Одно из самых замечательных явлений русской поэзии – стихотворения Ф. И. Тютчева о пленительной русской природе. Ни для кого из русских поэтов, кроме разве его младшего современника А. Фета, природа не являлась таким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Тютчева. Поэт был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его стихотворениях, воспевающих картины и явления природы, нет бездумного любования. Природа вызывает у поэта размышления о загадках мироздания, о вечных вопросах человеческого бытия. Она редко предстает как просто фон, в стихах Тютчева она одухотворена, мыслит, чувствует, говорит:

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…

Стихотворение “Не то, что мните вы, природа” написано в форме обращения. У него нет заглавия, что придает ему более глубокий смысл. Поэт выступает против тех, кто недооценивает природу, говорит о людской глухоте, очерствении души из-за отдаления человека от вечного:

Они не видят и не слышат, Живут в сем мире, как впотьмах…

Строки стихотворения принадлежат поэту особого склада: философского. Это значит, что у него был не только дар пейзажиста, но и своя философия природы. Все в природе представляется Тютчеву живым, полным глубокого значения, все говорит с ним “понятным сердцу языком”. Стихотворение начинается со слова “не”, чтобы полнее оградить читателя от неверного понимания природы. “Душу”, жизнь природы поэт стремился понять и запечатлеть во всех ее проявлениях. Стихотворение содержит те образы, из которых природа складывалась для самого Тютчева.

Написано оно четырехстопным ямбом, а перекрестный способ рифмовки гармонирует в нем с чередованием женских и мужских рифм. Ассонанс на “и”, “а” и “о” придает стихотворению возвышенный тон, обилие сонорных согласных (аллитерация) делает его более мелодичным и музыкальным. Более торжественно оно звучит благодаря употреблению устаревших слов (“лик”, “чрево”, “древо”) и ударения (“приклеил”). Особая же смысловая нагрузка создается при помощи анафоры:

Вы зрите лист и цвет на древе: Иль их садовник приклеил? Илъ зреет плод в родимом чреве Игрою внешних, чуждых сил?..

Автор использует такие выразительные художественные средства, как олицетворение (“Солнцы не дышат”, “не совещалась в беседе дружеской гроза”), метафоры (“весна не цвела”, “ночь нема была”), сравнения (“живут в сем мире, как впотьмах”). Все это придает речи красочность и выразительность, способствует наиболее полному раскрытию художественного образа. В стихотворении встречаются типичные для тютчевской поэзии сложные предложения, часто в конце их ставятся восклицательные знаки, что придает художественной речи нужную авторскую интонацию.

В стихотворении “Не то, что мните вы, природа” есть отточия, заменяющие строки, которые в свое время были изъяты цензурой, а впоследствии утеряны. И все же стихотворение не потеряло своего смысла, главной идеи – взаимоотношений человека и природы. Через все произведение автор проводит мысль о том, что “глухие” люди не умеют чувствовать, а следовательно, не умеют жить. И если для них природа безлика, то для Тютчева она – “голос матери самой”. Ее образами он выражает свои сокровенные мысли, чувства, сомнения.

(No Ratings Yet)

Анализ стихотворения Тютчева “Не то, что мните вы, природа…”

Другие сочинения по теме:

