Интерес социальн ый (от лат. socialis - общественный и interest - важно) - это интерес любого социальн ого субъекта (личности, социальн ой группы, класса, нации), связанный с его положением в определённой системе общественных отношений. Это осознанные потребности, реальные причины действий, событий, свершений, стоящие за непосредственными внутренними побуждениями (мотивами, помыслами, идеями и т.д.) участвующих в этих действиях индивидов, социальн ых групп, классов. По определению А. Адлера социальн ый интерес - элемент мотивационно - потребностной сферы, он выступает основой интеграции в общество и устранения чувства неполноценности. Ему свойственны готовность быть несовершенным, к вкладу в общее благосостояние, проявлять доверие, заботу, сострадание, готовность к ответственному выбору, к творчеству, близости, сотрудничеству и включенности.
Важнейшее значение имеют классовые интересы, которые обусловлены положением классов в системе производственных отношений. Однако любые социальн ые интересы, в т.ч. и классовые, не ограничиваются сферой производственных отношений. Они охватывают всю систему общественных отношений и связаны с различными аспектами положения своего субъекта. Обобщённым выражением всех интересов социальн ого субъекта становится его политический интерес, в котором выражается отношение данного субъекта к политической власти в обществе. Социальная группа, стремясь реализовать
свой интерес, может вступить в конфликт с другими группами. Поэтому нередко частный интерес обретает форму общественного или даже общечеловеческого. Тогда он приобретает вид законного, легитимного интереса и не подлежит обсуждению. Любая социальн ая трансформация общества сопровождается резким изменением баланса интересов. Конфликт классовых, национальных, государственных интересов лежит в основе социальн ых революций, войн и прочих потрясений мировой истории.
Социально-экономические интересы - система социальн о-экономических потребностей субъекта (индивида, коллектива, социальн ой группы, общества, государства). Интерес выражает целостность системы социальн о- экономических потребностей и в этом своем качестве является стимулом деятельности субъекта, определяя его поведение. Осознание собственных социальн о-экономических интересов субъектом есть исторический процесс. Так, осознание товаропроизводителями своих интересов приводит к их реализации и соответственно является основой механизма рыночной экономики. Реализация социальн о-экономических интересов рабочим классом способствует созданию системы социальн ых гарантий всего общества.
В обществе существует сложная диалектика взаимодействия частного, коллективного и общего интересов. Так, частные социальн о-экономические интересы, будучи побуждением к действию индивидов, обеспечивают тем самым реализацию общего интереса. Взаимозависимость и взаимообусловленность интересов еще более проявляется в диалектике коллективного и общего интереса, интересов социальн ых групп и национального интереса. Однако в таком сложном социальн ом организме, как общество в целом, отнюдь не всегда и не во всем коллективный, и тем более частный интерес совпадает с общим интересом. Государство в интересах всех социальн ых групп и слоев, а также индивидов регулирует и контролирует как частные, так и групповые (коллективные) интересы, формируя и защищая государственные интересы.
Цель всякой правовой нормы исходит из социальн ого интереса. В этом смысле он является основным компонентом государственной воли. Социальный интерес относится к фундаментальным категориям социологии. Его можно представить как понятие, характеризующее объективно значимое, нужное для индивида, семьи, коллектива, класса, нации, общества в целом. Интерес и потребность не тождественны. Объективные социальн о- экономические потребности выступают побудительными причинами волевой деятельности людей, но определяют ее, только проявляясь в социальн ых интересах.
Обществу свойствен осмысленный характер всех действий его членов. Интерес - вот что сцепляет друг с другом членов гражданского общества. Социальные интересы обусловливают цели деятельности людей. В результате устанавливаются определенные отношения, определенный общественный строй, политическая и правовая организация общества, культура, мораль и т. д., которые в конечном счете соответствуют экономическим условиям жизни общества. Следовательно, социальн ый интерес - отправное начало целенаправленной деятельности людей и определитель ее социальн ой значимости. Этим свойством категории интереса обусловлена его роль в формировании права как главного критерия выявления объективной основы содержания права, его социальн ой сущности.
Социальный интерес, будучи осознанным и закрепленным в нормах права, предопределяет действие права. Соотношение между социальн ыми ин-тересами как объективной реальностью и интересом в праве объясняется соотношением объективного и субъективного в самом интересе. По этому вопросу в правовой литературе существуют три точки зрения. Одни авторы считают интерес объективным явлением; другие - субъективным; третьи - единством объективного и субъективного. В зависимости от оснований классификации выделяются экономические, политические, духовные, классовые, национальные, групповые, личностные интересы. В свою очередь
каждой сфере жизнедеятельности общества присущи свои подгруппы важнейших социальн ых интересов.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
Социальная норма, справедливость, государственное принуждение, добро и зло, общественное мнение, совесть и долг, нравственные ценности.

