Аспекты участия Китая в мировой политике в анализируемый период, как думается, невозможно понять без учета особенностей исторического развития и социально-экономического положения страны. В новое XX столетие Китай вступил слаборазвитой, раздробленной страной, порабощенной международным империализмом. Синьхайская буржуазно-демократическая революция 1911 г., свергшая власть маньчжурской династии Цин, не смогла вырвать страну из оков феодализма и полуколониальной зависимости, вследствие чего условия для роста революционных настроений, характеризуемых неоднородностью, продолжали сохраняться. Основными оппонентами в революционном пространстве государства выступали китайская националистическая партия Гоминьдан и Коммунистическая партия Китая (КПК), рост противоречий между которыми, в конечном итоге, привел к Гражданской войне, совпавшей с японской интервенцией (1937-1945 гг.) и завершившейся в 1949 г. победой коммунистов .

Близость идеологий нового китайского правительства и СССР, территориальное соседство двух стран, безусловно, стали важными предпосылками сближения Китая с СССР, и на рубеже второй половины 20 века выступили мощнейшим стимулом становления внешнеполитической мощи КНР. При этом, Китай постепенно начал вписываться в глобальные политические процессы.

Вторая мировая война изменила сложившуюся ситуацию на мировой арене. На повестку дня встали вопросы о послевоенном урегулировании международных отношений. Тогда же начинается формирование идеологических полюсов, тем самым мир раскололся на два лагеря. Биполярность обеспечивалась противостоянием двух сверхдержав США и СССР. В феврале 1950 года был подписан договор между КНР и СССР о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, регламентирующий оказание военной помощи в случае войны.

Предпосылкой к нему стало создание 1 октября 1949 года Китайской Народной Республики во главе с самой многочисленной партийной организацией мира - Коммунистической партией Китая, конечной целью которой являлось построение социализма. СССР, разумеется, стал первой страной, признавшей новое государство, следствием чего стало установление дипломатических отношений между государствами 2 октября 1949 года.

Сближение СССР и КНР «было неоднозначно воспринято США, поскольку с 1945 г. между американскими представителями и КПК происходили контакты, во время которых Мао Цзэдун высказывался за нормализацию отношений с Вашингтоном» .

Период 1950-1960-х годов характеризуется для США и Китая обострением отношений, касающихся тайваньского вопроса. Тайвань в те годы был под руководством партии Гоминьдан во главе с генералиссимусом Чан Кайши. Гоминьдан вёл борьбу с социализмом и коммунизмом, тем самым встретив союзника в лице США, оказавшего поддержку Тайваню в военных действиях с КНР. Итогом войны между Тайванем и Китаем стало формирование двух Китаев. 1950 г. ознаменовался началом Корейской войны. Корейская война ещё больше накалила атмосферу.

«В Соединенных штатах её рассматривали как подтверждение мифа об огромном коммунистическом заговоре с целью завоевания всего мира». В связи с этим США, пытаясь утвердить позиции, ввели войска в Тайвань. И в 1954 г. США заключили с тайваньским правительством договор о взаимной безопасности, по которому брало на себя обязательство защищать территории острова от вторжений. Вопрос Тайваня в то время был крайне важным.

Полёты американской разведки, нарушение морских границ КНР приводило к расширению конфликта и сопровождалось протестами со стороны КНР. Спустя время, Пекин демонстрировал попытки вернуть Тайвань из-под влияния США и объявил протест против охраны военно-морским флотом США морских территорий Тайваня. («Первое серьезное предупреждение» правительства КНР).

КИТАЙСКО-ТИБЕТСКИЙ КОНФЛИКТ 1950-1960-Х гг.

Краткая историко-географическая справка

Тибет горная страна в Центральной Азии. Возникла как независимое государство со столицей Лхаса в начале VII в. К VIII в. Тибетская империя простиралась от Ланьчжоу в центре Китая до Кашгара в Средней Азии и севера Индии. Некоторое время эта монархия была серьезным конкурентом китайской династии Тан. В этот период на Тибете сформировалась специфическая религиозная культура, основанная на сочетании особой формы буддизма – тхеравада, тантрического буддизма и древнего шаманизма. Вместе они дали ламаизм (тибето-монгольский буддизм), на базе которого на рубеже XIV – XV вв. была основана буддийская секта – гэлутба (желтошапочники). Глава секты с XVI в. стал носить титул Далай-ламы (в переводе – "высшее море мудрости"). В 1 642 г. гэлутба утвердилась в качестве господствующей в Тибете, а Далай-лама стал духовным и светским главой страны. С конца XVIII в. Тибет входил в состав Китая (с 1965 г. – автономный район Китая), но к концу XIX в. стал практически независимым. В 1 904 г. Тибет был захвачен Англией, передавшей в 1 906 г. управление страной представителям Китая, тем самым формально признав над ней суверенитет Пекина. Это возмутило тибетцев, и после падения в 1912г. Цинской династии они изгнали из страны китайских чиновников и сохраняли независимость до 1950 г.

В октябре 1950 года председатель Китайской Народной Республики Мао приказал своей армии начать поход на Тибет. Части НОАК вошли туда через труднодоступный район Чамбо и приступили к его "умиротворению". Верховный духовный лидер Тибета Далай-лама, соблюдая буддийские традиции, ответил на китайское вторжение пассивным неповиновением. Так же поступили и населявшие пустыню племена хамда и амдо. Но не прошло и нескольких лет, как "гнет китайской оккупации", как позже утверждали западные СМИ, спровоцировал племена на восстание. Причем к 1957 году вошедшая в Тибет группировка НОАК, имевшая ранее значительное численное превосходство, уже столкнулась, правда, с плохо вооруженной, но 80-тысячной конной армией . В действительности же причиной "народного выступления" стало недовольство местных феодалов потерей влияния на простое население. Симпатии тибетцев к китайской тактике "добрыми делами обретать друзей" и появление в "заповеднике Средневековья", как охарактеризовал район советский журналист Овчинников, побывавший там в 1955 и 1990 годах, врачей, ветеринаров, агрономов наносили ощутимый удар по феодально-теократическому режиму религиозных фанатиков .

Развернувшаяся повстанческая борьба с коммунистическим Китаем не могла остаться без внимания США. Тем более что Тибет занимал уникальное стратегическое положение: он являлся как бы перекрестком между Советским Союзом, Индией и Китаем. Кроме того, в этих труднодоступных и пустынных районах зарождались почти все азиатские реки.

В 1957 году администрацией американского президента Эйзенхауэра было принято решение оказать помощь Тибетскому движению сопротивления. Выполнение задачи по подготовке партизан и обеспечению повстанческих отрядов оружием и другими предметами снабжения было возложено на ЦРУ. Ему предстояло решить очень сложную проблему. Дело в том, что правительство Индии, опасаясь вызвать недовольство своего северного соседа – Советского Союза, не разрешило США использовать свою территорию как базу антикоммунистических повстанцев. Единственно возможной альтернативой являлась скрытная доставка помощи воздушным путем на большую дальность. Причем с учетом высокогорных особенностей Тибета, не без основания называемого "крышей мира", где низины располагаются на высотах порядка 4267 м. Однако ЦРУ к этому времени не располагало ни летчиками необходимой классности, ни требуемой авиационной техникой. Все это удалось найти чуть позже на Окинаве. Костяк специальной авиационной группы составили молодые офицеры, служившие во 2-м отряде 1045-й группы наблюдения, оценки и подготовки специальных операций. Возглавил "тибетскую группу" майор Адерхольт ("Хейни"), имевший непревзойденную репутацию мастера партизанских операций во время войны в Корее. Самым же пригодным для выполнения поставленных задач самолетом оказался четырехмоторный самолет С-118, широко использовавшийся принадлежавшей ЦРУ авиакомпанией "Сиввил Эйр Транспорт" (CAT) . Остальное было делом техники.

Для полетов в Тибет на максимальную дальность самолет С-118 загружался на Окинаве оружием стран коммунистического блока и предметами снабжения (всего 4,082 т), которые уже были подготовлены к выброске с парашютом над опорными пунктами повстанцев в юго-восточных районах страны. Самолет обычно взлетал с Окинавы, делал промежуточную посадку на авиабазе ВВС США Кларк на Филиппинах, где дозаправлялся и брал на борт специалистов по дальней связи, а затем пролетал над Индокитаем и садился на заброшенном английском аэродроме в Восточном Пакистане (ныне Бангладеш). Там экипаж ВВС менялся на экипаж авиакомпании CAT, который пилотировал самолет на последнем отрезке маршрута: на север (в Тибет) и обратно.