  1. Стихи Тютчева о любви носят характер обобщенно психологический и тем самым отчасти философский. В. Гиппиус писал: “Тютчев поднимает любовную лирику...
  2. При первом прочтении оба эти стихотворения кажутся похожими по замыслу, ибо и Тютчев, и Фет в своих творениях призывают к...
  3. Поэтическое произведение, как известно, по своему содержанию гораздо сложнее прозаического: здесь и огромный Пример сочинениятический материал, “втиснутый” в весьма ограниченную...
  4. В 1830 году Тютчев пишет стихотворение “Silentium” (“Молчание”). Ведущая тема “Silentiuma” связана с внутренним миром человека, это повествование о тайне...
  5. Прочтем текст, расставляя смысловые акценты. Во вступлении главной целью является создание некоего настроения и изложение ситуации на момент начала событий....
  6. Поэзия Ф. Тютчева – “поэзия мысли”, “философская поэзия”, “поэзия космического сознания”. Важнейшая Пример сочинения для Тютчева – хаос, заключенный в...
  7. Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого “Завещание” Стихотворение было написано в 1947 году. Как раз после возвращения из ссылки, в те...
  8. Философские мотивы в поэзии Ф. И. Тютчева Федор Иванович Тютчев стоит особняком в русском поэтическом пантеоне. Он – современник Пушкина....
  9. Много стихотворений посвятил М. Ю. Лермонтов теме родины. Во все времена поэты обращались к этой теме: одни прославляли народ и...
  10. Нам близок Тютчев, вдохновенный созерцатель природы, нашедший свои, ему одному свойственные краски, чтобы запечатлеть ее красоту. Нам дорог Тютчев, чуткий...
  11. В середине 1830-х годов, в лучший период своего творчества, поэт вновь посвящает этой же проблеме подряд два стихотворения: “Фонтан” и...
  12. Для достоверности поэт называет конкретное место действия. Солнце в стихотворении является метафорическим образом поэта (“Нас, товарищ, двое”). Поэт призывает “Светить...
  13. Художественная судьба замечательного русского поэта Ф. И. Тютчева необычна: это, как писал критик А. М. Гуревич, “судьба последнего русского романтика,... Стихотворение “Лесное озеро” (I, 198) – подлинный шедевр, жемчужина лирики Н. Заболоцкого. Написано стихотворение в 1938 году. Экспозиция стихотворения дает...
  14. В стихотворении “Пчелы” (1867) поэт рассказал о пчелах спасенных догадливым прохожим: пчелы гибли в половодье, не долетали до улья –...

А.С. Пушкин написал это стихотворение, когда жил в Одессе. Его ранняя редакция датируется периодом от 23 октября до 1 ноября 1823 года. Финальная редакция «Сеятеля» датируется 25 или 30 ноября 1823 года. Размер произведения – четырехстопный ямб.

Список стихотворения поэт отправил в письме, написанном 1 декабря 1823 года, своему другу А.И. Тургеневу. В 1826 году, когда Александр Сергеевич жил в Михайловском, «Сеятель» был известен в списках в Москве.

Стихотворение не публиковалось при жизни поэта и не вошло в собрания сочинений, издававшиеся в 1838, 1855 и 1869-1871 годах. Впервые его опубликовал А.И. Герцен в 1858 году. Сочинение А.С. Пушкина вошло во вторую книгу альманаха «Полярная звезда», которую А.И. Герцен выпускал в Лондоне. На титульном листе сборника помещалась цитата Александра Сергеевича, а в самой книге было опубликовано несколько его стихов, в том числе – «Свободы сеятель пустынный…». В России оно впервые вошло в собрание сочинений поэта, опубликованное в 1880-1881 годах под редакцией П.А. Ефремова.

В восьмой строке стихотворения в окончательной редакции есть словосочетание «мирные народы». В первой редакции вместо него стояло «русские народы», в «Полярной звезде» было напечатано – «добрые народы».

Предлагаем Вашему вниманию текст стихотворения А.С. Пушкина «Свободы сеятель пустынный»:

Изыде сеятель сеяти семена своя

Свободы сеятель пустынный,

Я вышел рано, до звезды;

Рукою чистой и безвинной

В порабощенные бразды

Бросал живительное семя -

Но потерял я только время,

Благие мысли и труды…

Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Наследство их из рода в роды

Ярмо с гремушками да бич.

Также предлагаем Вам прослушать стихотворение «Свободы сеятель пустынный» (читает Вениамин Смехов).

К созданию стихотворения «Свободы сеятель пустынный» А.С. Пушкин приступил во время периода Южной ссылки. В это время он находился под неусыпным надзором полиции, что очень угнетало поэта. Для этого периода характерно чувство разочарования слабой силой воздействия поэзии на людей. Пушкин много размышлял в это время, и мысли его были не утешительны. Год написания стихотворения, 1823, явился переломным в творчестве поэта. Он испытал глубокое разочарование в своих мечтах о свободе, вольнолюбивые порывы сменились сомнениями в действии поэзии на людей.

