Почему же довольно часто люди не способны находить выходы из жизненных трудностей? Об этом мы узнаем далее.
"А что я могу?", "Да кому я нужен...", "Я слишком стар для..." - сегодня мы с вами рассмотрим эти распространенные упаднические фразы и с помощью психологии выясним, как у нормальных, сильных, талантливых людей вдруг образуется пессимистический рефлекс.
Это состояние в течение жизни испытывает практически каждый. "Бесполезно, все равно у меня вряд ли что-то стоящие получится", или "Мне лень, не могу себя заставить", или...
Поддаваясь таким настроениям, мало кто догадывается, что стал жертвой так называемой "выученной беспомощности" - психологического феномена, давно описанного учеными .
Синдром "Выученной беспомощности" - стресс доводит до "болота"
Что такое стресс - знают все (кстати, обязательно прочтите в добавок , потому что стресс бывает разный, как негативный, так и положительный). Насколько негативно он влияет на организм - вроде бы тоже. Но у стресса есть небольшой нюанс, который влияет не только на организм, но и на человеческий характер и сознание.Попав в стресс определенного рода, мы в какой-то момент теряем желание из него выходить. Мало того, это становится принципом, который мы питаемся навязать окружающим и детям. "Я живу в болоте и даже не буду питаться из него вылезти, потому что это бесполезно. И вообще: болото - это твоя родина, сынок!"
Впервые о проблеме психологической беспомощности, которую вдруг проявляют люди, имеющие возможность изменить свою жизнь к лучшему, но отказывающиеся это делать, заговорил еще Зигмунд Фрейд. Дать объяснение этому феномену знаток душ не смог. Однако спустя столетие объяснение было найдено - к нему подтолкнули эксперименты над животными.
Специалисты считают выученную беспомощность одной из базовых общечеловеческих проблем.
Навязанная беспомощность
В начале 1970-х американский психофизиолог Мартин Селигман провел серию опытов, смысл которых состоит в том, чтобы научить собак бояться высоких звуков.Для этого псов помещали в клетки, к полу которых было подведено электричество. Едва раздавался сигнал высокого тона, псы получали удар током, избежать которого у них не было ни малейшей возможности. Таким образом Селигман надеялся воспитать у собак условный рефлекс: звук высокого тона → опасность → беги!
Эксперимент продолжался неделю, а затем клетки открыли - чтобы проверить, убегут ли животные, услышав сигнал. И тут ученых ждало потрясение.
Заслышав высокий звук, собаки, вопреки ожиданиям, не убегали. Они ложились на пол, прижимали уши и начинали отчаянно скулить в предвкушении очередного удара током. Ни один из десятков подопытных не сделал даже попытки выскочить из клетки - хотя дверь была открыта.
Тогда обескураженный Селигман поместил в клетку с открытой дверью собаку, не участвовавшую в эксперименте. И та, едва получив удар, выскочила наружу.
Проанализировав поведение псов, ученые пришли к выводу: подопытные не пытаются избежать ударов током по той причине, что они уже делали десятки безуспешных попыток спастись - и привыкли к тому, что убежать не удастся. Иначе говоря, собаки "научились беспомощности".
Качественно приведенные понятные параллели между тем, как неконтролируемый стресс вызывает синдром " ", который, в свою очередь, приводит к длительному внутреннему депрессивному состоянию или, другими словами, эндогенной депрессии. Все это подавляет волю человека, понижает его самооценку, амбициозность, предприимчивость, способность мыслить глобально и замечать возможности, нивелирует его цели и желание самореализоваться в жизни. То есть, человек становится полностью подконтрольным внешним факторам и механизмам влияния.
Простым народным языком, неконтролируемый стресс - это своего рода мощный инструмент, который по большей мере создается штучным путем и целенаправленно приводит к росту управляемости обществом. Но так же он создается и неосознанно, нами, к примеру в отношении детей! Да-да, все именно так и есть. Многие родители сами воспитывают в своем ребенке неудачника даже не подозревая об этом. Как этого избежать, вы узнаете из лекции.
