или героя, называемые в литературе антагонистами.
  • Два различных явления, состояния или предмета.
  • Варианты качества одного явления или предмета (когда автор раскрывает предмет с разных сторон).
  • Свойства одного предмета автор противопоставляет свойствам другого предмета.

Обычно основной лексикой, из которой создается контрастный эффект, служат антонимические слова. Доказательством этому являются народные пословицы: «Легко подружиться, тяжело разлучиться», «Ученье — свет, а неученье — тьма», «Тише едешь — дальше будешь».

Примеры антитезы

Области применения антитезы

Автору художественного произведения любого жанра нужна выразительность речи, для чего и применяется антитеза. В русском языке применение противопоставленных понятий давно вошло в традицию в заголовках романов, рассказов, пьес и стихотворных текстов: «Война и мир» ; «Принц и нищий» М.Твена, «Волки и овцы» Н.С.Островского.

Кроме рассказов, романов и поговорок, прием противопоставления успешно используется в произведениях, предназначенных для агитации в политике и социальной сфере и ораторском искусстве. Всем знакомы девизы, речевки и лозунги: «Кто был никем, тот станет всем!».

Противопоставление часто присутствует и в обычной разговорной речи, такие примеры антитезы: бесчестие — достоинство, жизнь — смерть, добро — зло. Чтобы повлиять на слушателей и представить предмет или явление более полно и в нужном ключе, человек может сравнить эти явления с другим предметом или явлением, а может использовать контрастные характеристики предметов для противопоставления.

Полезное видео: что такое антитеза, антитезис

Виды антитезы

В русском языке могут встречаться различные варианты противопоставления явлений:

  • По составу бывает простой (включает одну пару слов) и сложной (имеет две или более пар антонимов, несколько понятий): «Полюбил богатый - бедную, полюбил ученый - глупую, полюбил румяный - бледную, полюбил хороший - вредную: золотой - полушку медную» (М. Цветаева). Такое развернутое выражение неожиданно раскрывает понятие.
  • Еще больший эффект от использования контрастных понятий достигается применением совместно с другими видами фигур речи, например с параллелизмом или анафорой: «Я царь - я раб - я червь - я Бог!» (Державин).
  • Выделяют такой вариант противопоставления, когда сохранена внешняя структура антитезы, но слова никак не связаны по смыслу: «В огороде бузина, а в Киеве — дядька». Такие выражения создают эффект неожиданности.
  • Встречается противопоставление нескольких форм слова, часто в одном и том же падеже. Такая форма используется в коротких ярких высказываниях, афоризмах и девизах: «Человек человеку волк», «Кесарю — кесарево, а божие — Богу», «Миру – мир».

Возьмите на заметку! На базе антитезы родился особый прием — оксюморон, который некоторыми специалистами рассматривается как вид этой фигуры речи, только с уклоном в юмор и иронию. Примеры оксюморона у Александра Блока «Жар холодных чисел» или у Некрасова «И убогая роскошь наряда…»

Применение в художественной литературе

Исследования показывают, что в художественном тексте противостояние образов употребляется чаще, чем другие фигуры контраста. Причем в зарубежной литературе применялось так же часто, как в стихах и прозе русских и советских писателей. Ее присутствие позволяет усилить эмоциональные ощущения читателя, полнее раскрыть позицию автора и подчеркнуть главную мысль произведения. Хорошие образцы применения антитезы и определение термина содержит Википедия.

Примеры в прозе

Русские писатели реалисты Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю., Толстой Л.Н., Тургенев И.С. активно применяли прием, основанный на контрасте понятий, в своих произведениях. Хороший пример есть у Чехова в рассказе «Душечка»: «Оленька полнела и вся сияла от удовольствия, а Кукин худел и желтел и жаловался на страшные убытки…»

Роман «Отцы и дети» Тургенева уже в самом названии содержит скрытое противостояние двух эпох. Система персонажей и сюжет романа также основаны на противопоставлении (конфликт двух поколений: старшего и младшего).

В зарубежной литературе роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» — отличный образец приема противопоставления в произведении эпохи романтизма. Контраст между прекрасным лицом героя и его низкими душевными качествами – аналогия противопоставления добра злу.

Чехов А.П. «Душечка»

Примеры в стихах

У любого известного поэта можно найти в стихотворении образцы применения антитезы. Поэты разных направлений широко использовали этот прием. У писателей серебряного века ( , Марина Цветаева, Сергей Есенин, Константин Бальмонт) антитеза была излюбленным методом:

«Ты, море странных снов, и звуков, и огней!