Жанр

Эпиграфом к стихотворению служат строки из Евангелия от Луки: «Изыде сеятель сеяти семена своя». Поэт сравнивает предназначение поэта с действиями «сеятеля», сеющего Слово Божье. Жанр произведения – лирическое стихотворение, относящееся к гражданской лирике. Поэт отождествляет себя с борцом за просвещение, который бросает в народные массы плодородные семена преобразований, революционных идей. Но не находя отклика у народов, поэт погружается в печальные раздумья. Сравнивая бездумных людей с овцами, он горько иронизирует и одновременно скорбит о них.

Тема, идея, композиция

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Свободы сеятель пустынный» показывает, что тема и идея стихотворения очень созвучны. Это глубокое разочарование в силе поэтического слова. Пушкин всегда воспевал силу поэта, он считал, что его призвание «глаголом жечь сердца людей», но в стихотворении «Свободы сеятель» чувствуется, что его вера в это пошатнулась. Здесь лирический герой, разочаровавшись в бездействии толпы, обращается к народам в надежде разбудить отзывчивых, понимающих, небезразличных людей. Основной мыслью является желание заставить некоторых людей осознать своё значение в исторической судьбе родной земли.

Композиционно стихотворение делится на две части. Анализируя их, можно увидеть, что в первой автор знакомит читателя с поэтом-сеятелем. Его семенами являются идеи, содержащиеся в политических стихотворениях. Во второй части стихотворения герой взывает к народам, и не получив от них ответа, сравнивает их с безмолвными «овцами», довольными своей жизнью и боящимися признать необходимость перемен.

Стихотворный размер

Размер стиха – четырехстопный ямб с пиррихием. Чередование мужской и женской рифмы придаёт стихотворению живость и немного спотыкающийся ритм.

Средства художественной выразительности

Выразительные средства, использованные здесь, придают произведению возвышенное звучание, особую роль в стихотворении играет использование старославянизмов и устаревших слов («бразды», «благой»). Основной прием, который Пушкин использует в «Сеятеле» это аллегория. «Звезда» у Пушкина – это желанные лучшие времена, когда придет конец рабству. «Живительное семя» — это аллегория вольнолюбивых идей поэта, которые он пытается посеять в разумах людей. Помимо этого, в стихотворении используются эпитеты, благодаря им, Пушкин даёт характеристику поэту и безмолвным народам («сеятель пустынный», «порабощенные бразды»).

История создания и анализ стиха «Свободы сеятель пустынный» показывают, каково было разочарование поэта в бессилии своего чудесного дара. Более всего Пушкину хотелось разбудить в безмолвствующей народной массе людей, осознающих свою роль в истории России, и призвать их к действиям против рабства.

В 1823 году Пушкин переживает глубокий кризис. Состояние духовного упадка, пессимизма, овладевшего поэтом, нашло отражение в ряде стихотворений, в том числе в стихотворении «Сво­боды сеятель пустынный. ».

Пушкин использует сюжет евангельской притчи о сеятеле. Эту притчу произносит Христос в присутствии двенадцати учеников при стечении народа: «Вышел сеятель сеять семя свое: и когда сеял он, иное упало при дороге и было потоптано; и птицы небесныя поклевали его. А иное упало на каменье и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги. И иное упало между тернием, и выросло терние, и заглушило его. А иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный». Если в евангельской притче хотя бы часть «семян» принесла «плод», то вывод пушкинского лирического героя гораздо менее утешителен:

Свободы сеятель пустынный,

Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя -
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды.