К началу 1959 года ЦРУ удалось получить от ВВС США несколько дальних тактических транспортных самолетов С-130 "Геркулес", выпускавшихся фирмой "Локхид". По своим техническим характеристикам С-130 значительно превосходил использовавшийся С-118. Появившиеся возможности внесли некоторые коррективы в проведение дальнейших операций.

Аэродром в Восточном Пакистане был заменен на более удобную авиабазу Такли королевских ВВС Таиланда, расположенную на севере страны. На нем под контролем людей из подразделения Адерхольта прибывавшие С-130 проходили "стерилизацию" (удаление опознавательных знаков государа венной принадлежности) и замену военных экипажей на экипажи авиакомпании "Эйр Америка", которые и летали затем к конечной точке маршрута в Тибете.

Военные экипажи, перегонявшие С-130 в Такли, немедленно возвращались на базу другим самолетом. В Такли оставался персонал 2-го отряда, ЦРУ и авиакомпании "Эйр Америка". Чтобы обезопасить себя на случай возможного появления китайских истребителей-перехватчиков, экипажи выполняли все полеты только в темное время суток, в периоды "окон полнолуния".

В типовом случае за один самолето-вылет в район цели доставлялись несколько подготовленных к сбрасыванию на парашютах поддонов с укупорками оружия и предметов снабжения, а также небольшая группа тибетцев, прошедших специальную подготовку в лагерях ЦРУ. Первым лагерем, где с 1957 года начали проходить обучение повстанцы, был специальный военный лагерь ЦРУ США на острове Сайпан в Марианском архипелаге, находившийся под юрисдикцией Соединенных Штатов. Здесь воины хамда и амдо обучались чтению карт, работе на радиостанции, владению оружием, проходили парашютную подготовку. Примерно с 1959 года тибетские партизаны стали проходить военную подготовку в армейском учебном центре Кэмп-Хейл, находившемся рядом с шахтерским поселком Ледвиль в штате Колорадо. Этот центр был создан еще в годы Второй мировой войны и предназначался для подготовки горнострелковых частей. В Кэмп-Хейли тибетцы проходили интенсивную военную подготовку: изучали оружие, подрывное дело, радиосвязь, тактику партизанских действий . По некоторым данным, в 1959 – 1962 годах через Кэмп-Хейл было пропущено 170 курсантов .

По окончании боевой подготовки тибетцев незамедлительно отправляли обратно в Азию и сбрасывали с парашютом с "небесных лодок", как называли повстанцы самолеты С-130, где-нибудь на высокогорном плато Тибета.

В 1959 году в стране вспыхнуло очередное антикитайское восстание. Вооруженные столкновения начались в столице Тибета Лхасе. Поводом к ним послужила якобы попытка китайских властей захватить главу ламаистской церкви и светской власти Далай-ламу Тенцзин Чжацзо и заменить его подконтрольным Пекину Панчен-ламой . На защиту Далай-ламы выступили жители Лхасы и племена, проживавшие в окрестностях столицы. В ответ на это китайцы ввели в автономный район дополнительные армейские части . В результате было убито около 30 тысяч тибетцев. Далай-лама и его несколько тысяч единомышленников вынуждены были бежать из страны. Мятеж круто изменил жизнь тех, кто бежал, и тех, кто остался. Жесткие методы Пекина в Тибете привели в конечном счете к ликвидации в районе феодальных отношений, освобождению от крепостной зависимости земледельцев и скотоводов. Тех. кто бежал за границу, пригрели западные спецслужбы. "Выдающийся правозащитник современности" Далай-лама и его сторонники превратились в орудие психологической борьбы с коммунистическим Китаем.

В 1960 году администрация Эйзенхауэра приняла решение прекратить специальные операции по снабжению с воздуха тибетских повстанцев. Однако борьба тибетских партизан на этом не только не закончилась, но и продолжала периодически усиливаться. Значительную роль в этом сыграла помощь, оказываемая Советским Союзом. По иронии эры "холодной войны", именно СССР стал своего рода преемником США в поддержке тибетских повстанцев. Это стало следствием советско-китайского кризиса, обострившего отношения между двумя государствами на многие годы.

Бронепоезд БП-1 состоял из бронетепловоза, вооруженного четырьмя пулеметами, броневагона с двумя 14,5-мм счетверенными зенитно-пулеметными установками, двух бронеплатформ с установленным на каждой танком (Т-55 и Т-62) и четырьмя пулеметами, бронеплатформы с двумя 23-мм спаренными зенитными установками и двух контрольных платформ прикрытия. Для борьбы с авиацией противника могли использоваться только что принятые на вооружение переносные зенитно-ракетные комплексы "Стрела-2" .

Подобная конструкция бронепоезда стала большим шагом вперед по сравнению с предшествующими экземплярами. Установка средних и плавающих танков, которые при необходимости могли применяться автономно, применение бронетранспортеров, способных двигаться и по рельсам, позволили гибко использовать эти боевые единицы на просторах Сибири.

В состав бронелетучки БТЛ-1 входили бронетепловоз, в котором размещались командир, девять десантников, радист, санинструктор, и локомотивная бригада из двух человек и две частично бронированные четырехосные платформы.

Во второй половине 1980-х годов, когда отношения между СССР и Китаем стали улучшаться и накал военного противостояния снизился, необходимость в бронепоездах отпала, и они были выведены в резерв.

"Перестройка", продекларированная занявшим руководящий пост в ЦК КПСС М.С. Горбачевым и "подыгранная" Западом, вызвала необратимые процессы, приведшие к кризису всей мировой системы социализма. Не обошли эти процессы и Китайскую Народную Республику.

В мае – июне 1989 года на площади Тяньаньмэнь в Пекине разыгралась трагедия, по мнению некоторых исследователей, ставшая "репетицией" для последовавших вскоре "бархатных революций" в социалистических странах и республиках Советского Союза.

В те дни толпы молодежи (главным образом студенты ведущих университетов) вышли на улицы столицы, протестуя против разгула коррупции, высокого уровня инфляции и требуя либерализации общества по западным стандартам. Интересно, что в этот момент в стране находился Михаил Горбачев, прибывший 15 мая в Китай – в самый разгар выступлений – с официальным визитом. По мнению международных обозревателей, его рассказы о перестройке в Советском Союзе отнюдь не способствовали нормализации обстановки.

По ставшим известными в последние годы сведениям, финансирование беспорядков в Пекине, повлекших за собой человеческие жертвы (погибло около 2 тыс. человек), осуществлялось из-за рубежа, в том числе из фонда Сороса. По свидетельству китайской печати, его эмиссары поддерживали контакты с окружением тогдашнего генсека ЦК КПК Чжао Цзыяна, из его фондов финансировалось и бегство на Запад ряда руководителей пекинского бунта.

Следует заметить, что волнения в Пекине произошли вскоре после выборов в президенты США Буша-отца, являвшегося в середине 1970-х годов, перед назначением его директором ЦРУ, главой неофициального посольства США (миссия связи).

Интересы США в Китае очевидны. Добившись успеха, они безоговорочно и бесповоротно оказались бы после расчленения СССР единственным мировым "полюсом". Однако "китайская бархатная революция" не увенчалась успехом – помешали решительные действия Дэн Сяопина. Беспорядки были подавлены силой армии, а генеральный секретарь ЦК КПК Чжао Цзыян смещен со своего поста. "Если мы начали бы болтать о некоей абстрактной демократии, – объяснял позже свою "тяньаньмэньскую" позицию Дэн Сяопин, – то открыли бы путь расцвету экстремизма, анархии, полностью сломали бы атмосферу спокойствия и единства, обрекли бы на неудачу четыре модернизации. Китай был бы ввергнут в хаос, разброд, упадок и мрак" . Никаких компромиссов с диссидентами – был принцип китайского лидера, неукоснительно выполнявшийся им всю жизнь. По мнению Дэн Сяопина, подкармливаемые из-за рубежа политики могут служить лишь своим иностранным хозяевам. И какие бы высокие и насущные лозунги ими ни провозглашались, всегда, везде и без единого исключения они – люди, торгующие интересами собственной родины.

Интересно, что после "показательного" возмущения стран "западной демократии", угроз санкциями и бойкотом государства – борцы за права человека увеличили свои инвестиции в китайскую экономику. Объяснения тому простые – власти Китая показали способность не только отстоять свои государственные институты, но и нести полную ответственность за более важное, чем пресловутый "благоприятный инвестиционный климат", – развитие собственной страны.