3. Установите соответствие между формами культуры и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ
А) бестселлер
Б) компьютерная игра
В) анекдоты
Г) концерт классической музыки
Д) праздник урожая
Е) эпические сказания

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
1) народная
2) массовая
3) элитарная
4) экранная

4. Найдите в приведенном перечне характерные черты, отличающие науку от искусства
1) отражает мир в образах
2) предполагает строгую систему доказательств
3) оказывает эмоциональное воздействие
4) выдвигаются гипотезы
5) анализируются и обобщаются отдельные факты

5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Современная наука участвует в процессе социального управления. (2) Как представляется, сегодня ни один из общественных процессов не должен обходиться без проведения научных исследований и рекомендаций ученых. (3) Сложность современного общества и его противоречивость вынуждают ученых изучать и просчитывать каждый шаг, каждое решение. (4) Иное поведение, бесспорно, способно привести к катастрофическим и разрушительным последствиям.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений

6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.
Особенностью человека, отличающей его от всех иных живых существ, является способность мыслить, создавать в своем мозгу_____(А) окружающего нас мира. Мы познаем этот мир, устанавливаем связи между предметами и явлениями, и через это познание учимся жить, ориентироваться во времени и пространстве. Некоторые ученые даже говорят о любознательности,________(Б) как о врожденных потребностях человека.
В науке под познанием понимается особая_______
(В), в результате которой люди приобретают знания о различ¬ных объектах.
Познание представляет собой
(Г) творческой деятельности человека, направленный на формирование его знания о мире, на основе которого возникают образы, идеи и мотивы дальнейшего поведения. В процессе познания дей-ствительность воспроизводится в сознании людей.
Познанием называют, как правило, только процесс поиска
________(Д), а его результат именуют знанием. Знание
- получивший подтверждение и обоснование________ (Е) познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.
1) потребность
2) истина
3) познавательный инстинкт
4) процесс
5) деятельность
6) результат
7) идеальные образы
8) объективность
9) субъект
Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В дан¬ной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером цифру, обозначающую в списке выбранное вами слово.

Интерес социальный (от лат. socialis - общественный и interest - важно) - это интерес любого социального субъекта (личности, социальной группы, класса, нации), связанный с его положением в определённой системе общественных отношений.

Это осознанные потребности, реальные причины действий, событий, свершений, стоящие за непосредственными внутренними побуждениями (мотивами, помыслами, идеями и т.д.) участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов. По определению А. Адлера социальный интерес - элемент мотивационно - потребностной сферы, он выступает основой интеграции в общество и устранения чувства неполноценности. Ему свойственны готовность быть несовершенным, к вкладу в общее благосостояние, проявлять доверие, заботу, сострадание, готовность к ответственному выбору, к творчеству, близости, сотрудничеству и включенности.

Важнейшее значение имеют классовые интересы, которые обусловлены положением классов в системе производственных отношений. Однако любые социальные интересы, в т.ч. и классовые, не ограничиваются сферой производственных отношений. Они охватывают всю систему общественных отношений и связаны с различными аспектами положения своего субъекта. Обобщённым выражением всех интересов социального субъекта становится его политический интерес, в котором выражается отношение данного субъекта к политической власти в обществе. Социальная группа, стремясь реализовать

свой интерес, может вступить в конфликт с другими группами. Поэтому нередко частный интерес обретает форму общественного или даже общечеловеческого. Тогда он приобретает вид законного, легитимного интереса и не подлежит обсуждению. Любая социальная трансформация общества сопровождается резким изменением баланса интересов. Конфликт классовых, национальных, государственных интересов лежит в основе социальных революций, войн и прочих потрясений мировой истории.

Социально-экономические интересы - система социально-экономических потребностей субъекта (индивида, коллектива, социальной группы, общества, государства). Интерес выражает целостность системы социально- экономических потребностей и в этом своем качестве является стимулом деятельности субъекта, определяя его поведение. Осознание собственных социально-экономических интересов субъектом есть исторический процесс. Так, осознание товаропроизводителями своих интересов приводит к их реализации и соответственно является основой механизма рыночной экономики. Реализация социально-экономических интересов рабочим классом способствует созданию системы социальных гарантий всего общества.

В обществе существует сложная диалектика взаимодействия частного, коллективного и общего интересов. Так, частные социально-экономические интересы, будучи побуждением к действию индивидов, обеспечивают тем самым реализацию общего интереса.

