Оформление сцены: несколько кресел, покрытый столик, подсвечник, бумага, перья.

Действие сопровождается подготовленной презентацией.

Действующие лица:

  • Ведущий 1
  • Ведущий 2
  • Пушкин А.С.
  • Онегин
  • Чаадаев П.Я.
  • Меншиков А.С.
  • Критик
  • Норова А.С.
  • Татьяна
  • Няня.

Учитель: “Евгений Онегин” – самое большое, самое главное произведение поэтического творчестваАлександра Сергеевича Пушкина, в нем выразилось не только творческое мировоззрение самого поэта, его самобытность, но и вся современная поэту русская жизнь с ее хорошими и дурными сторонами. В годы работы над романом ему пришлось пережить ссылку, потерять много своих друзей, испытать горечь от гибели лучших людей России того времени.

Фрагмент фильма “Онегин”.

Ведущий1: “Евгений Онегин” – одно из самых замечательных произведений Александра Сергеевича Пушкина. В этом году исполняется 190 лет с момента начала работы над ним автора. Лучшие годы жизни (1823–1831) поэт посвятил ему, вложив в него “плоды ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”. В этом произведении среди прочих героев перед нами предстали дворяне пушкинской эпохи.

Ведущий 2: Пушкин создал типичный образ молодого дворянина-интеллигента, вольнолюбиво настроенного, критически относящегося к светской жизни. Потому что именно в то время среднее дворянство находилось на вершине своего развития, было тем общественным слоем, в котором выразился “прогресс русского общества”.

1-я страница. Герой.

Ведущий 1: Главный герой романа – Евгений Онегин, родился “на брегах Невы”, то есть в Петербурге, в семье типичного дворянина своего времени.

Служив отлично-благородно,
Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно
И промотался наконец.

Ведущий 2: Онегин получил типичное для многих дворян воспитание – сначала гувернантка Madame, затем гувернер-француз, не утруждавший своего воспитанника обилием наук.

Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно...

Ведущий 1: А потому жизнь Онегина в Петербурге была полна любовных интриг и светских развлечений, но эта постоянная череда забав привела героя к хандре. Евгений едет к умирающему дяде в деревню.

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!

Ведущий 2: Так думал Онегин – “наследник всех своих родных” и добрый приятель поэта, он “второй Чаадаев”

Ведущий 1: Ему, Петру Яковлевичу Чаадаеву, послужившему одним из прообразов Евгения Онегина, мы посвящаем следующую страницу нашего устного журнала. Чаадаев был человеком необыкновенным, известным своим свободолюбием и независимостью суждений, честностью, утонченным аристократизмом и щегольством в одежде, а Пушкин посвятил ему еще три своих замечательных произведения.

Ведущий 2:

Он вышней волею небес
Рожден в оковах службы царской;
Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,
А здесь он – офицер гусарской.

2-я страница. Чаадаев.

(С разных сторон появляются Чаадаев и Пушкин.)

Чаадаев: Я, Петр Яковлевич Чаадаев, родился в старинной дворянской семье, рано остался без родителей. Воспитанием моим занимался князь Щербатов. Свое образование продолжил в Московском университете, затем стал офицером лейб-гвардии, был участником Бородинского сражения и заграничных походах русской армии, позднее вступил в Северное общество декабристов, но вскоре уехал за границу, где познакомился с Шеллингом и в дальнейшем поддерживал с ним переписку. В Россию я вернулся только после разгрома декабристов. В своих “Философических письмах”,ставших широко известными в 1831 году, я писал о духовной и умственной отсталости нашего народа.

Одно желание: останься ты со мной!
Небес я не томил молитвою другой.
О скоро ли, мой друг, настанет срок разлуки?
Когда соединим слова любви и руки?
Когда услышу я сердечный твой привет?..
Как обниму тебя! Увижу кабинет,
Где ты всегда мудрец, а иногда мечтатель
И ветреной толпы бесстрастный наблюдатель.
Приду, приду я вновь, мой милый домосед,
С тобою вспоминать беседы прежних лет,
Младые вечера, пророческие споры,
Знакомых мертвецов живые разговоры;
Поспорим, перечтем, посудим, побраним,
Вольнолюбивые надежды оживим,
И счастлив буду я; но только, ради бога,
Гони ты Шепинга от нашего порога.

Чаадаев: В 1816году я был переведен корнетом в Гусарский лейб-гвардии полк, расквартированный в Царском Селе. Там, в доме Н. М. Карамзина, в Царском Селе и произошло наше с Пушкиным знакомство. Поэт с трогательным чувством называл меня своим товарищем, его мечты были о новой России, он глубоко верил в лучшее будущее.

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Да, Чаадаев более способствовал моему развитию, чем всевозможные профессора своими лекциям. Чаадаеву выпало на долю спасти меня от грозившей ссылки в Сибирь или заключения в Соловецкий монастырь. Узнав об опасности, он. Чаадаев, бывший тогда адъютантом командира гвардейского корпуса князя Васильчикова, добился не в урочный час свидания с Карамзиным и убедил его вступиться за меня.

Чаадаев: А мне прочили самую успешную карьеру. Отставка была неожиданной, потрясла общество и вызвала множество версий и легенд, но я нравственно не мог оставаться на службе, когда наказывали моих друзей. (Обращаясь к публике, с силой.) Потому что считал, что есть люди, которые умом создают себе сердце, другие – сердцем создают себе ум: последние успевают больше первых, потому что в чувстве гораздо больше разума, чем в разуме чувств.

Меншиков А.С., морской министр, подходит к Чаадаеву со словами:

– Что это, Петр Яковлевич, старых знакомых не узнаете?
– Ах, это вы! Действительно не узнал. Да и что это у вас черный воротник? Прежде, кажется, был красный?
– Да разве вы не знаете, что я – морской министр?
– Вы? Да я думаю, вы никогда шлюпкой не управляли.
– Не черти горшки обжигают (обиженно)
– Да разве на этом основании. Слава богу, я всегда любил свое отечество в его интересах, а не в своих собственных.