В 1993 году ЦК КПК принял доктрину "Три севера, четыре моря". "Севера" – это США, НАТО (то есть Западная Европа) и российский Дальний Восток с Сибирью. По мнению китаеведа А. Девятова, конфронтация с "западными северами" развернется в четырех южных морях по линии Гонконг – Сингапур – Малайзия – Филиппины . Примечательно в связи с этим высказывание бывшего начальника Первого главного управления КГБ (ныне Служба внешней разведки) генерала Л. Шебаршина. По его словам: "Уже сейчас американцы рассматривают КНР как своего главного противника. Битва за нефть – только одна из граней этого конфликта. У Китая нет своих углеводородных ресурсов, американцы стараются наложить лапу на все источники энергетического сырья, с тем, чтобы они не достались Китаю. Пока неясно, в какой форме будет развиваться это противостояние, но несомненно то, что китайцы готовятся ко всем вариантам. Они совершенствуют свое ракетно-ядерное оружие, проводят маневры, и детонатором взрыва американо-китайских отношений может стать Тайвань" .

В этом случае Россия становится для Китая важным стратегическим тылом в экономической и финансовой войне против Запада.

Что же касается вопроса о спорных территориях, то он был "очередной" раз решен уже на рубеже XXI века. 16 мая 1991 года между СССР и КНР был подписан договор о границе, проведены обмен картами и редемаркация границы. 13 февраля 1992 года Верховный Совет РФ принял постановление "О ратификации Соглашений между СССР и КНР о советско-китайской границе на ее восточной части". Непосредственно остров Даманский, в боях за который погибло 58 советских военнослужащих, в 2004 году, в числе других спорных островов, был передан китайской стороне решением Президента России В.В. Путина. Более 400 кв. км территории, отошедшей после развала СССР Казахстану, было отторгнуто китайцами только весной 1999 года в результате очередной демаркации.

КИТАЙСКО-ТИБЕТСКИЙ КОНФЛИКТ 1950-1960-Х гг.

Краткая историко-географическая справка

Тибет – горная страна в Центральной Азии. Возникла как независимое государство со столицей Лхаса в начале VII в. К VIII в. Тибетская империя простиралась от Ланьчжоу в центре Китая до Кашгара в Средней Азии и севера Индии. Некоторое время эта монархия была серьезным конкурентом китайской династии Тан. В этот период на Тибете сформировалась специфическая религиозная культура, основанная на сочетании особой формы буддизма – тхеравада, тантрического буддизма и древнего шаманизма. Вместе они дали ламаизм (тибето-монгольский буддизм), на базе которого на рубеже XIV – XV вв. была основана буддийская секта – гэлутба (желтошапочники). Глава секты с XVI в. стал носить титул Далай-ламы (в переводе – "высшее море мудрости"). В 1 642 г. гэлутба утвердилась в качестве господствующей в Тибете, а Далай-лама стал духовным и светским главой страны. С конца XVIII в. Тибет входил в состав Китая (с 1965 г. – автономный район Китая), но к концу XIX в. стал практически независимым. В 1 904 г. Тибет был захвачен Англией, передавшей в 1 906 г. управление страной представителям Китая, тем самым формально признав над ней суверенитет Пекина. Это возмутило тибетцев, и после падения в 1912г. Цинской династии они изгнали из страны китайских чиновников и сохраняли независимость до 1950 г.

В 2004 году исполнилось 103 года со дня прибытия в Россию посольства Тибета.

КИТАЙ И ТИБЕТ.
История конфликта.

«Мы были беспомощны. Без друзей ничего не оставалось, как подчиниться китайскому диктату... проглотив свою обиду. У нас была единственная надежда, что китайцы будут держать слово в этой, навязанной силой, односторонней сделке»
Далай-лама XIV

ТИБЕТ АВТОНОМНЫЙ

В VI веке от Рождества Христова кочевые предки тибетцев обрели свою родину. Они осели на территории, которая теперь почти полностью входит в состав Тибетского автономного района КНР, а также занимает земли соседних китайских провинций и индийских штатов. Тогда же, в VI-VII веках, тибетцы впервые вступили в контакт с китайцами как самобытный и самостоятельный народ.

Именно из Китая, как, впрочем, и из Индии, в Тибет проник и распространился буддизм. Основной вклад в дело духовно-религиозного просвещения народов высокогорья история приписывает двум принцессам-буддисткам – китаянке и индуске, вышедшим замуж за правителя Тибета.
С древнейших времен отношения Китая и Тибета не были мирными и безоблачными, и вплоть до IX века от Рождества Христова Тибет одерживал победы над Китаем и вел в военном счете. Однажды правитель Тибета даже захватил китайскую столицу, сверг неугодного ему императора, и на его место посадил своего наместника. Но вскоре «золотой век» тибетской государственности завершился. В 861 году от Рождества Христова единый и непобедимый Тибет из-за распрей и религиозных столкновений распался на мелкие княжества. Вновь Тибет объединится лишь в 1015 году, но уже в качестве вассала Китая.
Относительная стабильность сохранялась в Тибете до 1717 года, когда он был захвачен монгольскими войсками, а затем освобожден от них армией маньчжурской династии Цин, правившей в Китае с 1644 года. В 1750 г. имперские войска династии Цин вооруженной силой подавили антикитайское движение в Тибете, а с 1757 г. окончательно укрепили свою власть над ним, подчинив выбор преемника верховного правителя гималайской страны - Далай-ламы, своим резидентам - «амбаням».

ПЕРВОПРЕДОК ТИБЕТЦЕВ

Духовный (а до 1959 г. – и светский) руководитель тибетцев именуется Далай-ламой.
По религиозным представлениям тибетцев, он не просто земной правитель - каждый новый Далай-лама – это прежний, переродившийся в новом теле.

В тибетском буддизме сказано, что изначальным же духом, начавшим обитать в теле Далай-лам, был бодхисатва Авалокитешвара – первопредок тибетцев. В буддийской мифологии Авалокитешвара - один из главных бодхисатв - «существ, стремящихся к просветлению». В переводе с тибетского слово буквально означает – «зрящий глаз».

Образ Авалокитешвара возник в последних веках до Рождества Христова в Индии, откуда получил широкое распространение в Китае и других странах Дальнего Востока. Высшее существо тибетцев принимает множество форм и видов. Его изображают то держащим цветок лотоса, то четырехруким, то имеющим 11 ликов и 1000 рук. «Зрящий глаз» или универсальный спаситель, принимает разные формы, чтобы спасать страждущих, как верят тибетцы, крики и стоны которых он видит и слышит. Особенно Авалокитешвара почитается как «божественное» существо в тибетском буддизме, где земным его проявлением и считают главу школы – Далай-ламу. Другие высшие «духовные иерархи» Тибета - воплощения бодхисатв, число которых не должно превышать 24.

Поскольку бодхисатве Авалокитешваре каждый раз с рождения приходится начинать жить в новом теле, а младенцу, пусть даже священному, нельзя доверять руководство государством - до достижения Далай-ламой совершеннолетия за него правил регент.

Регенты Тибета и китайские императоры из такого порядка наследования сделали оригинальный вывод: со времени окончательного подчинения династии Цин и до Далай-ламы XIII (именно он объявил Тибет независимым) ни один из тибетских первосвященников-правителей не доживал до совершеннолетия и восшествия на престол.

СОПЕРНИЧЕСТВО ИМПЕРИЙ

К середине XVIII века Китайская Империя окончательно одряхлела.
Кроме того, в Восточной Азии развернулось острое соперничество двух Империй – Британской и Российской. И если первая делала все, чтобы слабый и уязвимый Китай колонизировать, то вторая - Православная Империя - желала видеть Китай союзником, сильным и независимым от чужой воли, а тем более британской.

Британия, утопив в крови и подчинив себе Индию, стала непосредственно граничить с Тибетом и потому мечтала продолжить свои евразийские владения в Тибете и далее на запад. Неудивительно, что именно на этой границе стали со временем происходить вооруженные стычки между подданными Британской Индии и Тибета.

В то время основной проблемой был статус княжества Сикким (ныне штат Индии), в ту пору – вассала Тибета. В результате британского военного давления, Китай в 1890 году признал протекторат Британии над Сиккимом, а в 1893 г. подписал соглашение об открытии сиккимско-тибетской границы для взаимной торговли. Представители Тибета не принимали участия в переговорах ни в первом, ни во втором случае, что впоследствии дало повод Далай-ламе XIII заявить о непризнании британско-китайских соглашений.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что именно пренебрежение со стороны Китая защитой территориальной целостности Тибета явилось причиной, заставившей правителей Тибета задуматься о возможной независимости, а позднее стремиться к ней.

