Умный пойдет в гору налегке. Его вещи понесет портер - так в Гималаях называют носильщиков. Портер будет рисковать жизнью и здоровьем не ради славы, а ради 15 долларов в день. Неделя такой работы - и семье в деревне месяц не придется голодать

Эверест
Непал, Китай

Хороший турист, желающий покорить гору, должен сам нести свои вещи. Разве нет?

Э, нет, это плохой турист. Таких путешественников-одиночек и группы, которые ходят без гидов и портеров, у нас в народе не приветствуют. Многие местные считают: если турист сам несет рюкзак, он лишает их единственной возможности заработать.

Герой
Дал Бахадур Гурунг

Родился в 1985 году в непальском районе Дхадинг, у горного массива Ганеш-Гимал, в маленькой деревне Чалиш.

В 17 лет уехал в Катманду, поступил в Университет имени Трибхувана. Через два года бросил обучение из-за недостатка средств на жизнь и устроился на работу в туристическое агентство.

Несколько лет проработал портером. За этот период успел побывать в экспедициях к Аннапурне, Манаслу и Эвересту.

В настоящее время старший гид в крупном туристическом агентстве Непала Alliance Treks&Expedition .

А на самом деле?

Это и вправду один из немногих заработков вне города, способ добыть настоящие живые деньги, пусть даже несколько долларов в день. В большинстве деревень люди живут натуральным хозяйством, расплачиваются между собой бартером, но на самые необходимые вещи все равно нужны деньги. В Непале очень высокий уровень безработицы. Обычные носильщики зарабатывают на хлеб, доставляя высоко в горы стройматериалы или припасы для отдаленных деревень и лагерей. Бывает, носят кирпичи и камни, стволы деревьев, мешки с цементом. Все это весит гораздо больше, чем официально допустимая норма для портера - 30 кг. Оплачивается такой тяжелый труд совсем плохо, но выбирать не приходится: ты должен браться за любую работу, если хочешь выжить. Поэтому устроиться портером - большая удача, ведь за неделю можно заработать сотню долларов: их хватит на то, чтобы семья месяц ни в чем не нуждалась. Конечно, этот доход не постоянный. Но даже за туристический сезон реально обеспечить семью питанием на весь год. Поэтому работать портерами идут все, кто только может.


Многим ли такое под силу? Ведь даже без груза на высоте находиться трудно, у человека начинается кислородное голодание…

У нас и женщины работают портерами. Есть целое агентство, Three Sisters , где все гиды и портеры, сопровождающие туристов, - женщины. Главное - хотя бы немного понимать английский язык и быть здоровым. Даже меня порой одолевают приступы головной боли и слабости, если за день приходится резко набирать большую высоту. Но мне не так трудно, как иностранцам. Мы, люди, живущие на склонах Гималаев, более или менее привычны к разреженному воздуху, у нас большой объем легких, и акклиматизация на серьезных высотах проходит намного легче, чем у других. Я сам из гурунгов, а мой народ всегда славился выносливостью и силой духа. Мы живем высоко в горах, и каждый день проходим по несколько километров то вверх, то вниз. Это для нас обычное дело. В моей деревне, например, не было школы, пришлось учиться в соседней, а это каждый день по десять километров в горах. Так что даже наши дети и старики справляются с горными тропами намного лучше здоровых и сильных жителей равнин. Тягаться с нами в этом ремесле могут только шерпы, живущие в районе Эвереста.


Своя ноша

Гурунги известны своими воинами - свирепыми гуркхами. Теперь они «воюют» с горами?

Большинство деревенских всю жизнь занимаются фермерством, «воюют» с природой, а не служат в спецвойсках. Денег они почти не видят. Едва сводят концы с концами. В горах недостаточно места под посевы, обрабатывать почву трудно. Мало кому удается собрать столько урожая, чтобы продать его излишек на рынке и хоть что-то заработать. Мой отец мечтал о том, чтобы я вступил в индийскую армию. Я поначалу боялся, что не выдержу жесткого отбора. А со временем понял: путь воина не для меня. Но становиться фермером не хотелось. Однажды, когда я еще учился в девятом классе, в нашу деревню пришли туристы - небывалое дело для такого отдаленного региона, как предгорья Ганеш-Гимал. Вместе с ними был горный гид, мой земляк. Раньше я даже не задумывался, что такая профессия существует. И в тот момент понял, что хочу стать горным гидом. Мечта сбылась, но сначала пришлось несколько лет поработать портером. Потаскать тюки.


