Ромулу приписывают организацию римской общины (от лат. civitas). Население города в то время составляли две основные группы: собственно римские граждане, так называемые патриции, и не-граждане - плебеи. Плебеи не входили в общину полноправных граждан и составляли свободный, но лишенный политических прав слой населения, обвешенный различными повинностями, однако, они несли военную службу наравне с патрициями. При завоевании соседних общин римляне отторгали часть их земли в общественный фонд, но плебеи к пользованию этой землей не допускались. В руках плебеев было сосредоточено, главным образом, торговое и промышленное богатство: гордые своим происхождением патриции считали унизительным любое занятие, кроме земледелия, политической деятельности и военной службы. Патриции были полноправными гражданами. Они распадались на три племени (трибы). Три племени - рамны, тиции и луцеры - составляли "римский народ". Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию. Курии образовывали общее народное собрание римской общины - куриатные комиции. Народной собрание принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни, объявляло войну, совместно с сенатом выбирало царя, занималось важнейшими судебными делами и т.д. Итак, говоря о происхождении римских сословий, следует взять за основу его "комплексную теорию":

патриции были действительно коренным гражданством. Они представляли собой полноправный "римский народ";

клиенты были в непосредственной связи с патрициями, они получали от них землю, скот, пользовались их защитой на суде и пр. За это они должны были служить в военных отрядах своих покровителей, оказывать им помощь деньгами, выполнять различные работы;

плебеи стояли вне родовой организации патрициев, т.е. не принадлежали "римскому народу", не имели доступа к общинной земле и были лишены политических прав.

Римская патрицианская община представляла собою примитивный город- государство с типичными чертами "военной демократии". Еще одним органом демократии был совет старейшин - сенат. Его члены назывались "отцами" (от лат. patres - отцы). В компетенцию римского сената входили дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира. Он состоял из старейшин всех 300 родов, поэтому и назывался сенат (от лат. senex - старый, старейшина). Старейшины составляли потомственную аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, согласно которому их избирали из одной и той же семьи каждого рода. Согласно легенде, Ромул создал сенат из 100 сенаторов, Тулл Гостилий прибавил еще 100, а Тарквиний Древний довел их до 300. Со временем патриции превратились в замкнутую группу знати, противостоящую широкой массе плебеев. Усиление роли плебеев в экономике при их численном превосходстве привело к борьбе между плебеями и патрициями, первый этап этой борьбы завершился реформами общественного строя, приписываемыми царю Сервию Тулию. Наряду с прежним делением населения по родам, вводилось новое деление населения по имущественному и территориальному признакам. В ходе реформы "военной демократии" все римские граждане, как патриции, так и плебеи, были "оценены" по их наличному имуществу (земля, скот, инвентарь и пр.) и разделены на 193 сотни - центурии. То есть, согласно реформе было произведено деление на 5 имущественных разрядов или классов:

в первый класс зачислялись лица, обладавшие состоянием не меньше, чем в 100.000 ассов (асс - медная монета, первоначально весом в 1 фунт, ценность ее для раннего периода истории Рима не установлена);

во втором - 75.000 ассов;

в третьем - 50.000 ассов;

в четвертом - 25.000 ассов;

в пятом - 12.500 ассов.

Те, у кого состояние было очень мало, стояли "ниже класса" и назывались "пролетарии" (лат. proletarii, от слова proles - потомство), т.е. люди, которые имели только детей. Каждый разряд населения выставлял определенное количество своих представителей - восковых единиц - центурий (буквально - сотня). По центуриям стало теперь проводиться голосование в народное собрание; каждая центурия имела один голос. Пролетарии, т.е. вовсе лишенные учитываемого имущества, составили всего одну центурию. При согласованном голосовании первых двух разрядов голоса остальных не имели значения. Вместо старых родовых триб было введено деление на территориальные трибы. Реформы "военной диктатуры" Сервия Тулия нанесли сокрушительный удар по устаревшему родовому строю и заложили основу государства, т.е. было разрушено общество, основанное на кровном родстве, и вместо него создано государственное устройство, основанное на имущественном различии и территориальном делении. Имущественным положением определялось и место воинов в строю легиона. Самые богатые граждане I класса служили в коннице и назывались всадниками. Остальные члены этого класса должны были иметь полное тяжелое вооружение пехотинца и стоять в первых рядах легиона.

Граждане других классов имели облегченное вооружение, занимали место в задних рядах. Воины V класса являлись в строй легко вооруженными, а пролетарии в строю вообще не служили. Сервий Туллий допустил в войско и плебеев, наделив их некоторыми политическими правами посредством организации новой формы народного собрания. В нем участвовали оба сословия. Оно называлось центуриатным собранием. Центурия (сотня), будучи военной тактической единицей, стала и голосующей единицей. К центуриатным собраниям перешли важнейшие функции старых собраний - объявление войны, выбор должностных лиц, суд и пр. На тот период времени данные реформы были прогрессивной формой управления. Падение военной демократии в Риме, как свидетельствуют данные ученых, произошло в конце VI - начале V вв. до н.э. в форме насильственного свержения последнего царя и передачи его власти двум выбранным должностным лицам. Они могли выбираться только из патрициев и назывались консулами. Таким образом, был осуществлен переход к республике.


Содержание Древний Рим, основание Древний Рим, основание Политическое устройство Повседневная жизнь Политическое устройство Повседневная жизнь Развлечения римлян Развлечения римлян Армия римлян Армия римлян Цезарь Словарь Словарь Источники информации Источники информации


Древний Рим Приблизительно в X в. до н. э. на холмах у реки Тибр поселились первые римляне. К 264 г. до н. э. они уже контролировали всю территорию современной Италии, а к 220 г. создали огромную империю. Они были умелыми инженерами, строили прекрасные города и великолепные дороги. Римская империя контролировала обширные территории и просуществовала до 476 г. Приблизительно в X в. до н. э. на холмах у реки Тибр поселились первые римляне. К 264 г. до н. э. они уже контролировали всю территорию современной Италии, а к 220 г. создали огромную империю. Они были умелыми инженерами, строили прекрасные города и великолепные дороги. Римская империя контролировала обширные территории и просуществовала до 476 г.


Основание Рима Легендарной датой основания Рима является 753 год до Р.Х. Однако поселения на месте Рима существовали задолго до этой даты. На левом берегу Тибра на возвышенных холмах существовали поселения, объединившиеся впоследствии в один город. Квиринал ВиминалКапитолий Авентин Палатин Целий Эсквилин


Основание Рима Древнейшие римляне жили в примитивных домах из ивовых прутьев обмазанных глиной. Рядом находились сад и огород, а за пределами города - поля и пастбища. В результате постоянных войн с соседними городами римляне расширяли подвластную территорию.




Основание Рима Жители Рима были искусными ремесленниками: кузнецами, ткачами, гончарами. Огромного размаха достигло хлебопечение - по всей Латинии были разбросаны мельницы и хлебные печи. Несколько древнейших мельниц сохранились до сих пор в рабочем состоянии.


Царский период римской истории (гг. до Р.Х.) Римом правило семь царей: 1. Ромул 2. Нума Помпилий 3. Тулл Гостилий 4. Анк Марций 5. Тарквиний Древний 6. Сервий Тулий 7. Таквиний Гордый


Царский период римской истории В период правления царей Рим превратился в настоящий город. В городе появилась рыночная площадь – форум. На самом обрывистом холме, Капитолии, возвели крепость, в которой находились главные храмы. Для защиты от врагов город окружили крепкими стенами. Рим с высоты птичьего полета


Римская республика: 2 консула 2 консула В 509 г. до Р.Х. произошло изгнание из Рима последнего царя. В Риме установился республиканский строй – т.е. государством управляли избираемые на свои посты чиновники. 1. Объявлял войну и заключал мир; 2. Руководил повседневной политикой государства;




Диктатор – предводитель народа Диктатура – чрезвычайная должность в Древнем Риме, вводившаяся в критические для государства моменты – во время войн или гражданских смут. Это слово произошло от латинского глагола dictare (повторять, предписывать). На первых порах диктатора («предводителя народа») избирали из патрициев, но в 356 г. до н.э. диктатором впервые стал плебей.