Композиция . Композиционно и по смыслу стихотворение распадается на две части. Первая посвя­щена сеятелю, ее тон - возвышенно-приподнятый, чему способствует использование евангельской образности («сеятель», «живительное семя»). Вторая - «мирным народам», здесь тон лирического ге­роя резко меняется, теперь это гневное обличение, « мирные народы » сравниваются с покорным стадом:

Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

С помощью знаменитой притчи Пушкин по-новому разрешает традиционную для романтизма тему поэта-пророка в столкновении с толпой. «Свободы сеятель пустынный» - поэт (причем не только сам Пушкин, но поэт как таковой), «живительное семя», которое сеет лирический герой, символизирует слово, поэзию вообще и политические стихотворения и радикальные вы­сказывания, ознаменовавшие жизнь поэта в Петербурге и Кишиневе, в частности. В результате лирический герой приходит к мысли, что все его труды напрасны: никакие призывы к свободе не в состоянии пробудить «мирные народы».

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

Анализ стихотворения Пушкина «Свободы сеятель пустынный…» - лучшее сочинение

В 1823 году А.С.Пушкин переживает глубокую депрессию. Поэтом овладевает состояние духовного упадка и пессимизма, которое отражается в его стихотворениях, в частности в произведении «Свободы сеятель пустынный…-». Поэт выражает свое разочарование и недоверие к политической пропаганде, не способной пробудить "мирные народы".

Для Пушкина главной целью в жизни была свобода. И поэт чувствовал себя человеком, сеющим свободу. Но он был начинателем пустынным и одиноким, и "вышел слишком рано", когда народ не был еще готов к переменам, а на призыв к свободе никто не откликнулся.

Страшное сомнение охватило поэта: а нужен ли вообще народу дар свободы, может быть, ему спокойнее в рабстве? Автор сравнивает народ со стадом, слепым и покорным, которое следует за пастухом, за своим правителем. Лирический герой теряет надежду пробудить их "честь кличем", главным образом, ему не предоставляется возможности сделать это сейчас. Люди обречены, потому что выбрали свою судьбу и они останутся "мирным народом", не готовым к нововведениям и преобразованиям. И пока они будут послушно подчиняться царю, пока не захотят перемен, семя свободы не прорастет. А значит, поэт только теряет "время, благие намерения и труды…-".

  • Философский поиск истинной свободы в лирике Пушкина

Тема свободы, или вольности, – центральная тема произведений Пушкина.

  • Анализ стихотворения Пушкина «Поэт»

    Стихотворение "Поэт" было написано Пушкиным в 1827 году, уже тогда он.

  • Анализ стихотворения Пушкина «Вольность»

    В 1817 году Пушкин оканчивает Царскосельский лицей и поступает на службу.

  • Анализ стихотворения Пушкина «К морю»

    Летом 1824 г. А. С. Пушкин по наущению своих врагов был отправлен петербургским.

  • Анализ стихотворения Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный»

    За год до смерти, А. С. Пушкин написал одно из удивительнейших стихотворений.

  • Анализ стихотворения Пушкина «Анчар»

    Данное произведения раскрывает важную проблему человечества - рабство.

  • Тема свободы в лирике Пушкина

    Свобода – одна из наивысших человеческих ценностей, и тем она дороже.

    Анализ стихотворения Пушкина «Свободы сеятель пустынный…»

    В 1823 году А.С.Пушкин переживает глубокую депрессию. Поэтом овладевает состояние духовного упадка и пессимизма, которое отражается в его стихотворениях, в частности в произведении «Свободы сеятель пустынный…». Поэт выражает свое разочарование и недоверие к политической пропаганде, не способной пробудить «мирные народы».

    Для Пушкина главной целью в жизни была свобода. И поэт чувствовал себя человеком, сеющим свободу. Но он был начинателем пустынным и одиноким, и «вышел слишком рано», когда народ не был еще готов к переменам, а на призыв к свободе никто не откликнулся.