Вы используете какие-нибудь приспособления или особые приемы, когда несете груз?

Обычно весь груз связывают в большой тюк или кладут в корзину, затем портер поднимает поклажу, удерживая ее при помощи налобной повязки . Это наш традиционный способ переноски тяжестей. Ваши высокотехнологичные рюкзаки с разгрузками не настолько удобны для нас. Иностранцы обычно очень удивляются такому способу переноски, пытаются его повторить, но у них ничего толком не получается. Это доставляет нам немало веселья.

Способ проверен веками. До нас так делали отцы и деды, а до них - далекие предки. Нас обучают подобным приемам с детства, и даже самые дряхлые старики в селениях способны переносить таким образом большие тяжести . Просто нужно быть аккуратным. Конечно, бывает, что повязка натирает и голова сильно болит, особенно если ты долго идешь без перерыва. Но на этот случай мы носим с собой специальную палку - уперев ее позади себя в землю, часть веса можно перенести на нее и отдохнуть.

Часто удается отдохнуть в течение дня?

Мы выходим ранним утром, когда дороги безопаснее - меньше вероятность схода лавин и обвалов, пока солнце не успело растопить лед на вершинах. Днем есть небольшие передышки, когда можно быстро перекусить или выпить чаю. А вечером стоит расслабиться, полюбоваться закатом в горах. Вечер все портеры и гиды коротают в гестхаусе, который выбрали для себя клиенты. Здесь мы можем жить бесплатно и питаться за символические деньги. Нередко бывает, что маршрут пролегает в родных местах, тогда останавливаемся у родственников: если не зайдешь к ним, это сочтут оскорблением. Обычно мы возвращаемся рано утром, когда туристы еще спят, и у них не бывает к нам претензий.


А если группа высоко в горах, где уже нет никакого жилья?

В таких случаях портеры разбивают лагерь и готовят ужин для туристов. В горах мы всегда питаемся дал-батом - традиционным непальским блюдом из риса, бобовых и овощей. Это наша основная еда, где бы мы ни находились. Дал-бат очень сытный.

Свои люди

Вы тесно общаетесь с туристами в походах?

Обычно портеры держатся обособленно, не в наших правилах первыми завязывать разговор. Но если человек идет на контакт, всегда интересно пообщаться с ним - для нас это часто единственный способ узнать что-то о чужой культуре и попрактиковать свой английский. У портеров есть одно маленькое негласное правило - каждый, надеясь на щедрые чаевые, обслуживает своего нанимателя на отдыхе: сервирует стол, приносит еду, наливает чай. Здесь и начинаются беседы. А после сытной трапезы портеры обычно играют в карты или просто болтают - и участию иностранцев только рады! Так я приобрел много хороших друзей по всему миру. Иногда даже грустно прощаться после долгой и трудной экспедиции.


Трудности обычно сближают, ведь всякое может случиться - начиная от подвернутой ноги и заканчивая сходом лавины…

Риск есть всегда, такая уж это стихия - горы. Каждый год случаются трагедии - как с иностранцами, так и с кем-то из наших. Мы верим, что горы заселены могущественными созданиями, хранителями этих мест. Они ценят людские добродетели - если хочешь вернуться домой, ты должен быть всегда собранным, рассудительным и готовым к трудностям. Должен оправдывать доверенную тебе ответственность за чужестранцев, которых привел в эти края.


Все портеры настолько ответственны?

К сожалению, нет. Я знавал многих молодых, которые несерьезно относились к своей работе, желали просто поскорее получить «легкие», как они считали, деньги. Они не уважали не только туристов, но и сами горы. Обычно для таких людей все заканчивается печально: в лучшем случае на следующий сезон их никто не берет к себе в команду, а в худшем - они остаются в горах навсегда. Наша работа действительно трудна и опасна. К примеру, в 2014 году на Эвересте погибло 16 высотных проводников-шерпов. Целую группу накрыло лавиной, когда они крепили веревки для иностранных альпинистов.