Высшая власть Римляне называли высшую власть в государстве империя. Этот термин происходит от глагола imperare – «управлять», «властвовать» и буквально означает «приказ», «наказание». Первоначально империя распоряжался царь. С падением царской власти и установлением республики у римлян сложилось представление, что верховных носителем империя является сам римский народ. Любопытно, что и в пределах собственного хозяйства любой гражданин Рима обладал «домашним империя», то есть абсолютной властью над всеми членами семьи.




Древнеримский народ делилось на несколько социальных классов. Только мужчины могли получить статус гражданина. В период республиканского правления граждане делились на патрициев (знать) и плебеев (низшие классы). Женщины занимались домом и семьей, но у некоторых знатных дам были определенные власть и влияние. Судьба римского раба целиком зависела от воли хозяина, но за верную службу раб мог быть освобожден. Римское общество делилось на несколько социальных классов. Только мужчины могли получить статус гражданина. В период республиканского правления граждане делились на патрициев (знать) и плебеев (низшие классы). Женщины занимались домом и семьей, но у некоторых знатных дам были определенные власть и влияние. Судьба римского раба целиком зависела от воли хозяина, но за верную службу раб мог быть освобожден.


Повседневная жизнь римлян Многие римляне жили в городах. На больших форумах, которые использовались как рынки, также проходили политические собрания. Кроме того, римляне часто посещали театр и бега. Так как места было мало, бедняки жили в квартирах в высоких и узких домах.


Римский форум В центре каждого римского города находилась площадь, называемая "форум". На большом форуме в Риме находилась базилика - здание, в котором собирался сенат. Рядом были храмы, магазины и рынок. На форуме стояли статуи и триумфальные арки, возведенные в честь славных деяний императора. В этом месте римляне назначали встречи, слушали ораторов и принимали важные общественные решения.


В Риме вся власть принадлежала мужчинам. Мужчина был главой семьи, имел право присутствовать на собраниях и участвовать в управлении городом. Женщины сидели дома и воспитывали детей. Мальчики ходили в школу, а девочки оставались дома, учились ткать и прясть, вести хозяйство. Все дети считались взрослыми с 14 лет.


Торговля в Древнем Риме Римляне понимали всю важность торговли. Благодаря ей империя процветала. Ремесленники продавали свои изделия купцам и горожанам. А еду можно было приобрести на многочисленных рынках, в закусочных и маленьких магазинчиках. В ходу были монеты, чеканку которых контролировал сам император. Этими деньгами платили жалование солдатам, они же имели хождение по всей империи, что упрощало торговлю.


Римские бани Только у богатых горожан были домашние бани. Большинство римлян пользовалось общественными банями - термами. После залы для раздевания люди проходили через серию комнат, в каждой из которых было жарче, чем в предыдущей. Люди потели, вся грязь "вытапливалась" из организма, а затем соскребалась металлическим или костяным инструментом, называемым "стригаль". Омовение завершали погружением в бассейн с холодной водой.


Римский акведук Римляне научились доставлять воду в свои города через акведуки - каменные мосты с закрытыми желобами, по которым проточная вода проводилась через глубокие долины и ущелья. Римские инженеры имели богатый опыт в строительстве арок и мостов, что позволило им возвести мощные и элегантные акведуки. Некоторые из них сохранились до настоящего времени.


Римская мода Большинство римлян носило одежду из льна и шерсти. Многие римлянки делали ее сами: пряли шерсть и скручивали лен, ткали на станке. В основном римляне носили простые туники. Римские граждане имели право носить тогу - просторное одеяние, которое надевалось поверх туники. Тоги почти всегда были белыми, но могли иметь цветную кайму, указывавшую на статус владельца. Только римский император мог носить пурпурную тогу. Римлянки надевали поверх туники свободные платья. Обычно они были белого цвета, но часто украшались рисунком или вышивкой.


Большой цирк Одним из любимых развлечений древних римлян были гонки на колесницах. Самой большой площадкой для состязаний был Большой цирк (Circus Maximus) в Риме. Он был рассчитан примерно на зрителей. Во время гонки 12 колесниц должны были пройти семь кругов. Возницы колесниц, в основном рабы, были разделены на четыре команды, у каждой из которых был свой цвет - белый, синий, красный и зеленый.


Римский Колизей Для того чтобы приобрести популярность в народе, императоры устраивали для римлян игры и празднества. В 72 г. император Веспасиан приказал построить огромный амфитеатр - Колизей. Толпы римлян приходили посмотреть на бои гладиаторов друг с другом и с дикими животными. А иногда центральную арену затопляли, чтобы изобразить морскую битву.


Колизей в переводе с римского – означает «огромный». Амфитеатр Флавиев был возведен при императоре Веспасиане. Амфитеатр в древности был 500 метров в окружности и в высоту до 50 метров. Трибуны Колизея вмещали до 50 тысяч зрителей. В ненастье под ареной, с помощью специального механизма, натягивалась парусиновая крыша. Пол арены давал возможность увидеть подземные камеры, в которых содержали диких зверей. Голодных, доведенных до ярости животных выталкивали наверх с помощью подъёмных механизмов.


Колизей был практически полностью механизированным зданием. Благодаря хитроумным приспособлениям на ровном месте «вырастали» острова, между которыми плескалась вода, а из ниш, устроенных под зрительскими ярусами, выплывали боевые корабли. Все усилия техников были направлены на то чтобы позабавить соотечественников кровавым зрелищем. На арену выпускали приблизительно равных по силе воинов, которые произносили традиционное приветствие императору: «Идущие на смерть приветствуют тебя, Цезарь!» Не все гладиаторы находили смерть на арене. Некоторые освобождались от рабства и, став вольноотпущенными, открывали собственные школы бойцов. Среди них был и Спартак. На сегодняшний день Колизей считают самое величественное античное сооружение.








О происхождении римских цифр достоверных сведений нет. В римской нумерации явственно сказываются следы пятеричной системы счисления. В языке же римлян ни каких следов пятеричной системы нет. Значит, эти цифры были заимствованы римлянами у другого народа (скорее всего этрусков).Такая нумерация преобладала в Италии до XIII века, а в других странах Западной Европы - до XVI века. Это, наверное, самая известная нумерация, после арабской. С нею мы достаточно часто сталкиваемся в повседневной жизни. Это номера глав в книгах, указание века, числа на циферблате часов, и т. д. Возникла эта нумерация в древнем Риме. Использовалась она для аддитивной алфавитной системы счисления I - 1, V - 5, X - 10, L - 50, C - 100, D - 500, M Прежде знак M изображался знаком Ф, потому то 500 и стал изображать знак D как "половина" Ф. Так же построена и пары L и C, X и V. Римская нумерация


Числовые обозначения в Древнем Риме напоминали первый способ греческой нумерации. У римлян были специальные обозначения не только для чисел 1, 10, 100 и 1000, но и для чисел 5, 50 и 500. Римские цифры имели такой вид: 1 - I, 5 - V, 10 - X, 50 - L, C, D и M. Возможно, знак V означал раскрытую руку, а X - две такие руки. Но есть и иное объяснение. Когда счет шел десятками, то, нарисовав 9 палочек, десятой их перечеркивали. А чтобы не писать слишком много палочек, перечеркивали одну палочку и писали десять так:. отсюда и получилась римская цифра X. А цифра 5 получилась просто разрезанием цифры для числа 10 пополам. Римская нумерация


Интересная система дробей была в Древнем Риме. Она основывалась на делении на 12 долей единицы веса, которая называлась асс. Двенадцатую долю асса называли унцией. А путь, время и другие величины сравнивали с наглядной вещью - весом. Например, римлянин мог сказать, что он прошел семь унций пути или прочел пять унций книги. При этом, конечно, речь не шла о взвешивании пути или книги. Имелось в виду, что пройдено 7/12 пути или прочтено 5/12 книги. Из-за того что в двенадцатеричной системе нет дробей со знаменателями 10 или 100, римляне затруднялись делить на 10, 100 и т. д. При делении 1001 асса на 100 один римский математик сначала получил 10 ассов, потом раздробил асе на унции и т. д. Но от остатка он не избавился. Чтобы не иметь дела с такими вычислениями, римляне стали использовать проценты. Так как слова "на сто" звучали по-латыни "про центум", то сотую часть и стали называть процентом. Римская нумерация