Теперь, если вы просмотрели лекцию, задайте себе логический вопрос или просто призадумайтесь, от чего с экранов телевизоров и других источников информации выливается на людей столько негативных, возбуждающих и шокирующих событий? Почему большинство фильмов носят стрессовый, высмеивающий и вызывающий характер? А вот положительного, светлого и приятного, которого, кстати говоря, куда больше в мире, не так уж и много? Дело не только в том, что, как говорится, "производим все, что пипел хавает". Но да ладно, вернемся к основном.
Как вырабатывается беспомощность у людей
Спустя еще пару десятилетий другой ученый, немец Юлиус Куль, провел похожие эксперименты с людьми. Нет, подопытных здесь не были током - Куль "учил" их беспомощности другими методами.Для эксперимента были выбраны несколько десятков студентов - умных, сообразительных, уверенных в себе. Им было предложено решать разнообразные интеллектуальные задачи. Только вот задачи эти не имели решения, но испытуемым об этом, конечно же, не сообщили.
При этом экспериментатор давил студентов психологически: называл задачи "элементарными", отпускал негативные комментарии об "ай-кью" испытуемых и в результате довел студентов до отчаяния. После этого подопытным предлагали простую задачу - такую, с которой каждый из них в нормальном состоянии справился бы играючи. Но... 80% студентов уже не смогли найти решения.
"У них сформировалась неуверенность в собственных силах, . Этот стресс, связанный с искусственно внушаемой мыслью: "Ты ни на что не способен", и становится причиной выученной беспомощности", - констатировал Куль.
Выход их жизненных трудностей есть или "Дверь открыта"
Итог прост. Если вы некоторое время находитесь в травмирующих ситуациях, которым не могли ничего противопоставить, - ваша психика приобретает состояние "выученной беспомощности": вы примиряетесь с и не пытаетесь находить выходы не только из действительно безнадежных ситуаций, но и из любых других.По прикидкам психологов, 20% людей (как правило, интроверты и в чем-то социопаты, живущие по собственной системе ценностей) могут противостоять стрессам такого вида. Еще 30-40% восстанавливают веру в себя. Для остальных же "беспомощность" становится принципом жизни: чтобы избавиться от нее, требуется кропотливая работа над собой и нередко - помощь психотерапевта.
Но: предупрежден - значит, вооружен. Зная, как работает механизм беспомощности, проанализировав, какие именно ситуации заставили вас "не видеть" открытую дверь в "клетке", можно заставить себя сделать шаг к "выходу". Да, это потребует силы воли и осознанного решения. Но ведь на то мы и "люди разумные" - не так ли?
Симптомы
Выученная беспомощность проявляет себя трудностями:- С постановкой целей ("я ничего не хочу", "не знаю, что выбрать");
- С инициированием действий (хорошо, сделаю, но потом", "не сейчас", "я для этого слишком стар/некрасив/молод/слаб/болен...");
- С поддерживанием первоначальных намерений ("просто стало неинтересно", "все равно ничего хорошего не получится", "мне все надоело, я устал");
- С преодолением препятствий ("я думал, это будет легче", "я не справлюсь", "зачем стараться, если эту стену мне все равно не пробить").
Вова - лысеющий 46-летний мальчик - всегда был удобным собеседником. Прикрываясь виноватой полуулыбкой, Вова старался не привлекать внимания. Даже сталкиваясь с откровенной агрессией, Вова отшучивался и уходил от темы. Родственники подтрунивали над его вечными «как бы», «возможно», «вероятно» и «вроде бы». Его так и называли - «вроде бы Вова».
Вова боялся перемен. Даже поход в непривычный магазин за хлебом вызывал страх. В ход шли абсурдные отговорки от «там наверняка нет хлеба» до «переходя через дорогу, меня собъет машина и я умру».