Экспедиция
Русское наследие

Исследование Гималаев всегда было одним из приоритетов Императорского Русского географического общества. В 2015 году стартовал проект Краснодарского регионального отделения РГО «Русское наследие Гималаев. Продолжение пути» . Основная его цель - актуализировать наследие отечественных путешественников, художников и исследователей Гималайской горной системы. В 2016 году инициатива была поддержана грантом РГО, и 5 сентября новая экспедиция отправилась в Непал. В течение 26 дней участники изучали территории Непала и Тибета: собрали геологический материал, познакомились с бытом и обычаями местных народов, совершили восхождения в базовые лагеря гор Эверест, Шиша-Пангма и Чо-Ойю, посетили ряд монастырей, священное озеро Ямджо-Юмцо - одно из трех наиболее почитаемых в Тибете - и бывшую резиденцию далай-ламы в Лхасе. В экспедиции художники Сергей Дудко и Людмила Александрова написали серию этюдов, на которых запечатлели величайшие восьмитысячники планеты.

Свое место

Ты водил людей на Эверест?

Сейчас я как гид довольно часто вожу туристов к базовому лагерю Эвереста на высоте 5364 метра. Здесь группы альпинистов со всего света ожидают подъема на вершину. Именно сюда портеры подтягивают оборудование, продукты и личные вещи иностранцев. Максимальная высота, на какую пока что я сам забирался, - 6000 метров. Однажды я покорю Эверест. Мне нравится наблюдать за людьми, которые впервые видят эту вершину - главную в их жизни. Они приходят в неописуемый восторг, едва она выступает перед ними из облаков во всей своей красе и мощи. И я вместе с ними испытаю этот восторг. Эверест и все остальные горы-восьмитысячники не стали для меня чем-то обыденным, хоть и превратились в работу, за которую мне платят. Каждый раз они открываются для меня с какой-то новой стороны. Но часто я вижу, что у людей нет любви и восторга по отношению к горам. Есть просто жажда преодоления трудностей и желание что-то кому-то доказать. Иностранные туристы с горящими глазами и пачками денежных банкнот требуют, чтобы их вели к вершине, и не понимают всех опасностей этой затеи. Вот порой и случаются трагедии.


Но ведь Эверест - не самая технически сложная для подъема гора…

Это так. Сейчас гораздо большую сложность на Эвересте представляет не сам подъем, а то, что ему мешает - «пробки» . Каждый год Эверест штурмует столько народу, что ближе к вершине образуются «пробки» из многочисленных групп альпинистов, я не раз их видел. Эверест уже страдает от наплыва желающих его покорить, в первую очередь из-за мусора, который они оставляют на склонах . Если из базового лагеря его еще можно вывезти, то с более высоких точек на протяжении пути к вершине - нет. Вот и растут на Сагарматхе горы мусора и использованных кислородных баллонов…

Сагарматха - что это?

Наше традиционное название Эвереста. Я всегда стараюсь употреблять именно его. По-непальски это буквально значит «лоб небес». Уже в одном названии Сагарматха уважение и почитание. Духов гор злить нельзя, иначе они жестоко отомстят тебе.

В 2015 году в Непале произошло крупное землетрясение. Как это повлияло на твою жизнь?

Тогда тысячи людей лишились крова. Поток туристов сильно спал, долгое время не было работы ни для портеров, ни для гидов. Некоторые уехали в соседнюю Индию - в Ладакх, водить туристов по западной части Гималаев. Мне же пришлось вернуться в родную деревню, чтобы помочь друзьям и родственникам восстановить разрушенные дома, хозяйство. Многие месяцы занимался волонтерской деятельностью и до сих пор участвую в благотворительных программах: помогаю восстанавливать дороги и деревни. Горы умеют не только давать, но и отнимать. Мне ли это не знать после стольких лет, проведенных рядом с ними.

Ориентировка на местности
Непал

Столица : Катманду
Официальный язык : непали
Площадь : 147 181 км 2 (93-е место в мире)
Население : 30 987 000 чел. (45-е место)
Плотность населения : 211 чел/км 2
ВВП : 21,356 млрд долл. (107-е место)

Достопримечательности : гора Эверест, Национальный парк Читван, буддистские ступы Боднатх и Сваямбунатх в Катманду.
Традиционные блюда : дал-бат - рис с овощами и супом из чечевицы или других бобовых; момо - паровые или жареные пельмени.
Традиционный напиток : чханг - тибетское ячменное пиво.
Традиционные сувениры : горный мед, молитвенные барабаны мани, поющие чаши, бронзовые статуэтки индуистских или буддистских божеств.

Расстояние от Москвы до Катманду ~4900 км (от 9 часов 30 минут в полете без учета пересадок)
Время опережает московское на 2 часа 45 минут
Виза оформляется заранее в посольстве или по прилете в аэропорту
Валюта непальская рупия (100 NPR ~ 0,94 USD)

Фото: HEMIS / Legion-media (x9)

Полный список из 155 чудес, которые нужно увидеть своими глазами, вы найдете в юбилейном декабрьском номере журнала «Вокруг света».