Римские завоевания ВРЕМЯС кем воевали римляне Что было присоединено Последствия VI-IV вв. до н.э. этруски, италийские племена (самниты, латины и др.), греки из колоний на территории Италии Апеннинский полуостров (Италия) Рим включается в борьбу за господство в Средиземноморье III – II вв. до н.э. Карфаген, Македония, Греция, Сирия север Африки, Испания, Греция, Македония, Малая Азия, юг Галлии Рим стал крупнейшей державой Средиземноморья I в. до н.э. кельты Галлии, Понтийское и Египетское царства, германцы Галлия, Египет, Сирия, Фракия, берега Рейна Влияние Рима распрост- ранилось на все разви- тые районы Европы и Ближний Восток I – II вв. н.э. парфяне, даки, кельты Британии, германцы и др. «варвары» земли к югу от Дуная, Иудея, Дакия, Брита-ния, Армения Рим перешел к обороне своих границ по Рейну, Дунаю и Евфрату. Империя «объелась»


Римское государства часто враждовали. Каждый свободный гражданин был солдатом и с детских лет обучался воинскому искусству. Армии состояли из пехотинцев-гоплитов, возглавляемых стратегами (полководцами). Войска выходили на поле боя плотными частями - фалангами.


ОРГАНИЗАЦИЯ АРМИИ В эпоху ранней республики любой римлянин в возрасте от 17 до 46 лет, владеющей собственностью, мог быть призван в армию. Срок службы был лет. Поступая на службу новобранец давал клятву верности. Каждый день воины тренировались в плавании, беге, прыжках, метании дротика и фехтовании. Трижды в месяц войско совершало марш-броски на 30 км. Воины шли в быстром темпе со скоростью 6-8 км/ час. Легионеры учились строить и разбирать военный лагерь. Провинившихся подвергали телесным наказаниям. Легиону за неповиновение уменьшали рацион питания. Децимация – казнь по жребию каждого 10-ого воина.


ОРГАНИЗАЦИЯ АРМИИ Богатые граждане могли приобретать коней, и поэтому они служили в кавалерии. Римляне победней сражались в пешем строю, объединенные в отряды и вооруженные мечами, копьями, кинжалами и щитами. Беднейшие граждане сражались в самом начале и конце битвы. Их оружие – камни и с/х инвентарь.








Римская пехота делилась на несколько частей. Основой войска был легион, состоявший обычно из пяти тысяч солдат. Легион делился на 10 когорт, примерно по 500 человек в каждой, а когорта состояла из шести центурий. В центурии было от 80 до 100 легионеров, которыми командовал центурион. Легион центурийцентурион Легион центурийцентурион Римский легион Вооружение римского легионера состояло из оружия для ближнего боя - пугио (кинжала) и гладиуса (короткого меча). Одно время легионеров вооружали копьями, но позже это оружие было заменено на пилум (дротик). Брошенный умелой рукой, пилум мог пробить крепкий щит. Во время осады легионеры использовали баллисты и катапульты - осадные машины, с помощью которых метали камни, стрелы, бревна и т. п.баллисты


Римский военный лагерь Римские легионеры строили лагеря по стандартному плану в форме четырехугольника. Лагерь состоял из штаб-квартиры, конюшен и казарм, в которых за каждой центурией закреплялось определенное место. Лагерь был огорожен высокой стеной со сторожевыми вышками и крепкими воротами. У легионеров были походные лагеря, которые можно было поставить на привале, а затем быстро собрать.


Войско в походе Обычно во время похода войско находилось в пути по 7 часов в день, проходя до 30 км. Солдаты были вынуждены тащить все свое имущество и оружие на себе. Впереди шли разведчики, обязанные обследовать местность, собирать сведения о неприятеле, выбрать место для лагеря. Затем шел передовой отряд (авангард), состоявший из конницы и легкой пехоты; за ним двигались главные силы войска. Они шли одной колонной, за каждым легионом следовал принадлежавший ему обоз, и легковооруженные войска составляли арьергард. Если неприятель был близко, главные силы войска двигались в боевом порядке, причем весь обоз следовал сзади и часть войска служила прикрытием (арьергардом). При отступлении обоз посылался вперед с отрядом войска, а остальные шли за ними.




Легион в бою В период Республики легион строился для боя в три линии по манипулам. Каждая манипула строилась в форме квадрата, с равными промежутками между соседями по линии.манипулам Перед строем легиона шли лучники, пращники, метатели дротиков. В первую линии строя шли гастаты, во второй – принципы, в третьей – триарии. На флангах располагалась конница. Легион быстро сближался с врагом, осыпая его копьями. Исход боя обычно решала рукопашная схватка.гастатыпринципы триарии С I в. до н.э. легион стал строиться по более крупным когортам, становившимся в три линии в шахматном порядке.когортам


Штурм и осада крепостей Крепость брали: внезапным приступом прямо с дороги, старались под прикрытием щитов выломать ворота. В случае невозможности приступа начинали осаду укрепленного пункта: окружив его со всех сторон войском. Если это место было слишком укреплено и в изобилии снабжено провиантом, то брали его приступом с помощью осадных сооружений и стенобитных машин. Приступ (штурм) Легионная баллиста Осадная башня Таран




Корабли Римлян Чтобы сделать свои корабли более быстрыми, римляне использовали и парус, и весла. На некоторых судах было несколько гребных рядов. Для того чтобы корабль шел с максимальной скоростью, гребцов располагали так, чтобы они могли грести одновременно. Корабль с двумя рядами весел назывался бирема, с тремя - трирема.


КВИНКВЕРЕМА (ПЕНТЕРА) – боевой корабль карфагенян и римлян Во время первой Пунической войны возникла необходимость быстрого строительства военного флота. Римляне нашли брошенное карфагенянами военное судно и за 60 дней построили 100 точных его копий. Вскоре их флот насчитывал уже свыше 200 судов.



Гай Юлий Цезарь был выдающимся государственным и политическим деятелем, полководцем и писателем. Вынужденный при Сулле уехать в Малую Азию, он вернулся в Рим после смерти этого императора в 78 г. до н. э. и сразу включился в политическую борьбу. После окончания срока консульства Цезарь добился назначения на должность наместника в Цизальпинскую, а затем и Нарбонскую Галлию. В ходе галльских походов гг. до н. э. он завоевал всю заальпийскую Галлию от Белгики до Аквитании. Цезарь


Цезарь внес изменения в организацию римской армии и в способы ведения военных действий. В состав каждого легиона были включены осадные машины: легкие баллисты, а также онагры и катапульты, метавшие тяжелые камни. Важную роль стали играть легкие вспомогательные войска лучников и пращников Конницу из римских граждан заменили наемники: германцы, испанцы, нумидийцы. Войска Цезаря перемещались очень быстро, и этим в значительной мере обусловливались их успехи. В сражениях Цезарь предпочитал первым атаковать противника. Его легионы шли на врага ровным шагом, который затем переходил в бег. Сначала пускались в ход копья, а затем мечи, воины старались оттеснить врага в рукопашном бою. Довершала разгром противника конница. Укрепленные пункты армия Цезаря брала осадой или штурмом. При осаде вокруг крепости противника возводились полевые укрепления: валы, рвы, волчьи ямы, редуты и т.д. Широко использовались осадные башни, осуществлялись и подкопы под стену. Цезаря считали великим полководцем А.Суворов и Наполеон. Его военное искусство изучали в военных академиях до 19 века


Словарь Легион – крупное подразделение римской армии (от 4,5 до 7 тысяч человек). Легионер – воин легиона. Центурия – отряд из ста (с I в. до н.э. – 80) легионеров Центурион – младший офицер римской армии, командир центурии или манипулы Манипула – отряд, включающий в себя 2-3 центурии. До I в. до н.э. римское войско строилось в 3 ряда по манипулам Когорта – с I в. до н.э. основное подразделение легиона из 6 (реже 10) центурий. Командовал когортой военный трибун Баллиста – метательное орудие в виде на большого горизонтального лука, усиленного парой вертикальных скрученных жгутов. Метала стрелы, камни, металлические шары. Использовалась на судах и при осаде крепостей.


