#зима #весна #лето #осень ЗИМА. Это, безусловно, царство снега. Дайте малышу попробовать снег пальчиками – подключите его тактильную память. Выстроите цепочку: зима – это снег, а снежок холодный и белый. Попозже, когда ребёнок подрастёт можно добавлять другие приметы, связанные с этим сезоном, рассказывать о популярных зимних развлечениях, праздниках ВЕСНА– время пробуждения. Обращайте внимание ребёнка на проклюнувшиеся почки, давайте ему потрогать молоденькие листики, травинки. Расскажите, какие птицы прилетают весной обратной после зимовки, какие животные пробуждаются от спячки. ЛЕТО – с этим временем года у малыша, скорее всего, будет ассоциироваться отдых у любимой бабушки, либо другой его вариант – с родителями на море. Акцентируйте также внимание на том, что именно летом созревают столь любимые детьми фрукты и ягоды, что летом можно долго играть на улице, потому что день длинный, а ночь короткая. ОСЕНЬ. Время, когда опадают, окрашиваясь в яркие цвета листья. Время изготовления интереснейших осенних поделок – из шишек, каштанов, ягодок и листвы. Поделки и аппликации из осенних даров природы легко соотнести с осенней порой. В то же время обращайте внимание на другие характерные признаки осени: становится холоднее, раньше темнеет, по утрам бывают заморозки, и некоторые птицы улетают зимовать на юг. В возрасте двух - трёх лет ребёнок должен хорошо определять времена года, их последовательность, и основные признаки. ======================== Переходим к следующему этапу. ИЗУЧАЕМ И ЗАПОМИНАЕМ НАЗВАНИЯ МЕСЯЦЕВ Проще всего научить ребёнка определять месяцы, опираясь на имеющиеся знания о временах года. Для этого можно самостоятельно сделать наглядное пособие, которое поможет вам быстро научить малыша нужному материалу и закрепить его знания о временах года. Итак, нам понадобится: Кусок плотного картона размером 30х40 см.; 4 бумажных конверта; 4 красивые крупные картинки, изображающие зиму, весну, лето и осень; 12 карт из плотной бумаги с крупными названиями месяцев и соответствующими им тематическими картинками. Приступаем к изготовлению Шаг 1. Разделите лист картона на 4 одинаковые части, на каждую наклейте картинку, изображающую определённое время года в такой последовательности: два верхних прямоугольника – это зима и весна, два нижних – лето, осень. Шаг 2. В нижней части каждой картинки наклейте конверт (лицевая сторона конверта приклеивается непосредственно на картинку). У конверта отрежьте верхний клапан, которым обычно его заклеивают. Должен получиться своего «кармашек» на картинке, изображающей время года. В этот карман и нужно поместить соответствующие каждому сезону карты с названиями месяцев. В итоге, в каждом кармане должны находиться три карты. Размер карты нужно подобрать так, чтобы её большая часть выглядывала из конверта, и ребёнок мог без затруднений увидеть, что на ней изображено и название самого месяца. Оформляем карты Надписи «февраль», «март», «апрель» напишите или напечатайте чётко и крупным шрифтом. Первую букву названия месяца можно слегка выделить – сделать её другого цвета и чуть увеличить шрифт. Это поможет детям в будущем запомнить название месяца, в том числе, по первой букве. Однако этим способом удобнее пользоваться тем, кто уже хорошо знает алфавит. Картинки на карточках должны изображать характерные события и приметы каждого месяца, доступные для запоминания малышом. Например: январь – новогодние праздники, июль – купание в речке или на море, март – первые подснежники и тюльпаны, апрель – день рождения ребёнка (сестры, бабушки) и т.д. Постарайтесь, чтобы картинки были яркими и запоминающимися. Можно разнообразить картинки домашними фото, на которых изображён сам малыш, при этом следите, чтобы было хорошо видно, какое именно время года изображено на фотографии. УЧИМ НАЗВАНИЕ МЕСЯЦЕВ И ИГРАЕМ Продемонстрируйте ребёнку наглядно, как соотносятся месяцы с временами года, поместив карты с их названиями в соответствующий карман. Для первых занятий достаточно запоминания двух - трёх месяцев, гораздо важнее, чтобы ребёнок старался запомнить, как они распределяются по временам года, какие относятся к лету, какие к зиме. Учим месяцы не спеша, стараясь подбирать понятные ребёнку ассоциации и примеры. В процессе обучения предлагайте малышу самостоятельно распределять карточки с названиями в нужные карманы, при этом проговаривайте их названия вслух. Усложняем задание: Чтобы научить ребёнка хорошо ориентироваться, в каком порядке месяцы следуют друг за другом в течение года, предлагаем следующее задание. Вытащите все карточки с названиями и перемещайте их в произвольном порядке. Потом положите их перед малышом и предложите разложить их в правильном порядке, начиная с января. Можно добавить элемент игры, рассказав, что это злая Баба Яга смешала карточки, и если не помочь месяцам стать в правильном порядке, то Новый Год не настанет. Когда юный ученик быстро и без проблем начнёт складывать карты с названиями месяцев в правильном порядке, а также устно отвечать на вопросы: «Как называется первый месяц в году?», «Какой месяц идёт за мартом?», «Назови три осенних месяца, три летних и т.д.», тогда можно считать, что он успешно научился определять месяцы.