Да, а кстати, от чего не отказываются - от чая или от чаю?.. Вопрос. Вот вам и повод поговорить о частичном родительном падеже.

И правда, мы говорим "налейте мне чаю ", но в другой ситуации скажем "прекращено производство чая ". "Дайте мне кусок сахару " - но "отгрузка сахара ". "Я выпила соку " - но "займусь приготовлением сока ". Казалось бы, падеж один и тот же, родительный, а окончания разные. Правило-то есть какое-нибудь или здесь действует одна лишь интуиция?

Слава богу, есть правило. Итак, внимание: существительные мужского рода, которые обозначают вещества - какой-нибудь там чай, сахар, снег, цемент, торф, сыр, употребляются в родительном падеже с окончанием -у(-ю), если речь идет о какой-то части этого самого вещества, о каком-то его количестве, а не вообще. Возьмите-ка, возьмите стакан чаю , он горячий. Вася сахару купил, молодец какой. Кваску бы кружечку...

Вот он, родительный частичный. Мы же не весь сахар в мире имеем в виду, не весь существующий в природе чай и уж тем более не весь кипяток. Мы хотим только маленькую частичку всего этого. Квасу холодного, чаю чашку, сахару кусочек - всего понемногу.

Но если эти же самые слова мы хотим произнести, не указывая на часть целого, а так, вообще - тут нам потребуется окончание -а. Доставка риса - бесплатно. Производство сахара налажено. А охлаждение сока у нас, извините, не производится.

Шерпы нас рассудят

Вот приедут шерпы , шерпы нас рассудят!.. Что-нибудь подобное хочется воскликнуть, когда я в очередной раз слышу это слово по телевизору или по радио. И пытаюсь представить себе, что думает в этот момент самый обычный, далекий от дипломатии и вообще от международной политики человек где-нибудь в маленьком российском городке... Получается, он, не знающий этого слова, может так и не понять, о чем шла речь в новостях!

В общем, нужно объяснять слова, особенно новые, ведь без этого все наши усилия теряют смысл. Ну, представьте, мы рассказываем зрителям или слушателям о том, что шерпы собираются на совещание, шерпы встречаются и обсуждают, шерпы наконец определяют дату следующей встречи... И все это при том что ключевое слово остается непонятным! Кстати, в единственном числе: он - шерп или шерпа ?

И вот тут явно обнаруживаются серьезные разногласия. Мало того что значение слова едва освоено, так еще и форма именительного падежа единственного числа не всем понятна. Например, кто-то говорит в интервью, что выполнение обязанностей шерпы стало невозможным. А кто-то - что господин Н. стал главным шерпом . Или шерпой. В общем, путаница!

Слово, конечно, для нас относительно новое, но в некоторых словарях найти его все-таки можно. Оно есть в энциклопедиях, а также в Толковом словаре Ожегова-Шведовой и в Толковом словаре иноязычных слов. Так вот, во-первых, что такое "шерпы". Это народ, населяющий высокогорные районы Восточного Непала, а также соседние с ними районы Индии. И славятся представители этого народа своим особым мастерством в преодолении горных маршрутов - вот почему шерпы часто служат проводниками у европейских альпинистов. Дипломаты позаимствовали это слово для того, чтобы обозначить специалиста, который готовит почву для переговоров. Этакий проводник, который идет немного впереди.

И этот проводник называется, если верить словарям, ШЕРП . Не шерпа, а именно ШЕРП . Как сообщает нам Словарь иноязычных слов Леонида Крысина, русский язык заимствовал это слово из языков Юго-Восточной Азии, но не напрямую, а через английский. Там, в английском, оно действительно выглядит как "sherpa". Но у нас это "ШЕРП". Он - шерп . Нет кого - шерпа . Пришел к кому - к шерпу . Значит, не могу выполнять обязанности кого - шерпа .