Словарь Гастаты (копейщики) – молодые воины, сражавшиеся в первой линии построения легиона. Начинали бой, метнув в противника копья с дальней дистанции, а затем атаковали с мечами в руках. Принципы – опытные воины второй линии строя легиона. Вступали в бой в самый решительный момент, решая его исход. Триарии – воины третьей линии строя легиона, ветераны. Вступали в бой лишь в самых крайних случаях. Конкуберний – группа воинов (8-10 человек), живущих в одной палатке и совместно готовящих пищу во время отдыха в лагере. Возглавлялась десятником (декурионом). Легат – помощник консула, командир легиона.



Актуальность проблем, связанных с государственным устройством Древнего Рима сегодня повышается, а рассматриваемая тема реферата, систематизация знаний и представлений о разнообразных проявлениях развития человечества в определенной степени поможет сориентироваться в современной духовной жизни, ее состоянии и тенденциях развития.

Община «Рим» развилась теперь в целое государство, «Римскую республику», жители которой (помимо национально-племенных, имущественных и иных отличий) делятся прежде всего на лично свободных и лично несвободных. Лично свободные подразделяются на граждан и чужестранцев.

Главной цитаделью нобилитета и руководящим органом республики являлся сенат. Сенаторов обычно было 300. Право назначать сенаторов принадлежало раньше царю, а затем консулам. По закону Овиния (последняя четверть IV в.) это право перешло к цензорам. Каждое пятилетие цензоры пересматривали список сенаторов, могли вычеркивать из него тех, кто по тем или иным основаниям не соответствовал своему назначению, и вписывать новых. Закон Овиния установил, «чтобы цензоры под клятвой выбирали в сенат лучших из всех категорий магистратов». Речь идет о бывших магистратах до квесторов включительно.

Сенаторы распределялись по рангам. На первом месте стояли так называемые «курульные сенаторы», т. е. бывшие магистраты, занимавшие курульную должность: бывшие диктаторы, консулы, цензоры, преторы и курульные эдилы; затем шли остальные: бывшие плебейские эдилы, народные трибуны и квесторы, а также сенаторы, не занимавшие в прошлом никакой магистратуры (таких было немного). Первым в списке стоял самый уважаемый сенатор, называвшийся princeps senatus (первый сенатор). Принадлежностью к той или другой категории определялся порядок голосования. Последнее происходило или путем отхода в сторону, или посредством личного опроса каждого сенатора. Созывать сенат и председательствовать в нем могли все экстраординарные магистраты, например диктаторы, а из ординарных-консулы, преторы, а позднее народные трибуны.

До начала гражданских войн сенат пользовался огромным авторитетом. Это объясняется главным образом его социальным составом и организацией. Первоначально в сенат могли входить только главы патрицианских семей. Но уже очень рано, вероятно, с начала республики, в сенате начали появляться и плебеи. По мере завоевания ими высших магистратур число их в сенате стало быстро увеличиваться. В III в. подавляющее большинство сенаторов принадлежало к нобилитету, т. е. к правящей касте римского общества. Это создавало сплоченность сената, отсутствие в нем внутренней борьбы, единство его программы и тактики, обеспечивало ему поддержку самой влиятельной части общества. Между сенатом и магистратами существовало тесное единство, поскольку каждый бывший магистрат в конце концов попадал в сенат, а новые должностные лица выбирались фактически из тех же сенаторов. Поэтому магистратам было невыгодно ссориться с сенатом. Магистраты приходили и уходили, сменяясь, как правило, ежегодно, а сенат был постоянно действующим органом, состав которого в основном оставался неизменным (массовое пополнение сената новыми членами было очень редким явлением). Это давало ему преемственность традиций и большой административный опыт.

Круг дел, которыми руководил сенат, был очень широк. До 339 г., как было указано выше, ему принадлежало право утверждать постановления народного собрания. После этого года требовалось только предварительное одобрение сенатом вносимых в комиции законопроектов. По закону Мения, этот же порядок был установлен и по отношению к кандидатурам должностных лиц.

Сенат в случае тяжелого внешнего или внутреннего состояния государства объявлял чрезвычайное, т. е. осадное, положение. Это делалось чаще всего посредством назначения диктатора. Со II в. в практику входят другие формы введения осадного положения. Одна из них состояла в том, что сенат принимал постановление: «Пусть консулы наблюдают, чтобы республика не потерпела какого-нибудь ущерба». Этой формулой консулам (или другим должностным лицам) давались чрезвычайные полномочия, подобные полномочиям диктатора. Другим способом концентрации исполнительной власти было избрание одного консула. Этот способ, правда, очень редко, применялся в I в.

Сенату принадлежало высшее руководство военными делами. Он определял время и количество набора в армию, а также состав контингентов: граждане, союзники и, проч. Сенат выносил постановление о роспуске войска, под его контролем происходило распределение отдельных войсковых соединений или фронтов между военачальниками. Сенат устанавливал бюджет каждого военачальника, назначал триумфы и другие почести победоносным полководцам.

В руках сената была сосредоточена вся внешняя политика. Право объявлять войну, заключать мир и союзные договоры принадлежало народу, но сенат вел для этого всю подготовительную работу. Он отправлял посольства в другие страны, принимал иностранные послов и вообще ведал всеми дипломатическими актами.

Сенат управлял финансами и государственными имуществами: составлял бюджет (обычно на 5 лет), устанавливал характер и сумму налогов, контролировал откупа, руководил чеканкой монеты и проч.

Сенату принадлежал высший надзор за культом. Он учреждал праздники, устанавливал благодарственные и очистительные жертвоприношения, в наиболее серьезных случаях толковал знамения богов, контролировал иностранные культы и, если это было нужно, запрещал их.

Члены всех постоянных судебных комиссий до эпохи Гракхов состояли из сенаторов. Только в 123 г. Гай Гракх передал суды в руки всадников (под этим названием понимали тогда богатых купцов и ростовщиков).

В том случае если должности высших магистратов, имевших право председательствовать в народном собрании для выбора консулов, были вакантны или эти магистраты не могли прибыть к моменту выборов в Рим, сенат объявлял «междуцарствие». Этот термин сохранился еще от царской эпохи. Один из сенаторов назначался «междуцарем» для председательствования в консульских избирательных комициях. Он исполнял свою должность в течение пяти дней, после чего назначал себе преемника и передавал ему свои полномочия. Тот назначал следующего и т. д. до тех пор, пока в центуриатных комициях не будут избраны консулы.

Таким образом, сенат являлся высшим административным органом республики, и вместе с тем ему принадлежал верховный контроль над всей жизнью государства.

Оба крупных сословных класса предшествующего периода, патриции и плебеи, продолжали существовать и теперь, и их взаимная борьба за политические права была наиболее характерным явлением в жизни римской общины периода Республики. Уже при Сервии Туллии, по преданию, плебеи, первоначально бесправные, получили некоторые права, например право землевладения, право законного брака и коммерции между собой, ограниченное право на судебное разбирательство, право голоса и отбывания воинской повинности. Они, таким образом, стали из бесправных - неполноправными гражданами, и стремление к полному правовому равенству с патрициями, особенно в праве занимать высшие государственные должности, привело к усилению борьбы их с патрициями, до полного уравнения в правах. По законам Люция Секстия (366 г. до н. э.) плебеи получили доступ к высшим светским, а по закону Огульны (300 г. до н. э.) и к высшим духовным должностям, кроме полученного еще ранее права на законный брак с патрициями. Благодаря расширению государства значительно увеличился также и численный состав плебса.