Викторина «Краски осени» - для школьников

(Сентябрь, октябрь, ноябрь. Названия месяцам дал римский календарь. Septem, octo, novem – значит, седьмой, восьмой и девятый. Это порядковый номер каждого месяца, потому что в римском календаре год начинался с марта.)

  • Кто такие «хмурень», «грязник» и «грудень»?

(Это славянские названия осенних месяцев.)

  • Почему происходит смена времён года?

(Время года зависит от положения Земли относительно Солнца. Орбита Земли не круглая, а вытянутая, а сама Земля вращается как бы под углом, «подставляя» ближе к Солнцу то южное полушарие, то северное)

  • Почему осенью листья на деревьях становятся разноцветными?

(Из-за укорачивающегося дня и замирания жизнедеятельности дерева хлорофилл – пигмент, обеспечивающий листьям зелёную окраску – не успевает восстановиться, поэтому «проявляются» другие пигменты)

  • Есть ли деревья, чьи листья не меняют осенью свой цвет?

(Есть. Например, ольха, сирень. У них нет других пигментов, поэтому листья у них буреют или опадают прямо зелёными)

  • Замечено, что деревья, растущие возле уличных фонарей, позже желтеют и позже сбрасывают листву. Почему?

(Это происходит из-за дополнительного источника света – у этих деревьев световой день немного увеличен)

  • Зачем деревья сбрасывают осенью листья?

(Во-первых, большая площадь листа испаряет много влаги, если летом корни добывают влагу из земли, то зимой это невозможно – дерево бы просто засохло, если бы не сбросило листву. Во-вторых, из-за той же площади листа снега на деревьях было бы больше – им было бы тяжелее, ветки могли бы сломаться. В-третьих, в листве за лето накапливается много минеральных солей, растение избавляется от их излишка. В-четвёртых, листва – это удобрение, дерево готовит питание самому себе)

  • Какие осенние цветы радуют нас практически до самых морозов?

(Астра, хризантемы, лапчатка, бархатцы и т.д.)

  • Не секрет, что у зайцев появляются зайчата несколько раз в год. Весной рождаются зайчата-настовички, летом – травнички, а кто рождается осенью?

(Листопаднички)

  • Почему осенью птицы улетают на юг?

(Прежде всего, потому что становится мало еды, холод – это вторая причина)

  • А кто их птиц остаётся зимовать с нами?

(Голуби, синицы, воробьи, вороны и т.д.)

  • Существуют ли птицы, улетающие не на юг?

(Да, есть птицы, которые осенью улетают на восток: например, чечевичник, куличок-плавунчик)

  • Может быть, для кого-то из птиц и наши края – курорт? Кто на зиму прилетает к нам?

(Клёст, свиристели, чечётки)

  • Некоторые звери делают на зиму запасы. А птицы запасы делают?

(Некоторые делают – например, сойки, совы)

  • Одни из самых последних на юг улетают утки. Иногда, если есть корм и незамерзающий водоём, они даже остаются зимовать. Почему они не замерзают?

(У них есть подкожный жировой слой. Перо у уток очень плотное и водонепроницаемое, а под пером – мягкий тёплый пух, такая «подушка» хорошо греет. У уток своеобразное кровообращение, поэтому лапки у них тоже не мёрзнут)

  • Что за Снежные Королевы есть среди животных, которые на зиму могут превратиться в ледышку, и им это нипочём?

(Это лягушки, змеи, ящерицы)

  • Какие праздники празднуют осенью?

(День знаний, День учителя, Осенины, Праздник урожая, День пожилого человека, День музыки, День народного единства)

  • Дары осени – что это?

(Урожай фруктов и овощей, грибы, ягоды)

  • Осенние дары: корнеплод для драников и фрукт для шарлотки. Что это?

(Картофель и яблоко)

  • По мнению Алисы из страны чудес от этого овоща (точнее – корнеплода) часто лукавят.

(Лук)

  • Этот овощ бывает и сладким, и горьким.

(Перец)

  • Что же делают огородники в огороде осенью, когда весь урожай собран?

(Сажают зерновые культуры и некоторые овощи под зиму)

  • Какие горькие ягоды первый мороз делает сладкими?