Шерпы - это уникальные люди, которые живут в далеких уголках Непала. Таинственные горные обитатели всегда остаются в тени Эвереста. Мало кому известно, что этот народ обладает невероятной выносливостью и отличной высотной адаптацией. Они лучше всех знают высокогорную местность и занимают лидирующую позицию по количеству

Люди с востока

При дословном переводе «шерп» означает «человек с востока». Об истории этого удивительного народа известно немного. Говорят, что их предки были родом из Тибета, а сами шерпы имеют монгольские корни. Можно сказать, что шерпы - это тибетцы. Горный народ разговаривает на языке, мало отличающемся от тибетского. От своих предков шерпы переняли обычаи, одежду, тонкости кухни. Сегодня понятие «шерп» стало нарицательным. Покоритель Эвереста Тэнцинг Норгей в автобиографии «Тигр снегов» удачно охарактеризовал этот народ несколькими строчками: «Мальчик поднимает голову и видит высокую гору. Потом он переводит взгляд на землю и видит груз. Мальчик спокойно берет его и идет вместе с ношей на гору. Идти вместе с грузом - это привычное состояние шерпа. Ноша - часть его тела…» Наверное, именно поэтому среди туристов понятие «шерп» долгие годы ассоциируется с горным проводником или носильщиком.

Особенности горного народа

Шерпы - это народ, у которого нет письменности. В днях недели они ориентируются по тибетскому календарю. Горные жители не используют фамилий, а их имена могут меняться на протяжении жизни. Шерпы, как и их предки, являются последователями буддизма. Однако они не придают особого значения ритуалам, обрядам, для них главное - вера в душе. Молитвам горный непальский народ уделяет особое внимание. Здесь люди верят в богов и выделяют в комнате дома угол для молитвы. Некоторые семьи во дворах устанавливают шесты, украшенные специальными флажками. Покойников шерпы сжигают, как и индийцы. Только дети и люди, умершие высоко в горах, предаются земле. По внешнему виду горный народ практически не отличается от монголов. Посмотрите, как выглядят шерпы. Фото этих представлено ниже.

Типичный день шерпов

Непальские горные жители поднимаются очень рано - с первыми лучами солнца. И сразу же начинают трудиться. Работа шерпов заключается в переноске грузов. Они доставляют соль в Катманду, а в Тибет приносят шерсть. Шерпам не страшны крутые склоны. Они проделывают в день 10-часовой путь с грузом вверх в гору и обратно. При этом отдых у них начинается только в 5 часов вечера, когда садится солнце. Они останавливаются на постоялых дворах у печки-буржуйки. Там можно не только перекусить, но и погреться. Шерпы - это удивительно выносливый народ. Они начинают работать носильщиками уже в 12 лет. А в 14 - поднимаются на новую ступень карьерной лестницы: становятся гидами. Это значит, что их ежедневная ноша становится легче, а заработок увеличивается с 7 до 15 долларов в день. Гиды, в отличие от носильщиков, могут беседовать с иностранцами, а в перспективе - быть членами группы альпинистов.

Семья

Заводят ли семьи шерпы? Где живут их дети? Попробуем выяснить эти интересные моменты. Непальский горный народ действительно заводит семьи, состоящие из мужа, жены и детей. Распределение ролей в ней такое: отец каждый день работает гидом, а мать занимается домом. Как и во многих странах, жена здесь убирает дом, готовит еду, растит детей. Кроме того, многие женщины еще держат небольшие киоски, где продаются чипсы и различные напитки. Дом шерпов открыт для каждого туриста. Можно сказать, это постоялый двор для приезжих гостей. Надо отметить, что шерпы честны. Если турист попросит их присмотреть за своими вещами, то они не откажут и обеспечат их полную сохранность. Но за эту услугу они захотят получить небольшое денежное вознаграждение.

Особенности кухни

Страна шерпов привлекает немало путешественников. Многие хотят познакомиться с этим удивительным горным народом и попробовать их местную кухню. Шерпы в еде непривередливы. Они не придерживаются определенного меню. На их столе можно увидеть мясные блюда, сушеные продукты и даже консервы, которые оставляют здесь туристы. Из традиционных блюд шерпы готовят мо-мо. По составу блюдо напоминает суп, в который добавлены пельмени. Из напитков шерпы любят пиво, которое готовится из риса и ячменя, и чай. Чайные церемонии устраиваются несколько раз в день.

Высокогорные гены

Если спросить у непальцев, где главным образом живут шерпы, то они не раздумывая ответят: «В горах». Именно там «люди с востока» разместили свои жилища. Туристы не перестают повторять, что у шерпов высокогорные гены: настолько они выносливы и терпеливы. Подниматься целый день в гору для шерпа - естественное явление. Он не видит в этом ничего удивительного. Недюжинной выдержкой обладают мужчины, женщины и даже дети. Понятия «слабый пол» среди шерпов не существует. Здесь женщины наравне с мужчинами переносят тяжелые грузы и выполняют сложную работу. Увесистую ношу шерпы быстро подхватывают и надевают ее на лоб. Они считают, что это самый эффективный способ переносить тяжести на большое расстояние.