Таким образом, оба сословия слились в одном понятии «римский народ». Однако осуществление права занимать высшие государственные должности, вследствие дорого стоившей предвыборной агитации и отсутствия вознаграждения за отправление должности, было доступно лишь зажиточным гражданам. В результате из патрициев и богатых плебеев постепенно образовалась чиновная, служилая знать (нобили), стоявшая в противоположности к менее зажиточному плебсу.

Управление римской общиной Республиканского периода основывалось на воле народа. Поэтому все важнейшие вопросы управления решались на основании того или иного волеизъявления общины, «народа Рима». Ему принадлежала:

власть законодательная - право издавать за коны;

власть судебная - право производить суд;

власть избирательная - право избрания магистратов;

власть решающая - в вопросах о мире и войне.

Решения народа по пунктам а) и г), как имевшие силу закона, назывались «законами народа» или «народными повелениями». Сам народ, как носитель верховной власти, был облечен известным величием, и преступления против общины считались оскорбляющими величие римского народа. Перед народным собранием склонялись фасции магистратов, присутствующих в собрании, как символ их преклонения пред «величием народа».

Свои права народ осуществлял в народных собраниях, обычно в так называемых комициях (от лат. - «сходиться»), то есть в созываемых и руководимых имевшим на то право должностным лицом (например консулом или претором) собраниях полноправных граждан, на которых они (в своих политических делениях по куриям, центуриям или трибам) решали посредством подачи голосов предлагаемые на решение очередные вопросы.

Право участия в комициях и подачи голос имели все римские граждане (обладавшие правом голоса), где бы они ни находились - в Риме, провинции или колонии. В соответствии с участвовавшими в собраниях представителями римской общины, комиции подразделялись на куриатский комиции, центуриатский комиции и трибутский комиции.

От комиции следует отличать созывавшиеся светским или духовным должностным лицом свободные собрания (не по политическим делениям) или сходки, где народ не голосовал, а обычно выслушивал доклады и сообщения или обсуждал некоторые важные вопросы, особенно стоявшие на очереди в ближайшие комиции. Говорить на этих собраниях могли все присутствующие. Собирались они обычно на Форуме, а созываемые духовным лицом - на Капитолии.

Причина падения республики в том, что она была государственной формой, которая сложилась на базе города-государства и которая не могла обеспечить интересы широких кругов рабовладельцев в рамках обширной империи. Господствующие классы в этих условиях видели единственное средство сохранения своей власти в диктатуре, опиравшейся на армию. Существует еще множество причин падения республики С. И. Ковалев считает, что: «Главной и самой общей причиной являлось противоречие между политической формой республики I в. до н. э. и ее социально-классовым содержанием. В то время как эта форма оставалась старой, содержание ее существенно изменилось».

От республики римская империя отличалась и самой организацией правящего класса. В связи с территориальным ростом Римской республики государство превращалось из органа, представлявшего интересы крупнейших римских землевладельцев и рабовладельцев, каким была республика, в орган, представляющий интересы господствующих классов всей Римской державы.

Это предполагало привлечение к руководству государством рабовладельческих кругов не только Италии, но и провинций, а в перспективе - уравнение Италии и провинций.

При Цезаре и Августе были заложены лишь основы развития Римской империи. Различие между частями империи было еще огромно. Все разнородные области объединялись политической властью и удерживались его военной мощью.

Монархическая реформа Августа как бы замкнула собой круг развития государственного устройства Рима: монархия - республика - монархия. Как республиканская магистратура есть раздробление единой власти царя, так и власть императора есть опять собирание (концентрация) республиканских магистратур в особе государя, в виде новой, чрезвычайной магистратуры.

Фактически монархия была восстановлена после битвы при Акциуме (31 г. до н. э.), когда вся военная сила была сосредоточена в руках Августа, а юридически - в 27 г., когда Октавиан получил от Сената титул «Август» (досточтимый, священный) верховное руководство и надзор за всеми делами правом контроля действий остальных властей, управление некоторыми провинциями и главное начальство над всем войском.

На этой основе постепенно и выросла власть римских императоров, вплоть до Диоклетиа на (285-305 гг. н. э.), когда она становится монархией в строгом смысле слова. Вся полнота власти была сосредоточена в руках одного лица, а Сенат и народ не играли уже никакой государственной роли. Власть императора была пожизненной, но не династической, наследственной: император мог только указать государству на лицо, которому желал передать власть после смерти, назначив его наследником своего личного имущества и достояния. Таковым могло быть и лицо, усыновленное государем. Император мог принять его в соправители и передать титул «Цезарь», наградив его различными почестями, необходимыми для создания ему репутации, особенно в войске.

Император имел право отказаться от власти сам. Как «магистрат» он мог быть смещен Сенатом, но, опираясь на войско, он не опасался этого смещения. Во всяком случае, смещение императоров всегда было актом насилия.

Полномочия императора слагались из власти военной, составляющей главную опору его влияния. Она давалась ему Сенатом и войском, и как главнокомандующий римской армией император напоминал республиканского проконсула, так как военные силы находились в провинциях, правителями которых были проконсулы.

Как консул, цензор и трибун народа, император имел возможность:

принимать активное участие в законодательстве, руководя Сенатом и комициями; но наряду с их постановлениями действовали и личные распоряжения императора, изданные на основании его права (эдикты, декреты, мандаты, конституции и т. п.);

участвовать в судопроизводстве: составлять списки присяжных, руководить процессами, особенно военными и уголовными, причем суд императора являлся высшей инстанцией;

участвовать в выборах магистратов, причем император проверял правоспособность кандидатов, рекомендовал своих (кандидаты цезаря), что почти уже равнялось назначению, назначал сам некоторых чиновников, особенно наместников в императорских провинциях;

в качестве цензора - составлять списки сословий, особенно Сената, подчиняя его таким образом своему личному влиянию;

осуществлять верховный надзор и руководство во всех государственных делах, внутренних и внешних, заведовать государственным хозяйством и финансами, чеканить монету и т. п. Цензорский надзор за нравственностью также входил в компетенцию императора;

осуществлять свою власть в провинциях, куда императоры могли назначать своих чиновников для управления местными общинами, нередко в ущерб их прежней автономии.

Император также обладал и властью духовной. В качестве верховного понтифика и члена всех главнейших жреческих коллегий император имел верховный надзор за культом и за имуществом духовных коллегий и храмов.

Кроме зависимых от императора магистратов республиканского типа, им назначался целый ряд особых должностных лиц для разных отраслей управления: для управления провинциями прокураторов, легатов Августа; для отдельных частей управления кураторов, префектов. Из последних особенно были важны: префект города - градоначальник и городской судья; префект преторианцев - начальник преторианцев, весьма влиятельный сановник после императора; префект, заведовавший провиантской частью Рима, и др. Чины эти обычно получали содержание из императорской казны и назначались нередко из сенаторов или всадников, иногда (низшие должности) из императорских отпущенников.

Вот как характеризует состояние Рима этого времени Ж. Боже: «Во II в. особенно заметен упадок римской морали; ослабление патриотических чувств, которые перестали быть источником гражданских добродетелей, заменившихся стремлением к личному благополучию, «буржуазными добродетелями», сосуществовавшими с жаждой наживы, царством денег, развратом, индивидуализмом. Ослабла связь с родными».

Сенат продолжал свое, по-видимому почетное, существование, юридически он стоял даже выше Императора, который получал свою власть от Сената. Однако фактически громадное личное и военное значение императора лишало Сенат почти всякойсамостоятельности, тем более что в силу своей цензорской власти император имел право пополнения итого органа власти, а как трибун народа, мог останавливать своей интерцессией все неугодные ему постановления. Сенату предоставлено было по-прежнему наблюдение за культом, заведование казной (государственной). Однако, когда государственная казна слилась с императорской, это право было ликвидировано. Сенату также принадлежало право выборов магистратов (где он, однако, также был стеснен кандидатурами, выдвигаемыми императором). Он обладал властью судебной как одна из высших судебных инстанций, руководимая императором, а также правом управления сенатскими провинциями и т. п. Однако фактически постановления Сената были нередко лишь утверждением воли императора.