(Калину и рябину)

(«Осенняя» поэзия А.С. Пушкина, Н.Н. Сладков «Курорт «Сосулька», «Осень в лесу», «Осень на пороге», М.М. Пришвин «поэтические миниатюры об осени, Т. Александрова «Кузька в лесу» (из цикла про домовёнка), Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», В.В. Бианки «Осень», «Анюткина утка» и т.д.)

  • Какие пословицы и поговорки об осени вы знаете?

(«Осенью и воробей богат», «осень – припасиха, а зима – прибериха», «В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвёт, сверху льёт, снизу метёт» и другие)

(П.И. Чайковский, цикл «Времена года», А. Вивальди «Времена года», детские песни и т. д.)

  • Каких живописцев осень вдохновляла на творчество?

(И.Левитан, И.Шишкин, А. Саврасов, Н. Нестеров и др.)

  • Осенью частые гости – это холод и дождь. Пора надевать свитера и куртки! Что теплее: свитер двойной толщины или два свитера, надетые разом?

(Два свитера: между ними есть прослойка воздуха, она хорошо сохраняет тепло)

  • Холодный ветер – тоже частый спутник осени. С помощью чего можно узнать направление ветра?

(С помощью флюгера)

Викторина «Осенний марафон»

1. Самый продолжительный осенний месяц.

2. Как называют осеннюю пору, когда погода стоит как летом и летает много паутины?

3. Почему листья деревьев, расположенные у макушек, осыпаются самыми последними?

4. Продолжи пословицу: «Зерно в колоске -…».

5. На какой месяц приходится золотая осень?

6. Основные осенние изменения.

7. Отгадай загадку: «Этот тканевый грибок защитит, чтоб не промок».

8. Дрова из этих деревьев дают больше жара при сгорании?

9. Как называют осеннее потомство зайцев?

10. Почему для леса важны ядовитые грибы не меньше, чем съедобные?

11. Что происходит с шерстью диких зверей после осенней линьки?

12. У каких деревьев образуются шишки?

13. Листья этого дерева опадают зелеными.

14. У каких ягодных растений листья осенью не опадают?

15. Что осенью должна заготовить белка, чтобы быть зимой сытой?

16. Какой овощ не является корнеплодом: редис, морковь, картофель, репа, свекла?

17. Что такое слякоть?

18. Почему опасность на дорогах осенью возрастает?

19. Какой праздник отмечают в первый осенний день?

20. Когда говорят: «Пошел на тихую охоту», что имеют ввиду?

Ответы: 1. Октябрь. 2. Бабье лето. 3. Они моложе других и живут дольше. 4. Не спи в холодке. 5. Октябрь. 6. Похолодание. Уменьшение длины светового дня. 7. Зонт. 8. Березы и дуба. 9. Листопадничками. 10. Лекарство для животных. 11. Меняется цвет и густота шерсти. 12. Ель, сосна, ольха, кедр, лиственница, пихта, секвойя. 13. Ольхи.14. Брусника, клюква. 15. Ягоды, орехи, шишки, грибы.16. Картофель. Это клубень.17. Жидкая грязь. 18. Дождь, туманы, заморозки – скользко, плохая видимость. 19. День Знаний. 20. Сбор грибов.

нашем языке, как и во многих других, названия месяцев происходят из латинского языка.
Но у славян были и с свои имена, связанные с "характером" месяца,
его основными признаками.


СЕНТЯБРЬ

Происходит от латинского: September.
«Septem» - семь, так как это был 7-й месяц старого римского календаря. В то время год начинался с марта.

В старину изначальным русским названием месяца был «рюинь» , от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей. Среди других имен - «хмурень» – небо в это время года чаще хмурится, идут дожди.

"вересень" .
В белорусском - "верасень" .

ОКТЯБРЬ

Происходит от латинского: October.
«Оcto» – восемь. Это был 8-й месяц старого римского календаря.

Основное славянское название "листопад" – не трудно догадаться, почему.Носил он также название «паздерника» - от паздери, кострики, так как в этот месяц начинают мять лен, коноплю, замашки. Другие названия – «грязник» (после осенних дождей и ненастья грязи хватает) или «свадебник» - от свадеб, которые чаще всего справляли в это время.

В украинском языке месяц носит название "жовтень" .
В белорусском - "кастрычнiк" .


НОЯБРЬ

Происходит от латинского: November.
«Novem» - девять, так как это был 9-й месяц старого римского календаря.

Славянское название "грудень" . В старину месяц этот назывался собственно грудным или грудном, от груд замерзшей земли со снегом. «Груда» (обл.) - «мерзлые колеи по дороге, мерзлая кочковатая грязь».В древнерусском языке зимняя замерзшая дорога называлась грудным путем.

В украинском языке месяц называется "листопад" (видно, в связи с более теплым климатом листья опадают позже).
В белорусском - "лiстапад".