Удачливостью Вова не отличался. Мелкие и крупные неудачи, уплывшие возможности и негаданные неприятности сыпались на него как из рога изобилия. Переживая очередной провал, Вова, вздыхая, повторял, что успех, карьера, любовь - для выскочек и пройдох, а настоящая жизнь - это мелкие заботы и 30 лет стажа в магазине зоотоваров.
В глубине души Вова знал, что просто боится сделать шаг, взять на себя ответственность, сделать хоть что-то непривычное, новое, смелое. «Я не такой, мне этого не дано, я не смогу» - вздыхал Вова, и с воодушевлением добавлял: «Чем выше полет, тем больнее падать. Уж лучше синица в руках».
Вова даже не подозревал, что всё, из чего складывается его серая и унылая жизнь лишь следствие выученной беспомощности.
Выученная беспомощность. Что это?
Выученная беспомощность - одно из распространенных эмоциональных расстройств. Его суть в том, что вы избегаете «трудных» решений. Вы часто говорите себе « я не могу это сделать», оправдываясь несуществующими проблемами. Кажется, что последствия этого решения обязательно будут негативными, что выхода из ситуации нет, что от вас ничего не зависит, что ваш удел - терпеть.
Так отказываются от перспективной должности, оправдывая это тем, что начальник обязательно станет домогаться, и ему не смогут отказать. Так не едут к родне, сетуя на неудобное расписание электричек, на недостаточно заполненный бензобак, на неудобный день. Так замалчиваются проблемы, насилие в браке под лозунгом «а что я могу сделать?».
Вы избегаете обстоятельств, которые неприятны для вас или сопряжены с малейшим риском.
Не хотите менять место работы только потому, что боитесь нового коллектива, где придется пройти период притирки. Вы не едете к близким, боясь осуждения, порицания с их стороны за какие-то свои поступки. Даже если ваше положение отчаянное, вы не хотите попытаться что-то изменить, повторяя про себя "я ничего не решаю, от меня ничего не зависит, у меня не получится".
Выученная беспомощность - это попытка спрятаться, укрыться от выбора, от конфликта и в конце концов от жизни. Вы избегаете сложностей, которое накапливаются и выливаются в итоге в серьезные проблемы: потерю работы, обрывание родственных связей, несчастливый брак.
Психологический механизм выученной беспомощности - дефлексия (уклонение, смещение). Уклоняясь от трудного для вас решения, вы всё равно переживаете целый спектр негативный эмоций. Чувство короткого облегчения (уфф, наконец-то всё спокойно, нет никаких потрясений) вскоре сменяется самоедством, тревогой, неуверенностью. И тогда вы переносите все эти эмоции на другой объект (ведь стресс нужно как-то устранить, эмоции выплеснуть) - отыгрываетесь на чем-то или ком-то другом.
Например, новоявленная свекровь отругала вас. Вместо того, чтобы открыто обсудить проблему и тем самым погасить конфликт, вы сдерживаете эмоции и переводите всё в шутку (вас учили покорности и тому, что перечить старшим нельзя). Гнев находит выход через полчаса - вы ругаетесь с мужем из-за ерунды, или впадаете в самобичевание, обвиняя себя в никчемности. День испорчен, а вы вскоре получаете репутацию склочной и неадекватной.
Выученная беспомощность и дефлексия довольно опасны: они не только медленно разрушают вашу жизнь, но и могут стать причиной фобий, страхов, навязчивых состояний, тревожности и панических атак. Накопленное напряжение может вылиться, например, в агорафобию - страх открытых и многолюдных площадей. «Со мной случится сердечный приступ, а люди будут проходить мимо, и мне никто мне поможет» - вот одна из навязчивых фантазий страдающих агорафобией. Страх публичности, ипохондрия, неконтролируемая ярость (как правило, в семье), клаустрофобия - всё это следствия выученной беспомощности.