Гибель Рима означает и гибель великой античной культуры в целом. Как образно заметил Т. Моммзен: «Над греко-латинском миром опустилось историческая ночь, и отвратить ее было не в силах человеческих, но Цезарь дал все-таки измученным народам доживать вечер своего развития в сносных условиях. А когда, после долгой ночи, занялся новый исторический день и новые нации устремились к новым, высшим целям - у многих из них дало пышный цвет семя, посеянное еще Цезарем, и многие именно ему обязаны своею национальной самобытностью».

На основании выше сказанного можно сделать вывод, что на протяжении своего существования Древний Рим прошел развитие в своем государственном развитии от так называемого царского периода, когда носителем верховной власти был царь, именно в царский период римская община получает тот характерный облик, который так отличает ее от других общин античного мира. Далее римская община развивается в Республику у некоторых слоев появляются права, например право землевладения, право законного брака и коммерции между собой, ограниченное право на судебное разбирательство, право голоса и отбывания воинской повинности. На смену Республики приходит Империя при которой происходит концентрация раздробленной республиканской власти в руках Императора.

Формирование на территории Италии своеобразной римской государственности и культуры, создание мировой державы, охватывавшей все Средиземноморье и Западную Европу, и ее длительное (около 4 столетий) существование, рождение в ее пределах синкретической средиземноморской античной цивилизации как прообраза будущей европейской цивилизации, возникновение и распространение здесь новой мировой религии - христианства - все это отводит Древнему Риму особое место в мировой истории.

1. Алферова И. В. Римские Древности: краткий очерк. – Смоленск: Русич, 2000, – 384 с.

2. Бадак А. Н. и др. История древнего мира. Древний Рим. – Мн.: Харвест, 2000. – 864 с.

3. Елманова Н. С. Энциклопедический словарь юного историка. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 448 с.

4. Ковалев С. И. История Рима. Изд.: Ленинградский Университет, 1986. – 744 с.

5. Штаерман Е. М. Социальные основы религии Древнего Рима. – М.: Наука, 1987. – 320 с.

Государственное устройство Древнего Рима

Народное собрание - куриатные, центуриатные и трибутные комиции

Сенат - состоял из представителей знатных семейств, занимался внешнеполитическими, финансовыми и религиозными вопросами, обсуждением законопроектов.

Консулы - занимались наиболее важные гражданскими и военными делами

Преторы - имели судебные полномочия, занимались юридическими вопросами

Народные трибуны - выполняли функции по защите прав и поддержанию порядка

Сенат - высший государственный орган в Древнем Риме. Хотя никакими узаконенными функциями он не обладал, рекомендации сената (лат. senatusconsulta ) обладали такой же силой, как и законы Республики. Его власть держалась, главным образом, на авторитете, и, кроме того, была подкреплена уважением к обычаям предков и религиозным пиететом.

Сенат эпохи развитой и поздней республики состоял из 300 сенаторов, обычно бывших высокопоставленных должностных лиц государства (магистратов) (в более отдаленные времена - родовых старейшин). Пополнением сената ведали цензоры, которые из числа бывших магистратов включали в его состав наиболее достойных. Власть сената распространялась на все сферы государственной жизни. В его исключительном распоряжении находилась казна. В сенате предварительно обсуждались все проекты законов и кандидатуры будущих магистратов. Кроме того, в его ведении находилась внешнеполитическая деятельность Республики.

В Риме собирались три вида народных собраний - комиций (в переводе с лат. - собрание ); до реформ Сервия Туллия в середине VI в. до н. э. народные собрания собирались только по куриям и назывались куриатными комициями. Они были единственным видом народного собрания. Однако курии были замкнутыми объединениями патрициев с сильными пережитками родового управления и не включали плебеев. Сервий Туллий, роль которого в оформлении Римского государства особенно велика, допустил плебеев к военной службе и создал так называемое центуриатное устройство. В связи с тем, что в V–IV вв. до н. э. важнейшие проблемы общественной жизни порождались многочисленными войнами, борьбой патрициев и плебеев, значение куриатных комиций сильно упало и решающее значение в государственной жизни приобрели собрания римских граждан по центуриям, в которые входили как патриции, так и плебеи.

Куриатные комиции - старейшая форма народного собрания Римской Республики. В них решались вопросы о вручении империя должностным лицам и усыновлении граждан.

До реформы Сервия Туллия куриатные комиции были в Риме единственным видом комиций и состояли, очевидно, лишь из патрициев. Вопрос, состояли ли плебеи в куриатных комициях во времена Республики, в науке дискуссионен. Одни авторы (например, Эрнст Херцог) считали, что и во времена Республики куриатные комиции включали только патрициев. Другие (например, Вильгельм Зольтау), отстаивали точку зрения, что плебеи были включены в их состав еще во времена царского Рима. Однако для царского периода присутствие плебеев в куриатных комициях довольно сомнительно. Так, И. Л. Маяк делала вывод, что плебеи стали принимать участие в этом виде комиций не ранее IV в. до н. э. Местом их проведения был Comitium на Форуме.

Главные функции куриатных комиций состояли в следующем:

1. Вынесение Куриатного закона об империи - этот закон был необходим для того, чтобы вручитьординарному или экстраординарному магистру высшую власть - империй.

2. Утверждение отдельных частных актов - усыновлений и завещаний, то есть куриатные комиции ведали вопросами семейного права.

С течением времени и политическая роль куриатных комиций, и, соответственно, их популярность, снижались. К концу Республики наделение магистратов империем осталось фактически единственной функцией этих собраний, и на них собиралось лишь 30 ликторов, символизировавших 30 курий. Тем не менее, с формальной точки зрения, куриатные комиции вплоть до своего исчезновения при Империи оставались сосредоточием высшей власти, так как именно они вручали магистратам империй.

Центуриатные комиции - высший вид собрания народа Римской Республики. В них избирали высших магистратов, объявляли войну и заключали мир, судили граждан по уголовным делам (лишение гражданина его гражданских прав).

Собрание распределялось по принципу имущественного ценза. По преданию были учреждены предпоследним римским царем Сервием Туллием. По функциям они вытеснили куриатные комиции. Прежде чем подавать голос, участники одной центурии совещались между собой. Каждая центурия имела один голос в комициях, поэтому общее число голосов равнялось количеству центурий. Однако, большинство центурий принадлежало первому классу (крупным землевладельцам) и перевес принадлежал часто именно ему. Всего имелось 193 центурии, голосование останавливалось, если первые 97 центурий голосовали единым мнением.

Так как центуриатные комиции были собранием воинов, то, по закону, они не могли собираться в самом городе Риме и собирались вне священной границы города на Марсовом поле. В течение собрания на Капитолии развевалось красное боевое знамя. Созывать центуриатные комиции могли только высшие магистраты, обладавшие импераем консулы, преторы и диктаторы. До 287 г. до н. э. через центуриатные комиции проходило большинство законов. После этим правом наделялись также трибутные комиции. Тем не менее даже тогда полномочия центуриатных комиций оставались весьма широкими. Они объявляли войну и заключали мир. В центуриях выбирали всех высших магистратов.

Трибутные комиции - собрание, в котором принимались конституционные законы; разбирались уголовные дела, связанные с наложением штрафов; выбирались квесторы, эдилы, военные трибуны.

Существовало три вида трибутных комиций:

1. Чисто плебейские собрания, проводились под председательством плебейских магистратов (плебейского трибуна или эдила). Постановления назывались плебисцит. После 287 г. до н. э. плебисциты стали иметь силу законов для всех граждан, независимо от происхождения. До того они были обязательны лишь для плебеев.

2. Патрициано-плебейские собрания. Патриции начали принимать активное участие в работе трибутных комиций после 471 г. до н. э., после расширения прав последних. Проводились под председательством консула или претора - высших магистратов, первоначально избиравшихся только из патрициев. Постановления назывались законы. Здесь избирали квесторов и курульных эдилов. Эти собрания обладали и судебной властью.

3. Собрание плебеев, на котором не принимались никакие постановления. На них заслушивались сообщения магистратов, народ совещался между собой, но голосования не происходило. Данный вид комиций, в силу своей специфичности, просуществовал в Риме дольше всех остальных, дожив до времен империи, был широко распространен в римской императорской армии.