Ты, друг и вечный враг! Злой дух и добрый гений!»

(Константин Бальмонт)

В период классицизма этот способ создания выразительности поэты также любили. Пример в стихотворении Г.Р. Державина:

«Где стол был яств,

Там гроб стоит.»

Великий Пушкин часто включал противопоставление образов и персонажей в стихотворные и прозаические тексты. У Федора Тютчева есть яркие примеры развернутого противостояния неба и земли:

«С поляны коршун поднялся,

высоко к небу он взвился;

И вот ушел за небосклон.

Природа-мать ему дала

Два мощных, два живых крыла –

А я здесь в поте и в пыли,

Я, царь земли, прирос к земли!»

Полезное видео: Подготовка к ЕГЭ — антитеза

Заключение

Множественные примеры из литературы, поэзии и других видов текста говорят о том, что антитеза проникла во все сферы нашей речи. Без нее произведение становится плоским, неинтересным, малопривлекательным. Эта риторическая фигура, совмещающая рядом два противоположных понятия, придает русскому языку силу убеждения и живость.

Антитеза (от греч. ἀντίθεσις - противоположение) - сопоставление контрастных или противоположных образов.

«Мир хижинам, война дворцам». Художник М. Шагал.

В более широком смысле под антитезой понимают любое сопоставление противоположных понятий, ситуаций или любых других элементов в литературном произведении. Таковы противопоставления Дон Кихота и Санчо Пансы в романе «Дон Кихот» М. Сервантеса, шута и главных героев У. Шекспира, Ольги и Татьяны в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина, Ужа и Сокола в «Песне о Соколе» М. Горького, Макара Нагульнова и деда Щукаря в «Поднятой целине» М. А. Шолохова.

Возникновение антитезы восходит к тем начальным стадиям развития культуры, когда первичное восприятие мира как хаотического царства случайностей сменялось определенным упорядочением представлений, основанным на принципе двойственности: море - суша, небо - земля, свет тьма, правый - левый, север - юг, чет - нечет. Мифы многих народов мира повествуют о первотворцах Вселенной - соперниках-близнецах, причем один из братьев создает все светлое, доброе, полезное, другой - все темное, злое, враждебное человеку.

Различные понятия или персонажи оказываются в зависимости от признака, по которому они сопоставлены. Герою волшебной сказки противостоят, с одной стороны, враги вроде Змея Горыныча или Кощея Бессмертного (антитеза герой - противник), с другой - его родные братья (антитеза герой - мнимый герой). Одно и то же противопоставление имеет различный смысл в разных контекстах. Один смысл имеет противопоставление «белый - черный» в сербской песне: «У пахаря руки черные, а каравай белый», где он близок к русской пословице: «Горька работа, да сладок хлеб», и другой - в начале поэмы А. А. Блока «Двенадцать», утверждающей чистоту и святость революции: «Черный вечер. / Белый снег».

Наконец, третий смысл выражен в стихотворении В. В. Маяковского «Блек энд уайт» (запись русскими буквами англоязычного выражения «Черное и белое» или «Черный и белый»): «Белую работу / делает белый, / черную работу - / черный». За противопоставлением двух цветов у В. В. Маяковского стоит расовый и одновременно классовый антагонизм, характеризующий внутреннее неблагополучие внешне процветающей Америки.

Обычно антитезные понятия выражаются противоположными по смыслу словами - антонимами. Таковы заглавия-антитезы «Моцарт и Сальери» (А. С. Пушкин), «Волки и овцы» (А. Н. Островский), «Отцы и дети» (И. С. Тургенев), «Война и мир» (Л. Н. Толстой), «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский), «Толстый и тонкий» (А. П. Чехов), «Живые и мертвые» (К. М. Симонов), «Коварство и любовь» (И. Фр. Шиллер) , «Красное и черное» (Стендаль), «Принц и нищий» (М. Твен), прямо или косвенно указывающие на конфликты, лежащие в основе этих произведений.

Естественно, что в сказках и баснях - жанрах, где характеристики персонажей четки и определенны, нередко антитезные заглавия - антонимы: «Правда и кривда», «Мужик и барин» (сказки), «Волк и ягненок», «Листы и корни» (басни И. А. Крылова). На антитезе часто строятся пословицы (см. Пословицы и поговорки), например: «Труд кормит, а лень портит». Как сильное средство эмоционального воздействия антитеза используется в ораторском искусстве, в лозунгах и призывах: «Мир хижинам, война дворцам!» (лозунг Великой французской революции 1789–1799 гг.).