Пушкин: Но я дорожил дружбой с тобой, считал тебя неоспоримо и без всякого сравнения самым образованным, видным и самым блистательным из всех молодых людей в Петербурге. Дружбы с тобой искали, ею гордились. И находясь в Михайловском, в числе самых необходимых предметов для жизни, я требовал прислать мне твой портрет. Тебе же и послал свой первый экземпляр "Бориса Годунова" и горячо интересовался твоим мнением об этом произведении.

Ведущий 1: Да, от остальных людей Чаадаев отличался необыкновенной нравственно-духовной возбудительностью… Его разговор и даже одно его присутствие, действовали на других, как действует шпора на благородную лошадь.

Ведущий 2: При нем как-то нельзя, неловко было отдаваться ежедневной пошлости. При его появлении всякий как-то невольно нравственно и умственно осматривался, прибирался и охорашивался.

3-я страница. Дендизм

Судьба Евгения хранила:
Сперва madame за ним ходила,
Потом monsieur ее сменил.
Когда же юности мятежной
Пришла Евгению пора,
Пора надежд и грусти нежной,
Monsieur прогнали со двора.
Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде;
Как dandy лондонский одет –
И наконец увидел свет.

Критик: Петербургским денди называет Пушкин Онегина, и это создает ореол исключительности и загадочности. Дендизм отличается эстетизмом жизненного стиля во всем – от одежды – до “блеска ума”, он предполагает культ собственной индивидуальности. Евгений Онегин так же, как Чаадаев, выделяется независимостью, равнодушием к чинам и служебной карьере, культом праздности, политического вольнодумства. Вот общие черты поколения 1820-х годов. Так же, как Чаадаев, Онегин понял и оценил свет.

Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.

Критик: Онегин решает серьезно погрузиться в мир знаний. Он много читает, анализирует прочитанное, стремится “стать с веком наравне”. Высокие требования, предъявляемые Онегиным ко всему и всем, – признак глубокого, неравнодушного ума. Именно “резкий, охлажденный ум” героя позволил ему критически оценить людей, общество и жизнь: “Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей...” Таким образом, в Евгении Онегине Пушкин первым из русских писателей изобразил тот тип образованного дворянина-интеллигента, который сложился в 20-е годы 19 века и в котором “выразился прогресс русского общества”.

Ведущий 1 : Печальна судьба самого Чаадаева, который в своем основном сочинении – “Философические письма” изложил свой взгляд на исторический процесс Божественного Провидения, соответствовавшего более католицизму и определившему духовное единообразие Западной Европы.

Ведущий 2: А православная Россия, не имеющая, по его мнению, традиций, лишена органического развития, и потому пришла к интеллектуальному и нравственному тупику. За публикацию первого “Философического письма” в журнале “Телескоп” в 1836 году Чаадаев был объявлен сумасшедшим.

Ведущий 2: Для современников в тот момент было очевидно: нравственная и интеллектуальная дуэль Чаадаева с властью сделала Чаадаева героем.Таким образом, мы можем утверждать, что роль Чаадаева и его идей в формировании нравственного облика русской интеллигенции огромна. Он был одним из первых лишних людей для российской государственности.

4-я страница. Дуня Норова.

Звучит вальс Чайковского из оперы "Евгений Онегин".

Ведущий 1: Авдотья Сергеевна Норова, у которой, как говорили, “возник культ Чаадаева, близкий к своеобразной религиозной экзальтации”, считается одним из прототипов той Татьяны Лариной, которая жила в деревне.

Чаадаев: Что говорить, влекло меня в Надеждинскую усадьбу. Она находилась невдалеке от имения тетушки княжны Анны Михайловны Щербатовой, у которой я жил после трехлетнего путешествия по загранице. Алексеевское, как и Надеждино, относилось к Дмитровскому уезду Московской губернии. Места благодатные, живописные. Усадьба Норовых выделялась среди других своей красотой и очень мне нравилась. Двухэтажный просторный господский дом с четырьмя колоннами стоял на берегу широкого пруда и утопал в зелени. Среди деревьев виднелась церковь. Было на что поглядеть, да и знал. что мои визиты ждет Авдотья Сергеевна.

Норова: Гостю тридцать три года. Я моложе его на пять лет, я родилась в один год с Александром Сергеевичем Пушкиным, другом Чаадаева, получила хорошее домашнее образование, любила французские романы. Вся наша семья Норовых – четыре брата и сестра Екатерина – была читающей.

Ведущий 1: Милую, ласковую, общительную Дуню окружающие любили. Темные длинные волосы она закалывала на затылке. Глаза внимательные, взгляд мечтательный, брови длинные. Очертания рта и носа правильные. Пальцы рук длинные, улыбка несмелая. Она была стройной, но худенькой. Предпочитала светлые платья с отложными воротничками из тончайших кружев.

Ведущий 2: Итак, Авдотья, как и Татьяна, …

С неизъяснимою отрадой
Невольно думала о том;
И в сердце дума заронилась;
Пора пришла, она влюбилась

Ведущий 1: Глядя на Дуню Норову, хорошо можно представить себе и Татьяну – любимую героиню Пушкина.

Ведущий 2:

Тоска любви Татьяну гложет и в сад идет она грустить.
Татьяна, милая Татьяна, с тобой теперь я слезы лью…

Чаадаев: Авдотья Сергеевна, чистое и возвышенное создание, плохо вписывалась в сельский мир, чувствовала себя неустроенной в жизни. В глазах ее все чаще стали появляться печаль и тоска. Она призналась в этом мне, когда мы гуляли по лужайке у дома, обсаженной розами и нарциссами. Девушка надеялась, что я помогу ей найти призвание, обрести смысл жизни.

5-я страница. Любовь

Инсценировка

Не спится, няня, здесь так душно
Открой окно и сядь ко мне.