Как добраться до шерпов?

В обитают шерпы. Где живут они конкретно и как туда дойти? Самый крупный населенный пункт шерпов - Намче-Базар, который находится в 3880 м над уровнем моря (южный район Кхумбу). Дорога в деревню горного народа проходит через речную долину Дуд-Коси. Тропинка достаточно узкая, не больше метра, и зажата она отвесными утесами. По дороге к шерпам встречаются висячие мостики, которые соединяют соседние деревни. Если тропинка начала расширяться, значит, вы находитесь недалеко от населенного пункта Намче-Базар. Здесь начинаются дома жизнерадостных и трудолюбивых шерпов. Надо отметить, что дорога в Намче-Базар напоминает увлекательный поход. Речная долина радует путешественников живописными пейзажами. По дороге к шерпам туристы могут увидеть величественный ледниковый хребет, который простирается между вершинами Кариолунг и Кангтайга.

Покорение Эвереста

Известно, что «люди с востока» не раз поднимались на вершину знаменитой горы. Впервые шерпы на Эвересте появились в 1953 году. Именно тогда новозеландский исследователь и шерп Норгей Тэнцинг смогли взобраться на высочайшую точку земли. В честь совершенного подвига Хиллари поставил на горной вершине флаг, а Тэнцинг разложил в снегу шоколадки, чтобы отблагодарить богов за поддержку на сложном пути.

Еще один шерп, Аппа Тенцинг, не раз поднимался на Эверест. Впервые он совершил этот подвиг в 1990 году. Далее Тенцинг каждый год поднимался на горную вершину. Последний раз он сделал это в 2011 году, после чего стал настоящим рекордсменом в альпинизме. Никто не смог повторить его рекорд - 21 восхождение на Эверест. Еще один шерп удивил весь мир. Пемба Дордже смог взобраться на высочайшую точку земли за 8 часов и 10 минут. А шерп Бабу Чири поднялся на гору и провел там 21 час. Эти рекорды не могут повторить самые лучшие альпинисты Земли. Шерпы заслуживают уважения. Как это ни парадоксально звучит, но Эверест смогли покорить простые тибетские носильщики и гиды. И до сих пор шерпы продолжают сопровождать туристические экспедиции в горы. Они не перестают работать в опасных условиях проводниками, потому что это главный источник их доходов. Только так они могут прокормить себя и свою семью.

Правила жизни

Пуринджи Шерпа, 30 лет,

горный гид и оператор туров, Катманду, Непал

«За что я люблю горы? Я непалец. Я шерпа. Родился в Гималаях. Горы всегда улыбаются, несмотря на то что это всего лишь скалы»

«Моя Планета» беседует с жителями самых разных уголков мира, чтобы узнать, что важно для них в жизни.

Шерпы — коренной народ Гималаев, по-непальски мы говорим sherwa. Сегодня шерпы живут не только в Непале, но и по всему миру. Мир узнал о нас после того, как Тенцинг Норгей покорил Эверест вместе с Эдмундом Хиллари (В 1953 году Эверест впервые покорился людям — это были новозеландец Эдмунд Хиллари и непальский шерпа Тенцинг Норгей. — Прим ред.). Затем другие шерпы покорили другие горы. Мы известны своей древней историей и культурой.

Большинство шерпов работает в туристическом бизнесе, горными гидами и иногда носильщиками — другую работу найти очень трудно.

Слово «шерпа» стало нарицательным. Но шерпы — это народность. У нас есть права, за которые мы все еще боремся с правительством.

У шерпов нет фамилий. Вместо фамилий берут само слово «шерпа». Зато у нас интересные имена, которые получаются из дней недели. В какой день человек появился на свет, такое имя ему и дают. Например, меня зовут Пуринджи, я родился в четверг (za phuru). Еще есть особенные дни, например полнолуние (chenga) и новолуние (namgang). И людей называют в честь луны.

Я живу в Катманду, а родился в деревне в районе Солукхумбу на востоке Непала. Мои родители, а также бабушки и дедушки — фермеры.

Эверест — это по-английски. В Непале гора называется Сагарматха. «Сагар» значит «видеть», а «матха» — «вершина». «Вершина мира». По-тибетски — Джомолунгма. Значение то же самое, потому что тибетский и непальский языки очень похожи. Мы говорим и так и так.