Бывает, что члены противопоставления во второй части следуют в обратном порядке (по сравнению с первой), как бы накрест, в виде буквы χ (в греческом алфавите - буква хи , откуда и название этой фигуры - хиазм (см. Повтор). Сократу приписывают афоризм, в котором хиазм сочетается с повтором: «Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть».

Антитеза может распространяться на целый диалог, который, в свою очередь, может развернуться в самостоятельное произведение. Таков жанр прений (споров). Это и созданные тысячелетия назад шумерские споры: «лето и зима» или «серебро и медь» (вспомним пушкинское «Золото и булат»), и известное многим народам «Прение живота (жизни) и смерти», неоднократно привлекавшее внимание живописцев, драматургов и поэтов, вплоть до М. Горького («Девушка и смерть») и А. Т. Твардовского (глава «Смерть и воин» в поэме «Василий Теркин»).

А. П. Чехов об одном из своих героев (Лаевский в повести «Дуэль») сказал, что он «плохой хороший человек». Герой романа Ю. В. Трифонова «Время и место» Антипов считает себя «счастливым неудачником». В этом случае перед нами особый вид антитезы - оксюморон, или оксиморон (в переводе с греч. - «остроумно-глупое»), соединение контрастных величин, создающих новое понятие. «Люблю я пышное природы увяданье» (А. С. Пушкин); «Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг» (М. Ю. Лермонтов). И если заглавие басни И. А. Крылова построено на противопоставлении двух персонажей - «Лев и Мышь», то Ф. М. Достоевский, давая имя своему герою, прибегает к оксюморонному сочетанию Лев Мышкин (роман «Идиот»). Оксюморон подчас выносится в заглавия произведений: «Живой труп» (Л. Н. Толстой), «Цыганка-монахиня» (Ф. Г. Лорка), «Барышня-крестьянка» (А. С. Пушкин), «Мертвые души» (Н. В. Гоголь).

Особо следует отметить так называемую мнимую антитезу. Так, у Н. В. Гоголя в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» противопоставление Ивана Ивановича его соседу Ивану Никифоровичу, столь категорическое по видимости, при ближайшем рассмотрении оказывается несостоятельным, мнимым. Прием этот, представляющий одну из разновидностей пародии , восходит к фольклору: «У Еремы мошна пуста, а у Фомы ничего», «Ерема в чужом, а Фома не в своем», «Вот Ерему схоронили, а Фому погребли».

Таким образом, антитеза, серьезная и пародийная, встречается в прозе и в стихах, в мифе и в сказке, в жанрах больших и малых.

Антитеза - это такое средство выразительности, которое часто используется в русском языке и в русской литературе из-за своих мощных выразительных возможностей. Итак, антитеза определение – это такой прием в художественном языке, когда одно явление противопоставляется другому. Те, кто захочет прочитать об антитезе Википедии непременно найдут там разные примеры из стихотворений.

Хотелось бы определиться с понятием “антитеза”, значением. Она имеет большое значение в языке, потому что это такой прием, который позволяет сравнить две противоположности , например, “черный” и “белый”, “добро” и “зло”. Понятие данного приема определяет как средство выразительности, которое позволяет очень живо описать в стихах какой-либо предмет или явление.

Что такое антитеза в литературе

Антитеза - это такое художественное изобразительно-выразительное средство, которое позволяет сравнить один предмет с другим на основе противопоставления . Обычно, она как художественное средство, пользуется большой популярностью у многих современных писателей и поэтов. Но и в классике можно встретить огромное количество примеров. В рамках антитезы противопоставляться по смыслу или по своим свойствам могут :

  • Два персонажа. Это чаще всего бывает в тех случаях, когда положительный персонаж противопоставляется отрицательному;
  • Два явления или предмета;
  • Различные качества одного и того же предмета (взгляд на предмет с нескольких аспектов);
  • Качества одного предмета противопоставляются качествам другого предмета.

Лексическое значение тропа

Прием пользуется большой популярностью в литературе, потому что позволяет наиболее ярко выразить суть конкретного предмета при помощи противопоставления. Обычно такие противопоставления всегда выглядят живо и образно, поэтому стихи и прозу, в которых используется антитеза, читать довольно интересно. Она является одним из самых популярных и известных средств художественной выразительности литературного текста, будь то стихи или проза.