Няня: Что, Таня, что с тобою?

Ах, няня, няня, я тоскую,
Мне тошно, милая моя,
Я плакать, я рыдать готова.

Дитя мое, ты не здорова,
Господь помилуй и спаси!
Чего ты хочешь, попроси,
Дай окроплю святой водою
Ты вся горишь…

Я не больна, я… знаешь,
Няня, влюблена.

Няня: Дитя мое, господь с тобою.

(Няня девушку крестит.)

Поди, оставь меня одну,
Дай няня мне перо, бумагу
Да стол подвинь, я скоро лягу. Прости!

(Склонившись, пишет, затем читает написанное письмо к Онегину.)

Татьяна: Ах, няня, сделай одолженье.

Няня: Изволь, родная, прикажи.

Итак, пошли тихонько внука
с запиской этой к О… к тому…

Но день протек и нет ответа,
Другой настал: все нет, как нет.
Бледна, как тень с утра одета,
Татьяна ждет: когда ж ответ?
А что ж Евгений?
В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь:
Откажут – мигом утешался,
Изменят – рад бы отдохнуть.
Он их искал без упоенья,
А оставлял без сожаленья.
Но, получив письмо Татьяны,
Онегин живо тронут был…

Норова: Наконец, пришел долгожданный миг: письмо от Петра Яковлевича! Увидя Ваш почерк, перед тем, как распечатать Ваше письмо, я благодарила, пав на колени, Предвечного за ниспосланную мне милость".

Чаадаев: Я пожалел Авдотью Сергеевну и написал ей теплые и задушевные слова. Я назвал ее дорогим другом и признался, что хорошо понимаю ее сердце и готов облегчить ее страдания. Позже после болезни Авдотья Сергеевна скончалась. Она жила любовью и умерла, любя. Я пережил любящую меня женщину почти на двадцать лет. В своем завещании я просил похоронить себя у стен Донского монастыря, рядом с могилой Авдотьи.

Ведущий 1: А что ж Онегин?

Вы ко мне писали.… Не отпирайтесь. Я прочел…
Примите исповедь мою: себя на суд вам отдаю.
Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг
Единый, то, верно б, кроме вас одной, невесты не искал иной.
Супружество нам будет мукой, я сколько не любил бы вас,
Привыкнув, разлюблю тотчас.

Звучит музыка.

(Чайковский П. И.Евгений Онегин. Полонез.)

Ведущий 2: Он, к сожаленью, не понял тогда в деревне Татьяны. Не понял и того, что такие натуры, как Татьяна, как Дуня, любят один раз и на всю жизнь. Именно они и останутся в нашейпамяти, и пусть их имена звучат вечно и служат для нас примером мудрости и любви.

Учитель: Итак, ребята, мы с вами проследили, что роман Пушкина имеет великое общественное значение. В нем, как и во всей русской общественной жизни, замечаются два течения: одно берет начало в западноевропейской цивилизации, другое есть продолжение нашего древнего русского быта. А Пушкин, великий поэт и выразитель духа народа, совмещал в себе обе эти струи духовной жизни и с одинаковым совершенством изображал типических представителей той и другой.

Список литературы.

  1. Тарасов Б. Чаадаев. – М.: Молодая гвардия (ЖЗЛ), 1986.
  2. А.С.Пушкин. Евгений Онегин. Сочинение в трех томах. Том третий – М.: Художественная литература, 1986.
  3. Ю.М.Лотман. Роман А.С.Пушкина “Евгений Онегин”. Комментарий. – Л.: Просвещение Ленинградское отделение, 1983.
  4. 4. Н.Долинина. Прочитаем “Онегина” вместе. – СПб.: Академический проект, 2001.
  5. http://www.epwr.ru/quotauthor/449/
  6. http://rudocs.exdat.com/docs/index-276905.html?page=4

Лучшие годы жизни (1823-1831) А. С. Пушкин отдал созданию стихотворного романа "Евгений Онегин", вложив в него "плоды ума холодных наблюдений и сердца горестных замет".

В этом произведении перед нами предстали дворяне пушкинской эпохи. Автор давно уже хотел создать типичный образ молодого дворянина-интеллигента, вольнолюбиво настроенного, который критически относился к светской жизни, однако не был членом тайных обществ. Почему главным героем романа стал дворянин? Именно в то время среднее дворянство находилось на вершине своего развития, было тем общественным слоем, в котором выразился "прогресс русского общества".

С главным героем романа Евгением Онегиным мы знакомимся уже в первой главе, и автор представляет ᴇᴦᴏ по-разному: "наследник всех своих родных", "добрый мой приятель", "второй Чадаев". Герой "родился на брегах Невы", его воспитание и образование в детстве и в юности типичные для дворян того времени:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно…

Онегин - "наследник всех своих родных" (хотя отец его разорился), поэтому ему доступны все удовольствия светской жизни Петербурга. Одетый "по последней моде", он проводит время на балах и в модных салонах, посещает театр и лучшие рестораны

В начале светской жизни Евгений ведет себя по правилам, поэтому "свет решил, что он умен и очень мил". Но Онегин не просто "молодой повеса".

Не случайно А. С. Пушкин сравнивает его с Чаадаевым, которого многие считали прототипом главного героя. Чаадаев был человеком необыкновенным, он был известен своим свободолюбием и независимостью суждений, честностью, утонченным аристократизмом и щегольством в одежде. Именно то, что Пушкин называет Онегина петербургским денди, создает вокруг него ореол исключительности и загадочности. Дендизм отличается эстетизмом жизненного стиля во всем - от одежды до "блеска ума", он предполагает культ собственной индивидуальности. Евгений Онегин так же, как Чаадаев, выделяется независимостью.