В XIX веке власть пекинского правительства над Тибетом была чисто номинальной. Китайский амбань-наместник в столице Тибета Лхасе жаловался англичанам на то, что «эти варвары» ни во что его не ставят.
«Но если Тибету и стоит окончательно порвать с одряхлевшей Китайской империей, более не способной защищать его территорию, то у кого искать защиты против английского проникновения? Конечно же, у наиболее сильного соперника Британской империи в Азии», - таков был ход рассуждений тибетского правительства, в результате которых впервые в новой истории Тибета личный посланник Далай-ламы XIII отправился за границу.
Так в 1901 году начало свою деятельность в Российской Империи посольство Хамбо Агвана Доржиева.

ПЕРВЫЙ ПОСОЛ ТИБЕТА В РОССИИ

Подданный Российской Империи, бурят по национальности, обладатель высокого статуса в ламаистской "церкви", один из воспитателей, а затем и советников Далай-ламы XIII, Хамбо Агван Доржиев дважды посетил Россию в качестве официального посланника Далай-ламы.

Посол Тибета встречался с Государем Императором Всероссийским Николаем II Александровичем и вел переговоры с чиновниками Русского Правительства о перспективе русско-тибетских отношений. Миссия Доржиева – один из самых таинственных моментов в истории Российской дипломатии. До сих пор историки спорят, были ли достигнуты в ходе переговоров какие-либо соглашения, или русские просто игнорировали экзотическое тибетское посольство?

Британская пропаганда тех лет утверждала, что Россия готова установить протекторат над Тибетом, на самом же деле к этому стремилась сама Британия. Так, после английского вторжения в Тибет в 1903 году Лондон упорно доказывал европейской общественности, что обнаружены доказательства поставок русского стрелкового оружия тибетцам. Однако в архивах МИДа Российской Империи до сих пор не обнаружено ни одного документа, подтверждающего эти сообщения. Напротив, судя по содержанию записок, Правительство России, во-первых, восприняло тибетское посольство Доржиева как миссию, носящую исключительно религиозный, а не политический характер. Во-вторых, Русское Правительство и в этот раз уклонилось от желания осложнить отношения с Британией, тем более в этот тревожный период становления Русской Восточной политики Государя Императора Николая II. В-третьих, последующие события убедительным образом открыли миру истинные намерения тех, кто громче всех упрекал Россию в дипломатическом и псевдовоенном общении с представителями Тибета. Как последний штрих к сомнениям в существовании мнимых «тайных контактов» России и Тибета, можно привести статистику потерь сторон во время вторжения в 1903 году англичан в Тибет.

Так, во время столкновения у ключа Гуру, тибетцы потеряли около 600 человек убитыми. В отряде британцев лишь двое солдат было ранено. Кто посмеет после этого утверждать, что тибетцы были вооружены русскими винтовками?

Безусловно, Россия выглядела очень привлекательным покровителем для страны, стремившейся порвать с многовековым господством Китая. Во-первых, Россия была единственной, кроме Китая, страной, где жили ламаисты - буряты и калмыки. Более того, ламаизм в России имел статус религии, признанной государством, и верующие не испытывали никаких притеснений. Во-вторых, мощь и авторитет Российской Империи не позволяли прочим государствам Востока соперничать с ней. В-третьих, значительная часть Манчжурии уже находилась под протекторатом России, следовательно, существовала возможность расширения границы русского влияния далее на юго-восток к Гималаям.

Однако тесных связей у Тибета с Россией не сложилось. Причин тому было множество.

НАКАНУНЕ ВОЙНЫ

Воспользовавшись тем, что соперник в лице России слишком занят на Северо-востоке Китая – в Манчжурии, а также защитой Кореи от японской оккупации, Британия в 1903 году предприняла вооруженную экспедицию в Тибет.
Но прежде, 17 января 1902 года, «владычица морей» в пику России заключила англо-японский союз. Лондон и Токио обещали друг другу дружественный нейтралитет в случае войны против одной державы, что вскоре и произошло, и военную поддержку – в случае войны с двумя.

В ответ на это Россия заключила подобный же договор с Францией. 3 марта 1902 года была опубликована франко-русская декларация, отвечающая на англо-японский союз, впрочем, достаточно расплывчатая. Так, в случае «агрессивных действий третьих держав» или «беспорядков в Китае», Россия и Франция оставляли за собой право «применить надлежащие средства».

Обе империи стремительно перевооружались. Япония, пользуясь помощью и договором с Британией, энергично готовилась к войне с Россией. Она построила в Англии значительный флот и вела переговоры о покупке некоторых южно-американских судов. Россия отставала на 2-3 года. Спешное строительство во Франции, в Тулоне современных военных кораблей: броненосца «Цесаревич» и броненосного крейсера «Баян», не могли изменить перевес сил.
Оправдывая свою агрессию в Тибет, Лондон официально сообщал своим подданным и всему европейскому обществу о том, что необходимо заставить Россию признать британско-китайские договоренности о Сиккиме 1890 г. и торговое соглашение 1893 г., а заодно «произвести кровопускание» тибетцам для того, чтобы принудить их относиться к Британской империи «с должным уважением».
Подталкивая Японию к войне с Россией, Лондон и Берлин решали свои задачи – выгоду в свободной торговле в Китае. Да и Япония вдруг стала выступать в роли защитницы прав Китая, настаивая на том, чтобы Россия выполнила Русско-китайское соглашение 1902 года и вывела свои войска из Манчжурии в установленный срок (к концу 1903 года). Одновременно, Япония протестовала против русских предприятий в Корее. Вскоре возникло резкое обострение отношений России и Японии.

Не выждав последнего русского ответа на свою ноту, Япония заявила о разрыве дипломатических отношений. В русской циркулярной ноте сообщалось о том, что 24 января 1904 года Япония прекратила дальнейшие переговоры и отозвала своего посланника из Санкт-Петербурга. Момент для этого был выбран удачно – перекупленные у Аргентины броненосные крейсера «Ниссин» и «Кассуга» только что миновали Сингапур, и их уже нигде не могли задержать в пути, тогда как последние русские подкрепления («Ослябя», крейсера и броненосцы) в это время находились в Красном море.

Вечером 26 января (8 февраля) 1904 года Япония без официального объявления войны, начала под Порт-Артуром военные действия. Так началась война, называемая почему-то Русско-японской (1904 – 1905 гг.), хотя уместнее ее называть Японско-русской, поскольку островитяне ее начали первыми.

У ГРАНИЦ РОССИИ

Воспользовавшись всеми указанными обстоятельствами, случившимися накануне этой войны, Британия произвела запланированное «кровопускание» в Тибете. Дипломатическая миссия полковника Френсиса Ионхесбэнда в сопровождении отряда генерала Макдональда (3000 солдат и офицеров, 9 орудий и пулеметное подразделение) вступила в столицу Тибета - запретный город Лхасу.
Итогом миссии Ионхесбэнда в Тибет стало подписание Лхасской конференции 1904 года, по которой фактически устанавливалось господство Британии над всем Тибетом. Фактически гималайское государство становилось британским протекторатом. Лондон незамедлительно объявил о низложении Далай-ламы за сопротивление английскому экспедиционному корпусу. Но чтобы эти захваты были признаны в мире, требовалось заключение обширного договора с участием всех великих держав, первой из которых значилась Российская Империя, ведь именно у границ и в сфере влияния России, британцы решились захватить Тибет.

К тому времени в Европе произошли важные события. Усиливался экономический и политический союз России и Франции, на который Британия могла опоздать окончательно, сохранялись прекрасные русско-германские отношения, у всех на памяти был блестящий итог Портсмундской мирной конференции, завершивший Японско-русскую войну без позора и контрибуции. И, наконец, самое главное – по всему Азиатскому фронту от Персии и до Тибета усиливалось противостояние между Россией и Британией, что требовало от Лондона решительных действий. И они не заставили себя долго ждать.

ПЕРЕГОВОРЫ О ТИБЕТЕ

Новый британский посол в России сэр Артур Никольсон прибыл в Санкт-Петербург в мае 1906 года. Не мешкая, он принялся вести активные переговоры с новым Премьер-министром России Петром Аркадьевичем Столыпиным и, на удивление, нашел в главе Правительства сочувствие и понимание в вопросе сближения англо-русских отношений.

В начале XX века в русском обществе идея сближения с Британией превратно понималась, как надежда на конституционность и либеральные направления. Лондон не только знал об этом, но и активно подпитывал эти настроения, и только Бог знает, сколько денег и сил в итоге потратили англичане на то, чтобы в России вскоре забыли об англо-русской вражде, а также на внушение проанглийского мнения, как в прессе, так и в Правительстве. Подумать только, такие расходы и усердие с одной лишь целью - добиться от России согласия на ведение переговоров о разграничении сфер влияния в Азии! Трудно поверить в это сейчас, но судьба Тибета тогда решалась в России.