Прием активно использовали классики русской литературы, не менее активно используют ее и современные поэты, а также прозаики. Чаще всего антитеза лежит в основе противопоставления двух героев художественного произведения , когда положительный герой противопоставляется отрицательному. При этом их качества намеренно демонстрируются в преувеличенной, подчас, в гротескной форме .

Умелое использование данного художественного приема позволяет создать живое, образное описание характеров, предметов или явлений, встречающихся в том или ином художественном произведении (роман, повесть, рассказ, стихотворение или сказка). Часто используется она и в фольклорных произведениях (сказки, былины, песни и другие жанры устного народного творчества). Во время выполнения литературного анализа текста нужно обязательно обратить внимание на наличии или отсутствии в произведение данного приема.

Где можно встретить примеры антитезы

Антитеза-примеры из литературы можно встретить практически везде, в самых разных жанрах художественной литературы начиная от народного творчества (сказки, былины, сказания, легенды и прочий устный фольклор) и заканчивая произведениями современных поэтов и писателей двадцать первого века. В связи со своими особенностями художественной выразительности прием наиболее часто встречается в следующих жанрах художественной литературы :

  • Стихотворения;
  • Рассказы:
  • Сказки и легенды (народные и авторские);
  • Романы и повести. В которых имеются продолжительные описания предметов, явлений или персонажей.

Антитеза как художественный прием

Как средство художественной выразительности построена на противопоставлении одного явления другому. Писатель, использующий в своем произведении антитезу, выбирает самые характерные черты двух персонажей (предметов, явлений) и старается наиболее полно раскрыть их путем противопоставления друг другу. Само слово в переводе с древнегреческого языка тоже означает не что иное, как «противопоставление».

Активное и уместное использование делает литературный текст более выразительным, живым, интересным, помогает наиболее полно раскрыть характеры героев, суть конкретных явлений или предметов. Именно этим обусловлена популярность антитезы в русском языке и в русской литературе. Однако, в других европейских языках это средство художественной образности тоже используется очень активно, особенно в классической литературе.

Для того, чтобы найти примеры антитезы во время анализа литературного текста, нужно прежде всего исследовать те фрагменты текста, где два персонажа (явления, предмета) рассматриваются не изолированно, а противопоставляются друг другу с разных точек зрения. И тогда найти прием будет довольно легко. Иногда на данном художественном приеме строится весь смысл произведения. Также нужно иметь в виду, что антитеза может быть явной , но может быть и скрытой , завуалированной.

Найти скрытую антитезу в художественном литературном тексте довольно просто, если читать и анализировать текст вдумчиво, внимательно. Для того чтобы научить грамотно использовать прием в собственном литературном тексте, нужно ознакомиться с наиболее яркими примерами из русской классической литературы. Однако ей не рекомендуется злоупотреблять, чтобы она не лишилась своей выразительности.

Антитеза – одно из главных средств художественной выразительности, широко применяемых в русском языке и в русской литературе. Прием можно легко найти во многих произведениях русских классиков. Активно используют ее и современные писатели. Антитеза пользуется заслуженной популярностью, потому что помогает наиболее ярко выразить суть отдельных героев, предметов или явлений с помощью противопоставления одного героя (предмета, явления) другому. Русская литература без данного художественного приема практически немыслима.

Антитеза (греч. antithesis - противопоставление) - сопо­ставление противоположных предметов, понятий, явлений, а также композиционных составляющих (характеров, обра­зов, пейзажей, художественных деталей и т.д.).

В своем творчестве для усиления образности и выразительности речи писатели применяют специальные средства, которые называются стилистическими фигурами. Фигура представляет собой необычное построение предложения или оборот речи, особое синтаксическое оформление фразы. Одним из образно-выразительных средств речи является антитеза .

Относится к синтаксическим фигурам усиления. Пример антитезы: «Кля­нусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем» (М.Ю. Лермонтов); «Они сошлись: волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой» (А.С. Пушкин).

На использовании антитезы может строиться целое произведение. У Н.Заболоцкого есть философское стихотворение «Лебедь в зоопарке» , в котором поэт противопоставляет маленький оазис зоопарка, где живет прекрасный белый лебедь, и шумный мегаполис со скрежетом трамваем, визгом шин машин и гулом моста.