Оппозиционность такого поведения, равнодушие к чинам и служебной карьере, культ праздности, изящного наслаждения и личной независимости, политическое вольнодумство образуют единый комплекс, характерный для поколения 1820-ых годов и запечатленный в образе Евгения Онегина. Так же, как Чаадаев, Онегин понял и оценил свет: …рано чувства в нем остыли; Ему наскучил света шум… Образ "светского льва", далекого от идеалов Пушкина, вырастает в серьезную личность, достойную стать рядом с автором, устанавливая единство их взглядов:

Условий света свергнув бремя,

Как он, отстав от суеты,

С ним подружился я в то время.

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий, охлажденный ум.

Характер героя в конце первой главы оказался совсем не таким, каким он был в начале романа. На основании выше сказанного приходим к выводу, что Онегин уже с первой главы показан в динамике, в развитии, что связано с "ростом" самого автора. Так, получив типичное для своего времени и поверхностное образование ("мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…"),

Онегин затем много читает, анализируя прочитанное. От светского полуневежества и верхоглядства герой серьезно погружается в мир знаний. Он так же, как и автор, стремится "в просвещении стать с веком наравне".

Это было время подъема русского самосознания, пробужденного войной 1812-ого года. В обществе усиливается интерес к писателям Англии, Франции и Германии. По этой причине не случайно не только Онегин, но и Владимир Ленский отличаются своей начитанностью, образованностью, стремлением к решению философских вопросов, богатым внутренним миром. Молодые герои романа являются представителями передовой образованной дворянской интеллигенции. Не зря автор описывает проблемы, которые обсуждают Онегин и Ленский.

Но в книгах герой не нашел отвеᴛᴏʙ на мучившие его вопросы в силу субъективности и предвзятости позиций авторов:

Отрядом книг уставил полку,

Читал, читал, а всё без толку:

Там скука, там обман иль бред;

В том совести, в том смысла нет…

А. С. Пушкину близок критический взгляд героя на литературу и на жизнь в целом. Высокие требования, предъявляемые Онегиным ко всему и всем, - признак глубокого, неравнодушного ума. Именно "резкий, охлажденный ум" героя позволил ему критически оценивать людей, общество и жизнь: Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей… На основании выше сказанного приходим к выводу, что в лице Евгения Онегина Пушкин первым из русских писателей изобразил тот тип образованного дворянина-интеллигента, который ᴄᴫᴏжился в 20-ые годы XIX века и в котором "выразился прогресс русского общества".

Список использованной литературы и источников

Для подгоᴛᴏʙки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

Страница 1 из 1



Читая роман “Евгений Онегин”

Роман “Евгений Онегин” писался Пушкиным в течение 8 лет. В нем отразились события первой четверти XIX века, то есть время создания и время действия романа примерно совпадают. Читая книгу, мы понимаем, что роман является уникальным, ведь ранее в мировой литературе не существовало ни одного романа в стихах. Лиро-эпический жанр произведения предполагает переплетение двух сюжетов – эпического, главные герои которого Онегин и Татьяна, и лирического, где главный герой – персонаж, называемый Автором, то есть лирический герой романа. “Евгений Онегин” – реалистический роман. Метод реализма предполагает отсутствие заданности, изначального четкого плана развития действия: образы героев развиваются не просто по воле автора, развитие обусловлено теми психологическими и историческими чертами, которые заложены в образах. Завершая VIII главу, автор сам подчеркивает эту особенность романа:...


Тема одиночества в романе Пушкина "Евгений Онегин"

ТЕМА ОДИНОЧЕСТВА В РОМАНЕ “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” Поэтов и писателей во все времена интересовали люди, которых можно было бы назвать “чужими для всех”. Есть что-то заворажи­вающее и привлекающее в человеке, который способен противопо­ставить себя обществу. Конечно, образы таких людей со временем претерпевали в русской литературе значительные изменения. Сна­чала это были романтические герои, натуры страстные, бунтующие....


Столичное и поместное дворянство в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин"

Столичное и поместное дворянство в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин" Примерный текст сочинения В романе "Евгений Онегин" Пушкин с замечательной полнотой развернул картины русской жизни первой четверти XIX века. Перед глазами читателя живой, движущейся панорамой проходят надменный роскошный Петербург, милая сердцу каждого русского человека древняя Москва, уютные деревенские усадьбы, прекрасная в своей изменчивости природа. На этом фоне любят, страдают, разочаровываются, погибают пушкинские герои. И та среда, которая их породила, и та атмосфера, в которой проходит их жизнь, нашли глубокое и полное отображение в романе....


Роман в стихах А. С. Пушкина "Евгений Онегин"

Роман в стихах А. С. Пушкина "Евгений Онегин" Подготовительные вопросы к сочинению: Многие темы предлагают рассматривать роман как "энциклопедию русской жизни". В таком сочинении нужно обосновать тезис Белинского о "энциклопедичности" романа, опираясь на текст произведения. ...


Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" - "энциклопедия русской жизни"

Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" - "энциклопедия русской жизни" Примерный текст сочинения Открывая страницы романа "Евгений Онегин", погружаешься в неповторимый мир пушкинской эпохи: гуляешь по Летнему саду с Онегиным-ребенком, наблюдаешь надменную скуку петербургской гостиной, слышишь разговоры поместных хозяев "о вине, о псарне, о своей родне", переживаешь с Татьяной ее первую и единственную любовь, любуешься великолепными картинами русской природы, и удивительным образом та далекая эпоха становится близкой и понятной....

Мероприятие адресовано учащимся 9-ых классов, проводится с целью вызвать интерес к личности П.Я. Чаадаева, человека необыкновенного, известного своим свободолюбием и независимостью суждений, честностью, утонченным аристократизмом и щегольством в одежде, человеком, которому Пушкин посвятил три своих замечательных произведения и который оказался одним из прототипов его романа "Евгений Онегин".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Устный журнал "Второй Чадаев, мой Евгений"

Оформление сцены: несколько кресел, покрытый столик, подсвечник, бумага, перья.

Действие сопровождается подготовленной презентацией.