    Страшное сомнение охватило поэта: а нужен ли вообще народу дар свободы, может быть, ему спокойнее в рабстве? Автор сравнивает народ со стадом, слепым и покорным, которое следует за пастухом, за своим правителем. Лирический герой теряет надежду пробудить их «честь кличем», главным образом, ему не предоставляется возможности сделать это сейчас. Люди обречены, потому что выбрали свою судьбу и они останутся «мирным народом», не готовым к нововведениям и преобразованиям. И пока они будут послушно подчиняться царю, пока не захотят перемен, семя свободы не прорастет. А значит, поэт только теряет «время, благие намерения и труды…».

    По смыслу стихотворение разделяется на две части. В первой говорится о сеятеле, ее тон - возвышенный, чему способствует употребление евангельской образности («живительное семя», «сеятель»). Вторая посвящена «мирным народам», здесь резко меняется тон лирического героя, он выражает гневное обличение, где «мирные народы» сравнивает с послушным стадом. В данном стихотворении Пушкин использовал сюжет о сеятеле из евангельской притчи.

    С помощью знаменитой притчи автор по-новому решает традиционную тему пророка в столкновении с народом. «Свободы сеятель пустынный» - это поэт, а слово символизирует «живительное семя», которое и сеет лирический герой. Политические стихотворения и радикальные действия ознаменовали жизнь поэта. В итоге он понимает, что все понапрасну и никакой призыв к свободе не пробудит «мирные народы».

    «Свободы сеятель пустынный» А.Пушкин

    «Свободы сеятель пустынный» Александр Пушкин

    Изыде сеятель сеяти семена своя

    Свободы сеятель пустынный,
    Я вышел рано, до звезды;
    Рукою чистой и безвинной
    В порабощенные бразды
    Бросал живительное семя —
    Но потерял я только время,
    Благие мысли и труды…

    Паситесь, мирные народы!
    Вас не разбудит чести клич.
    К чему стадам дары свободы?
    Их должно резать или стричь.
    Наследство их из рода в роды
    Ярмо с гремушками да бич.

    Анализ стихотворения Пушкина «Свободы сеятель пустынный»

    Южная ссылка, в которой Александр Пушкин провел почти четыре года, произвела на поэта неизгладимое впечатление. Подобное решение правительства он воспринимал, как личное оскорбление, хотя и понимал, что за стихи-эпиграммы в адрес императора его ждало более серьезное наказание.

    Тем не менее, этот период жизни связан у Пушкина далеко не с самыми лучшими воспоминаниям, хотя именно на юге России он смог переосмыслить значение слова «родина» и определился собственным призванием.

    В 1823 году поэт, размышляя над своей судьбой, написал стихотворение «Свободы сеятель пустынный», за основу сюжета которого взял известную библейскую притчу. Суть ее сводится к тому, что землепашец, разбрасывая зерна пшеницы, не может рассчитывать на то, что каждое из них даст новый колосок. Однако зерна, попавшие в благодатную почву, непременно прорастут и окупят все сторицей . Сравнивая себя с сеятелем, поэт отмечает, что он с надеждой и верой «в порабощенные бразды бросал живительное семя». Автор подразумевает свои стихи, в которых хотел донести до соплеменников необходимость изменения общественного строя, благодаря чему каждый человек сможет получить подлинную свободу. Правда, Пушкин считает, что ему повезло гораздо меньше, чем библейскому землепашцу, который сумел получить прекрасный урожай. Сам же поэт убежден, что он лишь потерял «время, благие мысли и труды», пытаясь опередить ход событий.

    Обращаясь к своему народу, автор называет его стадом, которому «дары свободы» совершенно не нужны. «Вас не разбудит чести клич», — резюмирует поэт. При этом он сожалеет о том, что люди, погруженные в собственные заботы, не хотят видеть очевидного и не желают понимать, что их бездействие весьма пагубно отразится и на будущих поколениях. Довольствуясь малым и отдавая гораздо больше за сомнительное право иметь собственный кров и пищу, современники поэта совершенно не задумываются о завтрашнем дне и не понимают, что ими манипулируют в угоду своим интересам власть имущие . И это вызывает в душе поэта огромное возмущение. Тем не менее, Пушкин понимает, что не в состоянии что-либо изменить, так как наследством его народа являются «ярмо с гремушками да бич». Именно поэтому автор считает свое творчество напрасным и никому не нужным. Однако поэт все же изменит свое мнение, когда поймет, что часть брошенным им в благодатную почву семян все же проросла, породив поколение декабристов, которым суждено было изменить ход российской истории.