Голосование в трибутных комициях было таким же, как и в куриатных или центуриатных. Созывать комиции могли только магистраты. Повестка и дата собрания обсуждались заранее, тексты законопроектов, имена кандидатов предварительно публиковались (выставлялись на форуме). Комиции собирались в определенные дни - дни перед календами и большинство из дней, предшествовавших идам.

На собрании объявлялся вопрос, и, без какого-либо обсуждения, начиналось голосование. В ранний период оно было устным и открытым, со второй половины II в до н. э. голосование стало закрытым и письменным. При голосовании на Марсовом поле (где обычно проходили избирательные комиции) человек входил в одно из 35 (по числу триб) закрытых помещений. Триба определяла свой голос независимо от того, сколько ее членов явилось для голосования. Если голосование проходило на Капитолии или Форуме (законодательные и судебные комиции), то сначала голосовали в трибах, потом подсчитывали число триб, проголосовавших «за» или «против». Абсолютное большинство давали 18 триб из 35 (4 городских и 31 сельская).

Магистраты - общие названия государственных должносте в Древнем Риме. Магистраты делились на:

1. Ординарные (обычные) - консулы, преторы, цензоры, квесторы, эдилы, народные трибуны.

2. Экстраординарные (создавались при чрезвычайных обстоятельствах) - диктаторы, интеррексы, начальники конницы при диктаторе, децемвиры, военные трибуны, триумвиры.

3. Курульные - консулы, диктаторы, децемвиры, военные трибуны, триумвиры, преторы, цензоры, эдилы.

4. С империем (высшая власть в римском государстве, которой наделяли только в особых случаях до принципата Октавиана Августа) - консулы, преторы, диктаторы, децемвиры, военные трибуны, триумвиры.

5. Высшие - все магистраты с империем, цензоры, народные трибуны.

Ниже магистратной лестницы находились служащие - ликторы, писцы, посыльные; и, так же, государственные рабы - тюремщики, палачи.

Государственный строй в Древнем Риме в царский период

Рекс (глава общины, военный предводитель, избирался на комициях)

Сенат (Совет старейшин, состоял из 300 сенаторов, занимался ведением текущих дел и обсуждением вопросов, которые выносили потом на народное собрание)

Комиции (народные собрания, участие в которых принимали только патриции)

Семь легендарных и полулегендарных царей Древнего Рима

Ромул (правил 753–715 до н. э.)

Нума Помпилий (правил 715–674 до н. э.)

Тулл Гостилий (правил 673–642 до н. э.)

Анк Марций (правил 642–617 до н. э.)

Луций Тарквиний Древний (правил 616–579 до н. э.)

Сервий Туллий (правил 578–535 до н. э.)

Луций Тарквиний Гордый (правил 535–509 до н. э.)

Из книги Повседневная жизнь армии Александра Македонского автора Фор Поль

Государственное устройство Македонии Сведения о государственном устройстве Македонии на момент прихода Александра к власти очень скудны. Политические институты, похоже, совпадали с социальными классами. Вообще то была наследственная монархия по божественному праву,

Из книги Моммзен Т. История Рима - [краткое изложение Н.Д. Чечулина] автора Чечулин Николай Дмитриевич

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО СПАРТЫ В греческом мире архаической эпохи Спарта стала первым окончательно сформировавшимся государством. При этом, в отличие от большинства полисов, она выбрала свой путь развития, ее государственное устройство не имело аналогий в Элладе. В

Из книги История Беларуси автора Довнар-Запольский Митрофан Викторович

ГЛАВА ІV. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО § 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА Соединение земель Литовской, Жмуди и Белорусских княжений на первое время представило собой чрезвычайно сложное и необычайное, с точки зрения и современной науки государственного права

автора

Из книги История римского права автора Покровский Иосиф Алексеевич

Из книги История Рима автора Моммзен Теодор

Глава IV. ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РИМА И ДРЕВНЕЙШИЕ РЕФОРМЫ В НЕМ. ГЕГЕМОНИЯ РИМА В ЛАЦИУМЕ. Римская семья, власть отца. Римское государство, власть царя. Равноправие граждан. Неграждане. Народное собрание. Сенат. Военная реформа Сервия Туллия.

Из книги История древней Ассирии автора Садаев Давид Челябович

Государственное устройство Ассирийская держава складывалась, несомненно, по примеру касситской монархии Вавилона.В Ассирии царь не считался, как в Египте, богом ни при жизни, ни после смерти. В первую очередь он был военачальником, а затем уже жрецом и

Из книги Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Северная Америка. Южная Америка автора Ершова Галина Гавриловна

Государственное устройство Тауантинсуйю Верховным правителем Тауантинсуйю был Сапа-Инка, обладавший статусом полубожества. Верховная власть, естественно, была наследственной. Наследниками Инки, чтобы не разбазаривать имперское добро, могли быть даже его сыновья от

Из книги Варвары и Рим. Крушение империи автора Бьюри Джон Багнелл

Лангобардское государственное устройство Рассмотрев границы завоеваний лангобардов, теперь поговорим вкратце об их социальной и политической системе. Как они относились к итальянскому населению? К собственности на землю? На эти вопросы разные авторы дают разные

Из книги США автора Бурова Ирина Игоревна

Государственное устройство Соединенные Штаты являются федеративной республикой, управляемой сильной центральной властью при относительной самостоятельности субъектов федерации.Высшим федеральным законодательным органом США является Конгресс, состоящий из двух

автора Конт Франсис

Политическая жизнь и государственное устройство 1801- В ночь с 11 на 12 (23–24) марта.Убийство Павла I. Престол переходит к его сыну Александру!.- Март-апр. Первые либеральные меры: амнистия, освобождение политических заключенных, открытие границ, свобода ввоза иностранных

Из книги Хронология российской истории автора Конт Франсис

Политическая жизнь и государственное устройство 1815Выдвижение Аракчеева на первый план; не занимая никакого определенного поста, он становится правой рукой царя и полностью контролирует деятельность Комитета министров.- 15 (27) нояб. Конституционная хартия Царству

Из книги Хронология российской истории автора Конт Франсис

Политическая жизнь и государственное устройство 1825После смерти Александра I возникает краткий период безвластия: Николай, третий сын Павла I, колеблется и прежде, чем принять престол, дважды просит Константина подтвердить свое отречение.- 14 (26) дек. Попытка восстания,

Из книги Рассказы по истории Крыма автора Дюличев Валерий Петрович

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО Автономная Республика Крым является неотъемлемой составной частью Украины. Имеет правительство - Совет министров и парламент - Верховную Раду. АРК имеет свою Конституцию и свои символы - Герб, Флаг и Гимн. Столицей АРК является город

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Д Р Е В Н И Й Р И М

---------------------

На холмистом берегу Тибра, в 25 км. от его впадения в

Тирренское море, в IX в. до н.э. возникли поселения пасту-

хов и землевладельцев. Постепенно поселения слились, были

обнесены стеной и стали городом Римом.

Впоследствии появилась легенда, что Рим был основан

близнецами Ромулом и Ремом, вскормленными волчицей. Римляне

верили этой легенде и вели свое летоисчисление от вымышлен-

ной даты основания города.

По этой легенде, троянец Эней, сын богини Афродиты и

смертного Анхиза, уцелел при разрушении Трои. Вместе с сы-

ном Асканием Эней бежал и после долгих странствований при-

был к берегам Лация (холмистая равнина по нижнему течению

Тибра). Там правил тогда Латин, царь местного племени. Он

дружески принял Энея и выдал за него замуж свою дочь Лави-

нию. После смерти Энея Асканий основал новый город АЛЬБУ

ЛОНГУ и стал там царствовать. По другому варианту легенды,

Асканий (или Юл - так звали его в других вариантах легенд)

был сыном Энея и Лавинии.