Действующие лица:

  • Ведущий 1
  • Ведущий 2
  • Пушкин А.С.
  • Онегин
  • Чаадаев П.Я.
  • Меншиков А.С.
  • Критик
  • Поэт
  • Норова А.С.
  • Татьяна
  • Няня.

Учитель: “ Евгений Онегин” – самое большое, самое главное произведение поэтического творчества Александра Сергеевича Пушкина, в нем выразилось не только творческое мировоззрение самого поэта, его самобытность, но и вся современная поэту русская жизнь с ее хорошими и дурными сторонами. В годы работы над романом ему пришлось пережить ссылку, потерять много своих друзей, испытать горечь от гибели лучших людей России того времени.

Фрагмент фильма “Онегин”.

Ведущий1: “Евгений Онегин” – одно из самых замечательных произведений Александра Сергеевича Пушкина. В этом году исполняется 190 лет с момента начала работы над ним автора. Лучшие годы жизни (1823–1831) поэт посвятил ему, вложив в него “плоды ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”. В этом произведении среди прочих героев перед нами предстали дворяне пушкинской эпохи.

Ведущий 2: Пушкин создал типичный образ молодого дворянина-интеллигента, вольнолюбиво настроенного, критически относящегося к светской жизни. Потому что именно в то время среднее дворянство находилось на вершине своего развития, было тем общественным слоем, в котором выразился “прогресс русского общества”.

1-я страница. Герой.

Ведущий 1 : Главный герой романа – Евгений Онегин, родился “на брегах Невы”, то есть в Петербурге, в семье типичного дворянина своего времени.

Поэт:

Служив отлично-благородно,
Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно
И промотался наконец.

Ведущий 2: Онегин получил типичное для многих дворян воспитание – сначала гувернантка Madame, затем гувернер-француз, не утруждавший своего воспитанника обилием наук.

Поэт:

Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно...

Ведущий 1: А потому жизнь Онегина в Петербурге была полна любовных интриг и светских развлечений, но эта постоянная череда забав привела героя к хандре. Евгений едет к умирающему дяде в деревню.

Онегин:

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!

Ведущий 2: Так думал Онегин – “наследник всех своих родных” и добрый приятель поэта, он “второй Чаадаев”

Ведущий 1: Ему, Петру Яковлевичу Чаадаеву, послужившему одним из прообразов Евгения Онегина, мы посвящаем следующую страницу нашего устного журнала. Чаадаев был человеком необыкновенным, известным своим свободолюбием и независимостью суждений, честностью, утонченным аристократизмом и щегольством в одежде, а Пушкин посвятил ему еще три своих замечательных произведения.

Ведущий 2:

Он вышней волею небес
Рожден в оковах службы царской;
Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,
А здесь он – офицер гусарской.

2-я страница. Чаадаев.

(С разных сторон появляются Чаадаев и Пушкин.)

Чаадаев: Я, Петр Яковлевич Чаадаев, родился в старинной дворянской семье, рано остался без родителей. Воспитанием моим занимался князь Щербатов. Свое образование продолжил в Московском университете, затем стал офицером лейб-гвардии, был участником Бородинского сражения и заграничных походах русской армии, позднее вступил в Северное общество декабристов, но вскоре уехал за границу, где познакомился с Шеллингом и в дальнейшем поддерживал с ним переписку. В Россию я вернулся только после разгрома декабристов. В своих “Философических письмах”,ставших широко известными в 1831 году, я писал о духовной и умственной отсталости нашего народа.

Пушкин:

Одно желание: останься ты со мной!
Небес я не томил молитвою другой.
О скоро ли, мой друг, настанет срок разлуки?
Когда соединим слова любви и руки?
Когда услышу я сердечный твой привет?..
Как обниму тебя! Увижу кабинет,
Где ты всегда мудрец, а иногда мечтатель
И ветреной толпы бесстрастный наблюдатель.
Приду, приду я вновь, мой милый домосед,
С тобою вспоминать беседы прежних лет,
Младые вечера, пророческие споры,
Знакомых мертвецов живые разговоры;
Поспорим, перечтем, посудим, побраним,
Вольнолюбивые надежды оживим,
И счастлив буду я; но только, ради бога,
Гони ты Шепинга от нашего порога.

Чаадаев: В 1816году я был переведен корнетом в Гусарский лейб-гвардии полк, расквартированный в Царском Селе. Там, в доме Н. М. Карамзина, в Царском Селе и произошло наше с Пушкиным знакомство. Поэт с трогательным чувством называл меня своим товарищем, его мечты были о новой России, он глубоко верил в лучшее будущее.

Пушкин:

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Да, Чаадаев более способствовал моему развитию, чем всевозможные профессора своими лекциям. Чаадаеву выпало на долю спасти меня от грозившей ссылки в Сибирь или заключения в Соловецкий монастырь. Узнав об опасности, он. Чаадаев, бывший тогда адъютантом командира гвардейского корпуса князя Васильчикова, добился не в урочный час свидания с Карамзиным и убедил его вступиться за меня.

Чаадаев: А мне прочили самую успешную карьеру. Отставка была неожиданной, потрясла общество и вызвала множество версий и легенд, но я нравственно не мог оставаться на службе, когда наказывали моих друзей. (Обращаясь к публике, с силой.) Потому что считал, что есть люди, которые умом создают себе сердце, другие – сердцем создают себе ум: последние успевают больше первых, потому что в чувстве гораздо больше разума, чем в разуме чувств.

Меншиков А.С., морской министр, подходит к Чаадаеву со словами:

– Что это, Петр Яковлевич, старых знакомых не узнаете?
– Ах, это вы! Действительно не узнал. Да и что это у вас черный воротник? Прежде, кажется, был красный?
– Да разве вы не знаете, что я – морской министр?
– Вы? Да я думаю, вы никогда шлюпкой не управляли.
– Не черти горшки обжигают (обиженно)
– Да разве на этом основании. Слава богу, я всегда любил свое отечество в его интересах, а не в своих собственных.