Разновидностью антитезы является оксюмо­рон (греч. oxymoron - острая глупость) - умышленное сочетание противоположных по значению слов с целью введения какого-либо нового понятия («мертвые души» - Н.В. Гоголь, «грустная радость» - С.А. Есенин, «убогая роскошь» - Н.А. Некрасов).

Примеры антитезы в художественной литературе

Пусть светит месяц - ночь темна.
Пусть жизнь приносит людям счастье,-
В моей душе любви весна
Не сменит бурного ненастья.
(А. Блок)

Они сошлись: волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
(А.С.Пушкин)

Ты - прозаик - я поэт,
Ты богат - я очень беден,
Ты румян как маков цвет,
Я ж, как смерть, и тощ, и бледен.
(А.С. Пушкин)

Наша сила - правда,
ваша - лаврьи звоны.
Ваша - дым кадильный,
Наша - фабрик дым.
Ваша мощь - червонец,
Наша - стяг червонный,
Мы возьмём,
займём
и победим.
(В. Маяковский)

Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно.
(М. Лермонтов)

АНТИТЕЗА


АНТИТЕЗА (греч. αντιθεσις - противоположение) - один из приемов стилистики (см. Фигуры), заключающийся в сопоставлении конкретных представлений и понятий, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. Напр.: «Кто был ничем, тот станет всем». Резко оттеняя контрастные черты сопоставляемых членов, А. именно благодаря своей резкости отличается слишком настойчивой убедительностью и яркостью (за что эту фигуру так любили романтики). Многие стилисты поэтому относились к А. отрицательно, а с другой стороны, заметно пристрастие к ней у поэтов с риторическим пафосом, как напр. у Гюго или в наши дни у Маяковского. Симметричность и аналитический характер А. делают ее весьма уместной в некоторых строгих формах, как напр. в александрийском стихе (см.), с его ясным членением на две части. Резкая ясность А. делает ее также весьма пригодной для стиля произведений, к-рые стремятся к непосредственной убедительности, как напр. в произведениях декларативно-политических, с социальной тенденцией, агитационных или имеющих моралистическую заданность и т. п. Примером может служить фраза «Коммунистического манифеста»: «В грядущей борьбе пролетариям нечего терять, кроме своих цепей; приобретут же они весь мир». Антитетическая композиция часто наблюдается в социальных романах и пьесах при контрастном сопоставлении жизни различных классов (напр.: «Слесарь и канцлер» А. В. Луначарского, «Железная пята» Дж. Лондона, «Принц и нищий» Твена и т. п.); А. может лежать в основе произведений, рисующих нравственную трагедию (напр.: «Идиот» Достоевского) и т. п. Противопоставление трагического комическому дает особенно благодарный материал для А.: напр.«Невский проспект» Гоголя с его контрастом комедийно-фарсовой истории Пирогова и драматической - Пискарева.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература .Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Антите́за

(от греч. antithesis – противоположение), композиционный приём противопоставления: образов, сюжетных ситуаций, стилей, тем в рамках целого произведения; слов или словесных конструкций со значением антонимов :

Ты переводчик – я читатель ,


Ты усыпитель – я зеватель .


(А. А. Дельвиг, «Переводчику Вергилия»)


К словесной антитезе писатели часто обращаются в заглавиях произведений. Заглавия-антитезы регулярно использовались в русской классике 19 в. («Отцы и дети» И. С. Тургенева , «Волки и овцы» А. Н. Островского , «Война и мир» Л. Н. Толстого , «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского , «Толстый и тонкий» А. П. Чехова ).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн .Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Антитеза

АНТИТЕЗА (греч. "Αντιθεσις, противоположение) - фигура (см.) состоящая в сопоставлении логически противоположных понятий или образов. Существенным условием антитезы является соподчинение противоположностей объединяющему их общему понятию, или общая на них точка зрения. Напр., «Начал за здравие, а свел на упокой», «Ученье свет, а неученье тьма». Это соподчинение может и не быть логически точным. Так, пословицы: «Редко, да метко», «Мал золотник, да дорог» построены антитетически, хотя взятые отдельно понятия редкий и меткий , малый и дорогой не являются логически соподчиненными, как свет и тьма , начало и конец ; но в данном контексте эти понятия соподчиняются в силу того, что слова, «редко» и «мал» берутся с определенной спецификацией их значения применительно к сопоставленным с ними и взятым в прямом смысле словам «метко» и «дорог». Тропы, входя в антитезу, могут еще более скрывать ее логическую ясность и точность. Напр., «Ныне полковник, завтра покойник», «Не купи гумна, купи ума», «Складно думает, да подслеповато рожает» и т. п.