Документы Лхасской конференции были подписаны Китаем уже после поражения России в войне с Японией, в 1906 году. Однако Россия не одобряла и не признавала эти соглашения. Британии потребовались большие усилия, чтобы годом позже, в глубочайшей тайне, начать переговоры с Россией о разделе сфер влияния в Азии. Весной 1907 года об этом впервые заговорили в печати. Переговоры касались Тибета, Афганистана и Персии.

До войны с Японией Россия не только интересовалась Тибетом, пользуясь связью своих подданных бурят-ламаистов с правительством Далай-ламы XIII, но и активно противодействовала английскому влиянию над гималайским государством, формально подчиненным Китаю. Именно – государству, фактически независимому от Китая – такова была позиция Российской Империи!

Как уже было сказано, Японско-русская война дала повод Британии вторгнуться в пределы Тибета. Далай-лама XIII бежал в Монголию, в страну, находящуюся фактически под русским протекторатом. Воспрянув от последней войны и подавив внутреннюю смуту, Российская Империя, наконец, могла разобраться со своими южными границами, о чем и дала понять Британии.

Так, летом 1906 года, Россия заявила о нежелательности визита английских судов в русские порты, дав понять, что решение это может быть изменено после урегулирования спорных вопросов. Этого намека было достаточно, чтобы перестать испытывать терпение России. В ответ на угрожающий шаг, Британия предложила России значительные уступки в Азиатском вопросе. Лондон соглашался отказаться от всяких преимуществ в Тибете, а в Персии, как сферу влияния, предоставил России всю наиболее заселенную и плодородную северную часть государства. Англо-русское соглашение просуществовало 40 лет, вплоть до весны 1946 года, когда Сталин отдал приказ советским войскам покинуть пределы Северной Персии.
Итогом напряженных переговоров стало соглашение о разделе сфер влияния в Азии, в котором Британия и Россия признавали верховные права Китая над Тибетом. Обе державы обязались не вмешиваться во внутреннее управление этой частью Китая, и главное, дали слово уважать территориальную целостность Тибета, и кроме того, не производить там территориальных захватов и не приобретать концессий. Отдельным пунктом соглашения Россия и Британия обязывались сноситься с Тибетом исключительно через китайское правительство. Однако и здесь Британия не удержалась, и постаралась извлечь для себя экономические выгоды. Английское правительство вытребовало себе право поддерживать прямые сношения с тибетскими властями через торговых агентов.

Другим существенным моментов переговоров был вопрос о выводе английских войск из Тибета.
Англия продолжала оккупировать в Тибете долину Чумби, т. е. контролировать подступы из Индии к Лхасе. Россия настояла на том, чтобы Британия определила сроки окончания этой оккупации. Договорились, что она прекратится после того, как Тибет выплатит Британии денежное возмещение. Россия также настояла на том, что если и к тому времени оккупация по каким-либо причинам не прекратится, то Россия и Британия вступят в дружественный обмен мнениями по этому вопросу. Так, Россия давала понять Лондону, что она не намерена мириться с нарушениями Британией требований договора об освобождении Тибета от английского корпуса. Британия, искавшая примирения с Россией, быстро оправившейся от войны и смуты и стремительно богатеющей, была вынуждена пойти на уступки и вывести свои войска из Тибета. Вскоре после этого, Далай-лама XIII под гарантией политической защиты Российской Империи, возвратился в Лхасу.

18(31) августа 1907 года Англо-русское соглашение было подписано. Не вникая в данном труде о других темах соглашения - Персии и Афганистане, отметим главное: Британия отказывалась от Тибета. Россия и Британия признавали суверенитет Китая над этой страной. В том, что именно такая формулировка присутствовала в соглашении – исключительная заслуга России.

В России соглашение с Британией было встречено сочувственно. В Британии – враждебно. С резкой критикой соглашения выступил лорд Керзон, бывший вице-король Индии, будущий премьер-министр империи, который и организовал злополучный поход на Тибет. Тем временем, англо-русское соглашение давало России бесспорное преимущество. А именно - возвращение к ближневосточной политике Государей Императоров Николая I и Александра II. Международный престиж Российской Империи многократно возрос.

Все вышеназванные положения были закреплены и в соглашении 1908 года между Англией, Китаем и Тибетом. Британия по этому соглашению ничего, кроме особых торговых прав в Тибете, не получала. С мечтой о присоединении Тибета к обширной Британской Империи Лондону пришлось расстаться навсегда.
Но мировые события подталкивали британцев к воплощению этой мечты. Не пройдет 4 лет и Британия попытается аннулировать договоренности с Россией о Тибете, чтобы вновь попытаться превратить последний в сферу своих исключительных интересов.

СМУТНОЕ ВРЕМЯ

В конце 1908 года скончалась «железная» императрица Китая Це-Сю, почти 40 лет самодержавно правившая государством.

Одновременно с нею умер и 38-летний «пленный император» кавалер Императорского ордена Святого Апостола Андрея Первозванного Куань-Сю, по одной из версии отравленный врагами династии. Император Китая Гуансюй Высочайше пожалован орденом Государем Императором Николаем II Александровичем 8 (21) июля 1896 года за несколько дней до его 25-летия. То было первое в царствование Святого Императора Мученика пожалование Монарху Юго-Восточной Азии и венценосному главе Китая.

Престол перешел к двухлетнему летнему племяннику покойного императора, принцу Пу-И. Регентом стал его Августейший отец, принц Чунь, не имевший авторитета ни в народе, ни в правительстве. Сановники боролись за власть при дворе, а китайское правительство, в то же время, пыталось «натянуть вожжи», и потому поощряло колонизацию выходцами из внутреннего Китая окраин империи. Более того, китайское правительство вновь, как при ужасном восстании боксеров, стремилось ограничить права иностранцев, чем тут же воспользовались мировые державы. Первой из них, конечно, была Британия.

Кроме того, в 1910 году китайские войска, вопреки вышеназванным многосторонним соглашениям, предприняли единственную и победоносную попытку захвата и установления полного контроля над Тибетом.

Армия сычуаньского наместника Чжао Эрфэна за непродолжительное время оккупировала Восточный Тибет и заняла Лхасу. Далай-лама XIII вновь был вынужден бежать, на этот раз в Индию, поскольку восставшие провинции отрезали путь в Монголию. Однако контроль Китая над Тибетом продолжался недолго, и в 1911 году в Китае началась Синьхайская революция. Династия Цин, правившая Китаем 266 лет, была свергнута. В Тибете вспыхнуло новое антикитайское восстание.

Пытаясь справиться с развалом страны и анархией, китайское правительство грубо нарушало все договоренности с Россией. На этой почве в начале 1911 года между Россией и Китаем возник конфликт, завершившийся ультиматумом.

Россия требовала соблюдения своих торговых прав и привилегий в Монголии, и грозила, в случае притеснения русских купцов, ввести войска в китайские пределы. Этот ультиматум, естественно, вызвал резкие нападки в американской и английской прессе, тотчас подхваченные оппозиционными кругами в России. Но Китай безоговорочно принял ультиматум. Русское экономическое преобладание в Монголии было признано. Когда же осенью 1911 года в Китае началась революция, Внешняя Монголия первой изгнала китайские власти и провозгласила свою независимость, при фактическом протекторате России. Именно Россия в 1912 году добилась, чтобы Китай признал самостоятельность Внешней Монголии, согласившись лишь на номинальный суверенитет над этой территорией.

Британия ответила молниеносно. Пользуясь внутренней смутой в Китае, в 1912 году Лондон попытался отторгнуть от Пекина Тибет, чтобы навсегда превратить его в свою колонию. Этому способствовали и другие события.

БОРЬБА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ

В самом Тибете к началу лета 1912 года капитулировали все китайские гарнизоны, кроме столичного в Лхасе, но и он был полностью блокирован восставшими тибетцами.

16 августа 1912 года посол Англии при правительстве Юань Шикая Джордан заявил китайскому президенту устный протест: «Англия не может допустить приравнивания Тибета к собственно китайским провинциям». 17 августа устный протест был подкреплен официальным меморандумом, в котором Англия признавала суверенитет Китая над Тибетом, но не признавала за ним права вмешиваться во внутренние дела Тибета и содержать в нем неограниченное количество войск. Мнение Британии отчасти разделял и Государь Император Николай II Александрович, тем более что в то время мы были политическими и военными союзниками. До удовлетворения перечисленных требований, Британия отказывалась признать Китайскую Республику.