Пушкин : Но я дорожил дружбой с тобой, считал тебя неоспоримо и без всякого сравнения самым образованным, видным и самым блистательным из всех молодых людей в Петербурге. Дружбы с тобой искали, ею гордились. И находясь в Михайловском, в числе самых необходимых предметов для жизни, я требовал прислать мне твой портрет. Тебе же и послал свой первый экземпляр "Бориса Годунова" и горячо интересовался твоим мнением об этом произведении.

Ведущий 1 : Да, от остальных людей Чаадаев отличался необыкновенной нравственно-духовной возбудительностью… Его разговор и даже одно его присутствие, действовали на других, как действует шпора на благородную лошадь.

Ведущий 2 : При нем как-то нельзя, неловко было отдаваться ежедневной пошлости. При его появлении всякий как-то невольно нравственно и умственно осматривался, прибирался и охорашивался.

3-я страница. Дендизм

Поэт:

Судьба Евгения хранила:
Сперва madame за ним ходила,
Потом monsieur ее сменил.
Когда же юности мятежной
Пришла Евгению пора,
Пора надежд и грусти нежной,
Monsieur прогнали со двора.
Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде;
Как dandy лондонский одет –
И наконец увидел свет.

Критик: Петербургским денди называет Пушкин Онегина, и это создает ореол исключительности и загадочности. Дендизм отличается эстетизмом жизненного стиля во всем – от одежды – до “блеска ума”, он предполагает культ собственной индивидуальности. Евгений Онегин так же, как Чаадаев, выделяется независимостью, равнодушием к чинам и служебной карьере, культом праздности, политического вольнодумства. Вот общие черты поколения 1820-х годов. Так же, как Чаадаев, Онегин понял и оценил свет.

Поэт:

Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.

Критик: Онегин решает серьезно погрузиться в мир знаний. Он много читает, анализирует прочитанное, стремится “стать с веком наравне”. Высокие требования, предъявляемые Онегиным ко всему и всем, – признак глубокого, неравнодушного ума. Именно “резкий, охлажденный ум” героя позволил ему критически оценить людей, общество и жизнь: “Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей...” Таким образом, в Евгении Онегине Пушкин первым из русских писателей изобразил тот тип образованного дворянина-интеллигента, который сложился в 20-е годы 19 века и в котором “выразился прогресс русского общества”.

Ведущий 1 : Печальна судьба самого Чаадаева, который в своем основном сочинении – “Философические письма” изложил свой взгляд на исторический процесс Божественного Провидения, соответствовавшего более католицизму и определившему духовное единообразие Западной Европы.

Ведущий 2: А православная Россия, не имеющая, по его мнению, традиций, лишена органического развития, и потому пришла к интеллектуальному и нравственному тупику. За публикацию первого “Философического письма” в журнале “Телескоп” в 1836 году Чаадаев был объявлен сумасшедшим.

Ведущий 2: Для современников в тот момент было очевидно: нравственная и интеллектуальная дуэль Чаадаева с властью сделала Чаадаева героем. Таким образом, мы можем утверждать, что роль Чаадаева и его идей в формировании нравственного облика русской интеллигенции огромна. Он был одним из первых лишних людей для российской государственности.

4-я страница. Дуня Норова.

Звучит вальс Чайковского из оперы "Евгений Онегин".

Ведущий 1 : Авдотья Сергеевна Норова, у которой, как говорили, “возник культ Чаадаева, близкий к своеобразной религиозной экзальтации”, считается одним из прототипов той Татьяны Лариной, которая жила в деревне.

Чаадаев : Что говорить, влекло меня в Надеждинскую усадьбу. Она находилась невдалеке от имения тетушки княжны Анны Михайловны Щербатовой, у которой я жил после трехлетнего путешествия по загранице. Алексеевское, как и Надеждино, относилось к Дмитровскому уезду Московской губернии. Места благодатные, живописные. Усадьба Норовых выделялась среди других своей красотой и очень мне нравилась. Двухэтажный просторный господский дом с четырьмя колоннами стоял на берегу широкого пруда и утопал в зелени. Среди деревьев виднелась церковь. Было на что поглядеть, да и знал. что мои визиты ждет Авдотья Сергеевна.

Норова: Гостю тридцать три года. Я моложе его на пять лет, я родилась в один год с Александром Сергеевичем Пушкиным, другом Чаадаева, получила хорошее домашнее образование, любила французские романы. Вся наша семья Норовых – четыре брата и сестра Екатерина – была читающей.

Ведущий 1: Милую, ласковую, общительную Дуню окружающие любили. Темные длинные волосы она закалывала на затылке. Глаза внимательные, взгляд мечтательный, брови длинные. Очертания рта и носа правильные. Пальцы рук длинные, улыбка несмелая. Она была стройной, но худенькой. Предпочитала светлые платья с отложными воротничками из тончайших кружев.

Ведущий 2 : Итак, Авдотья, как и Татьяна, …

Поэт:

С неизъяснимою отрадой
Невольно думала о том;
И в сердце дума заронилась;
Пора пришла, она влюбилась

Ведущий 1 : Глядя на Дуню Норову, хорошо можно представить себе и Татьяну – любимую героиню Пушкина.

Ведущий 2:

Тоска любви Татьяну гложет и в сад идет она грустить.
Татьяна, милая Татьяна, с тобой теперь я слезы лью…

Чаадаев: Авдотья Сергеевна, чистое и возвышенное создание, плохо вписывалась в сельский мир, чувствовала себя неустроенной в жизни. В глазах ее все чаще стали появляться печаль и тоска. Она призналась в этом мне, когда мы гуляли по лужайке у дома, обсаженной розами и нарциссами. Девушка надеялась, что я помогу ей найти призвание, обрести смысл жизни.

5-я страница. Любовь

Инсценировка

Татьяна:

Не спится, няня, здесь так душно
Открой окно и сядь ко мне.