Как определить выученную беспомощность?
- Вы стараетесь не обсуждать трудные вопросы. Так лучше. Вы мирный и неконфликтный человек, а трудности как-нибудь разрешатся сами собой, надо лишь потерпеть и подождать.
- Вы уходите от темы и уводите разговор в другое русло даже тогда, когда от вас ждут четкой позиции, ждут реакции.
- Ваши отношения с родственниками, близкими, друзьями тают. Вы ощущаете скуку и недоговоренность между вами, но не хотите заниматься этим.
- Вам свойственно употреблять смягчающие обороты в разговоре: «как бы», «вроде», «может быть», «возможно» и т. п.
- Отшучивание и забалтывание - лучшие ваши методы решения конфликтов.
- Ваш интерес к жизни угасает, она кажется вам серой и однообразной. Вы всё меньше хотите видеться с людьми, и они тоже не хотят общаться с вами. Ваш выбор - добровольная изоляция.
Как избавиться от выученной беспомощности?
Самостоятельно справиться с выученной беспомощностью невозможно. Она затягивает как трясина. Вы не видите проблему даже тогда, когда ситуация хуже некуда. Трудно увидеть вуаль, когда она на ваших глазах.
И даже если прочитав эту статью, вы поняли, что страдаете от выученной беспомощности, самолечение может быть губительным. Как и любой недуг, если его лечить неправильно, выученная беспомощность будет лишь прогрессировать. В итоге она может привести к непоправимым, уродливым формам.
Для того, чтобы понять как лечить выученную беспомощность нужно знать, в чем ее причина. И это задача для опытного психотерапевта.
Хотите удостовериться в том, что выученная беспомощность не управляет вашей жизнью? Увидели признаки выученной беспомощности в близком? Позвоните по указанному на странице номеру, и мы договоримся о встрече и диагностике.
Выученная беспомощность - состояние, в котором человек не пытается повлиять на ситуацию, даже когда может это сделать. Этот феномен открыл американский психолог Мартин Селигман в 1967 году в ходе ряда исследований.
В эксперименте Селигмана участвовали три группы собак, каждую из которых поместили в разные клетки. Животные из первой и второй групп получали лёгкий разряд тока через пол, а из третьей - контрольной группы - нет. Первая группа могла отключить ток, нажав на кнопку внутри клетки. У второй такой возможности не было: удары током прекращались только тогда, когда собаки из первой группы нажимали на кнопку.
Позже всех испытуемых посадили в ящики с перегородкой, которую легко можно перепрыгнуть. Животные получали удары током, и, чтобы избежать неприятных ощущений, им нужно было просто прыгнуть на другую сторону. Собаки из первой и третьей групп быстро сообразили, что нужно сделать, и переместились на безопасную территорию.
Собаки из второй группы так и остались там, где их било током, скулили, но даже не пытались убежать.
Селигман объяснил результаты тем, что животные из второй группы научились быть беспомощными. Они никак не могли повлиять на в первой части эксперимента, поэтому решили, что от них ничего не зависит, и бросили любые попытки борьбы. Хотя перепрыгнуть перегородку для них не составило бы труда. Селигман сделал вывод: не сами неприятные ситуации, а мнимое отсутствие контроля над ними развивает выученную беспомощность.
Позже уже другие психологи провели подобный эксперимент на людях, правда, вместо тока раздражителем был громкий неприятный звук. Феномен выученной беспомощности Селигмана сработал и здесь.
Выученная беспомощность встречается сплошь и рядом: у детей, школьников и студентов («Я не понимаю этого предмета и ничего не могу с этим сделать, потому что я глуп»), сотрудников компаний («Меня не повысят в должности, потому что я не справлюсь с задачами»), жён и мужей («Партнёр продолжит изменять мне, но я не уйду, потому что больше никому не нужен / не нужна, и этого не исправить»).