Тем временем, Далай-лама XIII, вернувшись в Тибет, снова возглавил национальное правительство, и заключил первый международный договор, в котором Тибет объявлялся независимым от Китая.
Договор января 1913 года с правителем Монголии Богдо-гэгэном в Урге (ныне Улан-Батор) был первым договором независимого Тибета. В преамбуле договора было заявлено следующее: «Монголия и Тибет... отделившись от Китая, образовали самостоятельные государства».

В феврале 1913 года Далай-лама XIII издал декларацию, в которой официально провозгласил независимость Тибета.

О независимости было официально объявлено на созванной англичанами в октябре 1913 года в Симле (Индия) конференции, участниками которой были Китай, Тибет и Британская Индия. Главы всех трех делегаций парафировали конвенцию, в которой признали: Тибет – часть Китая, он разделен на Внешний и Внутренний. Внешний Тибет автономен во всем, кроме внешней политики. Но всем было ясно, что, под видом широкой автономии от Китая, англичане стремятся превратить Тибет в британскую колонию. Китайский представитель под нажимом поставил под конвенцией свои инициалы, но до воплощения замыслов Лондона дело так и не дошло.

Правительство Китая, опасаясь возмущения народа – и тибетцев, и китайцев, отказалось утвердить Симльскую конвенцию. Британия и Тибет – ратифицировали ее и заявили, что до той поры, пока Китай не подпишет конвенцию, они не признают записанные в ней права Китая на Тибет. Этого англичане и добивались. Их план по окончательному отделению Тибета от Китая блистательно удался. Английское правительство по-прежнему добивалось от России пересмотра соглашения 1907 года, с тем, чтобы мы признали Тибет сферой влияния Англии. Но Господь не допустил этого.
Начало Великой войны 1914-1918 гг. и последующие события смели планы Британии. Российская Империя, пока она существовала, не изменяла своему слову и признавала Тибет государством в составе Китая с широкой автономией и свободой действий, но никогда не признавала над Тибетом власти иной державы. Тем более Британии. Сами тибетцы не желали рабства и самоотверженно боролись за свою свободу.

ОБРЕТЕНИЕ СВОБОДЫ

16 июня 1916 года умер первый президент Китайской Республики Юань Шикай. Китай впал в хаос революций и гражданских войн.
Осенью 1917 года тибетцы начали военное наступление на Восточный (Внутренний) Тибет и к лету 1918 года заняли его почти полностью. 19 августа и 10 октября 1918 года были подписаны соглашения о перемирии и разграничении войск между тибетским главнокомандующим Чжямпа Тэндаром и командующим войсками провинции Сычуань Лю Цзяньтином. Часть Восточного Тибета осталась под контролем тибетского правительства.

Боевые действия между армиями Китая и Тибета снова вспыхнули в 1930 году. Тибетская армия перешла в наступление и захватила еще одну часть Восточного Тибета. Но в мае 1932 года сычуаньская армия Лю Вэнхуэя и цинхайская Ма Буфана предприняли успешное наступление на Восточный Тибет. В результате боевые действия завершились 15 июня 1933 года перемирием, восстанавливающим границы 1918 года.
17 декабря 1933 года умер Далай-лама XIII, человек, который добился того, о чем мечтал и молился всю жизнь - независимости Тибета. После его кончины власть снова сосредоточилась в руках регента, а роды тибетской аристократии вновь стали бороться за регентский трон.

В годы регентства в Тибете и власти гоминдана в Китае между двумя сторонами не велось активных боевых действий. Эти годы отмечены лишь одним важным событием – открытием в Лхасе первого (и единственного) иностранного представительства - Британской Индии. Произошло это в 1940 году.

ВАССАЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

1 октября 1949 года бывшая империя превратилась в коммунистическое государство – в этот день была провозглашена Китайская Народная Республика.
4 ноября того же года правительство Тибета вновь объявило о независимости, а заодно выслало из пределов Тибета всех китайцев.

Независимость Тибета по-прежнему никто из великих держав не признавал. В отчаянной попытке прорвать дипломатическую блокаду государства, уже 37 лет (!) живущего самостоятельно, Тибетское правительство направило за рубеж «торговую делегацию». Для нее специально изготовили паспорта независимого Тибета. Делегация посетила Британскую Индию и США, где ее принял президент Трумэн. Во время переговоров с лидером США делегация пыталась представиться посланцами «независимого Тибета», на что президент заявил, что считает Тибет частью Китая.

Дипломатическую изоляцию тибетцам преодолеть не удалось, впрочем, необходимо отметить, что великие державы никогда и не признавали суверенитета Китая над Тибетом. Признавался только сюзеренитет.
Сюзеренитет - термин из феодальной эпохи, определяющий отношение к своему вассалу. Применительно к государству он предусматривает снисходительный контроль «сюзерена» над внешними сношениями «вассала», при отсутствии вмешательства в его внутренние дела.

До Синьхайской революции статус Тибета официально определялся особыми отношениями императора Китая и Далай-ламы. Со времен монгольской династии Юань это были, по восточной терминологии, отношения «ученик-учитель». Буддийский первосвященник Тибета (впоследствии – Далай-лама) являлся духовным учителем и наставником китайского императора. А тот - защитником и покровителем принадлежащих учителю земель и подданных. Сами же подданные принимали этот порядок взаимоотношений и приветствовали его. Условно это можно сравнить с отношениями католических монархов средневековой Европы и папы римского.

Тибетцы часто ссылались на то, что поскольку после Синьханской революции в Китае больше нет императора, то, следовательно, вассальная зависимость Тибета от Китая прекратилась. Но в международных отношениях, как всем хорошо известно, прав тот, у кого больше не столько прав, сколько силы доказать свою правоту.

КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ВТОРЖЕНИЕ

Все коммунистические режимы одинаковы – они стремятся узаконить свою власть стремительно и беспощадно, чтобы сохранить режим и подавить любое сопротивление. Так же поступил и вскормленный большевиками азиатский лидер и вождь Мао.

В 1950 году части Народно-освободительной армии Китая вошли в Тибет. Главная боевая операция так называемого «мирного освобождения» - бои за город Чамдо – завершилась 24 октября 1950 года разгромом основных сил тибетской армии, численность которой составляла всего лишь 5700 человек.
Тибетское правительство попыталось воззвать к мировому сообществу, но мир готовился к войне в Корее, где Китай участвовал столь же решительно, как и в Тибете.

После того, как стало ясно, что помощи ждать не от кого, 23 мая 1951 года было подписано «Соглашение Центрального народного правительства КНР и местного правительства Тибета о мероприятиях по мирному освобождению Тибета» (так называемые «17 пунктов»). 22 октября 1951 года Далай-лама XIV послал Мао Цзэдуну телеграмму о своей поддержке соглашения. К этому времени китайские войска уже находились на подступах к столице Тибета Лхасе. Оккупация Тибета становилась реальностью.

ЗАХВАТ

Соглашение из 17 пунктов (именно о нем Далай-лама XIV сказал слова, вынесенные в эпиграф) в полном объеме не соблюдалось Китаем никогда. Его нарушения, а особенно традиционная для коммунистов политика воинствующего атеизма, привели в марте 1959 года к Лхасскому восстанию. Восстание было жестоко подавлено. Далай-лама XIV бежал в Индию, где продолжает оставаться до сих пор. В Тибете же власть перешла к созданным Пекином военно-контрольным комитетам. Ни о какой автономии, а тем более широкой, не могло быть и речи.

Далай-лама жив до сих пор, и он борется с оккупацией Тибета Китаем всеми возможными способами, но не имеет большого успеха, поскольку ни одно государство мира не рискнет вступиться за Тибет без угрозы иметь после того огромные неприятности. Китай внимательно следит за Далай-ламой и всеми его публичными выступлениями и визитами в другие государства мира.

Религиозным деятелем мира Далай-ламу XIV теперь признают все, но даже Индия, где он пребывает в изгнании в своей официальной резиденции, считает лидера тибетцев обычным эмигрантом из Китая. Индия отказывается признавать возглавляемое Далай-ламой «тибетское правительство в изгнании», хотя и поддерживает с ним неофициальные отношения. Это имело крайне неприятные последствия для Индии, безнадежно воевавшей с Китаем несколько раз. Кроме того, Китай аккуратно шлет протесты тем странам, которые допускают Далай-ламу на свою территорию, и принимают его как духовного и светского лидера Тибета.