Международная пресса писала: «Эверест больше не хочет быть покоренным» . Действительно, за последние два года в Непале погибло много людей из-за природных катастроф и недостаточной подготовки и опыта. Но в этом году 95% восхождений на Эверест были успешными. Надеюсь, так будет и дальше.

Раньше ходить в горы было намного опаснее. Сейчас у альпинистов и трекеров больше шансов выжить в трудных ситуациях. В Непале работают профессиональные гиды, инструкторы и спасательные команды. У них есть вертолеты.

Шерпы покоряли горы задолго до того, как в Гималаях появились альпинисты из других стран. В плане техники европейцы очень хороши, но на высоте шерпы лучшие. Мы живем в горах с детства.

Кто был первым на Эвересте: Эдмунд Хиллари или Тенцинг Норгей? Конечно, Тенцинг! Это ясно как день. Ему нужно было проложить тропу и провесить веревки до вершины. Затем он вернулся, чтобы подобрать Хиллари. Без веревок они бы не поднялись на вершину. Я знаком с сыном Тенцинга.

Я покорил множество гор. Самые высокие: Мера-Пик, 6476 м, в составе группы альпинистов из Сингапура. И Айленд-Пик, 6189 м, с группой из Великобритании. Мы провели больше часа на вершине. Выше 7000 никогда не поднимался.

Мечта всей жизни — покорить Монблан, 4809 м. Однажды я это сделаю.

Самое важное в работе горного гида — навыки альпиниста и знание гор. Без этого в нашей профессии невозможно.

За что я люблю горы? Я непалец. Я шерпа. Родился в Гималаях. Горы всегда улыбаются, несмотря на то что это всего лишь скалы.

Сколько экспедиций провожу в году? Я их не считаю. Иногда это две за сезон, иногда больше шести. Только что отправил группу в горы с другим проводником. Но если участники группы хотят, чтобы гидом был я, то тогда пойду с ними.

В свободное время я люблю путешествовать с семьей и слушать музыку.

Счастливая семья — та, где люди живут в достатке. И еще в Непале говорят: «Маленькая семья — счастливая семья». Но не всегда это возможно.

У меня небольшая семья. Мою жену зовут Сирджана Рай. Она из другой касты, не из шерпов. У нас есть дочка, ей шесть лет. Девочка пошла недавно в школу, она хочет стать доктором и не собирается покорять горы.

Религия нам не помогает. Мы просто верим в бога. Большинство шерпов — буддисты, и я уверен, что не все из них свободны от религии и могут быть теми, кем захотят. Но я тоже буддист.

Шерпы верят не только в Будду, но также в богов и демонов, которые населяют каждую гору, пещеру или лес. Природа — живая.

Кое-где Непал действительно похож на сказочную страну: ветхие дома, добрые люди, волшебная природа, интересные традиции... Но чтобы увидеть все это, придется поехать в деревню. Туристический Непал совсем другой.

У меня очень трудная работа. Чего бы я пожелал своим детям? Чтобы они не ходили в горы и никогда не занимались трекингом. Надеюсь, их будущее — более светлое, чем то, что есть у нас.

Что мы знаем о шерпах? Что это те безымянные люди, которые помогают альпинистам в восхождениях на Эверест. Однако шерпы - не профессия, это народ. И народ удивительный.

Без грамоты и истории

Когда мы говорим "шерпы", то обычно имеем ввиду носильщиков, которые помогают альпинистам совершать восхождения. Это не самое верное представление. Шерпы - это одна из народностей, которые сегодня преимущественно обитают на территории Восточных Гималаев. И занимаются они не только тем, что носят поклажу. Большинство из них занимается земледелием.

Шерп в переводе означает "человек с Востока". Когда-то шерпы жили в Тибете. Они монголоидного происхождения, но с тибетцами их связывают и традиции, и религия, и одежда. Похожи и их языки. Однако у шерпов нет и не было письменности. От этого серьезные пробелы в том, что касается их историографии. Это почти в прямом смысле народ без истории, поскольку, что не написано пером... то сложно однозначно доказать.

Живут шерпы традиционно по тибетскому календарю, но датировка их жизней - дело непростое. Они уделяют собственным персонам незначительное внимание. Даже имена у них меняются на протяжении жизни. Фамилий как таковых нет в принципе. Вместо этого, если возникает такая необходимость, используется название местности, где родился шерп. Или шерпа.
Даже с самим названием представителей этого народа в единственном числе возникают проблемы. Поскольку и "шерп" и "шерпа" (оба слова мужского рода) - признаются нормативными. Нет письменности - нет и строгих правил.