    «Свободы сеятель пустынный», анализ стихотворения Пушкина

    История создания

    Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» было написано в 1823 году. Это тяжёлый период в жизни Пушкина. Усиливается реакция, Пушкин разочаровывается в вольнолюбивых мечтах. Поэт осознаёт тщетность порывов к свободе. Данное стихотворение выражает неуверенность в действенности слов поэта, влиянии призывов на людей, на целые народы.

    Литературное направление, жанр

    «Свободы сеятель пустынный» - позднеромантическое стихотворение Пушкина. Оно выражает разочарование в романтических идеалах. Это образец гражданской лирики. Себя поэт считает просветителем, сеющим в массы живительные идеи преобразований, изменений, даже революционных. «Клич чести» поэта не будит народы, которые Пушкин ассоциирует с овцами или другим скотом. Лирический герой опускает руки и предоставляет событиям течь своим чередом. Он смиряется с пассивностью народов, хоть и обвиняет их в том, что они не поддерживают призыв. Эти обвинение и горечь отражают романтическое мировосприятие Пушкина.

    Тема, основная мысль и композиция

    Тема стихотворения – разочарование в великой миссии поэта как глашатая правды и свободы. Основная мысль связана с тайной надеждой поэта. Во второй части лирический герой взывает к народам, как будто махнув рукой на бездействие толпы. Но стихотворение обращено не к ним, а к тем немногим личностям, которые осознают свою роль в истории и могут откликнуться на призыв. Так что основная мысль – разбудить личности в стадах мирных народов.

    Эпиграф стихотворения взят из Евангелия от Матфея. Это первая строка притчи о сеятеле. В притче Иисус иносказательно объяснил ученикам, как воспринимают слушающие Слово Божье. Лишь немногие внимают ему, понимают его правильно и живут в соответствии с ним. Сеятель в евангельской притче – это сам Иисус. Пушкин сопоставляет своё дело поэта, свой призыв к свободе и борьбе с проповедью Иисуса. В отличие от Иисуса, поэт считает свою деятельность тщетной: «Но потерял я только время, Благие мысли и труды».

    Стихотворение делится на две части. Первая повествует о деятельности сеятеля-поэта, чьё «живительное семя» - политические стихотворения и высказывания. Вторая часть сначала была частью чернового стихотворения «Моё беспечное незнанье», а затем распространялась в списках как отдельное стихотворение. Его не раз обнаруживала полиция или ІІІ Отделение.

    Вторая часть – обращение к «мирным народам», которых Пушкин сравнивает с овцами (стадо Божье – это евангельский образ послушных верующих). Но в Евангелии речь идёт о пасущемся стаде, Пушкин же использует другие образы покорности: стадо режут или стригут, оно ходит в ярме (это уже не овцы, а волы), его бьют бичом.

    Размер и рифмовка

    Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихием почти в каждой строке, что делает стройное и ритмичное стихотворение более живым, ритм в нём как будто «спотыкается». В стихотворении чередуются женская и мужская рифма. Рифмовка первой строфы имеет своеобразную структуру: первые четыре строчки связаны перекрёстной рифмовкой, причём четвёртая строчка одновременно связана кольцевой рифмовкой с последними тремя: АбАбВВб. Вторая строфа состоит из 6 строчек, связанных перекрёстной рифмовкой.

    Тропы и образы

    Первая строфа полна евангельских образов и старославянизмов, что делает слог возвышенным: порабощённые бразды, время, благой. Слово «пустынный» имеет значение одинокий. Уточнение «до звезды» тоже отсылает к Евангелию, где звезда символизирует Иисуса, а в аллегориях Пушкина – лучшие времена, когда народы перестанут быть порабощёнными. Живительное семя – аллегория вольнолюбивых высказываний Пушкина. В первой строфе очень важны эпитеты и метафорические эпитеты, выражающие качественные характеристики поэта-глашатая и порабощённых народов: сеятель пустынный, рука чистая и безвинная, порабощённые бразды, живительное семя, благие мысли и труды.