В Тибете же ситуация после подавления Лхасского восстания развивалась стремительно.
В 1965 году Китай образовал Тибетский автономный район, расчленив прежний Тибет на несколько частей – сделано это намеренно, чтобы подавить в основании все национальные стремления тибетцев к независимости. В том же 1965 году грянула культурная революция, накрывшая на долгие годы осколки национального самосознания тибетцев волной жесточайшего насилия. Поскольку в Тибете ламаизм на протяжении веков был не только религией, но и образом жизни тибетцев, революционеры били по нему целенаправленно, одержимо и со всей силой.

Данные тех лет до сих пор засекречены и неизвестны общественности и исследователям. Известно лишь немногое – к началу 1980-х годов в Тибете не оставалось ни одного неоскверненного «храма», а действовало всего лишь 2 действующих. Кроме того, в Тибете насчитывалось всего несколько десятков престарелых монахов, а между тем, до 1950 года монахи составляли около 20 процентов населения Тибета. Надо ли удивляться произошедшему, если известно, какие учителя готовили китайских революционеров. По данным статистики, с 1954 года численность тибетцев в Китае сократилась почти на 1 миллион, или примерно на 15 процентов. И это только по официальным данным, намеренно искаженным. В действительности ситуация угрожающая - нация хань по-прежнему насаждается неокоммунистами, для контроля Пекина над провинциями, и если ничего не предпринять - к середине XXI века тибетцев в Китае не останется вовсе.

В настоящее время прежде неприступная гималайская страна теперь пронизана огромным числом дорог, по которым Пекин в любой момент готов послать войска для усмирения тибетцев.
В китайских и зарубежных источниках отсутствуют данные о столкновениях между местным населением и властями во времена культурной революции. Нет таких данных и о 1970-х и начале 1980-х гг. В Китае эти данные неизвестны никому, кроме спецслужб, которые, исполняя заказ партии и правительства, будут хранить их вечно под грифом «совершенно секретно».

До 1989 года Тибет был плотно закрыт от посторонних глаз. Категорический запрет для посещения Тибета иностранцами существовал до недавнего времени, а порядок въезда в гималайскую страну граждан Китая до сих пор строго регламентируется. Фактически власть в автономном районе принадлежала командованию военного округа. Сегодня ситуация почти не изменилась - власть в Тибете принадлежит секретным службам Китая и любое инакомыслие жестко и молниеносно подавляется.
В позднейшей литературе есть ссылки на то, что в Тибете «кровавые столкновения происходили в течение 1980-х годов». Более точными и полными являются данные о конце 80-х годов прошлого века.

БОРЬБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

В январе 1988 года, впервые за многие годы, на расширенном заседании парткома Тибетского административного района было признано, что «практически каждый в Тибете – верующий. Историческое развитие тибетцев связано с религией. Поэтому национальный и религиозный вопросы в Тибете являются долговременными и сложными».

По свидетельству китайских источников, на 1988-1989 гг. пришелся пик массовых выступлений протеста с лозунгами независимости Тибета. Одно из самых известных антикитайских восстаний произошло в марте 1989 г. В то время демонстрация, начавшаяся как шествие 13 монахов, вылилась в крупное столкновение с милицией, в результате которого, только по официальным данным, погибло 11 и было ранено более 100 человек.

Реформы Дэн Сяопина слабо коснулись Тибета. Либерализация в экономике и политике принесла и здесь свои плоды, однако, жизненный уровень населения автономного района по-прежнему низок. В экономику Тибета и его столицы Лхаса в последние годы делаются многомиллионные инвестиции, направленные на развитие туризма и отдыха приезжающих иностранцев. Решение пекинского правительства коснулось не только исторически значимых областей страны, но и всех культурно-религиозных центров поднебесной. Тибет в этом списке после Пекина стоит на первом месте.

После смерти Дэн Сяопина многие специалисты в России и мире ожидали в Тибете больших волнений и даже бунта. Для Тибета Дэн – не просто историческая личность, а символ, который так много значит для восточного мировоззрения. И если для остального Китая он - прежде всего лидер реформ, то для Тибета – политкомиссар, который руководил тибетским походом Народно-освободительной армии Китая в 1950-1951 гг. Именно Дэн, из трех руководителей, был наиболее влиятельным координатором похода на Тибет. Но ожидания не оправдались. Пекин заранее подготовился к возможным эксцессам на окраинах, а потому волнения в Тибете не носили массовый характер, подавлялись в самом начале и главное – упорно замалчивались китайской прессой и ТВ. Кроме того, коммунистическое правительство сделало все возможное, чтобы нейтрализовать «сепаратистов» как в самом Тибете, так и у своих границ – в Индии и Пакистане. Многомиллионная агентурная сеть китайских спецслужб работает круглосуточно. Каждый шаг Далай-ламы XIV известен Пекину заранее и если бы не покровительство США и мирового сообщества духовному лидеру Тибета – его жизнь прервалась бы уже давно. Кроме того, в последние годы китайские власти пошли по жидовскому варианту управления верующими в России.

Храмы разных конфессий усиленно реставрируются. Им придается статус памятников архитектуры и соответственно, охрана государства. Тем не менее, религиозные объединения жестко контролируются государством посредством официальной регистрации в созданном для этого комитете. Кроме того, пекинское правительство и здесь, как и в России, извлекает из веры ощутимую материальную прибыль и политические плюсы. Кроме того, ими давно контролируется вся легальная иерархия духовных лидеров, как в Тибете, так и в других национальных автономиях. Более того, как и в России, к каждому монастырю, храму, старцу прикреплены штатные агенты спецслужб, которые оперативно информируют Пекин о настроениях духовных авторитетов, их призывах, о тоне и содержании их проповедей, переписке с духовными учениками и церковными кругами за границей и т.п. Реально ли в обозримом будущем после такого тотального государственного контроля ожидать национальных волнений в Тибете или где-либо еще в Китае?

ПУТЬ К СВОБОДЕ

Население Тибетского автономного района КНР в 1978 году составляло немногим более 1,75 млн. человек, и это при том, что ТАР лишь часть Тибета. Контингент же китайских войск в Тибете насчитывает 250 тыс. человек, причем созданная в 1960-70 гг. сеть автомобильных дорог позволяет оперативно перебрасывать подкрепления в любую точку Тибета. Кроме того, во избежание огласки, сразу после вероятных волнений Тибет всегда успеют закрыть от посещения иностранцев, тем более что опыт у Пекина имеется. Но и это не главное.

Никто в мире не поддержит антикитайское восстание в Тибете – слишком велика угроза адекватного ответа Пекина. Ни США, ни Британия, ни Япония не рискнут сразиться с Китаем из-за Тибета. Достаточно проблемы Тайваня, чтобы в этом убедиться. Тем более не пойдут на такие жертвы ради Тибета соседи Китая. Да и в России сегодня власть такова, что дружить с Пекином выгодней, чем с ним ссориться – слишком грозен сосед и густонаселен, чтобы дать ему повод расширить за счет Дальнего Востока России свои границы. Союзник Москве необходим еще и потому, что в самой России существует проблема Чечни, а ее стремление к независимости с годами только нарастает. Кроме того, Китай разделяет с нами угрозу исламского сепаратизма, поскольку и в его границах тоже существует такая проблема (см. «Национальный вопрос в Китае»).

Путь к свободе и у нас и у тибетцев долог, но неотвратим. Только перемена власти в России поможет Тибету обрести мировое признание и помощь в своем стремлении к национальной и культурной автономии. Возвращение России к Православной Монархии, я уверен, изменит в мире многое, если не все. Новый Государь России изменит лицо планеты и подвигнет многие государства к пересмотру формы государственного правления. Китай не вечно будет коммунистическим, и не всегда только союзником России, а это значит, что у Тибета и заново возрожденной Православной Российской Империи все еще впереди.

Пресс-служба Единого Отечества

Непосвящённым нужно пояснить, в чём суть состоявшегося конфликта. Для этого, прежде всего, придётся обратиться к географии и истории.

Что такое Тибет?

Это область в Китайской народной республике, расположенная на Тибетском нагорье. С административной точки зрения называется Тибетским автономным округом , а сокращённо просто ― Тибет.

Тибет ― это особая самобытная культура, буддийская религия, фермерское хозяйство, прекрасные пейзажи, созидающее мировоззрение и загадочные люди, стремящиеся жить в гармонии с окружающим миром.

Тибет разделяется на Большой и Малый: первый находится на высоте 5000 метров над уровнем моря, второй в некоторых местах достигает 7670 метров над уровнем моря ― настоящая крыша мира . Иностранцам, попадающим на эту таинственную землю, тяжело акклиматизироваться – дышать здесь с непривычки кажется трудным и болит голова, но со временем дурные ощущения проходят.