Взаимозависимость и взаимообусловленность интересов еще более проявляется в диалектике коллективного и общего интереса, интересов социальных групп и национального интереса. Однако в таком сложном социальном организме, как общество в целом, отнюдь не всегда и не во всем коллективный, и тем более частный интерес совпадает с общим интересом. Государство в интересах всех социальных групп и слоев, а также индивидов регулирует и контролирует как частные, так и групповые (коллективные) интересы, формируя и защищая государственные интересы.

Цель всякой правовой нормы исходит из социального интереса. В этом смысле он является основным компонентом государственной воли. Социальный интерес относится к фундаментальным категориям социологии. Его можно представить как понятие, характеризующее объективно значимое, нужное для индивида, семьи, коллектива, класса, нации, общества в целом. Интерес и потребность не тождественны. Объективные социально- экономические потребности выступают побудительными причинами волевой деятельности людей, но определяют ее, только проявляясь в социальных интересах.

Обществу свойствен осмысленный характер всех действий его членов. Интерес - вот что сцепляет друг с другом членов гражданского общества. Социальные интересы обусловливают цели деятельности людей. В результате устанавливаются определенные отношения, определенный общественный строй, политическая и правовая организация общества, культура, мораль и т. д., которые в конечном счете соответствуют экономическим условиям жизни общества. Следовательно, социальный интерес - отправное начало целенаправленной деятельности людей и определитель ее социальной значимости. Этим свойством категории интереса обусловлена его роль в формировании права как главного критерия выявления объективной основы содержания права, его социальной сущности.

Социальный интерес, будучи осознанным и закрепленным в нормах права, предопределяет действие права. Соотношение между социальными ин-тересами как объективной реальностью и интересом в праве объясняется соотношением объективного и субъективного в самом интересе. По этому вопросу в правовой литературе существуют три точки зрения. Одни авторы считают интерес объективным явлением; другие - субъективным; третьи - единством объективного и субъективного. В зависимости от оснований классификации выделяются экономические, политические, духовные, классовые, национальные, групповые, личностные интересы. В свою очередь

каждой сфере жизнедеятельности общества присущи свои подгруппы важнейших социальных интересов.

Еще по теме 1. Социальные интересы социальных групп как реальные причины их действий:

  1. | Причина и цель в праве (для решения задачи исследования права, как реального явления, надо исследовать не только цепь, но и причину в праве]

при использовании материалов www.psi.webzone.ru
Данный словарь создан специально для пользователей сайта сайт чтобы можно было найти любой психологический термин в одном месте. Если вы не нашли какое то определение или наоборот знаете его, а унас его нету, обязательно пишите нам и мы его добавим в словарь психологического портала "Психотест".

Социальный интерес
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС - эмоционально окрашенное отношение к общественной жизни, объективно обусловленный мотив деятельности. *социальный интерес* ввел Альфред Адлер(1870-1937) - австрийский психолог. Сначала он рассматривал социальный интерес как противодействующую силу, ограничивающую агрессию и стремление к власти. Затем социальный интерес стал рассматриваться как когнитивная функция: врожденная способность к сознательному развитию. Несмотря на то, что значение понятия расширилось, сам Адлер настаивал на неизменности своего понимания, что породило множество неверных толкований. Адлера о социальной природе человека должны рассматриваться с учетом истории развития его идей. не является чем-то застывшим, неизменным. Он поддается формированию.

Список случайных тегов:
,
Управление - УПРАВЛЕНИЕ - функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима функционирования, реализацию программы деятельности. В социальной психологии управление - это вид индивидуального или группового планомерного воздействия субъектов управления на объекты управления для достижения определенной цели управления. Если объекты - личности или коллективы, управление принимает форму руководства. Управление продуктивно, если определены критерии и показатели развития его объекта, разработаны методы достижения планируемых результатов. По отношению к отдельной личности управление может выступать в форме приказа, задания, разъяснения, стимулирования, воспитания, изменения условий деятельности и социального статуса. По отношению к группе, коллективу - в форме подбора их состава, решений, сплочения, демократизации стиля.
,
Аллегоризация - Аллегоризация (от греч. allegoria – иносказание) — особая форма образования неологизмов, автор Neisser. Характерна прежде всего для шизофрении. Процессы окружающего мира характеризуются ими в сравнительном плане одним словом или кратким выражением.
,
Штерн (Stern) Вильям Луис - Штерн (Stern) Вильям Луис (29.04.1871, Берлин – 27.03.1938) — немецкий психолог, основатель „персоналистической психологии“. Сделал попытку интегрировать естественные и гуманитарные науки. Проводил экспериментальные исследования развития у детей восприятия, речи, умственных процессов. Ввел понятие „коэффициента интеллекта“.