Как средство усиления выразительности, антитеза применяется в следующих основных случаях. Во-первых , при сопоставлении образов или понятий, контрастирующих между собою. Напр., в «Евгении Онегине»:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

Во-вторых , антитетические понятия или образы могут своей совокупностью выражать нечто единое . В таком случае антитеза обычно выражает или контраст, ужо заключающийся в самом содержании выражаемого предмета, или величину его. Так, у Державина антитезы «Я царь - я раб, я червь - я бог» и пр. выражают понятие человека , как существа контрастного, антитетического по своей природе. Такого же порядка антитеза у Пушкина «И девы-розы пьем дыханье, быть может, полное чумы». С другой стороны, величина «русской земли» у Пушкина выражается антитезами географических ее пределов: «От Перми до Тавриды, от финских хладных скал до пламенной Колхиды, от потрясенного Кремля до стен недвижного Китая». В третьих , антитетический образ (или понятие) может привлекаться для оттенения другого образа, который стоит в центре внимания. Выражаемому предмету соответствует тогда только один из членов антитезы, другой же член имеет служебное значение усиления выразительности первого. Этот вид антитезы родствен фигуре сравнения (см.). Так, у Державина:

«Где стол был яств,

Там гроб стоит».

У Пушкина:

Не шум глухой лесов,

А крик товарищей моих,

Да брань смотрителей ночных,

Да визг, да звон оков».

У Брюсова:

«Но ненавистны полумеры,

Не море, а глухой канал,

Не молния, а полдень серый,

Не агора, а общий зал».

Именно к антитезе такого типа прежде всего может быть отнесено психологическое объяснение этой фигуры у Спенсера о том, что черное пятно на белом поле кажется еще чернее и обратно. Белое, разумеется, не входит здесь в состав черного, но извне констатирует ему. Ср. у Пушкина: «с благоговением смотрю на вас, когда... вы кудри черные на мрамор бледный рассыплете». В четвертых , антитеза может выражать альтернативу: или - или. Так, у Пушкина слова Лепорелло Дон-Жуану: «Вам все равно с чего бы ни начать, с бровей ли, с ног ли».

Антитеза может не ограничиваться двумя контрастирующими образами, но быть и многочленной. Так, в «Дорожных жалобах» Пушкина мы находим ряд многочленных антитез:

«Долго-ль мне гулять на свете,

То в коляске, то верхом,

То в кибитке, то в карете,

То в телеге, то пешком?»

Особую действенность антитеза приобретает, будучи поддержана контрастами звукописи, как, напр., у Блока:

«Сегодня - трезво торжествую ,

завтра - плачу и пою ».

Фигура антитезы может служить принципом построения для целых поэтических пьес или отдельных частей художественных произведений в стихах и прозе. Описания, характеристики, особенно т. наз. сравнительные, часто строятся антитетически. Напр., характеристика Петра Великого в «Стансах» Пушкина: «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» и пр., Плюшкина прежде и теперь в «Мертвых душах» и т. п. Ключевский, как и многие другие историки-художники, охотно пользуется антитезой в своих характеристиках, напр., Бориса Годунова (этого «рабоцаря»), Алексея Михайловича (с метафорическим выражением основной антитезы: «одной ногой он еще крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занес было за ее черту, да так и остался в этом нерешительном переходном положении») и др. Альтернативный тип антитезы лежит в основе знаменитого монолога Гамлета «Быть или не быть». Ярким примером развернутой антитезы является клятва лермонтовского Демона: «Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем». Один из совершеннейших образцов антитетически построенного сравнения в нашей поэзии представляет строфа: «Зачем крутится ветр в овраге» из «Родословной моего героя» Пушкина.

Об антитезе, как композиционном принципе, можно говорить и применительно к архитектонике крупных литературных жанров. Уже самые заглавия многих драм и романов указывают на такого рода антитетическую их структуру: «Коварство и любовь», «Война и мир», «Преступление и наказание» и т. п. Фигуры Наполеона и Кутузова у Толстого, князя Мышкина и Рогожина, Аглаи и Настасьи Филипповны, или трех братьев Карамазовых у Достоевского в архитектонике целого сопоставляются антитетически.

М. Петровский. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель ,1925


Синонимы :

противоположение, противоположность, противопоставление, сопоставление, фигура речи

Антонимы :

соположение, сопоставление