Человек, который научился беспомощности, уверен, что ему не под силу влиять на свою жизнь. Он не увидит возможностей, даже если ему их принесут на блюде и ткнут пальцем.
Он всегда найдёт отговорку:
- Это у других получится, а я не смогу.
- Мне это не по силам.
- Зачем я буду пробовать, если ничего не выйдет.
- Я всегда таким был и ничего менять не собираюсь.
- Я этого вообще не хочу, мне и так нормально.
Когда человек думает, что не в состоянии контролировать ситуацию, он перестаёт предпринимать активные действия по устранению . Очевидно, что выученная беспомощность сильно снижает качество жизни.
Кроме проявления апатии и бездействия человек может смещаться на другую цель, результат которой осязаем, вместо поиска решения настоящей проблемы. Например, убраться в квартире или приготовить ужин.
Выученная беспомощность может проявляться в любых сферах и стать кредо по жизни, сделав из человека вечную жертву ситуации.
Научившись беспомощности, человек верит, что его успехи - случайность, а - это его вина. Всё хорошее, что с ним происходит, случается не из-за его действий, а по счастливому стечению обстоятельств. А вот неудачи преследуют его только потому, что он недостаточно умён, амбициозен и настойчив.
В чём причины такого состояния
Выученная беспомощность - приобретённое состояние. С ней не рождаются, она формируется в течение жизни под влиянием определённых факторов.
1. Воспитание, отношение родителей и учителей
Часто выученная беспомощность появляется в детстве. Неосознанно родители или учителя прививают ребёнку это состояние:
- Нет очевидной связи между действиями и последствиями (ребёнок не понимает, как и на что влияют его действия).
- Последствий действий на самом деле нет (это относится как к наказаниям, так и к поощрениям).
- Последствия разных действий одинаковы (за осознанную и случайную порчу вещей наказания одинаковые; за хорошую оценку по сложному предмету и вымытую посуду одно и то же поощрение).
Иногда ребёнок просто не может понять причину: «Почему происходит именно так и могу ли я что-то сделать?» Например, школьник получил плохую оценку и не понимает почему. Он думает, что недостаточно умён для конкретного предмета, а может банально не нравиться учителю. Если ребёнок видит причину в том, на что повлиять не может, то перестаёт стараться. Когда учитель даёт ему понять, что тот способен выучить предмет и получить хорошую оценку, он не будет чувствовать себя беспомощным.
Важно, чтобы ребёнок видел связь между своими стараниями и результатом.
Эти причины могут развить выученную беспомощность не только у детей, но и у взрослых - в работе, личной или повседневной жизни.
2. Череда неудач
Когда активные действия не приводят к результату ни один, ни два, а куда больше раз, у человека опускаются руки. Он постоянно что-то делает, но выхлопа от этого нет.
3. Шаблонное мышление
Мужчина - добытчик, а женщина сидит дома и воспитывает детей. Навязанные обществом и зачастую утратившие свой первоначальный смысл стереотипы мешают человеку дойти до цели, ведь «так не принято, зачем я буду идти против правил».
4. Менталитет
В стране, где граждане ограничены в действиях и не могут защитить свои права, феномен выученной беспомощности - обычное дело. Люди думают, например: «Я не буду подавать заявление в суд, потому что всё равно проиграю».
Это состояние беспомощности переходит на другие сферы жизни, человек перестаёт верить в свои силы и живёт по принципу «бездействие - это норма».
Как бороться с выученной беспомощностью
1. Установить связи между действиями и последствиями
Всегда ищите связь между тем, что вы сделали, и тем, что вы получили. Это касается как позитивных, так и негативных событий. Нужно понять, какой вклад сделали вы, чтобы результат стал таким, каким он стал. Важно не переставать .
2. Принять неудачи
Если у вас случаются неудачи, значит, вы действуете. Без неудач не обойтись, более того, они учат нас не совершать ошибки вновь. Относитесь к ним как к опыту, благодаря которому вы скоро добьётесь успехов.