    В отличие от первой строфы, во второй, обличительной, только один эпитет – мирные народы, зато он очень ёмкий: народы, желающие покоя, не готовые к борьбе. В этой строфе Пушкин пользуется несогласованными определениями: чести клич, дары свободы, ярмо с гремушками.

    Основной приём Пушкина в стихотворении – аллегория. Поэт использует такие фигуры речи, как умолчание, риторический вопрос и призыв. Благодаря этому в стихотворении есть практически все знаки препинания.

    Послушать стихотворение Пушкина Свободы сеятель пустынный

    Темы соседних сочинений

    Картинка к сочинению анализ стихотворения Свободы сеятель пустынный

  • «Свободы сеятель пустынный» Александр Пушкин

    Изыде сеятель сеяти семена своя

    Свободы сеятель пустынный,
    Я вышел рано, до звезды;
    Рукою чистой и безвинной
    В порабощенные бразды
    Бросал живительное семя —
    Но потерял я только время,
    Благие мысли и труды…

    Паситесь, мирные народы!
    Вас не разбудит чести клич.
    К чему стадам дары свободы?
    Их должно резать или стричь.
    Наследство их из рода в роды
    Ярмо с гремушками да бич.

    Анализ стихотворения Пушкина «Свободы сеятель пустынный»

    Южная ссылка, в которой Александр Пушкин провел почти четыре года, произвела на поэта неизгладимое впечатление. Подобное решение правительства он воспринимал, как личное оскорбление, хотя и понимал, что за стихи-эпиграммы в адрес императора его ждало более серьезное наказание.

    Тем не менее, этот период жизни связан у Пушкина далеко не с самыми лучшими воспоминаниям, хотя именно на юге России он смог переосмыслить значение слова «родина» и определился собственным призванием.

    В 1823 году поэт, размышляя над своей судьбой, написал стихотворение «Свободы сеятель пустынный», за основу сюжета которого взял известную библейскую притчу. Суть ее сводится к тому, что землепашец, разбрасывая зерна пшеницы, не может рассчитывать на то, что каждое из них даст новый колосок. Однако зерна, попавшие в благодатную почву, непременно прорастут и окупят все сторицей . Сравнивая себя с сеятелем, поэт отмечает, что он с надеждой и верой «в порабощенные бразды бросал живительное семя». Автор подразумевает свои стихи, в которых хотел донести до соплеменников необходимость изменения общественного строя, благодаря чему каждый человек сможет получить подлинную свободу. Правда, Пушкин считает, что ему повезло гораздо меньше, чем библейскому землепашцу, который сумел получить прекрасный урожай. Сам же поэт убежден, что он лишь потерял «время, благие мысли и труды», пытаясь опередить ход событий.

    Обращаясь к своему народу, автор называет его стадом, которому «дары свободы» совершенно не нужны. «Вас не разбудит чести клич», — резюмирует поэт. При этом он сожалеет о том, что люди, погруженные в собственные заботы, не хотят видеть очевидного и не желают понимать, что их бездействие весьма пагубно отразится и на будущих поколениях. Довольствуясь малым и отдавая гораздо больше за сомнительное право иметь собственный кров и пищу, современники поэта совершенно не задумываются о завтрашнем дне и не понимают, что ими манипулируют в угоду своим интересам власть имущие . И это вызывает в душе поэта огромное возмущение. Тем не менее, Пушкин понимает, что не в состоянии что-либо изменить, так как наследством его народа являются «ярмо с гремушками да бич». Именно поэтому автор считает свое творчество напрасным и никому не нужным. Однако поэт все же изменит свое мнение, когда поймет, что часть брошенным им в благодатную почву семян все же проросла, породив поколение декабристов, которым суждено было изменить ход российской истории.