Через несколько поколений после Юла царем стал Нуми-

тор. Но его свергнул с трона младший брат Амулий. Дочь Ну-

митора Рею Сильвию он отдал в жрицы, которые давали клятву

безбрачия. Однако Рея родила от бога Марса двух близнецов,

за что была осуждена Амулием на смерть. Близнецов царь

приказал бросить в Тибр. Но рабы, которым это было поруче-

но, оставили корзину с близнецами на мелком месте. На плачь

близнецов прибежала волчица и накормила их своим молоком.

Вскоре детей нашел царский пастух Фаустул. Он принес их до-

мой и отдал на воспитание своей жене Ларенции. Близнецам

дали имена Ромула и Рема. В конце концов, тайна происхожде-

ния братьев раскрылась, они убили Амулия и восстановили на

троне своего деда Нумитора. Сами они решили основать новый

город в тех местах, где были найдены. Римляне название Roma

(Рим) производили от имени Romulus.

Ромулу приписывают организацию римской общины. Он соз-

дал сенат из 100 "отцов", установил знаки отличия верховной

власти, разделил народ на 30 курий, устроил убежище для

беглецов, чтобы таким путем увеличить населения города.

После Ромула сенат избирает римским царем Нума Помпи-

лия. Ему приписывается религиозное устройство Рима: созда-

ние жреческих коллегий, календаря и пр.

Двумя следующими царями были Тулл Гостилий и Анк Мар-

ций. По преданию, в царствование Анка Марция в Рим пересе-

лился богатый и энергичный человек принявший имя Люция

Тарквиния Приска. После смерти Анка его избрали царем.

Тарквиний вел удачные войны с соседями, увеличил количество

сенаторов еще на 100 человек, учредил общественные игры,

приступил к осушению болотистых частей города.

Следующим царем был сын Приска - Люций Тарквиний Гор-

дый. Преемником его стал Сервий Туллий.

Этот период римской истории называют периодом семи ца-

Древнейшее поселение Рима жило родами, которыми управ-

ляли старейшины. Род первоначально представлял собой спло-

ченный коллектив, связанный общим происхождением, общей

собственностью на землю, а также почитанием предков.

Со временем на территории, принадлежащей родам, появи-

лись люди, не входящие ни в один из них. Это были освобож-

денные рабы или их потомки, чужеземцы, ремесленники и тор-

говцы, люди, изгнанные за нарушение родовых обычаев,

насильственно переселенные из покоренных городов. Этих при-

шельцев в Риме называли п л е б е я м и. Исконное же насе-

ление, жившее родами, называлось п а т р и ц и я м и.

Возвращаясь к вопросу о происхождении римских сосло-

вий, можно взять за основу его "комплексную теорию":

П а т р и ц и и действительно были коренным граж-

данством. Они представляли собой полноправный "римский на-

В непосредственной связи с ними были к л и е н т ы,

которые получали от них землю, скот, пользовались их защи-

той на суде и пр. За это они должны были служить в военных

отрядах своих покровителей, оказывать им помощь деньгами,

выполнять различные работы;

П л е б е и стояли вне родовой организации патрици-

ев, т.е. не принадлежали к "римскому народу", не имели

доступа к общинной земле и были лишены политических прав.

Патриции превратились в замкнутую группу знати, проти-

востоящую широкой массе плебеев.

Римская патрицианская община представляла собою прими-

тивный город-государство с типичными чертами "военной де-

мократии".

Носителем верховной власти было племенное собрание.

Оно решало важнейшие вопросы в жизни общины: объявляло

войну, совместно с сенатом выбирало царя, занималось важ-

нейшими судебными делами и пр.

Вторым органом демократии был совет старейшин, сенат

(слово senatus происходит от senex - старик). Его члены на-

зывались "отцами" - patres.

Согласно легенде, Ромул назначил первых 100 сенаторов.

Тулл Гостилий прибавил еще 100, а Тарквиний довел их коли-

чество до 300.

В период между смертью старого царя и выбором нового

общиной управляли поочередно сенаторы.

Первые реформы "военной демократии" провел Сервий Тул-

лий. Он разделил все свободное население Рима - и патрициев

и плебеев - на 5 имущественных разрядов или классов:

В первый класс зачислялись лица, обладавшие состоя-

нием не меньше, чем в 100.000 ассов (асс - медная монета,

первоначально весом в 1 фунт, ценность ее для раннего пери-

ода истории Рима не установлена);

Во втором - 75.000 ассов;

В третьем - 50.000 ассов;

В четвертом - 25.000;

В пятом - 12.500.

Те, у кого состояние было меньше, стояли "ниже класса"

и назывались "пролетарии" - proletarii - от слова proles

(потомство), т.е. люди, которые имели только детей.

Имущественным положением определялось и место воинов в

строю легиона. Самые богатые граждане I класса служили в

коннице и назывались в с а д н и к а м и. Остальные члены

этого класса должны были иметь полное тяжелое вооружение

пехотинца и стоять в первых рядах легиона.

Граждане других классов имели облегченное вооружение,

занимали место в задних рядах. Воины Y класса являлись в

строй легко вооруженными, а пролетарии в строю вообще не

Сервий Туллий допустил в войско и плебеев, наделив их

некоторыми политическими правами посредством организции но-

вой формы народного собрания. В нем участвовали оба сосло-

вия. Оно называлось ц е н т у р и а т н ы м с о б р а -

Центурия (сотня), будучи военной тактической единицей,

решли важнейшие функции старых собраний - объявление войны,

выбор должностных лиц, суд и пр.

На тот период времени данные реформы были прогрессив-

ной формой управления.

Падение военной демократии в Риме, как свидетельствуют

данные ученых, произошло в конце YI - начале Y вв. до н.э.

в форме насильственного свержения последнего царя и переда-

чи его власти двум выбранным должностным лицам. Они могли

выбираться только из патрициев и назывались к о н с у л а -

м и. Таким образом был осуществлен переход к республике.

После падения царской власти и образования республики

оба сословия - патриции и плебеи - оказались лицом к лицу.

На протяжении более чем двух столетий шла ожесточенная

борьба между ними. В целом спор шел о трех вопросах: об

уравнении в политических правах, о долговой кабале и о

доступе к общинно-государственной земле. Плебеям удалось в

первые десятилетия Y в. до н.э. достигнуть существенных за-

воеваний в виде самостоятельной организации плебейской об-

щины. К середине этого столетия они добились второго круп-

ного успеха - записи законов. Вскоре после этого плебейская

беднота добилась фактического уничтожения долгового

Основным итогом борьбы между плебеями и патрициями бы-

ла ликвидация олигархической республики патрициев как пере-

житка родовых отношений и создание в принципе демократи-

ческого рабовладельческого государства, полиса. С этой точ-

ки зрения борьба плебеев с патрициями была революцией про-

тив родового строя и закончилась его разрушением.

На смену старой родовой знати патрициев пришла новая

знать. В ходе сословной борьбы произошло постепенное слия-

ние богатой части плебееев с верхушкой патрициата.

Внешняя история Рима в царский период, так же как и

его внутренняя история, содержит много неясных до сих пор

моментов и может быть востановлена лишь в общих чертах.

Продолжались столкновения Рима с соседями. Итоги внеш-

ней политики Y в. до н.э. были достаточно велики. Рим унич-

тожил своего главного противника в южной Этрурии и значи-

тельно увеличили свою территорию. Благодаря союзу с латина-

ми ему удалось остановить натиск с востока. Самое главное -

Рим, территория которого была относительно крупной и сплош-

ной, получил значительное стратегическое преимущество по

сравнению со своими соседями, владения которых были разроз-

В борьбе за Италию, длившейся около трех столетий, по-

бедительницей оказалась бывшая маленькая община на Тибре.

К 60-м годам III в. до н.э. вся Италия времен респуб-

лики от реки Рубикон до Мессинского пролива, вошла в сво-

еобразную федерацию, возглавляемую Римом, способную поме-

риться силами с самыми могущественными державами Средизем-

Следующий период римской истории начинается с больших

завоеваний Рима (примерно 264-241 гг. до н.э.), начиная с I

Пунтийской войны и кончая разрушением Карфагена и Коринфа.

Из целого ряда войн Рим вышел первоклассной военной держа-

вой, равной которой уже не было в районе Средиземного моря.