Няня: Что, Таня, что с тобою?

Татьяна:

Ах, няня, няня, я тоскую,
Мне тошно, милая моя,
Я плакать, я рыдать готова.

Няня :

Дитя мое, ты не здорова,
Господь помилуй и спаси!
Чего ты хочешь, попроси,
Дай окроплю святой водою
Ты вся горишь…

Татьяна :

Я не больна, я… знаешь,
Няня, влюблена.

Няня: Дитя мое, господь с тобою.

яня девушку крестит.)

Татьяна:

Поди, оставь меня одну,
Дай няня мне перо, бумагу
Да стол подвинь, я скоро лягу. Прости!

(Склонившись, пишет, затем читает написанное письмо к Онегину.)

Татьяна: Ах, няня, сделай одолженье.

Няня: Изволь, родная, прикажи.

Татьяна :

Итак, пошли тихонько внука
с запиской этой к О… к тому…

Поэт:

Но день протек и нет ответа,
Другой настал: все нет, как нет.
Бледна, как тень с утра одета,
Татьяна ждет: когда ж ответ?
А что ж Евгений?
В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь:
Откажут – мигом утешался,
Изменят – рад бы отдохнуть.
Он их искал без упоенья,
А оставлял без сожаленья.
Но, получив письмо Татьяны,
Онегин живо тронут был…

Норова: Наконец, пришел долгожданный миг: письмо от Петра Яковлевича! Увидя Ваш почерк, перед тем, как распечатать Ваше письмо, я благодарила, пав на колени, Предвечного за ниспосланную мне милость".

Чаадаев: Я пожалел Авдотью Сергеевну и написал ей теплые и задушевные слова. Я назвал ее дорогим другом и признался, что хорошо понимаю ее сердце и готов облегчить ее страдания. Позже после болезни Авдотья Сергеевна скончалась. Она жила любовью и умерла, любя. Я пережил любящую меня женщину почти на двадцать лет. В своем завещании я просил похоронить себя у стен Донского монастыря, рядом с могилой Авдотьи.

Ведущий 1 : А что ж Онегин?

Онегин:

Вы ко мне писали.… Не отпирайтесь. Я прочел…
Примите исповедь мою: себя на суд вам отдаю.
Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг
Единый, то, верно б, кроме вас одной, невесты не искал иной.
Супружество нам будет мукой, я сколько не любил бы вас,
Привыкнув, разлюблю тотчас.

Звучит музыка.

(Чайковский П. И.Евгений Онегин. Полонез.)

Ведущий 2 : Он, к сожаленью, не понял тогда в деревне Татьяны. Не понял и того, что такие натуры, как Татьяна, как Дуня, любят один раз и на всю жизнь. Именно они и останутся в нашейпамяти, и пусть их имена звучат вечно и служат для нас примером мудрости и любви.

Учитель: Итак, ребята, мы с вами проследили, что роман Пушкина имеет великое общественное значение. В нем, как и во всей русской общественной жизни, замечаются два течения: одно берет начало в западноевропейской цивилизации, другое есть продолжение нашего древнего русского быта. А Пушкин, великий поэт и выразитель духа народа, совмещал в себе обе эти струи духовной жизни и с одинаковым совершенством изображал типических представителей той и другой.

Второй Чадаев, мой Евгений… Евгений Онегин

Лучшие годы жизни (1823-1831) А. С. Пушкин отдал созданию стихотворного романа "Евгений Онегин", вложив в него "плоды ума холодных наблюдений и сердца горестных замет".

В этом произведении перед нами предстали дворяне пушкинской эпохи. Автор давно уже хотел создать типичный образ молодого дворянина-интеллигента, вольнолюбиво настроенного, который критически относился к светской жизни, однако не был членом тайных обществ. Почему главным героем романа стал дворянин? Именно в то время среднее дворянство находилось на вершине своего развития, было тем общественным слоем, в котором выразился "прогресс русского общества".

С главным героем романа Евгением Онегиным мы знакомимся уже в первой главе, и автор представляет его по-разному: "наследник всех своих родных", "добрый мой приятель", "второй Чадаев". Герой "родился на брегах Невы", его воспитание и образование в детстве и в юности типичные для дворян того времени:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно…

Онегин - "наследник всех своих родных" (хотя отец его разорился), поэтому ему доступны все удовольствия светской жизни Петербурга. Одетый "по последней моде", он проводит время на балах и в модных салонах, посещает театр и лучшие рестораны. В начале светской жизни Евгений ведет себя по правилам, поэтому "свет решил, что он умен и очень мил". Но Онегин не просто "молодой повеса".

Не случайно А. С. Пушкин сравнивает его с Чаадаевым, которого многие считали прототипом главного героя. Чаадаев был человеком необыкновенным, он был известен своим свободолюбием и независимостью суждений, честностью, утонченным аристократизмом и щегольством в одежде. Именно то, что Пушкин называет Онегина петербургским денди, создает вокруг него ореол исключительности и загадочности. Дендизм отличается эстетизмом жизненного стиля во всем - от одежды до "блеска ума", он предполагает культ собственной индивидуальности. Евгений Онегин так же, как Чаадаев, выделяется независимостью.

Оппозиционность такого поведения, равнодушие к чинам и служебной карьере, культ праздности, изящного наслаждения и личной независимости, политическое вольнодумство образуют единый комплекс, характерный для поколения 1820-ых годов и запечатленный в образе Евгения Онегина. Так же, как Чаадаев, Онегин понял и оценил свет: …рано чувства в нем остыли; Ему наскучил света шум… Образ "светского льва", далекого от идеалов Пушкина, вырастает в серьезную личность, достойную стать рядом с автором, устанавливая единство их взглядов:

Условий света свергнув бремя,

Как он, отстав от суеты,

С ним подружился я в то время.

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий, охлажденный ум.