3. Стать оптимистом
Селигман считал, что у пессимистов больше шансов научиться беспомощности, чем у оптимистов, так как у них разные стили атрибуции - объяснения причин тех или иных действий человека.
Чтобы стать оптимистом, нужно переосмыслить стиль атрибуции. В своей книге «Как научиться оптимизму. Измените взгляд на мир и свою жизнь» Селигман предлагает тест , который поможет определить ваш стиль атрибуции. Попробуйте пройти его.
Внутренняя или внешняя атрибуция
Человек приписывает ответственность за ситуацию себе или внешним факторам.
- Как думает пессимист: «Я не справился с задачей, потому что я глуп», - пример внутренней атрибуции.
- Как думает оптимист: «Я не справился с задачей, потому что было дано слишком мало времени. Ещё чуть-чуть, и всё бы получилось», - пример внешней атрибуции.
Стабильная или временная атрибуция
Неудачи происходят постоянно или случаются иногда.
- Как думает пессимист: «Мне всегда отказывают в помощи, так было ещё со школы, потому что на меня всем плевать», - пример стабильной атрибуции.
- Как думает оптимист: «Сегодня он не смог мне помочь, потому что его жена рожала, и это важнее моей проблемы», - пример временной атрибуции.
Глобальная или конкретная атрибуция
Человек видит проблему глобально, а не в конкретной детали.
- Как думает : «Я не умею общаться с людьми, меня никто не слушает, потому что я зануда», - пример глобальной атрибуции.
- Как думает оптимист: «У меня не складываются отношения с этим человеком, потому что у него совсем другие взгляды на жизнь», - пример конкретной атрибуции.
Результаты теста покажут, как вы относитесь к разным ситуациям, какой стиль атрибуции используете и чего в вас больше - оптимизма или пессимизма.
Если в вас больше пессимизма, то нужно работать над оценкой ситуаций. Ищите причины возникшей проблемы. Если вы всегда вините во всём себя, пересмотрите это и подумайте, какие ещё факторы могли повлиять на исход событий. Речь идёт не о собственном оправдании, а об объективности и адекватности вашей оценки.
4. Попробовать метод ABCDE
Мартин Селигман и психолог Альберт Эллис разработали метод, с помощью которого можно победить пессимизм и научиться реагировать на неприятные ситуации адекватно.
- Ситуация. Беспристрастно опишите её: «Я опоздал на важную встречу».
- Ваше убеждение. Скажите, что вы думаете об этой ситуации: «Я вышел заранее, но автобус сломался, а потом я попал в пробку. Общественный транспорт работает отвратительно, а пробки - из-за неопытных водителей».
- Последствия. Подумайте, какие чувства и эмоции вызывают у вас убеждения: «Я был очень зол, накричал на случайного прохожего, весь день пошёл насмарку. Больше никогда не поеду на автобусе на работу».
- Внутренняя дискуссия. Обсудите с собой вашу реакцию на ситуацию: «Я погорячился? Я впервые попал в пробку на этом отрезке дороги, потому что там был ремонт. Общественный транспорт достаточно развит, перед важными встречами нужно планировать несколько маршрутов, чтобы не попасть в такую ситуацию снова».
- Отдача. Опишите, как вы чувствуете себя после осмысления реакции: «Я смог справиться с гневом и мне стало легче. Я рад, что у меня получилось взглянуть на вещи разумно».
Если регулярно разбирать каждую ситуацию по полочкам, вы научитесь трезво оценивать происходящее и начнёте мыслить . А позитивный настрой важен для борьбы с выученной беспомощностью.
5. Обратиться к специалисту
Когда своими силами справиться с проблемой не получается, стоит обратиться к специалисту. Выученная беспомощность - серьёзная проблема, которую не нужно игнорировать.