Рожденные восходить

Шерпы удивительно выносливые. Во время восхождений они могут нести на себе поклажу, превосходящую по тяжести собственный вес. Они выдерживают такие перегрузки, которые для европейцев являются смертельными. Конечно, ученых заинтересовал этот феномен.
Многочисленные исследования подтвердили, что у шерпов иначе работает система кровоснабжения - их кровь бежит в два раза быстрее, чем у европейцев, сохраняя при этом оптимальный сердечный ритм и давление.
Исследования показали, что концентрация продуктов распада азота в крови шерпов в 10 раз выше, чем у тех, кто приезжает покорять Эверест издалека. Оксид азота и его метаболиты расширяют кровеносные сосуды - отсюда и фантастическая выносливость шерпов.

Джонатан Стемплер (Медицинский центр Университета Дьюка), занимающийся этой проблематикой, отмечает: "Интересные данные о здоровье жителей Тибета показывают, каким образом природа использовала оксид азота для возмещения негативных последствий постоянного пребывания на большой высоте в условиях гипоксии".

Сами шерпы относятся к этому философски. Тенцинг Норгей, самый известный шерп (первым, вместе с Хиллари покорил Эверест), в своей книге "Тигр снегов" спокойно рассказывает: "Мальчик-шерп смотрит вверх - он видит гору. Потом он смотрит вниз и видит груз. Он поднимает груз и идет на гору. Он не видит в этом ничего необычного или неприятного. Идти с грузом - его естественное состояние, и ноша для него все равно что часть тела ".

Всеядность

Популярности шерпов среди тех, кто приезжает в Гималаи покорять Джомолунгму, способствует, по признанию того же Терцинга Норгея, их всеядность. В отличие от большинства индусов и пакистанцев, шерпы практически всеядны. Спокойно могут употреблять любые консервы, с которыми альпинисты обычно идут в горы. Не чураются они и алкоголя. Более того, у шерпов даже есть алкогольный напиток, называемый чанг. Это такое шерпское пиво, которое готовится из риса, ячменя или других злаков. Пьется оно обычно через соломинку.
Шерпы даже не чураются сигарет. И вообще стараются жить без догматических ограничений. Впрочем, как рассказывал Норгей, перед восхождением и во время него, от сигарет шерпы отказываются, что не вызывает у них какого-либо синдрома отмены.

Семья

Надо сказать, что шерпы весьма демократичны по сравнению с большинством азиатских народов. Даже гендерные вопросы у них не имеют строгой закономерности. Так, шерпские женщины, которые традиционно считаются хозяйками дома, могут наравне с мужчинами принимать участие в восхождениях. Даже несмотря на то, что они обычно низкорослые, или даже маленькие, они могут нести поклажу почти со свой вес. Такая "мужская" работа не считается у шерпских женщин чем-то зазорным.

Многоженство среди шерпов практически не развито. Сами они объясняют этот факт именно демократичностью отношений: попробуй управься с несколькими женами, если с одной непросто совладать. Распространено, впрочем, многомужество - одна жена на несколько братьев - так сохраняется имущество внутри семьи. Бывают среди шерпских семей и разводы, но инициатор не может разойтись без уплаты определенной суммы.

Религия

90% шерпов - буддисты. Они верят в реинкарнацию и даже посещают буддийские храмы, однако их вера подчеркнуто не ритуальна. Они не "заморочены" на религии, несут Будду скорее в сердцах. Фанатиков среди шерпов нет.
Как признается Терцинг Норгей "наши важнейшие обряды связаны с рождением, женитьбой и смертью. Мы сжигаем наших покойников, кроме маленьких детей, которых принято хоронить. Исключение составляют также умершие высоко в горах; их тоже хоронят - либо люди, либо сама природа".
Шерпы живут три жизни: в своем народе, в своей религии, и в своей работе. Одна жизнь от другой у них неотделимы.

Политика

Шерпы - не вымирающий народ. Их численность постоянно растет. Растет и образованность, а также гражданское самосознание. То и дело они хотят монополизировать Эверест и даже закрыть его для восхождений. Многие из нового поколения шерпов после "бума" эверестомании осваивают нетипичные для себя профессии, связанные в том числе и с юридической отраслью.

Шерп всегда в душе путешественник, покорять новые вершины у этого народа в крови. Вполне возможно, что в будущем они приобретут такую силу и значимость, что с ними будут считаться и "сильные мира сего".