побудительные силы деятельности социальных групп, направленные на социальные институты, учреждения, нормы взаимоотношений в обществе, от которых зависит распределение ценностей и благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей .

Отличное определение

Неполное определение ↓

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями - мотивами, помыслами, идеями и т. д. - участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, сообществ. С.И. - это форма, в которой индивид (социальная группа, сообщество) непосредственно осознает свое реальное положение и свои потребности, выражающиеся в свою очередь в форме целей, которые ставит себе индивид (класс, общество).

Основная трудность в понимании интересов состоит в антиномии: с одной стороны, признано, что интерес является непосредственным побудительным мотивом деятельности человека, если иметь в виду материальную обусловленность его действий. С другой - интерес есть нечто внешнее, не зависящее от воли и сознания человека. Главная проблема состоит в том, чтобы выяснить, является ли интерес в обоих своих качествах одним и тем же явлением, или одним термином обозначаются различные явления. По мнению А. Г. Здравомыслова, С.И. - это не просто социальное положение; это положение, рефлексирующееся в сознании, и вместе с тем сознание, переходящее в действие. В этом смысле С.И. является и объективным отношением, и одновременно субъективным побудителем, т.е. единством объективного и субъективного.

В структуре С.И. выделяют четыре основные момента: социальное положение субъекта, или совокупность его связей с обществом; степень осознания положения, которая может варьировать от непонимания через смутное ощущение до ясного осознания; мотивы деятельности, направленные на определенные объекты интереса; само действие, представляющее собой утверждение субъекта в объективном мире. С.И., таким образом, отражают социальное положение субъекта и определяются им же. Эту объективную зависимость С.И. индивидов от материальных условий их жизни можно квалифицировать как закономерность. Существует и вторая сторона данного вопроса - проблема включенности С.И. в процессы социально-экономического развития. С.И. могут сами влиять на общественные отношения, и это обратное влияние исследовано явно недостаточно (между тем оно нуждается в глубоком анализе). Проблема влияния С.И. на процессы социально-экономического развития связывается с проблемой субъекта исторического процесса, обладающего сознанием и способностью к целеполаганию.

Исходя из понимания того, что общественные отношения проявляются в виде С.И., можно сделать определенные выводы. Во-первых, С.И. всегда имеют своих носителей, т.е. принадлежат реальным субъектам, вступающим в отношения между собой. Во-вторых, С.И. по природе своей объективны, являясь отражением роли соответствующих субъектов в системе общественного разделения труда, их связи с определенным типом общественного присвоения. В-третьих, общественные отношения (и выражающие их сущность общественные законы), проявляясь в С.И., обретают характер движущих сил общественного развития. Ни законы, рассматриваемые сами по себе, ни общественные отношения как таковые еще не являются источниками движения. Они становятся ими, лишь выражаясь в С.И. субъектов действия. Так как С.И. есть форма выражения общественных отношений, то каждой общественной системе присущи своя особая структура С.И., свой специфический способ их взаимодействия.

В рамках определенного общественного устройства целесообразна структурализация С.И., связанная с: разделением труда и закреплением тех или иных родов деятельности за соответствующими социальными группами; формированием различных форм собственности и возникновением С.И. собственников; производством форм общения как компонентов, составляющих образ жизни людей; персонификацией общественных отношений, т.е. выработкой личностных типов, наиболее пригодных для данного способа производства, жизнедеятельности всего общества. Во всяком обществе, на основе развертывания его внутренних противоречий, складывается определенная иерархия С.И.; при этом удовлетворение и реализация С.И. более общего порядка есть условие удовлетворения С.И. меньшей степени общности. Вопрос о соотношении общих и частных С.И. имеет огромное значение для выработки стратегии социально-экономического развития и ее реализации в решении тактических вопросов. Общий С.И. выражает доминирующую тенденцию развития целого благодаря тому, что в нем наиболее полно выражается комплекс основных социальных противоречий. Вместе с тем неравномерность развития различных компонентов целого способна порождать противоречия между общими и частными С.И. Здесь опасны две крайности - игнорирование и недооценка общих интересов, выдвижение на первый план интересов составляющих частей и, напротив, отрыв общего интереса от своей собственной почвы, превращение общего интереса в абстрактный лозунг (идею), не подкрепляемый конкретными действиями в силу недостаточного развития, недостаточной подготовленности составных частей. И та, и другая крайности ведут к замедлению темпов общественного прогресса, к замедлению реализации как общих, так и частных С.И.

Отличное определение

Неполное определение ↓