Изначально, Тибетский район был закрыт для посещения туристов и чужеземцев, но позже, с приходом к власти Мао Цзэдуна ситуация в корне изменилась. В 1950-м году начался первый поход на Тибет , состоялись первые бои за «тибетские умы», которые закончились мирными переговорами. Но далее история демонстрирует нам новые противостояния, тибетско-китайские конфликты и кровавые бойни.

Комментарий к фото: Джэмфел Йеши ― житель Тибета, активист, поджёг себя в знак протеста против оккупации китайскими властями Тибета.

Сегодня духовный лидер Тибета, и вообще всех буддистов, Далай-Лама XIV вынужден проживать в Индии, поскольку был фактически изгнан , так как китайское Правительство не признавало Далай-Ламу в лице политического представителя Тибета.

С 2006 года в Китае проводится программа по переселению коренных тибетцев в новые жилища. Что значит переселение для тибетца? Для тибетца переселение означает коренной переворот в жизни: тибетские жители по своему быту являются кочевым народом, который активно занимается земледелием и скотоводством ― это главные занятия, которые позволяют тибетцу кормить себя и свою семью. Еду и одежду, которыми тибетцы всегда обеспечивали себя сами, при такой смене образа жизни приходится теперь закупать, а новой земли, выделяемой для ведения хозяйства, катастрофически мало не только для того, чтобы обеспечить семью, но и тем более для того, чтобы что-то продавать….

Множество разрушенных тибетских храмов, расправы над монахами, уничтожение местной культуры в угоду политической идеологии…всё это теперь тоже Тибет .

В чём привлекательность Тибета?

Тибет ― стратегически важная территория , поскольку находится на границе Китая и Индии. Также Тибет ― это сосредоточение водных ресурсов – множество полноводных азиатских рек пролегают именно в Тибете. Плюс ко всему Тибет ― это источник полезных ископаемых, на почве добычи которых до сих пор и происходят конфликты. Значительный доход экономике Китая приносит и туристический бизнес в Тибете, ведь эта местность славится своими красотами, также это духовный центр буддистов всего мира, да и просто таинственный для западных людей уголок на Земле, на который хотят взглянуть многие.

Можно посмотреть на сложившуюся ситуацию по-разному: с одной стороны китайское правительство вроде бы пытается улучшить условия жизни местного населения, с другой ― разрушает чужую культуру . Тибетский автономный округ экономически значимый район для Китая. Под предлогом освобождения тибетцев от религиозной «тьмы» коммунистическая армия Китая преследует свои денежно-экономические цели.

Война богов.

Восточные религии ― мирные. Западные ― агрессивные. Почему так? Приходилось ли вам когда-нибудь слышать о воинствующих буддистах? А христианах? Мусульманах?

История полна фактами воюющих христиан, мусульман…. Все эти крестовые походы, эпоха Реформации, инквизиции, татаро-монгольское иго, сегодняшний исламский террор и прочее ― всё это за пределами Востока, это мир воюющей Европы .

Христианство говорит нам «Не убий» и «Возлюби ближнего своего». Скажите, сколько войн было со времён библейских событий? Сотни.

Вокруг миллионы людей, носящих кресты, ходящих в церкви, молящихся. Отчего же мы не живём в мире и согласии?

Дело в том, что верующий, который с самодовольной гордостью говорит вам «Я пощусь» и отдыхающий, тем же вечером, сидящий с бутылкой пива на лавочке ― это один и тот же человек.

Дело в том, что прихожанин, выходящий из церкви после богослужения, и семьянин, который дома бьёт свою жену или постоянно орёт на детей ― это один и тот же человек.

Дело в том, что молящийся перед иконой о спасении всех душ, и покупатель в магазинной очереди, с перекошенным от гнева лицом, извергающий потоками ругань ― это один и тот же человек.

Думаю, ход мыслей вполне понятен. За всеми этими обрядами, богатыми церквями, пожертвованиями, нравоучениями нет глубокой веры. Величайшей ценностью по Библии является человек. На деле получается, что для каждого, действительно, самой большой ценностью является человек. Вполне определённый. Он сам. Каждый сам для себя самый ценный человек. Окружающие же люди не имеют к этой догме никакого отношения.

Христианство делает главным отношения Бога и человека: не делай то-то и то-то и Бог тебе не сделает плохого. Не зря же есть такая известная присказка, которая используется, как предостерегающая: «Побойся Бога». Получается, что человек перед человеком не в ответе, а в ответе, прежде всего, перед Богом. Но поскольку каждый из нас существо социальное, обитающее в обществе, не кажется ли очевидным отрыв христианского учения от реальности?

Буддийское учение ставит главным отношения человека с самим собой: наладь отношения со своим внутренним «я», тогда и контакты с окружающими будут гармоничными.

Пока христианство превозносит человека, буддизм превозносит всё живое на земле. Разница в том, что согласно христианской доктрине души умерших попадают в ад или рай, а буддийское верование упирает на круговорот жизни. Буддисты искренне верят, что нельзя, к примеру, убивать червяка, ползущего по земле, поскольку он в прошлой жизни мог быть вашим отцом или матерью. Здесь и лежит основа мирного начала восточных религий, которые считают своим долгом беречь всё живое, не только на словах, но и на деле.

Комментарий к фото: тибетский монастырь в горах.

Моё личное отношения к религиям ― негативное, поскольку я считаю, всякую религиозную веру сдерживающим и ограничивающим фактором развития человека. Но однажды возникла мысль: «А что если бы все в мире были буддистами?». Буддистские убеждения ненасилия очень выигрышно смотрятся на фоне празднования христианской Пасхи и чтения молебнов в церкви. Бережное отношения приверженцев восточных учений ко всему живому подкупает, и делает эти религиозные учения самыми «безопасными» для природы и человека.

Мы владельцы прогресса, технологических достижений, множества инноваций, но большинство из нас не испытывают удовлетворения от жизни. Так, что важнее: довольство своей жизнью или смартфон в руках, который послужит только временным источником «счастья»?

Маленькая тибетская жизнь.

Тибетское нагорье ― это сосредоточение природных богатств земли, редких животных, растений. Несмотря на то, что в большей степени Тибет ― это красивые горы (Гималайская горная цепь, Эверест), там также богатые и лесные массивы, а данная природная зона бережёт в себе около 125 видов редких животных, которые подлежат тщательной охране. Растительные ресурсы Тибета также полны ценными травами, особенно лекарственного характера. Говорят, Тибет божественно красив, когда зацветают склоны Гималайских гор.

Местное население подозрительно относится к чужакам (ещё бы, разгромили столько их храмов), но, тем не менее, приветливо встречает своих гостей. Пришедшему в тибетский дом хозяева постоянно, по старой традиции, подливают чай ― с солью и маслом ― говорят, что вкус довольно необычен и даже неприятен, но потом привыкаешь и к тибетскому чайному гостеприимству, и к вкусу чая.

В Тибете множество озёр, которые считаются для жителей священными (и уж наверняка вы не увидите там гор мусора, разве только что после посещения туристов). Ямдок – называют «озером с самой красивой водой в мире», считается, что его вода обладает целебными свойствами. Озеро Намцо тибетцы ласково называют «кусочек неба на земле».

Долгое время тибетцы жили обособлено от людей цивилизованного общества, и их пребывание никак не повлияло на экологическое состояние края.

Я считаю, что Тибет ― это одна из немногих заповедных территорий Земли, которую мы не должны тревожить, а обязаны оставить в покое и прекратить насильственное насаждение прогресса, попытки изменения уклада жизни его обитателей. Пусть сюда иногда наведываются туристы, чтобы посмотреть на людей честных и бережливых, и пусть также мирно эти туристы возвращаются к себе на Родину.

Похожую ситуацию мы наблюдаем с индейцами Америки, которых почти поглотила западная цивилизация. Что американцы принесли хорошего индейцам? Ничего, только букет невиданных ранее для туземцев болезней. Сегодня индейцы планомерно вымирают. Как мы помним, индейцев также выселяли с их родных земель, потом пытались приучить их к всевозможным благам цивилизации, привить новое мировоззрение, научить жить. В 19 веке западные люди истребили такое количество бизонов в округе, что бедные племена индейцев были тем самым лишены средств к выживанию. Только с 1500 по 1900 год количество индейцев сократилось с 15 миллионов до 237 тысяч человек! И процесс уменьшения коренного населения континента продолжается и по сей день.

Большая проблема человека в том, что он зачастую суёт свой нос туда, где и без него всё было не плохо, в результате разрушая, может быть, самое чистое и светлое, что есть в мире.