Характер героя в конце первой главы оказался совсем не таким, каким он был в начале романа. Таким образом, Онегин уже с первой главы показан в динамике, в развитии, что связано с "ростом" самого автора. Так, получив типичное для своего времени и поверхностное образование ("мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…"),

Онегин затем много читает, анализируя прочитанное. От светского полуневежества и верхоглядства герой серьезно погружается в мир знаний. Он так же, как и автор, стремится "в просвещении стать с веком наравне".

Это было время подъема русского самосознания, пробужденного войной 1812-ого года. В обществе усиливается интерес к писателям Англии, Франции и Германии. Поэтому не случайно не только Онегин, но и Владимир Ленский отличаются своей начитанностью, образованностью, стремлением к решению философских вопросов, богатым внутренним миром. Молодые герои романа являются представителями передовой образованной дворянской интеллигенции. Не зря автор описывает проблемы, которые обсуждают Онегин и Ленский.

Но в книгах герой не нашел ответов на мучившие его вопросы в силу субъективности и предвзятости позиций авторов:

Отрядом книг уставил полку,

Читал, читал, а всё без толку:

Там скука, там обман иль бред;

В том совести, в том смысла нет…

А. С. Пушкину близок критический взгляд героя на литературу и на жизнь в целом. Высокие требования, предъявляемые Онегиным ко всему и всем, - признак глубокого, неравнодушного ума. Именно "резкий, охлажденный ум" героя позволил ему критически оценивать людей, общество и жизнь: Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей… Таким образом, в лице Евгения Онегина Пушкин первым из русских писателей изобразил тот тип образованного дворянина-интеллигента, который сложился в 20-ые годы XIX века и в котором "выразился прогресс русского общества".

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

Лучшие годы жизни (1823-1831) А. С. Пушкин отдал созданию стихотворного романа "Евгений Онегин", вложив в него "плоды ума холодных наблюдений и сердца горестных замет".

В этом произведении перед нами предстали дворяне пушкинской эпохи. Автор давно уже хотел создать типичный образ молодого дворянина-интеллигента, вольнолюбиво настроенного, который критически относился к светской жизни, однако не был членом тайных обществ. Почему главным героем романа стал дворянин? Именно в то время среднее дворянство находилось на вершине своего развития, было тем общественным слоем, в котором выразился "прогресс русского общества".

С главным героем романа Евгением Онегиным мы знакомимся уже в первой главе, и автор представляет его по-разному: "наследник всех своих родных", "добрый мой приятель", "второй Чадаев". Герой "родился на брегах Невы", его воспитание и образование в детстве и в юности типичные для дворян того времени:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно…

Онегин - "наследник всех своих родных" (хотя отец его разорился), поэтому ему доступны все удовольствия светской жизни Петербурга. Одетый "по последней моде", он проводит время на балах и в модных салонах, посещает театр и лучшие рестораны. В начале светской жизни Евгений ведет себя по правилам, поэтому "свет решил, что он умен и очень мил". Но Онегин не просто "молодой повеса".

Не случайно А. С. Пушкин сравнивает его с Чаадаевым, которого многие считали прототипом главного героя. Чаадаев был человеком необыкновенным, он был известен своим свободолюбием и независимостью суждений, честностью, утонченным аристократизмом и щегольством в одежде. Именно то, что Пушкин называет Онегина петербургским денди, создает вокруг него ореол исключительности и загадочности. Дендизм отличается эстетизмом жизненного стиля во всем - от одежды до "блеска ума", он предполагает культ собственной индивидуальности. Евгений Онегин так же, как Чаадаев, выделяется независимостью.

Оппозиционность такого поведения, равнодушие к чинам и служебной карьере, культ праздности, изящного наслаждения и личной независимости, политическое вольнодумство образуют единый комплекс, характерный для поколения 1820-ых годов и запечатленный в образе Евгения Онегина. Так же, как Чаадаев, Онегин понял и оценил свет: …рано чувства в нем остыли; Ему наскучил света шум… Образ "светского льва", далекого от идеалов Пушкина, вырастает в серьезную личность, достойную стать рядом с автором, устанавливая единство их взглядов:

Условий света свергнув бремя,

Как он, отстав от суеты,

С ним подружился я в то время.

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий, охлажденный ум.

Характер героя в конце первой главы оказался совсем не таким, каким он был в начале романа. Таким образом, Онегин уже с первой главы показан в динамике, в развитии, что связано с "ростом" самого автора. Так, получив типичное для своего времени и поверхностное образование ("мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…"),

Онегин затем много читает, анализируя прочитанное. От светского полуневежества и верхоглядства герой серьезно погружается в мир знаний. Он так же, как и автор, стремится "в просвещении стать с веком наравне".

Это было время подъема русского самосознания, пробужденного войной 1812-ого года. В обществе усиливается интерес к писателям Англии, Франции и Германии. Поэтому не случайно не только Онегин, но и Владимир Ленский отличаются своей начитанностью, образованностью, стремлением к решению философских вопросов, богатым внутренним миром. Молодые герои романа являются представителями передовой образованной дворянской интеллигенции. Не зря автор описывает проблемы, которые обсуждают Онегин и Ленский.

Но в книгах герой не нашел ответов на мучившие его вопросы в силу субъективности и предвзятости позиций авторов:

Отрядом книг уставил полку,

Читал, читал, а всё без толку:

Там скука, там обман иль бред;

В том совести, в том смысла нет…

А. С. Пушкину близок критический взгляд героя на литературу и на жизнь в целом. Высокие требования, предъявляемые Онегиным ко всему и всем, - признак глубокого, неравнодушного ума. Именно "резкий, охлажденный ум" героя позволил ему критически оценивать людей, общество и жизнь: Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей… Таким образом, в лице Евгения Онегина Пушкин первым из русских писателей изобразил тот тип образованного дворянина-интеллигента, который сложился в 20-ые годы XIX века и в котором "выразился прогресс русского общества".